Проливы Франции

Вся правда о проливе Ла-Манш

Пролив Ла-Манш соединяет два крупнейших государства Европы – Францию и Великобританию. Длина пролива составляет 578 км, а ширина – от 32 км на востоке до 320 км в западной части. Полет на частном воздушном судне над Ла-Маншем от международного брокера AVIAV TM (Cofrance SARL) даст более полное представление об этом географическом объекте, чем любое описание.

Океанус Британникус

Под таким названием пролив был известен древним грекам. Ла-Манш соединяет Атлантический океан и Северное море. В этом ему «помогает» пролив Па-де-Кале. 200 тысяч лет назад из-за гигантского наводнения хребет Уилд Артуа между островом, где сегодня находится Великобритания, и остальной частью европейского материка был смыт, и образовался пролив. Имя у него французское и переводится как «неширокий рукав», но британцы называют его по-своему: Английский канал.

Города на берегах пролива

Со стороны Великобритании на проливе стоят города Портсмут, Дувр и Саутгемптон. На французском берегу – Шербур, Кале, Дюнкерк и Гавр. У каждого города богатая история, свои уникальные достопримечательности.

  • В Портсмуте — это дом, где родился Чарльз Диккенс,
  • В Дувре – старинный замок.
  • Шербур прославил известный во всем мире мюзикл,
  • Дюнкерк вошел в историю как место жестоких сражений в годы Второй мировой войны.

Экскурсионный тур на частном вертолете, профессионально организованный специалистами AVIAV TM (Cofrance SARL) – лучшее решение для тех, кто интересуется историей Европы.

Острова в проливе Ла-Манш

В проливе расположены Нормандские острова у французского побережья, находящиеся под юрисдикцией Англии, и остров Уайт, принадлежащий Великобритании. Нормандские острова владений Джерси и Герси официально не входят в Евросоюз, являясь в то же время его таможенными землями. Интересно, что на острове Сарк до начала XXI столетия продержалось феодальное владение под управлением старейшин. А на острове Олдерни только в летнее время по выходным дням работает построенная в середине XIX века железная дорога.

Переправа через пролив различными способами

Пролив всегда привлекал внимание пловцов со всего мира. За всю его историю зафиксировано более тысячи переправ через Ла-Манш, несмотря на его холодную воду (до 18°С в летнее время).

В 1974 году житель Уэльса пересек Ла-Манш на традиционной плетеной лодке – коракле, чтобы показать всему миру преимущества этого судна.

Несколько раз через пролив перелетали:

  • На самолете в 1909 французский летчик Лу Блерио;
  • В 1912 году первая в мире женщина, американка Гарриет Куимби;
  • На мускулолете в 1979 году американец Брайен Аллен.

Воздушный суперджет от авиаброкера AVIAV TM (Cofrance SARL) готов в любое время повторить исторические перелеты через Ла-Манш.

Тоннель под Ла-Маншем

Тоннель, построенный в 1994 году, соединил два берега очень удобным путем – подводным. Общая длина тоннеля – 52 километра, из них 38 километров проходят непосредственно под водой.

Евротоннель, а таково его официальное название, занимает третью строчку в рейтинге самых протяженных тоннелей в мире (длиннее его Сэйкан в Японии и Готардский в Швейцарии). Теперь из Парижа до Лондона можно доехать по железной дороге за 2 часа 15 минут. AVIAV TM (Cofrance SARL) предлагает комфортабельный перелет из Франции в Британию на современном VIP-джете, из окна которого открывается потрясающий вид на пролив.

Интересные факты о проливе Ла-Манш

  • Пролив с древности привлекал путешественников. Ученые полагают, что под водами пролива можно обнаружить огромное количество затонувших кораблей римлян, викингов, англов и франков.
  • По обеим сторонам пролива сохранились исторические и природные достопримечательности: остатки Атлантического вала, средневековый замок Корнет, Бретонские маяки, ветряные мельницы, Меловые рифы, скалы Иглы.
  • Грунт, поднятый на поверхность при постройке тоннеля, пошел на строительство острова Шекспир на английской части пролива.
  • В водах пролива обитает несколько десятков видов рыб, среди которых — огромный морской угорь конгер весом до ста килограммов.

Приезжайте во Францию увидеть Ла-Манш вместе с Cofrance SARL!

Ла-Манш: 10 фактов о главном скоростном подводном коридоре Европы

Шестого мая 1994 года был открыт уникальный тоннель, который соединил под водой территории Великобритании и Франции. Это событие имело важное экономическое, культурное и геополитическое значение, причем, стоит заметить, не только положительное. Впрочем, пролив всегда играл важную роль в отношениях между Англией и континентальной Европой. Огромный поток грузов перевозился с Большой земли на остров с помощью паромов с древнейших времен, так что вопрос о новом виде транспортного сообщения встал еще в XIX веке.

Существовало множество проектов тоннеля, его даже неоднократно начинали строить, но работы приостанавливали различных внешних, в том числе мнимых угроз, затем возобновляли их. Увенчавшееся успехом строительство стартовало в конце . Тоннель прокладывали сразу с двух сторон — британской и французской. Проект был завершен за семь лет, и теперь дорога с континента на остров Ее Величества на поезде занимает в среднем 2 часа 15 минут. Из них 30 минут состав проводит под водой.

Длина пролива — 578 километров, ширина — от 32 до 250 километров. Крупнейшие острова — Уайт у берегов Великобритании и Нормандские острова возле французского побережья. Слово было заимствовано из французского названия (la Manche; manche — «неширокий пролив, рукав»), которое использовалось по меньшей мере с XVII века.

Популярны рискованные заплывы через пролив — разумеется, через самую узкую его часть. В этих местах холодно — даже летом температура воды составляет всего около 15 градусов по Цельсию. Помимо этого, тут всегда дует сильный ветер, а море неспокойно. Задача спортсменов осложняется еще и сильного течения. За всю историю смогли преодолеть около тысячи человек. Рекорд среди мужчин принадлежит австралийцу Тренту Гримси (6 часов 55 минут), среди женщин — чешской пловчихе Иветте Главачовой (7 часов 25 минут). А британка Элисон Стритер переплывала пролив целых 43 раза, за что удостоилась почетного титула Королевы . Любопытно, что уже более 20 лет французские власти запрещают подобные заплывы, потому что пловцы мешают судоходству. Впрочем, у британцев такого запрета нет.

Евротоннель (Channel Tunnel, а иногда и просто Euro Tunnel) имеет протяженность 51 километр, 39 из которых проходят под проливом. Это третий по протяженности железнодорожный тоннель в мире. Опережают его лишь Сэйкан (53,85 км, Япония) и Готардский тоннель (57,1 км, Швейцария). Но Евротоннелю принадлежит безоговорочный рекорд по протяженности именно под водой. А еще это самый длинный международный тоннель.

Любопытно, что за время строительства Евротоннеля было изъято 8 миллионов кубометров породы. Каждая из стран распорядилась своей частью «отходов». Франция просто смыла грунт обратно в море, а вот англичане сделали из глубоководной породы искусственный мыс Шекспира, на котором впоследствии был устроен парк.

Для Евротоннеля построена линия TGV LGV Nord Europe (). Движение поездов тут левостороннее, как и на остальных железных дорогах Франции и Великобритании.

Всего в тоннеле курсируют 4 типа поездов. Высокоскоростные пассажирские составы TGV Eurostar соединяют Лондон, Париж и Брюссель. В пассажирские челночные поезда Eurotunnel Shuttle можно погрузиться с собственным автомобилем, причем пассажиры на время посадки остаются внутри машин. Помимо этого, есть грузовые составы, которые перевозят фуры и контейнеры.

По суше состав идет быстро, со скоростью 300 км/ч, а в тоннеле замедляется до 160 км/ч. Внутри тоннеля проложены два основных пути и один запасной. Особая система вентиляции позволяет избежать воздушных пробок и других негативных эффектов, которые могут возникать при столь стремительном движении поезда.

В истории эксплуатации тоннеля случались эксцессы. Например, в 1996 году здесь произошел крупный пожар. Обошлось без жертв — английские и французские службы спасения сработали оперативно. Впоследствии было еще несколько крупных пожаров, и после них тоннель оказывался закрыт на несколько месяцев. Изредка технических сбоев поезда в тоннеле останавливаются. Обычно это не приводит к проблемам, но люди, страдающие клаустрофобией, испытывают при этом серьезный дискомфорт.

Евротоннель — один из самых грандиозных проектов XX века, но он до сих пор не окупился в финансовом плане, настолько масштабными были затраты на его сооружение. В ходе строительства тоннель подорожал почти в два раза, и в итоге обошелся правительствам Великобритании и Франции в 10 миллиардов фунтов стерлингов.

Среди туристов популярны однодневные туры между Парижем, Лондоном и Брюсселем с использованием Евротоннеля. Самолетом выходит дороже и дольше часов на восемь, а еще путь по воздуху менее удобен пересадок и длительного ожидания в аэропортах.

Фото: Jason Langley / Getty Images (в анонсе), Philip Haynes / Getty Images, Pool BASSIGNAC/DEVILLE/GAILLARDE / Contributor / Getty Images, API / Contributor / Getty Images, WYSOCKI Pawel / Getty Images, Alain Nogues (х2) / Contributor / Getty Images, Andia / Contributor / Getty Images, Chris Ison – PA Images / Contributor / Getty Images, Frederic REGLAIN / Contributor / Getty Images

Пролив Ла-Манш

Английский канал или Ла Манш – это пролив, находящийся между Францией и Великобританией. Соединяет страны дорога, проходящая под водой. Она занимает третье место в списке самых длинных железнодорожных тоннелей. В давние времена пролив имел другие название, например, Океанус Британикус, Канал да Манча, Ла Маника или Эрмельканал. Французы же говорят Ла-Манш, что в переводе означает «рукав», но как англичане называют залив? Они отдают предпочтение такому названию, как Английский канал. Длина пролива составляет 578 км, ширина в узком месте– 32 км, в широких доходит 250 км, перетекает в Па-де-Кале. Средняя глубина пролива – 60 метров, а максимальная может быть до 170.

Города, расположенные в проливе

На карте мира видно, что более плотная населенность отмечается на берегах Англии. Город Портсмут насчитывает 422 тысячи жителей, Саутгемптон – 304, а Плимут – 259 тысяч человек. Самый большой город, около Ла-Манша, во Франции – это Гавр. Население там составляет почти 250 тысяч человек. В Кале проживает 100 тысяч, а в Булонь-сюр-Мер – менее 90 тысяч человек.

Пересечение пролива вплавь

Пловцы со всего мира пытаются покорить Ла-Манш, проплыв самую узкую часть (Па-де-Кале, ширина пролива 32 км). Погодные условия осложняют данный процесс, ведь температура воды летом не поднимается выше 18 градусов. Волны и ветер иногда достигают отметки 4 балла по шкале Бофорта. Кроме того, порой изменяется течение, из-за приливов и отливов. На данный момент переплывали пролив чуть больше 1 тысячи человек. Некоторые факты об этом:

  1. Мэттью Уэбб – первый мужчина, переплывший Ла-Манш в 1875 году. Заплыв занял почти 22 часа. Первой женщиной в истории стала жительница Соединенных штатов Америки Гертруда Эдерле, которая проделала путь за 14 часов 39 минут в 1926 году.
  2. Население Советского Союза никогда не участвовало в таком необычном виде спорта. Однако 12 лет назад житель России Павел Кузнецов переплыл пролив Ла Манш за 14 часов 33 минуты. Помимо него попробовали свои силы еще несколько соотечественников. Рекорд смог установить Юрий Кудинов, который преодолел расстояние всего за 7 часов и 5 минут.
  3. Самым медленным заплывом отличился житель Великобритании Д. Кобелл. Он потратил на заплыв через залив почти 29 часов.
  4. Филипп Круазон – первый человек без рук и ног, который переплыл пролив. Мужчина применял специальные протезы, благодаря которым не тонул. Плавание заняло 14,5 часов.

Международные проливы

Проливы – это естественные морские проходы, соединяющие между собой части одного и того же моря или отдельные моря и океаны. Они обычно являются необходимыми путями, иногда даже единственными, для морских и воздушных связей государств, что свидетельствует об их большом значении в международных отношениях.

При установлении правового режима морских проливов государствами учитываются, как правило, два связанных между собой фактора: географическое положение того или иного пролива и его значение для международного судоходства.

Проливы, являющиеся проходами, ведущими во внутренние воды государства (например, Керченский или Ирбенский), или проливы, которые не используются для международного судоходства и в силу исторической традиции составляют внутренние морские пути (например, Лаптева или Лонг-Айленд), не относятся к международным. Их правовой режим определяется законами и правилами прибрежного государства.

Международными считаются все проливы, используемые для международного судоходства и соединяющие между собой: 1) части открытого моря (или экономических зон); 2) части открытого моря (экономической зоны) с территориальным морем другого или нескольких других государств.

Конкретные проливы могут иметь свои особенности. Тем не менее считается, что, например, Ла-Манш, Па-де-Кале, Гибралтарский, Сингапурский, Малаккский, Баб-эль-Мандебский, Ормузский и другие проливы являются мировыми морскими путями, открытыми для свободного или беспрепятственного мореплавания и воздушной навигации всех стран. Такой режим действует в этих проливах на протяжении длительного исторического периода в силу международных обычаев или международных соглашений.

Разумное сочетание интересов стран, пользующихся проливами, и прибрежных к ним стран нашло отражение в положениях Конвенции ООН по морскому праву. В ее части III, озаглавленной “Проливы, используемые для международного судоходства”, оговорено, что она не применяется к проливу, используемому для международного судоходства, если через этот пролив проходит столь же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь в открытом море или в исключительной экономической зоне. Использование такого пути осуществляется на основе принципа свободы судоходства и полетов. Что же касается проливов, используемых для международного судоходства между одним районом открытого моря (или исключительной экономической зоны) и другим районом открытого моря (или исключительной экономической зоны) и перекрываемых территориальным морем прибрежного или прибрежных государств, то в них “все суда и летательные аппараты пользуются правом транзитного прохода, которому не должно чиниться препятствий”. Транзитный проход в данном случае “представляет собой осуществление свободы судоходства и пролета исключительно с целью непрерывного быстрого транзита через пролив”.

В Конвенции содержатся также положения, учитывающие специфические интересы государств, граничащих с проливами, в области безопасности, рыболовства, борьбы с загрязнением, соблюдением таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных законов и правил. Суда и летательные аппараты при осуществлении права транзитного прохода воздерживаются от любой деятельности в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН, а также от любой деятельности, кроме той, которая свойственна обычному порядку непрерывного и быстрого транзита.

Согласно Конвенции, режим транзитного прохода не применяется к проливам, используемым для международного судоходства между частью открытого моря (исключительной экономической зоны) и территориальным морем другого государства (например, пролив Тирана), а также к проливам, образуемым островом государства, граничащего с проливом и его континентальной частью, если в сторону моря от острова имеется столь же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь в открытом море или исключительной экономической зоне (например, Мессинский пролив). В таких проливах применяется режим мирного прохода. При этом, однако, не должно быть никакого приостановления прохода через них в отличие от территориального моря, где допускается временное приостановление.

Конвенция не затрагивает правового режима проливов, проход в которых регулируется в целом или частично действующими международными конвенциями, находящимися в силе, которые специально относятся к таким проливам. Такого рода конвенции, как правило, заключались в прошлом применительно к проливам, ведущим в закрытые или полузакрытые моря, в частности в отношении Черноморских проливов (Босфор – Мраморное море – Дарданеллы) и Балтийских проливов (Большой и Малый Бельты, Зунд).

Черноморские проливы открыты для торгового судоходства всех стран, что было провозглашено в XIX столетии в ряде договоров Турции и России, а затем подтверждено в многосторонней конвенции, заключенной в 1936 году в Монтрё. Эта действующая в настоящее время Конвенция о Черноморских проливах предусматривает ограничения для прохода в мирное время военных кораблей нечерноморских держав. Они могут проводить через зону проливов легкие надводные корабли и вспомогательные суда. Общий тоннаж военных кораблей всех нечерноморских государств, находящихся в транзите через проливы, не должен превышать 15 тыс. т, а их общее число не должно превышать девяти. Общий тоннаж военных кораблей всех нечерноморских государств, находящихся в Черном море, не должен превышать 30 тыс. г. Этот тоннаж может быть увеличен до 45 тыс. т в случае увеличения военно-морских сил черноморских стран. Военные корабли нечерноморских стран проходят через проливы с уведомлением за 15 суток и могут находиться в Черном море не более 21 суток.

Черноморские державы могут проводить через проливы не только легкие военные суда, но также свои линейные корабли, если они следуют в одиночку при эскорте не более двух миноносцев, а также свои подводные лодки в надводном состоянии; уведомление о таких проходах делается за 8 суток.

В случае участия Турции в войне или нахождения ее под угрозой непосредственной военной опасности ей предоставлено право по своему усмотрению разрешать или запрещать проход через проливы любых военных кораблей.

Режим Балтийских проливов в настоящее время регулируется как договорными положениями, так и нормами обычного международного права, а также национальными законами: Дании – в отношении Малого и Большого Бельтов и датской части Зунда и Швеции – в отношении шведской части Зунда.

В прошлом по инициативе России были заключены Конвенции о вооруженном нейтралитете 1780 и 1800 годов при участии тогдашних Прибалтийских государств. По этим соглашениям Балтийское море должно было оставаться на вечные времена “закрытым морем”, однако в мирное время свобода торгового судоходства в нем предоставлялась всем странам. Балтийские государства сохраняли за собой право принимать необходимые меры для того, чтобы ни на море, ни на берегах его не имели места военные действия или насилие. В равной мере закрытыми для военных кораблей небалтийских стран оставались и Балтийские проливы.

Особый правовой режим Балтийских проливов получил в XIX веке признание и в доктрине. О приверженности ему было заявлено советским представителем на Римской конференции по ограничению морских вооружений 1924 года. Однако Англия, Франция и другие страны Запада воспротивились этой идее. Она была отвергнута.

Важнейшим актом, действующим в настоящее время и регулирующим режим Балтийских проливов, является Копенгагенский трактат об отмене зундских пошлин при проходе через проливы 1857 года. По этому соглашению Дания в связи с выплатой ей участниками соглашения 100 млн. французских франков отказалась от взимания каких бы то ни было сборов с судов или их грузов при проходе через проливы и от права их задержки под предлогом неуплаты сборов. Поскольку с военных кораблей эти сборы не взимались и ранее, а для свободы торгового судоходства было таким образом отменено единственное существовавшее ограничение, то трактатом был установлен принцип, провозгласивший, что “никакое судно не может отныне, под каким бы то ни было предлогом, при проходе через Зунд или Бельты быть подвергаемо задержанию или какой-либо остановке”.

Пролет военных воздушных судов над датской частью Балтийских проливов требует получения предварительного разрешения согласно декрету “О допуске иностранных военных судов и военных воздушных судов в пределы датской территории в мирное время” от 27 декабря 1976 г.

Пролет иностранных военных воздушных судов над шведскими территориальными водами в Зунде разрешается без выполнения формальностей согласно § 2 Постановления о правилах доступа иностранных государственных судов и государственных воздушных судов на территорию Швеции от 17 июня 1982 г.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ла-Манш (пролив) где находится?

Благодаря школьным урокам географии большинство из нас помнит, где находится пролив Ла-Манш – между Англией и Францией. А единственной, пожалуй, общеизвестной его достопримечательностью является грандиозный туннель, прорытый в конце прошлого века под водами канала. Между тем пролив всегда играл важную роль в жизни государств по оба его берега. Сейчас же он является стратегически важной судоходной магистралью, а его побережья и острова – объектом интереса туристов со всего мира.

Географическое положение

Важнейший судоходный пролив, расположенный между Великобританией и Францией, соединяет Северное море с Атлантическим океаном. Длина пролива Ла-Манш (с Па-де-Кале) составляет 578 километров, глубина достигает 172 метров. Ширина колеблется от 250 километров на востоке, со стороны Атлантики, и до 32 километров на западе.

Ла-Манш (от франц. La Manche – рукав) – это французское название пролива. Англичане называют его просто – Английский канал. Для обоих государств всю их историю эта водная артерия играла очень важную роль. С древнейших времен она была кратчайшим путем как на Британские острова, так и в Балтийское море. Но даже более важным, нежели способность соединять, являлось то обстоятельство, что канал может разъединять, то есть быть естественной защитой от неприятеля. Особенно актуально это было для Англии, которая многие века опасалась вторжения с континента. Известно, что пролив Ла-Манш не стал преградой ни для римлян, ни для норманнов, ни для Вильгельма Оранского, однако многие не менее амбициозные завоеватели остались безвестными именно потому, что на их пути встали быстрые, изобилующие отмелями воды.

Правовой статус

Ла-Манш – пролив международный, поскольку находится на территории двух государств. Конвенция по морскому праву содержит общее правило, по которому любые водные или воздушные суда имеют свободное право прохода через международные проливы. Действует это правило и в Ла-Манше. Прибрежные страны не имеют права произвольно запрещать зарубежным судам прохождение через свои территориальные воды, однако могут регулировать порядок осуществления судоходства.

Для обеспечения безопасности судоходства и предупреждения загрязнения побережья морские ведомства Англии и Франции приняли ряд регулирующих документов. Установлены ограничения для неисправных судов, для танкеров с нефтепродуктами, предусмотрены обязательное дежурство членов экипажа на УКВ-радиостанции, лоцманская проводка в портах и гаванях у британских берегов.

Достопримечательности побережья

Поскольку Ла-Манш – пролив с очень интенсивным судоходством, его побережье трудно назвать туристической Меккой. Спутники нашей цивилизации – шум и грязь – в сочетании с обычным для этих мест сильным ветром способны отпугнуть многих. Интерес для туристов могут представлять древние прибрежные города, например французский Шербур или английский Дувр.

На французском берегу стоит посмотреть на развалины укрепления Атлантический вал, построенного немцами в годы Второй мировой войны, и мемориал в честь высадки союзнических войск в Нормандии. Находясь в этих краях, стоит побывать на полуострове Бретань – сохранившиеся с давних времен маяки являются еще одной достопримечательностью французского побережья Ла-Манша.

Нормандские острова

Противоположностью побережью являются острова, разбросанные в акватории пролива. Здесь нет громыхающих днем и ночью портов, тянущихся к кораблям караванов автофургонов и прочих прелестей развитой транспортной инфраструктуры. Острова живут традиционным укладом (на острове Сарк до 2008 года управление осуществлял совет старейшин – последний оплот феодализма в современной Европе). Здесь можно полакомиться парным молоком от местных коров или рыбой, которую дарит нормандским рыбакам Ла-Манш.

Пролив не только кормит, но и развлекает: сильные ветра – огорчение для пляжников, но радость для виндсерферов. Да и крепости-форты – память о веках борьбы Англии и Франции за господство в проливе – сохранились здесь лучше, чем на побережье.

Туннель под Ла-Маншем

Идея соединить Альбион с континентом туннелем под дном пролива родилась еще в начале девятнадцатого века. Но при тогдашнем уровне техники это было чистой воды прожектерством.

В двадцатом веке к делу подошли серьезнее, в 1955 году даже были начаты строительные работы, которые, однако, свернули по экономически причинам. И только в 1986 году специалисты из двух стран разработали проект, который был воплощен в жизнь спустя восемь лет.

6 мая 1994 года королева Великобритании и президент Франции перерезали символическую ленточку, дав старт эксплуатации крупнейшего в мире подводного тоннеля, названного Евротоннелем.

Пролив Ла-Манш вплавь

Но не только на поезде можно пересечь этот пролив. Многие люди решаются преодолеть Английский канал вплавь. Первым, чье достижение было официально подтверждено, стал капитан Мэтью Уэбб, переплывший пролив в 1875 году. А среди женщин первенство принадлежит Гертруде Эдерле, которая преодолела в 1921 пролив Ла-Манш (фото героини ниже).

Париж – Лондон на автобусе через Ла-Манш (фоторепортаж)

Хочу сразу извинится за качество фотографий. Большинство фото было снято из окна автобуса с тонированным стеклом. Поверьте, очень трудно добиться хорошего качества и естественной цветопередачи в таких условиях.

Итак. После дня в Париже, который запомнился моим читателям фотопрогулкой по Монмартру, на следующее утро у меня был запланирован выезд в Лондон.
На самом деле существует несколько способов добраться из Парижа в Лондон. Первый и самый быстрый – это самолет. С развитым европейским авиасообщением между этими городами это не только самый быстрый, но и один из самых дешевых вариантов.
Меня лично он не устраивал, поскольку мне хотелось проехать этим маршрутом по земле(и воде), снять хорошие кадры и поделиться ими с Вами.
Второй способ – это скоростной поезд Eurostar. Время в пути около трех часов, регулярность – каждый час. Этот вариант мне не подошел по причине стоимости билета (от 100 до 300 фунтов) и большой скорости поезда, на которой трудно делать нормальные фотоснимки.
Остановился я на третьем варианте – автобус.
Английский автобусный перевозчик MegaBus предлагает билет в этом направлении за 25 фунтов. Можно выбрать ночной и дневной вариант переезда. Главный минус автобусного переезда – время в пути 7 часов. Конечно, я выбрал дневной автобус с отправлением практически из центра Парижа площади Porte Maillot. Забегая вперед, скажу, что прибывает он тоже в центральную часть Лондона автобусный вокзал Виктория.

Отличный телеграм-канал от спонсора поездки с подборкой дешевых билетов – Горячие авиабилеты

1. К автобусной станции нужно подойти за 30 минут до отправления автобуса для проверки документов, билетов, визы. Это все делается при посадке в автобус:

2. Отправление на Лондон в 11.00. На фото видно два автобуса MegaBus. Который ближний уходит на 30 минут раньше в Амстердам:

3. Пока есть время, отошел 200 метров от станции, что-бы снять высотку отеля Hyatt:

4. Давайте взглянем на наш маршрут. Гугл пишет 5 часов. Ну да, плюс у нас еще тоннель и остановки:

5. Поехали. Речка Сена:

6. Выезжаем из Парижа. Многие не знают, что Ашан это французская сеть:

7. Всю дорогу будет фиксировать моя ГоуПрошка. В конце этого поста Вы увидете ролик:

8. Поля. Во Франции уже давно весна:

9. Мелкие деревушки и снова поля:

10. Очень много ветряков. Вообще, в Европе это очень развито. Роза ветров позволяет:

11. Посмотрите как все ухоженно:

13. Некоторые домики напоминают замки:

15. Виды с моста:

17. Вот и сам мост:

18. Подъезжаем к городку Булонь-сюр-Мер:

21. На горизонте уже виден маяк на берегу Ла-Манша:

22. Въехали в город. Домики:

23. Нам по А16(Calais):

24. Но сначала у нас небольшая остановка:

25. Здесь меняется водитель. Подозреваю, что это связанно с левосторонним движением в Англии:

26. А у нас появилось немного времени снять несколько кадров в округе:

27. Мы встали как раз там, где автобусы грузятся на паромы. Вот эстакада:

Если бы я поехал ночным автобусом, то именно здесь наш автобус погрузили на паром через Ла-Манш. Дневной автобус идет через евротоннель.

28. Двигаемся дальше в сторону городка Кале, где и находится евротоннель:

29. Не знаю, что за сооружение. Напомнило военный дот:

30. Въехали в Кале. Подъезжаем к французской границе:

31. Слева на табло видно время отправления по евротоннелю(об этом позже):

Далее выходим из автобуса(снимать нельзя), проходим выездные процедуры из Шенгена. В паспорте ставят штамп и желают счастливого пути.

32. Садимся в автобус и проезжаем буквально 500 метров. Пограничный пост Великобритании:

Здесь все серьезней. Процедура ничем не отличается от въездного контроля в любом английском аэропорту. Нужно заполнить миграционную карточку, ответить на вопросы How are mr. Putin? связанные с целью визита и сроках в UK. После этого ставят штамп въезда.

Теперь евротоннель. Интересно прочесть его историю и устройство в Википедии. Лично я даже не догадывался, что тоннель под Ла-Маншем проложен только для железнодорожных составов. Оказывается, если вы едете на машине или автобусе через тоннель, то транспорт грузят на специальные закрытые жд-платформы и на них вы двигаетесь в тоннеле.

33. Вот снимок со спутника жд-узла в Кале(Франция). На английской стороне Ла-Манша похожий узел:

34. Спуск на перон и жд-платформа слева:

35. Автобус с туристами заезжает внутрь платформы:

36. И в такой уютной обстановке двигаемся по дну Ла-Манша 39 км(25 минут):

Удивительно, что есть сотовая связь. Я тут же начианаю постить фото в свой Фэйсбук.

37. По традиции, фото со мной кликабельны. Если Вы вдруг очень захотели добавить мой ЖЖ в друзья(чему я буду очень рад и обычно отвечаю тем же), просто кликните по моей шотландской бейсболке. Откроется страничка добавления меня в друзья:

38. Пока вы очень романтично, на дне Ла-Манша, добавляли мой ЖЖ в друзья мы уже пересекли пролив и выезжаем на британской стороне:

40. Схема устройства жд-платформы евротоннеля:

41. Выезжаем на автостраду:

42. Два часа прекрасных английских дорог и мы в Лондоне:

Отличный телеграм-канал от спонсора поездки с подборкой дешевых билетов – Горячие авиабилеты

Ну и в завершении предлагаю посмотреть видеоролик в котором я за несколько минут уместил все сегодняшнее путешествие:

Не пропустите в следующих частях фоторепортажи о Лондоне.

Партнер поездки в Великобританию — сервис для самостоятельных путешествий Letim.me

Рекомендую: мобильный интернет за границей — Drimsim (во Франции и UK 10 евро/гигабайт)

Если вам понравился пост, добавляйтесь в друзья, обещаю много интересных фоторепортажей и полезных советов!

Туннель под Ла–Маншем

В 1994 году был открыт туннель под проливом Ла-Манш, соединяющий Англию и Францию. Это поразительное инженерное сооружение: длина туннеля немного превышает 50 километров, 38 из которых проложено под морским дном.

История туннеля под Ла–Маншем

Давным-давно, примерно 13 тысяч лет назад, Британия и континентальная Европа были единой частью суши, а река Темза, на которой стоит английская столица Лондон, была левым притоком Рейна, на берегах которого раскинулся немецкий Дюссельдорф. Когда растаяли ледники, уровень моря поднялся, и обширные территории превратились в дно Северного моря и пролива Ла-Манш. Британия стала островом. Однако идея вновь связать две важнейшие части Европы сухопутной дорогой уже с давних пор была заветной мечтой жителей Старого Света.

В течение двух веков лет ученые разрабатывали разные способы, как можно преодолеть пролив Ла-Манш. Впервые проект туннеля был предложен более, чем 100 лет назад, в 1802 году. Альбер Матье предложил проект переправы через Ла-Манш, а на следующий год похожий план возник на другом берегу, в Англии. Правда, тогда больше склонялись к постройке моста, который будет проходить над проливом. Эта гигантская конструкция должна была состоять из пятикилометровых пролетов, подвешенных над морскими волнами на сверхпрочных тросах. Идею отклонили — таких гигантских мостов до сих пор не строили, и эксперты засомневались: будет ли конструкция надежной? Были и совершенно необычные предложения. Например, о том, чтобы воздвигнуть искусственные острова на протяжении всего пролива, а уже от этих островов протянуть мосты, соединяющиеся между собой. Но это был еще более нереальный проект. Решено было остановиться на постройке подземной дороги.

У идеи воздвигнуть дорогу, ведущую от Франции к Англии, было много противников. Очень многие говорили, что в случае войны между двумя странами этот туннель можно использовать против врага. Однако еще тогда это возражение посчитали абсурдным. Ведь при угрозе нападения очень легко быстро перекрыть туннель, взорвав или засыпав даже небольшую его часть. Да и войска на выходе из туннеля — это скорее удобная мишень, чем грозная сила.

Долгое время все оставалось на уровне проектов и планов. Серьезно задумались о постройке туннеля только в 1955 году. Даже приступили к строительству, начали рыть котлованы. Однако из этой затеи ничего не вышло. Через два года энергетический кризис заставил рабочих и инженеров покинуть вырытые котлованы, которые быстро заполнились грунтовыми и дождевыми водами. Только через 11 лет правительства Англии и Франции объявили, что готовы вновь рассмотреть возможность сухопутного соединения двух стран. Но с одним условием — все работы должны вестись частными компаниями на свои средства.

Было выбрано 9 лучших проектов, и в течение целого года велись серьезные дебаты о том, какой же достоин большего внимания. Спустя год, был выбран, по мнению большинства, самый лучший. Предполагалось проложить рядом друг от друга железнодорожные пути и шоссе для автомобилей. Однако от автомобильной дороги под проливом пришлось отказаться. Во-первых, автомобильная авария в туннеле гораздо более вероятна, чем крушение поезда. А ведь последствия такой аварии в длинной подземной «трубе» могут оказаться серьезными и надолго парализовать движение. Во-вторых, армада автомобилей, устремившихся в туннель, неизбежно заполнила бы его выхлопными газами, а значит, потребовалась бы очень мощная система вентиляции, чтобы постоянно очищать воздух. Ну а, в-третьих, известно, что поездка в тоннеле утомляет водителя. Решили остановиться на конструкции, которая была описана еще в проекте 1960 года и доработана в середине 70-х.

Работы были начаты на английском берегу в декабре 1987 г., а на французском — на три месяца позже. Огромные машины с вращающимися режущими головками прокладывали по километру ежемесячно. В целом, прокладка туннеля заняла три года.

Туннели прокладывались, в среднем, на 45 метров ниже морского дна. Когда две половинки служебного туннеля разделяло всего 100 метров, вручную был прорыт небольшой туннель для их соединения. До момента стыковки 120 шахтных локомотива вывозили породу из забоев, ежемесячно проделывая путь, равный двум расстояниям вокруг земли. Рабочие встретились в конце 1990 г.

Завершение двух железнодорожных туннелей произошло 28 июня 1991 г. Однако не стоить думать, что на этом строительство было полностью завершено. Был закончен только центральный туннель. А необходимо было еще прокопать второй, служебный туннель, а также проложить рельсы. В международном конкурсе за право получить заказ на рельсы для пролива участвовало более 2000 фирм. Французские заказчики отдали предпочтение сделанным в России.

Полностью туннель был открыт сравнительно недавно — 6 мая 1994 года. В его открытии участвовала сама королева Елизавета II и президент Миттеран. После торжественной части Королева села на поезд и приехала с лондонского вокзала Ватерлоо в городок Кале на французском побережье. В свою очередь Миттеран прибыл туда же с парижского вокзала Гар-ду-Норд через Лилль. Когда локомотивы двух поездов остановились нос к носу, главы двух государств перерезали сине-бело-красные ленточки под звуки национальных гимнов своих стран, которые были исполнены оркестром Французской республиканской гвардии. Затем британская и французская делегации на автомобилях «Роллс-Ройс» переправились по туннелю на британский берег, в городок Фолкстоун, где состоялась точно такая же церемония, как и на французской стороне.

Особенности туннеля под Ла–Маншем

В реальности существуют три туннеля: два железнодорожных (один принимает поезда из Франции в Англию, другой — из Англии во Францию) и один выполняет эксплуатационные функции. В настоящее время — это самый быстрый путь из Лондона в Париж или Брюссель (около 3-х часов). Пассажирские поезда регулярно отходят от лондонского Ватерлоо и доставляют вас в Парижский Гар дю Норд или в брюссельский Миди-Зюид.

Диаметр каждого туннеля — 7,3 метра, длина- около 50 километров, из которых 37 проходят под толщей воды. Все туннели облачены в плотные бетонные каркасы, стенки которых около 40 сантиметров.

Специальные поезда с платформами для автомобилей и вагонами для пассажиров отправляются каждый час. Всего за день через туннель проходит 350 электровозов, что дает возможность перевозить более 200 000 тонн груза. Машины используют поезда туннеля как движущееся шоссе. Они въезжают в вагон на одном конце и выезжают из него на другом после 35-минутного переезда. Электровозы развивают скорость до 160 километров в час.

С туннелем под проливом Ла-Манш связано множество инцидентов. Например, 12 октября 2003 года там обнаружили неизвестного, который жил в туннеле в течение… 2 лет, изредка выходя на поверхность за тем, чтобы припастись едой и водой. Странно, что его не обнаружили раньше, так как по всей протяженности туннеля протянута система камер внутреннего наблюдения.

В следующем году вообще произошло ЧП: служащий английского отделения «Евростар» обнаружил на железнодорожных путях 15 человек. Некоторые из них были ранены, причем один весьма серьезно. По словам представителя британской полиции, в туннеле, скорее всего, были обнаружены нелегальные эмигранты (предположительно, турки). Видимо, намереваясь попасть в Англию, они еще на материке забрались в один из вагонов грузового состава, а затем спрыгнули на ходу в том месте, где состав немного притормаживает на выезде из туннеля.

Однако подобные нарушения пресекаются. Для этого существует серьезная служба охраны, работающая 24 часа в сутки.

На весь проект было потрачено 10 миллиардов фунтов стерлингов — это вдвое дороже, чем планировалось. Год спустя после официального открытия компания «Евротуннель» объявила об убытках в 925 миллионов фунтов — одна из самых больших отрицательных сумм в британской корпоративной истории. Вдобавок в 1996 году грузовое движение по туннелю было приостановлено на 6 месяцев из-за пожара, вызванного загоревшимся грузовиком.

Несмотря на то, что проект туннеля оказался очень дорогостоящим и все расходы не окупились до сих пор, это сооружение все равно представляет собой образец современного инженерного мастерства, в равной степени учитывающее безопасность и функциональность.

Туннель под ЛаМаншем между Францией и Англией

Идея соединить Францию и Великобританию подводным туннелем возникла в головах инженеров более 200 лет тому назад, в 1802 году. Мысль построить его первому пришла французу Альберу Матье Фавье.

Как ни странно, но её подал ему сам Наполеон после окончания франко-английской войны. Во всяком случае, так написано в Википедии, а значит, и нам придётся поверить.

Эта идея порхала, как бабочка, в головах инженеров тех времён. Почему-то она приходила в голову преимущественно французам. В 1865 году – Томе де Гамонду, а в 1875 – Питеру Уильяму Барлоу. Но проектам не удалось воплотиться в жизнь по разным причинам. В основном это Первая и Вторая мировая война.

Начало и завершение работ

Наконец, 12 февраля 1986 года правительствами Франции и Великобритании был подписан договор о совместном строительстве под Ла-Маншем, а в 1987 он был ратифицирован.

Трасса, если смотреть на карте, оказалась не самой короткой из-за соображений выбора подходящего мягкого грунта дна пролива Ла-Манша в месте прокладки. Он должен был соединить города: французский Кале и английский Фолкстон на глубине примерно 50 метров от дна пролива в мягком меловом геологическом слое Ла-Манша.

Проходческие работы были начаты на английской стороне в декабре 1987 года, а на французской в феврале 1988 года. В июне 1991 года работы по проходке были закончены и после установки оборудования туннель под Ла-Маншем 6 мая 1994 года был открыт. На торжестве присутствовали королева Великобритании и президент Франции Франсуа Миттеран.

Строительство началось с того, что по обоим сторонам пролива были вырыты две шахты глубиной 60 метров . В них было опущено необходимое оборудование и проходческие комбайны.

За всю историю было несколько попыток строительства туннеля:

  • в 1881 году начато, а в 1883году прекращено;
  • в 1922 году начато и после проходки 120 метров завершено;
  • в 1973 году начато и после проходки 250 метров остановлено.

Технические подробности строительства

Прокладывалось одновременно три ветки: две магистральных и одна служебная.

Десять проходческих механизмов длиной около двухсот метров с помощью вращающихся роторов с вольфрамовыми резцами диаметром восемь метров и весом 11000 тонн вгрызались в меловую породу и одновременно укрепляли бетонными блоками, с вкраплением гранита, туннель от разрушения. Ещё два проходческих механизма меньшего диаметра (4.7 метра) прокладывали служебную ветку. Грунт отправлялся на поверхность с помощью вагонеток.

Таким образом,6 проходческих механизмов с каждой из сторон начали движение навстречу друг другу. Всего было вынуто 17 миллионов тонн грунта.

Особую сложную проблему представляло точное совпадение французской и английской части туннеля. Это было достигнуто специальным лазерным устройством позиционирования, установленном на проходческих механизмах. В результате расхождение по горизонтали составило 36 сантиметров, а по вертикали 6 сантиметров.

Когда между проходческими комбайнами осталось несколько сантиметров, то оставшеюся перемычку пробивали вручную. На этом основные работы строительства завершились. Оставалась установка оборудования и отделочные работы.

Туннель состоит из двух магистральных веток диаметром 7.6 метра и одной служебной ветки диаметром 4.7 метра. Они соединяются со служебной веткой через каждые 275 метров. Служебная ветка находится под избыточным давлением на случай пожара в магистральных туннелях для того,чтобы при сильном задымлении люди могли спастись в нём. В служебном туннеле проходят воздуховоды для нагнетания воздуха и трубы диаметром 1 метр, в которых течёт холодная вода для охлаждения воздуха в тоннеле от чрезмерного нагрева.

Поезд по туннелю движется всего 35 минут, но за время эксплуатации перевёз более160 миллионов людей.

Опасные инциденты:

  • 18.11.1966 года пожар
  • 10.10.2001 года остановка поезда внутри
  • 21.08.2006 года пожар
  • 11.09.2008 года пожар
  • 18.12.2009 года пять поездов застряли
  • 07.01.2010 года поезд застрял на два часа
  • 17.01.2015 пожар

Туннель под Ла-Маншем между Францией и Англией не имеет отдельной трубы для проезда автомобильного транспорта. Для этого существует специальный поезд, на который автомобили заезжают и вместе с водителями следуют по туннелю. На другой стороне Ла-Манша машины своим ходом покидают платформы поезда. Поезда курсируют с огромной скоростью 350 километров в час. При этом рельсы нагреваются очень сильно. И для того чтобы снизить температуру в туннеле предусмотрена система охлаждения, о которой упоминалось выше. Добавлю только, что в трубу охлаждения поступает морская холодная вода из пролива.

Заключение

Многие не считают туннель под Ла-Маншем уникальным сооружением, а тем более «чудом техники». Сегодня он убыточен из-за больших расходов по его обслуживанию, но по— прежнему остаётся символом Евросоюза, несмотря на то что Англия из него собирается выйти. Нелегальная эмиграция поездами евротуннеля добавила ещё одну проблему. Но, тем не менее самый дорогой туннель в мире работает.

Ученые выяснили, как Британия отделилась от Франции

Британские острова начали отделяться от континента, когда на месте сегодняшнего Ла-Манша образовалась крупная река. На месте Северного моря находилось огромное ледниковое озеро. Оно переполнилось, и из него потекла река, которая стала прародительницей пролива. Озеро находилось на границе оледенения – северные его берега, в отличие от южных, были покрыты вечным льдом.

Кедр слил континенты

Флев-Манш, или «суперрека», вытекала из Северного моря и несла свои воды на юг. В различные периоды река то становилась полноводнее, то отступала, позволяя людям и животным перемещаться с континента в Англию.

Однако когда ледниковый период кончился, талые воды заполнили долину реки, и Флев-Манш стала Ла-Маншем, или «Английским каналом».

Направление течения реки Флев-Манш на современной физической карте Европы

Ученым удалось собрать вместе кусочки геологической головоломки истории Ла-Манша с помощью изучения седиментационных пород, которые древняя река принесла в Бискайский залив. Датировать периоды существования Флев-Манш позволила комбинация данных о континентальных седиментационных отложениях и изотопной стратиграфии морских отложений океанического дна – послойной относительной датировке геологического возраста осадочных пород.

Гигантская река существовала во время цепи ледниковых периодов, которая началась около 450 тыс. лет назад, в поздний плейстоцен. В этот период произошло первое «слипание» двух ледниковых щитов. Один из них покрывал территорию нынешних британских островов, а второй – Скандинавию, Финляндию, Карелию и Кольский полуостров. «Слипание» вызвало изменение направления оттока талых вод с северного на южное. Территорию Британии и Франции тогда разделяла гряда известковых скал, однако ледниковая вода из переполняющегося озера смогла пробить себе путь через довольно податливый материал.

Углеводородную карту раздали на троих

Анализ глубинных донных отложений Бискайского залива, остававшихся нетронутыми на дне Атлантического океана тысячи лет, показал, что Флев-Манш существовала во время трех ледниковых периодов – 450 тыс. лет назад, 160 тыс. лет назад, а также между 90 и 30 тыс. лет назад. Результаты работы опубликованы в Quaternary Science Reviews.

Профессор Филип Гиббард с географического факультета Кембриджа, один из авторов статьи, отметил: «Это первая попытка пристального рассмотрения настолько древних донных отложений в заливе.

Анализ этих данных дает последний кусочек «паззла», теперь мы можем собрать всю картину отделения Британии от Европы. Мы знаем, как она стала островом».

Во время таяния ледников к северу от древнего озера реки, впадающие в него, приносили слишком много воды, и оно переполнялось, как гигантская ванна. Двух таких переполнений оказалось достаточно, чтобы «вымыть» известковый грунт под канал и создать лоно для Флев-Манш.

Британию отрезало в два приёма

Во время ледниковых периодов, когда льды скрывали под собой большую часть северной Европы, река мелела, и ее спокойно пересекали люди и животные. Однако в периоде более умеренных температур река вздувалась, и Британия была отделена от материка так же, как и сегодня.

Таким образом, древние люди и животные могли проникать с материка на остров только в определенные промежутки времени, поэтому геологическая история помогает по-новому рассмотреть страницы «колонизации» островов. Датировка периодов, когда «дверь» на острова была открытой, позволяет разобраться, что и когда прибыло на территорию Великобритании и Ирландии, отмечают авторы работы. Ранее уже выдвигались гипотезы о том, что острова отделились от континента из-за наводнения или течения реки, однако датировка периодов отделения была проведена только сейчас.

Кроме того, приток больших объемов холодной пресной воды из Флев-Манш в океан, скорее всего, вносил значительный вклад в циркуляцию вод океана и окружающую его среду. Ученые надеются использовать эти данные в изучении климатической истории региона.

Французская республика – крупнейшее государство в Западной Европе, площадь которого составляет 551,5 тысяча квадратных километров.

Континентальная территория страны занимает крайнюю западную часть Европейского материка. К Франции относятся также остров Корсика и несколько других более мелких островов Средиземного моря и Бискайского залива. Франция имеет владения в Америке, Африке и Океании. Их общая площадь – 127 тыс. кв. км, а население – около 2 млн. человек. Важнейшие из них “заморские территории ” : Гвиана (Французская), острова Гваделупа, Мартиника, Реюньон, Новая Каледония, Французская Полинезия.

Морские границы имееют большую протяженность, чем сухопутные. Длина береговой линии составляет 3427км, а границы на суше имеют протяженность 2892км.

На севере Францию отделяют от Англии неширокие проливы Ла-Манш и Па-де-Кале. На западе она омывается водами Бискайского залива Атлантического океана, а на юге – Средиземным морем.

Государство имеет сухопутные границы с Бельгией на северо-востоке, с Люксембургом, Германией, Швейцарией на востоке. С Италией Франция граничит на юго-востоке, а с Андоррой и Испанией на юго-западе.
Большая часть сухопутных границ проходит по высоким горам или другим природным преградам: на юго-западе Францию от Испании отделяют Пиренеи, на юго-востоке граница с Италией и Швейцарией идет по Альпам и Юре, франко-германской границей на значительной территории служит Рейн и лишь на севере низменности Франции незаметно сливаются с равнинами Бельгии.

Рельеф

В северо-западных и северных районах страны преобладают плоские или всхолмленные равнины (Гаронская низменность, Парижский бассейн) и низкогорья, в центре и на востоке – средневысотные горы (Центральный Французский массив, Вогезы, часть гор Юра).

Низменностями или равнинами обычно являются бассейны крупных рек. По юго-западным и юго-восточным окраинам, т.е. по границам соответственно с Испанией и Италией проходят высокие хребты и массивы Пиренеев и Альп. Самой высокой точкой Франции и Западной Европы является гора Монблан, находящаяся во французских Альпах и имеющая высоту 4807 метров. Чаще всего все горные образования на территории Франции делят на 2 группы: новые (Альпы, Пиренеи, Юра) и старые ( Вогезы, Центральный массив).

Природные зоны
Едва ли какая-либо другая страна предлагает столь пеструю палитру ландшафтов: Альпы, среднегорье, мнгогочисленные плато, обширные равнины, необъятные леса. Морские берега Франции протянулись на 3120 км и тоже очень живописны: гранитные скалы в Бретани, длинные гряды дюн на Атлантическом побережье, песчаные пляжи и бухты на Средиземном море.

Южные склоны гор и холмов Центрального массива сплошь покрыты виноградниками. На территории Франции преобладают бурые лесные почвы, местами выщелоченные и оподзоленные; на юге – коричневые почвы сухих лесов и кустарников, красноземы. Крупнейшие лесные массивы преоблалают в западных районах Аквитании, на востоке Парижского бассейнаб в Альпах и в Пиренеях. Леса покрываю 24% территории Франции – в основном дуб, бук, каштан, сосна, в горах – также ель, пихта. На юге вечно зеленые леса и кустарники средиземноморского типа. Заповедники Пельву (в Альпах), Камарг (в дельте Роны) и другие.

На средиземноморском побережье выращивают пальмы, цитрусовые.

Среди представителей фауны выделяются олень и лиса. Косули обитают в альпийских регионах, в отдаленных лесах сохранился дикий кабан. Большое количество различных видов птиц, в том числе перелетных, рептилии редки, а среди змей только одна ядовитая -гадюка.

В прибрежных морских водах обитает большое количество видов рыбы: сельдь, треска, тунец, сардина, скумбрия, камбала, серебристый хек.

Читайте далее: