Муза торжественных гимнов поле чудес

Муза торжественных гимнов поле чудес

Греческие Музы

Очень часто в нашей жизни встречаются такие фразы как: “посетила муза”, “муза поэзии” и множество других, в которых упоминается слово муза. Однако что оно означает? Данное понятие исходит из античной мифологии. Греческие музы – это девять сестер, покровительниц искусств и наук. Они являются дочерьми самого Зевса и каждая из них обладает своими уникальными божественными возможностями. Давайте рассмотрим их подробнее.

Итак, как было сказано ранее, музы являются дочерьми Зевса и титаниды Мнемосины, которая является богиней памяти. Само же слово музы (мусы) происходит от греческого слова «мыслящие». Музы обычно изображались в виде молодых и красивых женщин. Они обладали пророческим даром и благосклонно относились к творческим людям: поэтам, художникам, артистам, всячески поощряя и помогая им в их деятельности. Однако за особые провинности музы могли лишить человека вдохновения. Дабы этого не произошло, древние греки строили специальные храмы в честь муз, которые назывались мусейонами. Именно от этого слова и произошло слово “музей”. Покровителем же самих муз являлся бог Аполлон. Давайте теперь рассмотрим каждую из муз подробнее.

Муза Каллиопа – муза эпической поэзии

Имя этой музы с греческого может быть переведено как “имеющая прекрасный голос”. По мнению Диодора, это имя возникло в тот момент, когда было произнесено “прекрасное слово” (кален опа). Она является старшей дочерью Зевса и Мнемосины.

Каллиопа – мать Орфея, муза героической поэзии и красноречия. Она вызывает чувство жертвенности, побуждающее человека преодолеть свой эгоизм и страх перед судьбой. Каллиопа носит на челе золотую корону — знак того, что она главенствует над другими музами, благодаря своей способности приобщать человека к первым шагам на пути его освобождения. Каллиопа изображалась с вощеной дощечкой или свитком и грифельной палочкой в руках – стилос, который представлял собой бронзовый стержень, заострённый конец которого использовался для нанесения текста на дощечку, покрытую воском. Противоположный конец делался плоским, чтобы стирать написанное.

Муза Клио – покровительница истории

Сопутствующими атрибутами этой музы являются свиток пергамента или скрижаль – доска с письменами. Клио напоминает о том, чего может достичь человек, помогает найти свое предназначение.

По Диодору имя произошло от слова “Клеос”- “слава”. Этимология имени – “дарующая славу”. От Пиера греческая муза Клио имела сына Гиакинфа. Любовь к Пиеру была внушена Афродитой за осуждение ее любви к Адонису.

Муза Мельпомена – муза трагедии

В греческой мифологии Мельпомена считается музой трагедийного жанра. Имя, по Диодору, означает “мелодия, радующая слушателей”. Образ антропоморфен – описывалась как женщина с повязкой, виноградным или плющевым венком на голове. Всегда имеет постоянную атрибутику в виде трагической маски, меча или палицы. Оружие несет символику неотвратимости божественного наказания.

Мельпомена является матерью сирен – морских существ, олицетворявших собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы или мели. От матери-музы сирены унаследовали божественный голос, которым приманивали мореплавателей.

Муза Талия – муза комедии

Талия или в другом варианте Фалия — в греческой мифологии муза комедии и лёгкой поэзии, дочь Зевса и Мнемосины. Изображалась с комической маской в руках и венком плюща на голове.

От Талии и Аполлона родились корибанты – мифические предшественники жрецов Кибелы или Реи во Фригии, в диком воодушевлении, с музыкой и танцами, отправлявших служение великой матери богов. Согласно Диодору, получила имя от процветания (таллейн) на многие годы прославляемых в поэтических произведениях.

Зевс, превратившись в коршуна, взял Талию в жены. Из страха перед ревностью Геры муза скрылась в недрах земли, где от неё родились демонические существа — палики (в этом мифе она именуется нимфой Этны).

Муза Полигимния – муза торжественных гимнов

Полигимния – в греческой мифологии муза торжественных гимнов. Согласно Диодору, получила имя от создания многими восхвалениями (диа поллес химнесеос) известности тем, чье имя обессмертила славой поэзия. Она покровительствует поэтам — писателям гимнов. Считается, что она хранит в памяти все гимны, песни и ритуальные танцы, которые славят олимпийских богов, также считается, что она изобрела лиру.

Полигимния часто изображается со свитком в руках, в задумчивой позе. Полигимния покровительствует в изучении людьми риторики и ораторского искусства, которое превращает оратора в орудие истины. Она олицетворяет силу речи и делает речь человека животворящей. Полигимния помогает познать таинство слова как реальную силу, с помощью которой можно вдохновлять и оживлять, но одновременно ранить и убивать. Эта сила речи является вдохновляющей на пути к истине.

Муза Терпсихора – муза танца

Терпсихора — муза танца. Согласно Диодору, получила имя от наслаждения (терпейн) зрителей являемыми в искусстве благами. Её имя среди Муз называет и Цец. Считается покровительницей танцев и хорового пения. Изображалась в виде молодой женщины, с улыбкой на лице иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире.

Характерные атрибуты: венок на голове; в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога — плющ (о чём гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре).

Муза Урания – муза астрономии

Урания — муза астрономии. Атрибутами Урании являлись: небесный глобус и циркуль. Согласно Диодору, получила имя от устремленности к небу (уранос) тех, кто постиг ее искусство. По одной из версий Урания является матерью Гименея.

Урания олицетворяет силу созерцания, она зовет покинуть нас внешний хаос, в котором существует человек и погрузиться в созерцание величественного бега звезд, который является отражением судьбы. Это сила познания, сила, которая тянет к таинственному, тянет к высокому и прекрасному — к Небу и Звездам.

Муза Эвтерпа – муза лирической поэзии

Эвтерпа (др.-греч. Εὐτέρπη «увеселяющая») — в греческой мифологии одна из девяти муз, дочерей Зевса и титаниды Мнемосины, муза лирической поэзии и музыки. Изображалась с лирой или флейтой в руках.

Мать Реса от речного бога Стримона. Согласно этимологии Диодора, получила имя от наслаждения (терпейн) слушателей, которые получают блага образования. Ее имя среди Муз называет и Цец.

Муза Эрато – муза любовной поэзии

Эрато является музой лирической и любовной поэзии. Ее имя производное от имени бога любви Эрота. По Диодору – имя получила в честь умения быть “эперастой” (желанной для любви и страсти) .

Родилась в результате союза Мнемосины и Зевса. От Мала Эрато родила Клеофему. Атрибут музы – кифара. Эта божественная героиня греческой мифологии достаточно часто упоминается в сказаниях эллинов.

Кроме того, к символике, связанной с образом греческой музы Эрато, прибегают в своих произведениях Вергилий и Аполлоний Родосский. Она умеет вдохнуть в душу любовь ко всему живущему своим искусством преображать все в красоту, скрывающуюся за пределами физического.

По материалам Википедии

Александр Пушкин
«Муза»
В младенчестве моем она меня любила
И семиствольную цевницу мне вручила.
Она внимала мне с улыбкой — и слегка,
По звонким скважинам пустого тростника,
Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.
С утра до вечера в немой тени дубов
Прилежно я внимал урокам девы тайной,
И, радуя меня наградою случайной,
Откинув локоны от милого чела,
Сама из рук моих свирель она брала.
Тростник был оживлен божественным дыханьем
И сердце наполнял святым очарованьем.

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Древнегреческая муза Полигимния

Древнегреческие боги были не просто грозными небожителями. В античном мире ничто не происходило без их ведома и участия. Без их благословения нельзя было ни завоевать мир, ни сочинить гимн. Чтобы победить в войне, молились грозному Аресу, вдохновение для сочинения речей, молитв и патетических од посылала людям муза Полигимния.

Покровительницы ученых, поэтов и музыкантов

Божественные музы – это неотъемлемая часть порядка и гармонии античного мира. Их количество, предназначение, описание со временем менялось. В Древней Греции занятиями, требовавшими вдохновения, считались такие науки, как философия, геометрия и астрономия, а живопись и скульптура относились к ремеслам, и своих покровительниц не имели.

Классическая свита Аполлона состояла из девяти прекрасных дев, у которых искали поддержки музыканты, поэты и ученые. Это были:

  • Каллиопа – муза науки, философии и эпической поэзии, старшая из сестер, мать Орфея.
  • Евтерпа – покровительница музыки и лирической поэзии.
  • Мельпомена – муза трагедии.
  • Талия – олицетворение легкой поэзии и комедии.
  • Эрато – муза любовной поэзии.
  • Муза Полигимния покровительствовала многим занятиям, с современной точки зрения неродственным: написанию торжественных гимнов, риторике и ораторскому искусству, а также пантомиме и сельскому хозяйству.
  • Муза танца и хорового пения – Терпсихора.
  • Клио – муза истории.
  • Муза астрономии – Урания.

Те, кто обладал талантом в поэзии или науке, пользовались великим почетом и уважением у людей. Музы тоже любили тех, кто искренне обращался к ним за поддержкой, хотя жестоко наказывали за гордыню тех, кто считал себя выше богов.

Дочери Зевса и Мнемозины

Слово «музы» пришло из древнегреческого языка и означает «мыслящие». Кроме обозначения понятий «источник вдохновения», «радость творчества», это слово стало основой для наименования одного из самых прекрасных и популярных искусств – музыки. Однокоренным словом, произошедшим от «музейона» — «храма муз», теперь называют одно из мест, где обитают сегодня науки и искусства, – музей.

Мифы и легенды античного мира считали муз дочерями царя богов и людей — Зевса. Однажды он встретил Мнемозину из первого поколения Титанов – детей Неба (Урана) и Земли (Геи). По числу ночей, которые она подарила Зевсу, и появились на свет девять прекрасных девушек. Мнемозина передала дочерям часть своих способностей. Она считалась олицетворением памяти, и те поэты, ученые и музыканты, которых осеняли музы, получали доступ к сокровищам всех знаний, которые она хранила.

Аполлон — Мусагет

Любимым местом обитания девяти сестер были горы – Парнас и Геликон. Там, среди чудесных лесов и животворных источников, выше золотых облаков, они пели и танцевали под звуки кифары, на которой играл искуснейший музыкант ­- бог света, покровитель искусств Аполлон. Музы под его аккомпанемент услаждали слух и взор верховных богов, когда они собирались на горе Олимп для пиров и торжества.

Мусагет – означает «предводитель муз» – это одно из имен Аполлона. Он божественно играл на благородных струнных музыкальных инструментах. Изобретательницей одного из них – лиры – считалась Полигимния — муза священных гимнов. Она наделялась мифотворцами большими способностями из разных областей искусства и научных знаний. Главным её качеством считалась память, в которой хранились тексты всех торжественных песен, когда-либо написанных поэтами, все танцы и ритуальные шествия в честь олимпийских богов.

Полигимния — муза гимнов

Разным жанрам поэзии покровительствовали многие музы. Старшая, Каллиопа, опекала тех, кто писал эпические стихи и песни. Евтерпа – муза лирической поэзии, Талия – легкой и комической, Эрато – любовной.

Муза Полигимния «курировала» серьезную поэзию. Её имя – Πολύμνια (другой вариант – Поли́мния) состоит из двух частей: первая значит «много», вторая – «похвала» или «гимн». Одно из значений имени этой музы – «бессмертная слава», которую даёт поэтам сочинение большого числа божественных песнопений.

Шестая дочь Мнемозины всегда наделялась серьезным характером. К ней взывали те, кто хотел обратиться к богам Олимпа с просьбой или восхвалением. Только осененные её именем могли рассчитывать на то, что боги их услышат. Древнегреческая муза Полигимния – покровительница священной поэзии, духовной музыки, ритуальных танцев и торжественных молитв, полных осознания таинства бытия и одухотворенности. К шестой музе обращаются те, кто ищет смысл в жизни.

Пантомима и риторика

Этой спутнице Аполлона сначала отдавали под покровительство танцы, музой которых стала Терпсихора, и мудрую науку — историю, которой потом стала «заведовать» Клио. От танцевального искусства ей осталось умение выражать мысли и чувства движением тела и жестами: Полигимния в древнегреческой мифологии – муза пантомимы. На древних изображениях она часто предстает с прижатым к губам, в знаке молчания, пальцем, – пусть говорят жесты.

Но трудно обращаться к небесам без слов. И те, к кому благоволила Полигимния, обретали вдохновение в речах. К музе торжественных гимнов взывали те, кто хотел поразить слушателей ораторским мастерством, те, кто изучал риторику. К Полигимнии обращались перед важным выступлением на публике.

Геометрия и сельское хозяйство

Удивительно разносторонними были «интересы» Полигимнии. Её называют изобретательницей грамматики, научившей людей излагать мысли на бумаге. К ней обращались за подмогой в учебе, просили помочь быстрее запомнить что-нибудь важное. И истинная дочь Мнемозины – хранительницы памяти — приходила в этом на помощь. Этой музе посвящали свои работы античные математики. Ей обязана своим рождением великая и точная наука – геометрия, которая приобрела огромное значение в мире Пифагора и Архимеда.

По одной из легенд Полигимния стала матерью Орфея и изобрела лиру, по другой – шестая по рождению дочь Мнемозины и Зевса стала матерью Триптолема, которого богиня плодородия Деметра научила основам земледелия. На этом основании муза Полигимния считается покровительницей сельского хозяйства. К ней, среди других божеств, обращался античный поэт Гесиод в 700 году до нашей эры в работе «Труды и дни», где впервые помещались рекомендации по возделыванию земли.

Описание и атрибуты

Каждой музе соответствуют атрибуты и внешние признаки, присущие только ей. Каллиопу всегда изображали с восковой дощечкой и стилусом – палочкой для письма. Евтерпа держала в руках флейту, Эрато – кифару, Талия была всегда с комической театральной маской, Мельпомена – с трагической. У Клио в руках — свиток, Урания держит глобус или циркуль.

Хотя считается, что покровительница торжественных гимнов и ритуальных танцев изобрела божественную лиру, этот инструмент не всегда входит в описание музы. Полигимния не имеет общепринятого атрибута, хотя часто изображалась с поэтическим свитком в руках, полным высокой мудрости. Она всегда выделялась из окружения Аполлона, среди тенистых лесов Парнаса, своим задумчивым видом, близким к медитации. Фигура Полигимнии всегда плотно задрапирована, часто вместе с головой. Она опирается на скалу, а её глаза направлены вверх, ведь именно к небу обращены вдохновляемые ею творения.

Античная гармония

В легендах и мифах античного времени выразилось удивительно гармоничное мироустройство, где существуют вместе боги и люди, звери и растения. Свое особое место в этом мире заняли музы Древней Греции. Полигимния — муза гимнов и молитв, божественных ритуалов и повседневного труда на пашне. Она научила человека слагать божественные стихи, обращаться к другим с пламенной речью и выражать свои чувства с помощью выразительного жеста.

Впервые музы упомянуты Гомером. В бессмертных «Илиаде» и «Одиссее» он обращается к музам с просьбой помочь ему в начале долгого пути. И до сих пор поэты и музыканты, ученые и художники ищут у них духовной опоры и вдохновения. А в космосе летит как символ надежды в такой поддержке астероид Полигимния, названный в честь древнегреческой музы торжественных гимнов.

В поисках вдохновения: о чем просить греческих муз

Помните всех дочерей Зевса и Мнемозины по именам и за что отвечала каждая из них? Если нет — не беда: рассказываем о девяти покровительницах искусств и наук, живущих на Парнасе.


Эвтерпа

Эвтерпа — покровительница лирической поэзии и музыки. Обычно ее изображают в цветочном венке с флейтой, лирой или авлосом. Античные поэты называли Эвтерпу «дарящей удовольствие» и считали ее самой грациозной из муз. К ней также обращались музыканты, когда им не хватало вдохновения для написания произведений.

Интересно, что в Приморском районе Санкт-Петербурга есть муниципальный округ Черная речка, на гербе которого изображена Эвтерпа. Это имеет отношение к истории округа: здесь жил и работал Александр Пушкин, а также произошла дуэль между Николаем Гумилевым и Максимилианом Волошиным.

Клио — муза истории, поэтому ее непременными атрибутами являются свиток пергамента или доска с письменами, а иногда к ним добавляются грифель или лавровый венок. Ее имя восходит к греческому корню, означающему «дарующая славу». Любопытно, что так зовут и одну из злодеек в мультсериале «Бэтмен». Помимо этого, имя музы присвоено американской премии Clio Awards, которая ежегодно присуждается профессионалам за выдающиеся достижения в области дизайна, рекламы и коммуникации.

Талия

Талия покровительствует комедии, легкой поэзии и развлечениям. Эту музу можно узнать по комической маске, которую она держит в руке, венку из плюща, тимпанону (гуслям) и пастушьему посоху. Последний намекает на связь музы с буколической поэзией, а маска и музыкальные инструменты использовались во время представлений в античном театре.

В прошлом Талия считалась покровительницей театров во многих немецких городах, среди которых Дрезден, Гамбург и Ганновер. В честь нее назывался и издававшийся Фридрихом Шиллером в XVIII веке журнал, в котором публиковались статьи на исторические, философские, литературные и театроведческие темы.

Полигимния

Полигимния — муза торжественных гимнов. Обычно ее изображают в виде женщины в задумчивой или призывающей к молчанию позе. Именно Полигимния могла даровать вечную славу тем поэтам, чьи произведения ей понравились. Ее также просили о даре красноречия, поскольку она могла вдохновить оратора и придать ему уверенность.

Кстати, американская писательница Мадлен Л’Энгл назвала в честь этой музы героиню серии детских книг «Квинтет времени» Полигимнию, или Полли О’Киф.

Урания

Урания — покровительница астрономии, которая держит в руках глобус и циркуль. Ее имя связано с Ураном, древним богом, олицетворяющим небо. Эта музу часто называют воплощением гармонии Вселенной. Неудивительно, что ее имя присутствует в названии множества обсерваторий по всему миру. А в Московском планетарии даже существует «Музей Урании», в котором можно познакомиться с методами и инструментами познания Вселенной.

Несмотря на то что Урания отвечает за точные науки, она не раз служила источником творческого вдохновения художникам и поэтам. Например, у Иосифа Бродского есть сборник стихотворений названный именем этой музы, а у американского поп-исполнителя Эндрю Голда — песня с таким названием.

Каллиопа

Эта муза покровительствует в первую очередь эпической поэзии, но также науке и философии. Она считается самой старшей и мудрой из всех сестер, поэтому иногда ее изображают с короной на голове. Также к ее атрибутам относятся восковая табличка со стилусом или свиток пергамента. Именно Каллиопа разрешила спор Афродиты и Персефоны, которые влюбились в Адониса и не могли поделить его. Этот эпизод впоследствии лег в основу интермеццо оперы немецкого композитора Ханса Вернера Хенце «Бассариды».

Мельпомена

Мельпомена — это муза трагедии. Ее изображают в венке из виноградных листьев, с трагической маской в одной руке и оружием в другой. Со своей сестрой Талией Мельпомена оказывала покровительство театральному искусству. Театр нередко называли «храмом Мельпомены», а актеров — служителями музы. Меч или палица в ее руке символизируют неизбежность наказания, которое постигнет тех, у кого хватило дерзости ослушаться богов.

Эрато

Эрато — муза, отвечающая за любовную поэзию. Она вдохновляет на создание песен и поэзии, которая способна пробуждать любовь в сердцах слушающих. Непременный атрибут Эрато — лира или тамбурин. Также ее украшениями нередко становятся розы и мирт. По одной из легенд, однажды ее игра на музыкальных инструментах привела к возникновению музыки для свадебных торжеств.

Терпсихора

Еще одна муза, которую могут изображать с лирой, — Терпсихора. В отличие от своих сестер она покровительствует танцам и хоровому пению. Обычно ее изображают молодой женщиной, которая играет на музыкальном инструменте или танцует. Терпсихора является одной из самых популярных муз, а ее образ довольно часто используется при создании музыкальных, кинематографических и литературных произведений. Например, в фильме 1947 года «С небес за землю» Александра Холла Терпсихору сыграла звезда Голливуда 1940-х годов Рита Хейворт. Помимо этого, в историческом районе Нового Орлеана есть несколько улиц, названных в честь Терпсихоры и ее сестер.

Фото: Getty Images, Wikimedia Commons

Презентация по теме «Аполлон и его музы»

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Описание презентации по отдельным слайдам:

Аполлон и его музы

Г.Моро «Аполлон и девять муз»

Мастерская Симона Вуэ «Аполлон и музы» О происхождении муз древнегреческий поэт Пиндар рассказывает следующее. После покорения титанов небожители просили Зевса позаботиться о сотворении существ, которые могли бы искусством пения увековечить память великих деяний богов. Исполняя эту просьбу, Зевс произвел с Мнемосиной (Воспоминание) девять муз, которые обладали умением воспевать настоящее, прошедшее и будущее. Своими дивными песнями, сопровождаемыми игрой Аполлона на цитре, они увеселяли небожителей.

Богини обычно выступали под водительством покровителя искусств Аполлона, получившего от богов второе имя Мусагет

Каллиопа ( «прекрасноголосая») Муза эпической поэзии. Старшая дочь Зевса и Мнемосины. Мать Орфея и Лина от Аполлона (или от Эагра). По одной из версий, мать Реса. По версии, родила от Аполлона Гомера. Иногда упоминается как мать корибантов. По Гесиоду, выдаётся меж музами, шествует за царями. Её упоминают Алкман, Стесихор. К ней обращается Вергилий. Дионисий Медный в элегиях называл поэзию «криком Каллиопы». Изображалась с восковыми табличками и стилосом.

Клио Муза истории. Изображалась со свитком папируса или футляром для свитков. Согласно Диодору, получила имя от того, что воспевание в поэзии даёт восхваляемым великую славу. Афродита внушила ей любовь к Пиеру, когда та стыдила богиню за любовь к Адонису. Клио родила от Пиера сына Гиакинфа

Талия Муза комедии и лёгкой поэзии. Изображалась с комической маской в руках и венком плюща на голове. От Талии и Аполлона родились корибанты. Согласно Диодору, получила имя от процветания (таллейн) на многие годы прославляемых в поэтических произведениях. Зевс, превратившись в коршуна, взял Талию в жены. Из страха перед ревностью Геры муза скрылась в недрах земли, где от неё родились демонические существа — палики (в этом мифе она именуется нимфой Этны).

Мельпомена Муза трагедии. Мать сирен. Изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов). Согласно Диодору, получила имя от мелодии , радующей слушателей.

Мельпомена, Эрато, Полигимния

Полигимния Муза торжественных гимнов. Согласно Диодору, получила имя от создания многими восхвалениями известности тем, чье имя обессмертила славой поэзия. Она покровительствует поэтам — писателям гимнов. Считается, что она хранит в памяти все гимны, песни и ритуальные танцы, которые славят олимпийских богов, также считается, что она изобрела лиру. Полигимния часто изображается со свитком в руках, в задумчивой позе. Полигимния покровительствует в изучении людьми риторики и ораторского искусства.

Терпсихора Муза танца . Популярный образ и символ в искусстве. Согласно Диодору, получила имя от наслаждения зрителей являемыми в искусстве благами. Считается покровительницей танцев и хорового пения. Изображалась в виде молодой женщины, с улыбкой на лице иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире. Характерные атрибуты: Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога — плющ.

Урания Муза астрономии. Атрибуты — небесный глобус и циркуль. Согласно Диодору, получила имя от устремленности к небу тех, кто постиг ее искусство. Рождена в Пиэрии. Мать Гименея. Иногда изображается в лазоревом одеянии, в звёздочной короне. Иногда в качестве атрибутов — зрительная трубка и лист с небесными знаками.

Эвтерпа Муза лирической поэзии и музыки. Изображалась с двойной флейтой или лирой в руках. Мать Реса от речного бога Стримона. Согласно этимологии Диодора, получила имя от наслаждения (терпейн) слушателей, которые получают блага образования. Ее имя среди Муз называет и Цец

Эрато Муза любовной поэзии . Атрибут — кифара. Популярный образ и символ в искусстве. К ней обращаются в поэмах Аполлоний Родосский и Вергилий. Родила от Мала Клеофему. Согласно Диодору, получила имя от умения обученных становиться желанными для страсти и любви.

Клио, Эвтерпа и Талия

Назови музу (викторина)

Презентацию подготовила власенко н.п. 2011 г. Спасибо за внимание!

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

  • Власенко Наталья ПетровнаНаписать 3967 19.10.2015

Номер материала: ДВ-078306

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

    19.10.2015 1165
    19.10.2015 350
    19.10.2015 1445
    19.10.2015 2542
    19.10.2015 439
    19.10.2015 501
    19.10.2015 363

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Муза торжественных гимнов поле чудес

Клио прошлых времен дела вещает потомству,
Мельпомена трагический вопль исторгает печали,
Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой,
Сладкую песню поет с тростниковою флейтой Эвтерпа,

Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея,
С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом,
Песни времен героических в книге хранит Каллиопа,
Звезды небес изучает Урания, неба вращенье,
Жестами все выражая, Полимния славит героев.

С Древне-греческого слово «муза» переводятся как «мыслящие». Классическими музами считаются 9 дочерей бога Зевса и титаниды, богини памяти Мнемосины – покровительницы наук, искусства и поэзии. Родились музы у подножия Олимпа. Их сердца чисты и девственны. Музы – это источник всего чистого и возвышенного в состоянии человека, поэтому внимание к ним было так велико на протяжении всей истории человечества.

Музы неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира. Их предводителем был Аполлон, как покровитель искусств, бог гармонии и божественного порядка.

На многих античных памятниках искусства Аполлон изображается в сопровождении 9 муз. У художников Возрождения этот сюжет был один из любимых. Изображение хоровода из 9 муз встречается и на саркофагах, поскольку считалось, что музы сопровождали души умерших на небесный остров Счастливых.

Музы отмечали своим священным присутствием все важные события в жизни – рождение, любовь, брак, выбор пути и предназначения, творчество и рождение всего нового.

Муз называли также спутницами Диониса. Они всегда участвовали в его празднествах. Они воплощали в себе силу энтузиазма, вдохновения, мечты и внутреннего огня, которые ведут человека по пути просветления.

Современный мир может видеть сюжет с музами на картинах Рафаэля и Мантеньи, на сохранившихся римских саркофагах, в Лувре и в Ватикане.

По одной из версий древнегреческий мифологический Македонский царь Пиер, прибывший на гору Парнас из своих владений, определил число муз, установил культ их почитания, дал им имена и первым сочинил о них поэтические стихи. Мифы о Пиере объясняют второе название муз – пиериды, живущие около Кастальского источника. По легенде того, кто выпьет воды из этого источника, музы наделяли вдохновением.

Музы считались достаточно жестокими и мстительными, и они сурово наказывали каждого, кто осмеливался с ними соперничать и состязаться, не терпели обман и оскорбления, не прощали тщеславия. Главными соперницами муз являлись 9 дочерей-нимф царя Македонского Пиера. Музы превратили нимф в болтливых птиц сорок за то, что посмели претендовать на право владеть источниками вдохновения на Геликоне. Другими соперницами стали женщины-птицы Сирены (музы смерти) с удивительными голосами, пленяющими всех мужчин. За невиданную смелость Сирен состязаться с талантом муз, они были ощипаны и опозорены.

Однако в большей степени они помогали, утешали и наставляли людей, относились ласково и доброжелательно к своим любимцам (поэтам, музыкантам, драматургам и актёрам), которые осознавали, что только благодаря музам они талантливы. Музы вдохновляли поэтов и влагали песни в их души, являясь своеобразной опорой для поэта, помогали им в словах выразить божественные образы. Музы предназначены для очищения души и являются своеобразной связующей нитью между человеческим и божественным. До сих пор мы часто восклицаем «Муза меня покинула», когда наше вдохновение пропадает.

У муз красивые голоса — они веселили богов своими песнями и танцами. Музы воспевали законы и славили добрые нравы богов.

Считалось, что они также обладали даром предсказания, что им было ведомо прошлое, настоящее и будущее.

Одним из первых упоминаний муз в литературе является их участие в сюжете «Илиады» и «Одиссеи».

Муз изображали молодыми прекрасными девушками с одухотворёнными лицами и определёнными атрибутами, соответствующими искусству, которое каждая из них представляла. У каждой музы был свой храм, который назывался Мусейон (от этого слова образовалось понятие «музей» — как здание, в котором хранятся предметы исторической важности разных направлений искусства). Музам всегда воздавались большие почести, их культ был распространён повсеместно. Греки любили и преклонялись музам даже больше, чем богам и богиням, которые были более жестоки и несправедливы.

Например, в Афинах к юго-западу от Акрополя находился холм Мусейон с храмом, в котором Платон воздвиг алтарь музам. А на острове Лесбос, посвящённому Аполлону и Дионису известная древнегреческая поэтесса Сафо открыла школу, где девушки получали особое образование – учились играть на лире, писать стихи, танцевать и петь песни.

Изначально их почитание связывали только с поэзией, а в дальнейшем их влияние распространили на все области искусства, в том числе на астрологию и на историю.

В дальнейшем муз стали представлять в виде определённого символического образа.

На протяжении всей истории Древней Греции, Древнего Рима, в эпоху Средневековья и особенно Возрождения, в последующие века люди постоянно снова и снова обращались к силе и великим принципам девяти муз.

Каллиопа – муза эпической поэзии и знания, с восковыми табличками, со свитком в руках и заострённой палочкой для письма;

Эрато – муза лирической поэзии с кифарой в руках;

Эвтерпа – сопровождала лирическую песню с флейтой в руках;

Клио – муза истории со свитком из папируса;

Мельпомена – муза трагедии с трагической маской и венком из плюща (иногда венком из виноградных листьев);

Полигимния – муза торжественных гимнов и пантомимы;

Терпсихора – муза танца с лирой и плектром в руках, обычно в позе танцовщицы;

Талия – муза комедии с комедийной маской и венком из плюща;

Урания – муза астрономии с глобусом и циркулем.

Музы Йоханна Йоахима Кендлера восседают, а точнее словно воспаряют над пьедесталами в форме причудливых раковин. Скульптор сотворил из фарфора только 6 из 9 возможных муз – это муза танца (Терпсихора), музы театра трагедии и комедии (Мельпомена и Талия), муза лирической песни (Эрато), муза поэтического искусства (Каллиопа) и муза гимнов (Полигимния). А также к этой серии фигур принадлежит изображение предводителя муз Аполлона.

Кендлер изобразил муз в своих скульптурах по-своему, иногда с большими несоответствиями их классическому древнегреческому образу. Однако можно в полной мере заявить, что он мастерски сумел отразить стиль эпохи своего времени – рококо.

Изначально все эти 7 фигур украшали в качестве фрагментов фарфоровую рамку к зеркалу, которое скульптор Йоханн Йоахим Кендлер выполнил в начале 1750-ого года на заказ курфюрста Фридриха Августа II в качестве свадебного подарка своей дочери Марии Юзефа, которая в январе 1749 года вышла замуж за дофина Франции. Это зеркало сейчас висит в пансионате Назарьево в Одинцовском районе Подмосковья. Второй раз такое зеркало было изготовлено по тем же формам в 1900 году для Парижской выставки.

В дальнейшим фигуры, изображающие муз, стали уже представлять отдельные самостоятельные произведения искусства. Скульптор Эммерих Андресен в 1901 году решил изготавливать муз на отдельных постаментах.

Скульптуры Муз являются важнейшими во всём богатстве произведений, созданных великим скульптором мануфактуры Meissen Кендлером. Ведь сам он ни раз повторял, что всё его творчество постоянно было вдохновлено невидимым присутствием силы муз и имело место быть только благодаря им.

Искусство одного из самых выдающихся художников на мануфактуре Meissen в данных скульптурах достигло своего апогея. Выражение одухотворённых лиц муз, детальность их аттрибутики, роспись – всё говорит о непревзойдённом таланте скульптора.

ПОЛИГИМНИЯ

Полигимния (в переводе с древне-греческого слова ¨Πολυυμνια¨) — одна из 9 муз в греческой мифологии. Она является покровительницей поэтов-писателей торжественных гимнов. Эта муза славилась своей помощью «запоминать схваченное». Считается, что она хранит в памяти все гимны, песни и ритуальные танцы, которые славят и восхваляют олимпийских богов и героев.

Этой музе приписывают создание музыкального инструмента лиры. Именно с ней изобразил Полигимнию скульптор Йоханн Йоахим Кендлер. Часто эта муза изображается закутанной в покрывало, со свитком в руках, как правило в задумчивой позе, с мечтательным лицом.

Помимо своего основного предназначения Полигимния считается музой пантомимы.

Интересным фактом является то, что в честь музы Полигимнии был назван астероид , открытый в 1854 году.

КАЛЛИОПА

Каллиопа (в переводе с греческого «прекрасноголосая») – одна из 9 муз в древне-греческой мифологии. Среди своих сестёр она была старшей. Каллиопа считается покровительницей эпической поэзии, науки и философии.

Она обычно изображается в виде прекрасной девушки с вощёной табличкой или свитком заострённой палочкой для письма, которая в Древней Греции называлась стилос. По одному из мифов Лин и Орфей – знаменитые певцы – были детьми союза Каллиопы и Аполлона.

Песни-гимны Орфея стали гимнами не религиозного, а скорее философского содержания. Считается, что именно Аполлон подарил своему сыну лиру и научил его играть на ней. Мастерство Орфея приобрело магический характер: его музыка завораживала, подчиняла себе людей, зверей, богов и животных, бушующие волны могла успокоить, а деревья заставляла танцевать.

В честь Каллиопы был назван оригинальный и редкий инструмент 1855 года выпуска – паровой орган, который построен на воспроизведении гудков локомотивов и пароходов. Звук такого инструмента очень пронзительный и громкий, а регулировать в нём возможно только высоту и длительность. Многие каллиопы работали по принципу механического пианино или органа без участия исполнителя с автоматическим звукоизвлечением.

Эта муза вызывала в человеке чувство жертвенности, побуждала его преодолеть свой эгоизм, страх перед судьбой и вдохновляла воинов на подвиги.

Греки выделяли Каллиопу среди других муз – она для них стала первой. На её голове красуется золотая корона в знак старшенства перед другими музами.

К Каллиопе обращается Вергилий в своей поэзии. Дионисий в своих элегиях считал поэзию прекрасным «криком Каллиопы».

ТЕРПСИХОРА

Терпсихора (от древнегреческого «Τερψιχορη») — одна из 9 муз в древне-греческой мифологии, которая покровительствовала танцам и хоровому пению. Эта муза изображалась в виде танцующей молодой женщины с улыбкой на лице. Её голову венчал венок, в одной руке она, как правило, держала лиру, а в другой – плектр.

Считалось, что она открывала людям связь между душой и телом, между внутренним и внешним миром, учила душу правильно сочетаться с телом. В Древней Греции танцы были обязательным предметом в гимназиях. Античный танец отличался строгим соблюдением ритма, красивыми и гармоничными движениями. Он строился на сочетании шагов и движений рук. Танец должен был отражать мысли, настроение и чувства. Танец воспринимался своеобразным отражением постоянных движений природы, где всё течёт и меняется согласно неписаным законам.

По одному из мифов её называют матерью сирен, которых она родила от бога реки Ахелоя.

У Кендлера Терпсихора изображена вместе с ребёнком одетым в костюм с рисунком из цветных ромбов, характерных для Арлекино.

ЭРАТО

Эрато (от древнегреческого «Ερατω») — одна из 9 муз в древне-греческой мифологии, которая покровительствовала лирическим любовным песням. Её атрибутом считается кифара. Очень часто с ней рядом изображали маленького Эрота (амура). Данная муза стала за всю историю очень популярным образом и символом в искусстве. К ней очень часто обращаются в поэмах многие поэты. Она обладала способностью вдохнуть в душу любовь всему живому, преобразить всё в красоту любовного чувства.

Интересным фактом является то, что в честь Эрато назван астероид, открытый в 1860 году.

У скульптора Кендлера фигура музы Эрато изображена держащей колёсную лиру в руке.

ТАЛИЯ

Талия (от древнегреческого «Θαλεια») — одна из 9 муз в древне-греческой мифологии, которая покровительствовала комедии и лёгкой поэзии. Она даёт возможность посмотреть на себя со стороны, посмеяться над своими ошибками, поскольку комедия – это своеобразная школа жизни, которая учит не унывать, извлекать уроки из содеянного, которые постепенно приведут нас к скрытой глубинной душевной сути. Талия помогает оценить силу улыбки.

Как правило, Талия должна изображаться держащей маску комедии в руке и с венком плюща на голове. Кроме этого она узнавалась по специальной обуви, которую античные актёры использовали в своих постановках.

По мифам Зевс, превратившийся в коршуна, взял Талию себе в жёны. Она пряталась в недрах земли от гнева Геры и родила там демонических существ.

По другому мифу от Аполлона и Талии были рождены корибанты — боговдохновенные и пораженные вакхическим безумием существа.

У Кендлера образ музы Талии был представлен читающей с листа бумаги.

В 1852 году был открыт астероид, который был назван в честь музы Талии.

МЕЛЬПОМЕНА

Мельпомена (от древнегреческого «Μελπομενη») — одна из 9 муз в древне-греческой мифологии, которая покровительствовала театру трагедии. Она вдохновляла художников на всём протяжении истории.

Мельпомена изображалась с бесстрастным строгим лицом. На голове её была повязка из листьев винограда или плюща. Одета она была в театральную мантию, в одной руке держала меч или палицу, как символ неизбежного наказания того, кто нарушает волю Богов, а в другой – трагическую маску.

В 1852 году был открыт астероид названный в честь музы Мельпомена.

Читайте далее: