Пещеры Франции

Пещера Ласко и доисторическая живопись

Древние люди знали толк в живописи. Особенно хорошо это иллюстрирует пещера Ласко (Grotte de Lascaux) во Франции. Главная особенность этого места — тысячи наскальных рисунков на сводах пещеры, причем большинство из них выполнены с потрясающей реалистичностью.

Где находится пещера Ласко

Она лежит в 1 километре южнее городка Монтиньяк, недалеко от реки Везер в юго-западной части Франции, в регионе Перигор.

История открытия

Пещеру нашли в сентябре 1940 года четверо подростков из близлежащего поселения Монтиньяк.
Она так и оставалась бы скрыта под поверхностью Земли, если бы однажды, во время грозы, от удара молнии не упала сосна. Она то и приоткрыла любознательным ребятам небольшой проход внутрь.
Мальчишки, конечно же, полезли в пещеру и обнаружили множество древних наскальных рисунков. Об этом они сообщили своему учителю, и с тех пор это место под пристальным вниманием ученых.

Структура пещеры

Ласко, расположенная в холме известняковых пород, отличается от большинства пещер данной местности тем, что она довольно сухая. Массивные мраморные слои предотвращают попадание влаги извне, поэтому здесь не образуются отложения кальцитов.

Другими словами, вы не найдете в этой пещере тысячелетних сталактитов и сталагмитов, как, например в известной Пещере Тростниковой Флейты в Китае.

Пещера Ласко имеет относительно скромные размеры и разветвленную структуру.

Общая длина проходов пещеры Ласко порядка 250 метров. Высота сводов в среднем 30 метров. Объем всей пещеры оценивается в 1500 м 3

Рисунки в пещере Ласко

Здесь тысячи рисунков, которые разделяются на 3 категории: животные, люди и символы.
Большинство изображений сделано красным, желтым и черным цветами из сложного многообразия минеральных пигментов.

Одни рисунки сохранились идеально, другие же повреждены или полностью уничтожены. Сейчас порядка 900 из них относятся к животным (среди них 364 лошади и 90 оленей).

Животные показаны не статично, а в движении. Стада лошадей, могучие быки и плавные, грациозные представители кошачьих, бизоны и даже носороги, все они застыли в неуловимом порыве и готовности к атаке. Однако в пещере нет изображений растений или природных ландшафтов. Некоторые ученые предположили, что рисунки показывают древнюю звездную карту с созвездиями. Другие считают пещеру святилищем или культовым местом для древних людей.

Интересный факт: многие доисторические картины сохранились настолько хорошо, что трудно поверить в их возраст. Этот феномен объясняется наличием на сводах своеобразной прозрачной корочки отложений кальцитных солей. Она защищает изображения подобно лаковому покрытию.

Зоны пещеры Ласко

Ученые формально разделяют пещеру на отдельные участки.

Иногда его называют Ротонда. Протяженность этого отрезка 17 метров, ширина 6 метров, высота до 7 метров. Здесь находятся изображения четырех огромных черных быков. Один из них имеет размер более 5 метров. Это самый крупный наскальный рисунок когда-либо обнаруженный археологами. Возможно, этот бык нарисован в натуральную величину.

В этом зале сосредоточена самая внушительная коллекция изображений. Кроме быков, здесь десяток лошадей, несколько оленей и медведь. А также непонятное животное с рогом на лбу. Конечно же, его стали называть единорогом (может быть они все же существовали?).

Осевой проход

Он следует сразу после Зала быков. Его длина тоже около 17 метров, а вот ширина и высота меньше. Здесь также можно увидеть лошадей, оленей и быков. К тому же есть некоторые простые символы.

Эта зона лежит правее осевого прохода. Большинство рисунков здесь повреждено постоянным движением воздуха.

Путь прямо через осевой проход ведет в Неф. Он уже выше, и длина его 20 метров. Здесь можно выделить корову, оленей и бизонов. Плюс к этому много непонятных знаков. В частности участок, поделенный на квадраты. Предположительно это жилище, одежда из лоскутов, а возможно доисторическая ловушка для животных.

Кошачий лаз

Сразу за Нефом есть часть пещеры, где нет рисунков. Затем расположен участок под названием «Кошачий лаз». Он очень узкий. Его длина 20 метров. Большинство изображений на этом участке показывают семейство кошачьих.

Эта часть представляет собой круглый грот. Он расположен в месте, где сходятся «Осевой проход» и «Неф». Здесь порядка 1000 изображений животных и различных знаков. Только в Апсиде можно увидеть единственный рисунок северного оленя во всей пещере Ласко.

Или как его еще называют «Колодец» лежит сразу после Апсиды. Чтобы попасть в него, нужно спуститься в нижнюю часть пещер на глубину около 5 метров.

Именно здесь есть один из самых таинственных рисунков во всей пещере Ласко. На нём показан человек, который стоит (или лежит, а может падает) между носорогом и бизоном. Причем у человека голова птицы, бизон проткнут небольшим копьем, а носорог, по всей видимости, не выдержав этого безумия, спешит покинуть сюрреалистичный рисунок. Есть версия, что это иллюстрация какого-то мифа.

Схематичное расположение участков представлено на рисунке ниже.

Археологические исследования пещеры Ласко

В ходе изучения, археологи надеялись найти следы захоронений, которые пролили бы свет на жизнь древних людей, но находили только новые и новые рисунки, а также примитивные предметы древнего мира.

На сегодняшний день зафиксировано более 1900 наскальных рисунков (по некоторым данным их количество порядка 6000).
В основном на рисунках представлены различные животные. Напомним, изображены они в движении.

Время, когда были сделаны эти наскальные рисунки, неизвестно. Ученые считают, что это примерно 18-15 век до н.э. Сначала их относили к мадленской культуре, но позже стали ассоциировать с ранней солютрейской культурой.

Археологи нашли в пещере древнейшие орудия. Более 400 каменных предметов, 28 костяных орудий, предметы, похожие на украшения, а также следы красящих веществ, которыми наносились картины.

Расцвет и закат туризма в пещере Ласко

С 1948 года пещеру оборудовали для посетителей. Её популярность постоянно росла. Провелт земельные работы, из-за которых изменился уровень и характеристики почвы. Построили лестницу и провели освещение.

Ежедневное число посетителей приближалось к 1500. К сожалению, это стало пагубно влиять на свойства самой пещеры и особенно её рисунков.

Открытие пещеры Ласко изменило её микроклимат. Туристы ежедневно выдыхали около 50 литров водяного пара и 2500 литров углекислого газа, которые, вступая в химические реакции, стали разрушать тысячелетние защитные слои кальцитовых отложений.

На стенах стали появляться колонии плесени. В частности выделялись так называемые «белая», «зеленая» и «черная» болезни. Это разные виды грибка и плесени, соответствующих цветов.

Так как у нас сайт «Достопримечательности мира», а не «Биология», то расписывать латинские названия плесени, гибка и прочих разрушающих организмов мы не будет. Скажем лишь, что влияние обильного числа посетителей оказалось губительно для пещеры.

В 1957 г. установили систему поддержания микроклимата в пещере. Но она не справлялась с задачей. Пещера медленно разрушалась, рисунки портились. Учитывая крайнюю важность пещеры для исследования, власти решили закрыть её в 1963 году.

Только в 1965-67 годах удалось стабилизировать оптимальную температуру и влажность внутри пещеры.
Стоит отметить, что по сей день в разных участках пещеры периодически образуется плесень. Теперь два раза в месяц команда специалистов в защитных костюмах с хирургической точностью вручную очищает своды от грибка.

15 лет набегов туристов нарушили хрупкий баланс, из-за которого пещера сохранялась многие тысячелетия, а уникальная доисторическая живопись подверглась угрозе исчезновения.

Имитация древней пещеры — Ласко 2

После того, как реальную пещеру Ласко закрыли, ученые сделали массу фотографий расписанных сводов пещеры. Было решено воссоздать часть пещеры в натуральную величину. Построили сооружение, где воспроизвели живопись древней пещеры. Копию стали называть Ласко 2. Она включает в себя Зал Быков и Осевой Проход и лежит в 200 метрах от оригинальной пещеры. В июле 1983 г. её открыли для посещения.

Копии наскальных рисунков Ласко находятся в парке дю Тот недалеко от Монтиньяка.

Наскальная живопись во Франции

Франция может похвастаться богатыми традициями в истории и культуре с древнейших времен. На территории этой страны сделаны археологические открытия, перевернувшие представления научного мира о жизни человека в каменный век. Один из главных источников информации для ученых – наскальная живопись, обнаруженная в разных уголках этого государства.

Пещера Ласко

Великое археологическое открытие произошло случайно в 1940 году в пещере недалеко от Монтиньяка, расположенной в юго-западной части Франции. Во время грозы упало дерево, которое приоткрыло вход в пещеру группе любопытных подростков. Юноши обнаружили внутри наскальные рисунки, многие из которых сохранились идеально.

Пещера Ласко небольшая – длина проходов составляет всего 250 метров. Однако тут расположены тысячи изображений, выполненных минеральными красками черного, желтого и красного цветов. Под сводами пещеры можно увидеть людей, символы и животных – их тут больше всего. Лошади, олени, бизоны, носороги изображены в движении. Ученые разделили пещеру на тематические залы.

Широкую известность получил Зал быков. Другое его название – Ротонда. Размер одного из четырех изображенных в этом зале быков – более пяти метров. На сегодняшний день это крупнейший из когда-либо обнаруженных наскальных рисунков.

Предполагают, что древняя живопись, найденная в пещере Ласко, была сделана в 18-15 веках до нашей эры. Во время раскопок тут также обнаружены похожие на украшения предметы и костяные орудия.

С 1979 года Ласко внесена в реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО. Вход для туристов закрыт уже более двадцати лет. Однако все желающие могут побывать в ее копии и познакомиться с живописью легендарного Зала Быков и Осевого прохода – часть пещеры воссоздана в натуральную величину в 200 метрах от оригинала.

Пещера Коске

На побережье Средиземного моря недалеко от Марселя находится еще одно место, где можно увидеть рисунки, выполненные художниками древности. Необычную пещеру в 1985 году обнаружил дайвер Анри Коске, в честь которого и было названо это уникальное место.

В наши дни побывать внутри пещеры Коске под силу не каждому – вход располагается глубоко под водой. Каждому, кто хочет увидеть рисунки, придется преодолеть 137-метровый тоннель. Сам Анри Коске смог добраться до наскальной живописи только спустя шесть лет после открытия пещеры. В 1992 году тут погибли дайверы-любители, после чего вход ограничили. Погружаться в Коске рекомендуют только с опытным инструктором.

Большая часть рисунков, созданных примерно 29 тысяч лет назад, уничтожена морской водой. Самые древние – простые очертания, отпечатки ступней и ладоней. Позже были выполнены изображения животных и птиц. Примечательно, что тут можно увидеть тюленей, пингвинов и медуз.

Пещера Шове

Самые древние наскальные рисунки в мире обнаружены в пещере на юге Франции в 1994 году – их возраст около тридцати тысяч лет. Эта находка стала сенсацией в научном мире. Раньше ученые полагали, что искусство развивалось от примитивных форм к сложным. Однако более 300 изображений, найденных в пещере Шове, опровергли эту теорию.

По мнению исследователей, древний человек, который жил в тот период, был способен нарисовать простейшие вещи – например, линии или точки. Однако вопреки этому древние художники талантливо рисовали животных ледникового периода. Найденную тут живопись по праву считают одной из самых совершенных в эпоху палеолита.

Как и многие другие пещеры, Шове сегодня закрыта для посещения туристами. Однако побывать внутри можно, посмотрев фильм «Пещера забытых снов».

Пещера Нио

Еще одно скопление древних рисунков находится на юго-востоке Франции. Уже с семнадцатого века пещера Нио известна любопытным путешественникам и местным жителям. Им даже не приходило в голову, что изображения на стенах – уникальный образцы наскальной живописи, поэтому тут можно увидеть рядом с рисунками надписи.

Все изменилось в 1906 году, когда капитан Моляр решил составить подробный план этого места и открыл зал, который позже назвали Черным салоном. Этот зал – самый большой в пещере. Изображения животных расположены не беспорядочно, они сформированы в отдельные композиции. Древний художник необычным образом использовал естественное углубление пещеры. По форме оно напоминает голову оленя. Сверху дорисованы рога – получилось необычное объемное изображение.

Археологи продолжили изучение пещеры. В 1970 году обнаружен еще один зал – Ресо-Кластр. Внутри него можно увидеть наскальную живопись и отпечатки ног наших далеких предков. Предполагают, что они принадлежали детям не старше двенадцати лет.

Рисунки в Нио были нанесены в период 11500-10500 до нашей эры. Больше всего здесь изображений животных: козлов, оленей, бизонов. Вероятно, тут проводили обряды для привлечения удачи на охоте, так как на стенах много рисунков зверей, пронзенных стрелами.

Первые образцы древней живописи можно увидеть уже в 500 метрах от входа. Большая часть наскальных изображений находится в главном туннеле, протяженность которого 2 километра.

Для туристов рядом создан Пиренейский парк доисторического искусства, в котором можно познакомиться с образом жизни древнего человека и лучше понять выполненные им наскальные рисунки.

Исследование работ древних художников продолжается и в наши дни, многие из них так и не разгаданы. Губительное воздействие на древнюю живопись оказывает изменение температуры и влажности, поэтому вход во многие пещеры закрыт или ограничен, а рядом с ними открыты музеи для туристов.

Достопримечательности Франции

Топ достопримечательностей (1332)

Могила Наполеона Бонапарта находится под золочёным куполом собора Святого Людовика Дома инвалидов. Как известно, Наполеон скончался на острове св. Елены 5 мая 1821 года. В 1840 году король Луи-Филипп получил согласие Великобритании на возвращение праха изгнанника во Францию.

Лувр был и крепостью, и королевским дворцом, а сейчас он – один из крупнейших музеев мира, принимающий в год до 10 миллионов посетителей. Построенный в 1190 году при Филиппе-Августе как крепость, Лувр потерял свои оборонительные функции в XIV столетии, и архитектор Карла V Раймон дю Тампль начал превращать его в королевскую резиденцию.

Парижский Диснейленд – одна из самых популярных достопримечательностей не только Франции, но и всей Европы. Люди часто предпочитают этот парк аттракционов Лувру или Эйфелевой башне. А ведь парк мог оказаться в другой стране.

Эйфелева башня – символ Парижа, её силуэт виден здесь почти отовсюду. Каждый день сюда стремятся тысячи туристов. Но так было не всегда. Стальная башня на Марсовом поле – памятник дерзаниям XIX века. Во второй половине столетия Франция, демонстрируя своё технологическое лидерство, провела ряд всемирных выставок.

Крепость Бастилия, расположенная в Гренобле на правом берегу реки Изер, была построена в середине XIX столетия. Однако еще в конце XVI века на этом месте была построена крепость для защиты Гренобля от нападений.

Памятников Жанне д’Арк в Париже несколько, самый известный из них установлен на небольшой площади Пирамид, что на Риволи. Площадь, расположенная напротив входа в сад Тюильри, названа так в память об экспедиции Наполеона в Египет.

Необыкновенно красивая площадь Массена по масштабам не уступает парижским. Это настоящий центр города, по которому хочется ходить и ходить. Площади почти два века: она зарождалась в период интенсивного развития города в 1820-1830 годах.

Старый город – древняя часть Ниццы, в которой легко заблудиться. Беспорядочный лабиринт улочек, старинные дома, кругом – ресторанчики, лавки, галереи художников. Бродить по Старому городу лучше пешком: по многим узким улочкам автомобиль не проедет, а велосипед придётся таскать по каменным лестницам.

Кафедральный собор Отёна был освящен именем Лазаря – того самого, которого воскресил Иисус Христос. Лазарь был воскрешен на четвертый день после своей смерти, после этого прожил еще целых тридцать лет, за которые успел даже стать епископом.

Собор Парижской Богоматери – один из самых известных храмов мира, выдающийся памятник архитектуры, воспетый поэтами, писателями, художниками. Стройная масса собора на острове Сите видна издалека. Когда римский император Константин в начале IV века признал христианство, здесь на месте бывшего языческого храма появилась церковь святого Стефана.

Площадь Гарибальди – одна из старейших в городе. Это символическое для Ниццы место, связанное с именем самого знаменитого её сына. Такое название она носила не всегда: ансамбль неподалёку от городской гавани начал формироваться ещё в XVIII веке.

Версаль – самая известная в мире королевская резиденция. Окружённая знаменитым парком, она находится в шестнадцати километрах к юго-западу от Парижа. История Версаля Первое упоминание о замке на этом месте восходит к XII веку.

Название одной из самых больших площадей Франции произошло от названия виноградника, который принадлежал епископу в XII веке. Он назывался «красивый сад» или «bellа curtis». Площадь Белькур в Лионе признана третьей по величине площадью в стране – ее размеры 312 на 200 метров, больше нее во Франции только парижская площадь Согласия и Шахматная площадь в Бордо.

Аллея Звёзд около Дворца фестивалей и конгрессов в Каннах может стать одним из самых больших разочарований для туриста. Прежде всего, это никакая не аллея. Воображение рисует два ряда пальм, а между ними – вмурованные в тротуар отпечатки рук кумиров.

Базилика Сен-Сернен – один из старейших храмов в Тулузе и единственное сохранившееся от аббатства Святого Сатурнина здание. Базилика также была освящена именем этого святого, который жил здесь в III столетии, был первым епископом в городе и, отказавшись участвовать в языческих жертвоприношениях, принял мученическую смерть – был привязан к быку, которого погнали по городской площади.

Кафедральный собор Нарбонна входит в число самых высоких храмов Франции – высота его сводов составляет около 40 метров. Собор был освящен именами Юста и Пастора, двух малолетних братьев, которые в начале IV столетия были подвергнуты мучениям и казни за свою христианскую веру.

Елисейские поля – самая известная и де-факто главная улица Парижа. Здесь – самые дорогие и шикарные рестораны, здесь проходят военные парады в дни национальных праздников Франции, сюда устремляются миллионы туристов со всего мира.

Наверное, нигде в мире больше нет площади, на которой стоят сразу три памятника близким родственникам. А в Париже такая есть. Она носит имя генерала Катру, но могла бы называться площадью трёх Дюма – на ней стоят памятники писателям Дюма-отцу и Дюма-сыну, а также самому старшему – отцу отца – генералу Дюма.

Античное наследие древнего города Араузиона в Оранже представлено двумя сооружениями – триумфальной аркой и театром. Оба строения охраняются ЮНЕСКО как объекты Всемирного наследия. Активное строительство в Араузионе было развернуто после того, как земли поселения и вокруг него были подарены императором Октавианом Августом воинам второго легиона.

Монмартр – бывшее предместье Парижа, лежащее примерно в 4,5 километрах к северу от Сите. В черту города бывшая деревня вошла только в 1859 году. Сегодня это одно из самых привлекательных для туристов мест – здесь находится великолепная базилика Сакре-Кёр, отсюда открывается невероятный вид на Париж.

Blogee

В древних пещерах Франции изображены отпечатки рук

В 1985 году ныряльщик Анри Коске недалеко от мыса Моржю в окрестностях Марселя на глубине 37 метров нашел узкий проход в скале. Тогда он и не предполагал, какое важное открытие ему еще предстоит сделать. В течение шести лет подводник исследовал туннель, медленно и осторожно продвигаясь по нему вглубь скальной породы. В результате он добрался до пещеры, стены которой были украшены наскальной живописью. Оказалось, что самые старые рисунки были нанесены примерно 29 тысяч лет назад. Среди них – 65 отпечатков ладоней, на которых отсутствуют фаланги некоторых пальцев.

Сейчас вход в подводную пещеру расположен на глубине почти 40 метров. Но это легко объяснить повышением уровня Средиземного моря в период палеолита – из-за таяния ледников. Чтобы добраться до пещеры необходимо проплыть 175 метров подводного туннеля, поднимающегося вверх. На преодоление этого расстояния ныряльщику Анри Коске пришлось потратить долгих шесть лет. И только в 1991 году он наконец смог попасть в пещеру.

Подводный зал в отличие от туннеля расположен выше уровня моря и лишь слегка подтоплен водой. На стенах этого зала ныряльщик увидел большое количество изображений, часть из них были нанесены краской, а часть – нацарапаны.

Среди изображений чаще всего встречались животные: лошади, бизоны, олени, горные козлы, разные представители кошачьих, тюлени и пингвины. Как правило, все животные нарисованы с большими животами и непропорционально тонкими конечностями. Самыми необычными среди всех являются изображения неизвестного существа, которые были найдены в северной части пещерного зала. Эти существа судя по рисункам имели круглые туловища, небольшие головы и торчащие в стороны то ли лапы, то ли крылья.

Ученые, которые исследовали древние наскальные рисунки подводной пещеры, долго не могли однозначно ответить – кого именно рисовали древние: черепах, пингвинов или динозавров. В итоге все сошлись на мнении, что это – бескрылая гагарка, ныне истребленная. Хотя еще в 19 столетии она встречалась в Европе и по своему виду действительно напоминала пингвина – летать не умела и больше проводила времени в воде, чем на суше.

Все рисунки выполнены в контурном стиле, в основном – черной, реже – коричневой краской. Часть изображений вырезаны на поверхности скальной породы. Как выяснили исследователи, краску наносили с помощью кисточки, изготовленной из трубчатой кости, на кончике был закреплен пучок шерсти. Краску, скорее всего, изготавливали из животного жира и натуральных красителей, таких как мел, охра, уголь.

Однако большую часть самых древних рисунков пещеры Коске составляют отпечатки человеческих рук. Ориентировочный возраст этих отпечатков составляет около 28 – 29 тысяч лет. Их обнаружили в восточной части пещеры. Ученые предполагают, что посредством этих отпечатков древние люди указали путь от входа к большой шахте пещеры.

Каким образом рисовали именно эти изображения – пока точно неизвестно. Есть два варианта: окунали руку в краску и прикладывали ее к поверхности стены, или прикладывали чистую руку к стене, а вокруг нее разбрызгивали краску. Но на всех отпечатках есть одна повторяющая странность: на них отсутствуют фаланги пальцев – иногда всех, кроме большого. Эту загадку ученые не могут разгадать до сих пор. Вначале предполагали, что отсутствие фаланг пальцев являлось вполне объяснимым – первобытные люди могли терять пальцы из-за ранений, гангрен, обморожений или во время охоты. Но тогда почему на всех рисунках неизменно присутствует большой палец?

Во Франции найдена пещера Ласко

Наскальные рисунки пещеры Ласко во Франции,

Пещера Ласко (фр. Grotte de Lascaux) была открыта 12 сентября 1940 года французскими школьниками из городка Монтиньяк. Они случайно обнаружили пещеру, стены которой были сплошь покрыты удивительными рисунками людей и животных – быков, зубров, носорогов, лошадей, оленей, нарисованными в натуральную величину охрой, сажей и мергелем и обведенными темными контурами. Сама пещера относительно небольшого размера: совокупность галерей – примерно 250 м в длину при средней высоте в 30 м.

Специалист по истории первобытного общества А.Брейль стал первым исследователем, посетившим пещеру Ласко 21 сентября 1940 года, где сделал множество измерений и провёл несколько месяцев, изучая первобытную живопись вместе с другими учеными. Поначалу у искусствоведов подлинность рисунков вызвала сомнение. Но тщательная экспертиза отвергла всяческие подозрения в подделке и признала их истинными, а возраст изображений был оценен в 15 тысяч лет.

27 декабря 1940 года пещера Ласко была классифицирована как исторический памятник Франции, а в 1979 году вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Практически с первых же дней обнаружения этой галереи наскальной живописи, к пещере Ласко, началось паломничество туристов, что поставило под угрозу сохранность исторического памятника. Уже в 1955 году были зафиксированы первые признаки разрушения рисунков. Не смотря на усилия ученых, ситуация с каждым годом ухудшалась. И в апреле 1963 года доступ в Ласко для широкой публики был запрещен.

После завершения восстановительных работ международная комиссия пришла к выводу, что наскальные рисунки можно считать спасенными, но ненадолго. Ученым предстоит еще сложная исследовательская и практическая работа для полного восстановления биологического баланса пещеры, при котором рисунки можно будет сохранить для будущих поколений.

Рядом с законсервированной пещерой была создана ее копия – Ласко II, которая 18 июля 1983 года была открыта для посетителей. Она представляет собой бетонное сооружение, внутри которого точно воспроизвели наскальные изображения выбранных частей Ласко.

Пещера Ласко во Франции – важный палеолитический памятник по количеству, качеству и сохранности наскальных изображений. Живописные и гравированные рисунки пещеры не имеют точной датировки. Долгое время их приписывали древней мадленской культуре, но последние изыскания показали, что скорее они относятся к более ранней солютрейской культуре.

Удивительная старинная пещера во Франции

Если вы когда-нибудь хотели пожить где-нибудь в переще, чтобы просто уйти от всего, что вас окружает, то это ваш шанс

Дом в пещере теперь известный как Chez Hélène-Amboise Troglodyte, расположенный в Долине Луары в центральной Франция, был когда-то приобретен всего за 1 евро. Дом находится недалеко от городка Amboise, в котором когда-то жил Леонардо Да Винчи. Дома в пещерах в этой местности не редкость в связи с тем, что добычей полезных ископаемых здесь занимаются уже с 11 века и за все время образовалось немало пещер. Однако в связи с отсуствием в них удобств, большинство таких домов было заброшено еще в начале прошлого века. Однако теперь такие дома опять становятся популярными в связи с тем, что их можно купить задешево.

Алексис Ламур (Alexis Lamoureux) стал одним из молодых людей приобревших дом в пещере. Когда ему было 23, он потерял работу в баре в городе неподалеку и был вынужден вернуться в Amboise, где вырос, в поисках другой работы и жилья для себя и своей девушки Лотте ван Риел (Lotte van Riel).

Алексис услышал о доме в пещере, который когда-то принадлежал его двоюродной бабушке и решил на него посмотреть. Место было оставлено без присмотра на протяжении 25 лет. Дом был сырой, переполнен мусором. В нем не было ни электричества, ни водопроводов, ни канализации. Для Алексиса это была просто мечта, потому что он мог все построить так, как хотел. Он направился в государственные органы, которые отвечают за заброшенные жилища и оказалось этот дом можно было купить на аукционе уже на следующей неделе. Он предложил сумму в 1 евро и агентство приняло это предложение. «Я сказал, что я один и что мне предстоит сделать много работы» — говорит он «Я знал, что они его все равно не продадут и что они не хотели тратить так много денег на это место, они просто хотели избавиться от него».

Необходимо было сделать пещеру не только жилой, но и устойчивой. Алексис составил бизнес-план и пошел в 10 различных банков, чтобы взять кредит на 25000 евро, но все банки ему отказали. Не испугавшишь этого, он и его девушка провели следующие три года усердно работая в ресторане его отца. Для того, чтобы начать работу они должны были прежде всего установить 11-метровые стойки внутри пещеры, чтобы обеспечить устойчивость. И вот тут то и началась каторга.

«Там не было воды, не было канализации, вообще ничего» — говорит Ламуре сейчас, когда ему уже 27 лет. «Я и моя девушка должны рыли канавы, для того, чтобы у нас была вода, электричество и канализация, а затем мы обустроили все внутри. Теперь у нас есть две спальни с двумя ванными комнатами и одной кухней и у нас только недавно появился и интернет. Все как в современных домах сейчас».

В настоящее время для Алексиса и Лотте это место является не только жильем, но оно также является и источником дохода. Купив пещеру за 1 евро и потратив в общей сложности 35 000 евро на ремонт, они специально построили отдельную вторую комнату, чтобы сдавать ее. Забронировать ее сейчас можно через Airbnb за около 50 евро за ночь. В пакет проживания также входит завтрак, а обед и ужин могут быть предоставлены по договоренности. У дома также есть своя собственная страница на Facebook.

«Вот так мы надеемся зарабатывать с помощью своего дома.» — говорит Ламур, добавляя, что в настоящее время он уже присматривает другие пустые пещеры в этом районе для строительства подобных жилищ.

Достопримечательности Франции — Пещера Ласко

Статья рассказывает об одном из значительных палеолитических памятников природы по количеству и качеству сохранившихся здесь наскальных изображений. О том, какое значение имеет пещера Ласко для науки, в виду её недавнего открытия и для привлечения туристов в район, где она расположена. Любители истории и археологии ни за что не пропустят возможности посетить это место, чтобы убедиться в исконности таланта человека и его неиссякаемости.

История открытия пещеры

Согласно фактам, пещера была обнаружена совершенно случайно, в сентябре 1940 года, во время немецкой оккупации Франции, четырьмя мальчишками, которые наткнулись на отверстие, образовавшееся после падения сосны, в которую попала молния. Случилось это в тот момент, когда играя на холме, они потеряли собаку и кинулись её разыскивать. Один их них и провалился в это отверстие. Молодые люди: Симон Коенка, Жак Марсаль, Жорж Аньель и Марсель Равида рассказали о своём открытии Леону Лавалю, своему учителю.

Первым из учёных — историков, который попал в пещеру, стал Анри Брейль, скрывавшийся в этом районе от фашистов. В сентябре этого же года учёный побывал в пещере и обнаружил множество рисунков. За несколько месяцев, которые он провёл в этом месте, он установил их подлинность, подробно все описал и изучил, сделав необходимые измерения. Продолжились дальнейшие раскопки пещеры уже после войны, в 1949 году группой учёных во главе с Анри Брейлем. Он предполагал найти могильное захоронение, но его ожидания не оправдались, зато количество вновь найденных наскальных рисунков увеличилось в разы.

С 1952 по 1963 год производились детальные раскопки уже на поверхности и были обнаружены ещё около полутора тысяч изображений (в последней описи количество рисунков обозначено цифрой – 1900). Эти наскальные рисунки изучали многие знаменитые учёные историки и археологи, такие как Андре Леруа-Гуран, Аннет Ламинг-Амперер и уже в самом конце двадцатого века – Норбер Ожуля.

Местонахождения памятника природы – пещеры Ласко

Уникальность пещеры в её оформлении, так как на её стенах находятся гравированные и живописные рисунки, датируемые, примерно, 18-15 тысячелетием до нашей эры. Французы часто называют её «Сикстинской капеллой живописи первобытных людей». Природная достопримечательность находится в департаменте Дордонь, в сорока километрах от города Перигё в юго-восточном направлении, в известняковом холме на берегу реки Везер. В регионе много пещер, но эта отличается своей относительной «сухостью», так как толстый слой прочного мрамора защищает её от избыточной влаги и предохраняет от образования новых кальцитовых слоёв.

Туризм и решение проблемы сохранности

Классификацию исторического памятника Франции пещера Ласко получила сразу же, в декабре 1940 года, а с октября 1979 года она внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Уже с 1948 года в пещеру началось паломничество туристов и с каждым годом количество желающих посмотреть и прикоснуться к творчеству первобытных людей становилось всё больше и больше. В связи с наплывом туристов, в пещере был проведен ряд работ, которые изменили уровень грунта в пещере и его свойства. Возникла реальная угроза сохранности исторических рисунков.

Первые признаки повреждения наскальной живописи из-за перенасыщенности углекислым газом, появились в 1955 году. Рисунки стали менять очертания и тускнеть. В пещере впервые была смонтирована установка, восстанавливающая атмосферу пещеры и стабилизирующая температуру и влажность воздуха. Но поток туристов не иссякал и достиг 1000 в день.

Большое количество углекислого газа, повышенная температура и освещение вызвали развитие «зелёной болезни», то есть плесени. Затем началось перенасыщение среды диоксидом углерода, и началась «белая болезнь» — оседание слоя кальция на стены и рисунки. И не смотря на систему озоновой фильтрации, болезни эти не проходили. В связи с чем, в апреле 1063 года министерство по делам культуры, во главе с Андре Мальро, приняло постановление о закрытии пещеры для доступа туристов и другой публики.

В начале 70-х годов двадцатого века была создана репродукция небольшой части пещеры, получившей название Ласко1, которую можно посмотреть любому желающему. К 1967 году старания учёных дали свои результаты, и в пещере восстановилась прежняя циркуляция воздуха, что даёт надежду на сохранение уникальной наскальной живописи пещеры.
В течение пятнадцати лет активных посещений пещеры Ласко была серьёзно нарушена та атмосфера, которая на протяжении тысячелетий сохраняла произведения искусства первобытного человека.

Наскальные изображения

Животные семейства кошачьих изображены в части пещеры под названием «кошачий лаз». Сюда очень трудно забраться, но тем интереснее посмотреть на примитивный стиль изображения диких кошек и других животных.

Загадочная композиция: человек, который падает между двумя огромными животными: бизоном и носорогом. Здесь ещё есть группа знаков – это шесть точек, расположенных попарно, между человеком и носорогом, а под рисунком человека и бизона – знак со сложным зубчатым символом. К сожалению, истинный смысл этих символов до сих пор не разгадан. Интересен тот факт, что фигуры животных прописаны с особой тщательностью, тогда как фигура человека схематично и небрежно. Это подтверждает мнение учёных о большой важности для первобытного человека всего, что его окружало.

Самая впечатляющая наскальная картина находится в «зале быков». Она очень больших размеров, около пяти метров в длину. Изображены на рисунке зубры, расположенные рядами друг против друга, сопутствуют им несколько лошадей и огромное неизвестное животное с одним рогом на лбу. Противоположная стена украшена семьёй зубров с детёнышами, шестью оленями и медведем. Всё это нарисовано цветными красками, поэтому сильно впечатляет. Другие рисунки также посвящены животным в разных композициях – это и убегающие лошади, олени и бараны. Несколько животных изображены вверху, на потолке, как бы перебегающими с одной стены пещеры на другую.

В «нефе» находятся изображения четырёх групп: плывущие олени, корова, выполненная чёрной краской, бизоны разные отпечатки, а также эти стены испещрены загадочными геометрическими фигурами.

Археологические находки

При детальных раскопках, которые по просьбе А.Брейля, провёл А. Глори, было найдено много находок, имеющих историческую ценность в виде каменных орудий, орудий из кости, украшения, угольки и остатки красящих веществ. В «нефе» обнаружены светильники, краски. «Апсида» преподнесла находки в виде скребков, резцов, острия дротиков. Красящие вещества, найденные в пещере, были тщательно обследованы. Результаты показали, что все они натуральные и использовались без применения примесей.

Сегодняшний день пещеры

Сейчас при министерстве культуры Франции создан специальный «Международный комитет по проблемам пещеры Ласко», который занимается исследованием всех проблем, возникающих внутри пещеры. Начиная с 2006 года, специальная команда специалистов, раз в две недели, вручную проводит обработку стен от грибкового волокна, появляющегося там с завидным постоянством.
Интерьер пещеры Ласко. Первый зал – ротонда или зал быков, который переходит в узкий коридор, который ведёт в «пассаж». Далее идёт «неф», затем «кошачий лаз» и «апсида» — круглый зал.

Размеры пещеры не велики, примерно двести пятьдесят метров длины и высота в среднем метров тридцать. Росписи находятся в верхней части пещеры. Вход в пещеру остался таким же, каким и был в древние времена, только снабжён системой тамбуров. Она разделена на залы, получившие каждый своё название по определённой цветовой гамме. Все названия были придуманы Андре Брейлем.

Ласко – 2

После закрытия пещеры для посещений национальным географическим институтом Франции была проведена съёмка всех настенных росписей, на основе которой была проведена работа по созданию копии нескольких частей пещеры. Это мероприятие финансировалось как государством, так и департаментом Дордонь. Эта искусственно созданная пещера представляет сооружение из бетона, внутри которого воспроизведены все изображения, существующие в настоящей пещере.

Копия расположена в двухстах метрах от настоящей, и открыта для посещения с июля 1983 года.

Источник

Пещера Ласко. «Сикстинская капелла» доисторической живописи.

В сентябре 1940 г. близ местечка Монтиньяк, на юго-западе Франции, четыре школьника старших классов отправились в задуманную ими археологическую экспедицию. На месте уже давно вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра, вызвавшая их любопытство. Ходили слухи, будто это вход в подземелье, ведущее в соседний средневековый замок. Внутри оказалась еще дыра меньших размеров. Один из ребят бросил в нее камень и по шуму падения заключил, что глубина порядочная. Он расширил отверстие, вполз внутрь, чуть не упал, зажег фонарик, ахнул и позвал других. Со стен пещеры, в которой они очутились, смотрели на них какие-то огромные звери, дышащие такой уверенной силой, подчас, казалось, готовой перейти в ярость, что им стало жутко. И в то же время сила этих звериных изображений была так величественна и убедительна, что им почудилось, будто они попали в какое-то волшебное царство. Придя в себя, они догадались, что это не подземелье, которым пользовались семь-восемь веков назад рыцари феодального замка, а пещера доисторического человека, жившего здесь много тысячелетий до нашей эры. Сообщили о своей находке учителю. Тот сначала отнесся недоверчиво к их рассказу, но когда вместе с ними сам проник в пещеру, замер от изумления и восхищения.

Так была открыта пещера Ласко*, вскоре прозванная «Сикстинской капеллой первобытной живописи». Это сравнение со знаменитыми фресками Микеланджело не преувеличенное, ибо живопись пещеры полностью выражает духовные устремления и творческую волю людей, создавших собственное, поражающее нас до сих пор, изобразительное искусство.

Заслуга французских школьников не ограничивается открытием пещеры. Они устроили возле нее свой лагерь и стали первыми хранителями новоявленных миру художественных сокровищ: благодаря их бдительности древнейшие памятники живописи уцелели в те дни, когда молва о них разнеслась по округе, привлекая толпы любопытных.

Живопись эта столь выразительна, что кое-кто даже усомнился в ее подлинности, высказав предположение, вскоре полностью опровергнутое научной экспертизой, будто это — творения современных нам живописцев, пожелавших посмеяться над легковерной толпой. Подобные же басни, даже со ссылкой на иезуитов, якобы возмечтавших разоблачением подделки опровергнуть древность человеческого рода, распространялись в последнюю четверть прошлого века, когда в Северной Испании была открыта столь же знаменитая Альтамирская пещера с ее замечательной живописью.

Силу зверя, его величие, как бы самую душу его, красоту зверя в беге, в порыве и в покое, власть зверя, его вечное и грозное присутствие в окружающем мире — вот что пожелали передать и передали с законченным мастерством живописцы пещер позднего палеолита.

Сотни фигур, обведенных темными контурами, желтых, красных, коричневых, писанных охрой, сажей и мергелем, украшают стены пещеры Ласко: головы оленей, образующие поразительно изящные декоративные фризы, козлы, лошади, быки, бизоны, носороги, почти в натуральную величину.

Взгляните на эти морды быков, отныне обозначенных в истории искусства как первый бык, второй бык, третий бык, четвертый бык. Нам не представить себе более разительного образа бычьей силы, самоутверждения зверя перед лицом созерцающего эту мощь человека. Скупые штрихи, передающие и упорный бычий взгляд, и мясистые бычьи ноздри, и огромные прямые рога, в которых власть и незыблемая уверенность всей фигуры обретают свое увенчание.

Фигуры, разбросанные по стенам, не связанные друг с другом, не образующие общей живописной композиции, но каждая в отдельности представляющая вполне законченную композицию, иногда написанные одна поверх другой, словно в каком-то вдохновенном, все себе подчиняющем порыве.

В пещере Ласко мы все же встречаем редкую попытку изобразить массовую сцену с каким-то сложным сюжетом. Раненный копьем бизон, из брюха которого вываливаются внутренности. Перед ним поверженный человек. А в стороне носорог, который, быть может, и восторжествовал над человеком. Трудно установить точное содержание этой наскальной «бытовой» картины. Человек изображен схематично, неумело, как рисуют дети. Но ни один ребенок никогда бы не передал так трагедию погибающего бизона, грузную и спокойную поступь победно удаляющегося носорога. Все это — прославление не человеческого могущества, а звериного, над которым человеку еще надлежало восторжествовать.

Любимов Л.Д. Искусство древнего мира- М.: ‘Просвещение’, 1971 г

*Пещера Ласкó или Ляскó (фр. Grotte de Lascaux) во Франции — один из важнейших позднепалеолитических памятников по количеству, качеству и сохранности наскальных изображений. Иногда Ласко называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи». Живописные и гравированные рисунки, которые находятся там, не имеют точной датировки: они появились примерно в XVIII—XV тысячелетии до н. э. Долгое время их приписывали древней мадленской культуре, но последние изыскания показали, что они скорее относятся к более ранней солютрейской культуре.

Пещеры Франции

Пещеры с палеолитическими рисунками

Альтами́ра (La cueva de Altamira) — пещера в Испании с полихромной каменной живописью эпохи верхнего палеолита (Солютрейская культура). Находится около Сантильяна-дель-Мар в Кантабрии, Испания, в 30 км западнее Сантандера. Пещера с наскальными росписями эпохи позднего палеолита (Мадленская культура, 15-8 тыс. лет до н. э.)

Ласко. Пещера находится в историческом регионе Франции Перигоре на территории коммуны Монтиньяк (департамент Дордонь), примерно в 40 км к юго-востоку от города Перигё. Она расположена на левом берегу реки Везер в известняковом холме. Живописные и гравированные рисунки, которые находятся там, не имеют точной датировки: они появились примерно в XVIII—XV тысячелетии до н. э. Долгое время их приписывали древней мадленской культуре, но последние изыскания показали, что они скорее относятся к более ранней солютрейской культуре.

Комбаре́ль (фр. Grotte des Combarelles) — пещера на территории французской коммуны Ле-Эзи-де-Таяк-Сирёй в департаменте Дордонь. Длина пещеры 237 м. На стенах пещеры в 1901 году обнаружено более 400 зооморфных (олени, львы, мамонты, лошади и др.) и антропоморфных изображений, выполненных в основном гравировкой. В пещере изучена также стоянка эпохи верхнего палеолита.

Кро-Мань́он (фр. Cro-Magnon) — пещера в городе Лез-Эзи-де-Тайак-Сирёй департамента Дордонь на юго-западе Франции, известная благодаря останкам доисторического человека, найденным здесь в 1868 году французским палеонтологом Луи Ларте. Пещера дала название всем людям эпохи верхнего палеолита — кроманьонцы. Помимо человеческого погребения здесь были найдены кремнёвые орудия, а также украшения, которые относятся к Ориньякской и Граветтской культурам, датируемым примерно 30 тыс. лет до нашей эры.

Фон-де-Гом (фр. Font-de-Gaume) — пещера во Франции (город Ле-Эзи-де-Таяк-Сирёй, департамент Дордонь) с настенными изображениями животных эпохи позднего палеолита. Живопись грота Фон-де-Гом принадлежит к лучшим образцам пещерного искусства. Многочисленные изображения бизонов, диких лошадей, мамонтов, северных оленей и других животных выполнены в различной манере от древнейших линейных рисунков чёрной и красной краской до великолепнейших полихромных композиций, относящихся к мадленской эпохе (15 000 — 11 000 лет до н. э.).

Пещера Шове́ (фр. grotte Chauvet) — пещера с наскальными доисторическими рисунками на юге Франции вблизи небольшого города Вальон-Пон-д’Арк в долине реки Ардеш. По размерам пещера больше чем Ласко, включает залы и галереи общей длиной 800 метров и высотой до 18 метров. Люди населяли пещеру в период от ок. 37000 до 33500 лет назад, а затем снова в период от 31000 до 28000 лет назад. В пещере обнаружено 435 рисунков с изображениями животных. Наскальная живопись представляет собой один из древнейших образцов пещерного искусства в мире. Возраст старейших рисунков оценивается в 36 тыс. лет (ориньякская культура) однако точная датировка вызывает споры.

Пещера Коске — пещера, известная своей наскальной живописью, находящаяся на побережье Средиземного моря, в каланке Моржю, вблизи Марселя, Франция, недалеко от мыса Моржю. Вход в пещеру расположен под водой на 37-метровой глубине, что объясняется значительным повышением уровня Средиземного моря в эпоху палеолита. Старейшие рисунки представлены 65 отпечатками ладоней и другими очертаниями, датированными около 27 000 гг. до н. э. (граветтская культура).
Более поздние знаковые рисунки и 177 изображений животных датируются 19 000 гг. до н. э. (солютрейская культура).

Пеш-Мерль, фр. Pech Merle — пещера на склоне холма в коммуне Кабрере, департамент Ло/ На протяжении более 1,5 км тянется коридор со впадинами, на стенах некоторых из них обнаружены настенные изображения периода граветтской культуры, хотя некоторые рисунки, возможно, относятся к более поздней мадленской культуре (около 16 тыс. лет назад). В радиусе 10 км от пещеры находятся 10 других пещер с образцами искусства времён верхнего палеолита, однако, в отличие от Пеш-Мерль, все они закрыты для публики.

Пещера Руффиньяк, фр. Rouffignac, известная также как «Пещера тысячи мамонтов» в историческом регионе Франции Перигор. В пещере обнаружено свыше 250 настенных рисунков. Общая длина ходов пещеры составляет свыше 8 км. Настенные рисунки и гравюры относятся ко времени мадленской культуры, то есть 11-12 тыс. до н. э. В основном на рисунках изображены мамонты, буйволы, шерстистые носороги и альпийские козлы. К более раннему периоду относятся следы когтей пещерных медведей на стенах.

Пещера Труа-Фрер, фр. Trois-Frères, букв. «Три брата» — пещера на юго-западе Франции, известная образцами доисторического искусства (см. пещерная живопись). Расположена в Монтескьё-Аванте, департамент Арьеж, Франция. Пещерные рисунки выполнены около 13000 лет до н. э.

Капова пещера. карстовая пещера на территории Бурзянского района республики Башкортостан, Россия. Находится на реке Белой в одноимённом заповеднике «Шульган-Таш». Капова пещера известна благодаря наскальным рисункам первобытного человека периода палеолита, датируемых периодом от позднего солютре до среднего мадлена.

Пещера Ласко во Франции

Наскальные рисунки пещеры Ласко

Пещера Ласко (Grotte de Lascaux) – это пещера во Франции с обнаруженной там наскальной живописью, которая датируется примерно XVIII—XV тысячелетиями до н. э.

История открытия пещеры

На юге Франции имеется уникальнейшая пещера Ласко, которую обнаружили в 1940 году. Пещера была обнаружена случайно четырьмя подростками.

Хоть Франция в тот момент и была оккупирована Германией, но наскальные рисунки времен палеолита были столь изумительными, что пещера сразу же получила статус исторического памятника.

В эпоху неолита несколько поколений художников украшало стены пещеры уникальными рисунками людей и животных. Рисунки эти выполнены столь качественно, что пещера Ласко фактически стала картинной галереей древних художников.

Туристов начали пускать в пещеру в 1948 году. Причем в пещеру подвели электричество, чтобы туристы могли лучше рассматривать древние картины. Кроме того, в 1998 году здесь установили еще и кондиционеры. Ну а вход в пещеру закрыли мощной бронзовой дверью.

Пещеру Ласко ежедневно посещало несколько тысяч туристов. Хоть это и приносило хороший доход местным жителям, но рисунки начали разрушаться под воздействием огромного объема углекислого газа, который выдыхали туристы. Поэтому рядом была построена копия пещеры, чтобы поток туристов не уничтожил исторический памятник.

В пещеру сейчас открыт доступ лишь специалистам.

Описание пещеры Ласко

Древние художники оставили потомкам здесь около 2 тысяч гравюр и рисунков. На стенах пещеры изображены люди, животные и загадочные символы. Кроме того, очень интересно, что здесь нет изображений обычных оленей, но есть картинка единорога. Ведь в то время именно на оленей и охотились соплеменники художников. Не менее загадочно выглядит и рисунок человека с головой птицы. Поэтому у ряда исследователей появилась теория, что пещера Ласко была культовым местом в каменном веке, а не обычным жилищем.

Общая длина всех галерей около в 250 метров при средней высоте в 30 метров. Росписи пещеры Ласко находятся в верхней части системы.

Залы пещеры

Пещера Ласко условно делится на залы:

  • «Зал быков» или «Ротонда»
  • «Осевой проход»
  • «Пассаж»
  • «Неф»
  • «Кошачий лаз»
  • «Апсида»
  • «Шахта» или «Колодец»

Посещение пещеры Ласко II

Так как для туристов пещера Ласко закрыта, рядом воспроизведена копия пещеры, в которую открыт доступ. Она называется Ласко II и находится в 200 м от настоящей пещеры.

Где находится и как доехать, телефон, время работы, сайт

Адрес: Lieu-dit Lascaux, 24290 Montignac, Франция

Телефон: +33 5 53 51 95 03

Время работы: ежедневно, 10:00 – 19:00

Пещера Ласко во Франции на карте

GPS координаты: 45.053610, 1.170000

Пещера Ласко во Франции – отзывы

В этой статье ещё нет комментариев посетителей. Будьте первым, напишите свой отзыв об объекте или задайте вопрос.

Читайте далее: