Муза вдохновляющая лирика
**т*р*а: поиск слов по маске и определению
Всего найдено: 37, по маске 7 букв
авторша
(разговорное) женское к существительному: автор
актерка
плохая актриса (разг. пренебр.)
астарта
египетская богиня, жена бога Сета
богиня плодородия, материнства и любви в древнефиникийской мифологии
в мифологии древних сирийцев, финикийцев: богиня земного плодородия и любви
греческое наименование главной финикийской богини
древнесемитское божество любви и плодородия, богиня-воительница
финикийская богиня земли, плодородия, любви
финикийская богиня плодородия и любви
финикийско-сирийская богиня луны и неба, любви и судьбы (мифическое)
именно с этой богиней войны и боевых колесниц сравнивал миледи Фельтон
картина английского художника XIX века Д. Россетти «. Сирийская»
ахтырка
город в Сумской области, Украина
город на Украине
город в Сумской области
батырша
бутырка
булдырь, изба, жилище, селитьба, отдельная от общего поселения, дом на отшибе, особняком; название подгородных слобод, в Москве и Рязани
такое более известное имя носит следственный изолятор 2 города Москвы
ватарба
суматоха, тревога, суета
евтерпа
(Эвтерпа) в греческой мифологии муза, покровительница лирической поэзии
в греческой мифологии одна из 9 муз, покровительница музыки
дочь Зевса и Мнемозины, одна из 9 муз; покровительница музыки (мифическое)
муза, покровительница лирической поэзии и музыки
муза, покровительница поэзии, музыки
имя этой музы в переводе означает «радующая»
муза лирической поэзии
муза поэзии и музыки
муза с лирой в руках
одна из девяти дочерей Мнемосины
сестра Эрато и Калиопы
подходящая муза для композитора
муза поэта с лирой в руках
одна из девяти муз
сестра Эрато и Каллиопы
1 из 9 дочерей Мнемосины
какая муза к композитору приходит?
затирка
жидк. мучное блюдо у украинцев и белорусов
похлебка из муки, разведенной водой, в основном у украинцев и белорусов. (этнографическое)
паста, чтобы ликвидировать неровности
паста для неровностей
шлифовка свежей штукатурки
выравнивание швов на стройке
катарта
подотряд птиц отряда соколообразных
катарха
река в Краснодарской крае, приток Псоу
катерна
положение в игре в лото, при котором из пяти клеток заставлены кубиками уже четыре
положение в игре в лото, когда из пяти клеток одного ряда заставлены кубиками уже четыре
каторга
(переносное значение) о тяжелой жизни, непосильном труде
буквальный перевод с греческого слова «галера»
в XV-XVIII вв. — мореходное гребное судно, род галеры (в гребцы на эти суда ссылались осужденные на каторгу)
в России до 1917 г. — мореходное гребное судно типа галеры, место отбывания наказания на таком судне
как прежде называли галеру для отбывания наказания
остров Сахалин для заключенных
рассказ В. Гиляровского из книга «Трущобные люди»
самые тяжелые принудительные работы для заключенных
кандальное место работы
именно так раньше в России называли особый вид гребных судов, гребцами на которых служили преступники
переведите на греческий язык «галера, принудительный труд»
работа в кандалах
название галеры на Руси
произведение российского писателя В. Гиляровского из цикла «Трущобные люди»
принудительная работа для заключенных
тяжелые работы на галерах
роман Валентина Пикуля
принудительные работы на галерах
невыносимо тяжелый труд (разг.)
куда прежде шли в кандалах?
труд за наказание
исправительные работы на старинный манер?
мучительная жизнь (разг.)
трудотерапия для бандитов
катурла
Алехандро Гарсия (1906—40) кубинский композитор
куторга
М. С. (1809—1886) русский историк античности
латерна
(лантерна) возведенная над световым отверстием в крыше или куполе круглая, овальная или многогранная башенка с остеклением окон, превышающим по площади простенки
башенка на куполе
люторка
река в Московской области, левый приток реки Лопасни
матерка
(матка, старка) птица-мать с выводком (чаще о тетеривиных)
Музы Древней Греции: миф, ставший реальным вдохновением
Эллада подарила миру не только увлекательные мифы о богах и героях. Музы Древней Греции, эти образы дочерей Зевса, издавна ассоциировались с искусством, вдохновением, озарением, мечтой и светлыми моментами. Каждую из них наделяли особыми чертами и атрибутами, к ним обращались за благословением и открывали в честь муз храмы. Какими были эти девять муз и какой след они оставили в мировой культуре?
Музы Древней Греции. Художник Яннис Стефанидис www.art-book.gr/
9 муз Древней Греции
Как считали греки, каждая из самых важных сфер жизни имеет свою покровительницу. А поскольку их матерью являлась Мнемосина, олицетворявшая память, «муза» переводится как «мыслящая». А местом обитания девяти муз непременно были горы (Геликон или Парнас) с прозрачными источниками и тенистыми лесами. Здесь они танцевали под звуки лиры бога Аполлона. Именно такой сюжет можно часто рассмотреть и на античных фресках, и на полотнах европейских художников, которых вдохновляла греческая мифология.
Каллиопа (Καλλιόπη) покровительствовала эпической поэзии и риторике и считалась самой благородной из муз. Её довольно часто изображали в мечтательной позе со стилосом (палочкой для письма) и табличками или же со свитком.
Каллиопа нередко воспринималась греками как главная из всех муз — не зря её голову украшал лавровый или золотой венок. Эта муза символизировала любовь к своей земле, поэтому воины, уходившие в бой, брали с собой её изображения. Умеющая говорить пламенные речи и отличающаяся своим красноречием, Каллиопа мгновенно пробуждала в человеке героизм и чувство жертвенности.
Согласно некоторым источникам, Каллиопа считалась девственницей, по другим версиям — была матерью Орфея, Лина или Иолема от Аполлона. Некоторые даже утверждали, что её сыном был Гомер.
Эвтерпа (Ευτέρπη) считалась музой лирической поэзии и музыки, которая часто изображалась в компании лесных нимф. Её называли Дарящей Удовольствие.
Среди прочих муз она выделялась утончённостью и женственностью, а её стихами боги могли наслаждаться бесконечно. Атрибутами Эвтерпы были музыкальные инструменты сиринга и авлос (прародители флейты и гобоя), а также цветочный венок.
От союза Эвтерпы и речного бога Стримона на свет появился герой Рисос. Он командовал отрядом фракийцев в Троянской войне и был убит Диомедом, о чем рассказано в «Илиаде» Гомера.
Одной из самых известных муз, имя которой знакомо каждому, является Мельпомена (Μελπομένη). Она была не только покровительницей трагедии, но и матерью обладательниц чарующих голосов, которые бросили музам вызов и вполне ожидаемо проиграли — боги обратили их в сирен.
Тогда Мельпомена, сожалеющая о судьбе дочерей, навечно обрела свои атрибуты: трагическую маску, театральную мантию и меч как напоминание о неотвратимости наказания для тех, кто нарушает волю богов.
Мельпомена вместе с другими музами сопровождала Аполлона. Её считают создательницей варвитоса — древнего струнного инструмента типа лиры. Через катастрофы и неудачи муза познала трагедию со всех сторон, но всегда в трагедии рождается торжество человеческого духа, что и показывает Мельпомена людям.
Как противоположность Мельпомене — Талия (Θάλεια). Эту музу комедии изображали с комической маской. В отличие от сестры, ей был присущ оптимизм и лёгкий нрав, что и служило причиной ссор с Мельпоменой, а наиболее близка она была к Терпсихоре.
Распространена трактовка, по которой маска в руке Талии символизировала смех. Но всё чаще звучат версии о том, что маски этой музы и Мельпомены означали лицедейство человека в театре богов. Талию считали божеством хорошего настроения и веселья.
Что касается музы Эрато (Ερατώ), она покровительствовала лирической или любовной поэзии, а также была защитницей любви и брака.
Эрато вдохновляла поэтов на создание романтических произведений, а её неизменными атрибутами были тамбурин и лира. Часто её изображали совершенно обнаженной.
В качестве символа вечной любви — розы, украшающие голову. Вдохновлённые Эрато поэты и музыканты создавали такие произведения, что любая влюблённая пара, услышавшая их, тотчас чувствовала желание быть вместе навсегда.
А вот Полигимния (Πολύμνια) в мифологии считалась музой пантомимы и гимнов. Она покровительствовала в изучении ораторского искусства и при написании гимнов. Отсюда и самая древняя трактовка её имени: πολύ + ύμνος. Именно ей античный мир был благодарен за ритуальные танцы и песни, прославлявшие олимпийских богов, и именно по её воле речь оратора становилась пламенной.
Эту музу представляли всегда серьезной, погруженной в размышления, иногда с пальцем, прижатым к губам в призыве молчания. Более поздняя версия её имени πολύ + μνεία означало помощь в учении, в запоминании, то есть тут она приближается к Мнемосине.
С верой в силы Полигимнии греки шли на важные выступления — надо было только заранее позвать её, чтобы муза успела одарить человека необходимыми ораторскими качествами. Иногда Полигимнию считали также музой геометрии, медитации и земледелия.
Муза Терпсихора (Τερψιχόρη), в свою очередь, «отвечала» за хоровое пение и танцы. Она нередко изображалась играющей на лире или в позе танцовщицы.
Считается, что искусство Терпсихоры символизировало единство душевных порывов, природного начала и движений тела. Именно выражение полного единения человека и природы было главной целью танцев. Если танцор хотел научиться движениям в ритме своего сердца, он тут же звал на помощь Терпсихору.
В мифологии покровительницей истории была Клио (Κλειώ), которую изображали с одухотворённым и задумчивым лицом. В руках она держала то свиток папируса, то шкатулку для свитков. Голову Клио украшал лавровый венок — символ благородства. Часто её изображали с песочными часами или с горном, в который она трубила, чтобы сообщить о каком-то славном событии.
Муза внушала любовь к прошлому и истории, которая всегда была ценной для греков. В свои свитки Клио вносила даже мельчайшие события — ничто не ускользало из её внимания и не забывалось. Она отвечала за точность описания событий как в устном, так и письменном виде.
Как-то Клио позволила себе иронию по поводу чувств Афродиты к Адонису, в отместку за это та наслала на Клио страсть к герою Пиеру (от его имени — греческая область Пиерия). В результате этой связи у Клио родился сын Иакинф.
Ещё одна, девятая, муза — Урания (Ουρανία). Эта муза покровительствовала астрономии и астрологии и являлась одной из мудрейших дочерей Зевса. В руках у неё всегда были циркуль для определения расстояний между звёздами и глобус.
Причём греки считали Уранию покровительницей других наук в том числе. Интересно, что эта муза в ряду остальных покровительствовала не искусству, а значит символизировала полную гармонию музыки, поэзии и небесных сфер — одно без другого невозможно. Часто Урании приписывали качества прорицательницы.
Местом жительства Урании была небесная сфера, небо — ουρανός.
Почитание муз в культуре
Музы Древней Греции хоть и были плодом воображения, но внесли вполне реальный вклад в мировую культуру. Достаточно вспомнить, сколько поэм и стихотворений было посвящено им, не говоря уже о самом имени «муза», ставшем нарицательным. Среди поэтов, воспевавших их, были Байрон, Есенин, Фет, Пушкин и, конечно, Гомер. В честь них строили музейоны — храмы, которые сосредотачивали в себе художественную и культурную жизнь Греции. Самым известным стал Александрийский музейон, а позднее это слово породило название «музей».
Музы вдохновляли известных художников, которые изображали их так, как представляли. Например, Гюстав Моро перенёс образы муз на полотно «Аполлон и 9 муз», на котором девушки беззаботно парят позади сидящего Аполлона. Также к образам муз обращался Жан-Марк Натье в картине «Талия» и Эсташ Лёсюёр в картине «Музы». Андреа Аппиани изобразил муз на Парнасе, танцующих под лиру Аполлона. В скульптуре также воплощено немало образов муз. Помимо самой Греции, их статуи можно увидеть в Эрмитаже, а в Лувре выставлен ценнейший саркофаг с барельефами муз.
Муза поэзии и легенды о ней
Ранней весной на склонах легендарного Геликона, с вершины которого берет начало Гиппокрена, и на величественном Парнасе, вблизи Кастальского родника, златокудрый бог Аполлон начинает водить хороводы со своими сестрами, девятью музами. Прекрасные и могущественные дочери Зевса и Мнемосины поют дивные песни, а Аполлон играет на золотой кифаре. Торжественно звучит хор богов, и вся природа замирает, зачарованно слушая их пение.
Так в представлении древних греков выглядели будни олимпийцев. Власть и слава богов угасла с падением Древней Греции, но музы сохранили сферу своего влияния. По сей день муза поэзии посещает представителей творческих профессий и дарует им вдохновение.
Происхождение муз
Девять муз с именами и четко обозначенными функциями появились не сразу, их образы складывались в течение нескольких веков.
Первоначально музы были абстрактным понятием. Позднее греческие поэты стали обращаться к ним по именам и приписывать им божественную силу. Это были так называемые «доолимпийские музы». До нас дошли лишь некоторые имена (Мелета, Аэда, Мнема, Нета и другие), а уж о том, какими они обладали силами, можно только гадать.
Девять муз, представление о которых сохранилось до наших дней, впервые были упомянуты в «Одиссее» Гомера, а Гесиод в поэме «Теогония» («Происхождение богов») впервые назвал их имена и рассказал их истории. Матерью муз поэт назвал богиню памяти – Мнемосину, а отцом – громовержца Зевса.
Вероятно, сначала музы отвечали за сферу размышлений, ведь с греческого языка слово «муза» переводится как «мыслящая». Тогда становится понятно, почему матерью названа Мнемосина, память – необходимый элемент мыслительной активности. Постепенно музы переключились со сферы размышлений на сферу искусств, и старшей из них стала муза поэзии.
Функции муз
Понятие о специализации муз появилось только в эллинистическую эпоху, когда возникли все виды искусств. Для наглядности сведения о музах представлены в таблице.
Имя | Значение имени | За что отвечает | Атрибуты |
Каллиопа | Прекрасноголосая | Эпическая поэзия | На голове – золотая корона, в руках дощечка или свиток и стилос |
Клио | Дарующая славу | История | Скрижаль или свиток пергамента |
Мельпомена | Мелодия, радующая слушателей | Трагедия | Трагическая маска, меч или палица |
Талия | Процветание | Комедия | Комическая маска |
Полигимния | Восхваление | Гимны, ораторское искусство | Свиток |
Терпсихора | Наслаждение | Танец и хоровое пение | Лира |
Урания | Устремленная к небу | Астрономия | Глобус и циркуль |
Эвтерпа | Увеселяющая | Лирическая поэзия | Лира или флейта |
Эрато | Желанная для любви | Любовная поэзия | Кифара |
Каллиопа – старшая из муз
Каллиопу принято считать старшей дочерью Мнемосины и Зевса. Но главенствующее положение среди своих сестер она занимает не только поэтому. Как муза эпической поэзии, она ближе всего соприкасается с деяниями богов.
Этот род поэзии повествует о подвигах героев, прославляет олимпийцев. Декламируя ее, греки стремились получить покровительство высших сил. Каллиопа была способна вызывать в человеке жертвенность, помогала преодолеть эгоизм и направляла на путь служения высоким целям. Эта муза поэзии поощряла отвагу, достоинство, рыцарство, благородство и чистоту души.
По одной из версий, Каллиопа — мать Орфея, легендарного певца, которому сам Аполлон вручил божественную лиру, от звука которой успокаивались дикие звери, расступались деревья и скалы.
Эвтерпа – муза лирической поэзии и музыки
Лирическая поэзия, в отличие от эпической, воспроизводит сугубо личные чувства и переживания автора. Ее истоки следует искать в народной песне. Во времена муз и богов лирические стихи всегда пелись, сопровождались танцами и выразительной мимикой. Поэтому не случайно, что Эвтерпа также покровительствует музыкантам. Ее, как правило, изображали с флейтой в руках, готовой в любую минуту пуститься в пляс.
Муза лирической поэзии всегда высоко почиталась поэтами и музыкантами. Ей продолжали посвящать гимны и стихи и спустя века после падения Древней Греции. Она даровала людям очищение и чувство гармонии с Природой.
Эрато – муза любовных песен
Свое имя муза любовной поэзии получила в честь бога Эрота. Ее представляли в образе невинной и прелестной девушки. Венок из роз обрамлял ее лицо, а струящиеся складки одежд подчеркивали грацию. Эрато могла вдохнуть любовь в сердце любого живого существа. Даже богов она вдохновляла на романтические поступки. Ее также называют музой свадебных гимнов и царицей поэзии.
Муза любовной поэзии помогает преображать все, что окружает человека, в красоту. Она показывает силу чувств, дарует крылья и помогает преодолеть любые преграды на пути к счастью. Она учит тому, что творчество – высшее проявление любви.
Гнев муз
Олимпийские музы – это дочери Зевса. Они воспевали и поддерживали всех греческих богов, прославляли их добрые нравы и справедливые законы. К обычным людям музы относились вполне дружелюбно. Особым покровительством, разумеется, пользовались поэты, певцы и музыканты. Муза поэзии могла передать поэту часть своего дара, утешить его в беде, поддержать мудрым словом. Но не стоит считать их безобидными. Они никогда не терпели соперничества и могли жестоко покарать тех, кто осмеливался выступить против них.
Существует, например, легенда о дочерях македонского царя Пиероса – Пиеридах. В то время как музы прославляли богов и героев, Пиериды обличали их трусость, смеялись над их страхом перед драконом Тифоном. Нимфы устроили соревнование между непримиримыми врагами и присудили победу музам. Пиреиды, отказавшиеся принять такие результаты, набросились на своих обидчиц с кулаками и в это мгновение были обращены в сорок. С тех пор им суждено летать по лесам и полям, нарушая покой людей и зверей своими криками.
Дошла до нас и легенда о Тамирисе. Это был фракийский певец, поражающий всех своей красотой и искусством игры на кифаре. Он был бессменным победителем соревнований между музыкантами и однажды дерзнул вызвать на состязание самих муз. Тамирис заявил, что в случае его победы музы должны стать его любовницами, а в случае поражения могут забрать у него то, что им вздумается. Богини выиграли соревнование и отняли у дерзкого певца зрение, голос и способности играть на музыкальных инструментах.
Муз-богинь, дарующих вдохновение, призывают поэты всех стран и континентов. Красивая легенда поддерживает веру в божественную природу художественного слова. Думается, что и сама тяга к творчеству будет существовать только до тех пор, пока в сердцах поэтов будет жить муза, покровительница поэзии.
Муза вдохновляющая лирика
Клио прошлых времен дела вещает потомству,
Мельпомена трагический вопль исторгает печали,
Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой,
Сладкую песню поет с тростниковою флейтой Эвтерпа,
Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея,
С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом,
Песни времен героических в книге хранит Каллиопа,
Звезды небес изучает Урания, неба вращенье,
Жестами все выражая, Полимния славит героев.
С Древне-греческого слово «муза» переводятся как «мыслящие». Классическими музами считаются 9 дочерей бога Зевса и титаниды, богини памяти Мнемосины – покровительницы наук, искусства и поэзии. Родились музы у подножия Олимпа. Их сердца чисты и девственны. Музы – это источник всего чистого и возвышенного в состоянии человека, поэтому внимание к ним было так велико на протяжении всей истории человечества.
Музы неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира. Их предводителем был Аполлон, как покровитель искусств, бог гармонии и божественного порядка.
На многих античных памятниках искусства Аполлон изображается в сопровождении 9 муз. У художников Возрождения этот сюжет был один из любимых. Изображение хоровода из 9 муз встречается и на саркофагах, поскольку считалось, что музы сопровождали души умерших на небесный остров Счастливых.
Музы отмечали своим священным присутствием все важные события в жизни – рождение, любовь, брак, выбор пути и предназначения, творчество и рождение всего нового.
Муз называли также спутницами Диониса. Они всегда участвовали в его празднествах. Они воплощали в себе силу энтузиазма, вдохновения, мечты и внутреннего огня, которые ведут человека по пути просветления.
Современный мир может видеть сюжет с музами на картинах Рафаэля и Мантеньи, на сохранившихся римских саркофагах, в Лувре и в Ватикане.
По одной из версий древнегреческий мифологический Македонский царь Пиер, прибывший на гору Парнас из своих владений, определил число муз, установил культ их почитания, дал им имена и первым сочинил о них поэтические стихи. Мифы о Пиере объясняют второе название муз – пиериды, живущие около Кастальского источника. По легенде того, кто выпьет воды из этого источника, музы наделяли вдохновением.
Музы считались достаточно жестокими и мстительными, и они сурово наказывали каждого, кто осмеливался с ними соперничать и состязаться, не терпели обман и оскорбления, не прощали тщеславия. Главными соперницами муз являлись 9 дочерей-нимф царя Македонского Пиера. Музы превратили нимф в болтливых птиц сорок за то, что посмели претендовать на право владеть источниками вдохновения на Геликоне. Другими соперницами стали женщины-птицы Сирены (музы смерти) с удивительными голосами, пленяющими всех мужчин. За невиданную смелость Сирен состязаться с талантом муз, они были ощипаны и опозорены.
Однако в большей степени они помогали, утешали и наставляли людей, относились ласково и доброжелательно к своим любимцам (поэтам, музыкантам, драматургам и актёрам), которые осознавали, что только благодаря музам они талантливы. Музы вдохновляли поэтов и влагали песни в их души, являясь своеобразной опорой для поэта, помогали им в словах выразить божественные образы. Музы предназначены для очищения души и являются своеобразной связующей нитью между человеческим и божественным. До сих пор мы часто восклицаем «Муза меня покинула», когда наше вдохновение пропадает.
У муз красивые голоса — они веселили богов своими песнями и танцами. Музы воспевали законы и славили добрые нравы богов.
Считалось, что они также обладали даром предсказания, что им было ведомо прошлое, настоящее и будущее.
Одним из первых упоминаний муз в литературе является их участие в сюжете «Илиады» и «Одиссеи».
Муз изображали молодыми прекрасными девушками с одухотворёнными лицами и определёнными атрибутами, соответствующими искусству, которое каждая из них представляла. У каждой музы был свой храм, который назывался Мусейон (от этого слова образовалось понятие «музей» — как здание, в котором хранятся предметы исторической важности разных направлений искусства). Музам всегда воздавались большие почести, их культ был распространён повсеместно. Греки любили и преклонялись музам даже больше, чем богам и богиням, которые были более жестоки и несправедливы.
Например, в Афинах к юго-западу от Акрополя находился холм Мусейон с храмом, в котором Платон воздвиг алтарь музам. А на острове Лесбос, посвящённому Аполлону и Дионису известная древнегреческая поэтесса Сафо открыла школу, где девушки получали особое образование – учились играть на лире, писать стихи, танцевать и петь песни.
Изначально их почитание связывали только с поэзией, а в дальнейшем их влияние распространили на все области искусства, в том числе на астрологию и на историю.
В дальнейшем муз стали представлять в виде определённого символического образа.
На протяжении всей истории Древней Греции, Древнего Рима, в эпоху Средневековья и особенно Возрождения, в последующие века люди постоянно снова и снова обращались к силе и великим принципам девяти муз.
Каллиопа – муза эпической поэзии и знания, с восковыми табличками, со свитком в руках и заострённой палочкой для письма;
Эрато – муза лирической поэзии с кифарой в руках;
Эвтерпа – сопровождала лирическую песню с флейтой в руках;
Клио – муза истории со свитком из папируса;
Мельпомена – муза трагедии с трагической маской и венком из плюща (иногда венком из виноградных листьев);
Полигимния – муза торжественных гимнов и пантомимы;
Терпсихора – муза танца с лирой и плектром в руках, обычно в позе танцовщицы;
Талия – муза комедии с комедийной маской и венком из плюща;
Урания – муза астрономии с глобусом и циркулем.
Музы Йоханна Йоахима Кендлера восседают, а точнее словно воспаряют над пьедесталами в форме причудливых раковин. Скульптор сотворил из фарфора только 6 из 9 возможных муз – это муза танца (Терпсихора), музы театра трагедии и комедии (Мельпомена и Талия), муза лирической песни (Эрато), муза поэтического искусства (Каллиопа) и муза гимнов (Полигимния). А также к этой серии фигур принадлежит изображение предводителя муз Аполлона.
Кендлер изобразил муз в своих скульптурах по-своему, иногда с большими несоответствиями их классическому древнегреческому образу. Однако можно в полной мере заявить, что он мастерски сумел отразить стиль эпохи своего времени – рококо.
Изначально все эти 7 фигур украшали в качестве фрагментов фарфоровую рамку к зеркалу, которое скульптор Йоханн Йоахим Кендлер выполнил в начале 1750-ого года на заказ курфюрста Фридриха Августа II в качестве свадебного подарка своей дочери Марии Юзефа, которая в январе 1749 года вышла замуж за дофина Франции. Это зеркало сейчас висит в пансионате Назарьево в Одинцовском районе Подмосковья. Второй раз такое зеркало было изготовлено по тем же формам в 1900 году для Парижской выставки.
В дальнейшим фигуры, изображающие муз, стали уже представлять отдельные самостоятельные произведения искусства. Скульптор Эммерих Андресен в 1901 году решил изготавливать муз на отдельных постаментах.
Скульптуры Муз являются важнейшими во всём богатстве произведений, созданных великим скульптором мануфактуры Meissen Кендлером. Ведь сам он ни раз повторял, что всё его творчество постоянно было вдохновлено невидимым присутствием силы муз и имело место быть только благодаря им.
Искусство одного из самых выдающихся художников на мануфактуре Meissen в данных скульптурах достигло своего апогея. Выражение одухотворённых лиц муз, детальность их аттрибутики, роспись – всё говорит о непревзойдённом таланте скульптора.
ПОЛИГИМНИЯ
Полигимния (в переводе с древне-греческого слова ¨Πολυυμνια¨) — одна из 9 муз в греческой мифологии. Она является покровительницей поэтов-писателей торжественных гимнов. Эта муза славилась своей помощью «запоминать схваченное». Считается, что она хранит в памяти все гимны, песни и ритуальные танцы, которые славят и восхваляют олимпийских богов и героев.
Этой музе приписывают создание музыкального инструмента лиры. Именно с ней изобразил Полигимнию скульптор Йоханн Йоахим Кендлер. Часто эта муза изображается закутанной в покрывало, со свитком в руках, как правило в задумчивой позе, с мечтательным лицом.
Помимо своего основного предназначения Полигимния считается музой пантомимы.
Интересным фактом является то, что в честь музы Полигимнии был назван астероид , открытый в 1854 году.
КАЛЛИОПА
Каллиопа (в переводе с греческого «прекрасноголосая») – одна из 9 муз в древне-греческой мифологии. Среди своих сестёр она была старшей. Каллиопа считается покровительницей эпической поэзии, науки и философии.
Она обычно изображается в виде прекрасной девушки с вощёной табличкой или свитком заострённой палочкой для письма, которая в Древней Греции называлась стилос. По одному из мифов Лин и Орфей – знаменитые певцы – были детьми союза Каллиопы и Аполлона.
Песни-гимны Орфея стали гимнами не религиозного, а скорее философского содержания. Считается, что именно Аполлон подарил своему сыну лиру и научил его играть на ней. Мастерство Орфея приобрело магический характер: его музыка завораживала, подчиняла себе людей, зверей, богов и животных, бушующие волны могла успокоить, а деревья заставляла танцевать.
В честь Каллиопы был назван оригинальный и редкий инструмент 1855 года выпуска – паровой орган, который построен на воспроизведении гудков локомотивов и пароходов. Звук такого инструмента очень пронзительный и громкий, а регулировать в нём возможно только высоту и длительность. Многие каллиопы работали по принципу механического пианино или органа без участия исполнителя с автоматическим звукоизвлечением.
Эта муза вызывала в человеке чувство жертвенности, побуждала его преодолеть свой эгоизм, страх перед судьбой и вдохновляла воинов на подвиги.
Греки выделяли Каллиопу среди других муз – она для них стала первой. На её голове красуется золотая корона в знак старшенства перед другими музами.
К Каллиопе обращается Вергилий в своей поэзии. Дионисий в своих элегиях считал поэзию прекрасным «криком Каллиопы».
ТЕРПСИХОРА
Терпсихора (от древнегреческого «Τερψιχορη») — одна из 9 муз в древне-греческой мифологии, которая покровительствовала танцам и хоровому пению. Эта муза изображалась в виде танцующей молодой женщины с улыбкой на лице. Её голову венчал венок, в одной руке она, как правило, держала лиру, а в другой – плектр.
Считалось, что она открывала людям связь между душой и телом, между внутренним и внешним миром, учила душу правильно сочетаться с телом. В Древней Греции танцы были обязательным предметом в гимназиях. Античный танец отличался строгим соблюдением ритма, красивыми и гармоничными движениями. Он строился на сочетании шагов и движений рук. Танец должен был отражать мысли, настроение и чувства. Танец воспринимался своеобразным отражением постоянных движений природы, где всё течёт и меняется согласно неписаным законам.
По одному из мифов её называют матерью сирен, которых она родила от бога реки Ахелоя.
У Кендлера Терпсихора изображена вместе с ребёнком одетым в костюм с рисунком из цветных ромбов, характерных для Арлекино.
ЭРАТО
Эрато (от древнегреческого «Ερατω») — одна из 9 муз в древне-греческой мифологии, которая покровительствовала лирическим любовным песням. Её атрибутом считается кифара. Очень часто с ней рядом изображали маленького Эрота (амура). Данная муза стала за всю историю очень популярным образом и символом в искусстве. К ней очень часто обращаются в поэмах многие поэты. Она обладала способностью вдохнуть в душу любовь всему живому, преобразить всё в красоту любовного чувства.
Интересным фактом является то, что в честь Эрато назван астероид, открытый в 1860 году.
У скульптора Кендлера фигура музы Эрато изображена держащей колёсную лиру в руке.
ТАЛИЯ
Талия (от древнегреческого «Θαλεια») — одна из 9 муз в древне-греческой мифологии, которая покровительствовала комедии и лёгкой поэзии. Она даёт возможность посмотреть на себя со стороны, посмеяться над своими ошибками, поскольку комедия – это своеобразная школа жизни, которая учит не унывать, извлекать уроки из содеянного, которые постепенно приведут нас к скрытой глубинной душевной сути. Талия помогает оценить силу улыбки.
Как правило, Талия должна изображаться держащей маску комедии в руке и с венком плюща на голове. Кроме этого она узнавалась по специальной обуви, которую античные актёры использовали в своих постановках.
По мифам Зевс, превратившийся в коршуна, взял Талию себе в жёны. Она пряталась в недрах земли от гнева Геры и родила там демонических существ.
По другому мифу от Аполлона и Талии были рождены корибанты — боговдохновенные и пораженные вакхическим безумием существа.
У Кендлера образ музы Талии был представлен читающей с листа бумаги.
В 1852 году был открыт астероид, который был назван в честь музы Талии.
МЕЛЬПОМЕНА
Мельпомена (от древнегреческого «Μελπομενη») — одна из 9 муз в древне-греческой мифологии, которая покровительствовала театру трагедии. Она вдохновляла художников на всём протяжении истории.
Мельпомена изображалась с бесстрастным строгим лицом. На голове её была повязка из листьев винограда или плюща. Одета она была в театральную мантию, в одной руке держала меч или палицу, как символ неизбежного наказания того, кто нарушает волю Богов, а в другой – трагическую маску.
В 1852 году был открыт астероид названный в честь музы Мельпомена.
Древнегреческая муза Эвтерпа — муза-покровительница лирической поэзии
Что такое искусство для древних цивилизаций? Это признак расцвета, золотого века, когда жизнь в городе или государстве отличается стабильностью и изобилием. Люди направляют свое внимание не только на добывание необходимого, но имеют возможность отдавать силы и время на создание прекрасного. В современном мире в этом смысле мало что изменилось, однако в прошлом достичь такого процветания было сложнее, а значит, и искусство ценилось значительно выше. Неудивительно поэтому, что в Древней Греции с таким почтением относились к музам, дарующим вдохновение и таланты. И неслучайно самой изящной и красивой из девяти сестер считалась Эвтерпа, муза лирической поэзии.
Не всякое искусство одинаково ценно
В далекие времена, когда герои совершали свои подвиги, и позже, когда великие поэты слагали свои стихи о них, самым почитаемым видом искусства считалось умение сплетать слова. Живопись или скульптура относились, скорее, к ремеслам: они услаждали взор, но не мыслились чем-то божественным. На вершине всего стояла поэзия. Неслучайно с разными ее направлениями связано несколько муз. Эрато помогала создавать любовную и свадебную лирику. Каллиопа отвечала за эпос. Муза Эвтерпа вдохновляла на создание лирической поэзии. А еще среди прекрасных сестер была Полимния или Пологимния, которая покровительствовала всем, кто складывал гимны.
У живописи и скульптуры муз не было. Зато они были у астрономии и истории. Эти науки приравнивались к искусству. Вдохновительницей и наставницей звездочетов была Урания. Историки же славили Клио.
Поэзия тесно связана с драматургией и театром. Музы Мельпомена и Талия помогали создавать трагедии и комедии. Они напоминали своим любимцам о том, что человеческие жизни лишь роли и полностью находятся во власти богов. Замыкает плавное шествие сестер Терпсихора — муза танца и хорового пения.
Откуда пришли к нам музы?
Вдохновительницы поэтов происходят от древних нимф источников. Они жили в звенящих водах ключей и дарили людям способность слагать стихи. Собственно музы появляются сначала как три сестры, Мелета, Мнема и Аэда (размышление, память и песня). И уже несколько позже появляются привычные современному человеку девять вдохновительниц. Начав с благословения своих любимцев поэтическим даром, они постепенно разделили между собой все направления искусства.
Божественное происхождение
Согласно Гессиоду и другим авторам, муза Эвтерпа с сестрами были дочерьми Зевса и титаниды Мнемосины. Родились прекрасные девы у подножия Олимпа. Музы — вечно юные красавицы, поющие на пирах богов. Часто они изображаются вместе с Аполлоном, он был их покровителем и неизменным спутником.
Музы одаривали тех, кто почитал их. Могли вдохновить на создание шедевра, рассказать, как добиться милости богов. Тех же, кто считал себя талантливее муз или пытался с ними соперничать, жестоко наказывали.
Место обитания
Считается, что культ муз возник в племени фракийских певцов. Жили они у горы Олимп, в Пиэрии, а несколько позже перешли в Беотию. Здесь располагается Геликон, любимый музами. Эту гору, а также Парнас, музы любили за шуршащие листвой рощи, прохладные пещеры и ключи с кристально чистой водой. Здесь прекрасные девы обитали. Считалось, если выпить воды из источника Аганиппа или Гиппокрена, можно обрести поэтический дар.
Поклонялись музам в специальных храмах, мусейонах. В них нередко жили и трудились ученые. Современное слово «музей» (место, где хранятся и выставляются произведения искусства) произошло именно от названия храма муз.
Прекраснейшая из сестер
Древнегреческая муза Эвтерпа покровительствовала поэтам, превыше других жанров любящих лирику, а также музыкантам. Считалось, что она выделяется среди муз особой утонченностью и нежностью. Согласно мифам, боги Олимпа могли бесконечно долго наслаждаться ее стихами.
Главный эпитет, который украшал музу лирической поэзии, — дарящая удовольствие. Само имя «Эвтерпа» происходит, по Диодору, от описания наслаждения, испытываемого слушающими музыку. Чуткая и вдохновляющая, она могла подарить своим избранникам умение рождать из хаоса звуков гармоничную мелодию, складывать, казалось бы, случайные слова в тягучую и плавную песню. Легконогая и своенравная, как и все сестры, муза Эвтерпа жестко ставила на место тех, кто пытался ей перечить или делал вид, что превосходит в мастерстве. Один из мифов хорошо описывает, как расправлялись вдохновительницы с соперниками.
Как появились сороки
Дочери македонского царя Пиэра, а было их девять, как и муз, безмерно гордились своими талантами. Они решили вызвать вдохновительниц на музыкальное состязание и показать, насколько хороши их голоса. В качестве судей пригласили нимф. Муза музыки Эвтерпа и ее сестры прибыли в назначенный час.
Дочери царя запели о войне богов с великанами. Они не прославляли Зевса и его приближенных, но смеялись над тем, как бежали олимпийцы от грозного Тифаона в образе лесных зверей. Музы вознегодовали, но были вынуждены петь. Прекрасная Каллиопа взяла в руки лиру и поведала о похищении Персефоны. Нимфы были заворожены голосом и игрой музы и признали ее лучшей на состязании, но царевны с таким решением не согласились. Гордость и своенравие довели дочерей Пиэра до того, что они попытались ударить муз. Такого оскорбления вдохновительницы простить не смогли. Они превратили спесивых царевн в сорок, крикливых и трескучих.
Атрибуты прекраснейшей из муз
Тем же, кто чтил богинь, они дарили свое расположение, а с ним и умение покорять сердца людей различными искусствами. Эвтерпа, муза лирической поэзии и музыки, согласно мифам, своим пением и игрой на флейте могла озарить душу человека волшебным светом, очистить ее от налета черствости и серости. Изображалась она практически всегда в руках с музыкальными инструментами. Как правило, это были флейта, авлос (двойная свирель, предок современного гобоя) или лира. Также нередко встречаются изображения музы в сопровождении лесных нимф. На некоторых полотнах и барельефах муза Эвтерпа держит гирлянды цветов, символ нежности и красоты.
Изображения Эвтерпы
Несмотря на то что музы не покровительствовали скульпторам и живописцам, они на протяжении многих веков посвящали свои произведения бессмертным сестрам. И конечно, о них писали поэты всех времен и многих народов: Байрон и Гомер, Пушкин, Фет и Есенин. У Г.Р. Державина есть стихотворение, посвященное Эвтерпе («К Эвтерпе»). Многие художники писали ее образ. Среди них итальянец Франческо дель Косса и швейцарец Арнольд Беклин. Скульптуры, изображающие муз, украшают музей Ватикана и Лувр. Копии античных статуй можно увидеть в прекрасном парке в Павловске под Санкт-Петербургом. Эвтерпа здесь изображена без традиционного атрибута, свирели. Скульптура является копией размещенного в Ватикане римского изваяния, которое, в свою очередь, воспроизводит утраченную работу греческого мастера.
Эвтерпа, муза лирики, вдохновляет и современных деятелей искусства. Ей по-прежнему посвящают стихи и скульптурные изображения. Покровительница поэтов и музыкантов незримо присутствует не только на вечерах, посвященных греческому искусству. Она, как и ее сестры, является источником творчества для всех, кто проникся поэтикой античной мифологии.
Читайте далее: