Памятник леонардо да винчи в милане
Памятник Леонардо да Винчи (итал. Statua di Leonardo da Vinci)
Милан называют столицей моды, но за более чем 2000-летнюю историю города в нём происходили события, повлиявшие и на формирование мирового искусства в целом. В частности, в своё время здесь жил один из главных представителей творческой эпохи Высокого Возрождения и «универсальный человек» — Леонардо да Винчи. Именно в миланский период из-под пера мастера вышли такие картины, как «Дама с горностаем», «Тайная вечеря» и «Мадонна в скалах».
Памятник мыслителю, учёному, изобретателю и гению кисти был официально открыт в Милане в 1872 году, автором проекта выступил Пьетро Маньи — талантливый итальянский зодчий.
Согласно историческим данным, на решение Леонардо переехать из Флоренции именно в этот город повлиял случай. В 1482 году Лоренцо Медичи, глава Флорентийской республики, решил помириться с герцогом Милана Людовико Сфорца и в качестве подарка отправил ему искусно обработанную лиру в форме лошадиной головы. Создателем инструмента был да Винчи, и работа настолько понравилась дворянину, что тот заказал мастеру сразу несколько картин и сделал всё возможное, чтобы Леонардо остался творить в Милане.
В итоге «остановка» затянулась на 22 года, и, кроме создания знаменитых на весь мир полотен, да Винчи разработал здесь проекты купола для храма и мемориала Сфорца, декорации для замка Сфорцеско и даже предложил инновационную идею благоустройства всего города, которая, однако, не была принята властями.
Монумент, посвящённый гениальному творцу, включает множество элементов. Сам Леонардо да Винчи изображён задумчивым: голова чуть опущена, руки сложены перед грудью, указательный палец слегка вытянут вверх. Изваяние в целом символизирует служение — науке, искусству, людям.
На следующем ярусе — ниже — помещены статуи четырёх учеников мастера, которые способствовали передаче его наследия и дальнейшему развитию творческих традиций. Каждая из фигур держит книгу и, так же как учитель, выражает готовность посвятить жизнь служению высшим целям.
Грани и нижний уровень постамента украшают фрески с сюжетами из жизни Леонардо, а также гравировки на итальянском языке.
Чтобы отыскать мемориал в Милане, необходимо ориентироваться на площадь Ла Скала. Там, в уютном и живописном сквере, и находится памятник Леонардо да Винчи. Ближайшие остановки автобуса — Manzoni Scala и S.Margherita Scala, метро — Cordusio, Montenapoleone и Duomo.
Метро: CORDUSIO; DUOMO M1; MONTENAPOLEONE.
Адрес: Piazza della Scala, 20121 Милан MI, Италия.
Похожие публикации:
Конная статуя Виктора Эммануила II (итал. Monumento a Vittorio Emanuele II)
Памятник Виктору Эммануилу II, восседающему верхом на коне, расположен в центре Милана, на Соборной площади. Король Виктор Эммануил II — важная фигура в истории всей Италии. Именно Витториано, как ласково и уважительно называют его в стране, удалос.
Соборная площадь (итал. Piazza del Duomo)
Пьяцца-дель-Дуомо — площадь в историческом центре Милана, на которой расположены ключевые архитектурные памятники города: кафедральный собор (итал. Duomo di Milano), пассаж Виктора Эммануила II (итал. Galleria Vittorio Emanuele II), резиденция прав.
Галерея Виктора Эммануила II (итал. Galleria Vittorio Emanuele II)
Пассаж, названный в честь правителя объединённой Италии Виктора Эммануила II, — один из первых торговых центров Европы и важная достопримечательность города Милана. Расположение в историческом центре, на Соборной площади, возможность полюбоваться в.
Миланский собор (итал. Duomo di Milano)
Миланский кафедральный собор — беломраморное здание в позднеготическом стиле, украшающее историческую часть города. Очертания его шпилей, словно пронзающих небо, пики колонн, многочисленных башенок и скульптур, искусно объединённые в монументальную.
Миланский трамвай
Общественный транспорт — важнейшая часть инфраструктуры любого города, но, если его история насчитывает не одну тысячу лет, бережно сохранив старинные здания, площади и даже целые кварталы, важно, чтобы и средства передвижения по ним были из прошлы.
Мы в социальных сетях:
Милан: по следам Леонардо да Винчи
В возрасте примерно 30 лет Леонардо приезжает в Милан. Как и многие, он хочет добиться славы и денег. В дар правителю Милана Лодовико Моро он преподносит диковинный музыкальный инструмент, лиру, на которой, кроме него, никто не умел играть. Он выбрал Милан за его зажиточность, надеясь конструировать здесь оружие и военные машины для местной знати.
К счастью, жизнь распорядилась так, что он создавал здесь совсем другие вещи. А ещё от него остались чертежи никогда не реализованных проектов, например, тибуриума (башни) миланского собора и системы шлюзов миланских каналов. Некоторые произведения Леонардо, включая «Мадонну в гроте» и «Даму с горностаем» были завершены именно здесь, но затем проданы и покинули город.
Но многие произведения остались в Милане навсегда, и сегодня полюбоваться ими приезжают со всех концов мира. Это и «Тайная вечеря» в трапезной церкви Санта-Мария делле Грацие, и «Портрет музыканта», и «Атлантический кодекс», хранящиеся в Амброзианской библиотеке, и залы замка Сфорца, предназначенные для свадьбы Джан Галеаццо Сфорца и Изабеллы Арагонской, и гигантский бронзовый конь напротив ипподрома, которого за шестнадцать лет Леонардо не успел закончить, достроенный лишь спустя пять веков американским филантропом.
Этот маршрут поможет Вам ознакомиться с местами, связанными с художественной, инженерной и культурной деятельностью Леонардо за те 20 лет, что он провел в Милане. Он начинается от трапезной церкви Санта-Мария-делле-Грацие на корсо Маджента, в которой сохранился шедевр мастера – фреска «Тайная вечеря». Затем мы проследуем в дом Ателлани, чтобы зайти в «огороды Леонардо». Образ художника и ученого постепенно раскрывается по мере того, как мы проходим от замка Сфорца к центру. Проходя вдоль наружных стен замка, мы попадаем в Пинакотеку Брера, а затем – в Амброзианскую картинную галерею. Последним этапом станет Научно-технологический музей Леонардо да Винчи на виа Сан-Витторе, где можно лучше всего прочувствовать его гениальность и намного опередившую время интуицию, позволившие создать инженерно-архитектурный шедевр – Навильо Гранде (Большой канал).
Памятник Леонардо да Винчи на Пьяцца делла Скала
Памятник Леонардо да Винчи установлен на площади перед знаменитым театром «Ла Скала». Он представляет торжественный и строгий образ ученого с четырьмя учениками. Сама статуя выполнена из белого каррарского мрамора, для постамента использовался бавенский гранит.
Трапезная церкви Санта-Мария-делле-Грацие (фреска «тайная вечеря»)
Трапезная монастыря Санта-Мариа-делле-Грацие хранит один из главных шедевров итальянского искусства, фреску «Тайная вечеря» работы Леонардо да Винчи. Фреска совсем не случайно размещена там, где монахи собирались на трапезу: не стоит забывать, что трапезная находится в нескольких шагах от церкви, где они слушали Священные писания и получали причастие. Таким образом, присутствие этого произведения в месте, где ежедневно обедали и ужинали монахи, должно было служить постоянным напоминанием им о том, что жизнь религиозного сообщества является продолжением жизни Христа и апостолов.
«Тайная вечеря» была заказана Леонардо Лодовиком Сфорца, тогдашним миланским герцогом, в рамках проекта украшения монастыря и церкви Санта-Мариа-делле-Грацие. Лодовико Сфорца этот проект был особенно дорог, так как именно в этой церкви он желал устроить свою усыпальницу.
«Тайная вечеря» Леонардо стала прекрасным примером новой техники изображения перспективы, возникшей во флорентийском искусстве. Леонардо «открыл» заднюю стену трапезной, создав иллюзию того, что это просторное помещение с кессонными потолками.
Палаццо делле Стеллине
Палаццо делле Стеллине расположен недалеко от церкви Санта-Мариа-делле-Грацие, одной из самых известных и высоко ценимых миланских достопримечательностей. В этом дворце особый интерес представляют каменные парадные лестницы и, самое главное, — красивый внутренний двор, в котором царит умиротворенность и ощущение почти полной изоляции от внешнего мира.
Это старинное здание получило свое название по имени старинного женского бенедиктинского монастыря Санта-Мариа-делла-Стелла (монахинь называли «стеллине», т. е. «звездочки»), который на протяжении нескольких веков несколько раз преобразовывался и в середине XVIII века стал сиротским приютом, благодаря милосердию миланцев, которые не желали бросать детей на произвол судьбы. Обязательно загляните в большой парк, площадь которого 5 тыс. квадратных метров, разбитый на месте так называемых «огородов Леонардо». По легенде, Лодовико Моро подарил Леонардо виноградник за его заслуги перед герцогством.
Замок Сфорца
Оборонительная крепость, резиденция, казарма, музей: многочисленными были трансформации замка Сфорца, одной из самых впечатляющих и популярных достопримечательностей Милана.
Внутри замка стоит обратить внимание на зал Ассе, который находится на втором этаже северо-восточной башни замка. Растительный орнамент, украшающий стены (темпера по штукатурке) принадлежит кисти Леонардо. Работа датируется 1498 годом.
Также внутри замка находится фонд, который издаёт журнал, посвящённый Леонардо да Винчи «Raccolta Vinciana».
Амброзианская пинакотека
В этой пинакотеке (галерее) хранится самая обширная, самая удивительная коллекция записок Леонардо да Винчи, «Атлантический кодекс», который выставляется на тематических выставках, сменяющих друг друга каждые 3 месяца в Амброзианской пинакотеке и в церкви Санта-Мариа-делле-Грацие на корсо Маджента).
По случаю первой из этих выставок, в Амброзианской пинакотеке, были открыты для посещения «зал Леонардо» с прекрасной фреской «Терновый венец» Бернардино Луини и новой экспозицией «Портрета музыканта» Леонардо; великолепный «Зал Федерико», где изначально размещалась Амброзианская библиотека; и перистиль XVII века, в котором представлены другие работы мастера, например, узлы Леонардо и его портрет, сделанный одним из его учеников. Ранее ни один из этих трех залов не был доступен для посещения.
В пинакотеке представлена копия «Тайной вечери» авторства Веспино, художника ломбардской школы, работавшего в Милане в первой половине XVII века, из коллекции, принесенной в дар городу кардиналом Федерико Борромео. В пинакотеке хранится ещё одна копия картины Леонардо «Мадонна в скалах», сделанная Веспино. Оригинал находится в Лондоне.
Национальный научно-технологический музей Леонардо да Винчи
Национальный научно-технологический музей им. Леонардо да Винчи находится в здании бывшего монастыря оливетанцев постройки XVI века и, занимая площадь в 40 тысяч кв. метров, является крупнейшим научно-технологическим музеем Италии.
Коллекция моделей по проектам Леонардо приурочена к 500-летию со дня рождения этого великого гения. Представленные модели были изготовлены на основе рукописей Леонардо с проектами новых машин, замерами и проектами усовершенствования уже существующих объектов, а также исследованиями природы.
Рядом с Галереей Леонардо, в которой экспозиция моделей дополняется серией рисунков, связанных с его многочисленными областями интересов, расположена лаборатория, в которой находятся интерактивные модели, позволяющие понять принцип действия изобретений и поэкспериментировать с художественными методами эпохи Возрождения.
Конка делл’Инкороната
Шлюз называется в честь одноимённой церкви XIV века в глубине корсо Гарибальди. Это то немногое, что осталось от частично засыпанного канала Мартезана. Шлюз был построен в 1496 году, а консультировал строителей Леонардо да Винчи. Сейчас от канала осталось совсем немного, а его деревянные створки до сих пор находятся на своём историческом месте.
Из называют «створками да Винчи», так как они идентичны изображённым в его «Атлантическом кодексе», выставленном в Амброзианской библиотеке.
Конь Леонардо да Винчи
Большая бронзовая статуя коня, созданная по рисункам Леонардо, находится перед входом в парк Миланского ипподрома. Памятник на фоне архитектуры ипподрома в стиле Либерти был установлен здесь в 1999 году на постаменте из мрамора и гранита, возносящем статую ввысь. Памятник примечателен тем, что Леонардо намеревался создать самую большую конную статую в мире. Это была трудная задача, при решении которой он желал объединить художественное мастерство и вдохновенье с возможностями техники того периода.
Идея создания памятника в честь подвигов Франческо Сфорца возникла у Галеаццо Мариа Сфорца, который хотел создать конную статую в натуральную величину для замка Сфорца или другого значимого места города. Были приглашены различные мастера, однако реализация проекта так и не началась. Позднее к этой идее вернулся его брат, Лодовико, в первые годы своего правления в Милане.
Однако Леонардо не отступил и попытался возобновить работу, но надежда на завершение произведения окончательно угасла в 1499 году со свержением Моро. Леонардо уехал из Милана, а модель коня была разрушена французскими солдатами, которые выбрали ее в качестве мишени для стрельбы из арбалетов.
Памятник леонардо да винчи в милане
Войти
Милан и Леонардо да Винчи
Продолжаем миланские записки.
Один из дней мы решили посвятить Леонардо да Винчи. Люблю его ужасно, даже пьесу о нем написала, и всегда хотела побывать в Милане именно из-за него, посмотреть на места «боевой» славы, так сказать.
По факту, я была немного разочарована. Мне мечталось, что я буду ходить по городу и постоянно натыкаться на что-то, связанное с Леонардо. Конечно, это не так, и таких мест только два: Санта Мария делле Грацие и замок Сфорца (если нас жестоко не обманули). Надеялась я посмотреть какой-нибудь дом, в котором жил Леонардо, но ничего подобного мы не нашли.
Но! Даже при таком ассортименте наш поход по местам Леонардовой славы получился очень насыщенным, познавательным и интересным! И занял два дня 🙂
Что ж, начать прогулку лучше с памятника Леонардо да Винчи — его общий вид на самом первом фото. Он стоит в самом центре города, в двух шагах от Дуомской площади, аккурат напротив знаментого Ла Скала (что в переводе с итальянского означает Лестница).
Вообще, я равнодушна к памятникам, за исключением некоторых смысловых. Но и в этом случае мне всегда не хвотает вокруг памятника бассейна с водой — хочется все памятники переделать в фонтаны, иначе скучно.
Памятник Леонардо — редкое исключение. Вокруг него хочется ходить, разглядывать и радоваться. Но с фонтаном было бы еще круче.
Сам Леонардо очень хорош, задумчив и немного романтичен. Хотя я его себе всегда представляю инчае, такой образ ему тоже идет, этакий дедушка-добрячок. 🙂
Леонардо окружают четверо лучших учеников, среди них и мой любимый Салаино! 🙂 Красавчик, стоит, задумчивый такой, в небо смотрит, ну точно с моего срисовали. 🙂
Салаино, что значит «Чертенок» — не настоящее имя, так ученика прозвал сам Леонардо. Это один из первых его учеников, они прожили вместе (в хорошем смысле слова!) более 20 лет! И именно Салаино был моделью для Иоанна Крестителя и, существует такая версия, самой Моны Лизы. 🙂
Плюс, памятник украшен очень красивыми барельефами, иллюстрирующими жизнь Леонардо.
А дальше, конечно, «Тайная вечеря«. Кстати, если переводить название картины (назовем так, ибо выполнена она не в технике фрески — отсюда и все проблемы с ее сохранением) с итальянского, то получим «Последний ужин». Чтобы ее увидеть, нужно заранее забронировать билеты. Пускают туристов небольшими группами человек по 20, 15 минут на просмотр — таким образом берегут картину. Экскурсовода нет, но можно взять аудиогид, есть русский язык. Фотографировать картину, разумеется, нельзя. Но, кроме «Тайной вечери», на противоположной стене, есть еще одна фреска, ровестница «Вечери», но куда менее известная. 🙂
Билеты можно купить еще в России, например, на сайте Vivaticket, они берут, кажется, 1,5 евро комиссии.
Поскольку «Тайная вечеря» находится в монастырской столовой, то до или после посещения непременно нужно посмотреть и саму церковь Санта Мария делле Грацие. Мне она очень понравилась простотой и историчностью, что ли. Здесь находятся подлинные фрески и картины Караваджо, Тициана, а также и менее известных мастеров 15-16 века.
В Санта Мария делле Грацие очень красивые своды!
И обязательно загляните в небольшой музей Леонардо да Винчи, котрый расположен во внутреннем дворике цервки.
Совершенно обалденный музей! В нем выставленны подлинные страницы из дневников Леонардо. Некоторые из них написаны его фирменным «шифтом», некоторые обычные. Здесь и математические или механические расчеты, и наброски будущих рисунков, и списки покупок, иногда все сразу на одном листе, одно поверх другого — вот так из полумифического персонажа Леонардо становится реальным и живым. Кстати, у него был очень красивый, витьеватый, от чего немного женский, почерк. Жемчужина этого музея для меня — набросок руки Иоанна Крестителя.
Мне музей ооочень понравился, я давно мечтала увидеть такие записи вживую. Но муж ворчал, что дорого и ничего не видно: в целях сохранности бумаг света в зале почти нет, полумрак, и дневниковые листы освещены слабо и, разумеется, фотографировать тоже нельзя. Но при этом все видно, хоть и плоховато. Билет же стоит 10 евро.
Сам внутренний дворик церкви очень уютный, там приятно посидеть в холодке и отдохнуть.
А фонтанчик, что в самом центре дворика, украшают такие вот забавные лягушки. 🙂
Следующая остановка — замок Сфорческо (он же Сфорца), покровителя и работодателя Леонардо в Милане. Думаю, Леонардо не раз появлялся в этих стенах. 🙂
Это традиционный средневековый замок, очень живописный и красивый. Когда я описывала его в пьесе, то представляла просто среднестатистический замок. И тем ни менее мы нашли и башенку, с которой прыгал мой Салаино, и даже фонтан, в который он впоследствии угодил. 🙂 Фонтан, правда, построен гораздо позже замка :))
Ну да ладно.
Перед замком самый настоящий ров!
Средневековые ворота недавно отремонтировали и теперь они полностью функционируют.
Изнутри замок кажется еще масштабнее — в городской черте не удается правильно оценить его размеры.
А это не просто камни, это ядра для катапульты!
Один из внутренних двориков.
Вообще, замок Сфорческо — это настоящий лабиринт. Наверное, нужно пожить в нем какое-то время, чтобы не бродить по кругу, как слепой котенок, пытаясь найти проход куда-нибудь.
В одной из стен мы нашли такую вот замурованную денежку 🙂
Замок Сфорческа — очень живописное место, без шуток. Он очень настоящий, чувствуешь себя героиней исторического фильма. Кажется, что еще секунда — и все оживет: по стенам забегают воины с копьями и в латах, по камням загрохочут крестьянские повозки со свежайшими продуктами для герцогского завтрака, и мимо промчится на коне гонец с письмом от Людовико Сфорца для Леонардо.
Но замок Сфорческо — это не просто сам по себе музей под открытым небом, это еще и вместилище множества «маленьких» музеев: начиная от коллекции вещей из замка и заканчивая античным и египетским музеями! Словом, время на то, чтобы увидеть все нужно немало. Билет — один во все музеи и стоит 6 евро (готовьте наличные, кредитки здесь не принимают).
Мне очень понравились старинные каминные порталы и посуда 14-15 века — их можно увидеть в замковом музее.
Такой вот сундук должна иметь каждая уважающая себя невеста, чтобы было, куда складывать приданое 🙂
И, конечно, весь музей музыкальных инструментов — он громадный, и чего только здесь нет — очень любопытный!! Около часа мы провели в скрипичном павильоне, читая все таблички и пытаясь найти скрипку Страдивари или Амати. Их там нет, зато есть скрипка Гварнери! А еще нашли много скрипок от Черутти и Труссарди — без шуток. 🙂
А какие там старинные клависины и клавинеты! Руки так и чесались поиграть.
Самый же главный экспонат этого музея — пианино самого Джузеппе Верди и его автограф!
А за замком Сфорческо располагается самый большой миланский парк — Семпионе. Так что на поход в замок лучше отвести целый день.
Парк — излюбленное место отдыха миланцев. Сюда приходят семьями, устраивают пикники, гуляют, развлекаются.
Вот, кстати, редкий кадр — игра в волейбол, а не в футбол! 🙂
Парк очень красив. Здесь много тенистых аллеек, большой пруд.
Кроме как гулять, любоваться на цветущие магнолии или валяться на травке, в Семпионе можно заглянуть в небольшой Аквариум, (вход в который, кстати, совершенно бесплатный) и посмотреть на миланскую арену, построенную Наполеоном и позже служившую городским стадионом — арену Цивика.
А вот такие рыбки водятся в пруду. 🙂
Ну и, наконец, последний пункт назначения — Миланский технологический музей им. Леонардо да Винчи.
Это, я вам скажу, музей музеев — где еще можно увидеть настоящую морскую шхуну? Или старинные паровозы? Или первые самолеты? А подводную лодку? Настоящие, в натуральную величину!
Музей невозможно интересный, очень здорово организован: тематически. Много экспонатов, наглядно демонстрирующих тот или иной физический закон. Мне, например, понравилось экранировать радиосигнал разными материалами: бетоном, бумагой, стеклом, кирпичом.
Или выстукивать морзянку. Это так интересно, особенно когда рядом с тобой специалист, а мой муж служил связистом! Особенно занимательно, когда тебе, неожиданно, кто-то начнает отвечать! Стенды с передатчиками стоят внескольких местах музея и связаны между собой!
В астрономическом зале висит маятник Фуко — что-то в этот раз он меня преследует :)) Этот уже самый настоящий, висит и вырисовывает движением цветочек — очень любопытно. В этом же зале порадовали старинные глобусы и карты неба.
К тому же, в музее есть оборудованные по последнему слову науки и техники кабинеты нанотехнологий, химии, робототехники и прочего, где проводят лекции и занятия с наглядной демонстрацией процессов и законов.
А вот с этим роботом можно общаться! Точнее, управлять его действиями. Я вот запустила программу сбора механизма, который смоделировал Леонардо. Другой раскладывает разные фигурки по своим местам. И оба могут «смотреть на тебя» — забавно так приближаются к стеклу и замирают — вроде как глядят глазами-лампочками.
Словом, интересного масса, в двух словах и не расскажешь, для детей это райское место!
Но мы шли сюда не за этим. Музей не просто так носит имя Леонардо да Винчи. Ему не только посвящен отдельный зал, но и по всему музею выставлено множество моделей его изобретений, воссозданных по чертежам и записям. Есть на что посмотреть и чему поудивляться.
Это просто подъемные краны.
Что Леонардо изобретал военные машины я знала, но про корабли узнала только здесь. И это я вам скажу те еще монстры!
Один из его мостов.
И, конечно, летательные аппараты. Как же без них 🙂
Словом, Технологический музей стоит непременно посетить, даже если вы не любитель музеев.
Ну а я пока заканчиваю записульки. Впереди еще Турин и Верона и еще кое-что про Милан 🙂
Продолжение следует.
По следам Леонардо да Винчи в Милане
Милан, как истинно итальянский город, знаменит не только модой и дизайном, но и мировым искусством. Один из самых известных в мире итальянцев – Леонардо да Винчи, которого мы знаем, как великого изобретателя и экспериментатора, универсального человека, автора знаменитой Мона Лизы. В силу жизненных причин Леонардо пришлось скитаться по всей стране, но считается, что одним из самых важных периодов его деятельности было время, когда он жил и творил в Милане. И «Мадонну Литту«, которая хранится в Эрмитаже, написал именно здесь.
Неудивительно, что в Милане появился Музей Науки и Техники, носящий имя титана мирового искусства. Самое главное, что нужно знать посетителям музея: не важно, если вы не увлекаетесь наукой, а с техникой обращаетесь исключительно на «Вы» — любой человек, посетивший этот музей, заверит, что экспонаты вас удивят, и скучать вам не придется. Находится он в здании старинного монастыря Сан-Витторе и состоит из нескольких отделов, каждый из которых рассказывает о развитии науки в Италии.
В отделе «Транспорт» можно познакомиться с эволюцией летательных аппаратов от самых первых самолетов, до новеньких реактивных, увидеть локомотивы, услышать истории великих морских сражений и экспедиций, даже побывать на подводной лодке! Коллекция «Энергия» расскажет о ресурсах, «Связь» — о развитии средств общения от телеграфа до современности, «Питание» — о продуктах, которые мы употребляем, новая интерактивная выставка «Космос» задается вопросом «Как же мы можем обозревать космос», а для самых юных исследователей есть отдел «Наука для маленьких», где они могут сами делать мыльные пузыри, изучать цвета, металлы и прочее. И, конечно же, сердце музея — этаж, посвященный самому гению, Леонардо да Винчи. Здесь не только рисунки и рукописи да Винчи, но и машины, устройства, воспроизведенные экспертами по черновикам мастера.
Конечно же, нельзя не упомянуть об одном из наиболее важных произведений в истории человечества, Тайной Вечери, монументальной росписи, которая находится в церкви Санта-Мария-делле Грацие. Фреска изображает последний ужин Христа со своими учениками, момент, когда Иисус произносит «Истинно говорю вам, один из вас предаст Меня» (Евангелие от Матфея) и реакцию учеников на его слова.
Здесь опять же мы можем наблюдать дух экспериментатора да Винчи, однако, он совершил ошибку с выбором красок и фиксаторов, что привело к большим проблемам с сохранностью картины — фреска начала разрушаться уже через несколько лет после написания, поэтому было предпринято большое количество реставраций. Также во время Второй Мировой войны церковь подверглась бомбежке со стороны англо-американских войск, и «Тайная Вечеря» уцелела лишь чудом. Чтобы увидеть великое произведение, нужно заранее, желательно, за месяц, забронировать билет онлайн — желающих 15 минут полюбоваться шедевром (а именно столько времени выделяют для каждой группы) огромное множество.
Другое немаловажное место, связанное с именем да Винчи — зала «Делле Ассе» или «Дощатая зала». Находится на первом этаже северо-восточной части замка Сфорца. По заказу герцога Сфорца в 1498 году, Леонардо да Винчи начинает работать над росписью в зале, где герцог принимал важных гостей. Декорация призвана перенести посетителя из помещения в садовую беседку, или даже лес, под кроны деревьев, чьи стволы соответствуют опорам комнаты, а ветви переплетаются в орнамент на потолке. То, что мы можем видеть сейчас, является результатом двух реставраций. Сейчас, из-за того, что комната плохо сохранилась, трудно судить, принимал ли участие сам мастер в росписи или нет, но досконально, научно проработанное изображение деревьев, не оставляет сомнений, что общая идея принадлежит именно Да Винчи.
Переплетение узлов было очень важной темой в работах да Винчи того времени, как с художественной точки зрения, так и с геометрической, что упоминается в его заметках. Все в этом потолке также напоминает о хозяевах замка: считается, что переплетение ветвей, скрепляющееся веревкой, символизирует мощь и силу правящей тогда семьи Сфорца, чей герб расположен в центре потолка, а красные ягодки (morone, из ломбардского диалекта), намекают на фигуру самого герцога Людовико Сфорца, которого называли Il Moro (итал. мавр).
После второй реставрации была обнаружена часть монохромной фрески, возможно, созданной самим Да Винчи: натуралистичное изображение корней деревьев, пробивающихся сквозь стену. В прошлом году реконструкция была приостановлена и Зала стала вновь открытой для публики. Благодаря реконструкциям, у нас появилась возможность осмотреть комнату.
Можно много говорить о вкладе Леонардо в культуру и историю Милана и всего мира, но лучше посетить те места, где творил великий Мастер.
Милан — город Леонардо да Винчи
Если Рим – это город Бернини, Борромини, Микеланджело, Рафаэля и Караваджо, то Милан – это однозначно город Леонардо да Винчи. У поклонников творчества этого разностороннего гения поездка в северную столицу Италии станет настоящим подарком! Здесь находится огромное собрание трудов Леонардо, известнейшая из которых, безусловно, «Тайная вечеря».
В этой статье мы расскажем о миланских произведениях искусства знаменитейшего в мире итальянца — Леонардо да Винчи. Если вы хотите узнать больше информации о творениях гения, то мы советуем заказать интересный тур с профессиональным гидом на сервисе Tripster .
Тайная вечеря
Самая популярная фреска на Земле находится в трапезной церкви Санта – Мария – делле – Грацие. Леонардо да Винчи расписывал стену в течении 3-ех лет (с 1495 по 1498 год). Из-за инновационной техники нанесения красок, фреска, к сожалению, начала практически сразу осыпаться и тускнеть. Благодаря постоянным реставрациям сегодня мы можем насладиться этим знаменитым шедевром, изображающий последний ужин Иисуса Христа с его учениками. О приобретении билета на «Тайную вечерю» стоит позаботиться заранее (за 2 – месяца до планируемой поездки), т.к. желающих увидеть знаменитую фреску – миллионы. Если не успели купить билет, не отчаивайтесь. Выходом может стать – заказ экскурсии на этом популярном сайте , куда входит и посещение самой фрески. Так вы получите и заветный билетик, и дополнительную информацию от всезнающего гида.
Национальный музей науки и техники Леонардо да Винчи
Один из крупнейших музеев Европы хранит в себе целую сокровищницу работ да Винчи. Под проекты мастера отведен целый этаж, где вы сможете увидеть его чертежи, научные трактаты, картины, скульптуры и реконструированные современниками деревянные механизмы. Коллекция музея – самая богатая в мире, так что сюда следует точно заглянуть ярым почитателям Леонардо.
Пинакотека Амброзиана
Еще одна крупная коллекция работ Леонардо хранится в Художественной галерее Амброзиана. Собрание проектов настолько многочисленно, что труды маэстро меняют друг на друга каждые 3 месяца. В галерее представлены «Атлантический кодекс», «Портрет музыканта», узлы и портрет Леонардо, а также репродукция работ «Тайная вечеря» и «Мадонна в скалах» кисти Веспино.
Конка делл’Инкороната
Когда Леонардо было 30 лет он переехал в Милан и жил здесь в течении 20 лет. Амбициозный гений даже придумал концепцию города с идеальными габаритами, планировкой и канализационной системой. Мастер был он на все руки, поэтому никого не удивит тот факт, что Леонардо профессионально консультировал строителей. Так, благодаря идеям и советам да Винчи, в 1496 году был построен шлюз. До наших дней сохранились лишь деревянные створки, чертеж которых можно увидеть в Пинакотеке Амброзиана.
Скульптура «Конь Леонардо»
В 1482 году герцог Сфорца поручил Леонардо создать самую большую в мире скульптуру лошади. Предназначался этот проект для монумента отцу герцога. Масштабы коня должны были быть колоссальными – целых 7,3 метра в высоту! К сожалению скульптуру Леонардо так и не закончил, хотя трудился над ней больше 10 лет. Сегодня мы можем наблюдать 2 репродукции конной статуи. Первый бронзовый гигант стоит на входе в парк Миланского ипподрома, а другой – в Саду Мейера.
Статуя Леонардо да Винчи
На площади напротив оперного театра Ла Скала стоит памятник Леонардо. Окружают маэстро – его ученики: Чезаре де Сесто, Джоантонио Больтраффио, Марко д’Оджоно и Андреа Салаино. Для статуи использовался каррарский мрамор, а для постамента – бавенский гранит.
Замок Сфорца
В 1498 году по поручению герцога Сфорца Леонардо начал работать над фреской зала Ассе, расположенный на 2 этаже северо – восточной башни крепости. Идея проекта заключалась в том, чтобы находящиеся в помещении люди «переносились» под кроны деревьев. Опоры комнаты изображены как стволы, а ветви красиво переплетаются на потолке. Также в замке имеется фонд, выпускающий посвященный Леонардо да Винчи журнал « Raccolta Vinciana ».
Желаем Вам ярких эмоций!
Автор: Людмила Болотина (Instagram)