Оратория сан джованни баттиста в урбино
Выходные в Урбино
Его культурный и художественный расцвет начался в эпоху правления графа Гвидантонио Монтефельтро: тогда здесь работали братья Лоренцо и Якопо Салимбени. В 1422 г. на свет появляется сын графа, Федерико, которому суждено развить отцовские начинания. При нём Урбино становится одним из главных городов Ренессанса.
Памятников здесь немало, но главной достопримечательностью всё-таки является сам по себе город: весь его организм так гармонично вписан в окружающий ландшафт, что просто гуляя по улочкам и площадям Урбино, вы словно осматриваете грандиозный и сложносочинённый монумент. По сторонам то и дело открываются виды на горы и холмы, и замечательные уголки, откуда можно любоваться домами, церквями и другими зданиями, умело размещёнными в урбанистическом контексте. Помимо прочего, в Урбино находится один из старейших в Италии университетов, так что это не просто туристическое место, но и вполне оживлённый город, где много молодёжи.
История
Небольшое древнеримское поселение Урвинум Метауренсе упоминается в описаниях войны остготов с византийцами; военачальник последних Велисарий берёт его под свой контроль в 538 г. Затем следуют периоды лонгобардского и франкского владычества. В 756 г. король франков Пипин передаёт своему союзнику папе Стефану II ряд земель в центральной Италии, включая город Урбино, который таким образом становится частью вновь образованной Церковной области. Позднее в городе образуется свободная коммуна, однако около XII в. она утрачивает власть, переходящую к роду да Монтефельтро.
Знаменитый полководец Федерико да Монтефельтро правит Урбино с 1444 по 1482 гг. Это период наивысшего процветания города. Федерико, человек с хорошим образованием и умелый политик, проводит в Урбинском герцогстве ряд реформ, а в самом городе устраивает масштабное строительство, основываясь на самых авангардных идеях Ренессанса. В Урбино формируется даже свой собственный извод философии и искусства Возрождения. Городская ткань радикально меняется, структура пространства становится рациональнее и комфортнее для местных жителей, сохраняя при этом изначальное гармоничное сочетание с окружающим ландшафтом. На месте двух старинных зданий возводится новый герцогский дворец (Палаццо-Дукале), проект которого вдохновлён флорентийским Ренессансом.
Двор Федерико славился по всей Европе: здесь работали итальянские художники Пьеро делла Франческа и Паоло Уччелло, испанец Педро Берругете и фламандец Юстус ван Гент, архитекторы Леон Баттиста Альберти и Франческо ди Джорджо Мартини, писатель Бальдассаре Кастильоне. Здесь пишутся знаменитые трактаты о математике и архитектуре, о перспективе и о кодексе поведения придворного, здесь обсуждаются вопросы гуманизма и концепции идеального города. Богатейшая библиотека коллекция произведений искусства, собранные герцогом, делают его дворец ещё более роскошным.
Ещё одно чрезвычайно важное для истории Урбино событие происходит вскоре после смерти Федерико: 28 марта 1483 г. в семье художника Джованни Санти появляется на свет первый и единственный сын, Рафаэль — один из величайших художников всех времён. Русский искусствовед Павел Муратов писал в своих «Образах Италии», что «Воля великого Федерико создала из глухого горного городка легендарный приют муз, но мы могли бы позабыть обо всех иных его заслугах перед историей, памятуя только одно: что созданный им Урбино произвел на свет Рафаэля». Урбино для Рафаэля — не просто родной город: изысканная атмосфера герцогского двора и нежные пейзажи, среди которых художник жил до шестнадцати лет, оказали, возможно, решающее воздействие на развитие его таланта.
В последующие столетия Урбино возвращается в орбиту Папского государства. Большая часть герцогского собрания произведений искусства оказывается в Риме и Флоренции. Последний короткий период процветания Урбино приходится на начало XVI в., а точнее на понтификат Климента XI, который тоже был родом отсюда. В это время здесь проходит реставрация многочисленных дворцов и церквей. Ещё сто лет спустя Джузеппе Валадье и другие архитекторы перестраивают старый город, проложив несколько новых улиц и обустроив центральную площадь Республики, что облегчило местным жителям передвижение по городу, не искажая его облик.
С 1797 по 1800 гг. Урбино оккупируют французы, которые конфискуют ещё несколько шедевров и перевозят их в Милан, в галерею Брера, и в Лувр. В 1860 г. Урбино входит в состав Итальянского королевства.
В ходе Второй мировой войны город не подвергался обстрелам, как многие другие итальянские города. Его уникальное архитектурно-ландшафтное наследие осталось невредимо.
Последний важный этап в урбанистической истории города связан с работой генуэзского архитектора Джанкарло де Карло, который применил современные технологии, чтобы вернуть первоначальный вид нескольким зданиям исторического центра, включая Герцогский дворец, и разработал несколько интересных проектов в русле современной архитектуры для местного университета.
Что посмотреть
Этот дворец — символ Урбино и роскошную резиденцию его просвещённого правителя — строился в несколько этапов, начиная с 1454 г. Сначала работами руководители флорентийские архитекторы, затем далматинец Лучано Лаурана, Франческо ди Джорджо, и наконец, Филиппо Терци. Строительство продолжается почти сто лет, а намерения заказчиков неоднократно меняются; поэтому результат получается ассиметричным, однако он не лишён гармонии и хорошо сочетается с ландшафтом. Дворец герцогов Урбино по праву считается одним из главных шедевров итальянской архитектуры.
Помимо внешнего облика, в здании примечательны роскошные интерьеры. Можно сочетать их осмотр с посещением Национальной картинной галереи региона Марке, в экспозиции которой представлены такие важные полотна эпохи Возрождения, как «Бичевание Христа» и «Мадонна ди Сенигаллия» Пьеро делла Франческа или «Немая» и «Святая Екатерина Александрийская» Рафаэля. Среди многочисленных залов дворца стоит посетить кабинет герцога, чьи стены покрыты резными деревянными панелями, выполненными по рисункам различных известных художников от Боттичелли до Браманте: они имитируют полки, ниши, мебель, набитые книгами, и другие предметы. Это оптическая иллюзия, созданная с необыкновенным мастерством. Кроме того, здесь когда-то висели портреты выдающихся людей (философов, учёных, докторов церкви) кисти ван Гента и Берругете; 14 из 28 портретов удалось вернуть во дворец, остальные же оказались в Лувре.
Рафаэль родился в доме, который сейчас зарегистрирован как дом 57 по улице его же имени. Дом построен в XIV в.; именно здесь жил отец художника Джованни, также живописец и поэт. Его собственные картины украшают некоторые из комнат наряду с репродукциями работ знаменитого сына, но главное сокровище дома — Мадонна из дома Санти, которую считают первой работой из рафаэлевского цикла Мадонн. Часть дома обставлена как дом-музей, с аутентичной кухней и двориком с колодцем.
Кафедральный собор Урбино находится рядом с герцогским дворцом. Он заложен в XI в., перестраивался в XV в., и, увы, был разрушен землетрясением 1789 г. Новое здание по проекту Валадье было возведено в 1801 г. в неоклассическом стиле. На фронтоне помещены пять статуй добродетелей и святых, интерьер имеет форму латинского креста с тремя нефами и величественным куполом, через большие окна которого поступает много света. В правом нефе можно полюбоваться двумя полотнами Федерико Бароччи, крупного художника-маньериста, на которых изображены святой Себастьян и святая Цецилия. Ещё одна его работа — «Тайная вечеря» — украшает капеллу Сакраменто.
Это церковь XIV в. рядом с Палаццо-Дукале снаружи имеет готико-ренессансный облик, а внутри оформлена в стиле барокко. Фасад храма украшен травертиновым протиром с люнетом из глазированной терракоты работы Луки делла Роббья (это копия, оригинал находится в Палаццо-Дукале). В апсиде находились два цикла старинных фресок, которые сегодня хранятся в Национальной картинной галерее региона Марке.
Ораторий Иоанна Крестителя
Этот небольшой храм знаменит превосходным циклом фресок Лоренцо и Якопо Салимбени, выполненным в 1415-1516 годах. Фрески за главным алтарём изображают Распятие Христа, а фрески на боковых стенах – сцены из жизни Иоанна Крестителя.
Ораторий был воздвигнут в XVI веке на деньги семьи Альбани, наиболее известным представителем которой был папа Клемент XI. Спустя сто лет его перестроили. Он богато украшен фресками Карло Конкалли, изображающими сцены из жизни святого Иосифа, включая рождение Иисуса Христа и бегство в Египет. Некоторые элементы декора были привезены из Рима: две алтарные колонны из красного порфира были позаимствованы из Пантеона, а мраморную статую святого доставили из базилики Сан-Джованни-ин-Латерано. Весьма ценен вертеп XVI века работы местного скульптора Федерико Брандини.
Одна из главных церквей города была построена в XIII веке и значительно перестроена в 1742 году. В ней сохранился фрагмент фресок братьев Салимбени с распятием Христа и алтарная картина «Прощение в Ассизи» Федерико Бароччи. Здесь похоронены видные фигуры Урбино: граф Джудантонио да Монтефельтро, отец Федерико; Джованни Санти с супругой Маджией Чарла и другие деятели искусства и науки.
Кухня
В Италии не так много провинций с таким разнообразием вкуснейших блюд в своей кухне. Самый известный местный деликатес – трюфели, которые продаются на специализированных ярмарках в Сант’Анджело-ин-Вадо и Акваланга. Последняя, наряду с пьемонтской Альбой, законодательно считается национальным центром заготовки и торговли трюфелями. Их здесь собирают круглогодично: с октября по декабрь – благородные белые, с января по март – благородные чёрные, с апреля по июни и с июля по сентябрь – чёрный летний («скорцоне») и белый летний («марцуоло») соответственно. Трюфеля любил добавлять в свои блюда Джоаккино Россини: гурман, кулинар и великий композитор.
Proprio Acqualagna si fregia del primato di capitale del tartufo tutto l’anno. Da ottobre a dicembre c’è il tartufo bianco pregiato, da gennaio a marzo il tartufo nero pregiato, da aprile a giugno e da luglio a settembre è tempo rispettivamente di tartufo nero estivo o “scorzone”, e tartufo bianchetto o “marzuolo”. Proprio i tartufi sono uno degli argomenti usati in cucina da Gioacchino Rossini, grande gourmet oltre che grande compositore.
Кашотта д’Урбино DOP
Кашотта — это свежий сыр, из овечьего и коровьего молока, весьма ценимый в своё время самим Микеланджело, а сегодня экспортируемый во многие страны мира. Также ценится и ещё один деликатесный сорт сыра – пекорино-ин-фосса («пекорино из пещеры»), производимый в Карточето и Акваланье.
Монтефельтро славится своим мясным животноводством. Бычков породы Marchigiana IGP выращивают согласно многовековым традициям. Из других достижений местного хозяйства отметим ароматную ветчину Прошутто-ди-Карпенья DOP (www.carpegna.com), оливковое масло DOP Cartoceto, ставшее известным далеко за пределами Карточето и окружающих его холмов. Из вин категории DOC нельзя не упомянуть Бьянкелло дель Метауро (по легенде, ставшее причиной кровавой битвы при Метавре между Гасдрубалом и Нероном), Колли Пезарези и Пергола.
По территории провинции проложено множество маршрутов, посвящённых «нектару богов»: красному Колли Пезарезе, Верначча и Виснер-ди-Пергола, Бьянкелло дель Метауро (напившись которого, согласно легенде, Гасдрубал и его воины проиграли древним римлянам в битве при Метавре в 207 году до н.э.).
Дегустация вина – целое искусство. Лучше, если процесс проходит в спокойной обстановке, например, старинного винодельческого хозяйства. Другие традиционные продукты, которые стоит попробовать в местных ресторанах, — это вишня из Кантьяно, пиво из Апеккио, бобы из Фраттерозы, ветчина из Карпеньи, слоёную лепёшку «креша сфольята ди Урбино», кокрейль «Моретта ди Фано».
До Урбино можно добраться на автобусах из Пезаро и Фано. Расписание на сайте: Autolinee Bucci.
Ежедневно по рабочим дня в Урбино и Монтефельтро из Рима следуют автобусы-экспрессы (Autolinee Bucci)
При путешествии из Тосканы рекомендуем ехать по дороге via San Sepolcro, хотя это и удлинит время поездки.
Из Рима сюда ведёт старинная Фламиниевая дорога, проходящая через перевал Скеджа, впоследствии становящаяся шоссе Е45 (на Перуджу).
Направляясь со стороны Флоренции и Ареццо, вам придётся пересечь перевал Бокка Трабария или Бокка Серриола или Бадиа Тебальда или, наконец, Виамаджо.
Из Болоньи сюда ведёт автомагистраль А14. Съезд называется «Пезаро-Урбино». Далее двигаться по шоссе 423 (Урбинате). Убрино находится в 28 км от съезда с автомагистрали, или 30-45 минутах езды.
Из Анконы в Урбино ведёт также автомагистраль А14, но уже в северном направлении. Съезд называется «Фано». Затем по скоростному шоссе Фано-Гроссето по указателям на Урбино. Ехать примерно 30-40 минут.
Оратория сан джованни баттиста в урбино
Войти
Ораторий был построена в первой половине 14 века, на месте древнего приюта. Фасад сильно переделан в начале 20 века:
«Сцены жизни святого Иоанна» — яркий пример «интернациональной готики», которая считается связующим звеном между средневековой живописью и новым искусством эпохи Возрождения.
Под сценой «Распятия» на главной, алтарной стене, сохранилась надпись «От рождества Христова 8 июля 1416 Лоренцо из Сан Северино и его брат Якопо сделали/завершили эту работу».
Пеликан с птенцами в самом верху фрески символизирует жертвенность: в средневековье существовало поверье, будто пеликан способен расклевать себе грудь, чтобы накормить кровью птенцов. Этот мотив был особенно популярен в изображении Распятия в Италии в XV веке.
Подробно о фресках и художниках, тут и фрески целиком.
А я вам покажу детали и несколько общих планов, чтобы ощутить и фактуру, и мелкие прелести, и масштаб и место.
Всё тут шевелится и клубится, полно экспрессии и движения. Мария упала в обморок, Креститель в отчаянии заламывает руки:
Дети в центре что-то не поделили, один пинает другого, к чему бы это:
Мама ловит дитя,
дитё напугано, кричит:
А военные будто круговую оборону заняли:
И только собачка в самом нижнем левом углу спокойно чешет неловко написанное своё тело:
Правая стена, житие Крестителя:
Верхний ряд — детство Иоанна, нижний — проповедь, крещение народа, крещение Христа, Иоанн перед Иродом.
Правее проповедь, левее Иоанн крестит простой люд, Христос не пришёл ещё:
Предвестники сидящих и одевающихся у Иванова в «Явлении Христа народу»:
Псинка спит на одежде, что свалена на берегу, какая жизненная деталь, моя так всё время делала:
Ещё несколько деталей.
Задняя стена со входом:
Целиком тут сохранились лишь 12 сцен на правой стене, 5 во фрагментах на левой (восточной) стене, в том числе «Ученики у тела обезглавленного Иоанна»:
На этой же стене сквозь штукатурку виден более ранний набросок:
Очень сильное впечатление. Саша не даст соврать.
На этом всё. Снял как смог, не судите строго.
Если вам есть что к этому добавить — буду только рад.
Оратория сан джованни баттиста в урбино
Войти
Пьеро делла Франческа. (Раннее Возрождение)
Пьеро делла Франческа (Пьеро (Пьетро) ди Бенедетто деи Франчески) — крупнейший художник и теоретик эпохи Раннего Возрождения (1420-1492). Родился в семье красильщика и торговца шерстью в Умбрии, в маленьком городке Борго-Сан-Сеполькро рядом с Ареццо. Назван был по имени матери, т.к. отец его умер до его рождения. О жизни художника дошло мало достоверных сведений. Первое упоминание относится к 1431 году, когда Пьеро работает над первым заказом — расписывает церковные свечи.
Учился он у Доменико Венециано во Флоренции, под руководством которого работал в 1439 г. над украшением флорентийского собора Сан Эджедио (однако фрески не дошли до нашего времени . Работал в Римини, Ареццо, Урбино, Ферраре, Риме. 1450-1462 г. в родном городе, где был городским советником, была написана алтарная картина «Мадонна Милосердия». Художник нашел необычайно выразительные приемы при создании образа Мадонны. Похожая на статую, фигура юной Марии превосходит размерами фигуры приподающих к ее ногам. Она распрастерла тяжелый плащ над ними, каждый может найти защиту и прибежище.
Мадонна Милосердия. («Мадонна Мизерикордия»), центральное панно; Пинакотека, Сансеполькро, 1445-1450-е гг.
Одновременно с «Мадонна Миилосердия» Пьеро делла Франческа написал знаменитое «Крещение», предназначенное для алтаря церкви Сан Джованни Баттиста в Борго Сансеполькро.
«Крещение» (Национальная Галерея, Лондон, 1445-1450 гг.
Фрески в алтаре церкви Сан-Сансеполькро Франческо в Ареццо (1452-1466) — самое замечательное создание мастера. На них изображена история Животворящего Креста, на котором распяли Христа, согласно «Золотой легенде», рассказанной монахом 13 века Якопо де Вораджине. . Франческа выбрал основные моменты из многих. Вначале — «Смерть Адама», когда на могиле Адама вырастает священное дерево, в конце -возращение реликвии в Иерусалим византийским императором Ираклием. В размещении сцен Франческа не следовал повествованию, а создал фресковый ансамбль, который рассчитан на единовременное обозрение. Сочетание объемности и в то же время плоскостности в изображении — одна из удивительных особенностей Пьеро делла Франческа, который соблюдая законы перспективы, не создавал иллюзии глубины пространства. Даже здания на фресках изображены в фаз, а не под углом.
История Адама (Смерть Адама). Фрески в церкви Сан-Франческо, 1452-1465 гг.
Открытие дерева Креста Христова: встреча царя Соломона и царицы Савской. Фрески в церкви Сан-Франческо, 1452-1465 гг.
На фасаде дворца царя Соломона очень высокие колонны настолько быстро уменьшаются по мере их удаления от зрителя, что видна в сущности только первая из них, разделяющая фреску на две части. На фреске господствует спокойный свет, краски лучезарны.
Сновидение Константина. Фрески в церкви Сан-Франческо, 1452-1465 гг.
Франческо тонко передал эффект искусственного освещения в луче света, исходящего от ангела, из темноты выступает шатер полководца. Это не имеет аналогий в итальянской живописи ХV века.
Пьеро делла Франческа часто посещал Урбино, выполнял поручения герцога Урбинского и был, вероятно, его другом. Двор Монтефельтро в Урбино был одним из центров интеллектуальной жизни Италии. Для Урбинского дворца было написано «Бичевание Христа» в 1455-1460 и являет собой итог всех живописные поисков художника Это одна из прекраснейших и самых загадачных картин художника. Сама сцена «Бичевания» расположена в глубине портика, на фоне строгой архитектуры. Ясные, четкие конструкции основываются на точных расчетах.
Бичевание Христа. Национальная Галерея, Урбино. 1455-1460 гг.
К 1460-м гг. относятся фрески «Мадонна дель парто» в погребальной капелле Монтерки (Ареццо); «Воскресение Христа» в Палаццо Консерватори (Сансеполькро) и св. Мария Магдалина в соборе в Ареццо. В «Мадонне дель парто» художник избрал тему, редкую для итальянской живописи и достаточно распространенную во Франции и Испании — Богоматерь, носящая во чреве младенца.
«Мадонна дель парто». Ареццо. 1460-е.
В 1470- х годах для семьи Монтефельтро он написал парные портреты Баттисты Сфорцо и Федерико де Монтефельтро (1465-1475, оба — Галерея Уффици, Флоренция). В портретах правителей Урбино ярко проявились две составляющие искусства художника: нидерландская и итальянская. Нидерландская линия особенно заметна в передаче прически и украшений герцогини, в интересе к подробностям «ландшафта» лица герцога — глубокие морщины и крупные родинки; итальянская — в типе парного профильного портрета, особой ясности и структурности пространства, прозрачной чистоте воздуха. На оборотах обеих досок изображены триумфы герцога и его жены: Баттиста восседает на кресле, поставленном на колесницу, запряженной двумя единорогами — символами целомудрия, с раскрытой книгой в руках в окружении Добродетелей; Федерико стоит на колеснице, запряженной бигой белых лошадей, с жезлом в правой руке, увенчанный победным лавром.
Портрет герцога Федериго Монтефельтро и герцогини Баттисты Сфорца», галерея Уффици, Флоренция. около 1465 г.
Триумф. Герцог и герцогиня на триумфальных колесницах, оборотная сторона, галерея Уффица, Флоренция.около 1465 г.
К поздним шедеврам принадлежит поэтичное серебристо-голубоватое воздушное «Рождес тво»
Рождество. Национальная галерея, Лондон.около 1470 г
Последнее из документально подтвержденных произведений Пьеро делла Франческа «Мадонна Монтефельтро», или «Сакра коверсационе» (Sacra Conversatione — Священное собеседование), написана для главного алтаря церкви Сан Бернардино в Урбино между 1472 и 1474 гг. (Пинакотека Брера, Милан). Живописная алтарная ниша словно заключает в объятия Мадонну с младенцем, предстоящих ей ангелов, святых и заказчика Федерико II Монтефельтро, смиренно опустившегося перед ней на колени. Глубина ниши подчеркнута изящной деталью — яйцо, подвешенное
над головой Богоматери.
«Мадонна Монтефельтро»(«Сакра коверсационе»), Пинакотека Брера, Милан, 1472-1474 гг
В старости Пьеро делла Франческа оставил живопись из-за ухудшения зрения, и обратился к математике, создал свои знаменитые трактаты: «О перспективе в живописи» и «Книжица о пяти правильных телах» по стереометрии. Умер Пьеро делла Франческа в Борго 12 октября 1492. Искусство Пьеро делла Франческа ощутимо повлияло на итальянское искусство в целом и особенно на художников Северной Италии. Учениками художника были Мелоццо да Форли (1438-1494) и Лука Синьорелли (ок.1445-1523), талантливые художники кватроченто.
http://www.artprojekt.ru/gallery/francesca/index.html http://ru.wikipedia.org/wiki http://artwwworld.org.ua/hudozhniki/Francheska/
Энциклопедия для детей. Искусство, т. 7, часть 1, Из-во «Аванта+», 1997 г. image_for_you Ирина Евсинейкина
Оратория. Часть I
итал. oratorio, от позднелат. Oratorium — молельня, от лат. оrо — говорю, молю
Крупное музыкальное произведение для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра, написанное, как правило, на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения. Оратория занимает промежуточное положение между оперой и кантатой, почти одновременно с которыми, на рубеже 16-17 вв., она зародилась. Подобно опере, Оратория включает сольные арии, речитативы, ансамбли и хоры; как и в опере, действие в Оратории развивается на основе драматического сюжета. Специфическая черта Оратории — преобладание повествования над драматическим действием, т. е. не столько показ событий, как в опере, сколько рассказ о них. Имея много общих черт с кантатой, Оратория отличается от последней более крупным размером, большим масштабом развития и более отчётливо намеченным сюжетом. Для Оратории характерны также драматизм и раскрытие темы в героико-эпическом плане.
Первоначально Оратории писались главным образом на библейские и евангельские тексты и нередко предназначались для исполнения непосредственно в храме в дни соответствующих церковных праздников. Создавались специальные «рождественские», «пасхальные» и «страстные» Оратории, так называемые «страсти» (Passionen). В процессе исторического развития Оратория приобретала всё более светский характер и полностью перешла на концертную эстраду.
Непосредственными предшественниками Оратории считаются средне-вековые литургические представления, целью которых было разъяснять прихожанам малопонятный для них латинский текст богослужений. Литургические представления сопровождались пением и всецело подчинялись церковному ритуалу. К концу 15 в. в связи с общим упадком католической церкви литургические драмы начинают вырождаться. Новый подъём в духовной музыке связан с эпохой Реформации; католическое духовенство было вынуждено искать другие средства для утверждения своего пошатнувшегося влияния. Около 1551 церковный деятель Ф. Нери основал при римском монастыре Сан-Джироламо «молитвенные собрания» (Соngregazione dell’Oratorio) с целью пропаганды католического вероучения вне храма. Посетители собирались в особых помещениях при церкви, так называемых ораториях, т. е. молитвенных залах для чтения и толкования Библии, Священного писания и т. д. На «собраниях» разыгрывались духовные сцены, которые делились проповедью на два отделения. Повествование в виде псалмодии вёл рассказчик (евангелист), а во время «священного действия» (azione sacra) хор исполнял лауды — духовные песнопения типа мадригалов, которые первоначально писал Дж. Анимучча, впоследствии Палестрина. Позднее на таких собраниях стали исполняться особые аллегорические драмы, мистерии нравоучительного содержания, в которых олицетворялись отвлечённые понятия (наслаждение, мир, время и т. д.). Подобные представления получили название rappresentazione, а также storia, misterio, dramma di musiche и т. д. Постепенно название места, где происходили эти представления, перешло на сами представления, и Оратории стали противопоставляться мессе. Термин «Оратория» как обозначение крупной музыкально-драматической формы впервые встречается в музыкальной литературе в 1640.
Первая Оратория «Представление о душе и теле» («Rappresentazione di anima et di corpo») Э. дель Кавальери, появившаяся в 1600, по существу была морально-аллегорической драмой, ещё тесно связанной со сценическим эффектами (костюмы, декорации, актёрская игра, танцы). Главными героями её были аллегории: il mondo — свет, la vita humana — человеческая жизнь, il corpo — тело, il piacere — удовольствие, intelletto — разум.
Музыка состояла из хоровых мадригалов и речитативов в стиле rappresentativo — «изобразительном», разработанном кружком (camerata) композиторов и поэтов во главе с Дж. Барди при дворе Медичи во Флоренции. Мелодия опиралась на basso continuo, оркестр состоял из небольшого количества инструментов (чембало, 3 флейты, 4 цинка, басовая виола и др.).
В 17 в. в Италии параллельно развиваются два типа Оратории — «вульгарная» (oratorio volgare), или (позднее) итальянская, основанная на свободно выбранном итальянском поэтическом тексте, и латинская (oratorio latino), основанная на библейском латинском тексте. «Вульгарная», или «простонародная», Оратория более общедоступна, ведёт своё начало от драматизированных лауд. Уже к 16 в. сложились повествовательные, лирические, диалогизированные лауды. Важной вехой на пути драматизации лауд, связанной с формой их изложения, явилось собрание диалогов Дж. Ф. Анерио «Гармонический духовный театр» (1619). Собственно повествование Анерио отделяет от диалога и поручает хору вести его от лица Рассказчика (testo) или Музы. В самом диалоге голоса распределяются по количеству персонажей, каждый из которых имеет сольную партию в сопровождении органа. Созданная Анерио форма диалога постепенно развивалась и обогащалась в отношении сюжетной основы; к середине 17 в. она превратилась в «историю», где партия Рассказчика приобретает речитативный характер. Такова Оратория «Иоанн Креститель» А. Страделлы.
В латинской Оратории соединяются черты литургической драмы с многоголосием мотетов и мадригалов. Наивысшего расцвета она достигает в творчестве Дж. Кариссими, первого классика ораториальной музыки. Кариссими создал 15 ораторий на библейские сюжеты, из которых наиболее известны «Иевфай», «Суд Соломона», «Валтасар», «Иона». Полностью отказавшись от сценического действия, Кариссими заменяет его введением партии Историка, которая исполняется различными солистами порознь или вместе, в форме канонического дуэта. Большое значение Кариссими придаёт хорам, которые активно участвуют в действии и заканчивают Ораторию апофеозом.
Giacomo Carissimi — Baltazar oratorio
В дальнейшем ученик Кариссими А. Скарлатти, глава неаполитанской оперной школы, применив форму арии da capo и речитатив secco, сблизил Ораторию с оперой. К началу 18 в. итальянская Оратория приходит в упадок и почти полностью вытесняется оперой, однако многие композиторы продолжают писать сочинения этого жанра (А. Лотти, А. Кальдара, Л. Лео, Н. Йоммелли). Хотя родиной Оратории была Италия, подлинного расцвета этот жанр достиг на почве иных национальных культур.
В 18 в., в эпоху Просвещения, зависимость ораториальных форм от церковного ритуала, сохранявшаяся ещё в Ораториях некоторых композиторов, всё более преодолевается и Оратория становится целостной по музыкальной концепции вокально-инструментальной драмой.
Классический тип Оратории создал Г. Ф. Гендель в Англии в 30-40-е гг. 18 в. Ему принадлежат 32 оратории, из которых наиболее значительны «Саул» (1739), «Израиль в Египте» (1739), «Мессия» (1740), «Самсон» (1741) и «Иуда Маккавей» (1747) на библейские сюжеты. Гендель писал Оратории также на евангельские (пассионы), мифологические («Геракл», 1745) и светские сюжеты («Весёлость, задумчивость и умеренность», по поэме Дж. Мильтона, 1740). Оратории Генделя — монументальные героико-эпические произведения, яркие драматические фрески, не связанные с церковным культом и сближающиеся с оперой. Их главное действующее лицо — народ. Это обусловило огромную роль хоров — не только как формы передачи мыслей и чувств народа, но и как активно действующей силы, направляющей музыкально-драматическое развитие. Гендель использует в Ораториях все типы арий, вводит арию с хором; он отказывается от партии Рассказчика, частично передавая его функции хору. Речитатив занимает в генделевских Ораториях незначительное место.
В Германии ораториальная музыка под влиянием некоторых итальянских форм развивается из так называемых «страстей господних», предназначенных для исполнения в храме. К 16 в. сложились два типа «страстей» — хоральные (choral passion), основанные на традициях григорианского пения и псалмодии, и мотетные (motett passion), в которых все партии исполнялись хором. Постепенно черты хоральных и мотетных «страстей» смешиваются, и возникают «страсти» в форме Оратории. Таковы «Духовные истории» Г. Шютца, основоположника Оратории в Германии,- пассионы по 4 Евангелиям и Оратории «Семь слов Христа на кресте», «История воскресения», «Рождественская история».
От чисто драматической концепции пассионов Шютц постепенно приходит к музыкально-психологической концепции «Рождественской истории». В пассионах представлены только псалмодическая речитация и хоры a cappella, в «Рождественской истории» повествование евангелиста прерывается «интермедиями», в которых даётся широкое выражение драматических чувств устами различных персонажей (ангел, волхвы, первосвященники, Ирод). Их партии обладают чертами индивидуализации, сопровождаются различными составами инструментов. В начале 18 в. гамбургские оперные композиторы Р. Кайзер, И. Маттезон, Г. Телеман писали пассионы на свободные поэтические немецкие тексты Б. Г. Броккеса.
Непревзойдённых высот пассионы достигают в творчестве И. С. Баха. Из них сохранились «Страсти по Иоанну» (1722-23) и «Страсти по Матфею» (1728-29). «Страсти по Луке» приписывались Баху ошибочно, что доказано многими исследователями. Поскольку главная сфера баховского искусства — лирико-философская, тему пассионов он трактует как этическую тему самопожертвования. Пассионы Баха — это трагические истории страдающего человека, в которых объединяются различные психологические планы — повествование евангелиста, рассказ о событиях от лица участников драмы, реакция на них народа, лирические отступления автора. Такая многоплановость, полифоничность мышления, как в широком смысле (совмещение различных «планов» повествования), так и в узком (использование полифонических форм), — характерная черта творческого метода композитора. «Рождественская оратория» Баха (1734) по существу является не Ораторией, а циклом из шести духовных кантат.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Рубрики
- Архитектура (337)
- Дворцы, замки и крепости (147)
- Классика (11)
- Модерн (16)
- Мосты (3)
- Театры и музеи (5)
- Храмы мира (88)
- Рассказы о живописи и картинах (93)
- Аудиокниги (25)
- Великие истории и письма о любви (47)
- ГУЛАГ И ГОЛГОФА (78)
- История и документы (18)
- Люди и судьбы (53)
- Палачи и стукачи (1)
- Деткам (16)
- Диссиденты (49)
- Еврейская тема (127)
- ЖЗЛ (779)
- Артисты и режиссеры (67)
- Музыканты и композиторы (43)
- Общественные деятели и герои (41)
- Писатели и поэты (260)
- Ученые и философы (34)
- Художники и скульпторы (185)
- Забытые имена (46)
- Здоровье (91)
- Интересно! (26)
- Искусство (1886)
- ХХ век (45)
- Американское искусство (36)
- Ювелирные изделия (5)
- Картина в деталях (2)
- АРТПРОСВЕТ (13)
- Братство прерафаэлитов (42)
- Вернисаж одной картины (190)
- Густав Климт (23)
- Импрессионизм (69)
- Картина дня (137)
- Классическая живопись (217)
- Модернизм (43)
- Музеи мира (25)
- Натюрморт (142)
- Пейзаж (118)
- Портрет (165)
- Русский авангард (54)
- Русское искусство (165)
- Скульптура (56)
- Современная живопись (378)
- Японское, китайское и корейское искусство (32)
- Истории и письма о любви (29)
- История вещей (6)
- История и экономика (38)
- Как прекрасен этот мир, посмотри (57)
- Кино (80)
- Кулинария (200)
- Легенды и мифы (17)
- Сказки (3)
- Литература (1163)
- Актуальная поэзия (97)
- Воспоминания, письма и эссе (6)
- 100 лет — 100 книг русской литературы XX-го века (3)
- Воспоминания (69)
- Календарь литературных преследований (29)
- Любимые стихотворения (37)
- Поэзия (399)
- Поэзия и живопись (140)
- Поэзия серебряного века (219)
- Проза (65)
- Шедевры мировой поэзии (39)
- Мудрость (270)
- Музыка (639)
- Балет (23)
- Инструментальная музыка (22)
- Музыкальные открытки (74)
- Опера (5)
- Современная музыка (399)
- Французский шансон (4)
- Мультипликация (4)
- Невыдуманные истории (8)
- Оформление дневника (103)
- Полезные советы (7)
- Природа (192)
- Драгоценные камни (1)
- Животные (5)
- Пейзажи (14)
- Птицы (10)
- Сады и парки (71)
- Цветы (31)
- Путешествия (712)
- Германия (13)
- Аргентина (2)
- Швейцария (1)
- Непал (1)
- Бразилия (3)
- Европа (344)
- Израиль (7)
- Индия (12)
- Италия (37)
- Китай (38)
- ОАЭ (3)
- Россия (19)
- США (31)
- Таиланд (10)
- Украина (13)
- Франция (55)
- Чили (2)
- Япония (49)
- Репрессированная литература (9)
- Современность (49)
- Страницы истории (27)
- Театр (22)
- Фантазия (16)
- Фотографии (450)
- Редкие фотографии (19)
- Фото дня (220)
- Фотопрогулка (77)
- Фототерапия (16)
- Юмор (77)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Мадонны Джованни Батиста Сальви Сассоферрато, 1609-1685
Среда, 11 Января 2017 г. 23:39 + в цитатник
Мадонны Джованни Батиста Сальви Сассоферрато
Джованни Батиста Сальви Сассоферрато. Мадонна с младенцем
Джованни Батиста Сальви Сассоферрато. Мадонна в печали. Галерея Уфици
В дни Рождества хочется обратить внимание на событие, которое стало точкой отсчета новой эры. Можно по-разному относиться ко Христу, но нет второй такой личности в обозримой истории, которая не имея ни армии, ни банка, а всего-лишь свиту из десятка неграмотных рыбаков и одного налогового инспектора смогла бы так радикально повлиять на развитие цивилизации. Кроме того Библия и сегодня является главным мировым бестселлером. Нет второй такой книги, которую захотели бы перевести на сто с лишним языков и так часто цитировали бы.
Итак – Рождество Христово – это поворотный пункт мировой истории. Но все события этой ночи вращаются вокруг Младенца Иисуса, а мне бы хотелось обратить внимание на Его Мать Деву Марию. Быть матерью – это реальный подвиг. А быть Матерью Мессии – подвиг особенный. Пересмотрев сотни картин под названием «Мадонна с Младенцем», на мой взгляд, никто так трогательно и деликатно не смог раскрыть эту тему, как Джованни Баттиста Сальви, прозванный Сассоферрато (Giovanni Battista Salvi, il Sassoferrato). И уж точно никто не посвятил столько картин исключительно Богородице.
Джованни Батиста Сальви Сассоферрато. Автопортрет
Джованни Батиста Сальви, Сассоферрато (итал. Giovanni Battista Salvi da Sassoferrato; 25 августа 1609, Сассоферрато — 8 августа 1685) — итальянский живописец, представитель эпохи барокко. По месту рождения его и называют чаще всего — Джованни Сассоферрато.
О жизни Джованни известно немного. Он родился в небольшом городке Сассоферрато, в центральной Италии. Городок расположен на полпути между Римом и Флоренцией, к западу от Апеннинских гор. Живописи Джованни начал учиться у своего отца, художника Тарквино Сальви. Фрагменты работ Тарквино до сих пор различимы в церкви Святого Франциска в Сассоферрато. Где Джованни заканчивал своё обучение — неизвестно, однако можно предположить, что у Доменикино, в Болонье. Доменикино же был старшим учеником Аннибале Карраччи. Двое других учеников Карраччи, Франческо Альбани и Гвидо Рени, также оказали влияние на творчество Джованни Сассофератто. Картины Джованни выдают, в том числе, влияния Альбрехта Дюрера, Гверчино и, в большей степени, — Рафаэля. И, наконец, возможно, он испытал влияние творчества Пьера Миньяра, с которым, скорее всего, встречался в Риме в 1630-х годах.
Джованни Батиста Сальви Сассоферрато. Мадонна с младенцем
Родом из провинции Марке, расположенной близ Умбрии, Сассоферрато очень рано познакомился с живописью Умбрии ХУ в. и был очарован строгими и архаичными полотнами Перуджино и Спанья, а также первыми произведениями Рафаэля. Несколько его картин из базилики св. Петра в Перудже являются копиями Сассоферрато с работ этих мастеров (существуют и другие его копии с работ Рафаэля, Гарофало и Тициана). У них Сассоферрато научился строгости композиции, чистоте графики, сухости персонажей, мягкости пейзажей и освещения. Влияние Доменикено на Сассоферрато проявилось, в особенности в рисунке и чистоте форм, то есть в классичности, которая в эпоху триумфа барокко (Пьетро да Кортона, Бернини и их ученики) носила полемический характер.
В Отделах рисунка Виндзорского замка и чикагского Художественного института хранится множество рисунков Сассоферрато, которые демонстрируют у автора замечательное мастерство рисовальщика. Чаще всего это подготовительные этюды композиций и деталей, тщательно разбитые на квадраты. Но классицизм Сассоферрата нередко превращается в архаизирующий пуритизм, благодаря чему его рисунки кажутся очень близкими опытам прерафаэлитов XIX в.
Джованни Батиста Сальви Сассоферрато. Молящаяся Мадонна
Творческое наследие художника можно разделить на три категории: алтарные картины, небольшие молитвенные образы и портреты. Различия между первой и второй группой часто достаточно условны, поскольку Сассоферрато воспроизводит на небольших картинах персонажей своих больших композиций. Своими алтарными картинами он мог бы наполнить множество римских церквей, однако из-за неудач ранней карьеры, этого не произошло. Среди алтарных картин художника следует назвать «Рождество (Неаполь, Каподимонте), написанное в манере, лежащей на полпути между Караваджо и Коцца; «Благовещение» (Аспра, Каперия), замечательное по своему дерзкому колориту. Из больших композиций следует упомянуть «Распятие» (Урбино, Нац. гал.Марке), «Оплакивание Христа» (Берлин-Далем, музей), «Мадонна с младенцем» (Дублин, Нац. гал.; Лондон, Нац. гал.).
Джованни Батиста Сальви Сассоферрато. Мистическое замужество Св.Катерины из Сиены
Своей известностью и признанием художник обязан, главным образом, своим молитвенным образам. Он создал две или три композиции, которые затем сам и его ученики доводили до совершенства, стремясь угодить многочисленным частным клиентам. На этих картинах всегда изображалась Мадонна, иногда с младенцем и ангелами (Милан, пинакотека Брера; Дрезден, Картинная гал.), иногда одна (Дрезден, Картинная гал.; Лондон, Нац. гал.). Простота композиции, выражение умиротворенной набожности, утонченность исполнения обеспечивали этим картинам большой успех.
Джованни Батиста Сальви Сассоферрато. Святая Сесилия
Сассоферрато также исполнил несколько портретов своих меценатов — Оттавио Прати (Рим, Нац. гал., гал. Корсини), Портрет кардинала (Сарасота, музей Ринглинг); эти портреты интересно сравнить с портретами работы Доменикино. Художник не был признан своими современниками, и поэтому, спустя всего несколько лет после смерти, его часто относили к современникам Рафаэля.
Джованни Батиста Сальви Сассоферрато. Мадонна
Наибольший интерес работы Джованни вызвали к себе в середине 19-го века. Затем интерес к картинам на библейские темы заметно снизился после критических комментариев искусствоведа Джона Рёскина. К концу 20-го века интерес к работам Сассоферрато опять вырос, на волне интереса к итальянскому барокко. В музейных коллекциях существует, по состоянию на 2006 год, более трёх сотен работ этого художника. Большинство его известных картин хранятся в британской Королевской коллекции в Виндзорском замке.
Джованни Батиста Сальви Сассоферрато. Мадонна с младенцем ангелами
Джованни Батиста Сальви Сассоферрато. Мадонна с младенцем
Джованни Батиста Сальви Сассоферрато. Мадонна с младенцем
Джованни Батиста Сальви Сассоферрато. Мадонна с книгой
Джованни Батиста Сальви Сассоферрато. Мадонна с младенцем
Джованни Батиста Сальви Сассоферрато. Мадонна с младенцем
Джованни Батиста Сальви Сассоферрато. Мадонна с младенцем, держащим щегла на веревочке
Джованни Батиста Сальви Сассоферрато. Непорочное зачатие
Джованни Батиста Сальви Сассоферрато. Скорбящая Богоматерь
Джованни Батиста Сальви Сассоферрато. Святое семейство, 1640-1650.
Джованни Батиста Сальви Сассоферрато. Благовещение, 1650
Рубрики: | Искусство/Классическая живопись |
Метки: Мадонны Джованни Батиста Сальви Сассоферрато 1609-1685
Процитировано 2 раз
Понравилось: 3 пользователям