Музей текстиля и истории костюма

Музей текстиля и истории костюма (Museu Textil i d’Indumentària)

Барселона: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Барселоны
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (91)
    • Парки развлечений (4)
    • Музеи (34)
    • Магазины и ТРЦ (18)
    • Храмы, соборы, мечети (11)
    • Рынки (9)
    • Спортивные сооружения (2)
    • Аэропорты (1)
    • Рестораны и кафе (19)
    • Фестивали, праздники, шоу (12)
    • Парки (3)
    • Пляжи (7)
    • ЖД вокзалы (2)
    • Фонтаны (2)
    • Зоопарки (1)
    • Клубы, концертные площадки (29)
    • Замки, дворцы (2)
    • Горы (1)
    • Автовокзалы (1)
    • Порты (1)
    • Театры (2)
    • Туристические офисы (5)
    • Казино (1)
    • Площади (1)
    • Кинотеатры (1)
  • Забронировать отель в Барселоне
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Барселоны
  • Советы о Барселоне
  • Вопрос-ответ
  • Экскурсии в Барселоне

Метро Желтая линия L4 (станция «Jaume I»)
Автобус 14, 17, 19, 39, 40, 45, 51, 120

Музей одежды примечателен тем, что размещается во дворце. Дворец принадлежал когда-то Маркизу Лио (Palau del Marquós de Llió). Позднее мэрия Барселоны купила его у владельца как раз для устройства культурного учреждения. Сделка состоялась в 1955 году, а восстанавливать и готовить здание для превращения в общественное достояние начали только через десять лет. Музей текстиля въехал сюда в канун Хеллоуина 1969 года.

Коллекция музея начиналась с собрания костюмов, переданных ему в дар Мануелем Ракоморой (Manuel Rocamora i Vidal). Это 3,5 тысячи предметов как мужского, так и женского гардероба. Самой старой вещью здесь является египетская туника VII в. н.э.

Обязательно следует взглянуть на одеяния XVII века. Среди них не последнее место занимают знаменитые кастильские плащи. Они короткие, как и было предписано тогдашними правилами, сделаны из бархата и шелка с богатой золотой вышивкой.

XVIII век – это полностью французская мода со слабым испанским колоритом. Коллекция музея преимущественно состоит из нарядов, украшенных шёлковым шитьём, достаточно скромным — в стиле Людовика XV. А вот костюмы каталанских вельмож – верх расточительности и помпезности. Это — подлинные вещи, которые надевали герцоги Osuna, Medinaceli, Sòria. Следует взглянуть и на шелковые платья с ручной вышивкой и стразами, которые были созданы мастерами барселонского модельного дома Guilleries. В них прослеживаются явные французские мотивы. Сразу после революции во Франции вошел в моду стить древней Грецией и Римом, поэтому одежда отличалось простотой и прямолинейностью форм.

Коллекция гардеробов XIX века больше представлена женскими платьями, поскольку женская мода в те времена была более переменчива, чем мужская. Преобладают опять же французские стили Directoire, Consulate и Empire. Совершенно отдельно следует рассматривать вещи Romanticism. Этот стиль стал популярным во второй половине XIX века, когда начали пользоваться креолином для придания одежде объёма. Обязательно надо обратить внимание на два платья 60-х и 70-х годов XIX века. Они замечательны тем, что созданы первым кутюрье высокой моды Чарльзом Фредериком Уортом (Charles Frederick Worth). Испанские тенденции моды того времени лучше всего проследить на вещах Nouveau. Это – оригинальные творения каталанских модельеров Каролины Монтаже (Carolina Montagne) и Марии Молист (Maria Molist). Очень громкие имена своего времени. Их гардеробы Noucentista и Art Déco впервые построены на новых принципах. Они больше не утягивают фигуру, а предоставляют ей свободу, скрывая вероятные изъяны покроем с прямыми линиями.

Ну и конечно нельзя обойти вниманием то, что носили совсем недавно. Музей располагает лучшими творениями самых известных итальянских модельеров Cristóbal Balenciaga, Pedro Rodríguez, Andrés Andreu, Antonio Meneses, Antonio Miró, Asunción Bastida, Elio Berhanyer, El Dique Flotante, Josep Ferrer, а так же неподражаемой Лидии Дельгадо (Lydia Delgado) и многих других. Помимо авторских работ здесь выставлены образцы известных модных домов Европы Azzédine Alaïa, Emilio Pucci, Pierre Balmain, Pierre Cardin, Mme. Carven и Chanel (Karl Lagerfeld).

Кроме прекрасноq коллекции знаменитых платьев музей располагает богатейшей коллекцией обуви, фурнитуры, аксессуаров (шляпы, заколоки, броши, зонты, трости, сумочки, галстуки, перчатки).

Есть в музее и собрание известных манекенов. Одни из них когда-то украшали собой знаменитые магазины, а другие были привезены со звёздных модельных показов.

В музеи представлено собрание модных журналов разных времён. Самому старому из них триста лет. Он старше США. Современные же журналы поражают количеством страниц и издателей.

Отели рядом Музей текстиля и истории костюма

Музей текстиля и истории костюма — отели рядом

231 м от Музея текстиля истории костюма

382 м от Музея текстиля истории костюма

401 м от Музея текстиля истории костюма

491 м от Музея текстиля истории костюма

524 м от Музея текстиля истории костюма

627 м от Музея текстиля истории костюма

703 м от Музея текстиля истории костюма

704 м от Музея текстиля истории костюма

739 м от Музея текстиля истории костюма

785 м от Музея текстиля истории костюма

841 м от Музея текстиля истории костюма

860 м от Музея текстиля истории костюма

865 м от Музея текстиля истории костюма

865 м от Музея текстиля истории костюма

890 м от Музея текстиля истории костюма

906 м от Музея текстиля истории костюма

930 м от Музея текстиля истории костюма

941 м от Музея текстиля истории костюма

942 м от Музея текстиля истории костюма

946 м от Музея текстиля истории костюма

962 м от Музея текстиля истории костюма

964 м от Музея текстиля истории костюма

966 м от Музея текстиля истории костюма

972 м от Музея текстиля истории костюма

979 м от Музея текстиля истории костюма

1 км от Музея текстиля истории костюма

1 км от Музея текстиля истории костюма

1 км от Музея текстиля истории костюма

1 км от Музея текстиля истории костюма

1 км от Музея текстиля истории костюма

1 км от Музея текстиля истории костюма

1 км от Музея текстиля истории костюма

1 км от Музея текстиля истории костюма

1 км от Музея текстиля истории костюма

1 км от Музея текстиля истории костюма

1 км от Музея текстиля истории костюма

1 км от Музея текстиля истории костюма

1 км от Музея текстиля истории костюма

1 км от Музея текстиля истории костюма

1 км от Музея текстиля истории костюма

1 км от Музея текстиля истории костюма

1 км от Музея текстиля истории костюма

1 км от Музея текстиля истории костюма

1 км от Музея текстиля истории костюма

1 км от Музея текстиля истории костюма

Часто задаваемые вопросы об отелях у Музея текстиля истории костюма

Какие отели у Музея текстиля истории костюма в центре самые популярные?

Самые популярные отели у Музея текстиля истории костюма — Alimara, Oriente Atiram Hotel

В каких отелях у Музея текстиля истории костюма есть бассейны с подогревом?

Бассейны с подогревом в отелях у Музея текстиля истории костюма есть в: Hotel Onix Fira, Sercotel Amister Art Hotel, Отель ILUNION Barcelona

На какие отели у Музея текстиля истории костюма самые хорошие отзывы?

Самые хорошие отзывы в отелей у Музея текстиля истории костюма у: Acta Antibes, Acta Atrium Palace, Astoria Hotel

Музей Москвы

20 сентября — 2 февраля

Ткани Москвы

Искусствовед Осип Брик в 1920-е годы провозгласил обычный ситец вершиной художественного труда, а Маяковский писал: «Пыши, / машина, / шибче-ка, / вовек чтоб / не смолкла, / побольше / ситчика моим / комсомолкам!» Однако не только ситец и не только агиттекстиль эпохи авангарда стали предметом показа выставки «Ткани Москвы».

С середины XIX и до конца XX века в Москве работали десятки фабрик, производивших самое массовое из декоративных искусств — текстиль. Рисунок, цвет и фактура тканей — дореволюционные образцы ар-нуво, агиттекстиль первых десятилетий Страны Советов, космические сюжеты «оттепели», оп-арт и абстракция времен застоя – всегда отражали самые значимые образы своего времени, формируя стиль эпохи, мироощущение и быт людей.

Выставка «Ткани Москвы» представит все этапы становления текстильного производства в Москве, расскажет о дизайнерах ушедшего столетия и продемонстрирует, почему тканевая индустрия так важна для понимания культуры ХХ века. Посетители увидят масштабную панораму текстильного производства столицы: уникальные экспонаты Трёхгорки и «Красной розы», Даниловской и Голутвинской мануфактур, Первой ситценабивной и фабрики Свердлова, эскизы художников и образцы тканей разных эпох, редкие фотографии и даже станки.

Структурно выставка состоит из пяти разделов, представляющих историю московского текстиля с разных ракурсов.

Первый раздел посвящен дореволюционной промышленности. Текстильные фабрики появились в Москве в начале XIX века. Они производили и обрабатывали ситец, шелк, бязь, сатин, шерстяные ткани, печатая рисунки по иностранным образцам. Для этого в Москву сотнями привозили французские «абонементы» — альбомы с вклеенными раппортами (образцами узоров). Выставка представит все разнообразие текстиля рубежа прошлых веков: от «народных» ситцев в мелкий цветок до образцов сложнейшей многослойной печати в стиле модерн, абстрактные рисунки дореволюционной эпохи и интерьерные панно с драконами, ирисами и насекомыми. Помимо никогда не выставлявшихся образцов тканей и эскизов, посетители выставки увидят макеты фабрик, документы и фотографии, связанные с ранней историей текстильных производств Москвы.

Однако настоящим началом истории отечественного текстильного дизайна можно считать 1920-е годы. Именно этой эпохе посвящен раздел ВХУТЕМАС, который рассказывает о Высших художественно-технических мастерских, где впервые был открыт текстильный факультет. Главной задачей факультета являлось преодоление декоративного «прикладничества» и внедрение в программу технических дисциплин. В связи с этим большая часть преподавателей была непосредственно связана с производством. На «Тканях Москвы» будет представлена реконструкция рабочих мест трех художниц и преподавательниц ВХУТЕМАСа: Людмилы Маяковской, Варвары Степановой и Любови Поповой. Маяковская вела курс аэрографии, работала на Трёхгорке и «Красной розе», Степанова преподавала художественную композицию и вместе с Поповой трудилась на Первой ситценабивной фабрике.

Двадцатиметровая витрина-«конвейера» продемонстрирует дальнейшие этапы эволюции текстильного дизайна вплоть до 1980-х годов: здесь экспонируются эскизы, подлинные ткани, журналы, документы и фотографии, а также архивная кинохроника.

Четвертый раздел представляет 12 персональных микро-экспозиций, посвященных художницам, работавшим на протяжении всего XX века и сформировавшим эстетику московского текстиля — Марии Ануфриевой, Натальи Киселёвой, Натальи Кирсановой, Анны Андреевой, Натальи Жовтис, Елены Шумяцкой, Натальи Зыслиной, Татьяны Тихомировой, Ларисы Рубцовой и других.

Печальный и величественный итог московского текстильного производства и всей индустриальной эпохи, заключительная часть «Тканей» — масштабный (от пола до потолка) архив — собрание сотен альбомов со старинными образцами раппортов с конца XIX до конца XX века.

Александра Селиванова, куратор выставки: «“Ткани Москвы” — это первый в истории современной России подробный рассказ о текстильной Москве. Если искусство текстиля советского авангарда часто экспонируется и неплохо изучено, то ткани предыдущих и последующих десятилетий обычно оказываются в тени. Мы впервые показываем огромные заводские и вузовские коллекции эскизов и тканей, и это позволяет нам осветить тему масштабно и с самых разных сторон. Нам хотелось поговорить со зрителем и о дизайне, о смене стилей на протяжении ХХ века, и о специфике текстильного производства, и о закончившейся индустриальной эпохе Москвы. Ну и особенно волнительно впервые представить широкой публике двенадцать замечательных художниц, десятилетиями создававших дизайн московского текстиля».

Образовательную программу к выставке можно узнать в разделе Лекторий.
Детские программы к выставке находятся на странице Детского центра.
Экскурсионная программа находится по ссылке.

Страница этой выставки в нашей коллекции онлайн по ссылке.

Партнеры проекта: Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ), Государственный музей-заповедник «Царицыно», Политехнический музей, Государственный центральный музей современной истории России (ГЦМСИР), Музей Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина (РГУ им. А.Н. Косыгина), Музей Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова (МГХПА им. С.Т. Строганова), Российский Государственный Архив Кинофотодокументов (РГАКФД), Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова, Открытое акционерное общество «Трехгорная мануфактура», Международная арт-галерея «Эритаж», Группа компаний «Голутвинская Слобода», Научно-исследовательский проект МосПромАрт.

Благодарим за предоставление экспонатов частных коллекционеров: Юрия Петухова, Инну Крылову, Александра Лаврентьева, Елену Киселеву-Дамскую, Ларису Рубцову, Татьяну Тихомирову, Ксению Вытулеву, Татьяну Андрееву, Сергея Аверьянова, Екатерину Смирнову, Марию Зыслину, Надежду Плисову.

Лучшие выставки о моде и текстиле в музеях Москвы

Этот выставочный сезон в столице ознаменован рекордным числом выставок, посвященных моде и тканям

В экспозиции выставки «Восточный джаз/East West Jazz». Фото: ГМИИ

«Восточный джаз»/East West Jazz
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

Пушкинский музей представил две яркие частные коллекции в формате единой выставки. Абстрактные живописные полотна (среди них произведения Виктора Вазарели, Джима Дайна, Франсуа Морелле, Николя де Сталя, Ханса Хартунга) из швейцарской коллекции Жан-Клода Гандюра здесь получили аккомпанемент в виде красочных среднеазиатских халатов и тканей из собрания Александра Клячина. Все это дополнено работами Анри Матисса, Василия Кандинского и других классиков из фондов ГМИИ. И выходит так, что бухарские и хорезмские ткани — вполне себе равноценный соперник этого красочного авангарда, и даже можно вообразить, что именно ими вдохновлялись авангардисты.

Фестиваль «Времена и эпохи». Площадка, посвященная Османской империи. Фото: mos.ru

«Реконструкция как искусство»
Всероссийский музей декоративного искусства

Другой взгляд на историю моды, сугубо практический, представляет Всероссийский музей декоративного искусства. В особняке на Делегатской открыта выставка костюмов, обуви и аксессуаров Османской империи XVI–XVII веков. Точнее, их реплик (в костюмах выступали участники фестиваля «Времена и эпохи»), и это интересная возможность посмотреть на практическое применение знаний об истории моды.

Выставка «Ткани Москвы». Фото: Музей Москвы

«Ткани Москвы»
Музей Москвы

Этой выставкой, формально посвященной эволюции текстильной промышленности в столице начиная с дореволюционных времен, кураторам через ткани удалось рассказать огромную историю о том, как эволюционировали наш вкус, наши потребности и наша экономика. И образцы рисунков, созданные великими художниками типа Любови Поповой и Варвары Степановой, оказываются здесь отнюдь не главным и не самым любопытным экспонатом.

С выставки «От Толстого до Толстого. Писатель: мода и стиль». Фото: Государственный музей истории российской литературы имени В.И.Даля

«От Толстого до Толстого. Писатель: мода и стиль»
Государственный музей истории российской литературы им. В.И.Даля

Музей в своем новом здании на Зубовском бульваре (прямо напротив Музея Москвы) решил показать историю русской литературы с необычного ракурса. Как одевались писатели — от Льва Толстого до «красного графа» Алексея Толстого? Когда пенсне стало фирменным знаком Антона Чехова? Подлинные предметы одежды и модные аксессуары на эту выставку предоставили писательские мемориальные квартиры и усадьбы со всей России. Перед нами предстает, конечно, не образ джентльмена-модника XIX века (на те гонорары не особо принарядишься), но хотя бы образ хорошо одетого мужчины. Впрочем, надо уточнить, чем представлен Достоевский.

А.И.Стрельцов. «Народное гулянье в 1883 г.». Фото: Государственный исторический музей

«Час потехи»
Государственный исторический музей

Исторический музей открывает большую выставку, рассказывающую о праздниках, потехах и массовых гуляниях в царской и императорской России. Масленицы, пиры и маскарады предстанут перед зрителями с помощью

экспонатов самых различных жанров. Нас же отдельно интересуют раздел с праздничными народными костюмами и головными уборами разных регионов России, а также коллекция городского костюма XVIII — начала XX века: шубки, манто, бархатные кафтаны, кружевные зонтики, шляпы с цветами, расшитые платки.

До 16 марта 2020 года

Ростан Тавасиев. Платок «Московские новости». Московское производственное текстильно-галантерейное объединение «Художественная роспись». 1982. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

«Орнаментальное наследие России. Ростан Тавасиев. 1938–2006»
Всероссийский музей декоративного искусства

Еще одна тематическая выставка в Музее декоративного искусства — монографическая экспозиция советского художника Ростана Тавасиева, чей расцвет пришелся на 1970–1990-е годы. (Не путайте его с сыном и полным тезкой, известным современным художником, выставлявшимся в галерее «Айдан», Московском музее современного искусства и так далее.) В витринах будет представлено 30 произведений в технике холодного батика — тут и расписные платки-каре, и декоративные панно на исторические и даже спортивные сюжеты. Выставка осуществлена с помощью президентского гранта — он пошел на воплощение очень интересной идеи. Дело в том, что от Тавасиева остались кальки с прекрасными узорами, которые так и не были в свое время напечатаны. Хрупкие сокровища советского дизайна удалось сберечь и спустя десятилетия все-таки воплотить в ткани: российская марка Radical Chic сумела таким образом закончить еще 40 платков Тавасиева, тоже включенных в проект.

Брюссельская шпалера «Встреча Иакова и Иосифа». 1590–1610-е. Коллекция Инны Баженовой. Фото: In Artibus Foundation

«Тканое великолепие. Шпалеры XVI–XVII веков»
Фонд IN ARTIBUS

Пока в самом Государственном Эрмитаже впервые показывают коллекцию шпалер — безворсовых стенных ковров с изображениями на библейские, аллегорические и исторические сюжеты, вытканных в XIX–XX веках, на выставку в Москву из петербургского музея привезут экспонаты, относящиеся к периоду расцвета этого искусства во Франции, Фландрии и Италии — XVI–XVII столетиям. Их соединят со шпалерами и керамикой из коллекции основателя фонда IN ARTIBUS, издателя The Art Newspaper Инны Баженовой. В числе произведений ткацкого искусства, которые можно увидеть на выставке, — шпалеры «Аллегорическая сцена рыбной ловли» (Фландрия, 1550 — 1560-е) и «Возвращение с охоты» (Фландрия или Франция, вторая половина XVI века). Выставку будет сопровождать трехдневный лекционный цикл с участием хранителя коллекции тканей и шпалер Государственного Эрмитажа Татьяны Лехович.

22 ноября 2019 года — 29 февраля 2020 года

Полтора века столичного текстиля. Кураторский гид по выставке «Ткани Москвы»

В Музее Москвы открылась выставка, посвященная становлению текстильного производства в столице — начиная с открытия первых фабрик в XIX веке и заканчивая закрытием всех производств после распада СССР. В экспозиции представлены образцы тканей ведущих фабрик дореволюционного и советского периодов, а также работы художников текстиля, которые разрабатывали как дизайн для массового производства, так и авторские принты в стилях поп-арт, абстракционизм, модерн и авангард.

О взлетах и падениях текстильной индустрии Москвы рассказывают кураторы выставки Александра Селиванова и Ксения Гусева.

Столица текстиля

Текстильные фабрики появились в Москве в начале XIX века. У каждой из них была своя специфика: одни производили шелк, другие — хлопчатобумажные ткани. Москва по праву считалась текстильной столицей, на каждой крупной фабрике трудились минимум три тысячи человек, там же они и жили — производство представляло собой город в городе со своей развитой инфраструктурой.

Важное место в текстильном производстве всегда отводилось рисунку. Разное время диктовало художникам свои тенденции, в которых находили отражение и события, происходящие в стране.

Отправной точкой в истории отечественного текстильного дизайна можно считать 1920-е годы, когда появились Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), где впервые был открыт текстильный факультет.

Музей Москвы рассказывает историю текстильного производства на примере шести масштабных производств — Даниловской и Трехгорной мануфактур, Московской государственной шелкоотделочной фабрики имени Якова Свердлова, фабрик «Красная Роза», «Красные текстильщики» и Первой московской ситценабивной фабрики.

Москва текстильная до революции 1917 года

Дореволюционная, обзорная часть выставки посвящена тому, какими фабрики были в Российской империи и какими они стали в советский период.

В начале XIX века в стране действовал запрет на ввоз тканей из-за границы. Основателями производств были или купцы, перенимавшие опыт у Запада, или сами предприниматели из европейских стран. На карте видно, что все шесть текстильных фабрик были построены около Москвы-реки для удобства транспортировки продукции.

Художники-текстильщики стремились ориентироваться на веяния западной моды. Сначала приглашали европейских специалистов с собственными «абонементами» — образцами тканей, которые они пытались воспроизвести на московских фабриках. Станки не были модернизированы под европейские стандарты, и иностранным художникам пришлось адаптироваться к имеющимся.

Чем больше цветов было в рисунке, тем больше слоев печати требовалось, что, естественно, сказывалось на стоимости. Сначала для печати использовали деревянные валы, позже — металлические.

Поп-арт в царской России

Прохоровская Трехгорная мануфактура позиционировала себя как безоговорочного лидера на текстильном рынке. В отличие от большинства фабрик, в штате Трехгорки были художники, которые очень тщательно следили за всеми западными тенденциями, но при этом создавали уникальную продукцию.

В конце XIX века на должность заведующего рисованием мануфактуры был приглашен художник Оскар Грюн. Он мог работать, не ориентируясь на спрос. У Грюна были ученики, которым он давал задания на создание определенных рисунков, при этом разрешая экспериментировать и использовать воображение. Этого себе не могла позволить ни одна другая фабрика.

Сам Грюн создавал рисунки на трафаретной печати. Его работы выполнены в стилях, очень напоминающих будущие авангард, модерн и поп-арт.

Обман французов и шумные соседи Льва Толстого

В 1875 году Клод-Мари Жиро родом из Лиона — текстильной столицы Франции — основал в Хамовниках шелковую ткацкую фабрику с красильней. В 1879 году на производстве было установлено 180 ткацких станков, а со временем их стало 1700.

С фабрикой были связаны два скандала. Во-первых, Жиро запустил новый покрасочный цех в обход всех нормативов — спускал в Москву-реку химикаты, но утверждал, что отходы безвредны, так как система оборудована фильтрами. Проверка выявила вредность этих веществ, и обман был раскрыт.

Вторая история закончилась для француза еще хуже. Клавдий Осипович, как звали иностранца на русский лад, пришивал на свои ткани этикетки другой, более успешной фабрики — Товарищества Сапожниковых. После обнаружения подделки Жиро выслали из Российской империи, но фабрика продолжила работу, а руководителями стали его сыновья.

Лев Толстой, который некоторое время жил в Хамовниках, где развернула свою деятельность фабрика «К.О. Жиро Сыновья», в своем трактате «Так что же нам делать?» писал:

«Против дома, в котором я живу, — фабрика шелковых изделий, устроенная по последним усовершенствованным приемам механики. Сейчас, сидя у себя, слышу неперестающий грохот машин и знаю, что значит этот грохот, потому что был там. Три тысячи женщин стоят на протяжении 12 часов за станками среди оглушительного шума и производят шелковые материи…»

Конкуренция ведущих фабрик и давка на Ходынском поле

Трехгорная и Даниловская мануфактуры были вечными соперницами, в том числе конкурировали за госзаказы. Существовал большой спрос на производство сувенирной продукции к юбилейным датам и значимым событиям, например к 100-летию войны 1812 года, 300-летию семьи Романовых и так далее.

В этом плане Даниловская обошла Трехгорку — именно она выпустила знаменитые платки ко дню коронации Николая II. В них были завернуты сувениры, из-за которых произошла массовая давка на Ходынском поле.

«Крестьянский» цветочек и выставки в Чикаго

При фабриках существовала специальная комиссия, которая утверждала образцы тканей для массового производства. Моду диктовало общество. Чаще всего новые рисунки не согласовывались. Один и тот же узор, например мелкий цветочек, мог печататься годами, потому что такой ситец пользовался спросом у крестьян и хорошо продавался.

Ткани ведущих московских фабрик постоянно участвовали в международных профильных выставках, проходивших в Париже и Чикаго, и регулярно возвращались с золотыми медалями. Перед каждым таким конкурсом фабрика-участница приглашала зарубежного художника, который разрабатывал рисунки для тканей будущего победителя.

Текстильные рабочие — главные революционеры

В конце XIX — начале ХХ века практически все фабрики стремились показать себя как социально ответственные предприятия. Для рабочих купцы строили поликлиники, библиотеки и что-то наподобие детских садов. Но на самом деле, по воспоминаниям сотрудников, условия труда и проживания были невыносимыми: рабочий день длился 12 и более часов, спали в общежитиях казарменного типа, которые делились на мужские и женские.

Образование в обучающих учреждениях для детей рабочих сводилось к тому, чтобы подготовить ребенка к работе на производстве. Интересно, что в дореволюционный период на текстильных фабриках трудились преимущественно мужчины.

Рабочие были в некотором смысле заложниками фабричной системы: уйти с производства было некуда, но работать и жить там было очень тяжело. По этим причинам революционные события 1905 года тесно связаны с рабочими-текстильщиками. Первыми бороться за свои права вышли именно они.

Большие перемены на больших предприятиях

После 1917 года предприятия были национализированы, но работа на фабриках остановилась на несколько лет. Из-за Гражданской войны не было ни рабочей силы, ни топлива, ни сырья. Активно фабрики начали работать после 1922 года — под новыми, советскими названиями и, естественно, под другим руководством.

Фабрика Эмиля Цинделя стала Первой ситценабивной фабрикой, «К.О. Жиро Сыновья» — «Красной Розой» (в честь Розы Люксембург), Даниловская мануфактура — Московской хлопчатобумажной фабрикой имени Михаила Фрунзе, ситцевая мануфактура Альберта Гюбнера стала Московской государственной шелкоотделочной фабрикой имени Якова Свердлова, Голутвинская фабрика получила имя «Красные текстильщики», а Прохоровская Трехгорная мануфактура стала Трехгорной мануфактурой, а после 1936 года к названию добавили «имени Дзержинского».

Первые специалисты, или Начало Москвы текстильной советского времени

Ключевое событие в истории текстильного дизайна в России — появление профессии дизайнера тканей. В 1920 году в Москве открылся текстильный факультет на базе ВХУТЕМАСа. Главной задачей факультета было преодолеть декоративное «прикладничество» и внедрить в программу технические дисциплины. Выпускники должны были стать не просто рисовальщиками, но и художниками-технологами на текстильных фабриках.

Факультет выпустил первых дизайнеров тканей, которые уже могли проектировать текстиль, не копируя его. Преподаватели относились к ученикам, как к коллегам, и давали задания, схожие с теми, что были на фабриках.

Большая часть педагогов была непосредственно связана с производством. Оскар Грюн, до революции работавший на Трехгорной мануфактуре, учил машинной набойке. Сестра Владимира Маяковского Людмила (работала на Трехгорной мануфактуре и «Красной Розе») преподавала курс аэрографии. Ведущими педагогами стали Варвара Степанова и Любовь Попова (работали на Первой ситценабивной фабрике).

От авангарда — к соцреализму

В 1920-х годах в текстильном производстве преобладали авангард и абстракция, которым учили на текстильном факультете, а в конце 1930-х произошел насильственный поворот к соцреализму и агиттекстилю — на тканях начали изображать самолеты, сельскохозяйственную технику, корабли, фабрики, мосты и другие достижения СССР.

В этот же период на смену хлопчатобумажным тканям пришел шелк. Художников начали отправлять в творческие командировки, чтобы они смогли получить навыки, соответствующие новым тенденциям.

Война и период оттепели

Во время Великой Отечественной войны фабрики выпускали ткани для нужд фронта — парашютные, перевязочные материалы. С победой они вернулись к производству довоенного ассортимента.

Важным историческим событием стал VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 года. Иностранным гостям нужно было показать, что Москва идет в ногу со временем. Для этого были необходимы совершенно новые по своей структуре и фактуре ткани. В 1960-х шелк стал праздничным материалом, а хлопок — повседневным.

С этого момента началась модернизация всей текстильной промышленности. Главной задачей было создать актуальные рисунки под стать западным, но в то же время подчеркнуть национальный характер, поэтому художники обращались к народным темам — лубку, дымковской игрушке, керамике.

Времена Брежневского застоя и распад СССР

Если в эпоху оттепели фабрики стремились добиться индивидуализма, показать свою творческую направленность и лицо, то в 1970–1980-х, как и в дореволюционный период, главным критерием стала продаваемость, вернулся массовый тираж. Художники текстильного производства ушли на второй план, их перестали отправлять в командировки и творческие поездки — художественный уровень резко упал. Дизайн вернулся к обычной клетке, полоске и традиционной скупой колористике.

Читайте далее: