Площадь микеланджело рим
Площадь Капитолия в Риме – тайный смысл проекта Микеланджело
Сентябрь 27, 2018
На Капитолийском холме находится один из наиболее значимых архитектурных памятников Вечного города, дошедший до наших дней со времен средневековья практически в неизменном виде. Площадь Капитолия в Риме была спроектирована в XVI веке Микеланджело Буонарроти, однако свой окончательный вид, задуманный гениальным мастером, она приняла только в 1940 году.
От самого основания Рима храмы, возведенные на Капитолийском холме, лелеяли его святость, а сам холм являлся символом и средоточием мощи римской цивилизации. В республиканскую эпоху развернулось настоящее соперничество между наиболее богатыми семьями за господство над этим местом посредством строительства важнейших общественных зданий. На протяжении столетий архитектурная история Капитолия тесно переплетена с историей различных государственных учреждений, откуда римские сенаторы и консулы управляли городом и миром.
fpm_start( "true" );
В основу разработанной концепции архитектор заложил оригинальную трапециевидную форму новой Капитолийской площади. Для этого потребовалось построить напротив Дворца Консерваторов еще одно здание, так и названное – Новый Дворец, которое закрыло собой базилику Санта Мария ин Арачели, мешавшую визуальному восприятию замысла Микеланджело. Оба здания, расположенные под небольшим углом относительно друг друга, создали расширяющуюся перспективу, фокусировавшую внимание на Дворце Сенаторов для всех, кто поднимался на Капитолийский холм по центральной лестнице.
Даже тот, кто никогда не ступал на площадь Капитолия в Риме, но хотя бы раз держал в руках горсть мелких европейских монет, наверняка видел этот орнаментальный рисунок, растиражированный на 50-ти центах чеканки 2002 года.Версия, объясняющая начертанный Микеланджело проект оформления брусчатки Капитолийской площади, впервые была предложена венгерским историком и экспертом жизни художника Шарлем де Толнеем (Sharles de Tolnay). Именно она получила дальнейшее развитие в работах американского историка по архитектуре эпохи Возрождения Джеймса Акермана. Искусствоведы отмечали, что идея рисунка площади связана, очевидно, с Овальным камнем – одним из важнейших религиозных символов всех древних восточных цивилизаций. Он использовался для обозначения Центра мироздания.
Это интересно!
Omphalos – резной камень овальной формы, найденный при археологических раскопках храма Аполлона древнегреческого города Дельфы на склонах горы Парнас. Храм Аполлона являлся наиболее значимым в языческой культуре, а его святилище – Omphalos считался центром Мира, пупом Земли.
Изображения таких овальных камней, иссеченных ромбическим орнаментом, часто встречаются на древнеримских монетах. Также они были обнаружены и на фресках в Помпеях. На Римских форумах, возле Арки Септимия Севера и Храма Конкордии, когда-то находился римский эквивалент греческого Omphalos – Umbilicus Urbis Romae, то есть Пуп Города Рима. Частично сохранившийся артефакт, возведенный в республиканскую эпоху и сложенный из камня, покрытого белым мрамором, и сегодня можно видеть на своем прежнем месте.
Микеланджело стремился показать неразрывную связь этрусской культуры с древним Римом. Однако установка в центре Капитолийской площади овального камня, такого как в Дельфах, была невозможна – христианская церковь не допускала размещения любых языческих символов. Архитектор разработал зашифрованную в рисунке модель каменного Omphalos. Идея его интригующего дизайна заключалась в том, что город должен снова стать Umbilicus Caput Mundi, «Пупом Центра Мира».
В своем проекте художник вписал в овал ромбический орнамент, который расходился от центра 12-ти лучевой звезды. В Вавилонской астрологии зодиакальный пояс делился на двенадцать равных частей, называемых знаками. Каждому из них приписывались определенные метафизические свойства и были присвоены названия созвездий, расположенных вдоль эклиптики. Таким образом, по замыслу Микеланджело площадь Капитолия в Риме находилась, как бы, в центре созвездий, показывая, что центр Мира находится именно здесь. Сама структура геометрического рисунка гениального художника вызывала оптический обман выпуклой поверхности площади, давая ощущение огромной сферы.
В Древнем Риме на площади Капитолия собирался сенат и находилось здание государственного архива — Табулария.
В V веке до н.э тут был построен Капитолийский храм в честь трех главных древнеримских богов: Юпитера, Юноны Монеты и Минервы. Некоторые из этих сооружений были сожжены и разграблены, другие — перестраивались и изменяли свое первоначальное назначение. В итоге площадь обветшала и настолько пришла в упадок, что в V столетии н.э. вокруг неё пасли коз.
Новое дыхание Капитолийский холм получил в 1536 году благодаря приезду испанского короля Карла V в Рим. Папе Павлу III, как хозяину города, попросту стало стыдно за такое плачевное состояние Капитолия. Работу над проектом решили поручить Микеланжело Буонаротти (Michelangelo Buonarroti), самому известному в то время придворному художнику и архитектору. Увы, он успел воплотить лишь малую часть задуманного. После смерти Микеланджело, реставрацией занялись его ученики. Окончательный вид, сохранившийся до нашего времени, площадь приобрела только в 1654 году.
Построенный в 1 веке до н.э., Дворец Сенаторов служил архивом, но долго пустовал в средневековье, постепенно разрушаясь. Вторая жизнь дворца началась во время реконструкции всей площади. Сейчас здесь находится городская мэрия, поэтому большая часть помещений закрыта для посещения. Попасть можно только в Лапидарий, музей, посвященный надписям на каменных плитах, рассказывающих о жизни и политике в Древнем Риме, и древние подземные коридоры Табулария.
Дворец Консерваторов (Palazzo dei Conservatori)
Возведенное в XV веке здание Дворца Консерваторов служило залом заседаний сенаторов и судей, называемых консерватори, что и дало ему такое название. Сейчас в нём находится музей мраморных бюстов эпохи Древнего Рима, фрески и Пинакотека, в которой выставлены полотна Рубенса, Веласкеса и Караваджо.
Отдельный зал посвящен знаменитой Капитолийской волчице, ставшей символом Рима.
В зале Кастеллани выставлены этрусские и греческие артефакты, а в Капитолийском музее монет — коллекции монет и ювелирных украшений.
Палаццо Нуово (Palazzo Nuovo)
Как можно понять по названию Палаццо Нуово – это самое новое сооружение во всем архитектурном ансамбле. Возведенный в XVII веке, он стал копией Дворца Консерваторов и изначально должен был стать музеем. В длинных галереях и атриуме можно посмотреть античные греческие и римские скульптуры.
Три вышеперечисленных дворца входят в состав Капитолийского музея. Экспозиции имеют одинаковое часы работы и доступны для посещения по единому билету.
- Время работы: со вторника по воскресенье с 9:00 до 20:00.
- Цена билета: комплексный билет — 15 евро, льготный — 13 евро.
Базилика Санта-Мария-ин-Арачели (Santa Maria in Aracoeli)
Базилика Санта-Мария-ин-Арачели построена на месте языческого храма Юноны Монеты. Изначально базилика была греческим монастырем, а потом принадлежала к разнообразным монашеским орденам — бенедиктийцам и францисканцам, которые достроили и освятили ее в 1921 году. Стоит обратить внимание на резной деревянный потолок, икону Богоматери XIII века на алтаре базилика, и скульптуру младенца Иисуса, обладающую чудотворными свойствами.
- Время работы: ежедневно с 9:00 до 17:30.
- Цена билета: бесплатно.
Интересные факты
Статую Марка Аврелия чудом удалось спасти во время христианской борьбы с язычеством, да и то только потому, что лицо Марка Аврелия оказалось похожим на лицо Константина. Сам постамент статуи сделан из колонны храма Кастора и Поллукса. Венеру Капитолийскую в Новом Дворце тоже чуть не постигла печальная участь, если бы ее не укрыли от расправы жители Рима. Увидела освобожденная статуя свет только в XVII веке.
На территории храма Юноны Монеты когда-то чеканили серебро. Выпустив новую денежную единицу, на ней изобразили богиню Монету, после чего и разошлось по всему миру название металлических денег «монета».
По легенде, статуя Капитолийской волчицы была отлита еще этрусками в V веке до н.э., но, начав ее реставрировать в 2010 году, специалисты пришли к выводу, что она не могла быть произведена в это время, а только в эпоху средневековья.
Капитолийская площадь
Капитолийская площадь (итал. Piazza del Campidoglio) — архитектурный ансамбль на Капитолийском холме, одном из семи холмов, на которых возник Рим. Площадь интересна лестницей Кордоната, репликой конной статуи императора Марка Аврелия и тремя великолепными дворцами, в которых выставлены экспозиции Капитолийского музея.
содержание: |
история и описание |
достопримечательности |
полезные ссылки |
адрес |
на карте Рима |
В исторических документах сказано, что в 1536 году, во время торжественного шествия, организованного в честь визита Карла V, папе Павлу III попросту стало стыдно за состояние, в котором пребывает некогда величественный Капитолийский холм. Во времена Древнего Рима здесь проходили заседания сената и народные собрания, находился Храм Юпитера, а также ряд важных религиозных и светских сооружений. После падения Римской империи (V век нашей эры), часть Капитолийского холма настолько пришла в упадок, что его стали называть «Козьим» (место использовалось для выгула коз). Справедливости ради нужно отметить, что будущая территория Капитолийской площади выглядела лучше, нежели весь холм в целом, так как здесь находились руины Табулария, обветшалый Дворец Сенаторов X века и относительно современный Палаццо Консерватори XV века.
В том же 1536 году (после визита Карла V) воплощать желание Павла III по созданию нового облика площади было поручено Микеланджело Буонарроти. Один из лучших мастеров эпохи Возрождения составил подробный план реконструкции уже существующих зданий, создал проект строительства Палаццо Нуово и разработал дизайн обновлённой Капитолийской площади.
Работа продвигалась крайне медленно, и на момент смерти Микеланджело в 1564 году не было завершено даже половины запланированного. Продолжил дело его ученик Джакомо Делла Порта, а затем уже ученик Джакомо — Джироламо Райнальди вместе со своим сыном Карлом Райнальди. Окончательно Капитолийская площадь была готова только в 1654 году, когда завершили строительство Палаццо Нуово.
Трапециевидная форма площади
Согласно плану Микеланджело Буонарроти, площадь приняла трапециевидную форму, ограниченную с трёх сторон дворцовыми зданиями. Центральное место отводилось Дворцу Сенаторов. Колонны протяжённостью в два яруса, установлены по всему периметру фасада дворца. Цокольный этаж украшен пилястрами, между которыми размещены по два наличника. Возвышающаяся над зданием колокольня стала центральной вертикальной осью всей Капитолийской площади. Венчает колокольню фигура Минервы, богини мудрости. Ещё одна её статуя находится у лестницы — скульптура «Ликующий Рим», изображает Минерву, держащую шар, символ господства Рима. По обе стороны лестницы расположены статуи, которые символизируют великие реки Нил и Тибр.
Достопримечательности Капитолийской площади
С правой стороны площадь обрамляет Палаццо Консерватори, а с левой — Палаццо Нуово, который был спроектирован, как зеркальная проекция Палаццо Консерватори. Их объединяют открытые галереи первого этажа и мощные пилястры верхнего уровня. Вдоль крыши по периметру установлены балюстрады с копиями античных мраморных статуй.
Палаццо Консерватори и Палаццо Нуово размещены под косыми углами по отношению к занимающему главенствующее место Дворцу Сенаторов. Этот приём позволил визуально исправить размеры площади, расширив пространство, воспринимающееся прямоугольником. Декоративные лепестки динамичного узора в форме овала, вписаны в прямоугольник и в перспективе при сокращении дают впечатление окружности.
подсказка: если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений. Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.
В 1734 году в истории Капитолийской площади произошло важнейшее событие. Палаццо Консерватори, Палаццо Нуово, Дворец Сенаторов, а также находящийся по соседству Палаццо Кафарелли-Клементино были выбраны в качестве выставочных залов для созданного папой Климентом XII Капитолийского музея, первого публичного музея в Риме.
В центре площади, закрепляя всю композицию Капитолийского ансамбля, установлен пьедестал овальной формы, репликой конной скульптурой императора Марка Аврелия. Оригинал находится в отдельном зале Палаццо Консерватори. Ещё одной важнейшей достопримечательностью площади является великолепная лестница Кордоната, также спроектированная великим Микеланджело Буонарроти. Параллельно ей расположена более старая лестница Арачели (сооружена в 1348 году в благодарность за избавление Рима от эпидемии чумы. По другой версии её построили к юбилею Рима в 1350. Насчитывает 124 мраморных ступеней).
В настоящее время Капитолийская площадь является одной из самых гармоничных и целостных римских площадей. Спроектировав её, Микеланджело продемонстрировал необычайно глубокое проникновение в оптические законы человеческого восприятия.
Как понять Рим и получить от него удовольствие — групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями — 3 часа, 31 евро
Колизей и Древний Рим — погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм — 3 часа, 38 евро
Кулинарная прогулка — история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов — 5 часов, 45 евро
Площадь Капитолия
Капитолийский холм всегда был известен, как сосредоточие городской жизни. И площадь Капитолия (Piazza del Campidoglio) на вершине этого холма еще в незапамятные времена стала одним из символов римской цивилизации. Здесь поклонялись богам, принимали судьбоносные решения, хранили важные документы. Это место, в котором переплелись разные эпохи Вечного города. А начиная с 16-го века оно известно еще и как одно из самых масштабных и красивых творений архитектурного гения Микеланджело.
Площадь Капитолия (Piazza del Campidoglio) в Риме, Италия
История
Во времена Древнего Рима на центральном Капитолийском холме, где впоследствии появилась площадь, стояло святилище сабинян. Его перенесли сюда с холма Квиринал, когда сабиняне захватили эту часть города. Позже, примерно в 5 веке до нашей эры, на этом месте построили храм Капитолий, посвященный тройке главных римских богов. Также здесь заседал Сенат, проводились народные собрания, а в Табуларии хранились важные указы.
Вид на Капитолийский холм в архаический период, рисунок из Музея Капитолия
Шли года, эти здания много раз перестраивались, но примерно к 5 столетию нашей эры они стали окончательно заброшены, а сам холм пришел в запустение. В это время на нем пасли коз. В 12 веке земля перешла в собственность богатой семьи Корси, которая построила здесь родовой замок (впоследствии дворец Сенаторов). Через три столетия рядом с ним вырос дворец Консерваторов. Но настоящий расцвет Капитолия начался только в 1536 году.
Капитолий и храм Юпитера в эпоху Римской республики
Считается, что идея благоустроить вершину холма принадлежит папе Павлу III. Он предложил уже очень известному к тому времени Микеланджело Буонаротти создать проект архитектурного ансамбля, который включал бы правительственное здание и мог бы стать украшением Рима. Мастер взялся за дело, посвятив ему весь остаток своей жизни.
Вид на площадь Капитолия, гравюра французского художника Этьена дю Пейрака, 1569 год
Однако увидеть воплощение грандиозного замысла архитектору не удалось — строительство было завершено лишь в 1654 году. Работу продолжили ученики Микеланджело. Вначале проектом руководил Джакомо делла Порта, а вслед за ним в дело вступил его преемник Джироламо Райнальди. Однако некоторые детали, задуманные еще в 16 веке, стало возможно осуществить лишь в начале 20-го столетия.
Площадь Капитолия и Кордоната, Джованни Антонио Каналь (Giovanni Antonio Canal), известный также под именем Каналетто, 1768 год
Как добраться до площади Капитолия
В настоящее время холм Капитолий — территория 10-го района Кампителли (Campitelli). Это один из центральных районов, куда несложно добраться самостоятельно на метро или другом транспорте из любой точки Рима.
Как добраться от ж/д вокзала Термини:
Точный адрес: Piazza del Campidoglio, 00186 Roma RM, Италия.
Метро:по синей ветке В ехать от Termini до станции Colosseo 2 минуты.
Пешком:от Colosseo пройти около 1,1 километра.
Автобус:маршрутами №170 или Н ехать до остановки Teatro Marcello около 10 минут.
Пешком:пройти 200 метров.
Пешком:через Via Cavour расстояние около 2,2 километра.
Рядом есть остановки автобусов № 30, 51, С3, 81, 85, 118, 160, 628 и других.
Площадь Капитолия на карте
Что посмотреть
Если взглянуть на площадь Капитолия с высоты, сразу обращает на себя внимание удивительный геометрический узор, в центре которого возвышается статуя Марка Аврелия. Этот орнамент был частью замысла Микеланджело, хотя воплотить его удалось лишь через много лет после смерти автора.
Бросается в глаза и еще одна особенность — архитектурный ансамбль площади создает интересный оптический эффект. Два симметричных здания по обеим сторонам ведущей на холм лестницы словно открывают вид на центральный дворец Сенаторов. Эти здания не совсем параллельны друг другу, они стоят в форме трапеции, и такое расположение было намеренным — Микеланджело хотел получить эффект перспективы.
Панорамное фото Капитолийской площади
Интересно: дворец Нуово (в переводе «Новый») был построен специально для того, чтобы скрыть выбивавшуюся из ансамбля базилику Санта-Мария-ин-Арачели. Микеланджело сделал его копией стоящего напротив дворца Консерваторов.
Базилика Санта-Мария-ин-Арачели, расположенная за Палаццо Нуово слева от площади
Исторические здания Капитолийской площади:
- Дворец Сенаторов — первоначально это здание было древнеримским архивом или Табуларием, построенным еще в 1 веке. Будучи уже полуразрушенным, в 10 столетии оно перенесло реконструкцию, а в 1605 году приобрело почти современный вид. Во время перестройки вершины холма сюда добавили башню в стиле ренессанса и красивую лестницу с фонтаном «Ликующий Рим». Сегодня Palazzo Senatorio опять служит правительственным зданием, в нем расположена городская мэрия.
Величественный ренессансный Дворец Сенаторов, служащий резиденцией мэра Рима и закрытый для туристов
- Дворец Консерваторов — изысканный палаццо 15-го века, который также был перестроен в рамках проекта Микеланджело. Под надзором ученика мастера фасад приобрел величественные колонны и портики, несколько мраморных скульптур. Внутри Palazzo dei Conservatori находится музей, и он знаменит двумя экспонатами: Капитолийской волчицей, которая давно считается символом Рима, и оригиналом статуи Марка Аврелия (ее копия украшает площадь).
Фасад Дворца Консерваторов, здание которого было построено на вершине храма 6 века до нашей эры, посвященного Юпитеру
- Палаццо Нуово — микеланджеловский «новострой», который мастер спроектировал специально для того, чтобы уравновесить дворец Консерваторов и создать завершенный архитектурный ансамбль. Фасады Palazzo Nuovo и Palazzo dei Conservatori совершенно идентичны. С самого начала здание было задумано в качестве музея, такую же функцию оно выполняет и сегодня.
Палаццо Нуово, или «новый дворец», был построен в 1603 году, закончен в 1654 году и открыт для публики в 1734 году
- Базилика Санта-Мария-ин-Арачели — эта древняя церковь стоит в том самом месте на вершине холма Капитолия, где когда-то было древнеримское святилище Юноны Монеты. Между прочим, именно здесь жили те самые гуси, что по легенде спасли Рим. В 6 веке на развалинах святилища христиане основали аббатство и церковь Санта-Мария-ин-Капитолио, а в 9 веке здесь поселились монахи-бенедиктинцы. Современный романо-готический вид Santa Maria in Aracoeli приобрела во время перестройки в 13 столетии. Позже у входа в храм появилась длинная величественная лестница — она состоит 124-х ступеней и посвящена такому событию, как избавление от чумы.
Базилика Санта-Мария-ин-Арачели, основанная в 13 веке как монастырская церковь и посвященная Пресвятой Деве Марии
Есть в этом месте и еще одна лестница, которую нельзя пропустить — знаменитая Кордоната (Cordonata) ведет на саму площадь Капитолия по склону холма. Она представляет собой удобный для подъема ступенчатый пандус с каменными львами и скульптурами двух братьев-героев: Кастора и Поллукса. Эти античные статуи, установленные на самом верху лестницы, изначально принадлежали театру Помпея.
Монументальная лестница Кордоната, ширина которой рассчитана так, чтобы всадники могли взобраться на холм, не спешиваясь
Интересно: все три дворца — Сенаторов, Консерваторов и Нуово — объединены под общим названием Музей Капитолия. У них одинаковый график работы, а для визита действует единый билет.
Интересные факты
- Изначально в проекте Микеланджело не была предусмотрена установка статуи Марка Аврелия в центре площади. Архитектор хотел ограничиться концентрическим рисунком, который перекликается с символом «Центра мира» в этрусской культуре. Считается, что на установке статуи настоял папа Павел III, ведь он не мог допустить, чтобы в самом сердце Рима появился языческий символ.
- До сих пор неизвестно, кто был автором скульптуры Марка Аврелия, однако сама она датируется 2 веком. Интересно, что одно время статуя была под угрозой уничтожения, но избежать этого помогла ошибка: Аврелия приняли за императора Константина Великого, весьма почитаемого у римлян-христиан.
Конная статуя из бронзы императора Марка Аврелия, установленная посередине площади к неудовольствию великого Микеланджело
- Святилище Юноны во время Древнего Рима одновременно работало и как монетный двор. Здесь чеканили деньги с изображением богини. Собственно, от ее имени и произошло общепринятое слово «монета».
Богиня Юнона, римская монета с ее изображением, храм предостерегающей богини и монетный двор Рима
- Долгое время бытовало предание, что статуя Капитолийской волчицы появилась за много лет до нашей эры, и ее создал неизвестный этрусский мастер. Однако в результате современных исследований оказалось, что на самом деле она появилась примерно в 10 веке.
Бронзовая скульптура волчицы в натуральную величину, вскармливающей двух младенцев — Ромула и Рема, легендарных братьев-близнецов — основателей Рима
Виртуальная экскурсия по площади Капитолия
По задумке Микеланджело площадь Капитолия была перестроена так, чтобы ориентироваться на Собор Святого Петра, и в то же время открывать потрясающие виды на другие знаменитые места. Сегодня с нее можно полюбоваться Римским форумом, Палантином, а также Колизеем и другими памятниками Древнего Рима. Неудивительно, что туристы часто приходят сюда в первый день поездки, чтобы именно из этой точки начать знакомство с Вечным городом.
Визитная карточка
Адрес
Piazza del Campidoglio, 00186 Roma RM, Италия
Рим: смотрим Микеланджело
Рим неисчерпаем. Сколько ни приезжай — он подарит открытия, и в этом смысле он вечный город. Великий художник не много сделал для итальянской столицы, но это немногое — в ее сердце
Пьяцца дель Кампидольо, Рим. Фото: Alamy/TASS
Для Микеланджело Рим не был родным и любимым городом, хотя он долго работал в нем. Там же и умер, но ревнивые флорентийцы отвезли его тело и славу к себе. И если учитывать, что Ватикан — отдельное государство, то великий художник не так и много сделал для итальянской столицы.
Правда, это немногое — сердце города, главная городская площадь Пьяцца дель Кампидольо, прекраснейший ансамбль, выросший на месте разрозненных строений и фрагментов древнеримских сооружений. Точнее, рос он еще много лет после смерти автора проекта. Чтобы представить себе, каким это место было в 1536 году, когда папа Павел III Фарнезе заказал Микеланджело благоустройство площади на Капитолийском холме, стоит заглянуть за ренессансный фасад центрального здания — палаццо Сенаторио. Там видны остатки госархива — Табулария постройки 78 года до н. э., и две средневековые башни. Рассматривать фасад палаццо и стоящих под косым углом к нему двух других дворцов — палаццо деи Консерватори и палаццо Нуово — можно бесконечно. Колоссальный ордер — два ряда близко стоящих пилястр — превращает здания в скульптуру. Причем у каждой из кажущихся одинаковыми пилястр есть свои особенности. Вообще, Пьяцца дель Кампидольо с ее трапециевидной формой и мощением с геометрическим узором и ведущей к ней лестницей — набор продуманных оптических эффектов, вызывающих глубокое пространственное переживание. Идеальный пример того, что величественное не значит огромное и может быть изысканно красивым, а символ власти — в этом случае копия древнеримской статуи Марка Аврелия — изящным.
Христос с крестом. Церковь Санта-мария сопра Минерва. Фото: Alamy/TASS
Риме находится всего три скульптурных произведения Микеланджело: великое, подпорченное помощником и малоизвестное. Великое — это гробница папы Юлия II c фигурой Моисея в центре в церкви Сан-Пьетро ин Винколи. О многолетней истории создания этого шедевра, когда на протяжении десятилетий скульптор выкачивал из заказчиков — сначала папы, а потом его наследников — огромные деньги и покупал на них недвижимость, написано много. Заменить чтение может просмотр «Греха» Андрея Кончаловского, посвятившего этому сюжету значительную часть фильма.
Первоначальный замысел 1505 года грандиозной мраморной гробницы с 40 статуями выше человеческого роста через 40 лет завершился композицией с семью статуями. Из них четыре с разной степенью достоверности принадлежат Микеланджело. Моисей, Рахиль и Лия никогда не вызывали сомнений. В последнее время исследователи находят, что и мраморный саркофаг с фигурой папы — тоже его. Остальные фигуры сделаны учениками Микеланджело.
Рогатый мраморный Моисей, безусловно, выточен рукой гения. В этой мощной фигуре есть, однако, и незаметные изъяны. Например, на левую ногу явно не хватило мрамора — она меньше правой, но задвинута назад, и это незаметно. Зато другая нога, мускулистые руки, ладони с напряженными венами, вьющаяся длинная борода совершенны. Установлено, что незадолго до завершения работы скульптор развернул голову Моисея влево от алтарной части самой церкви, где хранятся тюремные цепи апостола Петра, и это, наверное, тоже что-то значит. Замечено также, что части скульптуры неодинаково отшлифованы, поэтому свет на них отражается по-разному, что создает еще более сложный эффект восприятия.
Антонио Форчеллино, биограф мастера и реставратор его работ, считает, что англосаксы, много писавшие о Микеланджело, смысла его работы так и не поняли. В последние годы найдены документы, в том числе из архивов Инквизиции, помогающие раскрыть идеологию этого произведения, связанную с реформаторскими идеями. И здесь важны окружающие Моисея фигуры Рахили и Лии, представляющих добродетель деятельную и созерцательную, как и евангельские Марфа и Мария. Так подчеркнута равная важность добрых деяний, как считали протестанты, и молитвенного труда, как настаивали католики. В общем, одно из самых изученных произведений мира еще ждет открытий. Форчеллино в книге «Микеланджело.
Гробница папы Юлия II. Церковь Сан-Пьетро ин Винколи, Рим. Фото: Alamy/TASS
Неспокойная жизнь» так описывает еще одну римскую скульптуру мастера — «Христа с крестом» из церкви Санта-Мария сопра Минерва: «Здесь снова появляются сильные ноги и итальянские икры, в то время как руки, держащие крест, исключительно стройны в сравнении с, возможно, чрезмерной полнотой паха и ягодиц. Это анатомия взрослого мужчины, не юноши, явленная здесь во всей ее полноте и многогранности. И только нечто невыразимое в лике указывает на Божественную природу Христа, которого, если бы не борода, легко можно принять за Аполлона или, скорее, за Марса, застигнутого в раздумьях».
Фигура Христа действительно по-мужски красива, а его лицо возвышенно благородно. Однако скульптуру гения испортили дважды. Первым это сделал завершавший работу Пьетро Урбано. Форчеллино в своей книге приводит отрывок из письма Себастьяно дель Пьомбо 1521 года с докладом находившемуся во Флоренции Микеланджело: «Там, где он работал, он разрушил все, он обтесал под прямым углом правую ногу, где четко видно, что пальцы сломаны, а потом он укоротил пальцы рук, особенно правой, что держит крест. И несомненно, я полагаю, он плохо кончит, так как знаю, что он играет и ходит к путанам, расхаживает по Риму франтом в бархатных туфлях и много задолжал». Микеланджело от распутника не отказался, но скульптуру доделал другой его ученик. В следующем веке пах Спасителя прикрыли еще бронзовой тряпочкой.
Третье произведение Микеланджело, правда выполненное не им, а все тем же Пьетро Урбано, но по проекту мастера, — надгробие Чеккино Брачи в церкви Санта-Мария ин Арачели. Это классически строгое, красивое и скромное мраморное произведение поставлено в 1544 году над останками шестнадцатилетнего юноши, ученика и, очевидно, возлюбленного почти семидесятилетнего скульптора. По крайней мере, об этом можно судить по сорока эпитафиям, которые попросил скульптора сочинить дядя умершего и заказчик его надгробия.
Церковь Санта-Мария ин Арачели. Фото: Wikipedia Commons
Церковь Санта-Мария ин Арачели
Одна из старейших церквей Рима, построена на месте храма Юноны, освящена в конце XII века. Храм заполнен достопримечательностями и святынями, здесь находятся мощи святой Елены и многочисленные усыпальницы знати. Но главный объект притяжения верующих — Санто-Бамбино, копия чудотворной фигурки младенца Христа. Скромное надгробие Чеккино Брачи, спроектированное Микеланджело, здесь легко не заметить.
Церковь Санта-Мария сопра Минерва. Фото: Wikipedia Commons
Церковь Санта-Мария сопра Минерва
Во всех путеводителях отмечена как единственный в Риме храм в готическом стиле. Принадлежит она ордену доминиканцев. Фасад ее настолько скромен и лаконичен, что на нем в наши дни часто демонстрируют световые шоу. Но внутри церковь необыкновенно красива, особенно синий с золотом сводчатый потолок. Двухметровая мраморная фигура Христа с крестом резца Микеланджело стоит у ступенек, ведущих к хорам.
Церковь Сан-Пьетро ин Винколи. Фото: Wikipedia Commons
Церковь Сан-Пьетро ин Винколи
Для поклонников Микеланджело эта церковь — святыня. Здесь находится одна из лучших в мире скульптур — статуя Моисея, центр гробницы папы Юлия II, самой долгой работы гения. Но для христиан здесь свои объекты поклонения — цепи, которыми при царе Ироде Агриппе был скован в темнице святой Петр, в их честь и назван храм. Цепи первоначально состояли из двух фрагментов, которые чудесным образом соединились в Риме.
Пьяцца дель Кампидольо. Фото: Alamy/TASS
Пьяцца дель Кампидольо
Площадь Капитолия — центр города со времен Античности, преображенная по проекту Микеланджело. Чтобы придать ей трапециевидную форму, к двум существовавшим на ней дворцам был пристроен третий. Сегодня в них находятся мэрия и Музеи Капитолия с коллекцией античной скульптуры. Кордоната — лестница, открывающая дорогу на Ватикан, — тоже творение Микеланджело с античными статуями Диоскуров.
Читайте далее: