Самый древний театр афин
Театр Диониса
Театр Диониса (Theatre of Dionysus Eleuthereus)
Театр Диониса, расположенный на холме Акрополя — один из древнейших в мире театров. Именно здесь были впервые представлены на суд зрителей труды величайших представителей древнегреческой литературы и драматургии: Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана. Античный театр Диониса мог вместить более 17 тысяч зрителей, до наших времен дошли 20 рядов из 64.
Сэкономь на путешествии!
Основные моменты
Театр посвящен древнегреческому богу Дионису, покровителю виноделия и веселья, в честь которого и устраивались дионисии. Дело в том, что культ того или иного бога в Древней Греции предполагал проведение торжественных шествий и жертвоприношений перед главным храмом божества и праздничных мероприятий – спортивных состязаний и зарисовок на темы из жизни богов и героев. Эти представления и положили начало театральным постановкам, которые постепенно приобретали популярность и становились самостоятельным видом искусства.
В театре Диониса были впервые показаны первые трагедии и комедии, а также положено начало традиции театрального грима, костюмов и масок. К слову, и мужские и женские роли в театре исполнялись всегда мужчинами, а для того, чтобы их было хорошо видно с последних рядов амфитеатра, они надевали котурны – специальные сандалии на высокой платформе.
В период Дионисий (театральных представлений) жители Афин не работали, они собирались в театре посмотреть на зрелище. Кстати, если публике не нравилась пьеса или представление, она могла засвистать актёров и потребовать другую постановку. Демократия, одним словом!
История
Древнегреческий театр Диониса был сооружен в 4-м веке до нашей эры на месте храмов, посвященных богу виноделия Дионису, откуда и походит название театра.
Спектакли в театре Диониса давались дважды в год, на праздниках в честь Диониса: Малых (или Сельских) Дионисиях (в декабре — январе) и Великих (или городских) Дионисиях (в марте — апреле). Спектакли носили характер состязания. Сначала состязались драматурги и хореги, а со второй половины V века до нашей эры состязались и актёры, исполнявшие первые роли (протагонистов). Также, состязались и авторы комедий, которые ставили по одной пьесе.
Подготовка к драматическим состязаниям была очень длительной и возлагалась на членов коллегии архонтов. Спустя месяц, после окончания Великих Дионисий, выбиралось 10 хорегов, по одному от каждой филы, для дифирамбических состязаний. А в июле, после ежегодных перевыборов коллегии архонтов, архонт-эпоним назначал трёх хорегов для трагедий и трёх для комедий. Хорегами могли быть только очень состоятельные люди, так как все расходы по постановке спектаклей производились за их счет. Но зато щедрость хорега отмечалась в народных почетных постановлениях.
С момента назначения для хорега наступало очень хлопотное время. Ему нужно было составить будущий хор — выбрать 14- 15 человек для трагедий, и 24- 25 человек для комедий. Всем хористам необходимо было изготовить костюмы — иногда очень дорогие, вышитые золотом, а также, венки, маски и другие украшения. Кроме того, требовались ещё и статисты, чтобы сделать представление более пышным и блестящим. Их, также, должен был оплачивать хорег. Помимо этого, хореги переманивали друг у друга певцов- профессионалов, уже существовавших в Афинах, повышая их ставки. Всё это стоило немалых денег.
Всю цензуру и предварительную критику в Афинах осуществлял архонт. Поэты вручали ему свои произведения и просили дать им хор. Он выбирал те, которые казались ему более достойными, и вносил имена авторов в списки агона. Никаких ограничений для поэта не существовало. Он мог быть кем — угодно, математиком, философом, даже мог быть и незрелым юношей.
В то время здесь были впервые представлены труды четырёх великих греческих представителей драматургии — Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана. Популярность Софокла была так велика, что, когда он умер во время Пелопоннесской войны, вождь лакедемонян позволил жителям осаждённых Афин похоронить поэта с приличествующими ему почестями. Помимо этих главных представителей драматургии авторов было ещё очень много.
С раннего утра тысячи зрителей собирались в театр. Даже бедные приходили посмотреть на спектакли. Государство выдавало беднякам специальную субсидию — феорикон, которая давала возможность каждому заплатить за своё место. Веселые, нарядные, с венками на головах, афиняне окружали плотной шумной толпой вход в театр. У каждого в руке была свинцовая марка с обозначением сектора филы. С каждым годом, по мере популярности театральных зрелищ, борьба за места становилась всё ожесточённее и нередко переходила в драку. Поэтому, места занимались с ночи, и афиняне жаловались на то, что чужие оттесняют граждан. Марки распространялись и за пределами Афин, но каждый гражданин имел право потребовать для себя место.
Театральная постановка в Древней Греции существенно отличалась от современного спектакля: в действии участвовало всего несколько актёров (а на первых порах – и вовсе один человек), лица актеров закрывались масками, соответствующими тому или иному персонажу, и весь набор выразительных средств сокращался до голоса и пластики. К тому же, в античном театре каждая пьеса ставилась на сцене – за редким исключением – только один раз.
Не было публики, которая бы так понимала представление и сочувствовала ему, как афинская, не было зрителя более благодарного для хорошего спектакля, но и более страшного для плохого. Самые неясные намёки на современность немедленно понимались афинянами, которые замечали малейшую ошибку актера. Если зрители были недовольны, они свистели, щёлкали языками и стучали сандалиями. Если же зрителям нравилась постановка они бурно аплодировали и свистели.
Три дня подряд афинские зрители проводили в театре Диониса. Каждый день они видели несколько разных пьес. Все три дня они бурно реагировали на всё происходящее на сцене и запасались материалом для обсуждений, которого хватало до следующего праздника Дионисий. А вечером последнего дня судьи конкурса торжественно произносили свой приговор. Затем вторичными выборами из среды судей определялось пять человек. Они выносили окончательное решение и объявляли имя победителя, которого архонт под гром приветствий увенчивал на сцене венком из плюща. Хорегическая победа — самое почётное отличие для афинского гражданина. Поэтому хореги стремились увековечить своё торжество. В случае победы было принято жертвовать Дионису бронзовый треножник, присуждённый государством, поместив его на вершине колонны или павильона. Все результаты конкурсов фиксировались в особенных надписях – дидаскалиях, хранившихся в государственном афинском архиве. После праздников, в театре Диониса воцарялась тишина. Афиняне возвращались к своим повседневным занятиям и развлечениям.
В 326-325 года до нашей эры театр был отреконструирован: ряды сидений и деревянную сцену заменили на мраморные. Каменные сидения разместили в 67 рядов. Теперь театр Диониса вмещал более 17 тысяч зрителей, что на то время составляло приблизительно половину афинских граждан. Именно эти исторические факты притягивают сюда туристов с детьми, ведь для последних намного интереснее будет изучение истории после того, как они увидят тот же театр Диониса воочию.
Из-за больших размеров театр был лишен кровельных перекрытий, поэтому актеры, хор и зрители располагались прямо под открытым небом, а действия на сцене происходило при естественном дневном освещении.
Первый ряд театра включал в себя 67 мраморных кресел для почетных зрителей. На каждом кресле были высечены должности и имена владельцев. Кресло и выступ во втором ряду – это ложа римского императора Адриана, страстного поклонника греческой культуры. Именно здесь также выступал и император Нерон.
Театр был перестроен в 1-м веке нашей эры в римскую эпоху, в том числе под гладиаторские и цирковые представления. С художественной точки зрения самое лучшее в развалинах театра Диониса – это скульптурный фриз периода правления императора Нерона с интересными сатирами. Возле театра сохранились также развалины и других исторических сооружений: камни Перикла Одеона, остатки двух храмов Диониса 6-го и 4-го веков до нашей эры.
Театр Диониса в наши дни
Сегодня вокруг театра ведутся археологические раскопки, которые ежегодно открывают новые детали древнегреческих сооружений – здесь можно увидеть превосходные византийские цистерны и маленькую выставочную область, на которой размещены фрагменты последних обнаруженных статуй и скульптур. Немного выше театра Диониса, Вы сможете увидеть вход в большую пещеру, которую обычно именуют Фрасилос.
Предположительно, данный скальный комплекс с двумя колоннами и мраморным фасадом, датируемый примерно 320 годом до нашей эры, был особенным помещением для греческого хора. Немного позже скальный комплекс был перестроен в часовню Девы Марии, однако, древняя статуя Диониса здесь простояла лишь до 19-го столетия, пока не была вывезена британским лордом Элгином.
Процесс реставрации театра Диониса должен закончиться в 2015 году. На финансирование реставрации некоммерческой организацией «Диазома» и греческими властями было выделено шесть миллионов евро. Этим проектом занимается архитектор Константинос Болетис. К каменным сидениями, которые сохранились, предполагается добавить еще несколько ярусов, при этом совмещая новый камень с древними обломками. Также планируется укрепить держащие стены театра и другие части сооружения.
Туристам
Посещая театр Диониса, обратите внимание на руины двух храмов Диониса VI и IV веков до н.э. и на камни Периклова Одеона — концертного зала, знаменитого своей удивительной акустикой.
Почитателям театральных представлений непременно стоит приехать сюда летом, когда проводится ежегодный Афинский фестиваль — один из самых популярных в Греции. Фестиваль проходит с середины июня по середину сентября в Афинах и Эпидавре, куда можно добраться на специальных автобусах. Под эгидой Афинского фестиваля проходят театральные, музыкальные, культурные мероприятия, открываются выставки и музеи.
Часы работы
Театр входит в архитектурную зону Акрополя. Летом ее можно посетить с 8:00 до 19:30. В понедельник – с 11:00 до 19:30. В зимнее – ежедневно с 8:00 до 15:30. Без выходных.
Как добраться
Театр Диониса находиться на Южном склоне Акрополя. Добраться до Акрополя можно на второй (красной) линии афинского метро. Станция «Акрополь».
Традиции Греческого театра, история и архитектурные особенности
Сейчас мы не можем представить свою жизнь без спектаклей, кинопремьер и сериалов по телевидению или интернету. Все эти развлечения появились благодаря развитию сценического искусства, на которое во многом повлиял античный греческий театр. Без преувеличения, именно эллины поспособствовали формированию сценических традиций и широкому распространению театрального искусства по всей планете. Поэтому сегодня предлагаем окунуться в истоки всеми любимых фильмов/сериалов и познакомиться с историей греческого театра, особенностями актерской игры и работы со зрителями. Кроме того, обсудим, как в Древней Греции театр воплощался архитектурно, ведь многие подобные сооружения стали культурными символами страны.
Зарождение театра в Греции
Приблизительно период, когда зарождался древнегреческий театр, датируют V-IV веками до нашей эры. Корнями манера дурачиться, рядиться в костюмы и играть «на публику» уходит в традиции празднования Великих Дионисий – недельных ритуальных торжеств в честь бога виноделия Диониса. На этот праздник проводили костюмированные шествия, разыгрывали сценки прибытия Диониса в Аттику, сочиняли и распевали дифирамбы. Впоследствии часть этих традиций и сформировала полноценное театральное представление, которое полюбилось зрителям, и организовывать спектакли стали все чаще.
Таким образом, уже в V веке до н.э. в Афинах появляется первый театр в Греции, да и во всей Европе. Посвящен он был, конечно же, Дионису, и располагался на Афинском Акрополе. Поначалу это была небольшая деревянная конструкция, представляющая собой несколько ярусов зрительских мест, сцену и место для переодевания актеров. Но театральные постановки имели такой колоссальный успех у публики, что места всем желающим не хватало, и в конце концов, деревянные скамьи просто обрушились.
Тогда афинский правитель Писистрат приказал отстроить более масштабное и надежное сооружение: так появился знаменитый белокаменный греческий амфитеатр Диониса. Он в надлежащем состоянии сохранился до наших дней, так что здесь и сейчас организовывают спектакли под открытым небом.
Греческий театр и сценические традиции
Как уже отмечалось, искусство театра в Греции складывалось под влиянием религиозных обрядов и игрищ. Сами же представления являли собой состязания лирических поэтов, представляющих зрителям свои творения с помощью актеров и хора. Причем конкурс проводился сразу по трем популярным в те времена жанрам:
Участие в этом мероприятии считалось очень почетным, а подготовка к спектаклям велась задолго до наступления празднеств. Так, драматурги должны были представить свои тексты на суд архонту (чиновник высшего ранга), который отбирал из всех кандидатов трех наиболее достойных поэтов. Конкуренция, надо заметить, была серьезная: свои трагедии и драмы в V веке до н.э. представляли Эсхил, Софокл и Еврипид, считающиеся в наши времена отцами жанра! Но вернемся к театру.
Трем утвержденным архонтом участникам конкурса государство предоставляло по одному хору с тремя актерами, чтобы все состязающиеся были в равных условиях. При этом актеры делились на главного исполнителя, артиста второго плана и третьего по значимости героя. Так как число играющих было ограничено, то актерам приходилось осваивать сразу по несколько ролей. Причем выступали на сцене только мужчины, и даже женские образы воплощали представители сильного пола.
Что же касается драматурга, то он при постановке спектакля был и режиссером, и наставником актеров, и даже действующим лицом. Разве что расходы на спектакль ему оплачивать не приходилось, т.к. конкурс спонсировали богатые организаторы.
В день состязания на суд зрителей представлялось сразу несколько постановок от каждого автора. Таким образом, театральная сцена и зрительный зал не пустели, что называется, «от зари до зари» по 3-4 дня. Но когда, все же, представления заканчивались, зрительское жюри выносило свой вердикт и разделяло призовые места (соответственно, с первого по третье). Автора, ставшего лидером голосования, вместе с ведущим актером почетно увенчивали плющом. Также всем участникам государственная казна выплачивала денежное поощрение.
И к слову о финансах. Изначально представления разыгрывались для зрителей бесплатно, и посещать их могли все граждане: и мужчины, и женщины. Но позже, видимо в связи с популяризацией сценической игры, на спектакли стали продавать билеты. Обычное место в зрительном зале оценивали в 2 обола, причем на посещение театра бедные люди получали деньги из специально созданного фонда государственной казны.
А напоследок отметим, что со временем спектакли в Греции все меньше ассоциировались с религией. Представления стали отдельным видом развлечений и даже политическим средством: через характеры персонажей и действие пьесы можно было высмеивать известных лиц и акцентировать проблемы общества, или, наоборот, показывать выгодные черты героев и хорошие результаты их деятельности. Тем не менее это были качественные и увлекательные спектакли, так что интерес публики к театральному искусству по-прежнему не угасал.
Архитектура греческого театра
Немаловажно и архитектурное устройство греческого театра, которое частично скопировали все мировые залы. Убедиться в этом можно взглянув на сохранившиеся античные греческие театры Таормина, Эпидавра, Сиракузы, Ларисы и других городов. Но первым был спроектирован Афинский театр Дионисия, и его планировку сразу приняли за классический канон театрального здания. Возводили строение на холме, при этом поэтапно обустраивались следующие элементы:
- Зрительный зал (Theatron). Длинные невысокие скамьи располагались в несколько ярусов с постоянно увеличивающимся диаметром. Соответственно, первые ряды, примыкающие к центру здания, были самыми короткими и специально отводились для знатных особ.
- Орхестра (Orchestra). Представляла собой круглую площадку, засыпанную песком или вымощенную каменными плитами. Изначально это сцена, на которой разыгрывалось действие и стоял жертвенный алтарь Дионису. Однако, позднее в планировку театров греки добавили новые элементы, и на орхестре размещался только хор.
- Проскений. Помост за орхестрой, предназначенный для выступления актеров. Вначале использовался только как пустая сцена, но вскоре были придуманы сменные декорации, превращавшие проскений в фасад дворца или храм, где чаще всего проходило действие.
- Скены и параскении (Skene). Расположенные возле сцены помещения для хранения реквизита. Также использовались, как «гримерки» актеров.
- Парод (Parodos). Коридорные проходы между сценой и зрительным залом.
Собственно, почти все эти составляющие знакомы и современным театралам: придумала Греция амфитеатр под открытым небом, а европейские страны сделали залы по этому типу, но крытые. Все-таки, не везде так солнечно, как на Средиземноморье.
Таким образом, влияние античной Греции на театральное искусство неоценимо. По сути, Эллада стала «колыбелью» всего европейского театра, а многие архитектурные и сценические элементы, придуманные еще в античности, до сих пор используются на театральных подмостках.
История
Само слово «театр» греческого происхождения. В буквальном смысле оно переводится как «место для зрелищ». Эпоху рождения греческого театра (5-4 вв. до н.э.) принято считать образцом эталоном. Характерной чертой ее является гармония пропорций, элементов. Это касается архитектуры, пластики и самого сценического искусства.
Изначально греческий театр был связан с чествованием божества Диониса. Демократическое устройство, утвердившееся к 5 веку до н.э., способствовало быстрому росту популярности театра в Афинах, привлечению к нему мастеров поэтического слова. Нередко здания и площадки для представлений использовались для народных собраний, так как изначально при построении были рассчитаны на большое количество публики и вмещали от 10 тысяч человек. Священным атрибутом греческого театра того периода был алтарь Диониса. Он находился в центральной части здания – орхестре — и был своего рода напоминанием о религиозном начале искусства.
Самый первый театр располагался в Афинах, на юго-восточном склоне Акрополя. Он был назван в честь божества-покровителя, а общество актеров носило название «дионисовских мастеров». Театр находился под открытым небом, места для зрителей были деревянными. В конце 5 века сиденья обрушились. Поэтому жители Афин совместными усилиями соорудили театрон – особые места для публики.
Особенности постановок
Рождение греческого театра ознаменовало новый этап развития искусства, не только литературного и ораторского, но и сценического. В его основе лежали символические игры, культовые обряды. Еще в конце 6 века популярностью пользовались три театральных жанра: комедии, трагедии и сатировские драмы. Постановки проходили не только в Афинах, но и в других греческих полисах. Они были связаны с празднествами Дионисий и важными государственными событиями. Через хитросплетение характеров и действий персонажей можно было доносить до народа важные политические идеи и смеяться над злободневными проблемами.
В конце 4 века театр в Древней Греции потерял свою связь с религией. Теперь только важные государственные события отмечались драматическими представлениями. При этом авторы пьес и актеры старались так увлечь зрителей, что вся сценическая игра превращалась в единое переживание. И публика будто становилась действующим лицом.
Архитектурные особенности
История греческого театра в архитектурном плане включает два основных периода: классический и эллинистический.
Образцом (т.е. классикой) служил театр Диониса. Он включал три части: орхестру – круглую площадку для выступлений актеров. В ходе археологических раскопок в 1895 году было установлено, что диаметр ее составлял примерно 27 метров. Сначала публика свободно размещалась вокруг площадки, затем появился театрон, или зрительный зал. Он стал второй обязательной частью театрального здания. Сиденья располагались на склонах холмов. Ряды строились один за другим и уходили вверх. Театрон был разделен вертикальными и горизонтальными проходами, образуя клинья. Первые ряды занимали влиятельные персоны. Сцену и зрительный зал отделял ров с водой. К третьей части относилось здание скены. Это помещение строили из дерева. Там хранился реквизит, декорации, переодевались и готовились к выходу актеры. Скена находилась на противоположной стороне сцены от зрительного зала.
Эллинистический период датируется 4 веком до н.э., когда был сооружен первый мраморный театр. Сиденья для зрителей были выполнены из камня, а места для влиятельных персон представляли собой художественные кресла. Переднюю стену орхестры украшали колоннами.
При Нероне орхестру и сцену перестроили по римскому примеру, применительно к гладиаторским боям. Теперь актеры играли на помосте, соединяющем колоннаду с передней стеной сцены. Высота его составляла около 3,5 метров над орхестрой.
Театры эллинистического периода вмещали до 17 тысяч зрителей в Афинах, а в мегаполисах – до 44 тысяч.
Сиракузы
Одним из древнейших является греческий театр в Сиракузах – эллинской колонии на о. Сицилии. Он был сооружен в 5 веке до н.э. Его особенностью были трибуны, вырубленные в скале и обращенные к морю. На фоне живописного пейзажа стояла сцена. На ней словами и жестами «сражались» лицедеи. В амфитеатре также проводились народные собрания. Вместительность его составляла примерно 15 тысяч зрителей. Отголоском чествований Диониса стал длинный постамент, идущий к западу от театра. По заключению археологов, он был жертвенным алтарем, на который в свое время каждую весну приносилась в дар богам не одна сотня быков.
После того как Сиракузы захватили римляне, конструкцию театра изменили для проведения гладиаторских боев. В 18 веке извержение вулкана Этны разрушило Сиракузы, а вместе с ними и древнегреческое наследие. То, что уцелело, растащили местные жители.
Современным реставраторам удалось восстановить большую часть амфитеатра. И сегодня там по вечерам идут спектакли и концерты при свете факелов и специальных осветительных приборов.
Таормина
Еще одним памятником античного искусства считается греческий театр в Таормине (восточное побережье о. Сицилии). Его сооружение из известнякового камня относится к 3 веку до н. э. Зрительские места были также обращены к морю и рассчитаны на 10 тысяч человек. В 1 веке римляне перестроили здание театра. Великолепная акустика, которая должна была придавать голосам актеров волшебное звучание, теперь усиливала крики побежденных гладиаторов и взволнованной публики.
В 19 веке были проведены восстановительные работы. Участие в них приняли и русские архитекторы В. А. Косов и М. Е. Месмахер. Им достались реставрационные планы, фасады. Сегодня греческий театр в Таормине является гордостью города. Здесь проводятся культурные мероприятия. Одним из значительных является Международный фестиваль искусств, который проходит ежегодно весной.
Актеры и хор
В греческих театральных постановках музыкальное сопровождение осуществлял хор. Количество актеров по правилам не превышало трех. А персонажей по сценарию часто было больше. Поэтому одному актеру приходилось исполнять несколько ролей. Для этого он менял костюмы и надевал разные маски. Женщины в спектаклях не участвовали. Женские образы изображали мужчины.
Актеры греческого театра по уровню мастерства и важности ролей делились на три группы: протагонистов, девтерагонистов и тритагонистов. Следили за сценическими играми высшие должностные лица – архонты. По жребию они выбирали актеров для авторов. В обязанность архонтов входил также отбор поэтов для театральных состязаний. Вознаграждение актеров и содержание хоров осуществлялись из государственной казны.
Спектакли проходили как состязания. В них участвовали три поэта. Каждый выступал с группой пьес. Она включала три трагедии и сатировскую драму. Постановки давались под открытым небом в течение трех-четырех дней.
Стоимость билетов
Сначала драматические спектакли в греческом театре имели свободный вход для мужчин и женщин, граждан и метэков (неполноправных жителей). Позднее была введена плата за зрительское место. По современным меркам она составляла примерно 500 рублей. Для того чтобы в театр мог прийти каждый, из государственной казны выдавались деньги. По этому поводу в 4 веке до н. э. даже была организована зрелищная касса. Ее пополняли остатки расходов на нужды государства.
Влияние
Греческий театр античного периода признан основополагающим для европейского театра. До настоящего времени соблюдаются его принципы в архитектуре (наличие партера, амфитеатра, ярусов). Античная драма не раз ставилась на сцене нового театра. Медея и Антигона, Агамемнон и Прометей, Электра и Федра – эти герои получили вторую жизнь в современных трагедиях, операх и балетах. Греческому театру принадлежит то, что сейчас называют сущностью этого вида искусства, — драматический диалог и участие живого актера.
Интересные факты
Когда заканчивались показные спектакли-состязания, судьи, отобранные архонтами, определяли победителей и награждали их призами.
В театр разрешалось ходить всем. Только посещение комедий запрещалось замужним женщинам.
В греческом театре не было занавеса.
До Эсхила основой трагедий всегда служил миф. Древнегреческий драматург ввел второго актера, углубил конфликт пьес и расширил действие. Появление развернутых диалогов и декорационной живописи связано с творчеством Софокла.
Как развлекались древние греки, или 10 малоизвестных фактов об Античном театре
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
И как бы забавно это не звучало, но о популярности и влиянии греческого театра можно судить по тому факту, что многие древнегреческие пьесы до сих пор ставятся и в современных театрах по всему миру, вызывая восторг у публики. А факты об этом великом и прекрасном месте и вовсе поражают воображение, производя неизгладимое впечатление. Ведь если так подумать, то греки были весьма изобретательны в архитектурных сооружениях.
1. Дионисия
Происхождение театра в Древней Греции можно проследить до Большого фестиваля в Афинах, известного как Дионисия. Этот праздник проводился в честь Диониса, греческого бога урожая винограда, вина и плодородия. Это был второй по значимости фестиваль в Древней Греции после Панатинаикоса, на котором проводились игры. Дионисия состояла из двух связанных фестивалей, сельского Дионисия и городского Дионисия. Сельская Дионисия проводилась зимой, и её центральным событием было помпейское шествие. Городская Дионисия проводилась в марте и апреле, скорее всего, чтобы отпраздновать окончание зимы и сбор урожая в этом году, где центральным событием стали драматические представления. Жанры трагедии, комедии и сатиры, как говорят, развились на этом фестивале. Таким образом, современный западный театр можно проследить до театра в Древней Греции.
2. Греческая трагедия оказала огромное влияние на западную цивилизацию
Трагедия — жанр, который сосредотачивается на человеческом страдании, был самой ценной театральной формой в Древней Греции. Первое исполнение трагедии в «Дионисии» приписывается драматургу и актёру Феспису. Говорят, что он получил в качестве приза козу. Слово «трагедия», что означает «козья песня» на классическом греческом языке, возможно, происходит от премии, которую получил Феспис из Икарии. Более того, слово thespian используется даже сегодня для обозначения театрального художника. Греческая трагедия оказала огромное влияние на театр Древнего Рима и Ренессанса в той мере, в какой она, как говорят, сыграла исторически важную роль в самоопределении западной цивилизации. Помимо трагедии, другими основными драматическими формами в греческом театре были комедия, спектакль, который столкнул две группы друг с другом в забавном конфликте; и сатира, пьеса, основанная на греческой мифологии, которая изобиловала притворным пьянством, наглой сексуальностью, шалостями, шутками и общим весельем.
3. Три пьесы фестиваля Дионисия
5 век до н. э. считается золотым веком греческой драмы. К этому времени пять дней фестиваля «Дионисия» были посвящены театрализованным представлениям. По меньшей мере три из этих дней были посвящены трагическим пьесам. Было соревнование между тремя драматургами, в котором каждый представил свой набор из трёх трагедий и одной пьесы сатиры в последующие дни. Большинство сохранившихся греческих трагедий были исполнены во времена Дионисия. Помимо трагедий, был также конкурс между пятью комическими писателями, которые представили по одной пьесе каждый. Хотя комедии имели второстепенное значение и не пользовались таким же высоким уважением, как трагедии, для многих было большой честью получить приз «За лучшую комедию в городе Дионисия».
4. Строение греческого театра
Греческие театральные здания имели три основных элемента: орхестра, скена и театрон. Орхестра была центральным местом в театре, где должна была состояться настоящая пьеса. Обычно оно было прямоугольной или круглой формы. Скена была зданием, расположенным сразу за орхестрой. Она использовалась как закулисная сцена, где актёры меняли свои греческие театральные костюмы и маски. В то время как скена изначально была временным сооружением вроде палатки или хижины, позже она стала постоянным сооружением из камня. Во многих случаях скена была нарисована и служила фоном для пьесы. Theatron, что означает «место для просмотра», относится к зоне отдыха, откуда зрители смотрели пьесу. Кроме того, оркестр обычно располагался на плоской террасе у подножия холма, так что склон создавал естественный театр.
5. Театральные маски
Драматические маски, которые теперь стали символизировать театр, возникли в Древней Греции. Две маски вместе представляют комедию и трагедию, два основных жанра греческого театра. Маска комедии известна как Талия, муза комедии в греческой мифологии, в то время как маска трагедии известна как Мельпомена, муза трагедии. Греческие театральные маски используются с шестого века до нашей эры. Маски были одной из характерных черт классического греческого театра и на то была весомая причина. Большие маски помогали преувеличить эмоции актёров и их черты лица. В театрах, где собирались тысячи людей, это было необходимо. Актёры носили тёмные маски для трагедий и яркие маски во время комедий. Маски были сделаны из органических материалов, благодаря которым не сохранилось никаких физических свидетельств греческих театральных масок. Маски предназначались как для актёров, так и для хора. Поскольку хор представлял один и тот же персонаж, все они носили одну и ту же маску.
6. Женщинам было запрещено играть в древнегреческом театре
В первые годы греческие трагедии имели только одного актёра. Этот актёр носил костюм и маску, изображая богов. Это, пожалуй, самая тесная связь между пьесами и религиозными ритуалами, из которых они возникли. Феспис в 520 году до н. э. создал концепцию хора, где актёр говорил с лидером хора, а хор только пел и танцевал, не говоря ни слова. Затем актёр начинал менять костюмы в скене, что позволило разделить пьесу на различные эпизоды. Через несколько лет число актёров, допущенных в спектакль, было увеличено до трёх. Только к V веку до нашей эры в пьесу было допущено ещё больше актёров. Все роли в греческих театральных пьесах исполняли мужчины. Женщины не играли в древнегреческих пьесах, и до сих пор спорят о том, приходили ли они вообще смотреть пьесы.
7. Хор был неотъемлемой частью древнегреческого театра
Хор был уникальной особенностью греческих театральных пьес, и в первые годы он был неотъемлемой частью пьесы. У членов хора были показные костюмы, предназначенные для привлечения внимания. Хор мог представлять почти всё: от гигантских пчёл до рыцарей и кухонной утвари. Однако он часто играл групповой характер. Он мог бы также представить комментарии, резюме и информацию, которая не является частью диалога. В некоторых случаях члены хора даже озвучивали тайные мысли и страхи персонажей. Хор либо говорил в унисон, либо пел. Это был важный приём, используемый, когда на сцене греческого театра было всего от одного до трёх актёров. Однако к V веку до н. э. значение хора стало снижаться, и он больше не был неотъемлемой частью главной драмы.
8. Нет смерти и насилию на сцене
Греческие трагедии часто имели дело с моральными вопросами и трагическими дилеммами без выигрыша. А их сюжеты почти всегда вдохновлялись греческой мифологией, которая была частью религии. В греческой трагедии были некоторые особенности. Например, существовали определённые ограничения, когда речь заходила о изображении смерти и насилия. Насилие на сцене было полностью запрещено. Более того, персонаж всегда умирал за сценой в скене, и только его голос можно было услышать. А всё потому, что убийство на глазах у зрителей считалось неуместным. Кроме того, в первые годы поэтам было запрещено использовать свои пьесы для высказываний о политике того времени. Однако со временем театр стал использоваться для озвучивания идей и проблем демократической, политической и культурной жизни Древней Греции. Драматурги часто использовали мифы как метафору, чтобы вызвать беспокойство о настоящем.
9. Греческая комедия состоит из 4-х частей
Древнегреческая комедия была разделена на четыре части. Первая часть называлась «парадос», в которой хор, состоявший из двадцати четырёх исполнителей, пел и танцевал. Вторая часть была известна как «агон». Обычно это была словесная дуэль между главными действующими лицами. Сцены менялись быстро, сюжет часто имел фантастические элементы и был простор для импровизации. В третьей части, в parabasis, хор выступал перед аудиторией. Заключительной частью спектакля был «исход», где хор обычно давал зажигательное исполнение песен и танцев. Будучи менее формальными по своей природе, комические пьесы в Древней Греции позволяли поэтам комментировать текущие события в сатирической манере.
10. Отцы греческой трагедии и комедии
Эсхил, Софокл и Еврипид — три самых известных древнегреческих трагика, значительное число пьес которых сохранилось до наших дней. Эсхил сегодня известен как «отец трагедии». Именно с его произведений началось познание жанра трагедии. Более того, он — первый известный драматург, представивший пьесы в виде трилогии. Софокл считается самым знаменитым драматургом своего времени, а его пьеса «Царь Эдип» многими учёными оценивается как шедевр древнегреческой трагедии. Еврипид, считавшийся «самым трагическим из поэтов», стал самым популярным из трёх, благодаря которым сохранилось больше его пьес, чем творений Эсхила и Софокла вместе взятых. Комедия в Древней Греции делится на три периода: старая комедия, средняя комедия и новая комедия. В то время как средняя комедия в основном потеряна, Аристофан и Менандр — самые известные представители старой и новой комедии соответственно. Сохранилось одиннадцать пьес Аристофана, именно поэтому, его часто называют «отцом комедии».
Читайте также о том, какие две древнейшие гробницы были открыты в Луксоре для посетителей со всех уголков планеты.
По материалам сайтов factfile.org и learnodo-newtonic.com
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Древнегреческий театр
Древнегреческий театр берет свое начало от народных гуляний в честь бога Диониса. Изначально Дионис почитался греками как бог производительной силы природы, но несколько позже, когда народ Древней Греции стал возделывать виноградники, он стал богом виноделия, а потом богом поэзии и театра.
Эти народные празднества происходили несколько раз в году. На них пели хвалебные песни Дионису, которые назывались дифирамбами. Из торжественной части праздника родилась трагедия, а из веселой и шутливой – комедия.
Если перевести слова «трагедия» и «комедия» с греческого языка на русский, то они дадут пояснение происхождения греческой драмы. Слово «трагедия» состоит из греческих слов «трагос» – «козел» и «одэ» – «песнь», т. е. дословно это будет звучать как «песнь козлов», потому что спутниками Диониса были сатиры – козлоногие существа, прославлявшие подвиги и страдания бога.
Слово «комедия» также имеет в своем составе два греческих слова: «комос» – «шествие» пьяной толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, и «одэ» – «песнь». Следовательно, комедия – это «песнь комоса».
Считается, что древнегреческое искусство берет свое начало в мифологии. По мере развития греческой трагедии ее основой стали повествования не только о жизни Диониса, но и таких героев древности, как Эдип, Агамемнон, Геракл, Фесей и пр. Таким образом, во все времена греческая трагедия пополнялась сюжетами из мифологии, потому что в ней имелась глубокая художественная выразительность. Греческая мифология образовалась тогда, когда возникло стремление народа объяснить окружающий мир. В Греции не было замкнутой и могущественной касты жрецов, которая запрещала бы изображать богов в виде людей, она не мешала свободному созданию мифов. Вот почему все мифы, хотя они и относятся к религиозным сказаниям, изобилуют жизненными мотивами.
Согласно древним историческим документам, греческая трагедия уже во второй половине VI века до н. э. была довольно развитой, потому что использовала богатое наследие эпоса и лирики. Живший в то время трагик Феспид сделал одно нововведение: он выделил из хора особого исполнителя – актера, которого еще называли «гипокрит» – «ответчик». Это название показывало, что главная роль в трагедии все еще отводилась хору.
Феспид – это первый афинский трагический поэт. Его первая пьеса была поставлена весной 534 года до н. э. на великих дионисиях. С тех пор эту дату считают годом рождения мирового театра.
Греческие трагедии раннего периода представляли собой чаще всего лирические кантаты, состоявшие из песен хора и актера. Многие из ранних произведений не дошли до наших дней.
Сюжеты комедий, так же как и трагедий, содержали в себе не только религиозные, но и житейские мотивы, которые со временем стали доминирующими, а потом просто единственными. Но все равно комедии по-прежнему посвящались Дионису. В праздничных шествиях, помимо песен, стали появляться маленькие комические сценки, в которых актеры разыгрывали чисто бытовые сюжеты (например, кража ворами пищи и вина, визит врача-иностранца к больному и пр.). В это же время к содержанию комедий стали примешиваться элементы социальной и политической сатиры. Актеры поднимали вопросы политического строя, деятельности отдельных учреждений Афинской республики, ее внешней политики, ведения войн и т. д.
Пика своего расцвета греческое театральное искусство достигло во времена творчества трех великих трагиков: Эсхила, Софокла и Еврипида, а также комедиографа Аристофана. Конечно, в то время жили и писали и другие драматурги, но их произведения, к сожалению, не дошли до наших дней. Иногда историкам и исследователям театра известны только имена греческих авторов, а из их произведений – небольшие отрывки.
Греческий театр периода демократических Афин
Поскольку театр в Древней Греции был учреждением государственным, то и организацией представлений занимались специально назначенные для этого люди.
Драмы давались три раза в год: на малых, или сельских, дионисиях, ленеях и великих, или городских, дионисиях. Чаще всего представления напоминали состязания драматургов. Обычно в этом действе принимали участие три трагика и три комика. Каждый трагик должен был представить по четыре произведения (три драмы и одну пьесу шутливого содержания, или сатировскую драму). Кроме того, три драмы должны были иметь единый сюжет, т. е. составлять трилогию. Только после этого можно было ставить сатировскую драму. Все вместе эти произведения являлись тетралогией.
Как правило, состязания длились три дня. Целый день зрителям предлагались трагедии и сатировские драмы, а под вечер ставилась комедия одного из участвовавших в состязании комических поэтов.
Для определения победителя состязаний на представлениях присутствовали особые выборные лица. Для победивших драматургов имелось три награды. Тем не менее тот драматург, который занимал третье место, считался проигравшим. Кроме награды в виде гонорара, поэт получал от государства венок из плюща. Все результаты состязаний обязательно вносились в особый протокол, который назывался «дидаскалия» и хранился в государственном архиве.
Все театры в Древней Греции строились на открытом воздухе, обычно вмещали огромное количество зрителей (например, афинский театр Диониса (рис. 1) был рассчитан на 17 000 человек) и состояли из трех основных частей: орхестры, тэатрона и скены.
Рис. 1. Театр Диониса в Афинах. Современный вид
Орхестра представляла собой круглую площадку, на которой размещались хор и актеры. Поначалу зрители рассаживались вокруг этой площадки, немного позднее возникли специальные места для публики, которые были расположены на склонах прилегающих к орхестре холмов. Скена находилась недалеко от орхестры, ее передняя стена – проскений, имела вид колоннады и изображала фасад храма или дворца. На обоих концах скены имелись боковые пристройки, которые назывались параскениями. В них обычно хранили всякое театральное имущество. В некоторых случаях, когда по сюжету пьесы требовалось несколько комнат, использовали параскении. Между скеной и зрительскими местами имелись пароды, представлявшие собой проходы, по которым актеры выходили на орхестру. В то время актеры играли представления прямо на орхестре перед проскением, потому что никаких сценических площадок еще не было.
С постепенным развитием древнегреческой драматургии происходила эволюция постановочной техники. На ранних стадиях в пьесах Эсхила использовались декорации, представлявшие собой мощные деревянные сооружения. Во времена Софокла стали появляться расписные декорации, которые в считанные минуты помогали превратить проскений в фасад дворца или храма, в стену палатки предводителя и т. д. Расписные доски или холсты устанавливали между колоннами проскения.
С течением времени постановка греческих драм потребовала применения театральных машин. Самыми распространенными были эккиклема и эорема. Эккиклема – это выдвижная площадка на низких колесах. Ее выдвигали из центральной двери скены и показывали публике, что происходит внутри помещения. Эорема представляла собой агрегат, позволявший актерам подниматься в воздух. Несколько позднее она получила название «механэ», т. е. «машина».
Античные театры строили с таким расчетом, чтобы в них была хорошая слышимость. Иногда для усиления звука в театрах устанавливали резонирующие сосуды, которые размещали среди мест для публики. Занавеса в таких театрах не было. Но изредка в некоторых пьесах кое-какие части проскения временно занавешивали.
Исторические документы того времени рассказывают, что поэт Феспид практически всегда сам принимал участие в постановке своих трагедий в качестве актера. Партия актера чередовалась в пьесах с песнями хора. Это и составляло действие всей драмы. Актера, который исполнял основные роли в драме, называли «протагонист», т. е. первый актер. Позднее Эсхил ввел второго актера – девтерагониста, а Софокл – третьего – тритагониста.
В связи с тем что греческий театр был тесно связан с культом Диониса, а значит, и со всей общественной жизнью Афин, актеры пользовались большим уважением и почетом. Они занимали высокое общественное положение, избирались на высшие государственные должности, отправлялись в качестве послов в другие государства и т. д. Но актером мог стать только свободнорожденный житель Афин.
Поначалу победителями на драматических состязаниях могли стать только драматург и хорег (лицо, которое тренировало и обучало хор, а также обеспечивало хористов костюмами и деньгами). Но уже со второй половины V века до н. э. протагонисты принимали участие в состязаниях.
Обычно в постановках греческих драм участвовало по три актера. В связи с этим часто получалось так, что одному и тому же актеру приходилось играть несколько ролей. Но поскольку большая часть пьесы проходила не перед глазами зрителей (они узнавали о происшедших событиях от слуг, вестников, домочадцев и прочих), то появилась возможность обойтись малым количеством актеров. Если в драмах имелись немые роли, то их исполняли статисты.
В те времена женщин в театре не было. Их роли в драмах играли мужчины. Помимо хорошей дикции и умения декламировать стихи, актеры должны были хорошо петь. Это было нужно для того, чтобы в патетических местах пьесы исполнять монодии (арии). Для актеров были разработаны специальные упражнения, занимаясь которыми постоянно, они достигали наибольшей силы и звучности голоса, а также выразительности и безупречной дикции, т. е. они доводили певческое искусство почти до полного совершенства. Немного позднее в действие пьес стали вводиться некоторые элементы танцев, поэтому актерам нужно было учиться хорошо владеть своим телом.
Поскольку греческие актеры были в масках, то выразить удивление, восхищение или гнев при помощи мимики они не могли. Поэтому актерам приходилось много работать над выразительностью жестов и движений.
Появление масок в древнегреческом театре обусловлено связью с культом бога Диониса. Актер, который играл роль божества, всегда был в маске. В более позднее время в классическом театре маска утратила свое культовое значение. Но с ее помощью актеры могли создавать героические или карикатурно-комедийные образы. Кроме того, исполнение женских ролей мужчинами тоже требовало применения масок. Имелась еще одна причина использования масок – это размеры театра. Если бы актеры не надевали масок, то зрители последних рядов не смогли бы разглядеть их лица.
Рис. 2. Трагическая маска
Иногда маски вырезали из дерева, иногда изготовляли из полотна (рис. 2). Если маска была полотняной, то ткань натягивалась на каркас, обмазывалась гипсом, а потом расписывалась яркими красками. Маски были разного размера. Одни из них закрывали только лицо, другие – лицо и голову. В этом случае прическу закрепляли на маске, иногда к ней крепили и бороду. В комедийных пьесах маски должны были вызывать у публики смех, поэтому их делали карикатурными, даже гротесковыми. Когда авторы комедии описывали в своих произведениях современников, маски актеров выглядели как шаржированный портрет.
Костюмы актеров своим внешним видом напоминали пышные одежды, надеваемые жрецами Диониса во время исполнения ими священных обрядов. Театральный хитон шили с рукавами до пят, плащи были двух видов: один из них, гиматий, был широким, его укладывали складками вокруг тела; второй – хламида – имел на плече застежку. Для некоторых персонажей шили специальные костюмы (например, у царей были длинные пурпурные плащи). Многие театральные костюмы были расшиты цветами, пальмами, звездами, спиралями, фигурами людей и животных. В наши дни археологи нашли вазу, датированную I веком до н. э. Ее назвали «ваза Андромеды». На этой вазе был изображен расшитый театральный костюм.
Трагические актеры во время представления надевали обувь, называемую «котурны». Они представляли собой башмаки с высокими голенищами, с толстыми подошвами, изготавливаемыми из нескольких слоев кожи. Такая обувь значительно увеличивала рост актера.
Для того чтобы придать фигуре объемность, актеры-трагики подкладывали под одежду специальные ватные подушечки. Актеры комедийного плана при помощи ватных подушек и прокладок придавали своему телу гротескный, смешной вид.
Для женских персонажей в комедиях использовали обычный женский костюм, для мужских – короткую куртку или плащ. При раскопках старинных поселений было найдено множество статуэток, которые изображали комедийных древнегреческих актеров. У статуэтки были оттопыренные живот и зад (подложены ватные подушки), вытаращенные глаза, безобразные рот и нос и пр.
В составе хора, принимающего участие в трагедии, поначалу было 12 человек. Позднее это количество увеличили до 15. В комедии число певцов хора всегда равнялось 24. Все участники хора назывались «хоревты», а руководитель хора – «корифей».
В трагедийном представлении хор, как правило, изображал людей, близких к главному герою. В комедии хористы изображали не только людей, но и животных, и сказочных существ.
Как уже говорилось выше, все представления давались во время дионисий. Для народа это были великие праздники. Об этом говорит то, что в эти дни все дела останавливались. Суды не работали, должников освобождали от уплаты налогов в течение всех дней праздника. Из тюрем даже выпускали заключенных, чтобы они могли посмотреть представления. Вместе с мужчинами в театр приходили женщины, дети и даже домашние рабы. Вход в театр был платным, но недорогим. Во времена правления Перикла неимущим жителям выдавали специальные суммы на посещение театра.
Представления в театрах шли с рассвета до заката. Поэтому зрители, которые находились в театре, там же пили и ели. Горожане надевали свои лучшие одежды, на голову – венки из плюща. Пьесы представлялись согласно жребию, о начале каждой из них возвещала труба.
Афинская публика выражала свои эмоции очень непосредственно. Если зрителям нравилось представление, то они громко кричали и аплодировали. Если же пьеса не интересовала зрителей, то они свистели, топали ногами, кричали. Иногда актеров прогоняли со сцены, бросая в них камни. Практически всегда успех драматурга зависел от суждения народа о его произведении.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте далее: