Музы аполлона имена и их значения
Аполлон и его музы
Древнегреческая мифология повествует, что весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хоровод с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины, — постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа — муза эпической поэзии, Эвтерпа — муза лирики, Эрато — муза любовных песен, Мельпомена — муза трагедии, Талия — муза комедии, Терпсихора — муза танцев, Клио — муза истории, Урания — муза астрономии и Полигимния — муза священных гимнов. Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению.
Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется в сонме богов на светлом Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, тогда замолкает все на Олимпе. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках громовержца Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел Зевса опускает свои могучие крылья и закрывает свои зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам кифары, тогда светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты, вечно юная Афродита, Арес с Гермесом — все участвуют в веселом хороводе, а впереди всех идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида. Залитые потоками золотого света, пляшут юные боги под звуки кифары Аполлона.
Каллиопа «прекрасноголосая» · муза эпической поэзии и науки, она выдается меж всеми другими музами. Изображалась в виде девушки с вощеной табличкой и отилем — заостренной грифельной палочкой для начертания букв — в руках. «Песни времен героических в книге хранит Каллиопа», — писал древнеримский поэт Авсоний.
Сыновьями Каллиопы и Эагра (или Аполлона) были знаменитые певцы Лин и Орфей. По некоторым источникам, ее сыном также считают фракийского героя Реса, убитого под Троей Диомедом.
Клио, Клия· одна из девяти олимпийских муз, муза истории, та, «которая прославляет». В представлении древних, девушка со свитком из папируса и грифельной палочкой в руках: очевидно, в свитке хранилась летопись былых времен. О Клио известно, что она влюбилась в Пиера, сына Магнета, и родила сына Гиацинта.
Мельпомена· муза трагедии (греч. «поющая»). Сначала Мельпомена считалась музой песни, затем печальной песни, а впоследствии она становится покровительницей театра вообще, олицетворением трагического сценического искусства. Мельпомена изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов). От бога реки Ахелоя родила сладкоголосых сирен, прославившихся своим пением.
Полигимния, Полимния· сначала муза танца, потом пантомимы, гимнов, серьезной гимназической поэзии, которой приписывают изобретение лиры. Полигимния помогала «запомнить схваченное». Имя Полигимнии указывает на то, что поэты приобрели созданными ими гимнами бессмертную славу. Изображалась в виде закутанной в покрывало девушки в задумчивой позе, с мечтательным лицом и со свитком в руке.
Талия, Фалия· одна из девяти дочерей Зевса и Мнемосины, покровительница комедии и легкой поэзии. Изображалась с комической маской в руках и венком плюща на голове. От Талии и Аполлона родились корибанты. Зевс, превратившись в коршуна, взял Талию в жены. Из страха перед ревностю Геры муза скрылась в надрах зели, где от нее родились демонические существа — палики (в этом мифе она именуется нимфой Этны).
Терпсихора· считалась музой хорового пения и танца, изображалась в виде молодой женщины в позе танцовщицы, с улыбкой на лице. На голове у нее был венок, в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Она — «наслаждающаяся хороводами».
По одному из вариантов мифа, Терпсихора родила от бога реки Ахелоя сирен. Существует миф, по которому она — мать певца Лина (по другой версии его мать — Урания). Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога — плющ (о чем гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре).
Урания· муза астрономии, девушка с глобусом и циркулем (или указательной палочкой) в руках, в других вариантах мифа считалась воплощением возвышенной, небесной любви. По некоторым версиям, мать певца Лина, которого родила от Аполлона.
Эвтерпа· муза-покровительница лирической поэзии, обычно изображалась со сдвоенной флейтой в руке. Ее сыном от бога реки Стремон считался Рес, герой, погибший от руки Диомеда под стенмаи Трои.
Эрато· одна из муз, ей отводилась роль покровительницы лирической и любовной поэзии. Изображалась с кифарой в руке.
9 муз Древней Греции
У любвеобильного громовержца Зевса, было много детей. У богини памяти Мнемосины от Зевса родилось 9 дочерей – муз. По другой версии их матерью была богиня Гармония.
Девять муз древней Греции
Музы сопровождали лучезарного Апполона, пели песни и водили хороводы, а также являлись покровительницами разных сфер и искусств, им предписывали дар ясновидения. Считалось, что музы проживают на священной горе Парнас. Муза переводится с греческого – мыслящая. Люди поклонялись музам в храмах, выстроенных для них — мусейонах, отсюда и название музея. Слово «музыка» также является производным от музы, в Греции термином назывались не только искусства, но и науки. Всегда юные музы древней Греции, имена их отражали области, которым они покровительствовали.
Имена 9 муз древней Греции
В классическом варианте существовало девять муз древней Греции имена: Каллиопа, Мельпомена, Клио, Талия, Эвтерпа, Полигимния, Эрато, Терпсихора, Урания. Существуют и вариации, в зависимости от источников. Например, Плутарх считал, что существуют три музы: Гипата, Нэса и Мэта.
Каллиопа – покровительница эпической поэзии. Самая почитаемая из сесетер, спутница и покровительница царей. Каллиопа переводится как прекрасноголосая. От союза с Апполоном у Каллиопы родился Гомер и сладкоголосый Орфей. Также считается матерью сирен. Каллиопа учила петь Ахилла и вершила суд между Афродитой и Персефоной. В руках Каллиопы восковая табличка и стилос. Каждая муза имеет свой особенный атрибут, отличавший ее от сестер. Для формирования полной картины вы можете набрать запрос, в вашем поисковике: «Музы картинки древней Греции». Веб-ресурсы предоставляют как изображения древних скульптур, так и рукописные портреты.
Эвтерпа – муза лирической поэзии и музыки. Атрибут Эвтерпы – флейта и цветочный венок. Была самой женственной музой, стихи, написанные Эвтерпой, жители Олимпа, слушали бесконечно, так они были великолепны.
Мельпомена – муза трагедии. Изображалась в лавровом венке и драматическом облачении – мантии, с трагедийной маской и мечом в руках. От союза Мельпомены с Ахелоем родились сирены. По одной из легенд две из них решили соревноваться в искусстве пения с музами, но проиграли, за что были казнены. Мельпомена стала вечно их оплакивать, как и людей, непокорных богам. Символом этого считается меч, а на некоторых изображениях он заменен палицей – неминуемого наказания тому, кто перечит Богам.
Талия – муза легкой поэзии и комедии. Изображалась в скульптуре и на картинах с комедийной, улыбающейся маской в руках. Мельпомена является противопоставлением Талии. Вечно скорбящая Мельпомена и жизнерадостная, оптимистичная Талия. У обеих маски в руках – отражение, что человеческая жизнь – это театр богов. Олимпиец Зевс обольстился красотой и жизнерадостностью Талии. Зная, что гнев Геры – супруги Зевса безграничен, она попросила убежища у Аида – культа подземного царства.
Клио – муза истории. Считалось, что Клио сохраняет на своих свитках любые события, происходящие в мире, даже незначительные. В древних мифах, описывается конфликт музы с богиней Афродитой. Клио осудила богиню за любовные отношения с Дионисом, сама же муза любви не знала. Для того чтобы ее проучить, Афродита приказала сыну Эросу пустить любовную стрелу в Клио, а в Пиерона, стрелу убивающую любовь. Так Клио познала самое высокое чувство. На изображениях муза истории традиционно с пергаментом.
Эрато – покровительница любовной поэзии. Изображалась с лирой или тамбурином. Она изображалась с розами, вплетенными в волосы. Согласно легенде, на одной из свадеб Эрато заскучала, она протянула свою лиру слепому музыканту, тот заиграл мелодию и все присутствующие на свадьбе почувствовали непреодолимое желание никогда не расставаться. Так появилась музыка для брачных торжеств.
Терпсихора — символизировала танцы. Атрибут-лира. Танец Терпсихоры – это единение души и телесной оболочки.
Полигимния – сочинительница и покровительница гимнов. В мусейонах дары к ногам Полигимнии складывали ораторы. Она придает тексту оратора пламенность и складность.
Урания – покровительствует астрономии. В руках Урания держит глобус, расстояние на котором измеряет циркулем. Урания покровительствовала не только небесным наукам. Она является мудрейшей дочерью громовержца, естественно, после Афины.
Различные варианты того как именовались музы древней Греции википедия отображает в полной мере. Музы покровительствовали только тем, кто имел чистые помыслы. Они были добры, прекрасны и не отказывали в помощи страждущим. Но если их разозлить, гнев дочерей Зевса был страшен. Существует легенда о девяти царских дочерях, соревновавшихся в пении с Каллиопой. Конечно, смертные проиграли, но проигрыш признать не захотели и строили склоку, за что были превращены в сорок.
Музы древней Греции: презентация
Музы аполлона имена и их значения
мусы (Μοΰσαι, «мыслящие»), аониды, аонийские сестры, парнасиды, касталиды, ипокрениды, пиэриды (прозвища от мест обитания М.), в греческой мифологии дочери Зевса и Мнемосины. М.- богини поэзии, искусств и наук, девять сестёр, рождённых в Пиэрии и носящих имя «олимпийские» (Hes. Theog. 52-54, 915-917; Hymn. Нош. Ill 429 след.). Их имена: Каллиопа, Клио, Мельпомена, Эвтерпа, Эрато, Терпсихора, Талия, Полигимния, Урания; все они, за исключением У ранни («небесная») и Клио («дарующая славу»), указывают на связь с пением, танцем, музыкой, наслаждением. Эти олимпийские М. восходят к архаическим М.- хтоническим существам. По сообщению Павсания, первыми, кто почтил М. и принёс им жертвы на Геликоне, были не поэты и певцы, а страшные великаны алоады — От и Эфиальт. Они ввели культ М. и дали им имена, считая, что М. только три: Мелета («опытность»), Мнема («память»), Аойда («песня»). С течением времени из Македонии прибыл Пиэр (по имени которого была названа гора), он установил число М. (девять) и дал им имена. Поэт Мимнерм утверждал, что были старшие М.- дочери Урана (неба) и Геи (земли) и младшие — дочери Зевса (Paus. IX 29 1-5).
О хтоническом прошлом М. свидетельствует также то потомство, которое М„ будучи дочерьми земли Геи, рождали и от Зевса, и от Аполлона. От Зевса и Каллиопы [(Strab. X 3, 19), по другой версии,- от Талии и Аполлона (Apollod. I 3, 4)] родились корибанты. Детьми зооморфического Зевса-коршуна и Талии были сицилийские палики. От брака Мельпомены и речного бога Ахелоя рождаются сирены. — миксантропические чудовищные существа, своим пением привлекающие путников и пожирающие их (Apollod. I 3, 4). Архаические М. назывались «бурные», «неистовые» (греч. thoyrides, одного корня с лат. furia), как об этом сообщает Гесихий (v. thoyrides). М. именовали кормилицами Диониса (Eustath. 1816, 4) и спутницами его странствий (Diod. IV 4), подобно менадам. М. и менады иногда ставятся в один ряд (напр., царь Ликург был наказан Дионисом за преследование менад и М., Soph. Antig. 962 след.). В геликонской надписи сопоставляются Терпсихора и Дионис Бромий, ей присущи дар вдохновения и плющ, ему — умение чаровать и флейта. Орфей, установивший мистерии Диониса, сын Каллиопы и Эагра (Apollod. I 3, 2-3). Певец Лин. сын Каллиопы (или Урании) и Амфимара, сына Посейдона. Бурных и экстатических М. возглавлял Дионис Мусагет — «водитель М.». Диониса Мельпомена (CIA III 274) почитали в Ахарнах (Paus. I 31, 6), он, подобно Аполлону, вел за собой хороводы (I 2, 5). М. жестоки и сурово наказывают каждого, кто осмелится с ними соперничать. Они ослепили и лишили дара пения и игры на кифаре Фамирида (Apollod. I 3, 3).
Олимпийские М. классической мифологии — дочери Зевса, они обитают на Геликоне, воспевая все поколения богов — Гею, Кроноса, Океана, Ночь, Гелиоса, самого Зевса и его потомство, т. е. они связывают прошлое и настоящее. Им ведомо прошлое, настоящее и будущее. Они покровители певцов и музыкантов, передают им свой дар. Они наставляют и утешают людей, наделяют их убедительным словом, воспевают законы и славят добрые нравы богов. Классические М. неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира (Hes. Theog. 1-103).
Функции М. постепенно разграничивались по мере дифференциации искусств, и в эллинистическую эпоху М. превратились в символические образы: Эрато — М. лирической поэзии с лирой в руках, Эвтерпа с флейтой сопровождает лирическую песнь, Каллиопа — М. эпической поэзии и знания со свитком и палочкой для письма, Клио — М. истории с теми же атрибутами, Мельпомена — М. трагедии с трагической маской и венком из плюща, Полигимния — М. серьёзной гимнической поэзии, Терпсихора — М. танца с лирой и плектром Талия — М. комедии с комической маской, Урания — М. астрономии с небесным сводом и циркулем. Выступают М. обычно под водительством бога искусств Аполлона, получившего имя Мусагет (I 2, 5).
Лит.; Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского городского педагогического института им. Ленина», 1953. т. 72, в. 3, с. 37- 40; его же. Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957, с. 306-13; Воуаnсе Р., Le culte des muses chez les philosophes grecs, P.. 1937; Curtiue Е. R., Die Musen, в его кн.: Europäischen Literatur und lateinisches Mittelalter, 2 Aufl., Bonn, [I954], s. 235-52; Otto W. В.. Die Musen und der göttliche Ursprung des Sin-gens und Sagens, [Düsseldorf — Köln, 1955].
А. Ф. Лосев.
Музы Древней Греции: имена
Чем было были бы современные искусство и культура без великого наследия прошлого? Без возвышенного ренессанса, строгого классицизма и, конечно, прекрасной античности, ставшей своего рода отправной точкой в истории творчества всего человечества?
Именно античные каноны стали для нас классическими, наиболее возвышенными и полными. Мифология же древних Греции и Рима все еще поражает своим богатством и величием пантеона, разнообразием сюжетов и образов. Пожалуй, в мире не найдется человека, который не имел бы представления о Зевсе – величайшем из богов Олимпа. Или, к примеру, о Гефесте.
Помнит человечество и прекрасных нимф, наяд и нереид, а что говорить о героях, ярким примером которых можно назвать великого Геракла?
Между небом и землей
Конечно, между недостижимой вершиной божественности и земным существованием была практически непреодолимая пропасть, однако существовали и те, кто находился в мире промежуточном, соединяя между собой два космоса: земной и божественный. Роль эту выполняли музы Древней Греции, о которых и пойдет далее речь.
Кто такие музы
Прежде всего следует отметить, что, несмотря на довольно тесный контакт с миром земным, музы все же имели происхождение божественное. Все девять сестер были рождены богиней Мнемозиной от верховного бога Зевса.
Рожденные от такого союза, 9 муз Древней Греции представляли собой некий мост между прошлым и настоящим: первым пантеоном (возглавляемым Кроносом) и вторым, на вершине которого стоял великий Зевс.
Чем занимались музы
Как и все в этом мире, судьба и предназначение муз с течением времени изменялись. Если обратиться к мифологии, можно обнаружить, что современное понимание этих неземных созданий значительно отличалось от нынешнего.
Сегодня музы Древней Греции воспринимаются исключительно как некие вдохновительницы. Особенно следует подчеркнуть тот факт, что на сегодняшний день контакт с этими существами приписывается только деятелям искусства (художникам, поэтам, режиссерам). На самом же деле существовали и музы-покровительницы наук, о которых человечество благополучно позабыло.
Изначально же 9 муз Древней Греции должны были даровать людям столь необходимое убедительное слово, наставлять их на путь истинный и утешать в минуты отчаяния. Кроме того, к предназначению их относилось, конечно, воспевание добрых нравов богов, существовавших от сотворения мира.
Со временем музы Древней Греции стали выполнять меньшие функции, приобретая все более и более символический характер.
Кое-что о предводителе муз
Прежде чем говорить о самих музах, следует рассказать об их предводителе, поскольку именно он, возможно, стал причиной того, что имена девяти муз Древней Греции теперь упоминаются только в непосредственной связи с искусством.
Главенствовал над музами никто иной, как сын Зевса и богини Лето Аполлон. В сознании современного человечества именно этот представитель древнегреческого пантеона является воплощением красоты, изящества и возвышенности.
Возможно, именно благодаря богу Солнца имена муз Древней Греции и стали ассоциироваться исключительно с искусством. Справедливости ради следует отметить, что сам Аполлон, помимо изящных искусств, покровительствовал и медицине в том числе, однако в современном мире этому придается не особенно большое значение.
Такие разные сестры
Если обратить внимание на мифы Древней Греции, музы в основном фигурируют в них как некое единство, одно явление. Тем не менее это совершенно не говорит о том, что между собой они ничем не различались.
На самом деле каждая из муз играла особенную роль, выполняла строго определенные функции, покровительствовала конкретному явлению.
Как уже говорилось ранее, в греческой мифологии зафиксированы свидетельства существования девяти муз.
Чему покровительствовали
В самом общем виде сферу влияния девяти муз можно разделить на три значительных сектора: науку, поэзию и музыку и, наконец, театр. Конечно, такое деление не является полноценным и дает лишь смутное представление о таком божестве, как муза.
Обращаясь к конкретике, отметим, что древние греки были очень внимательны к различным деталям, обстоятельствам, тонкостям, которые современному человеку показались бы незначительными. Все античное искусство поражает четкостью и строгостью форм.
Неудивительно, что этот же подход греков был применен и к музам. К примеру, у эпической и лирической поэзии были отдельные покровительницы. То же самое касалось трагедии и комедии.
Теперь, когда мы в общих чертах разобрались в том, чему покровительствовали музы Древней Греции, поговорим о каждой из них отдельно.
Муза истории
Как уже говорилось ранее, в античном мировоззрении музы отвечали не только за искусство, но и за науку. История, к примеру, была областью влияния музы Клио, которая чаще всего изображается в лавровом венке, со свитком и палочкой для письма в руках.
Точно так же, как и другие музы Древней Греции, Клио занималась конкретной деятельностью, а именно фиксацией всех великих подвигов, свершавшихся как в земном, так и в божественном мире. Свиток, который она держит в руках на всех изображениях, необходим для того, чтобы муза моментально могла запечатлеть случившееся в истории.
Муза астрономии
Греки издревле интересовались миром окружающим, в особенности это касалось космоса, который для них имел куда большее значение, чем для современного человека.
В силу этого астрономия считалась одной из самых важных наук, которую изучали в обязательном порядке наряду с математикой и, к слову, музыкой. Исходя из этого, совершенно не удивительно, что среди 9 муз Древней Греции нашлось место для Урании – покровительницы астрономии.
Изображалась эта муза с циркулем и небесным сводам в руках, что в максимальной мере отражало ее предназначение.
Муза эпической поэзии и знаний
Если взглянуть на фото, музы Древней Греции довольно похожи между собой. Так, покровительницу истории Клио неискушенный может легко спутать с Каллиопой, которая также традиционно изображается со свитком и палочкой для письма.
В отличие от своей сестры, Каллиопа покровительствует эпической поэзии и знанию. Возможно, этим и обусловлено внешнее сходство, ведь именно эпическое произведение древней Греции невозможно представить без положенного в основу сюжета исторического события. В данном случае речь идет не обязательно о реальном факте истории – освещению может подлежать и вымышленный факт.
Музы лирики
Наряду с эпической поэзией существовала, конечно, и лирическая. Примечательно, что ей покровительствовала не одна, а целых две божественных сестры: Эрато и Эвтерпа.
Эти две музы искусства древней Греции только на первый взгляд покровительствовали одной реалии. Средой воздействия Эрато считалась любовно-лирическая поэзия. Изображалась же она с лирой в руках.
Что же касается ее сестры Эвтерпы, то у нее к непосредственно лирической поэзии добавлялась еще и музыка, а инструментом музы, согласно изображениям и описаниям, дошедшим до наших дней, считалась флейта.
Еще одна музыкальная муза
Значимость для древних греков музыки можно запросто определить хотя бы по количеству муз, которые ей покровительствовали. Так, наряду с перечисленными ранее, существовала еще и Полигимния, во власти которой были торжественные песнопения.
Искусство танца
Продолжая перечислять имена 9 муз Древней Греции, обратимся к культу красоты человеческого тела. Повинуясь принципу калокагатии, древние греки чрезвычайно много внимания уделяли искусству танца, поэтому совершенно не вызывает удивления тот факт, что хореографии покровительствовала отдельная муза. Легконогая Терпсихора часто связывалась с культом Диониса, именно поэтому среди ее атрибутов почти всегда можно было увидеть плющ. Чаще всего муза танца изображалась с лирой в руках.
Великий театр древних греков
Сложно представить себе эпоху античности без театра. Именно он во многом стал первой ступенью для развития искусства. Следует отметить, что греческая комедия и трагедия существовали в некотором смысле отдельно друг от друга. Причиной этому служило разделение всего искусства на высокое и низкое. Так, комедия считалась жанром низким и преимущественно связывалась с культом Диониса, в то время как трагедии покровительствовал прекрасный Аполлон.
Что же касается муз, конечно, их было две. Высокая греческая трагедия существовала и развивалась благодаря Мельпомене, а покровительницей комедии для древних греков была муза Талия.
Как выглядели музы
Кое-что о внешнем виде девяти муз уже было сказано, однако не помешает подвести некий итог для того, чтобы впечатление об этих существах было полным.
Если взглянуть на сохранившиеся античные скульптуры или их фото, музы Древней Греции выглядели практически одинаково. Прежде всего это, конечно, прекрасное тело. Принцип калокагатии, о котором говорилось выше, заключался в том, что прекрасное внешне непременно было прекрасно и внутренне. Именно поэтому столь благодушные существа, как музы, попросту не могли иметь неприглядный внешний облик.
Отличались друг от друга они по большей части атрибутами, которые и говорили о «сферах ответственности» божественных красавиц.
Наследие девяти муз
В широком смысле человечеству от муз досталось само искусство. Тем не менее более любопытным кажется тот факт, что небесной красоты создания породили от греческих богов существ, которых вряд ли можно охарактеризовать таким же образом.
Более того, дети муз, согласно мифам, представляли опасность для человека. Сирены, погубившие стольких мореплавателей своим дивным пением, были рождены Мельпоменой от Ахелоя. Другие существа — близнецы Палики, согласно некоторым мифам, были рождены Талией.
Имена муз Древней Греции звучат сегодня не так уж часто, тем не менее само понятие, представление о них сохранилось в памяти человечества навсегда. «Мир спасет красота» — говорил великий Достоевский. А что такое красота, если не искусство, которому всегда покровительствует прекрасная муза?
Музы аполлона имена и их значения
► девять аспектов женской силы Богини;
Богини творческого вдохновения, спутницы Аполлона. Обитают на горе Парнас.
Дочери Юпитера и титаниды Мнемосины (Памяти), которые провели на ложе девять ночей подряд.
Первоначально были нимфами источников, обладающих силой давать вдохновение (Аганиппа и Иппокрена на горе Геликон, Кастальский источник на горе Парнас), потому на картинах, изображающих муз, часто фигурируют фонтаны и источники.
На картинах художников они обычно сопровождают Аполлона или в одиночку представляют то или иное искусство.
Вошедшие в широкий обиход символические образы художественного вдохновения:
«Счастлив тот, кого музы любят: сладкая речь течет с его губ» (Гесиод).
Согласно греческим мифам, они были произведены на свет отцом богов Зевсом и нимфой Мнемосиной (память), чтобы прославлять пением героические подвиги борьбы против доисторических титанов.
Священными горами были Парнас и Геликон; священными источниками — Кастальский у Дельфов («глоток его воды вовлекает поэтов в пение») и «конский источник» Иппокрена; ею своими копытами выбил из скалы крылатый конь Пегас.
В гимназиях «ключом» к запоминанию имен муз было выражение «Клио-Ме-Тер-Тал-Эв-Эр-Ур-По-Кал».
По преданию, первоначально было только три музы, девятка рассматривается как возведенная в степень триада.
В изобразительном искусстве они представлены как молодые женщины в обществе бога Солнца Аполлона
«Так как благодаря музам, благодаря далеко поражающему Аполлону происходит то, что есть на земле певцы и арфисты». (Гесиод).
«Аполлон Мусагет с кифарой в руках и в венце из лавровых веток предводительствует хором муз.
Со временем установились их число — девять, и сфера влияния среди наук и искусств.
Их атрибуты, особенно музыкальные инструменты, изменчивы, что затрудняет их идентификацию.
В XVII—XVIII вв. некоторые музы изображались без атрибутов.
Наиболее постоянны шар и компас Урании и флейта Эвтерпы.
Начиная с XVII в. обычно придерживались атрибутов, которыми наделил их Рипа в своей «Иконологии».
Каллиопа эпическая поэзия труба
дощечка и стиль;
с XVII в. — книги («Илиада», «Одиссея», «Энеида»);
держит лавровый венок.
Клио героический эпос, история
свиток или дощечка и стиль;
с XVII в. книгой может быть «Геродот» или «Фукидид»;
Мельпомена трагедия рог;
с XVII в. меч или кмнжал;
скипетры, лежащие у её ног (сценический реквизит).
Полигимния (Полимния) гимническая поэзия, героические гимны
портативный орган, реже лютня или другой инструмент.
Талия комедия, пасторальная поэзия
небольшая виола, реже — другие инструменты;
с XVII в. — маски.
Терпсихора танец и хоровое пение виола, лира или другой струнный инструмент;
с XVII в. — часто арфа;
увенчана короной из цветов.
Ураная дидактическая поэзия, астрономия
с XVII в. увенчана полумесяцем из звезд.
Эвтерпа музыка, игра на флейте, лирическая поэзия
флейта, часто двойная (авлос);
иногда труба или другой инструмент;
с XVII в. её волосы украшены гирляндой цветов.
Эрато лирическая и любовная поэзия
тамбурин, лира или, реже, треугольник или виола;
с XVII в. у её ног путто.
В греческой мифологии дочери Зевса и Мнемосины. М. — богини поэзии, искусств и наук, девять сестёр, рождённых в Пиэрии и носящих имя «олимпийские» (Неs. Theog. 52-54, 915—917; Hymn. Hom. III 429 след.). Их имена: Каллиопа, Клио, Мельпомена, Эвтерпа, Эрато, Терпсихора, Талия, Полигимния, Урания; все они, за исключением Урании («небесная») и Клио («дарующая славу»), указывают на связь с пением, танцем, музыкой, наслаждением. Эти олимпийские М. восходят к архаическим М. — хтоническим существам. По сообщению Павсания, первыми, кто почтил М. и принёс им жертвы на Геликоне, были не поэты и певцы, а страшные великаны алоады — От и Эфиальт. Они ввели культ М. и дали им имена, считая, что М. только три: Мелета («опытность»), Мнема («память»), Аойда («песня»). С течением времени из Македонии прибыл Пиэр (по имени которого была названа гора), он установил число М. (девять) и дал им имена. Поэт Мимнерм утверждал, что были старшие М. — дочери Урана (неба) и Геи (земли) и младшие — дочери Зевса (Paus. IX 29 1-5).
О хтоническом прошлом М. свидетельствует также то потомство, которое М., будучи дочерьми земли Геи, рождали и от Зевса, и от Аполлона (см. рис.). От Зевса и Каллиопы [(Strab X 3, 19), по другой версии, — от Талии и Аполлона (Apollod. I 3, 4)] родились корибанты. Детьми зооморфического Зевса-коршуна и Талии были сицилийские палики. От брака Мельпомены и речного бога Ахелоя рождаются сирены — миксантропические чудовищные существа, своим пением привлекающие путников и пожирающие их (Apollod. I 3, 4). Архаические M. назывались «бурные», «неистовые» (греч. thoyrides, одного корня с лат. furia), как об этом сообщает Гесихий (v. thoyrides). M. именовали кормилицами Диониса (Eustath. 1816, 4) и спутницами его странствий (Diod. IV 4), подобно менадам. М. и менады иногда ставятся в один ряд (напр., царь Ликург был наказан Дионисом за преследование менад и М., Soph. Antig. 962 след.). В геликонской надписи сопоставляются Терпсихора и Дионис Бромий, ей присущи дар вдохновения и плющ, ему — умение чаровать и флейта. Орфей, установивший мистерии Диониса, сын Каллиопы и Эагра (Apollod. I 3, 2-3). Певец Лин, сын Каллиопы (или Урании) и Амфимара, сына Посейдона. Бурных и экстатических М. возглавлял Дионис Мусагет — «водитель М.». Диониса Мельпомена (CIA III 274) почитали в Ахарнах (Paus. I 31, 6), он, подобно Аполлону, вёл за собой хороводы (I 2, 5). М. жестоки и сурово наказывают каждого, кто осмелится с ними соперничать. Они ослепили и лишили дара пения и игры на кифаре Фамирида (Apollod. I 3, 3).
Олимпийские М. классической мифологии — дочери Зевса, они обитают на Геликоне, воспевая все поколения богов — Гею, Кроноса, Океана, Ночь, Гелиоса, самого Зевса и его потомство, то есть они связывают прошлое и настоящее. Им ведомо прошлое, настоящее и будущее. Они покровители певцов и музыкантов, передают им свой дар. Они наставляют и утешают людей, наделяют их убедительным словом, воспевают законы и славят добрые нравы богов. Классические М. неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира (Hes. Theog. 1 — 103). Функции M. постепенно разграничивались по мере дифференциации искусств, и в эллинистическую эпоху М. превратились в символические образы: Эрато — М. лирической поэзии с лирой в руках, Эвтерпа с флейтой сопровождает лирическую песнь, Каллиопа — М. эпической поэзии и знания со свитком и палочкой для письма, Клио — М. истории с теми же атрибутами, Мельпомена — М. трагедии с трагической маской и венком из плюща, Полигимния — М. серьёзной гимнической поэзии, Терпсихора — М. танца с лирой и плектром, Талия — М. комедии с комической маской, Урания — М. астрономии с небесным сводом и циркулем. Выступают М. обычно под водительством бога искусств Аполлона (см. рис.), получившего имя Мусагет (I 2, 5).
Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского городского педагогического института им. Ленина», 1953, т. 72, в. 3, с. 37 — 40; его же. Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957, с. 306-13; Воуanсй P., Le culte des muses chez les philosophes grecs, P., 1937; Сurtius E. R., Die Musen, в его кн.: Europдische Literatur und lateinisches Mittelalter, 2 Aufl., Bonn, [1954], S. 235-52; Otto W. E., Die Musen und der gцttliche Ursprung des Singens und Sagens, [Dьsseldorf — Kцln, 1955].
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Музы, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 5275 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 179 Словарь)] Читайте далее: