Санта мария прессо сан сатиро

Италия-9, день 6, часть 3: Chiesa di Santa Maria presso San Satiro

Странная штука с этой церковью. По сравнению с большинством других миланских церквей Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро (т.е. “прижатая” к Св. Сатиру, точнее, к церкви, освященной в честь брата Св. Амвросия, wiki) большого впечатления на первый взгляд не производит: запрятана где-то во дворах, невысокая, ассиметричная, фасад копирует все сразу, от работ Альберти до “Иль Джезу”, причем сразу видно, что от изначальной задумки Амадео остались рожки да ножки.
С другой стороны, сразу понятно, зачем сюда идут толпы туристов, и я вам сразу это покажу. Вот так выглядит центральный неф: вроде как, типичный греческий крест.

Точнее, так о выглядит в фас. А так – почти в профиль. Которого у него, как выясняется, нет: это обманка глубиной меньше метра, которую придумал великий Браманте, чтобы скомпенсировать недостаток места для полноценной апсиды (помните, точно такой же прием использован во “Введении Марии во храм” в Дуомо?). И, кстати, спроектированный им же задний фасад, выходящий на виа Фальконе, гораздо выразительнее, поскольку, во-первых, не перестроен, а во-вторых, соответствует всем принципам возрожденческих фасадов (снять его категорически невозможно, в вики он есть с угла: посмотрите на правильность купола и общее строгое решение с гигантстким ордером).

Как и во многих других ломбардских церквях, автор заглавного образа неизвестен: такими образами расписывали столбы, ворота или небольшие путевые часовни, но часто они становились предметами столь серьезного локального поклонения, что над ними приходилось возводить новую церковь. Так произошло и с местной Мадонной.

В 1242 г. (в памяти сразу всплывает: Ледовое побоище) некий молодой человек по имени (блин, даже имя сохранилось!) Массацио из Вигольцоне (это километров 100 на юго-восток) набросился на Мадонну с ножом, а образ начал кровоточить (история подробно изложена в люнете). Неизвестно, впрочем, что ему не понравилось, но – стал соавтором чуда. Почти Герострат.

А прежде, чем посмотреть другие местные работы Браманте, сходим по привычке налево. Т.е. в самую старую часть, которая “на виде сзади” торчит впереди и портит идеальную возрожденческую симметрию. Речь о “святилище Св. Сатира” – небольшой церквушке, существующей с середины IX в., к которой и “прижата” Санта-Мария (купол Сан-Сатиро очень симпатичен через возрожденческие окна-иллюминаторы).

Здесь сохранилось совсем чуть-чуть древних росписей.

Но главное – терракотовая “Пьета” работы Агостино Фондули (или де Фондулиса).

Она, конечно, вовсе не такая изящная и выразительная, как работы Никколо дель Арко в Болонье или Бегарелли и Маццони в Модене, и, прямо скажем, неоднородная, но однозначно стоит того, чтобы вглядеться. Больше всего вопросов, конечно, вызывает левая часть, с молящимся Иоанном и скривившимся неизвестным (здесь вообще несколько больше персонажей, чем мы привыкли).

Почти врубелевский Христос.

Выразительный Иосиф Аримафейский с Марией Клеоповой.

Классические еврейско-итальянские Марии.

Наконец, самый загадочный персонаж (точнее, двое – тут снова вспоминается книжка про двух младенцев Иисусов, черного и белого. Но, боюсь, в XV в. идея расовой толерантности была в самом зачаточном состоянии).

Перейдем теперь направо, в сакристию Браманте. Как известно, он, в отличие от своих предшественников, Альберти и Брунеллески, в целом предпочитавших квадрат и полуцикруль, любил восьмигранники – в духе раннехристианских баптистериев.

В данном случае, членение выполнено вогнутыми угловыми пилястрами с характерным для Ломбардии цветочным узором (вспомним фасад Санта-Мария-деи-Мираколи в Брешии работы Амадео).

В верхнем фризе терракотовые головы пророков работы того же Агостино Фондули.

Некоторые из них одеты и практически неотличимы от скульптуры соцреализма: сразу принимаешься искать маленького Володю Ульянова.

И еще парочка произведений из правого трансепта. Вероятно, Св. Сатир (хотя точно этого не узнает, видимо, уже никто).

А кто этот юный убийца? Явно же кого-то душит.

Но нет, оказывается, это Св. Луиджи (Алоизий) Гонзага, монах-иезуит, покровитель молодежи и студентов (работы скульптора XIX в. Антонио Карминати). И помогает он вовсе не тем, что душит свежие идеи практически в зародыше, а спасая римлян от чумы. Сам он, впрочем, от чумы не спасся и скончался в 1591 г. в возрасте 23 лет. Как это часто бывает в христианстве (вспомним хотя бы “счастливых супругов” Петра и Февронию Муромских или “покровительницу музыки” Св. Чечилию), история с покровительством. гм. выглядит несколько странно. Ну, хоть не Аникей.

Дальше нас ждет крутой облом, но вы же меня не бросите, правда?

Милан 2017. Церковь Санта Мария прессо Сан Сатиро.

1. Пока все бегут в Дуомо, чтоб отстоять очередь и посмотреть собор (он безусловно этого заслуживает) я же покидаю площадь и тут же за углом есть еще одна жемчужина Милана – Церковь Санта Мария прессо Сан Сатиро.

Думаю что процентов 99 туристов просто ее не замечают – попадая на широкую улицу с множеством магазинов и ярких витрин это и не мудрено, а буквально за первым углом, спрятанная в глубине больших домов, с скромным фасадом.

2. Захожу внутрь, после яркого солнца немного сумрачно и первый АХ – это большой крестообразный зал церкви с множеством колонн и большой апсидой (часть храма за алтарем).

3. В связи с предстоящей Пасхой весь зал был просто напросто перекрыт и вход был только в боковую капеллу, где шла молитва и где висела табличка не фотографировать. я присел на лавку и стал рассуждать о вечном. заметил красивые капители старинных колонн подпирающие своды.

4. Буквально вскорости прихожане стали расходиться и я испросив у привратника жестом разрешения сделать пару снимков, на что он выдал мне большую тираду на итальянском, я же в ответ на немецком пытался убедительно уговорить в мою пользу, и наверное мое упорство сделало свое дело и он мне разрешил это сделать, но увы никуда нельзя заходить.

6. Помнится в прошлом посте я обещал вам Браманте – так это его детище, если кто еще не заметил то я подскажу, где здесь скрывается гений архитектора. Примерно в 1479 ему поручают перестроить небольшую церковь, но пространства было настолько мало, ведь это центр Милана а со всех сторон подступали дома.

7. Так вот, еще раз приглядитесь к снимку – все ли на фотографии реально?

8. Тогда я подошел к Алтарю сбоку – и вот нереальное становится реальным. или даже наоборот, вся алтарная апсида не что иное как искусно созданное молодого Браманте – иллюзию глубины пространства. За алтарем проходит улица, поэтому крестообразную базилику строить не разрешили и пришлось апсиду просто нарисовать. но зато как!

9. В центре алтаря находится “Мадонна с младенцем”. В 1242-м году человек по имени Массанцио ударил по ней ножом, и на теле Девы Марии выступила кровь. Именно благодаря лику, церковь стала местом поломничества.
Увы ближе сфотографировать не удалось.

12. И вообще почему такое сложное название? Оказалось что первая церковь на этом месте была построена в 9 веке и посвящена святому Сатиро (брату св.Амвросия), а вот уже столетия спустя после того как замироточила икона, было решено ее увеличить и поэтому добавилось еще Санта Мария.
Немного побродив по улицам мне открылась вот такая картина на эту церковь. кстати колокольня осталась еще с 9го века – это самая старая колокольня в Милане.

В Милане Браманте построил еще церковь Марии делла Грацие: http://platpaul.livejournal.com/165578.html
Ну а потом Рим – именно там он оставил яркий след.

Уже покинув церковь, я сокрушался, что не удалось ее детальнее осмотреть и сфотографировать. печаль. И лишь по приезду домой понял что все же судьба была благосклонна ко мне – по отзывам интересующихся архитектурой туристов, церковь открывает свои двери довольно редко и только для богослужений, и даже если на двери написано что она открывается в определенное время, многие так и не увидели ее открытой.
Так что удачи и открывайте мир!

Санта мария прессо сан сатиро

Войти

Божественное начало

Много ли мы знаем про церкви Милана? Какими богатствами они обладают, какие шедевры хранят под своими сводами? Большинство остается неизвестными для туристов и гостей Милана, хотя именно там и надо искать настоящие сокровища северного города.
Милан – это не только Дуомо и Санта-Мария-делле-Грацие с «Тайной вечерей» Леонардо. Церковная география намного шире, а произведения достойны того, чтобы украшать собой знаменитые музеи. Вашему вниманию семь церквей северной столицы, где любителей искусства и истории ждет настоящая встреча с прекрасным.

Данное место недаром вызывает восхищение, ведь Сан-Маурицио от пола до потолка покрыт красивейшими фресками. Здесь трудились лучшие художники региона Ломбардия, в числе которых – Бернардино Луини – наиболее талантливый последователь Леонардо да Винчи. Художник оставил в церкви несколько загадок: портрет своей жены в облике святой и сына в виде ангела, а еще целый список творений, которые неизменно поразят всех, решившихся посетить один из самых красивых памятников эпохи Возрождения.

Первый шедевр известного архитектора – Донато Браманте, который вошел в историю как автор проекта собора святого Петра в Риме. В небольшой ренессансной церкви есть хитрый архитектурный прием – ложная абсида. Имея глубину всего один метр, при помощи живописи, автор создал иллюзию уходящей перспективы сводов алтаря. Прошли века, но заходя в храм, до сих пор кажется, будто абсида занимает несколько метров. Секрет раскрывается только если приблизиться к алтарю или любоваться им с боковой точки из трансепта.

Одна из старейших базилик носит имя святого Евсторгия – миланского епископа, которому удалось заполучить мощи трех волхвов. Ценная реликвия и сегодня хранится в соборе в специальной капелле справа от алтаря. К тому же базилика обладает величайшим произведением искусства – капеллой Портинари. Это первый ренессансный ансамбль города, созданный по заказу банкиров Медичи и выполненный живописцем Винченцо Фоппа. Данный объект заслуженно считается бесценным шедевром, без знакомства с которым визит в Милан будет неполным.

Второй по величине собор города несправедливо обделен вниманием путешественников. Ведь он отличается богатой отделкой, внушительными объемами и живописью ломбардских мастеров. Но это еще не все! В Санта-Мария-делла-Пассионе припрятан Зал Капитула, расписанный еще одним талантливым художником – Амброджо ди Фоссано, известным как Бергоньоне. Золотые звезды на потолке, ниши с изящными орнаментами, фигуры святых и апостолов на пронзительно голубом фоне приятно удивят тех, кто доберется до этой скрытой жемчужины, о которой зачастую не знают даже миланцы.

Это не одна церковь, а целых две: небольшая Сан-Чельзо и роскошный, но более поздний санктуарий Санта-Мария, иногда называемый Санта-Мария-дей-Мираколи. Постройка была возведена, чтобы принять под свои своды чудотворный образ Богоматери, появившийся в конце XV века. Важный для католиков храм богато украшен: скульптура, живопись, фрески, колонны и запоминающийся фасад из каррарского мрамора стоят того, чтобы их увидеть. Особенно интересна традиция, приводящая к храму местных молодоженов: на протяжении веков сразу после церемонии бракосочетания они направляются к Санта-Мария-дей-Мираколи, чтобы оставить букет цветов для горячо любимой Мадонны.

Бывший монастырский комплекс Чертоза-ди-Гареньяно и его главный храм – Санта-Мария-Ассунта расположены на Виале Чертоза, на достаточно удаленном расстоянии от туристического центра. Он был основан Джованни Висконти в XIV веке и находился за пределами городских стен, чтобы монахи обители жили в тишине и спокойствии. Со временем монастырь превратился в настоящий музей: искусная резьба и рельефы, фрески небывалой красоты и декоративный потолок дали основание называть это место «Сикстинской капеллой Милана», которую можно посетить, забронировав свой визит заранее.

Значимая базилика посвящена покровителю Милана – святому епископу Амвросию Медиоланскому. Здесь до сих пор хранятся его мощи вместе с останками Гервасия и Протасия – христианских мучеников первых веков нашей эры. Среди сокровищ собора сочные мозаики, уникальные скульптуры, Золотой алтарь, саргофаг Стилихона, капелла Сан-Витторио-ин-чиель-д’Оро и, конечно же, живописные произведения. Стоит обратить внимание на атриум перед базиликой и необычную колонну с двумя отверстиями. По легенде их оставил дьявол, безуспешно пытаясь сбить святого Амвросия с пути истинного.

БРАМАНТЕ

В ранних работах, напр. в росписях фасада Палаццо делла Подеста в Бергамо, украшенного фризом «Философы», и Капеллы дель Пердоно в Урбино, Б. проявил себя как художник-декоратор, объединив и расширив пространство посредством декоративных приемов. До 1479 г. он поступил на службу к герц. Лодовико Сфорца. В Милане Б. осуществил свои первые архитектурные творения, в к-рых отразилось знакомство с работами Л. Б. Альберти и Ф. Брунеллески, а также увлечение старинным зодчеством Сев. Италии. Он выстроил над храмом IX в. Санта-Мария прессо Сан-Сатиро (1479-1483) новую церковь с большим куполом. Цилиндрические своды главного нефа и трансепта были уравновешены изображением на вост. стене несуществующего рукава креста, перекрытого таким же сводом, для чего были использованы перспективная роспись и рельефы из искусственного мрамора (стукко). Аркады выстроенного им двора ц. Сант-Амброджо подобны аркадам Воспитательного дома во Флоренции (архит. Брунеллески). В 1488-1492 гг. Б. по приглашению брата Лодовико Сфорца Асканио, кард. Неаполя, вместе с др. мастерами принял участие в строительстве собора в Павии – здания с куполом, высоко поднятым на 8 столпах над обширным средокрестием. Вместе с Леонардо да Винчи Б. работал над сооружением башни миланского собора. Последним и наиболее значительным строительным предприятием Б. в Милане стал хор ц. Санта-Мария делле Грацие (1492-1497). Оружейный зал в Каса Панигарола (фрагменты в Пинакотеке Брера. Милан) и капелла св. Иоанна Крестителя ц. Сан-Пьетро ин Джессата украшены фресками Б.; ему же принадлежит картина «Христос у столба» из мон-ря Кьяравалле (ок. 1490; Пинакотека Брера, Милан).

После вторжения французов в сент. 1499 г. Б. перебрался из Милана в Рим, где получил должность помощника архитектора при дворе папы Александра VI. В работах этого периода заметна увлеченность архитектурой древнего Рима (фасад Палаццо Канчеллерия, 1499-1511; дворик ц. Санта-Мария делла Паче, 1500-1504). На предполагаемом месте мученичества ап. Петра при ц. Сан-Пьетро ин Монторио по заказу неаполитанского кард. О. Карафа Б. отстроил капеллу т. н. Темпьетто (1502), пластическая цельность к-рой выражена в соединении купола с ротондой, окруженной римско-дорической колоннадой. Эта постройка как выдающееся сооружение была включена в научные труды архитекторов эпохи Возрождения С. Серлио и А. Палладио.

В 1503 г., после избрания папы Юлия II, зодчий стал генеральным суперинтендантом строительных работ Папского гос-ва, главным архитектором и хранителем печати. стиль высокого Возрождения, выработанный Б. наряду с др. архитекторами Рима, выразил политические амбиции и мечту о возвращении славы великого города. Б. планировал перестройку городского ансамбля, вел обширные работы в Ватикане, где им созданы двор Сан-Дамазо (ок. 1510-1519), ок. 300 м в длину, двор Бельведера (1505-1545) для турниров и зрелищ, завершенный огромной нишей. Он подготовил чертеж двух- и трехэтажных построек, к-рые должны были соединять Дворец Ватикана и виллу Бельведер.

Главным проектом Б. стала перестройка собора св. Петра в Ватикане (архитекторами Дж. да Сангалло и фра Дж. Джокондо). Реконструкция собора была связана с сооружением гробницы папы Юлия II, порученной Микеланджело, к-рая должна была находиться над гробницей ап. Петра в крипте и под куполом нового собора. В 1505-1506 гг. Б. предложил план центрического сооружения в виде равноконечного креста, вписанного в квадрат, с мощным сферическим куполом над средокрестием, 4 малыми куполами и башнями по углам. строительство собора затянулось, при жизни Б. успели возвести 4 гигантских столба и арки средокрестия, а также частично один из нефов. Проект не был осуществлен, Б. критиковали за отход от древней формы базилики имп. Константина Великого, но идеи архитектора воплотились во мн. центрально-купольных зданиях, построенных в Италии и в др. странах, а также в живописи, напр. в архитектурном фоне фрески Рафаэля «Афинская школа» в Ватикане.

В 1513 г. Б. представил папе Льву X план по контролю над разливами вод Тибра; идея придать единообразие рим. градостроительству была реализована Б. в разработке типовых образцов гражданских и церковных зданий. Примером такой постройки был не сохранившийся до наст. времени Палаццо Каприни, известный как Дом Рафаэля (1509), он послужил образцом для строительства дворцов итал. аристократии.

Церковь высоко оценивала величественный и монументальный стиль Б., он пользовался славой при жизни и после смерти. Дж. Вазари считал Б. догматичным толкователем классического стиля, усвоенного благодаря изучению рим. руин. Микеланджело, возглавивший в сер. XVI в. строительство собора св. Петра в Ватикане, обвинял Б. в том, что он препятствовал принятию его проекта.

Донато Браманте – выдающийся архитектор итальянского Возрождения

Донато ди Паскуччо д’Антонио (1444–1514), больше известный как Донато Браманте, принадлежит к великим мастерам Возрождения. Родившиеся под ярким солнцем и голубым небом Италии, с детства знакомые с лучшими памятниками Античности, они создали не просто великие произведения искусства, а целую историческую эпоху.

Начало творчества

Донато, выросший в семье крестьянина в герцогстве Урбино, сначала обучался живописи и достиг успехов в модной в то время настенной росписи, создающей иллюзию дополнительного пространства. Но уже в детстве, по словам его биографа Джорджо Вазари, он увлекался геометрией и делал математические расчеты для строительства зданий.

Несмотря на известность Донато Браманте, биография его далеко не полная. Сведения о ранних годах творчества архитектора очень скудны, известно только, что он много путешествовал, выполняя незначительные заказы в Урбино, Бергамо, Мантуе, Флоренции и других городах Италии. Главным итогом этих скитаний были опыт и знания, которые формировались не только в процессе работы, но и под влиянием встреч с выдающимися мастерами того времени.

В кругу великих

На творчество Браманте оказали влияние знаменитые архитекторы, художники и скульпторы Италии: Филиппо Брунеллески, Эрколе де Роберти, Андреа Мантенья и другие. Огромное значение для Донато имела встреча с Леонардо да Винчи, с которым он тесно общался. Но она произошла позднее, когда Браманте уже стал признанным мастером. Вместе с Леонардо он работал над архитектурными проблемами конструкции фонаря – особой надстройки на куполе зданий, которая не только выполняла декоративную функцию, но и служила для освещения и вентиляции.

Занятие живописью

Первый период творчества художника был связан с живописью, хоть уже тогда Браманте делает наброски и зарисовки античных развалин и рисует эскизы и чертежи зданий.

Единственной из сохранившихся живописных работ мастера является «Христос у колонны» — роспись по дереву в аббатство Чиаравалле, недалеко от Милана. Художнику удалось создать очень реалистичный и трагичный образ, который оказывает на зрителя сильнейшее эмоциональное воздействие. Сама роспись демонстрирует присущий Донато Браманте художественный прием – создание иллюзии огромного пространства.

Художественное оформление интерьеров всегда привлекало Донато больше, чем сюжетная живопись, и его техника изображения архитектурного пространства оказала влияние на творчество таких итальянских художников, как Амброджо Бергоньоне, Бернардо Дзенале и других.

Но увлечение архитектурой оказалось сильнее, и в 80-е годы мастер полностью посвятил себя этой области. Кардинал Асканио Сфорца обратил внимание на Донато Браманте, работы которого уже стали известны, и пригласил его в Милан.

Церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро

Это первая полностью самостоятельная постройка Браманте. Она была построена еще в XI веке, но мастер полностью перепланировал и перестроил здание, создав проект совершено нового сооружения совместно со знаменитым Джованни Амадео.

Церковь построена в традициях раннего флорентийского Ренессанса, однако новые веяния уже чувствуются, также как и любовь Донато Браманте к античной архитектуре.

Внутреннее оформление церкви, особенно санскритии (места в алтаре, где хранятся одеяния священников и утварь), тоже принадлежит Браманте. Здесь хорошо видна манера художника, специализирующегося в интерьерной росписи. Недостаток места не позволил сделать в церкви полноценные хоры, и архитектор средствами живописи создал иллюзию большого пространства и нарисовал хоры на одной из стен.

Уже в оформлении первой своей архитектурной работы Донато показал себя превосходным дизайнером.

Церковь Санта-Мария-делле-Грацие

Искусствоведы ее относят к красивейшим постройкам итальянского Возрождения. Изначально церковь строилась в соответствии с канонами готики, однако Браманте внес в ее архитектуру существенные изменения, например тройную апсиду и портик с колоннами в коринфском стиле. Такие неожиданные для готического здания дополнения сделали эту церковь совершенно уникальным архитектурным сооружением.

В работе над этим проектом проявилось содружество двух величайших мастеров итальянского Ренессанса. Леонардо да Винчи написал над входом в церковь медальон, изображающий Мадонну. А в знак признательности знатному покровителю рядом с Девой Марией поместил фигуры Лодовико Сфорца и его жены.

Римский период творчества

В сентябре 1499 года Милан захватили французские войска, и Браманте уехал в Рим, где папа Юлий II назначил его на пост главного архитектора Ватикана.

Под руководством Донато Браманте строятся аркады нескольких церквей, он создает огромный двор Бельведера, оформляет дворец Канчеллерия, участвует в возведении дворца суда и в проектировании базилики Святого Петра. Но вершиной его творчества являются не эти колоссальные сооружения, а миниатюрная часовенка.

Темпьетто в Сан-Пьетро-ин-Монторио

Эта небольшая круглая ротонда, возведенная там, где был распят апостол Петр, считается одним из лучших творений, которые создали в эпоху Возрождения архитекторы Италии.

Темпьетто очень гармонична и, можно сказать, идеальна с точки зрения архитектурной формы. К сожалению, из-за тесноты дворика доминиканского монастыря сфотографировать часовню в нужном ракурсе сложно, поэтому ни одна фотография не передает ее красоту.

Внутреннее оформление ротонды также делалось по проекту Браманте. И здесь в полной мере проявился его талант и архитектора, и живописца.

Умер Донато Браманте 11 апреля 1514 г. в Риме, так и не успев завершить самую масштабную работу своей жизни – проект базилики Святого Петра. Роль этого выдающегося художника в становлении архитектуры эпохи Возрождения не менее значительна, чем вклад Леонардо да Винчи и Рафаэля в живопись и Микеланджело в скульптуру.

Читайте далее: