Реймсский собор. Главный собор Французского королевства
Реймсский собор во Франции — место коронации французских монархов
Адрес: Франция, Реймс, улица Кардиналь де Лоррэн (Place du Cardinal Luçon)
Начало строительства: 1211 год
Окончание строительства: 1275 год
Архитекторs: Жан д’Орбэ, Жан де Лу, Гоше де Ремс, Бернар де Суассон, Робер де Куси
Координаты: 49°15′13″N,4°2′3″E
Высота башен: 80 м.
Основные достопримечательности: витражи
В 150 км от Парижа, в сердце региона Шампань находится Реймс — город с 2500-летней историей. Он знаменит своими виноградниками, используемыми в производстве шампанского, и великолепными архитектурными памятниками, начиная с галло-римского периода и до XIX века.
Но главную гордость города составляет Реймсский собор (Нотр-Дам-де-Реймс) — величайший образец сакральной готической архитектуры. Собор в Реймсе известен тем, что в его стенах венчались на царство почти все французские монархи, а Жанна д’Арк привела сюда короноваться Карла VII. Эта коронация означала, что Франция, не признающая власть английских оккупантов, провозглашает собственную независимость.
Вид на западный фасад собора
История Реймсского собора
История храма восходит к V веку, когда епископ Никасий заложил первый городской собор в честь Пресвятой Богородицы. Именно в этом храме в 498 году крестился Хлодвиг — первый король франков из династии Меровингов. Первым в Реймсской церкви в 816 году короновался сын Карла Великого — Людовик Благочестивый, а последним — Карл X в 1825 году.
Однако статус официального места коронации монархов Реймсский собор получил только в 1013 году. Предание гласит, что в 1027 году, когда французский король Генрих I венчался на царство, то посланный с небес голубь принёс в клюве сосуд с благоуханным маслом миро, необходимым для помазания короля. Случившееся чудо положило начало традиции коронования французских правителей в Реймсе.
Реймсский собор ночью
В 1210 году роковой пожар уничтожил большую часть города, погибли и религиозные сооружения. Строительство нового храма Божьей Матери, начатое в 1211 году архиепископом Обри де Умбером, завершилось более века спустя. Этот собор существует и поныне, а в 2011 году он отметил свой 800-летний юбилей. Ко «дню рождения» Нотр-Дам-де-Реймса французы подготовили разнообразные мероприятия, в том числе светомузыкальное шоу.
Реймсский собор в истории России
Любопытно, что в истории собора есть страница, значимая и для России. Здесь, в Реймсском храме 19 мая 1051 года Генрих I обвенчался с Анной Ярославной — дочерью киевского князя Ярослава Мудрого. Так русская княжна стала французской королевой.
Вид на южный фасад собора
Реймсский собор — шедевр зрелой готики
Наряду с соборами Амьена и Шартра Реймсский храм по праву считается одним из лучших образцов французской готики в период её наивысшего расцвета. Собор в Реймсе больше (длина 138 метров) и торжественнее Шартрского; он перекрыт более массивными сводами, достигающими в вершине 38 метров. Согласно первоначальному проекту, Реймсский храм должны были венчать 6 башен со шпилями. Но удалось возвести лишь две башни западного фасада, устремившиеся в небо на высоту 80 метров. Эта часть здания декорирована изящным скульптурным фризом. Большинство скульптур выполнено в 1241 — 1290 годах. Среди 2000 фигур можно увидеть епископов, святых и дьявола, монархов, рыцарей и ремесленников.
Вид на башни собора
Также на западном портале размещена известная скульптурная композиция «Встреча Марии и Елизаветы», сюжет которой взят из «Нового Завета». Эта встреча наполнена обоюдной радостью: Дева Мария ожидает ребёнка (её сыном будет И. Христос), и её бездетная двоюродная сестра Елизавета наконец-то забеременела и вскоре даст рождение Иоанну Крестителю. На портале Реймсского собора Елизавета изображена немолодой матерью по контрасту с юной, женственной Марией. Есть в Реймсском соборе ещё одна знаменитая статуя — «Улыбающийся ангел», или как её иногда называют — «Улыбка Реймса».
Внутренний интерьер Реймского собора
Витражи Реймсского собора
Особое место в интерьере Реймсского собора занимают витражи, изготовленные по эскизам российского живописца Марка Шагала. На центральном витраже запечатлены два библейских сюжета: на левом окне — жертвоприношение Исаака, а на правом — казнь Иисуса Христа через распятие. На других витражах представлены эпизоды из истории королей Франции, в том числе одно из главных событий Реймсского собора — крещение Холдвига I.
Реймский собор-шедевр французской готики
В самом сердце провинции Франции Шампань находится шедевр готической архитектуры – Реймский собор ( Cathédrale Notre-Dame de Reims ).
Согласно легенде, накануне крещения Хлодвига случилось чудо: с небес спустился голубь и принес в своем клюве миро для помазания короля. Хлодвиг стал первым королем, коронованным в Реймсе. Именно после этого события и началась традиция коронования королей Франции в соборе Реймса.
История строительства собора
История строительства собора насчитывает не один век, началось оно в 817 году, но в 1210 году собор полностью сгорел. Строительство нового здания было начато в 1211г. и продолжалось до 1481 года.
Строители, в отличие от зодчих Шартрского собора, совершенно не считались с остатками романской постройки. Таким образом, новый собор представляет собой целостное, построенное по единому плану здание. Надписи разрушенного в 1779 г. «лабиринта» пола, выложенного около 1290 г., сохранили имена зодчих и дают довольно определенные сведения о ходе строительства.
История собора в Реймсе — это история и нескольких поколений зодчих, возводивших храм, по словам летописца, «с великим тщанием и заботой». Архитекторы, художники и ремесленники, поколение за поколением работавшие над строительством собора, создали памятник, в котором с великой силой воплотился истинный дух французского народа.
План собора принадлежит архитектору Жану д’Орбе. По его проекту собор должен был представлять собой трехнефную базилику, пересеченную трехнефным трансептом. Но на смену Жану д’Орбе пришел Жан де Лу, а затем Готье де Реймс, Бернар де Суассон, последним принадлежит идея окна-розы на западном фасаде собора. «Галерею Королей» и башни строил до 1311 года Робер де Куси. Верхние ярусы башен были завершены около 1427 года, но предусмотренные проектом высокие шатры над башнями так и не были построены. По замыслу строителей, их должны были венчать гигантские остроконечные шпили. Остались в проекте и еще пять башен собора — первоначально храм задумывался семибашенным.
Несмотря на затянувшиеся сроки строительства и разных архитекторов, собор сохранил свое единство замысла: многообразие талантов строивших собор зодчих слилось в настоящую каменную симфонию.
На сегодняшний день Реймский собор – это гордость французского народа, его драгоценная реликвия, одна из достопримечательностей Франции.
Вы не можете не заметить, что здание будто растет из земли, поднимаясь, ярус за ярусом, дробясь множеством остроконечных арок, крутых треугольных фронтонов, пирамидальных острых шпилей. Массивность собора куда-то улетучивается и гигантский храм длиной 150м с двумя 80-ти метровыми башнями стремительно взлетает к небу.
Собор украшают более 2300 скульптур, недаром его так часто называют «царством скульптуры», среди них изображения королей, рыцарей, святых, ремесленников и даже дьявола. Самая знаменитая скульптура Реймского собора – это «Улыбающийся ангел» или «Улыбка Реймса». А фигура Атланта с искаженной гримасой – прототип Квазимодо из романа Виктора Гюго. На порталах изображены различные сцены: Страшный Суд, коронование Богоматери и Страсти Христовы. В галерее французских королей находится 56 громадных статуй. В центре – король Хлодвиг со Святым Ремигием и своей женой Клотильдой.
К сожалению, многие скульптуры Реймского собора не сохранились, часть из них безвозвратно канули в лету, а часть была заменена копиями. Но все же от XIII века сохранилась большая часть рельефов. Среди них первое место занимает композиция «Встреча Марии с Елизаветой», расположенная справа от центрального входа. Из-за удивительной близости к памятникам Древней Греции ее называют «греческим мгновением готической скульптуры». Имя гениального автора этих изваяний неизвестно. Исследователям удалось установить, что он был одним из первых художников, участвовавших около 1220 года в украшении собора. Вероятно, он возглавлял скульптурную мастерскую, и многие статуи Реймского собора несут на себе печать его оригинального таланта.
Реймский собор представляет собой непревзойденный архитектурный комплекс. Удивительные витражи окон-роз являются прекрасными образцами средневекового искусства. К примеру, большая роза на северном фасаде повествует о Сотворении мира: в центре находится Христос, на лепестках – изображения Адама и Евы, Каина и Авеля, ангелов и животных.
К сожалению, Реймскому собору пришлось пережить массу изменений со времени его создания. Сооружение сильно пострадало не только от бесчисленных нападений и Французской революции, но и от событий Первой мировой войны. Здание практически превратилось в руины. Его реставрация завершилась только в 1938 году, однако витражи удалось восстановить лишь в 1974 году по эскизам Марка Шагала. По этой причине посетители чаще всего могут любоваться лишь копиями знаменитых статуй и витражей. Благодаря тому, что Нотр-Дам де Реймс — наиболее высокий собор во Франции (его высота составляет 82 метра), а также в силу его исключительной уникальности, он находится в реестре Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1991 года.
Удобный шаблон Joomla! —>
Поиск, обзор и навигация
Блоги о путешествиях
Разные страны
Необыкновенные путешествия
Реймский собор
Реймский собор (фр. Notre-Dame de Reims) является одним из самых известных готических соборов во Франции. В течение многих столетий он был местом коронации большинства французских монархов.
Построен был в XIII веке, то есть позже таких знаменитых готических соборов, как Нотр-Дам де Пари и Шартрского собора, но значительно раньше, чем соборы в Амьене, Страсбурге, и Бове.
Благодаря своей архитектуре и скульптурным композициям собор Нотр-Дам (посвященный Деве Марии) в Реймсе входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
История строительства
Уже первый собор, построенный в V веке святым епископом Никазием на месте галло-римских терм был посвящен Богоматери.
Около 498 года святой Ремигий крестил в Реймском соборе Хлодвига I.
Сын Карла Великого Людовик Благочестивый в 816 году выбрал Реймс местом коронования императором. В этом соборе Богоматери в 1027году короновался Генрих I. Политическое могущество Реймского архиепископства, а также легенда о Святой Стекляннице (сосуде с миром) стали причинами того, что собор стал постоянным местом коронации французских монархов. В 1210 году пожар уничтожил старый собор.
И вот 6 мая 1211 года архиепископ Реймса Обри де Умбер (фр. Aubry de Humbert) заложил на этом месте новый собор Богоматери, который существует и поныне.
Имена строивших его архитекторов и годы построек отдельных частей здания стали известны благодаря лабиринту с надписями, который выложен на плитах пола внутри нефа. Согласно этим надписям в строительстве нового здания собора принимали участие следующие архитекторы:
- Жан д’Орбе (фр. Jean d’Orbais).
- Жан-ле-Лу (фр. Jean-le-Loup) (что может быть переведено как Жан Волк).
- Гоше Реймский (фр. Gaucher de Reims).
- Бернар Суассонский (фр. Bernard de Soissons).
- Робер де Куси.
Великолепный собор стал местом коронации французских правителей.
Интересные факты из многовековой истории Реймского собора
В XVI веке в Реймсский собор попадает славянское евангелие, на котором, как на таинственной рукописи, присягают французские короли.
Последняя коронация в Реймсе состоялась 29 мая 1825года. Тогда на престол взошел Карл X.
Во время Первой мировой войны Реймс был оккупирован немцами и четыре года оставался в зоне боевых действий. Собор был в руинах. Реконструкция завершилась в 1938 году. Деньги на реконструкцию выделил Фонд Рокфеллера.
Вторая мировая война не была для собора столь разрушительной. 7 мая 1945 года здесь, в Нотр-Дам де Реймс, был подписан документ о прекращении военных действий между Францией и Германией.
На сегодняшний день Реймский соборе полностью воссоздан в том виде, в каком его задумали архитекторы XIII века.
В Список объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО собор включен в 1991 году.
Архитектура Нотр-Дам де Реймс.
Реймсский собор является самым гармоничным из всех готических соборов Франции. Высота его башен 80 метров. Это один из крупнейших храмов французской готики «ланцетовидного стиля».
Западный фасад собора возведен в стиле зрелой готики. Общая схема композиции западного фасада схожа с композицией собора Парижской Богоматери, но отличается более вытянутыми пропорциями. В отличие от Нотр-Дам де Пари, здесь башни образуют с фасадом единое целое. Стрельчатые окончания порталов и окон проникают во второй ярус, визуально ломая линию карниза и стирая грани между ярусами.
Порталы украшены необычными по композиции круглыми витражными окнами-розами. Вместо традиционного скульптурного тимпана центральный портал украшает самая большая роза.
Над вторым ярусом традиционно расположена рядом статуй большого размера «Галерея королей».
Около 2300 фигур королей и епископов, рыцарей и святых, ремесленников даже дьявола расположились на фасаде. Завершает фасад две мощные ажурные башни.
Длина собора с востока на запад составляет 136 метров, высота центрального нефа – 38 метров.
Высокая башня со шпилем, которая чуть просматривается в центре со стороны западного фасада, помещена над главной апсидой, а не над средокрестием, как это обычно бывает. Центральная апсида окружена деамбулаторием с пятью апсидиолами.
Остальные фасады имеют большое количество аркбутанов, пинаклей, арок разных размеров, столбов и колонн, создающих причудливую игру света и тени. Боковые фасады усложнены ещё пинаклями со статуями ангелов. Очень интересны водосточные трубы, украшенные горгульями в виде кабана, барана, дракона, грифа.
Реймсский собор
Реймсский собор можно без преувеличения назвать одним из самых известных во Франции. Много веков в этом соборе короновали французских королей. Собор заменил более старую церковь, сгоревшую в 1211 г., и возведён на месте базилики, выстроенной ещё до н. э., которая в свою очередь стояла там, где раньше были римские термы. Собор объявлен ЮНЕСКО объектом мирового наследия в 1991 г. Как основная достопримечательность Реймса он ежегодно привлекает около миллиона туристов.
Раскопки показали, что самая первая церковь была перестроена в период владычества Каролингов и сильно увеличена в размерах в 12 веке. Самое первое знаковое событие, которое произошло здесь, — венчание короля Генриха I с Анной Киевской в 1051 г. В 1210 г. собор был разрушен, и его реконструкция началась почти сразу же. В недостроенном виде его использовали уже в 1241 г., но крышу над нефом возвели только в 1299 г. Верхние части фасада были закончены в 14 веке. Что необычно, имена архитекторов Реймсского собора остались неизвестными.
Во время Столетней войны собор принадлежал англичанам и был освобождён Жанной д’Арк, присутствовавшей здесь на коронации дофина Карла в 1429 г. В конце 19 века Национальная ассамблея выделила большой объём средств на реставрацию балюстрад и фасада — самого заметного элемента здания и одного из величайших архитектурных шедевров Средневековья. Во время Первой мировой войны бомбы повредили важные части собора, и он был открыт в 1938 г. благодаря финансовой поддержке Рокфеллеров, но реставрационные работы до сих пор продолжаются.
Башни высотой 81 м первоначально предполагалось сделать в полтора раза выше. На южной находятся только два колокола; один из них, «Шарлотта», весит более 10 тыс. кг.
Три портала Нотр-дам-де-Реймс украшены статуями и статуэтками: среди всех европейских соборов только в Шартрском можно увидеть больше скульптурных изображений. Центральный портал, посвящённый богоматери, украшает большое окно-розетка, встроенное в арку. Над ним находится «Галерея королей» со статуями вместо обычного скульптурного тимпана. Фасады трансептов тоже декорированы скульптурами: в северной части стоят статуи епископов реймсских, представление последнего суда и фигура Иисуса, а в южной можно увидеть современное окно-розетку с пророками и апостолами.
Оказавшись внутри, можно только поразиться тому, как подобное могло быть выстроено без применения современных технологий. Собор длиной в 139 м и шириной в 30 м в высоту составляет 38 м. Это непередаваемо величественное зрелище. В окнах можно увидеть витражи, самые ранние из которых датируются 13 веком. Наиболее изумительные — витражи в окне-розетке над главным порталом и на галерее под ним. Витражи в приделе создавал Марк Шагал в 1974 г.
Во владении собора хранятся превосходные гобелены. Из них наиболее важны те, на которых изображена жизнь Богоматери, созданные в 16 веке: сейчас их можно увидеть в бывшем дворце архиепископа. Хоры украшены любопытными механическими фигурами. В 2011 г., когда Реймс праздновал 800-летие собора, торжества в городе шли всё лето, и в церкви были установлены 6 новых витражных стёкол работы немецкого художника по обе стороны от витражей Шагала.
Практическая информация
Адрес: Place du Cardinal Luçon, 51100 Reims, Франция.
Телефон: +33 3 26 47 55 34.
Время работы: понедельник — суббота: 7.30 — 19.30; воскресенье: выходной.
Собор Реймский во Франции: история, архитектура, описание и интересные факты
Эту страну с потрясающим культурным наследием ежегодно посещают миллионы туристов. Вызывающие восхищение архитектурные шедевры Франции отражают ее богатую историю. В государстве, где с большим уважением относятся к различным религиям, сосуществуют православные и католические храмы, по своей популярности не уступающие самым известным достопримечательностям страны.
Готический стиль в архитектуре
В XII веке на территории Западной Европы появляются архитектурные сооружения, выполненные в стиле, кардинально отличающемся от романского. Прочно укоренившийся в зодчестве, он порожден культурными ценностями общества. И одним из чудесных образцов такого стиля является замечательный памятник Франции – Реймский собор. Готика, которая пришла в страну, привнесла новые черты во внешний облик зданий. Архитектура этого направления отличается использованием реалистических элементов, тесной взаимосвязью фасада и интерьера, особой легкостью конструкций.
История строительства
Собор Реймский – это восхитительный образец готического искусства, расположенный в провинции Шампань, в самом центре уютного Реймса. Он прославился на весь мир как место коронации монархов, начиная со Средневековья и заканчивая XIX веком. Настоящая жемчужина мировой архитектуры, созданная руками человека, с 1991 года находится под охраной ЮНЕСКО.
В небольшом храме, появившемся в начале V века на месте римских терм, проходит обряд крещения король Хлодвиг I, после чего все правители Франции выбирают город Реймс местом для своей коронации. Известно о 35 пышных церемониях, и последним монархом, прошедшим процедуру помазания на царство, стал Карл X. После 1825 года торжественные мероприятия в стране не проводились. Сейчас коронационная чаша, которая использовалась для причащения законных правителей Франции, является гордостью религиозной достопримечательности очаровательного города на северо-востоке государства.
В IX веке начинается строительство нового собора, затянувшееся на несколько столетий. В 1210 году страшный пожар уничтожает большую часть Cathédrale Notre-Dame de Reims. У города не хватает денежных средств, чтобы продолжить работы по восстановлению архитектурного памятника, поэтому строительство идет достаточно медленно. И только в 20-х годах XV века открывает свои двери прихожанам отреставрированный собор Реймский, сохранившийся до наших дней. В строительстве здания принимало участие несколько архитекторов, но это не помешало им создать гармоничный и цельный облик прекрасного храма.
Полное восстановление после разрушений
За всю историю своего существования он пережил не одно разрушение, но французские зодчие всегда возвращали городской жемчужине ее былую славу. Во время Первой мировой войны величественное сооружение серьезно пострадало. Немецкие солдаты обстреливали его из тяжелых орудий, и многие детали безвозвратно утрачены, в том числе каменная фигура Иисуса Христа.
В 1919 году известный архитектор Анри Денё приступает к восстановлению собора: он меняет разрушенные деревянные конструкции на железобетонные и снимает два тяжелых колокола, чтобы не перегружать фасад. Современные мастера занимаются реконструкцией готического памятника и в настоящее время, однако многие архитектурные детали утеряны безвозвратно.
Величественный собор, кажущийся невесомым
Устремленный ввысь Реймский собор (Франция), считающийся самым высоким в стране, поражает воображение. Величественное здание, словно вырастающее из земли, выглядит изящным, обретая за счет архитектурных форм особую легкость. Ему свойственна ярко выраженная вертикальность: фигуры собора вытянуты, скульптуры и детали интерьера рвутся вверх, и при таких громадных размерах храм не выглядит массивным. Даже большие окна в виде розы кажутся хрупкими и невесомыми. Все здание выглядит невероятно легким и устремленным ввысь.
Уникальная архитектура Реймского собора гораздо совершенней, чем у многих других известных храмов Европы, и является предметом особой гордости французов.
Прекрасный образец готической архитектуры
Протяженность величественного памятника составляет около 150 метров, а его ширина – более 30 м. Храм можно рассматривать днями, наслаждаясь внешним видом изумительного произведения искусства. Прекрасный образец расцвета французской готики в лучах солнечного света меняет цвета от пыльно-серого до золотистого. А вечером вокруг собора собираются местные жители и восхищенные туристы, чтобы посмотреть на фантастическую ночную подсветку. В темное время суток национальное святилище, отпраздновавшее в 2011 году свое 800-летие, напоминает неземной объект.
Два яруса украшенного фасада
Видевший коронации монархов Реймский собор, описание которого представлено в статье, явился образцом для многих храмов не только Франции, но и других европейских стран. Строгий интерьер контрастирует с богатым наружным декором. Первый ярус украшенного скульптурами фасада занимают три портала. На центральном изображена сцена коронования Божьей Матери: Христос торжественно опускает на голову Марии корону, а на ступенях, которые ведут к трону, сидят ангелы. На правом – картины Страшного Суда: фигуры ожидающих судилища мучеников, усопших, выходящих из могил, праведников и проклятых. Здесь же расположены скульптуры более позднего периода, и их авторы повествуют о жизни и истории маленького городка. Взорам любопытствующих открываются изваяния Папы и представителей закона. Кроме того, можно увидеть и сцены Апокалипсиса.
Левый портал посвящен Страстям Христовым, и на нем изображен распятый Иисус, рядом с которым находятся святой Иоанн и Дева Мария, а внизу расположены фигуры апостолов и ангелов.
Собор Реймский славит правителей, управлявших страной на протяжении многих веков. Второй ярус называют «скульптурной галереей королей», ведь он содержит около 500 изваяний французских монархов и святых. В самом центре фриза восседает принявший крещение в храме Хлодвиг.
Витражи Реймского собора
Гордостью религиозной достопримечательности, символизирующей королевскую власть, являются красочные витражи, на которых изображены сцены из жизни монархов и сюжеты из Библии.
Главное витражное окно полностью утрачено, но после Первой мировой войны его заново восстановили французские мастера. На 12 лепестках готической розы изображены пророки, ангелы, а в самом ее сердце – Успение Богородицы. На северном фасаде цветные изображения повествуют о сотворении Богом мира, а на западном рассказывают о литаниях (молитвах) Девы Марии.
Любопытно, что в южной части трансепта стрельчатые окна называют «шампанскими витражами». Они появились в 1954 году по просьбе винодельческой компании. Выполненные в средневековом стиле окна представляют собой изображения святого Викентия, покровительствующего виноделам, Иоанна Крестителя, Пьера Периньона, который изобрел шампанское.
В одной из небольших часовен в восточной части собора витражи восстановлены в 1974 году по наброскам выдающегося авангардиста Марка Шагала, а другие выполнены менее именитыми художниками в разное время.
Мраморный пол-лабиринт
Особый интерес у специалистов вызывает необычный пол из черного мрамора, к сожалению, не сохранившийся до наших дней. На нем были выбиты имена архитекторов-создателей собора и архиепископа, заложившего первый камень. По полу, украшенному изображениями витиеватого лабиринта, который символизировал тяжелый путь паломников, прихожане проходили на коленях. В XVIII веке он был уничтожен, и только благодаря тому, что местный архитектор зарисовал каменный шедевр, а его рукописи дошли до потомков, мир узнал, как выглядело несколько веков назад мраморное произведение искусства.
«Собор ангелов»
Главная изюминка собора – многочисленные скульптуры, прославившие его на весь мир. Не зря кафедральный собор Реймский часто именуют «Собором ангелов» из-за огромного количества каменных изваяний, которые их изображают. Более двух тысяч статуй украшают гордость французского народа. Фигура огромного Атланта, лицо которого искажено гримасой, является прототипом глухого горбуна Квазимодо из романа Гюго.
Пожалуй, самой известной скульптурой является венчающий высокую точку храма «Улыбающийся ангел». Реймский собор прославился на весь мир фигурой крылатого существа, ставшего не только символом, но и оберегом мирного города. Улыбающийся посланец Бога, магнетически притягивающий взгляды посетителей, появился в начале XIII века. Во время немецких обстрелов в прошлом столетии каменное изваяние разбилось, а остатки были тщательно собраны аббатом собора, спрятавшим драгоценную фигуру в тайнике. После окончания Первой мировой войны «Улыбка Реймса» вернулась на фасад, продолжая радовать благой вестью, застывшей на устах. Это некое знамение, которое адресовано и всем, и каждому в отдельности. Ангел не зря улыбается: он что-то знает, о чем люди пока не подозревают, и уже готов поделиться приятной новостью.
Реймский собор (Франция) демонстрирует талант и мастерство зодчих Средневековья. Удивительная красота национальной реликвии сделала ее подлинным сокровищем не только Франции, но и всего мира.
Реймсский собор
Реймсский собор (фр. Notre-Dame de Reims) был построен в XIII веке, то есть позже собора Парижской Богоматери и Шартрского собора, но значительно раньше, чем соборы в Страсбурге, Амьене и Бове́.
Реймсский собор является одним из самых известных образцов готического искусства во Франции благодаря своей архитектуре и скульптурным композициям и входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Начиная с периода Средневековья и до XIX века собор был местом коронации практически всех французских монархов.
V век: первый собор, построенный святым епископом Никазием (Saint Nicaise) на месте галло-римских терм. Уже тогда он был посвящен Богоматери.
Около 498: святой Ремигий крестил в Реймсском соборе Хлодвига I.
816: сын Карла Великого Людовик Благочестивый выбрал Реймс местом коронования императором.
1027: коронация Генриха I. Легенда о Святой Стекляннице (сосуде с миром) и политическое могущество Реймсского архиепископства стали причинами того, что собор стал постоянным местом коронации французских правителей.
1210: пожар уничтожил старый собор.
1211, 6 мая: архиепископ Реймса Обри де Умбер (фр. Aubry de Humbert) заложил здесь новый собор Божьей матери, который существует и поныне.
В строительстве нового здания собора принимали участие четыре архитектора:
с 1211: Жан д’Орбе (фр. Jean d’Orbais).
1231—1237: Жан-ле-Лу (что может быть переведено как Жан Волк) (фр. Jean-le-Loup).
1247—1255: Гоше Реймсский (фр. Gaucher de Reims).
между 1255 и 1285: Бернар Суассонский (фр. Bernard de Soissons).
XVI век — в Реймсский собор попадает славянское Реймсское евангелие, на котором, как на таинственной рукописи, присягают короли. 1825, 29 мая: последняя коронация в Реймсе — Карл X.
Во время первой мировой войны Реймс был захвачен немцами и четыре года оставался в зоне боевых действий. В сентябре 1914 года в результате бомбардировки собор был превращен в «море огня». Были уничтожены остатки витражей, в том числе большая роза (частично восстановленная теперь), значительно пострадали статуи. В 1914 году французский писатель Ромен Роллан опубликовал статью «Pro aris» (пер. с лат. «В защиту алтарей»), осуждающую варварство немецких войск. В защиту шедевра средневековой архитектуры выступили русские художники объединения «Мир искусства». Реставрация храма продолжается до настоящего времени. В здании бывшего епископского дворца (Palais Du Tau), перестроенного в конце XVII века, собраны сбитые во время бомбардировок фрагменты скульптуры собора, отдельные статуи, а также шпалеры XV века из мастерских Арраса, на которых изображены сцены из жизни короля Хлодвига.
Собор Нотр-Дам (посвященный Деве Марии) в Реймсе является крупнейшим храмом французской готики «ланцетовидного стиля» после более ранних соборов в Париже (Нотр-Дам), Амьене и Шартре. Высота башен Реймсского собора 80 метров. Он является самым гармоничным из всех готических соборов Франции, несмотря на то, что его башни не завершены[источник не указан 115 дней]. Планировалось возвести семь башен с островерхими шатрами. Собор построен на месте романской церкви IX—X вв, пострадавшей от пожара в 1210 году. В 1211 был заложен фундамент нового собора. Работы велись непрерывно в течение двадцати лет. В 1241 году был закончен хор и, вероятно, трансепт. Главный неф возводили несколько позднее. Около 1250 года завершилось скульптурная декорация главного — западного фасада. Внутри нефа на плитах пола выложен лабиринт с надписями, по которым восстанавливают имена архитекторов и годы построек отдельных частей здания. Мастер Жан д’Орбэ возводил хор и трансепт в 1211—1228 годах, Жан де Лу — западный фасад в 1228—1244 годах, Гоше де Ремс работал в 1244—1252 годах, Бернар де Суассон — в 1252—1287 годах. Завершал работы Робер де Куси (до 1311 года). Длина собора внутри — 138,69 м. Высота нефа под сводами равняется 37,95 м. Резные капители аркад украшены лиственным орнаментом.
Западный фасад собора построен в стиле зрелой готики. В отличие от Нотр-Дам-де-Пари, башни образуют с фасадом единое целое. Порталы и окна собора украшены вимпергами (каменными ажурными флеронами): их стрельчатые окончания (щипцы) проникают во второй ярус, визуально ломая линию карниза и стирая грани между ярусами. Во втором ярусе высокие стрельчатые окна и ряд колонн и пинаклей наращивают и визуально заостряют вертикальную устремленность фасада. Порталы украшены круглыми витражными окнами-розами, необычными по композиции. Самая большая роза заменяет традиционный скульптурный тимпан центрального портала — заполняет охваченный широкой аркой центр второго яруса. Над вторым ярусом традиционно помещена «Галерея королей» с рядом статуй большого размера. «Галерею королей», перенесённую в верхнюю часть здания, и верхние ярусы башен достраивали до XV в. Высокая башня со шпилем помещена не над средокрестием, а над главной апсидой, которая окружена деамбулаторием с пятью апсидиолами. Верхние окна трансепта были заполнены стеклами черно-белых витражей «гризайль» (XIII век). Многие цветные витражи утрачены ещё в XVIII веке. Общая схема композиции западного фасада схожа с композицией собора Парижской Богоматери, но отличается более вытянутыми пропорциями — доминированием композиционной вертикали, заострением вимпергов и пинаклей. Эти особенности характеризуют следующую, более позднюю стадию развития готического стиля. Отличительной чертой боковых фасадов Реймсского собора являются широкие и высокие окна, почти соприкасающиеся друг с другом. Каждая пара окон объединена розой, помещенной под стрельчатой аркой их общего проема. Центральный и боковые фасады заполнены большим количеством аркбутанов, пинаклей, арок разных размеров, столбов и колонн. Боковые фасады усложнены пинаклями со статуями ангелов. Интерес представляют водосточные трубы, их украшают горгульи в виде барана, кабана, дракона, грифа. Пилон центральных ворот украшает скульптура Святого Сикста.
Реймсский собор. Главный собор Французского королевства
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Реймсский собор» в других словарях:
РЕЙМССКИЙ СОБОР — архитектурный памятник зрелой французской готики в г. Реймс. 3 нефная базилика (1211 1311) с трансептом, развитой восточной частью и двумя западными башнями. Выделяется гармоничностью композиции, богатейшим скульптурным убранством … Большой Энциклопедический словарь
РЕЙМССКИЙ СОБОР — архитектурный памятник зрелой французской готики в г. Реймс. 3 нефная базилика (1211 1311) с трансептом, развитой восточной частью и двумя западными башнями. Выделяется гармоничностью композиции, богатейшим скульптурным убранством … Большой Энциклопедический словарь
Реймсский собор — архитектурный памятник зрелой французской готики в г. Реймс. 3 нефная базилика (1211 1311) с трансептом, развитой восточной частью и двумя западными башнями. Выделяется гармоничностью композиции, богатейшим скульптурным убранством. * * *… … Энциклопедический словарь
Реймсский собор — … Орфографический словарь русского языка
Собор (храм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Собор. Собор особый статус христианского храма, присваиваемый, как правило, кафедральному храму, т. е. храму, в котором имеется епископская кафедра и где обычно служит епископ. В европейских… … Википедия
собор церковный — собрание духовных лиц соответствующего ранга для решения вопросов вероучения, церковной дисциплины и различных проблем, стоящих перед церковью. Термины concilium, synodus / σύνοδος, употребляемые по отношению к церковным Сам,… … Словарь средневековой культуры
Кафедральный собор — Собор особый статус христианского храма, присваиваемый обычно по причине какого то особенного его положения. Так, собором называют кафедральный храм, в котором имеется епископская кафедра и где обычно служит епископ; в европейских языках сам… … Википедия
Реймский собор — Координаты: 49°15′13″ с. ш. 4°02′03″ в. д. / 49.253611° с. ш. 4.034167° в. д. … Википедия
Амьенский собор — Церковь … Википедия
Ремигий Реймсский — Крещение Хлодвига I епископом Реймским святым Ремигием в Реймском соборе на Рождество 498 года Святой Ремигий Реймский или Святой Реми (фр. Remi, лат. Remigius; около 437 13 января 533) епископ Реймский, апостол франков. Считается, что именно он… … Википедия
stasskrip › Блог › Путешествия. Реймс. Шампань-Арденны. Реймский Собор
Всем доброго вечера)
После Нанси наш путь лежал в Реймс, расстояние между городами около 200 км.
С чем может ассоциироваться регион Шампань? Конечно с шампанским))) Все крупные производители шампанского «Veuve Clicquot Ponsardin», «Taittinger», «Mumm», «Pommery», «G.H.Martel&Co», «Henri Abele» и тп имеют свои торговые дома в Реймсе. находятся они в самом городе, в старых особняках, под их домами и мостовыми скрывается настоящий лабиринт – 230-километровая сеть винных погребов. Там же можно заказать экскурсию и пригубить настоящего брюта)). Но мне так же был интересен реймский собор, уж очень мне хочется собрать всю коллекцию самых высоких соборов Европы. Жаль, что собор постоянно реставрируют и в этот раз над центральным входом шли работы(
Эта глава будет посвящена ему.
Итак, Реймсу, крупнейшему городу винодельческого региона Шампань-Арденны, не суждено было стать столицей. Уступив почетное звание небольшому Шалон-ан-Шампань, старинный город все же сумел прославиться на весь мир.
Вслед за легендарным Хлодвигом в Реймсе, прозванном «Городом королей», короновались все французские монархи на протяжении более десяти столетий, начиная с Людовика I Благочестивого в 816 году и вплоть до Карла X в 1825 году.
Во время двух мировых войн городок едва не был стерт с лица земли. 7 мая 1945 года в Реймсе фашистская Германия сообщила о готовности к капитуляции. Музей капитуляции Германии хранит память об этом событии.
Найдется в летописи «Города королей» и русская глава. В 1051 году тут сочеталась браком с Генрихом I дочь Ярослава Мудрого – Анна.
Безусловно, внимания заслуживают многочисленные витражи, среди которых есть как сохранившиеся со времен строительства собора (13 век), так и современные.
На витражах, украшающих окна в зоне хора, объединены два сюжета: Дева Мария и распятый Христос, окруженные апостолами, и реймсский архиепископ в окружении своих учеников.
Витраж большого окна-розы западного фасада носит название «Успение». На двенадцати раздвоенных лепестках розы, в три ряда, изображены ангелы, пророки, апостолы, в центре – Успение Богородицы.
Большая роза северного фасада – сюжет Сотворения мира. В центре витража – Христос, на лепестках изображены Адам и Ева, Каин и Авель, ангелы, животные; на небольшом витраже, находящемся непосредственно над розой, – изображение Мадонны с младенцем. Также Мадонна с младенцем присутствует на правом стрельчатом окне южной части трансепта, на левом – Иоанн Креститель и, чуть большего размера, епископ.
Витражи верхнего ряда окон нефа созданы позже, в 14 веке. Окна нефа состоят из двух стрельчатых окон и венчающей их небольшой розы. Изображения расположены в два ряда: в верхнем находятся короли, сидящие на тронах, а под ними – реймсские епископы и архиепископы. Из тридцати шести изображений королей и архиепископов только шестнадцать сохранились в хорошем состоянии.
Малая роза западного фасада – «Литания Деве Марии» – произведение Жака Симона (1937). Мария и Иисус окружены 28 медальонами со сценами смиренной жизни Марии и двенадцатью аллегорическими композициями, изображающими литания Деве Марии. Этот витраж был создан в 13 веке, заменен в 18 веке простыми цветными стеклами, которые были разбиты в 1914 году.
Первоначальные витражи большой розы южной части трансепта 13 века были уничтожены в 1580 году, после чего заменены витражами работы Николя Дероде, которые также не сохранились после бомбардировок 1917 года. Современный витраж создан Жаком Симоном в 1937 году, он идентичен розе северной части трансепта и изображает Воскресение. В верхнем углу витража Христос возлагает корону на голову Девы Марии в окружении двух ангелов с зажженными свечами. На лепестках розы изображены двенадцать апостолов, в центре – воскресший Христос, показывающий свои раны, вокруг которого четыре символические фигуры апостолов: бык, лев, орел и ангел с приоткрытой книгой.
Стрельчатые окна южной части трансепта носят название «Шампанские витражи». В 1954 году «Корпорация шампанских вин» заказала Жаку Симону витражи, посвященные виноделию, в стиле Средневековья. Представители различных специальностей изображены вокруг святого Викентия, покровителя виноделов, Дома Пьера Периньона, «изобретателя» шампанского, и Иоанна Крестителя.
Три витража центральной капеллы были созданы в 1974 году Марком Шагалом. На левом витраже изображены Древо Иессея и Жертвоприношение Исаака, на центральном витраже – распятый Христос. Правый витраж представляет главное событие в истории Реймсского собора – крещение Хлодвига I .
Один из витражей южной части трансепта – работа Бригитты Симон-Марк, дочери Жака Симона (1961). Это абстрактное произведение «Живая вода», выполненное в технике гризайль (монохромная живопись). В 1971 и 1981 годах в северной и южной частях трансепта были помещены другие работы художницы в той же технике.
Дворец Тау находится в непосредственной близости от Кафедрального собора. Перед церемонией коронации, проходившей в соборе, будущие короли Франции останавливались во дворце, ныне внесенном в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
В плане дворец формирует букву τ («тау») греческого алфавита, отсюда происходит его название, которое дворец носит с 1131 года. Во дворце происходили пробуждение и одевание короля перед церемонией, а после коронации проводился банкет, рассчитанный на несколько тысяч человек.
Дворец существовал уже в античные времена, он был перестроен несколько раз, прежде чем был преобразован в классический дворец в 1671 — 1710 годах под руководством архитекторов Жюля Ардуэна-Мансара, первого архитектора Людовика XIV, и Роберта де Кота, его ученика и главного соавтора.
Сейчас во дворце выставлены скульптуры и гобелены, находившиеся когда-то в Кафедральном соборе, а также многочисленные реликвии и предметы, которые использовались в ходе церемонии коронации. Особого внимания заслуживают потир (чаша) святого Ремигия 12 века и талисман Карла Великого 9 века из золота, изумрудов, сапфиров и жемчуга, по легенде, содержащий щепу от Истинного Креста, на котором был распят Христос.
Расположенная на перекрестке дорог столица провинции Белгика со времен царствования Августа обладала развитой дорожной сетью. В начале 3 века в качестве символических ворот были построены четыре арки, через которые можно было попасть в город по одной из двух дорог: кардо (cardo, направление север-юг) и декуманус (decumanus, направление запад-восток). На пересечении этих дорог находился форум, ограниченный портиком, от которого сейчас осталась лишь наполовину выступающая из земли подземная часть, «криптопортик» (cryptoportique, подземная галерея-хранилище). В границах криптопортика находились торговые и административные здания, а также храм. Во времена Римской империи для защиты от варварских нашествий были возведены высокие стены, соединяющие четыре арки, за которыми располагался город.
Ворота Марса (одна из четырех арок), достигающие в высоту около 33 метров, – самая высокая арка, сохранившаяся со времен Римской империи. Ворота Марса находятся в 500 метрах на северо-запад от криптопортика по улице Марса. В течение последних столетий постоянно ведется реконструкция и восстановление внутреннего убранства сохранившихся частей античной галереи и ворот. Благодаря современным достижениям в технологии реставрационных работ сейчас можно увидеть фрагменты сохранившихся барельефов и скульптур.
Франция. Собор Нотр-Дам де Реймс (Notre-Dame de Reims)
Величественный готический собор Нотр-Дам во французском городе Реймсе (Cathédrale Notre-Dame de Reims) — несомненная жемчужина мировой архитектуры, сотворенная человеческими руками.
Нотр-Дам де Реймс ежегодно посещают около полумиллиона туристов со всего мира.
Строительство собора было начато в 1211 году и продолжалось более 100 лет. В год моей поездки в Реймс собору исполнилось 800 лет. К этому было приурочено ежедневное вечернее светомузыкальное шоу на фасаде в течение нескольких месяцев. Посмотреть шоу мне, к сожалению, не удалось.
Собор Нотр-Дам де Реймс можно рассматривать днями и неделями, он переполнен множеством изысканных деталей отделки. Собор называют «Царством скульптур», главная достопримечательность — скульптурный фриз, состоящий из 500 фигур.
Большинство статуй выполнено в период между 1241 и 1290 годами и изображают королей, епископов, рыцарей, Святых, дьявола и различных ремесленников.
Великолепный памятник не щадили ни время, ни люди. Его разрушали войны и революции, а ныне пытается доконать экология. На фасадах собора непрерывно идут реставрационные работы. Заканчивается одно — пора начинать реставрировать другое.
Наибольшим образом собор пострадал в годы Первой Мировой войны, когда немецкие войска целенаправленно обстреливали его из тяжелых орудий. Многие детали были безвозвратно утрачены, в том числе монументальная фигура Христа.
Собор огромен, высота нефа составляет 38 метров, протяженность собора достигает 139 метров, а ширина — 30 метров. Это самый высокий собор Франции.
Цвет собора Нотр-Дам де Реймс удивительным образом меняется под воздействием солнечных лучей от серого до золотистого.
Одни из самых известных деталей собора — скульптуры улыбающихся ангелов у главного входа.
В Реймском соборе были коронованы большинство монархов Франции, в том числе Карл VII в присутствии Орлеанской девы (Жанны д’Арк). Статуя Жанны д`Арк установлена рядом с Собором.
В соборе в одной из часовен также находится статуя Жанны д`Арк.
Последняя коронация в соборе состоялась 29 мая 1825 года во время восшествия на престол Карла X.
Интерьер Реймсского собора достаточно строг, составляя некий контраст с наружной богатой отделкой.
Главное витражное окно собора — готическая роза, было полностью утрачено и заново восстановлено после Первой Мировой войны.
Величественные колоннады, стрельчатые своды, витражные окна, сквозь которые проникает солнечный свет, притягивают взор и оставляют ощущение легкости, почти невесомости огромного по размерам здания.
Витражи в одной из часовен в восточной части созданы Марком Шагалом.
Другие витражи были созданы разными художниками в разное время.
Многочисленные часовни собора используются для проведения месс.
Современные технологии создают фантастическую вечернюю подсветку. Нотр-Дам де Реймс выглядит ночью просто неземным объектом. Фотографии вечернего собора публикую отдельной страницей.
У Великого собора существует собственный сайт //www.cathedrale-reims.com.
Во время пребывания в Реймсе приходила в собор каждый день и сделала невероятное количество фотографий и видео.
Собор красив, но энергетика внутри потрясает. Ни один собор Франции так не был наполнен событиями.
Реймс (Reims, Rheims)
Находящийся в северо-восточной части Франции крупнейший город провинции Шампань-Арденны, Реймс, знаменит не только как столица региона, занимающегося производством шампанского. Помимо непревзойденных виноградников и наилучших представителей шампанских домов, город славится своим архитектурным многообразием.
Самым красивым строением города можно назвать Реймсский собор, выполненный в изысканном готическом стиле.
Реймсский собор (фр. Notre-Dame de Reims)
Собор является настоящей жемчужиной среди построек зрелой готики.
Гигантское здание словно вырастает из земли и устремляется ввысь, обретая за счет выразительнейших архитектурных форм и средств легкость, поражающую воображение.
Длина храма составляет 150 м, а высота мощных, но изысканно изящных башен — 82 м. Это один из самых высоких соборов во Франции.
Реймсский собор знаменит множеством необыкновенных скульптурных композиций (их более 2000), выполненных настоящими мастерами своего дела и украшающих здание внутри и снаружи. Большинство скульптур было выполнено во второй половине XIII века.
Также собору присуще свойственное готике наличие большого количества стрельчатых арок, колонн и разнообразных окон.
Всю ширину первого яруса фасада занимают три массивных портала: центральный и два боковых. Порталы, украшенные крупными фигурами святых, посвящены соответственно трём основным темам. На центральном портале изображена скульптурная сцена коронования Божьей матери. Правый портал отображает тему Страшного суда: в верхней части расположена скульптура Христа, окруженная ангелами, в нижней — сцены Апокалипсиса и скульптуры мучеников. На левом портале изображены картины, посвященные Страстям Христовым: фигуры распятого Христа, Девы Марии и святого Иоанна на своде портала, на нижней части – скульптуры святых, апостолов, епископов и ангелов, в числе которых знаменитая скульптура улыбающегося ангела, известная под названием «Улыбка Реймса».
Второй ярус занимает так называемая «Галерея королей», содержащая более 500 изображений скульптурных портретов французских монархов и святых. В центре «Галереи» находится скульптуры короля Хлодвига, его жены Клотильды и святого Ремигия.
С крыши собора на людей смотрят причудливые статуи разнообразных чудовищ.
До наших дней дошли, к сожалению, не все скульптуры, первоначально украшающие собор. Часть скульптур была утрачена, часть заменена копиями.
Зато рельефы большей частью сохранились. Самым известным среди них является “Встреча Марии с Елизаветой”.
Внутренне убранство и интерьер здания размахом и роскошью ничуть не уступает внешнему.
Центральный неф собора граничит с двумя боковыми и поднимается на три уровня, что является традиционным для готического стиля Франции XIII века. Главный неф высотой почти 38 м, длиной 139 м, что значительно больше, чем в других соборах Франции. Это связано с тем, что в Реймсский соборе проходили коронации французский монархов.
Уникальной деталью интерьера являются опоры цилиндрической формы, окруженные несколькими тонкими колоннами.
Также хочется уделить внимание многочисленным витражам собора, на которых изображены короли и архиепископы Франции. Однако, все эти витражи являются копиями, так как оригиналы были утрачены ещё в XVIII веке. Единственный сохранившийся в то время витраж — темно-пурпурная роза на главном фасаде, был уничтожен в Первую мировую войну.
История Реймсского собора
Первый храм на месте сегодняшнего Реймсского собора был построен в V веке по приказу епископа Никазия на месте, где прежде были расположены галло-римские термы. В этом храме в 496 году Святой Ремигий крестил вождя франков Хлодвига I, что положило начало традиции проведения обряда коронации французских королей в Реймсе.
Здесь в 816 году был коронован Людовик Благочестивый (сын Карла Великого), в 1027 году — Генрих I, и вплоть до 1825 года (коронация Карла X) этот обряд совершался в этом соборе постоянно.
В 817 году началось строительство нового собора, проходившее в несколько этапов.
Собор был выполнен в романском стиле, он несколько раз перестраивался и переделывался, а в 1210 году был уничтожен пожаром. В 1211 году архиепископом Реймса Обри де Умбером был заложен новый собор. Процесс строительства шел довольно медленно и был завершен лишь к 1480-м гг. Новый храм возводился в готическом стиле, и в его постройке принимало участие несколько архитекторов. Однако, несмотря на это, здание получилось целостным и гармоничным.
Начал строительство Жан д’Орбе (Jean d’Orbais), им был составлен план собора, которого в последствии и придерживались все архитекторы. В 1231 к работе над храмом приступил Жан-ле-Лу (Jean-le-Loup), при нем было завершено строительство хора и трансепта. Жана-ле-Лу сменил Готье де Реймс (Gaucher de Reims), возглавлявший возведение собора на протяжении 18 лет. После него строительство возглавил Бернар де Суассон (Bernard de Soissons), которому принадлежит авторство великолепного окна-розы на западном фасаде здания. Зодчий Робер де Куси участвовал в возведении «Галереи Королей» и обеих башен. Изначально башен планировалось семь, но этим планам, к сожалению, не удалось сбыться.
До конца XVIII века пол собора в районе 3-го и 4-го пролетов нефа украшало изображение лабиринта, выполненное из черного мрамора. Оно символизировало путь паломников, и верующие проходили этот путь на коленях. Помимо этого лабиринт имел большую ценность с исторической токи зрения, так как на нем были зафиксированы имена архиепископа, заложившего первый камень и архитекторов, создававших собор.
В 1779 году лабиринт был уничтожен, однако, данные о нем сохранились в рукописи Жака Селье XVI века. Благодаря этому источнику, удалось узнать имена архитекторов, строивших собор и сведения о том, как выглядел лабиринт.
Также над храмом трудились известные художники и скульпторы, подарившие ему потрясающие скульптурные композиции, которые выделяют этот собор из всех, придают ему очарование и подчеркивают уникальность строения.
В середине XIVвека строительство сильно затянула Столетняя война, из-за чего часть планов и замыслов архитекторов не удалось воплотить в жизнь.
В 1481 г. собор сильно пострадал от пожара, отреставрирован же был только в начале XVI в.
Серьезный урон храму нанесли нападения гугенотов в XVI веке, революционно настроенные толпы в конце XVIII и Первая мировая война, во время которой немецкие войска целенаправленно обстреливали Реймсский собор, чем нанесли ему тяжелейшие повреждения.
В результате всех этих событий собору требовалась масштабная реставрация, которая и была проведена в 30-х годах XX века французскими мастерами под руководством архитектором Анри Дене. Собор был бережно восстановлен, однако многие детали были безвозвратно утрачены. Например, не удалось сохранить и восстановить красивейшие витражи Реймсского собора. Они были воссозданы по эскизам известного художника М.Шагала в 1974 году.
Значение Реймсского собора
Собор Божьей матери в Реймсе с XII века являлся местом проведения обряда коронации французских монархов. Одной из главных драгоценностей, хранящихся в соборе, считается золотая чаша, использовавшаяся во время этих церемоний для причащения королей. Всего здесь было короновано 26 королевских особ.
Реймсский собор — это один из известнейших шедевров зрелой готики во Франции, наравне с собором Парижской Богоматери и соборами в Шартре, Страсбурге, Амьене и Бове.
Благодаря потрясающей архитектуре и скульптуре, Реймсский собор внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
По примеру Реймсского собора были построены многие храмы Франции, Испании, Италии и других странах Европы.
Как добраться до Реймсского собора
До Реймса добраться несложно, город находится примерно в двух часах езды на машине от Парижа (140 км). Автострада А4-Е50 ведет прямо из Парижа в Реймс.
Также очень удобно и быстро можно доехать до Реймса на поезде. Железнодорожное сообщение налажено с такими городами как Париж, Лилль, Страсбург, Мец, а также с городами Германии и Бельгии.
В 50 км от Реймса находится ближайший аэропорт, обслуживающий пассажирские перевозки Paris-Vatry (Париж-Ватри).
На заметку туристам
Помимо Реймсского собора в городе можно посмотреть базилику Сен-Реми, тоже внесенную в список всемирного наследия ЮНЕСКО, а также Триумфальную арку, музей изящных искусств, римские ворота и великолепные здания XIX века. Здесь же, в Реймсе, расположено несколько всемирно известных шампанских домов: Moet & Chandon, Поммери и другие, предлагающие посещение с дегустацией вин.
Читайте далее: