Народный танец греции

Греческий танец и его особенности: Сиртаки, Хасапико, Сиртос, Каламатьянос и другие

Каждая страна гордится своими культурными традициями, которые проявляются в различных сферах жизни: строительстве, кулинарии, творчестве, политике и т.д. Именно культура делает народ единым и уникальным. И сегодня мы хотим поговорить о такой части культуры Греции, как греческий танец. Это искусство издревле высоко ценили в Элладе, даже в античной мифологии танцу покровительствовала отдельная муза – Терпсихора. О том, как с тех пор складывались у греков танцевальные традиции, и какие пляски стали самыми популярными, расскажем в сегодняшнем материале.

Греческие танцы

Как уже отмечалось, музыка и танцы в Греции всегда были в почете. В античности умение сочетать пластичные движения с ритмичной музыкой называли настоящим даром Богов. Считалось, что искусство танца сочетает в себе телесную и душевную красоту, а человек, умеющий достичь этой гармонии, по мироощущению приближался к высшим Божествам. Поэтому танцам в Древней Греции обучали с малых лет, и даже в школах ввели специальную дисциплину.

Так что греки любили пляски и сопровождали ими многие мероприятия. Всего же в Элладе выделяли несколько групп танцев:

  • Обрядовые (традиционные праздники и торжества);
  • Сценические (театральные представления);
  • Гражданские (военные церемонии);
  • Священные (религиозные ритуалы);
  • Домашние (семейные традиции).

Зачастую в танцах использовали различный реквизит, что превращало действие в полноценный спектакль.

Собственно, танцевать в Греции любят и сейчас. Современные греческие пляски очень зажигательны и ритмичны, но при этом им также присущи грациозность, изящество и гармоничность каждого движения. Греки с удовольствием пляшут традиционные танцы на дискотеках, и даже обучают им любознательных туристов. Предлагаем рассмотреть подробнее лучшие танцы Греции и ознакомиться с историей их появления.

Сиртаки

Безусловно, на сегодняшний день самым популярным у греков танцем является Сиртаки. Плавные хороводные движения, постепенно перерастающие в бурную пляску, стали международной достопримечательностью Греции. Даже мелодию этого танца, построенную на аккомпанементе бузуки (местный аналог лютни), давным-давно знают во всем мире.

Танцевать Сиртаки довольно просто. Танцующие выстраиваются в линию или круг, и кладут вытянутые руки на плечи друг друга. Далее синхронно выполняются сначала плавные шаги и скольжения, а по мере ускорения музыки прыжки, выпады и присяды. Хотя за время существования танца появилось множество вариаций, суть неизменна: от медлительных движений идет плавный переход к быстрой пляске. Таким образом, здесь смешаны три традиционных греческих танца Пидихтос, Сиртос и Хасапико, о которых еще поговорим чуть позже.

История танца Сиртаки

Как ни странно, невероятно популярный ныне греческий танец Сиртаки был придуман не в Древней Греции, а всего чуть более полувека назад! И появлением своим он обязан кинематографу.

В 1964 году на Крите снимали фильм «Грек Зобра», и для него требовалось поставить танцевальный номер. Композитор Микис Теодоракис написал ныне знаменитую на весь мир мелодию, а хореограф Йоргос Провиас поставил актерам танец. Когда фильм вышел на экраны, он имел огромный зрительский успех и был номинирован на «Оскар» в 7 номинациях, из которых 3 оказались для картины выигрышными.

Так после мировой премьеры картины Греция и Сиртаки стали на международной арене друг для друга неразлучными символами.

Сложно ли научиться танцевать Сиртаки

Вообще этот танец состоит из нескольких фигур, исполнение которых в зависимости от местных традиций может меняться. Но при должной ловкости и грации разучить танец Сиртаки, который с легкостью танцуют многие знаменитые греки и простой народ, можно всего за несколько уроков. Главное научиться координировать свои движения одновременно с изменяющимся темпом музыки и уметь чувствовать партнера. Сиртаки – танец групповой, и синхронность исполнения здесь имеет очень важное значение.

Хасапико

Второй по популярности из танцев Греции. Всем известный греческий танец под названием Хасапико отличается плавными и размеренными движениями, которые должен четко и синхронно выполнять весь ряд танцоров. Собственно, Хасапико это первая, мелодичная, часть Сиртаки. Отчасти он также напоминает казачьи пляски и румынскую хору.

История танца Хасапико

Хасапико – один из древнейших греческих танцев, и произошел он, по версии исследователей, от пастушьей пляски, придуманной жителями Македонии и Фракии. Большое распространение Хасапико получил в Византийскую эпоху, когда его стали использовать для воинских церемоний. Считается, что движения Хасапико повторяют плавную поступь война, подкрадывающегося к врагу для стремительной и победоносной атаки. Поэтому танец был не только частью ритуала, но и ученическим упражнением для выработки бесшумного шага у будущих воинов.

Часто Хасапико еще называют танцем мясников, т.к. название напоминает турецкое слово «kasap» (мясник).

Сиртос

Древнейшая греческая танцевальная форма, причем в каждом регионе Греции Сиртос танцуют по своим местным канонам. Общее только то, что исполнение пляски групповое, и все танцоры держатся за руки. Ритмы и движения в этом танце плавные, даже само слово «сиртос» в переводе с греческого означает «тянуть, ползти».

Подробнее греческий танец Сиртос описать невозможно, т.к. в каждой местности есть свои традиции исполнения. Отметим только, что сегодня в таком стиле греки обычно пляшут на свадьбах или особо пышных торжествах.

Зейбекикос

А это единственный греческий танец, который исполняется сольно, причем танцуют его только мужчины. Но настоящая уникальность Зейбекико проявляется в том, что все движения танца рассчитаны на импровизацию. Здесь нет строгих танцевальных фигур, обязателен только ритм в 9/8 и кураж исполнения.

Зейбекикос – это полет души танцора и возможность проявить все свои лучшие качества. Например, похвастать небывалой ловкостью и сноровкой или рассказать в движениях обо всем, что радует, печалит и заботит. Каждый грек имеет свою манеру исполнения этого танца, и, конечно же, считает себя лучшим танцором Зейбекико на свете.

История танца Зейбекико

Появился этот не совсем обычный танец в Древней Фракии, где его исполняли местные войны. После разрушительного землетрясения отряды солдат переселились в Грецию, и привнесли в местную культуру танцевальные традиции своих предков. С тех пор суть танца практически не поменялась, разве что демонстрация оружия в пляске больше не используется. Мечи и кинжалы заменил другой реквизит: например, танцор может без помощи рук поднять с пола стакан вина, зажженную сигарету и т.п.

Карагуна

Старинная фермерская пляска, возникшая на просторах Фессалии. Название «Карагуна» переводится как «черное пальто». На сегодняшний день нет четкой версии о том, откуда пошло это выражение и почему фессалийских фермеров прозвали карагунами. Ясно только одно – танец получил свое название по праву преемственности, т.е. прозвище создателей перенеслось и на обозначение пляски.

В противовес предыдущему, этот греческий национальный танец по народной традиции исполняют только дамы. Хотя встречаются региональные общины, в которых Карагуну исполняют смешанные группы танцоров. По манере исполнения он противоположен Сиртаки: начало здесь быстрое и ритмичное, затем темп постепенно падает, и концовка танца исполняется уже в стиле Сиртоса.

Греческий танец Каламатьянос

Вопреки распространенному мнению, в самой Греции правит танцевальный бал вовсе не Сиртаки. Каламатьянос – вот самый популярный и любимый в городах и деревушках Греции танец. Его умеют танцевать и мужчины, и женщины, и дети, и старики, а секрет такой популярности скрыт в простоте танца.

В Каламатьяносе всего 12 шагов (7 вперед и 5 на месте), и движения исполняются в ритме 7/8, что достаточно медленно для того, чтобы танцевать успевали и малые дети, и люди старшего возраста. За плавность движений многие считают, что Каламатьянос отчасти основан на манере исполнения Сиртоса. Кроме того, здесь танцоры также выстраиваются в открытый круг и постоянно держатся за руки партнеров.

Но есть у Каламатьяноса и уникальная особенность – он исполняется под песенный аккомпанемент. Причем раньше большинство песен было посвящено городу Каламата, отчего у танца и появилось такое звучное название. Каламатьянос – танец торжественный и радостный, исполняют его на торжествах, праздниках и особо значительных мероприятиях. С ним связаны и многие ритуалы, например, первый танец невесты на свадьбе – это непременно Каламатьянос.

История танца Каламатьянос

Точное время появления этой танцевальной формы до сих пор неизвестно. Однако, при археологических раскопках в Греции ученые не раз обнаруживали артефакты, с сохранившимся изображением танцующих. Рисунки, нанесенные на керамические предметы, отдаленно напоминают танцевальные фигуры, использующиеся именно в Каламатьяносе. На основании этих находок можно утверждать, что это один из древнейших исконно греческих танцев. Причем, судя по найденным фрескам и предметам, Каламатьянос исполнялся не столько для развлечения, сколько для обрядовых и религиозных целей.

В статье перечислены лишь основные греческие танцы: их знают не только в Греции, но и во всем мире. Если говорить подробнее, то можно выделить сотни видов плясок, которые встречаются в разных регионах страны. Ведь у Греции накоплено богатейшее культурное наследие, и танцевальные традиции – одна из важнейших его составляющих.

Мифические и реальные истории появления греческих танцев

Древнейшее средство самовыражения внутреннего мира человека – танцы. Греция известна всему миру своим Сиртаки, Каламатианосом, Зейбекико и другими плясками. Их знают и изучают в разных странах, а сами греки не представляют своей жизни без национальных танцев, которые дают возможность выразить движениями тела массу чувств.

Предки современных граждан, населяющих греческие города, были уверены, что танцы на землю принесли боги. По старинным верованиям, небожители обучали им избранных людей, а те, в свою очередь, набирали себе учеников среди смертных. Первый танец появился на берегах Эллады благодаря мифической Гее. Эту историю происхождения пляски «Курит» знает каждый греческий школьник. Узнайте о ней и вы.

Притча о том, как появился танец Курит

Древний Уран был смещен с небесного трона своим сыном Кроносом. Понимая, что его отпрыски могут поступить с ним так же, новый Верховный Бог съедал всех младенцев, коих рождала ему жена, богиня Гея. Когда родился Зевс, ставший впоследствии верховным богом Олимпа, мать спрятала его в одной из пещер острова Крит, а своему безжалостному мужу скормила камень, завернутый в пеленку.

Чтобы обман не был раскрыт, богиня научила воинственных божеств (их называли куритами) «громкой» пляске со щитами и саблями, и приказала им танцевать возле пещеры, чтобы плач и крики младенца не привлекли внимание шпионов Кроноса.

Полубоги куриты спасли Зевса. Он, конечно же, сместил своего отца с трона, а танцоров сделал священниками. Потомки же древних курит во время проведения религиозных служений обязательно использовали танец, спасший в свое время верховного бога Олимпа, как обязательную часть церемонии.

Когда появились танцы в Греции

Ученые говорят о том, что массовые танцы на территории Греции появились примерно в 3000 веке до нашей эры. Раскопки минойской цивилизации на острове Крит показали – для людей той далекой эпохи пляски являлись важным элементом их каждодневной жизни, а также религиозных ритуалов.

Танец у критян имел тесную связь с работой и любовью, весельем и грустью, и даже со смертью человека. В 1500 годах до н.э. Микены захватили Крит и переняли у местных жителей их танцевальные и культурные традиции, распространив их с течением времени по всему континенту.

Как правило, критяне танцевали вокруг алтаря, крупного дерева либо каких-либо предметов, наделенных, по верованиям людей, мистическими силами. Танцоры верили, что таким образом они изгоняют из свои тел и мыслей злых духов, делают свою душу чистой.

Критские танцы, если верить оставшимся с древних времен скульптурам и изображениям на скалах, могли быть и парными (женщины танцевали с мужчинами). А вот в античной Греции создавалось два круга танцоров. В одном были исключительно парни, в другом только девушки.

Древние танцы античных времен сопровождались музыкой с четко выделяемым ритмом, издаваемым колокольчиками, цимбалами из металлического материала, морскими ракушками и деревяшками.

У минойцев же пляски происходили под звуки кифары, разнообразных струнных музыкальных инструментов и знаменитой лиры, без которой не обходится ни один древнегреческий миф. Кстати сказать, и танцы, и песни на Крите носили название «мусики», как такового, распределения на танцоров и исполнителей не существовало.

Античная система образования придавала танцу особое значение. Из старинных рукописей нам известно, что он являлся отдельной дисциплиной, наряду с письмом, музыкой и физическим развитием, в учебных учреждениях Древней Греции. Причем каждой греческой области были присущи собственные танцевальные традиции. В мирных городах и землях в почете были спокойные танцы, а вот, например, спартанцы признавали исключительно воинственные пляски перед началом битв с врагами, либо после победы над неприятелем.

Кардинальное преобразование глубоких, наполненных скрытым и мистическим смыслом греческих танцев произошло после завоевания блистательной Эллады римлянами. Они полностью приняли то, что культурные традиции греков превосходили традиции Римской империи, но при этом римляне разделили единые «мусики» на музыку и танцы. С тех пор легендарные греческие танцы стали простым развлечением, потеряв весь свой скрытый смысл и воспитательную ценность.

Греческий танец Сиртаки

Самая знаменитая мелодия не оставляет равнодушным никого. Танцоры утверждают, что каждое движение увлекательного хореографическог о шедевра уводит их в иную реальность. Окружающие больше не смущают актеров, каждое свое движение они доводят до автоматизма, остановиться невозможно.

Истоки и происхождение Сиртаки

Всем известный танец зародился вовсе не в период жизни древних греков. Его создали в 60-х годах прошлого века. Он стал настоящей национальной традицией благодаря кинофильму «Грек Зорба», режиссёра Михалиса Какоянниса. Основан танец на идее медленного начала, постепенного развертывания событий и стремительного финала. Такой принцип, по мнению мэра Афин, который был на этом посту в 1960-е гг., есть национальная черта греков.

Сиртаки считается старинным танцем мясников. Якобы, это у них режиссер фильма «Грек Зорба» подсмотрел основные движения. Но по другой версии, актер, который был назначен на главную роль, Энтони Куинн (Алексис Зорба), сломал ногу прямо перед самым началом съемок фильма. Чтобы найти выход из положения, для него был придуман своеобразный танец. Его скользяще движения начинались в медленном темпе, но с развитием мотива, ритмически ускорялись. Такое решение преподнес режиссеру композитор Микис Теодоракис, а Куинн придумал название – Сиртаки, получившее признание, и широкое распространение.

На Крите развивался греческий народный хореографический жанр «cиртос». Считается, что Куинн провел аналогию именно с ним, когда применял движения в своей работе в роли Зорба. Он утверждал, что научил его таким телодвижениям местный грек, и они навсегда врезались в память актера своей живостью, красотой и неповторимостью.

По сюжету, написанному по одноименной книге Никоса Казандзакиса, Зорба научил гостя из далекой Англии – Бэзила, известному греческому танцу. Кто бы мог подумать, что именно этот мотив и движения, станут национальным приоритетом страны, ее визитной карточкой и способом привлечения туристов из разных стран мира.

По другой версии считается, что основа сиртаки не только сиртос, но и самобытный танец хасапосервико. Его движения более резкие, чем в сиртосе, и больше напоминают скачки. Известно, что режиссер пригласил позаниматься с Куинном довольно известного танцора, но актер не смог перенять у учителя основные движения, и мог выполнять только медленную часть сиртаки. Это объясняется еще и физическим состоянием артиста, а именно – сломанной ногой. Быстрые же движения в фильме исполняет дублер Куинна. Кое-что снято вблизи – это медленные движения Куинна, но дальние планы сделаны с дублером.

Гимн греческой душе, однако, собирались изменить уже на этапе монтажа фильма. Но в последний момент передумали. «Нет ничего более точного, что бы передавало основы греческой культуры и характер этого народа», — писал Какояннис. Простая мелодия стала основной нитью не только блестяще отснятого кино, но и самого главного замысла, греческой сутью.

Многие историки и грековеды трактуют понятие «сирта», как касание ногами плоской поверхности. Ускорение в процессе исполнения танца говорит о мастерстве хореографа. Кстати, исполнителю роли Зорбы, американцу Куину, было присвоено звание «Почетный гражданин Греции».

Суть танца сиртаки

Хорошо отточенные па исполняют в национальных греческих костюмах. Такое решение часто характерно для демонстрации национальных традиций перед туристами. В повседневной же жизни, греки, чтобы показать на празднествах и торжествах нехитрые комбинации движений, не облачаются в национальную одежду. Их одеяния довольно простые.

В современной Греции каждое движение танца можно уже отнести не к его истокам. Всего лишь за полвека появилось столько вариаций, что их не счесть. Но суть осталась нетронутой:

Постепенное ускорение темпа.

И поныне этот хореографический ансамбль называют «Танец Зорбы». Греки любят своего героя, и с удовольствием демонстрируют полюбившиеся движения. В одиночку танец исполнить невозможно. Это коллективное решение. Идеальное сочетание, когда сиртаки танцуют человек 10-15. Сначала они выстраиваются в линию, демонстрируя плавные движения ногами, но могут слиться и в круг. Это не возбраняется. Когда характерные движения показывает еще большее количество людей, они выстраиваются в несколько линий, образовывая затем пару кругов.

Обязательный ритуал – положить руки на плечи соседа в ходе танца, и соприкасаться с ним торсом. Ноги же с собратом никогда не пересекаются. Не стоит расцеплять руки. Это противоречит главной идее сиртаки. Идеальным вариантом считается танец, когда ноги танцующих поднимаются и плавно скользят, синхронно, не отставая от музыки ни на такт.

Плавные движения заключаются в триединстве:

Скрещенное движение зигзаг, особенно, когда танцующие движутся по кругу, производит неизгладимое впечатление на зрителей. Размер музыки – четыре четверти. Но в период возрастания темпа, он превращается в 2/4. В таком ритме проще делать прыжки и двигаться быстрее.

Летом 2012 года в Волосе в результате запланированной акции, более 5500 греков, в возрасте от 13 до 90 лет, выстроились в своеобразный хоровод сиртаки. Это был очередной рекорд для книги Гиннесса под светом Луны, который по масштабам и количеству участников стал единственным в мире. Хореографические па длились ровно 5 минут, а танцорами стали жители Волоса, Афин, Салоников, Ларисы, Трикалы, островитяне. Присоединилась и команда Греции по синхронному плаванию.

Греки никогда не изменяют своим национальным традициям. Каждое празднество или гуляние сопровождается коллективными па. Для туристов это еще одна страничка в греческой культуре. Она настолько самобытная, что аналогов в мире не сыскать. Сама мелодия снискала поклонников по всему миру. Теперь, когда люди слышат зажигательный мотив сиртаки, возникают ассоциации только с Грецией.

Почти все сцены фильма «Грек Зорба» снимали на Крите. Известный остров всегда пользовался особой популярностью у туристов. Это самый крупный остров в греческой республике. Почти каждый турист, прибывший на Крите, стремится приехать в город Ретимно. Он расположен в северной части Крита и, по истине, считается самым красивым из городов. Порт его строили итальянцы.

От легенды к легенде

Крит наполнен легендами. Считается, что на этом острове был рожден Зевс – повелитель богов. Именно поэтому пещера Дикти пользуется популярностью среди туристов. В ней, принявший облик вола, Зевс прятал от посторонних глаз похищенную Европу. И Ариадна бывала здесь. Ее клубочек проложил Тесею путь из запутанных ходов лабиринта, где обитал всем известный Минотавр.

А как же сиртаки? Что здесь еще связано с ним, кроме снимавшегося кино? Приветливые греки никогда не будут отрицать культурных традиций других народов, но и свои берегут не меньше, чем представители других национальностей. Отличительная черта греков – повседневное следование народным обычаям. Они привыкли шумно приветствовать друг друга, и громко разговаривать на улице. В этом они немного схожи с итальянцами.

Но при этом жители Крита и Греции, в целом, довольно спокойны и абсолютно наивны. Их размеренная жизнь так напоминает тот самый сиртаки. Медленные, плавные движения, вразвалку, не спеша. Но когда нужно поторопиться или оказать почести соседу, тут они напоминают муху в период полета.

Говорят эти люди в повседневности негромко, но иногда от шума их голосов все бледнеет вокруг. Они полны эмоций, жестикулируют. Такой темп плавно сменяет их философское, созерцательное отношение к жизни.

Примерно в 2 часа дня греки приступают к традиционному отдыху. Сиеста длится 3-4 часа. В этот период они кушают и спят, а после на работу больше не выходят. К вечеру собираются в тавернах, где слушают приятную музыку, пьют прохладительные или даже горячительные напитки и в порыве эмоций, танцуют. Что бы вы думали? Конечно сиртаки. Коллективные хореографические па невозможно остановить.

Самые интересные достопримечатель ности Крита находятся в нескольких шагах или километрах от отелей. Транспорт ходит хорошо. Здесь есть рыбацкие поселения, посетив которые ни один турист не останется недовольным. Почти в каждом городе расположены церкви, крепости, музеи и даже мечети. Вечером, когда молодежь заполняет таверны, становится совсем весело, и все танцуют зажигательный сиртаки.

Сиртаки и бузуки

Бузуки – это народный струнно-щипковый инструмент греков. Он очень похож на лютню. Бузуки намного старше современного танца сиртаки. Корни инструмента — в далекой древней Греции. Он происходит от кифары. Более всего бузуки распространен на Кипре, хотя популярен по всей Греции.

Раньше играли на трехструнных двойных или даже тройных бузуки. Но сейчас инструмент чаще четырёхструнный (каждая из струн двойная). Он был возрожден как раз во времена появления сиртаки, в 60 годах прошлого века. Долгое время бузуки не признавали, но только в сочетании со всеми известным танцем он приобрел новую популярность. Сейчас сиртаки уже невозможно представить без сопровождения колоритных, насыщенных тонов струнно-щипковог о инструмента.

На этом греческие культурные традиции не заканчиваются. Прекрасное сочетание сиртаки и бузуки только набирает обороты. Представители этой национальности очень почитают веселье. Даже во времена кризиса греки придумали такую поговорку: «Бедность любит веселое времяпрепровожде ние». Они не пьют много спиртного. Прекрасным допингом считается исполнение сиртаки. Он – главная составляющая коктейля веселья.

Бузуки и другие колоритные национальные достопримечатель ности Греции можно легко увидеть повсюду. Веселье разворачивается ближе к ночи. Зайдя в любой из баров, места в которых желательно бронировать заблаговременно, к услугам туристов мелодии, исполняемые на бузуки. Работают ночные центры, таверны.

Туристы услышат не только национальные мотивы. Доведется познакомиться с итальянскими и турецкими песнями и танцами. Программы в барах и развлекательных центрах разные. Звучит современная и народная музыка. Летом 2015 года в Греции повсеместно отмечали 90-летие своего национального героя, композитора Микиса Теодоракиса. Напомним, это его перу принадлежит известная мелодия сиртаки. В числе прочего запомнились и симфонии в исполнении оркестров, балеты, аранжировки народных мотивов, камерные произведения.

В барах и тавернах Греции можно увидеть и экскурсии, в числе которых довольно молодые люди. Разумеется, они изучают все достопримечатель ности в сопровождении гида и своих школьных педагогов. Спиртного экскурсанты не употребляют, они приходят посмотреть на танцующих сиртаки и сами не прочь поучаствовать в нем.

В ходе музыкальной программы широкое распространение получила в Греции традиции осыпать гостей цветами. Корни ее — в древнейших празднествах и гуляниях. Если исполнитель очень понравился, или в компании есть человек, которого хотелось бы осыпать цветами, можно купить поднос с бутонами гвоздик.

При посещении подобных заведений для местных жителей и туристов, дресс-кода нет. Даже всем известный танец сиртаки танцуют, не переодеваясь в национальные костюмы.

Смотрите также

Культурология Древней Греции

История одного дня.Афины

Святой Монастырь Симонопетра

Симонопетров монастырь (“Симонопетра” или “Симонос Петра” означает по-гречески “Симонов камень”), расположенный на западной стороне Афонского полуострова, занимает сегодня тринадцатое место в иерархии двадцати главенствующих монастырей. В 1394 году, согласно Третьему Типикону Святой Горы, обитель занимала двадцать третье место. Во время турецкого владычества очень распространённым было укороченное название монастыря, “Симопетра”.

Загадка Фракийского всадника

Греческая земля овеяна многими мифами и легендами. Некоторые из них продолжают жить и сегодня, пройдя долгий и тернистый путь исторических перипетий. Еще в 4-м веке до н. э. во Фракии был распространен культ загадочного Фракийского всадника, которому поклонялись не только местные воинственные племена, но также римляне и греки. Ученые проводят весомые параллели между культом Фракийского всадника, культом героев в Элладе и кельтскими мифами.

Греческие танцы. Сиртаки, хасапико, зейбекико и другие

Танец – это возможность выразить свою душу в пластике. Движения, позы исполнителя рассказывают о его чувствах и переживаниях. Народный танец – это родоначальник всех остальных видов этого искусства. В каждой местности свои ритмы, движения, позы, костюмы и так далее. Греческие танцы на своей родине популярны настолько, что их танцуют даже на дискотеках. Им обучают даже туристов, приехавших на отдых.

Греческие танцы

Давайте познакомимся с ними ближе. Греческие танцы очень похожи на румынские, украинские и молдавские. Популярны они не только у самих представителей этого народа, но и во многих других странах их с удовольствием танцуют. Греческая музыка и танцы изучаются во многих европейских и американских университетах. И даже исполняются вживую ансамблями с использованием бузуки. Это греческий народный инструмент, похожий на мандолину, который с лёгкостью сочетается с любым другим: аккордеоном, гитарой, фортепиано и так далее. Звук его скромный и томный. В Греции существовало огромное количество танцев – больше 200. Они разделялись на 5 групп: обрядовые, священные (исполняли во время проведения жертвоприношений), сценические, домашние и гражданские (их танцевали на общественных праздниках). В Древней Греции танец считался подарком от Богов, который соединяет духовную и физическую красоту. Муза Терпсихора призвана научить душу и тело правильно сочетаться друг с другом.

Миру известны следующие греческие танцы (названия):

  • Сиртаки.
  • Сиртос.
  • Хасапико.
  • Зейбекико.
  • Карагуна.
  • Клефтикос.
  • Хора.
  • Каламатианос.
  • Тсамикос.
  • Лазос.
  • Стиакос.
  • Тик.
  • Микраки.
  • Сера.
  • Аноянос.
  • Клистос.
  • Тризали.
  • Адихристос.
  • Руматьяни.
  • Омал.
  • Зерводексос.
  • Рембетико.
  • Суста.
  • Тригона.
  • Апаномеритис.
  • Суета.
  • Пидихтос.
  • Хасапосервикос.
  • Ангальястос.
  • Зонарадикос.
  • Ангальястос.
  • Тсифтетели.
  • Катсипадьянос.
  • Педозалис.
  • Приньотис.
  • Баллос.
  • Приньянос.
  • Калон кориц.
  • Цаконикос.
  • Кофтос.
  • Ста триа.
  • Карсималас.
  • Погонисьос.
  • Котсари.
  • Цифтэтэли.
  • Ираклиотико Кастрино Малевизиотис.
  • Сиганос.
  • Коц.
  • Цамикос.
  • Каламатьянос.

Сиртаки

Самый известный и популярный греческий танец – сиртаки. Однако он вовсе не народный и существует не так давно. Создан он был в 1964 году. Музыку к нему написал Микос Теодоракис. Он использовался в голливудском фильме «Грек Зорбас».

Греческий танец сиртаки – это смесь сиртоса и хасапико. В нём сочетаются различные движения: медленные и быстрые, резкие и плавные, скольжение ног без отрыва от пола и прыжки. Сегодня сиртаки является туристическим брендом и исполняют его во всём мире. Название танцу придумал актёр Энтони Куинн, который исполнял главную роль в фильме «Грек Зорбас». Возможно, это уменьшительная форма от названия греческого народного танца сиртос.

Танцуют сиртаки группой. Исполнители стоят в линию, а иногда в кругу. Вытянутые руки танцующие кладут на плечи соседей справа и слева. Темп сначала медленный с постепенным нарастанием. По ходу танца меняется размер с 4/4 на 2/4. Иногда сиртаки включают в себя прыжки. Ещё этот танец называют «Зорбас». Движения его просты, но когда темп становится быстрым, то шаги даются с трудом и, чтобы успевать выполнять их, необходимы ловкость и практика. Сиртаки учат во всех танцевальных школах мира.

Хасапико

Греческий танец хасапико похож на румынскую хору и на русские казачьи пляски. Это один из самых основных и древних ритмов. Зародился он ещё в эпоху Византии. Название переводится, как «танец мясника». Зародился хасапикос в Константинополе. В том районе, где он появился, жили мясники. Хасапикос всегда исполняется под пение. Изначально этот танец исполнялся с оружием. Исполнители, стоящие в первом ряду, держали в руках палки, ножи и хлысты, во втором ряду – мечи.

Танцует хасапико группа из мужчин и женщин. Солиста в этом танце нет. Раньше мужчины танцевали хасапико, надев кепку, у которой был поднят козырёк. Есть несколько разновидностей этого танца: политико, вари-арго и хасапосервико. Считается, что хасапико – это танец воинов. Исполнялся он избранными отрядами. Движения были очень простыми, изображали выходящего на поле битвы воина, который сражается с врагом и одерживает победу. Хасапико использовался ещё и для того, чтобы солдаты научились двигаться бесшумно.

Зейбекикос

Этот греческий народный танец зародился в Древней Фракии. Название его произошло от названия солдат – зембекидов. Их потомки пришли в Грецию после катастрофы и принесли с собой этот древний танец предков. Исполняли зейбекикос только мужчины. Это единственный, известный миру сольный греческий танец. Шаги в нём всегда построены на импровизациях. У исполнителя есть возможность выразить себя. Танец зейбекикос в древние времена сопровождался демонстрацией оружия.

Сиртос

Многие греческие танцы построены на одном из основных ритмов – сиртос. Он самый древний. Его исполняют группами, преимущественно на свадебных торжествах. Слово «сиртос» переводится как “тянуть, ползти”.

Карагуна

Есть такие греческие танцы, которые исполняют исключительно женщины. Например, карагуна. В большинстве случаев его танцуют только представительницы прекрасной половины человечества. Хотя в некоторых греческих общинах их исполняют смешанные группы. Название «карагуна» переводится, как «чёрное пальто». Этим словом называли фермеров из Фессалийских равнин. По какой причине им досталось такое прозвище – неизвестно, поскольку в чёрных пальто они никогда не ходили. Танец начинается с быстрого темпа и постепенно к концу перерастает в сиртос.

Другие танцы

Клефтикос – танец партизан. Он использовался для отдыха, а также для военной подготовки. Название происходит от слова «клефты», то есть «партизаны». Зародился этот танец в глубокой древности – в эпоху, когда шла борьба греков с Оттоманской империей.

Каламатианос – один из самых популярных в Греции. Это разновидность сиртоса. Танец этот исполнялся под песни. В большинстве из них пелось о городе Каламата, от которого и произошло название.

Тсамикос – этот танец имеет много вариаций. В разных районах Греции его исполняют по своему. Движения танца, его стиль, форма, духовная составляющая – отражают привычки и характеры жителей каждой местности.

Народный танец греции

Оргиастические танцы в честь бога плодородия Диониса постепенно сложились в определенную церемонию – дионисию. Для них специально обучались танцовщицы, изображавшие менад, и танцоры, изображавшие сатиров; в соответствии с мифом это была свита Диониса. Общий танец – дифирамб, исполнявшийся в дионисийских празднествах, стал источником древнегреческой трагедии. У танца, развивавшегося в рамках древнегреческой трагедии, наблюдается несколько периодов, соответствующих разным этапам развития самой драматургии. Танец в составе трагедии (эммелия) был достаточно медленным и величественным, а жесты в нем (хирономия) – широкими, крупными, легко воспринимавшимися публикой на больших аренах, где ставились трагедии. Танец в старой комедии назывался кордаком и был, в соответствии с духом представления, разнузданным и неприличным. Танцор вертел животом, ударял себя по пяткам и ягодицам, прыгал, бил себя в грудь и по бедрам, топал ногами и даже колотил партнера. Сикиннис – пляска сатиров, насыщенная акробатическими элементами, превзошла кордак в откровенном бесстыдстве. С распространением христианства оба танца исчезли. Любимым развлечением древних греков были трапезы в дружеском кругу – симпозиумы. В них принимали участие профессиональные танцоры. Росписи греческих ваз изображают куртизанок (гетер), танцующих под звуки флейты, в то время как зрители наблюдают за танцем и даже присоединяются к нему.

Танцы Северного Кипра. В народной культуре Кипра есть 5 видов традиционных танцев: Karsilamas, Sirtos, Zeybeks, Ciftetellis & Arabiyes и Topical Dances.

Karsilama, что переводится с турецкого как «лицом к лицу» – один из самых экспрессивных парных танцев. Karsilamas-мужчина старается поразить воображение своей партнерши, демонстрируя свои способности вертеться волчком, пружинисто подпрыгивать высоко вверх, а также эффектно падать перед дамой на колени. При этом ступни, а иногда и ладони танцоров непрерывно отбивают ритм о землю, следуя за меняющимся рисунком музыки.

Sirtos – любимейший танец киприотов, проверяющий крепость настоящей дружбы. Когда один из танцоров начинает исполнять более сложные движения, рискуя потерять равновесие, его сосед прекращает свой танец и становится надежной опорой для друга. Один из основных ритмов, на котором основаны народные песни – Sirtos. Это самый древний танец. Первый танцор ведет остальных. Это основной групповой танец, который греки исполняют на свадьбах. На древней керамике можно увидеть воинов, которые танцуют сиртос. Сохранилась надпись (примерно 300 г. н.э.), где говорится, что Sirtos -самый патриотический танец.

Zeybeks – танец неторопливый, наименее травматичный способ для мужчины показать свою стать, храбрость и силу личного обаяния. Танцоры исполнены чувства собственного достоинства, гордо держат королевскую осанку, очаровывая женщин своим благородным видом.

Ciftetellis или Arabiyes – женщинские танцы. В своих грациозных движениях охотницы используют весь арсенал женского оружия: стреляют глазами, покачивают головами, взмахивают волосами, поводят плечами, играют бедрами.

Topical Dances – яркие танцы–подражания окружающему миру: повадкам животных, силам природы; эти танцы также символически изображают различные обряды, любовные истории, смертельные схватки.

Сиртаки (греч. συρτκι) — популярный танец греческого происхождения, созданный в 1964 году для фильма «Грек Зорба». Он не является народным греческим танцем, однако представляет собой сочетание медленных и быстрых версий хасапико — старинного танца мясников, одним из символов Греции. Он был создан специально к фильму “Грек Зорба”. Греческий композитор Микис Теодоракис написал для фильма “Грек Зорба” музыку, взяв за основу традиционный танец сиртос, распространенный на островах Эгейского моря. Исполнитель роли Алексиса Зорбаса – Энтони Куин – незадолго до съемок повредил ногу и не смог танцевать быстрый сиртос. В результате на свет родился танец сиртаки – “маленький сиртос”. Он начинается в медленном темпе, который затем все убыстряется и убыстряется. Музыка так понравилась грекам, что сиртаки немедленно стал настоящим народным танцем.

Сиртаки танцуют, стоя в линию или, реже, встав в круг, и положив руки на плечи соседей. Размер — 4/4, темп возрастающий, и часто в быстрой части танца размер меняется на 2/4. Сиртаки начинается с медленных, плавных движений, постепенно переходящих в более быстрые и резкие, нередко включающие прыжки и скачки.

Традиционные танцы – это незамкнутый хоровод, в котором все держатся за руки. Возглавляет круг один человек – ведущий. Он выполняет довольно сложные танцевальные фигуры, всевозможные прыжки и кульбиты, требующие немалой сноровки и хорошей физической подготовки. Все остальные делают так называемые “шаги” – менее сложные движения, которые не так уж и трудно выучить.

В работе «Искусство танца его теория и практика» Лесли Кленденен излагает греческую систему танца основанную на шести фундаментальных позициях, которые являются основными позами человеческого тела. Они изменяются и вращаются, как предоставлено на рисунках ниже, вызывая каждую часть тела, двигаться одинаково. В Греции составлен Алфавит Греческого Танца, освоив который, каждый имеет возможность составлять собственные танцы. В Греческих танцах особое внимание уделяется нагрузке ног для балансировки. Ниже предоставлены Шесть Оригинальных Греческих Позиций.

Читайте далее: