Политика древней греции кратко

Вступление

Идеи и взгляды мыслителей, выраженные в теоретической форме, являются частью политического сознания эпохи античности. Их особенности связаны со всей системой социокультурных и экономических факторов, в которых жил и творил тот или иной мыслитель. Но вместе с тем многие из этих идей имеют непреходящее значение. Они в своей совокупности образуют тот фундамент, на который опираются мыслители последующих эпох, когда строят здание новой политической теории. Поэтому изучение истории политической мысли облегчает понимание современных политических проблем.

Политическое знание в античности существовало в философско-этической форме. Политические представления древнегреческих мыслителей являются составной частью их космоцентрического мировоззрения, в котором господствует идея о целостности мира, о взаимосвязи природы, общества и человека, о подобии их структур, об общих основаниях всех уровней жизни. В них нет ещё дифференциации общества и политики, политика выступает выражением целостных свойств социума. Реальной основой для построения первых политических концепций мыслителей античности является полис -город-государство, в котором не было четкого разграничения функций и элементов государства и общества. Каждый гражданин полиса выступает одновременно и как частное лицо, входящее в городскую общину, и как субъект государственно-публичной жизни, участвующий в процессе управления. Слово «политика» буквально означало «участие в управлении полисом».

Целью настоящей работы будет изучение политических воззрений древнегреческих мыслителей. В задачи входит рассмотрение трёх основных периодов развития политической мысли: раннего ( IX-VI вв. до н.э), периода расцвета политической мысли(V- первая половина IV в. до н.э.) , эллинистического периода (вторая половина IV- IIв. до н.э.)

Краткая политическая история Древней Греции

Формированию своеобразия греческой государственности во многом способствовали природные условия. Гористый рельеф, наличие полезных ископаемых, удобное морское побережье, незамерзающее море со множеством островов, отсутствие крупных рек, преобладание каменистых почв – всё это благоприятствовало формированию мелких независимых государств. политический мысль древний греция

Первые города на территории Греции возникли на островах Эгейского моря в 3-м тыс. до н.э. Примерно в это время на острове Крит складывается так называемая Минойская цивилизация. Уже в XXI веке до н. э. на Крите начинается строительство дворцов, которые являлись политическими, экономическими, религиозными и культурными центрами.

На территории материковой Греции в начале 2-го тыс. до н.э. под влиянием минойской культуры возникли свои государства, центрами которых стали Микены, Тиринф, Пилос, Афины, Фивы. Политическая история этого времени известна мало, крупнейшим событием была Троянская война рубежа XIII- XII веков до н.э.

XI-IX вв. до нашей эры в Греции историки называют «темными веками». В этот период греческие земли были захвачены племенами дорийцев, которые находились ещё на стадии разложения первобытного общества. В целом в этот период развитие Греции временно затормозилось, одно именно в это время сложились предпосылки дальнейшего социально-политического расцвета греческих земель. [5]

В VIII- VI вв. до н. э. происходит становление греческих полисов. Полис представлял собой соединение частных землевладельцев, а так же граждан, занимающихся различными промыслами и ремёслами, которые будучи полноправными его членами, имели право на собственность. Жители полисов делились на граждан полиса, рабов и представителей свободного населения, не имеющих гражданских прав. Для большинства полисов на первом этапе характерна борьба между демосом ( от греч. народ) и аристократией. С конца VVII века до н.э. во многих полисах для нормализации обстановки устанавливается особая форма государственной власти – тирания, то есть единоличное правление. К концу VI века в большинстве полисов тирания была упразднена и сложились два основных типа полисного устройства: демократия и олигархия.

Кризис древнегреческих полисов относится к социально-политической сфере и связан с активным развитием экономики. Рост товарно-денежных отношений способствовал возрастанию роли неграждан в жизни городов-государств, возрастанию роли денег, разрушению традиционной коллективистской полисной морали, обострению социальной борьбы в полисах, постоянным конфликтам между ними. Всё это ослабило Грецию, она была завоёвана македонскими царями, затем разделена на множество независимых государств и оказалась во власти Римской империи.[6]

Все эти процессы нашли отражение и теоретическое осмысление в политических учениях Древней Греции.

имц экзамен (ответы на вопросы) / доп. материал / Греция (кратко)

Рубеж III – II тыс. до н. э. – ранняя Греция (возникают общества, разделенные на классы)

Архаическим периодом в истории Греции обычно называют VIII – VI вв. до н. э. По мнению некоторых исследователей, это время наиболее интенсивного развития античного общества. Действительно, в течение трех столетий были сделаны многие важнейшие открытия, определившие характер технической основы античного общества, развились те социально-экономические и политические явления, которые придали античному обществу определенную специфику по сравнению с другими рабовладельческими обществами: классическое рабство; система денежного обращения и рынка; основная форма политической организации – полис; концепция суверенитета народа и демократическая форма правления. Тогда же были разработаны и главные этические нормы и принципы морали, эстетические идеалы, оказывавшие воздействие на античный мир на всем протяжении его истории вплоть до возникновения христианства. Наконец, в этот период зародились основные феномены античной культуры: философия и наука, главные жанры литературы, театр, ордерная архитектура, спорт.

Классический период в истории Древней Греции, согласно принятой периодизации, охватывает время с рубежа VI – V вв. до 338 г. до н. э. Это время наивысшего подъема Греции, полного расцвета всех тех явлений, которые сформировались в архаическую эпоху, время господства такой своеобразной формы социально-экономической и политической организации общества, как полис. По мнению многих исследователей, именно полисной формой организации общества объясняются основные особенности развития древнегреческого общества, в том числе характер культуры и искусства.

В современном антиковедении IV век до н. э. определяется как время кризиса древнегреческого полиса. Наиболее сильно кризис сказался на Афинах, причем он проходил в условиях экономического подъема. Кризисные явления проявлялись прежде всего в том, что развивались противоречия между традиционной социальноэкономической структурой полиса и характером его хозяйственного развития. Полис, возникший как община граждан-земледельцев, становился тормозом в развитии товарно-денежных отношений. Полисные принципы препятствовали значительной части богатых жителей Афин, не являвшихся гражданами, заниматься предпринимательской деятельностью, так как они не могли получать в качестве залога землю – основную форму собственности граждан. Закрыта была для них и возможность эксплуатировать участки в Лаврионе. Все это имело тем большее значение, что ремесло, торговля, кредит – основные сферы деятельности метеков. Отмеченные противоречия явились результатом экономического прогресса и изменения в силу этого характера собственности: в полисе ранее безоговорочно господствовала ее античная форма, теперь же все более оформлялась новая форма, приближавшаяся к полной частной собственности.

Кризис полиса не означал упадка культуры, напротив, именно этот период отмечен многими важными достижениями в литературе, науке, философии, искусстве, связан с творчеством таких выдающихся мыслителей древности, как Платон и Аристотель.

Полиотраслевая экономика впервые!

Голод заставил людей создать полиотраслевую экономику

Георгафические особенности так же этому способствовали

Низкоквалифицированный труд на ограниченной территории

Высокая культура и мораль не стала препятствием для массово использования рабского труда

Широкий слой собственников

Афинское гражданство представлялось на основе имущественного ценза. Гражданин имел капитал и крупный земельный надел

народные собрания (принятие новых законов, избрание должностных лиц)

избирательное право принадлежит только мужчинам с высоким достатком

демократия – много людей с одинаковыми правами принимают решение

аристократия – знать управляет, принимает решения

олигархия – крупные собственники

в Спарте не было имущественного ценза

появление коллегиального принципа решений на основе договоренности

комплекс экономических связей

личный успех производителя зависит от самого производителя

отсутствие единого рычага контроля над производителями

демократическое устройство предполагает обширный круг независимых производителей

факторы перехода к теронии

авторитетные люди отделялись от общества

аристократический слой покупал дороги, оружие, колесницы

основную роль в армии играли выходцы из среднего класса – аристократия утратила свой авторитет

3 похода персов

великая греческая колонизация

экономика Греции зависит от внешней торговли

Греция – посредник (торговля с партнерами осуществлялась только через Грецию)

Внешняя политика древней Греции

Идеалами, освещавшими мой путь и сообщавшими мне смелость и мужество, были доброта, красота и истина. Без чувства солидарности с теми, кто разделяет мои убеждения, без преследования вечно неуловимого объективного в искусстве и в науке жизнь показалась бы мне абсолютно пустой.

Из Темных веков – периода упадка, наступившего в XI-IX вв. до н. э. – Эллада вынесла семена нового государственного устройства. От первых царств остались россыпи деревень, кормивших ближайший город – центр общественной жизни, рынок и убежище на время войны. Вместе они составляли государство-город (“полис”). Крупнейшими полисами были Афины, Спарта, Коринф и Фивы.

Возрождение из тьмы

Во времена Темных веков, греческие поселения распространились от южной части Балканского полуострова до западного побережья Малой Азии (нынешняя территория Турции), охватывая острова Эгейского моря. К началу VIII века до н. э. греки начали восстанавливать торговые отношения с другими народами, экспортируя оливковое масло, вино, гончарные и металлические изделия. Благодаря недавнему изобретению алфавита финикийцами начала возрождаться письменность, утраченная в период Темных веков. Однако установившийся мир и процветание привели к резкому росту населения, и прокормить его становилось все труднее из-за ограниченной сельскохозяйственной базы.

Пытаясь решить эту проблему, греки отправляли целые партии своих граждан осваивать новые земли, основывать новые колонии, способные обеспечивать себя. Многие греческие колонии обосновались на юге Италии и на Сицилии, поэтому вся эта территория стала называться “Большой Грецией”. За два столетия греки построили немало городов вокруг Средиземного и даже на побережье Черного моря.

Процесс колонизации сопровождался резкими переменами в полисах. Монархия уступала место аристократии, то есть правлению наиболее знатных землевладельцев. Но с расширением торговли и введением в оборот металлических денег примерно в 600 году до н. э. по примеру соседнего царства Лидия на юге Малой Азии их позиции заметно пошатнулись.

В VI веке до н. э. в полисах постоянно возникали конфликты, ко власти часто приходили тираны. “Тиран” – слово греческое, как и “аристократия”, но у древних греков не подразумевалось, что режим тирана жесток и антинароден, а означало, что человек насильственно захватил власть, но мог при этом быть реформатором.

Несмотря на реформы знаменитого законодателя Солона, власть в Афинах захватил тиран Писистрат. Но после изгнания из Афин преемника Писистрата Гиппия в 510 году до н. э. была принята демократическая конституция. Внешняя политика древней Греции . Это еще одно слово греческого происхождения, которое означает правление демоса, то есть народа. Греческая демократия была ограниченной, поскольку женщины и рабы не имели права голоса. Но в силу малых размеров городов граждане могли не зависеть от избранных ими представителей, так как принимали непосредственное участие в определении законов и обсуждении особо важных решений на народных собраниях.

В V веке до н. э. во многих полисах вспыхивали конфликты между демократическими и олигархическими партиями. Сторонники олигархии полагали, что власть в обществе должна принадлежать самым состоятельным горожанам.

Афины и Спарта

Если Афины можно назвать оплотом демократии, то Спарта по праву считалась центром олигархии. Спарту отличал целый ряд и других особенностей.

В большинстве греческих государств процентное отношение рабов к свободным гражданам было достаточно низким, в то время как спартиаты жили как “господствующая раса” в окружении превосходящего количества потенциально опасных рабов-илотов. Для поддержания своего господства весь народ Спарты был превращен в касту воинов, которых с раннего детства обучали терпеть боль и жить в казарменных условиях древней Греции.

Хотя греки были ярыми патриотами своих городов, они признавали, что являются одним народом – эллинами. Их объединяла поэзия Гомера, вера во всемогущего Зевса и других олимпийских богов, и культ развития умственных и физических способностей, выражением которого были Олимпийские игры. Кроме этого греки, чтившие верховенство права, ощущали свое отличие от других народов, которых они огульно окрестили “варварами”. Как при демократии, так и в олигархических полисах у всех были юридические права, и гражданина нельзя было лишить жизни по капризу императора – в отличие от, например, персов, которых греки считали варварами.

Тем не менее, персидская экспансия, начавшаяся в VI веке до н. э. и направленная против народов Древней Греции и Малой Азии, казалась неминуемой. Впрочем, персы не особенно интересовались землями греков – бедными и удаленными по ту сторону Эгейского моря, пока Афины не поддержали азиатских греков, взбунтовавшихся против персидского правления. Восстание было подавлено, и в 490 году до н.э. персидский царь Дарий отправил войска отомстить Афинам. Однако афиняне одержали убедительную победу в битве при Марафоне – в 42 км от Афин. В память о подвиге гонца, пробежавшего все это расстояние без остановки, чтобы побыстрее сообщить радостную несть, в программу Олимпийских игр включен марафон.

Десять лет спустя сын и преемник Дария Ксеркс организовал значительно более массированное нападение. Он приказал выстроить в ряд свои корабли, образовав мост через пролив Геллеспонт, разделявший Малую Азию и Европу (нынешний пролив Дарданеллы), по которому прошло его громадное войско. Перед лицом общей угрозы греческие города вынуждены были объединиться. Внешняя политика древней Греции . Армия Ксеркса шла с севера, и греки, собравшие войска из разных городов, совершили настоящий подвиг, поставив заслон на пути персов. Царь Леонид и его 300 спартанцев отдали свои жизни, стараясь как можно дольше удержать узкое Фермопильское ущелье.

К сожалению, гибель спартанцев оказалась напрасной, поскольку Древняя Греция все-таки пала под натиском противника. Жителей Афин эвакуировали, и захватчики сожгли все храмы в Акрополе. Хотя за год до войны предводитель афинян Фемистокл серьезно укрепил флот, по количеству кораблей он безнадежно уступал превосходящим силам персов и покоренных ими финикийцев. Но Фемистоклу удалось загнать персидскую армаду в узкий Саламинский пролив, где она была лишена возможности маневра. Это вызвало панику в рядах персов и позволило грекам начисто разбить вражеский флот.

Решающее сражение

Саламинское сражение можно считать одним из величайших событий истории. Год спустя персидская армия была разбита при Платеях, и Греция вновь обрела свободу.

Поскольку Спарта фактически устранилась от освободительной борьбы, Афины стали бесспорным лидером в Древней Греции. В 478 году до н. э. был заключен Делосский союз, что позволило Афинам и их союзникам объединить свои ресурсы и продолжать войну. Однако вскоре союз превратился в орудие политического радикализма. Союзники обязаны были ввести в своих государствах демократические формы правления по образцу Афин и финансировать содержание постоянно увеличивавшегося флота для нужд общей обороны. После окончания войны с персами в 449 году до н. э. союз сохранился, и все попытки выйти из него сурово пресекались.

Классические Афины

V век до н. э. считается великим веком классицизма греческой цивилизации, который прежде всего отождествляется с Афинами. Но и до, и после этого периода другие греческие полисы внесли весьма существенный вклад в греческую культуру, подарив миру немало шедевров поэзии, керамики и скульптуры, а также первых философов, пытавшихся объяснить вселенную с позиций физики, а не волшебством и чудесами.

И все же главные достижения человеческой мысли и искусства связаны с Афинами. Среди отстроенных в Акрополе храмов самым знаменитым является Парфенон с его совершенными пропорциями и превосходными лепными украшениями. Первые в мире драматические произведения возникли на основе афинских ритуалов в честь бога Диониса. Афинские философы, в том числе знаменитые Сократ и Платон, первыми подвергли глубокому анализу вопросы морали и политических идеалов. Кроме того, Афины были родиной Геродота Галикарнасского, первого настоящего историка (то есть ученого, занимающегося критическими исследованиями, а не просто пересказыванием басен и слухов).

Не менее выдающимся историком был Фукидид, бывший не только военачальником афинской армии, но и летописцем великой Пелопоннесской войны 431-404 годов до н.э. Обеспокоенные возрастанием могущества Афин, спартиаты основали Пелопоннесский союз, в который вошли представители крупного Пелопоннесского полуострова на юге материковой территории Древней Греции. Первые столкновения между двумя союзами были нерешительными, и казалось, такое положение сохранится надолго. Однако посте того как в Афинах вспыхнула чума, унесшая жизнь предводителя афинян Перикла, Спарта одержала победу в этом противостоянии. Но хотя спартанцы и контролировали территорию вокруг Афин (Аттику), сам город оставался для них неприступным, поскольку окружавшие город знаменитые Длинные стены отрезали подступы к порту Пирей, откуда в Афины доставлялись припасы. Внешняя политика древней Греции . Таким образом, господство Афин на море сохранилось.

Побежденные победители

После семилетнего перемирия вновь разразилась война, когда афинское войско, обложившее могущественный греческий город на Сицилии Сиракузы, само оказалось в окружении, и весь экспедиционный корпус был полностью уничтожен. Спартанцы замкнули Афины в плотное кольцо блокады. Афинский флот был разгромлен в сражении при Эгоспотамах. В 404 году до н. э. голодающий город был вынужден сдаться.

Спарта и Фивы

Доминирование Спарты также продлилось недолго, ей противостояло объединение Афин, Коринфа и Фив. В 371 г. до и. э. фиванцы под предводительством Эпаминонда в битве при Ловктрах нанесли Спарте сокрушительное поражение.

Превосходство Фив оказалось еще более быстротечным, и во вторую половину IV столетия Греция вступила как никогда разъединенной. В сравнении с другими государствами, Македония, находившаяся на севере Греции, оставалась слаборазвитой окраиной, но ею правил талантливый царь Филипп II Македонский, и у нее была прекрасно подготовленная армия. В 338 году до н. э. в сражении при Херонее македонское войско полностью разгромило объединенную армию афинян и фиванцев. В Древней Греции появился единый правитель. Начиналась новая эра.

Пусть человеку нет никакой выгоды лгать – это ещё не значит, что он говорит правду: лгут просто во имя лжи.

Политический строй современной Греции

Несмотря на то, что Греция – колыбель демократии, с момента обретения страной независимости становление демократии в Греции гладким не назовешь.

В ее истории были и военные перевороты, и незаконные захваты власти, переходы от монархии к республике и обратно, кровопролитные гражданские войны.

Ее путь к нынешнему демократическому устройству достоин уважения.

Военный переворот

До конца шестидесятых Грецией заправляли консервативные политические партии, затем пришло время различных коалиционных правительств, пока в 1967 году не произошел военный переворот, после которого к власти пришел полковник Георгий Попандопулос.

Наступило темное время греческой политики. Были отменены многие гражданские свободы, тысячи гражданских активистов были арестованы или высланы на удаленные острова, и на место гражданских судов пришли военные.

Мировое сообщество отказалось поддержать диктаторское правительство и требовало немедленных свободных выборов.

Правление «черных полковников» (так называл народ Попандопулоса и его соратников) неожиданно закончилось в 1974-м году, когда генерал Димитрос Ионнидис попробовал свергнуть президента Кипра, тем самым спровоцировав войну между Грецией и ее давним противником – Турцией.

Высшие военные чина не поддержали Ионнидеса, и правительство пало.

В том же году был восстановлен демократический порядок, опальный первый министр Константин Караманлис вернулся в Грецию из французской ссылки и возглавил новое конституционное правительство. С этого времени демократия в Греции крепко стоит на ногах.

Хотите знать, как выглядит флаг Греции? В этом материале вы найдете интересующую информацию.

Государственное устройство.

В 1975-м году была принята новая Конституция Греции, которая действует до сих пор. Она восстановила гражданские права и свободы и ввела должность президента.

В 1986 году
в нее были внесены поправки, в частности, запрещающие президенту страны распускать парламент и увольнять премьер министра. И только в случае неудовлетворительной работы и роспуска двух правительств подряд, президенту дается право на такое решение. Объявить чрезвычайное положение тоже может только парламент.

По этой конституции Греция – президентская парламентская республика. Ее правительство организовано по классическому для западной демократии принципу.

Премьер-министр и его кабинет отвечает за внешнюю и внутреннюю политику. Президент, чья роль скорее показательная, выбирается парламентом на пятилетний срок, и может занимать эту должность максимум два срока.

Своей властью он может объявлять войну и заключать мирные соглашения, вступать в союзы и представлять свою страну в международных организациях.

Члены греческого парламента избираются тайным голосованием на четырехлетний срок, но, в особых случаях, выборы могут быть проведены и до окончания этого срока.

Для предотвращения деления политических партий и сохранения парламентского большинства, в Греции используется комплексная пропорциональная система представления электората. Чтобы получить место в парламенте, партия должна получить не меньше 3% голосов избирателей.

Партийная система

На сегодняшний день в Греции есть две основных политических силы: Всегреческое Социалистическое Движение и партия Новая Демократия.

Есть еще несколько менее крупных партий, таких как Политическая Весна, Фронт Радикальной Левой, Экологическая Альтернатива и множество других.

Среди них встречаются объединения весьма экзотических направлений, например марксистко-ленинского, троцкистского и маоистского характера.

ВСД предлагала курс на выход из состава НАТО, закрытие американских военных баз, национализацию главных отраслей экономики и повышение роли профсоюзов. На момент выборов 1974-го года у ВСД было всего 14 процентов, однако уже в 1977-м партию поддержало 25% избирателей, что сделало ее второй по значимости.

А в 1981-м году эта партия смогла одержать победу в выборах, набрав 48% голосов. Во второй половине восьмидесятых Греция стала переживать серьезный кризис, возросла инфляция, и все это на фоне финансовых разоблачений и скандалов, обвинений в коррупции, поэтому она уступила свое место у власти партии Новая Демократия.

Партия Новая Демократия появилась 4 октября 1974-го года, руководил ей Константинос Караманлис. Она стремилась к сближению с США и вхождению Греции в европейское сообщество.

Новая Демократия выступала за развитие частной предпринимательской инициативы и контроль государством деятельности монополий. Первая серьезная победа этой партии была одержана в 1974-м. Следующий период доверия и успеха пришел только в 1990-м, но ненадолго. Внутри партии произошел раскол, парализовавший работу парламента. Для решения проблемы в 1996-ом году были устроены перевыборы, на которых опять победила ВСД.

Особенное внимание ВСД уделяла снижению инфляции и погашению государственного долга, поскольку именно низкие показатели по этим параметрам были необходимы для вступления Греции в «зону евро.

Политический курс нынешней Греции

В плане внешней политики Греция придерживается принципов соблюдения международного права и проводит миролюбивую политику, рассчитанную на достижение стабильного мира в Средиземноморье.

18 и 25 мая этого года, уже второй раз после выборов 2012-го, значительно поменялся состав правительства. Нынешний премьер Самарас приветствует это обновление, заявляя, что «новый состав правительства – это новый день для страны».

Однако премьер также подчеркивает, что требуется огромная и напряженная работа по сохранению и улучшению достигнутых результатов.

Интересной политической особенностью страны является огромная зарубежная греческая диаспора, составляющая более четырех миллионов человек.

Более двух миллионов греков живет в США, а еще в Австралии (примерно 700 тыс. чел), Новой Зеландии (примерно 5 тыс. чел.)и Канаде (примерно 350 тыс. чел. В Европе (более 500 тыс. чел.). Всемирный Совет Эллинов занимается организацией взаимодействия и совместной работы всех этих греческих общностей всего мира.

Читайте позновательную статью о географическом положении Греции.

Все ли вы знаете об отдыхе в Греции? Тут читайте полную информацию.

А из этой ссылки https://dzadziki.com/guide/corfu/otdyx-na-ostrove-korfu.html можно узнать, что интересного можно посмотреть на Корфу.

Мировая политическая роль Греции

Греция обладает уникальнейшими геополитическими свойствами.

Она расположена на стыке нескольких цивилизаций, является своеобразным центром перемещения грузов и связующим звеном между западом и востоком, севером и югом.

Однако вокруг Греции существуют области конфликтов и нестабильности. Греция – единственная страна в юго-восточной Европе, которая одновременно состоит и в НАТО, и в Евросоюзе.

Поэтому, в силу специфики своего положения, Греция сознательно выбирает для себя путь мирной и открытой внешней политики.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГРЕЦИИ В VIII – V вв. ДО Н.Э. ПОЛИСНОЕ ГОСУДАРСТВО

Достигнутый греками технический и экономический прогресс сказался на социальных отношениях. Спартанцу Аристодему принадлежит крылатая фраза: «Деньги делают человека». Действительно, оболы и драхмы резко ускорили процесс имущественного расслоения. Во-первых, стали покупаться и продаваться сами деньги, т.е. возникло ростовщичество, а за ним и долговое рабство. Не имевший денег должник совершал с кредитором сделку самозаклада. Во-вторых, сделки купли-продажи распространялись и на землю, которую состоятельные люди стали скупать у обедневших сограждан. В-третьих, деньги начинают выступать не только как эквивалент стоимости, но и как мерило социальной ценности человека: место гражданина в обществе определялось в зависимости от его дохода. Знатность и родовитость не имели больше решающего значения. Начался процесс обнищания и разорения рядовых крестьян-общинников, многие из которых превращались в рабов-должников.

Что же касается разбогатевших в ремесле и торговле горожан, то они были богаты, но политически бесправны. Вся полнота власти находилась в руках старинной родовой знати, представители которой заседали в советах, творили суд и толковали законы. Социальное противостояние вызвало широкое народное движение, объединившее под своими лозунгами как городскую и сельскую бедноту, так и зажиточных крестьян, купцов и ремесленников. Все эти незнатные люди назывались в Древней Греции демосом. Беднейшая часть демоса выдвигала лозунги передела земли и отмены долгов. Богатое, но бесправное сословие горожан требовало равенства всех граждан перед законом и передачи власти демосу (демократия означает «власть демоса», от греч. demos и kratos — власть народа). Возглавили демократическое движение выходцы из обедневших аристократических семей. Это были достаточно образованные и предприимчивые политические деятели. Они и стали инициаторами проведения реформ. Одним из них был Солон, назначенный в начале VI в. до н.э. главой афинского полиса, переживавшего в это время затяжной экономический и политический кризис. Солон осуществил разовое сложение долгов и связанный с этим частичный передел земли — крестьянам были возвращены заложенные за долги участки. Навсегда запрещалось долговое рабство для афинских граждан, а проданные в рабство были выкуплены за общественный счет.

Со времени Солона объем политических прав стал зависеть не от знатности, а от размера имущества. Все население Аттики законодатель разделил на четыре имущественных разряда. Первых три имели доступ к государственным должностям. Феты, представители четвертого, самого низкого имущественного разряда, сохранили лишь право участвовать в народном собрании и в суде присяжных. Греки причислили Солона к семи мудрецам. В период острой политической борьбы в отдельных городах произошли перевороты, закончившиеся установлением режима единоличной власти, или тираний (тиран означает «единоличный властитель»). В отличие от наследственной царской власти в странах Ближнего Востока греческие тираны устанавливали власть силой и вершили дела по своему произволу. Желая расширить социальную базу своей власти, они покровительствовали развитию ремесла и торговли, изобразительного искусства и поэзии. Коринф, Афины, Самос и Милет под властью тиранов стали процветающими полисами. В конце концов греки изгнали тиранов, а наиболее жестоких из них казнили.
Сущность полисного государства.
Древнегреческая цивилизация отличалась от соседних ближневосточных цивилизаций тем, что именно в Греции впервые возникло простое товарное производство и утвердились частнособственнические отношения. Этому содействовали раннее развитие торговли и мореплавания, отсутствие в обществе влиятельной жреческой касты, рационально-критический подход греков ко всем явлениям мира. Единого политического образования в Греции не сложилось. Несколько сотен горо- дов-государств, или полисов, имели свою территорию, правительство и ополчение.Такая система мелких государств была вызвана к жизни самой природой Эгейского мира с характерными для него замкнутыми формами ландшафта. Полис занимал территорию какого-либо острова в Эгейском море, небольшой долины или прибрежной линии на Балканском полуострове и на западном побережье Малой Азии (в Ионии). Полисное государство — это небольшая по территории и численности населения община, в которой имело место полное слияние гражданского коллектива с государством. Говоря другими словами, полис — независимое государство, образованное свободными гражданами, владевшими земельными наделами. Переселенцы из других городов не считались гражданами — они не имели права владеть землей на территории данного полиса и права голоса в его народном собрании. Являясь замкнутой социальной единицей, каждый полис стремился к полной политической независимости (автономии) и хозяйственной самостоятельности (автаркии). В юридической сфере автономия означала право управлять своим небольшим государством по собственным законам. Однако ранняя хозяйственная специализация и хорошая обеспеченность региона морскими коммуникациями тесно связали мир греческих полисов в единое целое. Между ними существовали обменно-торговые, дипломатические и культурные связи; в военной области сложилась практика объединения сухопутных армий и морских флотилий. Все это привело к возникновению в Греции единой народности. Об этом свидетельствуют общая для всех греков историческая и мифологическая традиция, единые язык и алфавитное письмо, общегреческие Олимпийские игры. Сложились и однотипные формы быта и хозяйственной жизнедеятельности.

Полис завещал человечеству три великие идеи: демократию, республиканизм и гражданство. Как разновидность государств древности полис опирался на систему демократического самоуправления с правом и обязанностью каждого полноправного гражданина принимать участие в общественных делах. Достижением греческой политической мысли (труды Фукидида, Платона и Аристотеля) и правовой деятельности явилась выработка самого понятия «гражданин», которое предполагало личность, наделенную определенными правами. Наиболее существенным из них было право на свободу и личную независимость. Что касается свободы, то уже в те времена выделяли два ее аспекта: социальный (свободный — раб) и конституционный. Второй аспект предполагал свободу участия в политической жизни и свободу от чьего- либо вмешательства в личную жизнь. Афинского гражданина, например, нельзя было подвергнуть тюремному заключению без судебного приговора. Привлеченный же к суду мог покинуть родной полис до рассмотрения дела. Однако стоило афинянину переехать в другой город, как он становился бесправным метеком. Древнегреческий мыслитель Аристотель (IV в. до н.э.), написавший труд по истории афинского полиса «Афинская полития», считал, что всякий греческий полис имел республиканское устройство. Слово «республика» означало «общее» или «общественное дело». Народ осуществлял свои права в народном собрании — высшем законодательном и избирательном органе полисного государства. При этом впервые был введен принцип прямого народоправства, или прямой демократии: власть принадлежала только тем гражданам, которые явились в совет или народное собрание. Участвуя в обсуждении вопросов и голосуя по ним, граждане сами решали насущные вопросы жизни своего маленького государства. Аристотель выделял как наилучший тот тип демократии, где властвует закон. Равенство перед законом, т.е. когда все должны иметь изначально равные возможности, служит с античных времен важнейшим критерием, отличающим демократию от олигархии и монархии. Однако полисная демократия допускала участие в государственном управлении лишь полноправной части мужского населения. В стороне оставались женщины, свободные иноземцы (в Афинах — метеки) и рабы. По современным понятиям, это была скорее олигархия, а не демократия. Олигархия же в переводе с греческого языка означает «власть немногих», т.е. только части населения полисного государства.
Афинская демократия и спартанская олигархия.
Примером демократического полиса являются Афины (центр области Аттика в Средней Греции), олигархического — Спарта. Афинский полис представлял собой общество и государство, в котором были хорошо развиты ремесло, торговля и товарно-денежные отношения. Большой удельный вес занимал в нем рабский труд, использовавшийся как в производстве и в сфере обслуживания, так и в домашнем хозяйстве. Народное собрание собиралось в Афинах каждые 9 дней. В нем участвовали все полноправные граждане, достигшие двадцатилетнего возраста независимо от их имущественного положения. Любой гражданин имел право поставить на обсуждение какой-либо вопрос или выступить с законопроектом. При выступлении в народном собрании говорить следовало по существу дела, нельзя было повторяться и оскорблять своего оппонента. Текущая политика находилась в ведении выборных должностных лиц — магистратов и рабочего органа народного собрания — Совета 500. Бюрократии, т.е. постоянного штата чиновников, в полисе не существовало. Все должности были выборными, краткосрочными (как правило, годичными), коллегиальными (не менее двух человек, но число членов отдельных коллегий могло достигать и нескольких сотен человек). Должности были оплачиваемыми — пять-шесть оболов в день (для сравнения: дневной заработок ремесленника равнялся трем оболам). Годичный срок полномочий и существовавший в Афинах порядок очередности замещения должностей позволяли привлекать к государственной деятельности почти всех взрослых граждан. По истечении срока полномочий каждый магистрат давал отчет о своей деятельности. При обнаружении нарушений или каких-либо махинаций эксмагистрат привлекался к суду. Если обвинение подтверждалось, он покидал родной полис и удалялся в изгнание.

Чтобы предотвратить появление новых тиранов и сохранить демократический строй, в Афинах был введен так называемый остракизм, или «суд черепков» (от слова «остракон» — глиняный черепок). Раз в год председатель народного собрания обращался к его участникам с вопросом: нет ли в Афинах человека, угрожающего народовластию? Каждый гражданин мог написать на черепке имя любого подозреваемого политика. «Набравший» 5 — 6 тыс. голосов должен был уйти на десять лет в изгнание. В афинском полисе существовала и специальная коллегия для охраны законов, которая наблюдала за их строгим выполнением правительственными органами. Кроме того, любой гражданин имел право выступить с письменным заявлением — «жалобой на противозаконие». Это право охраняло незыблемость основных законов от попыток изменения или ограничения их путем принятия подзаконодательных актов.

Верховное гражданское руководство и командование вооруженными силами Афинского государства осуществляла коллегия десяти стратегов. Афинский суд присяжных — гелиэя — состоял из 6 тыс. человек, которые ежегодно избирались по жребию из числа полноправных граждан не моложе 30 лет. Помимо судебных гелиэя выполняла и некоторые законодательные функции, в частности рассматривала «жалобы на противозаконие». Таким образом, афинская демократия представляла собой хорошо продуманную и тщательно разработанную политическую систему.

Спартанский полис являлся совокупностью пяти сельских поселений, расположенных на Пелопоннесе (области Лакония и Мессения). В нем преобладало сельское хозяйство и были слабо развиты ремесло и товарно-денежные отношения (в ремесле развивались только отрасли, связанные с военным делом). Внешняя торговля фактически находилась под запретом. Тенденция к самоизоляции привела к усилению консервативных тенденций в развитии этого полиса, имевшего в сущности олигархический характер.

Как государственное образование Спарта носила название «Лакедемон». Его возникновение связано с расселением в начале 1-го тыс. до н.э. на юге Балканского полуострова греков-дорийцев. Они подчинили своей власти местное население, обратив его в бесправных илотов. Основной обязанностью илотов стал сельскохозяйственный труд и обеспечение семей спартиатов всей необходимой продукцией. Лишенные политических прав, илоты полностью зависели от своих хозяев, распоряжавшихся не только их имуществом, но и жизнью. Некоторые ученые характеризуют илотию как особую форму государственного рабства. Еще одной социальной группой спартанского полиса были периэки («живущие вокруг»). Они, как и спартиаты, были потомками дорийцев и поэтому служили в спартанской армии, но не имели права голоса в народном собрании. Периэки жили обособленно, своими общинами и занимались ремеслом и торговлей. Главным же занятием полноправных спартиатов являлось военное дело. Они слыли лучшими воинами в пределах всего греческого мира, как славилось во всей Греции и лаконское оружие. Вся система спартанского воспитания была направлена на формирование идеального воина. Это объясняется тем, что полноправных спартиатов было в государстве Лакедемон абсолютное меньшинство. Опасаясь мятежей и восстаний илотов, они ориентировались на постоянную боевую готовность. Суровость спартанского воспитания вошла в поговорку, как стало нарицательным и их требование говорить кратко, лаконично. Самым знаменитым является лаконичное изречение спартанки, провожавшей мужа или сына на войну. Она подавала щит и говорила: «С ним или на нем!».

Государство Лакедемон возглавляли два царя, герусия и коллегия эфоров. Цари входили в совет старейшин, или герусию, члены которой были старше 60 лет, так как спартиаты считали, что только возраст приносит мудрость и опыт. Герусия, члены которой избирались народным собранием пожизненно, руководила всеми делами спартанского полиса — финансовыми, судебными и военными. Фактически политическая власть в Спарте была разделена между герусией и народным собранием. Однако в отличие от афинского это народное собрание проводилось от случая к случаю и не обсуждало вопросов, а только голосовало по ним. Участвовали в голосовании спартиаты, достигшие тридцатилетнего возраста. Исключительное положение занимала в Спарте коллегия пяти надзирателей, или эфоров. Эфоры ведали гражданской юрисдикцией, осуществляли контроль за деятельностью герусии и народного собрания, вели надзор за нравами в обществе.

Афины и Спарта, являвшиеся самыми крупными государственными образованиями в Балканской Греции, стали главными центрами объединения более мелких городов-государств. Вокруг Афин объединялись демократические полисы, а вокруг Спарты — олигархические.

Читайте далее: