Произведение древней скульптуры 5 букв

10 самых известных скульптур в мире

Тема: Творчество

Хотите получать интересные статьи на email каждое утро и расширять кругозор? Присоединяйтесь к Eggheado !

Без скульптуры искусство не может быть полноценным. Вырезание и вылепливание людей, животных и разнообразных предметов появились в истории человечества едва ли не одновременно с наскальной живописью. Скульптуры — это те же картины, только телесные, а значит и выражающие эмоции немного по-другому. То, что говорят нам статуи, мы воспринимаем во многом проще, потому что они осязаемы и более похожи на нас, чем произведения любого другого вида искусства.
В этом материале собрано 15 знаменитых и значимых скульптур, созданных в разные времена из разных материалов с разными целями.

Давид

Пятиметровое изваяние библейского героя Давида, созданное Микеланджело, когда тому было всего 28 лет, воспринимается как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом.
Самый тиражируемый скульптурный образ в мире.

Мыслитель

Еще один до крайности популярный образ создан Огюстом Роденом в 1882 году. Изначально скульптура должна была называться «Поэт» и быть частью композиции «Врата ада» по мотивам «Божественной комедии». Моделью для скульптуры послужил француз по имени Жан Бо, мускулистый боксёр, в основном выступавший в Париже, в квартале красных фонарей.

Шагающий человек

Самая дорогая скульптура в истории человечества. В 2010 году 183-сантиметровая скульптура «Шагающий человек», выполненная швейцарским скульптором в 1961 году, была продана с аукциона Sotheby’s за рекордную сумму в 104,3 миллиона долларов.
Скульптура считается одной из самых важных в творчестве этого мастера, ее изображение также размещено на банкноте в 100 швейцарских франков.

Венера Милосская

вероятно Агесандр Антиохийский

Знаменитая древнегреческая скульптура, созданная примерно в середине второго века до нашей эры, была найдена на острове Мелос в 1820 году французским моряком, решившим поискать на берегу древности на продажу. Руки тогда были в целости и сохранности, но были утрачены в момент конфликта между французами (нашедшими) и турками (владельцами острова).

Ника Самофракийская

Древнегреческая мраморная скульптура богини Ники была найдена на острове Самотраки на территории святилища кабиров в апреле 1863 года. Статую воздвигли жители острова Родос в память о победе, одержанной ими над флотом сирийского царя.

Она стояла на отвесной скале над морем, ее пьедестал изображал нос боевого корабля. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед. В настоящее время находится в Лувре.

Статуя сделана из парийского мрамора, правое крыло — гипсовая реконструкция. Голова и руки статуи отсутствуют. Во время дальнейших раскопок были обнаружены другие фрагменты статуи: в 1950 году команда археологов нашла её правую руку, оказавшуюся под большим камнем, рядом с местом обнаружения статуи.

Пьета

Пьета — распространенное название для изображений сцены оплакивания Девой Марией ее сына. Лучшая из них была сделана Микеланджело в 24 года. Безупречная композиция, эмоциональность, человечность и глубокая символичность скульптуры сделали ее образцом культуры Высокого Возрождения.

Граждане Кале

Скульптурная группа «Граждане Кале», заказанная муниципалитетом города Кале, была завершена Роденом в 1888 году. Во время Столетней войны английский король Эдуард III осадил город, и спустя некоторое время голод вынудил оборонявшихся к сдаче.

Король обещал пощадить жителей, только если шесть знатнейших граждан выйдут к нему в рубище и с верёвками на шее, отдавая себя на казнь. Это требование было исполнено. Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей, Юсташ де Сен-Пьер. Английская королева Филиппа исполнилась жалостью к этим исхудавшим людям, и во имя своего нерождённого ребёнка вымолила перед супругом для них прощение.

Роден революционно настоял на отказе от постамента, хоть волю его выполнили только после смерти скульптора, и фигуры находятся на одном уровне со зрителями.

Писающий мальчик

Главная достопримечательность Брюсселя. Точное время и обстоятельства возникновения статуи неизвестны. По некоторым сведениям, статуя существовала уже в XV веке. Одни брюссельцы рассказывают, что она установлена в напоминание о событиях гримбергенской войны, когда люлька с сыном Готфрида III Лёвенского была подвешена на дереве, чтобы видом будущего монарха воодушевлять горожан, а ребёнок оттуда мочился на сражающихся под деревом воинов.

По другому преданию, статуя была изначально призвана напоминать горожанам о том мальчике, который струёй мочи потушил разложенные неприятелем под городскими стенами боеприпасы.

Начиная с 1695 года статую неоднократно похищали, в последний раз статую украли в 1960-е годы, после чего её в очередной раз заменили копией.

Терракотовая армия

Как минимум 8099 скульптур китайских воинов и их лошадей составляют это достояние Китая.

Терракотовые статуи, каждая из которых абсолютно индивидуальна, были захоронены в боевом построении вместе с первым императором династии Цинь — Цинь Шихуанди, объединившим Китай и соединившим все звенья Великой стены в III веке до нашей эры. Воины должны были поддержать власть императора и в загробном мире.

Золотой Будда

Самая большая в мире цельнолитая золотая статуя расположена в бангкокском храме Ват Траймит — в ней около трех метров, а весит она более пяти тонн.

В период войны с Бирмой статуя была намеренно покрыта гипсом, а затем никто уже не мог раскрыть секрета этого Будды. До 1957 года на статую особо не обращали внимания — до тех пор, пока она не была перевезена на новое место. Согласно слухам, во время перевозки начался дождь, перед которым статуя из-за своего веса ещё и упала с перевозившего её крана; она была укрыта от дождя, но вода всё равно смыла покрытие с одного из участков в достаточной степени, чтобы один их монахов заметил странный блеск. По другой версии, от падения гипс потрескался.

Eggheado — это познавательная статья к завтраку.

Древнегреческие скульптуры. Самые знаменитые скульптуры – ТОП10

Древнегреческие скульптуры

Планируя путешествие в Грецию, многие люди интересуются не только комфортными отелями, но и увлекательной историей этой древней страны, неотъемлемую часть которой составляют объекты искусства.

Большое количество трактатов известных искусствоведов посвящены именно древнегреческой скульптуре, как основоположной ветви мировой культуры. К сожалению, многие памятники того времени не уцелели в своем первозданном виде, и известны по более поздним копиям. Изучая их, можно проследить историю развития греческого изобразительного искусства от гомеровского периода до эпохи эллинизма, и выделить самые яркие и известные творения каждого периода.

Афродита Милосская

Всемирно известная Афродита из острова Милос относится к эллинистическому периоду греческого искусства. В это время, силами Александра Македонского, культура Эллады начала распространяться далеко за пределы Балканского полуострова, что заметно отобразилось на изобразительном искусстве – скульптуры, картины и фрески стали более реалистичными, лица богов на них обладают человеческими чертами – расслабленными позами, отвлеченным взглядом, мягкой улыбкой.

Статуя Афродиты, или как её называли римляне, Венеры, изготовлена из белоснежного мрамора. Её высота немногим больше человеческого роста, и составляет 2.03 метра. Обнаружено изваяние было по воле случая обычным французским моряком, который в 1820 году, вместе с местным крестьянином, откопал Афродиту возле остатков древнего амфитеатра на острове Милос. При её транспортировке и таможенных спорах, статуя лишилась рук и постамента, но сохранилась запись об указанном на нем авторе шедевра: Агесандр, сын жителя Антиохи Менида.

На сегодняшний день, после тщательной реставрации, Афродита экспонируется в парижском Лувре, привлекая своей естественной красотой миллионы туристов каждый год.

Ника Самофракийская

Время создания статуя богини победы Ники относится к II веку до н.э. Исследования показали, что Ника была установлена над морским побережьем на отвесной скале – её мраморная одежда развевается будто бы от ветра, а наклон корпуса олицетворяет постоянное движение вперед. Тончайшие складки одежды прикрывают сильное тело богини, а мощные крылья расправлены в радости и торжестве победы.

У статуи не сохранились голова и руки, хотя отдельные фрагменты были обнаружены во время раскопок в 1950 году. В частности, Карл Леманн с группой археологов нашли правую руку богини. Ника Самофракийская сейчас является одним из выдающихся экспонатов Лувра. Её рука так и не была добавлена к общей экспозиции, реставрации подверглось только правое крыло, которое выполнено из гипса.

Лаокоон и его сыновья

Скульптурная композиция, изображающая смертельную борьбу Лаокоона – жреца бога Аполлона и его сыновей с двумя змеями, посланными Аполлоном в отместку за то, что Лаокоон не послушал его волю, и старался препятствовать вводу троянского коня в город.

Статуя была выполнена из бронзы, но её оригинал не дожил до наших дней. В XV веке, на территории «золотого дома» Нерона была найдена мраморная копия скульптуры, и по приказу папы Юлия II установлена в отдельной нише ватиканского Бельведера. В 1798 году статую Лаокоона перевезли в Париж, но после падения правления Наполеона англичане вернули её на прежнее место, где она хранится по сей день.

Композиция, изображающая отчаянную предсмертную борьбу Лаокоона с божественным наказанием, воодушевила многих скульпторов эпохи позднего средневековья и Возрождения, и породила моду на отображение сложных, вихреобразных движений человеческого тела в изобразительном искусстве.

Зевс с мыса Артемисион

Статуя, найденная ныряльщиками возле мыса Артемисион, выполнена из бронзы, и является одним из немногих предметов искусства такого типа, дошедшего до наших дней в первозданном виде. Исследователи расходятся в суждениях о принадлежности скульптуры конкретно Зевсу, полагая, что она может изображать и бога морей Посейдона.

Изваяние имеет высоту 2.09 м, и изображает верховного грецкого бога, который занес правую руку для того, чтобы метнуть молнию в праведном гневе. Сама молния не сохранилась, но по многочисленным фигуркам меньшего размера можно судить, что она имела вид плоского, сильно вытянутого бронзового диска.

От почти двух тысяч лет пребывания под водой, статуя почти не пострадала. Исчезли только глаза, которые, предположительно, были из слоновой кости и инкрустированы драгоценными камнями. Увидеть это произведение искусства можно в Национальном археологическом музее, который находится в Афинах.

Статуя Диадумена

Мраморная копия бронзовой статуи юноши, который сам венчает себя диадемой – символом спортивной победы, вероятно украшала место проведения состязаний в Олимпии или Дельфах. Диадема в то время являла собой красную шерстяную повязку, которой, наряду с лавровыми венками, награждали победителей Олимпийских игр. Автор произведения – Поликлет, выполнил её в своем излюбленном стиле – юноша находится в легком движении, его лицо отображает полное спокойствие и сосредоточенность. Атлет ведет себя как заслуженный победитель – он не показывает усталости, хотя его тело и требует отдыха после борьбы. В скульптуре автору удалось очень естественно передать не только мелкие элементы, но и общее положение тела, грамотно распределив массу фигуры. Полная пропорциональность тела является вершиной развития данного периода – классицизма V века.

Хотя бронзовый оригинал и не сохранился до нашего времени, его копии можно наблюдать во многих музеях мира – Национальном археологическом музее в Афинах, Лувре, Метрополитен, Британском музее.

Афродита Браски

Мраморное изваяние Афродиты изображает собой богиню любви, которая обнажилась перед тем, как принять свою легендарную, часто описываемую в мифах, ванну, возвращающей ей девственность. Афродита в левой руке держит снятую одежду, которая мягко опускается на стоящий рядом кувшин. С точки зрения инженерной мысли, такое решение позволило сделать хрупкую статую устойчивее, и дало скульптору возможность придать её более расслабленную позу. Уникальность Афродиты Браски в том, что это первое известное изваяние богини, автор которой решился изобразить её обнаженной, что в свое время считалось неслыханной дерзостью.

Ходят легенды, согласно которых скульптор Пракситель создал Афродиту по образу возлюбленной – гетеры Фрины. Когда об этом узнал её бывший поклонник, оратор Евтиас, он поднял скандал, вследствие которого Праксителя обвинили в непростительном кощунстве. На суде защитник, увидев что его доводы не справляют впечатления на судью, сдернул с Фрины одежду чтобы показать присутствующим, что настолько совершенное тело натурщицы просто не может таить в себе темную душу. Судьи, будучи приверженцами концепции калокагатии, были вынуждены полностью оправдать подсудимых.

Оригинал статуи был вывезен в Константинополь, где и погиб во время пожара. До нашего времени дошло множество копий Афродиты, но все они имеют свои отличия, так как восстанавливались по словесным и письменным описаниям и изображениям на монетах.

Марафонский юноша

Статуя молодого человека выполнена из бронзы, и предположительно изображает греческого бога Гермеса, хотя каких-нибудь предпосылок или его атрибутов в руках или одежде юноши не наблюдается. Скульптура была поднята со дна Марафонского залива в 1925 году, и с того времени пополнила экспозицию Национального археологического музея в Афинах. Благодаря тому, что статуя длительное время находилась под водой, все её черты очень хорошо сохранились.

Стиль, в котором сделано изваяние, выдает стиль известного скульптора Праксителя. Юноша стоит в расслабленной позе, его рука упирается на стену, у которой была установлена фигура.

Дискобол

Статуя древнегреческого скульптора Мирона не сохранилась в оригинальном виде, но широко известна по всему миру благодаря бронзовым и мраморным копиям. Скульптура уникальна тем, что на ней впервые было запечатлено человека в сложном, динамическом движении. Такое смелое решение автора послужило ярким примером для его последователей, которые с не меньшим успехом создавали предметы искусства в стиле «Figura serpentinata» — особенной технике, изображающей человека или животное в зачастую неестественной, напряженной, но очень выразительной, с точки зрения наблюдателя, позе.

Дельфийский возничий

Бронзовая скульптура возничего была обнаружена во время раскопок 1896 года в святилище Аполлона в Дельфах, и являет собой классический пример античного искусства. Фигура изображает древнегреческого юношу, управляющего повозкой во время Пифийских игр.

Уникальность скульптуры заключается в том, что сохранилась инкрустация глаз драгоценными камнями. Ресницы и губы юноши украшены медью, а повязка на голове сделана из серебра, и предположительно также имела инкрустацию.

Время создания скульптуры, теоретически, находится на стыке архаики и ранней классики – её поза характеризуется скованностью и отсутствием какого-либо намека на движение, но голова и лицо выполнены с довольно большой реалистичностью. Как и в более поздних скульптур.

Афина Парфенос

Величественная статуя богини Афины не сохранилась до нашего времени, но существует множество её копий, восстановленных согласно с древними описаниями. Скульптура была полностью выполнена из слоновой кости и золота, без применения камня или бронзы, и стояла в главном храме Афин – Парфеноне. Отличительная черта богини – высокий шлем, украшенный тремя гребнями.

История создания статуи не обошлась без фатальных моментов: на щите богини скульптор Фидий, помимо изображения битвы с амазонками, поместил свой портрет в виде немощного старика, который двумя руками поднимает тяжелый камень. Общественность того времени неоднозначно расценила поступок Фидия, что стоило ему жизни – скульптора заточили в тюрьму, где он свел счеты с жизнью при помощи яда.

Греческая культура стала основоположником для развития изобразительного искусства всего мира. Даже сегодня, рассматривая некоторые современные картины и статуи можно обнаружить влияние этой древней культуры.

Древняя Эллада стала той колыбелью, в которой активно воспитывался культ человеческой красоты в её физическом, моральном и интеллектуальном проявлении. Жители Греции того времени не только поклонялись множеству олимпийских богов, но и старались максимально походить на них. Все это отображено в бронзовых и мраморных статуях – они не просто передают образ человека или божества, но и делают их приближенными друг к другу.

Хотя очень многие из статуй не дошли до современности, их точные копии можно увидеть во многих музеях мира.

Смотрите также

Салоники, наполненный древней историей, и окутанный духом приключений и яркой ночной жизни – вот одни из главных характеристик Салоники. Приехав сюда однажды, вы обязательно захотите вернуться, ведь посетить все достопримечательности и впитать в себя душу города за одну поездку просто невозможно. Благодаря удачному расположению, Салоники традиционно являлись центром торговли, здесь постоянно бурлила энергия путешествий и морских приключений. Пережив этапы античности, римского правления и турецкого ига, Салоники продолжают развиваться и уверенно шагать в будущее. Здесь гармонично переплелись нити времени, наложив отпечаток на окружающие здания, древние достопримечательности и самих жителей древнего города.

Спартанское воспитание в Греции

Четки «Слёзы Богородицы» — подарок во спасение из Греции

Как часто мы оцениваем свои поступки и смотрим в будущее, оглядываясь на прошлое? По статистике, каждый третий житель Земли, который всегда осуждал культ чего-либо, по прошествии определенного времени, возвращается к духовности. Безбожники просят у Господа Бога просветления, те, кто не верили в святые атрибуты, со временем начинали понимать, что целительная сила веры помогает излечиться от болезней, улучшает самочувствие.

Каракалов Монастырь. Каракал

Каракалов монастырь, расположенный на восточной стороне Афонского полуострова, между Иверским монастырем и Великой Лаврой, занимает одиннадцатое место в иерархии 20 главенствующих монастырей Святой Горы. Существуют различные мнения относительно личности его основателя, главенствует же точка зрения, согласно которой обитель была основана неким монахом Николаем Каракалом, по имени которого и называется.

10 самых знаковых скульпторов мира

Скульптура — вид искусства, зародившийся ещё в первобытную эпоху и активно развивавшийся на протяжении всей истории человечества. Многие шедевры, ставшие культовыми, имеют настолько древнее происхождение, что их авторство установить невозможно. Примерами могут послужить китайская «Терракотовая армия» (датированная 3 веком до нашей эры, но случайно обнаруженная лишь в 1974 году) и две прекрасные обитательницы Лувра — Ника Самофракийская и Венера Милосская.

Но существуют не менее знаменитые скульптуры, авторы которых нам хорошо известны. О них мы и расскажем.

Микеланджело и Донателло

Первые два имени, открывающие наш список 10 самых знаковых скульпторов мира, хорошо знакомы всем любителям искусства. Речь идёт о выдающихся мастерах Эпохи Возрождения — Донателло и Микеланджело. Оба были очень продуктивны и создали множество шедевров, но самыми известными их работами стали, пожалуй, статуи Давида. Скульптура Донателло значительно старше, она относится к 1430-1440 гг.

Ну, а Микеланджело, выполнившему своего Давида в самом начале 16 века, удалось создать одно из самых копируемых произведений искусства. Только во Флоренции, где находится оригинал, установлены ещё и два «дублёра».

Широко известна и копия, которая расположена на набережной в Копенгагене. Она была подарена городу пивоваром Карлом Якобсеном в 1896 году.

Антонио Канова

Великие художники Эпохи Возрождения вдохновлялись античными шедеврами. Эта любовь передалась и следующим поколениям скульпторов, взявшим за основу идеализированные изображения обнажённой натуры. Антонио Канова — итальянский мастер, ставший одним из самых видных представителей классицизма в скульптуре.

При жизни он обладал невероятным авторитетом. Несмотря на то, что критики обвиняли его в отсутствии «артистичности», публика присвоила Антонио Канова титул «Верховного министра красоты». Среди его произведений можно выделить «Тесей и Минотавр», «Купидон и Психея», «Полина Боргезе».

Фредерик Бартольди

Иногда случается так, что скульптура становится намного известнее своего автора. Подобная история произошла и с Фредериком Бартольди, который по праву должен занять место в нашем списке. Ведь именно он является создателем одного из символов Соединённых Штатов Америки — легендарной Статуи Свободы.

Выполненный из меди монумент изображает древнеримскую богиню Либертас.

Огюст Роден

Следующим художником, о котором мы расскажем, будет Огюст Роден. Его называют одним из «отцов» современной скульптуры. Сложно найти человека, который хотя бы раз в своей жизни не видел изображение «Мыслителя».

Легендарная скульптура задумывалась автором как часть композиции «Врата Ада», в основу которой легла «Божественная комедия». Она должна была называться «Поэт» и изображать самого Данте, но Роден усложнил свой замысел и создал образ Творца, лишённый реального прототипа. В 1906 году «Мыслитель» был установлен в парижском Пантеоне, а автор, презентуя свою работу, неожиданно заявил, что она посвящена французским рабочим.

Степан Эрьзя

Повинуясь логике, следует теперь рассказать о великом скульпторе, которого пресса окрестила «Русским Роденом» — Степане Эрьзя. Он вошёл в историю не только благодаря своему художественному таланту, но и тому, что работал с необычным материалом — кебрачо. Проведя большую часть своей творческой жизни в Аргентине, мастер влюбился в это неподатливое дерево, название которого буквально переводится как «сломай топор».

Также Эрьзя знаменит своими масштабными проектами по преобразованию гор в монументы. Но реализовать их ему не удалось.

Умберто Боччони

Творчество итальянского живописца, скульптора и одного из крупнейших теоретиков футуризма Умберто Боччони известно, вероятно, лишь знатокам искусства. Однако, его работа с непростым названием «Уникальные формы непрерывности в пространстве» стала настоящим хитом. Она даже изображена на аверсе итальянской монеты достоинством в 20 центов.

Константин Бранкузи

Составляя список из 10 самых знаковых скульпторов мира, мы просто не можем пройти мимо такой фигуры, как Константин Бранкузи. Легендарный представитель авангардного искусства, основоположник стиля абстрактной скульптуры, этот французский мастер румынского происхождения был настоящей «звездой» своего времени. Одно из самых знаменитых и скандальных его произведений — «Портрет княгини Бибеско» — скульптура, которую Министерство Культуры Франции несколько раз арестовывало «за аморальность».

Кстати, Бранкузи какое-то время работал ассистентом Родена, но ушёл от него, заявив, что «под большим деревом ничего не растёт».

Эрнст Неизвестный

Культовой фигурой в истории советского искусства, несомненно, является Эрнст Неизвестный — представитель «дегенеративного искусства», как назвал его Никита Хрущёв. Подобная оценка сильно осложнила жизнь и творчество мастера. Однако, после смерти Хрущёва, Неизвестный великодушно согласился исполнить просьбу его родственников и создать надгробный памятник политика.

Самыми знаменитыми работами скульптора являются «Орфей» (1962), монументальная композиция «Прометей и дети мира» (1966), созданная в Артеке, «Маска скорби» (1996) — 30- метровый мемориал жертвам политических репрессий.

Альберто Джакометти

Завершает наш список швейцарский художник Альберто Джакометти. Его скульптура «Шагающий человек I», созданная в 1961 году, была продана на аукционе Sotheby’s за рекордные 65 миллионов фунтов. Она считается одной из важнейших работ мастера.

Разумеется, мы составили лишь условный список 10 самых знаковых скульпторов мира. Существует масса легендарных произведений, и у каждого из них есть автор, который заслуживает место в нашем списке.

Поиск слов по маске и определению

Немецкий скульптор 19-20 вв., автор бронзовой скульптуры «Торс».

АРП

Французский скульптор, живописец XIX века, пейзажист, автор рельефа «Лев» на цоколе Июльской колонны, скульптуры «Тигр, разрывающий крокодила».

Французский скульптор, живописец, автор рельефа «Лев» на цоколе Июльской колонны (Париж), скульптуры «Тигр, разрывающий крокодила».

Французский скульптор, участник Парижской Коммуны 1871 г., автор скульптуры «Бретонка».

Румынский скульптор XX века, автор портрета «Дж. Энеску», скульптуры «Отдыхающий лучник».

Французский скульптор 17 в., автор атлантов на фасаде ратуши в Тулоне, скульптуры «Персей и Андромеда».

Внутренний мир скульптуры, которую дети слепили зимой во дворе.

БАРИ
БЮСТ
ДАЛУ
ЖАЛЯ
ПЮЖЕ
СНЕГ
ШАДР

Французский скульптор 18 в., автор скульптуры «Парис с яблоком».

Американский скульптор XX века, автор скульптуры «Победа».

Из этого материала выполнены древнейшие в мире скульптуры эпохи среднего палеолита.

Румынский скульптор XX века, автор портрета «Микеланджело», композиции «Заноза», скульптуры «Материнство».

Болгарский скульптор XX века, автор рельефа «В вагоне третьего класса», скульптуры для монумента Советской армии.

ЖИЛЛЕ
ЗОРАХ
КОСТЬ
ЛЕПКА
ЛИТЬЁ
МЕДРЯ
РОДЕН
ФУНЕВ

Французский художник, один из старейшин французской Академии живописи и скульптуры.

Украинский мастер керамической скульптуры XX века, автор групп и фигурок: «Один с сошкой — семеро с ложкой», «Как мыши кота хоронили».

Французский придворный живописец, основатель королевской академии живописи и скульптуры.

Вместе со Скопасом и Праксителем он вошёл в триаду величайших скульпторов классической греческой скульптуры.

Итальянский скульптор XX века, автор скульптуры «Всадник», мастер абстрактной пластики.

Русский скульптор 18-19 вв., автор памятника Минину и Пожарскому, Ришелье, скульптуры «Актеон», надгробия М.П. Собакиной, Е. С. Куракиной, Е. И. Гагариной.

Немецкий скульптор 15 в., автор скульптуры «Птолемей» в убранстве хора в соборе в Ульме.

Французский скульптор 19-20 вв., выходец из России, мастер экспрессионизма, кубизма, автор скульптуры «Женщина с веером», памятников «Разрушенный город», «В. ван Гог».

Русский скульптор, автор скульптуры «Морские нимфы, несущие глобус» у здания Адмиралтейства в Петербурге.

БУРДОН
ВАЯНИЕ
ГОНЧАР
ЛЕБРЕН
ЛИСИПП
МАРИНИ
МАРТОС
СИРЛИН
ЦАДКИН
ЩЕДРИН

Эстонский скульптор 19-20 вв., автор памятника броненосцу «Русалка», «Затопленным кораблям», скульптуры «Рыбак с острова Муху», портрета «Отец».

Итальянский живописец, скульптор XX века, глава итальянского художественного футуризма, автор композиции «Динамизм велосипедиста», скульптуры «Развитие бутылки в пространстве».

Французский скульптор 19-20 вв., автор скульптуры «Геракл, стреляющий из лука».

Гранитные мегалитические памятники — скульптуры животных, обнаруженные на западе иберийской «месеты» — высокогорной равнины в центре полуострова в провинциях Авила, Саламанка и Самора, а также на севере Португалии и Галисии.

Эпитет бога Гермеса и тип древнегреческой скульптуры, изображающий мужчину, несущего агнца для жертвоприношения.

Шведский скульптор, основоположник европейского классицизма 18 в., автор скульптуры «Марс и Венера».

Российский скульптор 18-19 вв., мастер декоративной скульптуры русского классицизма, автор скульптуры «Молочница с разбитым кувшином» в парке города Пушкина.

Российский живописец, график, скульптор XX века, работавший в Париже с 1971 г., в Нью-Йорке с 1980 г., автор серий: «Мясник», «Туши с натюрмортом», портрета «В.Ф. Нижинский», автор серии литографий «Чрево Парижа», скульптуры «Ребекка с маской», скульптурной серии «Карнавал Санкт-Петербурга», памятника Петру I в Санкт-Петербурге.

АДАМСОН
БОЧЧОНИ
БУРДЕЛЬ
ВЕРРАКО
КРИОФОР
СЕРГЕЛЬ
СОКОЛОВ
ШЕМЯКИН

Чешский скульптор 19-20 вв., основатель национальной школы скульптуры, автор памятника Св. Вацлаву, декоративных скульптур в стиле реализма и неоклассики.

Эстонский скульптор XX века, автор мемориальной скульптуры «Каменный цветок».

МЫСЛЬБЕК
СТАРКОПФ

Украинско-французский скульптор XX века, представитель кубистической скульптуры, мастер «контррельефа».

Хорватский скульптор XX века, с 1947 г. проживавший в США, автор скульптуры «Мать», памятника Неизвестному солдату на горе Авала.

Какое из произведений скульптуры можно увидеть на кладбище?

Грузинский скульптор 19-20 вв., основоположник национальной школы скульптуры, автор портрета «Чахрухадзе».

Российский скульптор, автор станковой скульптуры «Камчатские рыбаки».

АРХИПЕНКО
БЕРРУГЕТЕ
МЕШТРОВИЧ
НАДГРОБИЕ
НИКОЛАДЗЕ
РАСТРЕЛЛИ
ШАХОВСКОЙ

Итальянский скульптор 15 в., мастер монументальной и декоративной скульптуры, автор гробницы кардинала Португальского, портретного бюста «Маттео Пальмьери».

РОССЕЛЛИНО

Молдавский скульптор XX века, автор деревянной скульптуры «Пробуждение».

Русский скульптор XIX века, автор скульптуры: «Парень, играющий в свайку», горельефа «Избиение младенцев» в южном портике Исаакиевского собора, статуй и рельефов Храма Христа Спасителя.

Никита Хрущёв публично назвал его скульптуры «дегенеративным искусством», а почти 40 лет спустя Владимир Путин вручил ему орден «Знак Почёта».

Датский скульптор 18-19 вв., автор скульптуры «Ясон».

ДУБИНОВСКИЙ
ЛОГАНОВСКИЙ
НЕИЗВЕСТНЫЙ
ТОРВАЛЬДСЕН

МИКЕЛАНДЖЕЛО

Грузинский скульптор XX века, автор памятников поэту Давиду Гурамишвили, декоративной скульптуры «Медея».

БЕРДЗЕНИШВИЛИ

Древнеиндийский город в Южной Индии, при раскопках которого найдено много древних надписей и скульптуры.

Количество найденных определений : 54

10 самых старых произведений искусства

Кажется, тяга создавать прекрасное появилась вместе с зарождением человечества. Иначе как объяснить то, что наши древние предки создавали рисунки сцен охоты на стенах своих ? Кстати, впервые они были обнаружены лишь в 1879 году в пещере Альтамира в Испании.

Позднее археологи стали находить древние произведения наскальной живописи и скульптуры по всему миру — и в Европе, и в Африке, и в Австралии, и в обеих Америках. Мы решили поделиться с вами историями о старейших произведениях искусства, которые известны в настоящее время.

Древнейшее доисторическое произведение искусства

Сегодня примером самого древнего искусства можно считать купулы — небольшие углубления на стенах пещер в виде чашек. Купулы располагались не хаотично, а колонками, а иногда и рядами на скалах. Исследователи находят такие чаши по всему миру, а относятся купулы к разным временным периодам. Даже сегодня у некоторых племён Австралии существует традиция вырезать чаши на стенах пещер.

Самое древнее произведение искусства такого рода было найдено в пещерах Бхимбетка в самом сердце Индии. Здесь купулы остались в целости и сохранности идеальных условий, царящих в пещерах. По крайней мере две из обнаруженных в пещере Бхимбетка купул археологи отнесли к раннему палеолиту. Другие обнаруженные здесь произведения искусства древнего человека не были исследованы столь тщательно, но, вероятнее всего, они принадлежат к тому же периоду. Радиоуглеродные исследования ещё только предстоит провести, но учёные уже считают, что эти пиктограммы можно отнести к ашельской культуре. Примерный возраст этих древних произведений искусства — около 290 000 лет.

В той же части Индии в одной из пещер были найдены 500 , а вместе с ними — и целый клад древних каменных орудий. Считается, что в находится самый большой сборник доисторического искусства такого рода. Однако не все учёные согласны с тем, что купулы являются произведениями искусства.

Вероятно, люди использовали купулы как ступки или в них наливали воду для проведения некоторых ритуалов. По крайней мере, современные представители некоторых народностей используют купулы именно так. Но с большой долей вероятности эти пиктограммы являются образцами древнего наскального искусства. К тому же иногда купулы расположены в таких местах, что их рациональное использование было бы затруднительно.

Самая старая скульптура из камня

Самой древней скульптурой, чья подлинность и датировка не поддаётся сомнениям, считается Швабская Венера, или Венера из . Её возраст составляет около 40 000 лет. Однако не так давно археологи обнаружили более древнюю скульптуру.

Скульптуру, вероятно сделанную до появления неандертальцев, обнаружили в Израиле и окрестили Венерой из . Нашли её между слоем земли и слоем вулканического камня, чьи возрасты колеблются в промежутке от 230 тысяч до 800 тысяч лет Сначала Венеру из приняли просто за камень, который лишь походил на фигуру человека. Однако когда исследователь Александр Маршак провёл более тщательный анализ, то он обнаружил на камне явные признаки того, что его обрабатывал человек. Кроме того, основание скульптуры абсолютно плоское, а значит, её могли использовать в ритуальных целях.

Похожие произведения искусства древнего человека нашлись и в Марокко. Например, возраст статуэтки Венеры из , очень похожей на скульптуру Венеры из , учёные оценили в 300–500 тысяч лет. На ней сохранились следы краски, что свидетельствует о том, что эту статуэтку использовали в церемониальных целях.

Самое древнее изображение на скорлупе яиц

Представители многих древних культур выполняли резьбу или рисунки на скорлупе яиц страуса. Можно сказать, что это было одним из самых первых способов самовыражения наших древних предков. В 2010 году археологи нашли вероятно одно из самых древних произведений искусства такого рода.

В 2010 году в ходе раскопок в пещере Дипклоф был обнаружен настоящий клад. Он состоял из 270 осколков скорлупы страусиных яиц, на которых сохранились рисунки. Большинство из них сделаны на тему вылупления птенца из яйца, а наносили их на скорлупу гравировкой или с помощью различных пигментов. Мотивы других узоров состояли из сходящихся или параллельных линий, нанесённых рядом с заштрихованными полосами. Эта находка позволила учёным установить существование традиционных узоров у представителей человечества, живших в каменном веке.

Раскопки в пещере Дипклоф

Кроме того, в найденных в Дипклофе осколках яичной скорлупы обнаружились вырезанные человеком круглые отверстия. Благодаря этому учёные пришли к выводу, что пустые яйца страусов использовали в качестве обычных сосудов для воды или другой жидкости.

Древнейшее наскальное искусство в Европе

Ещё не так давно считалось, что способность неандертальцев к созданию произведений искусства стремилась к нулю. Но в 2012 году в пещере Нехра в Испании обнаружили рисунки, которые старше представителей наскальной живописи первобытных людей из пещеры Шове. Обнаруженный рядом с рисунками в Нехре древесный уголь позволил учёным при помощи радиоуглеродного анализа установить примерный возраст рисунков. Оказалось, что им примерно 42 300–43 500 лет. Так что же изобразили на этих рисунках наши древние предки?

На наскальных рисунках в пещере Нехра неандертальцы нарисовали тюленей. В те далёкие времена они составляли основной рацион питания людей, живших в этих местах. Кроме того, руководитель исследования Хосе Луис Санчидриан заметил, что у данной наскальной живописи отсутствуют какие бы то ни было параллели с другим рисунками эпохи палеолита.

Самые древние отпечатки ладоней

Наскальную живопись в индонезийской пещере Сулавеси можно считать одним из самых старых произведений искусства. Её возраст оценивается примерно в 35 тысяч лет, что ставит её в один ряд с такими старинными наскальными рисунками, как рисунки в пещере и в пещере Шов. Их возраст 37 000 лет и почти 41 000 лет соответственно. И в той же пещере Сулавеси археологи заметили весьма древний образец доисторического искусства.

На одной из стен пещеры нашли 12 отпечатков рук. Древние люди знали один любопытнейший способ перенести на плоскость стены. Они прикладывали предмет к стене, а после выдували на него из тонкой трубки порошок краски охры. Таким образом на стене оставался отпечаток предмета, и отпечатки ладоней в пещере Сулавеси сделаны таким же образом. Интересно, что и в современном искусстве такой трафаретный способ оставления отпечатков активно используется.

Пока что возраст этих рисунков учёные определили как примерно 40 тысяч лет. Это стало известно благодаря проведённому радиоизотопному урановому исследованию минерального покрытия на осадочном слое стены пещеры. В случае, если дальнейшее исследование именно отпечатков покажет, что они появились раньше осадочного слоя, то эти наскальные рисунки можно будет назвать самыми древними произведениями наскальной живописи.

Самая старая фигурка из слоновой кости

В 2007 году группа археологов из университета Тюбингена провела раскопки в пещерах Швабского Альба. Там ими были обнаружены несколько фигурок из кости слона, чей возраст по примерным подсчётам составил 35 тысяч лет.

В пещерах Фогельхерда нашли пять фигурок из слоновой кости, а их анализ радиоуглеродным методом показал, что им приблизительно 30–60 тысяч лет. Вполне вероятно, что эти фигурки изготовили представители ауриньякской культуры. Они, кстати, считаются первой группой современных людей, пришедших в Европу. А в 2009 году в том же регионе археолог Николас Дж. Конард нашёл три статуэтки, датированные тем же периодом. Примечательно, что среди них были костяная фигурка птицы, фигурка, похожая на лошадь, и териантропическая фигурка, изображающая наполовину человека, наполовину животное.

Кстати, в пещерах на Германии обнаружились и другие интересные находки. В частности фигурка из Хохленштайн Стадель и Венера из , ещё называемая Швабской Венерой.

Древнейшая керамическая скульптура

Вестоницкая Венера имеет сходство со многими статуэтками Венеры, найденными по всей Земле. Это небольшая (всего 11,3 см) фигурка с огромной грудью и большими ягодицами, а на её лице есть две прорези, символично изображающие глаза. Нашли её в Южной Моравии в июле 1925 года. Вестоницкая Венера стала первой керамической скульптурой, полностью сделанной из глины, обожженной при низких температурах.

Возраст Вестоницкой Венеры составляет около 27 тысяч лет, что означает, что она появилась на свет задолго до того, как, по мнению учёных, люди освоили изготовление керамики. Исследования показали, что фигурку Вестоницкой Венеры обжигали при 700 градусах Цельсия. Отнесли её к граветской культуре, существовавшей 22–28 тысяч лет назад. Её представители были знакомы с обжигом глины, но, вероятно, впоследствии их знания были утрачены. Учёные не обнаружили подобных керамических фигурок более позднего периода в том регионе Чехословакии. Зато в 2002 на Вестоницкой Венере нашли интересное.

Помимо того, что на керамической скульптуре нашли четыре небольших отверстия на голове, в которые ставили цветы или благовония, на ней обнаружили отпечаток пальца. И принадлежал он явно ребёнку 7–15 лет. Точно не известно, создал ли Вестоницкую Венеру ребёнок, но даже если не создал, то он явно помогал творцу. Это означает, что в граветской культуре старшие передавали свои знания младшим.

Самый древний пейзаж

В 1963 году археолог Джеймс Меллаарт участвовал в раскопках в Катайхолке, Турция. Именно там на территории большого города каменного века он нашёл фреску, которая с большой долей вероятности является самым древним наскальным рисунком, изображавшем пейзаж. Точнее Меллаарт считал, что на фреске, названной фреской Чатала, неизвестный художник представил вид на город, жилища в котором были похожи на коробки. А на заднем плане на этом наскальном рисунке изображён вулкан Хасан Даг. Но другие учёные с ним не согласны.

Некоторые исследователи предполагают, что Меллаарт нашёл вовсе не старую , а просто абстрактную картину. По их мнению, коробки на наскальном рисунке — это просто абстрактные формы, а «вулкан» — рисунок шкуры леопарда. Однако в 2013 году нашлось некоторое подтверждение гипотезе археолога Меллаарта. Исследования показали, что примерно 6–8 тысяч лет назад в этом регионе действительно произошло извержение вулкана Хасан Даг, которое древние могли и изобразить на наскальном рисунке. Только вот в мире есть и другие претенденты на звание самого старого пейзажа. Это карта Павлова, относящаяся к 24–25 тысяче лет , и карта, обнаруженная в Западной Европе. Но то карты, а Меллаарт, вероятно, и правда обнаружил самую старую пейзажную живопись, являющуюся произведением искусства древнего человека.

Самая древняя христианская иллюминированная рукопись

В Средние века книги считались невероятно ценными. Их было немного, а стоили они невероятно дорого. Обложки христианских писаний украшали камнями, а на страницах использовали замысловатую каллиграфию и краски ярких оттенков для создания иллюминированных рукописей. Даже средневековых рукописей и книг до наших дней дошло очень мало, что уж говорить о более ранних изданиях. Но не так давно археологи обнаружили очень и очень древнюю рукопись.

В 2010 году в одном закрытом монастыре в Эфиопии учёные нашли два свитка — Евангелия Гаримы. Стоит сказать, что в самом начале они посчитали, что свитки были написаны примерно в XI веке. Но более тщательный радиоуглеродный анализ выявил, что книга намного древнее. Выяснилось, что написали её приблизительно в 330–650 годах.

Вокруг Евангелия Гаримы ходит немало легенд. Например, считается, что её автором является Исаак Гарима — основатель монастыря. По легенде он написал два Евангелия за два дня. А чтобы святой смог это сделать, Бог сделал так, что Солнце не двигалось по небу.

Самая древняя картина маслом

В 2008 году в афганских пещерах Бамиана обнаружили буддийскую фреску и несколько других картин. Казалось бы, ничего странного. Но проведя анализ краски и химические тесты, учёные выяснили, что она была на масляной основе. Это сделало находку самой старой картиной, написанной маслом, ведь её датировали VII веком. Раньше считалось, что картины маслом начали писать лишь в VIII веке.

Кроме того, следы масляной краски были обнаружены и на останках двух статуй Будды в пещерах Бамиана, а также на других фресках в этих пещерах. Учёные полагают, что их изучение даст ценную информацию о том, как благодаря Великому Шёлковому пути проходил культурный обмен между населением Западной и Восточной Азии.

Самая старая деревянная статуя

Древние фигурки из кости сохранились до наших дней потому, что их материал меньше подвержен влиянию времени и погодных условий. А вот древние фигуры из дерева можно пересчитать по пальцам. Так, идолы славянских богов, выточенные из дерева, практически не дошли до современности. За исключением одного — Шигирского идола.

Шигирского идола обнаружили на Среднем Урале, неподалёку от Екатеринбурга. Скульптура из лиственницы долгое время пролежала в торфянике на глубине четырёх метров, что позволило ей прекрасно сохраниться. Проведя анализы древесины, учёные выяснили, что его создали в эпоху мезолита, то есть примерно 8000–9500 лет назад. Также на месте обнаружения этого деревянного идола нашли множество костей и различные предметы из глины.

Первоначально Шигирский идол, по предположениям современных учёных, был около пяти метров в высоту. Но в торфянике обнаружили несколько фрагментов, которые долго никак не могли связать друг с другом. Собрав идола в случайном порядке вскоре после его обнаружения в 1890 году, учёные получили фигуру высотой в 2,8 метра. Лишь в 1914 году была проведена реконструкция с использованием всех найденных фрагментов, и вот всё стало на свои места. Шигирский идол возвысился над полом на 5,3 метра. Но в суматохе революции некоторые его части были утрачены, и теперь его рост составляет 3,4 метра. Шигирский идол, вероятно, является самым древним произведением древнего искусства резьбы по дереву в мире.

Перевод статьи Listverse специально для Фактрума

Читайте далее:

Добавить комментарий

НАГАРДЖУНИКОНДА