Портик кариатид храма эрехтейон

Эрехтейон – таинственная святыня Акрополя. Полезная информация для туристов

Афинский Акрополь всемирно известный памятник античности. Тысячи туристов приезжают в греческую столицу, чтобы прикоснуться к руинам святилища. Жемчужиной Акрополя считается знаменитый Парфенон, но в тени его славы притаилось еще одно священное место – храм Эрехтейон.

Монументальное здание ионического ордера возведено в 5 веке до н. э. и расположено немного на север от Парфенона. С этим святилищем связано множество легенд , указывающих на то, что Эрехтейон играл важнейшую роль в жизни Эллады.

Храм Эрехтейон и его история

Возведение святыни пришлось на не самые лучшие для страны времена. Едва завершились разрушительные персидские войны, как Древняя Греция погрязла во внутренних междоусобицах. Но эллинам удавалось совмещать военные сражения с восстановлением культурных ценностей.

После войны с персами архитектурное достояние Афин было частично разрушено. Древние святыни были важны афинянам, поэтому правитель Перикл принял решение возродить утраченные храмы. Так Афинский Акрополь получил новый виток развития и на нем появились Парфенон, Пропилей, Эрехтейон и другие достопримечательности Афин.

Строительство

История храма Эрехтейон началась в 421 г. до н.э. Для работ над проектированием и строительством святыни пригласили архитектора Мнесикла. А украшал здание знаменитый скульптор Фидий, до этого работавший над святилищем Афины Парфеноном и монументальной статуей богини.

В успешном творческом тандеме мастерам удалось к 406 г. до н.э. завершить строительство. Над Акрополем возвысилось еще одно величественное строение с необычной планировкой и изящными архитектурными элементами. Назывался новый храм – Эрехтейон.

Святыня стала местом хранения важнейших античных реликвий, среди которых:

  • Упавший с небес идол Афины;
  • Статуя Гермеса;
  • Неугасающий светильник Каллимаха;
  • Гробница Кекропа (основателя Афин).

Вход в здание был дозволен исключительно жрецам, что подтверждает уникальный религиозный статус храма. До сих пор ходят разные версии о том, кому посвящен жертвенный алтарь: Посейдону, Афине или Эрехтею.

Легенды

По древнему преданию считалось, что Храм Эрехтейон возведен на месте спора греческих богов за покровительство над Афинами. Якобы именно здесь они представили городу свои дары. Поэтому в зале храма располагался колодец, дарованный Посейдоном, а возле святыни росло оливковое дерево, которое подарила мудрая Афина, ставшая победительницей.

Также легенды гласят еще об одной истории, из-за которой храм и получил название Эрехтейон.

В разгар войны между Афинами и Элевсином, афинский царь Эрехтей собственноручно убил правителя Элевсина Эвмолпа, который был сыном морского бога. В результате возник конфликт Посейдона и Эрехтея, неожиданным судьей которого стал Зевс. Бог морей уговорил брата поразить афинского царя молнией, след от удара которой до сих пор виден на поврежденных плитах.

Несмотря на гнев богов, афиняне очень почтительно относились к Эрехтею и после его смерти. Поэтому когда рядом с местом, где находилась могила царя, возвели новый храм, его стали называть по имени славного правителя.

Современность

С приходом на греческие земли христианства Эрехтейон не утрачивает религиозного значения: вплоть до середины 17 века здесь находился православный храм. Но в 1687 году при осаде города венецианскими захватчиками античному зданию нанесли колоссальный ущерб. Добившись независимости, греки пытались восстановить античную святыню, но результат остался неутешительным. На сегодняшний день здесь сохранились лишь руины строения и фрагменты скульптурных элементов.

Архитектура Эрехтейона

Храм возведен в одной стилистике с остальными зданиями Акрополя, но есть у этой святыни и свои особенности.

Уникальной чертой является планировка Эрехтейона: храм поделен надвое, при этом обе части здания расположены на разных уровнях. Верхний зал посвящен богине Афине, а нижний предназначен для поклонения Посейдону и Эрехтею. Внутрь помещений вели отдельные входы, которые были оформлены портиками.

Перепад высот обусловлен вовсе не уровнем выказываемого уважения. Разрабатывая план Эрехтейона на афинском Акрополе, архитектор руководствовался необходимостью оформить два входа, и нивелировать падение высоты почв, происходящее с юга на север. Поэтому самым приемлемым решением оказалось разделение святыни на две части: западную и восточную.

Западный Эрехтейон

Храм, расположенный на низменности. Здесь находились такие святыни, как:

На северной стороне был главный вход в помещение, увенчанный портиком с 6 колоннами. Западный фасад храма, обрамленный четырьмя полуколоннами, украсили фресками и мраморной резьбой. Также с западной стороны были расположены высокие оконные проемы. Южная часть здания – место, где сохранились знаменитые мраморные Кариатиды, о которых расскажем чуть позже.

Восточный Эрехтейон

Эта часть строения целиком посвящена культу богини Афины, который был главенствующим для афинян.

Восточная стена храма имела портик из шести монументальных колонн. Внутри здания размещалась деревянная статуя, посвященная Афине Полиаде. Это была древнейшая реликвия, на момент возведения храма насчитывающая более 1000 лет! У статуи Афины горел знаменитый светильник, неугасающий круглый год.

Размеры Эрехтейона

Как уже отмечалось, храм Эрехтея непропорционален в стенах.

Северный портик, где расположен главный вход, имеет:

  • длину в 10,7 метров,
  • высоту колонн в 7,6 м и
  • антаблемент в 1,7 м.

Габариты восточного портика составляют:

  • 11, 6 м длины,
  • 6,6 м высоты колонн и
  • 1,5 м высоты антаблемента.

Общая площадь фундамента здания составляет 23,5 м на 11, 6 м.

Кариатиды храма Эрехтейон

Мраморные фигуры дев в ниспадающих одеждах, опираясь на одну ногу, удерживают на своих плечах архитрав. Этот портик фактически визитная карточка здания, хотя был достроен позже возведения храма. Создание скульптур приписывают руке Каллимаха, но достоверно автор не известен.

Девы-кариатиды – это жрицы богини Артемиды. До начала персидских войн, на Акрополе располагался храм Артемиды, но позднее ее культ в Афинах не был распространен. Поэтому Перикл не планировал возрождать святыню Артемиды. Однако, дань почтения богине все-таки решили отдать, изготовив скульптуры жриц и установив их на портике храма.

Важно заметить, что современный облик храма дополняют копии знаменитых скульптур. Настоящие кариатиды Эрехтейона хранятся в музее Акрополя. На данный момент там пять фигур, хотя изначально храм украшали шесть дев. Где же еще одна скульптура?

Дело в том, что одну кариатиду в 1802 году вывез в Лондон и передал Британскому музею лорд Элджин. И хотя сделал он это по разрешению турецкого султана, такой поступок вряд ли можно назвать положительным. Тем более что лорд намеревался увезти и вторую скульптуру, но рабочие не справились с задачей, в результате чего кариатида частично разбилась и осталась стоять на портике. Что же касается вывезенной скульптуры, то греки и по сей день добиваются ее возврата на историческую родину.

Информация для туристов

Античное наследие – уникальная возможность оценить уровень развития культуры тех лет.

С гордостью Греция хранит все, что археологам удается найти и восстановить. Посетив Акрополь, вы сможете осмотреть не только Эрехтейон, но и Святилище Пандроссы, Аррефорий, руины Парфенона и многое другое. А по вечерам, когда включают нежную подсветку, античные здания еще прекраснее.

Как добраться до Эрехтейона

Доехать до Акрополя можно на метро: одноименная станция расположена на красной ветке. Для ориентира учтите, что это следующая остановка после площади Синтагма.

Если же вы хотите прогуляться по центру Афин пешком, то вам достаточно попасть на улицу Dionysiou Areopagitou и идти все время прямо. Возвышающийся над городом античный холм упустить из виду просто невозможно.

Часы работы и цены

Эрехтейон открыт для посетителей Акрополя ежедневно, исключение составляют только официальные праздники страны. Режим работы заведения в летний сезон с 08:00 до 20:00, а в зимний период до 15:30.

Стоимость билета составит 20€. Если вы хотите полюбоваться оригинальными кариатидами, то придется доплатить еще 5€ за посещение музея Акрополя. Кроме того, можно приобрести за 30€ комплексный билет, который дает право в течение 5 дней посетить все храмы и музеи Акрополя.

Храм Эрехтейон в Акрополе

Эрехтейон — пожалуй один из самых запоминающихся храмов Афинского Акрополя, который вполне может поспорить по популярности с Парфеноном. Этот памятник древнегреческой архитектуры построен в 421-406 годах до нашей эры и посвящен главным греческим божествам: Афине и Посейдону, а также афинскому царю Эрехтею. Ежегодно миллионы туристов со всего мира приезжают в Афины, чтобы своими глазами взглянуть на уникальную архитектуру храма, глубже погрузиться в его историю и, конечно же, увидеть знаменитый портик кариатид, который стал не только визитной карточкой Акрополя, но и всего города. Для тех, кто хочет узнать об этом храме чуть больше, чем пишут в путеводителях, мы решили собрать в одной статье всю самую интересную информацию об истории Эрехтейона и его архитектуре.

Храм Эрехтейон — визитная карточка Акрополя

История храма Эрехтейон

Если верить археологам, то современный Эрехтейон граничил с руинами древнего храма Афины Паллады, построенного еще во времена Писистрата (середины VI века до нашей эры) и разрушенного во время персидского вторжения. В V веке до нашей эры Афины посетил Геродот, который в своих бумагах писал, что среди сожженных святилищ Акрополя было одно особо почитаемое афинянами — «храм рожденного из земли Эрехтея». Считается, что именно на месте этого древнего святилища и был построен современный Эрехтейон. Однако, у этой версии есть и противники, которые утверждают, что свое название в честь афинского царя святилище получило только после присоединения Греции к Священной Римской империи, но подробнее об этом чуть позже.

Храм Эрехтейон в наши дни

Эрехтейон был задуман Периклом и был частью грандиозного строительства в Акрополе. Но пелопонесская война отодвинула эти планы, и возведение храма началось только в 421 году до н.э. уже после смерти государственного деятеля. Спустя пару лет стройка была заморожена, но в 406 году строительство все же было завершено. История хранит в тайне имя гениального архитектора, но археологи все чаще приписывают авторство Мнесиклу и Фидию.

Храм Афины, Посейдона и Эрехтея

Основная функция храма (помимо религиозной) — хранение главных артефактов полиса. Надо сказать, что сокровищнице Эрехтейона позавидуют все современные греческие музеи вместе взятые. Именно здесь хранилась деревянная статуя Афины (которая по легенде упала с неба), статуя Гермеса (та самая, что согласно мифу, принес Кекропс), знаменитый золотой светильник (огонь в котором не угасал, несмотря на то, что масло в него наливали раз в год), гроб царя Эрехтея и многие другие не менее значимые для Аттики святыни.

Деревянный идол Афины переехал в Эрехтейон практически сразу же после окончания строительства храма в 406 году до нашей эры. Но буквально через пару дней в храме вспыхнул пожар, который не только омрачил торжества по случаю освящения храма, но и уничтожил часть стен. Потребовалось десять лет, чтобы восстановить храм.

Священный Эрехтейон в Афинах

Во времена Византийской империи в стенах Эрехтейона был устроен христианский храм, возможно, благодаря именно этому факту здание сохранилось в приличном состоянии вплоть до XVII века. После того, как на территорию Греции пришли крестоносцы и появилось герцогство Афинское в стенах Эрехтейона разместился дворец епископа.

А в период Османской империи древнее святилище превратилось в гарем гарнизонного командира. В 1687 году в Афины пришли венецианцы и в буквальном смысле не оставили в Акрополе камня на камне. Тогда крыша северного портика Эрехтейона была взорвана, а боковые целы разрушены.

Селфи на фоне Эрехтейона — обязательная часть программы большинства туристов

Пострадал Эрейхтейон и во время боев греков за независимость (1827 год). Однако реставрация 1837-1847 годов позволила сохранить то, что осталось от храма. Во время второй реставрации (1902-1909 года) под руководством греческого архитектора Николаса Баланоса был восстановлен тот внешний вид храма, который мы можем увидеть сегодня.

Эрехтейон в 1905 году © pastvu com

Третья реставрация пришлась на 70-80-е годы XX века, именно во время нее кариатиды «переехали» в музей, а их место заняли искусные копии. Тогда же железные скобы, которые использовались при ранних реставрациях, были заменены на титановые. Во время последней масштабной реставрации Эрейхтейон буквально разобрали по камням и собрали заново, при этом вернув часть блоков на их первоначальные места. Части, которые не сохранились, были заменены мраморными блоками подходящего размера, их хорошо заметно, так как они отличаются по цвету.

Иногда вместо блоков — подпорки

Архитектура Эрехтейона

По своей архитектуре Эрехтейон совсем не похож на классические афинские храмы. Его необычная форма связана прежде всего с особенностями рельефа и наличием нескольких святилищ, которые требовалось объединить под одной крышей. Вероятнее всего, древние конструкции святилищ не позволили устроить искусственную насыпь для строительства нового храма, поэтому сооружение как бы спускается со скалы и расположено на нескольких уровнях. Малые размеры и сложность конструкции сделали храм Эрехтейона больше похожим на жилой дом с балконом, чем на религиозное сооружение.

Эрехтейон располагается на нескольких уровнях

Восточная часть храма была посвящена Афине Деве. Здесь хранился деревянный идол богини, к которому ежегодно во время празднования Панафиней преподносили новую одежду (пеплос), вытканную молодыми жрицами, которые служили в храме.

Жители города верили, что статуя была высечена богами и считали древний идол одной из самых почитаемых святынь города. Перед статуей располагалась другая не менее ценная реликвия – золотая лампа, огонь в которой никогда не гас.

Храм царя Эрехтея

Восточная галерея была украшена шестью ионическими колоннами и фризом из белого элевсинского мрамора. К сожалению, до наших дней фриз не сохранился, а те немногочисленные детали, которые удалось восстановить, не позволяют воспроизвести общую картину внешнего вида этой части храма.

Внешние украшения Эрехтейона почти не сохранились

Западная часть Эрехтейона была посвящена Посейдону и афинскому царю Эрехтею, здесь же располагался алтарь Гефеста и древнего афинского героя Бута. Если верить легенде, именно в западной галерее начинался секретный подземный ход, который вел вниз к месту обитания священной акропольской змеи. Здесь же, в дальнем углу помещения, располагался колодец с соленой водой, который создал Посейдон во время спора с Афиной.

Северную часть Эрейхтейона украшал портик с шестью колоннами (четыре на фасаде и две торцевых). Перекрытие северной части имело отверстие, которое никогда не заделывалось. Афиняне верили, что эту «дыру» пробил сам Зевс своей молнией и боги запретили накрывать это место.

Отверстие в крыше, где согласно мифу Зевс ударил своей молнией

С южной стороны храм украшает «портик кариатид» или, как его еще называют, «крыльцо дев». Официальное же название — портик Пандросы, который словно надгробный камень возвышается над могилой первого афинского царя Керкопа.

Кариатиды Эрехтейона

Портик кариатид — самая узнаваемая архитектурная часть Эрехтейона. Изначально к нему примыкал каменный забор, который скрывал двор с миниатюрным садом. Колоннада имела двухметровый цоколь, а перекрытие поддерживали шесть кариатид. Мраморные колонны были выполнены в форме статуй женщин высотой более двух метров каждая.

Прекрасные мраморные девы простояли на священной скале более двух тысячелетий, но под воздействием атмосферы оживленного города они стали разрушаться, поэтому оригинальные статуи заменили на точные копии, а оригиналы можно увидеть в Новом Музее Акрополя. Если точнее, то в музее Акрополя можно увидеть только пять кариатид, ведь шестая уже много лет находится в Британском музее, куда она была вывезена в XIX веке при весьма непростых обстоятельствах.

Кариатиды в Новом Музее Акрополя

Дело в том, что в 1802 году британский посланник в Константинополе Томас Брюс Элгин получил от султана Селима III разрешение «вывезти из страны любой кусок камня с надписями или изображениями». Под эту формулировку попала одна из кариатид и фриз Парфенона, которые до сих пор «проживают» в Лондоне. Законность подобного вывоза культурных ценностей уже много лет пытаются оспорить юристы и археологи, но пока Великобритания не планирует возвращать в Афины уникальные памятники.

Портик кариатид в Афинах

Оливковое дерево Афины в Эрехтейоне

Современные посетители Акрополя могут заметить рядом с Эрехтейоном серебристо-зеленое дерево оливы, которое очень эффектно выделяется на фоне мраморных стен храма. Это дерево было посажено в 1920-е года на месте, где по описаниям античных путешественников, росла олива, подаренная афинянам богиней Афиной.

Оливковое дерево в Акрополе

Царь Эрехтей

Причина, по которой афиняне посвятили Эрехтейон Афине и Посейдону довольно очевидна и понятна. Но кто же такой царь Эрехтей и чем так прославился, что жители решили посвятить ему один из главных храмов города? Стоит отметить, что свое современное название храм получил только после того, как Афины стали частью Священной Римской империи, до этого, святилищем безраздельно правила богиня Афина. Что же стало причиной изменения названия? Как и многое в Греции, это объясняет один из мифов.

По легенде, храм был назван в честь одного из первых афинских царей Эрихтония, который был рожден Геей и Гефестом. Именно его Афина передала в закрытом ларце дочерям Кекропа и запретила им заглядывать внутрь. Но две из трех девушек не смогли сдержать любопытства и открыли запретную коробку, их очам предстал прекрасный младенец, которого охраняли змеи. Испугавшись до безумия, сестры бросились с северного склона Акрополя и разбились о камни. Младенца воспитала третья дочь Кекропа — Пандоса, которая в награду за свои труды получила святилище близ храма Афины. Когда Эрейхтей вырос, он стал царем Афин, а после своей смерти почитался жителями города наравне с богами.

Эрехтейон — визитная карточка Акрополя

Информация для посещения Эрехтейона

Увидеть Эрехтейон можно только во время посещения Акрополя. Билет в Акрополь обойдется вам в €20 (или €30 по комплексному билету), еще 5 евро придется заплатить за билет в Новый музей Акрополя, чтобы увидеть оригинальные статуи кариатид. Доступ к храму открыт круглогодично: летом с 8:00 до 19:30, а зимой до 15:30.

Эрехтейон. Последний из великих храмов Акрополя

Рядом с Парфеноном на афинском Акрополе находится один из самых необычных по архитектуре храмов Эллады – Эрехтейон. Это последний из великих храмов античной Греции, созданный на излёте «золотого века» страны.

История создания

Чтобы наверняка быть услышанным Афиной, следовало приносить ей дары и возносить молитвы в Парфеноне, главном святилище Аттики, которое, как считалось, она посещала чаще всего. Поэтому центральное место на Акрополе занимал именно этот храм, здесь проводились официальные церемонии, сюда стекались паломники. Однако куда более высокое духовное значение для афинян имело место, расположенное к северу от Парфенона. Здесь и был возведён Эрехтейон, названный в честь древнего царя Афин Эрехтея.

По преданию, именно здесь произошёл спор между Афиной и Посейдоном за право обладания Аттикой. Как известно, по условиям спора боги должны были сделать городу дары. От удара Посейдона трезубцем из скалы забил источник солёной воды. Афина же, прикоснувшись копьём к земле, вырастила оливковое дерево. Дар богини был признан более ценным, и она стала покровительницей Афин.

Идея постройки храма в священном месте принадлежала Периклу, но реализовали её уже после его смерти. Строительство началось в 421 году до н.э. Автором проекта и руководителем работ был Мнесикл, зодчий, создавший парадный вход на Акрополь – Пропилеи.

Это было сложное время для Афин. В Греции шла Пелопоннесская война, в которой с одной стороны выступали Афины с союзниками, с другой – союз полисов во главе со Спартой, поддержанный персами. Военные действия охватили всю Грецию и западное побережье Малой Азии и шли с переменным успехом.

Эрехтейон был освящён в 406 году до н.э., а уже через полтора года Афины постигла катастрофа. Город был взят спартанцами, в Аттике установился олигархичекий режим. Афинам так и не удалось восстановить своё могущество. Таким образом, Эрехтейон стал «лебединой песней» эпохи гегемонии Афин.

После завершения строительства в храм перенесли главные афинские реликвии – деревянный ксоан (идол) Афины, упавший, согласно легенде, с неба за тысячу лет до постройки храма, статую Гермеса, привезённую в Афины первым царём Аттики, Кекропсом, светильник, изготовленный из золота скульптором Каллимахом и никогда не угасавший, хотя масло в него подливали лишь раз в год, а также многие другие святыни. Во внутреннем дворе здания посетителям показывали колодец, выбитый трезубцем Посейдона, а рядом с храмом росла легендарная олива. Дерево сгорело во время разрушения Акрополя персами, но затем вновь возродилось.

Особым почитанием пользовались могилы царя Эрехтея в северном портике, и Кекропса, которая находилась к западу от здания.

Архитектурный облик Эрехтейона

Храм был посвящён Афине, Посейдону и Эрехтею, в нём хранилось множество святынь, поэтому его планировка достаточно сложна и необычна. К тому же участок, на котором стоит храм, имеет существенный перепад высоты, поэтому отдельные части здания размещены на разных уровнях.

Здание возведено в ионическом стиле и имеет две целлы – западную и восточную. Восточная часть была посвящена Афине Полиаде, Градохранительнице. Портик на входе насчитывал шесть колонн. Здесь находился знаменитый ксоан, перед которым горел неугасимый светильник. Ежегодно в день окончания Панафинейских игр афинские женщины подносили статуе новый пеплос. Считалось, что пока ксоан находится в Афинах, город останется неприступным для врагов.

Западная часть, посвящённая Посейдону и Эрехтею, располагается на 3 метра ниже восточной. Главный вход в целлу располагается на севере, но оба торца этой части здания оформлены портиками. Вход был украшен резными розетками (растительным орнаментом). Розетки в Греции вырезались на погребальных стелах. Появление столь редкого для храма украшения в северном портике объясняется тем, что именно здесь был похоронен Эрехтей.

Всего в западную часть устроено три входа. Помимо алтаря Посейдона, здесь были установлены алтари Гефеста, отца Эрехтея, и Бута, брата царя и первого жреца Афины.

С южной стороны западной части находится всемирно известный портик Пандросы, дочери Кекропса. Его архитрав покоится на шести статуях кариатид, жриц Артемиды. Выполнены они из мрамора с горы Пентеликон, высота изваяний 2,1 м.

Культ Артемиды получил распространение в Афинах во времена правления тирана Писистрата (VI век до н.э.). При нём статуи кариатид стали популярным скульптурным украшением. Их помещали даже на могилах. На Акрополе возвели храм Артемиды, который был уничтожен персами в 480 году до н.э. При планомерной застройке Акрополя во времена Перикла было решено отдельного храма Артемиде не возводить (возможно, из-за элементарной нехватки места). Однако горожане требовали почтить богиню, поэтому Мнесикл решил пристроить столь необычный портик к Эрехтейону.

К сожалению, нам почти ничего неизвестно о скульптурных украшениях храма. Снаружи здание было опоясано фризом, выполненным из накладных фигур белого паросского мрамора на тёмном фоне из тёмного элевсинского камня. Сохранившиеся обломки фриза столь незначительны, что не позволяют с уверенностью судить о сюжете. От внутреннего убранства, увы, не осталось и следа.

Дальнейшая судьба храма

Эрехтейон оставался почитаемым святилищем Афины вплоть до распространения христианства. Храм неоднократно перестраивался и ремонтировался, что позволило ему простоять в относительной сохранности более 2 тысяч лет.

Первая перестройка относится к византийскому периоду, когда в Эрехтейоне помещалась церковь Пресвятой Богородицы. После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году и образования Латинской империи храм был перестроен в дворец, резиденцию герцога Афинского. Во времена турецкого владычества храм был вновь перестроен и превращён в гарем местного паши.

Роковым для Эрехтейона, как и для всего Акрополя, стал 1687 год, когда Афины были осаждены венецианцами. На Акрополе засел турецкий гарнизон, и цитадель подверглась интенсивной артиллерийской бомбардировке. Храм понёс непоправимый ущерб, он фактически превратился в руины.

Дело венецианцев продолжил лорд Элджин, английский посол в Константинополе в начале XIX века. С разрешения султана Селима III он вывез в Лондон множество произведений искусства с Акрополя, в том числе одну из кариатид. Вывоз осуществлялся бессистемно, и если фрагменты скульптур Эрехтейона и оставались к тому времени на Акрополе, то после этого «спасения античного наследия» они практически утратили историческую ценность и не могут послужить базой для восстановления скульптурного убранства храма.

Реставрация Эрехтейона началась лишь после обретения Грецией независимости и продолжается до сих пор. Лучше всего сохранился как раз портик кариатид, который является любимой и самой посещаемой достопримечательностью Акрополя как для туристов, так и для местных жителей. Но даже в нынешнем незавидном состоянии Эрехтейон, включённый в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, остаётся одной из вершин античного зодчества.

Эрехтейон Афинского акрополя

Архитектура Эрехтейона

На Афинском акрополе, в Эрехтейоне, женственный ионический ордер получил свое наивысшее воплощение во всем своем многообразие. Здесь присутствуют два варианта антаблемента: с фризом (восточный и северный портик) и без него (в портике Кариатид); последний отражает более древнюю конструкцию ионического архитрава, восходящего к деревянным прототипам. Наиболее древние архаические ионические храмы не имели фриза; балки перекрытия и карниз непосредственно опирались на архитрав.

Живописный, нарядный и праздничный характер декора в ионическом ордере получил свое высшее выражение в ионической капители, в богатой пластике ее волют, балюстр, фриза.

В ионическом ордере были разработаны некоторые обломы и ритмическая орнаментика на них (порезки), которые получили в дальнейшем широкое распространение.

Композиция Эрехтейона отличается тем, что в ней участвуют выведенные наружу стены целлы, сложенные из мраморных блоков. Общая асимметрия композиции, расположенные в разных уровнях портики, контрасты пространства и глухих стен, света и тени — все это придает архитектуре Эрехтейона особый, живописный характер.

В общем ансамбле афинского акрополя Эрехтейон, имеющий небольшой, как бы «камерный» масштаб и усложненную форму, подчинен главному сооружение акрополя — Парфенону, расположенному на самом возвышенном месте холма, имеющему большие размеры, укрупненный масштаб и простую, монументальную форму.

О Эрехтейоне как о памятнике своей эпохи и особенностях его композиции

Н.И. Брунов

Москва, “Искусство”, 1973 г.

    1. Эрехтейон с дальней точки Эрехтейон своей архитектурно-художественной композицией декоративно заполняет часть холма Акрополя. Асимметрия связана с отношением здания к рельефу местности и к общему характеру ландшафта, к которому Эрехтейон приспособляется…
    1. Эрехтейон с верхней площадки Акрополя Постамент большой статуи Афины-Воительницы до известного пункта движения зрителя, шедшего от Пропилеев, скрывал от него Эрехтейон. Обогнув статую, зритель оказывался против Эрехтейона. До этого пункта в центре внимания был Парфенон. Постепенный показ зданий одного за другим типичен для греческого архитектора классического периода…
    1. Основной нерв архитектурно-художественной композиции Эрехтейона Сложность структуры, сочетающаяся с малыми размерами, делает Эрехтейон похожим на жилую усадьбу. Он напоминает снаружи жилой дом, к которому примыкают балконы и сад, отделенный от дороги оградой. Наглядное представление о подобных греческих загородных домах и дворцах, не дошедших до нас, дают изображения на вазах и рельефах, например относящиеся к несколько более позднему времени сцены посещения Дионисом драматурга. Для сравнения следует привлечь также планы жилых домов, раскопанных в Афинах…
  1. Непрерывная смена архитектурных картин Эрехтейона
    • Понятие архитектурной картины Когда архитектурная картина есть только средство построения в сознании некартинного архитектурного образа, зритель не соединяет в своем представлении все формы, которые глаз видит с одной точки зрения, в целостную картину, а связывает друг с другом формы, видные с различных точек зрения, в некартинное трехмерное целое, вырывая каждую из этих форм из соответствующей архитектурной картины…
    • Первая архитектурная картина Эрехтейона Первая архитектурная картина складывается перед зрителем, идущим от Пропилеев. Отсюда здание видно в три четверти с юго-запада. Вспомним, что первоначально существовала исчезнувшая ныне ограда дворика к западу от Эрехтейона…
        1. Пересечение форм и преднамеренная неясность композиции Пересечения форм в Эрехтейоне распадаются на реальные и зрительные. Первые правильнее было бы назвать слиянием форм друг с другом, так как пересечением является в собственном смысле слова кажущееся с известной точки зрения прикрытие одной части другой, обусловленное точкой зрения на здание…
        2. Асимметрия В Эрехтейоне содержится двоякая асимметрия: реальная асимметрия в расположении портиков по отношению к главной части, которая отчетливо читается в плане, и зрительная асимметрия, обусловленная тем, что здание постоянно поворачивается к зрителю в три четверти. Это в особенности важно для первой архитектурной картины Эрехтейона…
        3. Пространственность первой архитектурной картины Эрехтейона Пространственность первой архитектурной картины Эрехтейона прямо противоположна плоскостному характеру рельефных поверхностей Парфенона и его пластическому объему…
        4. Равновесия асимметричных частей В Эрехтейоне нарушена фронтальность, так же как в нем нарушены канон периптера и плоскостность его колоннад. Асимметричное расположение частей Эрехтейона сознательно рассчитано на впечатление случайности. В первой архитектурной картине Эрехтейона ясно выступает внутренняя композиционная закономерность, придающая единство разнородным составным частям здания.
        5. Линейный ритм, динамика и общий характер первой архитектурной картины Эрехтейона Все вертикали подчинены горизонтальной протяженности первой архитектурной картины Эрехтейона, в которой южная стена и ограда дворика стелются по горизонтали и все формы сгруппированы в ряд одна за другой: северный портик, западная сторона главной части, портик кор и восточная часть южной стены. Диагонали настолько наклонны, что и они приближаются к горизонтали…
        6. Взаимоотношение первой архитектурной картины Эрехтейона и реального здания Взаимоотношение и взаимоперетекание предметного и зрительного планов создают постоянную вибрацию между ними. Благодаря этому ни на мгновение не исчезает специфичность архитектурной картины, отличающая ее от картины в живописи. Любая архитектурная картина Эрехтейона всегда сохраняет зрительно выраженную возможность продвижения дальше, заключающуюся в предметно-объемном характере частей и целого, всегда «открыта», всегда уводит зрителя от самой себя…
      1. Открытый характер первой архитектурной картины Эрехтейона Эрехтейон протяженностью своих наружных масс сопровождает путь от Пропилеев мимо Парфенона и связан с движением по этому пути с запада на восток. Все в Эрехтейоне располагает зрителя к движению вдоль его южной стороны. Его побуждает к этому представление о сложности внутренних пространств и расположение северного портика с главным входом, к которому можно приблизиться, только если обойти вокруг здания с востока…
    • Переход между первой и второй архитектурными картинам Эрехтейона
      1. Портик кариатид Когда зритель покидает точку, с которой видна первая архитектурная картина, и продолжает свой путь на восток, на него наступают под прямым углом к основному направлению его движения фигуры девушек. Как композиционно, так и по содержанию портик кариатид имеет ясно выраженную переднюю сторону и построен фронтально…
      2. Южная стена Южная сторона Эрехтейона — одна из наиболее замечательных частей его архитектурно-художественной композиции. Архитектор осмелился придать части здания, выдвинутой на самое видное место, вид простой гладкой стены. Последняя не только не выглядит скучной, но архитектор сумел самыми простыми средствами привлечь внимание зрителя и продержать его некоторое время в напряжении при рассматривании обнаженной стены…
    • Комплекс архитектурных картин, связанных со второй архитектурной картиной Эрехтейона Вторая архитектурная картина Эрехтейона возникает при положении зрителя перед юго-восточным углом здания и распадается на три основных составных элемента: южную стену в середине, портик кариатид слева и восточный портик справа. Вторая картина во многом напоминает первую…
    • Точка зрения против восточной стороны Эрехтейона При рассматривании Эрехтейона с востока на первый план выступает тонко разработанная система равновесия и контрастов отдельных входящих в композицию портиков. Эти контрасты настолько разнообразны и многочисленны, что их трудно перечислить…
    • Части Эрехтейона, расположенные внизу Западная часть Эрехтейона посвящена Посейдону Эрехтевсу — «потрясателю земли», относящемуся к группе хтонических, подземных божеств. Это позволяет предположить, что углубление западного наоса Эрехтейона в землю связано с идеей хтонического аспекта Посейдона. Наос Афины на более высоком уровне теснее связан с Парфеноном, статуей Афины Промахос и общественной площадью, на которой происходило Панафинейское шествие…

(греч. Ἐρέχθειον; англ. Erechtheion)

Часы работы: с 8.30 до 19.00 ежедневно, кроме понедельника.

Самым священным храмом Акрополя в древних Афинах был Эрехтейон – храм, посвящённый Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею. Эрехтейон – второй, по значению, памятник Акрополя. В древности он был центральным храмом, посвящённым культу богини Афины. И если Парфенону отводилась роль общественного храма, то Эрехтейон, скорее, храм для жрецов. Здесь совершались главные религиозные таинства, связанные с поклонением Афине, здесь хранилась древняя статуя этой богини. Также, храм был своеобразным хранилищем важнейших реликвий полиса. Эта функция перешла к нему от архаического Гекатомпедона, построенного, скорее всего, при Писистрате, и уничтоженного во время греко-персидских войн.

Эрехтейон был задуман во время грандиозного строительства, затеянного Периклом. Требовалось возвести храм для древней статуи Афины – главной святыни города, по преданию, упавшей с неба. Однако, из-за пелопонесской войны строительство началось лишь в 421 году до нашей эры, после Никейского мира. Затем было прервано и возобновилось лишь в 406 году до нашей эры, архитектором Филоклом.

Первоначально Эрехтейон именовался храмом Афины Полады, или «храмом, хранящим древнюю статую». Лишь в римское время, на здание распространилось другое название – Эрехтейон. В точности неизвестно, откуда оно произошло: предания по-разному объясняют его происхождение, связывая название с именем древнего афинского царя Эрехтея. Об Эрехтее здесь напоминает многое. Под северным портиком находилась могила Эрехтея, а в западной части храма, рядом с алтарём Посейдона, располагалось святилище Эрехтея. Сюда из северного портика вела высокая, обрамлённая пышным наличником дверь.

Храм располагается на месте мифического спора Афины и Посейдона за обладание Аттикой. В одном из залов Эрехтейона можно было видеть след, оставленный трезубцем Посейдона на скале, во время его спора с Афиной, и к которому паломники приносили дары возлияния Зевсу. Так как эта святыня должна была всегда находиться под открытым небом, в перекрытии портика были устроены отверстия, сохранившиеся до сих пор.

Эрехтейон является уникальным и абсолютно своеобразным памятником древнегреческой архитектуры. В основу плана здания положен прямоугольник размером 23,5 м х 11,6 м. Сам храм делится на две части: западную и восточную. Восточная и южная стороны храма на 3,24 метра выше, чем западная и северная.

Восточная часть Эрехтейона была посвящена Афине Поладе. Лестница в четырнадцать ступеней ведет от восточного портика Эрехтейона к, расположенному ниже, маленькому дворику, который замыкает шестиколонный северный портик Эрехтейона. Этот портик некогда служил главным входом в западную половину храма.

Западная половина храма посвящена Посейдону и Эрехтею. Её лицевая сторона ограничена снаружи двумя антами, между которыми стоят четыре аттические полуколонны. Перед западным фасадом Эрехтейона, со времён глубокой древности, росла священная олива богини Афины. Из-за этого, западный фасад Эрехтейона выглядит совершенно необычно для древнегреческих храмов – здесь нельзя было устроить такой же входной портик, как с восточной стороны, и тогда четыре колонны, образующие западный портик, были подняты на цоколь высотой около четырёх метров, а промежутки между колоннами были перегорожены бронзовой решёткой. С этой стороны, Эрехтейон больше напоминает жилой дом, усадьбу, и не похож, в своей асимметричности, на монументальное здание.

Южный портик, называвшийся Пандрозейоном, по имени одной из дочерей Кекропа – Пандрозы, не имел фриза, и его архитрав, состоявший из трёх горизонтальных полос, подпирали не колонны, а Кариатиды. Каменные Кариатиды Эрехтейона, сегодня, вероятно, наиболее известный символ Афинского Акрополя. Это совершенно уникальный памятник, не имеющий аналогов в древнегреческой архитектуре. На высоком, 2,6 м цоколе стоят шесть статуй девушек, поддерживающих перекрытие портика. Их фигуры значительно выше человеческого роста – 2,1 м.

Существует предположение, что прообразами кариатид Эрехтейона послужили аррефоры – служительницы культа Афины, избираемые из лучших семей Афин. В их функции входило изготовление священного пеплоса, в который ежегодно наряжали древнюю статую Афины, хранившуюся в Эрехтейоне. Руки статуй не были найдены. Вероятно, одной рукой они поддерживали свой наряд, а в другой держали некий религиозный символ. Лица Кариатид обращены к дороге, по которой происходили Панафинейские шествия.

Настоящее мраморное кружево обрамляет порталы дверей, и длинной, непрерывной лентой венчает верх стен и портиков храма. Мастерство древних скульпторов пленяет совершенством и отточенностью форм. Когда-то фасады Эрехтейона завершались рельефным фризом, тянувшимся по периметру всего здания. Сюжетом фриза, вероятно, был миф об Эрехтее и Кекропидах. Сохранились его обломки.

Внутреннее устройство этого чудесного храма не известно, потому что большая его часть была разрушена в VII веке нашей эры, когда Эрехтейон переделывали в христианский храм. Очевидно, что внутреннее помещение глухой стеной делилось на две почти равные части. В восточной части, в мраморной целле находилась деревянная статуя богини Афины, которая была сделана из священного оливкового дерева. Целла храма Афины не сообщалась с западной частью Эрехтейона, посвящённой Посейдону и Эрехтею.

В западной части храма поклонялись Посейдону и Эрехтею, здесь находился алтарь Гефеста и героя Вута, а вниз уходил подземный ход, который вёл к месту обитания священной акропольской змеи, которой каждый год подносили жертвоприношения.

Подобно другим сооружениям Афинского Акрополя, Эрехтейон неоднократно подвергался разрушениям и перестройкам. В византийское время в нём был устроен христианский храм. После захвата города турками, Эрехтейон был превращён в гарем турецкого правителя Афин.

В 1802 году британский посланник в Константинополе – лорд Элджин, получивший разрешение султана Селима III «вывезти из страны любой кусок камня с надписями или изображениями», перевёз одну из кариатид Эрехтейона в Британию.

Храм очень сильно пострадал в 1827 году, когда он был разрушен во время боёв греков за независимость. Первая реставрация храма была осуществлена сразу после завоевания Грецией независимости, в 1837-1847 годах. Повторно храм реставрировался в 1902 — 1909 годах. Были восстановлены портик Кариатид, северная и южная стены, западный фасад храма.

Суть архитектурной композиции Эрехтейона состоит из поразительной, по своему богатству, временной последовательности строго продуманных и сгармонированных впечатлений, которые получают люди, рассматривающие здание. Эрехтейон очень тонко включён в общую композицию Акрополя. После осмотра, с разных ракурсов, Эрехтейона, посетители новыми глазами смотрят и на Парфенон, монументальность которого теперь, особенно контрастирует с интимностью Эрехтейона.

Туры в Грецию — спецпредложения дня

Читайте далее: