Пьеро делла франческа картины | Vasque-Russia.ru

Пьеро делла франческа картины

Пьеро делла
Франческа

Пьеро делла Франческа ( примерно 1420, Борго-Сан-Сеполькро — 12 октября 1492, там же ) — знаменитый художник периода Раннего Ренессанса, который учился во Флоренции и всю жизнь работал в пределах Флорентийской республики. До нашего времени дошло очень немного картин мастера. Кроме того, он рано прекратил свою художественную деятельность из-за упавшего зрения.

Особенности творчества художника Пьеро делла Франческа : художника можно заслуженно считать одним из самобытнейших деятелей Раннего Возрождения. Принято полагать, что его стиль был сформирован под воздействием флорентийских живописцев. Персонажам картин Пьеро делла Франческа присущ величественный облик, изобразительный язык художника отличает лаконизм, монументальное начало по своей яркости выражения сродни флорентийским художникам. Для его полотен характерны так же объемные формы, прозрачный приглушенный колорит, перспективная структура пространства.

Известные картины Пьеро делла Франческа : «Портрет Сиджизмондо Малатеста», фресковая живопись храма Святого Франциска, «Матерь Милосердия, с предстоящими ей святыми», «Воскресение Христа», «Бичевание Христа», «Алтарь Монтефельтро».

Что повлияло на картины Пьеро делла Франческа и их стиль?

Биографические данные о живописце довольно немногочисленны. Нет точных фактов о его жизни в период 1439-1444 гг., поэтому нельзя отследить начало творческого пути художника. Уроженец небольшого городка, он, вероятно, обучался во Флоренции у Доменико Венециано (был упомянут в письменных источниках в качестве помощника). Под его надзором Пьеро делла Франческа трудился, украшая флорентийскую церковь Санта-Мария-Нуова — таким образом ему удалось отточить понимание перспективы, ознакомиться тонкостями изображения света.

Карьера художника, скорее всего, началась в первые годы 40-х, хоть первая заказная работа приходится на 1445 г. Финальные произведения датированы 1470-ми, вскоре после этого живописец потерял зрение. Период его работы — примерно 3 десятилетия, но перечень произведений, созданных в течение этого времени и дошедших до нас, не слишком велик: это 2 масштабных алтаря, небольшой цикл фресок (церковь Сан Франческо в Ареццо), приблизительно 10 алтарей поменьше, 2 портретных работы.

Однако список, приведенный Джорджо Вазари в его «Жизнеописаниях» приблизительно в два раза длиннее. К сожалению, большая часть наследия мастера не сохранилась до нашего времени. Можно предположить, что над своими картинами великий Пьеро делла Франческа работал не спеша, в чем кроется одна из тайн безупречности, совершенной гармоничности форм, ритма, оттенков, общей завершенности, понятности идеи, что неизменно характеризует его произведения.

В 1442-м, возвратившись в родные края, Пьеро делла Франческа стал советником в своем городе и последние несколько десятилетий жизненного пути провел здесь. В 1445 г. получил свой первый значительный заказ, позже трудился в Ареццо и прочих местах в пределах Флоренции. Начиная с 1450-х годов, выполнял заказы правителей Италии из Римини, Феррары, Урбино. Эти деятели отличались хорошим образованием и были известны покровительством науке и искусству. Чтобы осуществить свои масштабные идеи, они приглашали лучших архитекторов, при их дворах имелись кружки, которые объединяли талантливых деятелей искусства, философов. Возможно, Пьеро делла Франческа входил в это общество — тут могла развиться его заинтересованность вопросами теории, математической наукой. Так же в этих кругах мог повысить свое образование; например, живописец хорошо знал латынь, а это было нехарактерно для представителей художественной среды. Он даже создал на этом языке 2 трактата, посвященных науке и живописи.

В 1446-1454 гг. художник создал собственный стиль, сохранившийся также в зрелых произведениях. Его картинам присущи условное обозначение волос, глаз (известные миндалевидные формы, позаимствованные у героев Венециано), идеализированные лица. Для высоких фигур Пьеро делла Франческа характерно построение, согласно классическим стандартам витрувианского человека, однако немного выгнутая шея, высокий лоб женских образов — отголосок позднеготических идеалов. Его мир не имеет аналогов в картинах прочих художников этой эпохи и строится по правилам совершенных форм, лучше всего показанных в архитектуре.

На работы художника зрелого периода повлияла скульптура Античности, увиденная в период его визита в Рим (как подтверждают документы, поездка приходится на 1458−1459 гг.), где по поручению папы Римского расписывал резиденцию в Ватикане. В работах «Крещение», «Битва Константина с Максенцием» (церковь Ареццо) Пьеро делла Франческа использовал мотив отражения: ландшафты формируют пространственную панораму, строятся четко по правилам создания перспективы, а размытые цвета учитывают воздушную перспективу, почерпнутую у мастеров Фламандии.

Фрески Ареццо — доминанта всего наследия Пьеро делла Франческа

В 1453 – 1454 гг. художник занимался росписью аретинского собора Сан Франческо, ставшей наиболее масштабным трудом живописца. Мотив данного произведения Пьеро делла Франческа – отыскание животворящего Креста, где распяли Иисуса Христа. Стены поделены на 3 части. Задняя изображает двух пророков. Фрески представляют смерть Адама, святое дерево над его могилой. Дальше — Царица Савская, придя во владения Соломона, воздает почести Древу, видя образ Креста. Еще один сюжет — явление Креста Константину вместе с победоносной битвой полководца. Следующий ярус представляет обнаружение Креста императрицей Еленой. Картины всего фрескового цикла построены не по хронологии в четком порядке, а согласованы в смысловом ключе.

С середины 1460-х годов Пьеро делла Франческа трудился в резиденции Федериго да Монтефельтро (граф, с 1474 г. ставший герцогом Урбино). По его заказу написал известный диптих — портретные изображения герцога с супругой, Баттистой Сфорца. Они показаны на фоне ландшафта, который виден с большой высоты, что присуще живописной традиции Фламандии. Помимо этого, художник создал алтарную картину собора францисканцев Сан Донато.

Последние из дошедших до наших времен — картины Пьеро делла Франческа с названиями «Мадонна ди Сенигаллиа» и «Рождество» (мастер, вероятно, написал их для собственного семейства). На закате своей жизни он отказался от создания живописи, вероятно, по причине ухудшающегося зрения, и перешел к математической науке. Картины великого художника на данный момент хранятся в Национальной Галерее в Лондоне, небольших музеях во Флоренции, в Пинакотеке (Италия), а также в частных коллекциях.

Пьеро делла Франческа. Известные работы.

Пьеро делла Франческа (около 1420, Борго Сан-Сеполькро, недалеко от Ареццо — 1492, Борго Сан-Сеполькро), собственно Пьеро ди Бенедетто дей Франчески, — один из наиболее значительных художников раннего Возрождения и новатор перспективного построения. С 1439 по 1442 живет во Флоренции, где работает с Доменико Венециано. Опираясь на его творчество, а также на перспективные и колористические новшества флорентийских мастеров, в особенности Андреа дель Кастаньи, Пьеро делла Франческа приходит к своему серьезному индивидуальному стилю. Пластично смоделированные фигуры и математически точно сконструированное глубокое пространство характерны для его композиций. Художник создает глазурную технику, которая стала определяющей для его стиля, и с ее помощью выразительно передает атмосферу изображаемого. Пьеро делла Франческа работает преимущественно в своем родном городе, но выполняет заказы и в Ферраре, Ареццо, Риме и Урбино.

Мадонна со святыми и герцогом Федериго да Монтефельтро, около 1473 года. Дерево, масло, 248*170, Пинакотека Брера, Милан.
На алтарной картине, выполненной по заказу Федериго да Монтефельтро (1444—1484) для Сан Бернардино в Урбино, изображен коленопреклоненный заказчик картины в блестящих доспехах. Вокруг Мадонны полукругом стоят святые. Художнику удается создать иллюзию глубины изображаемого пространства, так что группа святых оказывается не в апсиде, а за ней. Свисающее с потолка яйцо является символом рождения Христа и одновременно эмблемой Монтефельтро.

Воскресение Христа, около 1460 года. Фреска, 225*220 см. Городская пинакотека, Сан-Сеполькро.
Эту величественную сцену художник создает для ратуши Сан Сеполькро («Святая могила»). Тематически фреска связана с гербом города. Кроме того, она содержит в себе мистическую символику. Так, ландшафт предстает в момент воскресения двояко: слева от Христа он унылый и бесплодный, а справа, наоборот, — оживлен растениями и домами, свидетельствующими о жизни и деятельности людей.

Портрет Сиджизмондо Пандольфа Малатеста, 1451—1460 годы. Дерево, смешанная техника, 44*34 см. Лувр, Париж.
На впечатляющем портрете — тиранический правитель города Римини, для которого, как говорят, в политике не существовало никакой морали. Ярко освещенная полуфигура выступает на темном фоне. Такой сильный контраст, отсутствие каких бы то ни было украшающих дополнений и скульптурный эффект придают изображению монументальный характер бюста.

Мадонна, укрывающая верующих ризами своими, 1444–1464 годы. Дерево, смешанная техника, 134*91 см. Городская пинакотека, Сан-Сеполькро.
Произведение является центральной частью полиптиха братства милосердия Сан-Сеполькро с изображением Мадонны. Сюжет картины трактует средневековое право защиты плащом: благородные дамы могли выступать заступницами преследуемых, предоставляя защиту под своим плащом или покрывалом. Возможно, что среди верующих слева, рядом с фигурой в капюшоне, художник изобразил и себя.

Мадонна с младенцем, 1465–1475 годы.Дерево, масло, 61*53,5 см. Палаццо Дукале, Урбино.
Хотя эта работа имеет много общего с Палой Монтефельтро, она оказывает иное, более интимное воздействие, что достигается за счет выразительных цельных фигур, которые зритель воспринимает очень близко. Аналогичное впечатление производит и виднеющаяся на дальнем плане спальня Девы Марии, напоминающая о Благовещении. Следует отметить и тонкую передачу фактуры различных тканей.

Крещение Христа, около 1440–1450. Дерево, темпера, 167*116 см. Национальная галерея, Лондон.
Эта алтарная картина отличается гармоничной композицией и имеет большое значение для живописи той эпохи. Хотя в композиции господствуют фигуры и предметы первого плана — Христос, голубь как символ Святого Духа, сосуд, крона дерева — извивающийся Иордан и отражения в нем соединяют передний и задний планы картины.

Бичевание Христа, около 1470 года. Дерево, смешанная техника, 58,4*81,5 см. Палаццо Дукале, Урбино.Здесь изображены две сцены. На переднем плане справа на освещенной солнцем площадке стоят три элегантных господина. На заднем плане слева в дальнем помещении перед Пилатом и неким наблюдателем происходит Бичевание Христа. Особенностью стиля является свет, с помощью которого художник виртуозно отображает фигуры и архитектуру. Он использует свет так же рационально, как и перспективную концепцию, которая является определяющей для общего впечатления от картины.

Портреты Баттисты Сфорца и Федериго да Монтефельтро, 1465–1472 годы.Дерево, масло, 47*33 см каждая. Уффици, Флоренция.
Эти строгие геометрические профили — портреты герцогской четы. Такой способ изображения еще близок к итальянскому раннему Возрождению, однако тонкая проработка всех деталей, ландшафт на дальнем плане (видны княжеские угодья), а также нарочито приподнятое положение портретируемых — свидетельство фламандского влияния. На оборотной стороне диптиха в античной манере изображено триумфальное шествие властителей.

Поклонение царицы Савской дереву и ее встреча с Соломоном, около 1452–1466 годов. Фреска, 336*747 см. Сан Франческо, Ареццо.
Эта фреска с хоров церкви принадлежит к циклу изображений о Святом Кресте и объединяет два эпизода легенды. В левой части царица смиренно преклоняет колени перед мостом, полная веры в то, что он изготовлен из священного дерева. В правой части убедительно изображено, как она рассказывает Соломону о своем видении. Ясное, строгое построение композиции излучает теплоту и ни с чем не сравнимую выразительность. Фрески Пьеро делла Франчески на хорах капеллы Ареццо являются шедеврами раннего Возрождения.

Полиптих Сан Антонио, 1460–1470 годы.
Дерево, смешанная техника, 338*230 см. Умбрийская национальная галерея, Перуджа.
В этом алтарном произведении, состоящем еще традиционно из нескольких частей, художник впечатляюще связывает старое и новое понимание искусства. Так, в сцене Благовещения перспективное построение изображаемой архитектуры смягчает средневековый золотой фон. Примечательно также изображение стигматизации святого Франциска на средней части пределлы — это одна из редких ночных сцен раннего Возрождения.

Пьеро делла франческа картины

Войти

Пьеро делла Франческа. (Раннее Возрождение)

Пьеро делла Франческа (Пьеро (Пьетро) ди Бенедетто деи Франчески) – крупнейший художник и теоретик эпохи Раннего Возрождения (1420-1492). Родился в семье красильщика и торговца шерстью в Умбрии, в маленьком городке Борго-Сан-Сеполькро рядом с Ареццо. Назван был по имени матери, т.к. отец его умер до его рождения. О жизни художника дошло мало достоверных сведений. Первое упоминание относится к 1431 году, когда Пьеро работает над первым заказом – расписывает церковные свечи.
Учился он у Доменико Венециано во Флоренции, под руководством которого работал в 1439 г. над украшением флорентийского собора Сан Эджедио (однако фрески не дошли до нашего времени . Работал в Римини, Ареццо, Урбино, Ферраре, Риме. 1450-1462 г. в родном городе, где был городским советником, была написана алтарная картина “Мадонна Милосердия”. Художник нашел необычайно выразительные приемы при создании образа Мадонны. Похожая на статую, фигура юной Марии превосходит размерами фигуры приподающих к ее ногам. Она распрастерла тяжелый плащ над ними, каждый может найти защиту и прибежище.

Мадонна Милосердия. («Мадонна Мизерикордия»), центральное панно; Пинакотека, Сансеполькро, 1445-1450-е гг.

Одновременно с «Мадонна Миилосердия» Пьеро делла Франческа написал знаменитое «Крещение», предназначенное для алтаря церкви Сан Джованни Баттиста в Борго Сансеполькро.

«Крещение» (Национальная Галерея, Лондон, 1445-1450 гг.

Фрески в алтаре церкви Сан-Сансеполькро Франческо в Ареццо (1452-1466) – самое замечательное создание мастера. На них изображена история Животворящего Креста, на котором распяли Христа, согласно “Золотой легенде”, рассказанной монахом 13 века Якопо де Вораджине. . Франческа выбрал основные моменты из многих. Вначале – “Смерть Адама”, когда на могиле Адама вырастает священное дерево, в конце -возращение реликвии в Иерусалим византийским императором Ираклием. В размещении сцен Франческа не следовал повествованию, а создал фресковый ансамбль, который рассчитан на единовременное обозрение. Сочетание объемности и в то же время плоскостности в изображении – одна из удивительных особенностей Пьеро делла Франческа, который соблюдая законы перспективы, не создавал иллюзии глубины пространства. Даже здания на фресках изображены в фаз, а не под углом.

История Адама (Смерть Адама). Фрески в церкви Сан-Франческо, 1452-1465 гг.

Открытие дерева Креста Христова: встреча царя Соломона и царицы Савской. Фрески в церкви Сан-Франческо, 1452-1465 гг.

На фасаде дворца царя Соломона очень высокие колонны настолько быстро уменьшаются по мере их удаления от зрителя, что видна в сущности только первая из них, разделяющая фреску на две части. На фреске господствует спокойный свет, краски лучезарны.

Сновидение Константина. Фрески в церкви Сан-Франческо, 1452-1465 гг.

Франческо тонко передал эффект искусственного освещения в луче света, исходящего от ангела, из темноты выступает шатер полководца. Это не имеет аналогий в итальянской живописи ХV века.

Пьеро делла Франческа часто посещал Урбино, выполнял поручения герцога Урбинского и был, вероятно, его другом. Двор Монтефельтро в Урбино был одним из центров интеллектуальной жизни Италии. Для Урбинского дворца было написано «Бичевание Христа» в 1455-1460 и являет собой итог всех живописные поисков художника Это одна из прекраснейших и самых загадачных картин художника. Сама сцена «Бичевания» расположена в глубине портика, на фоне строгой архитектуры. Ясные, четкие конструкции основываются на точных расчетах.

Бичевание Христа. Национальная Галерея, Урбино. 1455-1460 гг.

К 1460-м гг. относятся фрески «Мадонна дель парто» в погребальной капелле Монтерки (Ареццо); «Воскресение Христа» в Палаццо Консерватори (Сансеполькро) и св. Мария Магдалина в соборе в Ареццо. В «Мадонне дель парто» художник избрал тему, редкую для итальянской живописи и достаточно распространенную во Франции и Испании — Богоматерь, носящая во чреве младенца.

«Мадонна дель парто». Ареццо. 1460-е.

В 1470- х годах для семьи Монтефельтро он написал парные портреты Баттисты Сфорцо и Федерико де Монтефельтро (1465-1475, оба — Галерея Уффици, Флоренция). В портретах правителей Урбино ярко проявились две составляющие искусства художника: нидерландская и итальянская. Нидерландская линия особенно заметна в передаче прически и украшений герцогини, в интересе к подробностям «ландшафта» лица герцога — глубокие морщины и крупные родинки; итальянская — в типе парного профильного портрета, особой ясности и структурности пространства, прозрачной чистоте воздуха. На оборотах обеих досок изображены триумфы герцога и его жены: Баттиста восседает на кресле, поставленном на колесницу, запряженной двумя единорогами — символами целомудрия, с раскрытой книгой в руках в окружении Добродетелей; Федерико стоит на колеснице, запряженной бигой белых лошадей, с жезлом в правой руке, увенчанный победным лавром.

Портрет герцога Федериго Монтефельтро и герцогини Баттисты Сфорца», галерея Уффици, Флоренция. около 1465 г.

Триумф. Герцог и герцогиня на триумфальных колесницах, оборотная сторона, галерея Уффица, Флоренция.около 1465 г.

К поздним шедеврам принадлежит поэтичное серебристо-голубоватое воздушное “Рождес тво”

Рождество. Национальная галерея, Лондон.около 1470 г

Последнее из документально подтвержденных произведений Пьеро делла Франческа «Мадонна Монтефельтро», или «Сакра коверсационе» (Sacra Conversatione — Священное собеседование), написана для главного алтаря церкви Сан Бернардино в Урбино между 1472 и 1474 гг. (Пинакотека Брера, Милан). Живописная алтарная ниша словно заключает в объятия Мадонну с младенцем, предстоящих ей ангелов, святых и заказчика Федерико II Монтефельтро, смиренно опустившегося перед ней на колени. Глубина ниши подчеркнута изящной деталью — яйцо, подвешенное
над головой Богоматери.

«Мадонна Монтефельтро»(«Сакра коверсационе»), Пинакотека Брера, Милан, 1472-1474 гг

В старости Пьеро делла Франческа оставил живопись из-за ухудшения зрения, и обратился к математике, создал свои знаменитые трактаты: «О перспективе в живописи» и «Книжица о пяти правильных телах” по стереометрии. Умер Пьеро делла Франческа в Борго 12 октября 1492. Искусство Пьеро делла Франческа ощутимо повлияло на итальянское искусство в целом и особенно на художников Северной Италии. Учениками художника были Мелоццо да Форли (1438-1494) и Лука Синьорелли (ок.1445-1523), талантливые художники кватроченто.

http://www.artprojekt.ru/gallery/francesca/index.html http://ru.wikipedia.org/wiki http://artwwworld.org.ua/hudozhniki/Francheska/
Энциклопедия для детей. Искусство, т. 7, часть 1, Из-во “Аванта+”, 1997 г. image_for_you Ирина Евсинейкина

Татьяна Кустодиева: «Живопись Пьеро делла Франческа — одна из высочайших точек Ренессанса»

В Эрмитаже 7 декабря откроется выставка Пьеро делла Франческа, работ которого нет в российских музеях. Куратор Татьяна Кустодиева рассказала нам, почему обязательно стоит увидеть 11 картин и 4 рукописи выдающегося мастера Раннего Возрождения

Татьяна Кустодиева. Фото: Власта Ватаман

Татьяна Кустодиева — ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа, автор книг по итальянской живописи ХIII–ХVI веков.

Выставка «Пьеро делла Франческа. Монарх живописи» — событие, которое стоит специальной поездки в Петербург. Что на ней будет?

Это большое событие не только для Эрмитажа, но и вообще для культурной жизни, потому что впервые собирается вместе столько работ Пьеро делла Франческа. В последние десятилетия выставки, затрагивающие его творчество, проходили и в Европе, и в Америке, но нигде еще не было такого количества работ, как у нас: 11 живописных и 4 рукописи. Кроме того, это художник, которого, как ни странно, мало знают. В российских музеях его произведений нет совсем. Даже те, кто интересуется искусством, ходит в Эрмитаж и любит XV век, в первую очередь знают Боттичелли, а Пьеро — нет. А между тем это художник необыкновенно значительный даже на фоне тех блестящих мастеров, которыми так богата Италия XV века. Он прекрасный монументалист, портретист. Мы постараемся эту его яркую индивидуальность показать.

Пьеро делла Франческа. «Мадонна ди Сенигаллия». 1474. Национальная галерея Марке, Урбино. Фото: Galleria Nazionale delle Marche, Urbino

Какие работы удалось получить на выставку?

Одно из ударных произведений — навершие большого алтаря со сценой Благовещения из Национальной галереи Умбрии в Перудже, где очень ярко отразились особенности Пьеро делла Франческа. Он был одним из тех мастеров, которые разрабатывали проблему перспективы. И здесь колоннады, которые уходят вглубь и замыкаются стеной голубоватого мрамора с прожилками, — это своего рода гимн, пропетый Пьеро в честь линейной перспективы. Вещь эта большая, недавно она была отреставрирована, и это важный акцент нашей выставки.

Будет знаменитая «Мадонна Сенигаллия». Названа она по месту первоначального нахождения, а сейчас хранится в Национальной галерее Марке в Урбино. Тоже своего рода квинтэссенция Пьеро. В центре его мироздания всегда человек, что вообще характерно для итальянского Ренессанса, но в облике этой мадонны есть особое равновесие, гармония. Для Пьеро делла Франческа совершенно не было характерно изящество, он всегда весомый, объемный в своей живописи, и у него несколько простонародный стиль. Я говорю это не из квасного патриотизма, а потому что Пьеро делла Франческа действительно был провинциалом. И хотя он работал при дворах разных властителей Италии, он всегда оставался художником, который очень крепко ощущал связь с родной для него провинцией Борго-Сансеполькро, с ее пейзажами и жителями, и все это отражается в «Мадонне Сенигаллии». Кроме того, у нее совершенно великолепный серебристо-голубой колорит. В общем, от этой работы просто глаз не отвести.

И третье, что хочу отметить: из Лондона, Лиссабона и Музея Польди-Пеццоли в Милане к нам приходят створки одного алтаря. Он был разделен, четвертая створка находится в Коллекции Фрика в Америке, ее у нас не будет. Но то, что удается собрать три, тоже очень интересно. На них изображены святые Михаил, Августин и Николай Толентинский — разные характеры, но все очень мощные, независимо от того, изображен ли куртуазный рыцарь или монах. В них есть представление Пьеро о мужской красоте и о том, кто такой воин-ратник, монах и епископ. Святой Августин еще отличается тем, что у него великолепные вышитые далматик и митра с евангельскими сценами. Эти вышивки настолько интересны, что могут служить пособием для тех, кто занимается прикладным искусством.

Пьеро делла Франческа. «Гвидобальдо да Монтефельтро». Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид. Фото: Museo Thyssen-Bornemisza

А что-то из портретов будет на выставке?

К сожалению, самый знаменитый диптих из Галереи Уффици мы не смогли получить, но будет детский портрет Гвидобальдо да Монтефельтро из собрания Музея Тиссен-Борнемиса в Мадриде. Прелестный ребенок с золотыми волосами — уверена, все дамы будут плакать от умиления. При этом будущий тиран и властитель Умбрии и покровитель искусств, который станет заказчиком Рафаэля.

Еще один портрет, который будет на выставке, изображает Пандольфо Малатесту, тирана Римини, которого обвиняли во всех грехах: в кровосмешении, убийствах, грабежах. Тем не менее он был очень удачливым кондотьером. Этот портрет из коллекции Лувра характерен не только для Пьеро, но и вообще для Ренессанса. Даже при тех лаконичных средствах, которыми пользуется мастер, в нем сразу угадывается облик человека эпохи Возрождения — волевого, сильного, грубоватого.

Пьеро делла Франческа. «Благовещение». Фрагмент «Полиптиха Сан-Антонио». 1465–1470. Национальная галерея Умбрии, Перуджа. Фото: Galleria Nazionale dell’Umbria, Perugia

Вы упомянули четыре трактата, которые дополнят живописную часть.

Да. Дело в том, что Пьеро делла Франческа в конце жизни ослеп. И когда он не смог больше писать красками, он писал трактаты, в первую очередь о перспективе. Тут он стоит в одном ряду с Леонардо да Винчи, Лукой Пачоли. Кстати, словами Пачоли мы озаглавили нашу выставку. Он назвал Пьеро «монархом живописи» — в этом нет особого преувеличения.

Пьеро делла Франческа известен еще и как автор фресок. Куда отправляться за ними тем, кто влюбится в него после вашей выставки?

Естественно, фрески мы в экспозиции показать не можем, хотя у нас есть два фрагмента его росписей. Самая ударная работа Пьеро — цикл с историей Истинного Креста в церкви Святого Франциска в Ареццо. Если вы помните, в фильме «Английский пациент» есть момент, когда герой приводит свою возлюбленную в эту базилику и катает ее на какой-то платформе. Так вот, в кадре она проезжает мимо этих замечательных фресок. У нас на выставке будет фильм, посвященный циклу, чтобы посетители смогли в какой-то мере представить себе эту работу Пьеро. Цикл уникален по монументальности и простоте, единству замысла, решению перспективы, воплощению телесности. Это одна из высочайших точек Ренессанса.

Вы будете проводить в экспозиции какие-то параллели с эрмитажной коллекцией, дополнять ее чем-то?

Нет. Нам абсолютно нечем дополнить Пьеро делла Франческа, и нам это ни к чему. Мы хотим впервые показать его нашему зрителю. К открытию у нас выйдет довольно объемная брошюра, которая позже станет частью каталога, она так и озаглавлена: «Знакомство с Пьеро делла Франческа». В ней я провожу некоторые параллели. Например, «Мадонна Сенигаллия» Пьеро и «Мадонна Магнификат» Боттичелли — это почти одно и то же время, но совершенно разные изобразительные средства, которые тем не менее достигают одной цели — показать человека как центр мироздания Ренессанса. Выставка рассчитана на ту публику, которая представляет себе, что такое Ренессанс в целом, знает наши коллекции, но не до конца представляет себе, кто такой Пьеро делла Франческа.

Пьеро делла Франческа. «Портрет Сиджизмондо Малатесты». Лувр, Париж. Фото: Musee du Louvre

А можете для такого зрителя кратко рассказать, что нужно знать про Пьеро делла Франческа, собираясь на выставку?

Он родился, как я уже говорила, в Борго-Сансеполькро в Тоскане. В 1439 году побывал во Флоренции, и его знакомство с флорентийским искусством, передовым для того времени, дало ему очень многое. Он увидел Мазаччо, Донателло, познакомился с проблемами передачи объема и перспективными поисками. При этом Флоренция не сделала из него обычного кватрочентиста, но дала ему возможность на основе этих знаний идти дальше в своем искусстве. Кстати, надо сказать, что Пьеро довольно мало эволюционировал, и поэтому его вещи трудно датировать, а подписных работ у него не так много. Принципы, которые он вырабатывает в начале пути, он сохраняет и в дальнейшем. При обилии индивидуальностей в Италии XV века Пьеро занимает особое место своей гармонией и открытиями в области перспективы. К тому же он замечательный колорист: такие серебристые тона или, скажем, вкрапления лимонного цвета мы мало у кого еще найдем. Я думаю, зрителю надо просто прийти, полюбоваться и проникнуться этим искусством.

У него были ученики, последователи?

Какие-то ученики были, он оказал влияние на Луку Синьорелли и Мелоццо да Форли, но это не та школа, как у Леонардо, за которым ездили во Францию, сидели рядом и смотрели в рот. Кстати, выставки, которые проходили в Европе, в том же Форли, просматривали влияние Пьеро вплоть до ХХ века. Кураторы нашли его черты и в кубизме, и у Сезанна, и у других художников, особенно у итальянцев 1920–1940-х годов. Иногда мне кажется, что это несколько натянуто, а иногда нет. Пьеро — художник, которого открыли довольно поздно, так же как Боттичелли. До этого немало его вещей приписывали другим мастерам. Многие его работы остались в провинции, а до Ареццо и Сансеполькро доезжают не все. И только в середине XIX века Национальная галерея в Лондоне приобрела такие ударные вещи, как «Крещение» и «Рождество», что сделало его доступным для более широкой публики. После этого имя Пьеро зазвучало.

Фреска Мадонна делла Парто. Пьеро делла Франческа

Мадонна дель Парто.Пьеро делла Франческа 206 x 203 см .1460.Chapel of the Cemetery, Monterchi, Italy

Пьеро делла Франческа — несомненно, один из величайших итальянских художников XV в. Его живопись отличают оригинальные пространственные решения, монументальность и бесстрастный рационализм. Творчество Пьеро — одна из вершин эпохи Возрождения.

Картина была написана художником для церкви городка Монтерки, город, входящий в провинцию Ареццо.
Пьеро делла Франческа расписал древнюю церковь Санта-Мария-а-Моментана. Великолепная фреска мастера «Мадонна дель Парто» в 1991 г. была помещена в отдельный небольшой музей.

Богородица изображена беременной, что придаёт образу сакральный и монументальный характер. Мадонна одновременно выражает божественное и человеческое; по сторонам от неё два ангела поднимают полог занавеса, как бы представляя нам её, одетую в простое голубое платье .

Первоначально фреска украшала боковой алтарь, посвященный святому Августину.
Мадонна, задуманная художником и написанная на этой скромной стене специально для благочестивых паломников, должна быть не святой или Богоматерью, а подругой и утешительницей, близкой и родной. Это просто беременная женщина, которую открывают взгляду два танцующих ангела. Одним своим видом она прогоняет все заботы и тревоги.

Мадонну дель Парто часто посещали женщины для защиты во время родов, которые совершили короткое паломничество из деревни, расположенной недалеко от церкви.
Она чуть расстегивает платье, чтобы одежда не стесняла дыхание. Одна рука на боку, другая указывает на плавный изгиб живота. В ее беременности не чувствуется ни неудобства, ни тяжести — только достоинство.
Мы видим нежную юношескую красоту Богородицы , подчеркнутую гордой позой шеи и высокого и благородного лба.

Мадонна Пьеро — утешительница, одновременно царственная и народная, близкая и понятная в своем положении: любая женщина, ждущая ребенка, видит в ней отражение собственного состояния. Таким был замысел Пьеро, такой смысл он вкладывал в свою работу.
Выражение ее лица бесстрастно и сдержанно: если ангелы глядят прямо на нас, то Дева Мария смотрит вниз, слегка опустив веки. Дородное тело, суровый взгляд — в своей беременности Богоматерь не может встретиться ни с кем глазами, не может вступить в диалог. Она думает о своем положении — особом, поскольку она Богоматерь, обычном и естественном, поскольку она просто мать.

Интерес Пьеро к симметрии особенно заметен в этой работе, где два ангела, держат края занавесей. Ангелы смотрят на зрителя, привлекая его внимание, словно открывают занавес для него.

Геометрическая форма занавеса подчеркивает объемы персонажей и как бы раздвигает пространство картины, кроме того, с богословской точки зрения, она предлагает убежище и защиту, как живот Марии для Иисуса.

Павильон представляет церковь, а Мадонна в своем конкретном состоянии символизирует евхаристическую скинию, поскольку она содержит тело Христа.

Пестрый гранатовый дамаск, также присутствующий в платье короля Соломона на фреске Легенды Истинного Креста , символически относится к плодородию, благородству Девы . Интерьер выложен мягким стеганым одеялом.

Фреска изначально создавалась для стоящей среди полей церкви Санта-Мария-ин-Сильвис, вероятно в год смерти матери, когда Пьеро приехал в Монтерки на похороны. Его замысел — дородная фигура царственной матери — был столь неприкрыт и очевиден, что роженицы стали обращаться к его Мадонне за помощью в родовых муках.

Уже в 1784–1786 годах этот пригородный район с маленькой церковью был избран местом для кладбища Монтерки. По этому поводу церковь была на три четверти снесена и превращена в кладбищенскую капеллу. Чудотворную фреску сняли, перенесли в нишу над главным алтарем обновленной капеллы и забыли, а веком позже любознательный и удачливый эрудит Винченцо Фунгини заново открыл этот простой и чистый шедевр Пьеро делла Франческа.

После землетрясения 26 апреля 1917 года было решено перенести фреску сначала в хранилище в районе Ле Вилле, а потом в Муниципальный музей Сансеполькро, где она и хранилась до 1922 года, когда судьба вновь вернула ее в первоначальную капеллу.
Сейчас для этой фрески построен отдельный музей в Монтерки.

Воспоминания тех,кто увидел эту фреску.”Это удивительное произведение. Ты как бы попадаешь совсем в другой мир, в другое измерение. Вся окружающая суета и маета куда-то пропадают, и ты остаешься один на один с прекрасной Женщиной, будущей матерью, которой предстоит пережить неимоверные страдания, о чем она пока еще не знает и даже не догадывается. Она вся в ожидании материнства. Выходишь из зала с картиной, и снова тянет войти и смотреть на нее.”

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector