План афинского акрополя
30.Афинский акрополь
Афинский акропольпредставляет одно из наиболее цельных и гармоничных произведений греческой архитектуры (рис. 35). Он расположен на высокой скале Пиргос, имеющей длину 300 м и ширину в средней части около 150 м. Храмами акрополя утверждалась идея военно-политической и культурной гегемонии Афин. Использованием в храмах дорического и ионического ордеров демонстрировалось единство греческих полисов. Процессии, устраивавшиеся раз в четыре года на акрополе, определяли композиционное построение ансамбля с постановкой храмов, учитывающей наилучший ракурс восприятия с установленной трассы движения процессии.
Рис. 35. Афинский акрополь. V в до н. э. Общий вид: 1– пропилеи; 2 – храм Нике Аптерос; 3 – Парфенон; 4 – Эрехтейон
Ансамбль открывается Пропилеями —большим портиком с пятью проходами (421 г. до н. э.). Фасады Пропилеи решены в дорическом ордере, центральный проход окружают ионические колонны.
К входной группе акрополя относятся также т. н. Пинакотека (место экспозиции живописных произведений) и небольшой ионический амфипростиль Нике Аптерос— храм «Бескрылой победы», организованные в асимметричную, но уравновешенную композицию. За Пропилеями была поставлена величественная статуя Афины-Воительницы, выполненная Фидием. Центральное сооружение акрополя —Парфенон(храм Афины) построен архитекторами Иктином и Калликратом в 432 г. до н. э. (рис. 36).
Рис. 36. Храм Парфенон в Афинском акрополе. 432 г. до н. э. Фасад, план.
Законченность и совершенство пропорций Парфенона, простота и выразительность его форм, органичное слияние конструктивных и художественных начал представляют творческий итог и вершину классической древнегреческой архитектуры. Самое крупное здание акрополя, дорический периптер Парфенона, имеет композицию, совместившую в себе дорические и ионические традиции. Его целла разделялась глухой стеной на помещение святилища с хризоэлефантинной (из слоновой кости и золота) статуей Афины, окруженной двухъярусной галереей дорического ордера, и сокровищницей, где хранилась казна Морского союза греческих городов, во главе которого стояли Афины. Колонны сокровищницы были, по-видимому, ионическими. Скульптурный фриз длиной 160 м, опоясывающий стену целлы снаружи, также свидетельствует о наличии ионических мотивов в архитектуре Парфенона.
Идейная значимость Парфенона в качестве главного храма Греции и как воплощение политической победы демократии над родовой аристократией подчеркивалась и тематикой скульптурных композиций его фронтонов. На западном была изображена сцена спора Афины—богини, особенно почитавшейся демосом, с Посейдоном—богом морей и «потрясателем земли», покровителем родовой знати, за владычество над Аттикой (областью, принадлежавшей Афинам); на восточном—миф о рождении Афины из головы самого Зевса.
В дорическом ордере классической эпохи произошли изменения: формы его становятся более стройными, сухими. В его пропорциях и изяществе декоративной отделки все заметнее влияние ионического ордера.
Ионический храм Эрехтейонбыл построен в том месте акрополя, где, по преданию, и произошел спор Афины и Посейдона; он посвящен этим богам. Его строители должны были учитывать рельеф участка, северозападная часть которого почти на 3 м ниже основного уровня. Храм асимметричен, что встречается очень редко в практике культового древнегреческого строительства; в его южном портике вместо колонн на высокий парапет поставлены фигуры кариатид (рис. 37).
Рис. 37. Храм Эрехтейон в Афинском акророле. 407 г. до н. э. Вид портика кариатид, план.
Несмотря на сложность пространственного решения, все части храма гармонично уравновешены и представляют законченный ансамбль. Лишенный героического пафоса, присущего рядом стоящему Парфенону, Эрехтейон иллюстрирует другую сторону достижений греческой архитектуры: утонченность и изящество композиции, глубокую человечность масштаба, великолепное сочетание целого и деталей.
Расцвет Греции нашел отражение в быстром росте городов метрополии (Балканского полуострова) и особенно колоний. Ускоренные темпы планомерного создания городов пробудили интерес к теории градостроительства, вызвали необходимость в разработке принципов регулярной планировки. Изобретение регулярного города приписывается Гипподаму — архитектору из Милета, хотя элементы «гипподамовой» системы греческого градостроительства сформировались уже в эпоху стихийной колонизации УШ-УИ вв. до н. э.
Один из ранних примеров гипподамовой системы в .греческом градостроительстве дает планировкаОлинфа(V—IV вв. до н. э.) — города в Македонии. Стандартные по размерам кварталы Олинфа (100 Х 40 м) разделялись пополам проходом, в котором были устроены перекрытые плитами траншеи канализации. Обе части квартала делились каждая на пять дворов, застроенных по периметру. Перистильная схема планировки жилых домов, когда все помещения раскрываются во внутренний дворик через окружающие его галереи, типична для Олинфа. Жилища возводились из недолговечных материалов: стены—из сырца на каменном фундаменте; перекрытия, лестницы, опоры террас и входного портика были деревянными. Кровля выстилалась черепицей, полы в основном оставались земляными. В богатых домах иногда мостили полы каменными плитами, украшали мозаикой. Стены штукатурились и расписывались фресками. Перистильный тип дома, естественно сформировавшийся в соответствии с климатическими условиями Средиземноморья, народными бытовыми и строительными традициями, получил широкое распространение во всем эллинском мире.
Городская площадь—агора, имевшая первоначально торговое назначение, приобретает с развитием общественной жизни греческого полиса многообразные функции, становится политическим центром города. К площади примыкали культовые и общественные сооружения: святилища и алтари, залы общественных собраний, театры, пинакотеки, гимнасии, палестры (спортивные школы). Ближе к окраинам города размещались стадионы и ипподромы. Крупнейшим общественным зданием V в. до н. э. был Телестерион в Элевсине, построенный Иктином. Огромный зал его размером 50Х45 м перекрывался деревянными конструкциями, что позволило широко расставить колонны интерьера и создать нормальные условия видимости.
Греческие театрызарождаются как праздничные игры, посвященные богу Дионису. Представления разворачивались на площадке у подножия холма, на склоне которого располагались зрители. Традиционные места представлений впоследствии благоустраивались.
Основные планировочные элементы театра: орхестра — круглая площадка для выступлений хора; скена —помещение для переодевания актеров; театрон — места для зрителей, окружавшие орхестру. Крупнейшие театры вмещали до 50 тыс. зрителей, а диаметр театрона достигал 140 м. Для улучшения эвакуации зрителей ряды мест разделялись радиальными и кольцевыми проходами.
С развитием греческой драматургии наиболее частым реформам подвергалось устройство скены, которая из легкой палатки превращается в двухэтажное здание, служившее фоном действию, его постоянной декорацией. С выделением основной сюжетной линии в представлении игра главных действующих лиц переносится на проскениум — пристройку перед скеной в виде высокой площадки (рис. 38).
Рис. 38. Театр в Сегесте. Вид на скену эллинистического периода.
Каждый греческий город имел театральные сооружения. Наиболее известны театр в Эпидавре и театр Диониса в Афинах.
К концу V в. до н. э. углубляются противоречия в рабовладельческом обществе Греции. Ожесточенная классовая борьба, восстания рабов, войны между отдельными полисами расшатывают основы экономического и политического союза греков. Греческая архитектура IV в. до н. э. утрачивает высокие гражданские идеалы, единство стиля, присущее централизованной державе. Экономические возможности отдельных полисов не позволяют возводить крупные, значительные сооружения. Тем не менее предпринимается реконструкция сгоревшего храма Артемиды в Эфесе. Еще сохраняется общеэллинское значение святилищ в Дельфах, Олимпии, Эпидавре, которые продолжают застраиваться мелкими храмами, алтарями, памятниками.
Усиливаются декоративные тенденции, проявляются значительные отклонения в трактовке ордеров, В архитектуре мемориальных памятников используется коринфский ордер.Художественный образ пышной капители этого ордера заимствован, по легенде, от корзины, сквозь которую проросли листья кустарника аканта.
Устранение афинской гегемонии на Средиземном море благоприятствует процветанию рабовладельческих монархий Малой Азии. Здесь в IV в. до н. э. создаются оригинальные образцы архитектуры, отразившей и угасающие греческие традиции, и стремление воспользоваться приемами восточных строителей.
В Галикарнасе в середине IV в. до н. э. для карийского правителя Мавсола строится гробница, названная его именем — Мавзолей.От него сохранились лишь архитектурные детали и статуя самого Мавсола, по которым разработано несколько вариантов реконструкции. По одному из них на высоком цокольном этаже здания располагался ионический храм, завершенный ступенчатой пирамидой и скульптурной группой, изображающей Мавсола и его жену Артемисию, стоящих в парадной колеснице (рис. 39). Здание было облицовано мрамором, богато украшено скульптурой, рельефными фризами.
Рис. 39. Мавзолей в Галикарнасе. Середина IV в. до н. э.
Акрополь в Афинах – священный центр древнего города
В давние времена на высоком холме Акрополе был воздвигнут город Кекропия, позже получивший новое имя — Афины. Любоваться Акрополем в Афинах лучше на восходе или закате, именно в это время руины былого великого города оживают, и кажутся отстроенными заново.
История афинского Акрополя
Обратимся немного к истории города. Основателем Афин считается царь Кекроп. Этому великому человеку приписывается основание 12 греческих городов, введение запрета на человеческие жертвоприношения, и, главное, введение культа Зевса Громовержца. Приход величия богини Афины происходит во времена правления другого царя — Эрехтония, именно в годы его правления город переименовывается в Афины.
Примерно во II тысячелетии до нашей эры территория Акрополя полностью вмещала в себе Афины. Он был обнесен мощными стенами. На западной пологой стороне было возведено особо прочное укрепление Эннеапилон «Девятивратие». За стенами располагался дворец афинских царей. Именно в нем позднее было размещено святилище Афины, а по мере разрастания города Акрополь стал религиозным центром, посвященным покровительнице города.
Архитектура афинского Акрополя
Возведение ансамбля афинского Акрополя началось после великих побед греков над персами. В 449 году был утвержден план Перикла по украшению этой территории. Афинский Акрополь должен был стать великим символом великой победы. Не жалелось ни средств, ни материалов. Перикл мог получить на это дело все, что хотел.
Тонны материала подвозились к главному холму греческой столицы. Трудиться на этом объекте для всех считалось гордостью. Сразу несколько великолепных архитекторов были задействованы здесь, но главная роль отводилась Фидию.
Пропилеи афинского Акрополя
Архитектором Мнесиклом были созданы здания Пропилей, являющиеся входом в Акрополь, украшенным портиками и колоннадой. Подобное сооружение вводило посетителя священного места в абсолютно новый мир, не похожий на обыденную реальность. На другом конце от Пропилей была установлена статуя самой покровительницы города Афины Промахос, исполненной лично Фидием. Говоря о Фидие, можно обмолвиться, что именно из его рук вышла знаменитая статуя Зевса в Олимпии, ставшая одним из семи чудес света древнего мира. Шлем и копье воительницы Афины видели даже проплывающие Аттику мореходы.
Парфенон – первый храм
Главный храм афинского Акрополя — Парфенон. Раньше в нем находилась еще одна статуя Афины Парфенос, также изготовленная Фидием. Статуя была выполнена в хризоэлефантинной технике, как и Зевс Олимпийский. Но до нас это чудо не дошло, поэтому остается только верить слухам и изображениям.
Выполненные из мрамора колонны Парфенона за много веков утратили свою первоначальную белизну. Сейчас его коричневатые колонны красиво выделяются на фоне вечернего неба. Парфенон был храмом Афины Полиады-Градохранительницы. Такое название в силу положения постройки обычно сокращали до Большого храма или даже просто Храма.
Возведение Парфенона велось в 447-428 годах до нашей эры при руководстве архитекторами Иктином и его помощником Калликратом, разумеется, не без участия Фидия. Храм должен был стать воплощением демократии. Для его возведения были произведены большие расчеты, именно поэтому здание удалось сделать всего за 9 лет. Прочая отделка продолжалась до 432 года.
Эрехтейон – второй храм
Второй храм Акрополя — старый Эрехтейон, также посвященный Афине. Между Эрехтейоном и Пантеоном было функциональное различие. Пантеон предназначался для общественных нужд, Эрехтейон, по сути, был храмом жрецов.
Храм по легенде был построен в месте спора Посейдона с Афиной за право власти в Афинах. Разрешить спор должны были стать старейшины города, по их желанию власть отдавалась тому из богов, чей дар окажется самым полезным для города. Посейдон сделал поток соленой воды из холма Акрополя, Афина же вырастила оливковое дерево. Дочь Зевса была признана победителем, а оливковое дерево символом города.
В одном из помещений храма остался след от удара трезубца Посейдона о скалу. Рядом с этим местом находится вход в пещеру, где по еще одному преданию жила змея Афины, являющаяся олицетворением славного царя-героя Эрехтония.
В этом же комплексе находится могила самого Эрехтония, а в западной части храма располагается колодец с соленой водой, как бы появившийся по воле все того же Посейдона.
Храм Афины Ники
Афина в Акрополе нашла свое воплощение в еще одном виде — Афины Ники. Первый храм, посвященный богине победы, был разрушен еще во времена войн с персами, поэтому после заключения перемирия было решено восстановить святилище. Храм был построен Калликратом в 427-424 годах до нашей эры.
С приходом турок храм разобрали на строительство укреплений. Восстановление храма было проведено в 1830х годах, после восстановления Греции в статусе независимого государства. Очередная реконструкция была проведена в 1935-1940 годах, и с этого времени храм предстает всей красой перед посетителями комплекса.
Акрополь — величественный комплекс красивейших сооружений с богатой и интересной историей. Это частичка Греции, без которой сложно сложить целостный образ ее былого величия.
Афинский Акрополь – величайший памятник античной архитектуры в Афинах
Основными достопримечательностями Греции являются Афинский Акрополь, Олимпия и Родос.
Акрополь – величайший памятник античной архитектуры в греческом городе Афины. Это целый комплекс сооружений, над которыми работали античные мастера скульптуры и архитекторы.
Афинский Акрополь являлся священным местом, здесь были расположены древние храмы богов Эллады. Печально, что сейчас здесь можно увидеть только руины. Но даже в настоящее время архитектурный ансамбль Афинского Акрополя вызывает восхищение у любителей древности.
Где находится Акрополь?
Акрополь – это сердце Афин, да и всей Греции. Он возвышается над городом, стоя на огромной скале из известняка. Верхняя площадка его небольшая – 300 на 130 метров.
На вершине стоит величественный Парфенон, храм той богини, в честь которой названа столица Греции. Он и является главной достопримечательностью Акрополя. Его видно практически везде в черте города, и в настоящее время в Афинах запрещено строить высотные здания, чтобы не затмить этот уникальный культурный памятник.
Рядом с Парфеноном, можно увидеть изящный Эрехфейон – храм трех божеств: Афина, Посейдон и Эрехфей. Войти в Афинский Акрополь можно было только через огромные врата – Пропилеи.
Акрополь в древней Греции
Акрополь в переводе с греческого значит высокий город. Как уже говорилось он стоит на неприступной скале, которая, в свою очередь, венчает холм, вытянутый с запада на восток. Его окружают стены, особенно они высоки в тех местах, где на скалу есть возможность подняться.
В древности Афинский Акрополь служил святилищем и в то же время убежищем естественного происхождения, защищавшим греков от врагов.
В 480-х годах до нашей эры «высокий город» был осажден персами под предводительством царя Ксеркса.
Они не смогли взобраться по внушительную скалу, но смогли проникнуть в Афинский Акрополь с севера. Там, судя по всему, были заросли кустарника, склон не охранялся, и предполагалось, что никто не сможет забраться по нему. Однако несколько персов смогли пробраться в Акрополь и первым делом открыли ворота.
Захватчики вынесли все ценности, и разрушили множество зданий, в том числе и еще недостроенный Парфенон. Об этом событии свидетельствуют стрелы, обнаруженные на северном склоне. Когда греки вернулись в свою обитель после битвы при Саламине, они построили стену, для защиты северной стороны и, конечно, стремились восстановить свое святилище.
Раскопки показали, что во II веке до нашей эры здесь проходили еще религиозные праздники, совещания властей и судебные процессы. И вся общественная, культурная и религиозная жизнь Афин протекала именно в Акрополе. Древнейшие постройки Акрополя сохранились плохо, в отличие от Олимпии и других культовых мест Греции.
Самые древние постройки Акрополя
От построек VI века дошли до настоящего времени только фундаменты, из-за войны греков с персами. Строения, которые были в данный период, несомненно, походят на храмы Аполлона в Коринфе, Геры в Олимпии и Деметры в Пестуме.
Архитектура их тяжеловесна и сурова. В VI веке до нашей эры здесь стоял самый древний храм Афины на Акрополе, который называли Гекатомпедон. Пройдя через врата – Пропилеи, человек восхищался его красотой.
Античные мастера стремились к симметрии, которая присутствовала везде: в планировке, в изображениях. Фронтон Гекатомпедона изображал борьбу Геракла с Тритоном. А также здесь была скульптура доброго аттического существа, которое имело три туловища и три головы и носило название Тритопатор.
Он изображен выползающим из угла фронтона. Краска на нем сохранилась, тело было розовое, а волосы и бороды синие. Примечательно, что одна из голов хранится в музее и вошла в историю под прозвищем «Синяя борода». Низкие части фронтона древний мастер заполнил извивающимися змеиными хвостами.
Здесь также был найден рельеф из мягкого известняка, изображающий битву Геракла и гидры. Широко известны найденные здесь статуи кор. Кто-то утверждает, что это скульптуры богинь, кто-то видит в них девушек, приносящих дары Афине. Одежды их красивы и праздничны, сложные прически богато украшены.
Афинский Акрополь во время господства римлян
Множество построек возникло, когда Греция стала частью Римской империи, при Адриане. Храм Зевса и Акрополь в Афинах разделяет арка, это граница между старым античным городом и постройками времен Рима.
На стороне Акрополя, на арке написано: «Это город Тезея». Это связано с героической легендой. Возвышение Афин над остальными греческими городами, происходило после того как пало государство на острове Крит.
Это событие произошло благодаря Тезею, который победил минотавра. С помощью нити Ариадны он смог вернуться, заодно освободить и прославить город.
На другой стороне виднеется надпись: «Это город Адриана». То есть, город императора, при котором построено множество зданий в Афинах. Материалом служил понтийский мрамор.
Строительство велось таким образом, чтобы весь комплекс зданий выглядел гармонично, и не было внезапного перехода от остальной части города к святилищу. Недалеко от него расположился театр Диониса, площадь рынка, другие святилища – храм Зевса и храм Гефеста.
Архитектурный ансамбль Афинского Акрополя
Руины, которые можно увидеть в Акрополе в настоящее время принадлежат в основном таким величественным сооружениям, как Пропилеи с храмом Ники Бескрылой, Парфенон и Эрехфейон.
Ансамбль Афинского Акрополя был воистину прекрасен в древние времена, если, например, в Олимпии все храмы похожи, то в Акрополе каждое строение неповторимо.
Первое что можно увидеть из построек Акрополя – величественные ворота с колоннами – Пропилеи.
Построены они были после создания Парфенона. Первоначально они должны были быть абсолютно симметричными.
Но так как с правой стороны возник храм Ники Бескрылой, пришлось для достижения гармонии сделать эту часть ворот меньших размеров.
Автором этих величественных ворот был архитектор Мнезикл. Он умело сочетал в постройке суровый дорический и возвышенный ионический ордер. Это сооружение представляло собой ворота с крышей, которая опиралась на колонны, с 5 проходами.
С левой стороны раньше располагалась картинная галерея. Справа было небольшое помещение. К воротам оборудован подъем, не имевший ступеней, для того чтобы могли заезжать колесницы.
Храм Ники Бескрылой (Богини Победы) конечно, внутри имел статую богини. Скульптура Ники здесь не имеет крыльев, так задумано специально, так как греки желали, чтобы победа всегда оставалась здесь. Храм стоит так, будто приглашает войти внутрь.
Внутреннее пространство небольшое, стены сделаны из неполированного мрамора. Снаружи храм украшает фриз, на котором боги и сцены битв.
Рельефы этого храма были обнаружены в 1835 году. Они должны были располагаться под колоннами храма. Это рельефные изображения богини Ники в различных позах и сценах, но чаще всего в профиль. На одном она закалывает быка, на другом снимает сандалии, перед тем как войти в храм.
Пройдя через ворота, можно было увидеть статую Афины, которая заслоняла собой южный портик Эрехфейона.
Выбор места, где он построен, связан с мифом. Эта Легенда легла в основу всего города. Афина и Посейдон спорили, кто же из них станет покровителем города. Посейдон ударил трезубцем и на этом месте забил источник. Афина же вырастила оливу, и местные жители выбрали ее.
Эрехфейон был создан в более легком ионическом ордере и значительно отличается от Парфенона. В этом историческом памятнике сочетается два вида мрамора – белый и фиолетовый.
Портик Кариатид – южный портик Эрехфейона. Здесь 6 скульптур кариатид головами упираются в крышу, держат ее. Принцип симметрии и гармонии господствует и здесь, половина скульптур упирается на левую ногу, половина на правую. Искусно вырезанные складки на одежде скульптур показывают небольшое напряжение. Внутри Эрехфейон сложно устроен, он имеет много уровней. Здесь располагаются святилища богов: Посейдона, Афины и Эрехфея.
Главный храм Афинского Акрополя – величественный Парфенон
Ансамбль Акрополя венчает восьмиколонный Парфенон. По своему величию он возглавляет список античных строений. По внешнему виду он схож с Храмом Зевса в Олимпии. Но он стоит на специально выровненной и отсыпанной площадке.
При его строительстве простое архаическое расположение зданий, как например, в Олимпии и Дельфах, уходило в века. Вдоль него проходила в древние времена торжественная процессия. В нем воспето величие человека.
Особый интерес могут вызвать метопы Парфенона, хотя они и плохо сохранились. Они изображают богов древней Греции, череду которых завершает богиня ночи Нюкс.
Также здесь изображены сборы в военный поход, прощание воинов, и Троянскую войну. Южные метопы показывают битву с мифическими существами — кентаврами.
Фриз Парфенона изображает торжественное шествие в третий год олимпиады. Примечательно то, что Олимпийские игры, получили такое название потому, что проводились изначально в Олимпии.
Здесь изображены всадники, жрецы с баранами и быками, юноши несущие сосуды. На другой стороне фриз изображает богов, окруженных знатными людьми Греции.
Как добраться до Акрополя?
Афинский Акрополь является главной достопримечательностью Греции и, естественно, местом паломничества для туристов.
Можно до Акрополя доехать на метро. Ближайшая станция – Акрополи. Кроме того можно сойти на: Тиссио, площадь Синтагма, площадь Монастираки, площадь Омония.
Полезная информация для туристов
- Вход во всю археологическую зону стоит 12 евро, кроме воскресения (в этот день можно пройти бесплатно).
- В понедельник и праздники все музеи и зоны закрыты. В остальные дни посещение открыто с 8:00 часов до 19:00.
- В археологическую зону входят такие достопримечательности, как Акрополь, Храм Зевса, Керамико, Древняя Агора, театр Диониса.
- Предварительно лучше ознакомиться со схемой, на которой обозначены эти памятники культуры.
Также можно посетить Новый музей Акрополя, где хранятся многие скульптуры, найденные здесь. Вход в него составляет 5 евро, посещение возможно с 8:00 до 20:00 часов.
В древней Греции, кроме Акрополя, можно посетить такие достопримечательности, как храм Зевса в Олимпии и дворец Великого магистра в Родосе.
Афинский Акрополь
Греция — особенная страна, в которой масштабы времени ощущаются особенно явно. На время попасть в прошлое здесь не составит труда, стоит просто отправиться в Афинский Акрополь.
Афинский Акрополь (Ακρόπολη)
История
В состав этого древнего архитектурного ансамбля входит более 20 сооружений, которые, в основном, представляют собой храмы и святилища.
В состав комплекса входит более 20 сооружений
История комплекса на вершине холма в Афинах началась еще за несколько веков до н.э. Уже в 15-13-м веках до н.э. Афинский Акрополь был застроен храмами, позже здесь находился и замок правителя. Именно на его месте был построен предшественник одного из центральных храмов комплекса — Гекатомпедон. В 5-м веке до н.э. возвели главный греческий храм древних времен — величественный Парфенон. Посвящен он был Афине, которая покровительствовала городу.
Так выглядел Акрополь в Древней Греции. Реконструкция комплекса
Еще один храм, имеющий большое значение для Афин — Эрехтейон. Он появился на холме в конце 5-го века до н.э. По легенде, создатели святилища поставили его на том самом месте, где состоялся спор богов — Афины и Посейдона, в котором они делили власть над Аттикой.
Развалины Эрехтейона — храма, построенного в честь об Афине, Посейдоне и царе Эрехтее
Между Парфеноном и Эрехтейоном раньше стояла бронзовая статуя Афины, изготовленная также в 5-м веке до н.э. Скульптором стал известный мастер Фидий. Многие годы это изваяние служило маяком для кораблей, подплывающих к Афинам. Сразу напротив стояли колонны пропилеи — главного входа. В их левом крыле находилась пинакотека — коллекция живописных работ, преподнесенных в дар Афине.
Легендарная статуя Афины, служившая маяком для кораблей — не сохранилась до наших дней. Компьютерная реконструкция Акрополя
Рядом с пропилеями находился храм Ники Аптерос. Его строительство велось во второй половине 5-го века до н.э. Особенностью этого сооружения стало необычное расположение на скальном выступе над Афинами, что заставило Калликрата, который построил храм, прибегнуть к особым мерам по укреплению склона 8-метровой стеной. Посвятили постройку Афине-Победительнице.
Храм Ники Аптерос, также посвященный Афине, находится на скальном выступе
Неподалеку от центрального входа располагался и Бравронейон, бывший святилищем Артемиды. Эта богиня считалась покровительницей всех женщин Афин, готовящихся к рождению ребенка.
В центральной части этого афинского холма также располагалось святилище Пандиона, Пандросейон, Фалкотека, в которой хранили утварь для богослужений и оружие, и Аррефорион — здание для проживания 4 девушек, ткущих одеяния для Панафинейских игр.
Немного поодаль, на склоне располагался другой блок сооружений. Доминантой в нем был театр Диониса, датируемый 5-м веком до н.э. Дважды в год на его сцене состязались авторы комедий и трагедий. Помимо этого здесь был одеон Герода Аттического для проведения вокальных состязаний и одеон Перикла, храм бога медицины, место поклонения Дионису и галерея Эвмена. На другом склоне холма располагалась Афинская агора — главная площадь Афин, где происходила торговля, находились храмы и алтари.
Практически все сооружения афинского Акрополя были построены в едином стиле, который основывался на ионическом ордере. Благодаря этому общий вид архитектурного ансамбля получался достаточно органичным. Уже много лет специалисты проводят реконструкцию и реставрацию сооружений исторического комплекса, чтобы понять, как выглядел ансамбль зданий в годы расцвета Афин. Сегодня афинский Акрополь признан культурным наследием и охраняется ЮНЕСКО.
Как добраться до Афинского Акрополя
Афинский Акрополь находится в центральной части Афин.
Точный адрес: Athens 105 58, Греция.
Как добраться от аэропорта Элефтериос:
Метро:станция Στ.Αεροδρομιου ветки под номером 3 находится у самого аэропорта. От нее нужно доехать до станции Μοναστηράκι, а затем пройти пешком по улицам Areos и Dioskouron около 12 минут. Вся дорога займет чуть более часа.
Автомобиль:до города можно доехать по трассе А6, а в Афинах следовать по улице Leof. Alimou Katechaki, а затем по Leof. Panagioti Kanellopoulou. Займет дорога около 40 минут. Своей парковки в музее нет, поэтому воспользоваться можно парковочными местами на улицах, расположенных рядом: Χαϊχρίστου, Δημητρακοπούλου, Βέικα, Μήτσα и Παρθενώνα.
Афинский Акрополь на карте
Если планируется многократное посещение комплекса, то можно выбрать одну из гостиниц Афин в районах поблизости. При желании даже возможно поселиться в отелях с видом на афинский Акрополь. Например, Herodion Hotel на Rovertou Galli 4 стоимостью от 190 евро (
13 211 руб. ) в сутки, Athens Luxury Rooms and Suites по адресу Athanasiou Diakou 4 от 135 евро (
9 387 руб. ) за номер или Airotel Parthenon на улице Makri 6, с ценой от 148 евро (
Что посмотреть
При афинском Акрополе работает музей, сохраняющий главные достопримечательности, найденные на раскопках этого чуда света.
В нем есть несколько выставок, каждая из которых расположена в своем зале. Так, здесь есть зал Парфенона, зал архаичного Акрополя, зал, предназначенный для скульптур, исторических памятников и археологических находок, сделанных на пропилеях, в храме Ники и Эрехтейоне. Еще один зал отведен под выставку на тему позднего периода существования комплекса — с 5-го века до н.э. до 5-го века н.э.
Во время визита в музей можно узнать интересные факты из истории этого древнего афинского комплекса и самих Афин, а также познакомиться с мифами и легендами. Например, один из них гласит, что именно на скалистом выступе перед храмом храм Ники Аптерос стоял царь Эгей, когда ждал возвращения в Афины своего сына Тезея, отправившегося сражаться с Минотавром. Также музей познакомит со стилями и принципами строительства многих объектов и расскажет, например, что Парфенон был возведен по принципу золотого сечения, и именно поэтому он так органично смотрится на холме и до сих пор собирает восторженные отзывы архитекторов, прибывающих в Афины.
Часы работы и стоимость билетов
Афинский Акрополь доступен круглогодично, а время работы зависит от сезона.
- С 1 апреля по 31 октября — по понедельникам с 8:00 до 16:00, по пятницам с 8:00 до 22:00, а в остальные дни с 8:00 до 20:00;
- С 1 ноября по 31 марта — с понедельника по четверг с 9:00 до 17:00, по пятницам с 9:00 до 22:00, а по выходным с 9:00 до 20:00.
Для входа на территорию приобретается единый билет стоимостью 12 евро (
834 руб. ) . Сэкономить и получить скидку могут студенты, а также посетители до 18 и старше 65 лет. Отдельный билет за 5 евро (
348 руб. ) нужен для музея. Купить билеты можно в кассах или онлайн на официальном сайте. На этом же сайте есть описание комплекса, фото и план территории.
Так выглядят билеты в музей
Экскурсии
Экскурсии возможны только с внешними гидами, а групповые посещения при предварительном бронировании. Те, кто посещает исторический комплекс самостоятельно, могут воспользоваться специальным руководством, в котором кратко описаны все сооружения. Приобрести руководство можно в информационном бюро музея.
Полезные советы
- Приобретать сувениры на территории Акрополя не стоит: на соседних улицах Афин можно найти аналогичные товары по более приемлемым ценам.
- При Акрополе работает ресторан, в котором можно не только пообедать, но и отдохнуть — систематически в заведении проводятся джазовые вечера.
- В международный день музеев 18 мая попасть в Акрополь и музей можно бесплатно.
Панорама Акрополя
Акрополь на видео
Посещение афинского Акрополя можно считать настоящим путешествием. Здесь, среди руин великих сооружений открывается другой мир, помогающий осознать масштабы тысячелетий и непоколебимость таких способов созидания, как архитектура. После прогулки по холму можно отправиться в находящийся в полукилометре храм Зевса Олимпийского или прокатиться на фуникулере на вершину афинской горы Ликавиттос, с которой можно полюбоваться панорамой Афин.
Интересные факты об Акрополе
Когда греки восстали против Османской империи, во время одного из сражений им удалось окружить афинский Акрополь, на территории которого пребывали турки. Когда у осаждённых снаряды стали подходить к концу, они начали разрушать колонны Парфенона, чтобы делать из скрепляющих их деталей боеприпасы. Греки подобного допустить не могли, а потому, чтобы враги древний памятник архитектуры оставили в покое, прислали им партию свинца.
Жемчужина Афин
Находится Акрополь в столице Греции, в Афинах, на скалистом холме с плоской вершиной на высоте 156 метров над у. м. и занимаемая им площадь составляет около трёх гектаров (300 метров в длину, 170 – в ширину). Найти новый Акрополь можно по адресу: Dionysiou Areopagitou 15, Athens 117 42, а на географической карте – обнаружить по следующим координатам: 37° 58′ 17.12″ с. ш., 23° 43′ 34.2″ в. д.
Афинский Акрополь представляет собой комплекс сооружений, большая часть которых была построена в V ст. до н.э. лучшими архитекторами Эллады. Изначально он предназначался не столько для обороны города, сколько для проведения языческих богослужений. На его территории было возведено огромное количество храмов, посвящённых Афине (наиболее известный Акрополь Парфенон), а также Посейдону и Нике.
Активно застраивать Акрополь в Афинах начали в VII-VI ст. до н.э. и одной из значительных построек того времени являлся Гекатомпедон, храм самой почитаемой богини античной Греции, Афины. Правда, через столетие, во время греко-персидской войны большую часть святилищ персы разрушили, и прогнав врагов со своей территории, греки начали строить Новый Акрополь.
Руководить строительными работами было поручено известному скульптору того времени, Фидию (автору одного из чудес света, статуи Зевса в Олимпии), который судя по описаниям современников, и разработал план архитектурного комплекса. А помогали ему создавать новый Акрополь самые именитые зодчие тех времён – Калликрат, Мнесикл, Иктин, Архилох и др. Возведённый древними мастерами новый Акрополь в Греции всем своим видом говорит о высоком уровне архитектуры древних эллинов.
Как выглядит Акрополь
На вершину скалы Акрополя Афин можно было подняться лишь с западной стороны по зигзагообразной дороге, с других сторон она была неприступна. Внизу, у подножья, находились два театра – Диониса, построенный греками, и Одеон Ирода Аттика, возведённый римлянами во II ст. н.э. Если посмотреть на карту, можно заметить, что памятники Акрополя в Греции насчитывают около пятнадцати построек (вместе с театрами), плюс в настоящее время на его территории в отдельном здании открыт музей.
Промахос
Интересно, что первым памятником, который увидел Новый Акрополь, было не здание, а статуя Афины-Промахос, созданная самим Фидием. Богиня была в шлеме, правой рукой опиралась на копьё, в левой у неё был щит (шлем и остриё копья были сделаны из золота). Изготовлена Промахос была из бронзы, имела высоту около 7 метров и установлена так, что её не только можно было увидеть с любой точки города, но и с моря – блестевший на солнце золотой шлем и остриё копья моряки видели с большого расстояния.
Пропилеи (437 – 432 гг. до н. э)
Афина-Промахос была расположена напротив парадного входа в Акрополь Афин. Изготовлена она была зодчим Мнесиклом из белого пентелийского и серого элевскинского мрамора. Состоят Пропилеи из трёх частей: центральной, в которой находилось шесть дорических колонн, и двух примыкающих к нему крыла. Интересно, что с двух сторон от главного прохода были установлены ионические колоны – судя по всему, такой принцип сочетания колонн двух разных типов здесь был использован впервые.
Парфенон (447 – 438 гг. до н. э.)
Греки убеждены, что Акрополь и Парфенон – это два неотделимых друг от друга понятия, поскольку представить их друг без друга невозможно. Возведён Парфенон был Калликратом и Иктином из пентелийского мрамора на вершине скалы и был посвящён покровительнице города богине Афине.
Парфенон являет собой прямоугольное здание 30,8 х 69,5 м с расположенными по периметру колоннами, высотой около десяти метров: семнадцать были установлены с южной и северной стороны святилища, восемь – с западной и восточной (здесь же были расположены входы в храм).
Парфенон был декорирован скульптурными барельефами из жизни города: шествие на Акрополь избранных дев с подарком для богини (проводилось раз в четыре года), около сотни барельефов с изображениями различных сражений. Восточная сторона Парфенона рассказывала легенду о рождении Афины, западная – о её споре с богом морей, Посейдоном, о том, кто будет являться покровителем Афин.
Главный зал Парфенона был поделён на три части с помощью двух рядов колон. В глубине этого памятника архитектуры была расположена двенадцатиметровая скульптура Афины. В правой руке у богини была Ника, с левой стороны находилось копьё. Лицо и руки статуи были вырезаны из слоновой кости, оружие и одежда вылиты из золота, в глазах сияли драгоценные камни.
К сожалению, в V ст. скульптуру вывезли в Константинополь, где она сгорела во время пожара.
У западного входа расположен квадратный зал «парфенон», в котором находился архив и казна городского морского союза. Предположительно, от этого зала и пошло название греческого храма, в переводе означающее как «дом для девушек», поскольку именно здесь жрицы изготавливали пеплос (женскую верхнюю одежду без рукавов, пошитую из лёгкого материала, которую во время торжественного шествия преподносили богине.
Храм Афины Победительницы (449 – 421 гг. до н. э.)
Расположен небольшой мраморный храм (размеры его основания – 5,4 х 8,14 м, высота колонн – 4 м) на юго-западе от Пропилей, на небольшом выступе скалы, который предварительно был укреплён подпорной стенкой. Автором этого оригинального памятника архитектуры был автор Парфенона, Калликрат. Святилище окружали колонны, при этом с трёх сторон здание было обнесено стенами, тогда как с восточной стороны, где располагался вход в храм, стена отсутствовала, вместо неё стояло два столба.
Интересно, что другое название этого небольшого мраморного храма – Нике Аптерос, что означает – Бескрылая. Согласно легенде, деревянная статуя богини Победы, что находилась в этом храме, крыльев не имела: афиняне категорически не хотели, чтобы она покинула город.
Храм Эрехтейнон (421—407 гг. до н. э.)
Эрехтион считается последним памятником архитектуры Акрополя, был посвящён сразу двум богам, Афине и Посейдону и получил своё название из-за найденных на его территории остатков гроба правителя Ерехтея.
Расположена святыня за спиной Промахос и возвели её в том месте, где, согласно легенде, Афина поспорила с Посейдоном. По описанию очевидцев, возле храма росло оливковое дерево и в полу остался след от удара посоха Посейдона. История гласит о том, что олива сгорела, когда древний Акрополь подожгли персы, но после его освобождения возродилась.
Несмотря на то, что по размерам храм уступает Парфенону (11,63 х 23,5 м), его архитектура имеет более сложный план.
Восточный портик здания, подпирают шесть ионических колон, северный – четыре. Фриз святыни был сделан из мраморовидного известняка, в который были вставлены мраморные белые скульптуры. С южной стороны Эрехтейнона расположен портик, который вместо традиционных колонн подпирали статуи девушек. В настоящее время все оригинальные скульптуры заменены на копии и находятся в Лувре, Музее Акрополя и Британском музее.
Акрополь в наши дни
К сожалению, история не пощадила афинский Акрополь: из Парфенона люди сделали сначала церковь Богоматери, затем – мечеть, Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Бескрылой Ники разобрали и возвели из него крепостную стену, а во время войны с Турцией в XIX в. он значительно пострадал от выпущенного турками снаряда. Свою лепту в разрушении уникального комплекса внесло сильнейшее землетрясение в Греции 1894 года.
Как только греки возвращали себе власть над городом, они занимались реставрацией своей достопримечательности. После того как Греция провозгласила в конце XIX ст. независимость, этим вопросом занялись более серьезно, в результате чего им удалось достичь значительных успехов, благодаря которым посетители музея в настоящее время имеют возможность не только увидеть новый Акрополь, но и более чётко представить себе, как он выглядел во времена античности.
Они ликвидировали все поздние сооружения Акрополя, отстроили храм Ники, создали копии скульптур и заменили ими оригиналы, забрав их на хранение в музеи, один из которых разместили у подножия скалы. Открыт новый Афинский музей Акрополя был в 2009 году. Интересно, что он являлся третьим по счёту, поскольку в результате многочисленных археологических раскопок первые два музея всех находок не вмещали и были заменены на более крупное здание, превышающее по площади своего предшественника в десять раз.
Читайте далее: