Политика с греческого | Vasque-Russia.ru

Политика с греческого

Политика как общественное явление. Происхождение (этимология) и значение слова «политика»

Политика — это деятельность, которая осуществляется сравнительно небольшой группой людей, организованной не по семейному принципу, с целью реализации интересов дезорганизованной крупной группы семей, связанных территорией проживания (деревня, город, страна, планета). Внутри территории могут существовать рабы — люди и целые семьи, интересы которых малая группа не реализует.

Политика — это всегда групповая деятельность. Деятельность одного человека — это интрига, которая прерывается в связи с невозможностью осуществления этим человеком своей деятельности (потеря интереса, заключение, болезнь, смерть).

В классической политике малая группа людей — это политики, которые исторически произошли из старейшин семей (самых умных мужчин), военных руководителей (самых сильных мужчин), а также приглашенных воинов-наёмников (самых опытных мужчин). Крупная группа дезорганизованных семей — это народ, который содержит политиков (производит для них продукты питания, ремесленные товары, предметы роскоши и статуса и т.д.) в обмен за их работу.

Происхождение слова «политика»

Слово политика происходит от греческого слова «полис», которое переводится на русский язык как «город», то есть это слово обозначает ту территорию, которая связывает семьи народа, в интересах которых осуществляется политика.

Само слово «полис» греков индоевропейцев, возможно, родственно славянскому слову «поле», которое обозначает не только засеваемое поле, но и непригодную для земледелия равнину (где можно построить жилые дома и хозяйственные постройки), а также в своих переносных значениях — некоторое ограниченное пространство и край, пределы чего-либо (греческие полисы были, как правило, окружены горами — сравните с полями шляпы).

Под «полем» в слове политика греки также могли иметь в виду площадь, где решались общественные вопросы города — сравните с полем стадиона. Римляне позднее такое место назвали форумом.

Цели политики

  • военной
  • культурной (духовной)
  • экономической (товарно-продуктовой)
  • международная торговля
  • ограбление (набеги, захват территорий)
  • порабощение (колониализм, внутреннее рабство)

Внешняя и внутренняя

Классическая политика делится на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя политика

В рамках внешней политики малая группа взаимодействует с другими малыми группами, которые реализуют интересы народов, проживающих на других территориях.

Как правило решаются вопросы экономического (торговля товарами и территориями), финансового (кредит, валютный обмен, ввоз или вывоз денег) внешнего взаимодействия.

Иногда дело может дойти до военных конфликтов, когда один народ без согласия другого народа пытается тем или иным способом взять под контроль или напрямую захватить территорию, которая раньше ему не принадлежала, либо грабительскими набегами завладеть собственностью, увести людей в рабство.

До принятия христианства в качестве государственных идеологий внешняя политика в основном была лишена норм морали и нравственности. И народы с этим соглашались. После принятия христианства Римской империей и варварскими государствами Европы внешняя политика ради народного одобрения должна была уже соотноситься с нормами христианской морали и нравственности, которые являются абсолютными для всех сфер человеческой деятельности.

С увеличением влияния торговой и ростовщической буржуазии и с одновременным ослаблением христианства в Европе политика теряет необходимость соотноситься с морально-нравственными нормами. Символом такого ценностного перелома стал труд Никколо Макиавелли «Государь». В народе произошло расслоение. Буржуазия требовала от политиков (аристократов) отказаться от морали и руководствоваться лишь категориями выгоды (для торговцев и ростовщиков это естественно). Остальной народ же по-старинке был склонен одобрять только внешнюю политику, которая была основана на справедливости.

Эта многослойность внешней политики сохранилась по сей день. Политики, на которых по-прежнему давит влиятельная буржуазия, руководствуются принципами выгоды. Но ради народного одобрения, они вынуждены создавать идеологические информационные иллюзии, чтобы придать своей политике видимость справедливости.

Внутренняя политика

Внутренняя политика — это деятельность направленная на перераспределение собственности и/или прав внутри народа, а также на обеспечение одобрения народом политики в целом (внешней и внутренней).

В рамках этой деятельности осуществляется налогообложение. Собственность может перераспределяться напрямую, минуя налоги, например, чтобы избежать резкого обеднения части граждан в условиях войны или бедствий, не допустить голода в неурожайные годы и т.п.

Может осуществляться поддержка отдельных групп народа (инвалидов, ветеранов войн, поддержка семьи в условиях угрозы депопуляции и т.п.) и другие мероприятия социальной политики, которые заключаются в наделении отдельных людей большим объемом прав.

Среди народа также могут присутствовать вредные для общества люди (нахлебники, вредители, воры, убийцы, шпионы), которые действуют против интересов народа. Такие люди лишаются части или всех прав. Деятельность по обнаружению, изоляции, перевоспитанию или физическому устранению (изгнание, казнь) таких людей также находится в области внутренней политики.

Действия политиков не всегда одобряются народом, интересы которого политики преследует. Это происходит потому, что народ в большинстве своём в оценке политики исходит из тактических (сиюминутных) целей, а малая группа в своей деятельности исходит из стратегических (долгосрочных) целей в рамках тех же интересов того же народа. Чтобы убедить народ в правильности политики, используются различные способы массового идеологического убеждения.

Если один народ находится под экономическим и политическим гнётом другого более сильного (в военном и экономическом отношении) народа, то политики угнетаемого народа, которые исходят из его интересов, вынуждены вести сложную игру компромиссов и скрытую подготовку к освобождению из-под гнёта. Такая работа скрывается и от собственного народа (ради которого работа осуществляется) для того, чтобы обеспечить скрытность и для противника.

Скрытый характер политики

Наиболее успешная политика часто имеет скрытую часть деятельности. Чем больше осуществляется скрытой деятельности, тем более успешной является политика в целом. Этим объясняется важность роли спецслужб.

В случае внешней политики скрытность и внезапность может позволить победить (переиграть) внешнего оппонента сравнительно малыми силами, средствами и ресурсами. С другой стороны, наличие скрытой составляющей политики всегда говорит о наличии слабостей и уязвимостей, которые необходимо скрыть от оппонента, который, зная их, может ударить по ним и победить.

Что касается внутренней политики, то политические деятели всегда обладают наиболее оперативной и более полной информацией, которая касается их деятельности. Эта информация является объемной, сложной и специальной (профессиональной) и в большой своей части ненужной (лишней) для людей из народа, которые не задействованы в политической деятельности. Слуги народа на то материально и содержатся народом, чтобы простые люди не забивали себе голову тревожными и сложными политическими вопросами.

В наиболее эффективной политике всегда присутствует элемент скрытого (тайного) заговора (против оппонента). Скрытые политические процессы изучает такая в настоящий момент хаотизированная, загрязненная очевидными глупостями (типа рептилоидов, анунаков, Нибиру и пр.) и поэтому непризнанная научной область знаний, как конспирология (теория заговоров).

Что такое политика?

В настоящее время многие термины и определения безсознательно используются людьми. СМИ, каким бы способом они ни вещали, более 20 лет убеждают нас в том, что всем нужна политика, что это чуть ли не важнее всего, и каждый гражданин должен активно участвовать в политической жизни страны, изъявляя свою волю такими демократическими способами, как референдум и выборы. Если определение понятия «демократия» ещё как-то иногда при этом разъясняется, то что же такое политика, не говорит практически никто, подразумевая, что вы и сами это знаете. У многих представление о политике такое, что это какие-то дядьки в пиджаках и галстуках о чём-то непрестанно говорят. И ещё это слово ассоциируется с понятием «власть» и, разумеется, с различными привилегиями, которые эта власть даёт. Так что же такое политика?

Дело усложняется тем, что в настоящее время для унификации понятий для разных языков и культур принят ряд терминов, заимствованный из древнегреческого и латыни (видимо чтобы никому обидно не было, выбрали мёртвые языки).

Слово «политика» происходит как раз из древнегреческого (πολι (поли) — множество, а τικός (тикос) — интерес, вместе — политикос). То есть политика — борьба и поиски пути взаимного сосуществования множества интересов. Согласитесь, об этом никто в СМИ не рассказывает, не поясняет, какое определение у слова «политика», хотя призывы участвовать в политической жизни звучат постоянно. В чём именно предлагается участвовать при этом — непонятно. Теперь получается, что участие в политической жизни подразумевает отстаивание своих интересов перед множеством других. То есть если у нас всех один интерес, это уже не политика.

Термин «демократия» сегодня всем известен, происходит он от δῆμος (демос) — народ и κράτος (кратос) — власть. Также прекрасно известно, как умеют этим термином умело пользоваться всяческие плуты, олигархи, финансовые воротилы и их марионетки.

Разберём и ещё несколько понятий, часто применяемых как в разговорах, так и в разнообразных текстах.

Республика — от латинского res (вещь, дело, положение, состояние) и publica — (общество) — общественное дело или общественное состояние. То есть по сути любое состояние общества можно назвать республикой, потому форма правления как бы роли и не играет. Республика может быть и не демократической. Так же точно, решение общественных вопросов, не взирая на методы решения, можно назвать республикой, исходя из первоначального смысла.

Монархия — от древнегреческого μονος (монос) — единый и αρχή (архи) — власть, власть одного, т.е. единоличная власть, по-русски самодержавие.

Аристократия — от древнегреческого ἀριστεύς (аристевс) — знатность, превосходство и κράτος (кратос) — власть. Означает власть лучших, знатных людей, чьё превосходство над остальными признано в обществе.

Олигархия — от древнегреческого ὀλίγος (олигос) — немногий, αρχή (архи) — власть. Власть немногих, когда у руля некий закрытый клуб, куда очень трудно попасть.

Анархия — от древнегреческого αντι (анти) — без, против и αρχή (архи) — власть. Общество противников какой бы то ни было власти и управления сверху, где власть как таковая отсутствует.

Бюрократия — от французского bureau — бюро, контора, офис и греческого κράτος (кратос) — власть. Форма устройства, где власть регламентируется предписаниями, приказами, т.е. документами, бумажным делопроизводством, даже если это неэффективно и противоречит здравому смыслу. По аналогии офиса, где начальник выпускает бумажку, которая содержит правила жизни в офисе или текущие приказы, и тогда есть формальный повод начать что-то делать (или не делать). Только в таком же режиме работает всё государство.

Тоталитаризм — многие знают, но на всякий случай: от латинского totalis — весь, целый, полный, всеобщий, измъ — иже земля мыслете еръ, т.е. утверждение земной мысли. То есть полная неограниченная власть и всеобщий контроль.

Тирания — от древнегреческого τυραννίς (тираннис) — произвол. Навязанная силовым путём власть, где законом является мнение и прихоть властителя.

Деспотия — от древнегреческого δεσπότης (деспотис) — господин. Власть господ, то есть владельцев, собственников, распроряжающихся всем, как своим имуществом.

Хунта — от испанского junta — совет, правление, руководство, комитет. То есть так в испаноязычных странах называются любые органы управления, но при военных переворотах в этих странах слово стало известно за их пределами, вследствие чего стало ассоциироваться у иностранцев с властью военных.

Компрадор (португальское comprador — покупатель, происходит от лат. comparare — покупать, приобретать) — местный торговец, предприниматель, посредничающий между иностранным капиталом и национальным рынком развивающейся страны. Как правило продаёт сырьё и покупает готовые продукты, поэтому в патриотической среде так называют предателей и коррупционеров.

Коррупция — от латинского corrumpere — портить. То есть сюда подпадает фактически любое нечестное и вредное поведение.

Надеемся, что это поможет разобраться кому-то в хитросплетениях слов и не попасться на популистские лозунги (от немецкого die Losung — решение, призыв, изречение).

Кстати, популизм — от латинского populus — народ, изм вы уже знаете 🙂 . Популизм — поддержка распространённых в народе убеждений, причём чаще всего только на словах. Приобрело также второе значение — завоевание расположения народа путём сочинения звучных и малопонятных лозунгов.

1 Понятие политики. Многообразие ее определений

«Политика» – одно из наиболее распространенных и многозначных слов в русском языке, да и во многих других языках мира. Термин «политика» (от греческого полис – город-государство и прилагательного от него – политикос, т.е. все, что связано с городом-государством, гражданином и проч.) получил распространение под влиянием трактата Аристотеля (384-322 гг. до 1.э.) о государстве, правлении и правительстве, названного им «Политика».

В современной действительности представления о политике самые разнообразные. Определение политики, её сущность являются предметом исторических дискуссий. Некоторые определения политики, данные видными политологами:

«Политика – это искусство жить вместе» Платон);

-«Политика – есть совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удержаться у власти и полезно использовать её» (Н. Макиавелли).

«Политика – это участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства» (В. И. Ленин);

«Политика – это процесс управления « (О. Ренни);

«Политика – властное распределение ценностей внутри общества» (Д. Истон);

«Политика означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь-то между государством, будь-то внутри государства между группами людей, которое оно в себе заключает» (М. Вебер).

В истории развития политической мысли представления о политике довольно существенно изменялись. Под политикой понимают также искусство возможного, а нередко характеризуют её как «грязное дело». Последнее характеризует обыденное понимание политики и отражает недостаточно четкие знания широких масс населения. Вместе с тем такой разброс представлений о политике в первую очередь связан со сложностью, многогранностью, богатством проявления этого феномена.

Научные трактовки термина «политика» отличаются от повседневных представлений строгой логической аргументацией, обобщенностью и систематизацией, хотя и не исключают некоторой противоречивости мнений.

Разнообразные научные определения политики могут быть систематизированы и подразделены на несколько групп. Критериями выделения таких групп служат используемые для характеристики политики общие исследовательские подходы:

социологический, субстанциональный (выясняющий материю, основу явлений) и системный, а также акцентированные в определениях политики её важнейшие конституирующие качества и функции в обществе. В соответствии с этими подходами можно выделить три группы определений политики: социологические, субстанциональные и научно сконструированные, связанные со специфической интерпретацией политики.

Социологические определения политики, основываясь на социологическом подходе, характеризуют её через другие общественные явления: экономику, социальные группы, право, мораль, культуру, религию. В соответствии с отражаемой сферой общества их можно подразделить на экономические, стратификационные (социальные), правовые, этические (нормативные) и т.д.

Экономические определения политики. Наиболее ярко представленные в марксизме и других концепциях экономического детерминизма, характеризуют политику как надстройку над экономическим базисом, как концентрированное выражение экономики, её потребностей и интересов. Политика как специфическая область общественной жизни в этом случае утрачивает свою самостоятельность, сохраняя лишь относительную, ограниченную автономность. Определения политики в духе экономического детерминизма подчеркивают лишь один из важнейших источников политики. Как показывает опыт реализации этого подхода (СССР) не только экономика оказывает сильное влияние на политику, но и последняя может выступать по отношению к экономике командной, главенствующей силой. Поэтому с точки зрения науки представляется более плодотворным рассматривать взаимоотношения экономики и политики как взаимодействие равнозначных и равноправных областей общественной жизни.

Стратификационные дефиниции трактуют политику как соперничество определенных общественных групп, классов и наций (марксизм) или же заинтересованных групп (А. Бентли, Д.Трумэн и др.).

Среди современных теоретиков достаточно распространены правовые концепции политики. Они считают политику, государство производными от права и, прежде всего от естественных прав человека, которые лежат в основе публичною права, законов и деятельности государства. Яркий пример правовой концепции политики – её контрактивистские («общественного договора») теории, представленные Спинозой, Гоббсом, Локком, Руссо, Кантом. Суть этой теории состоит в трактовке политики и, прежде всего государства как специализированной деятельности по охране присущих каждому человеку от рождения фундаментальных прав: на жизнь, свободу, безопасность, собственность и т.д.

Субстанциональные определения политики ориентируются на раскрытие той первоосновы, ткани, из которой состоит политика. Наиболее распространенная трактовка – это понимание политики как действий, направленных на власть: её обретение, удержание и использование.

Институциональные дефиниции характеризуют политику через организации, институты, в которых воплощается и материализуется власть, и, прежде всего через важнейший институт – государство. Политика предстает в этом случае как «участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства» (В. И. Ленин).

Антропологические трактовки политики пытаются отразить её более глубокий источник, коренящийся в природе человека. С этой точки зрения, политика – форма общения людей, способ коллективного существования человека. Обоснование антропологического понимания политики дал ещё Аристотель. Он считал, что человек – существо политическое, поскольку он – существо коллективное.

Телеологические трактовки политики рассматривают её как деятельность по эффективному достижению коллективных целей. Политика представляет собой совокупность «способов организации определенных элементов тотальной системы в соответствии с одной из её фундаментальных функций, а именно эффективного коллективного действия для достижения общих целей”» (Т. Парсонс).

С системной точки зрения политика является относительно самостоятельной системой, сложным социальным организмом, целостностью, отграниченной от окружающей среды – остальных областей общества – и находящейся с ней в непрерывном взаимодействии. (Д. Истон, Г. Алмонд).

Рассмотренные выше трактовки политики не исчерпывают всего многообразия её определений, хотя и отражают важнейшие из них. Такое обилие научных характеристик объясняется, прежде всего, сложностью политики, богатством её содержания, многообразием свойств и общественных функций. Обобщая различные дефиниции, можно определить политику как деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти.

Политика как общественное явление. Происхождение (этимология) и значение слова «политика»

Политика — это деятельность, которая осуществляется сравнительно небольшой группой людей, организованной не по семейному принципу, с целью реализации интересов дезорганизованной крупной группы семей, связанных территорией проживания (деревня, город, страна, планета). Внутри территории могут существовать рабы — люди и целые семьи, интересы которых малая группа не реализует.

Политика — это всегда групповая деятельность. Деятельность одного человека — это интрига, которая прерывается в связи с невозможностью осуществления этим человеком своей деятельности (потеря интереса, заключение, болезнь, смерть).

В классической политике малая группа людей — это политики, которые исторически произошли из старейшин семей (самых умных мужчин), военных руководителей (самых сильных мужчин), а также приглашенных воинов-наёмников (самых опытных мужчин). Крупная группа дезорганизованных семей — это народ, который содержит политиков (производит для них продукты питания, ремесленные товары, предметы роскоши и статуса и т.д.) в обмен за их работу.

Происхождение слова «политика»

Слово политика происходит от греческого слова «полис», которое переводится на русский язык как «город», то есть это слово обозначает ту территорию, которая связывает семьи народа, в интересах которых осуществляется политика.

Само слово «полис» греков индоевропейцев, возможно, родственно славянскому слову «поле», которое обозначает не только засеваемое поле, но и непригодную для земледелия равнину (где можно построить жилые дома и хозяйственные постройки), а также в своих переносных значениях — некоторое ограниченное пространство и край, пределы чего-либо (греческие полисы были, как правило, окружены горами — сравните с полями шляпы).

Под «полем» в слове политика греки также могли иметь в виду площадь, где решались общественные вопросы города — сравните с полем стадиона. Римляне позднее такое место назвали форумом.

Цели политики

  • военной
  • культурной (духовной)
  • экономической (товарно-продуктовой)
  • международная торговля
  • ограбление (набеги, захват территорий)
  • порабощение (колониализм, внутреннее рабство)

Внешняя и внутренняя

Классическая политика делится на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя политика

В рамках внешней политики малая группа взаимодействует с другими малыми группами, которые реализуют интересы народов, проживающих на других территориях.

Как правило решаются вопросы экономического (торговля товарами и территориями), финансового (кредит, валютный обмен, ввоз или вывоз денег) внешнего взаимодействия.

Иногда дело может дойти до военных конфликтов, когда один народ без согласия другого народа пытается тем или иным способом взять под контроль или напрямую захватить территорию, которая раньше ему не принадлежала, либо грабительскими набегами завладеть собственностью, увести людей в рабство.

До принятия христианства в качестве государственных идеологий внешняя политика в основном была лишена норм морали и нравственности. И народы с этим соглашались. После принятия христианства Римской империей и варварскими государствами Европы внешняя политика ради народного одобрения должна была уже соотноситься с нормами христианской морали и нравственности, которые являются абсолютными для всех сфер человеческой деятельности.

С увеличением влияния торговой и ростовщической буржуазии и с одновременным ослаблением христианства в Европе политика теряет необходимость соотноситься с морально-нравственными нормами. Символом такого ценностного перелома стал труд Никколо Макиавелли «Государь». В народе произошло расслоение. Буржуазия требовала от политиков (аристократов) отказаться от морали и руководствоваться лишь категориями выгоды (для торговцев и ростовщиков это естественно). Остальной народ же по-старинке был склонен одобрять только внешнюю политику, которая была основана на справедливости.

Эта многослойность внешней политики сохранилась по сей день. Политики, на которых по-прежнему давит влиятельная буржуазия, руководствуются принципами выгоды. Но ради народного одобрения, они вынуждены создавать идеологические информационные иллюзии, чтобы придать своей политике видимость справедливости.

Внутренняя политика

Внутренняя политика — это деятельность направленная на перераспределение собственности и/или прав внутри народа, а также на обеспечение одобрения народом политики в целом (внешней и внутренней).

В рамках этой деятельности осуществляется налогообложение. Собственность может перераспределяться напрямую, минуя налоги, например, чтобы избежать резкого обеднения части граждан в условиях войны или бедствий, не допустить голода в неурожайные годы и т.п.

Может осуществляться поддержка отдельных групп народа (инвалидов, ветеранов войн, поддержка семьи в условиях угрозы депопуляции и т.п.) и другие мероприятия социальной политики, которые заключаются в наделении отдельных людей большим объемом прав.

Среди народа также могут присутствовать вредные для общества люди (нахлебники, вредители, воры, убийцы, шпионы), которые действуют против интересов народа. Такие люди лишаются части или всех прав. Деятельность по обнаружению, изоляции, перевоспитанию или физическому устранению (изгнание, казнь) таких людей также находится в области внутренней политики.

Действия политиков не всегда одобряются народом, интересы которого политики преследует. Это происходит потому, что народ в большинстве своём в оценке политики исходит из тактических (сиюминутных) целей, а малая группа в своей деятельности исходит из стратегических (долгосрочных) целей в рамках тех же интересов того же народа. Чтобы убедить народ в правильности политики, используются различные способы массового идеологического убеждения.

Если один народ находится под экономическим и политическим гнётом другого более сильного (в военном и экономическом отношении) народа, то политики угнетаемого народа, которые исходят из его интересов, вынуждены вести сложную игру компромиссов и скрытую подготовку к освобождению из-под гнёта. Такая работа скрывается и от собственного народа (ради которого работа осуществляется) для того, чтобы обеспечить скрытность и для противника.

Скрытый характер политики

Наиболее успешная политика часто имеет скрытую часть деятельности. Чем больше осуществляется скрытой деятельности, тем более успешной является политика в целом. Этим объясняется важность роли спецслужб.

В случае внешней политики скрытность и внезапность может позволить победить (переиграть) внешнего оппонента сравнительно малыми силами, средствами и ресурсами. С другой стороны, наличие скрытой составляющей политики всегда говорит о наличии слабостей и уязвимостей, которые необходимо скрыть от оппонента, который, зная их, может ударить по ним и победить.

Что касается внутренней политики, то политические деятели всегда обладают наиболее оперативной и более полной информацией, которая касается их деятельности. Эта информация является объемной, сложной и специальной (профессиональной) и в большой своей части ненужной (лишней) для людей из народа, которые не задействованы в политической деятельности. Слуги народа на то материально и содержатся народом, чтобы простые люди не забивали себе голову тревожными и сложными политическими вопросами.

В наиболее эффективной политике всегда присутствует элемент скрытого (тайного) заговора (против оппонента). Скрытые политические процессы изучает такая в настоящий момент хаотизированная, загрязненная очевидными глупостями (типа рептилоидов, анунаков, Нибиру и пр.) и поэтому непризнанная научной область знаний, как конспирология (теория заговоров).

Определения политики

ПОЛИТОЛОГИЯ

Человек – существо политическое. Эта истина была сформулирована еще великим -древнегреческим философом Аристотелем. Политика затрагивает интересы всех людей.

Политология-одна из самых молодых гуманитарных дисциплин. Она оформилась в конце 40-х гг. 20 века. Она зародилась в рамках философии. Формирование специфической политической проблематики ученые отмечают только в 16 веке. Это связано с работами итальянского мыслителя Н.Макиавелли. На политическую науку влияние оказало публичное право( конституционное и административное).В конце 19 начале 20 века- систематизированное изучение политики. Политология-от древнегреческого политика и учение. Наука о политике.Объект политологии- политическая сфера общественной жизни. Это сфера государственно-организованных связей, взаимодействий и отношений.

Политика –от древнегреческого полис- город-государство. Трактат Аристотеля «Политика»- то что относится к государству, государственное дело, искусство управления государством.

Определения политики.

  1. Политика- это отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на международной арене.
  2. Политика- это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами( классами, нациями, государствами), направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания.
  3. Политика- сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.
  4. Политика- участие в делах гос-ва
  5. Политика- искусство управления гос-вом
  6. Политика – наука гос.управления.

– политические отношения соц.субъектов по поводу гос.власти

– установки, интересыц, цели соц.групп и полит.институтов

– д-сть по реализации моде6лей будущего об-ва

– влияние на гос.власть политических сил страны( партий, граждан)

– д-сть по управлению сферами жизни об-ва.

– по сферам об-ва- экономическая, социальная, национальная, научная, экологическая, культурная, военная;

– по масштабам- внутренняя и внешняя;

– по приоритетам- нейтральная, открытых дверей, компромиссов, нацинального примирения;

– по содержанию и х-ру- прогрессивная, реакционная, волюнтаристская, научно обоснованная;

– по субъектам- государства, мирового сообщества, партии, банка, фирмы.

Политология-это наука о государственно-организованном обществе как функционирующей и развивающейся политической системе на основе взаимодействия составляющих ее элементов: политических субъектов, политических институтов и политического сознания.

С политологией тесно связаны другие науки: политическая философия, политическая история, политическая социология, политическая психология, политическая антропология, политическая география, правоведение.

Видное место в истории политической мысли античности занимают взгляды Платона(5-4 век до н.э.), изложенные в произведениях « Государство», «Законы». К порочным формам гос-ва он относил :

тимократию – власть честолюбцев;

олигархию – господство немногих богачей;

демократию – власть большинства;

тиранию – власть тирана.

Идеальное государство по Платону – справедливое правление мудрецов. Справедливость. Иерархия : правители- философы, воины- стражи, ремесленники и крестьяне- физический труд.

Аристотель все формы гос-ва разделяет на правильные и неправильные. Правильные- цель гос-ва в общем благе ( монархия, аристократия, республика). Неправильные- выгода правителя, а не народа ( тирания, олигархия, демократия).

В Древнем Риме в развитие политической мысли внес Цицерон( 1 век до н.э.) в работах « О государстве», «Законы». Правовое равенство. Справедливость. Три формы гос-ва: царская власть, власть оптимистов(аристократии), народная власть(демократия). Лучшая форма- смешанная- прочность гос-ва и правовое равенство его граждан.

Средневековые философы- власть- промысел божий.Августин Аврелий(4-5 век). Фома Аквинский( 13 век).- сторонник монархии. Два типа монархии: абсолютная и политическая. Политическая предпочтительней.

В эпоху Возрождения итальянец Никколо Макиавелли(15-16 век). Работы «Государь» и « Рассуждения на первую декаду Тита Ливия». Считал, что в основе политического поведения лежат выгода и сила. В политике цель оправдывает средства.Два способа

действия для достижения цели: путь закона и путь насилия. Государь должен уметь пользоваться обоими способами. Макивеллиализм- политика основанная на культе грубой силы, пренебрежение нормам морали.

В Новое время философы Гоббс, Локк, Спиноза, Монтескье, Вольтер, Руссо, Гоббс- основоположники теории общественного договора. Гоббс– в работе « Левиафан или материя, форма и власть гос-ва».Могут существовать три формы гос-ва: монархия, демократия и аристократия. Гоббс- защитник монархической власти.

Локк в работе « Два трактата о государственном правлении». Идея праврвого гос-ва- гос-во подчиняется обществу.

Монтескье в работе « О духе законов». Свобода и равенство. « Разрешено все, что не запрещено законом». Теория разделения властей.( Идею смешанного правления разрабатывали еще Аристотель и Цицерон). Впервые эта идея нашла свое воплощение в Англии в период правления Кромвеля, хотя и стихийно.

Жан Жак Руссо а произведении « Об общественном договоре или принципы политического права» вводит понятие социальное равенство. Принцип народного суверенитета. Принцип республиканского стороя.

Идеи французских просветителей воплотились в Великой Французской революции 18 века.

Немецкая классическая философия.

Кант( нем. Фил. 18 век). Работы « К вечному миру», « Метафизические начала учения о праве».Автономность личности. Человек- цель, а не средство. Правопорядок. Политика- гармония цели и средства.

Гегель( нем. фил.19 век). Работа «Философия права»- идеалистическая теория государства и права. Учение о свободной воле. Учение о гражданском обществе и правовом государстве. Идеал- конституционная монархия.

Таким образом, основные доктрины политической мысли эпохи Возрождения и периода буржуазных революций:

теория народного суверенитета-(17-19 век) на базе теории общественного договора. Согласно этой теории народ- источник власти и ее носитель.

теория правового государства

теория разделения властей.

Представители утопического социализма 16-19 века.

Родоначальник- Томас Мор( 15-16) в книге « Утопия»( место, которого нет). Общественная собственность на средства производства. Коллективизм, плановое управление хозяйством. Труд- первая потребность, трудовое воспитание. От каждого по способностям, каждому- по потребностям. Социальное равенство, равноправие женщин. Отмирание государства.

Этапы утопического социализма.:

ранний(16-18) зарождение капитализма и буржуазных революций. Представители: Мор(Англия), Кампанелла(Италия), Уинстенли, Мабли, Мелье, Бабеф ( Франция).

– второй этап- 18 век , эпоха Просвещения. Представители: Сен-Симон, Фурье ( Франция), Оуэн(Англия).

– третий этап 2-я половина 19 века . Русские революционеры-демократы: Чернышевский, Добролюбов, Белинский, Герцен и др. За революцию, демократическую республику, народовластие, крестьянская община.

Марксистская концепция политики.Маркс и Энгельс нем.фил. 19 века.

– борьба за власть;

– базис первичен, а надстройка вторична;

– государство- продукт классовых противоречий и служит интересам экономически господствующего класса. Насилие гос-ва.

– идеологически господствующий класс

– общественное бытие определяет сознание

– политика подчинена экономике , но и влияет на нее.

Политическая мысль России 19-20 веков.

Декабристы.Равенство. Гражданское общество. Прва человека. Республика.

Чаадаев.»Философические письма». Причины отсталости России от европейских стран.

Западники и славянофилы.30-40 гг.19 века.

Славянофилы.Киреевский, Хомяков, Аксаков, Самарин. Самобытность России. Сохранение самодержавия.

Западники. Белинский, Грановский, Герцен, Огарев, Боткин. Россия идет по западному пути.

Герцен.50-60 гг. Идея « русского социализма». Через сельскую общину.

Чернышевский.Народно-крестьянская революция.. Народничество.

Анархистско-бунтарское направление. Бакунин. Отрицание любого государства.

Неославянофильство. Религиозная философия. Соловьев.Бердяев.Милюков.

Современные политические учения Запада.

Гумплович. 19 век. «Социология и политика», « Основы социологии», «Борьба рас». Представитель социального дарвинизма. Теория завоевания.

Спенсер. 19 век.позитивистское направление. « Основания социологии». Общество эволюционирует . Социальная обусловленность власти.

Парето и Моска19-20 век. Итальянские ученые. Теория элит. Моска в работе «Элементы политической науки»- власть всегда должна находиться в руках меньшинства, элиты. Парето «Трактат об общей социологии». Элита и контрэлита ведут между собой борьбу.

Острогорский и Михельс к.19-20 века. Теория олигархизации(бюрократизации) политических партий.

Вебер.19-20 век, немецкий социолог. Теория демократии. Бюрократия.

Американские ученые 20 века. Лассуэлл, Даль, Тоффлер, итальянский Боббио, фр. Крозье. Вопросы власти в условиях перехода к постиндустриальному об-ву.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась – это был конец пары: “Что-то тут концом пахнет”. 8526 – | 8113 – или читать все.

95.47.253.202 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector