Самый древний театр афин | Vasque-Russia.ru

Самый древний театр афин

Театр Диониса

Театр Диониса (Theatre of Dionysus Eleuthereus)

Театр Диониса, расположенный на холме Акрополя – один из древнейших в мире театров. Именно здесь были впервые представлены на суд зрителей труды величайших представителей древнегреческой литературы и драматургии: Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана. Античный театр Диониса мог вместить более 17 тысяч зрителей, до наших времен дошли 20 рядов из 64.

Сэкономь на путешествии!

Основные моменты

Театр посвящен древнегреческому богу Дионису, покровителю виноделия и веселья, в честь которого и устраивались дионисии. Дело в том, что культ того или иного бога в Древней Греции предполагал проведение торжественных шествий и жертвоприношений перед главным храмом божества и праздничных мероприятий – спортивных состязаний и зарисовок на темы из жизни богов и героев. Эти представления и положили начало театральным постановкам, которые постепенно приобретали популярность и становились самостоятельным видом искусства.

В театре Диониса были впервые показаны первые трагедии и комедии, а также положено начало традиции театрального грима, костюмов и масок. К слову, и мужские и женские роли в театре исполнялись всегда мужчинами, а для того, чтобы их было хорошо видно с последних рядов амфитеатра, они надевали котурны – специальные сандалии на высокой платформе.

В период Дионисий (театральных представлений) жители Афин не работали, они собирались в театре посмотреть на зрелище. Кстати, если публике не нравилась пьеса или представление, она могла засвистать актёров и потребовать другую постановку. Демократия, одним словом!

История

Древнегреческий театр Диониса был сооружен в 4-м веке до нашей эры на месте храмов, посвященных богу виноделия Дионису, откуда и походит название театра.

Спектакли в театре Диониса давались дважды в год, на праздниках в честь Диониса: Малых (или Сельских) Дионисиях (в декабре – январе) и Великих (или городских) Дионисиях (в марте – апреле). Спектакли носили характер состязания. Сначала состязались драматурги и хореги, а со второй половины V века до нашей эры состязались и актёры, исполнявшие первые роли (протагонистов). Также, состязались и авторы комедий, которые ставили по одной пьесе.

Подготовка к драматическим состязаниям была очень длительной и возлагалась на членов коллегии архонтов. Спустя месяц, после окончания Великих Дионисий, выбиралось 10 хорегов, по одному от каждой филы, для дифирамбических состязаний. А в июле, после ежегодных перевыборов коллегии архонтов, архонт-эпоним назначал трёх хорегов для трагедий и трёх для комедий. Хорегами могли быть только очень состоятельные люди, так как все расходы по постановке спектаклей производились за их счет. Но зато щедрость хорега отмечалась в народных почетных постановлениях.

С момента назначения для хорега наступало очень хлопотное время. Ему нужно было составить будущий хор — выбрать 14- 15 человек для трагедий, и 24- 25 человек для комедий. Всем хористам необходимо было изготовить костюмы — иногда очень дорогие, вышитые золотом, а также, венки, маски и другие украшения. Кроме того, требовались ещё и статисты, чтобы сделать представление более пышным и блестящим. Их, также, должен был оплачивать хорег. Помимо этого, хореги переманивали друг у друга певцов- профессионалов, уже существовавших в Афинах, повышая их ставки. Всё это стоило немалых денег.

Всю цензуру и предварительную критику в Афинах осуществлял архонт. Поэты вручали ему свои произведения и просили дать им хор. Он выбирал те, которые казались ему более достойными, и вносил имена авторов в списки агона. Никаких ограничений для поэта не существовало. Он мог быть кем — угодно, математиком, философом, даже мог быть и незрелым юношей.

В то время здесь были впервые представлены труды четырёх великих греческих представителей драматургии — Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана. Популярность Софокла была так велика, что, когда он умер во время Пелопоннесской войны, вождь лакедемонян позволил жителям осаждённых Афин похоронить поэта с приличествующими ему почестями. Помимо этих главных представителей драматургии авторов было ещё очень много.

С раннего утра тысячи зрителей собирались в театр. Даже бедные приходили посмотреть на спектакли. Государство выдавало беднякам специальную субсидию — феорикон, которая давала возможность каждому заплатить за своё место. Веселые, нарядные, с венками на головах, афиняне окружали плотной шумной толпой вход в театр. У каждого в руке была свинцовая марка с обозначением сектора филы. С каждым годом, по мере популярности театральных зрелищ, борьба за места становилась всё ожесточённее и нередко переходила в драку. Поэтому, места занимались с ночи, и афиняне жаловались на то, что чужие оттесняют граждан. Марки распространялись и за пределами Афин, но каждый гражданин имел право потребовать для себя место.

Театральная постановка в Древней Греции существенно отличалась от современного спектакля: в действии участвовало всего несколько актёров (а на первых порах – и вовсе один человек), лица актеров закрывались масками, соответствующими тому или иному персонажу, и весь набор выразительных средств сокращался до голоса и пластики. К тому же, в античном театре каждая пьеса ставилась на сцене – за редким исключением – только один раз.

Не было публики, которая бы так понимала представление и сочувствовала ему, как афинская, не было зрителя более благодарного для хорошего спектакля, но и более страшного для плохого. Самые неясные намёки на современность немедленно понимались афинянами, которые замечали малейшую ошибку актера. Если зрители были недовольны, они свистели, щёлкали языками и стучали сандалиями. Если же зрителям нравилась постановка они бурно аплодировали и свистели.

Три дня подряд афинские зрители проводили в театре Диониса. Каждый день они видели несколько разных пьес. Все три дня они бурно реагировали на всё происходящее на сцене и запасались материалом для обсуждений, которого хватало до следующего праздника Дионисий. А вечером последнего дня судьи конкурса торжественно произносили свой приговор. Затем вторичными выборами из среды судей определялось пять человек. Они выносили окончательное решение и объявляли имя победителя, которого архонт под гром приветствий увенчивал на сцене венком из плюща. Хорегическая победа — самое почётное отличие для афинского гражданина. Поэтому хореги стремились увековечить своё торжество. В случае победы было принято жертвовать Дионису бронзовый треножник, присуждённый государством, поместив его на вершине колонны или павильона. Все результаты конкурсов фиксировались в особенных надписях – дидаскалиях, хранившихся в государственном афинском архиве. После праздников, в театре Диониса воцарялась тишина. Афиняне возвращались к своим повседневным занятиям и развлечениям.

В 326-325 года до нашей эры театр был отреконструирован: ряды сидений и деревянную сцену заменили на мраморные. Каменные сидения разместили в 67 рядов. Теперь театр Диониса вмещал более 17 тысяч зрителей, что на то время составляло приблизительно половину афинских граждан. Именно эти исторические факты притягивают сюда туристов с детьми, ведь для последних намного интереснее будет изучение истории после того, как они увидят тот же театр Диониса воочию.

Из-за больших размеров театр был лишен кровельных перекрытий, поэтому актеры, хор и зрители располагались прямо под открытым небом, а действия на сцене происходило при естественном дневном освещении.

Первый ряд театра включал в себя 67 мраморных кресел для почетных зрителей. На каждом кресле были высечены должности и имена владельцев. Кресло и выступ во втором ряду – это ложа римского императора Адриана, страстного поклонника греческой культуры. Именно здесь также выступал и император Нерон.

Театр был перестроен в 1-м веке нашей эры в римскую эпоху, в том числе под гладиаторские и цирковые представления. С художественной точки зрения самое лучшее в развалинах театра Диониса – это скульптурный фриз периода правления императора Нерона с интересными сатирами. Возле театра сохранились также развалины и других исторических сооружений: камни Перикла Одеона, остатки двух храмов Диониса 6-го и 4-го веков до нашей эры.

Театр Диониса в наши дни

Сегодня вокруг театра ведутся археологические раскопки, которые ежегодно открывают новые детали древнегреческих сооружений – здесь можно увидеть превосходные византийские цистерны и маленькую выставочную область, на которой размещены фрагменты последних обнаруженных статуй и скульптур. Немного выше театра Диониса, Вы сможете увидеть вход в большую пещеру, которую обычно именуют Фрасилос.

Предположительно, данный скальный комплекс с двумя колоннами и мраморным фасадом, датируемый примерно 320 годом до нашей эры, был особенным помещением для греческого хора. Немного позже скальный комплекс был перестроен в часовню Девы Марии, однако, древняя статуя Диониса здесь простояла лишь до 19-го столетия, пока не была вывезена британским лордом Элгином.

Процесс реставрации театра Диониса должен закончиться в 2015 году. На финансирование реставрации некоммерческой организацией «Диазома» и греческими властями было выделено шесть миллионов евро. Этим проектом занимается архитектор Константинос Болетис. К каменным сидениями, которые сохранились, предполагается добавить еще несколько ярусов, при этом совмещая новый камень с древними обломками. Также планируется укрепить держащие стены театра и другие части сооружения.

Туристам

Посещая театр Диониса, обратите внимание на руины двух храмов Диониса VI и IV веков до н.э. и на камни Периклова Одеона — концертного зала, знаменитого своей удивительной акустикой.

Почитателям театральных представлений непременно стоит приехать сюда летом, когда проводится ежегодный Афинский фестиваль — один из самых популярных в Греции. Фестиваль проходит с середины июня по середину сентября в Афинах и Эпидавре, куда можно добраться на специальных автобусах. Под эгидой Афинского фестиваля проходят театральные, музыкальные, культурные мероприятия, открываются выставки и музеи.

Часы работы

Театр входит в архитектурную зону Акрополя. Летом ее можно посетить с 8:00 до 19:30. В понедельник – с 11:00 до 19:30. В зимнее – ежедневно с 8:00 до 15:30. Без выходных.

Как добраться

Театр Диониса находиться на Южном склоне Акрополя. Добраться до Акрополя можно на второй (красной) линии афинского метро. Станция «Акрополь».

Традиции Греческого театра, история и архитектурные особенности

Сейчас мы не можем представить свою жизнь без спектаклей, кинопремьер и сериалов по телевидению или интернету. Все эти развлечения появились благодаря развитию сценического искусства, на которое во многом повлиял античный греческий театр. Без преувеличения, именно эллины поспособствовали формированию сценических традиций и широкому распространению театрального искусства по всей планете. Поэтому сегодня предлагаем окунуться в истоки всеми любимых фильмов/сериалов и познакомиться с историей греческого театра, особенностями актерской игры и работы со зрителями. Кроме того, обсудим, как в Древней Греции театр воплощался архитектурно, ведь многие подобные сооружения стали культурными символами страны.

Зарождение театра в Греции

Приблизительно период, когда зарождался древнегреческий театр, датируют V-IV веками до нашей эры. Корнями манера дурачиться, рядиться в костюмы и играть «на публику» уходит в традиции празднования Великих Дионисий недельных ритуальных торжеств в честь бога виноделия Диониса. На этот праздник проводили костюмированные шествия, разыгрывали сценки прибытия Диониса в Аттику, сочиняли и распевали дифирамбы. Впоследствии часть этих традиций и сформировала полноценное театральное представление, которое полюбилось зрителям, и организовывать спектакли стали все чаще.

Таким образом, уже в V веке до н.э. в Афинах появляется первый театр в Греции, да и во всей Европе. Посвящен он был, конечно же, Дионису, и располагался на Афинском Акрополе. Поначалу это была небольшая деревянная конструкция, представляющая собой несколько ярусов зрительских мест, сцену и место для переодевания актеров. Но театральные постановки имели такой колоссальный успех у публики, что места всем желающим не хватало, и в конце концов, деревянные скамьи просто обрушились.

Тогда афинский правитель Писистрат приказал отстроить более масштабное и надежное сооружение: так появился знаменитый белокаменный греческий амфитеатр Диониса. Он в надлежащем состоянии сохранился до наших дней, так что здесь и сейчас организовывают спектакли под открытым небом.

Греческий театр и сценические традиции

Как уже отмечалось, искусство театра в Греции складывалось под влиянием религиозных обрядов и игрищ. Сами же представления являли собой состязания лирических поэтов, представляющих зрителям свои творения с помощью актеров и хора. Причем конкурс проводился сразу по трем популярным в те времена жанрам:

Участие в этом мероприятии считалось очень почетным, а подготовка к спектаклям велась задолго до наступления празднеств. Так, драматурги должны были представить свои тексты на суд архонту (чиновник высшего ранга), который отбирал из всех кандидатов трех наиболее достойных поэтов. Конкуренция, надо заметить, была серьезная: свои трагедии и драмы в V веке до н.э. представляли Эсхил, Софокл и Еврипид, считающиеся в наши времена отцами жанра! Но вернемся к театру.

Трем утвержденным архонтом участникам конкурса государство предоставляло по одному хору с тремя актерами, чтобы все состязающиеся были в равных условиях. При этом актеры делились на главного исполнителя, артиста второго плана и третьего по значимости героя. Так как число играющих было ограничено, то актерам приходилось осваивать сразу по несколько ролей. Причем выступали на сцене только мужчины, и даже женские образы воплощали представители сильного пола.

Что же касается драматурга, то он при постановке спектакля был и режиссером, и наставником актеров, и даже действующим лицом. Разве что расходы на спектакль ему оплачивать не приходилось, т.к. конкурс спонсировали богатые организаторы.

В день состязания на суд зрителей представлялось сразу несколько постановок от каждого автора. Таким образом, театральная сцена и зрительный зал не пустели, что называется, «от зари до зари» по 3-4 дня. Но когда, все же, представления заканчивались, зрительское жюри выносило свой вердикт и разделяло призовые места (соответственно, с первого по третье). Автора, ставшего лидером голосования, вместе с ведущим актером почетно увенчивали плющом. Также всем участникам государственная казна выплачивала денежное поощрение.

И к слову о финансах. Изначально представления разыгрывались для зрителей бесплатно, и посещать их могли все граждане: и мужчины, и женщины. Но позже, видимо в связи с популяризацией сценической игры, на спектакли стали продавать билеты. Обычное место в зрительном зале оценивали в 2 обола, причем на посещение театра бедные люди получали деньги из специально созданного фонда государственной казны.

А напоследок отметим, что со временем спектакли в Греции все меньше ассоциировались с религией. Представления стали отдельным видом развлечений и даже политическим средством: через характеры персонажей и действие пьесы можно было высмеивать известных лиц и акцентировать проблемы общества, или, наоборот, показывать выгодные черты героев и хорошие результаты их деятельности. Тем не менее это были качественные и увлекательные спектакли, так что интерес публики к театральному искусству по-прежнему не угасал.

Архитектура греческого театра

Немаловажно и архитектурное устройство греческого театра, которое частично скопировали все мировые залы. Убедиться в этом можно взглянув на сохранившиеся античные греческие театры Таормина, Эпидавра, Сиракузы, Ларисы и других городов. Но первым был спроектирован Афинский театр Дионисия, и его планировку сразу приняли за классический канон театрального здания. Возводили строение на холме, при этом поэтапно обустраивались следующие элементы:

  1. Зрительный зал (Theatron). Длинные невысокие скамьи располагались в несколько ярусов с постоянно увеличивающимся диаметром. Соответственно, первые ряды, примыкающие к центру здания, были самыми короткими и специально отводились для знатных особ.
  2. Орхестра (Orchestra). Представляла собой круглую площадку, засыпанную песком или вымощенную каменными плитами. Изначально это сцена, на которой разыгрывалось действие и стоял жертвенный алтарь Дионису. Однако, позднее в планировку театров греки добавили новые элементы, и на орхестре размещался только хор.
  3. Проскений. Помост за орхестрой, предназначенный для выступления актеров. Вначале использовался только как пустая сцена, но вскоре были придуманы сменные декорации, превращавшие проскений в фасад дворца или храм, где чаще всего проходило действие.
  4. Скены и параскении (Skene). Расположенные возле сцены помещения для хранения реквизита. Также использовались, как «гримерки» актеров.
  5. Парод (Parodos). Коридорные проходы между сценой и зрительным залом.

Собственно, почти все эти составляющие знакомы и современным театралам: придумала Греция амфитеатр под открытым небом, а европейские страны сделали залы по этому типу, но крытые. Все-таки, не везде так солнечно, как на Средиземноморье.

Таким образом, влияние античной Греции на театральное искусство неоценимо. По сути, Эллада стала «колыбелью» всего европейского театра, а многие архитектурные и сценические элементы, придуманные еще в античности, до сих пор используются на театральных подмостках.