Пропилеи акрополя в афинах | Vasque-Russia.ru

Пропилеи акрополя в афинах

Портал путешествий | Путеводители | Заказ экскурсий Online

Online путеводители по странам мира. Фото, описание, полезная информация

Пропилеи

Воротами Акрополя являются знаменитые Пропилеи (Термин “Пропилей” обозначал в древнегреческом языке понятие единственных ворот, а “Пропилеи”- целый мемориальный вход с несколькими воротами и колонами).

Дань красоте Пропилей отдало множество знаменитых людей. Например, Эпаменонод, знаменитый стратег города Фив, говорил, что если бы Фивы обладали Пропилеями Афин, то сравнялись бы по красоте с самими Афинами.

Пропилеи — ворота Акрополя

Как и все остальные постройки Акрополя, Пропилеи были разрушены персами и заново отстроены в эпоху Перикла выдающимся архитектором Мнисиклом. Хотя окончательное завершение стройки так и не было завершено. В 432 г. до н. э строительство Пропилей было прервано из-за угрозы пелопонесской войны. В древности украшением Пропилей служило множество скульптур, а северное крыло занимало большое помещение, называемое Пинакотека (картинная галерея), стены которого украшали картины великих художников 5-го века до н.э. ( школы Полигнота)

Пропилеи. Вид снизу

Пропилеи разделили общую судьбу Акрополя. В средние века в Пропилеях располагалась основная резиденция Афинского герцогства. Позднее, турки устроили в Пропилеях склад боеприпасов. В 1645 году от удара молнии в Пропилеи воспламенился порох, и шедевр Мнисикла был разрушен.

Пропилеи Золотого Века Афин

Пропилеи были построены из белого пентальского мрамора, но в некоторых местах также использовался мрамор из Элевсина, который имеет серый цвет.

Пропилеи состояли из центрального прямоугольного здания и двух крыльев, северного и южного. Центральное помещение разделялось на три части двумя рядами ионических колонн, а перпендикулярная им мраморная поперечная стена разделяла здание на два фасада – восточный и западный. Каждый из этих фасадов имел по шесть дорических колонн и одному фронтону. Это объединение дорического и ионического стилей и есть один из элементов, придающих Пропилеям столько гармонии и совершенства.

Предполагаемый внешний вид пропилей Афинского акрополя. Реконструкция 19 века

Стена Пропилей прерывалась пятью арками. Самая большая арка – центральный проход был главным входом в Акрополь. Перекрытие Пропилей было сделано из кессонных плит и поддерживался мраморными перекладинами. Потолок перекрытия был украшен картинами звездного неба, о чем свидетельствуют сохранившиеся до наших дней фрагменты краски.

Подъем к Пропилеям проходил по пологой дороге длиной 80 и шириной 20 метров. Эта дорога была удобна не только для людей, но и для домашнего скота, который использовался для транспортировки грузов, а также ягнят предназначенных для жертвоприношений во время религиозных празднеств.

Во время правления римского императора Клавдия была построена еще одна мемориальная лестница, а в 3-м веке – Ворота Пилы, которые в наши дни называются воротами Беле в честь французского археолога Эрнеста Беле.

Пропилеи Афинского Акрополя после реставрации в 2009 году

Во втором веке до н.э. подъем украшал постамент сделанный из мрамора горы Гермет. Предположительно постамент был преподнесен гражданам Афин Эвмением. Вторым, царем Пергама.

Начиная с первого века до н.э. постамент был украшен колесницей большого друга и покровителя Афин — Марка Випсания Агриппы, который был римским полководцем и зятем императора Августа.

Афинский Акрополь на карте Афин

(греч. Προπύλαια; англ. Propylaea)

Часы работы: с 8.30 до 19.00 ежедневно, кроме понедельника.

Воротами Акрополя являются знаменитые Пропилеи – парадный мемориальный вход с несколькими воротами и колоннами. Они были построены в 437 – 432 годах до нашей эры, выдающимся архитектором Мнесиклом. Монументальные ворота Акрополя строились под общим руководством афинского лидера Перикла, но ответственность за работу по восстановлению самого Акрополя, после персидских войн, была возложена на Фидия, хотя строительство так и не было завершено.

Дань красоте Пропилей отдало множество знаменитых людей. Плутарх, перечисляя лучшие произведения искусства эпохи Перикла, на первом месте ставит не Парфенон, а именно Пропилеи. Покорители Афин, фиванцы, мечтали перенести Пропилеи, как самый прекрасный трофей, и поместить у входа в их собственный акрополь, а римляне воспроизвели Пропилеи Мнесикла перед святилищем в Элевсине. Безусловно, вход в Акрополь Афин, которому поклонялись, должен был быть монументальным. Пропилеи, о которых греки рассказывали с огромным восторгом, был назван Блестящим Лицом Акрополя.

Подъём к Пропилеям проходил по пологой дороге длиной 80 м и шириной 20 м. Эта дорога была удобна и для людей, и для домашнего скота, который использовался для транспортировки грузов, а также ягнят, предназначенных для жертвоприношений, во время религиозных празднеств.

Но, прежде, чем войти в эти величественные мраморные ворота, каждый невольно оборачивается вправо. Там, на высоком пьедестале бастиона, некогда охранявшего вход в Акрополь, высится маленький изящный храм богини победы – Ники Аптерос, украшенный невысокими (около 50 сантиметров) барельефами, на темы греко-персидских войн.

Афинские Пропилеи состоят из центральной основной части и двух примыкающих крыльев. Центральная часть разделена на три части двумя рядами ионических колонн, а перпендикулярная им мраморная поперечная стена разделяет здание на два фасада – восточный и западный. Это объединение дорического и ионического стилей и есть один из элементов, придающих Пропилеям столько гармонии и совершенства.

Чтобы освободить главный пролёт Пропилей, было расширено расстояние между центральными колоннами, так что промежуток от оси до оси этих колонн содержит три метопы. Два крыла, украшенные, также, дорийскими колоннами, обрамляют место перед входом и направляют внимание зрителя на центральный фасад.

Стена Пропилей прерывается пятью арками. Самая большая арка – центральный проход – главный вход в Акрополь. Перекрытие Пропилей было сделано из кессонных плит и поддерживалось мраморными перекладинами. Потолок перекрытия был украшен картинами звёздного неба, о чём свидетельствуют сохранившиеся, до наших дней, фрагменты краски. В качестве материала, при строительстве Припилей, был использован белый пентелийский и серый элевсинский мрамор.

Мнесикл делал свой проект именно с учётом соседства храмов Афины Ники и Артемиды Бравронии. Внутренние и внешние колоннады выполнены в дорическом стиле, по общему впечатлению напоминают колонны в Парфеноне. Внутри имеются более изящные ионические колонны. У главных ворот располагаются два зала, один использовался как картинная галерея, а другой, хотя и не был завершен, вероятно, был задуман под скульптуры…

Придавать каждому произведению свойственный ему характер – искусство, которым греки владели в совершенстве. Строгость убранства доведена до крайних пределов: гладкие метопы, на фронтоне – простой медальон, по углам фронтона – два акротерия, с изображением коней Диоскуров, на главных профилях – смелая и яркая раскраска.

Пропилеи разделили общую судьбу Акрополя. На протяжении XII века Пропилеи являлись резиденцией епископа Михаила Хониатиса. Во времена Франкской оккупации, к ним был пристроен этаж, использовавшийся как резиденция для франкских властителей. Высокая смотровая башня, построенная в тот же период, была разрушена в 1874 году. А в средние века в Пропилеях располагалась основная резиденция Афинского герцогства. Позднее, турки устроили в Пропилеях склад боеприпасов.

20 декабря 2009 года был завершён 7-летний проект реконструкции и восстановления Пропилей Афинского акрополя. В ходе работ были демонтированы и собраны 600 тонн блоков, восстановлена, с помощью мраморных балок, часть древней крыши. Общая стоимость проекта реставрации Афинских Пропилей составила € 6,5 млн. (или в эквиваленте $ 9.3 млн.).

Туры в Грецию – спецпредложения дня

Пропилеи Афинского акрополя

Пропилеи – это парадный вход или въезд, как правило, украшенный колоннами и портиками. Само слово пропилеи представляет собой сочетание приставки «про» (от латинского «до» или «перед») и «пилеи» (что в переводе с греческого «ворота»), т.е. если вдаваться в словообразование, то это «перед воротами», хотя по сути это просто парадный вход. В основном этот вид сооружений был популярен в античной Греции. Самые известные пропилеи – это главные ворота Афинского Акрополя. Но свои парадные въезды с колоннами есть и в России: пропилеи центральной набережной Волгограда, пропилеи при подъезде к зданию Смольного института в Санкт-Петербурге и др. Но сегодняшняя наша статьи именно о монументальном шедевре античной архитектуры – Пропилеях Афинского акрополя. Мы расскажем о них все, что нам удалось найти.

Пропилеи Афинского акрополя

Строительство пропилей Афинского акрополя было начато середине V века до нашей эры на месте древних ворот Микенской цитадели. Архитектором этого выдающегося шедевра является Мнесикл. Как и при строительстве остальных сооружений Акрополя, здесь был использован белый пентелийский и серый элевсинский мрамор. Считается, что ворота в Акрополь так и не были закончены – сначала помешала война, потом отсутствие финансирования. В общем, это один из самых древних долгостроев мира.

Пропилеи (вид из Акрополя)

Афинские пропилеи – довольно сложное архитектурное сооружение, которое состоит из центральной части и двух внешних крыльев. С каждой стороны фасада установлено по шесть дорических колонн, которые, если присмотреться, очень напоминаю колонны Парфенона, и это не визуальный обман, а задумка архитектора. По обе стороны от колонн дорического типа установлены ионические колонны. Считается, что такое смешение двух ордеров в греческой архитектуре было использовано впервые именно при строительстве Пропилей.

Шесть дорических колонн делят центральный вход на пять равных проходов, центральный из которых значительно шире остальных (около 4.3м). Именно здесь должен был завершаться путь греков по Священному пути от Элевсина к Афинскому Акрополю. Подъем к главным воротам Акрополя проходил по пологой дороге длиной 80 и шириной 20 метров. Эта дорога была удобна как для людей, так и для домашнего скота, который использовался для транспортировки грузов или жертвоприношений во время религиозных празднеств. А еще это один из самых ярких примеров проекта «Доступная среда».

Сейчас вход осуществляется по ступеням, а для людей с ограниченными возможностями есть лифт на северном склоне

Во время правления римского императора Клавдия к Пропилеям была пристроена мемориальная лестница, а в III веке до нашей эры появились ворота Пилы, которые в наши дни известны под названием ворота Беле в честь французского археолога, который их откопал.

Сейчас, чтобы попасть в Акрополь нужно преодолеть несколько внушительных лестниц, а раньше проход был полностью пологим

Западное крыло условно можно разделить на павильоны пинакотеки (художественная галерея) и библиотеки. Вместе с храмом Ники Аптерос они придают парадному входу в Акрополь асимметричность и делают его непохожим ни на одно другое подобное сооружение в мире.

Западное крыло Пропилей

Крыша над парадным входом в Акрополь была сооружена из кессонских плит, поддерживаемых мраморными перекладинами. На некоторых перекрытиях сохранились следы краски, после детального исследования этих остатков ученые сделали вывод, что потолок был украшен картинами звездного неба.

Восстановленная крыша пропилей. Как и все строение, она была сделана из мрамора.

По одной из версий Пропилеи стали первым крытым строением Акрополя

Во II веке до н.э. перед входом в Акрополь был установлен постамент, сделанный из мрамора горы Гермет. Предположительно постамент был преподнесен гражданам Афин Эвмением. Вторым, царем Пергама. Начиная с первого века до н.э. постамент был украшен колесницей большого друга и покровителя Афин – Марка Випсания Агриппы, который был римским полководцем и зятем императора Августа. Именно поэтому в современных путеводителях он называется постамент Агриппы.

Постамент Агриппы и восточное крыло

Как и другие здания Акрополя, в зависимости от эпохи, Пропилеи меняли свое назначение. В христианские времена все павильоны Пропилей отошли к церкви: в XIII-XIV веках здесь располагалась резиденция Афинского герцога Де ла Рош. А во время господства Османской империи тут расположился склад боеприпасов и командный пункт турецкого военного гарнизона.

Если церковь нанесла Пропилеям незначительный ущерб (была построена Франкская башня, разобранная только в 1874 году), то турки «постарались» на славу – в 1656 году на складе боеприпасов произошел взрыв, который привел к частичному разрушению парадного входа в Акрополь. Поверх разрушенных пропилей были построены многочисленные сооружения не всегда понятного назначения.

Франкская башня 1873 год © Dimitris Constantine

В конце XIX – первой половине XX века в ходе реставрационных работ из колонн были извлечены и украдены сердечники, они были выполнены из цветного метала и тянулись в высоту всей колонны, что предохраняло ее от разрушения и добавляло устойчивости во время землетрясений. Чтобы пропажу не заметили, вместо них установили чугунные и железные. Но уже к концу XX века подмена вскрылась – блоки колонн почернели и начали трескаться. Министерство культуры Греции в 1975 году начало замену испорченных блоков, работы были завершены только в конце 2009 года.

Каждый блок был снят со своего места, а потом поставлен обратно

Вид на Пропилеи из Акрополя

Части колонн и блоков

В ходе этой титанической работы было сначала разобрано, а потом собрано заново около 600 тонн мраморных блоков. Была воссоздана часть древней крыши и сделаны копии древних ионические капителей, которые украшали колонны Пропилей.

Сложно поверить, что каждый блок был снят вручную, в колоннах были заменены сердечники, а потом это заново все собрали

Пропилеи – это первое, что видит турист, поднимаясь на Акрополь, но далеко не все обращают на них внимание, потому что спешат увидеть знаменитых кариатид на портике Эрехтейона и полуразрушенный Парфенон, а между тем, античные путешественники считали, что самая величественная и красивая часть Акрополя – это именно парадный вход.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru.

Если вы собираетесь посетить главную достопримечательность Греции, то задержитесь здесь чуть дольше, посмотрите на дорические колонны, полюбуйтесь асимметричностью этого строения и попробуйте представить, как это выглядело много веков назад. Удивительно, но, если присмотреться, то Пропилеи, действительно, по своей грандиозности и красоте ничуть не уступают храмам Акрополя, а где-то так и вовсе превосходят. Античные архитекторы знали толк в строительстве, иначе как бы им удалось создать такую величественную монументальную красоту?

Акрополь в Афинах – священный центр древнего города

В давние времена на высоком холме Акрополе был воздвигнут город Кекропия, позже получивший новое имя — Афины. Любоваться Акрополем в Афинах лучше на восходе или закате, именно в это время руины былого великого города оживают, и кажутся отстроенными заново.

История афинского Акрополя

Обратимся немного к истории города. Основателем Афин считается царь Кекроп. Этому великому человеку приписывается основание 12 греческих городов, введение запрета на человеческие жертвоприношения, и, главное, введение культа Зевса Громовержца. Приход величия богини Афины происходит во времена правления другого царя — Эрехтония, именно в годы его правления город переименовывается в Афины.

Примерно во II тысячелетии до нашей эры территория Акрополя полностью вмещала в себе Афины. Он был обнесен мощными стенами. На западной пологой стороне было возведено особо прочное укрепление Эннеапилон «Девятивратие». За стенами располагался дворец афинских царей. Именно в нем позднее было размещено святилище Афины, а по мере разрастания города Акрополь стал религиозным центром, посвященным покровительнице города.

Архитектура афинского Акрополя

Возведение ансамбля афинского Акрополя началось после великих побед греков над персами. В 449 году был утвержден план Перикла по украшению этой территории. Афинский Акрополь должен был стать великим символом великой победы. Не жалелось ни средств, ни материалов. Перикл мог получить на это дело все, что хотел.

Тонны материала подвозились к главному холму греческой столицы. Трудиться на этом объекте для всех считалось гордостью. Сразу несколько великолепных архитекторов были задействованы здесь, но главная роль отводилась Фидию.

Пропилеи афинского Акрополя

Архитектором Мнесиклом были созданы здания Пропилей, являющиеся входом в Акрополь, украшенным портиками и колоннадой. Подобное сооружение вводило посетителя священного места в абсолютно новый мир, не похожий на обыденную реальность. На другом конце от Пропилей была установлена статуя самой покровительницы города Афины Промахос, исполненной лично Фидием. Говоря о Фидие, можно обмолвиться, что именно из его рук вышла знаменитая статуя Зевса в Олимпии, ставшая одним из семи чудес света древнего мира. Шлем и копье воительницы Афины видели даже проплывающие Аттику мореходы.

Парфенон – первый храм

Главный храм афинского Акрополя — Парфенон. Раньше в нем находилась еще одна статуя Афины Парфенос, также изготовленная Фидием. Статуя была выполнена в хризоэлефантинной технике, как и Зевс Олимпийский. Но до нас это чудо не дошло, поэтому остается только верить слухам и изображениям.

Выполненные из мрамора колонны Парфенона за много веков утратили свою первоначальную белизну. Сейчас его коричневатые колонны красиво выделяются на фоне вечернего неба. Парфенон был храмом Афины Полиады-Градохранительницы. Такое название в силу положения постройки обычно сокращали до Большого храма или даже просто Храма.

Возведение Парфенона велось в 447-428 годах до нашей эры при руководстве архитекторами Иктином и его помощником Калликратом, разумеется, не без участия Фидия. Храм должен был стать воплощением демократии. Для его возведения были произведены большие расчеты, именно поэтому здание удалось сделать всего за 9 лет. Прочая отделка продолжалась до 432 года.

Эрехтейон – второй храм

Второй храм Акрополя — старый Эрехтейон, также посвященный Афине. Между Эрехтейоном и Пантеоном было функциональное различие. Пантеон предназначался для общественных нужд, Эрехтейон, по сути, был храмом жрецов.

Храм по легенде был построен в месте спора Посейдона с Афиной за право власти в Афинах. Разрешить спор должны были стать старейшины города, по их желанию власть отдавалась тому из богов, чей дар окажется самым полезным для города. Посейдон сделал поток соленой воды из холма Акрополя, Афина же вырастила оливковое дерево. Дочь Зевса была признана победителем, а оливковое дерево символом города.

В одном из помещений храма остался след от удара трезубца Посейдона о скалу. Рядом с этим местом находится вход в пещеру, где по еще одному преданию жила змея Афины, являющаяся олицетворением славного царя-героя Эрехтония.

В этом же комплексе находится могила самого Эрехтония, а в западной части храма располагается колодец с соленой водой, как бы появившийся по воле все того же Посейдона.

Храм Афины Ники

Афина в Акрополе нашла свое воплощение в еще одном виде — Афины Ники. Первый храм, посвященный богине победы, был разрушен еще во времена войн с персами, поэтому после заключения перемирия было решено восстановить святилище. Храм был построен Калликратом в 427-424 годах до нашей эры.

С приходом турок храм разобрали на строительство укреплений. Восстановление храма было проведено в 1830х годах, после восстановления Греции в статусе независимого государства. Очередная реконструкция была проведена в 1935-1940 годах, и с этого времени храм предстает всей красой перед посетителями комплекса.

Акрополь — величественный комплекс красивейших сооружений с богатой и интересной историей. Это частичка Греции, без которой сложно сложить целостный образ ее былого величия.

История античной архитектуры | Totalarch

Вы здесь

Расцвет аттической архитектуры

Глава «Расцвет аттической архитектуры» подраздела «Архитектура Древней Греции эпохи расцвета (480—400 гг. до н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Ф. Маркузон (Москва, Стройиздат, 1973)

Вторая половина V в. до н.э. была временем наибольшего развития аттической культуры и искусства. После удачного исхода греко-персидских войн Аттика переживала эпоху, которая, по словам Маркса, знаменовала «высочайший внутренний расцвет Греции». Это — эпоха расцвета рабовладельческой демократии, возглавляемой Периклом. Большие средства, которыми располагало Афинское государство, позволили ему содержать сильный военный флот, способствовавший дальнейшей экспансии Афин.

Именно в этот период в Аттике была сделана попытка создать единый всеэллинский архитектурный стиль, творчески сочетающий достижения дорического и ионического зодчества. Периптер получает уникальную и полную глубокого идейно-художественного значения разработку в Парфеноне. Создаются новые и смелые асимметричные композиции зданий (Пропилеи, Эрехтейон). Применение ордеров достигает значительной свободы: ордерная колоннада не только окружает храмы и служит средством выделения их в окружающем пространстве; она служит также разделению отдельных частей пространства или же наоборот — раскрытию одного пространства в другое. Являясь важнейшим средством художественной характеристики общественного здания, ордера значительно варьируются в своих пропорциях. Сочетание в одной постройке дорического и ионического ордеров позволяет достигнуть большого разнообразия впечатления. Появившийся в конце V в. до н. э. коринфский ордер применяется в сочетании с дорическим и ионическим (храм в Бассах). Сочетание в одном сооружении различных ордеров позднее, в IV в. до н. э., вообще становится характерной чертой эллинского зодчества.

38. Афины. Акрополь. Вид с северо-запада
39. Афины. Акрополь. Генеральный план и разрезы: 1 — ворота, II в. до н. э.; 2 — Пиргос и храм Ники Аптерос; 3 — Пропилеи; 4 — Пинакотека (северное крыло Пропилей); 5 — статуя Афины Промахос; 6 — святилище Артемиды Бравронии; 7 — Халкотека; 8 — пеласговская стена; 9 — Парфенон; 10 — допериклов Парфенон; 11 — храм Ромы и Августа; 12 — современное здание музея; 13 — современный бельведер; 14 — святилище Зевса; 15 — алтарь Афины; 16 — храм Афины Полиады (Гекатомпедон); 17 — Эрехтейон; 18 — двор Пандросейона; 19 — театр Диониса; 20 — старый храм Диониса; 21 — новый храм Диониса; 22 — одейон Перикла; 23 — памятник Фрасила; 24 — две мемориальные колонны; 25 — святилище Асклепия; 26 — стоя Евмена; 27 — одейон Ирода Аттика
40. Афины. Акрополь. Аэрофотосъемка
41. Афины. Акрополь. Реконструкция (по Стивенсу)

Ансамбль Афинского акрополя. Афины во второй половине V в. до н. э. явились политическим и культурным центром Греции и достигли особенного блеска. Это — время деятельности трагических поэтов Софокла и Еврипида, автора комедий Аристофана, знаменитого скульптора Фидия и блестящей плеяды архитекторов Калликрата, Иктина и Мнесикла. Наивысшим достижением зодчества этой эпохи был ансамбль Афинского акрополя. Господствующее положение Афин в морском союзе греческих полисов привело к тому, что союзная казна была уже в 454 г. до н. э. перенесена с Делоса в Афины. Это дало в руки Перикла средства, необходимые для осуществления грандиозного по тому времени архитектурного замысла.

Проект Перикла, вызывавший немало возражений как среди союзников Афин, так и внутри них самих, имел в своей основе далеко идущие расчеты: возвеличение Афин в глазах их граждан и всего греческого мира и решение важных внутренних экономических проблем. Плутарх рассказывает нам: «Клеветники кричали на народных собраниях, что он позорит народ, роняет его доброе имя тем, что перенес (около 454 г. до н. э.) союзную греческую казну с Делоса в Афины. Кто не видит, — говорили они, — что Греция находится, очевидно, под властью тирана, — на ее глазах на те деньги, которые она обязана вносить на ведение войны, мы, как тщеславная женщина, золотим и украшаем свой город. Он блещет драгоценными камнями, статуями и храмами, стоящими тысячи талантов.

Перикл объяснил народу, что афиняне не обязаны давать союзникам отчета в употреблении их денег, раз ведутся войны для их защиты; что они дают не конницу, не флот или пехоту, а одни деньги, и что, если получившие их употребляют их по назначению, они принадлежат не тем, кто их дал, а тому, кто их получил. «Город,— продолжал он, — достаточно снабжен необходимым для войны; поэтому излишек в денежных средствах следует употребить на постройки, которые после своего окончания доставят гражданам бессмертную славу, во время же производства работ упрочат их благосостояние. Нельзя будет обойтись без разного рода работников, нужно будет многое: все ремесла будут оживлены; никто не станет сидеть сложа руки; почти весь город будет служить на жалованьи и, таким образом, сам заботиться о своем благоустройстве и пропитании». Молодые и здоровые люди получали во время войны жалованье от государства, но Перикл желал, чтобы и ремесленники, не обязанные служить в войсках, имели свою долю участия в доходах, но получали их не даром, а работая. Вот почему он предложил народу план больших построек, архитектурных работ, требовавших от исполнителей искусства и долгого времени, чтобы оседлое население могло иметь поле деятельности и пользоваться государственными доходами наравне с матросами или служившими в гарнизонах и пехоте. У государства были лес, камень, мед, слоновая кость, золото, черное дерево и кипарис; у него были ремесленники для обработки всего этого: плотники, гончары, медники, каменщики, красильщики, золотых дел мастера и резчики слоновой кости, художники, вышивальщики, чеканщики, затем комиссионеры и поставщики, купцы, матросы, рулевые для доставки по морю, а для перевозки по суше — тележники, содержатели упряжек, извозчики, канатные мастера, ткачи, шорники, рабочие, дорожные мастера и рудокопы. Каждое из ремесел имело своих рабочих из простого народа, точно полководец, командующий своим отрядом; они служили орудием и средством для производства работ. Таким образом, эти занятия были распределяемы, так сказать, между всеми возрастами и профессиями, увеличивая благосостояние каждого».

Скала Афинского акрополя возвышается посреди долины, которая с трех сторон окружена холмами, а четвертой, южной стороной, примыкает к морю. Это — массив сиреневато-серого известняка с крутыми извилистыми склонами, делающими доступ возможным только с западной стороны. Вершина как бы срезана и образует вытянутую с запада на восток площадку (рис. 38—40). Ее длина 300 м и наибольшая ширина около 130 м. Отметка наиболее высокой точки Акрополя над уровнем моря составляет 156,2 м, а над прилегающей котловиной и раскинувшимся у его подножия городом Акрополь возвышается на 70—80 м. Это как бы самой природой укрепленное место, расположенное в 6 км от удобной бухты — Пирея, с очень раннего времени было избрано для поселения. Сохранились остатки крепостной стены циклопической кладки, сооружение которой афиняне приписывали своим легендарным предшественникам — пеласгам. В древнейшую эпоху Акрополь, как уже говорилось выше, был крепостью, в которой при опасности укрывались окрестные жители; построенные здесь в эпоху архаики общественные здания и храмы были разрушены персами в 480—479 гг. до н.э.

42. Афины. Акрополь. Вид на Пропилеи

43. Афины. Акрополь. Вид западного фасада Пропилеев и храма Ники Аптерос, вход (по О. Шуази)

44. Афины. Акрополь. Вид от Пропилей на статую Афины Промахос и Парфенон (по О. Шуази)

После изгнания персов афиняне принялись за восстановление стен Акрополя, используя камни разрушенных зданий. Вначале была сложена северная стена, на сооружение которой пошли среди других обломков барабаны храмовых колонн. Кимон заново соорудил всю южную стену, придав ей правильные очертания двух сходящихся под тупым углом отрезков. Комплекс архитектурных сооружений Акрополя должен был занять господствующее над городом и долиной положение, сохраняя при этом в своем новом облике черты древней крепости.

Позднее, при Перикле, были возведены почти все важнейшие памятники ансамбля: Парфенон — главный храм Афины Девы, покровительницы города, поставленный у южного края скалы, на самой ее высокой точке (строился в 447—438 гг. до н.э., заканчивался отделкой до 432 г. до н.э.), Пропилеи — парадные ворота на западном, пологом склоне Акрополя (437—432 гг. до н.э.) и грандиозная статуя Афины Воительницы (Промахос), произведение гениального Фидия, возвышавшаяся на высоком пьедестале лицом ко входу и господствовавшая над всей западной частью ансамбля. Выполнение широко задуманной реконструкции осуществлялось с большой энергией и быстротой под руководством самого Фидия. Но после Перикла были построены лишь Маленький храмик Ники Аптерос, поставленный несколько впереди Пропилей на высокой скале (Пиргосе), расширенной и укрепленной субструкциями (спроектирован около 449 г. до н.э., но построен около 421 г. до н.э.), и Эрехтейон — храм, посвященный Афине и Посейдону и расположенный почти параллельно Парфенону с северной стороны. Сооружение его было начато в 421 г., но задержано Пелопоннесской войной до 407—406 гг. до н. э. Таким образом, на возведение всех построек ушло около сорока лет. «Мало-помалу, — пишет Плутарх, — стали подниматься величественные, строения, неподражаемые по красоте и изяществу. Все ремесленники старались друг перед другом довести свое ремесло до

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector