Религия древней греции кратко

РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ

1. Поклонение силам природы.

Греки, как и другие народы древнего мира, боялись грозных сил окружавшей их природы и не понимали их. Поэтому греки верили, что природой управляют многочисленные боги.

Богов греки представляли себе в виде людей, но бессмертных и могущественных.

Могучий Зевс будто бы поражает людей своими золотыми стрелами-молниями. От него же зависит, прольётся или нет дождь на землю.

Жизнь людей, плававших по морю на маленьких деревянных судах, во многом зависела от погоды. Поэтому не меньше, чем грозного Зевса, греки боялись морского бога Посейдона, который может своим трезубцем поднять бурю и потопить корабли.

По верованиям греков, день наступает от того, что бог солнца выезжает на небо на золотой колеснице, запряжённой четвёркой белых коней.

Греки верили, что всю природу населяют боги и богини. Лесных богов греки называли сатирами и представляли их себе в виде людей, обросших шерстью и с козлиными ногами. Богинь источников изображали в виде девушек и называли нимфами — невестами.

2. Боги — покровители хозяйства и культуры.

Считалось, что у каждой отрасли хозяйства — земледелия, скотоводства, охоты, ткацкого и других ремёсел — есть свой бог-покровитель.

Бога виноделия называли Дионисом. Ему посвящались праздники весной, перед началом работ на виноградниках, и в декабре, когда поспевало молодое вино. В дни этих праздников из деревни в деревню и по улицам городов ходили толпы земледельцев, распевая песни и танцуя. Изображая сатиров, они надевали на себя козлиные шкуры. Нараспев, они рассказывали миф о Дионисе: будто бы Дионис умер, а с ним умерла и природа, но весной он воскрес, а с ним воскресла и природа. В этом мифе древние греки пытались объяснить себе, почему осенью растения увядают, а весной вновь пробуждаются.

Когда греки начали обрабатывать металлы, возник миф о боге Гефесте — покровителе кузнецов. По представлению греков, Гефест сам работал в подземной кузнице. Руки и лицо его были постоянно выпачканы сажей. Вулканы, извергавшие огонь и дым, греки называли выходами из его кузницы.

Богом искусства считался прекрасный юноша Аполлон. Его сопровождали музы — покровительницы пляски, музыки, поэзии, истории.

3. Отражение в религии неравенства среди греков.

Греки думали, что Зевс, Аполлон и другие главные боги живут на самой высокой горе Греции — Олимпе, и называли их «олимпийскими богами». Там на вершине, затянутой облаками, будто бы стоят их роскошные дворцы, построенные Гефестом.

Жизнь богов на Олимпе греки представляли себе похожей на жизнь знатных людей. Боги будто бы носят нарядные одежды, часто пируют. Как семьи знатных людей управляют племенами, так семья «олимпийцев» во главе с Зевсом управляет людьми и всей природой. Богов греки считали такими же жестокими, властолюбивыми и мстительными, какими были знатные люди.

Боги будто бы установили и весь порядок жизни людей: одних сделали богатыми и знатными, других — бедными, третьих- рабами. Того, кто восстаёт против порядка, установленного богами, ждут их гнев и суровое наказание.

4. Миф о Прометее.

Представление о жестокости и мстительности богов особенно наглядно проявилось в мифе о Прометее. Этот миф рассказывает, что боги скрывали от людей огонь. Они хотели, чтобы люди остались беспомощными перед природой и погибли. Благородный герой Прометей похитил у Гефеста огонь, принёс его людям и этим спас их от гибели.

Разгневанный Зевс приказал Гефесту приковать Прометея цепями к горе на Кавказе. Каждый день Зевс посылал орла, который клевал у Прометея печень. Несмотря на страшные муки, гордый и мужественный Прометей не примирился с Зевсом и проклинал своего мучителя.

Миф о Прометее показывает, что древние греки хорошо понимали значение огня в жизни людей и пытались объяснить себе, как человек научился добывать его. В образе Прометея они чтили борца с несправедливыми и злыми богами за счастье людей.

У древних греков, как и у других народов, религия возникла из страха перед силами природы. Когда первобытнообщинный строй у греков стал сменяться рабовладельческим, в религии отразились возникновение неравенства и появление знати. В Греции, как и в других странах в древности, религия укрепляла господство угнетателей над угнетёнными.

Религия древней греции кратко

  • Мгла (мифология) — первоначало, олицетворение Мглы и Пустоты (иногда ассоциируется с древним божеством Скотосом — воплощением Мрака)
  • Хаос (мифология) — бог-создатель всего живого, воплощение Первобытного Разрушения и первый царь Всего Сущего.

(Боги первого поколения) Дети Хаоса и Мглы:

  • Хронос — воплощение Времени
  • Гея — воплощение Земли
  • Эрот — бог-воплощение Всемирного тяготения, воплощение Любви и Источник Жизни
  • Тартар — воплощение Зла и Ада, мрачный и жестокий дух ужасной Бездны в недрах Земли
  • Эреб — воплощение Вечного Мрака
  • Никта/Никс — божество Ночи.

Дети Эреба и Никты:

  • Эфир — бог-воплощение Вечного Света и Воздуха
  • Гемера — богиня-воплощение дня

Дети Хаоса и Геи (либо дети Геи без отца)

  • Уран — воплощение Неба
  • Понт/Понтус — воплощение Моря и Воды

Боги второго поколения. Дети Моря и Земли:

  • Нерей (Мирное Море)
  • Тавмант (божество морских чудес)
  • Эврибия (воплощение морской силы)
  • Форкий (бог Бурного Моря и бурь)
  • Кето (Воплощение Пучины, царица ужасов моря, мать морских чудовищ)

Дети Эфира и Гемеры (одна-единственная дочь: Таласса, морская богиня, жена Понта)

Дети Неба и Земли (Титаны):

  • Кронос — младший сын Урана и Геи, бог времени и жатвы, муж Реи, царь титанов
  • Рея — младшая дочь Урана и Геи, жена Кроноса и царица титанов
  • Океан (мифология) — водный бог, старший сын Урана и Геи, муж Тефиды
  • Тефида — водная богиня, старшая дочь Урана и Геи, жена Океана, мать океанид и рек
  • Иапет — сын Урана и Геи, титан-покровитель Запада
  • Темис — дочь Урана и Геи, богиня правосудия и мирового порядка
  • Гиперион — сын Урана и Геи, солнечный бог, муж Тейи, покровитель Востока
  • Тейя — дочь Урана и Геи, лунная богиня, жена Гипериона, покровительница Востока
  • Криос — сын Урана и Геи, божество ночных небес, владыка Юга
  • Мнемосина — дочь Урана и Гея, богиня памяти и будущего
  • Кей — сын Урана и Гея, воплощение небесной оси, вокруг которой вращались облака, муж Фебы, царь Севера
  • Феба (мифология) — дочь Урана и Геи, богиня небес, жена Кея, царица Севера

Титаны младшего поколения:

  • Гелиос — солнечный бог, сын Гипериона и Тейи
  • Селена — лунная богиня, дочь Гипериона и Тейи
  • Эос — богиня-воплощение зари, дочь Гипериона и Тейи
  • Астрей — сын Крия и Эврибии, божество звездного неба
  • Перс — сын Крия и Эврибии
  • Паллант — сын Крия и Эврибии
  • Атлант — сын Иапета, один их самых жестоких титанов, лучший воин армии титанов
  • Менетий — сын Иапета
  • Прометей — сын Иапета, творец человечества
  • Эпиметей — сын Иапета
  • Астерия — дочь Кея и Фебы, жена Перса
  • Лето — дочь Кея и Фебы

Боги рожденные Ночью и Мраком в наказание титанам, убившим своего отца:

  • Танатос (Смерть)
  • Гипнос (Сновидения и Забвение)
  • Немезида (Возмездие)
  • Эрида (раздоры и труд)
  • Апата (Обман)
  • Азид (Бедствие)
  • Лим (Голод)
  • Леф (Забвения)
  • Алгос (Боль)
  • Пон (Наказание)
  • Лисса/Мания (Безумие)
  • Мом (Насмешки и Глупость)
  • Кера/Керы (насилие, уничтожение, духи смерти и войны, выпивающие кровь у погибших воинов и пожирающие их души)
  • Герас (старость)
  • Онир (лживые и вещие сны)
  • Три Мойры (богини судьбы и рока)
  • Морос (рок и насилия)

Боги третьего поколения (Боги Олимпа) Основные

  • Зевс — младший сын Крона и Реи, бог грома и молний
  • Посейдон — сын Крона и Реи, бог-царь морей и океанов
  • Аид — старший сын Крона и Реи, бог-царь царства мертвых
  • Гера — младшая дочь Крона и Реи, богиня семьи и брака
  • Гестия — старшая дочь Крона и Реи, богиня домашнего очага, покровительница городов и огня
  • Деметра — дочь Крона и Реи, богиня земледелия и плодородия

Боги четвёртого поколения Основные (дети Зевса и Геры; либо Зевса и Метиды; либо Зевса и его любовниц)

  • Арес — сын Зевса и Геры, бог кровавой войны
  • Гефест — сын Зевса и Геры, бог огня и кузнечного дела
  • Гермес — сын Зевса и плеяды Майи, бог путешественников, купцов, ремесленников, воров и глашатаев
  • Афина — дочь Зевса и Метиды (богини разума и мудрости), богиня мудрости, честной и справедливой войны, искусств и ремесел
  • Аполлон — сын Зевса и Лето, бог стрельбы из лука, охоты и войны, искусств и врачевания, музыки и пророчеств, света
  • Артемида — дочь Зевса и Лето, богиня стрельбы из лука, охоты и войны
  • Афродита — богиня любви и брака, порождение Урана (Неба), оскопленного своим сыном Кроносом, и морской пены
  • Дионис — бог плодородия, виноделия и вина
  • Персефона — дочь Зевса и Деметры
  • Геба — дочь Зевса и Геры
  • Илифия — дочь Зевса и Геры
  • Тритон — водный бог, сын Амфитриты и Посейдона
  • Протей (мифология) — водный бог, сын Посейдона
  • Рода (дочь Посейдона) — водная богиня, дочь Посейдона
  • Бентесикима — дочь Посейдона
  • Борей — бог северного ветра, сын Астрея и Эос
  • Зефир — бог западного ветра, сын Астрея и Эос
  • Нот — бог южного ветра, сын Астрея и Эос
  • Эвр — бог восточного ветра, сын Астрея и Эос
  • Кратос — сын Палланта и Стикс, воплощение Силы
  • Зел — сын Палланта и Стикс, воплощение Зависти
  • Ника — дочь Палланта и Стикс, воплощение Победы
  • Бия — дочь Палланта и Стикс, воплощение Мощи
  • Морфей — божество сновидений, сын Гипноса
  • Ирида — богиня радуги
  • Энио — богиня неистовой и яростной войны, дочь Ареса и Афродиты (либо соратница отца, либо воспитанница Ареса)
  • Фобос (мифология) — бог страха, сын Ареса и Афродиты
  • Деймос (мифология) — бог ужаса, сын Ареса и Афродиты
  • Геката — богиня чародейств, повелительница колдунов, чудовищ и призраков, дочка Астерии и Перса
  • Геспер — сын Атланта
  • Гиант — сын Атланта

Гиганты (низшие хтонические божества рожденные для свержения богов Олимпа Геей-Землей от семени ее второго мужа Тартара и капель крови ее первого мужа Урана; некоторые из 150)

  • Алкионей
  • Эвримедонт
  • Гратион
  • Энкелад
  • Полибот
  • Порфирион
  • Паллант
  • Мимант
  • Эврит
  • Клитий
  • Эфиальт
  • Абес
  • Офион
  • Кебрион
  • Тифон, Ехидна, Кето, Цетус, Скилла, Харибда, Сфинкс, Химера, Цербер, Лернейская Гидра, Немейский Лев, Орф, Колхидский дракон, Лидийский Змий, Эриманфский вепрь, Минотавр, Пифон, Титий, Антей, Единороги, Драконы, Дракайны, Гарпии, Кентавры, Сатиры, Сирены, Русалки

Прародители эллинов (Родители, отцы: Прометей, Девкалион, Эллин, Дор, Ксуф, Ион, Эол.)

  • Девкалион — отец Эллина, сын Прометея
  • Амфиктион — сын Девкалиона
  • Эллин — сын Девкалиона, прародитель эллинов
  • Дор — сын Эллина, прародитель дорийцев
  • Ксуф — сын Эллина, прародитель ахейцев и ионийцев
  • Эол — сын Эллина, прародитель эолийцев
  • Тектам — сын Дора
  • Ахей — сын Ксуфа, прародитель ахейцев
  • Ион — сын Ксуфа, прародитель ионийцев
  • Крефей — сын Эола
  • Атамант — сын Эола
  • Сизиф — сын Эола
  • Салмоней — сын Эола
  • Периер — сын Эола
  • Деион — сын Эола
  • Магнет — сын Эола
  • Тесей — сын Посейдона
  • Геракл — сын Зевса
  • Персей — сын Зевса
  • Эней — сын Афродиты
  • Ахилл — сын нереиды Фетиды
  • Гектор — сын Приама и Гекубы
  • Ясон — сын царя Иолка Эсона и Полимеды
  • Периклимен — сын Посейдона

Религия древней Греции

Религия древней Греции. На самом деле как таковой ее не существует. Греческий мир не создал ни одной значительной религиозной системы. Однако некоторые вероучения, зародившиеся здесь, достойны того, чтобы задержать на них внимание, так как они в значительной степени подготовили умы европейцев к восприятию христианства. Речь прежде всего должна пойти об орфиках, которые, отталкиваясь от традиционных религиозных представлений, предложили и развили целый ряд глубоких богословских идей.

Особенности религии древней Греции

Что касается собственно религии древней Греции, то (если не брать во внимание удивительно яркую и тщательно разработанную мифологию) она не содержала в себе ничего оригинального. У греков никогда не было ни священных книг, ни богословия, ни религиозно-нравственных заповедей. Жрецы не составили здесь могущественной корпорации и не играли значительной политической роли, как это было, например, в Египте.

Если египетское духовенство являлось средой, в которой культивировалась богословская мысль, медицина, математика, если израильское духовенство боролось за нравственное воспитание народа, то греческие жрецы были только совершителями ритуалов, произносителями заклятий и устроителями жертвоприношений. Поэтому многие религиозные представления были оформлены здесь не богословами в подлинном смысле слова, а поэтами — прежде всего Гомером и Гесиодом.

Геродот впоследствии писал, что до Гомера греки не имели ясного представления о богах, их жизни, отношениях и сферах деятельности. Можно таким образом говорить о своеобразном феномене – «гомеровской религии», для которой поэмы ионийского певца послужили чем-то вроде священной книги.

Олимпийские боги в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера

Действительно, в «Илиаде» и «Одиссее» содержится очень много сцен, рисующих жизнь и отношения семейного клана Олимпийских богов. Возглавлял его, как известно, Зевс, деливший власть с двумя своими братьями — владыкой моря Посейдоном и правителем преисподней Аидом. Большую роль наряду с ними играли жена-сестра Зевса Гера, его дети:

  • Аполлон
  • Гермес
  • Гефест
  • Арес
  • Афродита
  • Артемида, а также некоторые другие божества (например, богиня плодородия Деметра)

Рисуя богов, Гомер в качестве образца для них брал людей. В этом был огромный шаг вперед по сравнению, например, с древнеегипетскими звероподобными богами. Но одновременно такой взгляд на богов таил в себе большую опасность — угадывая в божественном разумное начало, греки вкладывали в него все многообразие чисто человеческой ограниченности и чисто человеческих слабостей.

По большому счету гомеровские боги не несли в себе фактически ничего сверхчеловеческого. Прежде всего, они не были подлинно духовными существами, так как обладали телом пусть особым, исполинским, но все же телом. Они нуждались в сне и отдыхе, любили веселые пиршества и охотно предавались любовным играм.

Кроме того, боги были жадны до приношений, завистливы, коварны, ревнивы и мелочны. Единственное принципиальное отличие олимпийцев от людей заключалось в их бессмертии, но и оно было не изначально присуще их природе, а поддерживалось принятием волшебного напитка нектара. Особенно чувствительным недостатком Зевсова пантеона стало отсутствие в нем ясных этических принципов.

С первобытной древности этика шла рука об руку с религией. Нравственный же идеал олимпийцев был настолько шаток, что уже через несколько поколений вызывал протесты и насмешки у самих греков.

У Гомера мы находим также сложившееся представление о загробном мире — оно было мрачным и безнадежным. Яркое описание его содержится в «Одиссее». Поэт наделяет сонное царство Аида чертами кошмарного сновидения. Это — обиталище полубессознательных теней, блуждающих в черных подземных безднах, вход в которые окутан вечной ночью. В этом скорбном мире ревут адские реки, в которых отражаются голые мертвые деревья и бледные цветы. Здесь пребывают чудовища и казнятся преступные титаны.

Мифология древней греции

Помимо поэм Гомера религиозные представления древних греков были суммированы в «Теогонии» Гесиода. Поэт собрал в ней сказания и мифы, касающиеся происхождения богов и мира. Мы не будем подробно говорить об этом творении добросовестного мифографа — в нем нет никаких особенных религиозных откровений.

Как и многие восточные народы, греки не знали единого творческого начала, стоящего у истоков бытия. В начале мироздания они видели только слепую безликую громаду, которую называли хаосом. Божественное начало, растворенное в ней, проявлялось лишь в результате акта рождения. Поэтому Гесиод начинает свое сказание с хаоса и вечной Матери-Земли.

Дальше огромную роль в устройстве мироздания играет сексуальный элемент — боги вступают друг с другом в браки и рождают других богов. Так Земля породила своего супруга — блещущего звездами Урана, который осенил ее. Их связала сила Эроса — предвечного начала любви животворящей и плодящей.

Потом идет рассказ о смене поколений богов — как Уран был оскоплен и свергнут своими детьми-титанами во главе с Кроном, а те, в свою очередь, после тяжелой битвы оказались побеждены богами-олимпийцами. С тех пор миром начал править Зевс.

Древний культ Дионисия

Наряду с олимпийской религией Гомера и Гесиода, в Древней Греции существовали другие религиозные культы, лишь отчасти связанные с ней поздними мифами. Религия древней Греции зачастую строилась на приданиях и художественных произведениях.

Совершенно особенным по своему духу и очень древним был культ Диониса, оказавший глубокое влияние на все эллинское сознание. Его яркой отличительной чертой являлись дионисии — разнузданные женские оргии.

В определенные дни почтенные матери семейства, женщины и девушки уходили в глухие леса и здесь, опьяненные вином, предавались диким иступленным пляскам. Считалось, что в эти минуты они всецело принадлежали божеству производительной силы природы — Дионису или Вакху.

Отдаваясь власти Диониса, человек стряхивал с себя путы повседневности, освобождаясь от общественных норм и здравого смысла. Опека разума исчезала, вакханка как бы сливалась с потоком божественной жизни и включалась в стихийные ритмы мироздания. Позже буйное божество было введено в семью олимпийцев — его объявили сыном Зевса и смертной женщины Семелы.

В классическую эпоху, когда древние примитивные представления перестали удовлетворять пытливую греческую мысль, появились новые религиозные учения.

Орфическая доктрина

Наиболее ранним из них был орфизм, названный так по имени своего основателя Орфея — легендарного провидца и музыканта, олицетворявшего собой гармонию божественного духа.

По свидетельству мифов, этот пророк был выходцем из Фракии и жил в ахейскую эпоху. Матерью его считалась муза Каллиопа.

Игра и пение Орфея были настолько совершенны, что им покорялись даже стихии; когда он путешествовал с аргонавтами, волны и ветер смирялись, зачарованные его дивной музыкой.

Самый знаменитый миф об Орфее повествует о том, как, пытаясь вернуть свою горячо любимую жену Эвридику, погибшую от укуса змеи, он спустился в Преисподнюю. И даже там его лира творила чудеса: чудовища, услышав его дивную музыку, закрывали свои пасти, успокаивались злобные эринии, сам властитель Аида был покорен Орфеем.

Он согласился отдать ему Эвридику, но с тем условием, чтобы певец шел впереди и не оглядывался на нее. Но Орфей не смог преодолеть беспокойства и обернулся. Из-за чего Эвридика опять была увлечена в бездну- на этот раз навсегда. Безутешный певец после этого долгое время скитался по земле, не находя покоя Однажды во Фракии он встретил толпу безумствующих вакханок, которые в припадке исступления растерзали его.

Такова, если верить преданиям, была судьба основателя орфизма, погибшего в глубокой древности, еще до начала Троянской войны. Однако у современных историков есть все основания считать, что учение это появилось гораздо позже.

Главным источником для знакомства с ним служат так называемые «Орфические гимны». Полагают, что их записи относятся к V в. до Р.Х., а окончательно они сложились не ранее II в. до Р.Х. Сами греки были уверены, что Орфей научился тайной мудрости в Египте.

Согласно космогоническим и теогоническим положениям орфизма в основе мироустройства лежат два начала: женское материнское естество и оплодотворяющая сила Диониса. Но в то же время в орфизме имела место идея верховного единства, заключавшаяся в некой божественной стихии, предвечном мировом лоне. В некоторых текстах оно именовалось Хроносом, Временем.

Хронос породил светлый Эфир неба и клокочущий Хаос. Из них родилось космическое яйцо, которое содержало в себе все зародыши Вселенной:

Когда гигантское яйцо раскололось, из него вышел сияющий Протогонос, то есть Первородный — бог, объемлющий собой все природное многообразие. В некоторых чертах орфическая теогония следовала поэме Гесиода. Но это было не главное.

Орфей учил, что Зевс, поглотив Первородного, стал тождественным ему. Зевс в религии орфиков — единственное мировое божество, являющееся во многих ликах. Единая есть Сила, единое Божество, всему великое Начало. Но этим история богов не заканчивается.

Громовержец вступает в союз с Преисподней и от ее царицы Персефоны родит сына — Диониса-Загрея. Появление этого божества не означает отказа от веры в единую силу, пронизывающую космос. Дионис-Загрей для Орфея был как бы ипостасью Зевса – его мощью, его силой. Таким образом, Дионис есть Зевс, а Зевс — не кто иной, как Первородный.

Наиболее оригинальной частью орфической доктрины было учение о человеке. Миф повествует, что однажды титаны ополчились против Диониса, который, пытаясь ускользнуть от них, принимал различные облики. Когда он обернулся быком, враги настигли его, растерзали и пожрали. Нетронутым осталось лишь сердце — носитель Дионисовой сущности.

Принятое в лоно Зевса, оно возродилось в новом Дионисе, а небесные громы спалили мятежников. Из оставшегося пепла, в котором божественное было перемешано с титаническим, возник человеческий род. Это означает, что человек имеет двойственную природу — божественную и титаническую. Последняя приводит людей к озверению, и она же безжалостно ввергает их в темницу тела.

Душа в учении Орфея считалась высшим началом. Подавленная телом и заключенная в него как в гробницу, она принуждена влачить в его границах жалкое существование.

Образ жизни орфиков

Даже смерть не приносит освобождения от тисков титанической природы. Орфей учил, что после смерти душа — эта дионисова искра — под гнетом низменной природы вновь возвращается на землю и вселяется в другое тело.

Цель человеческой жизни состоит в том, чтобы освободить душу из плена материального мира — выйти из бесконечной цепи перевоплощений и вновь вернуться к божеству.

Для этого человек должен развивать в себе божественную сторону бытия — Дионисово начало. Этому служили особые мистерии орфиков и весь их образ жизни.

Прежде всего от вступающего на путь просвещения требовалось блюсти заветы добра. Орфик был обязан вести неустанную борьбу с титанизмом в своем сердце. И мысли и дела его должны были оставаться чистыми. Были и другие правила поведения. Так, Орфею приписывался запрет употреблять в пищу животных. Были отвергнуты кровавые жертвы. Вся жизнь орфиков проходила в сложных магических обрядах.

Отдельные идеи орфизма были близки многим грекам. В VI-V вв. до Р.Х. это вероучение, по-видимому, было широко распространено, однако подлинно народным оно так и не стало.

Общины орфиков — маленькие замкнутые кружки — существовали вплоть до начала нашей эры. Целостная религия древней Греции так и не сформировалась в плоть до прихода Христианства.

Религия Древней Греции

  • Религия
  • Религиозное сознание
  • Религиозная культура
  • Происхождение религии
  • Мировые религии
  • Религии древнего мира
  • Религии Индии

Религия в Древней Греции

Как и в Египте, развитие религиозных взглядов в Древней Греции прошло определенные периоды, которые соответствуют периодам развития древнегреческой культуры. Обычно выделяют следующие.

Крито-микенский (III-II тыс. до н.э.). Этот период закончился в результате разрушений на острове Крит, вызванных извержениями вулкана и наводнениями. На побережье причиной разрушений было нашествие северных народов — дорийцев.

Гомеровский период (XI-VIII вв. до н.э.). В это время происходило формирование политической системы Древней Греции — полиса. Конец периода характеризуется созданием знаменитых поэм Гомера, в которых уже прослеживаются основные положения религии древних греков.

Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.). Формирование основных особенностей древнегреческой культуры и религии.

Классический период (V-IV вв. до н.э.). Расцвет древнегреческой культуры.

Эллинистический период (IV-I вв. до н.э.). Активное взаимовлияние древнегреческой культуры и культур других народов.

Основными источниками информации о древнегреческой религии являются произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея» и Геей- ода «Теогония». На основании этих произведений можно сделать вывод о том, что древнегреческие боги разделялись на три группы:

  1. небесные или уранические (Зевс и все Олимпийские боги);
  2. подземные или хтонические (Аид, Деметра, Эринии);
  3. земные или ойкуменические (Гестия, боги домашнего очага).

В первоначальных представлениях главенствующее место занимала богиня-владычица — божество плодородия. Впоследствии она преобразовалась в жену высшего Бога — Геру. Затем выделяется мужское божество — Зевс. Его положение равно положению царя среди аристократии и простых подданных. Зевс и Гера образуют божественную пару, образец семьи и верховной власти. Одного с ними поколения — боги Посейдон иДеметра. Младшее поколение Богов — это сыновья Зевса — Апполон, Гефест и Арес; дочери — Афина, Артемида, Афродита. Они являются исполнителями воли Зевса и получают во власть свою часть мироустройства.

Зевс становится высшим богом в борьбе с предшествующими поколениями богов: Ураном, Кроносом, титанами. Эти боги повержены, но не уничтожены. Они являются олицетворением стихийных сил природы. Помимо указанных богов, в греческий пантеон входили местные божества; таким образом, пантеон богов был очень велик. Боги носили антропоморфный характер. Они обладали такими же чертами характера, как и люди, но отличались тем, что могли перевоплощаться в животных и были бессмертны.

У древних греков существовало представление о демонах — низших сверхъестественных силах. К демонам относились нимфы, сатиры, селены. В честь демонов совершались ритуалы, обряды, которые были направлены на то, чтобы демоны не нанесли людям вреда. Древние греки различали суеверие и веру. Слишком старательное поклонение демонам (суеверие) осуждалось в обществе.

У древних греков большое место занимал культ предков. Греки считали, что умершие могут вредить живущим людям; и чтобы этого не случилось их нужно ублажать, т.е. приносить жертвы. Особенно недопустимым считалось непредание земле праха (отсутствие погребения). Существовало представление о царстве мертвых Аиде. В Аиде умершие люди делились на грешников и праведников; грешники попадали в Тартар (подобие ада). Учение о посмертном существовании называлось орфизм (по имени древнегреческого героя, побывавшего в мире мертвых).

Большое значение имело исполнение ритуалов, существовали государственные культы. Эти культы осуществлялись периодически, а также в ознаменование особенно значительных событий (бедствия, победы и т.д.).

В VI в. до н.э. был учрежден праздник — «Великие Панафинеи» в честь богини Афины. Для этого праздика был построен Акрополь. Ритуал совершался один раз в четыре года в июле-августе и длился пять дней. Сначала проходили ночные празднества, демонстрация. Затем совершались жертвоприношения. Считалось, что боги питаются запахом мяса, а люди питались мясом. Подобные празднества посвящались и другим богам, например «Великие Дионисии» — в честь бога Диониса. Поэты и музыканты слагали гимны. Кроме того, проводились мистерии — тайные, сокровенные ритуалы. В мистериях запрещалось участвовать непосвященным.

Жрецы Древней Греции не пользовались таким авторитетом, как в Египте, они не выделялись в особое сословие, совершать ритуал мог любой гражданин, например глава семьи. Для совершения обрядов человека выбирали на собрании общины. В некоторых храмах служба требовала особой подготовки, поэтому выбирали людей знающих. Иногда их называли оракулами, так как считалось, что они способны передавать волю богов.

В Древней Греции существовали различные религиозные общины. Основой религиозной жизни была семья. Семьи объединялись во фратрии, фратрии объединялись в филы (прежде всего по профессиональному признаку). Были также секты — тайные организации, которые собирались вокруг лидера.

LiveInternetLiveInternet

Видео

Метки

Рубрики

  • Война на Донбассе (605)
  • Вкуснятина (532)
  • Праздники (393)
  • Церковные праздники (233)
  • Здоровье (177)
  • тесты,гороскопы и гадания (86)
  • Молитвы (75)
  • Apple (72)
  • iPhone (24)
  • iPad (23)
  • Mac (18)
  • iPod (3)
  • История древнего мира (68)
  • Славяне (21)
  • древний Египет (11)
  • Кельты (9)
  • Древний Рим (6)
  • Древняя Ассирия (5)
  • Древняя Греция (4)
  • Древний Вавилон (4)
  • Хетты (2)
  • Древняя Япония (2)
  • древняя Индия (2)
  • Шумеры (2)
  • Древний Китай (1)
  • Православные традиции (63)
  • Постные рецепты (37)
  • Великий пост (17)
  • Рождественский пост (16)
  • Масленица (14)
  • Успенский пост (3)
  • Пасха (2)
  • Рождество Христово (1)
  • Красота (57)
  • Мариинский театр (50)
  • Балет (50)
  • Большой балет (42)
  • Office 2003 (32)
  • Microsoft Word 2003 (24)
  • Microsoft Excel 2003 (4)
  • Приколы и киноляпы (31)
  • Лошади (31)
  • Политические приколы (24)
  • Михайловский театр (24)
  • Житие святых (22)
  • Ультрабуки (20)
  • Способы подключения к интернету (20)
  • ADSL (7)
  • Dial-up (4)
  • Спутниковый интернет (2)
  • Wimax (2)
  • GPON (2)
  • Армии мира (16)
  • Армия Древнего Рима (16)
  • Решение компьютерных проблем (16)
  • нетбуки (14)
  • Сервисы онлайн-дневников (13)
  • Программы для создания разделов на диске (10)
  • Acronis Disk Director (10)
  • Кремлевский балет (9)
  • Музеи мира (8)
  • Полезности (7)
  • Браузеры (6)
  • Яхты и катера (5)
  • DirectX (5)
  • Снифферы (4)
  • Волхование (4)
  • Ведовство (4)
  • Религия славян до Крещения Руси (3)
  • Программы для общения в интернете (3)
  • Skype (3)
  • Электронная почта (2)
  • Протоколы (1)
  • Сети (2)
  • IP-телефония (2)
  • Создание сайтов (2)
  • Drupal (1)
  • Замена экрана загрузки (1)
  • BootSkin (1)
  • Автомобили (0)
  • Замена экрана приветствия (0)
  • уроки фотографии (0)
  • животные (17)
  • Мудры (16)
  • Компьютерное железо (126)
  • Видеокарты (37)
  • Оперативная память (18)
  • Материнские платы (15)
  • Сетевые карты (12)
  • Чипсеты (9)
  • Жесткие диски (7)
  • Звуковые карты (5)
  • процессоры (22)
  • Учение Порфирия Иванова (23)
  • Кошки (150)
  • Породы кошек (36)
  • Линейка Windows NT (514)
  • Windows 2000 (431)
  • Windows 10 (20)
  • Windows 8.1 (2)
  • Windows 7 (9)
  • Windows 8 (2)
  • Windows NT 3.5/3.51 (8)
  • Windows NT 4 (12)
  • Windows NT3.1 (8)
  • Windows Vista (5)
  • Windows XP (19)
  • Любимые актеры (242)
  • Любимые фильмы (277)
  • Робин из Шервуда (201)
  • Шерлок(сериал) (15)
  • Бандитский Петербург (3)
  • ван Хельсинг (4)
  • Дюна (5)
  • Звездные войны (44)
  • Музыка (139)
  • Ноутбуки (38)
  • Ноутбуки новинки (13)
  • Премьеры (6)
  • тайны и загадки (868)
  • Юмор (138)
  • приколы о животных (88)
  • Анекдоты (4)

Ссылки

Цитатник

Медово-лимонная курица со спаржевой фасолью Нежнейшее куриное филе, обжаренная спаржевая фасол.

Торт с творожным заварным кремом Торт с творожным заварным кремом Любители тортов хотя и г.

Куриные рулетики в беконе Ингредиенты: Куриные грудки или очищенное филе &mda.

Шоколадный тарт с грушами Ингредиенты: Песочное шоколадное тесто (данного коли.

Витамин E для волос: уникальные рецепты Рецепт №1. Маска для регулярного ухода за волосам.

Музыка

Приложения

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Календарь биоритмовЭтот бесплатный калькулятор биоритмов Вы можете разместить у себя в блоге или на своей домашней странице. Это позволит Вам или вашим друзьям не терять время в Сети в поисках программы биоритмов, а сра
  • Нумерология рожденияОнлайновый нумерологический расчет психоматрицы, позволяет узнать характер на основе даты рождения по методике Пифагора
  • Сохранение видео с любого сервисаСохрани видео с любого видео хостинга!
  • Программа телепередачУдобная программа телепередач на неделю, предоставленная Akado телегид.

Новости

Фотоальбом

Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Статистика

Религия древней Греции

Четверг, 05 Декабря 2013 г. 22:33 + в цитатник


Как и в Египте, развитие религиозных взглядов в Древней Греции прошло определенные периоды, которые соответствуют периодам развития древнегреческой культуры. Обычно выделяют следующие.

Крито-микенский (III-II тыс. до н.э.). Этот период закончился в результате разрушений на острове Крит, вызванных извержениями вулкана и наводнениями. На побережье причиной разрушений было нашествие северных народов — дорийцев.

Гомеровский период (XI-VIII вв. до н.э.). В это время происходило формирование политической системы Древней Греции — полиса. Конец периода характеризуется созданием знаменитых поэм Гомера, в которых уже прослеживаются основные положения религии древних греков.Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.). Формирование основных особенностей древнегреческой культуры и религии.

Классический период (V-IV вв. до н.э.). Расцвет древнегреческой культуры.

Эллинистический период (IV-I вв. до н.э.). Активное взаимовлияние древнегреческой культуры и культур других народов.

Основными источниками информации о древнегреческой религии являются произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея» и Геей- ода «Теогония». На основании этих произведений можно сделать вывод о том, что древнегреческие боги разделялись на три группы:

небесные или уранические (Зевс и все Олимпийские боги);
подземные или хтонические (Аид, Деметра, Эринии);
земные или ойкуменические (Гестия, боги домашнего очага).

В первоначальных представлениях главенствующее место занимала богиня-владычица — божество плодородия. Впоследствии она преобразовалась в жену высшего Бога — Геру. Затем выделяется мужское божество — Зевс. Его положение равно положению царя среди аристократии и простых подданных. Зевс и Гера образуют божественную пару, образец семьи и верховной власти. Одного с ними поколения — боги Посейдон иДеметра. Младшее поколение Богов — это сыновья Зевса — Апполон, Гефест и Арес; дочери — Афина, Артемида, Афродита. Они являются исполнителями воли Зевса и получают во власть свою часть мироустройства.Зевс становится высшим богом в борьбе с предшествующими поколениями богов: Ураном, Кроносом, титанами. Эти боги повержены, но не уничтожены. Они являются олицетворением стихийных сил природы. Помимо указанных богов, в греческий пантеон входили местные божества; таким образом, пантеон богов был очень велик. Боги носили антропоморфный характер. Они обладали такими же чертами характера, как и люди, но отличались тем, что могли перевоплощаться в животных и были бессмертны.

У древних греков существовало представление о демонах — низших сверхъестественных силах. К демонам относились нимфы, сатиры, селены. В честь демонов совершались ритуалы, обряды, которые были направлены на то, чтобы демоны не нанесли людям вреда. Древние греки различали суеверие и веру. Слишком старательное поклонение демонам (суеверие) осуждалось в обществе.

У древних греков большое место занимал культ предков. Греки считали, что умершие могут вредить живущим людям; и чтобы этого не случилось их нужно ублажать, т.е. приносить жертвы. Особенно недопустимым считалось непредание земле праха (отсутствие погребения). Существовало представление о царстве мертвых Аиде. В Аиде умершие люди делились на грешников и праведников; грешники попадали в Тартар (подобие ада). Учение о посмертном существовании называлось орфизм (по имени древнегреческого героя, побывавшего в мире мертвых).

Большое значение имело исполнение ритуалов, существовали государственные культы. Эти культы осуществлялись периодически, а также в ознаменование особенно значительных событий (бедствия, победы и т.д.).В VI в. до н.э. был учрежден праздник — «Великие Панафинеи» в честь богини Афины. Для этого праздика был построен Акрополь. Ритуал совершался один раз в четыре года в июле-августе и длился пять дней. Сначала проходили ночные празднества, демонстрация. Затем совершались жертвоприношения. Считалось, что боги питаются запахом мяса, а люди питались мясом. Подобные празднества посвящались и другим богам, например «Великие Дионисии» — в честь бога Диониса. Поэты и музыканты слагали гимны. Кроме того, проводились мистерии — тайные, сокровенные ритуалы. В мистериях запрещалось участвовать непосвященным.

Жрецы Древней Греции не пользовались таким авторитетом, как в Египте, они не выделялись в особое сословие, совершать ритуал мог любой гражданин, например глава семьи. Для совершения обрядов человека выбирали на собрании общины. В некоторых храмах служба требовала особой подготовки, поэтому выбирали людей знающих. Иногда их называли оракулами, так как считалось, что они способны передавать волю богов.

В Древней Греции существовали различные религиозные общины. Основой религиозной жизни была семья. Семьи объединялись во фратрии, фратрии объединялись в филы (прежде всего по профессиональному признаку). Были также секты — тайные организации, которые собирались вокруг лидера.

Читайте далее: