Олимпийские игры 776 г до н э | Vasque-Russia.ru

Олимпийские игры 776 г до н э

Чемпионы Олимпийских игр древности и их достижения

Пожалуй самые престижные соревнования для современного спортсмена – Олимпийские игры хоть и проводятся относительно недавно (как мы знаем, первые Олимпийские игры проводились в 1896 году и связано это с именем барона Пьера де Кубертена), однако, как известно, имеют историю, уходящую аж в 8 век до нашей эры. Эти состязания в ловкости, меткости, скорости и силе имели еще и религиозный смысл – каждое такое мероприятие проводилось в честь громовержца Зевса – главного среди всех олимпийцев и пожалуй самого почитаемого среди греков (а в период эллинизма и не только греками) Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял. Всего было проведено 293 Олимпиады с 776 по 394 год до нашей эры в Олимпии. С 6 века до нашей эры по примеру Олимпийских Игр стали проводиться другие общегреческие соревнования атлетов: Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры, тоже посвященные различным древнегреческим богам. Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний. Олимпийские Игры упоминаются в произведениях Плутарха, Геродота, Пиндара, Лукиана, Павсания, Симонида и др. античных авторов.

Однако не зря мы вспомнили о спортсменах – речь далее будет идти именно о них. Сегодня мы расскажем именно о тех чемпионах, память о победах которых осталась в веках. Достижения нескольких легендарных спортсменов в древности настолько необычны, что их помнят и сегодня, спустя сотни лет после их смерти. Ниже я хотел бы поведать вам о нескольких древних чемпионах Олимпийских игр, а также некоторые интересные истории, легенды, рекорды и факты.

Ономаст из Смирны

Ономаст (или Ономастос) был первым в истории олимпийским чемпионом в таком виде спорта как бокс. Этот вид был представлен на 23-й Олимпиаде в 688 году до нашей эры.

По словам историков, Ономаст также был первым, кто написал правила древнегреческого бокса. Имея четыре победы в Олимпийских играх, он также лидирует в списке боксеров, владеющих всеми олимпийскими титулами.Орсипп из Мегары

Орсипп был известным греческим бегуном жившем в городе Мегара. Он стал известен также, как «первый, голый бегун участвовавший в Олимпиаде», а также, как первый победитель в этом виде спорта.

Орсипп из Мегары

Орсипп был известным греческим бегуном жившем в городе Мегара. Он стал известен также, как «первый, голый бегун участвовавший в Олимпиаде», а также, как первый победитель в этом виде спорта.

Орсипп выиграл соревнование по бегу на 15-й Древней Олимпиаде, состоявшейся в 720 году до нашей эры. Именно тогда была введена и принята греческая традиция атлетической наготы (гимна).

Эврилеона из Спарты

Эврилеона была знаменитой женщиной-наездницей. Она выиграла гонку двухколесных колесниц в Древних Олимпийских игр 368 года до нашей эры.

Эврилеона была богатой принцессой и страстным любителем лошадей. Она стала второй женщиной-наездницей в истории Олимпийских игр. Ее предшественница, спартанская принцесса Киниска, выиграла гонку на колесницах запряженных четырьмя лошадьми на 24 года раньше. В Спарте была установлена статуя Эврилеоне. Это одна из немногих бронзовых статуй, установленных при жизни спортсмена.Киниска Спартанская

Греческая принцесса Киниска — первая женщина в истории, которая одержала победу в гонках колесниц, запряженных четырьмя лошадями на Древних Олимпийских Играх. Она выигрывала первенство на 96-й и 97-й олимпиадах (396 до н.э и 392 до н.э. соответственно).

Греческая принцесса Киниска — первая женщина в истории, которая одержала победу в гонках колесниц, запряженных четырьмя лошадями на Древних Олимпийских Играх. Она выигрывала первенство на 96-й и 97-й олимпиадах (396 до н.э и 392 до н.э. соответственно).

Киниска родилась около 440 г. до н.э., в семье царя Спарты Архидама II. Поговаривают, что Киниска была сорванцом, прекрасным наездником и очень богатой девушкой. Идеальная квалификация для успешного тренера, неправда ли? Она была чрезвычайно амбициозна, чтобы добиться успеха на Олимпийских играх.

Традиционно женщинам не разрешалось участвовать в Олимпийских играх. Тем не менее, они могли войти в команду, обладая навыками обучения лошадей. Ее брат, Агиселай II, более поздний царь Спарты, поощрял ее участие в соревнованиях. Принцесса собрала команду мужчин-спортсменов и была допущена к Олимпиаде.

Киниска была удостоена чести получить бронзовую статую колесницы, и статую в Храме Зевса в Олимпии. На ней была надпись, в которой говорилось, что принцесса является единственной женщиной, которая выиграла оливковый венок в гонках на колеснице на Олимпийских играх в Греции.

До сегодняшнего дня, Киниска рассматривается, как символическая фигура социального подъема женщины. Ее успех стал началом движения равноправия и свободы женщин всего мира.Диагор Родосский

Диагор был греческим боксером, известным своими победами, а также победами его сыновей и внуков. Он выиграл турнир по боксу в Олимпийских играх 464 года до н.э. Диагор также был четырехкратным победителем в Истмийских играх и двукратным победителем в играх в Немее.

Его старший сын, Дамагет, выиграл турнир в 452 и 448 годах до нашей эры. Акусилай, второй сын, выиграл боксерский поединок в 448 году до нашей эры. Они отметили свою победу, неся отца на плечах вокруг стадиона, который был наполнен восхитительными зрителями. В это время один из зрителей закричал: «Умри, Диагор! Ты не сможешь подняться на Олимп!». Говорят, что спортсмен умер буквально через несколько минут, и с тех пор считается самым счастливым смертным, который когда-либо жил.

Дочь Диагора, Каллипатейра, была первой женщиной-зрителем, находящимся на Олимпийский стадионе. Поскольку женщинам было запрещено смотреть Олимпийские игры, кроме жрицы Деметры, она прошла на стадион, переодетая в мужскую одежду. Когда ее трюк был раскрыт, приняли закон, гласящий о том, что все зрители прибывшие на Олимпийский стадион, перед его входом должны были раздеться.

Mеланкомас из Карии

Меланкомас был коронован чемпионом по боксу в 49 году до нашей эры, а также стал победителем во многих других спортивных мероприятиях. Он мог сражаться в течение двух дней не опуская рук. Спортсмен достиг своей превосходной формы благодаря непрерывным и напряженным упражнениям.

Меланкомас владел своеобразным, уникальным боксерским стилем. Его движения были легкими и простыми. Меланкомас оставался непобежденным на протяжении всей своей карьеры, и ни разу не был нокаутирован своим противником. Спортсмен выиграл Олимпийский турнир по боксу на 207-й Олимпиаде.Астилос из Кротона

Астилос одержал победу в трех Олимпийских играх с 488 по 480 до н.э., в таком виде спорта, как бег. Он также выиграл турнир по гоплитодрому — бег в снаряженных бронированных костюмах. Спортсмен выиграл в общей сложности шесть победных оливковых венков в трех олимпиадах.

Астилос из Кротона

Астилос одержал победу в трех Олимпийских играх с 488 по 480 до н.э., в таком виде спорта, как бег. Он также выиграл турнир по гоплитодрому — бег в снаряженных бронированных костюмах. Спортсмен выиграл в общей сложности шесть победных оливковых венков в трех олимпиадах.В Олимпийских играх 488 года до н.э. он участвовал от имени своего родного города Кротона, а на следующих двух олимпиадах он решил участвовать в качестве гражданина Сиракуз, в честь тирана Хиерона. Его соотечественники чтили и прославляли его за первую победу.

Несмотря на успешную карьеру, ему пришлось столкнуться с бесчестьем и диффамацией (распространением не соответствующих действительности порочащих сведений), когда его решение сыграть в Сиракузах разгневало граждан Кротона. Они исключили Астилоса из списков горожан и уничтожили его статую в своем городе. Его семья отказалась от него, и его дом превратили в тюрьму, как знак неуважения. Также говорится, что Астилос был подкуплен чиновниками в Сиракузах, чтобы участвовать в Олимпийских играх от имени их города.

Теаген был успешным боксером и бегуном. Благодаря своей необычайной силе и быстроте он считался сыном Геракла — божественного героя в греческой мифологии. Спортсмен выиграл турнир по боксу на 75-й Олимпиаде (480 г. до н.э.) и титул чемпиона в этом виде спорта. В целом, по его словам, он выиграл более 1300 поединков.

Любопытную историю рассказывает греческий историк Паусаниас о статуе Теагена, сделанной неким Глаусиасом из Эгины. Это был человек, обиженный на Тиагена. Однажды ночью статуя упала на Глаусиаса, убив его. Статуя предстала перед судом за убийство и была выброшена в море. Позднее она была восстановлена, так как Дельфийский оракул заявил, что в противном случае всех мужчин в стране ожидает бесплодие.Леонид из Родоса

Леонид из Родоса был одним из самых известных бегунов античности. В течение четырех последовательных олимпиад (164-152 до н.э.) он выиграл все турниры по бегу. Он был универсальным бегуном, как в беге на длинные и короткие дистанции, так и в упоминавшемся ранее виде бега гоплитодроме, который требовал большей силы и выносливости.

Леонид из Родоса

Леонид из Родоса был одним из самых известных бегунов античности. В течение четырех последовательных олимпиад (164-152 до н.э.) он выиграл все турниры по бегу. Он был универсальным бегуном, как в беге на длинные и короткие дистанции, так и в упоминавшемся ранее виде бега гоплитодроме, который требовал большей силы и выносливости.

Его жизненный рекорд двенадцати отдельных олимпийских победных венков был окончательно превзойден в 2016 году, когда Майкл Фелпс выиграл свою 13-ю медаль за 200-метровую гонку на 31-й современной Олимпиаде. Рекорд Леонида продолжался 2168 долгих лет!

Олимпийские игры в Древней Греции

Традиционно считается, что Олимпийские игры в Древней Греции проходили с 776 года до н. э. по 394 год н. э. каждые 4 года. Представляли они собой серии спортивных соревнований между городами-государствами и являлись одними из панэллинских игр. Жители Эллады дали им мифологическое происхождение. Они считали, что покровителем игр является Зевс. В преддверии Олимпиады объявлялось священное перемирие, чтобы атлеты и зрители могли беспрепятственно попасть из своих городов к месту игр.

Проводились соревнования в Олимпии, в северо-западной части Пелопоннеса. Там находилось святилище Зевса с его статуей, которая считалась одним из семи чудес света. Представляло собой святилище огромный храм, достигавший в высоту 18 метров, а в длину 66 метров. Именно в нём и располагалась статуя, сделанная из слоновой кости. Её высота равнялась 12 метрам.

Сами соревнования проходили на олимпийском стадионе. В V веке до н. э. его расширили, модернизировали, и он стал вмещать 40 тыс. зрителей. Его спортивное поле достигало в длину 212 метров, а в ширину 32 метра. Имелся также ипподром с длиной 700 метров и шириной 300 метров. Победителям на головы возлагали венки из оливковых листьев, а сами игры имели чрезвычайно важное политическое значение. Благодаря их зрелищности и популярности, эллинистическая культура распространялась по всему Средиземноморью.

Принимать участие в Олимпийских играх могли только жители Древней Греции. При этом многие атлеты из отдалённых городов должны были доказывать своё греческое происхождение. Подданные других государств к играм не допускались. Здесь не могли помочь ни деньги, ни знатное происхождение. Все эти вопросы решали элланодики – судьи Олимпийских игр. Выбирали их из достойнейших людей, и они неукоснительно следили за соблюдением всех правил. Но когда римляне покорили Грецию, то тоже стали принимать участие в спортивных состязаниях.

Мифологическое происхождение Олимпийских игр в Древней Греции

Существует несколько мифов, объясняющих возникновение популярных спортивных соревнований. Самый известный из них даёт греческий историк Павсаний. По нему дактиль Геракл (не путать с сыном Зевса) со своими 4-мя братьями приехал в Олимпию, чтобы участвовать в спортивных соревнованиях в честь новорождённого Зевса. Геракл всех победил, и ему возложили на голову оливковый венок. После этого победитель организовал спортивные состязания с очерёдностью в 5 лет по количеству братьев.

Ещё один миф касается Пелопса – царя Пизы на Пелопоннесе. До него в Пизе правил царь Оеномаус. У него была красавица дочь Гипподамия. Оракул предрёк царю, что он будет убит мужем дочери. Поэтому Оеномаус всем женихам ставил условие: претендент на руку дочери будет ехать с ней на одной колеснице, а царь должен догнать их на другой колеснице. Если догонит, то убьёт жениха копьём. Но молодые люди не знали, что лошади, запряженные в колесницу царя, были подарены ему самим Посейдоном, а поэтому мчались быстрее ветра.

Женихи погибали один за другим, а Гипподамия так и ходила в невестах. Но однажды в царский дворец пришёл свататься молодой и красивый Пелопс, и царская дочь влюбилась в него. Возницей у царя был Миртил (сын Гермеса), и Гипподамия уговорила его заменить бронзовые оси колёс царской колесницы на восковые. За это она пообещала Миртилу привилегию первой ночи. Возница не устоял перед красотой юной девушки и согласился.

Во время гонки воск нагрелся и расплавился. В результате этого колесница опрокинулась, а царь упал на землю и разбился насмерть. В то же самое мгновение в царский дворец ударила молния и превратила его в пепел. Остался лишь один деревянный столб, простоявший много столетий рядом с храмом Зевса. А Пелопс женился на Гипподамии и стал царём Пизы.

В память о безвременно погибшем Оеномаусе Пелопс организовал в качестве погребальных игр гонки на колесницах. Именно эти похоронные гонки впоследствии и трансформировались в Олимпийские игры в Древней Греции.

Есть ещё один миф, который приписывают Пиндару. Якобы этот древнегреческий лирик утверждал, что сын Зевса Геракл, совершив свои 12 подвигов, учредил в Олимпии спортивный фестиваль в честь своего отца. С тех пор и повелось считать организатором Олимпиад Геракла.

Официальная версия возникновения Олимпийских игр в Древней Греции

Что касается официальной версии, то считается, что Олимпийские игры начались в глубокой древности, затем по каким-то причинам прекратились. Вновь были возрождены спартанским законодателем Ликургом, жившем в IX веке до н. э. Участие в их возобновлении приняли также царь Элиды Ифит и Клисфен из Пизы. Эти два человека были современниками Ликурга, а активность проявили по велению Дельфийского оракула. Тот заявил, что народ отклонился от богов, и это стало причиной войн и чумы. С восстановлением игр всё это прекратится.

Данная версия изложена Павсанием, жившим во II веке н. э. А поэтому верить ей безоговорочно нельзя. Скорее всего, истоки Олимпийских игр в Древней Греции относятся к микенскому периоду. Поначалу это были похоронные игры, связанные с магическими ритуалами. По прошествию столетий их преобразовали в спортивные состязания, и в таком виде они просуществовали 1000 лет.

Весь этот огромный период времени Олимпийские игры в Древней Греции имели чрезвычайно важное политическое и экономическое значение. А поэтому несколько могущественных групп греческой аристократии постоянно боролись за контроль над святилищем в Олимпии. Иногда его захватывали силой, затем другие отбирали, и так продолжалось веками. Эти игры были самыми престижными из всех 4-х панэллинских игр, но к 385 году н. э. пришли в состояние упадка. Причиной стали наводнения, землетрясения, нашествия варваров. В 394 году игры прекратились по повелению римского императора Феодосия I, начавшего борьбу с языческими праздниками.

Спортивные состязания

Общая продолжительность каждых Олимпийских игр в Древней Греции занимала не более недели. Вначале делались жертвоприношения в честь Зевса, при этом резали несколько десятков быков. Затем устраивали празднества и пиры. Лишь после этого наступала очередь самих спортивных состязаний. Первые такие состязания завершались в течение дня, так как силу и выносливость показывали лишь одни бегуны. Но с появлением пятиборья и других видов спортивных соревнований одного дня перестало хватать, и зрители стали наслаждаться выступлением атлетов в течение 3-4 дней.

Главным состязанием считалось пятиборье – бег, прыжки в длину, метание копья, метание диска, греческая борьба. Ничуть не меньшей популярностью пользовались и гонки на колесницах, которые собирали огромное количество зрителей. Бег начал практиковаться с 776 года до н. э. Это был единственный вид соревнований до 724 года до н. э. А поэтому имена некоторых победителей известны даже в наши дни. Бежали бегуны 178 метров. Начинался бег из положения стоя. Бежали обнажёнными по утрамбованной земле, а сигналом к началу соревнования служил звук трубы.

Пятиборье начали практиковать в 708 году до н. э. При этом бег, прыжки и метания проходили на стадионе, а вот борьбу устраивали за пределами храма Зевса на специальной площадке, грунтом которой служил песок. Трудно сейчас сказать, как в пятиборье присуждали победу. Возможно, победителем объявляли атлета, победившего в 3-х видах, так как во всех 5-ти видах победить было просто невозможно. Также предполагается, что до борьбы доходило лишь небольшое количество конкурентов, и именно победитель в ней считался чемпионом.

Гонки на колесницах, запряженных 4-мя лошадями, стали практиковаться с 680 года до н. э. А в 500 году до н. э. начали соревноваться на повозках, запряженных мулами. Гонки с 2-мя лошадями в колеснице получили своё начало в 408 году до н. э. Здесь можно вспомнить римского императора Нерона. В 67 году он принимал участие в гонке на колесницах в Олимпии. Ко всеобщему смущению императора выбросило из колесницы, и он не смог закончить гонку. Но победу присудили Нерону, посчитав, что он обязательно бы выиграл, если бы закончил гонку.

В 648 году до н. э. начал практиковаться панкратион (борьба с минимумом правил). А в 520 году до н. э. появился вид спортивных состязаний, именуемый хоплитодромос. Его участники бежали дистанцию 400 метров в шлемах, с наколенниками и деревянными щитами.

В целом надо отметить, что Олимпийские игры в Древней Греции были чрезвычайно популярными, а победителей чествовали, как национальных героев. Некоторые имена таких людей дошли до нас из глубины веков. Это свидетельствует об огромном уважении и почитании атлетов, ведь они славили не только свои имена, но и города, в которых жили. Популярность Олимпийских игр была такой высокой, что они были возрождены в 1896 году и проходят по сей день в разных городах планеты. Этим они отличаются от античных игр, которые проводились только в Олимпии.

Древние Олимпийские игр

Начались в 776 г. до н.э.
Прекратились в 394 г. н.э.
(император Феодосий I запретил Олимпийские игры как языческий культ).

1

Возобновлены в 1896 г. в Афинах по инициативе Пьера де Кубертена.

Древняя традиция. Самое мирное и дружественное собрание всех народов мира.

Вот что написал про древнюю Олимпию поэт Пиндар:
“Мать всех соревнований. и госпожа справедливости”.

Игры начинались с того, что по всей Греции путешествовали глашатаи, зычными голосами объявляя о начале экехерии – священного перемирия.

Теперь на время Игр (около 5 дней) по всей страны должны были немедленно прекратиться все военные действия. Такую важную роль имели Игры в политической жизни страны – останавливали войны. К сожалению, в 20 веке случилось иначе – из-за двух мировых войн прерывались сами Игры.

2. Древняя Греция была самым развитым государством древнего мира.

Промежуток между Играми назывался олимпиадой. Древние греки так и считали время – олимпиадами: “Две олимпиады назад. “.

В первый день Олимпийских Игр приносились жертвы богам, а спортсмены давали клятву перед статуей Зевса. Вместе с возобновлением Игр вернулась и клятва. Сегодня она звучит так: ” Я клянусь, что, прибывая на Олимпийские Игры, я буду соревноваться честно и согласно правилам,
а своим участием – прославлять свою страну и спорт”.

Древнегреческие атлеты соревновались голыми. От слова “голый” (“гимнос”) происходит слово “гимнастика”. Обнаженное тело не считалось чем-то стыдным – наоборот, оно показывало, как упорно спортсмен тренировался. Стыдным было иметь неспортивное, нетренированное тело.
Женщинам запрещалось не то что участвовать, но и наблюдать за ходом Игр. Если на стадионе обнаруживали какую-нибудь женщину, ее по закону должны были бросить в пропасть.

Лишь однажды это правило было нарушено – когда женщина, чьи отец, брат и муж были Олимпийскими чемпионами, сама вытренировала своего сына и, гонимая желанием увидеть чемпионом и его, поехала с ним на Игры. Тренеры стояли на поле отдельно, наблюдая за своими подопечными. Наша героиня переоделась в мужскую одежду и стала рядом с ними, с волнением глядя на сына. И вот. его объявляют чемпионом!

Мать не выдержала и побежала через все поле, чтобы первой его поздравить. По дороге одежда с нее упала, и все увидели, что на стадионе – женщина. Судьи были в трудном положении. По закону, нарушительница должна быть убита, но ведь она – дочь, сестра и жена, а теперь еще и мать олимпийских чемпионов! Ее пощадили, но с этого дня ввели новое правило – теперь не только атлеты, но и тренеры должны стоять на поле абсолютно голыми, чтобы предотвратить подобные ситуации.

3

У женщин были свои Игры – посвящены они были богине Гере. Происходили за месяц до мужских или, наоборот, через месяц после них, на том же стадионе, где женщины соревновались в беге. Одним из видов соревнований были гонки на колесницах – необычайно опасный вид спорта, часто
кони пугались, колесницы сталкивались, жокеи падали под колеса. Иногда до старта доходили лишь две колесницы из десяти. Но все равно, какую бы силу и ловкость не проявил жокей, венок победителя получал не он, а хозяин лошадей!

4

Немного о символах.
Олимпийский огонь, горящий на всем протяжении соревнований, привносит в нашу эпоху дух древних соревнований.

Пять олимпийских колец – это пять материков, а их переплетение – дружба и сотрудничество всех народов мира.

На первых возобновленных Олимпийских Играх в 1896 г., в которых участвовало 285 спортсменов из 13 стран, первым олимпийским победителем стал грек – Спиридон Луис, выигравший в марафонском беге.

Отрывки из книги “Рекорды и мифы Древних Олимпиад” Войцеха Замаровского –
замечательного словацкого популяризатора древности.

Вопрос: Особенно нас интересуют результаты, которых добивались тогдашние атлеты. Были ли они сравнимы с нынешними?

К сожалению, никто не даст здесь однозначного ответа. Во-первых, потому что греки не вели никаких записей о достижениях и рекордах своих атлетов. Во-вторых, потому что время вообще не учитывалось в состязаниях – этого не позволяла тогдашняя техника. Часы были только солнечные, водяные и песочные – на них секунды не отметишь… В-третьих, потому что даже в тех видах (прыжки или метания) где результат можно было замерить для истории, он нигде не записывался – ведь соревнования велись отборочным методом и важен был лишь победитель в каждом виде и пятиборье.
.
Всего три абсолютных спортивных результата дошли к нам из античных времен. Они принадлежат двум знаменитым атлетам – первый и второй запечатлены на постамента статуи в Дельфах, там написано: “На пятьдесят пять стоп в длину прыгнул Фаилл, и в диске же ему до сотни не хватило всего пяти”. Это повторяет и Павсаний в десятой книге “Описание Эллады”.

Сообщение о третьем результате мы имеем от Юлия Африкана (автора “Перечня Олимпийских победителей”, написанного в III В. до н.э.), оно касается спартанского атлета Хионида, троекратного победителя в “простом” и “двойном” беге на 29-ых и 31-х Олимпийских Играх (664-656 гг до н.э.). На памятном столбе этого атлета, согласно тому же источнику, написано что он ‘…мог прыгнуть в длину на 50 стоп’. При пересчета на наши меры выходит, что Фаилл прыгал на 16,28 м, а Хионид – на 15,39 м, диск же Фаилл бросал на 28,2 м.

Таким образом, прыжки Фаилла и Хионида вдвое больше нынешнего мирового рекорда (8,9 м) и по сегодняшним понятиям вообще превышают границы человеческих возможностей. Вероятно, речь шла либо о тройном прыжке, либо о сумме результатов пяти (или трех) попыток.

Достижение Фаилла в метании диска по сегодняшним меркам представляется, напротив, слишком незначительным. Но греки восхищались им, значит, у них были на то веские причины. По всей вероятности, дело тут в весе диска, который был явно тяжелее современного. О метании диска мы знаем еще, что пятиборец Флегий перебрасывал диск через Алфей, т.е. на расстояние около 60 м, а возможно, и больше. Вес диска и в этом случае нам неизвестен, но даже с современным диском при таких результатах он был бы сейчас одним из сильнейших в мире.
.
Время, которое показывали греческие бегуны, навсегда останется для нас тайной. Единственное, на что можно опереться в античных сообщениях, да и то с оговоркой – это несколько раз повторенное упоминание о бегуне Полимнесторе из Милета, победителе в беге юношей на один стадий на 46-х Олимпийских Играх (596 г. до н.э.).

Рассказывают, будто когда он был пастухом, то как-то раз догнал и поймал зайца. Это увидел его
хозяин и на свои средства отправил пастуха в Олимпию. Заяц бежит со скоростью около 14 м в секунду – по всей вероятности, древний так же, как современный. Значит, если Полимнестор бежал за зайцем хотя бы 50 м, то он должен был затратить на бег 3,7 сек. В переводе на нашу
100-метровку получается 7,5 сек, то есть быстрее лучших современных бегунов. Впрочем, гипотетичность этого подсчета очевидна.

Сохранились несколько тоже не слишком точных сообщений о достижениях в беге на длинные дистанции. Аргосский бегун Авгий победил в “длинном” беге на 113 Олимпийских Играх (328 г до н.э.). Известно также, что спартанский воин в полном вооружении мог совершить за день 45-километровый марш.

Бег атлетов, по условиям близок к современному полевому пробегу. По приведенным данным Агий бежал со скоростью 12,2 км/ч., Филиппид – со скоростью 11,5 км/ч. Лучшие современные марафонцы пробегают в час около 20 км. Эти показатели сопоставимы: ведь расстояния, на которые бегают наши современники, значительно короче, да и трасса лишена тех естественных природных препятствий, которые приходилось преодолевать античным бегунам.
.
Опыт многих поколений атлетов и тренеров вел к постепенному совершенствованию методики и техники тренировок. Основателем научного подхода к тренировке считается атлет и философ Иккос из Тарента, победитель в пятиборье на 84-х Олимпийских Играх 944 г до н.э.). Ему приписывается введение строгого режима питания для атлетов и подробно разработанного четырехдневного цикла тренировок.
.
Бег – главный предмет воинского и атлетического обучения у греков, причем с древнейших времен высоко ценилось значение бега для всего организма, подчеркивалось, что он придает силу не только ногам, но и брюшным и грудным мышцам, влияет на внутренние органы – легкие и
сердце. В нем видели средство нравственного воспитания : бег закалял волю, развивал выносливость и упорство. Этот бег напоминал современный спринт.
.
Бег на длинные дистанции (15 Олимпийские Игры) в различные времена проводился на различные дистанции, но никогда не менее 7-ми стадиев и не более 24-х (от 1356 до 4615 м).
.
Из тяжелоатлетических дисциплин на Олимпийских играх соревнования проводились лишь по борьбе, кулачному бою и панкратиону, всегда вызывавшем немалый зрительский интерес.

2. Борцы в древней Греции

Первое описание борьбы в греческой литературе мы находим у Гомера в 23-й песне “Илиады”.

3. Программа древних олимпийских игр включала кулачный бой.

Согласно мифам основоположником пятиборья был предводитель аргонавтов Ясон. Почти каждый из пятидесяти участников его похода в Колхиду за золотым руном был выдающимся атлетом.
Первый победитель пятиборья – фтийский царь Пелей, будущий отец Ахилла.
Пятиборье состояло из 3-х легкоатлетических дисциплин – бега, прыжков в длину и метания копья и двух тяжелых или силовых – борьбы и метания диска.

4. Метание диска

По археологическим данным диск всегда имел форму плоской симметричной чечевицы. Опираясь на произведения изобразительного искусства ученые начали восстанавливать технику метания диска. Авторы более современные считают, что в те времена метание диска не слишком отличалось от нынешнего, то есть осуществлялось с разгоном по кругу.

5. Броск копья

Техника броска копья отличалась от современной. Судя по рисункам, копье было довольно коротким и тонким и, несомненно, легче нынешних.
(Если наше 800-граммовое копье имеет длину 260-270 см, а 600-граммовое – 220-230 см, то тогдашние копья были короче – 2 м и весили не более 0,5 кг). В месте, где копье держит атлет, оно имеет петлю из тонкого ремешка, в которую вкладывались указательный и средний пальцы.
Эта техника явно обеспечивала более длинный бросок, чем при нынешнем захвате копья ладонью.
.
Техника прыжка существенно отличалась от нынешней. По упоминаниям в литературных текстах и по изображениям на вазах можно предположить, что вместо длинного разбега (36-50 шагов или 18-24 метра) современных спортсменов античные прыгуны пользовались коротким разбегом,
соответствующим теперешней 6-шаговой заключительной фазе.
.
Соревнования наездников впервые были введены лишь на 25-х Олимпийских играх, когда атлеты состязались уже 100 лет.

Колесница была похожа на военную, но отличалась от нее легкостью. Во время состязаний возница стоял, только на состязаниях рысаков он сидел на низкой скамеечке. В отличие от всех участников атлетических соревнований возница не был обнажен, на нем был длинный перепоясанный хитон.
.
Многие из ныне известных и популярных видов спорта в Греции не были известны. Бег с препятствиями использовался лишь при воинских тренировках.
.
Вне соревнований оставалась тяжелая атлетика. Были, правда, неофициальные состязания по поднятию тяжести и переброске через голову назад одной и двумя руками. Обычно в качестве снаряда брался грубо отесанный конусообразный камень. Один из таких камней хранится в Олимпийском музее, он весит 143,5 кг и написано на нем, что некий Бибон (атлет , живший в VI в до н.э.) одной рукой перебросил его через голову.
.
Стрельба из лука была излюбленным занятием мифологических героев, однако в общегреческих играх, в том числе и в Олимпийских она не практиковалась. В программу Олимпийских Игр никогда также не включались водные соревнования, хотя в Греции они были довольно популярны
(плавание, гребля).

В программу Игр не входили игры в узком смысле этого слова, хотя многие из них были широко распространены по всей Греции. Популярны были различные игры в мяч. Пользовались мячами, сшитыми из кожи и набитыми конским волосом. Они были твердые, довольно тяжелые, пестро раскрашенные. Самые маленькие имели размеры нашего теннисного мяча, самые большие – размеры набивного мяча для медицинбола.

Без преувеличения воскрешение Олимпии – одно из прекраснейших деяний человеческих. “

Олимпийские игры 776 год до н. э. – 393 год н. э.

776 год до н. э. – 393 год н. э.

Храм предсказаний в Дельфах помогал грекам почувствовать, что все они принадлежат единой семье. Важную роль в их объединении сыграли и атлетические игры, проводившиеся в нескольких районах Греции. Самыми значительными были Олимпийские игры, в честь бога Зевса в Олимпии на территории пелопоннесского города Элиса. Эти олимпийские торжества проводились каждые четыре года, а период между первым и последующим фестивалем назвали Олимпиадой. Все греки вели отсчет времени по этим самым олимпиадам. Например, 701 год до н. э. был четвертым годом девятнадцатой Олимпиады. Это говорит о том, насколько важны были Олимпийские игры для каждого города.

За год до начала игр жители Элиса, ответственные за их проведение, рассылали гонцов по всей Греции для того, чтобы объявить, что священный год игр начался. Это служило сигналом для всех лучших атлетов начать усиленные тренировки. Давайте проследим за счастливой судьбой афинского бегуна по имени Федиппид.

Атлетикой Федиппид начал заниматься, когда ему было около семи лет и он пошел в школу. Отец дал ему наставника, старого слугу, который постоянно сопровождал его и даже спал с ним в одной комнате. Греки даже в мыслях не могли допустить, чтобы ребенок рос избалованным и шаловливым. На наставника возлагалась обязанность не упускать мальчика из виду и учить правильно себя вести в обществе. Федиппид должен был опрятно выглядеть, носить мантию туго обернутой вокруг тела, опускать взгляд в присутствии старших и никогда не вступать в разговор, пока его не спросят. Вероятно, это было очень тягостно. К счастью для мальчика, большую часть дня он был занят.

Ранним утром наставник провожал его в школу и сидел рядом с ним, наблюдая, как он в компании с другими мальчиками учится читать, писать и цитировать Гомера. У учителя был ремешок или хлыст, который он пускал в ход, если Федиппид терял внимание к предмету. Мальчик проводил на занятиях много времени, так как греки считали, что труды Гомера учат истории, поэзии и священным наукам, равно как и уважению достоинства. Федиппид посещал еще уроки музыки, практиковался в пении и игре на лире.

Можно себе представить, как рад был мальчик после столь долгих занятий и пристального внимания преподавателей побегать. Для Федиппида самым лучшим было время дня, когда он шел на спортивную площадку в сопровождении наставника, прихватив с собой маленькую фляжку с маслом и скребок. Здесь мальчики тренировались в беге, метании дротика и диска, прыжках в длину или боролись. Некоторые изучали ведение кулачного боя, обмотав руки тяжелыми кожаными ремнями. Таким способом можно было нанести противнику гораздо больше повреждений, чем современными боксерскими перчатками, но многих греков кулачные бои не интересовали. Они отменно воевали, но не слишком любили жестокие виды спорта.

Федиппид не был достаточно богатым, чтобы часто принимать участие в гонках на колесницах. Это был спорт состоятельных людей, как и современные скачки на лошадях. Обладатель лошадей считался победителем, в то время как всадника, так же как и современного жокея, лишь нанимали для участия в заезде.

На спортивных площадках было жарко и пыльно, поэтому Федиппид занимался обнаженным. Есть рассказ, в котором говорится, что в прежние времена в Олимпии каждый атлет должен был носить набедренную повязку. Один молодой человек подумал, что он сможет бежать быстрее без одежды, и закрепил свое одеяние так, чтобы оно слетело. Он выиграл забег, но арбитры не знали, можно ли присудить ему победу. В конце концов они согласились, что атлетам одежда не нужна.

К окончанию занятий мальчик становился грязным и потным. Перед тем как снова одеться, он смазывал всего себя оливковым маслом, а потом скребком удалял его с тела вместе с грязью и потом. Конечно, это не так приятно, как мыться под душем, но все-таки достаточно хороший способ привести себя в порядок в жаркой стране, где летом с водой проблемы.

В Афинах проводились и местные атлетические встречи, а потому и у Федиппида скоро появилась возможность принять участие в соревнованиях мальчиков, которые устраивали в честь Тесея. Он должен был выиграть эти состязания, и, когда занятия в школе заканчивались, он шел тренироваться с молодыми мужчинами. Каждый в Афинах знал, каким хорошим он был бегуном, и страстно желал ему победы.

В Афинах через каждые несколько лет устраивали соревнования в честь богини Афины.

Одиннадцать месяцев пролетели незаметно, и все атлеты теперь должны были собраться в Элисе, чтобы провести там последний месяц. Их сопровождали тренеры вместе со слугами, которые несли продовольствие и все необходимое. Афины были большим городом, и, несомненно, в нем проживало достаточно много молодых людей. Город гордился тем, что мог выставить команду веселых, хорошо экипированных атлетов, которая устраивала настоящие представления, проходя через города по пути в Олимпию.

Пока Федиппид заканчивал последние тренировки в Элисе и знакомился со своими молодыми соперниками, гонцы по всем городам возвещали о священном перемирии. Это означало, что, если где-то шла война, а это случалось довольно часто, ее должны были прекратить, чтобы люди смогли поехать на великие игры и затем вернуться домой. В Древней Греции перемирие достигалось безоговорочно, но позже иногда нарушалось, так как греки стали меньше бояться, что на них за это падет проклятие Зевса.

Наконец великий день наступал, и самые знатные жители Элиса торжественной процессией повели атлетов к Олимпии, где проводились игры. Это было открытое поле, только более ровное, чем остальные окрестные поля, узкое и длинное, и народ толпился по краям, наблюдая за событиями. Рядом с другими строениями находился прекрасный дворец Зевса. Вокруг располагался рынок со всевозможными товарами, ведь Олимпия была еще и большим торговым центром.

Громадные толпы людей собирались посмотреть игры. В теплую августовскую погоду можно было спать и под открытым небом, многие брали с собой еду. На рынке можно было купить много разных товаров, среди которых встречались и полезные, и странные, и дорогие. Было любопытно наблюдать за происходящим вокруг. Поэт мог читать свои стихи окружающим. Для него это был способ добиться известности, а у окрестных жителей, возможно, единственный шанс услышать его стихи. Образованный человек мог читать лекцию о том, что мир состоит из атомов, или о том, как лечить лихорадку, или о традициях египтян. Люди собирались толпой, чтобы послушать, ведь греков всегда интересовали новые идеи. А те, у кого не было настроения слушать такие лекции, могли посмотреть на акробатов и жонглеров. Люди встречались здесь со своими друзьями, которых не видели в течение нескольких лет. Казалось, все собирались на этих играх.

Пока все это происходило, Федиппид и его друзья приносили жертву богам. Никто ни на миг не забывал, что Олимпия не только место встречи атлетов. Они собирались восславить Зевса, в жертву которому каждый молодой человек убивал животное, внутренности которого сжигались на алтаре, а мясо шло на праздничный стол их друзьям, так как самим атлетам по правилам их тренировок есть его не позволялось. За молитвами, жертвоприношениями, праздничным столом проходил праздник Зевса. Ярмарочные зрелища поднимали людям настроение.

Следующие три дня посвящались спортивным состязаниям, а в последний день награждали победителей. Федиппид одержал победу и стал самым знаменитым бегуном в Греции. В пятый, последний, день он получил награду, которая представляла собой ленточку, чтобы стягивать волосы, и венок из оливковых веток. Афиняне бурно аплодировали ему. Вероятно, был нанят знаменитый скульптор, чтобы изготовить его статую и установить в Олимпии.

Афиняне с триумфом отправились в родной город, и в центре толпы был Федиппид. Когда он возвратился домой, главные государственные мужи вышли его встречать. Они повели его в храм богини Афины, где он оставил свой оливковый венок. Подарки посыпались со всех сторон. Его наградили денежным призом. Теперь слава и почет были обеспечены ему на всю жизнь, ведь своей победой Федиппид прославил родной город.

Современные Олимпийские игры сохранили идею великих игр Древней Греции, когда война уступала место спорту хотя бы на короткое время. Современные виды спорта более многообразны, но мы стараемся сохранить те же традиции. Однако есть одно большое различие. Как по-вашему, существовали женские соревнования в Олимпии? Никогда! Греческие женщины выходили замуж в четырнадцать лет и после этого редко покидали стены дома. В Древней Греции, если вы хотели наслаждаться забавами и приключениями, вам следовало родиться мальчиком.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Первые Олимпийские игры

Спорт, часто понимающийся греками как соревнования, имел такое социальное значение, что самые первые, точно датированные записи, относящиеся к 776 г. до н. э. содержат не воспоминания о битве или политическом событии, а имя первого победителя Олимпийских игр. Именно в 776 году до н.э. и были проведены первые Олимпийские игры.

Спорт был для греков одной из фундаментальных составляющих обучения. Однако спортивные соревнования имели и важное религиозное значение; состязания проводились на похоронах значимых людей и были одним из способов почтить умершего. Весьма вероятно, что игры стал и проводиться в память о героях, чью смерть оплакивали все, как гибель Эномая в Олимпии. В историческую эпоху погребальное значение соревнований сошло на нет, на передний план выдвинулась их зрелищность, теперь их устраивали, чтобы порадовать богов. Со временем некоторые из культовых мест проведения состязаний, в частности Олимпия, по политическим и религиозным причинам начали приобретать большое значение, так что пришлось разрешить участвовать в соревнованиях сначала жителям соседних городов, потом смежных регионов.

Игры приобрели такое значение, что на время их проведения даже прекращались войны. О количестве людей, посещавших игры, говоритразмер Олимпийского стадиона – его трибуны вмещали в себя до 40 тысяч зрителей, а на беговой дорожке могло бежать одновременно 20 человек.

Соревнования длились пять дней, из которых часть времени посвящалась непосредственно спортивным состязаниям, а другая часть отводилась жертвоприношениям, пирам и прочим религиозным обрядам.

В состязаниях могли участвовать только эллины-граждане. Неграждане и варвары могли быть только зрителями. Впрочем, после присоединения к Риму, исключение сделали для римлян, что, впрочем, и не удивительно. Женщин, даже в качестве зрителей, на праздничные состязания не допускали.

Первым, и вначале единственным, видом состязаний Олимпийских игр был бег – бежали на дистанцию 192 метра (одна олимпийская стадия). Начиная с 14-х игр появилось новое состязание – двойной бег. В данном состязании бегуны бежали уже две стадии – 384 м. В дальнейшем появился долгий бег (с 15-х игр) на дистанцию от 7 до 24 стадий.

Начиная с 65-й Олимпиады в состав соревнований был включен бег гоплитов – бегуны соревновались в полном снаряжении тяжеловооруженного пехотинца. Кстати, это единственный вид соревнований Олимпийских игр, в котором спортсмены прикрывали свою наготу.

Кроме бега спортсмены состязались в кулачном бою (добавлен на 23-й Олимпиаде), панкратионе, или рукопашном бою (добавлен на 33-й Олимпиаде), борьбе (добавлена на 18- Олимпиаде) и пентатлоне, или пятиборье (добавлено на 18-й Олимпиаде).

Важной частью соревнований были конные состязания. Особенно популярны были гонки квадриг (с 25-х Олимпийских игр). Победителями в них считались владельцы лошадей, а не возницы. Этот вид спорта был доступен только для высшего общества – богатейшим грекам и представителям царственных семейств, которым было под силу содержать лошадей.

Наградой победителю в играх был венок из дикой оливы и, естественно, всеобщее почитание среди соплеменников – в честь них сочиняли стихи даже воздвигали статуи.

В 394 году Олимпийские игры, как языческие, были запрещены христианским императором Феодосием. На долгие столетие человечество забыло об этих грандиозных состязаниях, спортивные сооружения пришли в упадок, или были уничтожены.

Новую жизнь Олимпийские игры получили в XIX веке – с 1896 года силами энтузиастов были организованы летние Олимпийские игры. Они проводились каждые четыре года. Начиная с 1924 года были учреждены зимние Олимпийские игры, которые, начиная с 1994 года, стали проводиться со сдвигом на два года относительно времени проведения летних игр.

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector