Семья итальянских скрипичных мастеров

Скрипичные мастера: Антонио Страдивари, Николо Амати, Джузеппе Гварнери и другие

Скрипичные мастера Италии создавали настолько прекрасные музыкальные инструменты, что они по сей день считаются самыми лучшими, несмотря на то, что в наш век появилось много новых технологий их изготовления. Многие из них сохранились до сих пор в отличном состоянии, и сегодня на них играют самые знаменитые и лучшие в мире исполнители.

А. Страдивари

Самый знаменитый и великий скрипичных дел мастер – это Антонио Страдивари, родившийся и всю жизнь проживший в Кремоне. На сегодняшний день в мире сохранилось приблизительно семьсот инструментов, сделанных его руками. Учителем Антонио был не менее знаменитый мастер Николо Амати.

Точная дата рождения А. Страдивари неизвестна. Обучившись у Н. Амати, он открыл свою мастерскую и превзошёл своего учителя. Антонио улучшал скрипки, созданные Николо. Он добивался более певучего и гибкого голоса инструментов, делал более изогнутую форму, украшал их. А. Страдивари, кроме скрипок, создавал альты, гитары, виолончели и арфы (по крайней мере, одну). Учениками великого мастера были его сыновья, но они не сумели повторить успех своего отца. Считается, что секрет великолепного звучания своих скрипок он не передал даже своим сыновьям, поэтому он не разгадан до сих пор.

Семья Амати

Семья Амати – это скрипичные мастера из древнего итальянского рода. Жили они в древнем городе Кремоне. Основал династию Андреа. Он был первым скрипичным мастером в семье. Точная дата рождения его неизвестна. В 1530 году он и его брат Антонио открыли мастерскую по изготовлению скрипок, альтов и виолончелей. Они разработали собственные технологии и создали инструменты современного типа. Андреа добился, чтобы его инструменты звучали серебристо, нежно, ясно и чисто. В возрасте 26 лет А. Амати стал знаменитым. Мастер обучал своему делу сыновей.

Самым знаменитым в семье изготовителем струнных стал внук Андреа Амати – Николо. Он усовершенствовал звучание и форму инструментов, которые создавал его дед. Николо увеличил размер, уменьшил выпуклости на деках, сделал более крупными бока и более тонкой талию. Он также изменил состав лака, что сделало его прозрачным и придало ему оттенки бронзы и золота.

Николо Амати был основателем школы для скрипичных мастеров. Многие знаменитые изготовители струнных инструментов были его учениками.

Семья Гварнери

Скрипичные мастера из этой династии также проживали в Кремоне. Самым первым в роду изготовителем скрипок был Андреа Гварнери. Как и А. Страдивари, он был учеником Николо Амати. С 1641 года Андреа жил в его доме, работал подмастерьем и за это бесплатно получал необходимые знания. Из дома Николо он ушёл в 1654 году, после того как женился. Вскоре А. Гварнери открыл свою мастерскую. У мастера было четверо детей – дочь и трое сыновей – Пьетро, Джузеппе и Эусебио Амати. Двое первых пошли по стопам отца. Эусебио Амати был назван в честь великого учителя отца и был его крестником. Но, несмотря на такое имя, он единственный из детей А. Гварнери не стал скрипичным мастером. Самым знаменитым в семье является Джузеппе. Он превзошёл своего отца. Скрипки династии Гварнери были не столь популярными, как инструменты А. Страдивари и семьи Амати. Спрос на них был за счёт не очень дорогой стоимости и кремонского происхождения – что было престижным.

Сейчас в мире насчитывается приблизительно 250 инструментов, изготовленных в мастерской Гварнери.

Менее известные мастера скрипичных дел Италии

Были в Италии и другие скрипичные мастера. Но они менее известны. И их инструменты ценятся меньше, чем те, что созданы великими мастерами.

Гаспаро да Сало (Бертолотти) – главный соперник Андреа Амати, который оспаривал у основателя знаменитой династии право считаться изобретателем скрипок современного вида. Он создавал также контрабасы, альты, виолончели и так далее. До наших дней дошло очень мало созданных им инструментов, не более десятка.

Джованни Маджини – ученик Г. да Сало. Сначала он копировал инструменты наставника, затем усовершенствовал свои работы, опираясь на достижения кремонских мастеров. Его скрипки отличаются очень мягким звучанием.

Франческо Руджери – ученик Н. Амати. Его скрипки ценятся не меньше, чем инструменты его наставника. Франческо изобрёл скрипки маленького размера.

Я. Штайнер

Выдающийся скрипичных дел мастер Германии – Якоб Штайнер. Он опередил своё время. При жизни он считался лучшим. Созданные им скрипки имели большую ценность, чем те, что делал А. Страдивари. Учителем Якоба, предположительно, был итальянский скрипичный мастер А. Амати, так как в его работах прослеживается стиль, в котором работали представители этой великой династии. Личность Я. Штайнера остаётся загадочной до сих пор. В его биографии много тайн. Ничего не известно о том, когда и где он родился, кто были его мать и отец, из какой семьи он происходил. Но образование у него было прекрасное, он владел несколькими языками – латинским и итальянским.

Предполагается, что у Н. Амати Якоб обучался в течение семи лет. После этого он вернулся на родину и открыл свою мастерскую. Вскоре эрцгерцог назначил его придворным мастером и дал хорошее жалованье.

Скрипки Якоба Штайнера отличались от других. Свод дек у неё был более крутым, что позволяло увеличить объём внутри инструмента. Шейку, вместо привычных завитков, венчали львиные головы. Звук его изделий отличался от итальянских образцов, он был уникальным, более чистым и высоким. Резонаторное отверстие имело форму звезды. Лак и грунт он использовал итальянские.

Тайны скрипки. Амати, Гварнери, Страдивари.

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тайна скрипичных мастеров Амати. Гварнери. Страдивари. О, как разноголосо скрипки пели: Творенья Страдивари и Гварнери, Вильома, Гваданини и Амати – Скрипичное невиданное пати! Впервые вместе все они собрались, К нам голоса их сквозь века прорвались. И музыканта трепетные руки Рождают в них божественные звуки. Их голосов заслуженная слава Взрывает зал гремящим криком «браво»! Слились здесь воедино два таланта: Труд мастеров и гений музыканта!

В 16-17 веках в нескольких странах Европы сложились крупные школы скрипичных мастеров. Представителями итальянской скрипичной школы были знаменитые семейства Амати, Гварнери и Страдивари из Кремоны. Город Кремона находится в Северной Италии, в Ломбардии, на левом берегу реки По. Этот город с X века известен как центр по производству фортепиано и смычковых. Кремона официально носит звание мировой столицы производства струнных музыкальных инструментов. В наше время в Кремоне работают более ста скрипичных мастеров, и их продукция высоко ценится у профессионалов. В 1937 г., в год двухсотлетия со дня смерти Страдивари, в городе была основана школа изготовления скрипок, ныне широко известная. В ней обучаются 500 учеников со всего мира.

Где-то плачет волшебная скрипка На исходе уставшего дня. Рассыпаются звуки, как искры Растревоженного огня. Она плачет дитём и вздыхает, Подняв грусть из глубин души И, как-будто, споткнувшись, смолкает, Затерявшись в сырой тиши. Кто-то музыкой боль заливает, И сливаются струи в поток. Скрипка снова и снова играет, Подводя неизбежный итог. Эту песнь не расскажешь словами, И на руки её не взять. Только будто на дне самом Струны сердца навзрыд звучат.

Амати Ама́ти (итал. Amati) — семья итальянских мастеров смычковых инструментов из древнего кремонского рода Амати. Упоминание имени Амати встречается в летописях Кремоны уже в 1097 году. Основатель династии Амати – Андреа – родился приблизительно в 1520 году, жил и трудился в Кремоне. С 1530 года Андреа вместе с братом Антонио открыл собственную мастерскую в Кремоне, где они стали изготовлять альты, виолончели и скрипки. Наиболее ранний дошедший до нас инструмент датирован 1546 годом.. Отталкиваясь от традиций и технологии изготовления струнных инструментов (виол и лютен), Амати первым среди собратьев по труду создал скрипку современного типа. Амати создавали скрипки двух размеров – большой (grand Amati) – 35,5 см в длину и меньший – 35,2 см.

Амати Скрипки были с низкими боками и довольно высоким сводом дек. Головка крупная, мастерски вырезанная. Андреа впервые определил подбор дерева, характерный для кремонской школы: клен (нижние деки, бока, головка), ель или пихта (верхние деки). На виолончелях и контрабасах нижние деки иногда делались из груши и платана. Добившись ясного, серебристого, нежного (но недостаточно сильного) звучания, Андреа Амати высоко поднял значение профессии скрипичного мастера. Созданный им классический тип скрипки (очертания модели, обработка сводов дек) остался в основном неизменным. Все последующие улучшения, сделанные другими мастерами, главным образом касались силы звука.

В двадцать шесть лет талантливый скрипичный мастер Андреа Амати уже “сделал” себе имя и ставил его на этикетках, прикрепляемых к инструментам. Молва об итальянском мастере быстро распространилась по Европе и дошла до Франции. Король Карл IX пригласил Андреа к себе и заказал ему изготовление скрипок для придворного ансамбля “24 скрипки короля”. Андреа изготовил 38 инструментов, в том числе дискантовые и теноровые скрипки. Некоторые из них сохранились. У Андреа Амати было два сына – Андреа-Антонио и Джироламо. Оба выросли в отцовской мастерской, всю жизнь были партнёрами отца и, вероятно, самыми знаменитыми скрипичными мастерами своего времени. Инструменты, сделанные сыновьями Андреа Амати были еще изящнее, чем у отца, а звук их скрипок — еще нежнее. Амати

Амати Особых успехов в изготовлении скрипок достиг сын Джироламо – Николо (1596-1684), внук Андреа. Николо Амати создал скрипку, предназначенную для публичных выступлений. Он довёл до наивысшего совершенства форму и звук скрипки своего деда и приспособил её к требованиям времени. Для этого он немного увеличил размер корпуса (“большая модель”), уменьшил выпуклости дек, увеличил бока и углубил талию. Он улучшил систему настройки дек, особое внимание уделил пропитке дек. Подбирал к скрипке дерево, ориентируясь на его акустические свойства. Кроме того, он добился, чтобы лак, покрывающий инструмент, был эластичным и прозрачным, а цвет – золотисто-бронзовым с красновато-коричневым оттенком. Конструктивные изменения, внесенные Николо Амати, заставили скрипку звучать сильнее, а звук распространяться дальше, не утрачивая при этом своей красоты. Все инструменты Николо до сих пор ценятся скрипачами.

Гварненри Как мне добиться, чтоб звучало, От дерева, чтоб звук пошёл, Чтоб нота душу так достала, Чтоб миг сознания пришёл Чтоб за секунду вспомнить детство, Кого любил, свой первый раз, И, чтобы вспомнить наслажденье, Души лирический экстаз Чтоб всё, что есть, все двери пали, Наружу вырвался герой, Чтобы душа запела снова, Чтобы был я горд, перед собой Чтоб пролетела жизнь как птица, Всё, что сумел, и что достиг, Чтобы душа под ритмы сердца, Запела, что же ты старик……… Зачем тебе теперь мученья, Ты создал инструмент по праву, И ты собрал его в ладони, Меняя на очках оправу Прищурился и тронул нежно, Смычком и выловил диезу, Вот так создал руками скрипку Гварнери прозванный дель Джезу

Гварнени Гварнери (Guarneri) – семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Родоначальник семейства, Андреа Гварнери, родился в 1622 (1626) в Кремоне, там же жил, работал и умер в 1698 году. Он был учеником Николо Амати, и свои первые скрипки создавал в стиле Амати. Позже Андреа разработал собственную модель скрипки, у которой эфы имели неправильные очертания, свод дек более плоский, бока довольно низкие. Были и другие особенности скрипок Гварнери, в частности, их звук. Сыновья Андреа Гварнери – Пьетро и Джузеппе – также были крупными мастерами скрипичного дела. Гварнери дель Джезу (1698-1744) создал свой индивидуальный тип скрипки, рассчитанный на игру в большом концертном зале. Лучшие скрипки его работы отличаются сильными голосами с густыми, наполненными тонами, выразительностью и разнообразием тембра. Первым, кто оценил преимущество скрипок Гварнери дель Джезу, был Никколо Паганини.

Гварнени Любимая скрипка Никколо Паганини «Ил Канноне» (Пушка), созданная великим Джузеппе Гварнери, хранится в Ратуше Генуи. Один раз в месяц, специально назначенный куратор вынимает ее из витрины. Скрипку вручают молодому артисту, победителю конкурса имени Паганини. И он получает право целый вечер играть перед переполненным залом на той самой скрипке, на которой более ста лет назад играл великий Маэстро. И, кажется, это сам великий скрипач исполняет свое знаменитое левое пиццикато… Скрипка помещена в специальную витрину при температуре 20 градусов и влажности около 50 процентов. В другие города скрипку вывозят крайне редко, место хранения во время гастролей держат в строжайшем секрете, а рядом постоянно находится вооруженная охрана. Считается, что играть на этой скрипке можно не более часа, чтобы дерево не разрушалось от перемены влажности и температуры.

Гварнени «Ил Канноне» «Пушка»

Из воспоминаний: В мае 1999 года «Пушку» привезли в Киев. Знаменитый украинский скрипач Богодар Которович играл концерт на легендарной скрипке в Оперном Театре. Вот как он отозвался о скрипке принадлежавшей Паганини: «…Знаете, когда я взял скрипку Паганини в руки, первое, что почувствовал, — это разочарование: ведь обычно я играю на точной ее копии мастера Вильома. На репетиции «Пушка» не произвела особого впечатления, но позже, на концерте, она просто преобразилась. Это было необъяснимо, и не обошлось без мистики. Когда я играл, то вдруг почувствовал – точно за мной кто-то разыгрывается. Чувствовал только звуки, может, это иллюзия, фантазия, но мне показалось, что за мной стоит двойник. Помните, когда Паганини изображали со скрипкой, то за ним рисовали играющего дьявола…»

Страдивари Антонио Страдивари или Страдивариус – знаменитый мастер струнных и смычковых инструментов. Он жил и работал в Кремоне. Страдивари учился у Николо Амати. Он родился в 1644 , хотя точная дата его рождения неизвестна. В Кремоне, начиная с 1680 года, Страдивари жил на площади св. Доминика, там же он открыл мастерскую, в которой стал изготовливать струнные инструменты – гитары, альты, виолончели и, конечно, скрипки. Антонио Страдивари умер в Кремоне 18 декабря 1737 . Похоронен в в кремонской Базилике Сан Доменико.

Из тонких плашек редкой древесины, Среди опилок, в мастерской убогой, Рождалась скрипка с талией осиной, Дитя таланта Мастера и Бога. И запах лака приторный и горький В себе таил великие секреты, У старого Антонио в каморке Рождалась скрипка… И её с рассветом Великий Мастер вынес на террасу, Чтобы дитя просохло от рожденья, А сам, не спавший зА ночь даже часа, Прилёг и погрузился в сновиденья… И видел он во сне, как вся Кремона Рукоплескала этой новой скрипке, Как пальцы музыканта искушённо Дрожа блуждали её станом гибким. Смычок коснулся девственного тела, Трезвучием сорвал её одежды И скрипка изумительно запела, Как ни одна из тех, что пели прежде… Она рыдала в сладком полутоне, Сливались звуки в двуголосьи страстном, Смычок взлетает вверх и плавно тонет… И говорит ей: Боже! Ты прекрасна. Звучит её податливое тело, Она и плачет и поёт и стонет! От звуков низких, вязких, чёрно-белых До высочайших – в ярко-красном тоне… Очнулся мастер. Глаз не открывая, Сказал тихонько: ты прекрасно пела… А если пела – значит ты живая. И встал. Болело старческое тело… Жила Кремона в ежедневном быте, Кричали продавцы воды фруктовой… Маэстро убирал свою обитель, Чтоб приступить к рожденью скрипки новой. А через триста лет, в огромном зале, В составе знаменитого оркестра Две скрипки пели. Зрители не знали, Что эти скрипки пели для Маэстро… Владимир Кобец

До 1684 Страдивари строил небольшие скрипки в стиле Амати. Он старательно воспроизводил и улучшал скрипки учителя, стараясь найти собственный стиль. Постепенно Страдивари освободился от влияния Амати и создал новый тип скрипки, отличающейся от скрипок Амати тембровым богатством и мощным звучанием. Начиная с 1690 года, Страдивари стал строить инструменты более крупных размеров в отличие от скрипок его предшественников. Типичная “удлиненная скрипка” Страдивари имеет в длину 363 мм, что на 9,5 мм крупнее скрипки Амати. Позже мастер уменьшил длину инструмента до 355,5 мм, одновременно сделав его несколько шире и с более выгнутыми сводами, – так появилась на свет модель непревзойденной симметрии и красоты, которая вошла в мировую историю как “скрипка Страдивари”, а имя самого мастера покрыла неувядаемой славой. Кроме скрипок, Страдивари создавал гитары, альты, виолончели, и создал, по крайней мере, одну арфу — по текущим подсчётам более 1100 единиц инструментов. Виолончели, вышедшие из рук Страдивари, имеют замечательный певучий тон и внешнюю красоту.

Скрипки Страдивари Наиболее выдающиеся инструменты были изготовлены Антонио Страдивари в период с 1698 по 1725 годы. Все скрипки этого периода отличаются замечательной отделкой и прекрасными характеристиками звучания – их голоса похожи на звонкий и нежный женский голос. За всю жизнь мастер создал более тысячи скрипок, альтов и виолончелей. До нашего времени дошло примерно 600, некоторые из его скрипок известны под собственными именами. Среди известных в наши дни скрипок нет двух в точности одинаковых по рельефу и звуку! Среди других прославленных скрипок Страдивари : “Беттс” (1704 г.), храняшаяся в Библиотеке Конгресса США), “Виотти” (1709), “Алард” (1715) “Мессия” (1716).

Легенды и правда о Страдивари Дерево, из которого сделаны инструменты, – это обломки Ноева ковчега! Предания гласят, что мастер использовал для создания лака крылышки насекомых и пыль с пола собственной мастерской. Также смеси из смол из тирольского леса,который был потом вырублен. На самом деле, Страдивари действительно использовал самый высококачественный материал для изготовления инструментов, но особым секретом были музыкальность мастера, ловкость рук, интуиция, острый глаз. Анализ инструментов показывает, что они содержат химические элементы, которые никто не использовал в то время, они сохраняли инструмент от порчи и гниения. Состав этих элементов близок к составу египетских мумий.

Инструменты Страдивари отличаются характерной надписью на латинском языке: Antonius Stradivarius Cremonensis Faciebat Anno [date] в переводе – Антонио Страдивари Кремонский сделал в году (таком-то).

Памятник Страдивари в Кремоне Сегодня слышал (выдался мне случай): Рыдала скрипка высотою нот. И в жилах кровь застыла, став тягучей, И онемел полуоткрытый рот. Душа внимала таинство звучаний, Стонала скрипка в опытных руках. Утраты горечь, темень расставаний У скрипача отражены в глазах. Скрипач и скрипка воедино слиты, Смычок и сердце – пламенная страсть. В награду слёзы скрипачу пролиты, И души сотен отданы во власть

В гостях у скрипичных мастеров Кремоны

Династии скрипичных дел мастеров прославили Кремону во всём мире. Наиболее известны скрипки семьи Страдивари. Неудивительно, что «мастерство скрипичных мастеров Кремоны, передающееся из поколение в поколение» было внесено в список нематериального наследия человечества ЮНЕСКО.

Отрадно сознавать, что секреты мастерства в Кремоне сохранились и сегодня. Здесь продолжают делать дорогие и эксклюзивные инструменты в полном соответствии со старинной технологией.

В центре Кремоны находятся лавки скрипичных дел мастеров, работающих по так называемому «классическому кремонскому методу», отточенному поколениями мастеров в XVI-XVIII вв. Самые известные династии – это, конечно, Страдивари, Гварнери и Амати.

Никола Амати, Джузеппе Гварнери и Антонио Страдивари

Если зайти внутрь скрипичной мастерской, то кажется, что переносишься в прошлое на пару-тройку веков. Чувствуется запах старого дерева и лака, повсюду разложены диковинные приспособления и старинные чертежи. В некоторых мастерских организованы специальные экскурсии, где можно узнать некоторые из секретов скрипичного производства.

Одна из скрипичных матерских Кремоны / Фото: Shutterstock.com

Музей скрипки

Музей скрипки – это подтверждение глубокой связи между Кремоной и производством скрипок. Стоит отметить, что это не только музей – также здесь есть концертный зал и исследовательский центр.

В музее вам расскажут о пяти веках истории производства скрипок в Кремоне, великих мастерах этого мастерства, включая знаменитого Антонио Страдивари. Впрочем, в музее нашлось место не только старым мастерам: один из разделов музея посвящён нашим современникам.

В первом зале рассказано о появлении скрипки, затем посетители попадают в скрипичную мастерскую, в воздухе которой витают запахи смолы и дерева. В следующем зале на большой полусфере можно наблюдать, как скрипки распространялись по всему миру. В четвёртом зале интерактивные книги рассказывают о классической кремонской школе и скрипичных мастерских эпохи Страдивари. Лучшие инструменты кремонских мастеров представлены в следующем зале, а в залах 6 и 7 находятся инструменты работы самого Страдивари.

Современные скрипки завершают экспозицию музея. Также здесь показано, как прогрессивные технологии помогают создавать скрипки. Последний зал посвящён скрипке в кинематографе.

Мультимедийная экспозиция, воздействующая на все органы чувств, заинтересует посетителей вне зависимости от возраста.

Контакты

Адрес: Музей скрипки, Piazza Marconi, 5, Кремона
Официальный сайт: www.museodelviolino.org

Дом-музей Страдивари

Дом Страдивари, бывший жилищем и мастерской Антонио Страдивари с 4 июля 1667 года, сейчас находится в частной собственности. На доме есть памятная доска в честь великого скрипача.

Попасть в дом Страдивари можно во время Фестиваля скрипки, проходящего в октябре. Экскурсии и мероприятия фестиваля бесплатны.

Контакты

Адрес: Дом-музей Страдивари, Corso Garibaldi, 57, Кремона
Официальный сайт: turismo.comune.cremona.it

фотография в слайдере © Gimas / Shutterstock

Похожие материалы

Спасибо, что снова читаете нас!

Музей обуви в Виджевано

Лучшие мастерские Флоренции

«Бонбоньерка из Ветриано»: самый маленький театр в мире

«Феде Сарда»: кольцо из Сардинии

Муранское стекло

8 фестивалей джаза в Италии

Условия и положения загрузки и хранения фотографий на сайт «Твоя Италия»

Загружая свои фотографии на сайт «Твоя Италия», пользователи принимают нижеследующие условия и положения:
1. К участию допускаются все пользователи, заполнившие форму с указанием фамилии, имени, контактных данных и описанием фотографии.
2. Фотография должна быть оригинальной, и права на неё должны принадлежать пользователю.
3. Загружаемые фотографии не должны содержать:
3.1. узнаваемых людей, если они не предоставили разрешение опубликовать их фотографии на сайте «Твоя Италия»;
3.2. логотипы и торговые марки, если их правообладатели не предоставили «Твоей Италии» полномочий на их публикацию;
3.3. обнажённых тел, если речь не идёт о произведениях искусства, непристойных, аморальных, неприемлемых изображений;
3.4. любых объектов, нарушающих права третьих лиц;
3.5. размещая фотографию в фотогалерее, пользователи соглашаются с его размещением в данной галерее и в материалах сайта с явным указанием автора данной фотографии, а также в публикациях социальных сетей, связанных с настоящим сайтом.
4. Пользователи также соглашаются с тем, что с ними могут связаться представители «Твоей Италии», чтобы обсудить возможное иное использование предоставленной фотографии.

СКРИПКА

Прекрасная скрипка – четырёхструнный смычковый музыкальный инструмент, в котором источником звука (вибратором) являются колебания струн. Скрипка самый высокий по звучанию инструмент в скрипичном семействе, включающем также альт и виолончель. Предположительно, своим возникновением она обязана усовершенствованию народных инструментов, на основе которых она произошла в своём первозданном виде. В классической форме скрипка оформилась в творчестве северо – итальянских скрипичных мастеров 16 – 18 веков, к которым в частности относились: Ама́ти (итал. Amati) Андреа и Николо, Гварнери дель Джезу, Антонио Страдивари или Страдивариус и другие. В связи с этим несколько слов о вышеперечисленных мастерах:

Амати скрипка

Амати (итал. Amati) – семья итальянских скрипичных мастеров смычковых инструментов. Родоначальник – Андреа (родился около 1520 года, умер около 1580 года). Является создателем классического типа скрипки. Его сыновья Андреа Антонио (около 1540г.-после 1600г.) и Джироламо (1561г.-1630г.). Наиболее известен сын Джироламо – Николо Амати (1596г.-1684г.), инструменты которого ценятся особенно высоко. Ученики Николо Амати: его сын Джироламо 2-й (1649г.-1740г.), Гварнери, Страдивари.

Николо Амати воспитал множество учеников, ряд которых стал равен своему

учителю, некоторые же, как, например, А. Страдивари, его превзошли. Из

мастерской Николо Амати вышли: его сын Иеронимо 2-й (1649-1740),

Из других учеников и подражателей Амати можно назвать следующих мастеров: Аббати, Альбани, Альвани, Ансельмо, Барцеллини, Бесетто, (Вимеркати), Герани, Гувернари, Доминикино, (Декоцетти), (далла Коста), Кальварола, Каппа, Кассини, Кастаньери, Колонарди, Корнелли, Монтаньяна, Монгаде, (Мелони), Надотти, де Полис, (Роджери – Джованни Баттиста и Пьетро Джакомо), Руджери – Винченцо и Гиацинто, Снейдер, Сорсана, Тедеско, Тонони, Фалько, Челопиатус, Черутти

Гварнери скрипка

Гварнери (Guarneri) – семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Ее глава, Андреа (1626г.-1698г.), ученик Н. Амати, разработал собственную модель скрипки. Его сыновья: Пьетро (1655г.-1720г.) и Джузеппе (1666г.-1739г.). Внуки по линии сына Джузеппе: Пьетро 2-й (1695г.-1762г.) и Джузеппе (Иосиф), прозванный Гварнери дель Джезу (1698г.-1744г.). Надо отметить, что наиболее ценными считаются скрипки и альты Джузеппе (Гварнери дель Джезу), на которых играли Николо Паганини, Ф. Крейслер и другие.

С е м е й с т в о Г в а р н е р и. Выдающиеся заслуги в деле построения смычковых инструментов имеет кремонская семья Гварнери. Родоначальником этого семейства был А н д р е а Г в а р н е р и (1626-1698), учившийся вместе со Страдивари у Николо Амати. Первые свои инструменты А. Гварнери делал в стиле

Амати, затем несколько видоизменил их форму. Эфы, не совсем правильных очертаний, располагаются прямее, своды дек делаются несколько более плоскими, бока довольно низкие. Скрипки Андреа Гварнери обычно имеют средний размер, виолончели часто очень велики. Верхние деки инструментов Андреа Гварнери производят впечатление сделанных из одного ствола ели – до того она всегда однотипна. Это ель с грубоватыми, довольно широкими, очень часто узловатыми слоями – Haselfichte.

На его скрипках попадаются деки как из двух половинок, так и из одного куска. Деки виолончелей его работы обычно из четырех кусков. Клен чаще всего местный, малоинтересного рисунка; деки большей частью из двух половинок. Радиальный распил преобладает над тангентальным.

Лак обычно такой же плотности, как и лак Николо Амати, но часто более коричневого цвета. Звук инструментов Андреа Гварнери нежный, но недостаточно сильный.

Старший сын Андреа, П ь е т р о Г в а р н е р и (1655-1720), сначала работавший в Кремоне, а затем переселившийся в Мантую, был талантливым мастером, делавшим инструменты по собственной оригинальной модели. Они имеют очень широкую «грудь», своды весьма выпуклы, эфы округленной формы, поставлены почти прямо. Весьма тщательно и изящно сделаны усы, особенно в углах. Завиток довольно широк.

Дерево на инструментах Пьетро Гварнери частью такое же, как у его отца, после смерти которого он, вероятно, унаследовал его запасы, частью у него попадается дерево более изысканное, ель нежная, мелкослойная, с шелковистым блеском привозной клен роскошного рисунка, обычно тангентального распила, клен же, перешедший по наследству от отца, почти всегда радиального распила.

Инструменты его покрыты оранжево-красным, исключительно чистым, превосходно положенным лаком. Звук инструментов довольно хорош, но лишен блеска. Второй сын Андреа, И о си ф Г в а р н е р и (1666-1739/40), применял в своих инструментах самое разнообразное по типу дерево, особенно клен. У него

встречаются все сорта как местного, так и привозного клена и все роды распила. Деки состоят как из одного, так и из двух кусков, рисунок клена то великолепный, то бледный, так называемый «птичий глаз».

В инструментах раннего периода Иосиф, сын Андреа, свободно комбинирует формы модели отца и Николо Амати. В этих инструментах ель нежная, мелкослойная, взятая, вероятно, из сравнительно молодых деревьев, клен на деках обычно тангентального, на боках – радиального распила. В дальнейшем мастер

отходит от своей первоначальной модели и подражает работам своего гениального сына Иосифа Гварнери дель Джезу. В инструментах этого типа он применяет более тяжелую и грубоватую ель, в некоторых случаях Haselfichte. Клен как на деках, так и на боках всегда радиального распила. На головках преобладает клен гладкий, без лучей. Лак этого мастера по своему составу типично кремонский, обычно желтого цвета с коричневым оттенком. Иногда он бывает роскошного, светящегося рубиново-красного цвета. Звук инструментов очень хорош, несколько напоминает по тембру инструменты Гварнери дель Джезу. Из инструментов Иосифа, сына Андреа, более ценятся скрипки и альты.

Старший сын этого мастера, Пьетро (1695-1762), работал вначале в Кремоне, а затем в Венеции; по стилю примыкает к отцу Г в а р н е р и д е л ь Д ж е з у. Среди членов семьи Гварнери выделился Иосиф

Гварнери (1698-1744), младший сын Иосифа и внук Андреа, – мастер огромного таланта. Историками скрипичного мастерства его принято называть «дель Джезу», так как на этикетках в его скрипках изображен значок, похожий на эмблему иезуитского монашеского ордена.

Произведения его соперничают с произведениями А. Страдивари, так как целый ряд великих скрипачей предпочитал и предпочитает тембр звука его инструментов тембру звука инструментов Страдивари.

Чьим он был учеником – точно не известно; вероятнее всего, он учился не у отца.

По мнению некоторых исследователей (Патерик, английский лютомонограф), Гварнери дель Джезу был учеником малоизвестного итальянского мастера Джизальберти, примыкавшего к брешианской школе. Эта гипотеза весьма вероятна, так как инструменты Иосифа Гварнери дель Джезу имеют много характерных

Феномен Страдивари и Гварнери

Почему одни великие скрипачи мира предпочитают играть на инструментах Страдивари, а другие на Гварнери? В чем разница между Страдивари и Гварнери?

Давайте сразу уточним, что Страдивари и Гварнери представляли собой целые семейства скрипичных мастеров и если мы заглянем в каталог итальянских скрипичных мастеров составленный Карелом Яловцем, то увидим, что фамилию Гварнери представляют десять различных мастеров, а семейство Страдивари как минимум три. Самыми знаменитыми представителями этих фамилий считаются Антонио Страдивари и Джузеппе Гварнери Дель Джезу. Считается, что в мире сохранилось около 650 скрипок работы Страдивари и примерно 140 — Гварнери.

Антонио Страдивари родился в 1644 году в Кремоне. С раннего возраста начал обучаться искусству изготовления музыкальных инструментов. Сохранилась скрипка с этикетом «Антонио Страдивари ученик Николо Амати» изготовленная великим итальянцем в возрасте 13 лет. Исследователи творчества Страдивари не пришли к единому мнению можно ли считать его учеником Амати. В 1667 году Страдивари начал работать в собственной мастерской. С ранней молодости он проявил выдающийся талант и трудолюбие, об этом свидетельствуют заказы на изготовление целых оркестров и квартетов струнно-смычковых инструментов от королей Испании, Англии, Польши. Страдивари делал не только скрипки, альты и виолончели, но и арфы, гитары, цитры. Современники считали Антонио Страдивари скупым и угрюмым. Он был невероятно богат и постоянно занят изготовлением инструментов. Возможно ему завидовали, по этому поводу сохранилась даже поговорка: «Богат, как Страдивари». Он прожил 93 года, нажил 11 детей. Только двое из его сыновей Франческо и Омобоне продолжили дело отца, но не добились значительных результатов после его смерти. На одном из самых известных инструментов Страдивари виолончели «Дюпор» (1711) с 1974 по 2007 годы играл Мстислав Ростропович, который называл его своей «любовницей». После смерти музыканта «Дюпор» был приобретён за 20 млн долларов Японской музыкальной ассоциацией.

Гварнери (Guarnieri, Guarneri или Guarnerius), знаменитая семья итальянских мастеров смычковых инструментов 17-18 вв. Самым знаменитым считается Джузеппе Гварнери (1698 – 1744 гг.), прозванный Гварнери Дель Джезу. Хотя Андреа, Пьетро Джованни (Мантуанский) и Пьетро (Венецианский) создали за свою жизнь не мало шедевров, инструменты Гварнери Дель Джезу приблизились,а по мнению некоторых музыкантов и экспертов даже превзошли скрипки Страдивари. Гварнери Дель Джезу прожил всего 46 лет. Он подписывал скрипки монограммой “IHS”, что является одним из священных знаков Христа — “Иисус Христос Спаситель”. Именно поэтому Джузеппе Гварнери называют Guarneri del Jesu, что значит “Гварнери Иисуса”. Есть мнение, что он работал и жил в монастыре и принадлежал к религиозному ордену.

В чем же заключен феномен маленького итальянского города Кремоны подарившего миру плеяду великих скрипичных мастеров? Этот секрет пока остается до конца не разгаданным. Версии о «малом ледниковом периоде», повлиявшем на плотность древесины, попытки открыть секрет изготовления и нанесения лака и другие разрозненные исследования не дают полной картины успешности великих итальянских скрипичных мастеров.

Скрипки Амати и Страдивари ценились еще при жизни этих великих мастеров, а Джузеппе Гварнери Дель Джезу прославился уже после смерти в основном благодаря своему не менее знаменитому земляку Никколо Паганини.

В начале XIX века скрипка стала необычайно популярной в Европе. Такой интерес был вызван триумфальными гастролями Никколо Паганини. У скрипача было семь или девять инструментов работы Страдивари, скрипки тирольских мастеров, возможно, также инструменты работы Вильома. Но однажды некий торговец сахаром после концерта предложил Паганини купить скрипку мало известного в то время мастера, Джузеппе Гварнери, на нижней деке которой был знак “I. H. S”. Великий музыкант влюбился в скрипку Гварнери, назвал ее “Пушка” (“Cannone”) за убийственную мощь звука и завещал родному городу Генуя. После такой рекламы инструменты Гварнери дель Джезу стали цениться не меньше, чем творения Страдивари. В наши дни скрипка по имени “Пушка” по-прежнему хранится в одном из музеев Генуи и застрахована на 3 миллиона евро. За ней ухаживают, время от времени дают поиграть на ней талантливым молодым скрипачам.

В мае 1999 года «Пушку» привезли в Киев. Знаменитый украинский скрипач Богодар Которович играл концерт на легендарной скрипке в Оперном Театре.

Вот как он отозвался о скрипке принадлежавшей Паганини: «…Знаете, когда я взял скрипку Паганини в руки, первое, что почувствовал, — это разочарование: ведь обычно я играю на точной ее копии мастера Вильома. На репетиции «Пушка» не произвела особого впечатления, но позже, на концерте, она просто преобразилась. Это было необъяснимо, и не обошлось без мистики. Когда я играл, то вдруг почувствовал — точно за мной кто-то разыгрывается. Чувствовал только звуки, может, это иллюзия, фантазия, но мне показалось, что за мной стоит двойник. Помните, когда Паганини изображали со скрипкой, то за ним рисовали играющего дьявола…»

За скрипку была уплачена беспрецендентная страховая сумма залога-4 миллиона долларов, но истинную стоимость этого инструмента установить не возможно, эта скрипка бесценна!

Вадима Репина называют «русским Паганини», в одном из интервью ему был задан вопрос о впечатлениях от игры на скрипках Страдивари и Гварнери.

«…С одной стороны, Страдивари – это скрипки, которые звучат сами по себе, у них невероятно магический звук, как будто на небесах. Скрипки Гварнери, на мой взгляд, имеют несколько более обширный диапазон звуковой палитры. На скрипках Гварнери можно даже прорычать, или гавкнуть, и в то же самое время, они обладают невероятными магическими звуковыми свойствами. Скрипки Гварнери требуют более высокого уровня мастерства игры на скрипке, но при этом дают больше возможности раскрыться своей личности. Скрипки Страдивари всегда звучат красиво, но как будто пытаются навязать свои качества тому, кто на них играет…Если обратиться к истории скрипичного исполнительства, то самые великие скрипачи (Крейслер, Хейфец, Стерн, Коган, Мильштейн и другие), предпочитали играть на скрипках Гварнери, за исключением нескольких (например, Ойстрах, который предпочитал Страдивари). Стоит также упомянуть о том, что скрипка Гварнери в два раза дороже».

Леонид Коган предпочитал инструмент, изготовленный кремонским мастером Гварнери дель Джезу. На такой скрипке, купленной в 1958 году, он исполнил за кадром «роль» великого итальянца в фильме Леонида Менакера «Никколо Паганини». Всю жизнь он стремился разгадать феномен “скрипача-дьявола”. Как и Паганини, он предпочитал скрипкам Страдивари инструмент, изготовленный Гварнери дель Джезу, считая, что “ее и сложность, и преимущество в том, чтобы делать звук самому, на них индивидуальный звук скрипача со временем доходит до слушателя гораздо полнее и легче, чем у Страдивари”.

Иегуди Менухин, Ицхак Перлман и Пинхас Цукерман играли на скрипке «Вьетан» изготовленной Гварнери в 1741 году.

Анне- Софи Муттер владеет двумя скрипками Страдивари (The Emiliani (1703), и Lord Dunn-Raven (1710), Ида Гендель так же предпочитает скрипки Страдивари.

А вот например альтист с мировым именем Юрий Башмет много лет не изменяет своему альту итальянского мастера Паоло Тесторе (Милан, 1758).

Звуковые тесты, когда исполнители играют за занавеской и эксперты оценивают инструменты по звуку, обычно заканчиваются тем, что даже авторитетные специалисты ошибаются и ставят на первое место скрипки не имеющие никакого отношения к инструментам экстра класса.

Читайте далее: