Нор-Па-де-Кале | Vasque-Russia.ru

Нор-Па-де-Кале

Дороги памяти о Великой войне в Нор–Па-де-Кале

До сегодняшних дней Первая мировая война оставила в Нор-Па-де-Кале обширное и не слишком широко известное наследие. Военные кладбища, памятники и развалины – немые свидетели горя и бед, причинённых этим военным конфликтом.

Совершив ознакомительное путешествие по этому краю, по «Дороге памяти о Великой войне в Нор-Па-де-Кале», можно одновременно лучше понять эти важнейшие страницы европейской и мировой истории и почтить память мужчин и женщин, которые, хотя и были противниками, теперь вместе покоятся в этой земле.

4 дороги памяти о Великой войне в Нор–Па-де-Кале

  • Фронт
  • Манёвренная война и первая немецкая оккупация
  • Побережье, тыловая база союзных армий
  • Реконструкция пострадавших территорий

Конец 1914 года. Надежды на быструю победу исчезают у каждой стороны. Протянувшись от бельгийского побережья до Вогезов, линия фронта распарывает Нор-Па-де-Кале как огромная открытая рана между Фландрией и Пикардией.

Довольно многочисленные военные кладбища, существующие ныне в этом регионе, разнообразием национальной принадлежности лежащих там солдат показывают, до какой степени эта война была всемирным военным конфликтом. Так, в каких-то 20 км от Лилля находятся австралийский Мемориальный парк Фромель и индийский мемориал Нев-Шапель, соседствующий с португальским военным кладбищем Ришбур.

Между Лансом и Аррасом, на холмах Артуа располагаются многие памятные места, воздающие дань уважения французским военным, павшим в ходе наступательных операций в мае и сентябре 1915 года на этом участке фронта. Национальный некрополь Нотр-Дам-де-Лорет в Аблэн-Сен-Назер, где находятся 20 000 отдельных захоронений и ещё 22 000 солдатских тел в оссуариях, остается крупнейшим французским военным кладбищем.

Неподалёку оттуда, в Невиль-Сен-Васт, после войны был создан крупнейший во Франции немецкий некрополь Мэзон-Бланш, куда были перенесены останки более 44 800 тел погибших в боях на этом участке фронта.

При подготовке к сражению при Аррасе, отвлекающему удару, обеспечивающему французское наступление на Шемэн-де-Дам, британская армия организует обширную сеть подземных ходов, часть которых теперь доступна для публичного обозрения: карьер Веллингтона.

9 апреля 1917 года начался штурм. На северном участке канадцы сумели захватить гряду Вими, вписав важную страницу в историю своего народа. В высшей точке этой гряды возвышается один из самых красивых памятников Великой войны: Канадский мемориал Вими. Невдалеке находятся ньюфаундлендский Мемориал Монши-ле-Прё и австралийский Мемориальный парк Бюлькур, а также другие памятные места – свидетели британского наступления на Аррас.

20 ноября 1917 года британская армия выводит на поле боя невиданное оружие – 476 танков для участия в наступлении на Камбре. Мемориал сражения при Камбре в селении Луверваль напоминает о том, что именно здесь была открыта новая страница технической войны.

Манёвренная война и первая немецкая оккупация

В конце августа 1914 года, преодолев территорию Бельгии, на пути к Парижу немецкая армия упирается в крепость Мобёж, её пояс оборонительных укреплений был создан в рамках программы Сере де Ривьера.

Осада продолжается 10 дней, в течение которых форты и доты, в том числе форт Лево, ныне доступный для посещения, подвергаются огню немецкой артиллерии. Капитуляция крепости официально происходит 8 сентября 1914 года.

После поражения в первой битве на Марне и «бега к морю», фронт застывает, и армии зарываются в землю. Манёвренная война становится войной позиционной. Немецкая армия оккупировала занятые территории, в том числе Лилльскую метрополию, бóльшую часть угольного бассейна Нор-Па-де-Кале и южную часть департамента Нор.

Столкновение с новыми порядками, навязанными военной властью, вызывают различные формы сопротивления, на которые немцы отвечают жестокими репрессиями. Стена расстрелянных в Лилле напоминает теперь о казни 22 сентября 1915 года основных членов сети Жаке и юного Леона Трулена несколько недель спустя.

В 1918 году обозначается возврат к манёвренной войне. После немецких весенних наступлений союзные армии под единым командованием маршала Фоша в августе начинают крупное наступление, разрушающее немецкую оборону.

4 ноября с тех пор становится важной памятной датой: у подножия новозеландского Мемориала в городке Кенуа жители ныне воздают дань уважения «войскам папоротникового листа» (символа Новой Зеландии), освободившим городок; на кладбище селения Орс, близ Като-Камбрези, вспоминают главные творения поэта и военного Уилфреда Оуэна, убитого в тот же день 4 ноября 1918 года.

Побережье, тыловая база союзных армий

В 1916 году Генеральный штаб имперской британской армии переезжает в Монтрёй-сюр-Мер, и городок становится сердцем огромной логистической зоны, протянувшейся вдоль побережья Ла-Манша.

Снабжение войск, прибывающих со всех концов Британской империи, происходит через прибрежные порты, такие как Кале и Булонь-сюр-Мер. После подготовки в огромном лагере Этальп солдаты отправляются на разные участки фронта, находящиеся под британским контролем: Фландрия, Артуа и Сомма. Логистические задачи возлагаются на подразделения, состоящие из вольнонаёмных рабочих (Labour Corps – трудовые корпуса) состоящие из египтян, индийцев, коренных южноафриканцев и китайцев. Некоторые из них лежат ныне на военном участке кладбища Сент-Этьен-о-Мон к югу от Булони.

Крупнейшее во Франции кладбище с захоронениями подданных Содружества, Военное кладбище Этапль, также связано с деятельностью многих госпитальных комплексов, которые организованы по побережью для лечения раненых на фронте. Скончавшихся там людей хоронят на близлежащих кладбищах, как это случилось с канадским поэтом Джоном МакКрэ, автором знаменитого стихотворения «In Flanders Fields» («В полях Фландрии»). Он похоронен на кладбище Вимерё.

Восстановление пострадавших территорий

При восстановлении городов, разрушенных войной, выбор делается в соответствии с пожеланиями депутатов и предложениями архитекторов. Аррас возрождает свое богатое историческое наследие путём исторической реконструкции фасадов домов, окружающих его площади, ратуши и колокольни.

Во Фландрии города наподобие Байёля и Армантьера под влиянием архитектора Луи-Мари Кордонье принимают концепцию реконструкции в региональном стиле. По примеру Камбре или Ланса, другие коммуны и города делают выбор в пользу современности, приняв стиль ар-деко. Как видно по фасадам, окружающим его главную площадь Гран’Пляс, в Бетюне удалось найти точное сочетание регионального стиля и ар-деко.

Регионы Франции: Нор-Па-де-Кале

В 22 км к востоку от Камбре лежит маленький город Ле-Като (Le Cateau-Cambresis) – родина Анри Матисса (1869-1954 гг.) и место размещения одной из лучших коллекций его работ, завещанных самим мастером.

А в 60 км к западу находится знаменитый Аррас (Arras) – один из самых симпатичных городов в северной Франции, славящийся фламандскими аркадами в самом центре, огромным собором, аббатством Сен-Васт (XVIII в.), Музеем изящные искусств (город считается одним из признанных центров производства гобеленов) и множеством богатых особняков XVII-XVIII веков.

В 8 км к северу от центра Арраса можно обнаружить музей Де-ла-Тарж – интересное собрание, посвященное мировым войнам (расположенный поблизости хребет Вими был местом ожесточённейших боев в период Первой мировой). Да и в целом весь этот район изобилует следами войны и множеством мемориальных мест, одинаково священных как для французов, так и для англичан, голландцев, южноафриканцев и немцев.

Наиболее информативный из всех музеев, посвященных периоду Первой мировой войны, – Исторический музей Великой войны (открыт с середины января до середины декабря, ежедневно, с 10.00 до 18.00; вход – 7,5 евро), а около Вильер-Бретоннё (Villers-Bretonneux, 6 км восточнее Амьена) возвышается драматически-красивый монумент солдатам австралийского корпуса.

Третий по размерам и товарообороту порт Франции, Дюнкерк (Dunkerque) до сих пор остается крупным промышленным центром, дающим четверть стали страны. После событий Второй мировой, нанесших городу огромный ущерб, реконструкция проводилась в явной спешке, поэтому многие его исторические памятники попросту утеряны. К главным достопримечательностям города относятся недавно отремонтированная высокая средневековая кирпичная колокольня – главный ориентир города, близлежащая церковь Сент-Элуа (XV в.), ратуша (начало XX в.), Музей изящных искусств (открыт ежедневно, кроме четверга, с 10.00 до 12.15 и с 13.45 до 18.00; вход – 4,5 евро), Музей современного искусства (LAAC) с парком скульптуры и ориентированный на детей музей Портуар, иллюстрирующий историю Дюнкерка.

Восточнее города располагается один из лучших курортов северного побережья Франции – Мало-ле-Бен (Malo-les-Bains), славящийся своим длинным пляжем (именно с него эвакуировались союзные войска в ходе операции “Динамо” в 1940 г.), превосходными кондитерскими лавочками и приятным историческим ядром города. В 30 км к юго-востоку от Дюнкерка лежит городок Кассель (Cassel), славящийся своим фламандским обаянием, великолепными особняками вокруг площади Grand Place, от которой узкие мощеные улицы разбегаются к старым крепостным валам, красивым общественным садам в Верхнем городе и знаменитой Кастель-Мёлен – последней из некогда многочисленных деревянных ветряных мельниц Касселя.

Административный центр департамента Па-де-Кале – город Кале лежит всего в 40 км по прямой от английского Дувра. Неудивительно, что именно Кале был последним владением Англии в континентальной Европе, оставаясь таковым вплоть до 1558 года, и именно отсюда начинается большинство паромных линий к берегам Туманного Альбиона.

Между Кале и устьем реки Сомма (Somme) тянется живописное побережье Кот-д’Опаль (Cote d’Opale, Опаловый берег), визитной карточкой которого являются огромные пространства диких песчаных берегов и дюн, продуваемых всеми ветрами, а также меловые утесы, похожие на такие же по ту сторону Ла-Манша. Прямо в южных предместьях Кале располагается знаменитый пляж Блерио, названый в честь пионера французской аэронавтики Луи Блерио, поднявшего именно отсюда свой аэроплан на “штурм Ла-Манша”. В 6 км южнее, среди хорошо сохранившихся песчаных дюн, находится терминал тоннеля под Ла-Маншем, а чуть далее – травянистые высоты мыса Кап-Блан-Не, увенчанного обелиском в честь так называемого “Дуврского патруля”, который в ходе Второй мировой удерживал Канал свободным от германских подлодок. А ближе к Кале расположен небольшой курортный городок Виссан (Wissant), популярный у виндсерферов и любителей спокойного отдыха у моря. А чуть в глубине берега можно обнаружить музейный комплекс Трансманш, рассказывающий об истории тоннеля, с дорогим рестораном и смотровой площадкой.

Еще южнее лежит один из лучших курортных городков побережья Канала – Булонь-сюр-Мер (Boulogne-sur-Mer), славящийся своим привлекательным средневековым кварталом (ville haute) в пределах старых городских стен, большой куполообразной базиликой Нотр-Дам (XIX в., в обширном склепе храма можно увидеть фрагменты римского храма Дианы), заметно напоминающей собор Сент-Пол в Лондоне, неплохим Музеем замка, колокольней двенадцатого столетия в комплексе ратуши, а также знаменитым Национальным центром моря www.nausicaa.fr – одним из самых посещаемых во Франции. Расположенный среди прибрежных дюн и сосновых лесов городок Ле-Туке, или Ле-Туке-Пари-Плаж (Le Touquet-Paris-Plage), является своего рода “французским Голливудом” с многочисленными фешенебельными виллами местных знаменитостей, аквакомплексом Aqualud и многочисленными следами “роскошной жизни” периода середины XX века, когда он считался столицей высокой моды.

В верховьях реки Канш, в 60 км восточнее Ле-Туке, лежит небольшой привлекательный городок Эден (Hesdin), заслуживший всемирную известность как “родина” литературного персонажа – комиссара Мегрэ из рассказов Сименона, а также как место двух самых кровопролитных сражений Средневековья. В 20 км к юго-западу от города располагается местечко Креси – место первого поражения англичан в 1346 году и первого использования пороха в европейской истории. А в 12 км северо-восточнее Эдена находится не менее известная деревня Азенкур (Agincourt) – поле грандиозной битвы между английскими и французскими войсками, произошедшей 25 октября 1415 года (в этот раз французы проиграли). Сейчас здесь можно посетить первоклассный Исторический центр средневекового Азенкура (открыт с апреля по июнь и с сентября по октябрь – ежедневно, с 10.00 до 18.00; с июля по август – ежедневно, с 9.30 до 18.30; с ноября по март – ежедневно, с 10.00 до 17.00; вход – 6,5 евро) и мемориальный комплекс.

Напротив Ле-Туке, на другом берегу реки Канш (Canche), лежит живописный рыбацкий порт Этапль (Etaples), популярный у поклонников морской рыбалки и прогулок на теплоходах, а также у любителей морской кухни, – ресторанчики города славятся умением готовить морепродукты, которые обычно закупаются тут же, на шумном рыбацком рынке набережной la Canche. В 30 км к югу от города, между устьями Соммы и Канша, начинаются земли орнитологического парка Маркентер www.parcdumarquenterre.com. Это земля дюн, сосновых лесов, заросших водной растительностью солоноватых озер и огромных птичьих стай. Кроме наблюдения за естественной средой и охотой (в период с сентября по январь здесь разрешен лицензированный отстрел птиц), здесь можно познакомиться и со своеобразной культурой разведения скота, особые формы выпаса которого на “соленых лугах” придают мясу специфические свойства. А ближе к устью Соммы стоит посетить городок Рю (Rue) с его роскошной часовней Сент-Эспри (XIV-XVI вв.), средневековую цитадель в Сен-Валери-сюр-Сом (Saint-Valery-sur-Somme), а также многочисленные прибрежные деревни, превращенные в маленькие курорты.

Некогда крупный порт, городок Монтрей (Montreuil-sur-Mer) сейчас лежит в 13 км от берега моря. Его весьма компактный и прекрасно подходящий для пеших прогулок исторический центр расположен на вершине небольшого холма над рекой и окружен древними стенами, придающими ему очень характерный вид. Кроме массивной готической церкви Сен-Соль на главной площади и крошечной деревянной часовни, здесь обязательно стоит увидеть многочисленные мощеные переулки южной части города с их живописными фахверками, а также полуразрушенную цитадель Вобана (открыта с марта до середины декабря ежедневно, с 10.00 до 12.00 и с 14.00 до 18.00; вход – 2,5 евро) с башней XIV столетия. В мае Монтрей принимает Фестиваль старого кино, а во второй половине августа – удивительно живой фестиваль оперного, театрального и танцевального искусства Ле-Мален-Плезир.

Нор-Па-де-Кале (Nord-Pas-de-Calais)

РЕГИОНЫ ФРАНЦИИ

Нор-Па-де-Кале – старинный французский регион со столицей в городе Лилль . До того, как стать французским владением в 1713 г., регион входил в Южные Нидерланды и Испанские Нидерланды, поэтому здесь до сих пор чувствуется бельгийское и голландское влияние. Сейчас (после территориальной реформы 2016 г.) Нор-Па-де-Кале вместе с Пикардией составляют французский регион О-де-Франс – «Верх Франции». Название неслучайно: регион находится на севере страны. Западная его часть омывается водами Ла Манша, Опаловый берег (Côte d’Opale) – Северным морем. На востоке регион граничит с Бельгией.

Туризм в Нор-Па-де-Кале

С точки зрения посещения туристов, это 8-й регион во Франции. Больше всего сюда приезжают сами французы – жители столичного региона. Но и иностранцев также достаточно, особенно из соседних стран – Бельгии и Англии.

Самый популярный туристический объект – государственный центр по изучению моря Nausicaá , расположенный в Булонь-сюр-Мер. После реконструкции, которая должна завершиться летом 2018 г., центр станет самым большим аквариумом в Европе. Кроме 40 аквариумов и террариумов с 4,5 млн литрами морской воды и 36 тыс. видами морских обитателей со всего мира, это научно-технический центр, посвященный морю и его изучению; здесь собраны специализированные фильмы и медиатека, проводятся выставки, конференции, педагогические программы. Назван центр в честь принцессы Навсикаи из греческой мифологии, о встрече этой принцессы с Одиссеем повествуется Гомером.

Второе по популярности место называют вторым Лувром – это музей Лувр-Лан (Louvre-Lens) , расположенный в городке Лан. Музей построен на месте бывшей шахты. В новом современном здании проводят выставки из коллекции парижского Лувра, а также временные экспозиции национального и мирового уровня.

Из природных объектов туристов больше всего привлекает Опаловый берег на Ла Манше от Берка (Berck) до Брэй-Дюн (Bray-Dunes) через Лё Туке (Le Touquet), Ардло (Hardelot), Вимрё (Wimereux), Висан (Wissant) – курортные городки , куда съезжаются многочисленные отдыхающие. Также красивы мысы Блан-Не (Blanc-Nez) и Гри-Не (Gris-Nez), гора Сен-Фриё (Saint-Frieux), бухты де Канш (de Canche) и д’Оти (d’Authie).

Нор-Па-де-Кале в списке мирового наследия ЮНЕСКО

В списки мирового наследия ЮНЕСКО включены такие объекты региона, как:

  • 17 беффруа (колокольни — сторожевые башни) ;
  • Фольклорный праздник «Шествие гигантов и драконов»;
  • цитадель города Аррас (классифицирована в категории «Фортификации Вобана»);
  • архитектурно-природный комплекс шахтерского бассейна Нор-Па-де-Кале.

Куда поехать в Нор-Па-де-Кале

Лилль — столица

Столица северного региона, современный привлекательный и динамичный город с богатым историческим наследием. Достойны посещения разнообразные кварталы Лилля:

  • Вобан Эскерм (Vauban Esquermes) – зажиточный квартал на западе города. Здесь находятся цитадель Лилля, Булонский лес, зоопарки речка.
  • Евралилль (Euralille) – деловой квартал с прекрасными экземплярами современной архитектуры.
  • Мулен (Moulins) – народный квартал, где в XIX в. жили рабочие. С тех пор его имидж преобразился и здесь приятно прогуляться.
  • Риур (Rihour) – а здесь можно хорошо расслабиться в многочисленных ресторанах и бутиках. Назван по имени Дворца Риур, где проживали герцоги Бургундские. И здесь располагается музей изобразительных искусств.

В Лилле обязательно надо увидеть Театральную площадь с беффруа Торговой палаты и Оперу, посетить цитадель Вобана и художественный музей, посидеть в кафе на Гранд’Пляс в окружении прекрасных зданий. В первый уикенд сентября в Лилле проводится грандиозная распродажа, растягивающаяся на 100 км.

Вимрё (Wimereux) – очаровательный курортный город

Курорт на Опаловом берегу. Сюда приезжают на море, ведь пляж Вимрё – идеальное место для семейного отдыха. Это мелкий мягкий песок и возможность заняться водными видами спорта.

Дюнкерк (Dunkerque) – великолепный портовый город

Третий порт Франции и город с богатой историей. Прогуляйтесь по набережной, зайдите в портовый музей и полюбуйтесь на две колокольни, включенные в список наследия ЮНЕСКО, — у церкви Сент-Элуа и городской ратуши. Городской пляж Мало-ле-Бэн (Malo-les-Bains) прозван «королем пляжей севера».

Лё Туке (Le Touquet) – элегантный курорт

Туке-Пари-Пляж – один из самых популярных курортных городов Франции. До него просто добраться из Парижа . Здесь 12 км пляжей, огромный сосновый бор, аквапарк.

Булонь-сюр-Мер (Boulogne-sur-Mer) – рыбацкий порт

Красивый город с базиликой Нотр-Дам, замком и аквариумом Навсикая.

Одинген (Audinghen) – место боев Второй мировой войны

Это деревушка – самый близкий к Англии французский населенный пункт. Со времен войны здесь остались укрепления и военная техника. Вдоль живописного побережья проложены тропинки.

Кухня Нор-Па-де-Кале

Региональная кухня по большей части состоит из блюд, типичных для Фландрии; на Опаловом берегу также чувствуется влияние Англии, а в шахтерском районе – Польши. Типичные продукты региона – картофель, говядина, сливочное масло, сыры, рыба и морепродукты. Блюда: петух в пиве (coq à la bière), вельш (welsh) — гренки с ветчиной, запеченные под расплавленном в пиве сыром, блины на пиве, копченая селедка, ватерзой (waterzooi) – рыбная или куриная похлебка, яблочные пироги, вафли.

В регионе производится много сыра , самые знаменитые – марой (maroilles) и мимолет (mimolette). Среди других известных сортов можно назвать берг (bergues), булет д’Авэсн (boulette d’Avesnes), дофэн (dauphin), мон де Ка (mont des Cats), вьё-лиль (vieux-lille), паве де Рубэ (pavé de Roubaix) и вьё Булонь (vieux Boulogne) – один из самых вонючих сыров в мире.

Традиционный напиток региона – пиво. Самые известные марки: Jenlain, 3 Monts, Goudale, Ch’ti.

Артуа

Нор — Па-де-Кале

Колоритный регион на севере Франции, прибрежные берега которого омывает пролив Ла-Манш. По величине Нор-Па-де-Кале считается самым маленьким регионом государства, а по плотности населения на втором месте. Во время Второй мировой войны Нор-Па-де-Кале очень пострадал, была уничтожена большая часть достопримечательностей и исторических памятников. Туристы и путешественники особенно не жалуют этот регион вниманием.

Климат дож дливый, умеренно теплый летом и прохладный зимой. На побережье Нор-Па-де-Кале расположились величавые скалы, золотистые пляжи и прибрежные дюны, а в глубине материка притаились сосновые леса, поля, речушки, прозрачные озера, зеленые холмы и луга. Экономика региона базируется на сельском хозяйстве, промышленности и сфере услуг. Торговый порт Дюнкерк является третьим по величине и товарообороту в стране. Нор-Па-де-Кале славится своей текстильной промышленностью, производством гобеленов и пива. Под проливом Ла-Манш проходит Евротоннель, соединяющий Великобританию и Францию и являющийся одним из семи новых чудес света. Высокоразвитое транспортное сообщение: международные аэропорты, скоростные поезда и многочисленные автомагистрали. Знаменитые уроженцы Нор-Па-де-Кале: французский президент Шарль де Голь, художник Анри Матисс, маршал Петен и деятель Великой французской революции Максимилиан Робеспьер.

В Нор-Па-де-Кале много любопытных мест, как для взрослых, так и для детей. Например, достопримечательности в городе Аррас: башня Баффуа и ратуша 15-го-16-го века, большая торговая площадь 11-го века, аббатство Мон-Сент-Элуа, прекрасные старинные здания в стиле барокко, бывшая подземная каменоломня 10-го века, фламандские аркады, военный музей Де-ла-Тарж, множество мемориальных памятников, посвященных мировым войнам. Город Аррас считается одним из красивейших городов Франции. В городе Лилле стоит осмотреть дворец Риур, Музей изящных искусств, здание Старой Биржи, Цитадель, огромные соборы и аббатства. Город имеет статус европейской культурной столицы. В портовом городе Дюнкерк есть познавательный Музей современного искусства, древняя церковь Сент-Элуа, высокая средневековая колокольня, ратуша и музей для детей Портуар. Пляжи в Нор-Па-де-Кале немноголюдные и больше предназначены для виндсерфинга и других водных видов спорта, нежели для принятия солнечных ванн. В Нор-Па-де-Кале множество уютных и гостеприимных курортов на любой вкус и кошелек: Мало-ле-Бен, Булонь-сюр-Мер, Туке, Мерлимон, Ле-Туке-Пари-Пляж и другие.

Стоимость недвижимости в Нор-Па-де-Кале зависит от ее состояния, типа, площади и месторасположения объекта. Традиционно жилье ближе к прибрежной зоне на порядок дороже, чем в глубине континента, однако, по сравнению с другими курортными регионами Франции цены на недвижимость в Нор-Па-де-Кале ниже. Потенциальных покупателей и туристов Нор-Па-де-Кале завлекает комфортным климатом и благолепием природы.

Нор — Па-де-Кале

Нор — Па-де-Кале
фр. Nord-Pas-de-Calais
Герб
Логотип
Страна Франция
Статус бывший регион
Включает 2 департамента, 13 округов, 156 кантонов и 1546 коммун
Административный центр Лилль
Президент совета Даниель Першерон
(2010—2014; СП)
Префект Жан-Мишель Берар
Население (2011) 4 042 015 (4-е место)
Плотность 325,60 чел./км² (2-е место)
Площадь 12 414 км²
(18-е место)
Часовой пояс UTC+1
ISO 3166-2 FR-O
Официальный сайт
Медиафайлы на Викискладе

Нор — Па-де-Кале (фр. Nord-Pas-de-Calais ) — бывший регион на севере Франции. Население — 4 042 015 человек (4-е место среди регионов). Главный город — Лилль. Другие крупные города — Дуэ, Валансьен, Дюнкерк, Бетюн, Кале, Аррас, Вильнёв-д’Аск.

В этом регионе, в городе Кале был построен Евротоннель, соединяющий Великобританию с Францией.

С 2016 года регион объединён с Пикардией в Нор — Па-де-Кале — Пикардия (с 30 сентября 2016 года — О-де-Франс).

Содержание

Название Нор-Па-де-Кале происходит от названий двух основных департаментов региона «Nord» (с фр. — «север», так как этот департамент является самым северным во Франции) и «Pas-de-Calais» (Па-де-Кале). Нор — Па-де-Кале также иногда называли «Верхней Францией» (Hauts-de-France) или «Северной Пикардией» (Picardie-du-Nord).

Регион включал департаменты Нор и Па-де-Кале. Через территорию бывшего департамента протекают реки Аа, Шельда (Эско), Самбра и Лис.

Экономически активное население: 1,320 млн человек.

  • в сельском хозяйстве 4,8 %
  • в промышленности 36,4 %
  • в сфере услуг 58,8 %.

Нор-Па-де-Кале, Франция

Общие данные

Суровая красота Северной Франции, и в частности Нор-Па-де-Кале (Nord-Pas-de-Calais), располагающегося на территории исторической области Французская Фландрия, доступна лишь тем, кто готов мириться с достаточно холодным влажным климатом (летом средняя температура не поднимается выше 20 градусов) и «скромностью», входящих в её состав регионов. Навряд ли эту часть страны можно назвать избалованной вниманием туристов. Большинство достопримечательностей было уничтожено во время Второй Мировой войны, а воды побережья, омываемого Ла-Маншем, скорее приспособлены для любителей виндсерфинга, чем для желающих понежиться на пляжах под жарким солнцем.

Нор-Па-де-Кале — один из трех северных регионов, территория которого имеет выход к проливу. Более того, протяженная береговая линия, со скалами и пляжами с золотистым песком, — достоинство этой не балующей яркостью красок части Франции. Опаловый берег или Кот-д’Опаль (C?te d’Opale) изобилует прекрасно оборудованными курортами, полюбившимися живущими через пролив англичанами.

Департаменты и города Нор-Па-де-Кале

В состав региона входят два департамента: Па-де-Кале (Pas-de-Calais) и Нор (Nord). Административный центр Па-де-Кале — город Аррас (Arras). Региональная столица и главный город департамента Нор — Лилль (Lille). Крупные порты — Кале (Calais) и Булонь-сюр-Мер (Boulogne-sur-Mer), по совместительству являющийся курортом.

Другие большие города — Дуэ (Douai), Валансьен (Valenciennes), Дюнкерк (Dunkerque) и Бетюн (B?thune).

История и культура

История региона Нор-Па-де-Кале уходит корнями еще в доисторическую эпоху. Уже тогда на этой территории жили люди, оставившие после себя каменные орудия. В дальнейшем вплоть до того момента, когда два автономных департамента были объединены в одну административную единицу в 1960 году, Нор и Па-де-Кале развивались отдельно друг друга, представляя огромный интерес для различных завоевателей, среди которых были и кельты, и римляне, и англичане, и испанцы. Лишь в 17 веке окончательно эти земли вошли в состав Франции.

В Средние века департамент Нор вместе с большей частью Бельгии и «куском» Нидерландов был ничем иным, как Фландрией. Сегодня жители всего региона гордятся своими фламандскими корнями, культурой и даже кухней, до сих пор живущими в их сердцах. Любовь проявляется и в языке, на котором говорят обитатели южной части Нора. Пикардийский диалект французского языка под названием «ш ’ти» (le ch’ti) — не менее интересная и любопытная достопримечательность, чем образцы фламандской архитектуры.

Как добраться до Нор-Па-де-Кале

Несколько международных и региональных аэропортов связывают Нор-Па-де-Кале с другими городами. Международный аэропорт города Лилля (A?roport de Lille-Lesquin) расположен на расстоянии 10 км от центра города. Здесь приземляются регулярные внутренние (из Бордо, Марселя, Лиона, Рена, Ниццы, Нанта, Страсбурга и Тулузы) и международные рейсы: из Испании, Алжира, Марокко и Португалии. Прямого авиасообщения с городами России из Лилля нет. Региональный аэропорт в городе Ле-Туке (A?roport du Touquet C?te d’Opale) располагается в юго-восточной части Опалового побережья и обслуживает регулярные и частные рейсы. Другой региональный аэропорт Кале-Дюнкерк (A?roport de Calais — Dunkerque) находится в городе Марк в департаменте Па-де-Кале.

Стоимость билетов указана на апрель 2011 года.

Кухня и рестораны

Нор-Па-де-Кале имеет свою ярко выраженную кухню, многие блюда из которой фламандского происхождения. Первооснова любых рецептов — региональные продукты самого высокого качества: птица из Лика (volaille de Licques), картофель из Мельвиля (pomme de terre de Merville), фасоль Линго дю Нор (haricot lingot du Nord) и говядина Белль Блё (boeuf de race «belle Bleue»).

Характерные особенности гастрономии: прежде всего, наличие пива в составе многих блюд. Суп с пивом (soupe ? la bi?re), петух в пиве (coq ? la bi?re), кролик в пиве с черносливом (lapin ? la bi?re et aux pruneaux), и даже десерт — блины с пивом (cr?pes ? la bi?re) — небольшой список «пивных» изысков. Другая особенность — верность проверенной веками рецептуре. Карбонад Фламанд (carbonade Flamande), ватерзои из курицы (waterzo? de volaille), ватерзои из рыбы (waterzoi de poisons), потжевлеш (potjevleesch) — наследие фламандской кухни.

Блюда с морепродуктами также входят в меню жителей Нор-Па-де-Кале: салат из маринованной сельди в сидре (salade de rollmops au cidre), морские мидии (moules marini?res) и многое другое.

Развлечения, экскурсии и достопримечательности Нор-Па-де-Кале

Несмотря на колоссальные разрушения, которые принесла с собой Вторая мировая война, многие города Нор-Па-де-Кале сохранили некоторые из своих достопримечательностей. Это башня Беффруа и ратуша (beffroi et h?tel de Ville), охраняемые Юнеско и построенные в 15-16 веках, в Аррасе. Большая площадь (Grande Place), с 11 века служившая центром для городской торговли и располагающаяся в том же городе. Дворец Риур (palais Rihour) Старая Биржа (vieille bourse) и Цитадель (citadelle) в Лилле. Аббатство Мон-Сент-Элуа в 10 км к северо-западу от Арраса.

Музей изящных искусств ( Palais des Beaux-Arts) в Лилле — один из первых музеев, которые открыли во Франции. Его богатейшая коллекция уступает только Лувру. График работы: понедельник — с 14.00 до 18.00, со среды по воскресенье — с 10.00 до 18.00. Вторник — выходной день. Стоимость билета: 5.50 евро.

Стоимость билетов указана на апрель 2011 года.

Провинции Франции. Нор-Па-де-Кале (Nord-Pas-de-Calais)

Нор-Па-де-Кале является административным округом Франции. Он находится на севере страны и граничит с Бельгией. Большая часть территории области в свое время была частью Фландрии, но постепенно вошла в состав Франции в период с 1477 по 1678 год.

Плотность населения в регионе составляет 323 человека на один квадратный километр, численность населения – семь процентов от общей численности населения Франции, что делает Нор-Па-де-Кале четвертым из самых густонаселенных регионов в стране. Административным центром и крупнейшим городом провинции является Лилль. Вторым по величине городом Нор-Па-де-Кале является Кале, который служит основным транспортным узлом, соединяющим Францию с Великобританией. Примечательно, что в ясные дни из Кале можно разглядеть белые скалы британского Дувра.

Название региона Нор-Па-де-Кале сочетает в себе название северного департамента Франции “Нор” и “Па-де-Кале” (название пролива Кале).

Нор-Па-де-Кале был заселен с доисторических времен и всегда являлся важной стратегической точкой в Европе. Бывший президент Франции Шарль де Голль, который родился в Лилле, называл область “роковым проспектом”, поскольку она постоянно подвергалась иностранным вторжениям. На протяжении веков она захватывалась кельтами, римлянами, германскими франками, Англией и Испанией вплоть до окончательного присоединения к Франции в конце XVII века.

В средние века департамент Па-де-Кале состоял из графства Булонь и округа Артуа, а департамент Норд заключал в себя южные территории Фландрии и графства Эно. Булонь, Артуа и Фландрия принадлежали французской короне, а Эно относился к территории Священной Римской империи. С 1347 по 1558 год Кале был английским владением, а затем вновь отошел к Франции. В XV веке все территории, за исключением Кале, были объединены под властью герцога Бургундского, наряду с другими территориями северной Франции и частями территорий, относящихся сейчас к территории Бельгии, Люксембурга и Нидерландов. После смерти бургундского графа Карла Смелого в 1477 году, Булонь и Артуа были захвачены французской короной, а Фландрия и Эно были унаследованы дочерью Карла Марией. Вскоре после этого в 1492 году Артуа был возвращен сыну Марии.

В результате, территории современного Нор-Па-де-Кале стали неотъемлемой частью Семнадцати провинций Нидерландов.

Во время войн между Францией и Испанией в XVII веке (1635-1659, 1667-1668, 1672-1678, 1688-1697 годы), эти территории стали главным предметом спора между двумя странами. Постепенно здесь воцарился французский контроль: департамент Артуа был аннексирован в 1659 году, а большинство территории современного департамента Нор перешло к Франции в соответствии с Соглашением Неймегена в 1678 году. Современные границы административного округа оформились на момент подписания Рисвикского соглашения в 1697 году.

Территория, которая ранее была разделена между французскими провинциями Фландрия, Артуа и Пикардия, стала делиться на департамент Нор и департамент Па-де-Кале после французской революции 1789 года. При Наполеоне I французские границы были расширены, в результате чего в состав Франции были включены вся Фландрия и современная Бельгия. Однако в соответствии с Соглашением Ватерлоо 1815 года французские границы были возвращены обратно.

В XIX столетии в регионе произошел процесс интенсивной индустриализации, и Нор-Па-де-Кале стал одним из ведущих промышленных регионов Франции, уступая лишь Эльзасу и Лотарингии. Франко-прусская войны 1870 года способствовала закреплению за регионом статуса одного из ведущих французских промышленных центров. Тем не менее, Нор-Па-де-Кале серьезно пострадал в результате двух мировых войн XX века. Во время первой мировой войны большая часть области была оккупирована Германией. Многие города региона были разорены четырьмя годами позиционной войны.

Нор-Па-де-Кале стал крупнейшим центром тяжелой промышленности во Франции в XIX веке. В последние годы регион пережил экономический спад: были закрыты шахты, текстильная промышленность столкнулась с проблемами. В период с 1975 по 1984 год в области более 130 тысяч работников лишились своих рабочих мест, а уровень безработицы вырос до 14% трудоспособного населения, что намного выше среднего показателя по стране. В регион, однако, были направлены крупные государственные инвестиции и средства Европейского Союза.

Нор – Па-де-Кале

Фото региона Нор – Па-де-Кале

Нор – Па-де-Кале

Нор-Па-де-Кале является одним из регионов Франции, который расположен на севере страны. Его региональная столица город – Лилль, наиболее крупные города – Валансьен, Булонь-сюр-Мер, Дюнкерк, Кале, Дуэ. В 1994 году в Кале был построен Евротуннель под проливом Ла-Манш, который соединил два государства – Францию и Великобританию. Происхождение названия региона связано с его двумя департаментами – Па-да-Кале и Нор. Через земли региона протекают реки Самбра, Лис, Шельда, Аа. Нор-Па-де-Кале является родиной художника Анри Матисса, президента Шарля де Голля, Робеспьера – великого деятеля Французской революции.

Здешние земли были заселены ещё в доисторическую эпоху, о чём свидетельствуют археологические находки, в частности каменные орудия. До 1960 года два департамента региона развивались самостоятельно. На протяжении веков территории подвергались нападениям кельтов, римлян, затем англичан и испанцев. В 17 столетии Па-де-Кале и Нор вошли в состав Франции. В средние века Нор являлась частью Фландрии. До нынешних времён здесь сохранились фламандская культура и традиционная кухня.

Территорию региона с другими областями Франции связывают воздушные и наземные транспортные линии. На расстоянии 10 километров от центральной части Лилля расположен международный аэропорт, где выполняются рейсы в Марокко, Португалию, Испанию, Алжир. На юго-востоке Опалового побережья в городе Ле-Туке находится региональный аэропорт для частных и регулярных рейсов. В городе Марк департамента Па-де-Кале расположен ещё один региональный воздушный порт Кале-Дюнкерк.

Среди многочисленных достопримечательностей региона выделяются башня Беффруа и здание ратуши в Аррасе, возведённые в 15-16 столетиях, в настоящее время охраняемые Юнеско. В этом же городе находится Большая площадь, которая примечательна тем, что с 11 столетия являлась центром торговли. В Лилле находятся Старая Биржа, Цитадель и Дворец Риур. Недалеко от Арраса лежит аббатство Мон-Сент-Элуа. Первый музей, который был открыт во Франции, расположен в столичном городе Лилль. В Музеи изящных искусств находится богатая и уникальная коллекция, которая по своей значимости уступает лишь Лувру.

Нор — Па-де-Кале

Нор — Па-де-Кале (фр. Nord-Pas-de-Calais ) — бывший регион на севере Франции. Население — 4 042 015 человек (4-е место среди регионов). Главный город — Лилль. Другие крупные города — Дуэ, Валансьен, Дюнкерк, Бетюн, Кале, Аррас, Вильнёв-д’Аск.

В этом регионе, в городе Кале был построен Евротоннель, соединяющий Великобританию с Францией.

С 2016 года регион объединён с Пикардией в Нор — Па-де-Кале — Пикардия (с 30 сентября 2016 года — О-де-Франс).

Нор — Па-де-Кале
фр. Nord-Pas-de-Calais
Герб
Логотип
Страна Франция
Статус бывший регион
Включает 2 департамента, 13 округов, 156 кантонов и 1546 коммун
Административный центр Лилль
Президент совета Даниель Першерон
(2010—2014; СП)
Префект Жан-Мишель Берар
Население (2011) 4 042 015 (4-е место)
Плотность 325,60 чел./км² (2-е место)
Площадь 12 414 км²
(18-е место)
Часовой пояс UTC+1
Код ISO 3166-2 FR-O
Официальный сайт

Название Нор-Па-де-Кале происходит от названий двух основных департаментов региона «Nord» (с фр. — «север», так как этот департамент является самым северным во Франции) и «Pas-de-Calais» (Па-де-Кале). Нор — Па-де-Кале также иногда называли «Верхней Францией» (Hauts-de-France) или «Северной Пикардией» (Picardie-du-Nord).

Регион включал департаменты Нор и Па-де-Кале. Через территорию бывшего департамента протекают реки Аа, Шельда (Эско), Самбра и Лис.

Экономически активное население: 1,320 млн человек.

  • в сельском хозяйстве 4,8 %
  • в промышленности 36,4 %
  • в сфере услуг 58,8 %.

Аннёлле́н (фр. Annœullin) — коммуна во Франции, регион Нор — Па-де-Кале, департамент Нор, округ Лилль, центр одноименного кантона, в 16 км к юго-западу от Лилля, в 8 км от автомагистрали А1 “Нор”.

Население (2014) — 10 325 человек.

Армантье́р (фр. Armentières [aʁmɑ̃tjɛːʁ], пикард. Armintîre, з.-флам. Ermentiers, Armentiers) — коммуна во Франции, регион Нор — Па-де-Кале, департамент Нор, округ Лилль, кантон Армантьер. Пригород Лилля, расположен в 15 км к северу от центра города вдоль реки Лис, в 3 км от автомагистрали А25.

Население (2014) — 25 362 человека.

Бове́н (фр. Bauvin) — коммуна во Франции, регион Нор — Па-де-Кале, департамент Нор, округ Лилль, кантон Аннёллен, в 18 км к юго-западу от Лилля и в 11 км к северо-востоку от Ланса, в 8 км от автомагистрали А1 “Нор”. Расположена на берегу канала Дёль, неподалеку от места его соединения с каналом Дюнкерк-Шельда.

Население (2014) — 5 292 человек.

Бёвра́ж (фр. Beuvrages) — коммуна во Франции, регион Нор — Па-де-Кале, департамент Нор, округ Валансьен, кантон Анзен. Пригород Валансьена, находится в 4 км к северу от центра города, в 4 км от автомагистрали А23.

Население (2014) — 6 612 человек.

Вавре́н (фр. Wavrin) — коммуна во Франции, регион Нор — Па-де-Кале, департамент Нор, округ Лилль, кантон Аннёллен, в 12 км к юго-западу от Лилля.

Население (2014) — 7 661 человек.

Дене́н (фр. Denain) — коммуна во Франции, регион О-де-Франс, департамент Нор, округ Валансьен, кантон Денен.

Население (2014) — 20 510 человек.

Ла-Басе́ (фр. La Bassée) — коммуна во Франции, регион Нор — Па-де-Кале, департамент Нор, округ Лилль, кантон Аннёллен, в 22 км к западу от Лилля и в 16 км к северу от Ланса.

Население (2014) — 6 517 человек.

Ла-Шапе́ль-д’Армантье́р (фр. La Chapelle-d’Armentières) — коммуна во Франции, регион Нор — Па-де-Кале, департамент Нор, округ Лилль, кантон Армантьер, в 15 км к северо-западу от Лилля. Через территорию коммуны проходит автомагистраль А25.

Население (2014 год) — 8 485 человек.

Муво́ (фр. Mouvaux) — коммуна во Франции, регион О-де-Франс, департамент Нор, округ Лилль, кантон Лилль-2. Пригород Туркуэна, примыкает к нему с юго-запада; расстояние до Лилля — 10 км, в 4 км проходит автомагистраль А22.

Население (2014) — 13 118 человек.

О-де-Франс (фр. Hauts-de-France, буквально — Верхняя Франция), с 1 января по 30 сентября 2016 года Нор — Па-де-Кале́ — Пика́рдия (фр. Nord-Pas-de-Calais-Picardie) — регион Франции, созданный в соответствии с территориальной реформой французских регионов 2014 года в результате объединения регионов Нор — Па-де-Кале и Пикардия. Датой образования нового региона считается 1 января 2016 года. 28 сентября 2016 года Государственный совет Франции вынес решение о переименовании региона с 30 сентября.

Острику́р (фр. Ostricourt) — коммуна во Франции, регион Нор — Па-де-Кале, департамент Нор, округ Лилль, кантон Аннёллен, в 25 км к югу от Лилля, в 5 км от автомагистрали А21 “Рокада Миньер” и в 6 км от автомагистрали А1 “Нор”.

Население (2014) — 5 400 человек.

Перанши́ (фр. Pérenchies) — коммуна во Франции, регион Нор — Па-де-Кале, департамент Нор, округ Лилль, кантон Армантьер, в 9 км к северо-западу от Лилля и в 5 км от автомагистрали А25.

Население (2014) — 8 251 человек.

Даниэль Першерон (фр. Daniel Percheron) — французский политик, бывший сенатор и президент совета региона Нор-Па-де-Кале, член Социалистической партии Франции

Пика́рди́я (фр. и пикард. Picardie) — историческая область и бывший регион на севере Франции. С начала 2016 года регион стал частью нового региона Нор — Па-де-Кале — Пикардия, объединившись с Нор — Па-де-Кале. С 30 сентября 2016 года Нор — Па-де-Кале — Пикардия получил название О-де-Франс (Верхняя Франция).

Прове́н (фр. Provin) — коммуна во Франции, регион Нор — Па-де-Кале, департамент Нор, округ Лилль, кантон Аннёллен, в 18 км к юго-западу от Лилля и в 11 км к северо-востоку от Ланса, в 8 км от автомагистрали А1 “Нор”.

Население (2014) — 4 191 человек.

Секеде́н (фр. Sequedin) — коммуна во Франции, регион О-де-Франс, департамент Нор, округ Лилль, кантон Лилль-6. Пригород Лилля, расположен в 6 км к западу от центра города, на противоположном берегу канала Дёль.

Население (2014) — 4 567 человек.

Сенге́н-ан-Веп (фр. Sainghin-en-Weppes) — коммуна во Франции, регион Нор — Па-де-Кале, департамент Нор, округ Лилль, кантон Аннёллен, находится в 15 км к юго-западу от Лилля.

Население (2014) — 5 614 человек.

Упли́н (фр. Houplines) — коммуна во Франции, регион Нор — Па-де-Кале, департамент Нор, округ Лилль, кантон Армантьер, в 14 км к северо-западу от Лилля и в 5 км от автомагистрали А25. Через территорию коммуны протекает река Лис, являющаяся в этом месте границей Бельгии и Франции.

Население (2014 год) — 7 791 человек.

Фалампен (фр. Phalempin) — коммуна во Франции, регион Нор — Па-де-Кале, департамент Нор, округ Лилль, кантон Аннёллен, в 15 км к югу от Лилля. Через территорию коммуны проходит автомагистраль А1 “Нор”.

Нор — Па-де-Кале

Нор — Па-де-Кале
фр. Nord-Pas-de-Calais

4 042 015 (4-е место)

325,60 чел./км² (2-е место)

12 414 км²
(18-е место)

Герб
Логотип
Страна

Франция Франция

2 департамента, 13 округов, 156 кантонов и 1546 коммун

Административный центр
Президент совета
Часовой пояс
[www.nordpasdecalais.fr Официальный сайт]
Координаты: 50°28′00″ с. ш. 02°43′00″ в. д.  /  50.46667° с. ш. 2.71667° в. д.  / 50.46667; 2.71667 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=50.46667&mlon=2.71667&zoom=12 (O)] (Я)

Нор — Па-де-Кале (фр. Nord-Pas-de-Calais ) — бывший регион на севере Франции. Население — 4 042 015 человек (4-е место среди регионов). Главный город — Лилль. Другие крупные города — Дуэ, Валансьен, Дюнкерк, Бетюн, Кале, Аррас, Вильнёв-д’Аск.

В этом регионе, в городе Кале был построен Евротоннель, соединяющий Великобританию с Францией.

С 2016 года регион объединён с Пикардией в Нор — Па-де-Кале — Пикардия, с 30 сентября 2016 года — О-де-Франс.

Содержание

Название Нор-Па-де-Кале происходит от названий двух основных департаментов региона «Nord» (фр. север, так как этот департамент является самым северным во Франции) и «Pas-de-Calais» (Па-де-Кале). Нор-Па-де-Кале также иногда называют «Верхней Францией» (Hauts-de-France) или «Северной Пикардией» (Picardie-du-Nord).

Регион включает департаменты Нор и Па-де-Кале. Через него протекают реки Аа, Шельда (Эско), Самбра и Лис.

Экономически активное население: 1,320 млн человек.

  • в сельском хозяйстве 4,8 %
  • в промышленности 36,4 %
  • в сфере услуг 58,8 %.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector