Государственное устройство Древней Греции (этапы афинской демократии)
В VIII в. до н.э. произошло объединение племен Аттики (одна из областей Греции) в афинское государство. По преданиям, инициатором этого объединения, великим реформатором был Тесей. Им был создан Совет, получивший управленческие функции, ранее принадлежащие вождям объединившихся племен. В связи с новой общественной организацией возникала необходимость поиска нового пути управления территорией, так как помимо сохранившихся родоплеменных конфликтов появились и новые, связанные с выделением богатой «верхушки» полиса. Прежде всего экономически устойчивой частью населения были коренные афиняне. Их противодействие зависимому населению (иностранцы, феты, рабы) заставляло создавать более жесткую государственную власть. Кроме того, социальное разделение существовало и между афинскими жителями. Благородные носили имена — эвпатриды, а простые земледельцы и ремесленники — геоморы и демиурги соответственно. Постепенно демократия становилась относительной: воля народа выражалась лишь на народном собрании, которое теряло свою значимость с течением времени. К власти же допускались лишь представители благородного сословия — бывшая родоплеменная верхушка.
Уже к VII в. до н.э. во главе государства находились девять человек, избранных эвпатридами, — архонтов. Полномочия архонтов длились один год, они включали военные, судебные, жреческие функции и другие, касающиеся управления государством. К концу VIII в. до н.э. был создан новый орган эвпатридов — ареопаг, им контролировалась деятельность и архонтов, и народного собрания, а также производились судебные разбирательства наиболее значимых для государства дел. Помимо формирования политической власти, в Афинском государстве происходило территориальное деление людей. Теперь это были округа — навкарии. От каждого округа требовалось построить, снарядить военный корабль и предоставить команду для него.
594 г. до н.э. ознаменован началом реформ Солона — одного из самых влиятельных архонтов того периода. Неизбежность реформ состояла в необходимости урегулировать разногласия между различными группировками населения: обедневшие эвпатриды, разбогатевшие торговцы и ремесленники среди простолюдинов вынуждены были принять сисахфию — реформу, отменявшую долговое рабство афинского населения. Впервые население разделялось не по родовому, а по имущественному признаку и наделялось политическими правами в зависимости от «полноты своего кошелька». В новый судебный орган – гелиэя теперь избирали любого гражданина независимо от материального положения. Основной состав этого органа насчитывал порядка 5 тыс. судей, которые кроме основных своих полномочий визировали законопроекты, составленные народным собранием.
Период 560 — 527 гг. до н.э. — установление тирании Писистрата как результат борьбы демоса с аристократией. Развитие военного флота, межгосударственной торговли, а также укрепление мелких землевладельцев с введением системы кредитования окончательно уничтожили родоплемениые пережитки, что закрепилось в 509 г. до н.э. реформами Клисфена. Теперь Афинское государство делилось на 10 фил, и 50 представителей от каждого фила входили в руководящий Совет. Совет решал важнейшие экономические вопросы, вопросы дипломатических отношений с другими государствами, военно-политические вопросы.
К V в. до н.э. Афины становятся во главе союза греческих государств. Их насчитывалось к тому времени порядка 150, созданы они были в основном для формирования единого военного флота: собирались взносы — форос в казну союза. Постепенно страны союза растворялись, превращаясь в крупную афинскую державу. В середине V в. до н.э. проведенные реформы Перикла и Эфиальта способствовали торжеству демократии в Афинах. Теперь за несение государственной службы предлагалось вознаграждение, и у бедных граждан появилась возможность влиять на политику. Была введена новая чиновничья должность — стратеги, основные функции которых касались армии, флота, их финансирования. Народное собрание, собиравшееся 40 раз в год, контролировало деятельность чиновников и стало основным институтом демократической республики афинского государства. Для принятия решений было достаточно 20% голосов полноправных афинян (только мужчины старше 20 лет). Четко вырисовывалось неравенство афинян и метеков-иностранцев, занимающихся торговлей, ремеслом. Рабство закрепилось основательно, и теперь рабы рассматривались лишь как орудия труда, составляя основную производительную силу.
К началу IV в до н.э. противодействие между различными слоями населения усиливалось. Между представителями греческого союза шла ожесточенная борьба за лидерство, что разоряло афинскую казну, приводило в упадок все хозяйство страны. В связи с этим практически беспрепятственно Афины стали одной из провинций в Римской империи, объединенной Александром Македонским
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Читайте также:
II. Государственное устройство империи.
XX съезд КПСС и общественно-политическое развитие CCCP в годы хрущевской оттепели.
А) геополитическое положение Российской Федерации
Административно правовой статус граждан, которым предоставлено политическое убежище либо временное убежище.
Административно-территориальное устройство государства. Автономия.
Административно-территориальное устройство и национальная автономия КНР.
Административно-территориальное устройство России и местное самоуправление XVIII в
Административно-территориальное устройство РФ
Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
Административно-территориальное устройство субъектов РФ.
«Никакая организация не может быть лучше, чем качества людей, составляющих ее» (Платон)
На Крите, по мнению большинства ученых, существовала особая форма царской власти – теократия. Разновидность монархии, при которой светская и духовная власть принадлежат одному и тому же лицу. Вся жизнь царя и его окружения была поднята на уровень религиозного ритуала.
Типом общества, который возник на развалинах микенской бюрократической монархии в 11-9 вв. до н.э., в гомеровский период, была примитивная сельская община (демос), ее политическим и экономическим центром был полис. К жителям соседнего полиса относились как к врагам, которых можно обращать в рабство. На протяжении столетий раздробленность Греции на множество мелких самоуправляющихся округов оставалась отличительной чертой всей политической истории греческих государств.
Тенденция к самоизоляции и замкнутости полисной общины имеет и социально-политические причины. Каждый полис стремился прежде всего к сохранению определенного внутреннего равновесия в своей социальной, политической и экономической жизни. Достигнув известного предела в своей территориальном, демографическом и материальном росте, полис лишь стремился сохранить то, чего они уже достигли, — к самовоспроизводству в неизменном виде. Греки считали, что, только обезопасившись от всяких посторонних влияний, полис может обеспечить себе свою внутреннюю неизменность и стабильность. Отсюда постоянное стремление к политической автономии и хозяйственной самодостаточности.[1]
С третьей стороны, пестрота социально-политических и экономических укладов многочисленнейших полисов создавали широкие возможности приложения личных дарований человека. Ученый, скульптор, поэт, зодчий, не находивший в родном полисе условий для реализации своих замыслов, мог найти применение в другом государстве, пусть самом удаленном. Геродот был изгнан из своего родного города Галикарнасса тираном Лигдамидом, много странствовал, потом жил на острове Самос, позднее перебрался в Афины, где выступал с публичными чтениями отрывков из своей «Истории» (за что удостоился большой денежной награды от афинян), на склоне лет принял участие в основании греческой колонии Фурии на юге Италии (где, полагают, и умер).
Идеал абсолютной самообеспеченности государства всем необходимым для его нормального существования и поддержания независимости, занимает очень важное место в греческой политической теории. Платон в своем трактате «Государство» видел идеальный полис как небольшую общину с ограниченной территорией и немногочисленным населением, отличающимся величайшей умеренностью в своих каждодневных потребностях, не стремившегося к обогащению, поэтому избавленного от необходимости слишком тесного общения с другими полисами. Но это был недостижимый идеал, воплощенный в практическом виде разве что в Спарте.
На вершине общественной лестницы стояла родовая знать – «лучшие» (аристой – отсюда современное слово «аристократия», потомки родовой знати). Реальная власть в общине была сосредоточена в руках наиболее ее влиятельных представителей – басилеев. Во время войны один (или два) басилея избирались на народном собрании на должность военачальника. Если военные функции басилея дополнялись также функциями верховного жреца и главного судьи, такой человек становился царем, то есть фактической главой общины.
Тираны и тирания.
Большое значение в политическом развитии Греции 7-6 вв. до н.э. имела деятельность так называемых тиранов.
Тиранами называли лиц, как правило, знатного происхождения, которые насильственно захватывали власть в полисе, подчиняли своему влиянию органы управления – совет старейшин и магистратуры (в чем были заинтересованы торгово-ремесленные круги). Их политика была направлена против старой родовой аристократии. Они отстраняли от власти и даже изгоняли из полиса знатные роды, поощряли занятия торговлей и ремеслами, благоустраивали города, обеспечивали безопасность торговых путей, что, однако, не было гарантией от проявлений деспотизма или злоупотреблений со стороны тиранов и их окружения.
Ища поддержки низов, тираны оказывались щедрыми заказчиками, привлекая живописцев, скульпторов, архитекторов, обеспечивая их средствами существования и материалом. Так, тираны Мегары сооружают крупнейшие в Элладе водопроводы. В Аргосе, Эгине складываются известные скульптурные школы.
Тираны не удерживались у власти дольше двух-трех поколений. Дети тиранов, получив власть по наследству, поддержки народа уже не имели: знать их ненавидела, а народ к ним был равнодушен.
К концу 6 в. тирания как форма государственного правления была уничтожена почти во всех греческих городах. В целом тирания сыграла важную роль для утверждения полисного строя, в частности, повысила роль в обществе и управлении торгово-ремесленных слоев.
Что на свете самое удивительное? — спросили греческого мудреца. Ответ: «Тиран, доживший до старости».
«Качество» тиранов изменилось в начале 4 в. до н.э. Они могли, опираясь на наемное войско, гораздо легче захватить власть и править, не считаясь ни с кем. В македонскую эпоху в Италии сверженных тиранов распинали на крестах в городских театрах. В Сиракузах, где восстановил демократию Тимолеонт, чтобы наполнить городскую казну, были проданы статуи тиранов, стоявшие на главной площади. Свободы Сиракузам хватило только на двадцать лет – новым тираном стал сын гончара и сам гончар, воин-наемник Агафокл.
Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 5 | Нарушение авторских прав
Государственное и политическое устройство Древней Греции
Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 05:35, курсовая работа
Описание работы
Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе изучения и анализа научной литературы по истории, истории и теории государства и права рассмотреть особенности государственного и правового развития Древней Греции. Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи: — рассмотреть особенности государственного механизма в Древней Греции; — выявить основные полномочия органов государственной власти в Древней Греции; — проанализировать особенности политико-правового режима и административно- территориального устройства; — рассмотреть основные реформы в области государственного управления и законодательства.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ГЛАВА 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГЛАВА 3. ПОЛИТЕЧЕСКИ-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ, АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО, ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЯ
Работа содержит 1 файл
курсовая Государственное и правовое развитие Древней Греции 2.doc
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
ГЛАВА 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
ГЛАВА 3. ПОЛИТЕЧЕСКИ-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ, АДМИНИСТРАТИВНО- ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО, ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Новая более высокая ступень древней цивилизации с присущей ей государственно-правовой организацией человеческой жизни связана с развитием античного общества, сформировавшегося на юге Европы в бассейне Средиземного моря. Своего апогея и наибольшего динамизма античная цивилизация достигает в I тысячелетии до н.э. – в начале I н.э. именно к этому времени относятся впечатляющие успехи греков во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и политико-правовой.
История Древней Греции распадается на пять периодов: ахейский (XX–XII вв. до н.э.); гомеровский, или «Темные века» (XI–IX вв. до н.э.); архаический (VIII–VI вв. до н.э.); классический (V–IV вв. до н.э.); эллинистический (III–II вв. до н.э.).
Ранняя история Древней Греции известна мало, поэтому в данной работе будут рассмотрены те признаки государственности, которые имели место в вышеозначенных периодах, причем наибольшее внимание будет уделяться классическому и эллинистическому периодам как наиболее продуктивным в отношении развития институтов государства и права.
Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе изучения и анализа научной литературы по истории, истории и теории государства и права рассмотреть особенности государственного и правового развития Древней Греции.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
— рассмотреть особенности государственного механизма в Древней Греции;
— выявить основные полномочия органов государственной власти в Древней Греции;
— проанализировать особенности политико-правового режима и административно- территориального устройства;
— рассмотреть основные реформы в области государственного управления и законодательства.
При написании данной работы использовались такие общенаучные методы познания как историко- материалистический, системно –структурный, метод сравнительного анализа и некоторые специфические методы, такие как формально- прагматический и формально-догматический.
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Создание первых протогосударств, а затем и более крупных государственных образований на юге Балканского полуострова и на островах Эгейского моря в III – II тысячелетии до н.э. было результатом завоевания греками-ахейцами автохтонного населения этого региона (пеласгов, минойцев). В ахейский период в результате постоянных войн происходит возвышение отдельных ахейских общин, подчиняющих себе соседние поселения, а внутри них – концентрация политической власти и материальных средств в руках вождя и его рода. Из страны укрепленных поселков Греция превращается в страну мощных крепостей, доминирующих над сельской округой. Возникают протогосударства, ахейские царства, среди которых выделяются Микены, Тиринф, Пилос, Афины, Фивы и Иолк. Каждое ахейское царство представляло собой объединение отдельных сельских общин (дамосов) в одну макрообщину-государство.
Непрерывные войны приводили, с одной стороны, к истощению и уничтожению человеческих и материальных ресурсов Ахейской Греции, а с другой, к обогащению его правящей элиты. Углубляется отчуждение сельских дамосов от государства, которое все более становится орудием личной власти царя. В конечном итоге, могучие цитадели оказываются в окружении враждебного сельского мира, экономически отсталого и социально недифференцированного.
Хочется отметить, что природные условия повлияли на организацию государственной власти в Греции. Горные хребты и заливы, которые рассекали морское побережье, где проживала значительная часть греков, оказались существенным препятствием для политического объединения страны и тем более делали ненужным и невозможным централизованное управление. Таким образом сами естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств –полисов.
Полисный этап истории Древней Греции в зависимости от степени социально-экономического, политического и культурного развития делится на три периода:
1. Гомеровский период, или темные века, или предполисный период (XI— IX вв. до н. э.), — родоплеменные отношения в Греции.
2. Архаический период (VIII—VI вв. до н. э.) — формирование полисного общества и государства. Расселение греков по берегам Средиземного и Черного морей (Великая греческая колонизация).
3. Классический период греческой истории (V—IV вв. до н. э.) — расцвет древнегреческой цивилизации. Греческий полис как суверенное мелкое государство со своей специфической социально-экономической и политической структурой, обеспечивший быстрое развитие производства, формирование гражданского общества, республиканских политических форм и замечательной культуры, исчерпал свои потенциальные возможности и в середине IV в. до н. э. вступил в полосу затяжного кризиса.
Гомеровский период занимает особое место в греческой истории. Социально дифференцированное общество и государство, уже существовавшие в Греции во времена расцвета микенской цивилизации, теперь зарождаются здесь снова, но уже в иных масштабах и формах. На смену централизованному бюрократическому государству микенской эпохи пришла небольшая самоуправляющаяся община свободных земледельцев. Со временем из таких общин выросли первые города-государства, или полисы. Так называемое дорийское завоевание отбросило Грецию на несколько столетий назад. На всей территории Греции снова на долгое время утвердился первобытно-общинный строй.
Объединения родов — так называемые филы и фратрии — составляют основу всей политической и военной организации общины. По филам и фратриям строится общинное ополчение во время похода или сражения. По филам и фратриям народ сходится на собрание, когда нужно обсудить какой-нибудь важный вопрос. Человек, не принадлежавший ни к какой фратрии, стоит вне общества, его не защищает закон.
Формирование полисного строя составляет содержание процесса исторического развития Древней Греции в архаический период VIII-VI вв. до н. э. Изживание родовых и формирование классовых отношений в Греции VIII-VI вв. до н. э. происходило постепенно, в два этапа.
Первый этап (VIII — первая половина VII в. до н. э.) характеризуется существованием сильных пережитков родового строя и господством родовой знати. С середины VII в. до н. э. начинается новый, второй, этап социальной стратификации греческого общества. Усложнение социальной структуры, формирование общественных слоев с разными, противоречивыми интересами порождали напряженность в обществе, которая в ряде полисов перерастала в кровопролитные столкновения, приводила к убийствам, изгнанию, конфискации имущества.
Большое значение в политическом развитии Греции в VII-VI вв. до н. э. оттеснении родовой знати от власти в целом ряде греческих полисов и укреплении положения торгово-ремесленной верхушки имела деятельность так называемых тиранов. Тиранами называли лиц, как правило, довольно знатного происхождения, которые насильственно захватывали власть в тех или иных полисах, подчиняли своему влиянию действующие органы управления (в частности, аристократический совет старейшин и традиционные магистратуры).
Раньше всего во второй половине VII в. до н. э. тирания была установлена в городах Коринфе, Мегарах и Сикионе. В VI в. до н. э. тиранические режимы были установлены в Милете, Афинах, на острове Самое и других островах Эгейского моря, в ряде полисов Южной Италии и Сипилии. Захватившие власть тираны в целом проводили политику, направленную против господства старой родовой аристократии. Они не только отстраняли от власти многие знатные роды, но и конфисковывали их имущество и земли, изгоняли из полиса, освобождали зависимых от них лиц. Тираны поддерживали торгово-ремесленные круги и мелких земледельцев, поощряя занятия ремеслами и торговлей, строили торговые корабли и благоустраивали порты, чеканили монеты и обеспечивали безопасность торговых путей.
Однако тирания в Греции была кратковременным явлением. Пока тираны вели борьбу с господством родовой знати, проводили реформы в пользу широких кругов населения, способствовали экономическому процветанию полисов, их режим находил сторонников. Но вскоре правление тиранов стало приобретать деспотический характер, порождая насилия и злоупотребления как самих тиранов, так и их приближенных. Население перестало их поддерживать, и тираны были изгнаны или погибли в борьбе. К концу VI в. до н. э. тирания как форма государственного правления изжила себя и была уничтожена почти во всех греческих городах. В целом тирания сыграла важную роль в борьбе с господством консервативной родовой знати, она расчистила дорогу для утверждения полисного строя, подготовила условия для укрепления торгово-ремесленных слоев и повышения их роли в обществе и управлении.
По своему политическому устройству, структуре государственных органов греческие полисы V—IV вв. до н. э. делились на два основных типа: полисы с демократическим устройством и полисы с олигархическим правлением. Наличие демократического или олигархического строя в тех или иных полисах не было случайностью, временным стечением обстоятельств, а отражало, как правило, существенные различия в социально-экономических отношениях, сложившихся внутри этих полисов. Полисы с высоким уровнем экономики, интенсивным сельским хозяйством, развитым ремеслом и активной торговлей тяготели к демократическим формам государственного устройства. Демократический строй как бы увенчивал интенсивную экономику, динамичную социальную структуру торгово-ремесленных полисов.
Олигархия, напротив, в большинстве случаев оформляла в политической области консервативную аграрную экономику, архаические общественные отношения.
К VI –V вв. на первый план среди сотен древнегреческих полисов выдвигаются два наиболее крупных и сильных в военном отношении государства-города: Афины и Спарта. Под знаком антагонизма этих двух полисов (демократический строй сформировался в Афинах, а олигархия в Спарте) развертывалась вся последующая история государственности Древней Греции.
Итак, греческая цивилизация вырастала на почве разложения родовых отношений через имущественную и социальную дифференциацию, формирование различных по их роли в производстве социальных групп, через создание органов государственной власти, которые выражали интересы господствующего класса. Вышедшее из родовых отношений раннеклассовое общество и примитивная государственность развивались, через монархические государства с бюрократическим аппаратом и узким слоем аристократии, связанной с двором монарха, создание централизованных государственных хозяйств, обрабатываемых рабами, и жестокой внеэкономической эксплуатацией подавляющей части населения, организованного в родовые общины. Однако эти примитивные монархии с их бюрократией и аристократией были мало связаны с организацией производства, представляли собой паразитические по большей части прослойки и были обречены на гибель. В последствии в Греции возникла новая ячейка — греческий полис, который оказался устойчивой формой исторического существования, поскольку создавал благоприятную среду для становления динамичной экономики, сложной социальной структуры, прогрессивных государственных форм и высокой культуры.
waltersmoke
waltersmoke
Развитие производительных сил, усовершенствование орудий труда и средств производства, усиление эксплуатации рабов приводят к окончательному разложению первобытнообщинного строя на территории Древней Греции. В VIII – VII в. до н.э. растут привилегии родовой знати, появляется долговое рабство. Все больше имущественное расслоение порождает острые социальные и политические противоречия между родовой аристократией и простым народом (демосом), который был наследником рядовых общинников гомеровской эпохи. Демос, особенно городской, начинает активно добиваться своего участия в управлении обществом и ограничения власти родовой аристократы. Именно в этот период начинается зарождение греческой государственности.
На территории Балкан возникает много т. н. городов-полисов, в основном с тираническими формами правления. Тираны – это единоличные правители, выходцы из аристократии, которые примкнули к демосу. Они проводили энергичную политику ограничения прав старой родовой знати, конфисковали часть ее земель, выгоняли или убивали сторонников старых порядков. То есть, тирания была прогрессивной по тем временам формой правления. Правда, тираны проводили непоследовательную политику, чем настраивали демос против себя, поэтому ранние тирании были не долгосрочными. Свергнув власть аристократов, и открыв простор для деятельности демоса, тираны теряли свою власть, становясь ненужными.
После свержения тирании возникают первые формы демократии («demos» – народ, «kratus» – власть), то есть правление свободных коренных жителей всего полиса. В некоторых полисах, где имущественное расслоение было очень ощутимым, возникла олигархия (власть немногих богатых).
Итак, в Греции с распадом первобытнообщинного строя образовалось много небольших государств. Природные условия не способствовали их объединению (непроходимые горы и обрывы усложняли общение между ними). Греческий полис представлял собой город с прилегающими к нему сельскими территориями. Среди греческих городов-государств одними из самых влиятельных были Афины, Спарта, Фивы, Коринф и др.
Социальный уклад Древней Греции хотелось бы показать на примере Афин. Население полиса делилось на две группы – рабы и свободные. Свободные делились на граждан и неграждан (чужестранцы, метеки, вольноотпущенники).
Полноправным гражданином был только тот, чьи родители были афинскими гражданами и находились в законном браке. Право гражданства считалось священным. Дееспособность афинского гражданина наступала в 18 лет, когда их вносили в списки членов дема (территориального округа в Древней Аттике), в котором числился и их отец. За недостойные поступки лишали гражданства. Лишение гражданства означало для лица и его потомков лишение права появляться в публичных местах, служить в армии, быть истцом или ответчиком в суде, у них могли конфисковать имущество. Граждане имели политические, экономические права, могли участвовать в политической жизни полиса. Всей полнотой экономических и политических прав пользовались только граждане-мужчины, женщины-афинянки политических прав не имели.
Метеки – это чужестранцы, которые постоянно проживали в Афинах. Они занимались в основном торговлей, ремеслами, но покупать землю не могли, политических и экономических прав не имели. Брак метека с афинянкой считался незаконным, дети, рожденные от такого брака, гражданства не приобретали. Это были лично свободные люди, которые имели право свободного передвижения, поселения. Метек должен был иметь опекуна среди граждан Афин, представлявшего (преимущественно, за плату) его интересы.
Вольноотпущенники – освобожденные рабы. Их правовое положение было схоже с правовым положением метеков.
Рабы – это основная масса трудового населения. Гражданину Афин считалось позором самому работать. Раба считали живым орудием труда, разумным инструментом. Главным источником рабства был военный плен. Никаких прав раб не имел, он даже не считался человеком. Источниками рабства были: войны с негреческими племенами и варварами, покупка рабов за границей, рождение от родителей-рабов, отдача в рабство за преступления, а до реформ Солона – еще и за долги.
Структура органов власти в Древней Греции была следующей (на примере Афин):
Народное собрание – один из самых важных органов власти. В собрании участвовали только мужчины от 20 лет, граждане Афин. На собрание собиралось около 6 – 8 тыс. человек. Созывались собрания сначала раз в месяц, потом четыре раза в месяц, при надобности созывалось внеочередное собрание.
Буле (Совет пятисот) – это своеобразное правительство страны. Совет предварительно заслушивал и обсуждал все вопросы, которые выносились на обсуждение Народного собрания. Без решения Совета пятисот Народное собрание не могло принять ни одного закона, постановления.
Должностные лица. Их избирали на эти должности в Народном собрании или собрании племен. Избранный на должность не мог отказаться от нее. Должностных лиц выбирали голосованием или жеребьевкой на один год. Все должностные лица проходили специальную проверку, в ходе которой выяснялись их профессиональные способности, нравственность, отсутствие долгов. К должностным лицам относились командир конницы, государственный казначей, заведующий театральными представлениями и др.
Коллегия архонтов. Некоторое время были наивысшими должностными лицами. Сначала архонт был один, потом девять, потом сорок. Их компетенция сводилась к религиозным, культовым функциям, судопроизводству.
Коллегия стратегов. В коллегию входило 10 особ. Сначала они были только военными вождями, а затем стали высшими должностными лицами в государстве. Стратеги имели право судить своих воинов.
Гелиэя (Суд присяжных). Состояла из 6 тыс. человек, мужчин, граждан Афин от 30 лет. В каждой из 10 фил (территориальный округ) было по 600 судей (500 основных, 100 – запасных). Гелиэя контролировала деятельность должностных лиц, могла изменить законопроект, который уже принят Народным собранием. Это был суд высшей инстанции.
Ареопаг. В раннюю эпоху был важнейшим органом Афин, но затем был превращен в судебный, и частично – в религиозный орган. Ареопаг следил за общественной моралью, соблюдением обычаев.
ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Усиление политической власти Афин
Обычный тип греческого государства — polis, государство-город, состоящее из города с его ближайшими окрестностями. Афины, наравне со Спартой, в этом отношении составляли исключение. В рассматриваемую историческую пору Афинское государство не было просто городом, а занимало сравнительно значительную территорию (около 40 кв. миль), обнимавшую всю Аттику и имевшую лишь один центр — Афины. Но некогда и в Аттике существовали отдельные независимые общины, и прошло немало времени, прежде чем совершилось полное объединение или слияние их — так называемый синойкизм — в одно целое. Например, Элевсин, несомненно, долго был отдельным, самостоятельным государством. Предания сохранили явные указания на то, что он и Афины были когда-то двумя враждебными сторонами. На былую самостоятельность Элевсина указывает и то обстоятельство, что он пользовался правом чеканить монету. Некоторые общины, вошедшие в состав Афинского государства, когда-то были, по-видимому, в особенно враждебных между собою отношениях, а некоторые — наоборот, в особенно тесных, союзнических. Так, жители Паллены и Гагна даже впоследствии не заключали браков между собою. С другой стороны, особенно тесная связь существовала между общинами так называемых «Четырех городов», к числу которых относился и Марафон; то же можно сказать и о «Четырех деревнях» (в их числе был Пирей и Фалер). Все это, очевидно, отголоски далекого прошлого.
По преданию, при Кекропе Аттика делилась на 12 «городов», т.е. областных государств. Объединение же Аттики, ее синойкизм были будто бы делом Иона или Тезея, как гласит более распространенная традиция. Тезей, по словам Фукидида, упразднил советы и власти в отдельных городах и учредил для всей Аттики один совет (булевтерий) и один пританей — в Афинах. Впоследствии предание представляло это объединение Аттики совершенным мирно, путем убеждения. Но в действительности оно было результатом довольно долгого и, вероятно, тяжелого процесса. Объединение исходило из «равнины», составлявшей естественное средоточие страны. Тут, на берегу Кефиса, неподалеку от морского берега, на скалистом холме, господствуя над окрестностями, расположена была крепость или кремль, акрополь, где еще в микенскую эпоху находился царский дворец.
Афиняне с некоторым правом смотрели на себя, как на автохтонов. Лежавшая в углу, далеко не плодородная Аттика не служила приманкой для завоевателя и во времена исторические не подверглась завоеванию. Даже в эпоху племенных передвижений, когда доряне вторгались в Пелопоннес, она не испытала потрясений и участи большей части остальной Греции. Буря ее миновала, и вместо того, чтобы сделаться добычей завоевателя, Аттика служит еще убежищем и приютом для других. По преданию, сюда являются беглецы из Беотии, Пилоса и т.д. Это не были покорители; это был лишь прилив свежих, энергических сил, и многие знаменитые афиняне вели свой род от выходцев, нашедших убежище в Аттике. Таким образом в Аттике мы не видим той племенной розни, которая существовала во многих областях Эллады. Здесь нет двух резко отделенных друг от друга классов — победителей и побежденного, порабощенного народа. «Предки наши», мог с гордостью сказать впоследствии афинянин, «всегда отличались справедливостью в отношении к людям, ибо они не были смесью с другими племенами или пришельцами; из всех эллинов они одни — автохтоны; та земля, в которой они родились, была их кормилицею и любили они ее, как любят отца и мать». И это обстоятельство в будущем, конечно, могло способствовать достижению равноправия и развитию более демократических форм в Афинах.
Но все-таки вражды и борьбы между различными социальными элементами не избегла и Аттика. В древней истории Афин пред нами, несмотря на отмеченные черты, все же в сущности явления, аналогичные тем, которые мы видим в большей части остальной Греции. Историческая жизнь Аттики прошла через те же стадии развития, что и в большинстве других греческих государств VIII — VI вв. И в Афинах некогда существовала царская власть, которая потом исчезает; и тут, прежде чем упрочилась демократия, властвовала аристократия евпатридов и между нею и низшими классами, демосом, происходила борьба.
В социальном отношении, по знатности происхождения и своим занятиям, население Аттики делилось на три сословия — на евпатридов, благородных, георгов или геоморов, иначе агройков, земледельцев, и демиургов, ремесленников. Евпатриды сосредоточивали в своих руках крупную земельную собственность, политическое влияние и затем власть. В старину, а нередко и впоследствии, они жили обыкновенно вне города, и в Аттике немало было поселений, называвшихся по имени знатных родов, которые, очевидно, происходили из той местности и там имели местопребывание. Георги или геоморы были преимущественно средними и мелкими земледельцами, а демиурги, число которых должно было увеличиваться лишь по мере торгового и промышленного развития Аттики, занимались ремеслом и торговлей. Такое деление на сословия приписывалось в древности Тезею. Плутарх передает, будто Тезей, производя синойкизм и желая еще больше увеличить город, созвал всех «на равных правах», но чтобы эта «демократия» не была беспорядочной, смешанной толпой, он первый разделил ее на упомянутые три сословия: евпатридам он предоставил ведать религиозные дела, занимать должности, быть истолкователями законов божеских и человеческих; они выдавались почетом, геоморы — полезностью, демиурги — численностью. Конечно, в ту отдаленную эпоху, при слабом развитии торговли и ремесел, едва ли демиурги могли выдаваться численностью, как говорит Плутарх; да и самое деление на сословия было, по всей вероятности, результатом не законодательного акта одного какого-либо лица, а самой жизни: сословия эти, так сказать, бытовали в Аттике.
Но рядом с делением на сословия или классы в Аттике существовало еще деление родовое — на филы или колена, фратрии и роды. Там было четыре филы — Гелеонты, Аргады, Эгикореи и Гоплиты, — из которых каждая состояла из трех фратрий, а фратрия — из известного числа родов.
Относительно этого деления возникает целый ряд вопросов: что древнее — фила, фратрия или род? обнимало ли это деление всех граждан Аттики или только знатных евпатридов? имели ли филы территориальный характер или же скорее племенной, кастовый, соответственно занятиям жителей? возникли ли они в Аттике или принесены извне? в каком отношении находится это деление к сословному — на евпатридов, геоморов и демиургов? и т.д. По этим вопросам существует обширная литература, но некоторые из них все еще не вполне разрешены. Мы здесь не будем вдаваться в специальные подробности; скажем только, что в состав фил, по-видимому, входили все граждане; деление на три сословия не имело отношения к делению на филы и фратрии; знатные фамилии находились в каждой из фил; последние были в сущности равноправны, хотя на первом месте обыкновенно называют филу Гелеонтов; филы имели до некоторой степени и территориальный характер; это можно заключить из того, что впоследствии каждая фила разделена была на 3 триттии и на 12 навкрарий, а навкрарии были единицы территориальные.
Членов рода связывало происхождение от одного — действительного или мнимого — предка. Нередко род и назывался по имени того лица, от которого он вел себя (например, Алкмеониды — от Алкмеона). Члены рода находились между собою в тесной правовой и религиозной связи, имели некоторые общие права и обязанности, общий культ, свои святилища, своих жрецов, свои праздники, свои кладбища. В древности они должны были защищать друг друга, мстить убийце, если кто-либо из членов рода погибал от руки его; в случае отсутствия прямых наследников наследовали имущество умершего. Во главе рода стоял особый так называемый «архонт рода», по всей вероятности ежегодно сменявшийся. Членов фратрии связывал тоже общий культ. Во фратрии велись списки законных детей; она наследовала имущество последнего в роде и тому подобное. Во главе фил стояли «цари фил» (phylobasileis); еще в IV в., во времена Аристотеля, они совместно с архонтом-басилевсом производили суд в пританее. В строе государства и в тогдашней политической жизни, особенно в эпоху аристократии, филы имели немалое значение, служа основою для организации управления, войска и прочее. В них, конечно, сильно преобладали аристократические элементы и стремления.