Разновидности итальянской оперы

Разновидности итальянской оперы

Но сначала основное об опере. Опера – синтетический жанр искусства, объединяющий различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (костюмы, декорации), хореографию.

История оперы

Впервые опера появилась в Италии. Но это не была опера в обычном её современном виде. Вернее сказать, это был прообраз оперы – мистерия.

Мистерия (от лат. ministerium – служба) – один из жанров европейского средневекового театра XIV — XV вв., связанный с религией. Обычно сюжет мистерии брался из Библии и перемежался различными бытовыми сценами. Развитие мистерий в разных странах проходило по-разному: где-то они исчерпали себя естественным образом (как, например, в Италии), где-то были запрещены, а где-то сочинялись и ставились вплоть до XVIII в. Музыка в мистериях первоначально присутствовала эпизодически, а затем стала сопровождать действие с начала и до конца.

В первое время опера служила развлечением при королевском дворе, а позже стала публичным представлением. Первый оперный театр был открыт в 1637 г. в Венеции. А первой большой оперой считают оперу Джакопо Пери «Эвридика», которая была исполнена в 1597 г.

В Испании первая опера появилась в начале XVIII в., а в России – в середине XVIII в. Первой же оперой, написанной на тему русской жизни, была опера Ф. Волкова «Танюша, или Счастливая встреча» (1756).

Опера очень быстро завоёвывала популярность в Европе: уже в начале XVIII в. опера начинает разделяться на большую серьёзную оперу и комическую оперу (буффа).

В концу XVIII в. открывается Российский театр в Петербурге, но сначала здесь ставились иностранные оперы, русские оперы в то время были только комическими. В 1815 г. в петербургском Большом театре состоялась премьера оперы К. Кавоса «Иван Сусанин». Она была написана в стиле французской «опера комик», где диалоги занимали почти столько же места, сколько и музыка.

В XIX в. все лучшие русские композиторы обращаются к жанру оперы, а первой русской национальной оперой считается опера М.И. Глинки «Жизнь за царя» (позже переименованной в «Иван Сусанин»).

Фёдор Шаляпин в роли Ивана Сусанина

Подробнее об опере

Литературной основой оперы является либретто. Либретто оперы может создать как сам автор литературного произведения, так и другой писатель. Иногда либретто своих опер создают сами композиторы.

Обычно в начале оперы исполняется увертюра (вступление). Сначала увертюры исполнялись для того, чтобы публика успевала занять места в зале. Во времена Моцарта увертюра стала полноправной частью оперы. Некоторые композиторы создавали свои увертюры программными, т. е. передавали в них сюжет основного действия оперы.

Для исполнения оперы необходим большой состав музыкантов: хор, солисты, оркестр, танцоры (если в опере присутствуют хореографические номера). Создаются художественные декорации.

Оперное действие делится на акты, картины, сцены, номера. Опера состоит из речитативов (певучее декламирование), ариозо (высшая речитативная форма), песен, арий (произведение, исполняемое одним певцом), дуэтов (два певца), трио (три певца), квартетов (четыре певца), ансамблей (группа певцов) и т. д.

Разновидности оперы

Большая опера ( grand-opera )

Состоит из 5 актов и включает в себя объёмную балетную (танцевальную) часть. Большая опера как новый жанр сложилась к 1828 г. как новая «серьёзная» французская опера. До начала XX в. она оставалась наиболее популярным оперным жанром. К большой опере относятся, например, «Вильгельм Телль» Дж. Россини, «Троянцы» Г. Берлиоза (1858), «Сицилийская вечерня» Дж. Верди (1855), «Дон Карлос» Дж. Верди (1867) и др.

Комическая опера

Опера Моцарта «Свадьба Фигаро»

Она особенно была развита в XVIII — XIX вв. и оказала значительное влияния на такие музыкальные жанры, как водевиль, мюзикл и оперетта. В Италии в этом жанре создавали оперы Дж. Россини, Дж. Перголези, Н. Пиччинни, а одной из самых известных комических опер является «Фальстаф» Д. Верди. Черты комической оперы присутствуют и в операх Моцарта «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Похищение из сераля». В комической опере между музыкальными номерами допускается диалог.

Романтическая опера

Зародилась в Германии в начале XIX в. Сюжеты таких опер отличались фантастичностью и мистицизмом. К романтической оперной школе принадлежит в особенности К. Вебер («Вольный стрелок»), отчасти Р. Вагнер, «Лоэнгрин», «Тангейзер» и др.

Полу-опера ( semi -опера)

Английская барочная опера, в которой сочетаются устная драма, вокальные мизансцены и симфонические произведения. Одним из приверженцев semi-оперы считается английский композитор Генри Пёрселл (1659-1695).

Опера для детского исполнения

В этом жанре создавал оперы Б. Бриттен: «Ноев ковчег», «Маленький трубочист».

Разновидности итальянской оперы

И снова здравствуйте. Рада видеть всех на моем уроке.

Сегодня мы с вами поговорим о разновидностях оперы.

  • Классическая опера
  • Опера-балет
  • Комическая опера
  • Оперетта

Устаревшие:

  • Балладная опера
  • Опера-семисериа
  • Опера-семиа

Рассмотрим поподробнее. Напомню, что первые оперы были созданы в Италии — композиторами Пери и Монтеверди. В основе этих произведений были мифы и сюжеты древней истории. Поскольку задачей композиторов было показать «историю» посредством сольного пения, то и участвовали в этих операх в освновном солисты-вокалисты, пение которых сопровождалось музыкой небольших ансамблей.

За основу брали какую-нибудь драматическую историю, и на протяжении всего действия солисты «страдали» на сцене без хоровой поддержки, без каких-либо танцевальных номеров или пантомимы (которая активно использовалась в более ранних постановках). Ставка была на сольное пение, на виртуозность, богатство голоса и вокальной техники. Причем для этого жанра было характерно следующее деление: все, что касалось эмоций, выражалось голосом в ариях, а все, что касалось действия, — выражалось речитативом. Именно тогда появилось изумительное бельканто, о котором мы с вами еще поговорим позднее. (Бельканто — итал. bel canto, буквально — прекрасное пение.) Тогда же был сделан акцент на кастратное пение (о котором мы также поговорим впоследствии).

И в конце XVII — начале XVIII века появился жанр, который назвали Опера-Сериа (по-итальянски seria — серьёзная). Ярчайшими представителями мастеров оперы-сериа считают А. Скарлатти и Г. Генделя. В этом же стиле писали К. В. Глюк (до своей оперной реформы), В. А. Моцарт (его ранние произведения), Н. Порпора и другие. Глюку не очень нравилось отсутствие полноценного оркестра в сопровождении, простенький речитатив (на фоне виртуозных арий). И он решился реформировать жанр, придать оркестру и речитативу более весомую роль в оперном искусстве. Примером этого может служить опера (известная и сейчас) «Орфей и Эвридика». В результате этих изменений, подхваченных и развиваемых другими композиторами, опера-сериа практически исчезла как жанр, уступив место привычной нам классической опере (или просто Опере).

Сегодня в опере важно все — музыка, слова, вокал, сценические действия. Только в целостности, совокупности всех составляющих, проявляется настоящая Опера. Музыка становится не подспорьем, не сопровождением действия, а «действующим лицом», она ведет, развивает замысел композитора, становится основной движущей силой действия. И если целостность нарушается, то и опера, как особый род музыкально-драматического искусства, — утрачивается. В качестве примера очень хочется дать вам послушать небольшой кусочек из оперы «Турандот» Пуччини. Арию Калафа исполняет Франко Корелли. Вслушайтесь в это исполнение. Это один из лучших теноров, когда-либо исполнявших эту арию. Впрочем — он и один из лучших оперных певцов ХХ века.

Если в Опере появляется обилие танцевальных сцен, то такую оперу принято причислять к Опере-балету. Этот жанр получил распространение во Франции, при дворе (конец XVII — начало XVIII веков). Несмотря на то, что на сцене и пели, и танцевали, главными на сцене все же были танцевальные номера. Этому виду сопутствовали пышные декорации, не сильно связанные сюжетом картины, смесь речитатива, арий, ансамблей и т. п. Наиболее яркими представителями этого жанра считаются оперы Ж. Р. Рамо — «Галантная Европа» (1735 г.), «Празднества Гебы» (1739 г.) и др. В конце XVIII века этот жанр практически исчезает, но только для того, чтобы снова возродиться уже в XIX-м и XX-м веках. Единство танца и пения можно увидеть в таких произведениях, как «Торжество Вакха» Даргомыжского (1848), «Млада» Римского-Корсакова (1890), «Снежная королева» Раухвергера (1965), «Давид Сасунский» Оганесяна (1976), «Рождение лиры» Русселя (1925), «Театр чуде» Хенце (1948, 2-я ред. 1965), «Прусская сказка» Блахера (1950) и др.

Драматические сюжеты не давали расслабиться и отдохнуть. А публика жаждала увеселения. И композиторы все чаще писали оперы комедийного содержания (от легкой буффонады, фарса, до высокой комедии). Так появилась разновидность оперы — Комическая опера. Причем, чем меньше была оперная история в стране, тем проще и легче развивалась комическая опера. И если опера-сериа основывалась на произведениях серьезного характера, то комическая опера больше вбирала в себя все бытовое, национальное, более простое для понимания.

Подвидами этой оперы можно считать Оперу-буффа, Зингшпиль и Оперу-семисериа.

Опера-буффа (итал. opera buffa — комич. опера) — итальянская разновидность комической оперы, сложившаяся в 30-е гг. XVIII в. Это в основном итальянские — венецианские и неаполитанские комедии с музыкой, часто — небольшие произведения (интермедии), которые вставляли между актами оперы-сериа (не иначе как для того, чтобы слушатель мог расслабиться и отдохнуть на менее серьезной музыке). Родоначальником этого жанра принято считать Дж. Б. Перголези с его «Служанкой-госпожой» (1733 г.).

В отличие от оперы-сериа, на сцене присутствовали два-три певца, разыгрывающих легкую, подвижную, веселую комедию. В дальнейшем жанр включил в себя романтические, лирические сцены, которые не отменяли основного комедийного действия, а лишь подчеркивали его. Дж. Паизиелло ставит «Севильский цирюльник» (1782 г.) и «Мельничиху» (1788 г.), Д. Чимароза пишет «Тайный брак» (1792 г.). Это уже не маленькие легкие истории, а развернутые сюжеты, наполненные интригами, сатирой, бытовыми или сказочными сценами. Именно к этому жанру можно причислить всем известную Дж. Россини «Севильский цирюльник» (1816 г.).

Ария Фигаро в исполнении Георга Отса:

В XX-м веке этим жанром увлекались С. С. Прокофьев («Любовь к трем апельсинам» и «Обручение в монастыре») и И. Ф. Стравинский («Мавра»). В Германии и Австрии появилась своя разновидность комической оперы — Зингшпиль (нем. Singspiel, от singen — петь и Spiel — игра). Эта разновидность характеризовалась обилием разговорных диалогов между музыкой. Основоположником этого направления считается музыкальная комедия «Чёрт на свободе» с музыкой Й. Г. Штандфуса (1752 г.), поставленная в Лейпциге. Комедия была написана под влиянием английской балладной оперы, о которой я расскажу чуть позже. И опере этого типа ближе музыкальные спектакли, пение в которых скорее сопровождает действие, нежели является основой. Чаще всего это были обработки народных песен, баллад, романтических произведений. В дальнейшем эти направления привели к появлению таких произведений, как «Свадьба Фигаро» и «Волшебная Флейта» В. А. Моцарта.

Арию из «Свадьбы Фигаро» я предлагаю послушать в исполнении Муслима Магомаева:

Опера-семисериа (итал. opera semiseria, буквально — полусерьёзная опера) — жанровая разновидность оперы, занимающая промежуточное положение между оперой-сериа и оперой-буффа. Этот жанр выделяют для себя музыковеды и знатоки, ибо четкой градации этого жанра нет: по сути, серьезная опера с более легкими вставками или комическая опера с серьезными вставками — это и есть опера-семисериа. К этому жанру относят некоторые оперы А. Скарлатти, Дж. Паизиелло и других композиторов второй половины XVIII-го века. «Дон Жуан» Моцарта иногда так же причисляется знатоками к этому жанру. В более современных произведениях влияние этого жанра можно увидеть в операх Дж. Пуччини и П. Масканьи.

Балладная опера (англ. ballad opera) ныне — исчезнувший, а точнее, переродившийся жанр. Появилась она в Англии, получила распространение в XVIII-м веке. Из Англии она распространилась по странам Европы — Италия, Франция, Испания, Германия. Изначально балладная опера основывалась на народной музыке — английской, шотландской, ирландской баллад. Переработанные баллады вошли в балладную оперу в качестве отдельных музыкальных номеров. В основном эта опера представляла собой комедию, чаще даже сатиру, в которой высмеивались аристократические нравы. Иногда балладная опера являлась пародией на Оперу-сериа.

В балладной опере на сцене пели, плясали, разговаривали — и все это на основе фольклора или псевдофольклора (современные сочинения в народном стиле). Иногда в такую оперу включали отрывки из сочинений известных национальных композиторов. Первым классическим образцом балладной оперы была «Опера нищих» на текст Дж. Гея с музыкой Дж. Пепуша, который аранжировал популярные народные песни, добавил несколько музыкальных номеров своего сочинения и написал увертюру. Это произведение включало пародии на отдельные номера из итальянских опер Г. Ф. Генделя.

Сегодня произведения этого жанра не услышать. Но! Если вы заглянете в репертуар театров, то в некоторых из них вы можете встретить «Трехгрошовую оперу», которая по сути является переделкой той самой «Оперы нищих». Пели в таких постановках уже далеко не виртуозы пения, назвать это «оперой» очень сложно. Но как музыкальный спектакль — это очень даже интересное зрелище! Вы можете убедиться в этом сами, послушав одну из известнейших песен этого спектакля в исполнении Андрея Миронова.

Для неспециалистов все эти жанры можно разделить, наверное, просто на два: классическая опера и комическая, со всеми ее разновидностями. И если классическая опера и сейчас исполняется только на оперной сцене, то комическая сильно раздробилась на жанры и для нас интересно еще одно ее направление, которое мы еще не рассмотрели, и которое обычно рассматривается как отдельный жанр.

Оперетта (итал. operetta, уменьшительное от opera; буквально — маленькая опера)

Изначально, с XVII-го до середины XIX-го века, оперетта являлась просто небольшой оперой. Этим термином могли назвать любую из разновидностей комической оперы. Это могла быть небольшая бытовая комедия, пастораль, небольшие одноактные сочинения лирико-бытового плана. Сейчас же для нас это один из видов музыкального театра. По сути, оперетта — это музыкально-сценическое представление, в котором музыкально-вокальные номера и музыкально-хореографические номера разбавляются разговорными сценами (не напевными, не речитативом, а просто в виде разговора). Главное отличие от оперы — простота. Более простые и понятные мелодии, танцы, песни. Главное сходство — музыка, танцы, речь — едины и служат развитию действия, утверждению идеи произведения. Целостность произведения тут важна так же, как и в классической опере. В системе видов искусства оперетта занимает среднее положение между оперным и драматическим театром.

Оперетта, как самостоятельная разновидность музыкального искусства, выделилась во Франции в середине XIX-го века. Композиторы Ф. Эрве и Оффенбах открыли два театра музыкально-сценической пародии и миниатюр («Фоли нувель» — 1854 г. и «Буфф-Паризьен» — 1855 г.). Пожалуй, именно этот момент можно считать моментом рождения оперетты в нашем понимании. И если оперу воспринимают немногие, то оперетту слушали, наверное, большинство из вас. Или смотрели по телевидению. Помните замечательные советские фильмы-оперетты «Сильва», «Летучая мышь», «Фиалки Монмартра»? Кальман, Штраус, Легар, Абрахам, — это, пожалуй, самые известные композиторы, имена которых слышали наверняка все.

В качестве примера я хочу привести сразу два варианта исполнения одного и того же отрывка из оперетты Имре Кальмана «Сильва» — «Песенку Бони».

Первый — на языке оригинала — исполняет Карой Пеллер (Károly Peller):

Второй вариант этой же песни — в исполнении Сергея Лазарева. На протяжении восьми недель я наблюдала за проектом «Призрак Оперы» по нашему телевидению, где попсовиков и эстрадников «учили» петь оперные произведения. Надо отметить, что некоторые вполне успешно учились и результат показался мне вполне достойным того, чтобы дать вам его для знакомства. Просто как пример, что и попсовики не безнадежны, если с ними позаниматься и дать им действительно хороший материал для исполнения!

В качестве домашнего задания я попрошу вас рассмотреть следующие вопросы:

  1. На ваш взгляд, можно ли вводить жесткую классификацию произведений по разновидностям оперы, или же их можно только условно причислить к одной из них? Обоснуйте ответ.
  2. Если сравнивать оперу и оперетту, можно ли сказать, что в опере требуются более выносливые физически люди? Нужен ли там более сильный голос? Может ли оперный певец исполнять арии оперетт и наоборот? Не пользуйтесь заклинанием «яндексищи», отвечайте своими мыслями.
  3. Во время второй мировой многие композиторы Европы переехали в Америку. Но в Америке царили свои законы, своя музыка. И в результате на основе оперетты возник новый жанр, тот, что намного проще экранизировать и ставить на Бродвее. Какой? Есть ли у него кардинальные отличия от оперетты? Приведите парочку примеров.
  4. В связи с появлением новых музыкальных жанров, называемых иногда «музыкой протеста» (особенно в СССР), возник новый подвид оперы. Какой? Знаете ли вы примеры современной оперы, написанной не классическими композиторами, а в рамках этого нового музыкального жанра? Хотя бы парочку примеров, как западной *-оперы, так и русской *-оперы.

На самом деле, рассказывать можно намного больше, чем я сегодня. Но предлагаю это оставить или на курсовые, или на обсуждение в виде семинара.

Виды оперы: история и особенности

Как вид театрального искусства, опера ведет свою историю с рубежа XVII-XVIII веков, где она сформировалась как аристократическое развлечение. С тех пор этот жанр совершенствовался, неоднократно изменился и в конце концов разделился на множество различных видов, о которых и пойдет речь в данной статье.

Что такое опера?

В первую очередь следует определить, чем является опера – вид искусства. Это музыкально-драматическое произведение, которое основано на соединении трех искусств – слова, музыки и театрального действа. Драматические тексты в опере не проговариваются, а поются под инструментальный аккомпанемент. Кроме этого, обычно присутствуют музыкальные интерлюдии, а перерывы в сюжете заполняются балетными сценами.

Самое первое сочинение в этом жанре было написано в 1600 году по мотиву известной легенды о певце Орфее и его возлюбленной Эвридике.

Основными очагами развития оперы как вида искусства в целом, а также становления многочисленных ее разновидностей стали в первую очередь Италия и Франция.

Серьезная опера

Итак, одним из основных видов оперы в музыке является так называемая «серьезная» опера. Она возникла в Италии в конце XVII века у композиторов неаполитанской школы. Среди основных тем этих произведения – мифологические и историко-героические. «Серьезные» оперы отличались особенным пафосом, пышными выразительными костюмами. Преобладали продолжительные арии солистов, в которых они выражали каждую, даже самую малейшую эмоцию персонажа, мастерски вокализируя. Функции слова и музыки были четко и ясно разделены.

Известными композиторами жанра opera seria были Алессандро Скарлатти, Глюк, Сальери, Гендель и многие другие.

Комическая опера

Как и многие другие виды оперы, комическая опера берет начало в Италии в XVII веке. Она противопоставляется «скучной» серьезной опере и обладает совершенно другими чертами: малыми масштабами, преобладанием диалогов, совсем небольшим количеством персонажей, использованием комических приемов. Этот вид оперы стал гораздо более демократичным и реалистическим, нежели опера «сериа».

Разные страны давали комической опере свои названия – так, в Италии ее называли опера-буффа, в Англии – балладная опера, в Германии – зингшпиль, а в Испании она обозначалась как тонадилья. Соответственно, каждая разновидность обладала юмором с оттенком национального колорита.

Среди итальянских композиторов в жанре опера-буффа работали Перголези и Россини, во Франции этим занимались Монсиньи и Гретри, а среди англичан наиболее известны Салливан и Гилберт.

Полусерьезная опера

Между серьезной и комической оперой находится жанр полусерьезной оперы (так называемая опера-семисерия), отличительной чертой которой была драматическая сюжетная линия, оканчивающаяся счастливым финалом. Появилась она в Италии ближе к концу XVIII века. Особенного развития этот вид оперы так и не получил.

Большая опера

Этот оперный жанр (grand opera) по своему происхождению является французским, возник он в первой половине XIX века. Как следует из названия, для большой оперы характерна масштабность (4 или 5 актов, значительное количество исполнителей, участие танцоров и многочисленного хора), монументальность, использование историко-героических сюжетов и внешних декоративных эффектов. Обязательным было присутствие танцевального акта. Известными представителями жанра были композиторы Спонтини, Верди и Обер.

Романтическая опера

Возникла она в Германии XIX века. Ее появление связано с общим течением романтизма, охватившим Германию в конце предыдущего столетия, но в музыкальном искусстве романтические тенденции проявились на несколько десятилетий позже. Этому течению свойственно, в частности, поднятие национального духа, что проявилось и в опере.

К этому жанру относятся все произведения, написанные на романтический сюжет с налетом мистики и фантастичности. Оперы этого вида сочиняли Вебер, Шпор, отчасти – Вагнер.

Опера-балет

Иначе эта разновидность называлась французским придворным балетом, и берет свое начало, как следует из названия, во Франции начала XVIII века. В основном, опера-балет создавалась для разнообразных празднеств королевского двора. Произведения отличались пышностью и яркостью декораций и состояли из нескольких небольших сцен, никак не связанных между собой по сюжету. Здесь опера как вид театра проявилась, пожалуй, ярче всего.

Наибольшую выразительность и характерность опере-балету придал французский композитор Жан-Филипп Рамо, который также добавил несколько легковесному жанру высокий драматизм.

Жанр изжил себя достаточно скоро, поскольку функции его были достаточно специфичны и зависимы от места проведения. Несмотря на то, что отдельные образцы оперы-балета появляются вплоть до XX века, опера и балет все же являются отдельными видами музыкально-театрального искусства.

Оперетта

Значительно менее масштабным жанром оперы были оперетты – маленькие произведения с незатейливым забавным сюжетом, любовной и сатирической линией, а также простой, хорошо запоминающейся музыкой. «Маленькая опера» возникла во Франции ближе к концу XIX века.

Встречаются разнообразные по характеру сюжета и содержанию оперетты – чаще всего они носят лирические и комедийные оттенки. Возникают определенные сложности с определением этого жанра, поскольку строгие рамки, которые разграничивали бы, например, оперетту и оперу-буффа, отсутствуют.

Это далеко не все виды оперы, существующие на данный момент. Как уже было сказано, некоторые из разновидностей исчезли, а в новом синкретичном театральном искусстве зарождаются новые, еще не названные жанры.

Разновидности оперы.

Оперой называют сценическое представление (итал. работа), которое сочетает в себе музыку, тексты, костюмы и декорации, объединенные одним сюжетом (историей). В большинстве опер текст исполняется только пением, без разговорной линии.

Рождение оперы относят к эпохе Возрождения. В 1573 году в Италии собралось сообщество творческой интеллигенции, состоящее из музыкантов, литераторов и театралов, рассматривающее различные аспекты музыкально-театрального искусства, основным из которых было стремление возродить древнегреческую драму. Эта группа известна как «Флорентийская камерата», их цель была в том, чтобы исполнители пели свои роли, а не просто произносили их. Так в конце XVI века опера как жанр обрела современную форму.

Изначально опера была искусством только для аристократии и высшего сословия, но вскоре стала более демократичной. Венеция была центром музыкальной деятельности, в 1637 году в ней был построен первый общественный оперный театр. В скором времени опера распространилась по всей Европе, а впоследствии и по всему миру, обогащаясь национальными и культурными традициями разных народов, впитывая в себя их театральные и музыкальные особенности.

Для создания оперы требуется очень много времени и человеческих усилий. Писатели, либреттисты (драматурги, которые пишут либретто или адаптируют текст), композиторы, костюмеры и декораторы, дирижеры, певцы, танцоры, музыканты, суфлеры (человек, подсказывающий текст), продюсеры, режиссеры и многие другие специалисты работают в тесном творческом союзе для того, чтобы опера приняла свою окончательную форму и увидела премьеру.

Для оперы созданы свои стили/виды пения, такие как:

речитатив — имитация структуры и ритма речи,
ария — сольное мелодичное пение, выражающее чувства героя, противопоставление (контраст) хоровому пению,
бельканто — от итальянского «прекрасное пение», технически совершенное, иногда в ущерб драматической составляющей,
кастрат
— в период барокко мальчиков кастрировали до достижения ими половой зрелости, чтобы избежать углубления голоса. Много главных партий в операх того времени написаны для кастратов.

Типы оперы.

Комическая опера — очень лёгкая комедийная опера, не затрагивающая серьёзных и непростых тем, всегда со счастливым концом. Некоторые из форм комической оперы это оперетта и опера-буффа. В этом виде музыкально-театрального искусства зачастую музыкальные номера чередуются с разговорными диалогами. В качестве примеров комической оперы можно привести «Госпожа-служанка» (La serva padrona) Джованни Баттисты Перголези и «Летучая мышь» (Die Fledermaus) Иоганна Штрауса.
Во Франции разновидностью комической оперы является опера комик (comique), но основным отличием является то, что Опера комик не всегда лёгкая и смешная, зачастую с трагическим финалом, самым известным примером является трагическая «Кармен» (Carmen) Жоржа Бизе.

Опера-серия (серьёзная опера) — также известна как неаполитанская опера из-за истории своего происхождения и влияния на ее развитие неаполитанской школы. Часто сюжет имеет историческую или сказочную направленность и посвящен каким-либо героическим личностям или мифическим героям и древним богам, отличительной особенностью является преобладание сольного исполнения в стиле бельканто, а также ясно выражено разделение функций сценического действия (текста) и самой музыки. Примерами являются «Милосердие Тита» (La Clemenza di Tito) Вольфганга Амадея Моцарта и «Риналдо» (Rinaldo) Георга Фридриха Генделя.

Полусерьёзная опера (опера-семисерия) — жанр итальянской оперы с серьезной историей и счастливым концом. В отичие от трагической оперы или мелодрамы, в этом типе присутствует хотя бы один комический персонаж. Одним из наиболее известных примеров оперы-семисерии является «Линда из Шамуни» (Linda di Chamounix) Гаэтано Доницетти, а также «Сорока-воровка» (La gazza ladra) Джоаккино Россини.

Большая опера (гранд) — возникла в Париже в XIX веке, название говорит само за себя — крупномасштабное впечатляющее действие в четыре иля пять актов с большим количеством исполнителей, оркестром, хором, балетом, красивыми костюмами и декорациями. Одними из ярких представителей большой оперы являются «Роберт-дьявол» (Robert le Diable) Джакомо Мейербера и «Ломбардцы в крестовом походе» («Иерусалим») Джузеппе Верди.

Веристская опера (от итал. verismo) — реализм, правдивость. Этот тип оперы возник в конце XIX века. Большинство персонажей этого типа оперы являются обычными людьми (в отличии от мифических и героических личностей) с их проблемами, чувствами и отношениями, сюжеты нередко строятся на каждодневных делах и заботах, показаны картины повседневного быта. Веризм ввел в оперу такой творческий приём, как калейдоскопическая смена событий, предвосхищающий «кадровый» монтаж кино, и применение в текстах прозы вместо поэзии. Образцами веризма в опере являются «Паяцы» (Pagliacci) Руджеро Леонкавалло и «Мадам Баттерфлай» (Madama Butterfly) Джакомо Пуччини.

Разновидности итальянской оперы

И снова здравствуйте. Рада видеть всех на моем уроке.

Сегодня мы с вами поговорим о разновидностях оперы.

  • Классическая опера
  • Опера-балет
  • Комическая опера
  • Оперетта

Устаревшие:

  • Балладная опера
  • Опера-семисериа
  • Опера-семиа

Рассмотрим поподробнее. Напомню, что первые оперы были созданы в Италии — композиторами Пери и Монтеверди. В основе этих произведений были мифы и сюжеты древней истории. Поскольку задачей композиторов было показать «историю» посредством сольного пения, то и участвовали в этих операх в освновном солисты-вокалисты, пение которых сопровождалось музыкой небольших ансамблей.

За основу брали какую-нибудь драматическую историю, и на протяжении всего действия солисты «страдали» на сцене без хоровой поддержки, без каких-либо танцевальных номеров или пантомимы (которая активно использовалась в более ранних постановках). Ставка была на сольное пение, на виртуозность, богатство голоса и вокальной техники. Причем для этого жанра было характерно следующее деление: все, что касалось эмоций, выражалось голосом в ариях, а все, что касалось действия, — выражалось речитативом. Именно тогда появилось изумительное бельканто, о котором мы с вами еще поговорим позднее. (Бельканто — итал. bel canto, буквально — прекрасное пение.) Тогда же был сделан акцент на кастратное пение (о котором мы также поговорим впоследствии).

И в конце XVII — начале XVIII века появился жанр, который назвали Опера-Сериа (по-итальянски seria — серьёзная). Ярчайшими представителями мастеров оперы-сериа считают А. Скарлатти и Г. Генделя. В этом же стиле писали К. В. Глюк (до своей оперной реформы), В. А. Моцарт (его ранние произведения), Н. Порпора и другие. Глюку не очень нравилось отсутствие полноценного оркестра в сопровождении, простенький речитатив (на фоне виртуозных арий). И он решился реформировать жанр, придать оркестру и речитативу более весомую роль в оперном искусстве. Примером этого может служить опера (известная и сейчас) «Орфей и Эвридика». В результате этих изменений, подхваченных и развиваемых другими композиторами, опера-сериа практически исчезла как жанр, уступив место привычной нам классической опере (или просто Опере).

Сегодня в опере важно все — музыка, слова, вокал, сценические действия. Только в целостности, совокупности всех составляющих, проявляется настоящая Опера. Музыка становится не подспорьем, не сопровождением действия, а «действующим лицом», она ведет, развивает замысел композитора, становится основной движущей силой действия. И если целостность нарушается, то и опера, как особый род музыкально-драматического искусства, — утрачивается. В качестве примера очень хочется дать вам послушать небольшой кусочек из оперы «Турандот» Пуччини. Арию Калафа исполняет Франко Корелли. Вслушайтесь в это исполнение. Это один из лучших теноров, когда-либо исполнявших эту арию. Впрочем — он и один из лучших оперных певцов ХХ века.

Если в Опере появляется обилие танцевальных сцен, то такую оперу принято причислять к Опере-балету. Этот жанр получил распространение во Франции, при дворе (конец XVII — начало XVIII веков). Несмотря на то, что на сцене и пели, и танцевали, главными на сцене все же были танцевальные номера. Этому виду сопутствовали пышные декорации, не сильно связанные сюжетом картины, смесь речитатива, арий, ансамблей и т. п. Наиболее яркими представителями этого жанра считаются оперы Ж. Р. Рамо — «Галантная Европа» (1735 г.), «Празднества Гебы» (1739 г.) и др. В конце XVIII века этот жанр практически исчезает, но только для того, чтобы снова возродиться уже в XIX-м и XX-м веках. Единство танца и пения можно увидеть в таких произведениях, как «Торжество Вакха» Даргомыжского (1848), «Млада» Римского-Корсакова (1890), «Снежная королева» Раухвергера (1965), «Давид Сасунский» Оганесяна (1976), «Рождение лиры» Русселя (1925), «Театр чуде» Хенце (1948, 2-я ред. 1965), «Прусская сказка» Блахера (1950) и др.

Драматические сюжеты не давали расслабиться и отдохнуть. А публика жаждала увеселения. И композиторы все чаще писали оперы комедийного содержания (от легкой буффонады, фарса, до высокой комедии). Так появилась разновидность оперы — Комическая опера. Причем, чем меньше была оперная история в стране, тем проще и легче развивалась комическая опера. И если опера-сериа основывалась на произведениях серьезного характера, то комическая опера больше вбирала в себя все бытовое, национальное, более простое для понимания.

Подвидами этой оперы можно считать Оперу-буффа, Зингшпиль и Оперу-семисериа.

Опера-буффа (итал. opera buffa — комич. опера) — итальянская разновидность комической оперы, сложившаяся в 30-е гг. XVIII в. Это в основном итальянские — венецианские и неаполитанские комедии с музыкой, часто — небольшие произведения (интермедии), которые вставляли между актами оперы-сериа (не иначе как для того, чтобы слушатель мог расслабиться и отдохнуть на менее серьезной музыке). Родоначальником этого жанра принято считать Дж. Б. Перголези с его «Служанкой-госпожой» (1733 г.).

В отличие от оперы-сериа, на сцене присутствовали два-три певца, разыгрывающих легкую, подвижную, веселую комедию. В дальнейшем жанр включил в себя романтические, лирические сцены, которые не отменяли основного комедийного действия, а лишь подчеркивали его. Дж. Паизиелло ставит «Севильский цирюльник» (1782 г.) и «Мельничиху» (1788 г.), Д. Чимароза пишет «Тайный брак» (1792 г.). Это уже не маленькие легкие истории, а развернутые сюжеты, наполненные интригами, сатирой, бытовыми или сказочными сценами. Именно к этому жанру можно причислить всем известную Дж. Россини «Севильский цирюльник» (1816 г.).

Ария Фигаро в исполнении Георга Отса:

В XX-м веке этим жанром увлекались С. С. Прокофьев («Любовь к трем апельсинам» и «Обручение в монастыре») и И. Ф. Стравинский («Мавра»). В Германии и Австрии появилась своя разновидность комической оперы — Зингшпиль (нем. Singspiel, от singen — петь и Spiel — игра). Эта разновидность характеризовалась обилием разговорных диалогов между музыкой. Основоположником этого направления считается музыкальная комедия «Чёрт на свободе» с музыкой Й. Г. Штандфуса (1752 г.), поставленная в Лейпциге. Комедия была написана под влиянием английской балладной оперы, о которой я расскажу чуть позже. И опере этого типа ближе музыкальные спектакли, пение в которых скорее сопровождает действие, нежели является основой. Чаще всего это были обработки народных песен, баллад, романтических произведений. В дальнейшем эти направления привели к появлению таких произведений, как «Свадьба Фигаро» и «Волшебная Флейта» В. А. Моцарта.

Арию из «Свадьбы Фигаро» я предлагаю послушать в исполнении Муслима Магомаева:

Опера-семисериа (итал. opera semiseria, буквально — полусерьёзная опера) — жанровая разновидность оперы, занимающая промежуточное положение между оперой-сериа и оперой-буффа. Этот жанр выделяют для себя музыковеды и знатоки, ибо четкой градации этого жанра нет: по сути, серьезная опера с более легкими вставками или комическая опера с серьезными вставками — это и есть опера-семисериа. К этому жанру относят некоторые оперы А. Скарлатти, Дж. Паизиелло и других композиторов второй половины XVIII-го века. «Дон Жуан» Моцарта иногда так же причисляется знатоками к этому жанру. В более современных произведениях влияние этого жанра можно увидеть в операх Дж. Пуччини и П. Масканьи.

Балладная опера (англ. ballad opera) ныне — исчезнувший, а точнее, переродившийся жанр. Появилась она в Англии, получила распространение в XVIII-м веке. Из Англии она распространилась по странам Европы — Италия, Франция, Испания, Германия. Изначально балладная опера основывалась на народной музыке — английской, шотландской, ирландской баллад. Переработанные баллады вошли в балладную оперу в качестве отдельных музыкальных номеров. В основном эта опера представляла собой комедию, чаще даже сатиру, в которой высмеивались аристократические нравы. Иногда балладная опера являлась пародией на Оперу-сериа.

В балладной опере на сцене пели, плясали, разговаривали — и все это на основе фольклора или псевдофольклора (современные сочинения в народном стиле). Иногда в такую оперу включали отрывки из сочинений известных национальных композиторов. Первым классическим образцом балладной оперы была «Опера нищих» на текст Дж. Гея с музыкой Дж. Пепуша, который аранжировал популярные народные песни, добавил несколько музыкальных номеров своего сочинения и написал увертюру. Это произведение включало пародии на отдельные номера из итальянских опер Г. Ф. Генделя.

Сегодня произведения этого жанра не услышать. Но! Если вы заглянете в репертуар театров, то в некоторых из них вы можете встретить «Трехгрошовую оперу», которая по сути является переделкой той самой «Оперы нищих». Пели в таких постановках уже далеко не виртуозы пения, назвать это «оперой» очень сложно. Но как музыкальный спектакль — это очень даже интересное зрелище! Вы можете убедиться в этом сами, послушав одну из известнейших песен этого спектакля в исполнении Андрея Миронова.

Для неспециалистов все эти жанры можно разделить, наверное, просто на два: классическая опера и комическая, со всеми ее разновидностями. И если классическая опера и сейчас исполняется только на оперной сцене, то комическая сильно раздробилась на жанры и для нас интересно еще одно ее направление, которое мы еще не рассмотрели, и которое обычно рассматривается как отдельный жанр.

Оперетта (итал. operetta, уменьшительное от opera; буквально — маленькая опера)

Изначально, с XVII-го до середины XIX-го века, оперетта являлась просто небольшой оперой. Этим термином могли назвать любую из разновидностей комической оперы. Это могла быть небольшая бытовая комедия, пастораль, небольшие одноактные сочинения лирико-бытового плана. Сейчас же для нас это один из видов музыкального театра. По сути, оперетта — это музыкально-сценическое представление, в котором музыкально-вокальные номера и музыкально-хореографические номера разбавляются разговорными сценами (не напевными, не речитативом, а просто в виде разговора). Главное отличие от оперы — простота. Более простые и понятные мелодии, танцы, песни. Главное сходство — музыка, танцы, речь — едины и служат развитию действия, утверждению идеи произведения. Целостность произведения тут важна так же, как и в классической опере. В системе видов искусства оперетта занимает среднее положение между оперным и драматическим театром.

Оперетта, как самостоятельная разновидность музыкального искусства, выделилась во Франции в середине XIX-го века. Композиторы Ф. Эрве и Оффенбах открыли два театра музыкально-сценической пародии и миниатюр («Фоли нувель» — 1854 г. и «Буфф-Паризьен» — 1855 г.). Пожалуй, именно этот момент можно считать моментом рождения оперетты в нашем понимании. И если оперу воспринимают немногие, то оперетту слушали, наверное, большинство из вас. Или смотрели по телевидению. Помните замечательные советские фильмы-оперетты «Сильва», «Летучая мышь», «Фиалки Монмартра»? Кальман, Штраус, Легар, Абрахам, — это, пожалуй, самые известные композиторы, имена которых слышали наверняка все.

В качестве примера я хочу привести сразу два варианта исполнения одного и того же отрывка из оперетты Имре Кальмана «Сильва» — «Песенку Бони».

Первый — на языке оригинала — исполняет Карой Пеллер (Károly Peller):

Второй вариант этой же песни — в исполнении Сергея Лазарева. На протяжении восьми недель я наблюдала за проектом «Призрак Оперы» по нашему телевидению, где попсовиков и эстрадников «учили» петь оперные произведения. Надо отметить, что некоторые вполне успешно учились и результат показался мне вполне достойным того, чтобы дать вам его для знакомства. Просто как пример, что и попсовики не безнадежны, если с ними позаниматься и дать им действительно хороший материал для исполнения!

В качестве домашнего задания я попрошу вас рассмотреть следующие вопросы:

  1. На ваш взгляд, можно ли вводить жесткую классификацию произведений по разновидностям оперы, или же их можно только условно причислить к одной из них? Обоснуйте ответ.
  2. Если сравнивать оперу и оперетту, можно ли сказать, что в опере требуются более выносливые физически люди? Нужен ли там более сильный голос? Может ли оперный певец исполнять арии оперетт и наоборот? Не пользуйтесь заклинанием «яндексищи», отвечайте своими мыслями.
  3. Во время второй мировой многие композиторы Европы переехали в Америку. Но в Америке царили свои законы, своя музыка. И в результате на основе оперетты возник новый жанр, тот, что намного проще экранизировать и ставить на Бродвее. Какой? Есть ли у него кардинальные отличия от оперетты? Приведите парочку примеров.
  4. В связи с появлением новых музыкальных жанров, называемых иногда «музыкой протеста» (особенно в СССР), возник новый подвид оперы. Какой? Знаете ли вы примеры современной оперы, написанной не классическими композиторами, а в рамках этого нового музыкального жанра? Хотя бы парочку примеров, как западной *-оперы, так и русской *-оперы.

На самом деле, рассказывать можно намного больше, чем я сегодня. Но предлагаю это оставить или на курсовые, или на обсуждение в виде семинара.

Читайте далее: