Сады медичи во флоренции | Vasque-Russia.ru

Сады медичи во флоренции

Сады Боболи

Сады Боболи (Giardino di Boboli)

Сады Боболи – один из самых известных и красивых парковых ансамблей в Италии. Он входит в число лучших творений эпохи Ренессанса. Природная достопримечательность располагается возле дворца Питти, ранее служившего резиденцией герцогской семьи Медичи. Прогулявшись здесь, вы сможете полюбоваться великолепным видом Флоренции, оценить величественные скульптурные композиции, понаблюдать за работой роскошных фонтанов и расслабиться в тени древних деревьев. Парковая зона доступна для отдыха в любое время года.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Сады Боболи

Исторические факты

Первоначальные сведения о садах Боболи содержатся в архивных документах XVI века. В те годы Козимо I Медичи – герцог Тосканы – купил дворец Питти. Осматривая свои владения, он обнаружил, что за зданием расположен высокий холм и пустынная лужайка. С возвышенности было замечательно видно окрестности. Жена герцога – Элеонора Толедская – загорелась идеей создать на этом месте огромный парк. Она хотела обустроить его с шиком – это позволило бы подчеркнуть их с мужем влиятельность и богатство.

Ответственным за облагораживание территории назначили талантливого скульптора Никколо Триболо. К сожалению, при жизни ему так и не удалось завершить свой грандиозный проект. Работу продолжил архитектор Бартоломео Амманати, ему помогали мастера Джорджо Вазари, Бернардо Буонталетти, Джулио и Альфонсо Париджи. Сады Боболи впоследствии стали прототипом большинства королевских приусадебных участков в европейских странах.

Аллея в садах Боболи На черепахе

Семья Медичи уделяла много внимания убранству своего сада. Просторные луга, причудливые аллеи и уютные рощицы были дополнены необычными декоративными комплексами. Владельцы, архитекторы, скульпторы и садоводы сформировали настоящий открытый музей. Герцог с супругой часто принимали гостей – организовывали светские приемы и театрализованные представления. Иногда знатные посетители приезжали сюда, чтобы приобщиться к оперному искусству.

Современное состояние

На протяжении последующих столетий сады Боболи несколько раз реконструировали. В XVII веке территория парка расширилась до 4,5 га – таковой она и остается сегодня. Все желающие смогли посетить парк лишь в 1766 году.

“Вид из садов Боболи”, картинка Жан-Батиста-Камиль Коро (1834 г.)

В наши дни сады Боболи представляют собой изюминку садово-паркового искусства. Парк является уникальным музеем – его экспозиция позволяет посетителям ознакомиться со скульптурами, созданными еще во времена античности. Приехав сюда, можно также увидеть театральные и оперные выступления.

Для удобства совершения прогулок парковую территорию разделяют осевые дорожки из гравия. Центральная тропа берет начало у амфитеатра – следуя по ней, вы попадете к задней части дворца. В постройке античного образца организовывались первые оперные постановки мирового уровня. В центре амфитеатра установлен древнеегипетский обелиск из Луксора, перевезенный семейством Медичи с виллы в Риме. Основную дорожку украшает фонтан Нептуна, в шутку именуемый местным населением «фонтаном с вилкой». Это название возникло из-за того, что в руках фигуры древнеримского покровителя морей находится трезубец – символ власти. Совсем рядом расположена лестница, поднявшись по которой, вы очутитесь в холле с музами.

Статуя всадника Тенистые аллеи

По всей площади сада Боболи расставлены римские статуи. Оригиналы многих из них хранятся в специально отведенных местах, на обзор представлены искусно выполненные копии. Это объясняется большой исторической ценностью скульптур. В северной части парка можно найти площадку с отличным обзором города. Тут же располагается Кофейный домик, открытый еще в XVIII веке. На противоположном конце комплекса в небольшом водоеме находится искусственно созданный остров Изолотто. Здесь посетители имеют возможность насладиться красотой оранжерей с редчайшими разновидностями роз и цитрусовыми деревьями в кадках.

Отдельного внимания заслуживает живописная растительность садов Боболи. Вдоль дорожек растут каменные дубы и огромные кипарисы, над многими тропами вьется плющ. Деревья, живые изгороди, лужайки и цветы придают парку необычайность и очаровательность. Аллеи из кипарисов, вечнозеленые изгороди и кустарники, образующие идеально ровные элементы, делают парковый комплекс не только живым произведением искусства, но и бесценным подтверждением богатой истории итальянского садоводства. Поддержание экзотического музея в порядке требует значительных усилий опытных садоводов. Сады постоянно восстанавливаются, для этого высаживают новые растения и убирают старые.

Особенности посещения

Путь из основных туристических городов Италии – Рима и Милана – займет менее двух часов. С ноября по февраль гулять здесь можно с 8.15 до 16.30, а в марте и октябре посещение доступно до 17.30. В остальные весенние и осенние месяцы время работы парка увеличивается на час, дольше всего он открыт в июле и августе – до 19.30. Помните, что за час до закрытия войти уже невозможно, в это время посетители постепенно покидают пределы паркового комплекса. Сады не работают в праздничные дни, первый и последний понедельники месяца.

Входные билеты в сад Боболи разделяются на два вида – предъявив первые, вы получаете возможность зайти в дворец Питти, а другие позволят прогуляться непосредственно по саду. Их стоимость – 7 и 10 евро соответственно. Туристы, которые относятся к льготным категориям посетителей, могут рассчитывать на скидку.

Адрес садов Боболи: Piazza Pitti, 1. Рядом останавливается автобус №11,36 (остановка San Felice) и №D (остановка Pitti).

Статуя кузнеца Дворец Питти Скульптура лица

Виллы Медичи в окрестностях Флоренции

Вилла Кафаджоло

Эта вилла ‒ одна из самых старых в нашем списке. Современный вид ей придал один из главных архитекторов раннего Возрождения Микелоццо. Виллу любил Лоренцо Великолепный, который провел здесь юность, а став правителем, собирал во дворце знаменитых гуманистов Джованни Пико делла Мирандола, Марсилио Фичино и Анджело Полициано.

Чуть позже братьями Скьявон на вилле была основана фабрика керамики, одна из лучших того времени. Козимо I организовал на вилле «охотничий заповедник», где редкие животные жили на воле. Когда династия Лорена сменила династию Медичи, ее представители предпочитали виллу Кафаджоло другим виллам Медичи. После объединения Италии вилла перешла к Савойской династии, затем была продана семье Боргезе. На вилле находится музей, но в данный момент она закрыта на реставрацию.

Вилла Треббьо

Вилла находится в той части Тосканы, откуда происходит сам род Медичи. Считается одной из первых (а возможно, и самой первой) из вилл семьи. Еще в XIV веке она принадлежала Джованни ди Биччи, благодаря которому семья заработала свое состояние. Сын Джованни, первый правитель Флоренции из семьи Медичи Козимо Старший, поручил перестройку виллы Микелоццо. Эта вилла скорее напоминает укрепленный замок. Она была окружена рвом с водой и имела подъемный мост. Однако здесь уже появились некоторые элементы новой архитектуры, например, внутренний сад, обнесенный стеной, как на древнеримских виллах, что было большой редкостью для XV века. В саду виллы Треббью очень любил отдыхать от политических дел Козимо Старший. Вилла также была любимой резиденцией Великого Герцога Козимо I. Сейчас вилла находится в частной собственности, доступ только по предварительной записи.

Вилла Кареджи

Самая знаменитая вилла Медичи, местопребывание Платоновской Академии и любимая загородная резиденция Лоренцо Великолепного. Вилла построена как укрепленный замок еще при Джованни ди Биччи и перестроена Микелоццо при Козимо Старшем. Примечательна большая открытая лоджия, которая стала в дальнейшем типичным элементом вилл эпохи Возрождения. Использовалась в качестве виллы для отдыха при сыновьях Джованни ди Биччи, Козимо и Лоренцо Старших.

Козимо Старший именно здесь в 1459 году основал Платоновскую Академию, самую важную философскую школу итальянского гуманизма, связанную с именами Кристофоро Ландино, Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандола. Лоренцо Великолепный сделал виллу настоящим культурным центром эпохи Возрождения. Здесь же Лоренцо и умер в 1492 году. Эта вилла ‒ первый образец загородной резиденции, когда правители жили не в самом городе, а в его окрестностях.

В дальнейшем, по указанию кардинала Карло Медичи, сад виллы был переделан ландшафтными архитекторами, спроектировавшими также сады Боболи. Вилла Кареджи была популярна у иностранных путешественников, совершавших «Гранд Тур» по Италии и интересовавшихся историей Медичи и Платоновской Академией. В 1848 году вилла была куплена англичанином, сэром Фрэнсисом Джозефом Слоаном, который посадил в парке виллы разные экзотические растения. Сейчас она открыта для посетителей.

Вилла Фьезоле (Вилла Бельканто)

В середине XV века эта вилла была куплена Козимо Старшим для его сына Джованни, известного своей любовью к искусству, и перестроена Микелоццо. Джованни был коллекционером книг и живописи и большим любителем архитектуры. Он лично выбрал для здания виллы место на склоне холма, откуда открывается прекрасная панорама, что противоречило всем архитектурным принципам того времени. Здесь уже совершенно отсутствуют оборонительные и военные элементы, а сад расположен на разноуровневых террасах, что сделало ее одним из самых ярких образцов ренессансной виллы и примером для последующих построек.

Так часть виллы принадлежит отелю, а вилла находится в частной собственности, посетить здание не так-то просто, однако сады виллы открыты для посетителей.

Вилла Поджо-а-Кайано (Вилла Амбра)

Одна из самых знаменитых вилл Медичи, лучший пример архитектуры эпохи Лоренцо Великолепного. Вилла построена в 1480 годы по заказу Лоренцо в согласии с его видением гармонии. Архитектор ‒ Джулиано ди Сангалло. В отличие от, например, виллы Кареджи, построенной всего 30 лет назад, но все еще напоминающей средневековый замок, вилла Поджо-а-Кайано совершенно лишена военного назначения. Этот новый подход к архитектуре стал возможен благодаря периоду мира и стабильности, достигнутого Лоренцо Медичи. В Зале Льва X стоит обратить внимание на цикл фресок, прославляющих дом семьи. В настоящий момент на вилле расположен музей.

Официальный сайт:

Вилла Кастелло

Эта вилла, купленная Медичи в 1480 году, известна, в первую очередь, своими садами, уступающими только Садам Боболи во Флоренции. Сейчас виллу занимает Академия делла Круска, самое престижное итальянское лингвистическое учреждение и регулятор итальянского языка.
Вилла принадлежала боковой линии рода Медичи, которая в итоге дала Тоскане первого Великого Герцога, Козимо I. Именно на вилле в Кастелло будущий Козимо I провел свои детские годы. В последующем Козимо I поручил Джорджо Вазари перестройку виллы, которая выполняла представительские функции. Доступ в здание осуществляется только по предварительной записи, но по ее садам можно спокойно гулять.

Вилла Ла Петрайа

Одна из самых красивых вилл Медичи, с которой открывается прекрасная панорама Флоренции. Вилла перешла в собственность Медичи только в 1544 году. Сын Герцога Козимо I, Фердинандо, поручил ее перестройку Бернардо Буонталенти. Сады виллы, находящиеся на трех террасах, были вдохновлены садами виллы Медичи в Риме, где Фердинандо жил в качестве кардинала. На вилле также разбит английский сад. Вилла Ла Петрайя знаменита своим циклом фресок «Слава дома Медичи», написанных Вольтеррано в XVII столетии. После объединения Италии вилла служила резиденцией королю Виктору Эммануилу II. Вилла открыта для посетителей.

Вилла Поджо Империале

Эта вилла Медичи имеет самый «неренессасный» облик: снаружи она построена в стиле классицизм, внутри же господствует барокко. Когда-то вилла называлась «Поджо Барончелли» по имени первых владельцев и была свидетелем различных важных событий. К Медичи она перешла в 1565 году, когда Козимо I просто-напросто конфисковал ее у семьи Сальвиати за неподчинение. В XVII веке Мария Магдалина Австрийская, супруга Козимо II, поручила архитектору Джулио Париджи полную перестройку виллы. Так как Мария Магдалина происходила из императорской семьи Габсбургов, в ее честь вилла получила название «Поджо Империале», а ее интерьеры были расписаны сюжетами, прославляющими дом Габсбургов. 2 апреля 1770 на вилле выступил с единственным концертом сам Моцарт. В начале XIX века вилла еще раз была перестроена и получила классический облик. Тогда в украшении виллы поучаствовал самый знаменитый датский скульптор Б. Торвальдсен. С 1865 года и по настоящий момент на вилле Поджо Империале располагается Институт Пресвятого Благовещения (Сантиссима-Аннунциата), школа-интернат для девочек. Вилла открыта для посетителей как музей, но только по определенным дням.

Сад Пратолино

Бывшая вилла Пратолино ‒ самая экстравагантная и самая «русская» из вилл Медичи ‒ сейчас она называется вилла Демидофф. Сад виллы, выполненный в английском стиле – один из самых красивых и больших в Тоскане.

Вилла находится достаточно далеко от Флоренции, у подножия Апеннин. Вилла была приобретена во второй половине XVI века Франческо I, который поручил Бернардо Буонталенти строительство загородного дома для своей жены Бьянки Капелло. Вилла должна быть максимальной богатой, в ее украшении участвовали такие знаменитые скульпторы, как Джамболонья, Чоли, Данти, Амманати. Франческо I любил все таинственное и необычное, поэтому на вилле Пратолино расположились различные необычные механизмы, фонтаны-шутихи, обливающие водой, античные статуи, лабиринты и гроты. Стоит отметить гигантскую 14-метровую статую «Аллегория Апеннин» работы Джамболоньи, изображающую старика, олицетворяющего Апеннины, сливающегося с окружающей природой.

При династии Лорена эта вилла пришла в полный упадок, так, что в 1820 году историческое здание виллы пришлось снести. После объединения Италии вилла была приобретена богатой русской семьей Демидовых, представители которого проживали в Тоскане с тех пор, как в 1822 году Николай Демидов был назначен русским послом во Флоренции. Демидовы восстановили сохранившиеся здания, затем поручили архитектору Эмилио де Фабрису перестроить одно из строений под новое главное здание виллы, существующее до сих пор. Вилла принадлежала Демидовым до 1981 года, когда от последнего представителя семьи она перешла к государству. Сад открыт для посетителей в тёплый период, но иногда, в виде исключения, его можно посетить и зимой.

Вилла Ла Маджа

В 1536 году на этой вилле во время охоты произошла историческая встреча между герцогом Флоренции Алессандро Медичи и знаменитым Императором Священной Римской империи Карлом V.

Вилла принадлежала семье Медичи с 1583 года, она была приобретена Франческо I, который придерживался стратегии постепенного расширения земельных владений своей династии. В 1584-85 гг. вилла была перестроена придворным архитектором Бернардо Буонталенти. По сравнению с другими виллами Медичи, облик виллы Ла Маджа достаточно скромный. Особенностью этой виллы было квадратное озеро с беседкой для рыбалки. В XVII веке Медичи продали виллу, на которой впоследствии были созданы регулярный и английский сады. В дальнейшем вилла принадлежала разным семьям, в том числе семье Риказоли. В 2005 году вилла, находящаяся сейчас в собственности города Куаррата, была отреставрирована, а в парке были выставлены образцы современного искусства. Сейчас вилла открыта для посетителей как музей.

Вилла Артимино

Эту виллу называют также «вилла Ла Фердинанда», или «вилла ста каминов».

Она была построена по желанию Фердинандо I Медичи, которому очень понравилось именно это место во время охоты. Вилла находится на самом деле в центре огромного охотничьего заповедника Медичи, обнесенного 50-километровой стеной. Это шедевр Бернардо Буонталенти, который к моменту ее постройки был уже в преклонном возрасте и достиг пика своего таланта. В архитектуре дворца можно увидеть стилистические элементы остальных вилл Медичи, типичные для XV столетия. В украшении виллы принимали участие Доменико Пассиньяно и Бернардино Поччетти. Некогда в её интерьерах размещались работы Тициана и Караваджо, перенесенные сейчас в музеи. В зале Вилл находятся знаменитые полукруглые изображения 17 вилл Медичи (сейчас копии) работы фламандского живописца XVI-XVII вв. Джусто Утенса, изображающие виллы с высоты птичьего полета.

Во время 2 мировой войны вилла была серьезно повреждена, но затем отреставрирована.

Вилла находится в частной собственности. На сегодня здесь проводятся конгрессы, и мероприятия, открыты отель и ресторан. На месте Пажеского корпуса виллы когда-то находилось этрусское святилище.

Сады Боболи во Флоренции

Оказавшись во Флоренции, вы, несомненно, погрузитесь в туристическую суету этого прекрасного города. А если захотите сделать паузу, не отрываясь от осмотра многочисленных достопримечательностей, посетите сады Боболи (итал. Giardino di Boboli). Это уникальный парк, расположенный сразу за Дворцом Питти, служивший резиденцией семье Медичи. Там вы сможете насладиться отличным видом на Флоренцию, полюбоваться скульптурными композициями, освежиться у роскошных фонтанов, отдохнуть в тени вековых деревьев. Ведь сегодня, как и раньше, парк является отличным местом для отдыха, независимо от времени года.

История создания

Впервые упоминания о садах Боболе можно встретить в архивных хрониках, относящихся к концу 16 века. Именно тогда герцог Козимо І Медичи обзавелся новой недвижимостью в виде Дворца Питти. При осмотре приобретения было обнаружено, что за дворцом начинается большой холм с незастроенной территорией. А с вершины холма открывался отличный панорамный вид.

Тогда жене герцога Элеоноре Толедской пришла в голову идея создать на холме величественный парк, который подчеркнет влиятельность и богатство семьи Медичи.

Для создания садово-паркового шедевра был приглашен Никколо Триболо (Nicolo Tribolo). Однако при жизни знаменитый скульптор не успел закончить свое грандиозное творение. Его работа была продолжена Бартоломео Амманати (Bartolomeo Ammanati). В создании отдельных частей парка также принимали участие Джорджо Вазари (Giorio Vasari), Джулио Париджи (Giulio Parigi), Альфонсо Париджи (Alfonso Parigi).

Бернардо Буоналети вносил свой вклад уже во времена Франциска І – сына Козимо І. Примечателен тот факт, что именно сады Боболи впоследствии служили образцом для проектирования многих королевских садов Европы.

Медичи постоянно расширяли и обогащали территорию сада. Его ценность и уникальность были сильно увеличены, когда среди зеленых лугов, извилистых аллей и небольших рощиц появились необыкновенные декоративные комплексы. Таким образом, постепенно сформировался музей под открытым небом.

Во все времена сады Боболе служил местом проведения самых различных мероприятий. Во времена Медичи здесь постоянно проходили как пышные приемы, так и театрализованные представления. Именно в этом парке впервые было представлено публике оперное творчество. В последствии послушать оперные выступления приезжали представители всех знатных родов Тосканы.

Сады сегодня

Сады Боболи неоднократно подвергались реконструкции, и каждый следующий хозяин привносил в образ парка что-то новое, подстраивая его под свой вкус. Свою нынешнюю площадь (4,5 га) парк занял уже в 17 веке. Для широкого круга посетителей его ворота были открыты в 1766 году.

Сегодня Сады Боболи – это Музей садово-паркового искусства под открытым небом. В экспозиции музея посетителям представлены образцы садовой скульптуры, начиная со времен античности и до 17 века. Это один из самых элегантных садов в итальянском стиле.

Территория парка разбита на части осевыми аллеями и дорожками из гравия. Именно так было принято проектировать территорию в 16 веке. Основная тропа, увитая каменными дубами и кипарисами, берет начало у амфитеатра, и по ней можно попасть прямо к тыльной стороне палаццо. В центре амфитеатра можно увидеть обелиск, который был привезен из предыдущей резиденции Медичи, а туда доставлен из самого Египта (Луксор).

На гравийной тропе стоит также фонтан Нептуна или, как говорят местные, «фонтан с вилкой».

Рядом расположены несколько римских статуй. Чуть дальше берет начало лестница, поднявшись по которой можно попасть в холл с музами.

Чуть дальше в углублении скрыта скульптурная композиция карлика на черепахе, авторство которого приписывают Валерио Чиголи. Согласно манускриптам, она изображает Пьетро Барби – придворного шута Медичи. Возле него всегда есть желающие сфотографироваться.

Напротив расположен вход в грот Буоналенти. Он состоит из трех комнат и изнутри очень похож на пещеру со сталагмитами и сталактитами.

Здесь же находятся копия знаменитого произведения Микеланджело «Рабы». Пройдя по тропе дальше, можно попасть в сад Юпитера. Там вы отдохнете около фонтана Артишока выполненного в виде восьмиугольника, небольшого амфитеатра в виде подковы и полюбуетесь на статую бога Юпитера.

На одной из многочисленных террас разбит сад Кавальере. Он привлекает к себе как чудесным видом, так и прекрасными цветами. Например, в апреле вовсю уже цветут пионы, а в мае распускаются розы.

В южную часть сада можно попасть по аллее, увитой плющом и миртом. Здесь в отдалении от центра на небольшом искусственном острове Изолотто разбиты оранжереи с редкими старинными сортами роз. Там же под бдительным присмотром мифических персонажей Персея и Андромеды растут в кадках небольшие цитрусовые деревья.


В северной части парка находится панорамная площадка с превосходным обзором флорентийских крыш. Здесь же можно увидеть Кофейный домик («Kaffeehaus»), который был возведен в 18 веке.


И сегодня в парке часто проходят музыкальные и театрализованные представления, как при Медичи. И, несмотря на то, что большинство выставленных скульптур заменены на копии, а оригиналы хранятся в спецхранилищах, все они по-прежнему имеют не малую историческую ценность. Например, «Купание Венеры» или «Париж и Елена».

Мемуары жены Ф.М.Достоевского говорят нам, что именно в садах Боболе часто прогуливались супруги, во время своего пребывания в Италии. Греясь в лучах ласкового флорентийского солнца, они любовались цветущими розами и мечтали о своем будущем.

Как добраться

Сады Боболи находятся рядом с Palazzo Pitti. Чтобы добраться туда, можно воспользоваться автобусами №11,36 (выходить на остановке San Felice).

Интересно: время движения скоростного поезда до Флоренции составляет

  • из Милана – 1ч.45мин.;
  • из Рима – 1ч.35мин.;
  • из Болоньи – 0ч.37мин.;
  • из Пизы – 1ч.00мин.

Часы работы

Из-за своего расположения, это историческое место требует постоянного восстановления и ухода. Поэтому расписание работы составлено таким образом, чтобы обслуживающий персонал имел возможность поддерживать состояние парка.
Парк открыт для посещения практически каждый день. Вход на территорию разрешен с момента открытия и за час до закрытия.

  • С ноября по февраль с 8-15 до 16-30;
  • В марте с 8-15 до 17-30;
  • С апреля по май и с сентября по октябрь парк работает с 8-15 до 18-30;
  • В октябре (после перехода на зимнее время) с 8-15 до 17-30;
  • С июня по август с 8-15 до 19-30.

Для проведения технических работ сады закрыты для посещения в первый и последний понедельники месяца, на Новый год, 1 Мая, Рождество.

Доступ к гроту Буоналенти открыт только в сопровождении персонала парка.

  • Круглогодично: в 11-00, 13-00, 15-00;
  • В марте: 11-00, 13-00, 15-00, 16-00;
  • С апреля по сентябрь: 11-00, 13-00, 15-00, 16-00, 17-00.

Билеты

Желающие посетить сады Боболе при входе должны приобрести билеты, которые бывают двух видов. По первым вы сможете пройти с экскурсией по самому дворцу Питти. Вторые дают возможность гулять по парку и посетить некоторые экспозиции дворца (например, музей фарфора, галерея костюмов). Стоимость билетов на 2014 год составляет соответственно 7 евро и 10 евро. Для льготных категорий посетителей предусмотрены скидки до 50 %.
Актуальную информацию о работе парка и стоимости посещения можно узнать на официальной страничке в интернете: www.museumsinflorence.com/musei/boboli_garden.html

Если вы утомитесь от суетного центра Флоренции, обязательно загляните в сады Боболе. Насладитесь открытым пространством, чистым воздухом, пением птиц и, конечно же, панорамой города с вершины холма. Попав туда, вы забудете о времени и с легкостью проведете там весь день. Так как продажа еды и напитков на территории садов запрещена, постарайтесь запастись легкими закусками заранее. Тогда вы в полной мере сможете насладиться отличным пикником в историческом месте.

В садах Медичи

Коллекционирование предметов искусств членами семьи Медичи началось давно. Уже Козимо был страстным собирателем, а помогали ему в этом такие художники и знатоки, как Донателло, Брунеллеско, Никколи. Пьеро продолжал дело отца, и около него тоже не было недостатка ни в экспертах, ни в советниках. Сыновья его Лоренцо и Джулиано унаследовали целый музей, а после смерти Джулиано Лоренцо решил привести этот музей в порядок и создать в нем школу для молодых талантов. Мысль, возможно, была подсказана ему старым скульптором Бертольдо ди Джованни, учеником Донателло, который был, очевидно, директором музея и профессором скульптуры, а не только «стражем и хранителем» музея, как говорит Вазари.

Меценат Лоренцо был человеком большой, глубокой и разносторонней культуры. На вопросы искусства у него имелись свои взгляды. Он прежде всего был поэт, очень даровитый, порою гениальный поэт, и ученый гуманист. В его глазах наибольшее значение в области культуры принадлежало гуманистической литературе и, в особенности, поэзии. Никого он так не пестовал, как поэтов и гуманистов. Пространственные искусства у Лоренцо занимали менее важное место. А из пространственных искусств на последнем месте была живопись. Иначе ведь нельзя объяснить того факта, что в его правление лучшие флорентийские живописцы, как Боттичелли, тот же Гирландайо, Верроккио, должны были все время искать работы на стороне или холодно выпроваживались из Флоренции, как это случилось с Леонардо да Винчи. Скульптура была искусством, освященным лучшими традициями древности. Поэтому скульптура больше говорила гуманистическому сердцу Лоренцо, чем живопись. К тому же перед ним был чрезвычайно яркий факт: все скульптурное украшение Флоренции — статуи ниш Ор Сан Микеле и соборной кампанилы, рельефы дверей Баптистерия, фигурные трибуны в церквах, — все это было создано при его деде и отце и своим бронзовым и мраморным великолепием, казалось, пело осанну их памяти. При Лоренцо в области скульптуры не было создано ничего сколько-нибудь выдающегося, и основание школы ваяния в 1489 году было хотя и запоздалой, но очень естественной попыткой несколько восстановить равновесие между прошлым и настоящим. К этому же побуждали его и политические соображения, которых он никогда не упускал из виду.

Кандидатура старого Бертольдо в качестве руководителя школы выдвигалась сама собою. После того как в 1483 году Верроккио уехал навсегда в Венецию, а Антонио Поллайоло перестал работать, во Флоренции вообще не осталось выдающихся скульпторов, кроме Бертольдо. Ученик Донателло, хранитель его традиций, создатель знаменитого батального горельефа, находящегося сейчас в Барджелло, и множества небольших статуэток и рельефов, Бертольдо пользовался огромной и заслуженной известностью. Когда он умер в 1491 году, один современник оплакивал его смерть такими словами: «В Тоскане, а быть может, во всей Италии, не было другого художника, обладавшего столь благородным дарованием и мастерством в этой области». С Лоренцо Бертольдо был близок с давних пор, как это видно из интимного письма его к правителю города от 29 июня 1479 года. Последние годы он жил y Медичи и умер в чудесной вилле Лоренцо в Поджо а Кайано.

Трудно было найти учителя, более способного передать ученикам начатки скульптурной техники и манеру Донателло, в которой соединялась безукоризненная верность природе, свободное претворение классического наследия и необычайное внутреннее благородство. Именно такой учитель нужен был Микельанджело, и, очевидно, между ним и Бертольдо необыкновенно быстро установилось взаимное понимание, так не похожее на отношения юного художника с его первым учителем.

На новом месте Микельанджело освоился необыкновенно быстро. Он увидел, что тут он может научиться чему-то такому, что отвечает характеру его художественного дарования гораздо больше, чем то, чему он учился у Гирландайо. И он стал работать с величайшим увлечением. В первые же дни, увидев, что один из учеников, Торриджано деи Торриджани, копирует в глине какие-то античные статуи, указанные ему Бертольдо, он сейчас же стал лепить их, и сам, притом настолько успешно, что Лоренцо сразу обратил на него внимание. «Приободренный этим, — рассказывает Вазари, — через несколько дней принялся он копировать в мраморе имевшуюся там античную голову фавна, старого и морщинистого, с отбитым носом и смеющимся ртом; и хоть никогда Микельанджело в руках не держал ни мрамора, ни резца, подделка удалась ему, так, что Великолепный изумился, и, видя, как по собственной своей фантазии открыл он фавну рот, сделал ему язык и показал все зубы, Лоренцо сказал, милостиво шутя, как было ему свойственно: «Разве ты не знаешь, что у стариков не все зубы бывают целы? Всегда скольких-нибудь из них не хватает». Микельанджело же по своей? простоте, тем более, что он любил и боялся Лоренцо, подумал, что он говорит серьезно, и, как только тот ушел, тотчас же сломал фавну один зуб, сделал в десне выдолбину, точно выпал из нее зуб, и стал с нетерпением ожидать, когда Лоренцо вернется. Тот, придя, немало посмеялся простоте и добродушию его и рассказывал о выдумке его своим друзьям». Эта работа особенно укрепила расположение правителя к даровитому юноше.

«Фавн» был, конечно, не единственной дебютной работой юного артиста. Ему, несомненно, приходилось копировать и другие модели, в том числе и статуэтки самого Бертольдо, которых было у Лоренцо несколько. Скульптурою Микельанджело увлекся страстно, так что отец, узнавший об этом, стал сильно волноваться, — ему совсем не хотелось видеть сына «каменщиком». И хотя Граначчи изо всех сил старался растолковать ему, что между скульптором и каменотесом различие очень большое, старик слышать ничего не хотел, гневался и грозил. Микельанджело спасло вмешательство Лоренцо. Тот пригласил Лодовико Буонарроти к себе и просил его доверить ему сына. Тут уже не приходилось ни сердиться, ни грозить. Тем более, что Лоренцо выразил готовность помочь старику получше устроиться материально. Теперь будущее Микельанджело, казалось, было обеспечено, и притом так, как ему самому хотелось.

Он стал своим человеком в доме Медичи, в чудесном их дворце на Via Larga, выстроенном для лоренцова деда — Козимо — архитектором Микелоццо. Для юноши это было необыкновенным счастьем. Он мог находиться там в постоянном общении не только с самим Лоренцо, который то и дело посылал за ним, чтобы показать ему то одно, то другое из сокровищ своих собраний и спросить его мнение. Микельанджело был окружен целой плеядой людей, принадлежавших к самым талантливым и самым прославленным представителям литературы, науки и философии. Тут был совсем еще не старый Марсилио Фичиио, глава Платоновской академии, с которым Лоренцо был неразлучен. А там, где был Фичино, обязательно находились его друзья: молодой красавец, ученейший лингвист, философ и богослов граф Пико делла Мирандола; комментатор Данте, конечно, тоже платоник, Кристофоро Ландино. Тут был Анджел о Полициано, поэт и ученый филолог, глава флорентийского гуманизма. Он был воспитателем и гувернером Лоренцо, и хотя чопорная супруга Лоренцо, Клариче Орсини, ревниво относившаяся к их близкой дружбе, всегда поглядывала на него косо и однажды даже выгнала его из дому, Лоренцо в обиду его не давал. Он ему был нужен. Вдвоем они наперебой писали страстные и веселые карнавальные и иные песни, чтобы заставить народ побольше думать о забавах и развлечениях и поменьше о невзгодах, в которые были ввергнуты тираническим режимом Медичи трудящиеся. Полициано, косоглазый и длинноносый, был очень уродлив, но: его талантливая натура проявлялась во всем, в серьезном и в пустяках, и против его обаяния бороться было трудно. На что талантлив был Микельанджело, но и он: подпал под его влияние.

Но радушный прием находили у Лоренцо и люди, более беззаботные насчет учености. Когда Микельанджело попал в палаццо на Via Larga, уже не было на свете Луиджи Пульчи. Автор «Морганте» умер вдали от Флоренции. Не было уже и матери Лоренцо — Лукреции Торнабуони, покровительницы Луиджи, которая любила флорентийский фольклор и всего охотнее собирала на своей половине людей, приносивших к ней сокровища народного творчества. Теперь здесь процветал заклятый враг Луиджи Маттео Франко. Поэт, как и Луиджи, он оказался более ловким и пронырливым, чем его соперник, ибо был священником. Около Лоренцо Маттео Франко играл роль шута; он безудержно льстил хозяину и его жене, ловил милости и бенефиции, обильно сыпавшиеся на него. Но это не мешало ему быть талантливым поэтом.

Общаясь с такими людьми, Микельанджело вбирал в себя вес, что слышал, учился и рос духовно. Платоновская доктрина навсегда осталась существенным элементом его мировоззрения. Ему не удалось, да едва ли он стремился к этому, побороть в себе ее влияние так, как сделал это Леонардо да Винчи, уехавший из Флоренции в Милан за семь лет до перехода Микельанджело в дом Лоренцо. А литературные интересы, которыми было пропитано все вокруг Лоренцо, сделались, можно сказать, второй натурой Микельанджело. Кристофоро Ландино раскрывал перед ним глубины дантовой «Божественной комедии», помогал юноше проникнуть в грандиозный мир ее образов и идей. Когда Микельанджело станет писать стихи, в них сольются отголоски Платоновой философии и дантовой поэзии.

А когда он станет зрелым художником, сейчас же скажется, что уже в ранней юности он находился под сильным влиянием гуманистических идей – господствующих идей эпохи Ренессанса. Гуманистическая «зарядка» его не исчерпывалась платоническим идеализмом. Она была шире и крепче. Преобладали в ней здоровые земные настроения, родственные настроениям карнавальных песен Полициано и самого Лоренцо, в которых полнокровные человеческие чувства так хорошо облагораживались классической формой и античным изяществом. Гуманист в нем проявится; с полной силою тогда, когда он созреет как мастер и когда заболит у него сердце гражданина, израненное.

Лоренцо, по-видимому, поощрял юного художника в этих новых увлечениях и вообще обставил его пребывание в своем доме как нельзя лучше. «Он приказал,— рассказывает Кондиви, — дать ему хорошую комнату, предоставив ему все удобства, которых он хотел, и во всем и в частности за столом обращался с ним, как с сыном. К столу Лоренцо, как и подобало у такого человека, ежедневно приглашались люди наиболее знатные и высокого положения. И обычай был таков, что те, которые оказывались там при начале трапезы, усаживались около Лоренцо сообразно своему рангу и уже не уступали своего места, кто бы ни пришел потом. Поэтому неоднократно случалось, что Микельанджело сидел выше сыновей Лоренцо и других почетных особ, которые в большом количестве украшали дом своим присутствием. Все они ласкали Микельанджело и поощряли его в его благородных занятиях».

Поощряли недаром, ибо успехи его во всех отраслях были очень велики, особенно в той, которой он посвящал свои силы с наибольшим рвением, — в скульптуре.

Флоренция. Сады Боболи. 2014 г

Сады Боболи находятся на склонах холма Боболи за палаццо Питти, главной резиденцией великих герцогов Тосканы Медичи и являются одним из самых известных произведений садово-паркового искусства XVI в. В соответствии со вкусами того времени парк разделяют длинные осевые дорожки, широкие гравийные дорожки, он украшен декоративными элементами из камня, статуями и фонтанами. Сады Боболи разделяются на частную зону с лимитированным посещением и публичную зону с гротами, нимфами, открытыми садовыми храмами с колоннадами, выполненными в классическом стиле. Необычной для своего времени особенностью садов Боболи являются открывающиеся из них великолепные виды на город. Широкий доступ в сады был открыт в 1766 г.

План садов Боболи:

Закладка дворца Питти и сада связана с именем одного из богатейших купцов Флоренции Лукой Питти, который, будучи ярым соперником семьи Медичи, стремился превзойти их в роскоши возводимых палат. По иронии судьбы именно жена Козимо Медичи, Элеонора Толедская, стала владельцем дворца Питти всего несколько десятилетий спустя. Обустройство парка было поручено Никколо Триболо, а после его смерти в 1550 г. его работу продолжил Бартоломео Амманати, в проектировании и возведении нескольких гротов участвовал и Джорджо Вазари. Скульптуры для садов Боболи выполнил Бернардо Буонталенти, которому также принадлежит проект грота во дворе, отделяющего дворец от садов.

Обратная сторона Дворца Питти. Двор Аманати. Знаменитые на весь мир сады Боболи, расположенные рядом с резиденцией герцогов Медичи:

Главная осевая дорожка, ведущая между кипарисами и каменными дубами к тыльному фасаду палаццо Питти, начинается внизу у амфитеатра, напоминающего по своей форме половину классического ипподрома, и поднимается вверх на холм Боболи. В центре амфитеатра находится древнеегипетский обелиск из Луксора, привезённый сюда с римской виллы Медичи. Эту главную дорожку венчают фонтан Нептуна, который флорентийцы шутливо называют фонтаном с вилкой. Скульптура была создана Стольдо Лоренци в 1571 г., а сам фонтан был сделан лишь в 1777-78 гг. Другая осевая дорожка в правом углу от главной дорожки ведёт через целый ряд террас и фонтанов.

Древний египетский обелиск из Луксора (1279-1212 до н.э.) был вывезен в Рим в числе нескольких, в настоящее время водруженных на площади святого Петра и Пополо, а затем оказался на вилле Медичи. Итальянские архитекторы эпохи Ренессанса охотно использовали египетские обелиски в качестве главных акцентов, позже эта традиция распространилась и в других странах. Имитации египетских обелисков водружали и в России, например Румянцевский обелиск в Санкт-Петербурге или Кагульский обелиск в Царском Селе.

Сразу за тыльным фасадом дворца Питти с фонтаном Артишоков и маленьким геометрическим садиком открывается чудесный вид на большой амфитеатр работы Джулио Париджи. Именно он трансформировал бывший регулярный сад-амфитеатр в открытую площадь для театральных представлений. Амфитеатр, похожий на половину римского ипподрома, обрамлен каменной кладкой в виде лестницы из шести рядов сидений и балюстрады с двумя дюжинами ниш. Изначально ниши были заполнены античными статуями с фигурами собак, и иных животных по бокам, позже фигуры животных были заменены терракотовыми урнами с имитацией под мрамор. Известно, что в этом амфитеатре проходили самые первые в мире оперные выступления. В XIX веке амфитеатр потерял свою театральную функцию и в центре его установили гранитный фонтан и египетский обелиск.

Для создания шедевра садово-паркового искусства был приглашен Никколо Триболо (Nicolo Tribolo), но, к большому сожалению, мастеру был отпущен только один год и после его смерти работу продолжил Бартоломео Амманати (Bartolomeo Ammanati).

Музей фарфора. Этот музей располагается в особняке «Казино дель Кавальери», построенном в XVII веке на верхушке холма, откуда открывает прекрасный вид на сады Боболи. Он был открыт в 1973 году, а его коллекции по большей части состоят из фарфоровой посуды, принадлежавшей когда-то королевским династиям, правящим Тосканой.

Среди экспонатов также есть подарки Наполеона Бонапарта своей сестре Элизе Баччиоки, которая в XIX веке была великой княгиней Тосканы. Это красивейшие вазы и набор посуды, созданные на Севрской мануфактуре. В то время фарфор только-только начал осваиваться в Европе, до этого он производился лишь в Китае. Самыми старыми экспонатами музея считаются те, что принадлежали Джану Гастоне – последнему великому князю из династии Медичи. Он жил в конце XVII – начале XVIII веков.

Сады Боболи, Кофейный домик (Kaffeehaus):

Не помню, что это за строения. А за ним – панорама Флоренции:

Аллеи и живые изгороди в Садах повсюду:

Опять пробел в моей памяти, не помню, что это за здание. Может быть оранжерея Limonaia, построена Заноби Дель Россо в 1778 г.:

Тенистая платановая аллея:

Кипарисовая аллея. Здесь начинается вторая часть садов, получившая свое развитие в начале XVII века. Вдоль аллеи стоят статуи преимущественно XVI века, но среди них есть и античные:

Статуя богини изобилия Абунданции в память о герцогине Иоанне Австрийской (1547-78):

Подходим к Островку или Isolotto. Пруд овальной формы работы Альфонсо Париджи (1614 г.) обрамляет остров с формальным садом в стиле барокко. Ближе к лету, остров украшенный стрижеными изгородями из самшита и посадками старинных сортов роз и луковичных, дополняется многочисленными горшечными цитрусовыми. Известно, что Альфонсо Париджи при создании Isolotto взял за основу Морской Театр, расположенный в вилле Адриана под Тиволи. В центре сада возвышается фонтан Океан работы скульптора, представителя раннего барокко, Джамболонья (1576 г.) со статуями Нептуна и других богов, олицетворяющих великие реки Нил, Ганг и Евфрат:

Джованни Баттиста Pierratti (1599-1662): Андромеда и чудовище, между 1630 и 1662, из белого мрамора и бронзы:

Фонтан океан, Джамболонья:

Пруд окружён стрижеными изгородями из самшита:

На острове – масса лимонных деревьев в больших горшках с лимонами разной степени зрелости:

К гроту Буонталенти мы подошли в то время, когда он был закрыт. Мы попытались хоть что-то рассмотреть сквозь решётку. Неожиданно к нам подошла приятная женщина средних лет (сотрудница музея), которая открыла нам вход в грот и жестами пригласила нас войти. Потом выяснилось, что она в окно увидела наши смешные позы, которые мы невольно принимали, чтобы увидеть грот. Потом она терпеливо ждала, когда мы осмотрим и сфотографируем детали. Огромное спасибо этой итальянке, которая помогла нам.

Грот Буонталенти. Заглянем в знаменитый Большой грот («Гротта Гранде»), над созданием которого работал Буонталенти в 1583-1593 гг. по заказу Франческо I Медичи: получилось необычное сочетание живописи, скульптуры и архитектуры. До 1924 года в нём хранились незаконченные «Рабы» Микеланджело, которыми в наше время можно полюбоваться в Галерее Академии во Флоренции. Тема грота – бесформенная материя, которая в результате алхимии достигает гармонии: камни, сталактиты и ракушки стен образуют фигуры людей и животных, высеченных Пьетро Мати.

Грот Буонталенти. Фрески Бернардино Poccetti:

Искусственный грот Буонталенти украшен копиями «Рабов» Микеланджело:

Во втором зале Грота находится скульптура Винченцо де Росси “Парис и Елена”, созданная в 1560 году:

Конечно мы торопились, понимая, что задерживаем сотрудницу музея.

Из этой аллеи мы вышли после осмотра Садов Боболи:

С другой стороны аллеи скульптура, расположенная симметрично первой:

У самого входа в Сады Боболи находится скульптура Морганта, придворного карлика правителя Козимо I Медичи, верхом на черепахе. Скульптор: Валерио Чоли, 1560 г.:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector