Помпеи раскопки фото | Vasque-Russia.ru

Помпеи раскопки фото

Раскопки древнего города Помпеи: фото и история

Раскопки древних Помпей – это единственное место, где можно посмотреть, как в действительности выглядел древний римский город. В мире много руин поселений римского периода, например раскопки города Удна в Тунисе, но именно благодаря извержению вулкана Везувий город Помпеи сохранился в первозданном виде.

Нам не очень повезло во время посещения Помпей, так как шел проливной дождь. На этой странице есть много фото с места археологических раскопок. Многие из них могут показаться вам блеклыми, но мы никогда не редактируем фото, опираясь на актуальность даже в ущерб красоте.

Помпеи был не до конца римским городом. Поселение было основано в 8-м веке до нашей эры одним из древних народов Италии, которые назывались осками. Впоследствии оски переняли греческую культуру от эллинских колоний в Италии. После многочисленных воин между греками, этрусками, самнитами и римлянами, город и вся область достались Риму.

После завоевания Римом начался процесс “латинизации” этого народа (переход к римской культуре), который к моменту гибели города еще не успел закончиться. Об этом процессе мы писали в статье об истории древней Италии.

К моменту извержения Везувия население города состояло из коренных жителей наполовину, и вторая половина состояло из римлян, которые переселились сюда. На раскопках постоянно находят керамику или просто рисунки с греческими надписями, свидетельство того, что греческая культура в Помпеях была еще широко распространена.

Архитектура Помпей почти полностью стала римской, вы можете не сомневаться, что посетите именно римский город, и посмотрите как жил народ великих завоевателей, покоривших все Средиземноморье.

Плохие времена начались в 62 году нашей эры, когда произошло большое землетрясение в этом регионе. Многие здания были разрушены, и представители римской знати, до этого охотно покупавшие дома в Помпеях, начали продавать свое имущество.

Город был восстановлен, но потерял свои позиции как торгового центра и респектабельного курорта для богатых патрициев из Рима. Нередки были и гражданские волнения, так как неоднородность населения рождала вражду и конфликты.

Спустя 17 лет после землетрясения в 79-м году произошла ужасная катастрофа, вулкан Везувий начал свое самое сильное извержение. В воздух было выброшено огромное количество вулканического пепла, который покрыл близлежащую область слоем высотой около 6 метров. Весь город был погребен, над поверхностью остались только части колонн и стены самых высоких домов.

Когда в 1748-м году начались раскопки, инженеры обнаружили, что город Помпеи сохранился в первозданном виде и сейчас вы можете посетить его и посмотреть воочию, как жили римляне две тысячи лет назад. Сейчас археологические работы еще продолжаются, еще 25% города не раскопано.

Где находятся и как добраться до раскопок города Помпеи.

Раскопки Помпей находятся недалеко от города Неаполь. Два города находятся по разные стороны от вулкана Везувий. В Неаполе много интересных мест: замок Кастель-дель-Ово, замок Кастель Нуово или дворец Палаззо Риале. Мы считаем, что приезжать в Неаполь только ради того, чтобы посмотреть Помпеи не очень разумно, остановитесь в городе хотя бы на два-три дня.

Проще всего из Неаполя до Помпей добраться на поезде, путь займет около 40 минут. Этот поезд правильнее назвать пригородной электричкой, удобства и цены соответствующие.

Внимание! На итальянском языке город Неаполь называется “Napoli”. Не забывайте об этом, когда будете искать нужный вам поезд или автобус.

Есть два маршрута, который вам подойдут:

Первый: Поезд Неаполь – Сорренто (Napoli – Sorrento). В этом случае вам нужно выйти на станции “Pombei Scavi”.

Второй: Поезд Неаполь – Скафати (Napoli – Scafati). В этом случае вам нужно выйти на станции “Pompei”.

У этих электричек немного разные маршруты и станции остановки около раскопок отличаются.

На оба поезда можно сесть в нескольких местах. Станции находятся около метро: Porta Nolana (3 и 4 линии), Piazza Garibaldi (3 и 4 линии), Via Gianturco (4 линия), San Giovanni a Teduccio (4 линия), Barra (4 линия), San Giorgio a Cremano (3 линия). Учтите, что 3 и 4 линии метро находятся не под землей, это фуникулеры.

Самое интересное, что можно посмотреть на раскопках Помпей.

Первое на что стоит обратить внимание – это дороги. Гордость Римского государства, некоторые из них, проложенные две тысячи лет назад, служат в Италии до сих пор. Покрытие улиц в городе выложено из обтесанного крупного камня.

На улице была проезжая часть (в центре на фото) и тротуары для пешеходов. Обратите внимание на крупные камни – это весьма интересное римское изобретение. Камни служили для пешеходов для пересечения улицы в дождливую погоду. Мы оценили такую систему лично, как раз в момент нашего посещения Помпей шел ливень.

В свою очередь повозки свободно проезжали по улице, колеса проходили между камнями. Больше фото дорог в городе смотрите в небольшой галерее фото ниже.

Нажмите на фото для увеличения.

Не все здания в Помпеях сохранились в хорошем состоянии. Некоторые из них не вызовут у рядового туриста серьезного интереса. Мы будем рассказывать о самых интересных местах в городе.

Самый роскошный дом в Помпеях принадлежал Луцию Корнелию Сулле и его племяннику (хотя это скорее догадки, чем факты). Он называется домом фавна.

На входе в дом находится бассейн с бронзовой статуэткой фавна в центре, отсюда и название. Статуя совсем небольшая по размеру, взрослому человеку примерно по колено.

Фавн не совсем обычный. Чаще всего это божество изображают с козьими ногами и копытами. У этой скульптуры ноги человеческие, но черты и выражение лица, прическа и поза точно такие, как принято изображать именно у этого божества.

Дом имел огромные размеры 110 на 40 метров. Такой дом был признаком наивысшего статуса владельца, учитывая, что он находился в пределах городских стен. За стенами можно было построить даже еще большее строение, земля там была дешевая, и ее было много. Внутри стен такой особняк мог позволить себе только самый богатый гражданин города.

При раскопках в доме фавна было найдено огромное количество украшений из золота и серебра, самой ценной находкой из драгоценных металлов был золотой браслет в форме змеи, обвивающей руку владельца.

Но еще более ценными находками были мозаики, которых было найдено несколько десятков. Все они были удалены и заменены копиями. Оригиналы можно посмотреть в музее Неаполя. Самая ценная мозаика называется “Битва при Иссе”. Она показывает важную битву Александра Македонского в персами во главе с царем Дарием. Фото оригинала из музея Неаполя вы можете посмотреть ниже.

К большому сожалению, часть мозаики утрачена безвозвратно. Сама картина датируется 100-м годом до нашей эры, то есть она была создана уже спустя более, чем 200 лет после смерти Александра Великого. Предположительно – это копия еще более древней греческой мозаики.

В Помпеях в доме фавна вы можете посмотреть копию, установленную сюда в 2005 году. Команда из девяти мастеров из города Равенна работал над этой копией два года, возглавлял их Северо Биньями. Ее невозможно сфотографировать сверху и целиком, фото участков вы найдете в небольшой галерее фото ниже.

Нажмите на фото для увеличения.

На территории дома находилось центральное здание с бассейном для сбора дождевой воды, отдельные здания для рабов, кухня, большой сад и несколько других хозяйственных построек. Фото из дома фавна вы найдете в небольшой галерее ниже, сад, конечно, был полностью уничтожен извержением, на фото вы увидите реконструкцию сада.

Нажмите на фото для увеличения.

В Помпеях сохранилось несколько пекарен с жерновами для мола муки и печи для выпекания хлеба. Римляне не пекли хлеб дома, а покупали его прямо около пекарен, которые работали почти круглые сутки. В большинстве домов и квартир обычных граждан вообще не было приспособления для приготовления горячей пищи. Фото пекарни вы найдете в небольшой галерее ниже.

Нажмите на фото для увеличения.

Следующее здание в Помпеях попадает под категорию (18+), поэтому тем читателям, кто не достиг 18 лет, мы запрещаем читать эту часть статьи. Понятно, что это никого не остановит, но попробовать стоило.

Это отлично сохранившийся публичный дом, который находился на втором этаже здания. Такие заведения в римских городах не были шикарными. Обычно бордель состоял из нескольких комнат без окон и даже без вентиляции.

Койки были очень маленького размера и покрывались соломой и шкурой сверху. Клиенты и обслуживающий персонал (мы умеет подбирать приличные синонимы) находились скорее в сидячем, чем лежачем положении. Единственным украшением комнат были фрески и изображениями явно эротического содержания. Фото смотрите в галерее ниже.

Нажмите на фото для увеличения.

Большой амфитеатр сохранился плохо, ступени в нем были деревянными и были полностью разрушены извержением. Он использовался в основном для гладиаторских боев и подобных кровавых представлений для толпы.

Малый театр сохранился лучше, скамьи в нем были сделаны из камня. В малом театре чаще всего устраивали театральные представления, диспуты или выступления ораторов.

Нажмите на фото для увеличения.

Центральным местом города являлась площадь, которая в римских городах называлась форумом, она служила и рынком и местом собраний граждан по политическим вопросам.

Некоторые историки утверждают, что форум вмещал всех жителей города, что сомнительно. Население Помпей в момент расцвета составляло более 20 000 человек. На фото ниже вы видите фигуры людей, думаем, что 20 000 человек на площадь просто не поместятся.

Во время извержения вулкана Везувий и гибели города погибло по разным оценкам от 2 до 16 тысяч человек. Около 1000 тел было найдено при раскопках, но в очень интересном виде. Люди были завалены пеплом прямо в тех позах в которых погибли. В пепле образовались пустоты и их заливают гипсом, чтобы получить слепок.

Такие слепки вы можете увидеть как в музее Неаполя, так и на раскопках. На фото ниже как раз один из слепков. Обратите снимание на огромное количество керамических изделий, которые до сих пор находят. Керамике не был страшен пепел, ведь она рождается в огне. Жаль, что на керамике очень плохо сохранились рисунки.

Остальные места в Помпеях не вызывают большого восхищения у простых туристов, поэтому подробно говорить о них мы не будем, лучше мы посоветуем вам посмотреть следующую галерею фото с раскопок.

Цены и доступность билетов. Режим работы.

Цена входа составляет 11 EURO, билеты можно купить в кассе на входе (фото есть в галерее выше). Туристов пускаю свободно, никаких ограничений на количество посетителей, осматривающих раскопки римского города, нет. Вы можете не беспокоиться об очередях, их тут нет.

С 1 ноября по 31 марта попасть сюда можно с 8-30 утра до 17-00 (вход закрывается в 15-30)

С 1 апреля по 31 октября музей открыт с 8-30 утра по 19-30 (вход закрывается в 18-00)

Удачного вам посещения Италии, желаем не попасть под ливень, как это случилось с нами. Читайте наши статьи об Италии (ссылки ниже).

Помпейская улыбка, Сад беглецов и другие малоизвестные факты о жертвах Везувия

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

При каждом последующем взрыве наружу вырывались смертельные раскаленные газы, пепел и настоящий дождь из обломков породы, а за этим всем следовали пирокластические потоки, более смертельные, чем лава, из-за их высокой температуры и скорости. Когда все было кончено, Помпеи и его жители оказались похоронены под 6 метрами вулканического мусора и пепла.

После погребения в окаменевшем пепле в течение более 1900 лет, жертв Помпеи сумели раскопать с помощью современных технологий. Так ученые наконец смогли увидеть цивилизацию, погибшую почти 2 тысячелетия назад, и буквально «застывшую во времени».

1. Гибель Помпеи

До недавнего времени основной причиной смерти жителей Помпей считалось удушье, вызванное смертоносными вулканическими газами и пеплом. Но недавнее исследование, проведенное вулканологом Джузеппе Мастролоренцо и его коллегами, показало, что сотни смертельных случаев произошли во время четвертого пирокластического взрыва, который первым достиг Помпей. Ученые определили, что в смертельном потоке было гораздо меньше золы, чем считалось ранее – около 3 сантиметров. Тем не менее, температура составляла не менее 300 градусов по Цельсию, поэтому люди погибали мгновенно.

2. Застывшие во времени

Позы людей показывают, как они погибли: одни оказались в ловушке внутри зданий, а другие пытались прикрыть собой членов семьи. Когда этих несчастных жертв раскопали современные ученые, они использовали технологию гипсового литья (в одном случае – литья из смолы) для сохранения окаменевших фигур людей. Мягкие ткани жертв давно разложились, внутри каждой такой окаменевшей фигуры находится скелет. Поэтому это не статуи или реплики, а настоящие трупы, которые были залиты гипсом, чтобы предотвратить их разрушение.

Из примерно 2000 найденных мертвых тел было сделано всего 86 таких гипсовых слепков фигур людей. Условия для создания подобной фигуры редки, что объясняет, почему их не сделали из всех найденных останков. Раскопки все еще проводятся в Помпеях и сегодня. Но гипс повреждает хрупкие останки трупов, поэтому археологи больше не производят новые «скульптуры со скелетами внутри». Более того, что сохранились не только позы жертв на момент смерти, но и выражение их лиц, которое показывает агонию.

Одна из жертв подняла руки над головой в защитном жесте — отчаянной рефлексивной попытке предотвратить надвигающуюся гибель. Лицо застыло в бесконечном крике, показывая прекрасно сохранившиеся зубы во рту. Протянув руки, мать и ее ребенок встречают смерть. Один человек сидит, закрыв лицо руками, как бы смирившись с тем, что вот-вот должно произойти. Другие пытаются уползти, в тщетной попытке спастись от неизбежной участи. Ряд окаменевших останков был найден свернувшимися в позе эмбриона или обнимающими своих близких.

Никто не знает, как он проведет последние минуты, столкнувшись с такой страшной перспективой. Однако в случае одного человека у археологов возник ряд вопросов. Его окаменевшие останки лежат на спине, с раздвинутыми ногами, причем человек прижал руки к низу живота. Таким образом, хотя большинство из раскопанных жертв явно демонстрируют ужас и ожидание последних моментов жизни, одна жертва, возможно, решила поступить совсем по-другому.

3. Сад беглецов

Из примерно 2000 жителей Помпей, которые, как считается, погибли в результате бедствия, археологи обнаружили только около 1150 тел. Это означает, что большинство из 20-тысячного населения города сумело бежать, когда началась вулканическая активность. Больше всего жертв, погибших в одном месте, нашли в «Саде беглецов». Там искало убежища и погибло тринадцать человек. В Доме Мистерий нашли останки девяти человек (считается, что крыша здания рухнула и завалила этих людей). В термальных ваннах и на рыбном рынке нашли еще по две жертвы, а на Олиториуме (рынок) обнаружилось еще несколько.

4. Домашние питомцы помпейцев

В Помпеях были найдены останки нескольких животных. Поскольку это был процветающий город, у многих жителей были домашние животные, в основном собаки. У большинства состоятельных жителей также были лошади и сельскохозяйственные животные. К тому же, в окрестностях города бродили дикие животные, которые также не смогли убежать и были обречены.

На рынке Олиториум были обнаружены останки свиньи, а также маленькой собаки (предположительно, чьего-то домашнего животного), которая лежала на спине, а ее лапы были так скрючены, будто в последние мгновения животное испытывало страшную боль. Предполагается, что владельцы привязали бедную собаку в атриуме, и она сумела пережить первую фазу извержения, взобравшись по золе и пемзе, пока те засыпали дом. но цепь не пустила ее дальше, и четвертое извержение убило пса.

Владельцы, возможно, оставили собаку охранять их ценности, в надежде вернуться, когда извержение закончится. Но этим они обрекли ее на страшную смерть. Недавно археологи обнаружили несколько лошадей в конюшне одной из вилл Помпей. Похоже, что погибло по меньшей мере три лошади, двое из которых были запряжены и, возможно, подготовлены к спешной эвакуации. Однако, этого сделать не успели.

5. Еда в Помпеях

Под толстым слоем пыли и золы был обнаружен полностью сохранившийся древний хлеб. Хотя в нем нет на самом деле ничего экзотического, рассказать о нем стоит. Это была прекрасно сохранившаяся круглая буханка, разделенная на восемь частей, и отмеченная штампом пекаря (хлебопекарни в ту эпоху обычно ставили штампы на хлебе своего производства, чтобы можно было сразу найти, кто произвел любую буханку). Данный хлеб сохранил свою форму и текстуру в течение 2 тысячелетий под 9-метровым слоем пепла и земли.

После этой находки ученые из Университета Цинциннати провели исследование, пролившее свет на то, чем питались и что пили жители древних Помпей. Исследователи проанализировали остатки органики из кухонь и туалетов (да-да, все верно, древние окаменевшие фекалии).

Они смогли определить, что рацион помпейцев состоял в основном из зерна, чечевицы, оливок, яиц, орехов, рыбы и мяса. В рацион более высокопоставленных граждан входили также импортные продукты, такие как экзотические специи, моллюски, морские ежи, фламинго и даже жирафы.

Соавтор исследования Стивен Эллис, профессор Университета Цинциннати, сказал: «Это считается единственной костью жирафа, когда-либо обнаруженной в результате археологических раскопок в римской Италии». Наконец, помпейцы увлекались гарумом, ферментированным рыбным соусом, который делали из внутренностей рыбы (соленую рыбу оставляли ферментироваться (или гнить) на два месяца на солнце). Некоторые современники сравнивают гарум с тайским рыбным соусом. Но в древних Помпеях это считалось чем-то вроде кетчупа.

6. «Помпейская улыбка»

Недавнее сканирование показало, что у жителей Помпей были на удивление здоровые жемчужно-белые зубы. Хотя в 79 г. н. э. не было надлежащей стоматологической помощи, у жителей Помпей состояние зубов было намного лучше, чем у среднестатистического европейца. Исследователи указывают, что зубы помпейцев были во многих отношениях даже лучше, чем у людей сегодня. Это связано с тем, что рацион местных жителей был здоровым, с обилием фруктов и овощей, а также с низким содержанием сахаров. Кроме того, в воздухе и питьевой воде города было высокое содержание фтора из-за близости к вулкану.

7. «Две девы»

Ранее считалось, что эта знаковая пара окаменевших останков из Помпей – две женщины, которые обнялись перед лицом надвигающейся смерти. Когда археологи нашли их, то назвали «Две девы». Однако в начале 2017 года исследователи обнаружили, что обнимающиеся индивидуумы были мужчинами, и вполне возможно, что любовниками.

Компьютерная томография и результаты ДНК костей и зубов подтвердили, что они определенно мужчины, а также не родственники. Одному было 18-20 лет, а другому — более 20. Один положил голову на грудь другого, как бы ища утешения или убежища. Конечно, уже нельзя утверждать, что они были геями, но результаты ДНК и поза, в которой они были найдены, заставили ученых предположить, что между ними могла существовать эмоциональная связь.

8. Похоть и разврат

Сексуальные привычки жителей Помпей заставили бы покраснеть и современных людей, ведь древний Рим и Помпеи считались гедонистскими культурами без комплексов. Помпеи впервые были открыты в конце XVI века рабочими, которые рыли канал, чтобы изменить курс реки Сарно. Они сообщили о своем открытии итальянскому архитектору Доменико Фонтана, который был настолько поражен откровенными фресками и другими предметами сексуального характера, что приказал закопать все заново.

Найденные предметы считались слишком скандальными и оскорбительными для той эпохи. В итоге артефакты остались погребенными до XVIII века. И даже после того, как начали повторные целенаправленные раскопки, большинство «сокровищ Помпей» скрывали. В 1819 году Франциск I, будущий правитель Королевства обеих Сицилий, был настолько потрясен явно эротическим характером предметов, привезенных ему из Помпеи, что приказал запереть их в секретном кабинете. Доступ к артефактам ограничивался только самыми зрелыми господами с отсутствием избыточной морали.

Большинство этих артефактов не были доступны для публики до 2000 года. Помпейцы украшали фаллическими символами мебель, масляные лампы и даже музыкальные подвески. Эротические сцены были изображены на мозаиках и фресках на стенах домов. Эротика была повсюду. Самым известным объектом является подробная скульптура бога Пана, занимающегося прелюбодеянием с козой. Эта вещь принадлежала Люциусу Понтифику, тестю Юлия Цезаря.

Также в древних Помпеях были очень популярны бордели, которых на момент извержения в городе было 35 штук. Цены на услуги были написаны на стенах заведения. А какие услуги можно получить внутри, было также нарисовано на стенах борделей, причем во всех подробностях. Но вопреки изображениям на стенах, работники секс-индустрии, по-видимому, вели мрачную жизнь. В комнатах были каменные кровати и отсутствовали окна, а также любые удобства.

9. Скованный раб

Несмотря на многочисленные раскопки Помпей, мрачная история рабства в этом месте до конца не изучена. Все, что известно, ученые узнали из картин, фресок и мозаик, найденных при раскопках. Однако ясно, что рабство было обычным явлением в Помпеях. Будь то слуги, наложницы или работницы секс-бизнеса, рабы были в обществе Помпей повсюду. Как и в других обществах, рабы были собственностью, а владельцы могли делать с ними что угодно, по своему усмотрению.

У рабов были различные обязанности, одной из наиболее любопытных среди которых был сбор и использование мочи в качестве чистящего средства. Они замачивали грязную одежду своих хозяев в ваннах, наполненные собранной мочой и водой, после чего забирались в ванну и топтали одежду ногами, подобно тому, как давят виноград. А самая грустная картина рабства, найденная во время раскопок, – это рабская тюрьма. Когда Везувий уничтожил Помпеи, прикованный раб не смог сбежать. Его нашли лежащим лицом вниз, а кандалы все еще сковывали его лодыжки.

10. «Да! Я смог спастись»

Стоит только представить себе хаос падающего огня, пепла и густой дым. Земля дрожит и трескается под ногами. Здания вокруг рушатся. Горячая лава лавиной мчится навстречу, пожирая все на своем пути. А теперь стоит представить, что удалось выбраться из этого ужаса, и в голове только одна мысль: «Да! Я смог спастись». И затем внезапно падающий камень сносит голову.

Да. явно это был неудачный день для «самого невезучего парня в Помпеях». Никто не знает его имени. Известно лишь то, что его скелетные останки были найдены под огромным валуном через 2000 лет после его кончины. Археологи смогли предположить, что он бежал из города, но не смог увернуться от огромного валуна. Голову бедняги так и не нашли.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Комната скелетов и другие жертвы Везувия

Завершаем подведение итогов осеннего археологического сезона в Помпеях. В предыдущих выпусках нашего блога речь шла о предметах домашнего обихода, в частности о ларарии в одном из домов V района, и новых фресках. На этот раз речь пойдет об останках людей и животных, которые по-прежнему находят под развалинами Помпей. Подробнее об этом рассказывает Юлли Улетова, автор сайта Помпеи: шаг за шагом.

Как мы знаем, в Помпеях и окрестностях открыты останки чуть менее двух тысяч жертв извержения Везувия 79 года. Люди погибали на улицах, в домах, садах, на дорогах уже за городскими стенами. Чем раньше помпеец покидал город, тем больше у него было шансов выжить. Однако не все понимали грозящую Помпеям опасность, поэтому рассчитывали отсидеться в городе, спрятавшись в своих (или чужих) домах.

Органические останки погибших с течением времени исчезли, оставив после себя в слоях вулканических продуктов лишь пустоту и кости. То же самое произошло с деревянными и текстильными предметами быта. Во второй половине XIX века управляющий Помпеями археолог Джузеппе Фиорелли предложил эти пустоты при раскопках не разрушать, а предварительно заливать гипсом, чтобы получить объемную отливку истлевшего предмета или тела.

Так современный мир получил гипсовые «копии» дверей, ставень, мебели и прочих деревянных предметов, а также увидел позы, в которых помпейцы распрощались с жизнью.

К сожалению, за 100 с лишним лет гипсовые отливки удалось сделать всего примерно с сотни погибших. Однако хватает и этого небольшого количества фигур, чтобы впечатлиться трагедией людей, заваленных пеплом и обломками почти две тысячи лет назад.

Человеческие останки в Комнате скелетов

Первая жертва на новых раскопках в V районе была найдена 22 мая этого года. Мужчина погиб прямо на улице, недалеко от городских ворот. И на этот раз гипсовый слепок тела не удалось сделать по причине аж двойного его смещения. Сначала после гибели помпейца в слое лапилли на его тело приземлился подхваченный пирокластической волной тяжелый каменный блок типа дверного порога. Затем в период правления в Неаполе Бурбонов, когда раскопки Помпей велись путем пробивания тоннелей в вулканических отложениях, верхняя часть его скелета съехала вниз как раз из-за работ по устройству такого прохода.

Человеческие останки в Комнате скелетов

Parco Archeologico di Pompei

И вот теперь, в ходе осеннего археологического сезона, в известном нам Доме с садом открыта целая Комната скелетов (как ее уже успели назвать). И вновь сделать гипсовые слепки не представляется возможным, поскольку положение тел катастрофически нарушено: раздавленный череп одной из жертв извержения находится рядом с конечностями другой жертвы, мелкие объекты типа кольца с фрагментом пальца валяются вообще в стороне от тел. Как же и когда это могло произойти?

Человеческие останки в Комнате скелетов

Parco Archeologico di Pompei

Оказывается, стратиграфию помещения, то есть строго последовательное расположение слоев-страт продуктов извержения вулкана, нарушило вторжение мародеров. Возможно, они появились здесь даже раньше официальных раскопщиков второй половины XVIII века. Об этом свидетельствуют проходы и дыры, пробитые в стенах.

Человеческие останки в Комнате скелетов

Предварительное исследование помпейского антрополога Валерии Аморетти рисует нам грустную картину гибели помпейцев. По меньшей мере шесть человек (женщины и дети) пытались укрыться в одной из ближайших к входу в дом комнат, которая успешно сопротивлялась натиску лапилли. Однако это не спасло их от пирокластической волны, промчавшейся по всему дому и обрушившей крыши с тяжелой черепицей и верхние части стен.

Человеческие останки в Комнате скелетов

Черепа, как это уже стало традиционным, демонстрируют великолепные зубы. Этим, кстати, отличается подавляющее большинство жертв Везувия — кариеса практически ни у кого из них не было. Скорее всего, это результат преимущественно вегетарианского питания и почти полного отсутствия сахара в пище, а также высокого содержания фтора в почвах региона, который выделяется в атмосферу как раз во время вулканической деятельности Везувия.

Еще одни останки в 2018 году были обнаружены не в самих Помпеях, а на вилле в Чивите Джулиане, расположенной в 700 метрах к северу от городских стен. Правда, на этот раз речь идет не о погибших людях, а о лошадях.

Вилла подверглась набегам «черных копателей», поэтому археологи при поддержке полиции еще в мае стали проводить там спасательные раскопки.

Тогда же, в мае, были открыты помещения конюшни с останками погибших в ней лошадей. Впервые за всю историю археологических раскопок в Помпеях удалось сделать гипсовый слепок истлевшего тела лошади — их тут находили и ранее, однако все заканчивалось на стадии расчистки и сбора костей. Более того, лошадь с виллы в Чивите Джулиане оказалась не рабочей, как большинство животных, найденных в Помпеях ранее, а скаковой.

Позже в той же конюшне удалось найти останки второй лошади. К сожалению, изготовить полный слепок ее тела не удалось — пустота в вулканическом материале, позволяющая делать гипсовые отливки истлевшей органики, была повреждена оползнями грунта. Но и удавшаяся часть фигуры превзошла ожидания: археологи получили отпечатки и фрагменты дорогой уздечки — железные крепления и бронзовые элементы декора, которые, судя по всему, крепились к кожаной основе, — практически на животном, а не отдельно от него.

Гипсовый слепок тела лошади, чьи останки найдены на вилле в Чивите Джулиане в мае

Гибель Помпеи – малоизвестные факты о трагедии древнего города

24 августа 79 года произошло извержение Везувия. Оно было настолько сильным, что полностью уничтожило три города. Помпеи, Геркуланум и Стабии просто исчезли с лица Земли. Многие жители погибли в жестоких мучениях, а их дома оказались погребенными под многометровым слоем камней и вулканического пепла.

Считается, что история гибели Помпеи хорошо известна. Там постоянно ведутся археологические раскопки. Сохранились и свидетельства очевидцев. Тот же Плиний описал все очень подробно. Тем не менее, многое в этой трагедии остается непонятным, и постоянно всплывают новые факты:

Жители Помпеи знали, что может быть извержение

Предвестником трагедии стало сильнейшее землетрясение, которое произошло в 62 году. В городе тогда практически не осталось неповрежденных зданий, некоторые были полностью разрушены. А за день до извержения 79 года была сразу серия подземных толчков. Конечно, жители Помпеи не понимали, что это связано с вулканом. Зато они верили: земля трясется из-за тяжелой поступи гигантов, которые предупреждают, что людям грозит гибель.

Незадолго до извержения температура воды в Неаполитанском заливе резко повысилась, а кое-где дошла до точки кипения. Все ручьи и колодцы на склонах Везувия пересохли. Из недр горы стали доноситься жуткие звуки, напоминающие протяжный стон. Вот интересно, гул земли, который в последние годы слышится по всей планете, тоже предвещает гибель тысяч людей?

Большинство жителей успели покинуть город

На улицах Помпеи погибла примерно десятая часть населения – около 2 тысяч человек. Остальным, возможно, удалось бежать. Значит, катастрофа не застала людей врасплох. Это ясно из писем Плиния. Правда, останки погибших были найдены и за пределами города, так что точного числа погибших никто не знает. По некоторым данным, общее количество жертв извержения в Помпеях, Геркулануме и Стабии составляет 16 тысяч человек.

Люди бежали к гавани, рассчитывая покинуть опасную территорию по морю. Во время раскопок на побережье было обнаружено множество останков. Видимо, корабли не смогли или не успели принять всех желающих. А те, кто остались, надеялись отсидеться в глухих погребах или закрытых помещениях. Потом, правда, попытались выйти, но было уже поздно.

Как погибли Помпеи на самом деле

Кто-то считает, что люди сгорели заживо в потоках раскаленной лавы, а город охватило пламя. На самом деле все было не так. Везувий тогда практически не извергал лаву. А если где и возникали пожары, то только случайно. Это известно из писем Плиния.

Сначала из кратера поднялся серо-черный столб дыма и пепла. Потом вулкан начал выбрасывать более крупные обломки. Раскаленное облако достигало 33 километров в высоту. Энергия Везувия многократно превосходила ту, что выделилась при атомном взрыве над Хиросимой. Люди в панике метались по улицам, но быстро выбивались из сил, падали и в отчаянии закрывали головы руками.

На город хлынули разрушительные гидротермальные пирокластические потоки. Их температура доходила до 700 °C. Они несли страх и гибель. Горячая вода смешивалась с пеплом, и образовавшаяся масса облепляла все, что оказывалось у нее на пути. Начался камнепад. Все это продолжалось 18-20 часов. Вулкан извергал огромное количество камней и шлаков.

Дышать было трудно, тяжелая черная пелена висела в воздухе. Люди боролись за свои жизни, пытались спастись от неминуемой гибели, найти безопасные участки. Потом падали без сил, и их быстро засыпало пеплом. Они задыхались и умирали в жестокой агонии. Искаженные лица, открытые в безмолвном крике рты, конвульсивно сжатые руки, сведенные пальцы… Именно так погибло большинство горожан.

В итоге, город был погребен под вулканическими породами. Нижний слой состоит из камней и небольших кусочков плазмы. Его толщина в среднем составляет 7 метров. Потом идет двухметровый слой пепла. Всего получается около 9 метров, но в некоторых местах толщина завалов была значительно больше.

На жутких фото – не трупы, а всего лишь гипсовые слепки

Большинство жителей Помпеи погребены в верхних слоях вулканического пепла. Они пролежали там без малого 2 тысячи лет, но, на первый взгляд, неплохо сохранились. На фотографиях, которых полно в интернете, можно видеть не только положение тел в момент гибели, но даже выражение ужаса и агонии на лицах несчастных.

Но на самом деле это только слепки, которые делают археологи. Первому такая идея пришла некоему Джузеппе Фиорелли, который руководил раскопками. Еще в 1870 году он обнаружил, что на местах гибели людей образовались пустоты. Ведь смешанный с водой пепел, хлынувший на город во время извержения, плотно облеплял погибших. Масса высохла и затвердела, сохранив точные отпечатки тел, складки одежды, черты лиц и даже мельчайшие морщинки.

Заливая их гипсом, ученый получал точные и очень реалистичные слепки. Так ему удалось воспроизвести позы людей, получить их посмертные маски. Но сами тела давно превратились в прах. И все равно жутко… Это вам не фото чупакабры, которые больше смахивают на обычные подделки. Здесь все по-настоящему.

Гибель Помпеи – кара за нравственную деградацию

Так, по крайней мере, думали некоторые историки и философы. Действительно, когда археологи раскопали город, они нашли множество фресок недвусмысленного содержания. А лупанариев (проще говоря, борделей) и отдельных комнат для свиданий с проститутками там было больше, чем, например, хлебопекарен. Недаром жители Помпеи считались самыми распущенными в Римской империи.

Везувий по-прежнему опасен, трагедия может повториться

После 79 года произошло еще несколько извержений. И каждый раз это была страшная трагедия. Так, в 1631 году жертвами вулкана стали примерно 4 тысячи человек. В 1805 году извержение погубило около 26 тысяч человек и разрушило большую часть Неаполя. В 1944 году погибло 27 человек, а потоки лавы уничтожили города Масса и Сан-Себастьяно.

После этого Везувий, вроде, успокоился. Но ученые считают, что в ближайшие 10 лет может произойти новая катастрофа. А еще они утверждают, что, чем дольше вулкан остается неактивным, тем сильнее будет следующее извержение. Только представьте, сколько людей погибнет, если население одного только Неаполя – порядка миллиона человек.

Следующее извержение Везувия будет началом глобального катаклизма

Но не исключено, что пострадает не только Неаполь. В предсказаниях Эдгара Кейси (они есть у меня на NeFacto.ru) сказано, что сначала проснутся вулканы Везувий, Пеле и Этна. А потом будет катастрофа планетарного масштаба. Вот фрагмент из книги, изданной еще в 1967 году:

«Если начнется сильная активность Везувия или Пеле, то в следующие 3 месяца можно ожидать землетрясения и наводнения на южном побережье Калифорнии, а также между Солт-Лейк и южной частью Невады.» Вообще, Кейси много чего предсказал, особенно для США. Поживем – увидим…

Оживление жителей Помпеи: гипсовая история погибшего города

Каждый из нас хоть раз в жизни слышал о городе, погребенном под толщей вулканической пыли – о Помпеях. Этот знаменитый древнеримский город расположен недалеко от Неаполя, у самого подножья своего грозного «убийцы» — вулкана Везувия.

Мощнейшее извержение вулкана, произошедшее 24 августа 79 года, стало роковым для Помпеев и двух близлежащих городов Геркуланума и Стабии. Все они были погребены под раскаленной лавой и вулканической пылью, однако знания и навыки современных археологов позволили в мельчайших деталях воссоздать уклад жизни, архитектуру, технологии и что самое главное погибших жителей города. Последнее стало возможным благодаря уникальной технологии отливки из гипса. Таким образом, именно гипс позволил «вдохнуть жизнь» в несчастных жертв стихии, которые застыли в своих предсмертных позах.

Сегодня, после проведения многочисленных раскопок города, Помпеи признаны музеем под открытым небом и являются частью Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Везувий – горячий убийца

В отличие от города Геркуланум, который был сожжен в огне раскаленной лавы, Помпеи погибли несколько иным способом. Извержение сопровождалось выделением смеси горючих газов и пепла, что и похоронило жителей города. Согласно достоверным историческим данным, всего население города насчитывало более 20 тысяч жителей, из которых в результате извержения погибли около 2 тысяч. Всего археологами было обнаружено 1150 тел в черте города.

Когда раскопки были начаты, археологи в первую очередь смогли освободить от пемзы и вулканической породы архитектурные строения, которые сохранились в невероятной точности и детализованности. Будучи законсервированы толстым слоем прочной породы, здания и интерьеры оказались максимально приближенными к своему первоначальному виду. Дома и бани, спортивные арены и библиотеки – все это и сейчас украшает полностью воссозданные улицы Помпей.

Однако главная находка ожидала исследователей древности впереди. Дело в том, что в исключительно плотной цельной породе были обнаружены пустоты, происхождение которых было выяснено не сразу. Только подвергнув обнаруженные воздушные камеры тщательному анализу, археологам удалось понять, откуда они появились. Дело в том, что в каждой такой полости были найдены кости и некоторые останки некогда живых организмов – людей, домашних животных и т.д. Многочисленные исследования однозначно подтвердили, что возраст обнаруженных останков соответствует примерным датам гибели города.

Гипсовые слепки жизни и смерти жителей Помпей

Объяснить происхождение пустот в плотной вулканической породе помогли биологи. Дело в том, что органические вещества, составляющие основу тело любого живого организма, после его гибели подвергаются медленному разложению. К тому моменту, когда тело жертвы полностью разложилось, порода приобрела плотную структуру и смогла удерживать первоначальную форму. Таким образом, после полного исчезновения органики, сохранились лишь немногочисленные кости погибших, которые находятся в образовавшейся полости породы. Эта полость полностью повторяет форму тела.

На этом этапе, перед учеными встал важный и сложный вопрос относительно того, каким образом изучить находки, не повредив обнаруженные останки и получив максимум информации из, казалось бы, малоинформативных воздушных камер. Этот вопрос исследователи, проводившие раскопки города, не могли решить на протяжении почти столетия.

Первая подобная находка датируется 1777 годом. Тогда останки молодой женщины были найдены на вилле Диомида. Так же, как и ее скелет, контур ее груди и форма тела были хорошо видны в материале упакованной под ней. Однако за неимением соответствующих технологий для аккуратного проведения раскопок, эта пустота, как и многие другие, была разрушена. И лишь в 1864 году директор раскопок, итальянский политический деятель, археолог и нумизмат Джузеппе Фиорелли, обнаружил технику, которая позволила не просто сохранить формы тела, погребенного под пеплом, но и продемонстрировать их в мельчайших деталях. Эта техника получила название гипсовой отливки и дала возможность получить уникальные и впечатляющие результаты.


Фото: источник

Члены команды Фиорелли обнаружили полые карманы в золе в переулке под названием Аллея Скелетов. Внутри можно было разобрать человеческие кости. Но вместо того чтобы копаться в золе, с целью их удаления и извлечения, Фиорелли поручил копателям залить в полость жидкий гипсовый раствор. Далее раствор оставляли на несколько дней для остывания и затвердевания, а затем скалывали внешние слои затвердевшего пепла. То, что было обнаружено, поразило даже самых опытных археологов. Застывший гипс в точности, с мельчайшими деталями одежды и аксессуаров повторил очертания тела погибшего человека. Получившийся слепок изображал позу жителя Помпей в момент его трагической гибели.

Реалистичность полученной гипсовой статуи поражала! Гипс, будучи материалом пластичным и податливым, проник в мельчайшие рельефные структуры полости и повторил их в точности. В результате, благодаря уникальным свойствам гипсового раствора, взору археологов открылась впечатляющее зрелище – статуя, отображающая мельчайшие детали позы, одежды, аксессуаров, и что самое главное – предсмертной мимики жителя Помпеи.


Фото: источник

Гипс против времени

Технология гипсовой отливки, которая была изобретена еще в 1864 году, сохранила свою актуальность и по сей день. Многочисленные попытки заменить ее более современными методиками, или хотя бы найти более подходящий для этих целей материал, не увенчались успехом. Так, в 1984 году скелет был отлит с использованием смолы вместо гипса. Но этот эксперимент остается уникальным — ибо, несмотря на многочисленные преимущества литьевой смолы, данный метод является сложным и дорогостоящим. На сегодняшний день продолжается отливка гипсовых тел с использованием гипсового раствора.

«Техника остается лучшей, для того чтобы получить идеальный повтор тела жертвы» — объяснил антрополог Пьер Паоло Петроне в интервью знаменитому научному журналу.

В 2010 в интервью BBC Стефания Гиудице, консерватор Национального археологического музея Неаполя описала современные методы отливки новых находок. Этот процесс отнюдь не прост. Гипсовый состав должен быть тщательно перемешан с точной последовательностью, иметь достаточно плотную консистенцию, чтобы поддерживать костную рамку, но не быть при этом настолько густым, чтобы стереть мелкие детали образца. Затем нужно осторожно слить избыток. ‘Кости очень хрупкие» — объяснила Гиудице, «поэтому, когда мы наливаем гипс, мы должны быть очень осторожными, в противном случае существует риск повредить остатки, и они будут потеряны для нас навсегда».


Фото: источник

Кроме того, визуальный осмотр на сегодняшний день далеко не единственный способ изучения полученного гипсового слепка. Компьютерные и рентгенографические технологии подарили возможность рассмотреть мельчайшие детали муляжа.

Судьбы Помпеи в гипсовом исполнении

На сегодняшний день в форме гипсовой отливки сохранены около 100 человеческих слепков. Для специалистов, занимающихся изучением этих останков, нет никаких сомнений в том, что они имеют дело с останками реальных людей, даже если большая часть того, что осталось от них можно рассмотреть только в гипсе. Интересно, что кроме людей, Помпеи подарили археологам несколько гипсовых муляжей животных, среди которых есть собаки и свиньи, живущие в городе.

Сохраняя мельчайшие черты и выражения лица погибших, гипс открывает нам множество трогательных личных историй несчастных помпейцев. Так, одной из самых знаменитых считается статуя маленького погибшего мальчика, в возрасте около четырех лет, найденного в Доме Золотого браслета. Он был найден рядом с останками взрослых мужчины и женщины, которые видимо были его родителями. Примечательно, что на коленях женщины был младенец. Благодаря гипсовой отливке, сквозь столетия мы можем уловить весь тот ужас и отчаяние, которое замерло на лице несчастного ребенка перед смертью. Таким образом, именно гипс приоткрыл дверь этой удивительной и одновременно печальной истории.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector