Рафаэль санти из урбино
Рафаэль Санти
Биография
Итальянский художник эпохи Ренессанса, гениальный график и мастер архитектурных решений, Рафаэль Санти впитал опыт умбрийской школы живописи. В его полотнах, как в зеркале, отразились идеалы Возрождения. Мир стал добрее и чище, когда на него посмотрели глаза рафаэлевских мадонн – Сикстинской, Конестабиле, Пасадинской, Орлеанской.
Детство и юность
Живописец родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Отец Джованни деи Санти работал придворным художником герцога, мать Марджи Чарла растила сына и вела домашнее хозяйство. Семья Рафаэля располагала средствами для оплаты кормилицы, но Джованни настоял, чтобы супруга выкормила малыша самостоятельно. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Отец заметил это, когда брал мальчика в замок, где работали мэтры, виртуозно владевшие кистью, – герцог привечал искусство, выделяя художников.
Портреты Рафаэля Санти
Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев, известные каждому итальянцу. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его, и Уччелло с Синьорелли. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Его мадонны и портреты любимых женщин словно светятся материнской любовью, которой художник недополучил в детстве.
Памятник Рафаэлю Санти
Вскоре в доме появилась мачеха Бернардина, для которой сын мужа был чужим ребенком. В 12 художник остался круглым сиротой. Уже тогда подросток демонстрировал удивительное мастерство, и его определили в мастерскую художника Пьетро Перуджино. Живописец учил мальчика до тех пор, пока искушенные знатоки перестали отличать копии Рафаэля от полотен Перуджино. Санти как губка впитывал опыт учителей и оставил позади всех учеников, при этом не заносился и дружил с ними.
Живопись
В 1504 году 21-летний Рафаэль Санти очутился во Флоренции: молодой живописец переехал в колыбель Возрождения следом за Перуджино. Переезд благотворно сказался на карьере и мастерстве юноши – учитель познакомил Рафаэля с именитыми живописцами, скульпторами и архитекторами. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Флорентийский период художника подарил миру 20 рафаэлевских мадонн с младенцами, в которых Санти вложил всю тоску о матери.
Картина Рафаэля Санти «Сон рыцаря»
Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». На последнем полотне, которое сейчас хранится в музее французского города Шантийи, изображены богини Невинность, Красота и Любовь, держащие в руках золотые шары – символы совершенства. В ранних полотнах Рафаэля Санти прослеживается влияние учителя, но через 2-3 года художник демонстрирует авторский стиль.
Картина Рафаэля Санти «Три грации»
С 1508 года живописец живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Наслышанный о юноше священник пригласил Санти расписать станцы – парадные помещения Ватиканского дворца. Увидев эскиз фрески Рафаэля, Юлий II пришел в такой восторг, что отдал живописцу все поверхности, приказав убрать старые рисунки. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Станцы Рафаэля – это четыре зала величиной 6 на 9 метров, в каждом из которых по четыре фресковых композиции. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам.
Станцы Рафаэля Санти в Ватикане
Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Занявший место умершего Юлия II папа Лев X в 1514 году назначил Санти главным архитектором и хранителем ценностей. Рафаэль построил Базилику Святого Петра, внеся изменения в первоначальный замысел умершего предшественника Донато Браманте, сделал перепись памятников Древнего Рима. Гению мастера принадлежат Церковь Сант-Элиджо-дельи-Oрефичи, Капелла Киджи, Дворец Видони-Каффарелли.
Картина Рафаэля Санти «Афинская школа» («Философские беседы»)
В Риме Рафаэль Санти продолжил галерею мадонн, доведя количество полотен до 42. Они так же трогательны, и прелесть материнства просвечивает в глазах, руках, каждой линии одежд. Но в римской галерее мадонн с младенцами уже виден авторский почерк живописца, индивидуальность. Лики женщин чувственны, в глазах тревога за ребенка. Усложняются пейзажные композиции на втором плане, внося смысловые оттенки в картину.
Искусствоведы указывают на превалирующий в ранних изображениях мадонн стиль кватроченто: фигуры фронтальны и скованны, лица торжественно-отвлеченные, взгляд спокоен. Кватроченто размывается чувственностью во флорентийский период, а римские мадонны написаны в зарождающемся стиле барокко.
Дом-музей Рафаэля Санти
В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Искусствоведы не уверены, что полотно рисовал Рафаэль: есть мнение, что оно принадлежит кисти его отца, изобразившего жену с маленьким сыном. На картине мадонна повернута к зрителю профилем, глаза устремлены на книгу, руки нежно прикасаются к сыну. Работа датируется 1498 годом. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Она хранится во флорентийской галерее Уффици.
Картина Рафаэля Санти «Мадонна Грандука»
По рентгеновскому снимку полотна ученые определили, что верхний слой нанесен спустя столетие после того, как Рафаэль Санти написал картину. Искусствоведы сходятся во мнении, что художник Карло Дольчи, владелец полотна, нанес темный фон, так как считал его соответствующим религиозным обрядам. «Мадонна Грандука» находится в галерее Флоренции.
«Мадонна Конестабиле» – ранняя работа 20-летнего художника, написанная в Умбрии в 1502-04 годах. Это неоконченная миниатюра, завершить которую Рафаэль не успел из-за переезда во Флоренцию. Ее второе название — «Мадонна с книгой». Богоматерь с грустью смотрит на улыбающегося младенца, взявшегося рукой за книгу (предположительно Священное Писание).
Картина Рафаэля Санти «Мадонна Конестабиле»
В 1871 году царь Александр II купил миниатюру для жены. Спустя 10 лет картину перевели с дерева на холст, качество изображения пострадало. Зато под верхним слоем обнаружили, что первоначально в руке мадонны была не книга, а гранат – символ пролитой крови Христа. Огромную ценность представляет рама: она одного возраста с картиной и предположительно сделана по эскизу самого Рафаэля Санти.
«Мадонна с щеглом» – еще один шедевр Рафаэля, созданный в ранний, флорентийский период. Она написана Санти по заказу друга-купца как свадебный подарок. Деревянное полотно сильно пострадало при обрушении купеческого дома: на рентгеновском снимке видно 17 элементов, из которых она собрана.
Картина Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна»
Знаменитая «Сикстинская Мадонна» (Дрезденская галерея) нарисована в Риме. Образ Богоматери Рафаэль Санти рисовал с 17-летней натурщицы Маргариты Лути. На полотне Мария спускается с облаков с младенцем, чей взгляд не по-детски серьезен. Встречают Богоматерь с Иисусом папа Сикст II и Святая Варвара. Внизу полотна два ангела возле гробовой крышки.
Еще одна Богоматерь с младенцем – «Мадонна Альба», нарисованная Рафаэлем в Риме, на пике творческого расцвета. До 1931 года картина была собственностью Эрмитажа, но в 30-х ее приобрела Национальная галерея искусств США. В России полотно оказалось в 1836 году: Николай I купил «Мадонну Альба» за 14000 фунтов.
Картина Рафаэля Санти «Донна Велата» («Дама с вуалью»)
Рафаэль Санти писал не только картины религиозной тематики, живописец известен и как портретист. Знаменитая работа – «Портрет папы Юлия II». Взгляд и лицо священника настолько живые, что, глядя на полотно, создается впечатление, что смотришь на живого человека.
Полотна «Дама с вуалью, или Донна Велата» и «Портрет молодой женщины, или Форнарина» мастер создал в Риме. Натурщицей была возлюбленная Рафаэля – Mаргарита Лути. Исследователи обнаружили на руке «Форнарины» кольцо с рубином, которое назвали обручальным. О замужнем статусе натурщицы свидетельствуют украшения в волосах «Форнарины» и «Донны Велаты». «Портрет дамы с единорогом» датируется 1506 годом и хранится в галерее Боргезе. Натурщицей была Джулия Фарнезе, которую называли любовницей папы Александра VI.
Картина Рафаэля Санти «Дама с единорогом» и ее эскиз
Портрет интересен тем, что он многослоен и не раз дорабатывался. В первоначальном замысле на полотне изображалась собака, потом появился единорог. Сейчас интерес к творчеству Рафаэля Санти так же высок, а его творения бесценны. Рисунок «Голова молодого апостола» датируется 1519-20 годами, последними в жизни Рафаэля. Это эскиз-фрагмент последнего полотна Рафаэля «Преображение». В 2012 году рисунок продан на «Сотбис» за цену, дважды превысившую стартовую, – 29 721 250 фунтов стерлингов. Для графических рисунков это рекорд.
В 2016 году в России впервые прошла выставка работ Рафаэля Санти. Москвичи и гости столицы увидели 8 картин и 3 рисунка в Государственном музее имени А. С. Пушкина.
Личная жизнь
Талант художника оценили при жизни: покровители, не желая, чтобы мастера переманили французы, оплачивали его труд щедро. У Рафаэля был особняк в античном стиле, построенный по авторскому проекту. Выдать дочь замуж за именитого живописца мечтали купцы и герцоги, но тонкий ценитель женской красоты держался стойко. Кардинал Биббиена, желавший породниться с Санти, добился помолвки Рафаэля с племянницей, но маэстро отказался в последний момент.
Рафаэль Санти и Маргарита Лути
Женщиной, которая смогла покорить сердце 30-летнего Рафаэля, стала дочь булочника, которую Санти прозвал «Форнарина» (булочка, пышка). 17-летнюю Маргариту Лути художник увидел в саду Киджи, где трудился над образами Амура и Психеи. Рафаэль Санти заплатил булочнику 50 золотых, чтобы дочь позировала ему, да так увлекся юной красавицей, что выкупил у отца за 3 тысячи монет.
Картина Рафаэля Санти «Форнарина»
Шесть лет Маргарита была музой художника, вдохновлявшей на шедевры. После смерти Рафаэля «Форнарина», получив в наследство дом и содержание, отказалась от всего и ушла в монастырь. В записях монастыря Маргарита значится как вдова живописца.
Смерть
Причина смерти художника неизвестна. По версии современника Рафаэля, живописца и писателя Вазари, смерть 37-летнего маэстро стала следствием распутства. После бурной ночи Санти вернулся домой и пожаловался на недомогание. Врач сделал кровопускание, которое ухудшило состояние больного, и он скончался. Вторая версия гласит о простуде, которую Рафаэль подхватил в погребальных галереях, где участвовал в раскопках.
Саркофаг Рафаэля Санти
Умер художник 6 апреля 1520 года. Местом последнего приюта стала гробница в римском Пантеоне. На плите, укрывшей останки, выгравирована эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть».
Какую загадку скрывает «Немая» Рафаэля Санти и почему её сравнивают с «Моной Лизой» да Винчи
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Самый продуктивный художник — Рафаэль Санти
Великолепная живопись Рафаэля, несмотря на его относительно короткую жизнь, была результатом продолжительного обучения. Оно началось с малых лет, когда Рафаэль проводил долгие часы в мастерской своего отца и продолжалось работой во взрослые годы в одной из крупнейших мастерских в своем роде. Таким образом, Рафаэль Санти заработал репутацию одного из самых продуктивных художников своего времени. Хотя он широко известен своими картинами, многие из которых все еще можно увидеть в Ватиканском дворце (комнаты этого дворца с фресками Рафаэля считаются самой большой работой в его карьере), он также был архитектором и печатником. Другими словами, настоящий «человек эпохи Ренессанса».
Его первой задокументированной работой был «Алтарь Барончи» для церкви Святого Николая Толентинского в городке Чита-ди-Кастелло. Он начал писать эту картину в 1500 году и закончил в 1501-м.
«Немая»
«Немая» vs «Мона Лиза»
Что интересно, картина подчеркивает некоторые Леонардовские влияния, хотя и нет сомнений, что Рафаэль видел «Джоконду». По приезде во Флоренцию художник в первую очередь изучил творчество своих коллег-предшественников, среди которых наиболее влиятелен, конечно, Леонардо да Винчи. Воодушевившись знаменитой «Моной Лизой», Рафаэль создает свою собственную версию загадочной женщины — портрет «Немая».
Какие же сходства с «Джокондой» есть у «Немой»? Самое главное — это идентичная поза в 34 со скрещенными руками и загадочное выражение лица (при взгляде справа налево). Как и в «Моне Лизе» Леонардо да Винчи, перекрывающая рука в «Немой» также представляет атрибут добродетельной женщины. Наличие носового платка — еще один хорошо известный символ благочестия со времен средневековья. Волосы разделены прямом серединным пробором — еще одно сходство с портретом Леонардо.
Отличие от «Моны Лизы» — высочайший уровень написания деталей украшений и одежды. Если на картине Леонардо за спиной «Моны Лизы» изображен природный пейзаж, то фоном «Немой» служит мрак, акцентирующий внимание зрителя прежде всего на героине картины. Темный фон на полотнах Рафаэля можно сравнить с рамкой дорогой картины или футляром драгоценного камня: так и «Немая» не нуждается в дополнительных украшениях, на картине она — главный объект и главная загадка.
Возможная причина названия картины в том, что написанная женщина, как и многие герои портретов Рафаэля, молчит, но сама картина таит в себе загадки и «говорит» со зрителями, рассказывая свою историю. Даже напряженные губы «Немой» указывают на то, что героиня дала обет молчания и хранит тайну какой-то тёмной истории.
Личность героини
Относительно личности героини есть версия о том, что это вдова Мария Варано. Как полагают искусствоведы (в частности, итальянист Александр Махов), на идею написания портрета Рафаэля натолкнула случайная встреча во дворце с дочерью «префектессы» Джованны Фельтрия — Марией. Когда Рафаэль приехал под Рождество из Флоренции и приступил к написанию портрета, во дворце проживали три вдовы. Одна из них узнаваема по портрету Емилии Пио (Балтимора, Музей изящных искусств), написанному молодым художником сразу после появления портретов супружеской пары правителей Урбино. Стало быть, речь может идти лишь о вдовых Джованне Фельтрия и её дочери Марии Варано, которой в ту пору было двадцать шесть лет. Есть версия, что во время позирования Марии стало плохо и ее начало тошнить. Художник подал девушке стакан воды. Но то, что было скрыто от матери, не ускользнуло от художника. Интересное положение молодой вдовы и есть возможная тайна «Немой», которая скрыта за ее прижатыми губами.
Какова бы ни была подоплёка создания картины «Немая», Рафаэль внёс ею весомый вклад в традицию итальянского портрета, получившего блестящее развитие в XV. «Немая» представляет собой завершение флорентийского периода творчества художника, в котором проявился известный принцип Платона показывать totus homo — человека во всей его сущностной полноте. Рафаэль не только овладел фирменными техниками искусства Высокого Возрождения, такими как сфумато, перспектива, анатомическая техника, подлинная эмоциональность и экспрессия. Рафаэль также включил в полотна индивидуальный стиль, известный своей ясностью, насыщенным цветом, непринужденной композицией и величием.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Рафаэль Санти из Урбино-презентация по мхк
Презентация «Рафаэль Санти из Урбино» познакомит с творчеством одного из титанов итальянского Возрождения. Она продолжает тему итальянского Ренессанса.
Рафаэль Санти из Урбино-презентация по мировой культуре
Рафаэль Санти из Урбино
Рафаэль Санти из Урбино-шедевры Рафаэля-коллаж-иллюстрация
Леонардо да Винчи поражает нас интеллектом. С именем Рафаэля Санти ассоциируется понятие «гармония». Гармония – это то, что отличает не только большинство творений художника, но и личность Рафаэля. Не стремясь соперничать с другими художниками, сохраняя добрые отношения с окружающими, Рафаэль учился всю свою, к сожалению, короткую жизнь, заимствуя и по-своему переосмысливая интересные идеи своих старших товарищей. Годы жизни в Риме стали для него годами настоящего триумфа. Он пользовался успехом как портретист, получал заказы от церквей и монастырей на алтарные образы. Здоровье Рафаэля не выдержало такого напряжения. Художник умер в день своего рождения тридцатисемилетним и был похоронен с почестями в римском Пантеоне.
Живописец Мадонн
Рафаэль Санти из Урбино-Мадонны Рафаэля-коллаж-иллюстрация
Рафаэль Санти из Урбино за свою короткую жизнь сумел создать выдающиеся произведения монументальной и декоративной живописи. Но, с особой теплотой и нежностью относился к образам Мадонны с младенцем. В истории мирового искусства он остался «живописцем Мадонн». Все Мадонны Рафаэля отличаются удивительной чистотой, поэтичностью, пленительной женственностью, воплощая самые светлые идеалы гуманизма итальянского Ренессанса. Именно такой образ, полный света и добра, мы находим в «Сикстинской Мадонне». По силе воздействия на зрителя и популярности эта картина может сравниться с «Джокондой» Леонардо да Винчи.
«Сикстинская Мадонна»
Интересна драматическая история «Сикстинской Мадонны». Покидая Дрезден весной 1945 года, фашисты, не успев забрать приготовленные для похищения сокровища Дрезденской галереи, спрятали их в сырых подземных катакомбах и подготовили их уничтожение. Советские воины сумели обнаружить и спасти шедевры искусства. В Музее Изобразительных искусств наши реставраторы реанимировали «Мадонну», и она предстала перед восхищёнными москвичами во всём своём великолепии.
Рафаэль Санти из Урбино-Сикстинская Мадонна-Фрагмент
«Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моём, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный Спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона».
В презентации «Рафаэль Санти из Урбино» можно увидеть не только «Мадонн», но и монументальные росписи Станц Ватикана, а также некоторые портреты Рафаэля, которого можно назвать одним из выдающихся портретистов не только итальянского, но и мирового искусства. Надеюсь, что множество иллюстраций хорошего качества не оставят равнодушными тех, кто откроет презентацию в программе PowerPoint.
Рекомендую:
Хочу порекомендовать прекрасную возможность посмотреть репродукции рафаэлевских произведений на сайте Gallerix.ru. Все иллюстрации на этом сайте прошли цифровую обработку и выглядят иногда лучше, чем в музее.
Для любителей искусства и поклонников творчества Рафаэля порекомендую несколько книг, которыми воспользовалась сама при подготовке этой записи:
- Арган Дж.К. История итальянского искусства. – М.: ОАО Издательство «Радуга», 2000
- Беккет В. История живописи. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003
- Великие художники. Том 1. Рафаэль. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2009
- Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс 13 – 16 века. – М.: Искусство, 1977
- Самин Д.К. Сто великих художников. – М.: Вече, 2004
Паола Волкова рассказывает об одной из Мадонн Рафаэля. Я очень люблю именно эту его Мадонну.
Рафаэль Санти. Св. Георгий и Дракон. 1504-1506 г. Вашингтон.
Главою посольства был назначен граф Бальдассаре Кастильоне, и ничего приятнее не могло быть для Рафаэля, как то, что первое его произведение, выходящее из пределов Италии, повез один из его лучших друзей. Кастильоне не упустил, конечно, случая в личном разговоре передать все надежды, возлагаемые на молодой талант.
В самом деле, в этой прелестной картине, украшающей теперь наш Эрмитаж наряду с другим шедевром Рафаэля – «Мадонной Конестабиле», поражает не только искусство письма и рисунка, но глубокое одушевление художника.
«Чудовище поражено ударом, который наносит ему скачущий на белом коне святой, и редко в творениях даже самого Рафаэля встречаешь больше смелости и огня, чем здесь. В лице святого отражается холодная решимость и отвага. Вся фигура его дышит силой и ловкостью; он пришпорил своего коня, поднявшегося на дыбы и с ужасом отворачивающегося от чудовища. Святой наклонился, нанося удар копьем; красивое лицо его зарделось, а надетый поверх брони плащ развевается по ветру. Чудовище еще упирается с силою передними ногами, но видно, что наступает ему конец: из его пасти слышится последнее рычанье и хвост стянут в судорожном движении. Как бы для большего оттенения подвига святого видна вдали царица Александра – на коленях, величественная и прекрасная, полная веры и надежды на избавление».
Действие происходит среди красивой долины. Слева лесная трущоба и пещера, служившая жилищем чудовищу. За царицею – красивые деревья и кустарник, а вдали церковь. То, как написаны золотой шлем, окруженный сиянием, стальная броня, белый конь, украшенный золотою с голубым сбруей, а также общий тон картины, среди которой выделяется белое пятно лошади, чистота и блеск красок, сила и гармония любовно исполненных, несмотря на малые их размеры, подробностей, и безукоризненное благородство в рисунке ясно показывают, какого совершенства уже достиг двадцатитрехлетний Рафаэль.
«Поистине королевским подарком отплатил королю Генриху VII Гвидобальдо Урбинский», – говорит об этой картине Кавальказелле – лучший знаток искусства в наше время. По мнению Ваагена, известного знатока, описавшего наш Эрмитаж, Рафаэль вложил в изображение св. Георгия всю имевшуюся у него в то время силу творчества, и оттого оно, будучи миниатюрным, но притом вполне серьезно и с любовью исполненным, несравненно выше всех остальных его маленьких картин.
Неизвестно, каким образом попала эта картина из королевского дворца к графу Чемброку в XVII веке. Английский король Карл I опять приобрел ее у графа, выменяв на собрание рисунков Гольбейна. После смерти Карла I имущество его было распродано по приказанию Кромвеля. За «Св. Георгия» было заплачено 150 фунтов (1500 рублей). Картина попала в Париж и наконец в прошлом веке была приобретена Екатериной II для Эрмитажа вместе со всем собранием галереи Кроза.
«В 1812 году ее повесили в галерее генералов в Зимнем дворце вместо иконы по приказанию императора Александра I, находившегося тогда в сильно мистическом настроении. После пожара во дворце картина была перемещена в Георгиевский зал, опять-таки в качестве иконы; перед нею теплилась лампада. Наконец при окончательном устройстве нынешнего здания Эрмитажа картина возвращена туда по Высочайшему повелению вследствие представления хранителя Эрмитажа Ф. А. Бруни».
Рафаэль Санти. Святой Георгий сражается с драконом. 1505 г. Париж, Лувр
Изображение святого, побеждающего дьявола или демонических существ, как религиозный и символический мотив повторялось часто во время Рафаэля. Очень возможно, что он сам находился отчасти под влиянием такой картины Донателло. На улицах и площадях устраивались представления подобных сцен. Так, во время пышных церковных празднеств Тела Господня, устроенных Пием II, процессия, несмотря на всю грандиозность шествия, играла наименьшую роль. Кардиналы и богатые прелаты поделили между собой весь путь и не только разукрасили его коврами и венками, но воздвигли подмостки, на которых были представлены в лицах краткие сцены из священной истории. Здесь можно было видеть архангела Михаила, поражающего змия, страдания Спасителя, окруженного поющими ангелами, гробницу Христа и всю сцену его Воскресения, фонтаны с вином и хор ангелов… На площади перед собором установили гроб Матери Христа. После службы и благословения он открывался, и Святая Дева возносилась поющими ангелами к небу, где ее встречал Иисус и, венчая, приводил к Богу.
Переносясь воображением в эту эпоху, мы невольно поражаемся гению Рафаэля, который в своей картине, верный природе и действительности, сумел передать святое чувство победы добра над злом посредством образа смелого рыцаря, кипящего избытком физической силы и здоровья.
Если «Св. Георгия» вызвал случай, то уже совершенно свободное побуждение подвинуло Рафаэля написать здесь же, при дворе, еще одну небольшую картину – «Три грации». Это произведение, очевидно, было свободной данью удивления античной красоте. Впрочем, рисунок для этой картины давно уже хранился у Рафаэля. Он сделал его с одной античной мраморной группы в Сиене, между делом, во время исполнения работы по заказу.
С особенной любовью писал Рафаэль портрет герцога, о котором упоминает в письме Бембо, но он, к сожалению, пропал. К этому же времени относят и портрет самого Рафаэля, написанный им для дяди. Здесь видим мы его двадцатитрехлетним юношей, в одном платье, плотно облегающем тело, с шапочкой (барето) на голове. Вся фигура полна привлекательной грации и благородства. Особенно хороши тонкая шея и свободно приподнятая вверх голова. Глаза исполнены юношески мечтательным и вдумчивым выражением. Прекрасно очерченный нос и полные губы дополняют прелесть изображения.
Исполнив все, чего могли от него желать герцог и друзья, Рафаэль поспешил во Флоренцию. Всего несколько месяцев прошло, как он ее оставил, и уже чувство, подобное «тоске по родине», влекло его назад. По-видимому, он не дождался даже папы Юлия II, который в сентябре того же года должен был посетить Урбино, где готовились его торжественно встретить. Не удержали его ни любезность, ни щедрость герцога, имевшего полное право сказать окружавшим его, как король Неаполитанский Альфонс Великий сказал гуманистам Фаццио и Манетти: «Я буду делить с вами последний кусок хлеба».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Рафаэль Санти из Урбино : биография
06 апреля 1483 — 06 апреля 1520
великий итальянский художник эпохи Возрождения
При дворе урбинских герцогов служил в XV веке придворным живописцем и поэтом Джованни Санти. Именно в его семье 6 апреля 1483 года появился на свет мальчик, получивший имя Рафаэль. Джованни Санти не мог похвастаться ни древностью рода, ни богатством, но зато обладал тонким чувством прекрасного, твердой рукой художника и богатейшим воображением. Все это достояние в надлежащий срок он передал своему сыну Рафаэлю и познакомил мальчика с прекрасным миром искусства. Герцог Федерико да Монтефельтро высоко ценил своего живописца. Вероятно поэтому Рафаэль сблизился с его сыном Гвидобальдо, и его покровительство сыграло значительную роль в жизни будущего гения.
В восьмилетнем возрасте Рафаэль лишился матери, а три года спустя, в 1494 году, скончался и его отец. Мальчик остался на попечении своего дяди Бартоломео, и тот пристроил его в мастерскую придворного живописца, заменившего при дворе герцогов отца Рафаэля. Будущий художник многому научился у Тимотео Вити, открывшего ему тайны своего ремесла. Через пять лет Рафаэль уехал в Перуджу и поступил учеником в мастерскую художника умбрийской школы Перуджино. Здесь он так увлекся творчеством своего учителя, что этот период его жизни получил впоследствии наименование «перуджиновского». В 1503 году (по другим данным, в 1504) Рафаэль получил один из первых самостоятельных заказов – создать алтарный образ в церкви Сан-Франческо городка Чита ди Кастелло. Произведение «Обручение Марии» считается завершением раннего периода творчества Рафаэля.
Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна». Raffaello Santi — Madonna Sistina
Учитель Рафаэля, Перуджино, перебрался во Флоренцию вместе со своей мастерской в 1503 году, но молодой мастер из-за заказа смог отправиться за ним лишь годом позже, осенью. Флоренция дает Рафаэлю новые творческие впечатления, и он начинает понимать, что каноны умбрийской школы слишком узки для его творчества, что они стесняют его и не дают развернуться во всю мощь. Перуджино познакомил Рафаэля с мастером архитектуры и строительства из Флоренции Баччо де Аньоло, мастерская которого в то время была местом встреч величайших художников, зодчих и скульпторов Флоренции. Захаживали сюда и аристократы. Именно здесь Рафаэль знакомится с Таддео Таддеи, ставшим позже его покровителем.
Четыре года работы Рафаэля во Флоренции дали миру знаменитые сегодня картины с изображениями мадонн. «Мадонна Конестабиле», созданная с 1500 по 1502 годы, сейчас хранится в Эрмитаже. Следующей работой Рафаэля на этой стезе стала «Мадонна в зелени». В этом полотне явно ощущается влияние великого да Винчи, но в то же время четко видна рафаэлевская уникальная пластика. Картина «Мадонна дель Грандука» создана около 1505 года, и практически одновременно Рафаэль закончил «Мадонну с безбородым Иосифом». А вершиной цикла считается ошеломляющая гармонией «Мадонна со щегленком». Не исключено, что все эти женские образы Рафаэль создал, тоскуя по своей матери, ушедшей от него слишком рано. Но точно одно – от работ других художников того времени, пишущих полотна на религиозные темы, картины Рафаэля отличаются очень существенно. Они наполнены жизненностью, реальностью мира и нарушают принятые тогда классические каноны.
В 1507 году Рафаэль заканчивает «Прекрасную садовницу», в которой слиты идеалы материнства, красоты и женственности – настоящих земных чудес. Огромной мощью и тоской дышит другое полотно – «Положение во гроб», созданное в том же году по заказу Аталанты Бальоне, трагически потерявшей сына. Даже современников Рафаэля поразила в этой картине точность изображения человеческого тела и всех его анатомических особенностей.
По указанию папы Юлия II Рафаэля, уже получившего немалую известность, в 1508 году приглашают в Рим. Ему поручена роспись парадных апартаментов старого Ватиканского дворца. Впоследствии эти «станцы» Рафаэля стали знаменитыми. Правда, сначала Юлий II предоставил лишь малую площадь для росписи – в качестве испытания. Но, ознакомившись лишь с началом работы художника, отстранил других живописцев и предоставил Рафаэлю полную свободу действий. Сразу по окончании этой работы, занявшей три года, Рафаэль получает следующее задание и с 1511 года до 1514 года расписывает «Станцу де Элиодоро», другое помещение дворца, а в 1515 году приступает к работе над росписью «Станцы дель Инчендио».
Читайте далее: