Площадь дуомо во флоренции

Площадь Дуомо во Флоренции

Площадь Дуомо – это сердце Флоренции. И не только потому, что находится в месте исторической колыбели города. В ней воплотилось все лучшее, на что способны были великие мастера прошлого. Причем каждый новый век привносил свои изумительные детали.

Впервые приезжая во Флоренцию, неискушенные туристы предполагают увидеть на улицах море цветов, зелени. Этимология слова «флора» делает это очевидным. Когда оказывается, что буйство роскоши и цвета рождено богатством оттенков мрамора, — это вызывает восторг. Прекрасные соборы, дворцы, колокольни и здания украшены разноцветьем драгоценного минерала, утонченными орнаментами и изящной лепниной. Флоренция в этом отношении настоящая сокровищница Италии!

Самым прекрасным сооружением, бриллиантом в короне города называют кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Расположенный на Пьяцца Дуомо, он стал главным туристическим ориентиром, одноименным площади. Расположенная рядом колокольня — кампанила Джотто и находящийся напротив Баптистерий Сан Джованни составляют единый ансамбль, подчеркивающий исключительность Флоренции. Этот шедевр готики полностью включен в список ЮНЕСКО.

Цветок Святой Марии

Так переводится с итальянского название Домского собора. Его строительство началось в 1296 году. Это было время укрепления и расцвета Флорентийской республики. Экономический, демографический взлет придавали флорентийцам силы, уверенности и самомнения. Их кафедральный собор должен быть самым огромным, прекрасным, богатым! Купола и колокольни – самыми высокими!

Арнольфо ди Камбио стал первым творцом грандиознейшего проекта. Именно он придумал и осуществил идею трехнефного пространства с боковыми трансептами. В целом здание собора напоминает латинский крест. Такая архитектура использовалась позже и в других городах. Но размеры в те времена не смог превзойти никто. 150 метров длина, почти 100 метров ширина уникального сооружения. Самый большой в мире купол венчает собор и возвышается над всей Флоренцией. Его диаметр составляет 43 метра, вес – 40 тысяч тонн. Это единственный в Европе купол из кирпичей. Их насчитывается больше 40 миллионов. Создатель шедевра, чье имя осталось в веках, — Филиппо Брунеллески.

Кафедральный собор Флоренции, так же, как колокольня Джотто и вся площадь Дуомо, строились постепенно. Шесть архитекторов передавали друг другу эстафету творчества. После смерти в 1302 году ди Камбио почти на 30 лет строительство замерло. А когда его продолжил Джотто, вдохновение мастера устремилось к другому объекту – колокольне (кампаниле). Барельефы нижнего яруса кампанилы роскошны! Но от проекта Джотто кроме них ничего не осталось. Верхние ярусы возводились другими архитекторами – Франческо Таленти и Андреа Пизано. Колокольня все же носит имя Джотто. Кстати, останки великих мастеров Брунеллески и Джотто покоятся в крипте кафедрального собора.

А потом свирепствовала чума и было не до созидания. Черные полосы сменялись белыми, смерть – новой жизнью. В 1436 году собор был освящен. Хотя фасада в современном его виде еще не было. Лишь в XIX веке появилось прекрасное «лицо» собора Дуомо. Эмилио де Фабрис – имя человека, оставившего столь достойный след в истории. Белый, зеленый, красноватый мрамор – почти цвета итальянского флага. И еще целый букет оттенков представлен в мраморе, украшающем фасад. В верхней его части – статуя Девы Марии с младенцем, рядом с обеих сторон – скульптурные изображения святых. Утонченная отделка стен словно ажурным орнаментом покрывает величественное здание.

Удивительный контраст

Невероятно роскошным фасадом собора можно любоваться часами, обходя его по площади. Но интерьер вначале обескураживает входящих. Воздержанный, строгий, даже аскетичный на первый взгляд, он потрясает своей огромностью. 30 тысяч человек могут одновременно находиться под его сводами! Но, знакомясь с интерьерами внутренних помещений, туристы понимают, что для них представилась возможность увидеть настоящие шедевры. Фрески XVI века, изображающие сцены Страшного суда, многоцветные витражи и мозаики, барельефы, картины, скульптуры особенно воздействуют на экскурсантов в то время, когда в залах собора звучит прекрасная органная музыка. Чувства благоговения и восторга невольно возникают в душе многих, находящихся в храме.

С 1443 года исправно показывают время часы, сделанные руками Паоло Уччелло. Они запомнятся не только своей красотой, но и необычностью. Циферблат разбит на 24 часа, и стрелки движутся в обратном направлении. Боковые стены нефов украшают фамильные гербы многих знаменитых династий меценатов и покровителей искусства. Приятно, что среди них есть герб, принадлежащий знаменитому семейству Демидовых.

С площадью Дуомо, собором Манта-Мария-дель-Фьоре связано много событий и имен. Здесь читал свои вдохновенные проповеди бессребреник и идеалист Савонарола. Эти прекрасные своды потрясали предсмертные крики Джулиано Медичи, убитого во время пасхального богослужения. Этих стен касались руки людей, чьи имена произносятся с восторгом и преклонением.

Часть единого ансамбля — кампанила Джотто не уступает в богатстве отделки. Скульптуры, барельефы, инкрустации выполнены из редкого по красоте полихромного мрамора: белого, зеленого, красного. Тех туристов, которые не побоятся преодолеть 414 ступеней, ведущих к колокольне, ждет невероятный по красоте и величию вид, открывающийся на площадь Дуомо и всю Флоренцию. Терракотовые крыши на фоне голубого неба и зеленые холмы на горизонте – уникальное зрелище! Стационарные бинокли, установленные на галерее башни, дают такую возможность.

Лишь четыре года до своей смерти Джотто смог посвятить любимому детищу – кампанеле. Эстафету принял Андреа Пизано, после него – Франческо Таленти. Великолепное декорирование колокольни выполнено в мастерской Луки дела Робиа. Этот скульптор признан одним из гениев эпохи Кватроченто. Колокол здесь тоже есть. Но выполняет лишь декоративную функцию.

Самое древнее сооружение Флоренции

Раритет площади Дуомо – здание Баптистерия. В его стенах до XIX века крестили новорожденных флорентийцев. И таких знаменитых, как Медичи, Данте в том числе. Строгий восьмигранный периметр украшен тремя парами ворот. Каждые из них представляют огромную художественную ценность. Южные двери созданы Андреем Пизано, северные – Лоренцо Гиберти. Самые прекрасные – позолоченные бронзовые двери, выходящие на восток. Они тоже являются плодом творчества молодого на тот момент флорентийского скульптора Гиберти. Их созданию предшествовал строгий конкурс, где проект Лоренцо был признан лучшим.

В этом произведении впервые были учтены законы перспективы. Также молодой мастер использовал новаторские приемы группировки художественных объектов. Сумел в сложном объеме фрагментов передать глубину и сложность человеческих взаимоотношений. Свое имя уникальные ворота получили спустя 50 лет. Их увидел и оценил сам Микеланджело. «Врата Рая» — так назвал их великий мастер.

Правда, сейчас гости Флоренции и посетители площади любуются точными копиями выдающегося произведения. Оригиналы золоченых панелей хранятся в музее Дуомо. В Санкт-Петербурге тоже есть аналогичная копия. Она украшает северный вход Казанского собора.

Соборная площадь Дуомо во Флоренции

Соборная площадь Дуомо (Piazza del Duomo) – уникальная туристическая достопримечательность Флоренции, ежегодно притягивающая миллионы туристов, жаждущих окунуться в многовековую историю Италии и ощутить свою причастность к архитектурным шедеврам и произведениям искусств лучших мастеров эпохи Возрождения.

Недаром она считается самым красивым и посещаемым местом в мире. Сказочно, волшебно, завораживающе – такие эпитеты рождаются у восторженных путешественников, увидевших воочию архитектурный ансамбль Пьяцца-дель-Дуомо.

Где находится и как добраться

Найти достопримечательность не представляет особого труда, так как она расположена в центральной, исторической части города. Добраться до площади можно пешком, начав свой путь от вокзала Санта-Мария-Новелла (Stazione di Firenze Santa Maria Novella) в сторону улицы via Panzani. Далее необходимо повернуть на улицу via de Cerretani, ведущую прямо к Пьяцца-дель-Дуомо. Прогулка займет не более 10 минут. Из удаленных районов города удобно также доехать общественным транспортом. Ближайшие к площади остановки:

  • Olio;
  • Cerretani;
  • Studio;
  • Vecchietti;
  • Pecori Duomo;
  • Santa Maria Maggiore.

Автобусы, направляющиеся в центр: №6, №17, №22, №37 и другие.

История

Само название площади говорит о той значимой роли, которую она играла для католической Флоренции. Пьяцца-дель-Дуомо никогда не служила ареной для важных политических и общественных событий, здесь не велась бурная торгово-коммерческая деятельность. Исторически это был центр сосредоточения духовно-религиозной жизни тосканской столицы, где находились важные христианские сооружения.

«Сердце Флоренции» – такое название получила эта часть города после возведения здесь нового кафедрального собора.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Самая яркая жемчужина в храмовом ансамбле площади – кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (la Cattedrale di Santa Maria del Fiore). Он появился там, где когда-то стояла обветшавшая небольшая церковь, и задумывался как главное украшение процветающей Флоренции. По размерам, архитектурной стилистике и убранству собор должен был превосходить все храмы, построенные ранее в Тоскане (Toscana), и вмещать в себя около 90 тысяч горожан. Сегодня он занимает почетное четвертое место в списке самых грандиозных сооружений подобного типа в Европе.

1296 год – дата начала строительства, которое с большими перерывами длилось почти 140 лет. Разработкой проекта на первом этапе возведения занимался Арнольфо ди Камбио (Arnolfo di Cambio). При создании монументального сооружения внесли свою лепту несколько именитых мастеров:

  • Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone);
  • Франческо Таленти (Francesco Talenti);
  • Джованни ди Лапо Гини (Giovanni di Lapo Ghini);
  • Альберто Арнольди (Alberto Arnoldi);
  • Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi).

В 1436 году состоялось торжественное открытие собора для верующих. Примечательно, что внешний декор завершили лишь в 1887 году. Эта часть работы осуществлялась под руководством Эмилио де Фабриса (Emilio de Fabris). Стены облицованы разноцветным плитами из натурального мрамора, оттенки которого перекликаются с национальным флагом Италии, а установленные на фасаде каменные статуи выполнены вручную.

Колокольня Джотто

Колокольня Джотто (Campanile di Giotto) – отдельно стоящая часть соборного комплекса, получившая свое название в честь мастера, разработавшего проект, и успевшего построить только нижний ярус сооружения.

Над созданием кампанилы трудились также Андреа Пизано (Andrea Pisano) и Франческо Таленти (Francesco Talenti). Строительные работы завершились в 1359 году. Колокольня имеет квадратное основание со сторонами длинною 15 метров. Архитектурная конструкция выполнена в утонченном готическом стиле. Стрельчатые окна верхних этажей создают ощущение воздушности и устремленности в небо. Внутри 85-метровой кампанилы – узкая лестница, ведущая на самый верхний ярус, где расположена смотровая площадка с колоколом. Насладиться великолепным панорамным видом на город и окружающие его холмы можно преодолев более 400 ступеней.

Баптистерий Сан-Джованни

Баптистерий Сан-Джованни (Battistero di San Giovanni) представляет особую историческую ценность, так как считается самым древним зданием Флоренции.

В античные времена на его месте стоял храм Марса (бога войны). Не позднее IV-V веков на руинах языческого культового сооружения был воздвигнут первый христианский баптистерий – специальное архитектурное сооружение для проведения таинства крещения, которое совершалось здесь до XIX века.

С 1059 по 1129 года здание многократно перестраивалось, и приобрело сегодняшний внешний облик. Восьмигранная форма, таит в себе глубокий сакральный смысл: каждая из семи сторон символизируют семь дней, за которые Господь создал мир, а восьмая – новое рождение при крещении. Стены искусно облицованы мрамором, стилистика внешнего декора баптистерия позже заимствовалась при украшении кафедрального собора. Впечатляет внутренне убранство: на купольном своде – мозаика в византийском стиле, изображающая фигуру Спасителя и библейские сюжеты.

Опера-дель-Дуомо

Музей Опера-ди-Санта-Мария-дель-Фиоре (Museo dell’Opera di Santa Maria del Fiore) открылся для гостей в 1891 году. Само здание относится к XIII-XIV векам, и первоначально служило административным центром, курирующим строительство собора. Оно использовалось также как мастерская для Донателло (Donatello), Брунеллески и других архитекторов и скульпторов, создающих храмовый комплекс площади. Здесь до сих пор ведутся реставрационные работы и помимо бесценных экспонатов хранятся старинные церковные книги, проектная документация, уникальные чертежи.

Купол Брунеллески

Интересно, что после того, как стены собора Санта-Мария-дель-Фьоре были возведены в 1380 году, здание несколько десятилетий стояло без купола. Спустя почти 40 лет к работе приступил Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi). Благодаря точным математическим расчетам архитектор вывел угол наклона ребер и определил рисунок кладки, позволяющие избежать обрушения кирпичной конструкции. Диаметр купола составляет 42 метра, а высота – 91 метр от пола собора.

Создание подобного сооружения, без опирающихся на землю лесов и арматуры, считалось в то время практически невыполнимой задачей, которую мастер сумел успешно решить. На вершину купола, увенчанную смотровой площадкой, ведут 463 ступеньки, поднимаясь по которым, можно любоваться великолепными фресками, выполненными итальянским живописцем Джорджо Вазари (Giorgio Vasari) и его учеником Федерико Цуккаро (Federico Zuccari).

Лоджия-дель-Бигалло

В нескольких шагах от кафедрального собора находится Лоджия-дель-Бигалло (Loggia del Bigallo), сооруженная в 50-х годах XIV века.

Строительство осуществлялось по заказу Общества Богоматери Милосердия. Позже здание перешло в собственность Братства Милосердия. Помещение второго яруса служило пристанищем для сирот и брошенных детей, а на первом этаже проводились уроки риторики.

После разрушительного пожара в 1442 году лоджия была реконструирована: внешние стены украсили масштабными фресками (одна из которых сохранилась и до нынешних дней), появились изящные окна, декорированные сводами арок. Еще в начале прошлого столетия предпринимались попытки организовать в помещении выставочный комплекс, но идея была реализована лишь в 1966 году. Музей Лоджии-дель-Бигалло (Museo del Bigallo) располагает тремя залами, где представлены картины и фрески религиозной тематики.

Братство Милосердия

Братство Милосердия – благотворительная организация, основанная во Флоренции еще в XIII веке, и по сей день оказывающая медицинскую помощь всем нуждающимся. Она располагается в здании дома №20 на площади Дуомо. В день почитания Святого Себастьяна, покровителя столицы Тосканы, на четвертом этаже открылся новый музей Милосердия (Museo della Misericordia).

Посетителей приглашают осмотреть 14 выставочных залов общей площадью около 600 квадратных метров. Все собранные экспонаты красноречиво повествуют о многовековой благотворительной деятельности братства. В музейном комплексе представлены:

  • старинные картины;
  • антикварная мебель;
  • артефакты знатных горожан;
  • рукописи;
  • фамильные гербы;
  • медицинские приспособления для оказания помощи.

За осмотр экспозиции плата не взимается, гостям предлагают также оставить пожертвование.

Палаццо Каноничи

Величественный палаццо Каноничи (Palazzo dei Canonici) находится на площади Дуомо, прямо напротив кафедрального собора.

Фасад дворца украшен массивными колоннами, возвышающимися по обе стороны от главного входа, и глубокими нишами с арочными сводами. Здесь красуются памятники выдающимся мастерам эпохи Возрождения: Арнольфо ди Камбио и Филиппо Брунеллески, причастным к созданию архитектурного ансамбля Соборной площади. Монументальные статуи, восседающие на каменных пьедесталах, были установлены в 1830 году. Автор памятников – итальянский скульптор Луиджи Пампалони (Luigi Pampaloni).

Музей Торрини

В стенах дома №12/R на Соборной площади расположен музей Торрини (Museo Torrini). Это место представляет особый интерес для ценителей и знатоков ювелирного искусства.

Якоб Торрини (Jacopus Torrini), жил в тосканской столице в XIV веке, и был хорошо известен как талантливый мастер, изготавливавший с особым вкусом доспехи и оружие. Он также организовал ювелирную мастерскую и стал основателем одного из самых легендарных ювелирных брендов мира. Изысканные украшения из драгоценных металлов и камней сочетают в себе строгость классических форм и сложность витиеватых орнаментов. В музее Торрини представлены разные экспонаты, иллюстрирующие историю одного из старейших ювелирных домов мира:

  • предметы искусства;
  • часы;
  • серебряные и золотые украшения;
  • аксессуары из полудрагоценных и драгоценных камней.

Гостям предоставляется возможность не только полюбоваться, но и приобрести уникальные украшения знаменитого ювелирного дома Торрини, начавшего свою многовековую историю еще в 1369 году.

Билеты и экскурсионные программы

Для туристов разработана специальная экскурсионная программа Grande Museo del Duomo, предлагающая самостоятельно ознакомиться с главными архитектурными шедеврами площади. По единому билету (стоимостью 18 евро) можно осмотреть следующие достопримечательности:

  1. Баптистерий и музей Опера-дель-Дуомо;
  2. Баптистерий Сан-Джованни;
  3. Колокольню Джотто;
  4. Купол Брунеллески.

Пьяцца дель Дуомо во Флоренции (Piazza del Duomo)

Флоренция: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Флоренции
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (33)
    • Магазины и ТРЦ (12)
    • Храмы, соборы, мечети (10)
    • Галереи (4)
    • Аэропорты (2)
    • Рынки (5)
    • Площади (3)
    • Замки, дворцы (4)
    • Парки (1)
    • ЖД вокзалы (1)
    • Мосты (1)
    • Музеи (4)
    • Рестораны и кафе (2)
    • Туристические офисы (2)
    • Клубы, концертные площадки (5)
  • Забронировать отель в Флоренции
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Флоренции
  • Советы о Флоренции
  • Вопрос-ответ
  • Экскурсии в Флоренции

Автобус C1, C2. C4, 6, 11, 14

Пьяцца дель Дуомо (Piazza del Duomo) или Соборная площадь расположена в историческом центре итальянского города Флоренция на северном берегу реки Арно. На площади Пьяцца дель Дуомо и вокруг нее находится множество исторических и культурных достопримечательностей Флоренции, что делает ее одним из самых посещаемых туристами мест.

Красивейшие древние здания площади Пьяцца дель Дуомо играют уникальную роль в истории города, подарившему миру таких гениев как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Донателло, Никколо Макиавелли, Данте, Галилея и ставшему духовным центром эпохи Возрождения. Среди зданий главной площади Флоренции — собор Санта-Мария-дель-Фьоре, колокольня Джотто, Баптистерий и другие исторические здания. Часть площади с западной стороны имеет свое название — площадь Сан-Джованни.

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Кафедральный собор (Cattedrale di Santa Maria del Fiore) занимает центральное место на площади Пьяцца дель Дуомо и виден со всех высоких точек Флоренции. В V веке на месте, где сейчас стоит собор, была построена церковь Святой Репараты. По преданию, святая Репарата была убита в 12 лет за отказ отречься от Христа. Сначала она была брошена в печь, откуда вышла невредимой, а после — была обезглавлена. Так, святая Репарата стала одной из покровительниц Флоренции. К XIII веку церковь уже не вмещала всех желающих посетить ее. Кроме того, она была не в самом лучшем состоянии и частично обрушилась. И тогда появилась задумка построить очень большой храм, способный вместить всех жителей Флоренции. Проект собора поручили разработать именитому архитектору Арнольфо ди Камбио. После его смерти в 1302 году строительство было прекращено на долгие 30 лет.

В течение многих лет к строительству привлекались архитекторы Джотто ди Бондоне, Франческо Таленти, Джованни ди Лапо Гини, Альберто Арнольди, Джованни д’Амброджо, Нери ди Фьораванте и Андреа Орканья. Церковь Святой Репараты была полностью снесена к 1375 году, а стены собора были достроены к 1380 году. Оставалось лишь закрыть огромную постройку куполом. К сожалению, таких огромных куполов, чтобы закрыть такое большое помещение, в те времена не строил еще никто. Так что еще 40 лет собор оставался недостроенным. Лишь великому скульптору и архитектору Филиппо Брунеллески удалось спроектировать великолепный кирпичный купол, являющимся чудом инженерной и архитекторской мысли. Его строительство длилось около 15 лет и в 1436 году собор Санта-Мария-дель-Фьоре был освящен. Строился собор в общей сложности около 140 лет. Его длина составляет 153 метра, ширина — 90 метров, высота купола — 90 метров, общая высота — 114 метров, диаметр купола — 42 метра и площадь помещений — 8300 квадратных метров. Сейчас он является третьим по величине в Европе, а на момент окончания строительства в XV веке он был первым. Внутри собор не менее уникален. На одной из стен висят удивительные часы Паоло Уччелло, стрелки которых двигаются в обратном направлении и по сей день.

Кампанила Джотто

Колокольня Джотто (Campanile di Giotto) стоит отдельно от собора Дуомо. Строительство кампанилы длилось более 60 лет. Началось оно в 1298 году итальянским скульптором Арнольфо ди Камбио, заложившим фундамент. После большого перерыва, в 1334 году, за дело взялся архитектор Джотто ди Бондоне, с 1343 года — архитектор Андреа Пизано, а закончил строительство башни в 1359 году архитектор Франческо Таленти. Высота колокольни составляет 84,7 метра и с ее обзорной площадки, к которой ведут 414 ступеней, открываются шикарные виды на площадь Пьяцца дель Дуомо, собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Баптистерий и на удивительную Флоренцию в обрамлении зеленых холмов. Внешнее и внутреннее убранство колокольни содержит немало произведений искусства работы именитых художников и скульпторов.

Баптистерий Сан-Джованни

Восьмиугольный Баптистерий Сан-Джованни (Battistero di San Giovanni) — одно из самых старых зданий Флоренции. Строился он около 70 лет — с 1059 по 1129 годы. До самого XIX века в нем крестили всех жителей Флоренции, в числе которых были представители династии Медици и Данте Олигьери. Внутри Баптистерия находится гробница антипапы Иоанна XXIII из мрамора и бронзы. Создавали ее знаменитые скульпторы эпохи Возрождения — Донателло и Микелоццо. В оформлении гробницы присутствуют 3 фигуры христианских святых — Веры, Надежды и Любви. Венчает гробницу изображение Мадонны с младенцем под балдахином. Свод Баптистерия украшен мозаичными изображениями «Страшного суда».

Все ворота, ведущие в Баптистерий, являются произведениями искусства. На южных — самых древних — находятся барельефы с сюжетами о жизни Иоанна Крестителя, в честь которого было освящено здание, и барельефы с изображением основных добродетелей. Самые известные — восточные ворота или «Врата Рая». На 10 золоченных плитах ворот изображены библейские сюжеты, созданные скульптором Лоренцо Гиберти в 1425–1452 годах.

Другие здания площади

Другие исторические здания площади также красивы и богаты оформлением, выполненным искусными мастерами своего дела:

  • музей собора Опера-дель-Дуомо (Museo dell’Opera di Santa Maria del Fiore) был открыт в 1891 году, собрав в свои экспозиции оригинальные произведения искусства, часть которых раньше находилась в соборе Дуомо;
  • Лоджия дель Бигалло (Loggia del Bigallo), ранее бывшая приютом для детей-сирот, а ныне — музей Bigallo;
  • Архиепископский дворец (Palazzo Arcivescovile) второй половины XVI века,
  • археологический музей (Cripta Santa Reparata) на территории раскопок церкви святой Репараты на территории собора;
  • Палаццо Каноничи с памятником Филиппо Брунеллески авторства скульптора Луиджи Пампалони,
  • мраморная колонна Сан-Заноби в виде креста надо огненным венцом, установленная в честь чуда возрождения сухого вяза после соприкосновения его с мощами святого епископа.

Режим работы и цены на билеты в 2019 году

  • собор Санта-Мария-дель-Фьоре — с 10:00 до 16:30, вс с 13:30 до 16:30,
  • купол собора — с 8:30 до 19:00, сб с 8:30 до 17:00, вс с 13:00 до 16:00,
  • Баптистерий — с 8:15 до 10:15 и с 11:15 до 19:30, сб с 08:15 до 19:30, вс с 8:15—13:30,
  • колокольня Джотто — с 8:15 до 19:20,
  • Склеп Святой Репараты — с 10:00 до 17:00, сб с 10:00 до 16:30, вс — выходной,
  • музей Опера-дель-Дуомо — с 9:00 до 19:00.
  • общий билет ко всем объектам — 18 €,
  • для детей от 6 до 11 лет — 3 €.

Дети до 6 лет, инвалиды с сопровождающими могут посетить местные достопримечательности абсолютно бесплатно.

Как добраться до площади Пьяцца дель Дуомо

Добраться до площади можно несколькими способами:

  • на машине,
  • на автобусе — до ост. Olio № C2, до ост. Cerretani или ост. Studio № C1, до ост. Vecchietti № 6, 11, до ост. Pecori Duomo № C4, до ост. Santa Maria Maggiore № 14,
  • на такси — сесть на специальной стоянке,
  • на речном трамвайчике по реке Арно.

Google-панорама

Видео о площади Пьяцца дель Дуомо

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Дуомо) во Флоренции: фото, отзыв, часы работы, билеты

Санта-Мария-дель-Фьоре — пожалуй, самая известная достопримечательность Флоренции и одна из самых популярных достопримечательностей Италии наряду с Дуомо в Милане, Пизанской башней в Пизе и Колизеем в Риме. В этой статье вкратце расскажу о Соборе, покажу фото, а также дам советы, как сэкономить время и не стоять в очередях.

Строительство одного из пяти самых грандиозных Соборов мира началось в 13 веке. Ранее на этом месте находился другой Кафедральный Собор Санта-Рената, которому на тот момент было уже более 900 лет и который уже начал разрушаться. Было решено, что на месте разрушающегося храма должен появиться новый, который будет больше, красивее и величественней Соборов Сиены и Пизы. Стоит сказать, что у Флоренции это получилось.

Над строительством Собора Санта-Мария-дель-Фьоре работало множество архитекторов, но в 1380 году возникла главная загвоздка — никто из мастеров того времени не знал, как можно возвести такой огромный купол. Лишь 40 лет спустя, невероятно талантливый Брунеллески смог спроектировать и возвести купол высотой 90 метров, который и получил его имя. Куполом Брунеллески мы можем восторгаться по сей день.

Что касается внешнего вида Собора, то современный облик он приобрел лишь в 1887 году. Автор фасада — Эмилио де Фабрис — использовал в своей работе мрамор разных цветов: розовый из Мареммы, зеленый из Прато, а белый (который переливается в серый, зеленый и розовый цвета) — из Каррары.

Войдя в Собор, я поразилась скромностью внутреннего убранства. По сравнению с внешней роскошью, мозаичные полы, витражи и фрески 15 века, скульптуры работы известных флорентийских мастеров, выглядят достаточно скромно.

Кстати, сам Брунеллески, а также Джотто (архитектор колокольни) похоронены в Соборе.

Вид на купол при подъеме на смотровую

Билеты в Дуомо онлайн

Вход в Собор Санта-Мария-дель-Фьоре бесплатный, но на входе нужно отстоять огромную очередь, в среднем 2-3 часа. Как сэкономить время:

  1. Прийти заранее, хотя бы за 1 час до открытия. У меня получилось так, что я заняла очередь примерно в 8:30 (Собор открывается в 9:30), в Собор я вошла примерно в 10:00, т.е. провела в очереди около 1,5 часов.
  2. Купить билет с экскурсией. Длительность экскурсии около 30 минут, проводится на английском языке. Сама экскурсия — больше условность. Начало в 10:00, 10:30 и 15:30. Цена билета 15€. С учетом экономии 3 часов, считаю, что это недорого. Купить билет в Дуомо>>>.
  3. Купить комплексный билет на посещение купола, баптистерия, колокольни и музея. Цена от 18€ до 30€. Подробности >>>

Комплекс Санта-Мария-дель-Фьоре.

Помимо самого Собора, в комплекс Санта-Мария-дель-Фьоре входят: колокольня Джотто, баптистерий и музей Дуомо. Немного подробнее расскажу о каждом из объектов.

Колокольня Джотто (Campanile di Giotto) — высокая башня, находящаяся примерно в 20 метрах от Собора (справа от фасада). Высота башни — около 90 метров, нижний ярус башни был спроектирован архитектором Джотто, в честь которого и была названа. Сегодня башня является образцом готической архитектуре, а на самой башне расположена смотровая площадка, подняться на которую можно лишь преодолев 414 ступеней (лифта в башне нет).

Вид на колокольню с купола

А вот этот открыточный вид открывается с колокольни

Но имейте ввиду (этого не показывают блогеры:))) ): фотографировать нужно через решетку!

Баптистерий Иоанна Крестителя — самое старое строение на Соборной площади. Его постройку относят к 5 веку н.э. Как и все баптистерии, Batistero di San Giovani был предназначен для проведения обрядов крещения, и до 19 века использовался по прямому назначению.

Современный внешний вид баптистерий принял в 11-12 вв., именно тогда он был облицован мрамором. Особого внимания заслуживают 3 пары ворот баптистерия. Все они декорированы золотыми барельефами и имеют особое значение.

Над Южными воротами в течение 6 лет работал Андреа Пизано, который изобразил на воротах сцены из жизни Иоанна Крестителя (20 верхних панелей) и основные добродетели (8 нижних панелей).

Северные ворота на протяжении 23 лет были в распоряжении Лоренцо Гиберти. За это время он покрыл их барельефами на тему Нового Завета и Евангелия.

Самые популярные ворота — Восточные- носят название “Врата Рая”. По легенде, это название дал им сам Микеланджело. Работа на украшением Восточных ворот была также поручена Гиберти и велась около 27 лет. Все картины на Восточных воротах — иллюстрации Ветхого Завета.

Внутри Баптистерия находится гробница одного из представителей рода Медичи, а также деревянная статуя Магдалины, работы Донателло (15 век).

Музей Дуомо (Opera del Duomo), открытый в 1891 году, сегодня самый крупный католический музей в мире.

В нем хранятся оригиналы статуй с фасада Санта-Мария-дель-Фьоре. Само здание было построено в 13-14 в.в. и использовалось как администрация строительства Собора.

Также здесь хранится оригиналы панелей “Врат Рая”.

Оригинал ворот «Врата рая»

Интересный экспонат — макет купола Брунеллески.

Макет купола Бруннеллески

Музей, на самом деле, очень большой, 3 или 4 этажа. Чтобы все неспеша и вдумчиво осмотреть, понадобится, как минимум, часа 1,5. Имейте ввиду, что рюкзаки и большие сумки придется сдать (у меня с собой был ноутбук, пришлось таскать его в руках), но большой багаж (чемоданы) не принимают.

Все эти достопримечательности можно посетить по комплексному билету. Об этом чуть позже.

Как подняться на Купол Санта-Мария-дель-Фьоре.

Если Вы любите смотровые площадки, то, при наличии билета (необходимо зарезервировать время), Вы можете подняться на Купол Дуомо. На верх ведут 463 ступени, лифта на купол, так же, как и на колокольню, нет.

Как купить билет на купол Дуомо во Флоренции.

Вид на Дуомо при подъеме на купол

Смотровая площадка на куполе

Купить билет для подъема на купол “день-в-день” видится мне проблематичным, ведь помимо покупки необходимо зарезервировать время подъема. Посещение купола входит в комплексный билет (купол + склеп + музей + колокольня + баптистерий), который действует 72 часа. Чтобы подняться на купол, есть 3 варианта.

  1. За несколько дней до подъема (лучше за неделю) купить билет на официальном сайте и сразу же забронировать время подъема на купол. Время подъема можно выбрать из имеющегося (подъем возможен с 8:30 до 18:30). Цена билета 18€. Купить билет>>>Забронировать время подъема на купол>>>
  2. Купить билет через агентов. В этом случае есть большая вероятность купить билет “на сегодня” или “на завтра”. Время входа нужно выбрать из имеющегося: 9:30, 12:30, 13:30, 14:30, 16:30. Билет действителен 72 часа с момента первого входа и включает вход в Собор без очереди, подъем на купол, вход в склеп, баптистерий, музей, колокольню. Цена билета 30€. Купить билет онлайн>>>На май 2019 года в билет, купленный через агентов, вход на купол не входит.
  3. Купить билет с экскурсией. Помимо всего перечисленного в пункте №2, в цену входит небольшая экскурсия на английском языке. Время входа фиксировано — 10:30. Цена билета 34€. Купить билет онлайн>>>

Часы работы комплекса Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор: понедельник-среда, пятница: с 10:00 до 17:00, суббота: с 10:00 до 16:45, воскресенье: с 13:30 до 16:45.

Купол: воскресенье — пятница: с 8:30 до 19:00, суббота: с 8:30 до 16:40 (бронировать заранее)

Музей: понедельник — суббота: с 9:00 до 19:00, воскресенье: с 9:00 до 13:45, первый вторник каждого месяца музей закрыт

Баптистерий: понедельник-суббота: с 08:15 до 10:15 и с 11:15 до 19: 30, воскресенье: с 8:30 до 13:30

Колокольня: 8:15 — 19:20

Официальный сайт: https://www.ilgrandemuseodelduomo.it

Как распланировала визит я (было буквально несколько часов во Флоренции, т.к. в 12:00 получали авто для нашего автопутешествия): 8:30 подъем на купол; 9:20 подъем на колокольню; 10:00 — баптистерий: 10:05-10:35 — музей (повторюсь, для нормального осмотра музея закладывайте около 1,5 часов)

Карты Флоренции + бонусы

Я помогу вам подготовиться к поездке во Флоренцию! Оставляйте свой адрес в форме подписки и я пришлю вам карты Флоренции в удобных форматах (jpeg и pdf), которые можно распечатать или скачать в свой смартфон, а также другую полезную информацию! Оставьте свой email в форме ниже↓↓↓

↑↑↑ Форма для подписки находится выше. После подписки вам необходимо проверить свой email (проверьте все папки «спам») и подтвердить ваш адрес. После этого первое письмо придет в течение нескольких минут автоматически. Если в течение суток не пришло первое или второе письмо, проверьте все папки «СПАМ», если нет письма, то сообщите мне в комментариях.

На этом всё. Я Вам очень рекомендую посетить Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции! Вопросы и дополнения оставляйте под статьей в форме комментариях! Оцените, пожалуйста, статью и поделитесь в соц.сетях! Подписаться на обновления блога можно на специальной страничке. Сразу же после подписки я пришлю Вам советы и бонусы на путешествие!

Дуомо во Флоренции – фото с высоты птичьего полёта, 15 необычных фактов и полезная информация

21.12.2019 Мария Глазунова

В одной из предыдущих статей я написала про 10 причин посетить Флоренцию, но на самом деле, для того, чтобы непременно приехать в этот город, достаточно и одной причины – это Дуомо!

Это какой-то необыкновенный собор, интерес к которому появляется даже у самых равнодушных к искусству людей. Есть даже поговорка: если ты не видел Дуомо и не поднимался наверх – ты не видел Флоренции.

Практически все туристы, приезжающие во Флоренцию, если и не заглядывают в сам собор (хотя многих привлекает именно и сам интерьер, и склеп со скелетами), то непременно поднимаются на самый верх – к куполам или на колокольню – виды оттуда просто изумительные!

В этой статье я расскажу про удивительные факты об этом соборе, покажу, что можно увидеть, поднявшись более чем на 400 ступенек вверх, и дам полезную информацию для тех, кто планирует свой отдых в Италии, а именно во Флоренции.

1) Флорентийский собор Дуомо, или как правильнее его называть, собор Санта-Мария-дель-Фиоре является пятым по величине собором в мире (!), в длину составляет 153 м, в ширину – 90 м

2) Дуомо во Флоренции во время службы способен вместить аж до 90 тысяч человек – в то время, когда собор был построен, население Флоренции как раз и составляло такую цифру, т.е теоретически, в особо значимый день, во время службы в соборе мог уместиться весь город

3) Своим величием и красотой Дуомо безусловно поражает, но для туристов наибольший интерес все же представляет подъем на вершину – к куполам собора, откуда открывается потрясающий вид на город

Лифта здесь нет (как в Миланском Дуомо), так что весь подъем придется осуществить самостоятельно, об этом сразу предупреждают, оказывается, не все готовы подниматься так высоко.

Чтобы оказаться у купола, придется преодолеть 463 ступеньки, подъем на колокольню – 414 ступеней

4) Строительство собора Санта-Мария-дель-Фиоре длилось 140 лет: с 1296 по 1436 год. А по некоторым данным аж 6 веков, потому как он все время достраивался, добавлялись новые статуи, менялся фасад и тд.

А ведь когда-то в школе я поражалась факту, что наш Исаакиевский собор в Питере строили «аж» 40 лет, а оказалось в сравнении с собором во Флоренции – «всего» 40))

5) Дуомо во Флоренции долгое время стоял без купола, потому как воздвигнув такой огромный собор, только потом, архитекторы задумались, как же его увенчать куполом на такой высоте..

Придумал форму и выполнил все математические расчеты по куполу архитектор Филиппо Брунеллески. Купол оказался просто невероятным по величине – 52 метра по диагонали снаружи, и 45 метров по диагонали изнутри

Чтобы поднять такую громадину на вершину собора, Брунеллески вывел особую формулу, определил степень наклона, толщину стенок купола, и даже то, что кирпичная кладка должна быть выполнена в виде рисунка «елочка», чтобы избежать обрушения. На этот купол я как раз и поднималась, а также заглядывала внутрь него.

6) Красный купол собора стал настоящим символом Флоренции, пожалуй, на каждом втором магнитике красуется именно он

Купол Дуомо виден со многих смотровых площадок

и последних этажей старого города с кафе-террасами,

он как бы парит над всем городом

Интересен факт, что, в архитектурных вузах Италии изучение купола Дуомо входит в обязательную учебную программу.

7) У Дуомо во Флоренции было множество архитекторов, но основных всего пять: Арнольфо ди Камбио, Джотто, Франческо Таленти, Джованни ди Лапо Гини и Филиппо Брунеллески.

8) Собор во Флоренции сразу впечатлил меня своей «разноцветностью» – внешние стены Дуомо облицованы мрамором сразу трех цветов –

Белым, который специально привезли из провинции Масса-Каррара, розовым из Мареммы и зелёным – из городка Прато

9) 21 июня, в самый длинный день в году, ровно в полдень, солнечный луч, проходящий через купол, падает на мраморный медальон на полу собора – такая конструкция не случайна, при строительстве архитекторы внимательно изучали астрономию

10) Собор Санта-Мария-дель-Фиоре также вошёл в историю, как место кровавой трагедии – «Заговор Пацци», когда в 15 веке, во время мессы в соборе было совершено покушение с кинжалами на представителей правящей династии Медичи.

11) Самый крупный католический музей в мире Museo dell’Opera del Duomo хранит оригинальные статуи с фасада собора Дуомо – увы, сейчас они все постепенно заменяются копиями. Копии статуй изготавливают по той же технологии, вручную.

12) В соборе до сих пор можно увидеть старинные часы Паоло Уччелло, их еще называют часами евангелистов, установили их в храме в 1449 году, и они до сих пор работают.

Особенность часов заключается в следующем: во-первых, стрелка часов движется против привычного хода, во-вторых, циферблат разделен на 24 деления.

13) Колокольня собора пользуется не меньшей популярностью, чем купола

Может, конечно, этому способствует единый билет в Дуомо, а может и то, что оттуда также открывается потрясающий вид на город, уже на самом подъеме – на каждом этаже небольшая площадка с панорамным обзором

Поднявшись на самый верх, можно довольно близко увидеть и купол Дуомо, правда увы, через сетку, ее повесили не так давно, после пары несчастных случаев..

В высоту колокольня достигает почти 85 м, а возведена была по проекту архитектора Джотто, который здесь же и похоронен – в соборе Санта-Мария-дель-Фиоре.

14) Помимо самого собора и колокольни, Дуомский комплекс включает в себя и Баптистерий (крещальню), который возвели на месте старинного языческого храма

Я заглянула и туда на минутку, посмотреть на золотой расписной купол,

и на древнеримскую мозаику, тем более, что единый билет в Дуомо как раз включает и вход сюда

На входе, прямо с улицы можно посмотреть на «золотые» двери храма, для этого и билет не нужен. Это копия ворот, а оригинал хранится в музее, иначе пришлось бы создавать усиленную охрану. Но и к копии-то особо не подобраться, перед ней двойной кордон из металлической ограды

15) Дуомо – излюбленное место для свадебных фотосессий, и если европейцы мечтают о свадьбе на белоснежном пляже на берегу океана, то азиаты нередко выбирают европейские города, в частности романтичную Флоренцию

За пару часов на площади я увидела сразу 2 азиатских свадьбы, как раз рядом с собором

Полезная информация по Дуомо во Флоренции!

Вход внутрь собора бесплатный, а в подземельный склеп, который там же, уже по билету.

Билет наверх к куполу (Dome) и на колокольню (Bell Tower), а также в склеп (Santa Reparata) и крещальню (Baptistery) – единый, когда я была в середине октября он стоил 10 евро. Сейчас на официальном сайте есть информация про 15 евро, но это билет уже включает и музей, который в октябре был закрыт на реконструкцию

Билет в Дуомо можно купить на месте (только учтите, карты не принимаются, нужна наличка), и при этом придётся отстоять в очереди 1-1,5 часа, а можно купить билет и заблаговременно – через интернет, и тогда воспользоваться функцией быстрого входа, обойдя всю очередь

Купить билеты онлайн можно здесь: www.museumflorence.com

И что самое интересное, срок действия билета в Дуомо во Флоренции 24 часа – это удобно, особенно если прийти в собор к обеду, то подняться на все площадки можно просто не успеть, ведь колокольня и купола работают до 17:00.

Также это даёт возможность полюбоваться городом сверху в разное время суток, как с утра-пораньше, практически на рассвете (вход с 8 утра), так и ближе к закату

Ну и лайфхак для совсем уж экономных туристов, который сразу пришёл мне на ум, но которым я не воспользовалась, поскольку путешествовала одна, да и всё равно хотела подняться на обе смотровые.

Если вы путешествуете вдвоём, но у вас ограничен бюджет, но подняться наверх вы непременно хотите, то по одному и тому же билетику один может подняться наверх по колокольне, а второй (причём в это же самое время) – в соборе к куполам, а на верхушке можно даже увидеть друг дружку помахать рукой и сделать фото

ну и селфи никто не отменял)) Ой только сейчас обратила внимание – на фото сплошные азиаты, наверное, это знак к нашей скорой поездке в Азию))

Флоренция – удивительный город, о том, что непременно стоит в ней сделать, можете почитать в отдельной статье:

А кроме того, из Флоренции очень удобно путешествовать по Тоскане, о том, как я влюбилась в Сиену, Пизу и Сан-Джиминьяно, описала здесь:

  • Увидеть Тоскану и влюбиться – Сиена, Сан-Джиминьяно и Пиза или где президент Обама ел мороженное
  • Ближайший крупный международный аэропорт находится в Болонье – посмотреть авиабилеты в Италию.
  • Отели по выгодным ценам во Флоренции .
  • Отели по выгодным ценам в Сиене .
  • Отели по выгодным ценам в Сан-Джиминьяно .
  • Отели по выгодным ценам в Пизе .
  • Квартиры с посуточной арендой на Airbnb , и не забудьте получить бонус на первое бронирование, при регистрации здесь .
  • А если ещё не купили страховку, подобрать подходящий вариант можно здесь .

Статьи про смотровые площадки:

Читайте далее: