Санта мария делла скала | Vasque-Russia.ru

Санта мария делла скала

Санта-Мария делла Скала (Сиена) – Santa Maria della Scala (Siena)

Санта – Мария делла Скала (также известный как больницы, Ospedale и Spedale) расположен в Сиене , Италия. Теперь музей, это было когда – то важная гражданская больница , посвященная уходу за брошенных детей, бедных, больных и паломников. Доходы были заработаны частично из завещаний и пожертвований от граждан Сиены, особенно богатых. Руководитель больницы был ректор , который управлял непрофессиональных братьев , ответственных за ее эксплуатацию.

Санта-Мария делла Скала была одной из первых больниц в Европе и является одним из старейших больниц до сих пор сохранившихся в мире. Он сыграл важную роль в культурной и считается одним из 3 главных художественных центров Сиены.

содержание

Место нахождения

Больница частично получила свое название от своей позиции. Расположенный через Пьяцца дель Дуомо от собора Сиены , Санта – Мария делла Скала относится к своей позиции через дорогу от шагов , которые ведут в собор. Больница состоит из комплекса зданий. Эти здания были расширены и улучшены за эти годы, но свойства больницы тоже когда – то включала большую часть виа дель Capitano и земли за пределами городских стен, а также другие, более мелкие больницы. Около 13 – го и 14 – го века, госпиталь организовал свою землю в крупные сельскохозяйственные имения. Это , как говорят, «представлял наибольшую концентрацию земли Sienese государства». Эта сельскохозяйственная земля помогла оказать финансовую поддержку работы больницы.

Отдельные разделы записки включают церковь Сантиссима Аннунциата займет, который был построен в конце 13-го века, но затем полностью отремонтирован в конце 15-го века, и Pellegrinaio. Pellegrinaio (или «Пилигрима Hall») главный зал, где были поданы паломники. Он также служил в качестве места для гуляния. Этот зал, вместе с другим специально для домашних женщин были построен вокруг 1325. церкви Сантиссима Аннунциата займет, построенную в 13 веке, был расширен во второй половине 15-го века, наряду с «вертикальным расширением» Палаццо дель Rettore.

Благотворительная миссия

Санта-Мария-делла-Скала была посвящена его услуг. С по крайней мере, еще в 1193 году до 18-го века, госпиталь принял на многих благотворительных начинаниях:

Брошенные дети часто нашли свой путь в больницу. Дотошные документы хранились детали , касающиеся каждого ребенка, с тем , что первоначальные родители могут впоследствии быть в состоянии найти их. Процедура детского ухода была осуществлена в соответствии с возрастом: как младенцы, они были даны кормилиц потом отлученных и образованными. В возрасте 8 лет, они преподавали торговлю и любая прибыль , они сделаны были сохранены для них. Когда они достигли 18 лет, дети имели возможность оставить. Те , которые решили оставить получили все свои сохраненные доходы, плюс 100 сольдо , набор одежды и мебель для дома. Девушки получили дополнительные 50 лир в качестве приданого.

Блюда подавались для бедных три раза в неделю. Больные также получили бесплатное питание и лечение. Лечение в больнице о больном было необычно для того времени: их политика была одна кровати для каждого больного пациента, и листы были содержаться в чистоте. Кроме того, в чем было предложено в качестве «одного из самых ранних примеров такой терапевтической цели,» пациенты лечились, чтобы вылечить. Больницы использовали один нормальный врач и один хирург. В 16-м веке, он добавил дополнительный хирург. Поскольку больница стала полигоном для врачей, там было, 17-го и 18-го веков, уникальный акцент на использование более практического подхода к обучению.

Еще одна услуга осуществляется в больнице было заботиться о паломников. Им было предложено бесплатное проживание и питание в паломнических залах, которые были разделены по половому признаку. Когда они ушли, паломники получили талоны на еду и питье в Sienese территории, они продолжили свое путешествие.

история

Сиена находится на Виа Франчиджен , главный путь паломничества в Рим, и больница была основана , вероятно , для размещения паломников и других путешественников , которые прошли через каноны собора. Согласно легенде, больница была основана в 898 от сапожника по имени Sorore. Тем не менее, первый известный документ упоминая это является «дарственная» от 29 марта 1090. Первый ректор, Beringerio, как говорили, был назначен в 1200 году .

Для того, чтобы урегулировать распри между духовенством и мирянами о том , кто провел больше полномочий, папа Целестин III издал папскую буллу в 1193 году, который объявил больнице светское организацией , независимой от собора.

В 1359 году , больница приобрела несколько новых реликвий , в том числе части пояска Девы Марии и ее вуаль, возможно , чтобы стимулировать паломник путешествие. Другие реликвии были приобретены под ректор Джованни Buzzichelli. Другие реликвии , принадлежащие больницы включены те С Августина и Марцеллин, и гвоздь от креста Христова.

В конце 13-го века, больница ускорили свое физическое расширение и внутренне начал раскалывается в соответствии с различными функциями, он держал (например, штаб-квартира для братств, уход за больными, приютить паломников и т.д.).

В 1404 году Совет Сиене взял контроль над процессом выдвижения ректор и сделал это город офис.

В 1430s, то братство , посвященный Святой Иероним переехал в помещение на нижних уровнях больницы, которые были непосредственно доступны с улицы. Другие братства активные в это время включает старое Братство посвященного Пресвятой Марии, братство Святого Архангела Михаила, позже переименованы в братстве Святого Екатерины ночи и братство основано Андреа Галлерани , который был «активной в добрых делах» в больнице.

В 18-м века, больница стала частью университета.

В 1995 году больница открыта для публики в качестве музея. Во-первых, только районы считаются наиболее значительными были показаны. Как были восстановлены несколько областей, доступ увеличился. Он все еще восстанавливается.

Искусство Санта-Мария-делла-Скала

В 1330 Санте – Мария – делла – Скал заказал много важных внутренних и внешние фресок , а также несколько важных частей алтаря. Внешние фрески по заказу для Оспедале (Санта – Мария делла Скала) , к сожалению , больше не существует. Благодаря хорошо сохранившимся документам, художники , которые создали эти великолепные фрески могут быть идентифицированы как Симона Мартини и братья Лоренцетти, Пьетро и Амброджо.

Интерьер произведения искусства Санта – Мария делла Скала, однако, сохранились на протяжении веков. Большинство из этих частей были алтарные части , которые были созданы после того, как The Black Death . Несколько художников в течение 1370 к 1390 создал эти картины. Главный художник алтарей был Бартоломео Bulgarini . Его две последние уцелевшие картины были в Мадонну и Успения Пресвятой Богородицы . Успения Пресвятой Богородицы , введен в эксплуатацию в 1339 году , был самым крупным и наиболее экстравагантные работы для алтаря Оспедале , содержащего реликвию пояска Богородицы.

Фрески

Около 1335 Церковь имеет ряд фресок , изображающих жизнь Богородицы (1398):

  • Рождение Богородицы по Пьетро Лоренцетти
  • Сретение по Лоренцетти
  • Обручение Девы по Симоне Мартини
  • Возвращение Богородицы в доме ее родителей также Мартини.

Эти сцены , где выбранные не только честь Марии, но для признания ее родителей, святых Иоакима и Анны , субъектов особой преданности в больнице в течение 1320 и 1330. Эти сцены являются первыми известными работами , изображающих ранней жизнь Девы, и стали ценным образцом для иконописи.

Из – за записей, известно как Пьетро и Амброджо подписаны и датированы работы на фасаде Санта Мария делла Скала в 1335. Симоне Мартини и братьев Лоренцетти были одними из самых талантливых художников в Sienese искусства в это время, и привели крупные студии , Исследования показывают , что Amborgio Lorenzetti разработаны все четыре эпизода на фасаде Ospedale. И он , и его брат, Пьетро работал совместно на фресках. Тем не менее, два из этих конструкций, в Bethrothal и возвращения , были завершены Simone Martinti. Эти фрески больше не существует и , скорее всего , уничтожены в начале 18 -го века.

Что известно или размышляли об этих фресок происходит из архивных источников и пределле нарисованной Сано ди Пьетро . Введен в эксплуатацию в 1448 году для капеллы дей Signore в Палаццо Публико , панель Сано ди Пьетро содержит те же сцены , как те , которые окрашены в фасаде для Ospedale. Считается , что сцены в этом запрестольный идентичны с теми , окрашенными Симоне Мартини.

Алтарь Pieces

В алтарей , украшавшие интерьер Санта Мария делла Скала также сосредоточены на жизни Девы Марии . Главный художник этих алтарей был Бартоломео Bulgarini , чья семья связь сыграли важную роль в его выборе для этой комиссии. Другие художники, не имевшие семейные связи к Osepdale были также наняты учреждения и его членов , чтобы добавить к его отделке. Bulgarini, однако, был награжден комиссии за пять главных алтарей.

Успения Пресвятой Богородицы Эта картина Bulgarini, был один из самых больших и самых экстравагантных работ, выполненных в больнице. Он был заказан для жертвенника, содержащего реликвию пояска, или пояс Богородицы, который был получен в больнице в 1359 году на основе исторических и стилистическое доказательств в можно определить, что картина была завершена в 1360 году. На панели изображены Богородица сидит на берегу облака с руками в молитве, глядя прямо перед собой. Она одета в sgraffitoed одежды, которые окаймлены удар рабочих групп, облицованной с ярко-синим цветом. Над Богородицы находится готическая арка. В верхней части арки упирается в границы, создавая две угловые карманы. В каждом кармане есть группа пророков. Пророки имеют некоторый цвет к ним, но в основном заключенной золотом. За Деву девять красных наплавкой углов ребенка, которые охватывают плавающую фигуру Богородицы. Множество ангелов, играющих на музыкальных инструментах и ​​поют гимны расположены рядом и под ней. В центре, маленькая фигурка из Сент-Томас, одетый в голубой, пурпурной и золотой халат вклинивается между ангелами. Он сталкивается Богородицей и достигает вверх, чтобы получить пояс, который Богородица испустил, как знак своего физического подъема на небо. Большая часть цветовой палитры этой картины состоит из сусального золота. Реликварий Шторки Андреа Галлерани Завершено анонимным художником, это запрестольный изображает банкир и аристократический Галлерани. Наружные ставни алтаря изображают Галлерани, с четками в руке, приветствуя четыре паломников. Здания, стоящие за ними, скорее всего, представляют собой в больницу Санта-Мария делла Скала, где Галлерани основал братство благотворительная клириков. Черты лица субъектов на внешних створках алтаря являются репрезентативными тех новой иконография в живописи этого стиля. За шторками, внутри алтарной части, Галлерани изображен снова. В этой картине он стоит на коленях в акте частой молитвы в больнице. Привязанный к балке подвешенной в воздухе над двускатной крыши здания является петля, которая свисает вниз, а затем связали вокруг шеи Галлерани в. Положение рисунка показывает, что, если он засыпает, он будет вешаться. Рождение Богородицы Этот алтарь кусок был завершен через семь лет после того, как на той же сцене, что преподносилось на фасаде Санта Мария делла Скала. Триптих запрестольный, Рождение Богородицы, был помещен в основной части церкви, где было бы видно на многих паломников. Триптих, как правило, алтарь кусок, который, как правило, написаны на трех деревянных панелей, которые иногда соединенных шарнирами, а иногда и склеенных друг с другом. Обычно триптих отображает три различные сцены. Однако, это фреска триптих расписаны Пьетро Лоренцетти является одной сцены разделены нарисованными или вырезанными деревянными колоннами. Разрез триптиха отражает форму сводчатого потолка, где она размещена, в результате чего трехмерной иллюзии глубины. Отображение глубины таким образом делает мастерство Лоренцетти как художника впереди своего времени. Первая часть этого триптиха Характеристика в возрасте Иоаким, отец Девственницы, в отдельной комнате, сидя рядом с другом, как он получает известие о рождении Богородицы из маленького мальчика. Второй раздел описывает Санкт-Энн, которая недавно родила Деву Марии, лежа в постели, как рабы очищения младенца. В третьем разделе рука девица Св.Ано стоять у подножия кровати с пресной водой и чистым постельным бельем. Помещения, в которых размещаются фигуры обладают готическим качеством. Размещение и упрощенная особенность фигуры в этой композиции следуют элементам византийского искусства. Очистка Богородицы Эти запрестольный иногда путают с презентацией в Храме. Несколько других подробностей относительно этот кусок также можно спутать с другими работами. Однако недавние исследования в этой области запрестольный указывает исходное местоположение, как полагают, были в больнице церкви Санта-Мария делла Скала. Акцент на центральных фигур пожилой матери Девы, Энн и престарелого Симеона, в соответствии с функцией больницы частично заботиться о старых и немощных. Внимание AMBROGIO к деталям является весьма заметным в этой части. Фигуры женщины одеты в коричневых, красных и оранжевых одеждах. Некоторые из них также носят белые шарфы или золотые серьги. Использование красного, зеленого, розового и серого цвета в одежде выделить готическую архитектуру. Координационный центр в этой работе совершенно очевиден, так как все цифры глаз сосредоточен на детской фигуре Христа. Однако доминирующая фигура в этом алтаре является 84-летней пророчицей Анны, который стоит рядом с фигурой в возрасте Симоне. Симона держит младенца Иисуса, который сосал большой палец. В алтари из больничной церкви Санта-Мария-делла-Скала столь же важны, как и те работы, которые были изображены на фасаде здания. Наиболее известный запрестольный является Успение Богородицы, созданный Bulgarini. Популярность этой части, скорее всего, из-за ухоженные документы на части и важности его ввод в эксплуатации в память о религиозной реликвии.

Музей

Музей открыт почти каждый день года. Входная плата требуется с льготными ценами для крупных групп, студентов, пенсионеров и солдат. Резиденты, дети до 11 лет и инвалиды получают бесплатный вход.

Через музея можно посмотреть более половины комплекса. Есть около 12000 квадратных метров дорожек , охватывающих отремонтированной часть больницы. Некоторые из достопримечательностей музея-ходок сегодня можно исследовать являются Pellegrinaio, Капелла дель Манто (часовня Мантии), то Sagrestia Vecchia (Старый ризница), капелла делла Мадонны (часовня Девы Марии), и Оратории по делла Notte Compagnia ди Санта – Катарина и Санта – Мария Сотто ле colte. Разоренные скульптуры Кверча от Fonte Gaia отображаются здесь, а также рисунки и модели 1858 года реставрации. Видео анимация графики различных состояний фонтана на протяжении веков. Также включены Археологический музей с огромным дисплеем этрусских погребальных урн и других материалов, детский художественный музей, Briganti библиотека Джулиано и библиотеки фотографий искусства и других временных монтажных и конференц – пространств.

Фотографии из Санта-Мария делла Скала в Сиене

Госпиталь Санта Мария делла Скала (фасад в фасад с Дуомо) известен парой своих циклов фресок, за ними и шёл, но оказалось, что это особый мир, а видимая часть – четверть всего остального музея. То есть, то, что спрятано за фасадом, обращённым к площади – четвёртый этаж громадного, многоуровневого лабиринта (с парковкой!)уходящего глубоко вниз.

Подобно центрам городов, построенных на вершине горы, сиенский углубляется внутрь земных слоев, позволяя пережить почти буквальное погружение в остановленное время, нагромождавшее эффектные и разветвлённые декорации: чем ниже внедряешься в коридоры средневековых построек тем меньше они обработаны и обжиты, освещены и оштукатурены, тем примитивнее фрески и темнее углы.
Редко где метафоры “машины времени”, разветвлённой грибницы и среза культурных слоев оказываются столь буквально поданными, такими зримыми и осязаемыми.

Лабиринт Санта Мария делла Скала, и в синхронии и в диахронии, связан как с Дуомо (видимо, третий этаж нынешнего музейного комплекса – часть подземных помещений Кафедрального собора, так как они отделаны тем же самым полосатым узором с чередованием черного и белого мрамора, что и сам храм) с постоянными ответвлениями, тупиками и лазами, поверх которых наброшены деревянные мостки.
Сиенский холм нашпигован ходами да лазами, образующими нечто вроде недостроенного и заброшенного метро, на каждом из уровней упирающегося в границу склона. И тогда, в конце очередного тоннеля, возникают огромные ворота, забитые досками, из-за которых сочится голодный, солнечный свет.

Помещений в Санта Мария делла Скала – море и большая часть их не используется, удваивая дополнительные сквозняки.
В каких-то пространствах идут фотографические, реставрационные или мемориальные выставки, распотрошённые реликвии или экспозиции Детского музея, тут же, в соседнем закутке, встречаются часовни с черепами и мощами, кое-где мелькают обрывочные росписи, скважины и колодцы, промельк набора классицистической скульптуры (в основном, ангелы с крыльями, надгробья и поясные портреты), а в самом низу (значит, уже на минус четвертом этаже, который здесь обозначен как “первый”) внезапно начинается Сиенский археологический музей.
Рядом с входом в очередные пещеры с расставленными по залам застеклёнными витринами, стоит огромная барочная повозка с не менее барочным прицепом. Недалеко от него видел стайку японских девушек, углублявшихся в очередное ответвление с тревожными фонариками. Особо усердные, они, вероятно, хотели дойти до самого центра земли, ну, или обойти все возможные экспозиции, из-за чего сгинули за каким-то очередным поворотом, дышащим особенно терпкой и сырой прохладой. Более их в Сиене не видели.

Самое интересное в Санта Мария делла Скала, впрочем, находится на уровне площади, то есть, на четвёртом этаже, если по-сиенски и на первом, если по нормальному. То, что выше плинтуса и брусчатки и подсвечено естественным освещением.
Этот этаж самый разнообразный, в каждом его зале и отсеке – свой собственный маленький, но самодостаточный художественный мир. Где-то мелькают остатки романских фресок, где-то ренессансных, но особенно приятен огромный (приёмный) зал паломников и пилигримов, расписанный большими, многофигурными картинами (каждую, как у Карпаччо, можно рассматривать часами) Доменико ди Бартоло из жизни больничного приюта.
Ещё раз: это не религиозные чудеса; это даже не исторические события, но бытовые, почти жанровые сцены “глаза в глаза”. И это классика Возрождения, уже практически боттичелевского типа, по-флорентийски яркая и разноцветная как витраж или калейдоскоп, щедро раскидывающая детали по сторонам (отклонение от канона как раз и начинается с параллельных историй и многочисленных статистов, образующих дополнительные сюжеты.
Стиль Доменико ди Бартоло, на работы которого можно обратить внимание и в городской пинакотеке, говорит не столько о накате флорентийского влияния, сколько об ослаблении и даже медленном угасании местных тенденций.

Тут, видимо, следует уточнить, что под “боттичеллевским типом” картины я условно и не слишком научно, но, скорее, ассоциативно, понимаю примерно то, что Борис Виппер относит к достижениям “художников-рассказчиков”, вроде обоих Липпи, отца и сына, Беноццо Гоццоли, Гирландайо.
Все они, сочно, ярко и многоцветно (вообще-то Виппер поругивает их за избыточную декоративность и отсутствующую глубину) изображают внутри одной фрески множество параллельных историй. Не столько сукцессивных, как это было в средневековых фресках, где на одной доске могут быть показаны сразу несколько последовательных эпизодов, сколько суггестивных – будто бы независимых друг от друга. Когда главные герои существуют отдельно от горожан и челяди, живущих в своём собственном мире и не желающих быть свидетелями исторических событий и даже чудес.
Я обозначаю их для себя “боттичеллескими”, так как именно у него особенно заметны центростремительные силы, идущие изнутри нарисованных персонажей к их очертаниям. Из-за этого фигуры Боттичелли напоминают паруса, надутые ветром. Пузыри земли, налитые особенно тугой витальностью.
Светотеневое моделирование Боттичелли, замкнутое внутри отчётливого контура фигур и лиц, оказывается основой индивидуальности этих людей, созданных набором неповторимых пятен. Для меня Ренессанс проявляется не в главных трендах (двусмысленные улыбки у лиц Леонардо, безмятежная гармония Рафаэля, титаническая монументальность Микеланджело), стремящихся в центр картин или фресок, но в медленных и ползучих изменениях по краям.
Искусство опережает реальность, чтобы задавать ему программу преобразований, подтягивать повседневность за собой. Значит, искусство средство, а не цель.
Мне интереснее, конечно же, жизнь и постоянное повышение её “уровня моря” – неуклонный рост культурного слоя, пробирающегося в подсознание и, в конце концов, меняющего зрение. А для жизни всегда интереснее всё неглавное, не слишком заметное – проходные, вспомогательные да запасные варианты, однажды ставшие нормой, очевидным способом восприятия.

Здесь, в сводчатом зале Пилигримов, вытянутой формы, между росписями сводов и гостевыми фресками младшего Лоринцетти, которые, волей случая, сошлись с росписями Доменико ди Бартоло (как же они взаимно дополняют друг друга)
в розовом каком-то свете, и дышится по-другому. Некоторые парочки, видимо, из ценителей “внутреннего туризма” (они же всегда ведут себя как-то особенно, полухозяйски), под воздействием нахлынувших чувств, берутся за руки. Некоторые даже (сам видел) целуются.
Уходить не хочется, тем более, что пока ещё не знаешь, что далее тебя ждут Старая ризница, расписанная Веккьеттой, Капелла делла Реликвие, оформленная люнетами Доменико Беккафуми, Капелла делла Мадонна, ну, сама госпитальная церковь Сантиссима Аннунциата (в неё, с роскошно расписанным и богато оформленным алтарем, бесплатно можно зайти с улицы, но дальше, внутрь лабиринта без билета не пустят), перестроенная в единую барочную судорогу.

Больничный храм оказывается самым выхолощенным и пустым местом комплекса, шишкой на лбу – люди заходят сюда в внутренней неохотой, в основном, заглядывая, чтобы идти и дальше вглубь госпиталя, хотя поначалу даже и не представляя какие экскурсионные объёмы ждут дальше – и что земля неоднократно будет почти буквально раздвигаться перед ними, помогая спуститься на этаж ниже, из-за чего в какой-то момент начинает казаться, будто Санта Мария делла Скала бесконечна как кротовья нора, в которую провалилась Алиса.

Выставка Амбросио Лоринцетти

В том же зале Пилигримов с чудесно подробными фресками на стенах, в центре помещения на монументальных стендах выставили на пару месяцев отреставрированные росписи Амброджо Лоренцетти, извлеченные из разрушенной землетрясением церкви в аббатстве Сан-Гальгано (которое Андрей Тарковский снял в “Ностальгии” и я бы туда съездил, если честно).
Это временная выставка (до 21 января 2018 года) – часть большого проекта, рассказывающего о гибели церквей и произведений религиозного искусства в землетрясениях и иных природных катаклизмах, которому посвящены также периферийные залы Санта Мария делла Скала на нижних этажах – с артефактами, извлеченными из-под обломков разбитых храмов.
Покорёженные распятья с деревянными Христами, расчленёнными как в мясной лавки, с обломками скульптурных и архитектурных фрагментов, сопровождаемых светлой музыкой и многочисленными видеороликами, запечатлевшими как спасатели на руках выносят маленькие скульптуры, напоминающие спасённых детей. “Кулаки сжимаются” потому что автоматически хочется обвинить кого-нибудь в видимом варварстве, но как обвинить в небреженье культурой “силы природы”, иногда, подобно равнодушным хищникам, поигрывающей мускулами?
Слаб человек, хрупок и беззащитен перед стихией – примерно также, как эти деревянные фигуры с “костями”, раздробленными в щепу с таким драматизмом, что наворачиваются слёзы. Очень трогательно и бьет по нервам, тем более, что в эту часть экспозиции (совсем уже музейную) попадаешь под воздействием лучевых излучений нескольких выдающихся живописных циклов.
Вот и Лоренцетти смотрится поначалу как ещё одна многочастная несчастная живописная наррация “переходной эпохи”, рассказанная на фоне особенно детализированных фресок, выбивающихся из общего стиля “сиенской школы” своей густонаселённостью и переусложнёнными композициями в несколько планов.
Однако, дойдя до конца музейной анфилады, узнаёшь дополнительные подробности о превратностях судьбы этих фресок, их спасения и (судьбы их тоже, чем-то похожи на судьбы людей) переноса, из-за чего проникаешься ещё больше – ведь весь этот комплект стенных композиций до сих пор живой и даже светится.

«Санта Мария Ступенек»- древний госпиталь Сиены.

И снился матери Сороре сон.

Длинная, длинная лестница, убегала куда-то далеко в небеса, там, в голубой выси, ступеньки ее становились все уже, все тоньше, наконец превращались в полупрозрачные ниточки и после, растворялись в безмятежной дымке, за которой был только Свет и Благодать.

На зеленом лужайке, прямо перед началом лестницы, стоял ее сын, Сороре, вокруг него толпились малые детишки. Кто-то из них уже отчаянно плакал сжимая в кулачки маленькие пальчики, кто-то просился неистово на руки и теребил края длинной рубахи молодого человека, требуя от него внимания, а кто-то взбирался по лесенке приставленной прямо к небесам и хватаясь за следующую ступеньку-палочку, вдруг неловко разворачивался всем телом, смотрел вниз и заливаясь смехом махал стоящим внизу рукой.

У матери Сороре перехватывало дух, от картины такой, отрывая взгляд от Небес, она обращала взор к сыну, усердно возящемуся с малышами.

А Сороре будь-то ничего и не замечал, он энергично хватал очередного малыша, ставил его, на первую, самую низкую ступеньку и несколько секунд смотрел как дитя карабкается вверх. Как только движения ребенка становились уверенными, Сороре подхватывал следующего малыша и проделывал с ним, то же самое, но на какое-то мгновение молодой человек отвлекся от группы детворы, посмотрел в сторону матери и озарившись наисветлейшей улыбкой замахал ей:
— Мама иди к нам, иди к нам, Мама!

Женщина вздрогнула, открыла глаза и проснулась.
На дворе зачиналось светлое утро, шел какой то там год 9 века от Рождества Христова, сиенские петухи, белой и рыжей окраси, орали заутреннюю и все у города, Хранимого Девой, было еще в впереди.

Так, по старым легендам, был создан Госпиталь «Санта Мария Делла Скала»*. По навету чудесного сна матери, башмачником, потом первым мед-братом этого общественного заведения, был возведен старейший ospizio*, богадельня и детский приют, просуществовавшего как городская больница до 1995 года.

В 898 году сердце создателя остановилось, и его тело было захоронено, в кирпичных стенах своего же детища, на фасадах которого то тут, то там, можно заметить трехступенчатую лестницу, которую венчает крест- символ древнего госпиталя.

Это здание не возможно пройти, или обойти не заметив его, стоит древнее городское учреждение, прямо напротив Кафедрального собора Сиены, и своим длинным, разношерстым фасадом занимает всю площадь, перед Дуомо.
Именно из-за быстро разрастающегося госпиталя, старую Крестильню, стоящую перед Собором, как ей и положено, пришлось сиенцам снести и построить новую на церковных задворках, в середине 14 века. Но это никого не смущало, древний хоспис* был заведением очень важным и нужным городу, здесь могли лечиться и останавливаться отдохнуть пилигримы со всей Европы, таким образом Сиена, становилась очень важным пунктом на паломническом пути.

Принимая, у себя путешественников со всего света, город завоевывал престиж и уважение в Христианском Мире, приток средств в городскую Коммуну, улучшение уровня жизни горожан и конечно же Культурную связь с Миром, которая в любые времена давала возможность расширить горизонты и штурмовать рамки консервативности оседлой жизни.

Как там в поговорке говорится- «Если гора не идет к Магомету, Магомет идет к горе». Так с восточной мудростью, молодого развивающегося города, поступила Сиена, создав все условия для своего процветания и добротного прибывания люда заморского, идущего из Европы, по ее укрепленным улицам в Рим.

И люд шел, оставляя в госпитале, работавшем еще и банком, свои средства, что бы надежнее лежало или даря их, гостеприимному заведению.

К 12 веку, расширив свои владения, госпиталь начинает выкупать у Вольного Города земли, строить на них свои крепости и ле гранче*- зернохранилища и ввозить в город свою муку. Каждую среду, каждой неделю, каждого года, пекарни Санты Марии делла Скала, пекли хлеб практически для всего города, раздавая его бесплатно городской бедноте и уставшим паломникам.
Самый красивый зал, древней больницы- Пелегринайо, украшенный фресками в начале 15 века, рассказывает в картинках славную историю этого учреждения.


Каждой важной истории Европейской Богодельни, отведен свой люнет высоких сводов помещение, принимавшего паломников со всего света. Незатейливые сценки, самого важного цикла историй 15 века, города Сиены, рассказывают нам о рабочих буднях европейской больницы.

Вот доктор обходит палаты с больными и пробует на глаз и запах урину больного, пытаясь определить тяжесть его болезни. Вот кормилицы выкармливают маленьких грудничков, их так много, что приходится кормить двух за раз, а вот свадьба молодых, священник скрепляет союз молодой, смущенной девушки, воспитанной в приюте госпиталя, с почтенным гражданином Сиены. В приюте больницы, сиротам давали достойное образование, девушкам собирали приданое и подбирали достойного жениха, а юношам находили работу или самых талантливых оставляли служить в госпитале, благо, для всех дел хватало.

Современные реставрационные работы, вернули зданию, былое величие и сейчас Санта Мария делла Скала это самый большой городской музей, который все еще расширяется, благодаря инвестициям городских властей.

Комплекс включает в себя 3 уровня.

На первом этаже, находящемся на уровне Кафедральною площади находятся древние палаты для больных, церковь Благой Вести, самое важное место во всем Комплексе Пелегреннайо-Pelegrinaio, зал приема паломников, Старая Ризница, Капелла Мадонны, Капелла делле Реликвий и Капелла делле Донне Capella delle Donne— женский хоспис, где находился приют для подкидышей, а сейчас находятся кассы Кафедрального собора города и магазин сувениров.
Старая Ризница- Sagrestia Vecchia расписная палата, от пола до потолка афврескованна в 1446 году Лоренцо Векьетто, сиенским художником эпохи раннего Возрождения. Когда фрески ризницы стали не модными, их закрасили белой известкой, и только в 19 веке вновь нашли и восстановили, к сожалению с большими потерями. Известь агрессивный материал для любой краски, тем более для темперы, которой писались в древности фрески, но даже с пробелами, цикл «Символов Веры» украшающий стенах и своды небольшого зала завораживает своей красотой и повествовательностью. А в алтаре ризницы, мы можем полюбоваться на «Мадонну дель Манто», Богородицу укрывающую горожан своим плащом, так в каталитической вере изображают Покрова. Написаны они были для капеллы в которой хранились очень важные реликвии, но в 1610 году фреска была сорвана и перенесена в Ризницу.

Рядом с Скрестией находится Капелла Мадонны- Cappella della Madonna, ее украшает древняя сиенская икона Богородицы написанная в начале 15 век Паоло ди Джовнни Фей.
Алтарную часть церкви «Благовестия»‘- chiesa della Santissima Annunziata, украсили настенной росписью Себастьяна Конка в уже в 18 веке, римских художник периода барокко изобразил «Овчая Купель»* из Евангелия от Иоанна, тема выздоровления больных в водах чудотворных бассейнов, очень подходила к тематике больничного заведения.


Капелла дель Манто- Cappella del Manto, где когда-то выставлялись чудотворные реликвии в 16 веке был расписана великим сиенским маньеристом Беккафуми, «Встреча Анны с Иоакимом» до сих пор впечатляют наше воображения. Но было время, когда, путники,входящие в эту небольшую часовенку, обращали внимание совсем на другое.
В 1356 году, через флорентийского купца Пьетро Торриджани покупает в Венеции, реликвии Константинопольской Императрицы — два гвоздя с распятия христова, кусочки нетленных одежд Богородицы и еще много чего сокровенного. Все это богатство в строгой тайне, через послов Константинополя, было выкуплено за 3 000 золотых флоринов, цифра по тем времена баснословная, принесшая Сиене и Госпиталю еще более баснословные капиталы.

С этого года, Санта Мария делла Скала, официально справляла Благовещенье, выставляя в окнах капеллы, дорогие ей реликвии, к которым шли паломники со всего христианского света.

На втором ярусе, на половину подземном, находятся залы Il Tesoro-Дарохранительницы, где выставленное, накопленное веками, богатство госпиталя, a именно мощевеки из драгоценными металлов, с останками христианских святых.
Большие и низкие помещение Fenilе-Зернохранилища, расположенные по соседству, были сооружены в 1300 году для путников, которые в этот годы было так много, что многочисленные палаты не вмещали всех желающих отдохнуть и подлечиться, в этот год папа Бонифаций VIII учредил первый Юбилейной год для всего христианского мира и народ ломанулся в Ватикан. Сейчас здесь выставлены барельефы Якопо делла Кверча с «Фонтана Гайя», находящегося на пощади дель Кампо.

Chiesa di Caterina della Notte-Церковь Ночной Катерин, посвящена Святой города не зря, здесь, рядом с алтарем, в небольшой помещении, где сейчас находится скульптура спящей Екатерины, Святая отдыхала в ночные часы, это церковь до 16 века принадлежала светскому Ордена Архангела Михаила, добровольцы которого помогали госпиталю захоранивать умерших. Все убранство церкви было обновлено в стиле барокко в 18 веке, в алтарной части находится небольшая дверь ведущая в помещение где выставлен запрестольный образ Таддео ди Бартоло- «Богородица с Младенцем» написанный в 1400 году, а так же расписные спинки носилок, на которых умершие отправлялись в последний путь, до городского кладбища.

На третьем, самом нижнем ярусе находится древняя внутренняя дорога Госпиталя- Chiasso di Sant’Ansano -Кьяссо ди Сант Ансано, и подземные пещеры с экспонатами Археологического Национального Музея, не знаю даже что здесь больше всего завораживает, древние погребальные урны этрусков или своды древних пещер, где может быть зарождалась история сиенская тысячи лет назад.
Именно в на этом нижем ярусе были сняты сцены из голливудского фильма «Кват Милосердия» Агент 007.

Очень трепетно отношусь к Госпиталю Сиены. В нем, а именно в его глубоких подвалах состоялись мои первые шаги как археолога. Еще совсем зеленая и ничего не соображающая во всей этой странной терминологии, тем более методах, ковыряться жестким мастихином весь день в земле, снимая, очень аккуратно, один слой за другим, зарождался мой интерес к этому городу, к его истории и его искусству.

Посещая это уникальное место, не забывайте так же о том, что можно приобрести единый билет в Кафедральный собор города и госпиталь Санта Мария делла Скала, который действует 3 дня.

А если вы захотите побольше узнать о Древнем Госптитале, я всегда рада буду вам помочь и прогуляться вместе с вами по этому славному месту.

И вам не болеть и не кашлять!

*Santa Maria della Scala-сиенский городской госпиталь, старейший приют для паломников в Европе, построенный напротив высокой паперти Кафедрального собора города и получившего от этого свое название Святой Марии Ступенек.

*Ospizio ит., хостел- приют. Средневековые учреждения, зародившееся по всей Европе в 11 веке, для прием путешественников которые не могли себе позволить ночлег за деньги, пропитание и лечение. Из средневековых оспиций- хосписов, сформировались в последствии городские госпитали.

*Grancia, it.- зернохранилище, так назывались укрепленные поместья Сиенского Госпиталя Санта Марии делла Скала, разбросанный по всей территории Средневековой Городской Республики.

*»Piscina Probaticа»— Овчая Купель- Вифездà находится в Иерусaлиме

Рим, Трастевере.


Трастевере. Рим.

Трастевере один из самых романтичных и колоритных кварталов Рима, находится на западном берегу Тибра, т.е. «за Тибром».
В 754-509 гг. до н.э. эту территорию заселяли этруски. Хотя Рим располагался по двум сторонам Тибра, но строиться на западном берегу было стратегически неинтересно. Поэтому жители завоеванной Этрурии заняли ненужные земли.
Трастевере соединялся с другой стороной реки дряхлым мостом Субличо. В эпоху республики Трастевере, расположенный рядом с рекой, стал популярным у моряков и рыбаков, а также эмигрантов, преимущественно евреев и сирийцев. В связи с чем стали строиться храмы различных конфессий.


Церковь Санта-Мария-делла-Люче. Трастевере.

Император Август разделил Рим на 14 районов, Трастевере стал 14 районом. В то время район назывался «transtiberina».


Трастевере.

В 270-275 гг. император Аврелиан обнес Рим, включая Трастевере стеной. Таким образом, Трастевере стал официальной частью города Рим.


Трастевере.

В процветающий период империи здесь строятся богатые виллы – вилла Клодия (Клодий был другом известного древнеримского поэта Гая Валерия Катулла) и вилла Гая Юлия Цезаря.
От средних веков Трастевере достались узкие, извилистые и неровные улочки, наползающие друг на друга дома увитые плющом.
Перед дома строились так называемые «миньяни» – постройки перед домами, которые перекрывали и без того узкие улочки, мешая проходу. Но в XV веке миньяни снесли. И по указу папы Сискста IV улицы были выложены кирпичом. Но, несмотря на все это, Трастевере остался лабиринтом узких переулков и улиц.
В 1744 году папа Бенедикт XIV еще раз внес изменения в Трастевере. А в 1870 году были построены водные сооружения, защищающие район от наводнений во время разливов Тибра.


Траттория в Трастевере.

Сейчас Трастевере популярный среди туристов и местных жителей район, который сохранил свою самобытность и средневековый дух. Здесь расположенные многочисленные рестораны, траттории, пиццерии, кафе и магазинчики.


Трастевере. Рим. Италия.

Широкий проспект Трастевере (viale di Trastevere) пересекает район. В самом его начали стоит базилика Сан-Кризогоно (Basilica di San Crisogono). (Piazza Sonnino, 44, открыто 07:30 – 11:15 и 16:00 – 19:15, воскр. 08:15 – 13.00 и 16:00 – 19:15)


Базилика Сан-Кризогоно.

Это одна из самых древних церквей Рима, она была основана в IV веке и посвящена святому Хрисогону, в XII веке церковь перестроили, в 1626 году церковь перестроили еще раз по проекту Джованни Батиса Сория по указу кардинала Сципиона Боргезе, чье имя написано на фасаде, и чья эмблема (орел и крылатый дракон) можно увидеть практически везде.
Интерьер базилики реконструировали в XVII веке, сохранив многие ранние элементы – пол в стиле Космати, главный алтарь (1127 год), в то время как балдахин более позднего периода работы Лоренцо Бернини (1627-1641).
В ризнице сохранились остатки более древней базилики эпохи Константина, а также римские дома позднее республиканского периода. В абсиде находятся мощи Святого Хрисогона. На стенах фрески изображающие святых Бенедикта и Сильвестра. Деревянный потолок в стиле барокко с копией работы Гуэрчино «Святой Кризогоно во славе» (оригинал был продан английскому покупателю в XIX в.)

Центральная площадь района Санта-Мария-ин-Трастевере (Piazza di Santa Maria in Trastevere).


Базилика Санта-Мария-ин-Трастевере.

На площади находится базилика Санта-Мария-ин-Трастевере (Chiesa di Santa Maria in Trastevere), построенная в 220 году. Колокольня была добавлена позже в 1138 году папой Иннокентием II, по указу папы Клементия XI был перестроен фасад в 1702 году по проекту Карла Фонтана. На фасаде сохранились мозаики XII века – Мадонна с ребенком и процессия из 10 девственниц, внутри церкви можно увидеть остатки древнеегипетских колонн и фрески Пьетро Каваллини, Доменикино и Карло Маратта.


Базилика Санта-Мария-ин-Трастевере.

Недалеко от церкви находятся Национальная академия Линчеи (Accademia dei Lincei), основанная в 600 году и художественная галерея Корсини (Galleria Corsini), где собраны работы от маньеризма до барокко – Гиудо Рении, Ланфранко, Тьеполо, Каналетто, Карло Марата, Рубенс, Караваджо, Ван Дейк и другие.
Если бродить по переулкам Трастевере, то обязательно выйдите к воротам Порта-Сеттимиана (Porta Settimiana), переделанным из триумфальной арки времен Септимия Севера.


Трастевере. Рим. Италия.

С другой стороны шумного проспекта Трастевере, в тихой и спокойной части расположена базилика Санта-Чечилия-ин-Трастевере (Santa Cecilia in Trastevere).

Базилика Санта-Чечилия-ин-Трастевере.

В маленьком дворике перед церковью находится римская ваза – это редкий пример чаши, которая использовалась в ритуалах ранних христиан – в такую чашу опускали руки для омовения перед тем, как войти в церковь.
Церковь была основана в 220 году в семейном доме Чечилии. Чечилия была молодой и знатной римлянкой, обратившийся к новой религии и пытавшийся донести слово Божье до других. Чечилия была заключена в тюрьму и убита. Сначала ее пытались удушить ядовитыми парами в кальдариуме, но эта затея не удалась, и Чечилию обезглавили.
Папа Урбан I похоронил Чечилию в катакомбах Святого Каллисто, а на месте дома Чечилии была возведена церковь в ее честь.
Прошло 600 лет, христианство утвердилось в своих правах, и в 820 году папе Паскуалю I было ведение святой Чечилии, которая указывало место своего погребения. Папа начал раскопки, в ходе которых был найден чудесным образом сохранившиеся останки святой Чечилии. Прах был перенесен в церковь святой Чечилии.
Легенда рассказывает, что в 1599 году кардинал Сфондрати (его монумент можно видеть в портике справа) приказал открыть гробницу святой Чечилииостанки и обнаружили, что тело совсем не разложилось и имело глубокий разрез на шеи, что соответствовало более древней легенде. Это открытие наделало много шума в Риме.
И Мадерно изобразил святую в той позе, в которой было найдено тело.
Обратите внимание на руки статуи: пальцы показывают 3 и 1, что означает Святую Троицу.
Вернемся к базилики: ее центральный неф поддерживают 12 колонн, связанные арками, полукруглая апсида выложена мозаикой (оригинальные мозаики были более обширными и покрывали и боковые части), маленькая подземная крипта (крпиту еще называют “мокрой” – это бывший калидарий в котором, пытались удушить Чечилию) соединена с главным алтарем.
Церковь увеличивали и декорировали в последующие века: был пристроен монастырь, посвященный святой Чечилии и святой Агате, папа Паскуаль II в XII в. построил часовню (сегодня она немного падает) и портик, во второй половине XIII в Пьетро Каваллини написал фрески «Страшный суд», в 1293 г. Арнольфо ди Камбио соорудил дароносицу. В XVII-XVIII древняя базилика претерпела серьезные изменения: пол в стиле Космати был замещен, потолок тоже был замещен на деревянный подвесной потолок, окна уменьшили и другие изменения. Под базиликой находятся руины богатого римского дома II века до н.э., который был перестроен в инсулу – жилье для простого люда.

В Трастевере лучше всего гулять просто так, без цели. Наслаждаясь окружающей атмосферой, кусочками старины и современными течениями времени. Здесь каждый раз открываешь для себя что-то новое, находишь переулочек, в котором раньше не был, деталь, которую не замечал.


Церковь Святой Агаты
Церковь Святой Агаты. Трастевере. Рим. Италия.

Церковь Святой Агаты (chiesa di Sant’Agata) была основана папой Грегорием II в VIII веке. В XVIII веке церковь была полностью перестроена, в церковь Святой Агаты перенесли деревянную скульптуру Мадонны дель Кармине, называемую в народе Мадонна де Ноантри (Madonna de Noantri, т.е. “di noi altri” – «нас других»). Эта Мадонна является покровительницей Трастевере.
Каждый год в Трастевере проходит праздник Festa de Noantri в честь Мадонны, и церковь – центр этого праздника.
Народный праздник восходит к 1535 году. После шторма в устье Тибра рыбаки выловили деревянную статую Богоматери, которую подарили монахам-кармелитам в церковь Сан-Кризогоно, так Мадонна стала покровительницей Трастевере.
С тех пор каждый год в субботу после 16 июля деревянную статую Мадонны проносят по улицам Трастевере до церкви Сан-Кризогоно, где статуя остается в течении 8 дней, а потом в сопровождении процессии возвращается в церковь Святой Агаты.
В это время на улицах накрывают столы, за которыми можно попробовать типичную римскую кухню.

Район Трастевере (как любой другой район Рима) полон легенд, одна из легенд связана с виллой Фарнезина (via della Lungara).

В XVI веке молодой Рафаэль был уже очень известен, ему поручили расписать фресками виллу Фарнезина сиенского банкира Агостино Киджи. В то время на всех своих фресках и картинах Рафаэль изображал одну и туже женщину и всегда одинаково. (Например, “Сикстинская Мадонна”, “Женщина под вуалью”).
Существует романическая легенда, согласно которой Рафаэль увидел эту девушку на via di S.Dorotea, когда работал поблизости на вилле Фарнезина: красавица причесывала волосы у открытого окна.
Пораженный ее красотой, Рафаэль влюбился и стал изображать красавицу в образе мадонн на своих фресках. Девушку звали Маргарита Луци, она была дочерью пекаря, поэтому ее все называли fornarina – маленькая булочница.
С тех пор в римских церквах люди, молясь Мадонне, молились перед дочерью пекаря!
На картине Рафаэля платье Форнарины украшает жемчужина, в которой художник зашифровал имя своей возлюбленной, на латыни “жемчужина” это “margarita”!
Если пройти по via di Santa Dorotea до дома номре 20, где произошла первая встреча художника с музой и посмотреть вверх, как это сделал Рафаэль, то, на 6 этаже можно увидеть окошко, отличающееся от других своей архаичной формой. Это и есть окошко Форнарины.
Прошли столетия, но из-за любви к этой легенде, окно оставили прежним, таким как во времена Рафаэля.
А жители Трастевере гордятся, что девушки их района самые красивые в Риме.


Трастевере.

Вернитесь в Трастевере вечером, чтобы в одном из многочисленных ресторанчиков отведать настоящей римской кухни.


Трастевере.

И помните, как гласит римская поговорка:
Я решил сесть на диету, но потерял только уйму времени!”

Abbacchio alla romana – молодой барашек
Coda alla vaccinara – тушенные бычьи хвосты
Rigatoni alla pajata – тушенные потроха
Saltimbocca alla Romana – тельячье филе с ветчиной и шалфеем
Fagioli con le cotiche – тушенные бобы со шпиком
Trippa alla romana – трибуха с мятой и сыром пекорино
Vermicelli cacio e pepe – паста с сыром и перцем


Saltimbocca alla Romana

Zi’mberto (Piazza San Giovanni della Malva, 14/B) Уютная остерия с романской кухней. Обязательно попробуйте Abbacchio alla romana – молодой барашек и Coda alla vaccinara – варенные хвосты, приготовленные по специальному и очень сложному рецепту.


Zi’mberto

Dar Poeta (vicolo del Bologna, 45/46) Находится в укромном переулочке, который не просто сразу найти. Эта пиццерия была открыта 4 друзьями 10 лет назад, сейчас довольно популярное место. Уютная обстановка, пицца на открытом огне.
Carlo Menta (Via della Lungaretta 101). Место достаточно туристическое, но еда вкусная.
Le mani in pasta (Via dei Genovesi 37). Рыбный ресторанчик.
Il Tulipano Nero (Via Roma Libera 15). Пиццерия-траттория с уютной обстановкой. Вкусная хрустящая пицца и традиционная романская кухня.

Музей Рима – www.museodiromaintrastevere.it. piazza S. Egidio, 1 b, открыт вт – вск 10.00-20.00, 24 и 31 декабря 10.00-14.00. Закрыт пн, 25 декабря, 1 января, 1 май.
Аптека Санта-Мария-делла-Скала. В церкви Санта-Мария-делла-Скала находится первая римская аптека.

Читайте также:

Мадонны Рима
Рим – удивительный город, в нем спрятано множество сокровищ, тайн, исторических свидетельств и художественных ценностей. Гуляя по улицам Рима, можно пройти из одного столетия в другое, древние руины, средневековые церкви, старинные дворцы. Поднимите голову, посмотрите по сторонам, многие дворцы украшены небольшими нишами, в которых помещены изображения мадонны.
О них и пойдет речь в нашей статье.

10 самых больших римских амфитеатров.
Амфитеатр – древнеримская постройка для увеселительных массовых мероприятий – гладиаторские бои, звериные травли – римляне знали толк в развлечениях и умели строить на века, поражая воображения наших современников.

Santa Maria della Scala

Padri Carmelitani Scalzi (OCD)

CHIESA DI SANTA MARIA DELLA SCALA

Questa chiesa «in regione Transtyberim» di Roma fu voluta dal Papa Clemente VIII e affidata ai Carmelitani Scalzi con la bolla “Sacrarum Religionum” del 20 marzo 1597. È stata costruita sul posto dove sorgeva una piccola ma prodigiosa edicola della Madonna ai piedi di una scala, da cui il titolo di S. Maria della Scala.

Questo convento divenne il principale centro di diffusione del Carmelo Teresiano dentro e fuori d’Italia, in Francia, Paesi Bassi, Polonia, Persia, India.

La chiesa iniziale su disegno di Francesco Volterra fu ingrandita nel 1610. Dal 1617 si venera laterale, a sinistra dell’altare maggiore.

Dal 2001 la cura pastorale e l’animazione spirituale della chiesa sono affidate alla cominità internazionale dei Carmelitani Scalzi per studi di specializzazione a Roma.

Siamo a disposizione del nostro meraviglioso quartiere di Trastevere e di tutti coloro che vorranno onorarci di una grandita visita.

La Storia

Origine Chiesa “S. Maria della Scala”

Nella seconda metà del secolo XVI, esattamente nel 1592, nell’area ove ora sorge questa chiesa vi erano varie casupole, un una delle quali, sulla scala esterna, vi era un edicolo con un affresco raffigurante la “Madonna col Bambino”.

Il primo prodigio, computosi dinanzi a questa Immagine, di cui si ha memoria, si verificò nel mese di Dicembre del 1592, mentre l’ostetrica Cornelia pregando recava in braccio una bambina muta, questa dinanzi a Maria le si sciolse la lingua, guarendo perfettamente.

Il secondo miracolo fu anche più strepitoso. Un povero e noto mendicante, paralizzato completamente negli arti inferiori, pregando dinanzi a questoa immagine, riacquistò l’uso spedito delle membra.

A questi primi prodigi ne seguirono innumeroveli altri, tanto che la “Taumaturga Immagine” venne chiamata “MADONNA DEI MIRACOLI”.

Da tutto ciò nacque il pio desiderio popolare che sorgesse una Chiesa in onore della prodigiosa Immagine, proprio sul luogo dove era dipinta e venerata.

La chiesa fu effettivamente edificata per le elargizioni di Papa Clemente VIII e con le elemosine raccolte a questo scopo; ma la spesa maggiore fu sostenuta dal munifico cardinale di Como, Tolomeo Gallio.

Demolite varie casette, compresa queslla dova era dipinta la prodogiosa effigie, si incominciò la fabbrica con disegno di Francesco da Volterra venendo ultimata con la facciata da Ottavio Mascherino; quindi segato il muro della scala dove era l’edicola della Madonna, la Sacra Immagine fu collocata nell’altare maggiore della nuova Chiesa che naturalmente prese il nome di S. Maria della Scala.

Il Sommo Pontifice con la Bolla “Sacrarumreligionum” del 20 Marzo 1597 affidava la nuova Chiesa ai Padri Carmelitani Scalzi.

La chiesa in bel barocco, fu ingrandita dai suddetti Padri che collocarono l’affresco della Madonna nella Cappella a sinistra dell’altare maggiore dove tutt’ora si trova.

La statua (1633) che si trova nella nicchia centrale sulla porta d’ingresso è opera di Francesco di Cusart.

Santi ed Illustri Personaggi

Troviamo nella storia di questa casa la presenza di tanti Santi ed illustri personaggi che hanno beneficato dell’apostolato dei nostri religiosi. Sarebbe troppo lungo parlare di tutti gli uomini insigni che ebbero attinenza con questo convento. Ci soffermeremo solo su alcuni, seguendo possibilmente l’odine cronologico.

Il 3 febbraio 1598, per comando del papa Clemente VIII, fu posto tra i nostri Novizi S. Giovanni Battista della Concezione, religioso trinitario, perché il Ven. Pietro della Madre di Dio provasse il suo spirito e cercasse di conoscere se era destinato dal Signore ad intraprendere la Riforma del suo Ordine. Ciò che poi realizzò con l’aiuto del sudetto padre. Fu innalzato agli onori dell’altare il 1819.

Giuseppe Calasanzio appena i nostri Padri giunsero a Roma dette loro un grande aiuto presso cardinali e prelati perché la Chiesa della Scala fosse assegnata a loro, come poi di fatto avvenne. Così li aiuto in occasione di altre fondazioni. Ne fu ben ripagato, specialmente dai nostri padri Giovanni, Domenico e Pietro della Madre di Dio dai quali fu efficacemente aiutato nella fondazione del suo Ordine e confortato nelle sue gravissime e quasi Inverosimili tribilazioni.

Roberto Bellarmino , gesuita, ebbe rapporti di santa fraternità coi PP. Di questo convento, e specialmente con il Ven. P. Giovanni di Gesù Maria, che a lui “Illustrissimo cardinale per l’eccels dignità della porpora e per altissimi meriti” dedicò nel 1606l’opera dal titolo “Ars concionandi”.

Dopo la sua morte i suoi religiosi o confratelli donarono al convento della Scala un ritratto in tela con relativa dedica.

In tempi a noi più vicini, 2 marzo 1850, fu celebrato nella nostra Chiesa solennemente un funerale “per onorare S. Vincenzo Pallotti ”, iscritto al nostro Ordine secolare, “che con tanto zelo si era prestato per ravvivare e coltivare l’Oratorio notturno onnesso alla Chiesa. Più tardi sarà innalzato agli onori dell’altare.

Fatti Degni di Memoria

Per circa 250 anni circa, nella Domenica fra l’ottava del “Corpus Domini” (ultima fu quella del 1870) si fece la processione solennissima del SS. Sacramento con l’intervento di tutti i nostri religioso di Roma, di numeroso clero secolare e di più confraternite. Questa processione percorreva le principali vie di Trastevere sforzosamente oddobbate.
Memorabili e straordinarie sacre funzioni qui si celebrarono per la beatificazione e canonizzazione della S. Madre Teresa (1614-1622) e del S. P. Giovanni della Croce (1675-1727). I diaristi pontifici ricordano più Messe papali per tale circostanza.
Altri tridui ed ottavari solenni, che furono – per lo più – “ufficiali” a cura dell’ordine, ebbero luogo: per l’incoronazione della Madonna della Scala (10 ottobre 1646); per il II centenario della Riforma (27 agosto 1762); per la definizione dogmatica dell’Immacolata Concezione (1854); per il III centenario della morte di S. Teresa di Gesù (1882); per il III centenario della morte di S. Giovanni della Corce (1891); per la beatificazione dei nostri protomartiri Dionisio e Redento (1900); e specialmente il triduo per il III centenario della canonizzazione di S. Teresa di Gesù (20, 29, 30 aprile 1922). Fu pure molto solenne il triduo per la canonizzazione di S. Teresa del Bambino Gesù. Così pure le celebrazione per il IV centenario dall’inizio della Riforma.
Questo convento fondato dopo quello di S. Anna in Genova è stato sempre considerato il principale della N. Congregazione d’Italia. Qui abitaronolungo tempo (cioè: fino al 1735) i nostri superiori maggiori; qui si celebrarono la maggior parte dei nostri Capitoli Generali.
Da qui il N. S. Ordine si propoagò per il mondo; da qui partirono dotti e santi religiosi per le nostre Missioni in Oriente. Primo Noviziato della nostra Riforma, lo fu per lunghi anni per la nostra Provincia Romana.

Altare Maggiore

L’altare è dedicato al Salvatore e fu consacrato da Mons. Prospero Lambertini, poi Papa Benedetto XIV, il 1725. L’Immagine del Salvatore è dipinta in un tondino su tela (al presente guarda il coro). Il prezioso ciborio è opera del Rainaldi (1648-1650). Le 16 colonnine che sorreggono il cupolino listate in bronzo dorato, sono di alabastro di Sicilia, detto a pecorelle. Il cupolino a costaloni di bronzo dorato è di rosso di Francia. Quattro statuine di Apostoli – in terra cotta verniciata uso bronzolo decorano mirabilmente. Le due fascie a riquadri del piedistallo, sono: quella inferiore, di alabastro fiorito; quella superiore di alabastro di Sicilia, come le 16 colonne. Ai due lati, sule due porte arcuate del Core vi sono le statue di S. Giuseppe e di S. Teresa di Gesù, di Simone Giorgini.

I due grandi ingressi hanno lo zoccolo di Seravezza, con gli stipiti d’africano e inquadrature di giallo antico. Il pavimento è tutto a riquadri d’africano e breccia di Serrvessa con fascie di bardiglio e marmo di Carrara. Anche la balaustra è ricca di rari marmi con pilastrini d’alabastro siciliano.

Nel Centro sotto il cupolino, sopra un piedistallo intarsiato di finissimi marmi, vi è l’Agnello dell’Apocalisse sopra il libro “dai sette sigilli” tutto in bronzo dorato, con dietro una smagliante raggiera della stessa materia.

Cappella della Reliquia

Degna di nota è pure questa cappella il cui altare di ordine ionico, è ornato di preziosissimi marmi; le due colonne massicce sono di verde antico.

Il pavimento è tutto coperto da lapidi sepolcrali fra cui pregevolissima quella di Mons. Antonio Albergati (+1634) tutto intarsiata di buoni marmi che, oltre le belle decorazioni, raffigurano pure due scheletri seduti, di squisita fattura.

Tutte le pitture laterali, rappresentanti i fasti di S. Teresa di Gesù, sono di fra Luca.

Il 14 Febbraio del 1909 venne qui trasportata dal Coro l’insigne Reliquia del Piede destro incorrotto di S. Teresa di Gesù, donato a questo convento dalla nostra Congregazzione di Spagna il 5 Ottobre del 1616, per le premure del Ven. P. Ferdinando di S. Maria. Ora questa preziosa reliquia si trova sopra l’altare in un artistico Reliquiario di bronzo dorato con decorazioni di argento.

La capella fu recentemente restaurata ed abbellita per opera dei Padri, con copiose elargizioni di Mons. Emidio Federici.

Gli ultimi lavori di restauro e abbellimento risalgono al 1962, in occassione del quarto centenario dell’inizion Riforma del Carmelo.

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector