Паганини фото скрипача
Эта дьявольски божественная скрипка Никколо Паганини — почему маэстро завещал ее Генуе
Одни видели в нем мошенника, другие – Гения. Вся жизнь музыканта была окутана тайнами и недомолвками, и лишь сейчас стали раскрываться некоторые подробности его биографии. Но все, кто говорил о скрипаче, сходились в едином мнении: этот человек был настоящим Мастером. Из нашей статьи вы узнаете, какой мастер сделал скрипку Паганини, которую он завещал Генуе, и почему великий скрипач подарил этот инструмент родному городу!
«Достойный сын славного города»
Имя Никколо Паганини очень тесно связано с Генуей. Во-первых, маэстро родился в Генуе. В октябре 1782 года, 27-го числа, в небогатом генуэзском квартале под названием «Черная кошка», в семье Антонио и Терезы родился третий ребенок. Мальчик, которому суждено было прославить Геную на века.
Несмотря на то, что отец Никколо был обычным торговым агентом, он увлекался музыкой. Разочарованный тем, что старший сын Карло не проявлял никаких музыкальных способностей, отец обратил внимание на младшего сына, и буквально заставлял мальчика целыми днями играть на скрипке. Он мечтал, что однажды сын станет прославленным музыкантом и станет зарабатывать много денег. А юный Никколо мечтал хоть один день отдохнуть от музыкальных пассажей…
Следующим учителем стал Гаспаро Гиретти, который привил композиторскую технику и научил мальчика сочинять, ориентируясь не на инструмент, а лишь на внутренний слух.
В 16 лет Никколо удается вырваться из-под опеки отца и уехать в Пизу, где о его выступлениях заговорили. Никто из музыкантов не мог повторить те пассажи, которыми виртуозно владел Никколо. Он умел извлекать из скрипки звуки, похожие на пение птиц, звуки ветра и даже человеческий голос. Концерты шли одни за другим, города сменялись чередой: Милан, Пиза, Ливорно…
Но настоящий успех также пришел к скрипачу опять же в Генуе. Это случилось в 1827 году, в театре Фальконе, где 9 ноября состоялся концерт музыканта. Слушатели были поражены тем волшебством, которое извлекал из скрипки великий маэстро.
В числе слушателей был и король Пьемонта и Сардинии – Карл Феликс. Августейший монарх не скупился на аплодисменты, а после концерта выказал музыканту свое особое расположение. Этот случай попал на страницы «Газетта-ди-Дженова», и вскоре имя Паганини знали по всей Италии.
Один из романов случился с Анжелиной Каванна, правда он был омрачен тем, что Анжелина написала властям, будто музыкант соблазнил ее и похитил.
Паганини пришлось даже провести несколько дней в тюрьме. После внесения залога и выплаты большой суммы Анжелине, дело было закрыто.
Второй роман связан с именем Антонии Бьянка, которая родила музыканту его единственного сына Ахилла.
Из-за многочисленных поездок, постоянного музицирования Паганини совершенно не занимался собственным здоровьем. Его стали беспокоить кашель и периодические боли. Ни мази, ни притирки, ни поездки на французские морские курорты не могли излечить мастера.
Свои последние полгода жизни музыкант провел в Ницце. Сняв домик на побережье, он доживал последние дни практически в одиночестве, не желая никого видеть и страдая от невозможности заниматься музыкой, как и раньше.
Интересные факты о Паганини:
-
Многие современники называли Паганини «скрипачом дьявола». Многие отказывались верить, что музыкант способен извлекать из скрипки столь прекрасные звуки, и лишь прослушав его исполнение, признавались — этот человек на самом деле виртуоз своего дела.
Паганини был до невозможности рассеянным. Он даже дату своего рождения не помнил, и в документах везде указывал по недоразумению разные даты – то на два года позже, то на год раньше. И он был третьим ребенком в семье, а не вторым, как говорил сам.
Неизвестно, посещал ли Никколо школу. В его письмах, написанных им уже в зрелом возрасте, встречаются весьма частые и грубые орфографические ошибки.
Узнайте на страницах нашего сайта историю Колизея в Риме, а также о том, как посетить самую известную достопримечательность Италии!
Информацию о достопримечательностях Сиены с фото и описанием самых интересных мест города ищите в нашем следующем материале.
А вы бывали в солнечном городе Сан Марино? Занимательные факты о становлении республики и ее столицы расскажем вот здесь: https://expertitaly.ru/polezno/informatsiya/respublica.html.
История знаменитого инструмента
Кто сделал скрипку, которую Паганини завещал в подарок Генуе? У мастера Паганини была огромнейшая коллекция скрипок, которые были созданы настоящими мастерами своей эпохи – Гварнери, Страдивари, Амати. Но именно одна была самой любимой. Имя ей – «il Cannone» («Пушка»). Такое название инструменту Паганини дал из-за итальянских событий, происходящих в первой половине XIX века.
Тогда по стране развернулось национально-освободительное движение, и неистовая скрипка Паганини лишь воодушевляла борцов за свободу. Концерты Паганини не раз оказывались под запретом, но скрипка продолжала звучать…
Так кто же из всех мастеров сделал скрипку, которую Паганини подарил Генуе, чью работу маэстро завещал родному городу?
Мастер, сделавший скрипку, которую Паганини завещал Генуе — Бартоломео Джузеппе Гварнери, внук Андреа Гварнери. Изготовлена она была, по данным архивов, в 1743 году (по другим данным – в 1742 году) . Семнадцатилетнему Никколо она была преподнесена одним парижским купцом, имя которого в истории не сохранилось.
Он был поражен силой звучания инструмента: он выдерживал мощный напор смычка, при этом звук оставался ровным и не искажался. Именно поэтому скрипка стала любимым концертным инструментом Паганини.
Музыкант относился к ней как к живому существу. Однажды скрипка потеряла голос, и музыкант понес ее скрипичному мастеру Вильому. О мастере этом ходила слава, что он может вдохнуть в любой инструмент вторую жизнь.
Паганини с надеждой обратился к мастеру. Через неделю, прибыв в дом Вильома, Паганини с тревогом и болью коснулся смычком струн и выдохнул с облегчением – звук остался прежним, сильным и мощным. В награду за это Паганини подарил Вильому драгоценную шкатулку, инкрустированную камнями.
После смерти Маэстро скрипка получила еще одно имя – «Вдова Паганини». Ни один музыкант не смог извлечь из нее звучание, как удавалось Никколо.
В завещании Великого музыканта Паганини было указано, чтобы коллекция скрипок, и особенно «Cannone» была передана в подарок его родному городу – Генуе, и никогда не покидала его пределов.
В музее (Палаццо Дориа-Турси) скрипка хранится с 1851 года. Кстати, в том же зале выставлены некоторые вещи Маэстро, его личные письма, партитуры и аксессуары для занятий музыкой.
Знаменитая скрипка хранится в специальной витрине, в которой выдерживаются определенные условия – температура должна быть 20 градусов, а влажность не должна превышать 50%.
Скрипка хранится в зале музея, но и сегодня она продолжает звучать. Правда, это право даровано далеко не каждому – играть на скрипке Мастера может лишь тот музыкант, который будет объявлен победителем музыкального конкурса имени Паганини. И этот музыкант играет на знаменитой скрипке перед переполненным залом…
Викторов является учредителем и председателем попечительского совета Фонда скрипичного искусства. Фонд занимается поддержкой и развитием скрипичного искусства в России, а также поддержкой талантливых исполнителей скрипичной музыки.
На нашем сайте вы также узнаете все о популярном горнолыжном курорте Италии — Червинии! Расскажем, как провести незабываемые зимние каникулы всей семьей.
В нашем следующем обзоре читайте отзывы туристов об отдыхе на Сицилии. Мы подготовили список самых лучших пляжей и интересных достопримечательностей этого уголка Италии!
В этой статье ищите подробную карту Римини с достопримечательностями! Что можно посмотреть в этом итальянском городке?
Где находится, как добраться
Адрес Дориа-Турси: Via Garibaldi, 9, Genova
Телефон: +39 010 557 2193
Адрес музея Палаццо Бьянко: Via Garibaldi 11, 16124 Genova
Телефон: +39 010 557 2193
Стоимость билета в Палаццо Бьянко – 10 евро (для детей и льготных категорий граждан стоимость билета равна 8 евро).
Работает музей для посетителей ежедневно с 9 до 19 часов.
Выходной день – понедельник.
Добраться до Виа Гарибальди можно на метро, до станции «Сан Джорджио».
Из этого видео вы узнаете еще больше о музее Никколо Паганини в Генуе, какие инструменты там хранятся, а также почему великий маэстро завещал свои скрипки родному городу:
Никто из слушателей был не в силах выразить словами те чувства, которые возникали, когда Мастер Паганини брал в руки смычок и прикасался им к своей волшебной скрипке…
Сатанист, жадина и великий скрипач Никколо Паганини, которого не соглашался похоронить ни один город Европы
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Мальчик, рождённый ради чужой мечты
В один прекрасный день Антонио Паганини, итальянский лавочник, срочно послал за доктором. Прибывший врач развёл руками: мальчик по имени Никколо был явно мёртв. Отец замучил его, запирая на долгие часы в тёмный сарай без куска хлеба — учиться играть на скрипке. Тереза Паганини, мать несчастного ребёнка, ничего не видела из-за слёз.
Купили маленький гроб. Но похоронить Никколо не похоронили: во время церемонии прощания он вдруг очнулся, сел в гробу и глядел вокруг с ужасом в глазах. Мать кинулась целовать его и поскорее накормила. Уже на следующий день отец вложил ему в руки скрипку.
Антонио Паганини сам с юности мечтал стать знаменитым музыкантом, он обожал играть на мандолине в свободные часы и, быть может, этой мандолиной когда-то очаровал свою жену. Но карьеру в музыке сделать он не смог. Молодость проработал грузчиком, поднакопил кое-каких деньжат и открыл лавочку. Все свои амбиции перенёс на первенца — но у сына не оказалось ни проблеска музыкального таланта. Жена утешала: якобы ей был сон, что одарённым окажется следующий ребёнок. Следующим был Никколо.
Осваивал инструмент Никколо быстро и уже в раннем возрасте сочинял и исполнял довольно трудные вещи, и это вскружило голову его отцу. Он решил, что мальчика надо как-то особо муштровать, чтобы тот стал непременно знаменитым. Когда методика с сараем и голодовками показала себя не очень состоятельной — то есть, после «смерти» сына — Антонио задумался и подыскал мальчику в учители настоящего музыканта, скрипача Джованни Черветто.
Вероятно, учитель по своим методам недалеко ушёл от горе-педагога Антонио Паганини, поскольку Никколо потом всю жизнь избегал упоминать его имя и, вероятно, даже не считал за учителя. Возможно, ко взрослому возрасту отец и Черветто отбили бы у мальчика всякое желание держать в руках скрипку, но юным виртуозом заинтересовались сразу двое: композитор Франческо Ньекко и капельмейстер собора Сан Лоренцо Джакомо Коста. Они обращались с пареньком уважительно, мягко наставляли его, а Коста взял к себе в оркестр на работу.
Нельзя сказать, что одержимость отца прошла для Никколо бесследно. Всю жизнь он страдал от слабого здоровья, заложенного, вероятно, суровым обращением в детстве; его также одолевали приступы мрачности. Кроме того, он был потрясающе необразован, что для знаменитого музыканта, каким он стал со временем, было едва простительно: писал с орфографическими ошибками, «плавал» в вопросах истории, хотя нахватался кое-каких знаний, чтобы с грехом пополам поддерживать разговор. Похоже, отец не отпускал Никколо даже в школу.
Некоторые просто рождены для славы
Талант юноши, только начавшего музыкальную карьеру, тем временем, надо было развивать. Решено было отправить Паганини-младшего в обучение в Парму, к знаменитому скрипачу Алессандро Ролле. Для этого Никколо дал дебютный концерт в генуэзском театре Сант-Агостино. Денег с одного концерта не хватило, но меценат маркиз Джан Карло ди Негро организовал ещё одно выступление, во Флоренции, и Никколо, наконец, смог отъехать в Парму.
Но в Парме отец и сын Паганини столкнулись с закрытой дверью спальни: Ролла болел, собирался болеть ещё долго, никого не принимал и когда начнёт принимать, неизвестно. Ситуация была печальна. Предстояло уйти из дома Роллы несолоно хлебавши. Но Никколо медлил. Он увидел на столике скрипку и ноты; сочинение его заинтересовало, и он, взяв чужую скрипку, начал наигрывать. То были ноты авторства самого Роллы; больной сразу их узнал и поднялся с постели, чтобы увидеть таинственного музыканта. Он не смог скрыть потрясения, увидев всего-то навсего подростка. «Мне нечему учить этого молодого человека», сказал Ролла отцу Паганини.
Ролла передал Никколо композитору Фернанду Паэру, Паэр, в свою очередь, Гаспару Гиретти, и под руководством Гиретти Никколо достиг совершенства и как скрипач, и как композитор. По крайней мере, тогда казалось, что лучше уже некуда. После Гиретти Паганини стал очевидной и неоспоримой звездой. Он колесил сначала по городам, потом по странам. Многие возмущались ценой на билеты на его концерты; он в ответ поднимал цены ещё выше. Те, кто всё же приходил, убеждались, что этот скрипач отличается от любого другого. Его руки стоили больше, чем он выручал за концерты: они были бесценны…
Конечно же, со славой пришло и женское внимание. Никколо всегда окружали почитательницы, он легко заводил любовниц. Самой известной из них стала певица Антония Бьянки. Пара сложилась такая странная, что о ней все судачили. Паганини считался некрасивым, Бьянки — наоборот. Оба открыто изменяли друг другу: Антония объясняла, что бесконечные болезни мужа (кашель, ревматизм, приступы лихорадки и кишечных колик) оставляют ему мало сил на то, чтобы её удовлетворять. Однако удивительным образом этих сил хватало на других женщин.
В конце концов Бьянки родила сына, которого назвали Ахиллом. В отцовстве сомневались буквально все, кроме самого Паганини. Он о ребёнке мечтал давно и в отцовство погрузился с головой. Когда Ахиллу исполнилось три, его родители разошлись в разные стороны; Никколо добился опеки над мальчиком и дал ему свою фамилию (конечно же, отношения с Антонией были незарегистрированы). Чтобы обеспечить мальчика и его будущее, Паганини работал, как проклятый.
Жадина и сатанист
Гастрольные чёсы и дорогие билеты — все вокруг упрекали Никколо в жадности. А жадный Никколо раздавал половину билетов бесплатно — студентам-музыкантам, а часть вырученных денег высылал родственникам и отдавал на благотворительность. Чтобы не тратить лишнего на себя (а значит, больше отдать другим), одежду он покупал у старьёвщиков. Обвиняли Паганини и в грехе потяжелее — в том, что он, якобы, некогда убил человека и на каторге продал душу дьяволу за то, чтобы тот сделал его гениальным скрипачом. Так впечатляли зрителей сочетание неповторимой по искусности игры (а многие зрители понимали толк в скрипичной музыке), болезненной внешности и мрачного характера.
Слухов добавляла и эксцентричная манера музыканта работать корпусом и руками. Он разработал собственные позы и движения, которые давали ему особый простор работы со скрипкой. В результате многие уверяли, что на их глазах скелет скрипача искривлялся и менял форму, локоть руки выворачивался в противоположную сторону, кисть отделялась от остальной руки и ходила по скрипке сама по себе. Впрочем, сейчас есть гипотеза, что Паганини страдал болезнью Марфана, которая действительно делает суставы немного слишком свободными, и от неё и умер, потому что она вызывает аневризму аорты.
Чтобы понять всё мастерство Паганини, стоит знать о нём два факта. Однажды на спор он проиграл мелодию на шёлковом шнурке от лорнета; в другой раз недоброжелатели перерезали ему все струны на скрипке, оставив, по счастью, одну целой — и он отыграл весь концерт на этой струне так, что зал ничего не заметил. Ещё на одном выступлении опоздавший скрипач схватил инструмент, не проверив настройки. Во время самой игры оказалось, что скрипка с роялем аккомпаниатора серьёзно расходятся; но этот факт успел заметить только аккомпаниатор. Николо так быстро перерассчитал аппликатуру скрипки, каждое своё движение под каждую ноту, что зал опять ничего не заметил.
Паганини умер от туберкулёза в неполные пятьдесят семь лет. Последние месяцы болезни он не выходил из дома и почти не вставал, целыми днями просто полулежал и перебирал пальцами струны скрипки. Гроб с его останками закапывали несколько раз — и выкапывали из-за угроз местных жителей, чтобы перевезти труп Паганини дальше и попытаться закопать снова. Буквально все в Европе были уверены, что Никколо — сатанист, и, казалось, бедному скрипачу уже не найти покоя — ни один город не соглашался осквернить его останками свою землю. Ахилл Паганини измучился, пока сумел похоронить отца.
Согласно завещанию скупого, нелюдимого, всех, казалось, ненавидящего желчного старикана Никколо все его скрипки — замечательные, дорогие музыкальные инструменты — отошли нескольким талантливым студентам и… его недругам, тем музыкантам, с которыми они ругали друг друга в глаза и за глаза, но чьё мастерство не вызывало у Никколо, видимо, сомнений. Любимую скрипку он подарил родному городу, Генуе; она получила прозвище «вдовы Паганини». В завещании Никколо также запретил сыну как-либо тратить деньги на похороны: делать их пышными, заказывать реквием… Он всегда предпочитал тратить на других, а не на себя.
Текст: Лилит Мазикина
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Никколо Паганини
Биография
Мистический скрипач, руками которого руководил сам Сатана, до сих пор собственными произведениями будоражит людские сердца и заставляет задуматься о сокровенном, хотя со дня смерти гения минуло немало лет.
Поздней осенью 1782 года в небогатой генуэзской семье родился второй ребенок, которого назвали Никколо. Родители сильно переживали за кроху, так как младенец появился на свет раньше срока и был болезненным и тщедушным. Отчий дом Никколо стоял в узком проулке под названием Черная кошка. Антонио Паганини (папа) в молодости работал грузчиком в порту, но чуть позднее открыл собственную лавочку. Тереза Боччардо (мама) вела домашнее хозяйство.
Портрет Никколо Паганини
Однажды Терезе приснился ангел, который предрек второму ребенку блестящее музыкальное будущее. Когда женщина рассказала о сне супругу, тот невероятно обрадовался, ведь и сам обожал музыку. Антонио постоянно музицировал на мандолине, чем сильно раздражал соседей и супругу. Мужчина прививал любовь к музыкальным инструментам старшему ребенку, но успеха не возымел.
Отец, уверовав в вещий сон, начал усиленно заниматься с Никколо уроками игры на скрипке. С первых занятий становится ясно, что ребенок одарен от природы тончайшим слухом. Поэтому детские годы малыша прошли в изнуряющих занятиях, от которых даже сбегал. Но папа применял крайние меры, закрывая сына в темном сарае и лишая куска хлеба. Ребенок был вынужден играть на инструменте много часов подряд, что привело к каталепсии. Врачи констатировали смерть, а убитые горем родители приступили к процедуре похорон.
Никколо Паганини в детстве и молодости
Но на церемонии прощания произошло чудо – Никколо очнулся и сел в гробу. Как только малыш поправился, Антонио вновь вручил ему любимую игрушку-мучительницу – скрипку. Теперь мужчина прекратил самостоятельные уроки с сыном и пригласил учителя, которым стал генуэзский скрипач Франческе Ньекко. Паганини рано начал создавать первые композиции собственного сочинения. Таким образом, уже в 8 лет он порадовал родственников скрипичной сонатой.
Городок облетели слухи о том, что в бедной семье лавочника Паганини растет талантливый музыкант. Не прошли эти новости и мимо ушей главного скрипача капеллы собора Сан-Лоренцо, который решил лично убедиться в гениальности мальчика. После прослушивания Джакомо Коста предложил собственные услуги в развитии юного дарования. Коста шесть месяцев обучал Никколо, передавая ему навыки и секреты искусства.
Музыка
После занятий с Джакомо жизнь ребенка изменилась до неузнаваемости, теперь его биография полна встреч с творческими людьми. Перед юношей открылась дорога к концертной деятельности. В 1794 году в Генуе выступал польский виртуоз Август Дурановский, который так воодушевил юного скрипача, что тот решился дать собственный концерт. После этого мальчиком заинтересовался маркиз Джанкарло ди Негро, который слыл известным меломаном. Узнав, что одаренный ребенок растет в бедной семье, маркиз берет на себя обязанности по воспитанию и содержанию Никколо.
Скрипач Никколо Паганини
Джанкарло ди Негро оплачивает услуги нового учителя для мальчика. Им становится популярный виолончелист Гаспаро Гиретти, научивший Пагагини композиторской технике и развивший в нем способность сочинять музыку без инструмента. Под таким руководством юноша сочинил два концерта для скрипки и 24 фуги для фортепиано в четыре руки.
В 1800 Паганини начинает серьёзную работу и дает 2 концерта в Парме. После этого его приглашают ко двору герцога Фердинанда Бурбонского, где юноша уверенно выступает. В этот момент Антонио Паганини понимает, что пора зарабатывать деньги на таланте сына. Став импресарио, организует гастроли по Северной Италии.
Скрипка Никколо Паганини
Талантливый юноша концертирует в Пизе, Флоренции, Болонье, Милане, Ливорно. В городах собираются огромные залы, люди хотят посмотреть на юного скрипача. Но несмотря на тяжелые гастроли, отец настаивает на постоянном музицировании Никколо, который уже создает шедевральные каприччо. Эти 24 каприса совершили революцию в мире скрипичной музыки. Рука гения прикоснулась к сухим формулам Локателли, и произведения заиграли свежими искрящимися образами и картинами. Более ни одному скрипачу такое было не подвластно. Каждая миниатюра из 24 звучит бесподобно, вызывая у слушателя и смех, и слезы, и дикий ужас одновременно.
Устав от авторитарного и жестокого отца, повзрослевший юноша решил жить самостоятельно. В этот момент ему предложили место первого скрипача в Лукке, и, чтобы избавиться от родительской опеки, Никколо соглашается. Этот момент описывается в дневниках, где он делится впечатлениями о чувстве опьяняющей свободы и ощущения крыльев за спиной. Это отразилось и на концертах, которые зазвучали пылко и страстно. Теперь жизнь гения превратилась в череду поездок, картежных игр и сексуальных приключений.
Никколо Паганини возвращается в Геную в 1804 году. Пробыв на Родине непродолжительное время, он успел создать 12 скрипичных и гитарных сонат. После этого вновь отправляется в герцогство Феличе Бачокки, где работает дирижером оркестра и камерным пианистом. В 1808 году переезжает вслед за остальными придворными во Флоренцию. Семь лет провел музыкант при дворе, прерывая службу только на время гастролей. Эта зависимость так нервировала молодого человека, что он решился на отчаянный поступок, чтобы избавиться от дворянских пут.
Никколо Паганини называли «скрипачом дьявола»
Явившись на концерт в мундире капитана и наотрез отказавшись переодеться, был изгнан сестрой Наполеона из дворца. В тот момент французского полководца разгромили русские войска, и поступок скрипача так взбудоражил общество, что он чудом избежал ареста. Далее творческий путь продолжается уже в Милане. В театре «Ла Скала» настолько очаровался увиденным танцем ведьм из балета «Свадьба Беневенто», что за один вечер написал вариации для оркестровой скрипки на эту тему.
В 1821 Паганини прерывает концертную деятельность из-за затяжной изматывающей болезни. Дела обстоят настолько плохо, что мужчина просит приехать мать, чтобы успеть попрощаться. Матушка прикладывает усилия для спасения сына и перевозит его в Павию. Здесь скрипача лечит Сиро Борда, который делает больному кровопускания, втирает ртутную мазь и пишет персональную диету.
Но Никколо терзают сразу несколько болезней: лихорадка, кашель, туберкулез, ревматизм и кишечные спазмы. Справится с недугом не может даже именитый лекарь. Даже во время болезни талантливый музыкант не оставляет творчество и слабыми руками перебирает гитарные струны, обдумывая композиции. Моления матушки не проходят даром, и мужчина поправляется, правда надрывный кашель остается на года.
Окрепнув, Паганини дает 5 концертов в Павии и сочиняет 20 новых произведений. Последующие годы мужчина путешествует, выступая Германии, Риме, Вестфалии, Франции. Теперь билеты на Паганини стоят огромных денег, талантливый скрипач зарабатывает состояние и даже покупает себе титул барона.
Личная жизнь
Несмотря на непрезентабельную внешность, Никколо Паганини не испытывал недостатка в любовницах. Глядя на фото, современники удивляются, как это ему удавалось. Желтоватое лицо, острый нос, угольно-черные глаза и спутанные темные волосы – это портрет великого музыканта. Едва юноше исполнилось 20 лет, как у него появилась дама, которая увозила скрипача вечерами в собственное поместье, чтобы отдохнуть после концертов.
Никколо Паганини в 20 лет
Следующей музой мужчины становится Элиза Бонапарт Бачокки, которая приблизила любимого ко двору и всячески поддерживала. Отношения завязались непростые, но настолько страстные, что в этот период скрипач пишет 24 каприса на одном дыхании. В этюдах раскрывается все, что испытывал юноша к красавице-принцессе: боль, страх, любовь, ненависть и восторг. Это произведение до сих пор не дает покоя слушателям, многие из которых считают, что в тот момент рукой композитора управлял сам дьявол.
Расставшись с Элизой, Никколо вернулся к гастролям, где и познакомился с Анджелиной Каванной. Девушка — дочка портного и отдала последние деньги за возможность увидеть великого виртуоза. Так как музыканта окутывали мистические слухи, то Анджелина решила сама убедиться в «сатанизме» скрипача и пробралась за кулисы. Молодые люди мгновенно полюбили друг друга. Чтобы не расставаться с возлюбленным, красавица отправилась в совместное турне в Парму, даже не оповестив отца. Спустя 2 месяца обрадовала сожителя известием о том, что вскоре станет матерью.
Никколо Паганини в молодости
Музыкант отправляет подругу в Геную к родственникам, где ее находит отец. Портной обвинил Паганини в развращении дочери и подал в суд. За время судебных разбирательств Анджелина родила, но дитя погибло. Скрипач выплатил денежную компенсацию семье Каванно.
Спустя 3 месяца влюбчивый скрипач завязал отношения с певицей Антонией Бьянки, которая выступала на сцене «ЛаСкала». Пара жила настолько странно, что неоднократно привлекала внимание окружающих. Антония любила Никколо, но постоянно изменяла. Девушка объясняла это тем, что мужчина часто болел,а ей не хватало внимания. Собственные измены певица не скрывала. Любимый тоже в долгу не оставался и заводил интрижки с кем попало.
Никколо Паганини и Антония Бьянки
В 1825 году у пары рождается сын, которого назвали Ахилл. Скрипач, мечтающий о детях, безумно обрадовался этому факту. Чтобы создать ребенку условия и обеспечить дальнейшую жизнь, молодой отец погрузился в творчество и зарабатывание капитала. Не забывая при этом уделять внимание горячо любимому Ахиллу. Супруги разошлись, когда ребенку исполнилось 3 года. Никколо добился единоличной опеки над малышом.
Несмотря на любовные похождения, привязан он только к одной женщине – Элеоноре дэ Лука. С юности и до зрелости мужчина навещал возлюбленную, которая безропотно принимала блудного друга.
Смерть
Осенью 1839 года Паганини приехал навестить Геную, но поездка далась нелегко. Великого виртуоза подкосил туберкулез, из-за которого мужчину мучил изнуряющий кашель и отечность ног. Последние месяцы перед смертью он даже не выходил из дома. В 1840 болезнь поглотила Никколо, который на смертном одре пальцами перебирал струны любимой скрипки, не в силах поднять смычок. В этом же году великий музыкант скончался.
Могила Никколо Паганини
По одной из версий, церковнослужители запретили предавать тело земле из-за того, что перед смертью мужчина не исповедовался. Паганини кремировали, а прах хранила Элеонора дэ Лука. Из другого источника следует, что Никколо похоронили в Валь-Польчевере, и спустя 19 лет Ахилл добился захоронения останков отца на Пармском кладбище.
Интересные факты
- В 2013 году на экраны вышел фильм «Скрипач дьявола», созданный по мотивам из биографии Паганини.
- Умел «разговаривать» струнами.
- Увлекался азартными играми, оставляя последние деньги в игорных домах.
- Устраивал на концертах такие шоу, что некоторые слушатели теряли сознание.
- Одной скрипкой заменял оркестр.
- Категорически отказывался писать псалмы.
- Принадлежал к обществу масонов.
- Не записывал собственные сочинения на бумаге
- Не прерывал игру, если на скрипке лопались струны. Иногда даже одной струны хватало для шедеврального выступления.
- Слыл великим сластолюбцем.
Биография Паганини и личная жизнь. Николо Паганини (фото)
Для современников он был загадкой. Одни видели в нем гения, другие – шарлатана и мошенника. Его имя было окутано легендами и тайнами.
Рождение гения
Однажды его мать увидела во сне прекрасного ангела, который предрек, что быть ее второму сыну великим музыкантом. В это поверил и отец мальчика — любитель музыки. Антонио был сильно разочарован тем, что старший сын Карло не радовал родителей успехами в музыке. Именно поэтому всю свою энергию он направил на то, чтобы заставлять младшего сына постоянно упражняться в игре на скрипке. Так начиналась биография Паганини. Он практически был лишен детства. Оно проходило в изматывающих занятиях музыкой.
Необыкновенный дар
Словно компенсируя физическую слабость ребенка, природа щедро наградила его идеальным, до предела чувствительным слухом. Занимаясь музыкой, Никколо Паганини, фото которого вы видите в нашей статье, открывал для себя новый мир, окрашенный необыкновенными цветами. Он пытался воссоздать его, играя на гитаре, мандолине и маленькой скрипочке, которая была одновременно его лучшей подружкой и мучительницей.
Отец рано рассмотрел способности сына. С каждым днем он все отчетливее понимал – его сын наделен огромным талантом, который в дальнейшем приведет к славе и большим деньгам. Он прекрасно понимал, что его время в занятиях с сыном закончилось и пришло время нанимать профессиональных музыкантов. Чтобы занятия проходили практически постоянно, маленького музыканта запирали в темном чулане, и отец внимательно следил за тем, чтобы музыка лилась непрерывно. За непослушание ребенка лишали еды. Такие занятия подорвали и без того хрупкое здоровье мальчика.
Первые учителя
Никколо Паганини чувствовал музыку всей душой. Несмотря на то что занятия изматывали его физически, в музыке он находил покой и удовлетворение. Его первым учителем стал поэт из Генуи, композитор и скрипач Франческе Ньекко. Биография Паганини насыщена интересными встречами с творческими людьми.
Начало концертной деятельности
После занятий с Коста жизнь Паганини изменилась. Он смог начать заниматься концертной деятельностью. Это произошло в 1794 году, когда юному музыканту едва исполнилось двенадцать лет. В этот время он познакомился с людьми, которые сильно повлияли на его дальнейшую судьбу. Необходимо отметить, что биография Паганини насыщена встречами с людьми, которые помогали юному дарованию совершенствовать свое мастерство.
Богатый аристократ и меломан Джанкарло ди Негро из Генуи стал не только поклонником творчества молодого скрипача, он стал его другом, взявшим на себя заботу о его дальнейшем образовании. Новым учителем Никколо стал Гаспаро Гиретти – хороший полифонист, сумевший привить молодому человеку отличную композиторскую технику. Он научил Паганини сочинять музыку без инструмента, используя внутренний слух.
Всего лишь за несколько месяцев музыкант сочинил двадцать четыре фуги для
Отец Никколо быстро сообразил, что настало время получать деньги за талант сына. Он взял на себя роль импресарио и организовал турне по Северной Италии. Во всех городах Никколо ожидал ошеломляющий успех. Молодой человек как губка впитывал новые невиданные впечатления, продолжая много тренироваться, совершенствуя свое мастерство.
Каприччо великого маэстро
В этот период рождаются знаменитые каприччо, в которых можно без труда увидеть изменение принципов и технических приемов, которые были введены Локателли. У учителя маэстро это были технические упражнения, а у Никколо – блестящие, оригинальные миниатюры. Каприччо Паганини совершили настоящий переворот в скрипичной музыке. Он смог добиться максимальной концентрации выразительности, собирая его художественный смысл в сжатую пружину.
Начало самостоятельной жизни
Итальянский темперамент Никколо, сформировавшийся характер стали все чаще приводить к конфликтам и ссорам в семье. Полная зависимость от отца становится для молодого человека все более утомляющей. Ему хочется свободы. Именно поэтому, когда ему предложили место первой скрипки в Лукке, он с радостью и благодарностью принял предложение. Он стал руководителем городского оркестра. К тому же у него появилась возможность концертировать. Он с огромным успехом выступает в Милане, Пизе, Ливорно. Восторженный прием публики кружит голову.
Паганини: биография, личная жизнь
Паганини пишет и посвящает ей «Любовную сцену» для двух струн («Ля» и «Ми»). Во время исполнения сочинения другие струны снимались. Произведение произвело фурор. Затем княгиня пожелала, чтобы для нее была написана пьеса для одной струны, и Паганини принял вызов. Он создает сонату «Наполеон» для одной струны «Соль», которую с триумфом представил на Придворном концерте.
Через три года отношения с княгиней Элизой стали тяготить Никколо Паганини. Биография, личная жизнь маэстро насыщена любовными похождениями и скандалами. Однако таких чувств, которые он испытывал к своей первой пассии, знатной даме, которая вероятнее всего была старше его, он больше не испытывал ни к одной женщине.
В конце 1814 года маэстро приезжает с концертами на родину. Все его выступления
В мае того же года отец забрал Анджелину и подал на Паганини в суд. Судебный процесс продлился два года. Анжелина родила ребенка. К сожалению, он вскоре умер. Суд постановил выплатить девушке три тысяч лир.
Цена таланта
Никколо Паганини, биография которого неразрывно связана с музыкой, к сожалению, очень мало времени уделял своему здоровью. В 1821 году его творческий путь был внезапно прерван пошатнувшимся здоровьем. Его все чаще стали мучить приступы сильнейшего кашля, боли в кишечнике и почках. Его состояние постоянно ухудшалось. Втирания ртутной мази, строжайшая диета ему не помогают. Появляются даже слухи, что маэстро скончался. Но это лишь слухи. Биография Паганини еще не закончена.
Состояние немного улучшилось, но даже выйдя из тяжелейшего кризиса великий музыкант не брался за скрипку.
Возобновление концертной деятельности
В апреле тысяча восемьсот двадцать четвертого года Никколо неожиданно для всех приезжает в Милан и сообщает о своем желании дать концерт. Затем он дает концерт в Павии и Генуе. В это время он возобновляет отношения с бывшей любовницей Антонией Бьянки, которая к тому времени стала известной певицей, имевшей успех в «Ла Скала». У них появляется сын Ахилл. Паганини много работает. В это время появляются новые произведения – «Военная соната», «Польские вариации», «Компанелла». Второй концерт для скрипки Си минор становится кульминацией творчества музыканта. После него он не создал ничего более легкого, захватывающего и радостного.
В октябре тысяча восемьсот тридцать девятого года Никколо Паганини в последний раз в жизни посещает родную Геную. Он уже очень плохо себя чувствует. Последние пять месяцев своей жизни он не может выходить из дома, у него сильно опухают ноги, и он истощен настолько, что не в состоянии взять в руки смычок. Любимая скрипка лежала с ним рядом, и он пальцами перебирал ее струны.
Великий музыкант, композитор, виртуозный исполнитель умер в Ницце двадцать седьмого мая тысяча восемьсот сорокового года в возрасте пятидесяти восьми лет.
Сегодня мы познакомили вас с жизнью Николо Паганини. Биография, кратко изложенная в этой статье, конечно, не может дать полного представления об этой яркой и неординарной личности.
Паганини фото скрипача
Войти
Две сестры Наполеона отдали ему свои сердца. А он отдал свое музыке. Даже после смерти из его могилы слышались звуки скрипки, а с его «вдовой» мечтают встретится все скрипачи мира.
В 1804 году Никколо Паганини было всего 22 года… Но к этому времени Италия узнала его гений — позади остались триумфальные выступления во Флоренции, Парме, Болонье, Милане, Ливорно, Пизе. Так начало сбываться пророчество Ангела, который явившись в вещем сне его матери, Терезе Паганини, предсказал, что ее сын станет великим музыкантом, которому не будет равных среди живущих…
Никколо Паганини портрет Эжена Делакруа , 1832
Паганини был высоким, худым и нескладным. Бледное, жёлтое, словно вылепленное из воска лицо казалось нездоровым. Вся его внешность внушала страх, но особенно поражали тонкие, неестественные, паукообразные пальцы, которые казались настолько длинными, что дали повод говорить о проведённой на кистях скрипача сложнейшей операции, после которой он якобы мог так виртуозно исполнять трудные музыкальные произведения. Находились и те, кто считал, что феномен его неподражаемой игры на скрипке скрывался в редкой болезни, так называемом синдроме Марфана. Больные этим недугом отличаются особой внешностью: желтоватой кожей, глубоко посаженными глазами и очень длинными, худыми, «паучьими» пальцами. Были и те, кто полагал, что он продал душу дьяволу за поразительный музыкальный талант. Но, вероятнее всего, секрет великого музыканта заключался в его феноменальном упорстве, трудолюбии и стремлении познать все возможности любимого инструмента.
Великолепное палаццо Бачокки ярко освещено, роскошный зал, отведенный для концертов, полон народу, в первых рядах сидит богато одетая публика, переливаются в свете свечей драгоценности, сцена освещена, на заднем плане можно увидеть музыкантов, у края сцены под яркими огнями стоит Паганини…
Вся придворная знать собралась на концерт – и в первом ряду сидела, гордо вскинув голову,
великолепная Элиза, принцесса Лукки и Пьомбинская, сестра Наполеона, выданная им замуж за принца Феликса Бачокки, вместе с которым она правила Луккой.
1804 г. ей 27 лет, она ослепительна — все ее черты выдавали принадлежность к корсиканской крови, яркой, неистовой, непреклонной и гордой.
Никколо любил жизнь, женщин, поклонение, но сейчас хотел быть собой, хотел быть понятым той, которая владела им и его сердцем… пока еще владела. Он всегда прежде протестовал, когда Элиза относилась к нему со сверхъестественным почтением и восхищением – протестовал, потому что они влекли за собой сверхъестественное обладание им, а кроме того, подкрепляли нарастающие слухи… Но он устал с ней бороться, устал протестовать, устал объяснять, устал грустить о том, чего снова не нашел – здесь и сейчас его жизнь, здесь женщина, боготворящая его, ревниво и гордо отдавшая ему свою любовь…
1808 г., вилла Ступиниджи в окрестностях Турина (охотничий дворец князей Боргезе).
У окна одной из роскошных комнат виллы стоит жена принца Боргезе – принцесса Полина Боргезе, любимая сестра Наполеона Бонапарта, известная своей красотой и многочисленными любовными связями.
Туринцы любили свою принцессу, любили, несмотря на ее легкомыслие, она была добра, и в отличие от Элизы Баччоки, своей сестры – не надменна и презрительна, нет. Полина была очаровательна и естественна, ее любили все и дали ей имя – Красная роза. Предания рассказывали о невероятном переплетении и тесной связи света и тьмы, что испокон веков одинаково владеют Турином. Его Белое сердце бьется на Пьяца Кастелло, где стоит величественный королевский дворец и собор Дуомо… Удары Черного сердца города глухо слышатся на Пьяцца Сатуто, где люди видели, как открываются Врата ада…
Никколо почувствовал в Полине что-то незащищенное, но в то же время он, как и все вокруг знали, что Полина – владычица многих мужских сердец, что ни разу ее любовь не осталась без ответа, но… Никколо видел, что женщина, привыкшая к поклонению, в то же время осталась просто женщиной – чуткой, ласковой и ранимой.
«Надо сильно чувствовать, чтобы другие чувствовали.» Никколо Паганини
Майкапар: «В период их встреч он вышел на сцену со скрипкой, имевшей только струну ми (самая верхняя) и струну соль (самая нижняя); на них он изобразил «любовную сцену» между женщиной (струна ми) и мужчиной (струна соль)»
Об их недолгой любви теперь могут рассказать только несколько нежнейших и страстных мелодий Маэстро… Эта встреча была непохожа на остальные его связи с женщинами – в Полине он увидел обожженную и тоскующую душу. Она неистово и страстно искала всю жизнь… кого же? Мужчин было слишком много, любви – тоже… Она искала себя. Никколо так и не понял – нашла ли… Но за короткое время общения с ней он понял одно – ни власть, ни роскошь не были для нее главным, а вот любовь мужчин была для нее воздухом и светом – она должна была приковывать, соблазнять, пленять… иначе не смогла бы жить. Перед смертью он ясно вспомнил ее, такую непохожую на обычных женщин, пусть с трудом – но он записал свое воспоминание несколькими отрывистыми словами: «Красные розы… Темно-красные и кажутся дамасском…».
1812, Флоренция, дворец Питти, резиденция правителей Тосканы. Мягкий вечер, герцогский дворец Бачокки ярко освещен, скоро ожидается великолепный концерт…
Теперь великолепной Элизе уже 35… Минуло 8 лет с тех пор, как они с Маэстро впервые встретились. Теперь она была уже не просто принцесса Лукки – император был щедр к самой тщеславной из своих сестер – теперь она великая герцогиня Тосканы… Той самой Тосканы, чьим сердцем была Флоренция, объединяя под одной короной 10 областей: Аренццо, Гроссето, Фиренце, Ливорно, Лукку, Масса-Каррара, Пизу, Пистойю, Прато и Сиену.
Покои герцогини подавляют роскошью – и хотя дворец строился не для нее (он принадлежал семье Медичи, потом – герцогам Лотарингским, которые покинули его после прихода Наполеона), но ей он подходил, как никому другому. Паганини, уже давно искал повод оставить Элизу, он жаждал свободы. Блестящий Тосканский двор утомлял его, теперь же кроме праздности и интриг примешивалась нервозность и озабоченность обстановкой вокруг власти Наполеона, который потерпел поражение в России. После падения империи территории захваченные Наполеоном вернули их прежним владельцам. Элизе пришлось оставить своё герцогство
Фердинанду III Тосканскому. Под именем графини ди Компиньяно она уехала в Болонью. Элиза Бонапарт скончалась в возрасте 43 лет 7 августа 1820 года в своём поместье Вилла Висентина близ Триеста.
9 июня 1825 года Полине Боргезе едва исполнилось 45 лет. Она умерла от рака на руках у князя. Говорили, что она скончалась с зеркалом в руке. Перед смертью она просила похоронить её в закрытом гробу, чтобы никто не увидел её старого и бледного лица. Полина Боргезе мечтала запомниться миру молодой.
Её волю исполнили и рядом с гробом поставили великолепную статую работы итальянского мастера Антонио Канова, для которой много лет назад позировала ослепительная княгиня.
О кончине любимой Паганини узнал через несколько дней. Печальную новость ему сообщил бывший друг и соперник — Феличио Бланджини. Описывая последние дни жизни Полины, Бланджини писал: «Вспоминала ли княгиня тебя, Николо? Думаю, что нет… На бывших любовников она всегда смотрела снисходительно, будто бы сквозь пальцы».
О княгине Боргезе теперь вспоминают как о сестре великого Бонапарта, единственной из родственников, кто отправился с ним в изгнание на Эльбу, кто просил правительство позволить жить с бывшим императором на острове Святой Елены и кто отдал большую часть своих сбережений для Наполеона. Самая аморальная женщина Европы оказалась мужественной, смелой и жертвенной.
1828 г., Австрия, Вена. На втором этаже гостиницы в просторной, хорошо обставленной комнате, сидит, глядя в окно Антониа, только что закончившая очередное выяснение отношений с Никколо, как обычно, обвинив его в жутком невнимании к ней и ее таланту. Она была поразительно красива – жгучие черные глаза и густые черные волосы, плавные изгибы тела, немного полного, но все равно пленительного… Здесь же, стоит высокая кровать, на которой спит трехлетний Ахилл, сын Никколо и Антонии
Теперь Маэстро 46… Много было в его жизни, слишком много и вместе с тем – слишком мало. Внезапно в его жизни появилась
Антониа Бьянки. Впервые они встретились в Вене, в 1816 году. Тогда Николо услышал ее прелестный голос и был так зачарован и им и внешностью Антонии, что пригласил ее с собой в турне, обещая заниматься с ней музыкой и дать спеть в его концерте. Тогда же он написал «Венецианский карнавал», вдохновленный волшебством Венеции и новой любовью… Хотя, возможно, на его вдохновение повлияла и встреча с Байроном, творчество которого прошло через всю жизнь Маэстро, и даже в последние дни жизни именно воспоминание о нем вдохновило Маэстро на последнюю в его земной жизни игру…
С Антонией же они часто ссорились и расходились, но встретившись вновь в 1824 году в Милане, Никколо загорелся снова – он дал ей спеть в своем концерте в «Ла Скала»… Она была капризна, взбаломошна, истерична и ревнива. но – искренна, добра и она действительно любила Никколо. А в июле 1825 года родился Ахилл… Антониа была и осталась гражданской женой Никколо Паганини, официально их брак не был зарегистрирован никогда.
Теперь же в жизни Маэстро появился смысл, его свет и подлинное счастье – Ахилл. Никколо назвал его в честь любимого героя поэм Гомера. Свое отцовство Никколо Паганини узаконит только в 1837 году, для составления официального завещания.
Январь 1839, Генуя.
Архиепископу Генуи, кардиналу Тадини, примерно 57 лет, он ровесник Никколо Паганини. Выросший вместе с Никколо, он всю жизнь завидовал его таланту. Ради того, чтобы добиться успеха и миновать неотвратимую нищету, он принял сан и стал уверенно продвигаться по кардинальской лестнице. Тадини любил музыку, не мог жить без нее, но он не мог извлечь из скрипки звуки, от которых замирала душа, и уж тем более, не мог сам написать такую музыку… Не мог, как ни старался. Именно тогда он избрал единственно возможный для него путь к вершинам – пусть не светским, но вершинам.
Он прошел всю церковную лестницу с показным смирением и неистовым честолюбием – он шел на вершину, чтобы когда-нибудь иметь возможность поквитаться с тем, кого считал недостойным Божьей милости.
Paganini in typischer Spielhaltung, Karikatur, London 1831
27 мая 1840 г. Франция, Ницца.
Никколо Паганини умирает, он давно потерял голос, пальцы онемели. Он уже не может играть, это мучает его больше всего, потому что он страдает без той, что дарила ему самые прекрасные минуты и самые тяжкие страдания, без той, что всегда была не только частью его тела, но и частью его души – без своей Скрипки… Ахилл положил ее рядом с кроватью, но Никколо может только смотреть, иногда сын кладет Скрипку отцу на грудь, и тогда он не отрывает от нее взгляда. Архиепископ Генуи кардинал Тадини, с юности следивший за Никколо и всю жизнь распространявший про него страшные и позорные слухи, с нетерпение ждал его последней минуты, чтобы перед смертью заставить его пережить страшнейшие душевные муки… С 1814 года орден иезуитов, к которому принадлежал Тадини, первым предпринял попытку придать проклятью его музыку,
Паганини (цветная литография) Хетти Крист
официально тогда удалось только добиться признать богопротивными подражания голосу птиц и животных с помощью музыкальных инструментов… Никогда Маэстро не делился деньгами с Церковью, он смеялся над святыми отцами, над глупыми придирками, над ханжеством… Смеялся всю жизнь. Но теперь, теперь…
Епископ Ниццы, Доменико Гальвано, заранее постарался распространить слух о непримиримой вражде Паганини с Церковью, не далее, как вчера, на мессе он повторил в адрес Маэстро все многолетние обвинения, предупредив, что, если тот не покается, то будет лишен погребения…
Завещание Маэстро не тронуло злобные души иезуитов и церковников, проникновенные слова не дошли до их сердец:
«Запрещаю какие бы то ни было пышные похороны. Не желаю, чтобы артисты исполняли реквием по мне. Пусть будет исполнено сто месс. Дарю мою скрипку Генуе, чтобы она вечно хранилась там. Отдаю мою душу великой милости моего Творца».
Епископ Ниццы Доменико Гальвано,по приказу своего духовника – кардинала Тадини, пользуясь распространившейся вестью о том, что Паганини не принял последнее причастие, запретил хоронить на кладбище еретика и вероотступник. Власти Ниццы приказали забальзамировать его тело и выставить на всеобщее обозрение. И в гроб полетели камни. Друзья Никколо хотели перевезти его тело в родную Геную, которой он завещал свою бесценную Скрипку… Но губернатор Генуи Филиппе Паолуччи запросил разрешения кардинала Генуи Тадини, который с большим удовольствием запретил когда-либо ввозить на территорию христианского герцогства пособника дьявола. Даже вмешательство короля, Карла Альберта, не смогло помочь родным и близким Никколо.
Один из друзей Маэстро, граф Чессоле, предложил захоронить его останки в своем владении, в Пьерла, на мысе Сент-Оспис. Когда это было исполнено, Ахилл отправился в Рим к папе Григорию XVI, с прошением о разрешение достойного захоронения тела отца. Из владений графа Чессоле в скором времени пришлось увезти гроб с останками – людям чудились звуки скрипки и странный свет,
исходящий из земли – гроб закопали возле лазарета в Виллафранка, в пустынной местности, но и оттуда через некоторое время его пришлось увозить из-за тех же слухов о загробной музыке.
Тем временем Ахиллу удалось благодаря прямому указанию короля получить в Риме разрешение на самые скромные похороны, в незаметном месте, неизвестном людям. В 1844 году на «Марии Магдалене» гроб был доставлен через Ниццу в Геную, откуда тихо и незаметно был перевезен на виллу Паганини в Польчевере, где простоял незарытым около года, пока Ахилл добивался разрешения церкви на служение мессы в память отца и достойное захоронение… Огромные денежные пожертвования, в конце концов, сделали свое дело.
Наконец, такое разрешение было дано епископом Пармы, и гроб был перевезен и зарыт в саду пармской виллы Паганини «Гайоне», где пробыл еще двадцать лет…
Гробница Паганини в Парме , Италия
И только в 1876 году было дано разрешение христианского погребения на пармском кладбище…
Николо Паганини вошёл в историю как основатель романтизма в итальянской музыке, как создатель великолепных произведений для скрипки и гитары, как неподражаемый, гениальный скрипач, в игре с которым «мог сравниться разве что дьявол».
Невероятно магнетическая личность Паганини привлекала и будоражила всех его современников — игру маэстро имели возможность оценить Бальзак,Гейне, Мюссе, Шуберт, Лист. А Россини, автор «Севильского цирюльника», оставил потомкам следующее шутливое признание: «В своей жизни мне пришлось плакать трижды — когда провалилась постановка моей оперы, когда на пикнике в реку упала жареная индейка и когда я услышал игру Паганини».
После смерти великого скрипача остались неприкосновенными его скрипки, которых у него было несколько. Своим завещанием Паганини подарил свою самую любимую скрипку, скрипку работы Гварнери, родному городу, где она теперь и хранится в музее. У скрипки появилось свое собственное имя – «Вдова Паганини». Победители конкурсов скрипачей им. Паганини, а также им. Чайковского получают право сыграть один раз в год на «Вдове Паганини». Это великая честь.
Читайте далее: