Помпеи геркуланум и стабия

Помпеи геркуланум и стабия

—2-е изд., доп.— М.: Искусство, 1985.— 224 с., ил.— (Города и музеи мира).

В жаркий августовский день 79 года, в первый год правления императора Тита Флавия Веспасиана, разразилось мощное извержение Везувия. Грозная разбушевавшаяся стихия превратила густонаселенные берега Неаполитанского залива в безжизненную пустыню. Через два дня скрылись с лица земли разрушенные города Помпеи, Геркуланум, Стабии, Оплонтис, селения и виллы, расположенные у склонов Везувия.

«Поверят ли грядущие поколения, когда эта пустыня вновь зазеленеет, что под ней скрываются города и люди?» — вопрошал римский писатель Стаций, современник этих необычайных событий.

Погребенные под многометровым слоем вулканической породы города на много веков были забыты людьми. Первые случайные известия о них появились в XVI—XVIII веках. Затем начинается постепенное регулярное освобождение отдельных зданий и целых районов из каменного плена, которое не закончено еще и в наши дни. Каждый шаг в этом проникновении в прошлое, каждая новая находка представляют огромный научный интерес и расцениваются как открытие еще одной грани великой античной культуры. Сравнительно с другими городами древней Италии Помпеи, Геркуланум и Стабии, оказавшиеся изолированными от внешней среды и защищенными от пожаров, позднейших перестроек и разрушений, великолепно сохранились. Они донесли до нас свой прежний облик, тот, который они имели до гибели в начале Римской империи. Изучение открытых городов, памятников их истории и архитектуры позволило выявить черты римской и более древней, италийской, цивилизаций.

Благодаря археологическим раскопкам в XIX и XX веках Помпеи, Геркуланум и Стабии превратились в города-музеи, уникальные музеи античной культуры. Но когда мы идем по улицам Помпей и Геркуланума, заходим в термы, дома и таверны, то мы ни в чем не ощущаем музейной атмосферы. Нам кажется, что мы перенеслись в далекое прошлое, которое обступило нас и завладело нашими чувствами. Несомненно, нас охватывает не только «ярость любопытства», не только жажда исторических познаний. «Скромность помпейских чудес давно уже успела бы разочаровать всех любопытных. . .» — писал еще в начале XX века историк культуры П. Муратов. В наши дни Помпеи посещают тысячи туристов и специалисты из всех стран мира. Их ведет сюда непреодолимое желание прикоснуться к античности, приникнуть к этому вечно живому источнику, увидеть, по словам Н. В. Гоголя, «прекрасные небеса, мир, богатый искусством и человеком».

Теперь благодаря новым методам раскопок и консервации, когда все найденные предметы оставляются на своих местах, Помпеи и Геркуланум воспринимаются не как мертвые руины, а как города, в которых можно было бы жить и сейчас. Осматривая эти города, представляешь себе жизнь их обитателей, которые занимались своими повседневными делами, развлекались или плакали в театрах, буйствовали в амфитеатре, нежились в термах. Читая надписи на стенах домов, базилики и гробниц, шутливые или элегические, слышишь голоса помпеянцев. Постепенно раскрываются все стороны общественной и частной жизни античного города: выборы в муниципальный совет, суд, торговля, религия, тайные культы, скрытая стенами дома от глаз посторонних интимная жизнь семьи. Внимательный взгляд с неопровержимой ясностью различает социальные контрасты города: роскошь патрицианских домов или загородных вилл и ужасающую нищету каморок, в которых ютилась беднота. Заглядывая в дома, легко почувствовать ритм жизни и вкусы их обитателей, которые с годами менялись. В Помпеях некоторые особняки были перестроены новыми владельцами, превращены в красильни, пекарни, доходные дома.

Раскопки в Помпеях, Геркулануме и Стабиях познакомили нас с ранее неизвестными чертами италийской и римской архитектуры: градостроением, оригинальными конструкциями общественных и жилых зданий, с декоративным искусством.

В Помпеях, Геркулануме и Стабиях впервые была открыта античная живопись. Росписи стен и мозаики полов, найденные там, интересны как произведения не только римского, но и греческого искусства. Многие из них являются копиями или вольными репликами прославленных шедевров греческой живописи, не сохранившихся до наших дней.

То же самое можно сказать и о скульптуре, найденной в этих городах. В некоторых же домах были обнаружены подлинные греческие статуи классического и эллинистического периодов.

Высокую художественную ценность представляют римские рельефы и скульптурные портреты. Во многих домах остались на своих прежних местах портреты их владельцев. Исполненные с глубоким реализмом, присущим римскому искусству, они воспринимаются нами как живые лики из далекого прошлого, дождавшиеся нас, чтобы поведать о себе и заглянуть в будущее.

Помпейская бронза и серебро свидетельствуют о необычайно высоком уровне искусства малых форм и общей художественной культуры Древнего Рима. Богатство выдумки, изящество линий и поразительная тонкость исполнения сделали это искусство неповторимым.

Памятники архитектуры и произведения искусства, созданные в Помпеях, Геркулануме и Стабиях, носят на себе печать кампанской культуры, которая складывалась во времена, предшествующие римскому завоеванию. История и природа Кампании отразились на судьбе ее городов. «Campania felix» — «счастливая Кампания» — называли римляне этот чудесный край.

Кампания—страна полей (латин. campus — поле) раскинулась в юго-западной части Средней Италии, От холодных северных ветров ее защищают высокие отроги Самнитских гор, к которым примыкает вулкан Везувий (высота его 1277 м). С запада ее омывают теплые воды Тирренского моря. Изрезанные берега Кампании образуют живописные бухты, среди которых выделяется своей красотой Неаполитанский залив. В древности его называли Кумским, а иногда — Кратером из-за округлого очертания. На побережье Неаполитанского залива между двумя выступающими в море мысами было расположено большинство древних городов Кампании: Мизене, Неаполь, Путеолы, Геркуланум и Стабии. Немного отступя от берега моря, в устье реки Сарно находились Помпеи.

Побережье Неаполитанского залива было обитаемо с древнейших времен. Древних поселенцев привлекали сюда необычайное плодородие почвы, удобренной вулканическим пеплом, мягкий, здоровый климат, горячие серные источники, исцеляющие многие болезни, и, наконец, красота природы. Древнейшими обитателями Кампании считают племя осков. Относительно происхождения этого народа существуют две противоположные версии. По одной из них, оски являются автохтонным, то есть местным, населением Кампании. Приверженцы другой уверяют (на основании некоторых особенностей оскского языка), что эти племена в незапамятные времена пришли в Италию из Иллирии, занимавшей часть современной Югославии. Путь их лежал через Адриатическое море или Альпы.

В VIII веке до н. э. началась греческая колонизация Италии. Колонии греков, основанные на побережье Сицилии, Южной Италии и Кампании, ставшие очагами эллинской культуры, еще в древности получили название Великой Греции. Центрами греческого влияния в Кампании являлись Кумы и Неаполь. К дальнейшему продвижению греков в Италии весьма враждебно относились этруски, которые в VI веке до н. э. достигли своего наивысшего могущества. В их владения в ту эпоху входили Северная Италия, Тоскана, восточное побережье Корсики и равнинная область Кампании. Здесь они, по преданию, основали крупные города — Капую и Нолу, ставшие центрами этрусского влияния. Таким образом, города Кампании, в большей или меньшей степени, находились под воздействием цивилизации этих двух народов, соперничавших друг с другом. В своей ожесточенной борьбе с греками этруски вынуждены были вступить в союз с Карфагеном — мощной морской державой, доминировавшей в Западном Средиземноморье. Когда же этруски стали угрожать греческим Кумам, то правители этого города обратились за помощью к сиракузскому тирану. В битве при Кумах в 474 году до н. э. греческие корабли нанесли сокрушительное поражение этрусскому флоту.

Помпеи и Геркуланум

Помпеи — это два города в одном. Древние Помпеи возникли в IX в. до н.э. и были полностью погребены под вулканическим пеплом в результате извержения Везувия в августе 79 г. н.э. Руины города были обнаружены в 1748 году, а в 1997 ЮНЕСКО внесло памятник в перечень Всемирного наследия человечества.

Новый город возник в 1928 г. по инициативе Беато Бартоло Лонго и примечателен произведениями искусства, запечатлевшими влияние христианской религии.

Извержение Везувия стало темой различных книг и картин. Одна из самых известных — это полотно «Последний день Помпеи», написанное Карлом Павловичем Брюлловым в 1827-1833 годах, вдохновлённое одноимённой работой Джованни Пачини.

Что посмотреть

Археологические раскопки в Помпеях и Геркулануме

Помпеи и Геркуланум — это единственные археологические памятники в мире, чьи посетители могут чётко увидеть, как устроен древнеримский город. Великолепная сохранность этих памятников объясняется историей их гибели. Тонны пепла, пемзы и кусков лавы накрыли их слоем, толщина которого составляла более 6 метров, и тем самым уберегли от порчи, неизбежно ожидавшей их с ходом лет. Раскопки позволили выявить город, навеки зафиксированный во времени, как моментальный фотоснимок далёкого летнего утра 79 года н.э.

Большинство найденных здесь фресок, мозаик, статуй, предметов обихода и других артефактов хранятся сейчас в Национальном археологическом музее Неаполя. Все эти находки позволили лучше разобраться в том, чем занимались жители города две тысячи лет назад, что ели, какие у них существовали традиции и обычаи.

Раскопки в Помпеях на сегодняшний день — второй по посещаемости объект в Италии, куда каждый год приезжают около двух миллионов человек.

Амфитеатр

Помпейский амфитеатр — это уникальное в своём роде сооружение, одно из древнейших в мире. Он был построен около 70 г. до н.э. по воле Гая Квинктия Вальга и Марка Порция, а использовался почти исключительно для цирковых представлений и гладиаторских боёв. По этой причине его было решено разместить в юго-восточной части Помпей, чтобы толпы зрителей и участников шоу не мешали повседневной жизни города.

Глядя на амфитеатр снаружи, можно увидеть, что нижний ярус сооружения образуют слепые каменные арки, где во время представлений располагались торговцы со своим товаром. Внутрь попадали через тоннель, куда вели четыре входа в амфитеатр (два из них позволяли попасть внутрь напрямую). Вся окружность постройки ограничена парапетом около двух метров высотой, некогда расписанным фресками с изображением дуэлей гладиаторов, увы, ныне утраченными.

Треугольный форум

Этот форум между морем и рекой был частью более обширного участка, куда входили помпейские театры и несколько храмов. Он обнесён портиком из девяноста дорических колонн и был когда-то сердцем города, его политическим, экономическим и религиозным центром. Здесь проходили обсуждения, выступления и заключались торговые сделки.

Везувианские виллы и «Золотая миля»

В Геруклануме, преимущественно вдоль Корсо-Резина — участка старинной дороги виа-делле-Калабрие — находятся 123 виллы XVIII в. За это уникальное художественное наследие этот участок получил название «Золотая миля». Особенно замечательные виллы — Кампольето, Фаворита, Дуранте, Априле, Синьорини и многие другие — находятся в Геркулануме.

Вилла-деи-Папири

Здание огромной и роскошной виллы I в. до н.э., которую назвали «Виллой Папирусов», имело более 250 м в длину и было расположено параллельно линии берега. Владелец виллы обладал необыкновенным художественным и литературным вкусом, превратив свой особняк в самый настоящий музей; здесь было найдено множество потрясающих скульптур. Знаменитый философ-эпикуреец Филодем выбрал эту виллу в качестве библиотеки для своих рукописей именно в силу её экстравагантной красоты.

Помпейский некрополь

Древнеримские законы предписывали устраивать кладбища вне пределов городских стен. В соответствии с этим правилом помпейский некрополь располагается у ворот старого города. Здесь было выявлено шесть различных групп захоронений — одни поменьше, другие, как у ворот Порта-Эрколано, Порта-Ночера и у Фондо-Пачифико, побольше.

Национальный парк Везувия

Этот парк был учреждён в 1995 г. и включает в себя территорию вокруг вулкана. Эта земля богата природными красотами и историческими достопримечательностями. Здесь также производятся уникальные по разнообразию и неповторимости вкуса сельскохозяйственные продукты. Задача парка — охрана всего этого достояния и построение правильного взаимодействия человека с окружающей средой, а также развитие экологического образования и научная работа.

Кухня

Маслины в кисло-сладком соусе

Маслины в кисло-сладком соусе © demetrafood.it

Паста паккери с осьминогом и обжаренным миндалём

Паста паккери с осьминогом © ilcucinale.com

Пане-адипатус

Помпеи и Геркуланум:Ближайший аэропорт находится в Неаполе (Каподикино), 28 км от Помпей, 15 км от Геркуланума. Из аэропорта можно сесть на автобус Alibus, который привезёт вас в центр Неаполя. Оттуда регулярно ходят поезда до нужных вам городов.

Помпеи: От центрального вокзала Неаполя (Napoli Centrale — Piazza Garibaldi) можно доехать на лёгком метро Circumvesuviana, линия Napoli-Sorrento, выйти на остановке Pompei-Scavi. Доехать до Помпей можно примерно за 35 минут.

Геркуланум: От центрального вокзала Неаполя (Napoli Centrale — Piazza Garibaldi) можно доехать на лёгком метро Circumvesuviana, линия Napoli-Sorrento, выйти на остановке Ercolano-Scavi. Дорога займёт примерно за 20 минут.

Помпеи: С автострады A3 Napoli-Salerno выехать на шоссе E45 в направлении Салерно, съезд называется Pompei Ovest. Время в пути: порядка 30 минут.

Геркуланум: С автострады A3 Napoli-Salerno выехать на шоссе E45 в направлении Салерно, съезд называется Ercolano. Время в пути: порядка 20 минут.

Зона археологических раскопок Помпеи, Геркуланум, Стабии

Похожие материалы

Спасибо, что снова читаете нас!

Литературные кафе Италии

Знаменитые русские в Лигурии

Сенигаллия

Потенца

Флегрейские поля

Лучшие пляжи Маратеи

Условия и положения загрузки и хранения фотографий на сайт «Твоя Италия»

Загружая свои фотографии на сайт «Твоя Италия», пользователи принимают нижеследующие условия и положения:
1. К участию допускаются все пользователи, заполнившие форму с указанием фамилии, имени, контактных данных и описанием фотографии.
2. Фотография должна быть оригинальной, и права на неё должны принадлежать пользователю.
3. Загружаемые фотографии не должны содержать:
3.1. узнаваемых людей, если они не предоставили разрешение опубликовать их фотографии на сайте «Твоя Италия»;
3.2. логотипы и торговые марки, если их правообладатели не предоставили «Твоей Италии» полномочий на их публикацию;
3.3. обнажённых тел, если речь не идёт о произведениях искусства, непристойных, аморальных, неприемлемых изображений;
3.4. любых объектов, нарушающих права третьих лиц;
3.5. размещая фотографию в фотогалерее, пользователи соглашаются с его размещением в данной галерее и в материалах сайта с явным указанием автора данной фотографии, а также в публикациях социальных сетей, связанных с настоящим сайтом.
4. Пользователи также соглашаются с тем, что с ними могут связаться представители «Твоей Италии», чтобы обсудить возможное иное использование предоставленной фотографии.

Помпеи, Стабии и Геркуланум – археологические консервы

Величайшая катастрофа античного мира через два тысячелетия стала беспрецедентным подарком для археологов.

Жизнь до гибели

Города, процветавшие во времена Римской империи у подножия Везувия в начале первого тысячелетия, возникли не на пустом месте. Помпеи были основаны осками — древним италийским народом — в VII веке до н. э. Позднее оски были вытеснены этрусками, которых в свою очередь выселили самниты, и в конце концов в III веке до н. э. здесь обосновались римляне.

Это были провинциальные богатые города со всеми атрибутами больших поселений того времени — языческими храмами, форумами и амфитеатрами для театральных представлений и гладиаторских боев, торговыми лавками, ремесленными мастерскими, термами и лупанариями — тогда так назывались публичные дома. На площадях били фонтаны, а по мощеным улицам проносились колесницы.

Портрет женщины. (пресс-служба Эрмитажа)

Мозаика. Помпеи. I век н. э. Деталь © Museo Archeologico Nazionale di Napoli (Национальный археологический музей Неаполя) © Giorgio Albano, photo (Джорджио Албано, фото)

Дома были богато украшены мраморными статуями, фресками и мозаиками с изображением античных богов, мифических и реальных героев, а также со сценами из жизни горожан, натюрмортами и портретами самих римлян.

Настенная живопись использовалась везде: в общественных зданиях, в частных домах, в военных сооружениях и в гробницах. Некоторые росписи выглядели, как картины в рамах, другие занимали всю поверхность стены или, напротив, незначительное место в центре панелей, окруженных орнаментом. Для облегчения работы с заказчиком у дизайнеров того времени были каталоги с картинами известных художников, откуда брались сюжеты и делались копии для фресок и мозаик.

Римляне и греки

Римляне — прямые наследники древних греков. У них общие боги и мифические герои, а римское изобразительное искусство базировалось на греческих образцах.

Сохранилась прекрасные образцы настенной живописи о самом знаменитом герое греческой мифологии Геркулесе: «Геркулес и Омфала» из Дома Марка Лукреция, «Геркулес и Несс» из Дома Кентавра в Помпеях, и «Геракл и Деянира» из виллы Ариадны в Стабиях; и об Ахилле, герое и участнике Троянской войны в росписях «Ахиллес на Скиросе» и «Ахиллес и Брисеида».

От древнегреческой живописи до нашего времени дошло очень немногое. Сегодня представление о ней как раз и дают копии с греческих подлинников на росписях римских городов, разрушенных в результате извержения Везувия. Какая ирония судьбы! Если бы Помпеи, Стабии и Геркуланум не были бы погребены под слоем пепла, оказавшимся природным консервантом, безжалостное время не пощадило бы ни росписей, ни домов, ни улиц, ни многочисленных предметов, принадлежащих жителям древнего города.

Геракл и Омфала. Фреска. Помпеи, дом Марка Лукреция. I в. н. э. © Museo Archeologico Nazionale di Napoli (Национальный археологический музей Неаполя) © Giorgio Albano, photo (Джорджио Албано, фото)

Несмотря на то, что извержение Везувия нельзя назвать неожиданным, жители разрушенных городов не были готовы к такому трагическому исходу. За 17 лет до трагедии уже было землетрясение, которое можно назвать предупредительным. Многие здания пострадали, но оно было не очень сильным и породило не панику, а строительный бум, став поводом для многих домовладельцев обновить интерьеры и внешний облик вилл и дворцов.

Горожане, проживавшие у подножья вулкана, привыкли к возникавшим время от времени толчкам и считали, что многочисленные всесильные боги, которым они строили храмы и святилища, не дадут им пропасть. Но извержение вулкана на этот раз было таким сильным, что города буквально за сутки были полностью засыпаны лавой из пемзы, образовавшейся в жерле Везувия, а пепел через Средиземное море долетел до Египта.

Жизнь после смерти. Триумфальное возвращение

Много столетий города покоились под толстым слоем пепла и лавы, постепенно сливаясь с пейзажем и становясь частью природы, пока в 1592 году архитектор Доминико Фонтана не натолкнулся на часть городской стены. Но время возвращения еще не пришло. Находке не придали большого значения. Раскопки начались только в середине XVIII века. Работы велись таким варварским способом, что после протестов со стороны ученых они были прекращены неаполитанским королем Карлом III. В лаве пробивали тоннели, дома освобождали от грунта, но за сохранностью архитектурных элементов никто не следил. Фрески и мозаика варварски выламывали из стен и полов, и отправляли в королевский музей в Портичи, где одни находки становились частью экспозиции, а другие уничтожались. Раскопанные участки засыпали землей.

Постепенно раскопки стали производиться более научно, вынутый грунт стал вывозиться за территорию раскопок, а все, что не отправилось в королевский музей, оставалось на своих местах и выставлялось на всеобщее обозрение. Откопанные здания и памятники принялись реставрировать. Был разработан план государственной экспроприации территории раскопок, который осуществили при Бурбонах.

Для желающих начали проводить экскурсии по раскопанным улицам, которые сразу же стали очень популярными, и интерес к ним никогда не угасал. Сегодня это самые посещаемые античные достопримечательности Италии, где ежегодно бывает около 2 млн туристов. Помпеи, музей под открытым небом, внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Помпеи в Санкт-Петербурге

В Малом манеже Государственного Эрмитажа до 26 июня работает выставка «Боги, Люди, Герои», подготовленная совместно с Национальным археологическим музеем Неаполя и археологическим парком Помпей. Посетители увидят 200 памятников античного искусства. Среди них — 70 экспонатов из «Помпеянского» собрания Эрмитажа, которое насчитывает более 300 предметов из Помпей и Геркуланума. Это результат тесных контактов между Россией и Неаполем в XIX веке и знак дружбы дома Романовых и Королевства двух Сицилий.

Все три музея отобрали для выставки экспонаты, помогающие увидеть, какой была жизнь римлян две тысячи лет назад. Например, посмотреть на предметы из домов состоятельных римлян: бронзовые сосуды для благовоний; высокие канделябры для освещения триклиния (помещения, где хозяин дома принимал своих гостей), нагреватель для воды (самовар), с краном в виде головы льва и тремя лебедями с расправленными крыльями на краю горелки; сейф из железа и бронзы со сложными и оригинальными системами закрытия, располагавшийся в атриуме римского дома. Здесь также представлен шедевр коллекции Национального археологического музея Неаполя — стеклянная «Голубая ваза», обнаруженная в некрополе Помпей в 1837 году.

Голубая ваза. (пресс-служба Эрмитажа)

Голубая ваза. Стекло-камея. Помпеи, Некрополь у Геркуланских ворот. Середина I в. н. э. © Museo Archeologico Nazionale di Napoli (Национальный археологический музей Неаполя)

О быте рядовых горожан рассказывают вещи попроще: весы, гири, кирки, топоры, мотыги, серпы, грабли и рельефная вывеска из известняка, обнаруженная в Доме матроса, в Помпеях, с изображением строительных инструментов.

Все горожане, богатые и не очень, увлекались театром и гладиаторскими боями. Среди других экспонатов на выставке можно увидеть фреску «Актер с маской» и обмундирование гладиаторов: шлемы, бронзовые кнемиды и поножи для защиты ног.

Главный раздел посвящен представлениям римлян о мифических героях, обладающих сверхъестественными силами, подаренными им богами, и о богах, чьи поступки и слабости, так похожи на человеческие. Посетители увидят мраморную «Голову Юпитера» из главного храма Помпей, бронзовую статую Аполлона, фресковую настенную живопись о жизни и подвигах Геркулеса и героя Троянской войны Ахилла и много другое.

Виктория Кривченко — Помпеи. Геркуланум. Стабии.

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги «Помпеи. Геркуланум. Стабии.»

Описание и краткое содержание «Помпеи. Геркуланум. Стабии.» читать бесплатно онлайн.

Книга посвящена одной из наиболее интересных в античном искусстве и культуре тем: трем городам, погибшим девятнадцать веков назад при извержении Везувия. Открытые археологами, они сохранили для нас неповторимый облик итало-римского города, великолепные образцы произведений искусства: скульптуры, живописи, мозаики, предметов декоративно-прикладного искусства. Второе издание книги дополнено новыми материалами археологических раскопок последних лет.

Виктория Ильинична Кривченко

Помпеи. Геркуланум. Стабии.

—2-е изд., доп.— М.: Искусство, 1985.— 224 с., ил.— (Города и музеи мира).

В жаркий августовский день 79 года, в первый год правления императора Тита Флавия Веспасиана, разразилось мощное извержение Везувия. Грозная разбушевавшаяся стихия превратила густонаселенные берега Неаполитанского залива в безжизненную пустыню. Через два дня скрылись с лица земли разрушенные города Помпеи, Геркуланум, Стабии, Оплонтис, селения и виллы, расположенные у склонов Везувия.

«Поверят ли грядущие поколения, когда эта пустыня вновь зазеленеет, что под ней скрываются города и люди?» — вопрошал римский писатель Стаций, современник этих необычайных событий.

Погребенные под многометровым слоем вулканической породы города на много веков были забыты людьми. Первые случайные известия о них появились в XVI—XVIII веках. Затем начинается постепенное регулярное освобождение отдельных зданий и целых районов из каменного плена, которое не закончено еще и в наши дни. Каждый шаг в этом проникновении в прошлое, каждая новая находка представляют огромный научный интерес и расцениваются как открытие еще одной грани великой античной культуры. Сравнительно с другими городами древней Италии Помпеи, Геркуланум и Стабии, оказавшиеся изолированными от внешней среды и защищенными от пожаров, позднейших перестроек и разрушений, великолепно сохранились. Они донесли до нас свой прежний облик, тот, который они имели до гибели в начале Римской империи. Изучение открытых городов, памятников их истории и архитектуры позволило выявить черты римской и более древней, италийской, цивилизаций.

Благодаря археологическим раскопкам в XIX и XX веках Помпеи, Геркуланум и Стабии превратились в города-музеи, уникальные музеи античной культуры. Но когда мы идем по улицам Помпей и Геркуланума, заходим в термы, дома и таверны, то мы ни в чем не ощущаем музейной атмосферы. Нам кажется, что мы перенеслись в далекое прошлое, которое обступило нас и завладело нашими чувствами. Несомненно, нас охватывает не только «ярость любопытства», не только жажда исторических познаний. «Скромность помпейских чудес давно уже успела бы разочаровать всех любопытных. . .» — писал еще в начале XX века историк культуры П. Муратов. В наши дни Помпеи посещают тысячи туристов и специалисты из всех стран мира. Их ведет сюда непреодолимое желание прикоснуться к античности, приникнуть к этому вечно живому источнику, увидеть, по словам Н. В. Гоголя, «прекрасные небеса, мир, богатый искусством и человеком».

Теперь благодаря новым методам раскопок и консервации, когда все найденные предметы оставляются на своих местах, Помпеи и Геркуланум воспринимаются не как мертвые руины, а как города, в которых можно было бы жить и сейчас. Осматривая эти города, представляешь себе жизнь их обитателей, которые занимались своими повседневными делами, развлекались или плакали в театрах, буйствовали в амфитеатре, нежились в термах. Читая надписи на стенах домов, базилики и гробниц, шутливые или элегические, слышишь голоса помпеянцев. Постепенно раскрываются все стороны общественной и частной жизни античного города: выборы в муниципальный совет, суд, торговля, религия, тайные культы, скрытая стенами дома от глаз посторонних интимная жизнь семьи. Внимательный взгляд с неопровержимой ясностью различает социальные контрасты города: роскошь патрицианских домов или загородных вилл и ужасающую нищету каморок, в которых ютилась беднота. Заглядывая в дома, легко почувствовать ритм жизни и вкусы их обитателей, которые с годами менялись. В Помпеях некоторые особняки были перестроены новыми владельцами, превращены в красильни, пекарни, доходные дома.

Раскопки в Помпеях, Геркулануме и Стабиях познакомили нас с ранее неизвестными чертами италийской и римской архитектуры: градостроением, оригинальными конструкциями общественных и жилых зданий, с декоративным искусством.

В Помпеях, Геркулануме и Стабиях впервые была открыта античная живопись. Росписи стен и мозаики полов, найденные там, интересны как произведения не только римского, но и греческого искусства. Многие из них являются копиями или вольными репликами прославленных шедевров греческой живописи, не сохранившихся до наших дней.

То же самое можно сказать и о скульптуре, найденной в этих городах. В некоторых же домах были обнаружены подлинные греческие статуи классического и эллинистического периодов.

Высокую художественную ценность представляют римские рельефы и скульптурные портреты. Во многих домах остались на своих прежних местах портреты их владельцев. Исполненные с глубоким реализмом, присущим римскому искусству, они воспринимаются нами как живые лики из далекого прошлого, дождавшиеся нас, чтобы поведать о себе и заглянуть в будущее.

Помпейская бронза и серебро свидетельствуют о необычайно высоком уровне искусства малых форм и общей художественной культуры Древнего Рима. Богатство выдумки, изящество линий и поразительная тонкость исполнения сделали это искусство неповторимым.

Памятники архитектуры и произведения искусства, созданные в Помпеях, Геркулануме и Стабиях, носят на себе печать кампанской культуры, которая складывалась во времена, предшествующие римскому завоеванию. История и природа Кампании отразились на судьбе ее городов. «Campania felix» — «счастливая Кампания» — называли римляне этот чудесный край.

Кампания—страна полей (латин. campus — поле) раскинулась в юго-западной части Средней Италии, От холодных северных ветров ее защищают высокие отроги Самнитских гор, к которым примыкает вулкан Везувий (высота его 1277 м). С запада ее омывают теплые воды Тирренского моря. Изрезанные берега Кампании образуют живописные бухты, среди которых выделяется своей красотой Неаполитанский залив. В древности его называли Кумским, а иногда — Кратером из-за округлого очертания. На побережье Неаполитанского залива между двумя выступающими в море мысами было расположено большинство древних городов Кампании: Мизене, Неаполь, Путеолы, Геркуланум и Стабии. Немного отступя от берега моря, в устье реки Сарно находились Помпеи.

Побережье Неаполитанского залива было обитаемо с древнейших времен. Древних поселенцев привлекали сюда необычайное плодородие почвы, удобренной вулканическим пеплом, мягкий, здоровый климат, горячие серные источники, исцеляющие многие болезни, и, наконец, красота природы. Древнейшими обитателями Кампании считают племя осков. Относительно происхождения этого народа существуют две противоположные версии. По одной из них, оски являются автохтонным, то есть местным, населением Кампании. Приверженцы другой уверяют (на основании некоторых особенностей оскского языка), что эти племена в незапамятные времена пришли в Италию из Иллирии, занимавшей часть современной Югославии. Путь их лежал через Адриатическое море или Альпы.

В VIII веке до н. э. началась греческая колонизация Италии. Колонии греков, основанные на побережье Сицилии, Южной Италии и Кампании, ставшие очагами эллинской культуры, еще в древности получили название Великой Греции. Центрами греческого влияния в Кампании являлись Кумы и Неаполь. К дальнейшему продвижению греков в Италии весьма враждебно относились этруски, которые в VI веке до н. э. достигли своего наивысшего могущества. В их владения в ту эпоху входили Северная Италия, Тоскана, восточное побережье Корсики и равнинная область Кампании. Здесь они, по преданию, основали крупные города — Капую и Нолу, ставшие центрами этрусского влияния. Таким образом, города Кампании, в большей или меньшей степени, находились под воздействием цивилизации этих двух народов, соперничавших друг с другом. В своей ожесточенной борьбе с греками этруски вынуждены были вступить в союз с Карфагеном — мощной морской державой, доминировавшей в Западном Средиземноморье. Когда же этруски стали угрожать греческим Кумам, то правители этого города обратились за помощью к сиракузскому тирану. В битве при Кумах в 474 году до н. э. греческие корабли нанесли сокрушительное поражение этрусскому флоту.

Окончательное освобождение Кампании от власти этрусков произошло в конце V века до н. э.

В V веке до н. э. на города Кампании усилились набеги самнитов — италийских племен сабелльской группы, родственных оскам. Воинственные и выносливые самнитские воины, спустившиеся с высот соседней горы Самний, с легкостью захватили ослабевшие и уже клонившиеся к упадку греческие и этрусские города. В 445 году до н. э. самниты заняли Капую. Этруски, по словам Тита Ливия, «устав от войны, приняли их в гражданство и наделили землей», но пришельцы вскоре перебили хозяев и полностью завладели городом. В 425 году до н. э. была создана самнитская федерация с городом Нуцерией во главе, объединившая всю Кампанию.

Геркуланум – город погибший при извержении вулкана Везувий

Геркуланум (Ercolano) – древнеримский курортный город на берегу Неаполитанского залива (Golfo di Napoli), в провинции Неаполь (Napoli). Сейчас на части его территории расположен современный город Эрколано (Ercolano).

История

Согласно легенде, Геркуланум основал сам Геркулес (Ercole). В реальности, вероятнее всего, первые поселения на территории города принадлежали оскам – древнему италийскому народу. После земли попали под власть греков. Историки полагают, что именно греки дали ему название. В трудах философа Теофраста (Teofrasto) он упоминается, как Гераклеон (Heraklion).

В IV веке до н. э. город захватило племя самнитов. После город перешел во владения Римской Империи (l’Impero Romano) – по разным данным в III – I вв. до н. э. Примерно с 89 г. до н. э. жизнь Геркуланума била ключом – город получил статус муниципия – города, где народ был свободен и в разном объеме получал римское гражданство и право на самоуправление. Население города насчитывало примерно 4000 жителей. Горожане занимались ремеслами и искусством. Местные жители создавали предметы искусства для других городов. В 62-63 гг. (точная дата не известна) город пострадал от сильного землетрясения.

Гибель города

24 августа 79 года Геркуланум был поглощен извержением вулкана Везувия (Vesuvio). Вулканический пепел, который очень быстро накрыл города Помпеи (Pompei) и Стабии (Stabiae), не сильно задел Геркуланум. Но большинство горожан в страхе покинули город. После полуночи на город хлынули потоки раскаленной лавы. Ядовитый газ, слои пепла и пирокластические потоки моментально уничтожили всех, кто надеялся спастись в городских убежищах. Лава залила улицы и дома, равномерно и герметично заполнив все пустые пространства. Это помогло сохранить останки погибших, строения, предметы мебели, свитки папируса и даже продукты.

Раскопки

В начале XVIII века местный житель Амброджо Нучерино (Ambrogio Nucherino) копал колодец и наткнулся на обломки старинного города. Узнав о находке, герцог Эммануил-Морис Лотаринский (Emmanuel Maurice Lotarinsky) выкупил территорию колодца и на свои деньги организовал раскопки. Рабочие пробивали штольни 9 месяцев. Было найдено 9 статуй. Обломки, которые отыскал Нучерино, оказались останками театра Геркуланума.

С 1738 года раскопки возобновились по приказу Карла III (Carl III). Самые ценные экспонаты выставлялись в Королевском дворце в Портичи (Reggia di Portici). Во время раскопок с 1750-х по 1765 год была найдена Вилла Папирусов (Villa dei Papiri). В 1765 году из штольни пошел газ. Раскопки прекратились, входы были запечатаны.

Далее раскопки 1828-1855 и 1869-1875 гг. прекратились из-за больших издержек. Археологи вернулись в Геркуланум в 1924 году. До ХХ века полагали, что все горожане спаслись во время катаклизма. Но в 1982 году археологи обнаружили примерно 250 скелетов в лодочных эллингах. В данный момент в связи с близостью Геркуланума к современному городу раскопки сильно затруднены.

Во время первых раскопок, проведенных крайне непрофессионально, добывались древние произведения искусства. Все они попадали к частным коллекционерам. Сейчас невозможно установить их начальное местоположение. Многие объекты по меркам тех времен ничего не стоили и были утрачены. Средневековые методы раскопок серьезно повредили древний город. Сейчас традицию разрушения продолжают туристы. Каждый стремится унести на память кусочек древнего памятника. На поверхностях города появляются надписи.

Архитектура

В Геркулануме преобладает греческая архитектура. Тротуары, перекрытые лоджиями, портики – крытые галереи для защиты от осадков и солнца, гостевые комнаты – не присущие Италии строения. Канализация в Геркулануме выходила в море, а в дома и к фонтанам был организован приток чистой воды. Проезжие части покрывали вулканическими плитами. Тротуары возвышались над дорогой, были отделены поребриками и выстланы красным туфом.

Здания города оформлялись яркими мозаиками и фресками. Сюжеты изображений носили юмористический, а иногда и откровенно порнографический, по современным меркам, характер. Лучшие артефакты выставлены в постоянной экспозиции Секретного кабинета (Gabinetto Segreto) в Археологическом музее Неаполя (Museo Archeologico Nazionale di Napoli).

Схема Геркуланума довольно простая. Открытая часть города была разделена на восемь кварталов. Кварталы со второго по седьмой обозначались цифрами, первый и второй назывались Восточный I и Восточный II соответственно. В некоторых источниках вместо слова «квартал» вы встретите название инсула (Insula). С севера на юг город пересекают три улицы, с востока на запад – одна. В городе и вдоль залива стояли виллы римской знати. Сказочный вид и мягкий климат превратили Геркуланум в настоящий курорт.

Достопримечательности

Квартал 2

Дом Аргуса (Casa d’Argo) – считался одной из самых красивых вилл в городе. Назван так в честь фрески с изображением Ио и Аргуса (Io e Argus) – древних мифических персонажей. Ныне фреска утрачена. Другие достопримечательности в Инсуле II – Дом Аристида (Casa di Aristide) и Дом Гения (Casa del Genio).

Квартал 3

Постоялый двор (Casa dell’Albergo) занимал огромную площадь – 2150 м². Это была частная вилла с видом на море. Здание сильно повредил вулкан и первые раскопки. Внутри расположены термы, комнаты, терраса, атриум и перистиль – открытое пространство, окруженное крытой колоннадой. Однако на момент извержения дом использовался в качестве гостиницы новыми хозяевами.

Дом с деревянной перегородкой (Casa dell Tramezzo di Legno) сохранился со времен самнитов. Уцелела перегородка из тростника, замазанного глиной. Эта стена отделяла внутренний световой двор от таблинума – своего рода кабинета, или от столовой. Такая техника изготовления стен была дешевой, но сооружения имели приятный вид. Фресочные изображения и мозаичную кладку в доме относят к I в. н. э.

Квартал 4

В четвертом квартале расположены Дом с альковом (Casa dell’Alcova), где соседствуют скромная постройка и дом обеспеченной семьи. Еще одна из малоразрушенных роскошных построек – Дом с мозаичным атриумом (Casa del’Atrio a Mosaico). Пол вымощен черно-белой мозаикой. Спальни и ниши украшены великолепными фресками. Крытая галерея соседствует со смотровыми террасами. Уцелела и некоторая мебель.

Не менее пышное строение – Дом с оленем (Casa del Cervi). Внутри дома сохранилась хлебная лепешка, по печати на которой удалось установить имя владельца дома. Разноцветный пол из мрамора, мраморные столы, скульптуры оленей – лишь малая часть уцелевшей истории.

Квартал 5

В пятом квартале посетите Дом с прекрасным двориком, Самнитский дом (Casa Sannitica) и Дом с обугленной мебелью (Casa del Mobilio Carbonazzato). Дом с большим входом (Casa del Gran Portale) получил название в честь огромного входа, обрамленного полуколоннами с фигурами крылатых богинь победы на капителях. В доме отсутствует атриум, комнаты отходят от коридора. Дом мозаики Нептуна и Амфитриты (Casa di Nettune e d’Anfitrite) вероятно, принадлежал успешному торговцу вином. Одну из стен украшает мозаика с изображением двух морских божеств. Сохранились и амфоры, в которых хранилось вино.

Квартал 6

В Доме с черным залом (Casa del Salone Nero) зал украшен фресками на черном фоне. Хорошо сохранились двери из дерева. Коллегия Августа (Sacello degli Augustali) была построена в честь императора Октавиана Августа для заседаний курии. Стены декорированы великолепными росписями, в частности фреской Геркулеса, Юноны и Минервы. В коллегии находилось святилище для почитания императора.

Термы (Terme Urbane) – постройка времен влияния греков. Термы были разделены на мужскую и женскую части. Из мужского коридора был выход на площадку для занятий спортом. Далее шел предбанник – аподитерий, зал для разогрева, комнаты для охлаждения. В кальдарии находились бассейны с горячей и холодной водой, для теплых ванн. Стены и пол помещений были декорированы изображениями рыб, тритонов, дельфинов и осьминогов. Женские термы были уютнее, и сохранились лучше.

Квартал 7

Единственное строение седьмого квартала – Дом Гальбы (Casa di Galba). Здание близко расположено к новому городу, поэтому открыто не до конца.

Один из самых крупных домов в городе – Дом с рельефом Телефа. Оригинальность постройки состоит в том, что она повторяет рельеф земли, на которой расположена. Дом состоит из двух частей. И коридор во вторую часть идет под углом. Стены помещений украшены рельефными масками сатиров и театральных персонажей. Везде можно наблюдать дорогую мраморную облицовку. Одна из комнат декорирована изображениями мифов о Телефе.

В нескольких сотнях метров от Геркуланума была обнаружена Вилла Папирусов. Здание занимает территорию в 2790 кв. м. При раскопках на вилле найдены статуи многих деятелей искусства и политики. Самая уникальная находка – единственная сохранившаяся со времен Античности библиотека. Предполагается что в уцелевших свитках хранятся утерянные труды Софокла, Эврипида, Аристотеля и других мыслителей древности. Идентичное здание теперь существует в Малибу. Пол Гетти, бизнесмен из США, построил виллу по эскизам найденных руин и канонам античной архитектуры.

Как уже упоминалось, первым обнаруженным зданием города был театр. И именно этот факт поспособствовал непоправимому разрушению некогда роскошного здания. Дилетантские методы раскопок навсегда уничтожили изваяния и ценные предметы внутри театра. А когда-то театр вмещал почти 2000 зрителей. Пышное убранство, бронзовые статуи, сцена из разноцветного мрамора – все безвозвратно утрачено.

Экскурсии

В Геркулануме сохранилось еще множество строений, которые заслуживают внимания, кроме вышеперечисленных. Например, Вилла Папирусов или театр. Посмотреть их все возможно за один день. Вы можете заказать индивидуальную экскурсию из Неаполя и посетить Геракуланум или Помпеи, или все вместе. А можете добраться до мертвых городов самостоятельно.

  1. 1 апреля — 31 октября: 8.30 – 19.30 (последний заход 18.00);
  2. 1 ноября — 31 марта: 8.30 – 17.00 (последний заход 15.30);
  3. Закрыто: 25 декабря, 1 января.
  • Посещение Геркуланума на 1 день: стоимость € 11,00; льготный билет: € 5,50 (только для граждан Евросоюза (Unione Europea));
  • Комплексное посещение: Помпеи, Геркуланум, Оплонтис (Oplontis), Стабии (Stabiae), Боскореале (Boscoreale) – билет действует 3 дня: € 22,00; льготный билет: € 12,00 (только для граждан Евросоюза).

Бронирование билетов по телефону: +39 199-757517.

Заказать билет заранее онлайн можно на официальном сайте.

Как добраться из Неаполя

На поезде:

Маршруты Неаполь-Сорренто (Napoli-Sorrento) или Неаполь — Поджомарино (Napoli-Poggiomarino). Поезд CIRCUMVESUVIANA останавливается в Эрколано.

Станция ERCOLANO-SCAVI в 700 метрах от руин города. От станции до Геркуланума можно дойти пешком. Сойдя с поезда, двигайтесь в сторону моря.

Перейдите перекресток и идите вниз по улице Via IV Novembre до пересечения с Corso Resina. Вы найдете вход в руины.

Читайте далее: