Образ здорового спортивного человека в античном искусстве | Vasque-Russia.ru

Образ здорового спортивного человека в античном искусстве

Образ здорового спортивного человека в античном искусстве

АНТИЧНЫЙ ИДЕАЛ ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВА

Кириллов Денис Владимирович

Учитель МОУ СОШ № 10, г. Сургут

На основе изучения научной литературы мы определяем идеал физического совершенства как мощный стимул и мотив улучшения здоровья, основанный на гармоничном сочетании физических, эстетических, здоровьеформирующих параметров, отражающих исторически сложившиеся представления о красивом, совершенном теле, личности, индивидуальности и духовности человека.

Представления об идеале физического совершенства на Западе начинают формироваться в античном мире, где существовали традиции ведения здорового образа жизни. Наличие хорошего здоровья являлось основным критерием для обеспечения интеллектуального развития подрастающего поколения. Так, юноши, физически плохо развитые, не имели право на высшее образование. В Древней Греции культ тела возводился в рамки государственных законов, имелась строгая система физического воспитания. Особенность античности в том, что на первом плане находится физический компонент здорового образа жизни, оттесняя духовный на второй план.

В этот период появляются первые концепции здорового образа жизни: «познай самого себя», «заботься о самом себе». Согласно последней концепции, у каждого человека должен быть определённый образ действий, осуществляемый по отношению к самому себе и включающий заботу о самом себе, изменение, преображение себя [3, С. 78].

В Древней Греции человека считали мерой всех вещей и прославляли человеческое тело. Физически красивым называли человека здорового и сильного, пропорционально и гармонично сложенного, владеющего своим телом, с правильными чертами лица. Вместе с тем, идеал физического совершенства не сводился только к атлетическому телосложению и правильным чертам лица. Красота многообразна и очень индивидуальна.

Физическое развитие рассматривалось в единстве с нравственным и умственным. Отпечаток нравственной и умственной красоты проявляется во внешнем облике человека. Жизнь ума и сердца отражается в выражении лица, глаз, осанке, жестах, манере себя держать. Внутренняя красота может быть скрыта, но людям с развитым эстетическим вкусом, художникам, писателям удаётся открыть её в неповторимых индивидуальных чертах характера.

Платон, задумываясь над человеческой красотой, подчёркивал её связь со здоровьем. Он считал, что первое благо человека – здоровье, второе – красота. Красота в чистом виде не существует, она связана с высокой нравственностью. Мужественность, благородство, отзывчивость – всё это отражается во внешнем облике и поведении человека. Поэтому от физического развития, умения владеть своим телом, мимикой лица, жестами во многом зависит то, как человек будет понят и оценен окружающими людьми [7, С. 3].

Идеал физического совершенства в понимании Платона соотносится с понятием «калокагатия» – характеристикой благородного, прекрасного и совершенного человека (калокагата). Для философа калокагатия – идеал гармонического сочетания физических и духовных способностей человека, естественно дополняемых его богатством и благородством души. Калокагат должен был всецело стремиться к осуществлению коллективных чаяний полиса [2, С. 31; 4, С. 58; 5, С. 17-19; 6, С. 196; 8, С. 135].

Образование античности было ориентировано на воспитание достойных граждан, участвующих в общественной жизни, государственных деятелей, полководцев, войнов. В обучении стремились воспитать гражданина, совершенного физически и нравственно в соответствии с идеалом гармонического развития. Физическое совершенство оттачивалось в спортивных состязаниях, являвшихся высшим проявлением состязательности, стремления к первенству, победе над соперниками [5, С. 18-19].

Атлеты отражали с одной стороны силу и мощь родного города, а с другой – общеэллинский идеал всестороннего развития и физического совершенства личности. В работах античных мастеров запечатлён эталон человека – победитель Олимпийских игр, обладающий неимоверной физической силой. Эти произведения искусства остаются идеалом красоты и сегодня, претерпев некоторые изменения [1, С. 7 – 9; 4, С. 55; 6, С. 32].

За долгую и напряжённую подготовку, испытания в состязаниях, победителю в Олимпии вручали венок из оливковой ветви. Это был символ спортивной борьбы. Почести и слава приходили к победителю как знак благодарности и любви соотечественников, то есть являлись результатом общественного признания. Почтенное отношение к олимпионикам подтверждается, во-первых, тем, что имена соотечественников, ставших победителями Олимпийских и других состязаний, увековечивались в гимназиях и храмах, вёлся учёт достижений, на их примере воспитывалась молодежь, а некоторых почитали наравне с богами. Во-вторых, Олимпийские игры влияли на развитие греческой культуры, где сложился культ прекрасного обнажённого тела. Атлеты тренировались и состязались обнажёнными. Стыд наготы считался признаком варварства. Греки почитали загорелое, тренированное обнажённое тело, оно было выражением высокого уровня культуры. Кроме того, во время Игр съезжались выдающиеся философы, которые формировали национальное самосознание греков. Это было сознание высокой общественной цивилизации, духовной и физической культуры, сознание превосходства над рабами и варварскими народами. Поэтому Олимпийские игры выполняли религиозную, культурную, воспитательную, экономическую, политическую и зрелищную функции [1, С. 12, 196; 4, С. 60-70].

Интересны взгляды Аристотеля, Демокрита и Гиппократа. Аристотель утверждал, что человеческая душа самая сложная. Она обладает всеми функциями растительной и животной души и, кроме того, специфически человеческими функциями: умом, мышлением, рассуждением. По его представлениям, часто душа ничего не испытывает без тела и не действует без него, например, при гневе, отваге, желании, других ощущениях, состояние души имеет свою основу в материи. Демокрит был долгожителем и прожил более ста лет. Согласно его учению «Об евтимии», хорошим состоянием духа считается спокойное, ровное настроение, которое устанавливается вследствие равномерного движения атомов человеческой души. Целью жизни он считал счастье, которое не сводится только к телесным наслаждениям. Демокрит признавал человека природным существом с естественным стремлением к удовольствию и естественным инстинктом, который велит ему избегать неудовольстий и огорчений. Человек имеет право на счастье. Однако чувства удовольствия и неудовольствия – граница между тем, что родственно нашему духу и неродственно. Счастье таится в нормальном состоянии души и тела: это не только евтимия, но и внутренняя устойчивость, гармония, размеренность и безмятежность, которая не означает бездеятельность и неустрашимость. Именно разум и знания помогают человеку соблюсти меру, как важнейшее условие счастья. Демокрит требовал воздержанности и умеренности во всех сферах личной жизни, ибо мужественен тот, кто сильнее своих страстей. Он утверждал, что стремления тела естественны, тело не требует лишнего, а вот душа часто стремится к недостижимому и не полезному в природе: она и разжигает страсти тела, изнуряет и терзает его, увлекая без необходимости на неподобающие действия. Гиппократ в трактате «О здоровом образе жизни» рассматривает здоровье, как некую гармонию, к которой следует стремиться путём соблюдения ряда профилактических мероприятий, акцентируя внимание на физическом здоровье человека [3, С. 77-78].

Специфика античного искусства заключается в том, что оно отразило целесообразность пропорций человеческого тела. Это позволяет характеризовать идеал физического развития в Древней Греции как непротиворечивый: эстетический и физиологический аспекты сближаются до полного совпадения. Наследие античности составляет базу формирования современных представлений о красоте человеческого тела.

Изложенное позволяет сказать, что идеал физического совершенства античности – олимпионик, обладающий исключительными физическими данными и чертами полисного человека.

Список литературы:

1.Базунов Б.А. Кумиры стадионов Эллады [Текст] / Б.А. Базунов. – М.: Советский спорт, 2004. – 448с.

2.Васильева О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. – М.: Академия, 2001. – 352с.

3.Васильева О.С. Историко-культурный анализ понятия «здоровый образ жизни» и современные представления о нём студенческой молодёжи [Текст] / О.С. Васильева, Д.З. Хозина // Психология в вузе.-2005.-№ 1.-С. 76-84.

4.Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта [Текст]: пер. с венгерского / Л. Кун; ред. В.В. Столбов. – М.: Радуга, 1982.-400с.

5.Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б.М. Бим-Бад, М.М. Безруких, В.А. Болотов и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528с.

6.Философский энциклопедический словарь [Текст]. – М.: ИНФРА – М., 1997. – 576с.

7.Шенделева С.В. Здоровье и здоровый образ жизни как культурологическая ценность в истории педагогики [Текст] / С.В. Шенделева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.-2007.-№ 5.-С. 2-4.

8.Эстетика: словарь [Текст] / А.А. Беляев. – М.: Политиздат, 1989. – 447с.

Искусство античности – скульптура, живопись, мозаика

В Древней Греции люди чрезвычайно ценили красоту. Особенно греки предпочитали скульптуру. Однако очень многие шедевры великих скульпторов погибли и не дошли до нашего времени. Например, Дискобол скульптора Мирона, Дорифор Поликлета, «Афродита Книдская» Праксителя, Лаокоон скульптора Агесандра. Все эти скульптуры погибли, и тем не менее. мы их прекрасно знаем. Как же могли сохраниться исчезнувшие скульптуры? Только благодаря многочисленным копиям, которые находились в домах богатых древних коллекционеров и украшали внутренние дворики, галереи и залы греков и римлян.


Дорифор


Афродита Книдская

Дорифор – «Копьеносец» на многие столетия стал образцом мужской красоты. А «Афродита Книдская» — одна из самых известных обнаженных женских скульптур Древней Греции — стала образцом красоты женской. Чтобы полюбоваться Афродитой, древние греки приезжали из других городов и, увидев, как она прекрасна, заказывали безвестным скульпторам сделать точно такую же копию, чтобы поставить Афродиту на городской площади или же во внутреннем дворике своего богатого жилища.


Дискобол

Дискобол — утраченная бронзовая статуя атлета, который собирается бросить диск, создан был Мироном около V века до н. э. — это первая в искусстве Греции попытка изваять человека в движении, и попытка более чем удачная. Молодой атлет застыл на долю секунды, а в следующее мгновение он начнет раскручиваться, чтобы изо всех сил швырнуть диск.

Лаокоон — скульптурная группа страдающих людей, которая показана в мучительной борьбе. Лаокоон — это был жрец, который предупреждал жителей города Трои — троянцев — о том, что город может быть сражен благодаря деревянному коню. За это бог морей Посейдон послал из моря двух змей, и они задушили Лаокоона и его сыновей. Статуя была найдена относительно недавно, в XVII веке. А великий скульптор эпохи Возрождения Микеланджело говорил, что Лаокоон — это лучшая статуя в мире. Если бы в древности не было любителей и собирателей образцов прекрасной скульптуры, современное человечество не знало бы и этого шедевра.


Герма Перикла

До нас дошли также многочисленные римские и греческие гермы – головы и бюсты людей на подставках. Искусство создания герм берёт своё начало в создании ритуальных столбов поклонения Гермесу, на верхней подставке которых располагалась лепная голова божества торговли, науки и путешествий. По имени Гермеса и столбы стали называться гермами. Такие столбы располагались на перекрёстках дорог, у въезда в город или посёлок или у входа в дом. Считалось, что такое изображение отпугивает злые силы и недобрых духов.

Примерно с IV века до нашей эры гермами стали называть все портретные изображения людей, они стали частью внутренней обстановки дома, а богатые и знатные греки и римляне обзаводились целыми портретными галереями, создавая своего рода выставки семейных герм. Благодаря этой моде и традиции мы знаем, как выглядели многие древние философы, полководцы, императоры, жившие тысячелетия назад.


Помпеи. Настенная роспись. Фреска.


Помпеи. Настенная роспись. Фреска.


Помпеи. Настенная роспись. Фреска.

Древнегреческая живопись до нас практически не дошла, однако сохранившиеся образцы доказывают, что эллинское искуство достигло высот как реалистической, так и символической живописи. Трагедия засыпанного пеплом Везувия города Помпеи сохранила до нынешнего времени блестящие картины, которыми были покрыты все стены общественных и жилых помещений, в том числе и дома в бедных кварталах. Настенные фрески посвящались самым разным сюжетам, в живописном мастерстве художники античности достигли совершенства, и лишь спустя века этот путь повторили мастера Ренессанса.

Историки свидетельствуют, что в Древней Греции при Афинском храме была пристройка, которую называли Пинакотека, и там хранились древнегреческие картины. Древнее предание гласит, как появилась первая картина. Одна греческая девушка очень не хотела расставаться со своим возлюбленным, который должен был идти на войну. Во время их ночного свидания была полная луна. На белой стене появилась тень юноши. Девушка взяла кусочек угля и обвела его тень. Это свидание оказалось последним. Юноша погиб. Но осталась на стене его тень, и эта теневая картина ещё долго хранилась в одном из храмов города Коринфа.

Многие картины древних греков создавались по принципу заполнения силуэта – сначала на картине рисовался контур фигуры, почти так же, как сказано в легенде, и лишь потом контур начинали раскрашивать. Красок поначалу у древних греков было всего четыре — белая, черная, красная и желтая. Они основывались на цветных минералах и замешивались на яичном желтке или на растопленном воске, разводились водой. Дальние фигуры на картине могли быть больше передних, древние греки использовали как прямую, так и обратную перспективу. Картины писались на досках или на сырой штукатурке.


Древнегреческая ваза.


Древнегреческая ваза.


Древнегреческая ваза.

Изобразительное искусство проникло и в прикладные области. Разрисованные греческие сосуды, амфоры и вазы хранятся во многих музеях мира и доносят до нас красоту повседневности, свойственную античным цивилизациям.

Особым античным искусством, донесшим до нас всю красоту древней живописи, является мозаика – колоссальные картины, выложенные из кусочков цветных камней и, в поздние периоды, стекла, создавались по живописным эскизам и оказались своего рода вечным искусством. Мозаиками украшали полы, стены, фасады домов, они играли и эстетическую, и практическую роль в создании гармоничной и красивой среды обитания.

Эпоха античности стала расцветом искусства создания красоты и гармонии в любых проявлениях. Упадок и забытие античной культуры привели к возврату человечества к философиям негативизма и торжества нелепых предрассудков. Утрата эстетики любования прекрасным, отрицание природной красоты человеческого тела, разрушение античных храмов и произведений искусства стали наиболее заметным следствием крушения античного мира. Понадобились века, чтобы идеалы античности вернулись и начали творчески переосмысливаться художниками Ренессанса, а затем и мастерами Нового времени.

8 Образ человека в культуре Древнего Рима

В VI в. до н.э., когда Греция стала ведущей силой в восточном и западном Средиземноморье, выдвинулась активная новая сила на Апеннинском полуострове – молодое римское государство, сформировавшееся в процессе борьбы. Существует мнение о том, что римская культура вторична по отношению к греческой, что римляне не создали ничего значительного, поскольку они следовали греческим образцам в разных сферах культурной практики.

Действительно, греки оказали сильное влияние на Рим в разных сферах культуры. Но, во-первых, римляне отбирали то, что соответствовало их ценностям, воплощенным в том числе и в “римском мифе”, ставящем Рим, римские культурные традиции выше других народов. Во-вторых, они перерабатывали инокультурные элементы по-своему, в соответствии с римскими традициями, внося немало специфического. В-третьих, культура Древнего Рима – это явление сложное и многообразное, отличающееся пестротой форм, направлений, что имеет историко-культурные корни. На территории современной Италии жили разные народы индоевропейского происхождения: латины, оски, умбры, сабины, а также этруски (с неясной языковой принадлежностью). Все они также, особенно этруски, внесли свою лепту в формирование культуры Рима.

Скульптура Рима складывалась также вод воздействием традиций разных народов, особенно греков, этрусков, по-своему переплавляя их. (Например, обычай этрусков сохранять слепки лиц умерших предков мог повлиять на развитие скульптурных портретов). Ввозились из покоренных стран ценности, статуи, прежде всего из Греции. Но римские ваятели внесли свой, своеобразный вклад в скульптуру. В Риме наибольшее распространение получили скульптура и скульптурный рельеф, в основном исторический. В римской пластике нет установки на воплощение идеала человека, прекрасного и нравственно совершенного, как в Греции. Главная отличительная черта римской скульптуры ее портретность, отличающаяся яркой реалистичностью (например, портрет неизвестного римлянина, скульптурные портреты императоров Нерона, Августа и др.). Ваятель стремился передать облик человека так, как он есть. Скульптурные изображения подчас не просто правдивы, но разоблачительны. Это исторические документы эпохи. Они как бы воспроизводят всю историю Рима с его захватнической политикой, произволом, праздностью и расточительностью римской знати. Римляне превзошли греков в ряде цивилизационно-технических достижений. В скульптуре для этого наиболее подходили величественный стиль Фидия и атлетическая красота статуй Поликлета, греческих скульпторов, на которых стали ориентироваться скульпторы римские. Но они превосходили греков в тонкостях деталей и отделки мраморных статуй. И кроме общей идеализации, в статуях, в частности портретных, сказывалась особенность римской художественной культуры, – нацеленность на выявление портретного сходства с острыми изобразительными характеристиками. Эта особенность видимо связана с римской традицией изготовления “имагинас”, точных скульптурных изображений умерших старших. Римляне создали свой жанр портрета в скульптуре – портретные статуи (традиции этрусков). Это тип статуи “тогатус”, изображающий оратора в тоге, и бюсты, отличавшиеся простотой и правдивостью образа. Скульптурные портреты передают индивидуальность человека с удивительной беспристрастностью, обнажая даже непривлекательные черты изображаемого лица. Здесь и правители, и простой люд. Например, явственно обнаруживается хищность банкира Юкунды, свирепость и подозрительность императора Каракаллы. Величайшим образцом римской скульптуры стала конная статуя Марка Аврелия, голова юного Августа. Его называли философом на троне. Во взгляде, в выражении лица скульптор пытается передать внутреннюю жизнь Августа. Портретная скульптура смыкается с рельефной скульптурой. Ряд триумфальных рельефов украшает Алтарь мира, арку Тита. Изображения на колонне Траяна показывают победоносные войны императора с даками.

К концу империи, правда, и величественность сооружений и реалистичность скульптурных портретов – как бы смазываются. Кризисные явления в жизни вызывают в изобразительном искусстве тяготение к помпезности, эклектичности и повышенной, порой безвкусной, декоративности.

В I-II вв. н.э. в Риме появляется новая прозаическая форма, так называемый “античный роман“, с сатирическим, комическим содержанием, низменно-бытовыми действиями героев и шутками (“Сатирикон” Петрония и “Золотой осел” Апулея). Создателем собственно римского литературного жанра “сатуры” (сатиры) явился Луциллий (180-102гг. до н. э). Это свидетельствует о том, что римская литература нащупывает свои пути развития, приобретает самостоятельность, оригинальность. Сатура (satura) означает блюдо, состоящее из разных плодов. У Луцилия сатура – смешанная литературная форма, соединяющая разные элементы, дидактические и литературно-полемические мотивы.

Сатира, причем порой очень злая, получила в Риме значительное развитие. Популярно-этические рассуждения с критикой современных нравов, осуждение пороков современного ему общества (клятвопреступления, жадность, стремление к роскоши и пр) с целью исправления нравов способствовали возникновению нового жанра – классической стихотворной сатиры (Гораций, Персий, Ювенал). Сатира выявляет наиболее темные стороны жизни “О, заботы людей, о, сколько в делах их пустого”.

Римская поэзия достигла своих высот в так называемый “век Августа”, “золотой век” римской литературы. Восхвалением старины и Августа проникнуто творчество лучших лирических поэтов: Вергилия, Горация, Овидия, Тибулла. Выход на первый план лирики не случаен. В эпоху кризиса республиканских идеалов и эталонов, ценностей гражданской общины наибольшую значимость приобретает личность, освобождающаяся от связей с коллективом, ее индивидуальные особенности, идеалы.

Бюст Филиппа Аравитянина.Мрамор. Ок. 245 г.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

В залах посвященных искусству Древнего Рима, наибольшее впечатление оставляют скульптурные портреты. В этой области искусства римляне сказали новое слово – безвестные ваятели с большой реалистической силой передали в мраморе образы своих современников – государственных деятелей, философов, полководцев. Лицо императора Филиппа Аравитянина, экспансивный Цицерон, утонченная и властная Герения Этрусцилла.

Цицерон

Лучшим в наследии римской скульптуры был портрет. Как самостоятельный вид творчества он прослеживался с начала I века до н. э. Римляне явились авторами нового понимания этого жанра. Они, в отличие от греческих скульпторов, пристально и зорко изучали лицо конкретного человека с его неповторимыми чертами. В портретном жанре наиболее ярко проявился самобытный реализм римских ваятелей, наблюдательность и умение обобщить наблюдения в определенной художественной форме. Римские портреты исторически зафиксировали изменения внешнего облика людей, их нравов и идеалов.

Идеалом эпохи был мудрый и волевой римлянин Катон — человек практического склада ума, хранитель строгих нравов. Примером подобного образа служит остро индивидуальный портрет римлянина с худым асимметричным лицом, с напряженным взором и скептической улыбкой. Гражданские идеалы республиканской поры воплощены в монументальных портретах в рост — статуях Тогатуса («Облаченный в тогу»), обычно изображенного стоящим прямо, в позе оратора. Известная статуя «Оратор» (начало I века до н.э.) изображает римского или этрусского магистра в момент обращения с речью к согражданам.

В Эрмитаже собрано около 120 римских портретов – это одна из самых замечательных коллекций в мире. К римским портретам по силе выразительности близка золотая маска III века н. э. найденная в царском погребении под Керчью в 1830-х годах. Она, по-видимому, является портретным изображением боспорского царя Рискупорида.

После знакомства с коллекциями отдела античного мира целесообразно посетить Особую кладовую, где хранится знаменитая коллекция древнегреческих изделий, в основном происходящих из античных городов Северного Причерноморья.

Погребальная маска II – III века н.э.

Погребальная маска II – III века н.э.

Наряду с портретными бюстами и статуями, широкое распространение получили портреты на монетах, камеяхи т. п., отчасти живописные портреты. Искусство чеканки было так развито, что по профилям на монетах (сопровождаемых надписями) современные исследователи опознают безымянные мраморные головы. Ранние образцы станковой портретной живописи представляютфаюмские портреты(территория эллинистического Египта, I—IV вв. н. э.), исполнявшие функциюпогребальных масок. Во многом связанные с традициями древневосточного портрета и с религиозно-магическими представлениями, вместе с тем они создавались под воздействием античного искусства, непосредственно с натуры, несли в себе ярко выраженное сходство с конкретным человеком, а в поздних образцах — специфическую духовность.

Герения Этрусцилла

Образ человека в культуре Древней Греции

И античные философы, и потомки бунтаря Авраама уже осознали неповторимость каждой рожденной на свет человеческой души. Античный человек, обретший индивидуальность, но не обретший бессмертия (3) мучительно переживал разлад двух своих ипостасей – природно-родовой и личностно-индивидуальной. Природную родовую сущность человека поддерживал каждодневный труд занятых в домашнем хозяйстве рабов и женщин, осуществляющих продолжение рода. Работа по обеспечению физического, животного существования считалась необходимой, но не достаточной для свободного человека, она не давала ему возможности проявить свою личность – то, что отличает человека от животного. «Человек – животное политическое»,- писал Аристотель, понимая под этим, что истинно человеческое, личностное, а не родовое, проявляет себя только в специально огранизованном сообществе – в полисе, который переживая отдельных людей, сохраняет традиции и память и в некотором смысле так же бессмертен как боги. Свободный человек, ведущий достойную деятельность на агоре греческого полиса, не мог смириться с мыслью, что его личность исчезнет бесследно. Зависть к бессмертным богам не была поэтической метафорой – это было повседневное чувство каждого свободного человека. Проф. Лосев (4) описывает этот феномен как переход от мифологической и эпосо-героической эпохи, когда человек был неразрывно связан со своим родом и, через него, со всем мирозданием к эпохе классического греческого полиса, когда свободные индивиды осозанно объединялись в полисе для «лучшей жизни», то есть жизни общественно-политической.

Яркой чертой греческой культуры является антропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор провозгласил знаменитый тезис: “человек есть мера все вещей”. И хотя Протагор был софистом и имел в виду, прежде всего право каждого гражданина на отстаивание своей точки зрения, но девиз этот можно рассматривать и более широко, применительно к оценке роли человека в мироздании как таковом.

Для греков человек был олицетворением всего сущего, прообразом всего созданного и создаваемого. Вот почему человеческий облик, представленный самым прекрасным образом, стал эстетической нормой для Древней Греции, был не только преобладающей, но почти единственной темой классического искусства.

Назначение культуры у древних греков – содействие гармоническому развитию, духовному и физическому, умственному и профессионально-трудовому (искусство, мастерство) человека, политическому и нравственно-духовному – гражданина.

Именно такой человек был главным объектом и смыслом культуры. Если герой египетской, месопотамской или индийской культуры сильный своей загадочностью, сверхъестественностью, связью с небом и его стихийными силами, то герой культуры Древней Греции – реальный человек.

В Древней Греции большое значение придавалось формам человеческого тела, существовал культ тела. Представление о красоте человека, прежде всего, ассоциировалось с его положительными нравственными качествами. Прекрасный мужчина был олицетворением мужества, разумной силы и сосредоточенности; прекрасный юноша – символом ловкости, очарования и различных других добродетелей, свойственных его возрасту. Внешний облик человека как бы символизировал определенный уровень его внутреннего мира. В мире, где гармоничность тела понималась как выражение гармонии духа, безобразное означало недостаток разума, благородства, силы, характера, выступало как отрицание позитивных ценностей. Древние греки пытались через тело человека и благодаря ему, воспитывать в себе соответственно гармонические духовные качества, усматривая в нем наличие чувства и ума в их взаимном единстве и противоречии [7].

В античной Греции процветали различные виды искусства, включая пространственные: архитектура, скульптура, вазопись. Основные характеристики искусства Древней Греции: гармония, уравновешенность, упорядоченность, успокоенность, красота форм, пропорциональность. Оно глубоко гуманистично, ибо рассматривает человека как “центр Вселенной и меру всех вещей”. Искусство носит идеалистический характер, так как представляет человека в его физическом и моральном совершенстве. Образ человека в искусстве Древней Греции – это кристально ясная, очищенная от случайностей концентрация прекрасных духовных и физических качеств реального человека.

Изменчивость и движение как основы художественного образа, быстрая смена видений, стремление запечатлеть мгновенность – вот то новое, что дало миру искусство Крита [8].

В гомеровский период благодаря преемственности традиций на высоком уровне остается гончарное ремесло. В IX-VIII вв. до н.э. складывается так называемый геометрический стиль в вазописи. Среди геометрических рисунков появляются изображения зверей и людей. Их фигурки сведены к условной схеме, к плоскому, четкому силуэту, подчиненному общему ритму геометрического орнамента. Изображение предельно плоскостное, условное, с головами и ногами в профиль, а верхней частью торса – в фас, как в египетском искусстве [4].

Период архаики VII-VI века до н.э. – время сложения и укрепления античных рабовладельческих городов-государств, греческих полисов. В этот период развитие скульптуры определялось эстетическими запросами общества. Частые вооруженные столкновения народов друг с другом требовали от воинов большой физической силы. С юных лет греки занимались гимнастическими упражнениями, которые развивали крепость тела и стойкость духа. Древние эллины были уверены, что физическая красота свидетельствует о не менее красивом духе. Становлению такого мировоззрения во многом способствовали Олимпийские игры, победителей которых считали равными богам. Победители олимпийских игр всенародно прославлялись, в их честь воздвигались статуи.

Лица куросов и кор не индивидуализировались, а обобщались. В мужских фигурах подчеркнуты статикой позы сдержанность, мужество, сила. Сдержанность, благородство при подчеркнутой женственности, нежности мы наблюдаем в образах кор. Все это выражало нравственный идеал греков в период архаики, а в искусстве той эпохи эстетический и этический идеалы сливались.

Главной задачей искусства V в. до н.э. было правдивое изображение человека, сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил – победителя в персидских войнах, свободного гражданина полиса, в котором нравственная красота неотделима от физической. И в этом смысле искусство греков V-IV в. до н.э. справедливо стали называть классикой, оно явилось образцом для подражания.

В это время достигает расцвета реалистическая скульптура, выполнявшаяся в основном из мрамора, который, как и в архаическую эпоху, раскрашивали, и бронзы. Монументальность, стремление к гармонии, пропорциональности, созданию идеальных образов богов и людей отличают творчество великих скульпторов V в. до н.э.: Фидия (середина V в. до н. э) – статуи “Афина – воительница”, “Афина-Парфеносо для Парфенона в Афинах, “Зевс” – для храма в Олимпии; Мирона (V в. до н. э) – знаменитый “Дискобол”, Поликлета (2-я пол. V в. до н. э) – статуя “Гера”, выполненная из золота и слоновой кости, “Дорифор” “Копьеносец”, “Раненая амазонка”. (Скульптура Поликлета “Дорифор” настолько поразила современников гармонней пропорций, что была признана каноном идеального телосложения). В сохранившихся фрагментах сочинения “Канон” Поликлет вывел цифровой закон идеальных пропорциональных соотношений человеческого тела [8].

Эпоха кризиса полиса. Первые признаки кризиса полиса проявились уже в годы Пелопоннесской войны (431-404 до н.э.) между Афинами и Спартой за господство в Греции.

Кризис полисной идеологии оказал большое влияние на развитие греческой скульптуры. Восхищение доблестями прекрасного и благородного гражданина, которого изображали мастера V в. до н.э., сменилось интересом к человеческой личности. В скульптуре на смену мужественности и суровости образов строгой классики приходит интерес к душевному миру человека, и в пластике находит отражение более сложная и менее прямолинейная его характеристика.

Наиболее прославленные скульпторы IV в. до н.э. – Пракситель (2-я треть IV в. до н.э.), Скопас (W в. до н.э.), Лисина (2-я пол. IV в. до н.э.). Изображая богов, воплощающих идеальную красоту, Пракситель насыщает их чисто человеческими настроениями самых различных оттенков (“Афродита Книдская”, Аполлон, убивающий ящерицу”, “Отдыхающий Гермес” и др.). Так, в единственной дошедшей до нас в подлиннике скульптора Праксителя мраморной статуе Гермеса (покровителя торговли и путешественников, а также вестника, “курьера” богов; статуя исполнена около 330 г. до н.э. и была найдена в ХIX в. в Олимпии) мастер изобразил прекрасного юношу, небрежно облокотившегося на пень, в состоянии покоя и безмятежности. Задумчиво и нежно он глядит на младенца Диониса, которого держит на руках. На смену мужественной красоте атлета V в. до н.э. приходит красота несколько женственная, изящная, но и более одухотворенная. Особой славой пользовалась другая скульптура Праксителя – статуя Афродиты Книдской. Это было первое в греческом искусстве изображение обнаженной женской фигуры. Статуя стояла на берегу полуострова Книд, и современники писали о настоящих паломничествах сюда, чтобы полюбоваться красотой богини, готовящейся войти в воду и сбросившей одежды на стоящую рядом вазу.

В отличие от Праксителя, изображающего легкие, приятные человеку эмоции, Скопас продолжил традиции высокой классики, создавая образы монументально-героические. Но от образов V в. их отличает драматическое напряжение всех духовных сил (“Геракл”, “Вакханка” и др.) [4].

Переосмыслив канон изображения человека, созданный в V в. до н.э. Поликлетом, Лисипп делал тела людей с более легкими, удлиненными пропорциями. Он стремился создавать жизненно достоверные статуи. Лисипп стремился их сделать более жизненными, не идеально совершенными, а характерно-выразительными. В портретных бюстах Сократа, Александра Македонского он выразил сложную внутреннюю жизнь человека [8].

В эпоху эллинизма (III в. до н.э. и последние десятилетия I в. до н. э) искусство характеризуется исключительно интенсивным развитием всех художественных форм, связанных и с греческими, и с “варварскими” принципами культуры, с развитием науки, техники, философии, религии, с расширением кругозора. Это объясняется и обширными военными походами, и торговыми контактами, и научными путешествиями того времени. Границы, на которых существовал гражданин полиса, и которые формировали его мировоззрение, снимаются, и возникает неведомое ранее “чувство мировых просторов”. Этот сложный мир, лишенный привычной гармония, был новым. Его необходимо было понять, а значит, и выразить в художественных формах средствами искусства.

В эпоху эллинизма продолжают развиваться тенденции, наметившиеся в греческой скульптуре IV в. до н.э. Проявляется повышенный интерес к личности, ее эмоциям, характерные черты скульптуры этого времени – динамичность, выразительность. Активно развивается жанровое направление, появляются новые школы – в Пергаме, на Родосе, в Александрии. В этот период были созданы всемирно известные рельефы пергамского алтаря Зевса, скульптуры “Афродита Мелосская”, “Ника Самофракийская”, скульптурные группы “Лаокоон”, “Фарнезский бык”, скульптурный портрет Демосфена. Одним из семи чудес света считался не дошедший до нас Родосский Колосс – бронзовая статуя бога солнца Гелиоса, достигавшая в высоту 37 м.

На острове Самофракия была поставлена статуя богини победы Нике в честь победы родосского флота над врагами. Воздвигнутая на пьедестале, напоминающем нос корабля, фигура Нике органически вписывалась в ландшафт со скалой, обрывающейся в море. Развевающийся хитон, мощные отведенные назад крылья, могучее тело, устремленное вперед, придают ей нечто титаническое, неудержимо стремительное, страстное, создают победный, ликующий, торжественный образ.

Нередко скульпторы обращались и к классическим образцам. Примером этого может служить статуя Афродиты с острова Мелос (скульптор Агесандр; 120 г. до н. э), известная более в римском названии как Венера Милосская. В многочисленных изображениях Афродиты, созданных в эллинистическую эпоху, всегда подчеркивалось только чувственное начало. Образ же Афродиты с острова Мелос полон высокой нравственной силы, что говорит о глубоком понимании мастером идеалов высокой классики.

Большой шаг вперед делает эллинистический скульптурный портрет, в котором вполне отчетливо стремление не столько к передаче характерных особенностей внешнего облика модели, сколько к воплощению духовного мира (например, портреты Аристотеля и Менандра).

Искусство эпохи эллинизма более демократично, лишено жестких норм, канонов, более реалистично и гуманистично, ибо человек с его страстями и в реальном обличье стал центром внимания искусства того периода. Полноправным в скульптуре стало бытовое направление, иногда натуралистического толка, характерного, например, для александрийской школы (“Старик, вынимающий занозу из ноги”), иногда более лирическое, поэтичное, как, например, терракотовые статуэтки из Танагры. На смену идеалам высокой гражданственности эллинизм принес иные решения: замечательные по наблюдательности изображения детского тела (“Мальчик с гусем”, скульптор Боэф), сложные образы декоративной скульптуры, связанной с расцветом паркового искусства и строительством загородных вилл (изображение Нила с шестнадцатью детскими фигурками – аллегориями 16 локтей, на которые река поднимается во время разлива, неизвестный мастер) [4].

Древнегреческая литература – древнейшая из европейских литератур, у истоков которой (VIII в. до н.э. находятся “Илиада” и “Одиссея”, приписываемые слепому певцу Гомеру. Литература – еще один росток духовной культуры, выросший из мифологии.

Эллинам первым удалось с помощью поэтического мышления, художественных средств объяснить природу и человека, показать их в многообразии и развитии. Древнегреческая литература полна разнообразных сюжетов о борьбе богов и героев со злом, несправедливостью, стремления к достижению гармонии в жизни. В ней рождается идея единства внешней и внутренней красоты, физического и духовного совершенства личности. Человек смертен, но бессмертна слава героїв

Дата добавления: 2016-07-29 ; просмотров: 1368 | Нарушение авторских прав

Греческий эталон красоты

Понятие красоты в историческом аспекте

Древние греки оценивали женское тело по параметрам, близким к современным. Они считали красоту высшим проявлением щедрости богов – красивый человек, как мужчина, так и женщина, пользовались не меньшей популярностью и почтением, чем знаменитый полководец или государственный деятель. Самые красивые люди составляли особую прослойку в обществе, были многоуважаемыми и почтенными вдохновителями поэтов и творческих людей. Им посвящали стихи, песни, скульпторы ваяли с них статуи.

Со времен Древней Греции сохранилась история создания одной из статуй богини красоты и любви — Афродиты. Оказывается, что Пракситель, один из самых талантливых творцов грациозных скульптур человеческого тела, сделал ее по образу своей возлюбленной. За это его обвинили в святотатстве и вызвали в суд, ведь по законам того времени было запрещено ваять богов с человеческого образа, а тем более – ассоциировать богиню со смертной женщиной. Считалось, что небожители могли разгневаться на человека за подобные оплошности, и в праведном гневе уничтожить всех жителей города.

В качестве защиты скульптор привел в суд свою возлюбленную Фрину. Раздев ее перед всеми присутствующими, Пракситель спросил, почему они не довольны ее телом и считают, что оно не божественное? Убедившись в неотразимости тела Фрины, судьи не смогли навести аргументов и вынуждены были отпустить мастера на свободу.

Понятие красоты у мужчин также было четко определено. Уважалось спортивное, подтянутое тело, ведь греки были большими приверженцами здорового образа жизни. Образцом подражания для них были олимпийские боги – они априори считались идеалом, к которому нужно стремиться. У юношей было принято чисто выбривать лицо, носить длинные волнистые волосы, стянутые обручем или шелковой лентой. По мере взросления, они получали право носить бороду, прическа ставала короче.

Афродита Милосская — эталон женской красоты

Идеалом привлекательност и в период античности считалось абсолютно пропорциональное , спортивное тело. Для женщины большим преимуществом считался высокий рост, развернутые плечи, осиная талия, слегка расширенный таз, вертикальная линия живота (плоский подтянутый живот) и стройные ноги. Очень красивой считалась комбинация светлых волос, голубых глаз, прямого носа с небольшой горбинкой и высокого лба. Именно под такое описание попадает еще одна известная статуя — Афродита Милосская. Она была идеалом красоты и олицетворяла высшее совершенство природы. Статуя изображает стройную женщину с грациозной осанкой. Ее рост составляет 164 см, а объемы груди, талии и бедер соответственно – 86, 69 и 93 см. Большое значение греки уделяли симметричности и пропорциональнос ти лица.

Безупречно красивое лицо условно можно было разделить на три ровные части по линиях бровей и кончика носа. Красивыми считались блондинки с голубыми глазами, волосы у которых собирались в элегантный, низко поставленный пучок.

В поисках идеального эталона красоты греки пытались применить научный подход, который оказался вполне справедливым. Но, помимо этого, изучение безупречности женского тела положило начало для новых понятий и направлений, таких как гармония и эстетика.

Согласно с главными канонами, определяющими представление греков о красоте, привлекательной считалась женщина с прямым носом, большими, широко открытыми глазами, расстояние между которыми должно быть не менее размера одного глаза. Размер глаз умело подчеркивался округлыми дугами бровей. Всё это великолепие обрамлялось ровными линиями носа, подбородка и невысоким лбом. Волосы не обрезались, а укладывались в аккуратную прическу, перевязанную шелковой лентой на затылке. Даже по сегодняшний день этот прием используется в парикмахерском искусстве, и получил название «античного узла».

Учитывая любовь греков к геометрии и математике, все параметры привлекательност и получили точное определение в отношении пропорций. Художники и скульпторы разрабатывали личные каноны и модули, используя их в своих творениях.

Следует отметить, что у древних греков не было принято изображать полностью обнаженное женское тело – это считалось непристойным и унижало достоинство женщины. Большинство скульптур только частично обнажены, и прикрыты элементами оформления, высеченными из камня – имитацией драпировки из ткани, частями одежды и т. п. Афродита Милосская и Афродита Праксителя являются довольно редкими исключениями из этого правила. Для того, чтобы не закрепить за ними репутацию непристойных творений искусства, статуи изображают женщин во время подготовки к купанию – так их авторам удалось избежать общественного осуждения.

Красота на все времена

Женская красота почиталась во все времена всеми народами, но отношение к ней греков всегда было особенным. Именно они придали красоте характер культа. Один греческий мудрец и поэт перед смертью позвал дочерей и дал им жизненное напутствие. Оно гласило, что женщина может быть умной (если ей это нужно), доброй (если захочет), но красивой она обязана быть всегда. Такое жизненное кредо актуально и по сегодняшний день.

Греческий эталон женской красоты во многом схож с современными представлениями о привлекательност и и безупречности женского тела. Во времена Олимпийских богов ценилась естественная красота, и декоративная косметика практически не использовалась. Тело должно было быть подтянутым, стройным и атлетически сложенным, что не менее ценится и сегодня. Конечно же, каждая женщина не обязана быть голубоглазой блондинкой с пропорциями Венеры или Афродиты чтобы представлять из себя эталон красоты. Но женщина должна пытаться жить в гармонии со своим телом, подчеркивая его достоинства.

В древней культуре существовало обособленное понятие для обозначения красоты – калокагатия. Оно выделяло особенное, гармоничное сочетание внешней красоты человека и его нравственных достоинств. Греки считали, что красивый человек по умолчанию не может быть злым или плохим, так как боги награждают привлекательными чертами только достойных.

Культ женской красоты настолько крепко засел в умах людей эпохи античности, что с наступлением христианства, пропагандировавш его скромность и отрешенность от всего телесного, началась жестокая борьба против всех проявлений женственности. Уничтожались прекрасные греческие и римские статуи, сжигались древние книги и свитки. В период буйствования инквизиции, красивая женщина могла легко быть заподозренной в пособничестве с дьяволом. Только с началом Возрождения, культ гармонии и естественности начал возвращаться.

Как сейчас греки представляют себе идеальную женщину?

Современные греки только частично являются потомками древних эллинов, заселявших эту территорию много веков назад. За больше чем два тысячелетия произошло смешение разных народов – на территорию Балканского полуострова прибывало много переселенцев с Востока и северной Африки, что повлекло за собой изменение национального состава. Нынешние греки относятся к народностям южного типа, и отличаются вспыльчивым темпераментом, хорошим чувством юмора и дружелюбностью. В женщинах они ценят, прежде всего, интеллект и умение развеселить мужчину. В отличие от своих соседей из Турции, греки проявляют уважение к женщинам, считают их равными себе.

Греческое отношение к красоте эволюционировало на протяжении многих веков, но всегда во главу угла ставились понятия эстетики и духовной привлекательност и. Женщина и мужчина, по мнению древних философов, являли собой одно целое, и должны гармонично дополнять друг друга во всех отношениях.

Смотрите также

Проблемы греческой энергетики

Монастыри в Метеорах – экскурсия с русскоязычным гидом и короткий рассказ о достопримечательностях

Греческие Метеоры— это неописуемой красоты скальный комплекс в местечке Каламбака. Сегодня шесть греческих православных Монастырей Метеоры по праву занимают место в десятке достопримечательностей Греции. Монастыри получили свое имя от греч. «Метеора»(Μετέωρα), что значит «между небом и землёй», которое великолепно описывает эти величественные сооружения

Остров принадлежит Греции и относится к группе островов Южные Спорады. Карпатос располагается в 47-ми километрах к юго-западу от острова Родос. Примечательным является то, что остров относительно недавно стал туристической достопримечательностью, а,следовательно, максимально сохранил свою самобытность и естественность.

Погребальные обряды в Греции

С древнейших времен греки задумывались о том, что там, «за чертой». Есть ли какая-либо возможность существования человеческой души после смерти телесной? Что происходит с душой, когда она уходит в мир иной? Ответов на эти вопросы человечество не нашло по сей день. Впрочем, от некоторых предположений о существовании загробного мира в древней греческой цивилизации зависели и особенности погребения людей.

Криопиги. Кассандра. Халкидики

Криопиги расположен на полуострове Кассандра в Халкидиках, на расстоянии 90 км от города Салоники. Он построен на склоне зеленого холма с видом на залив Кассандра. Старое название деревни до 20-го века было «Пазаракия», что в переводе на русский язык означает «Рынок».

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector