Пьеро делла франческа мадонна дель парто | Vasque-Russia.ru

Пьеро делла франческа мадонна дель парто

Фреска Мадонна делла Парто. Пьеро делла Франческа

Мадонна дель Парто.Пьеро делла Франческа 206 x 203 см .1460.Chapel of the Cemetery, Monterchi, Italy

Пьеро делла Франческа — несомненно, один из величайших итальянских художников XV в. Его живопись отличают оригинальные пространственные решения, монументальность и бесстрастный рационализм. Творчество Пьеро — одна из вершин эпохи Возрождения.

Картина была написана художником для церкви городка Монтерки, город, входящий в провинцию Ареццо.
Пьеро делла Франческа расписал древнюю церковь Санта-Мария-а-Моментана. Великолепная фреска мастера «Мадонна дель Парто» в 1991 г. была помещена в отдельный небольшой музей.

Богородица изображена беременной, что придаёт образу сакральный и монументальный характер. Мадонна одновременно выражает божественное и человеческое; по сторонам от неё два ангела поднимают полог занавеса, как бы представляя нам её, одетую в простое голубое платье .

Первоначально фреска украшала боковой алтарь, посвященный святому Августину.
Мадонна, задуманная художником и написанная на этой скромной стене специально для благочестивых паломников, должна быть не святой или Богоматерью, а подругой и утешительницей, близкой и родной. Это просто беременная женщина, которую открывают взгляду два танцующих ангела. Одним своим видом она прогоняет все заботы и тревоги.

Мадонну дель Парто часто посещали женщины для защиты во время родов, которые совершили короткое паломничество из деревни, расположенной недалеко от церкви.
Она чуть расстегивает платье, чтобы одежда не стесняла дыхание. Одна рука на боку, другая указывает на плавный изгиб живота. В ее беременности не чувствуется ни неудобства, ни тяжести — только достоинство.
Мы видим нежную юношескую красоту Богородицы , подчеркнутую гордой позой шеи и высокого и благородного лба.

Мадонна Пьеро — утешительница, одновременно царственная и народная, близкая и понятная в своем положении: любая женщина, ждущая ребенка, видит в ней отражение собственного состояния. Таким был замысел Пьеро, такой смысл он вкладывал в свою работу.
Выражение ее лица бесстрастно и сдержанно: если ангелы глядят прямо на нас, то Дева Мария смотрит вниз, слегка опустив веки. Дородное тело, суровый взгляд — в своей беременности Богоматерь не может встретиться ни с кем глазами, не может вступить в диалог. Она думает о своем положении — особом, поскольку она Богоматерь, обычном и естественном, поскольку она просто мать.

Интерес Пьеро к симметрии особенно заметен в этой работе, где два ангела, держат края занавесей. Ангелы смотрят на зрителя, привлекая его внимание, словно открывают занавес для него.

Геометрическая форма занавеса подчеркивает объемы персонажей и как бы раздвигает пространство картины, кроме того, с богословской точки зрения, она предлагает убежище и защиту, как живот Марии для Иисуса.

Павильон представляет церковь, а Мадонна в своем конкретном состоянии символизирует евхаристическую скинию, поскольку она содержит тело Христа.

Пестрый гранатовый дамаск, также присутствующий в платье короля Соломона на фреске Легенды Истинного Креста , символически относится к плодородию, благородству Девы . Интерьер выложен мягким стеганым одеялом.

Фреска изначально создавалась для стоящей среди полей церкви Санта-Мария-ин-Сильвис, вероятно в год смерти матери, когда Пьеро приехал в Монтерки на похороны. Его замысел — дородная фигура царственной матери — был столь неприкрыт и очевиден, что роженицы стали обращаться к его Мадонне за помощью в родовых муках.

Уже в 1784–1786 годах этот пригородный район с маленькой церковью был избран местом для кладбища Монтерки. По этому поводу церковь была на три четверти снесена и превращена в кладбищенскую капеллу. Чудотворную фреску сняли, перенесли в нишу над главным алтарем обновленной капеллы и забыли, а веком позже любознательный и удачливый эрудит Винченцо Фунгини заново открыл этот простой и чистый шедевр Пьеро делла Франческа.

После землетрясения 26 апреля 1917 года было решено перенести фреску сначала в хранилище в районе Ле Вилле, а потом в Муниципальный музей Сансеполькро, где она и хранилась до 1922 года, когда судьба вновь вернула ее в первоначальную капеллу.
Сейчас для этой фрески построен отдельный музей в Монтерки.

Воспоминания тех,кто увидел эту фреску.”Это удивительное произведение. Ты как бы попадаешь совсем в другой мир, в другое измерение. Вся окружающая суета и маета куда-то пропадают, и ты остаешься один на один с прекрасной Женщиной, будущей матерью, которой предстоит пережить неимоверные страдания, о чем она пока еще не знает и даже не догадывается. Она вся в ожидании материнства. Выходишь из зала с картиной, и снова тянет войти и смотреть на нее.”

Пьеро делла франческа мадонна дель парто

Войти

Пьеро делла Франческа. (Раннее Возрождение)

Пьеро делла Франческа (Пьеро (Пьетро) ди Бенедетто деи Франчески) – крупнейший художник и теоретик эпохи Раннего Возрождения (1420-1492). Родился в семье красильщика и торговца шерстью в Умбрии, в маленьком городке Борго-Сан-Сеполькро рядом с Ареццо. Назван был по имени матери, т.к. отец его умер до его рождения. О жизни художника дошло мало достоверных сведений. Первое упоминание относится к 1431 году, когда Пьеро работает над первым заказом – расписывает церковные свечи.
Учился он у Доменико Венециано во Флоренции, под руководством которого работал в 1439 г. над украшением флорентийского собора Сан Эджедио (однако фрески не дошли до нашего времени . Работал в Римини, Ареццо, Урбино, Ферраре, Риме. 1450-1462 г. в родном городе, где был городским советником, была написана алтарная картина “Мадонна Милосердия”. Художник нашел необычайно выразительные приемы при создании образа Мадонны. Похожая на статую, фигура юной Марии превосходит размерами фигуры приподающих к ее ногам. Она распрастерла тяжелый плащ над ними, каждый может найти защиту и прибежище.

Мадонна Милосердия. («Мадонна Мизерикордия»), центральное панно; Пинакотека, Сансеполькро, 1445-1450-е гг.

Одновременно с «Мадонна Миилосердия» Пьеро делла Франческа написал знаменитое «Крещение», предназначенное для алтаря церкви Сан Джованни Баттиста в Борго Сансеполькро.

«Крещение» (Национальная Галерея, Лондон, 1445-1450 гг.

Фрески в алтаре церкви Сан-Сансеполькро Франческо в Ареццо (1452-1466) – самое замечательное создание мастера. На них изображена история Животворящего Креста, на котором распяли Христа, согласно “Золотой легенде”, рассказанной монахом 13 века Якопо де Вораджине. . Франческа выбрал основные моменты из многих. Вначале – “Смерть Адама”, когда на могиле Адама вырастает священное дерево, в конце -возращение реликвии в Иерусалим византийским императором Ираклием. В размещении сцен Франческа не следовал повествованию, а создал фресковый ансамбль, который рассчитан на единовременное обозрение. Сочетание объемности и в то же время плоскостности в изображении – одна из удивительных особенностей Пьеро делла Франческа, который соблюдая законы перспективы, не создавал иллюзии глубины пространства. Даже здания на фресках изображены в фаз, а не под углом.

История Адама (Смерть Адама). Фрески в церкви Сан-Франческо, 1452-1465 гг.

Открытие дерева Креста Христова: встреча царя Соломона и царицы Савской. Фрески в церкви Сан-Франческо, 1452-1465 гг.

На фасаде дворца царя Соломона очень высокие колонны настолько быстро уменьшаются по мере их удаления от зрителя, что видна в сущности только первая из них, разделяющая фреску на две части. На фреске господствует спокойный свет, краски лучезарны.

Сновидение Константина. Фрески в церкви Сан-Франческо, 1452-1465 гг.

Франческо тонко передал эффект искусственного освещения в луче света, исходящего от ангела, из темноты выступает шатер полководца. Это не имеет аналогий в итальянской живописи ХV века.

Пьеро делла Франческа часто посещал Урбино, выполнял поручения герцога Урбинского и был, вероятно, его другом. Двор Монтефельтро в Урбино был одним из центров интеллектуальной жизни Италии. Для Урбинского дворца было написано «Бичевание Христа» в 1455-1460 и являет собой итог всех живописные поисков художника Это одна из прекраснейших и самых загадачных картин художника. Сама сцена «Бичевания» расположена в глубине портика, на фоне строгой архитектуры. Ясные, четкие конструкции основываются на точных расчетах.

Бичевание Христа. Национальная Галерея, Урбино. 1455-1460 гг.

К 1460-м гг. относятся фрески «Мадонна дель парто» в погребальной капелле Монтерки (Ареццо); «Воскресение Христа» в Палаццо Консерватори (Сансеполькро) и св. Мария Магдалина в соборе в Ареццо. В «Мадонне дель парто» художник избрал тему, редкую для итальянской живописи и достаточно распространенную во Франции и Испании — Богоматерь, носящая во чреве младенца.

«Мадонна дель парто». Ареццо. 1460-е.

В 1470- х годах для семьи Монтефельтро он написал парные портреты Баттисты Сфорцо и Федерико де Монтефельтро (1465-1475, оба — Галерея Уффици, Флоренция). В портретах правителей Урбино ярко проявились две составляющие искусства художника: нидерландская и итальянская. Нидерландская линия особенно заметна в передаче прически и украшений герцогини, в интересе к подробностям «ландшафта» лица герцога — глубокие морщины и крупные родинки; итальянская — в типе парного профильного портрета, особой ясности и структурности пространства, прозрачной чистоте воздуха. На оборотах обеих досок изображены триумфы герцога и его жены: Баттиста восседает на кресле, поставленном на колесницу, запряженной двумя единорогами — символами целомудрия, с раскрытой книгой в руках в окружении Добродетелей; Федерико стоит на колеснице, запряженной бигой белых лошадей, с жезлом в правой руке, увенчанный победным лавром.

Портрет герцога Федериго Монтефельтро и герцогини Баттисты Сфорца», галерея Уффици, Флоренция. около 1465 г.

Триумф. Герцог и герцогиня на триумфальных колесницах, оборотная сторона, галерея Уффица, Флоренция.около 1465 г.

К поздним шедеврам принадлежит поэтичное серебристо-голубоватое воздушное “Рождес тво”

Рождество. Национальная галерея, Лондон.около 1470 г

Последнее из документально подтвержденных произведений Пьеро делла Франческа «Мадонна Монтефельтро», или «Сакра коверсационе» (Sacra Conversatione — Священное собеседование), написана для главного алтаря церкви Сан Бернардино в Урбино между 1472 и 1474 гг. (Пинакотека Брера, Милан). Живописная алтарная ниша словно заключает в объятия Мадонну с младенцем, предстоящих ей ангелов, святых и заказчика Федерико II Монтефельтро, смиренно опустившегося перед ней на колени. Глубина ниши подчеркнута изящной деталью — яйцо, подвешенное
над головой Богоматери.

«Мадонна Монтефельтро»(«Сакра коверсационе»), Пинакотека Брера, Милан, 1472-1474 гг

В старости Пьеро делла Франческа оставил живопись из-за ухудшения зрения, и обратился к математике, создал свои знаменитые трактаты: «О перспективе в живописи» и «Книжица о пяти правильных телах” по стереометрии. Умер Пьеро делла Франческа в Борго 12 октября 1492. Искусство Пьеро делла Франческа ощутимо повлияло на итальянское искусство в целом и особенно на художников Северной Италии. Учениками художника были Мелоццо да Форли (1438-1494) и Лука Синьорелли (ок.1445-1523), талантливые художники кватроченто.

http://www.artprojekt.ru/gallery/francesca/index.html http://ru.wikipedia.org/wiki http://artwwworld.org.ua/hudozhniki/Francheska/
Энциклопедия для детей. Искусство, т. 7, часть 1, Из-во “Аванта+”, 1997 г. image_for_you Ирина Евсинейкина

Витторио Згарби о «Беременной мадонне» Пьеро делла Франческа

Витторио Згарби — известный на весь мир искусствовед, куратор и писатель, автор уже вышедших в России книг «Сокровища Италии. Предчувствие ренессанса» и «Сокровища Италии. Ренессанс».

В апреле в издательстве «Слово/Slovo» выходит его третий сборник «Тающий образ. Истории о художниках и сюжетах», где он мастерски рассказывает о художниках Возрождения и Ренессанса, переплетая свои истории с современностью.

В преддверии выхода книги издательство предоставило ARTANDHOUSES для публикации главу «Мадонна дель Парто / Пьеро делла Франческа», в которой говорится о знаменитой фреске художника, также известной как «Беременная Мадонна».

Невозмутимый Пьеро не оценил бы неопределенную будущность — точнее, отсутствие постоянного места у его самой простой фрески, предназначавшейся для самого скромного помещения. Он и представить не мог, что ее снимут со стены и унесут из этого места молитвы и паломничества — маленькой капеллы на кладбище Монтерки. Сегодня художник не поверил бы своим глазам, увидев эти плохо покрашенные и небрежно отреставрированные стены у кладбищенской ограды — всё подновленное, безликое и покинутое… Сейчас в капелле осталась только белая стена. Мадонны там больше нет. И не время повредило или уничтожило ее: это люди унесли ее прочь, якобы чтобы спасти из тесного и неуютного пространства капеллы, лучше сохранить и выставить на обозрение. Так и начались мытарства той, что некогда служила неисчерпаемым источником утешения. Какая участь ее ждет, какая злая воля сорвала ее с привычного места! Конечно, сейчас она находится в просторном зале, под неусыпной заботой, в футляре, который словно подчеркивает чудотворную силу иконы. Но именно этого Пьеро и не хотел, потому что такая судьба не соответствует глубоко народной природе его работы. Мадонна, задуманная художником и написанная на этой скромной стене специально для благочестивых паломников, должна быть не святой или Богоматерью, а подругой и утешительницей, близкой и родной. Это просто беременная женщина, которую открывают взгляду два танцующих ангела. Одним своим видом она прогоняет все заботы и тревоги.

Она чуть расстегивает платье, чтобы одежда не стесняла дыхание. Одна рука на боку, другая указывает на плавный изгиб живота. В ее беременности не чувствуется ни неудобства, ни тяжести — только достоинство. Мадонна Пьеро — утешительница, одновременно царственная и народная, близкая и понятная в своем положении: любая женщина, ждущая ребенка, видит в ней отражение собственного состояния. Таким был замысел Пьеро, такой смысл он вкладывал в свою работу. И перенос фрески нарушил этот замысел. Фреска изначально создавалась для стоящей среди полей церкви Санта-Мария-ин-Сильвис, вероятно в год смерти матери, когда Пьеро приехал в Монтерки на похороны. Его замысел — дородная фигура царственной матери — был столь неприкрыт и очевиден, что роженицы стали обращаться к его Мадонне за помощью в родовых муках. Уже в 1784–1786 годах этот пригородный район с маленькой церковью был избран местом для кладбища Монтерки. По этому поводу церковь была на три четверти снесена и превращена в кладбищенскую капеллу. Чудотворную фреску сняли, перенесли в нишу над главным алтарем обновленной капеллы и забыли, а веком позже любознательный и удачливый эрудит Винченцо Фунгини заново открыл этот простой и чистый шедевр Пьеро делла Франческа. После землетрясения 26 апреля 1917 года было решено перенести фреску сначала в хранилище в районе Ле Вилле, а потом в Муниципальный музей Сансеполькро, где она и хранилась до 1922 года, когда судьба вновь вернула ее в первоначальную капеллу.

Пьеро делла Франческа
«Мадонна дель Парто»
около 1460

В 1956 году церквушку в очередной раз начали перестраивать, и фреску опять пришлось снимать. С тех пор для Мадонны дель Парто вновь начались годы странствий. Временно ее перенесли в здание бывшей средней школы на виа Релья. При мысли о дискуссиях по поводу будущего этой работы у меня сжимается сердце, ведь после переноса фреска словно лишилась жизни. Пока продолжались споры между министерством, муниципалитетом и епархией, архитектор Паоло Дзермани спроектировал скромную капеллу специально для фрески, уже давно ставшей и религиозной реликвией, и памятником культуры. Может быть, Пьеро и оценил бы усилия Дзермани, но его наверняка расстроила бы судьба его работы — абсолютной идеи материнства, воплощенной во фреске в память об умершей матери, а теперь самым прискорбным образом утраченной. Его Мадонна в буквальном смысле является взгляду: она выходит на сцену, когда два ангела-близнеца поднимают занавес. Фигура стоит не лицом к зрителю, а немного боком, словно желая подчеркнуть свою беременность и плавные изгибы тела. Выражение ее лица бесстрастно и сдержанно: если ангелы глядят прямо на нас, то Дева Мария смотрит вниз, слегка опустив веки. Дородное тело, суровый взгляд — в своей беременности Богоматерь не может встретиться ни с кем глазами, не может вступить в диалог. Она думает о своем положении — особом, поскольку она Богоматерь, обычном и естественном, поскольку она просто мать. Пьеро не знал и не мог представить, какая судьба постигнет его самую интимную и личную работу, обреченную на неопределенное существование, противное ее духу и цели. Но один из поклонников фрески отомстил за нее. В фильме «Первая ночь покоя» Тонино Гуэрра подсказывает режиссеру Валерио Дзурлини сцену, где главный герой, профессор, влюбленный в свою ученицу, читает ей лекцию перед фреской Пьеро делла Франческа. Сцена наполнена невероятным очарованием, поэтичностью и любовью. Но если присмотреться, замечаешь, что, пока в действительности продолжается неразбериха, в фильме проблема размещения работы уже решена. Мы видим фреску не в потрепанной кладбищенской капелле и не в школе, где она была размещена «на время» и находится до сих пор, а в чудесной ранневозрожденческой церкви, небольшой, но с тремя нефами, разделенными рядами колонн, на стене, которая словно специально создана для нее. Здесь Мадонна Пьеро делла Франческа смотрится совершенно естественно и на своем месте.

Поэт Тонино Гуэрра не осмелился отправить влюбленных в печальную капеллу на кладбище и изобрел новое, но прекрасно подходящее, чарующее пространство. Точную копию фрески, изготовленную специально для съемок, поместили в маленькую уединенную церковь в Пеннабилли, где ее можно увидеть и сегодня. Благодаря кинематографической иллюзии это выдуманное пространство кажется вполне естественным. Если загробная жизнь существует, и Пьеро с небес может наблюдать за нашим миром, наверняка его разочарование сменилось удовлетворением и радостью при виде этого решения, найденного хотя бы в мире идей, раз уж реальность столь несовершенна. С другой стороны, в сфере искусства сама Мадонна дель Парто принадлежит скорее миру идей, хотя и неразрывно связана с реальностью.

Монтерки

43° 28.9905 ′N , 12° 6.7909 ′E
43.48318N, 12.11318E
43°28′59.43″N, 12°6′47.45″E

1 материал, 12 фотографий

Ссылки от бывалых

Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее

  • в Моих лентах

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о городе Монтерки.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Mама, Мадонна и Монтерки

Материал понравился:

Испив с утра кофе на незабываемой террасе в Монтоне, я с друзьями держу путь, согласно маршрута “по местам творчества Пьеро делла Франческа”. Путь наш лежит в небольшую деревню под названием Монтерки, где в местном музее хранится изумительная по красоте фреска Мадонна дель Парто. И опять у кого-то возникнет вопрос, а стоит ли нарезать круги из-за одной достопримечательности? Но, я на этот вопрос для себя давно ответила, если мне это интересно, то я поеду непременно.

В Монтерки я закрыла для себя сразу два маршрута: первый — это по делла Франческа, а второй — по местам съемок “Ностальгии” Тарковского. Вот в этой маленькой Монтерки удивительно переплелись этих два моих маршрута и мистически закольцевались.
А теперь обо всем по порядку.

Вид на Монтерки с долины.

Кадр из фильма А. Тарковского “Ностальгия”.

Музей Мадонны дель Прато в Монтерки.

Вот так фреска сейчас “упакована” в музее.

Мадонна Дель Парто является знаковым изображением Девы Марии, образ беременной Мадонны стал очень популярным в Италии, в основном в Тоскане в 14-м веке. Часто Мадонна изображалась стоящей в одиночестве, с закрытой книгой на животе, намеком на воплощенное слово и с поясом из завязанного тканью шнура (Пояс Богородицы, тот что хранится в соборе в Прато).

Богословская символика, стоящая за представлением, сложна. Маурицио Кальвеси предположил, что шатер представляет собой Ковчег Завета. Таким образом, Мария стала бы Новым Ковчегом союза в ее роли матери Христа. Для других ученых шатер является символом Католической Церкви, а Мадонна символизирует скинию, так как она изображена с телом Иисуса.

Сейчас женщины приходят к этой фреске, чтобы вымолить ребёнка.

А я вижу светлый лик девочки — женщины, с таким удивительно славянским лицом и столько вопросов в голове, но так ли важны ответы. С кого писал этот лик Пьеро? Где мог видеть это лицо, что написал работу за 7-мь дней, сразу после смерти мамы? Она похожа на его маму?

Если вы будете посещать Ареццо, то не поленитесь и добавьте в свой маршрут “золотой треугольник” Пьеро делла Франческа на этом пятачке: Ареццо — Сансеполькро — Монтерки и откроется вам удивительный мир, который оставил нам в наследство художник.

Здесь в Монтерки я закрыла для себя 2 своих маршрута и наметила для себя новые. Тоскана, как и Умбрия не перестает удивлять и дарить радость новых встреч и открытий. Если сравнить ее с рассыпанным ожерельем, то я брожу и нанизываю для себя свои бусины и мое ожерелье увеличивается. Тем и прекрасны эти места, что каждый соберет свое.

Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует ( за конский процент с отелей – платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней Букинга.

Знаешь Трипстер ? это эволюция городских экскурсий. Вип-гид – горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь ! Цены от 600 р. – точно порадуют

Луший поисковик Рунета – Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты!

Говорит искусствовед, президент фонда Пьеро делла Франческа Паола Рефиче. Беседовала Елена Пушкарская

«Пьеро делла Франческа — монарх живописи» — так называется только что открывшаяся в Эрмитаже выставка Пьеро делла Франческа. «Огонек» узнал, как тосканский гений XV века нашел дорогу к современному зрителю

Художник, чье творчество искусствоведы ставят в один ряд с Микеланджело и Боттичелли, практически не знаком российскому зрителю — в наших музеях его произведений нет, да и в родной Италии художника оценили по достоинству не так давно. Дело в том, что главные работы мастера находятся в небольших городах, где жил и работал художник, но располагающихся, увы или к счастью, вдалеке от туристических маршрутов.

«Огонек» поговорил с Паолой Рефиче, исследователем творчества Пьеро делла Франческа и президентом фонда Пьеро делла Франческа в родном для художника Борго-Сан-Сеполькро.

— Считается: чтобы по-настоящему понять и оценить Пьеро делла Франческа, нужно ехать в его родные места — Ареццо и Сан-Сеполькро.

— Пьеро много работал и на своей родине, в южной Тоскане, в Ареццо и Сан-Сеполькро (город-крепость в 100 км от Флоренции, где родился художник.— «О» ). Кстати, на выставке в Эрмитаже представлены две фрески из Сан-Сеполькро. Это «Святой Юлиан», созданный мастером в 1454–1458 годах для церкви Святой Клары и хранящийся теперь в городском музее, а также фреска «Святой Людовик» 1460 года, снятая со стен Преторианского дворца города, сейчас она тоже находится в постоянной экспозиции нашего городского музея. Помимо них в музее хранятся еще два шедевра художника — «Воскресение Христа (1460) и полиптих «Мадонна милосердия» (1445). А в нескольких километрах от города в специально выстроенном для нее мономузее можно увидеть уникальную, написанную для часовни Santa Maria di Momentana фреску Мadonna del Parto (1455), дословно — «Мадонна родов», на которой изображена Богоматерь, готовящаяся дать миру Христа.

«Мадонна с младенцем». 1430-е

Фото: Частное собрание / Предоставлено Государственным Эрмитажем

Ну и, конечно, для понимания масштаба художника очень важен его цикл фресок «Об истинном Кресте», который Пьеро делла Франческа создал для базилики Святого Франциска в Ареццо. Одна только эта работа, рассказывающая историю обретения Креста, на котором был распят Спаситель, ставит художника в один ряд с другими великими мастерами Ренессанса.

— Как бы вы определили место Пьеро делла Франческа в итальянском искусстве?

— Несомненно, он один из ярчайших представителей итальянского и, точнее тосканского, Раннего Возрождения. Он родился в городке Сан-Сеполькро, и если его дата рождения точно неизвестна (1415–1420.— «О» ), дата смерти художника — 12 октября 1492 года — очень важна для понимания его наследия и творческого пути, так как именно она считается днем открытия Америки. Пьеро делла Франческа жил в эпоху предвкушения открытий. Он принадлежит к поколению, предшествовавшему Леонардо да Винчи и Микеланджело, создавшему для них почву. При этом он и сам уже принадлежал к великой гуманистической традиции, вошедшей в историю искусства как эпоха Возрождения. Определение «живописец» для Пьеро делла Франческа недостаточно, так как он был еще и исследователем, математиком, теоретиком перспективы, писал научные трактаты.

— Кто были учителями Пьеро, в чьих мастерских он формировался?

— Ученические годы Пьеро делла Франческа до сих пор являются предметом изучения. Пока неизвестно, через чьи мастерские он прошел и кто из художников оказал влияние на его формирование. Известно, что он побывал во Флоренции, что, конечно оставило важный след, работал при разных дворах Италии — в Урбино, Римини, Ферраре, Риме. И до XVI века, когда Рафаэль расписал залы Апостольского дворца, носящие сейчас его имя, их стены украшали фрески Пьеро делла Франческа.

«Портрет мальчика» (Гвидобальдо да Монтефельтро?). Ок. 1483

Фото: Museo Nacional Thyssen-Bornemisza, Madrid, 2018

— Почему же долгое время его имя было практически неизвестно?

— Действительно, долгое время имя мастера оставалось в тени его знаменитых последователей. Дело в том, что история итальянского искусства была написана Джорджо Вазари, который в своей книге «Жизни» выстроил иерархию художников — ею и пользовались искусствоведы вплоть до недавнего времени. При этом Вазари исходил из того, что современный ему момент является кульминационным пунктом истории искусства, и Пьеро делла Франческа, художник XV века, заслуживал, по его мнению, несравненно меньшего внимания, нежели Рафаэль или Микеланджело.

И потому многие произведения Пьеро были открыты лишь после того, как современные исследователи искусства доказали: живопись Раннего Возрождения, предшествовавшая Микеланджело и его плеяде, имеет собственную ценность.

А пока этого не произошло, многие произведения Пьеро находились в запустении и плачевном состоянии. Например, «Мадонна дель Парто», редчайшее в истории живописи изображение беременной мадонны, была практически неизвестна, а «История истинного Креста» впервые отреставрирована лишь 30 лет назад.

«Святой Августин». Завершено в 1470-м

Фото: Museu Nacional de Arte Antiga, Lisboa

— Вы жительница этих мест и давно занимаетесь здесь музейной деятельностью. Что значит имя Пьеро делла Франческа для Сан-Сеполькро?

— Конечно, Пьеро делла Франческа — наша гордость. Мы учредили фонд, носящий его имя. Фонд размещается в родном доме художника и занимается изучением и продвижением его наследия. Интересно, что одним из первых популяризаторов Пьеро делла Франческа стал другой наш соотечественник, монах и математик из Сан-Сеполькро — Лука Пачоли. Он жил чуть позже Пьеро делла Франческа и прославился своими открытиями в области алгебры и геометрии. Известно, что его работами пользовался Леонардо, с которым монах был знаком. Так что Сан-Сеполькро дал миру два великих имени. Кстати, в названии выставки в Эрмитаже использован афоризм Луки Пачоли, именовавшего Пьеро делла Франческа монархом живописи.

Паола Рефиче, президент фонда Пьеро делла Франческа

Фото: Из личного архива

— Вы провели прямую линию от Пьеро делла Франческа к Леонардо да Винчи. Уместно ли сравнение этих двух гигантов?

— Леонардо, безусловно, более многогранен и с точки зрения разнообразия интересов, и с точки зрения широты взглядов и полноты идей. Пьеро не был инженером, и по широте занятий и представления о мире их не сравнить. Леонардо прожил до 1519 года, он успел получить гораздо более широкий опыт и вместить в себя новые идеи, побывал при разных дворах, он жил, когда уже была открыта Америка. Но как ни парадоксально, с точки зрения художественной техники Пьеро делла Франческа, у которого более ремесленный подход и оттого большая точность в изображении, ему не уступает.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector