Муза всех историков 4 буквы

«Вторая муза историка»

М.: Наука , 2003 г.

Тип обложки: твёрдая

Формат: 60×90/16 (145×215 мм)

Собрание художественных произведений (стихов, рассказов, рисунков) 42 российских историков, живших в XX веке.

  1. А. А. Сванидзе. Не случайно же Клио сестёр привела! (статья), стр. 3-11
  2. Николай Кареев
    1. Об авторе, стр. 12-14
    2. Николай Кареев. Стихи (стихотворения), стр. 14-26
    3. Примечания (В. П. Золотарев), стр. 26-28
  3. Лев Карсавин
    1. Об авторе, стр. 29-31
    2. Франциск Ассизский. Гимн Солнцу (стихотворение, перевод Л. Карсавина), стр. 31-32
  4. Евгений Косминский
    1. Об авторе, стр. 33-35
    2. Рисунки, стр. 35-64
  5. Борис Евреинов
    1. Об авторе, стр. 65-66
    2. Борис Евреинов. Стихи (стихотворения), стр. 66-81
  6. Николай Бухарин
    1. Об авторе, стр. 82-83
    2. Николай Бухарин. Мир электронов (стихотворение), стр. 84
    3. Николай Бухарин. Биосфера (стихотворение), стр. 85
    4. Николай Бухарин. Мастер (Леонардо да Винчи) (стихотворение), стр. 85-86
    5. Николай Бухарин. Храм славы человечества (Людвиг ван Бетховен) (стихотворение), стр. 87-88
    6. Николай Бухарин. Рождение человечества (стихотворение), стр. 88-89
    7. Николай Бухарин. Безумный пророк (Ф. Ницше) (стихотворение), стр. 89-90
    8. Николай Бухарин. Гнилые ворота (стихотворение), стр. 90-91
    9. Николай Бухарин. Танец горилл (стихотворение), стр. 91
    10. Николай Бухарин. Vanitas vanitatis (стихотворение), стр. 92-93
    11. Николай Бухарин. В траве (стихотворение), стр. 93-94
    12. Николай Бухарин. Цветы (стихотворение), стр. 94-95
    13. Николай Бухарин. Лирическое интермеццо (стихотворение), стр. 96
    14. Николай Бухарин. Дружеские шаржи (рисунки), стр. 97-102
  7. Михаил Тихомиров
    1. Об авторе, стр. 103-106
    2. Михаил Тихомиров. Стихи (стихотворения), стр. 107-115, 123, 125
    3. Генрих Гейне. На поле битвы при Гастингсе (стихотворение, перевод М. Тихомирова), стр. 115-118
    4. Генрих Гейне. Жоффруа Рудель и Мелизанда Триполийская (стихотворение, перевод М. Тихомирова), стр. 118-120
    5. Генрих Гейне. Король мавров (стихотворение, перевод М. Тихомирова), стр. 121-122
    6. Расспросные речи торгового человека Мишки Тихомирова, стр. 124
  8. Борис Зубакин
    1. Об авторе, стр. 126-127
    2. Борис Зубакин. Стихи (стихотворения), стр. 128-150
  9. Раиса Блох
    1. Об авторе, стр. 151-153
    2. Раиса Блох. Стихи (стихотворения), стр. 153-167
    3. Переводы
      1. К Риму (стихи X века), стр. 167-168
      2. Из Иоганна Таулера, стр. 168
      3. Из Якопоне да Тоди, стр. 168-169
      4. Жозе Мария де Эредиа. Пахарь (стихотворение, перевод Р. Блох), стр. 169
  10. Милица Нечкина
    1. Об авторе, стр. 170-171
    2. Милица Нечкина. Стихи (стихотворения), стр. 171-196
  11. Юлия Панышева
    1. Об авторе, стр. 197-198
    2. Юлия Панышева. Стихи (стихотворения), стр. 198-209
  12. Евгения Гутнова
    1. Об авторе, стр. 210-211
    2. Евгения Гутнова. Стихи (стихотворения), стр. 211-214
  13. Игорь Дьяконов
    1. Об авторе, стр. 215-216
    2. Игорь Дьяконов. Воспоминания в стихах (стихотворения), стр. 217-236
  14. Ирина Белявская
    1. Об авторе, стр. 237-238
    2. Ирина Белявская. Стихи (стихотворения), стр. 238-256
  15. Лев Кертман
    1. Об авторе, стр. 257-258
    2. Лев Кертман. Стихи (стихотворения), стр. 258-267
  16. Лев Пушкарёв
    1. Об авторе, стр. 268-269
    2. Генрих Гейне. «Висят недвижно звезды. » (стихотворение, перевод Л. Пушкарёва), стр. 269
    3. Генрих Гейне. «Они меня мучили долго…» (стихотворение, перевод Л. Пушкарёва), стр. 269-270
    4. Лев Пушкарёв. Стихи (стихотворения), стр. 270-288
  17. Александр Немировский
    1. Об авторе, стр. 289-290
    2. Александр Немировский. Стихи (стихотворения), стр. 290-322
  18. Владимир Королюк
    1. Об авторе, стр. 323
    2. Владимир Королюк. Стихи (стихотворения), стр. 324-334, 338
    3. Юлиуш Словацкий. «Грустно мне, Боже. » (стихотворение, перевод В. Королюка), стр. 334-336
    4. Генри Лонгфелло. Песни поэта (стихотворение, перевод В. Королюка), стр. 336
    5. Юлиан Тувим. «Есть ещё тайники глубокие. » (стихотворение, перевод В. Королюка), стр. 337
    6. Юлиан Тувим. «Замученный бури безумьем, как парусник пьяный. » (стихотворение, перевод В. Королюка), стр. 337
  19. Пётр Карышковский
    1. Об авторе, стр. 339
    2. Пётр Карышковский. Березанские сонеты (стихотворения), стр. 340-341
  20. Юрий Поляков
    1. Об авторе, стр. 342-343
    2. Юрий Поляков. Стихи (стихотворения), стр. 344-356
  21. Лия Фришман
    1. Об авторе, стр. 357
    2. Лия Фришман. Стихи (стихотворения), стр. 358-384
  22. Наталия Запорожец
    1. Об авторе, стр. 385
    2. Наталия Запорожец. Стихи (стихотворения), стр. 385-402
  23. Геннадий Литаврин
    1. Об авторе, стр. 403-405
    2. Геннадий Литаврин. Стихи (стихотворения), стр. 405-408
  24. Игорь Бестужев-Лада
    1. Об авторе, стр. 409-410
    2. Стихи
      1. Игорь Бестужев-Лада. Гимн сотрудников Института истории АН СССР (стихотворение), стр. 410-411
      2. Игорь Бестужев-Лада. Л. Л. — редактору, женщине, человеку (стихотворение) (юмолирика), стр. 411-412
      3. Игорь Бестужев-Лада. Здравствуй, Лада! (стихотворение) (трагиэпика), стр. 412-413
    3. Рассказы (квазифантастика)
      1. Игорь Бестужев-Лада. Бар 2000 года (рассказ), стр. 414-417
      2. Игорь Бестужев-Лада. Аве, Ромео! (рассказ), стр. 417-425
  25. Любовь Лихачева
    1. Об авторе, стр. 426
    2. Любовь Лихачева. Стихи (стихотворения), стр. 427-449
    3. Георгос Сеферис. Отрицание (стихотворение, перевод Л. Лихачёвой), стр. 449
    4. Георгос Сеферис. «Наша земля заперта среди гор. Ночью и днём. » (стихотворение, перевод Л. Лихачёвой), стр. 450
    5. Георгос Сеферис. Ещё немного (стихотворение, перевод Л. Лихачёвой), стр. 450
    6. Георгос Сеферис. Ночь на побережье (стихотворение, перевод Л. Лихачёвой), стр. 451
  26. Анатолий Каплан
    1. Об авторе, стр. 452
    2. Анатолий Каплан. Стихи (стихотворения), стр. 452-453, 458-463
    3. Вильгельм Буш. Святой Антоний Падуанский (поэма, перевод А. Каплана) (из поэмы), стр. 454-456
    4. Райнер Мария Рильке. Пантера (стихотворение, перевод А. Каплана), стр. 457
    5. Эрих Мария Ремарк. «Злой этот день лишь муки мне принёс. » (стихотворение, перевод А. Каплана), стр. 457
    6. Франц Шуберт. Моя молитва (стихотворение, перевод А. Каплана), стр. 457-458
    7. Гуго фон Гофмансталь. Дорожная песня (стихотворение, перевод А. Каплана), стр. 458
  27. Нелли Лопухина
    1. Об авторе, стр. 464
    2. Нелли Лопухина. Стихи (стихотворения), стр. 464-496
  28. Евгений Примаков
    1. Об авторе, стр. 497-498
    2. Евгений Примаков. Стихи (стихотворения), стр. 498-505
  29. Ада Сванидзе
    1. Об авторе, стр. 506-507
    2. Ада Сванидзе. Стихи (стихотворения), стр. 508-556
  30. Виктор Куманев
    1. Об авторе, стр. 557
    2. Дружеские шаржи, стр. 558
  31. Евгений Ларин
    1. Об авторе, стр. 559
    2. Евгений Ларин. Стихи (стихотворения), стр. 560-569
  32. Владимир Лапин
    1. Об авторе, стр. 570
    2. Владимир Лапин. Стихи (стихотворения), стр. 570-573
  33. Татьяна Павлова
    1. Об авторе, стр. 574
    2. Татьяна Павлова. Девочки (рассказ) (святочный рассказ), стр. 575-582
    3. Татьяна Павлова. Встреча (рассказ), стр. 582-590
    4. Татьяна Павлова. Письмо (рассказ), стр. 590-593
  34. Вера Матузова
    1. Об авторе, стр. 594
    2. Вера Матузова. Музыка (стихотворение), стр. 594
    3. Вера Матузова. На выставке икебаны (стихотворение), стр. 595
    4. Вера Матузова. Снежинка (стихотворение), стр. 595
    5. Генри Говард, граф Суррей. Счастливая жизнь (стихотворение, перевод В. Матузовой), стр. 596
    6. Дж. Р. Р. Толкин. Теплом уютным дышит печь… (произведение (прочее), перевод В. Матузовой), стр. 596-597
    7. Дж. Р. Р. Толкин. Я думаю у очага (стихотворение, перевод В. Матузовой), стр. 597-598
    8. Джеймс Крюс. Рождество зверей (стихотворение, перевод В. Матузовой), стр. 598-599
    9. Джеймс Крюс. Я был орлом, и этим счастлив был (стихотворение, перевод В. Матузовой), стр. 599
    10. Джеймс Крюс. Лекция о собаках (стихотворение, перевод В. Матузовой), стр. 599-600
    11. Джеймс Крюс. Похороны карася (стихотворение, перевод В. Матузовой), стр. 601
    12. Джеймс Крюс. Воробьиные враки (стихотворение, перевод В. Матузовой), стр. 601-602
  35. Юрий Виноградов
    1. Об авторе, стр. 603-604
    2. Юрий Виноградов. Стихи (стихотворения), стр. 604-609
  36. Татьяна Гусарова
    1. Об авторе, стр. 610
    2. Зарисовки и шаржи студенческих лет, стр. 611-626
  37. Сергей Буйских
    1. Об авторе, стр. 627
    2. Сергей Буйских. Стихи (стихотворения), стр. 627-652
  38. Олег Бородин
    1. Об авторе, стр. 653
    2. Олег Бородин. Почитай и поглазей на соседей и друзей! (стихотворения), стр. 654-667
  39. Галина Ульянова
    1. Об авторе, стр. 668
    2. Галина Ульянова. Стихи (стихотворения), стр. 669-688
  40. Марина Бессуднова
    1. Об авторе, стр. 689
    2. Марина Бессуднова. Стихи (стихотворения), стр. 689-702
  41. Дмитрий Гутнов
    1. Об авторе, стр. 703
    2. Дмитрий Гутнов. Жаки и Бабель (рассказ) (заметки русского путешественника из серии «Париж накануне III тысячелетия»), стр. 703-707
    3. Дмитрий Гутнов. Мой Генерал (рассказ), стр. 708-713
  42. Елена Сенявская
    1. Об авторе, стр. 714
    2. Связь времен
      1. Елена Сенявская. «Этот сон удивительно зримо. » (стихотворение), стр. 715
      2. Елена Сенявская. Судьба (стихотворение), стр. 715
      3. Елена Сенявская. В старом парке (стихотворение), стр. 716
      4. Елена Сенявская. Взгляд (стихотворение), стр. 716-717
      5. Елена Сенявская. «Давно уже не верю в чудо. » (стихотворение), стр. 717
      6. Елена Сенявская. Встреча (стихотворение), стр. 717-718
      7. Елена Сенявская. «Зигзаги молний, вспышки света. » (стихотворение), стр. 718
      8. Елена Сенявская. «Снова рог боевой протрубил в тишине. » (стихотворение), стр. 718
      9. Елена Сенявская. «Века закручены в спирали. » (стихотворение), стр. 719
      10. Елена Сенявская. Херсонес (стихотворение), стр. 719
      11. Елена Сенявская. В переулках старого Арбата (стихотворение), стр. 719-720
      12. Елена Сенявская. «Было это или не было. » (стихотворение), стр. 720
    3. Елена Сенявская. Диалог через бездну (стихотворение), стр. 721-725
    4. Рыцарские баллады
      1. Елена Сенявская. Король и шут (стихотворение), стр. 725-726
      2. Елена Сенявская. Баллада о рогах (стихотворение), стр. 726
      3. Елена Сенявская. Баллада о мудром короле (стихотворение), стр. 726-727
      4. Елена Сенявская. Трубадуры (стихотворение), стр. 727-728
  43. Андрей Щеглов
    1. Об авторе, стр. 729
    2. Карин Бойе. Воительница (стихотворение, перевод А. Щеглова), стр. 730
    3. Карин Бойе. Голосов — много (стихотворение, перевод А. Щеглова), стр. 730-731
    4. Карин Бойе. Камни (стихотворение, перевод А. Щеглова), стр. 731
    5. Карин Бойе. Прошлые дни (стихотворение, перевод А. Щеглова), стр. 731
    6. Карин Бойе. Больно. (стихотворение, перевод А. Щеглова), стр. 732
    7. Гуннар Экелёф. Ксоанон (стихотворение, перевод А. Щеглова), стр. 732-733
    8. Гуннар Экелёф. Иоаким и Анна (стихотворение, перевод А. Щеглова), стр. 734
    9. Йохан Людвиг Рунеберг. Средь песков и сосен Саариярви (стихотворение, перевод А. Щеглова), стр. 734-736
    10. Йохан Людвиг Рунеберг. Свен Дува (стихотворение, перевод А. Щеглова), стр. 736-739
    11. Эйно Лейно. Илерми (стихотворение, перевод А. Щеглова), стр. 739-742
    12. Эйно Лейно. Райко Рахка (стихотворение, перевод А. Щеглова), стр. 742-744
    13. Эйно Лейно. Раб (стихотворение, перевод А. Щеглова), стр. 745-747
    14. Андрей Щеглов. «Вот так — не волнуясь, не думая зря. » (стихотворение), стр. 748
    15. Андрей Щеглов. Эстонские мотивы (стихотворение), стр. 748-749
    16. Андрей Щеглов. «Считая овец бесконечных. » (стихотворение), стр. 750
  44. Аполлон Давидсон. Вместо заключения (статья), стр. 751-754

Информация об издании предоставлена: ameshavkin

В хороводе муз

Испокон веков с приходом музы связывались самые прекрасные и самые светлые моменты в жизни — моменты озарения и вдохновения, появления чего-то нового, встречи с мечтой. Почему говорят, что встреча с музой может полностью изменить жизнь? Почему древние поэты и сказители, начиная исполнять свои песни, обращались к музам с просьбой о благословении? Почему древние греки, провожая друзей в дальнюю дорогу или благословляя их на какое-то великое дело или новый шаг, часто говорили: «Иди, и да пребудут с тобой музы!»? И в центре Афин, в Акрополе, всегда существовал храм, посвященный музам, — Мусейон. А первый известный нам историк Геродот называл свои труды именами муз (Клио, Эвтерпа, Каллиопа, Талия) и посвящал им свои документальные записи. Почему поэты эпохи Возрождения давали музам обет верности и служения, а художники XVII, XVIII и XIX веков часто изображали себя рядом с музой? Почему и сейчас мы часто слышим: «если будет вдохновение», «если придет муза»? Кто же они эти таинственные и прекрасные незнакомки, девять сестер, одетые в белоснежные одежды? Только ли ушедший в далекое прошлое красивый миф?

«Парнаса жительницы, девы несравненны. »

Музы (в переводе с греческого — «мыслящие») — дочери Зевса «могучегремящего», которому подчиняются все божества Олимпа, все главные принципы во Вселенной, и Мнемосины, богини памяти, покровительницы поэзии, искусств и наук, — олицетворяют все то, что позволяет человеку вспомнить о важном и подлинном, о Вечном.
У каждой музы был свой атрибут — символический предмет, говорящий о том, с каким принципом она связана.

Так, Каллиопа , муза эпической поэзии, изображалась с навощенной дощечкой и стилем — палочкой для писания. Эта муза вызывала в человеке чувство жертвенности, побуждала его преодолеть страх перед судьбой, вдохновляла воинов на подвиги.

Мельпомена — муза трагедии, у нее в руках трагическая маска, а у Талии, музы комедии, — комическая. Мельпомена и Талия олицетворяют театр жизни, жизненный опыт.

Полигимния — муза священных гимнов, веры, обращенной в музыку. Полигимния — это скромность и молитва, обращение ко всему самому дорогому и священному, ее атрибут — лира.

Муза астрономии и звездного неба Урания держит в руках небесную сферу и олицетворяет принцип познания, священной тяги ко всему высокому и прекрасному, к небу и звездам.

И, наконец, у музы любви и любовной лирики Эрато — в руках лира или плектр*. Эрато связана с принципом Великой Любви, дарующей крылья.

Пробуждая в человеке его скрытые силы, музы разными путями ведут его к гармонии и внутреннему порядку.

«Сквозь время пронеся огонь священный. »

В «Илиаде» Гомера музы уже связываются с Аполлоном, богом гармонии, божественного порядка и искусства. Они уже поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах и олицетворяют все самое прекрасное, светлое, мудрое, включая искусства, науки и мораль.
Перейдя из Пиерии в Дельфы и обосновавшись на Геликоне, музы уже навсегда становятся ближайшими спутницами Аполлона. Поэтому его называют Мусагетом, то есть Музоводителем. На пирах у Олимпийцев он играет на лире в окружении поющих муз, его вдохновительниц. Они символизируют силы, которые сопровождают душу на пути к солнцу, к свету и к истине.
Муз называли также кормилицами и спутницами Диониса, в празднествах которого они участвовали. И поэтому они связаны со священной силой мистического энтузиазма, внутреннего огня и вдохновения, которая позволяет преодолеть все преграды на пути к осуществлению живущей в сердце мечты и рождает способность зажигать все вокруг ее светом.
Культ почитания муз распространился по всей Греции. Им дали множество имен, связанных с местами, где их особенно любили: пиериды, геликониды, парнассиды, касталиды, царицы Геликона, парнасские сестры. Храмы, посвященные музам, назывались Мусейонами (отсюда современные «музей», «музыка»). Так, в Афинах, к юго-западу от Акрополя, находился холм Мусейон с храмом, в котором Платон воздвиг алтарь музам, богиням обучения.

Сохранились свидетельства о том, что храм, посвященный музам, существовал в Пифагорейской школе. В нем были девять мраморных статуй, а посередине стояла закутанная в покрывало Гестия, хранительница божественного огня; левой рукой она защищала пламя очага, другой указывала на небо. В святилище Пифагора она олицетворяла божественную науку, или Теософию. Окружавшие ее музы носили имена тех наук и искусств, которым покровительствовали. Урания наблюдала за астрономией и астрологией. Полигимния владела наукой потусторонней жизни души и искусством прорицания. Мельпомена представляла науку жизни и смерти. Эти три музы вместе олицетворяли всю космогонию, или небесную физику. Каллиопа, Клио, Эвтерпа символизировали психологические науки — медицину, магию и мораль. Терпсихора, Эрато и Талия заведовали земной физикой, наукой элементов, камней, растений и животных. Так в образах муз перед учениками появлялись все науки, существующие во Вселенной. В этом храме Пифагор давал наставления своим ученикам.

Говоря о музах, невозможно не вспомнить Сафо, самую известную поэтессу древней Эллады, жившую во второй половине VII века до н.э. На острове Лесбос, одном из семи священных островов Греции, посвященном Аполлону и Дионису, Сафо основала школу, куда стекались девушки для получения музыкального и поэтического образования со всей Греции, из Малой Азии, с островов Архипелага. Они обучались игре на лире, пению, стихосложению, танцам.

В школе Аристотеля Перипатос тоже был алтарь со статуями муз. Знаменитый Александрийский музей, основанный Птоломеем I, был также посвящен музам.
Мусейоны были еще во многих местах Греции: в Олимпии, Коринфе, Трезене. У римлян соответствующими музам богинями-покровительницами стали Камены («поющие», «предсказывающие»).

На протяжении всей истории Древней Греции, а затем и Древнего Рима, в эпоху средневековья и особенно Возрождения, в последующие времена лучами яркого солнечного света отмечены моменты, когда люди снова и снова обращались к великим принципам девяти муз.

«Вы, о пестуньи Души. »

Музы сопровождали человека во все важные моменты жизни, такие как рождение, смерть, любовь и брак, творчество, выбор пути и предназначения — в моменты, когда решалась его судьба. Они всегда отмечают своим присутствием священные моменты рождения нового.
Начиная с периода архаики изображения хоровода девяти муз встречаются на саркофагах: греки считали, что музы вместе с нереидами (нимфами моря) сопровождают души умерших на небесный остров Счастливых. Считалось также, что они обладают даром предсказания и предвидения будущего и связаны с тем, что ждет впереди.


Представляя собой все науки и искусства, музы символизируют те силы, сокровенные потенциалы, которые сокрыты в человеке и должны пробудиться в течение его жизни. Они связаны со способностью души прикоснуться к Вечности и принести с собой воспоминание о ней, придав ей форму стихов, музыки, гимнов, священных танцев.

Впереди — долгая дорога.
А мы — встречались ли мы в своей жизни с этими таинственными и прекрасными гостьями? И если встречались, то когда?
Может быть, той весной, когда к нам пришла первая любовь, и казалось, что все вокруг расцвело прекрасными цветами, хотя землю еще покрывал снег? Или тогда, когда мы решили, что нашли, наконец-то любимое дело, которым хотели бы заниматься всю жизнь? Тот благословенный момент, когда в нашем сознании возникает первый, еще нечеткий, образ того, о чем или о ком мечтаем, древние греки называли посещением музы. С этого мгновения мечта поселяется в нашем сердце, и мы уже понимаем, что не можем жить без нее. И начинается долгий путь к мечте, путь проб и ошибок, но это и путь к гармонии и свету Аполлона, к встрече с самыми дорогими людьми. И с того самого первого мгновения вдохновения спутницы Аполлона и Диониса не оставляют того, кто эту дорогу выбрал.
Что ж — в добрый путь, и да пребудут с вами музы!

Фильм «Музы»


Смотреть на YouTube: Музы

* Плектр — пластинка с заостренным углом, посредством которого извлекаются звуки при игре на некоторых щипковых инструментах.

** Касталия (греч.) — нимфа, дочь речного бога Ахелоя. Спасаясь от преследований Аполлона, Касталия превратилась в источник у горы Парнас — Кастальский ключ, в водах которого очищались паломники, направлявшиеся в Дельфы. Кастальский ключ — источник вдохновения.

*** Геликон— гора в средней Греции (на юге Беотии), где, согласно греческим мифам, обитали музы. На Геликоне находился источник Иппокрены, или Гиппокрены, возникший от удара копыта крылатого коня Пегаса. Поэтому Геликон — это место поэтического вдохновения.

Музы Древней Греции – вдохновительницы подвигов

В древней Греции почитали не только богов, составивших сонм, но и их детей, божеств третьего поколения олимпийцев. Греция была просвещенной страной: мудрецы, ученые, философы древности оставили глубокий след в истории всего мира. Примечательно, что музы в Греции не всегда означали символ вдохновения к прекрасному: музыке, любви, поэзии.

9 муз древней Греции

Девять дочерей отца богов Зевса четко демонстрируют триаду: символ абсолютной гармонии. В них соединились три вида : наука, ремесленность и настоящее искусство. Триада символична для Греции, где поэзия ценилась также высоко, как умение читать по звездам.

Мудрецы и философы справедливо считали, что каждая из муз необходима для процветания.

Каллиопа, муза жертвенности и патриотизма

Каллиопа была матерью Орфея, от нее сын унаследовал способность чувствовать музыку. Мать учила сына тому, что каждое слово в поэзии должно возвращать к жизни душу павшего героя, вселять веру и воспитывать благородство. Свиток и грифель в ее руках были не просто символикой. Молодые воины, уходившие на бой, могли присягнуть, что слышать как Каллиопа пишет новое произведение.

Греки считали Каллиопу королевой всех муз, недаром у нее на голове венценосная корона или лавровый венок. Сам Аполлон не смел перебить королеву муз, когда она говорила пламенные речи о чести, благородстве, отваге и чистоте души истинного воина. Музу можно считать символом любви к своей Родине, своей земле. Поэтому в одно время греки заказывали миниатюрные изображения Каллиопы перед дальними странствиями. Говорят, сама Паллада подарила такую миниатюрку любимцу Одиссею, чтобы его сердце всегда было наполнено чистотой помыслов и стремлением вернуться к родным берегам.

Клио, муза истории

О ней писал древнегреческий историк и хранитель мифологии Диодор: “Величайшая из муз внушает любовь к минувшему”. История бесценна для любого народа, а для жителей Греции особенно. Клио, как считалось, записывала на своих свитках каждое, даже малозначительное событие, дабы никто из потомков не забыл свое прошлое.

В мифологии описывается конфликт между музой и прекрасной Афродитой. Муза истории обладала строгими нравами, но никогда не ведала любви. Афродита же, будучи женой бога Гефеста, питала нежные чувства к молодому Дионису. Неумолимая муза осудила богиню за любовь к смертному. Афродита велела маленькому сыну Эроту пустить две стрелы: одну, разжигающую любовь, в Клио, а вторую, убивающую чувства, в Пиерона. Страдания от безответной любви вразумили музу, больше Клио не смела никого судить за чувства.

Занимаясь изучением истории, мы составили список богов древней Греции, в котором постарались учесть все особенности каждого из богов.

Также в другой статье можно узнать о богах и богинях древней Греции.

Согласно мифам, Клио была дружна с Каллиопой, что понятно: муза патриотизма неотделима от музы истории. Изображались они практически одинаково, часто греки заказывали бюсты этих муз только у одного мастера.

Мельпомена, муза трагедий

Мельпомена не только муза трагедий, о чем символизирует скорбная маска в правой руке. Муза мать роковых сирен, которые едва не погубили аргонавтов. Хотя по иной версии матерью сирен была Терпсихора.

Интересно, что происхождение сирен описано крайне скудно, будто они появились из воздухи. Две дочери Мельпомены от рождения обладали дивными голосами, но их погубила гордыня: в отсутствие матери они бросили вызов музам и проиграли. За это были наказаны: по одной версии их превратил в сирен сам громовержец, по другой обращение в птиц было делом рук Посейдона.

Мельпомена поклялась вечно скорбеть об участи дочерей и тех, кто смеет идти против воли небес. Изображается всегда в мантии театралов, с неизменной маской в руках. А вот во второй руке может быть либо меч как символ кары за ослушание и дерзость, либо свиток из пергамента. Мантия на ней в точности отражает дух Греции той эпохи: люди – игрушки в руках богов и лишь принимают участие в театре богов.

Талия, муза комедии

Талия ближе всех была к музе трагедий Мельпомене, но никогда не понимала ее безоговорочной веры в неизбежность наказания. Согласно Цицерону, из-за этого музы часто ссорились.

В противовес своей сестре, Талия изображалась с комедийной маской в руках и в венке из простого плюща. Муза никогда не претендовала на особое внимание, но обладала веселым нравом, отличалась оптимизмом. По мифологии считалось, что комедийная маска в ее руках – символ смеха, однако по другой версии маска означала примерно тоже самое, что и маска в руках Мельпомены: жизнь людей лишь лицедейство для богов.

Талия была женой Аполлона, но, по версии мифа, ее похитил громовержец, чтобы сделать женой. Но муза знала Геру, супругу Зевса и понимала, что ее ждет. Ужас заставил ее просить убежища у владыки мертвого мира Аида. Мрачный бог спрятал музу глубоко под землей.

Эвтерпа, муза поэзии и лирики

Эвтерпа выделялась среди других муз особой утонченностью в восприятии поэзии. Ее стихи мог часами слушать весь сонм олимпийцев, под тихое сопровождение арфы Орфея. Ее атрибут – двойная флейта и венок из живых цветов. Могла изображаться в окружении лесных нимф, согласно записям, стала утешительницей души несчастного Орфея после того, как тот дважды потерял свою Эвридику.
Считалась самой прекрасной из муз, обладающей особой чувственностью и женственностью.

Эрато, муза любовной поэзии и свадебной

Эрато изображается всегда с каким-либо веселым и задорным музыкальным инструментом: лира, тамбурин. Ее прославляли поэты-песенники, призывая внушить вдохновение. Голову музы украшают прекрасные розы как символ вечности любви.

Эрато стала символом борьбы настоящей любви за свои права. Муза пела о том, что даже темное царство Аида не сможет разлучить любящие сердца, они навсегда связаны крепкой нитью. Муза стала создателем нового направления в музыке Греции – свадебной. Легенда гласит, что очаровательной Эрато стало скучно на одной из свадеб. Она протянула свою лиру слепому музыканту и что-то ему шепнула.

В огромном зале зазвучала волшебная музыка, все присутствующие влюбленные почувствовали неодолимое желание быть вместе до и после смерти. Дивная музыка разносилась все дальше и вот уже муза Терпсихора прислушивается к музыке, а ее точеные ножки отбивают новый ритм танца.

Терпсихора, муза танца

Терпсихора не просто муза танцев, в том числе свадебных. Танец должен выражать не просто эмоции, а особую связь с природой, показывать единение с культурой своей родины. Танец Терпсихоры – это абсолютное совершенство движений души и тела. Издавна греки, обучаясь танцам, учились слушать музыку и танцевать под ритм ударов сердца. Каждому танцору хотелось научиться совершенным движениям музы, но давалось это не всем.

Терпсихора, согласно преданию, всюду сопровождала бога Диониса. Сам бог отличался простотой изображения, поэтому его окружение также не выделялось помпезностью и вычурностью. Муза предстает в простой тунике с лирой в руках, на голове венок из плюща.

Полигимния, муза гимнов

Полигимния была покровительницей ораторов, именно в ее воле было сделать речь пламенной и животворящей, либо люди не услышать голос оратора вовсе. Считалось, что стоит произнести имя музы перед важным выступлением, Полигимния спустится к просящему и проведет всю ночь, наставляя и внушая дар голоса. Без покровительства музы ораторства невозможно достучаться до сердец, в этом ничуть не сомневался ни один из греков.

Также можно ознакомиться с перечнем богинь древней Греции, их происхождением и описаниями.

Например, полная информацию про богиню Геру можно почитать здесь.

Муза гимнов богам. Это следует понимать как музу молитв, которые люди ежедневно шлют высшим силам и горячность их тоже зависит от воли дочери Зевса.

Урания, муза астрономии

Девятая и мудрейшая из всех дочерей громовержца, не считая Афины. Считается, что ее имя было дано ей отцом в честь Урана, бога небес задолго до появления Зевса.

Муза всегда держит в руках глобус и циркуль. Последний помогает ей определять расстояния между звездами. Именно она стояла возле Пиацци, внушая ему открытие первого астероида. Римлянин не сразу услышал музу, но дочь Зевса всегда добивалась своего от своих подопечных ученых. Греки считали ее покровительницей даже тех наук, которые были далеки от небесной.
Эту музу почитают и по сей день, причем всюду. Даже в России есть музей Урании и в некоторых городах стоят полноценные статуи.

Религия древней Греции удивительна. Она разительно отличается от остальных вероисповеданий, вызывая к себе растущий интерес. Путешествие в их мир всегда оставляет след в памяти человека и неважно, грек ли он по происхождению.

В хороводе муз

Испокон веков с приходом музы связывались самые прекрасные и самые светлые моменты в жизни — моменты озарения и вдохновения, появления чего-то нового, встречи с мечтой. Почему говорят, что встреча с музой может полностью изменить жизнь? Почему древние поэты и сказители, начиная исполнять свои песни, обращались к музам с просьбой о благословении? Почему древние греки, провожая друзей в дальнюю дорогу или благословляя их на какое-то великое дело или новый шаг, часто говорили: «Иди, и да пребудут с тобой музы!»? И в центре Афин, в Акрополе, всегда существовал храм, посвященный музам, — Мусейон. А первый известный нам историк Геродот называл свои труды именами муз (Клио, Эвтерпа, Каллиопа, Талия) и посвящал им свои документальные записи. Почему поэты эпохи Возрождения давали музам обет верности и служения, а художники XVII, XVIII и XIX веков часто изображали себя рядом с музой? Почему и сейчас мы часто слышим: «если будет вдохновение», «если придет муза»? Кто же они эти таинственные и прекрасные незнакомки, девять сестер, одетые в белоснежные одежды? Только ли ушедший в далекое прошлое красивый миф?

«Парнаса жительницы, девы несравненны. »

Музы (в переводе с греческого — «мыслящие») — дочери Зевса «могучегремящего», которому подчиняются все божества Олимпа, все главные принципы во Вселенной, и Мнемосины, богини памяти, покровительницы поэзии, искусств и наук, — олицетворяют все то, что позволяет человеку вспомнить о важном и подлинном, о Вечном.
У каждой музы был свой атрибут — символический предмет, говорящий о том, с каким принципом она связана.

Так, Каллиопа , муза эпической поэзии, изображалась с навощенной дощечкой и стилем — палочкой для писания. Эта муза вызывала в человеке чувство жертвенности, побуждала его преодолеть страх перед судьбой, вдохновляла воинов на подвиги.

Мельпомена — муза трагедии, у нее в руках трагическая маска, а у Талии, музы комедии, — комическая. Мельпомена и Талия олицетворяют театр жизни, жизненный опыт.

Полигимния — муза священных гимнов, веры, обращенной в музыку. Полигимния — это скромность и молитва, обращение ко всему самому дорогому и священному, ее атрибут — лира.

Муза астрономии и звездного неба Урания держит в руках небесную сферу и олицетворяет принцип познания, священной тяги ко всему высокому и прекрасному, к небу и звездам.

И, наконец, у музы любви и любовной лирики Эрато — в руках лира или плектр*. Эрато связана с принципом Великой Любви, дарующей крылья.

Пробуждая в человеке его скрытые силы, музы разными путями ведут его к гармонии и внутреннему порядку.

«Сквозь время пронеся огонь священный. »

В «Илиаде» Гомера музы уже связываются с Аполлоном, богом гармонии, божественного порядка и искусства. Они уже поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах и олицетворяют все самое прекрасное, светлое, мудрое, включая искусства, науки и мораль.
Перейдя из Пиерии в Дельфы и обосновавшись на Геликоне, музы уже навсегда становятся ближайшими спутницами Аполлона. Поэтому его называют Мусагетом, то есть Музоводителем. На пирах у Олимпийцев он играет на лире в окружении поющих муз, его вдохновительниц. Они символизируют силы, которые сопровождают душу на пути к солнцу, к свету и к истине.
Муз называли также кормилицами и спутницами Диониса, в празднествах которого они участвовали. И поэтому они связаны со священной силой мистического энтузиазма, внутреннего огня и вдохновения, которая позволяет преодолеть все преграды на пути к осуществлению живущей в сердце мечты и рождает способность зажигать все вокруг ее светом.
Культ почитания муз распространился по всей Греции. Им дали множество имен, связанных с местами, где их особенно любили: пиериды, геликониды, парнассиды, касталиды, царицы Геликона, парнасские сестры. Храмы, посвященные музам, назывались Мусейонами (отсюда современные «музей», «музыка»). Так, в Афинах, к юго-западу от Акрополя, находился холм Мусейон с храмом, в котором Платон воздвиг алтарь музам, богиням обучения.

Сохранились свидетельства о том, что храм, посвященный музам, существовал в Пифагорейской школе. В нем были девять мраморных статуй, а посередине стояла закутанная в покрывало Гестия, хранительница божественного огня; левой рукой она защищала пламя очага, другой указывала на небо. В святилище Пифагора она олицетворяла божественную науку, или Теософию. Окружавшие ее музы носили имена тех наук и искусств, которым покровительствовали. Урания наблюдала за астрономией и астрологией. Полигимния владела наукой потусторонней жизни души и искусством прорицания. Мельпомена представляла науку жизни и смерти. Эти три музы вместе олицетворяли всю космогонию, или небесную физику. Каллиопа, Клио, Эвтерпа символизировали психологические науки — медицину, магию и мораль. Терпсихора, Эрато и Талия заведовали земной физикой, наукой элементов, камней, растений и животных. Так в образах муз перед учениками появлялись все науки, существующие во Вселенной. В этом храме Пифагор давал наставления своим ученикам.

Говоря о музах, невозможно не вспомнить Сафо, самую известную поэтессу древней Эллады, жившую во второй половине VII века до н.э. На острове Лесбос, одном из семи священных островов Греции, посвященном Аполлону и Дионису, Сафо основала школу, куда стекались девушки для получения музыкального и поэтического образования со всей Греции, из Малой Азии, с островов Архипелага. Они обучались игре на лире, пению, стихосложению, танцам.

В школе Аристотеля Перипатос тоже был алтарь со статуями муз. Знаменитый Александрийский музей, основанный Птоломеем I, был также посвящен музам.
Мусейоны были еще во многих местах Греции: в Олимпии, Коринфе, Трезене. У римлян соответствующими музам богинями-покровительницами стали Камены («поющие», «предсказывающие»).

На протяжении всей истории Древней Греции, а затем и Древнего Рима, в эпоху средневековья и особенно Возрождения, в последующие времена лучами яркого солнечного света отмечены моменты, когда люди снова и снова обращались к великим принципам девяти муз.

«Вы, о пестуньи Души. »

Музы сопровождали человека во все важные моменты жизни, такие как рождение, смерть, любовь и брак, творчество, выбор пути и предназначения — в моменты, когда решалась его судьба. Они всегда отмечают своим присутствием священные моменты рождения нового.
Начиная с периода архаики изображения хоровода девяти муз встречаются на саркофагах: греки считали, что музы вместе с нереидами (нимфами моря) сопровождают души умерших на небесный остров Счастливых. Считалось также, что они обладают даром предсказания и предвидения будущего и связаны с тем, что ждет впереди.


Представляя собой все науки и искусства, музы символизируют те силы, сокровенные потенциалы, которые сокрыты в человеке и должны пробудиться в течение его жизни. Они связаны со способностью души прикоснуться к Вечности и принести с собой воспоминание о ней, придав ей форму стихов, музыки, гимнов, священных танцев.

Впереди — долгая дорога.
А мы — встречались ли мы в своей жизни с этими таинственными и прекрасными гостьями? И если встречались, то когда?
Может быть, той весной, когда к нам пришла первая любовь, и казалось, что все вокруг расцвело прекрасными цветами, хотя землю еще покрывал снег? Или тогда, когда мы решили, что нашли, наконец-то любимое дело, которым хотели бы заниматься всю жизнь? Тот благословенный момент, когда в нашем сознании возникает первый, еще нечеткий, образ того, о чем или о ком мечтаем, древние греки называли посещением музы. С этого мгновения мечта поселяется в нашем сердце, и мы уже понимаем, что не можем жить без нее. И начинается долгий путь к мечте, путь проб и ошибок, но это и путь к гармонии и свету Аполлона, к встрече с самыми дорогими людьми. И с того самого первого мгновения вдохновения спутницы Аполлона и Диониса не оставляют того, кто эту дорогу выбрал.
Что ж — в добрый путь, и да пребудут с вами музы!

Фильм «Музы»


Смотреть на YouTube: Музы

* Плектр — пластинка с заостренным углом, посредством которого извлекаются звуки при игре на некоторых щипковых инструментах.

** Касталия (греч.) — нимфа, дочь речного бога Ахелоя. Спасаясь от преследований Аполлона, Касталия превратилась в источник у горы Парнас — Кастальский ключ, в водах которого очищались паломники, направлявшиеся в Дельфы. Кастальский ключ — источник вдохновения.

*** Геликон— гора в средней Греции (на юге Беотии), где, согласно греческим мифам, обитали музы. На Геликоне находился источник Иппокрены, или Гиппокрены, возникший от удара копыта крылатого коня Пегаса. Поэтому Геликон — это место поэтического вдохновения.

10 величайших композиторов за всю историю (ФОТО, ВИДЕО)

Какой была бы наша жизнь без музыки? В течение многих лет люди задавали себе этот вопрос и приходили к выводу, что без красивых звуков музыки мир был бы совсем другим. Музыка помогает нам полнее ощущать радость, находить свое внутреннее «я» и справляться с трудностями. Композиторы, работая над своими произведениями, вдохновлялись самыми разными вещами: любовью, природой, войной, счастьем, печалью и многим другим. Некоторые из созданных ими музыкальных композиций, навсегда останутся в сердцах и памяти людей. Перед вами список из десяти самых великих и талантливых композиторов за все время. Под каждым из композиторов вы найдете ссылку на одно из наиболее известных его произведений.

10 ФОТО (ВИДЕО)

1.Франц Шуберт.

Франц Петер Шуберт – австрийский композитор, который прожил всего 32 года, но его музыка будет жить еще очень долго. Шуберт написал девять симфоний, около 600 вокальных композиций, а также большое количество камерной и сольной фортепианной музыки.

2.Иоганнес Брамс

Немецкий композитор и пианист, автор двух серенад, четырех симфоний, а также концертов для скрипки, фортепиано и виолончели. Выступал на концертах с десяти лет, впервые выступил с сольным концертом в 14 лет. При жизни обрел популярность в первую очередь благодаря написанным им вальсам и венгерским танцам.

«Венгерский танец №5».

3.Гендель.

Георг Фридрих Гендель – немецкий и английский композитор эпохи барокко, он написал около 40 опер, множество органных концертов, а также камерной музыки. Музыка Генделя звучала на коронации английских королей, начиная с 973 года, звучит она и на церемонии королевских свадеб и даже используется в качестве гимна лиги чемпионов УЕФА (с небольшой аранжировкой).

4.Гайдн

Йозеф Гайдн — известный и плодовитый австрийский композитор эпохи классицизма, его называют отцом симфонии, поскольку он внес значительный вклад в развитие этого музыкального жанра. Йозеф Гайдн является автором 104 симфоний, 50 сонат для фортепиано, 24 опер и 36 концертов

5.Петр Чайковский

Петр Ильич Чайковский – известнейший русский композитор, автор более 80 произведений, в числе которых 10 опер, 3 балета и 7 симфоний. Был весьма популярен и известен, как композитор еще при жизни, выступал в России и за рубежом в качестве дирижера.

«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

6.Фредерик Шопен

Фредерик Франсуа Шопен – польский композитор, который также считается одним из лучших пианистов всех времен. Он написал много музыкальных произведений для фортепиано, включая 3 сонаты и 17 вальсов.

7.Антонио Вивальди

Венецианский композитор и скрипач-виртуоз Антонио Лучо Вивальди является автором более 500 концертов и 90 опер. Оказал огромное влияние на развитие итальянского и мирового скрипичного искусства.

8.Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт – австрийский композитор, поразивший мир своим талантом с раннего детства. Уже в пять лет Моцарт сочинял небольшие пьесы. В общей сложности он написал 626 произведений, среди них 50 симфоний и 55 концертов.

9.Бетховен

Немецкий композитор и пианист Людвиг ван Бетховен является ключевой фигурой западной классической музыки. Он написал 9 симфоний, 5 концертов для фортепиано и множество других произведений.

10.Бах

Иоганн Себастьян Бах – немецкий композитор и органист эпохи барокко, известен как мастер полифонии. Является автором более 1000 произведений, в которые входят практически все значимые жанры того времени.

СХОЖИЕ СТАТЬИБОЛЬШЕ ОТ АВТОРА

7 классных идей подарков для меломана

Слушание грустной музыки может на самом деле заставить вас чувствовать себя лучше, и вот 7 причин, почему

Как выглядят рок-иконы 2000-х годов сегодня

10 лучших музыкальных клипов 2018 года

Музыка, баксы и золото: первые звезды хип-хопа — в фотографиях

Самые известные и красивые оперные театры в мире

2016 Billboard Music Awards – лучшие и худшие наряды

Мадонна: 35 лет на вершине успеха

Неизвестные фотографии The Beatles

Как выглядели звёзды музыки в детстве

Фестиваль в Гластонбери 26 лет назад — уникальные фото

Фестиваль на острове Уайт: уникальные фотографии 60-70-х гг.

21 КОММЕНТАРИИ

Даун вальс дождя Кузнецова а не Шопена

Даун-это ты! Вальс дождя Шопена

К Шопену эта музыка не имеет никакого отношения. Современная, нагло раскрученная под его именем.

За Вивальди и Шопена обидно….

Неужели не нашлось подлинных произведений Шопена и Вивадьди?

Да уж, партия ударных чет не шопеновская.

Есть опечатка на 6 композиторе, написано про мужской пол а там женский

А как же Вагнер?

а где с.и.глинка он тоже величайший композитор

там же где и Бах

прекрасная музыка, душа поёт

да вы бредите, это все лож и выдмки, никаких этих композерв не было и в помине, вот Чайковский был, Мусоргский, Скрябин, Римский Корсаков, Розманинов, Бородин, и до русские. А этих европцев никогда не существовало, откуда я знаю. у меня все хорошо с логикой, если посмотреть сколько наши композиторы написали за свою жизнь это от 40 до 80 музыкальных произведений различной сложности и размера, а что мы видим в псевдоевропских лживых брехливых выдумках. Бах-1000, Бетховен- 600, вагнер -220, шуман -300,шуберт-700, брамс-500, вивальди 90 опер. и еще 600, и так практически все композеры уйропские, проверьте если не верите. а еще они вели концертную деятельность, и кропали статейки сотнями, еще у них были ученики, и если вы прочитаете про здоровье легче перечислить чем эти якобы композеры не болели,Думайте моском а не опой, можно ли при таких раскладах за 10-20 лет написать такое количество. Ну конечно есть второй вариант, но брехня и здесь не заканчивается, они этого ничего не писали, а все эти сотни и тысячи. несуществуют и брехливо приписываются.

Писать научись, идиот…

Сумошедший…. Ты кажется бредиш,иди к врачу!

Комментарии — удивляют и бесят. Благодарю автора статьи за великолепную подборку и оформление — Спасибо ! Конечно композиторов — много, всех сюда не вставишь , да и цель была просто поделиться- МОЯ ПОДБОРКА ! Любой мог бы собрать свое количество … но что- ПОЛЕНИЛИСь. А я вспомнила , и поплакала — СТАТьЯ ТРОНУЛА ДО СЛЕЗ.

Без Листа не может быть ничего.
Понятно, что Гендель — мимо. Это — при любом подходе. Он, будучи современником Вивальди и Баха, не создал таких шедевров, как они. Хотя зарабатывал гораздо больше.
В принципе же, идея создания всяких «десяток» ущербна. Как сравнить, например, Шуберта, с его вокальными циклами, которые очень редко исполняются в концертах целиком, и Пуччини, оперы которого идут во всех оперных театрах мира? Как сравнить Шопена и Рахманинова? Понятно, что музыка русского композитора — это совершенно другой уровень, недоступный Шопену, но и жили-то они в разное время. А как сравнить Бетховена и Шостаковича? Как сравнить concerti grossi Корелли и Шнитке? Даже в спорте, где есть очень точные критерии, как, например, время в лёгкой атлетике, невозможно сравнивать чемпионов разных лет. Меняется качество беговых дорожек (сравните гаревые дорожки 60-х и сегодняшние), меняется обувь, движется вперёд фармакология и т.д. Музыка, искусство вообще, хороши тем, что есть гораздо больше 10 вариантов того, как проявить свою гениальность.

Уберите, пожалуйста, этот отвратительный «Вальс дождя», не писал его Шопен.

Самый великий композитор — Рихард Вагнер

ой какие вы все крутые и как много знаете . вы прям сами как композиторы . какие умные и уберите вальс дождя и дауны . можно подумать сами композиторы .

Слушаю в данный момент концерт Сибелиуса дирижёр Петров, по каналу Россия-культура. В интернете решил узнать о композиторе, но вошёл на этот сайт, просмотрел, не во всём согласен, прочитал комментарии, немного удивился а концерт закончился. Но аплодисменты перешли в бурные овации и долго не кончались пока телеканал не отключил передачу. Я к тому что у каждого своя десятка лучших и овации тому подтверждение

Читайте далее: