Река на которой стоит флоренция | Vasque-Russia.ru

Река на которой стоит флоренция

Река Арно во Флоренции

Флоренцию невозможно представить без ее главной водной артерии – реки Арно (Arno), пересекающей город, и создающей уникальное урбанистическое пространство. Именно с ее набережных открываются великолепные виды на старинные здания, дворцы и соборы, а речные прогулки под знаменитыми мостами на лодках баркетто (barchetto) пользуются особой популярностью среди туристов.

Географические данные

Берега

Протекая по холмистому ландшафту Флоренции, река Арно условно делит город на две части, соединяющиеся между собой десятью мостами.

Правый берег

На правой стороне расположен исторический центр тосканской столицы. Здесь сосредоточены крупные рестораны, магазины, гостиницы и главные туристические достопримечательности. В число самых популярных входят:

  1. Соборная площадь Дуомо (Piazza del Duomo) и ее неповторимый храмовый комплекс;
  2. Площадь Синьории (Piazza della Signoria), где расположен палаццо Веккьо (palazzo Vecchio) и великолепная лоджия Ланци (Loggia dei Lanzi) с бесценными скульптурами эпохи античности и работами таких мастеров Возрождения как Донателло (Donatello), Микеланджело (Michelangelo) и Бартоломео Амманати (Bartolomeo Ammannati);
  3. Многовековая базилика Святого Лаврентия (Basilica di San Lorenzo);
  4. Библиотека Лауренциана (Biblioteca Medicea Laurenziana) известная собраниями старинных рукописей;
  5. Дворец Медичи-Риккарди (Palazzo Medici Riccardi) – эталон светского здания раннего Возрождения;
  6. Площадь Санта-Кроче (Piazza Santa Croce) и одноименная базилика, являющаяся усыпальницей знаменитых деятелей искусства, культуры и политики Италии;
  7. Пьяцца делла Сантиссима Аннунциата (Piazza della Santissima Annunziata) – лучший пример ренессансных архитектурных форм;
  8. Палаццо Строцци (Palazzo Strozzi) и Ручеллаи (Palazzo Rucellai) – образцы дворцовой архитектуры времен Возрождения;
  9. Лоджия дель Меркато Нуово (Loggia del Mercato Nuovo) – излюбленное место гостей Флоренции, желающих приобрести памятные сувениры и прочие интересные вещи.

Левый берег

Левый (южный) берег реки Арно носит название Ольтрарно (Oltrarno) и когда-то считался местом обитания более бедных горожан. Эту часть Флоренции называют «зеленой» благодаря живописным пейзажам холмов и богатству образцов садово-паркового искусства, бережно сохранившихся еще со времен эпохи Возрождения. Не только гости города, но и местные жители приходят сюда, чтобы полюбоваться захватывающими дух видами. Обязательным местом для посещения туристов является площадь Микеланджело (piazzale Michelangelo), расположенная между садами Боболи (giardino di Boboli) и парком Бардини (giardino Bardini).

Наводнения

В исторических хрониках города, запись которых ведется более 900 лет, встречается около 56 упоминаний о наводнениях, произошедших из-за того, что река Арно выходила из своих берегов.

Первое датируется 1177 годом. Почти каждое столетие водная стихия приносила катастрофический ущерб жителям тосканской столицы. Наиболее трагическими в этом смысле стали 1333, 1557, 1740 и 1844 годы.

Последнее наводнение произошло в 1966 году, и считается самым масштабным и разрушительным. Тогда были унесены десятки жизней людей, уничтожены и испорчены тысячи бесценных произведений искусств и памятников архитектуры. Воды реки поднялись до отметки 6 метров. Особо пострадали хранилища Национальной центральной библиотеки, утратившей более трети книжного фонда (полтора миллиона экземпляров).

Мосты

Большинство флорентийских мостов были разрушены немецкой армией в конце Второй Мировой войны, и позже восстановлены или построены заново.

Отступающие гитлеровские войска оставили нетронутым лишь Понте Веккьо (Ponte Vecchio). Строительство четырех мостов из десяти осуществлялось во второй половине 20 столетия, включая современные автомобильные и железнодорожные инженерные конструкции, соединяющие обе стороны города.

Понте Веккьо

Состоящий из трёх арок мост Понте Веккьо (название переводится с итал. как «старый») занимает лидирующие позиции в списке самых популярных достопримечательностей тосканской столицы. Дата строительства – 1345 год. Примечательно, что он возведен в той части реки, где когда-то, еще в древнеримскую эпоху, существовало менее масштабное сооружение из деревянных настилов и каменных подпорок, соединяющее берега. Авторство изящной и прочной конструкции, сохранившейся в неизменном облике до наших времен, принадлежит архитектору Нери ди Фьораванте (Neri di Fioravante).

Особенность 32-метрового моста – череда плотно стоящих друг к другу зданий по обе стороны сооружения, и наличие смотровой площадки в середине. До 16 века здесь располагались лавки, торговавшие мясом и рыбой, которые позже были заменены ювелирными магазинами, существующими и сегодня. Благодаря последним мост получил название «Золотой».

Понте-алле-Грацие

Современный понте-алле-Грацие (ponte alle Grazie) был заново возведен в 1957 году на месте старинного моста, уничтоженного немецкими войсками в 1944 году.

Уникальная конструкция, созданная еще в 1227 году считалась в середине прошлого столетия самым протяженным и долговечным сооружением, соединяющим обе части города.

За свою многовековую историю мост претерпел много преобразований и был неоднократно модернизирован.

Сегодняшнее название он приобрел в XV веке благодаря одноименной часовне, располагавшейся здесь до 1876 года наряду с мастерскими, лавочками, монастырями и другими строениями.

Понте Санта-Тринита

Понте Санта-Тринита (Ponte Santa Trinita) был построен в середине XIII столетия. После очередного разрушительного наводнения, произошедшего в 1333 году, облегченную деревянную конструкцию заменили на каменную, а в 1557 году мост приобрел сегодняшний облик. Он был уничтожен гитлеровской армией в 1944 году, и спустя 13 лет восстановлен, полностью копируя свой первоначальный средневековый вид.

Монументальность конструкции сочетается с изящными, парящими над водой арками, что создает ощущение легкости и утонченности. Изысканность архитектурного стиля усиливается статуями, установленными у входа к мосту, и олицетворяющими времена года.

Река Арно

Когда я приехала во Флоренцию, там стояла жара под сорок градусов, и потому первое, что мне захотелось сделать, это оказаться поближе к воде, чтобы хоть чуть-чуть ощутить прохладу. Решено было направиться к реке. Каково же было мое разочарование, когда я поняла, что от реки не исходит ничего речного: ни ветерка, ни хотя бы характерного аромата водорослей. Более того, вода в Арно совершенно не прозрачная, а даже коричневая. Такой цвет она приобрела то ли от загрязненности, то ли из-за состава грунтовых пород, по которым она протекает, этого я выяснить так и не смогла. Но в любом случае для купания она совершенно не подходит.

Но Арно, не смотря на то, что мутная и не слишком длинная, все же, я считаю, великая река. А великой Арно делает ее богатая история.

История

Флоренция – это город, в котором чуть ли не каждый камешек и цветочек – историческая ценность. Исключением не стала и река Арно, которая является второй после Тибра по протяженности рекой в Средней Италии. Арно берет исток в Апеннинских горах и впадает в Лигурийское море у города Пиза. Протяженность реки – ни много, ни мало 248 километров.

Когда я была во Флоренции, река вела себя очень спокойно, ее течение нельзя было назвать даже слегка бурным. На фоне всеобщей жары вялотекущая Арно выглядела очень гармонично. Но, почитав об истории реки, я удивилась: оказывается, во время наводнения в ноябре 1966 года в водах Арно погибло 40 человек, самой Флоренции был нанесен значительный ущерб, повреждено множество произведений искусства, испорчены коллекции редких книг. Больше всего от наводнения пострадала Национальная центральная библиотека. Вот что означает поговорка “Не буди зверя, пока он спит”. Переменчивый характер реки итальянцы обуздали, настроив по всей ее протяженности плотин.

Арно и Флоренция

В плотно застроенной Флоренции река – хороший ориентир. Когда я блуждала по маленьким старым улочкам центра, названий которых либо не было на карте, либо надписи с именами этих улиц стерлись со стен домов за давностью лет, единственным моим спасением и надеждой на выход к людному и знакомому месту была река. Не важно, в какой точке вы находитесь: если движетесь по направлению к реке, у вас всегда есть шанс выбраться либо на набережную, либо на одну из многочисленных площадей, расположенных вдоль реки.

Река делит город на две части. Формально они никак не называются, но образно их можно охарактеризовать как “культурно-досуговую” и “зеленую”. На первой стороне расположен центр города, большинство музеев и соборов, магазинов и ресторанов. По левую сторону от моста Понте Веккьо находится Галерея Уфицци, где собраны главные шедевры искусства Флоренции. Из окон галереи открывается чудесный вид на реку и мост. Именно оттуда получаются самые потрясающие панорамные фотографии.

Чуть дальше от галереи находится Музей Галилео, совсем крошечный Музей научных изобретений, появившихся в эпоху Ренессанса. Большинство представленных экспонатов ручной работы. Главной жемчужиной музей является телескоп Галилео Галилея, глядя в который он выдвинул предположение о том, что Земля вращается вокруг Солнца.

Также над Арно проходит знаменитый Коридор Ваззари. Коридор, построенный в 1565 году по заказу Козимо I, представляет из себя крытую галерею и соединяет Палаццо Веккьо и Палаццо Питти. К сожалению, Коридор Ваззари закрыт для посещения.

Вторая часть больше походит для умиротворенного существования. Это холмистая местность с парками и частыми, плотно стоящими домиками. Именно там расположены Сады Боболи и гора Микеланджело. А еще там меньше туристов и дешевле рестораны.

Две эти абсолютно разные половинки одного города соединяются десятью мостами.Самые известные из них – три моста, которые расположены в центральной части Флоренции: Понте Санта-Тринита, Понте-алле-Грацие, Понте Веккьо.

Три Моста

Понте Веккьо

Мост расположен в самой узкой части реки Арно и является чуть ли не самым главным символом Флоренции. Несмотря на то, что мост был построен в 1345 году, он со хранил до наших дней свой первоначальный облик. Это единственный мост, который не был реконструирован после Второй мировой войны.

Добраться до моста Веккьо очень легко, он находится недалеко от площади Сеньории, и, двигаясь вниз по главной улице Флоренции Санта Мария, вы прямиком попадете на него.

Мост Веккьо всегда был местом оживленной торговли. Раньше там располагались мясные лавки, где можно было купить лучшее мясо в городе, а сейчас их место заняли ювелирные магазины.

На мосту Веккьо всегда многолюдно. В основном здесь собираются туристы, пришедшие сфотографироваться на фоне флорентийского пейзажа и забавных домиков. Хотя много и тех, кто пришел именно за ювелирными украшениями. Все драгоценности, которые представлены на мосту, очень высокого качества, но, к сожалению, продаются не по самым разумным ценам.

А еще на этом мосту очень часто можно встретить итальянские свадьбы, которые приезжают к бюсту великого Бенвенуто Челлини – скульптора, музыканта и даже ювелира эпохи Ренессанса. На ограду возле бюста молодожены по традиции вешают “замки любви”.

Понте-алле-Грацие

Первоначально этот мост был построен в 1227 году. В 1335 году его перестроили, добавили несколько арок, и это позволило ему стать самым длинным мостом в городе.

Свое имя Понте-алле-Грацие носит в честь капеллы Мадонны делле Грацие.

Во время Второй мировой войны мост был взорван немцами. После победы над фашизмом и нацизмом было принято решение восстановить мост.

Сейчас этот мост представляет собой четыре опоры с тонкими арками между ними, его новый дизайн гармонично вписывается в старинную архитектуру Флоренции. Но по внешнему виду и строительным материалам он совершенно не похож на своего предшественника, как, впрочем, и на другие мосты города.

Понте Санта-Тринита

Понте Санта-Тринита (Святой Троицы) – самый изящный мост Флоренции. Находится он справа и в непосредственной близости от Понте Веккьо.

Изначально мост был деревянным, но в 1259 году обвалился под тяжестью толпы, которая смотрела театральное представление. После этого мост перестроили. Но недолго он красовался в каменном обличье – вскоре опять пострадал из-за наводнения, и его снова перестроили. Проектировал новый мост Бартоломео Амманати, если верить легенде, советовавшийся и обсуждавший свой план с Микеланджело. Понте Санта-Тринита был в итоге построен из желто-коричневого камня и украшен аллегорическими статуями по обе стороны моста. Эти статуи символизируют четыре времени года: «Весну» изваял Пьетро Франкавила, «Зиму» – Таддео Ландини, «Лето» и «Осень» – Джованни Каччини.

К сожалению, во время Второй мировой войны и этот мост был уничтожен немецкими солдатами. Его решено было воссоздать по принципу «где был и как был». Точная его копия воздвигнута в 1958 году. Сохранены, найдены и восстановлены статуи времен года. Они и по сей день украшают мост.

Великая Арно

Говоря об Арно, как о великой итальянской реке, я назвала бы ее стержнем, на котором держится город.

Флоренцию основали больше двух тысяч лет назад именно благодаря реке. В то время люди даже помыслить не могли о таком богатстве коммуникационных ресурсов, которыми мы обладаем сейчас. Именно потому главным и решающим фактором, которым они руководствовались, когда основывали поселения, была вода. Мы и сейчас ценим водоемы как источники воды для дома и для промышленности, ну и, конечно, за возможность в них купаться. Если же воды не хватает, просто бурим скважину до водоносного пласта. А вот в те далекие время река поблизости была жизненной необходимостью.

Флоренцию просто невозможно представить без Арно. Эта река, которая пропитала историю города, недаром протекает именно в центре Флоренции. Этим она как бы дает флорентийцам понять, что именно она создала и вскормила их родину.

Река на которой стоит флоренция

Первое, что встречает нас при въезде во Флоренцию – река Арно, на которой, собственно, и стоит город. Достаточно большая река по местным меркам.

Знакомство с городом начинается с местной смотровой площадки. Вот она:

Если бы не горная гряда в дымке на заднем плане – ну вылитые наши Воробьёвы горы, не так ли? Впрочем, мы здесь не для того, чтобы любоваться оградой смотровой площадки. Посмотрим в противоположную от ограды сторону. Что же там?

Собственно, эта смотровая площадка – не совсем смотровая площадка, а вполне себе площадь. И называется она площадь Микеланджело. И стоит на ней скульптура Давида, творение этого самого Микеланджело. Копия, разумеется. Хотя оригинал – тоже здесь, во Флоренции.

В общем, скульптура Давида. Обойдём вокруг и отправимся дальше.

Ну ладно, хватит таращиться на Давида. Пойдёмте смотреть на Флоренцию.

А это – знаменитый мост Понте Веккьо (в переводе с итальянского – «Старый мост»).

Главная достопримечательность Флоренции – собор Санта Мария дель Фьоре.

Несколько планов покрупнее. Галерея Уффици.

А вот ещё. Обычная китайская свадьба. Ну где ещё китайцам играть свадьбы, как не во Флоренции?

Полюбовавшись красотами Флоренции с высоты, мы спускаемся вниз, чтобы рассмотреть всё это вблизи. И первое, что мы встречаем, спустившись, –

да-да. Феррарька номер два (первая, если кто забыл, была в Риме; опять-таки должен сказать, что Феррари нам ещё встретятся). Обращают на себя внимание старые, ещё не евросоюзные номера.

Полюбовавшись на красивую машину, отправляемся по набережной в сторону центра города, где расположены все те достопримечательности, на которые мы только что смотрели с высоты. Ну и смотрим по сторонам, конечно. Вот так отдыхают простые флорентийцы. Кто-то вдалеке ловит рыбу, кто-то на переднем плане, видимо, загорает.

Надо сказать, что погода была всесьма пасмурная, и время от времени шёл дождь. Идём дальше. До главных красот мы доберёмся не очень скоро, поэтому пока просто посмотрим на окружающую нас флорентийскую действительность.

Это – здание центральной государственной библиотеки.

Вот эта скульптурная композиция на другом берегу реки Арно каким-то образом посвящена русским промышленникам Демидовым. А вот каким именно образом – я забыл.

Один из мостов через реку Арно.

Памятник (как объяснил нам наш гид) павшим за свободу Италии. Когда именно и от чьих рук павшим – не уточняется. Но памятник понравился. Особенно вот этот ракурс, что справа.

Какая-то колонна с шаром наверху и загадочными на первый взгляд письменами. Впрочем, на этот раз помощь египтологов мне не понадобится – при ближайшем рассмотрении загадочные письмена оказались обыкновенными знаками Зодиака.

Впрочем, мы увлеклись прогулкой. Надо сделать паузу и пообедать, ведь основные достопримечательности у нас ещё впереди.

Про обед, по традиции, рассказывать не буду. Покажу только два снимка. Вот они.

Запомните, как пишутся эти слова, и какое из них что означает. И несмотря на спешку, которая всегда присутствует вблизи подобных мест, всегда дочитывайте надписи до конца. Различие, как видите, прячется только в седьмом символе.

Обед закончен, экскурсия продолжается. Мы идём на Понте Веккьо. Если вы забыли, издалека он выглядит вот так:

А вблизи – уже вот так:

Когда-то один из местных правителей приказал построить вот эту галерею над улицей. Чтобы прямо из своего дворца (вот этот дом, что справа на фото) попадать на другой берег реки, не выходя при этом на улицу. Построили, понятное дело. Правитель же приказал. Галерея проходит над улицей, а затем и над мостом (вот те зарешёченные окна над арками). Мы – не правители (да и воообще люди не гордые), мы пойдём по улице.

Собственно, возникает вопрос – а что это за постройки на мосту?

Ответ прост. Издавна этот мост служил местом, где происходила торговля. Так что все эти сооружения – торговые лавки. Конечно, сейчас здесь другие торговцы и другие товары. Но жизнь на мосту кипит. И торговля идёт. Убедитесь сами.

Немного сухих фактов. Мост Понте Веккьо построен в самом узком месте реки Арно. Это единственный мост во Флоренции, который дошёл до наших дней в своём первозданном виде. В 1944 году отступающие немецкие войска взорвали здесь все мосты, кроме этого. Ну что же – спасибо им хотя бы за это.

Ну что же, на мост посмотрели. Продолжаем двигаться дальше. Разумеется, главная цель нашего похода – собор Санта Мария дель Фьоре. Идём туда и смотрим по сторонам.

Как я уже говорил, погода в этот день не слишком радовала. Было пасмурно, и в конце концов пошёл дождь. Временами сильный. Нас капризы природы, понятное дело, остановить не могли, а вот техника слегка пострадала. На многих снимках можно увидеть дефекты, вызванные попаданием на объектив капель дождя.

Вот перед нами галерея Уффици. Здесь дождь стал особенно сильным, и мы даже где-то от него прятались.

Вот домик, где жил Данте Алигьери. Сейчас здесь, ясное дело, его музей.

Мы подходим всё ближе.

Вот он, уже виден между домами. И, наконец, мы выходим на площадь пьяцца дель Дуомо (piazza del Duomo). Именно на ней находится собор Санта Мария дель Фьоре, к которому мы стремились весь день.

Он в самом деле очень красив. Смотрите сами. Говорить здесь особенно нечего.

Мы движемся вокруг собора по часовой стрелке. Перед нами вход в собор.

Мозаики над дверями, чуть крупнее:

Вот мы уже с другой стороны:

Внутрь мы тоже заглянули. Но там фотографировать не разрешили. Щёлкнул исподтишка пару раз.

Ещё кусочек росписи купола. Понимаю, что однообразно, но больше из внутреннего убранства показать решительно нечего.

Возвращаемся на улицу. Ещё несколько видов.

Тем временем погода значительно улучшилась. Ярко светит солнце, небо прояснилось. Видим колокольню (слева) и баптистерий (справа).

Казалось бы, всё. Но, уже покидая площадь, мы обнаружили вот такую забавную картину.

Интересная мысль – привязать мешок с едой прямо к голове. Я вижу, вы хотите спросить меня, а нет ли точно такого же мешка у задней части лошади? Нет, отвечаю я вам. Сзади такого мешка нет. Видимо, это следующий уровень инноваций, до которого местные жители пока что не поднялись. Кстати, слово «morde» на итальянском означает то же, что и «bite» на английском. То есть «кусать». Вот такое двуязычное предупреждение.

Ну вот и всё. Ознакомление с жемчужиной Флоренции (возьму на себя ответственность за такую формулировку) собором Санта Мария дель Фьоре окончено. Возвращаемся к месту встречи с нашей машиной. Но вокруг ещё есть, на что посмотреть.

Вот, например, здание местного суда (это я на табличке прочитал и даже сам перевёл; но вы бы тоже догадались, как можно перевести Tribunale Ordinario di Firenze).

Что вот это такое – вы, наверное, и сами понимаете.

А на площади перед всем этим великолепием гордо возвышается памятник самому Данте Алигьери.

Вот теперь точно всё. Возвращаемся на то место, где мы договорились о встрече с нашим водителем. Ну а пока мы его ждём (а он, понятное дело, опаздывает по сложившейся итальянской традиции), можно полюбоваться первозданными красотами берегов реки Арно. Они, красоты, действительно довольно первозданны по нашим гранитно-мраморным понятиям.

Я ведь уже как-то просил вас не спрашивать меня, почему в итальянских реках вода зелёная? Кажется, просил. Но если вы только что присоединились к нашей трансляции, прошу ещё раз. Пожалуйста, не спрашивайте меня, почему в итальянских реках (а мы видели уже целых две реки) залёная вода. Я не знаю, почему.

Ну вот и всё. Мы покидаем Флоренцию. Спасибо, что были с нами. До новых встреч в новых городах!

Река на которой стоит флоренция

Первое, что встречает нас при въезде во Флоренцию – река Арно, на которой, собственно, и стоит город. Достаточно большая река по местным меркам.

Знакомство с городом начинается с местной смотровой площадки. Вот она:

Если бы не горная гряда в дымке на заднем плане – ну вылитые наши Воробьёвы горы, не так ли? Впрочем, мы здесь не для того, чтобы любоваться оградой смотровой площадки. Посмотрим в противоположную от ограды сторону. Что же там?

Собственно, эта смотровая площадка – не совсем смотровая площадка, а вполне себе площадь. И называется она площадь Микеланджело. И стоит на ней скульптура Давида, творение этого самого Микеланджело. Копия, разумеется. Хотя оригинал – тоже здесь, во Флоренции.

В общем, скульптура Давида. Обойдём вокруг и отправимся дальше.

Ну ладно, хватит таращиться на Давида. Пойдёмте смотреть на Флоренцию.

А это – знаменитый мост Понте Веккьо (в переводе с итальянского – «Старый мост»).

Главная достопримечательность Флоренции – собор Санта Мария дель Фьоре.

Несколько планов покрупнее. Галерея Уффици.

А вот ещё. Обычная китайская свадьба. Ну где ещё китайцам играть свадьбы, как не во Флоренции?

Полюбовавшись красотами Флоренции с высоты, мы спускаемся вниз, чтобы рассмотреть всё это вблизи. И первое, что мы встречаем, спустившись, –

да-да. Феррарька номер два (первая, если кто забыл, была в Риме; опять-таки должен сказать, что Феррари нам ещё встретятся). Обращают на себя внимание старые, ещё не евросоюзные номера.

Полюбовавшись на красивую машину, отправляемся по набережной в сторону центра города, где расположены все те достопримечательности, на которые мы только что смотрели с высоты. Ну и смотрим по сторонам, конечно. Вот так отдыхают простые флорентийцы. Кто-то вдалеке ловит рыбу, кто-то на переднем плане, видимо, загорает.

Надо сказать, что погода была всесьма пасмурная, и время от времени шёл дождь. Идём дальше. До главных красот мы доберёмся не очень скоро, поэтому пока просто посмотрим на окружающую нас флорентийскую действительность.

Это – здание центральной государственной библиотеки.

Вот эта скульптурная композиция на другом берегу реки Арно каким-то образом посвящена русским промышленникам Демидовым. А вот каким именно образом – я забыл.

Один из мостов через реку Арно.

Памятник (как объяснил нам наш гид) павшим за свободу Италии. Когда именно и от чьих рук павшим – не уточняется. Но памятник понравился. Особенно вот этот ракурс, что справа.

Какая-то колонна с шаром наверху и загадочными на первый взгляд письменами. Впрочем, на этот раз помощь египтологов мне не понадобится – при ближайшем рассмотрении загадочные письмена оказались обыкновенными знаками Зодиака.

Впрочем, мы увлеклись прогулкой. Надо сделать паузу и пообедать, ведь основные достопримечательности у нас ещё впереди.

Про обед, по традиции, рассказывать не буду. Покажу только два снимка. Вот они.

Запомните, как пишутся эти слова, и какое из них что означает. И несмотря на спешку, которая всегда присутствует вблизи подобных мест, всегда дочитывайте надписи до конца. Различие, как видите, прячется только в седьмом символе.

Обед закончен, экскурсия продолжается. Мы идём на Понте Веккьо. Если вы забыли, издалека он выглядит вот так:

А вблизи – уже вот так:

Когда-то один из местных правителей приказал построить вот эту галерею над улицей. Чтобы прямо из своего дворца (вот этот дом, что справа на фото) попадать на другой берег реки, не выходя при этом на улицу. Построили, понятное дело. Правитель же приказал. Галерея проходит над улицей, а затем и над мостом (вот те зарешёченные окна над арками). Мы – не правители (да и воообще люди не гордые), мы пойдём по улице.

Собственно, возникает вопрос – а что это за постройки на мосту?

Ответ прост. Издавна этот мост служил местом, где происходила торговля. Так что все эти сооружения – торговые лавки. Конечно, сейчас здесь другие торговцы и другие товары. Но жизнь на мосту кипит. И торговля идёт. Убедитесь сами.

Немного сухих фактов. Мост Понте Веккьо построен в самом узком месте реки Арно. Это единственный мост во Флоренции, который дошёл до наших дней в своём первозданном виде. В 1944 году отступающие немецкие войска взорвали здесь все мосты, кроме этого. Ну что же – спасибо им хотя бы за это.

Ну что же, на мост посмотрели. Продолжаем двигаться дальше. Разумеется, главная цель нашего похода – собор Санта Мария дель Фьоре. Идём туда и смотрим по сторонам.

Как я уже говорил, погода в этот день не слишком радовала. Было пасмурно, и в конце концов пошёл дождь. Временами сильный. Нас капризы природы, понятное дело, остановить не могли, а вот техника слегка пострадала. На многих снимках можно увидеть дефекты, вызванные попаданием на объектив капель дождя.

Вот перед нами галерея Уффици. Здесь дождь стал особенно сильным, и мы даже где-то от него прятались.

Вот домик, где жил Данте Алигьери. Сейчас здесь, ясное дело, его музей.

Мы подходим всё ближе.

Вот он, уже виден между домами. И, наконец, мы выходим на площадь пьяцца дель Дуомо (piazza del Duomo). Именно на ней находится собор Санта Мария дель Фьоре, к которому мы стремились весь день.

Он в самом деле очень красив. Смотрите сами. Говорить здесь особенно нечего.

Мы движемся вокруг собора по часовой стрелке. Перед нами вход в собор.

Мозаики над дверями, чуть крупнее:

Вот мы уже с другой стороны:

Внутрь мы тоже заглянули. Но там фотографировать не разрешили. Щёлкнул исподтишка пару раз.

Ещё кусочек росписи купола. Понимаю, что однообразно, но больше из внутреннего убранства показать решительно нечего.

Возвращаемся на улицу. Ещё несколько видов.

Тем временем погода значительно улучшилась. Ярко светит солнце, небо прояснилось. Видим колокольню (слева) и баптистерий (справа).

Казалось бы, всё. Но, уже покидая площадь, мы обнаружили вот такую забавную картину.

Интересная мысль – привязать мешок с едой прямо к голове. Я вижу, вы хотите спросить меня, а нет ли точно такого же мешка у задней части лошади? Нет, отвечаю я вам. Сзади такого мешка нет. Видимо, это следующий уровень инноваций, до которого местные жители пока что не поднялись. Кстати, слово «morde» на итальянском означает то же, что и «bite» на английском. То есть «кусать». Вот такое двуязычное предупреждение.

Ну вот и всё. Ознакомление с жемчужиной Флоренции (возьму на себя ответственность за такую формулировку) собором Санта Мария дель Фьоре окончено. Возвращаемся к месту встречи с нашей машиной. Но вокруг ещё есть, на что посмотреть.

Вот, например, здание местного суда (это я на табличке прочитал и даже сам перевёл; но вы бы тоже догадались, как можно перевести Tribunale Ordinario di Firenze).

Что вот это такое – вы, наверное, и сами понимаете.

А на площади перед всем этим великолепием гордо возвышается памятник самому Данте Алигьери.

Вот теперь точно всё. Возвращаемся на то место, где мы договорились о встрече с нашим водителем. Ну а пока мы его ждём (а он, понятное дело, опаздывает по сложившейся итальянской традиции), можно полюбоваться первозданными красотами берегов реки Арно. Они, красоты, действительно довольно первозданны по нашим гранитно-мраморным понятиям.

Я ведь уже как-то просил вас не спрашивать меня, почему в итальянских реках вода зелёная? Кажется, просил. Но если вы только что присоединились к нашей трансляции, прошу ещё раз. Пожалуйста, не спрашивайте меня, почему в итальянских реках (а мы видели уже целых две реки) залёная вода. Я не знаю, почему.

Ну вот и всё. Мы покидаем Флоренцию. Спасибо, что были с нами. До новых встреч в новых городах!

ФЛОРЕНЦИЯ

Географические названия мира: Топонимический словарь. — М: АСТ . Поспелов Е.М. 2001 .

Словарь современных географических названий. — Екатеринбург: У-Фактория . Под общей редакцией акад. В. М. Котлякова . 2006 .

Флоренция — крупный мировой центр туризма, прекрасный город, родина Ренессанса и многих изобретений человечества. Город Лилий, Город Цветов, Флоренция находится в Центральной Италии (см. Италия) и является столицей области Тоскана. Сегодня это крупный промышленный центр.
Уникальные художественные комплексы средних веков и Возрождения: Собор Санта-Мария дель Фьоре (с 13 в., купол — 1420—36, архитектор Ф. Брунеллески) и баптистерий (11—13 вв., двери работы Л. Гиберти и др.), Палаццо Синьория (13—15 вв.). Церкви: Санта-Мария дель Кармине (13—18 вв., фрески Мазаччо), Санта-Мария Новелла (13—14 вв., фрески П. Уччелло, Д. Гирландайо и др.), Санта-Кроче (с 13 в., фрески Джотто и др.), Сан-Лоренцо (1422—46, Ф. Брунеллески; капелла Медичи, с 1520, Микеланджело). Ренессансные дворцы (Питти, Медичи-Рикарди, Ручеллаи). Улица Уффици (1560—1585, Дж. Вазари и др.). Два величайших музея: Галерея Уффици. Галерея Палатина.

История
Флоренция расположена у подножия гор Северные Апеннины, в обширной плодородной долине реки Арно, окаймленной живописными холмами, на склонах которых весной в изобилии расцветают лилии, давшие имя городу. Здесь сходятся две исторические области — Тоскана и Эмилия. Тоскана — область, где жили этруски. В земле Флоренции найдено немало замечательных произведений этого загадочного народа. Сам город основан римлянами, возможно, на месте более древнего поселения. В 59 г. до н. э. римляне построили здесь крепость в виде квадрата (castrum). Во время переселения народов Флоренция досталась на разграбление остготам. Затем она недолгое время входила в числе италийских владений Византии, но вскоре захвачена готами. В 570 г. город, сохраняя некоторую самостоятельность, подчинился королевству лангобардов (Ломбардии), а вот Карл Великий лишил его значительной части земель. Во время упадка Рима в т. н. «темные века» (7—10 вв.) Флоренция стала важным торговым центром. Городская община — коммуна — добилась самоуправления в 1183 г. Италию в это время раздирали войны между римскими папами (как бы их не звали) и императорами Священной Римской империи (тоже сменявшими друг друга). В этот период «борьбы за инвеституру» (т. е. за право распоряжаться феодальными владениями и привилегиями) во Флоренции началась борьба между гвельфами (сторонниками пап) и гибеллинами (сторонниками императора). Эта борьба, во время которой стороны взаимно уничтожали и изгоняли друг друга, продолжалась до 1268 г., но эта ожесточенная борьба не помешала развитию торговли и ремесел, процветанию искусств. Флоренция в это время славилась своими дорогими и роскошными тканями. В 1268 г. партия гвельфов победила, но они разделились на белых и черных (условно к первым принадлежала знать, а ко вторым — богатые горожане). Из-за политики Флоренция изгнала белого гвельфа Данте Алигьери, величайшего поэта Италии. Поэзия Данте стала провозвестием прихода нового искусства, больше, чем искусства — нового стиля, затронувшего все стороны жизни. Вместе с Данте во Флоренции появился и художник, впервые отошедший от средневековой застылости и неподвижности — Джотто ди Бондоне.
Имя архитектора Филиппо Брунеллески известно широкой публике меньше, чем Данте, но он, уроженец Флоренции, стал первым представителем Возрождения во всей его полноте — организации пространства, привнесении красоты в повседневную городскую жизнь, разработки линейной перспективы. До сих пор сохранилось здание, которое можно назвать отправной точкой Возрождения — капелла Пацци. В 14 в. во Флоренции появилась и другая ласточка будущего — первая в мире мануфактура.
В 15 в. богатый город стал ареной борьбы за первенство нескольких семейств. Победу одержали банкиры Медичи. В 1433 г. Козимо Медичи, стоявший во главе народной партии в оппозиции к правящей олигархии, был арестован, а затем изгнан из Флоренции. Но уже в ноябре 1434 г. он с триумфом возвратился во Флоренцию. С этого момента и до конца своих дней он был фактическим правителем государства, оставаясь простым гражданином, не принимая никакого титула и не меняя республиканских форм. При нем сохранялась синьория (правительство) из восьми человек, все советы коммуны, судебные инстанции, коллегии добрых мужей и гонфалоньеров компаний, однако он контролировал выборы в них, в борьбе с противниками использовал налоговую политику. территорий. В период его фактического правления Флоренция не знала сколько-нибудь значительных государственных и социальных потрясений, став одним из важнейших центров международной политики.
Характерной чертой власти Козимо (и наследовавших ему Медичи) являлось широкое покровительство гуманистам и людям искусства, принесшее ему всеевропейскую славу мецената. Он собирал художественные произведения и книги, оказывал содействие Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Леону Баттиста Альберти, Кристофоро Ландино, Иоанну Аргиропулу, Марсилио Фичино и складывавшемуся вокруг него кружку гуманистов (Платоновская академия), обеспечивал заказы художнику Филиппо Липпи, архитектору Микелоцци. С Флоренцией неразрывно связаны судьбы величайших гениев Возрождения — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бенвенуто Челлини и множества других, чьими произведениями были украшены здания и площади города. Род Медичи с перерывами продержался у власти до 1737 г., его сменили герцоги Лотарингские, но тот величайший накал культуры уже невозможно было повторить. В период воссоединения Италии в 1860 г. область Тоскана присоединилась к Сардинскому королевству и некоторое время Флоренция была столицей страны.

Достопримечательности
Собор Санта-Мария дель Фьоре доминирует в городской застройке. Он строился на протяжении нескольких столетий при участии многих архитекторов и художников. В 1294 г. Гильдия искусств поручила архитектору Арнольфо ди Камбио построить новый собор на месте церкви Св. Репараты. На строительстве сменяли друг друга такие мастера как Джотто, Андреа Пизано, Франческо Таленти. Знаменитый купол построен еще позже — на конкурсе на его проектирование в 1420 победил Ф. Брунеллески. Грандиозный восьмигранный купол высотой 91 м как бы парит в воздухе. Он состоит из двух оболочек и опирается на высокий барабан диаметром 45,52 м. В 1434 г. собор был освящен, но на куполе в 1445 г. началась установка фонаря, увенчанного золотым шаром (завершена в 1461 г.). Вместе с фонарем высота купола достигает 107 м. Еще сто с лишним лет спустя свод купола был расписан, хотя первоначальный проект предусматривал его ровный белый цвет. Фасад собора в стиле флорентийской готики построен в 19 в. взамен старого разрушенного. Колокольня (кампанила) собора построена Джотто, Пизано и Таленти в 1334—59 гг. Высота колокольни 84 м, она имеет квадратное основание и украшена статуями и медальонами (в настоящее время подлинники находятся в музее Собора).
Интерьер собора в соответствии с принципами итальянской готики поражает огромностью пространства и вместе с тем кажется пронизанным светом. В глубине открывается главный алтарь работы Б. Бандинелли, полы выполнены из цветного мрамора (художники Джулиано д”Аньоло, Франческо да Сангалло и др.) в 1526—1660 гг. В левом нефе фрески работы Уччело и Андреа дель Кастаньо. Витражи фасада — работы Гиберти. В интерьере множество статуй и скульптурных надгробий. Раскопки открыли фрагменты церкви Санта-Репарата, вокруг которой строился собор. Церковь в честь мученицы выстроена на месте языческого храма в 4—5 вв. Сохранились остатки фресок, мозаик, надгробные плиты (в т. ч. Брунеллески). В Соборе за апсидой находится Музей. Среди его неисчислимых сокровищ — одна из Пьет Микеланджело, статуи Донателло, Поллайоло.
Баптистерий (крещальня) восьмиугольной формы построен в 4—5 вв. возле северных ворот Флоренции римского периода. До нас дошел его облик периода 11—13 вв. Снаружи здание облицовано белым и зеленым мрамором. Чудом Света называют ворота баптистерия. Южные выполнены А. Пизано на сюжеты из жизни Иоанна Крестителя и с аллегориями Добродетелей; Северные ворота созданы Гиберти со сценами из Нового Завета, фигурами Евангелистов и Учителей Церкви; Восточные ворота — шедевр Гиберти со сценами из Ветхого Завета. Микеланджело назвал их «Вратами Рая». Ныне подлинные ворота находятся в Музее. Интерьер Баптистерия покрыт мраморной мозаикой с геометрическими узорами. Для находящейся здесь гробницы антипапы Иоанна XXIII скульптуры выполнены Микелоццо и Донателло. Кафедра украшена мозаиками на сюжеты из Ветхого и Нового Заветов.
Площадь Синьории, считающаяся одной из красивейших в мире, на протяжении веков символизировала мощь города. После изгнания гибеллинов она была значительно расширена за счет сноса их дворцов. Архитектурной доминантой является Палаццо Веккио (Старый Дворец). На площадь выходит его фасад и северная часть. Справа от него Лоджа деи Ланци, слева — Фонтан Нептуна работы скульптора Бартоломео Амманнати (1563—75 гг.). Исполинская фигура в центре фонтана получила у горожан прозвище «Белый гигант» (Бьянконе). Рядом с Нептуном статуя Козимо Медичи работы Джамболоньи. На площадь выходят строгие фасады старинных палаццо. Украшающие ее бесценные статуи в основном заменены копиями, подлинники — в музеях.
Строительство дворца Палаццо Веккио началось в 1294 г. по проекту Арнольфо ди Камбио. Он должен был стать крепостью для защиты приоров (высших магистратов) — мощное квадратное здание с зубчатым завершением. Облицовано здание рустом из твердого камня, трехэтажный фасад украшен парными окнами, вписанными в полукруглые арки. В 1310 г. здание завершили башней (высота 94 м). На ней — часы (сегодня это механизм 1667 г.). Над входом во дворец находится надпись, сделанная по приказу Козимо Медичи: Rex regum et Dominus dominanteum («Царь правит, а Бог властвует»). Надпись помещена в медальон с монограммой Христа, украшенный фигурами львов на ярко-голубом фоне. Перед фасадом на площади находятся скульптуры — Давид Микеланджело (копия), Геркулес и Какус (Бандинелли).
Внутрь Дворца путь лежит через двор Микелоццо с его колоннами, украшенными позолоченным стуком и фресками Вазари. Здесь находится изящный фонтан Верроккьо с крылатым Амуром, держащим рыбу в руках. Проход в Зал Пятисот и кабинет Франческо I идет по лестнице Вазари. Салон Пятисот предназначен для заседаний народного совета, который управлял городом в период изгнания Медичи. Зал украшен по проекту Вазари, здесь стоит скульптурная группа Микеланджело. Через Зал Пятисот проход ведет к Верховным апартаментам, каждый из которых неповторим в своем великолепии. Среди них — зал Льва X (этот папа был из рода Медичи), зал Климента VII со знаменитой фреской Вазари «Осада Флоренции», Зал Джованни далле Банде Нэрэ, залы Козимо Старшего, Лоренцо Великолепного и Козимо I, апартаменты Элеоноры Толедской, Аудиенц-зал и Зал Лилий с огромной фреской Гирландайо и со скульптурой Донателло Юдифь.
Дворец Барджелло с виду похож на неприступную крепость и построен для капитана (правителя города) в 1255 г. Триста лет спустя дворец стал принадлежать капитану полицейской стражи (барджелло). Верх здания украшен выступами зубцов, его завершает башня Волоняна. Стены покрыты множеством гербов правителей города и судей. С внутренней стороны здание окружает двор с портиками по трем сторонам, пилонами и аркадами. Открытая лестница работы архитектора Нери да Фьораванте (14 в.) ведет в верхнюю Лоджию работы Тоне ди Джованни (1319). Музей во дворце находится с 1859 г. Здесь собраны произведения многих великих скульпторов, в том числе и статуи, украшавшие город и теперь помещенные в залы, чтобы уберечь их от разрушения. В Салоне дель Подеста хранятся ювелирные изделия.
Церковь Санта Кроче — творение итальянской готики. Ее создание приписывается великому Арнольфо ди Камбио, работы начались с 1294 г. Освящена она была только двести пятьдесят лет спустя. Современный вид фасада принадлежит уже 19 веку. К этому же периоду относится и колокольня. Интерьер поражает обилием скульптур. Сохранились фрески школы Джотто и позднейшие. Но еще ценнее для истории искусства небольшая Капелла Дей Пацци — образцовое творение Брунеллески, начатое в 1443 г. С этой небольшой капеллы начинается история архитектуры Возрождения.
Слава галереи Уффици неотделима от славы Флоренции. Кроме флорентийской школы представлена и венецианская и другие итальянские школы, а также подборка произведений фламандской школы. Само здание построено по заказу семьи Медичи в 1560—80 гг. как административное (официальное, uffici), откуда и название. В 1737 г. здание со всем содержимым (с тех пор многократно пополнявшимся) было передано в дар городу последней представительницей рода Медичи. Галерея занимает 45 залов, поделенных на секции. Среди авторов работ — Джотто, Чимабуэ, Пьеро дела Франческа, Гирландайо, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Микеланджело.
Мост Понте Веккио построен в 1345 г. Он состоит из трех арок. По обеим его сторонам стоят дома (лавки), над ними идет коридор Вазари, который помнит еще своего заказчика Козимо I. В лавках и сейчас идет торговля, в основном ювелирными изделиями, сувенирами. В центре моста установлен бюст Бенвенуто Челлини и открыта обзорная площадка. У входа на мост стоит старинная башня Маннелли — семья была изгнана еще во время борьбы с гибеллинами, а башня чудом сохранилась.
Сан Лоренцо — Самая древняя церковь Флоренции, сохранила основу 393 года, романский проект относится к 1060 году, современный вид ей придал Брунеллески (1423). В интерьере кафедра работы Донателло. Старая сакристия — первая работа Брунеллески.
Позади церкви Сан-Лоренцо находится обширное здание капеллы Медичи, в котором размещались семейные склепы Медичи. Здесь находятся гробница Козимо Старшего, скульптора Донателло и других. Гробницы Джулиано и Урбино Медичи находятся в Новой Сакристии, построенной по проекту Микеланджело. Их саркофаги украшают фигуры-аллегории День и Ночь, Вечер и Утро.
Санта-Мария-Новелла — церковь ордена доминиканцев, ее строительство началось в 1246 г. на месте доминиканской молельни 10 века. Строительство продолжалось несколько веков, фасад, который мы видим сегодня — позднейшее творение Леона Альберти (1456—70). Его удивительно стройные пропорции с четко инкрустированной ритмикой по праву делают церковь одним из лучших достижений Высокого Возрождения.
В интерьере церкви множество великолепных произведений искусства. Церковь находится при монастыре, в котором размещается военное ведомство. Здесь можно осмотреть только Испанскую капеллу (1359) с росписями Андреа ди Буонаюто.
Палаццо Медичи-Риккарди Микелоццо построил для Козимо Старшего и его семьи. В середине 17 в. дворец приобрела семья Риккарди. Сейчас здесь заседает префектура. Капеллу украшает фреска Беноццо Гоццоли «Шествие волхвов в Вифлеем» (1459—60). Здесь изображены деятели Флорентийского собора 1439 г.: Иоанн VII, Лоренцо, Пьеро-подагрик с дочерьми, Галеаццо Мария Сфорца, Сигизмунд Малатеста, а также сам художник и его учитель Беато Анджелико.

Энциклопедия туризма Кирилла и Мефодия . 2008 .

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector