Мосты Страсбурга
Исторические достопримечательности Страсбурга, часть VI. Крытые мосты
Ансамбль крытых мостов (Ponts Couverts) и четырех массивных средневековых башен в Страсбурге расположен в устье так называемых мельничных каналов и судоходного рукава Илля. Крытые мосты перекинуты через четыре рукава Илля: один ведет к кварталу Маленькая Франция, остальные — к районам старинных мельниц, Spitzmühle, Dintzenmühle и Zornmühle. Сегодня мосты отданы в полное распоряжение пешеходов, тут можно вдоволь гулять и фотографировать. Лучший вид на сами эти мосты и башни, а также Страсбургский собор открывается с дамбы Вобана , которая сегодня служит уже не фортификационным сооружением, а просто смотровой площадкой и складом старинных скульптур.
Квартал Маленькой Франции, на краю которого находятся эти знаменитые мосты с башнями, сегодня популярен среди туристов как одно из наиболее живописных и романтических мест Страсбурга, и его нередко сравнивают с Венецией. Приехать в Страсбург и не запечатлеть на свою камеру классический вид грозных средневековых башен, возвышающихся на этих мостах, — это просто-таки дурной тон. Прелестная панорама открывается на мосты летом, когда вода и воздух прозрачны, а небо синее. Фото с сайта [8]:
Но мало кто из туристов догадывается, что за суровым, но мирным видом этих башен, которые сегодня выглядят для нас как забавная историческая декорация, скрываются по-настоящему грозные и даже зловещие истории беспощадного средневековья.
Крытые мосты — часть исторических городских укреплений. Они были построены во время третьего расширения территории Страсбурга, ок. 1230 года. Новое сооружение предназначалось для защиты четырех рукавов реки Иль (Илль), один из которых имел навигационное значение (тот, что ведет к нынешнему району Маленькой Франции). До присоединения Страсбурга к Франции это было основное оборонительное сооружение города. Функция крытых мостов с квадратными башнями состояла в том, чтобы защищать речные подходы к вольному городу.
На мостах стояло четыре башни, или сторожевые вышки (сегодня их осталось только три), плюс еще одна располагалась чуть поодаль. Каждая башня имела свое имя и назначение. Слева направо (если смотреть с запада): Башня палача (Tour du Bourreau/Stöckelsturm или Henkerturm/Henckersturm), Башня цепей (Tour des chaînes/Almosenturm или Malzenturm) (разрушена во время пожара в 1869 году), Башня Генриха (Heinrichsturm), Башня Ганса фон Альтгейма (Hans von Altenheimsturm) и Башня французов (Tour des Français/Französische Turm). На следующей фотографии видны Башня Ганса фон Альтгейма (на первом плане) и Башня французов (источник [4]):
Башня Генриха издавна служила гражданской тюрьмой. Во Французской башне часто бывали солдаты Франциска I в поисках галантных приключений. В XVIII и XIX вв. во Французской башне и Башне Ганса фон Альтгейма в XVIII-XIX в. располагалась военная тюрьма. В несуществующей ныне Башне цепей находилась женская тюрьма (по другим сведениям, здесь располагались камеры предварительного заключения для каторжников, дожидавшихся отправки по воде к месту отбывания наказания). На нашей фотографии на переднем плане видна Башня Генриха:
Немного дальше к северу уцелела отдельно стоящая Башня палача (она находится у моста Скотобойни, Pont de l’Abattoir, на углу набережной Туркхейма, Quai de Turckheim). Это была самая страшная из пяти башен. Она использовалась заплечных дел мастером для проведения казней и пыток над всеми, кому они были «назначены» городскими властями. Башня палача на нашей фотографии:
Одной из местных «диковинок» была пытка наложением колодок на ноги (supplice du Stockhus), что-то типа «испанского сапога». Этот изощренный пыточный инструмент представлял собой род колодок (Stockhus), в которые заковывали ноги осужденных. Нескольких затяжек винта было обычно достаточно для того, чтобы заставить человека признаться в чем угодно, в любых преступлениях, даже тех, которых он не совершал. Разумеется, профессиональный набор страсбургских палачей не ограничивался одним этим методом. Город предоставлял в их распоряжение все необходимые орудия для дробления костей, отрезания частей тела, сжигания, посадки на кол, четвертования, растяжения и вывиха конечностей, вырывания языка и т.д. Любопытно, что бывали и такие случаи, когда сам палач вызывал гнев судей. Так, в 1565 году некий Себастьен Розенкранц, палач по профессии, был арестован за то, что укрывал небольшую группу злоумышленников и даже помогал им в их зловредной деятельности. Приговор соответствовал суровому характеру занимаемой им должности. Палача пытали, после чего казнили, а жену его публично высекли под крики и плевки беснующейся толпы, а затем навсегда выслали из города. Есть также сведения (см. источник [2]), что в Башне палача было множество крошечных камер, где приговоренные дожидались «своего выхода». В камерах, говорят, до сих пор можно разглядеть имена, которые бедолаги царапали на стенах, чтобы убить время и заглушить страх. Смертная казнь была не редкостью в ту эпоху. Так, в 1613 году в Страсбурге было совершено 16 казней, как через повешение, так и через отсечение головы — как правило, после традиционного применения пыток.
Башни Генриха и Ганса фон Альтгейма (фото с сайта [4]):
Начиная с XIV века крытые мосты неоднократно перестраивались то из дерева, то из камня. В XVI-XIX вв. мосты были действительно крытыми, то есть были покрыты прочной и тяжелой наклонной кровлей и имели стены. Кроме того, со стороны реки мосты были оборудованы решетками с бойницами — для защиты от врага в случае осады. После сооружения дамбы Вобана обветшавшие к тому времени мосты стали неактуальны в оборонительном плане, и в 1784 году кровля была разобрана. С тех пор мосты перестали быть крытыми. Мосты еще долгое время были деревянными, пока не были перестроены в камне (песчанике) в период 1860-1870 гг. Башни же остались нетронутыми с эпохи средневековья и не перестраивались, оставаясь свидетелями мрачного прошлого. Две центральных башни у основания обнесены укреплениями бастионного типа, относящимися к концу XVI века (они сохранились от укреплений известного эльзасского военного инженера Даниэля Шпеклина (Daniel Specklin) (1536 – 1589) и служили для размещения пушек) (фото с сайта [4]):
Что касается башен, то свои зловещие функции они выполняли вплоть до 1823 года, когда была открыта новая страсбургская тюрьма на Льняной улице (rue du Fil) (ныне снесена). Башня палача служила аж до 1834 года. Архитектурный облик самих башен тоже с течением временем менялся: первоначально они не были покрыты кровлей, а заканчивались платформами с зубчатыми парапетами, насчитывавшими по четыре мерлона (так называют часть бруствера между двумя амбразурами) с каждой стороны.
Крытые мосты Страсбурга неоднократно становились темой для художественных произведений. В частности, этот вид с разных ракурсов запечатлевал богемский гравёр Вацлав Холлар (Wenzel Hollar) (1607-1677), приехавший в Страсбург ок. 1630 года. Вот пример его рисунков (источник [6]), на которых хорошо видно всё тогдашнее оборонительное вооружение крытых мостов:
Крытые мосты с названиями всех башен на карте Страсбурга (точнее, на плане квартала Маленькая Франция):
Ниже приводятся схематичные рисунки с указанием расположения башен и каналов, на которых стоят крытые мосты. На первом рисунке хорошо видно место, где раньше находилась Башня цепей (источник [4]):
Использованные источники:
1. Описание основных достопримечательностей Страсбурга (вторая часть материала о музее Томи Унгерера представляет собой неплохой путеводитель по Страсбургу, на французском языке).
Достопримечательности Страсбурга: самые интересные мосты
Страсбург ( Strasbourg ) — город, который стоит на воде. Его историю можно изучать по тому, как менялись и перестраивались на протяжении веков местные мосты. Этих сооружений настолько много, что один только остров Гран Иль с основными достопримечательностями , соединяется с городом 22 мостами! А они есть еще и за пределами исторического центра, и круглый год украшены цветами.
Поэтому сегодня мы расскажем вам о 10 самых интересных мостах Страсбурга по версии ohfrance.ru. Все упомянутые в тексте места вы найдете на интерактивной карте в конце статьи. А для быстрого и веселого осмотра всех этих мест советуем арендовать велосипед, сделать это можно по этой ссылке.
Крытые мосты
Главный вопрос, возникающий при взгляде на Крытые мосты Страсбурга (Ponts Couverts) — «А почему они так называются?! Крыши-то нет!». Дело в том, что название — историческое. В 14 веке это сооружение было частью крепостной стены, защищавшей город. Тогда над мостами были деревянные навесы, снизу — опускающиеся решетки, а по краям — стены с бойницами. Со временем укрепления устарели. А неподалеку построили новое защитное сооружение, плотину Вабана. С нее удобнее всего рассматривать Крытые мосты. До начала 19 века их сторожевые башни использовали как гражданские и военные тюрьмы, а теперь это место — достопримечательность города.
Фазаний мост
Этот небольшой мостик (Pont du faisan) в районе Маленькая Франция — разводной: каждые полчаса он поворачивается, прямо как фазан во время брачного танца. Сооружение построили в 1888 году. Тогда по воде проходили торговые суда за изделиями местных ремесленников, а сегодня регулярно курсируют речные трамвайчики. С обеих сторон моста открывается хороший вид на Маленькую Францию. Узнать средневековые легенды и посмотреть очаровательные пряничные фахверковые домики вы можете на авторской экскурсии с русскоговорящим гидом.
Мост Сен-Мартен
Каменный мост Сен-Мартен (Au Pont St Martin) — лучшее место, чтобы сфотографировать одноименный ресторанчик Au Pont St Martin, терраса которого в теплое время года покрыта вьющимся плющом. Это один из классических «открыточных» видов на Страсбург.
Мост Ворона
В средние века мост Ворона (Pont du Corbeau) был любимым местом развлечения зевак и приверженцев правосудия. И называли его мостом детоубийц или мостом мучеников. Тут проводили публичные казни преступников: их сажали в клетки из ивовых прутьев, опускали в реку и ждали, пока холодная вода Илля сделает свое дело. Поначалу, среди приговоренных были неверные жены, воры, убийцы. Со временем городской суд решил, что казни через утопление достойны самые отъявленные мерзавцы. Например, когда хозяин таверны разбавлял вино водой — это считали мелким правонарушением. Его сажали в железную клетку и выставляли напоказ прохожим, а после преступник должен был прыгнуть в Илль. Если он выплывал из реки живым, ему разрешали покинуть город и начать новую жизнь за пределами Страсбурга.
Мост Святой Мадлен
Это одно из старейших сооружений города, изначально построенное деревянным. С моста Святой Мадлен (Pont Sainte-Madeleine) отлично виден Дворец Рогана, из-за строительства которого мост в свое время подвинули на пару метров вверх по течению. Во время прогулки обратите внимание на то, что происходит внизу в реке. Илль очень чистый и прозрачный водоем, в котором водятся крупные рыбы и ондатры, а у моста Святой Мадлен вы можете встретить семейство лебедей, ждущих от вас угощение.
Королевский мост
С Королевского моста Страсбурга (Pont Royal) открывается чудесный вид на церковь Святого Павла и ближайший к ней Овернский мост. Из-за многочисленных перестроек бывший деревянный пешеходный мост в 1770 году переименовали в королевский. Последняя его реконструкция датируется 1965 годом, когда для проектирования впервые в мире был использован компьютер.
Литейный мост
Литейный мост (Pont de la Fonderie) возвели в конце 19 века, когда Страсбург был немецким городом. С него открывается хороший вид на церковь Молодого Петра и Дворец Правосудия. Лучше всего сооружение выглядит по вечерам, при включенных фонарях и остальной подсветке набережной. У Литейного моста есть прозвище «мост пуделей», которое появилось в знак презрения к периоду немецкой оккупации из-за четырех львов из розового песчаника по краям.
Еврейский мост и другие пешеходные мосты
В центре Страсбурга есть несколько узких пешеходных мостиков, которые многие туристы упускают из виду, а зря — ведь с таких passerelle открываются лучшие виды на соседние большие.
Passerelle des Juifs или Еврейский мостик появился в начале 20 века. Когда-то на этом месте был расположен участок крепостной стены с еврейскими воротами, через которые шла дорога к кладбищу. Когда в середине 14 века в Страсбург пришла чума, евреев обвинили в распространении болезни, их дома разгромили, а людей сожгли у городских ворот. Сегодня о событиях мрачного прошлого свидетельствует только небольшая табличка у входа на мостик. С него хорошо просматриваются соседние мост Театра, соединяющий площади Республики и Брогли, и мост Почты.
С Passerelle du Faux Rempart отлично просматриваются мосты Почты и Святого Этьена. С местного моста влюбленных Passerelle de l’Abreuvoir, украшенного замочками, вы откроете прекрасный вид на мосты Святой Мадлен и Святого Гийома.
Мост Европы
В Страсбурге можно сделать невероятную вещь — за пару минут пересечь границу Франции и Германии . Линия между государствами проходит по реке Рейн, через которую перекинуто три моста. По Rhine Bridge ходит железнодорожный транспорт, по мосту Европы (Pont de la Fonderie) курсируют автомобили и автобусы, а по Passerelle des Deux Rives — пешеходы и велосипедисты.
Лучший способ познакомиться со всеми мостами Страсбурга в исторической части города — это прогулка на экскурсионном речном трамвайчике. Так вы сэкономите время, не устанете от прогулки по Гран Иль и посмотрите на город под необычным углом. Информацию о билетах вы найдете в нашей статье. Также советуем задуматься над покупкой Strasbourg City Pass, в который входит как тур по реке Рейн, так и многое другое, подробнее смотрите здесь.
Приятных вам прогулок по Франции! À bientôt!
Страсбург — Крытые мосты (Ponts Couverts)
В районе Маленькой Франции Иль разделяется на четыре рукава, через которые и перекинуты Крытые мосты. Каналы же называются Судоходными, но чаще — по мельницам, стоявшим здесь, Spitzmühle (Шпицмюле), Dintzenmühle (Динценмюле) и Zornmühle (Цорнмюле). Некогда мосты действительно были крытыми, но в XVIII веке черепичную кровлю убрали, зато и деревянную часть мостов сменили на каменную.
Этот мрачный, особенно в вечернее зимнее время, ансамбль выполнял фортификационную функцию и служил для защиты речных подходов к Страсбургу по Илю.
Тут находятся и четыре сторожевые башни (в их строительстве тоже участвовал Себастьен де Вобан). Всего башен было пять, но в 1869 году одна из них – башня Цепей – сгорела.
Итак, вот названия четырёх сохранившихся башен с запада на восток: Башня Палача (Tour du Bourreau/Stäckelsturm или Henkerturm/Henckersturm), разрушенная Башня Цепей (Tour des chaînes/Almosenturm или Malzenturm), Башня Генриха (Heinrichsturm), Башня Ганса фон Альтхайма (Hans von Altenheimsturm) и, наконец, Французская башня (Tour des Français/Französische Turm).
Башня Генриха была тюрьмой. Во Французской башне солдаты Франциска I, те самые, которые принесли из Италии сифилис, навещали проституток. Позже в ней и соседней Башне Ганса фон Альтгейма была военная тюрьма. В сгоревшей Башне цепей была, по одним данным, женская тюрьма, по другим КПЗ для каторжников, дожидавшихся этапа по воде.
В общем, весь квартал хранит довольно-таки мрачную историю. Но сейчас они производят довольно-таки романтичные чувства.
Представьте себе, город, наполовину современный, наполовину красивый. На него опускается вечерний полумрак. Таких вечеров уже почти не бывает, потому что они чётко очерчивают силуэты ломанных крыш. В окнах здесь и там загорается жёлтый, тёплый, уютный свет, и тебе самому становится тепло и уютно.
Мрак сгущается, воздух вязок. Так приятно прогуляться по набережной под столетними вязами. Верно, что под ними могли прогуливаться Наполеон или Людовик XIV. Не страшно. Прогуливаются парочки. Быстро проносятся велосипедисты. Их здесь очень много.
Постепенно продвигаешься к центру. Средневековые улочки чередуются с современными пафосными витринами. Но в самом центре — он. Выступающий из ночи. Расцветающий подобно ночному цветку. Не всякая архитектура — это застывшая музыка, но только готическая, особенно соборы. И это не совсем музыка, скорее ноты, которые ещё нужно правильно сыграть.
Панорама на Крытые мосты и башни, Страсбург
Наверное, панорама на мосты и башни с дамбы Вобана является хрестоматийным видом Страсбурга, и лишь собор с разных ракурсов встречается чаще них.
Дамба Вобана (Barrage Vauban)
Вид на собор с дамбы Вобана, Страсбург
Дамбу строили по чертежам Вобана с 1686 года по 1700, то есть через пять после присоединения Страсбурга к Франции. К тому времени стало ясно, что Крытые мосты уже не в состоянии защитить город перед новой военной техникой. Фортификация задумывалась так, что в случае осады можно будет перекрыть заслонки шлюза, и полноводный Иль затопит всю территорию к югу от города (в те времена там располагались преимущественно поля и сады).
Работами руководил не сам фортификатор, а его соратник Жак Тарад (Jacques Tarade). Между прочим, 12 объектов вобановской военной инженерии сейчас входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Плотина была выполнена в виде ещё одного крытого моста с несколькими шлюзами.
В настоящее время на второй этаж дамбы можно бесплатно подняться наверх и с высоты рассмотреть квартал «Маленькой Франции». На первом же этаже, в пассаже, выставлены скульптуры и горгульи, некогда сброшенные с собора в годы революций.
Крытые мосты
Там, где река Иль раздваивается и течет по двум руслам, находится комплекс интереснейших сооружений, ранее носивших оборонительный характер, а сейчас превратившихся в культурное место.
Крытые мосты — визитная карточка города. Район, где находятся эти сооружения, именуется Маленькой Францией, и место это, надо сказать, весьма колоритное. Строительство мостов началось в XIII веке, исконно они были предназначены для защиты города от нападений со стороны реки. В тот период деревянные сооружения еще могли защитить город, но с развитием военной техники и оружия, к XVII столетию, укрепления стали слабоваты. Мосты решено было выстроить заново, на этот раз из камня, кроме того, была сооружена дамба немного выше по течению. Крыш над новыми оборонительными сооружениями не было, но название осталось, а вид их более не менялся с 1860 года.
Как правило, на концах мостов воздвигались башни, также поступили и при строительстве этих укреплений. Раньше их было пять, но до наших дней сохранились четыре из них. В этих сооружениях томились узники вплоть до XIX века. Башни Генриха, Ганса фон Альтгейма, Башня палача, Башня цепей — эти названия наводили ужас на жителей Страсбурга. Кстати, в пятой, Французской башне, было заведение увеселительного характера для солдат, со всеми присущими атрибутами: женщинами и реками вина. Со временем мосты перестроили, но ужасные башни остались неизменны.
Сейчас этот архитектурный ансамбль очень популярен у туристов, ведь мосты функционируют как пешеходные зоны, а башни-тюрьмы открыли свои двери для пытливых посетителей. Там можно увидеть орудия пыток и побродить по камерам, и если хотите пощекотать себе нервы, то посетить их действительно стоит.
В XVI веке у башен Генриха и Ганса фон Альтгейма были сооружены бастионы, в которых до наших дней сохранились бойницы для пушек. Спроектировал их Даниэль Шпеклин, специализировавшийся на постройке военных сооружений.
Если вы подниметесь на дамбу Вобна, то с ее смотровой на Крытые мосты откроется отличный вид: они внушают страх и некий трепет, что неудивительно, учитывая их историю. Кстати, дамба тоже была построена с целью защиты Страсбурга от неприятеля. В случае нападения реку перекрывали и недруг тонул в поднявшейся воде.
Самые примечательные мосты Страсбурга
Туристам во Франции предлагают самые интересные экскурсии. Вы можете совершить тур по южной части страны и насладится морскими закатами. Можете совершить марш-бросок по замечательным музеям Парижа. Но одна из самых познавательных и увлекательных экскурсий — мосты Страсбурга.
Фазаний мост
Фазаний мост примечателен тем, что он разводной. Каждые пол часа его части размыкаются и поворачиваются, пропуская речные трамваи. С седую старину через мост проплывали судна ремесленников, которые везли свои многочисленные товары в Малую Францию.
Мост Сен-Мартен
Он открывает красивейший вид на одноименный ресторанчик, сохранившийся со старых времен. Достопримечательность – его огромная терраса, обвитая вечнозеленым плющом. Сотни туристов делают здесь самые красивые селфи.
Мост Ворона
В старину мост Ворона пользовался большой популярностью у местных зевак. Его называли мостом детоубийц. В древние времена тут сажали на кол и топили в клетках самых отпетых преступников.
Позднее стали наказывать за меньшие преступления. Виновного сначала выставляли в клетке на всеобщее обозрение, а затем сталкивали с моста в холодные воды Илля. Если преступник всплывал, ему давали возможность уйти из города и начать жизнь сначала.
Мост Святой Мадлен
Первоначально мост Святой Мадлен был деревянным. Но потом отстроили каменную его версию. С моста удобно любоваться на величественный Дворец Рогана. А еще это место примечательно тем, что хорошо просматриваются воды Илля.
Стоя на мосту, вы сможете следить за перемещающимися стаями рыб и ондатрами в совершенно прозрачной воде. Тут также постоянно плавает парочка белых лебедей, ждущих щедрого угощения у пешеходов.
Королевский мост
Этот мост в течение последних трех сотен лет постоянно перестраивался. Но в последней версии обрел весьма привлекательный вид. С него открывается привлекательная панорама с двумя знаменитыми объектами – церкви Святого Павла и Овернского моста. Тут получаются привлекательные селфи.
Крытые мосты
Крытые мосты сейчас крытыми не являются. Это обыкновенные статичные конструкции с деревянными элементами. Однако примечательны они своей историей. Во времена Средневековья они являли собой часть крепостной стены. Поэтому имели металлические навесы и бойницы, где велась оборона города во времена осад.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Башни и крытые мосты Страсбурга во Франции, курорт Страсбург
Ансамбль крытых мостов – особого рода мостов, сохранившихся по миру в единичных экземплярах, является одной из самых интересных достопримечательностей Страсбурга.
Мосты были построены в качестве оборонительных укреплений в районе 1230-го года. Мостов было возведено всего 4: по одному на каждый рукав реки Иль. Расположение каждого из мостов рассчитывалось таким образом, чтобы находящиеся на них войска отрезали неприятелю путь к жилым районам города. до 1780-го года они были действительно крытыми, однако кровля со временем ветшала и теряла актуальность. В годы Великой революции мосты были полностью перестроены в камне, кровля была убрана, а на самих мостах разместили пушки.
На каждом из мостов располагалось по оборонительной башне, пятая башня была построена неподалёку, и была предназначена для иных целей. До сегодняшнего дня уцелело только три башни: Генриха, Французов и башня Ганса фон Альтгейма. Построенная тогда же башня Цепей не выдержала серьёзного пожара 1889-го года.
Построенная поодаль Башня Палача являлась отождествлением всего самого жуткого, что принесло Европе Средневековье. Эта башня находилась в непосредственном подчинении Инквизиции. Внутри неё было обустроено несколько отделений, где пытали и казнили всех без исключения преступников. В распоряжении палачей были самые изощрённые инструменты пыток, некоторые из которых были изобретены непосредственно в этой башне. Жестокость работников Башни Палачей ввергала в ужас не только простых людей, но и судей, которые, тем не менее, ничего не могли сделать в период власти Инквизиции. Смертная казнь была обычным делом для этих стен вплоть до XIX века. Пыточные камеры и инструменты сохранились по сегодняшний день, и пользуются бешеной популярностью у туристов.
Как и ряд других сооружений Старого Страсбурга, крытые мосты и башни были включены в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО в 1988-м году.
На сегодняшний день все мосты отреставрированы и отданы пешеходам. Здесь часто можно увидеть фотографирующихся на память туристов. С мостов открывается чудесный вид на многие другие достопримечательности Страсбурга.
Плотина Вобана и Крытые мосты
Маршал Себастьян Вобан был выдающимся военным инженером 16 века, не понаслышке знакомым с артиллерийским делом, и блестящим тактиком. На его счету — постройка более 30 крепостей и переделка около 300 существующих. Для приграничной территории, каковой являлся (и является до сих пор) Эльзас, оборонительные укрепления были очень важны. Здесь проходила небезызвестная Линия Мажино, и плотина (дамба) Вобана стала её важной частью.
Плотина была выстроена после того, как в 1681 г. Страсбург вошёл в состав Франции, и отличалась хитроумной системой шлюзов в 13 арках. При нападении на Страсбург их можно было перекрыть, а в ответственный момент — освободить дорогу воде. В этом случае были бы затоплены все низинные южные территории близ города, и армия противника неизбежно увязла бы там, как в болоте. Рядом с дамбой Вобаном были возведены и дополнительные укрепления вокруг сторожевых башен, которые в количестве пяти штук уже находились поблизости.
Летними вечерами мосты с башнями красиво подсвечивают, и огни подсветки отражаются в течении реки Иль. Выбрав стратегическое место для ужина поблизости, вы не только впитаете историческую атмосферу, но и получите отличные фотографии.
Сама плотина представляет собой что-то вроде моста с крытым помещением — галереей. Любой желающий может перейти с одной стороны на другую без всякой платы. Сегодня там выставлены любопытные экспонаты, в том числе и современные инсталляции. Но особый интерес галерея представляет в силу того, что в ней хранятся статуи и горгульи, которые были сброшены со страсбургского кафедрального собора Нотр-Дам во время Французской революции и ранее, в период Реформации. Многие из них существенно пострадали от такого обращения, но всё равно приковывают взгляд остатками былого достоинства и тщательностью исполнения.
Сторожевые башни, усиленные Вобаном, представляли собой отнюдь не декоративные, а конкретно функциональные сооружения, прочные, коренастые и грубоватые на вид. Они соединялись друг с другом так называемыми Крытыми (иногда говорят «висячими») мостами. Все башни уже к тому времени имели достаточно долгую историю и даже собственные имена. В Башне Цепей была устроена женская, а в Башне Генриха — мужская тюрьма. На соседнем мысе с Башней Генриха стоит Башня Ганса фон Альтгейма, и в паре они образуют самый характерный вид Крытых мостов. Французская Башня использовалась до 18 века в качестве гарнизонного борделя, после чего в тюрьму превратили и её. Самая дальняя от плотины и последняя башня — Башня Палача, и происходящее в ней полностью соответствовало её печальному названию.
Забавно то, что, в отличие от изначально обладавших крышей мостов, сторожевые башни сперва крыши не имели. В Средние века на их вершинах была просто плоская площадка, где выставляли дозоры. Позднее с постройкой дамбы Вобана мосты больше не несли основной оборонительной функции и посему лишились крыш, а башни, наоборот, приобрели таковые. Правда, в остальном их вид в новейшее время практически не менялся.
В 19 веке Башня Цепей сгорела, создав некоторую путаницу: с первого взгляда кажется, что башен осталось три. Башня Палача не вписывается в общую панораму, так как стоит не на самом берегу, а в отдалении, и мосты к ней не подведены.
Крытые мосты, как и сами башни, были построены ещё в 13 веке и с самого начала обладали деревянными крышами, откуда и взялось их название. Однако с тех пор мосты не один раз перестраивались, в 18 веке крыши разобрали, а в 19 веке полностью перестроили и сами мосты, сделав их каменными. Крытые мосты отлично видны с плотины Вобана, а с мостов прекрасно виден городской центр. Это в том числе делает их одной из самых популярных достопримечательностей Страсбурга.
Крытые мосты
Ponts couverts – Крытые мосты
Координаты для GPS: 48° 34' 48'' СШ, 7° 44' 22'' ВД
Комплекс старинных оборонительных сооружений города из нескольких башен с мостами на развилке реки Иль. Напротив мостов расположена Дамба Вобана, вид с которой на Крытые мосты является одной из визитных карточек Страсбурга. Находится в районе Маленькая Франция в западной оконечности острова Гранд-Иль.
Крытые мосты Страсбурга были построены в первой половине 13 в. в качестве городских укреплений, предназначенных для защиты речных подходов к городу. Изначально они были деревянными, имели стены с бойницами и были накрыты сверху крышей, отсюда и появилось их название Крытые мосты.
В 17 в. в связи с появлением новых видов боевой техники и мощной артиллерии эта конструкция уже была слабой защитой для города. Поэтому в 1686-1700 гг. перед Крытыми мостами чуть выше по течению была возведена дамба по проекту знаменитого французского военного инженера Себастьяна Ле Претра де Вобана. После этого с Крытых мостов были убраны перекрытия и они стали обычными мостами. А в 1860-е гг. они были перестроены в камне и в таком виде сохранились до настоящего времени.
Что касается башен Крытых мостов, то изначально их было пять. Если считать с юга на север, то это четыре башни, разделённые тремя каналами, – Французская башня, Башня Ганса фон Альтгейма, Башня Генриха, Башня цепей и чуть далее – пятая Башня палача. В настоящее время осталось четыре башни – Башня цепей не сохранилась. Все башни, в отличие от мостов, не перестраивались, хотя свой облик несколько поменяли. Например изначально на верху у них были площадки с зубчатыми парапетами, а сейчас – высокие крыши.
История всех башен весьма мрачная – они, как и большинство других сооружений подобного рода, использовались для заключения и наказания преступников вплоть до 20-х гг. 19 в. Башня Генриха была гражданской тюрьмой. Французская башня и Башня Ганса фон Альтгейма служили военными тюрьмами. В не сохранившейся Башне цепей содержались каторжники, ожидавшие своей отправки к месту наказания по воде. А Башня палача, как следует из названия, была местом проведения пыток и казней.
В настоящее время ансамбль Крытых мостов Страсбурга является историческим памятником и пользуется большой популярностью у туристов. Сами мосты являются пешеходными зонами, в башнях можно посмотреть на камеры и орудия пыток. У основания Башен Генриха и Ганса фон Альтгейма прямо над водой остались бастионы с бойницами для пушек, возведённые в конце 16 в. под руководством военного инженера Даниэля Шпеклина.
Великолепный вид на комплекс Крытых мостов с каналами открывается с расположенной напротив Дамбы Вобана, которая сама по себе так же является достопримечательностью. Она была задумана таким образом, что в случае нападения позволяла перекрыть реку. Это приводило к подъёму уровня воды и затоплению прилегающей территории, делая её непроходимой для врага. Внутри Дамба Вобана имеет проход, в котором хранятся копии различных скульптур из Страсбургского собора.
За Крытыми мостами начинается самый живописный квартал Страсбурга – Маленькая Франция. Он полностью сохранил свой старинный облик с множеством старинных фахверковых домов, узкими улочками и речными каналами, напоминающими Венецию. Здесь находится множество антикварных и сувенирных магазинчиков и французских кондитерских.
Мосты в Страсбурге вы должны увидеть — Европа — 2019
*HISTORIA DE LA GIMNASIA ツ? Nadia Comaneci La gimnasta y el dictador,nicolae ceausescu,Biografías (Ноябрь 2019)
Вы можете прочитать мосты Страсбурга, как книгу истории. В 1988 году ЮНЕСКО присвоило статус всемирного наследия Большому острову, остров, приложенный к реке Ил и петлю канала Марн-Рейн в самой старой части Страсбурга. Начиная с Petite France и прокладывая путь на север к европейским институтам, это отличный способ узнать историю Страсбурга, поскольку каждый мост раскрывает слой в развитии великого города.
Покрытые мосты
Прямо на самой вершине Большого Илью за пределами Птичье Франции мы приходим к Крытым мостам. Несмотря на то, что они потеряли свои черепичные крыши еще в 18 веке, имя остается. Они упускаются из виду четырьмя башнями 14-го века, которые являются остатками прежних крепостных валов, хотя сразу после абсорбции Страсбурга Францией в 1681 году было построено новое кольцо укреплений, вытесняющее эти укрепления.
Pont du Corbeau
Очаровательные узкие улочки и фахверковые домики на пляже напоминают бурное и не всегда красивое прошлое. В средние века Понт-дю-Корбо (мосты ворона) был местом публичных казней. Он был известен как мост пыток. Те, кого приговорили к смертной казни, заперли в клетке и выставили на мосту прохожим в течение нескольких дней, прежде чем их бросили на смерть в темных водах ниже.
Pont de Saverne
Если вы сядете на трамвай с железнодорожного вокзала, вы, вероятно, проедете через мост Саверн. Первый деревянный мост существовал здесь уже в 12 веке. С броским названием Bischofsburgethorbrücke, первая структура была простым деревянным пешеходным мостом. В 1835 году деревянные столбы были заменены камнем, а позже усилены в 1970 году. С приходом трамвая в 2009 году мост был разрушен и полностью перестроен.
Pont Royal или Gallia
Еще один мост, пройденный трамваем, Pont Royal в основном известен под названием Gallia. Когда первый мост был построен в 15 веке, этот участок фактически находился за пределами городских валов и был защищен двумя башнями. В 1670 году он был заменен пешеходным разводным мостом, который был бы поднят, чтобы позволить коммерческим лодкам пройти. В 1840 году мост был разрушен и перестроен как шестиэтажный каменный мост, поэтому он будет устойчив к пожару и будет использоваться современной артиллерией. Несмотря на то, что до сих пор он был самым прочным мостом, он был разрушен во время осады 1870 года, и немцам было отказано в его восстановлении и интеграции в новый район Нойштадта во время лихорадочной имперской экспансии города, где он вырос трехкратный. В отличие от кривых и узких улочек на Гранд-Иль, «новый город» имел широкие бульвары и улицы, которые были более современными — и легче полиции.
Pont de la Dordogne
Название моста « Дордонь » было дано в честь департамента Дордонь в Нувель-Аквитании, в котором приняли участие тысячи эльзасских беженцев во время оккупации во Второй мировой войне. Этот мост имеет сомнительную репутацию самого долгожданного проекта в Страсбурге, из-за бесконечного количества предварительных проектов, которые он прошел до того, как он когда-либо достиг успеха. С 1880 года, когда было решено строительство моста, вплоть до 1962 года, когда действительно начались работы, несколько поколений архитекторов сменили проект после проекта во всех формах и формах.
Европейский мост
Мост был открыт в 1960 году, а название «Понт де л’Евро» означало возвращение мира в Европе и, в частности, франко-германское примирение. Это последовало за длинной чередой злополучных мостов, первая из которых датируется 1388 годом, которые были последовательными жертвами насильственных конфликтов между двумя народами.
Пасеро-де-Де-Ривз
Самый новый мост, посвященный пешеходам и велосипедистам, был построен в 2004 году примерно в одной миле к востоку от города. Эта структура называется Passerelle Mimram, но в основном известна как Passerelle des Deux Rives, поскольку она охватывает два берега Рейна, связывающие Францию и Кель в Германии. На обоих берегах есть огромный парк под названием Jardin des Deux Rives. В 2009 году главы государств обменялись рукопожатием на мосту, чтобы отметить 60-летие НАТО.
Военные укрепления Страсбурга
Если вам посчастливилось купить авиабилет , забронировать отель и прилететь в Страсбург, вы, конечно же, первым делом броситесь смотреть его достопримечатель ности. Купаясь в море впечатлений, не забудьте обратить внимание на одну не бросающуюся в глаза, но очень важную историческую деталь города – его военные сооружения.
На протяжении веков на территории, где расположен современный Страсбург, велись войны. Место было географически выгодно – в нем всегда пересекались торговые пути, так что борьба за него кипела и в Древний период, и в Средневековье, и в Новое время. Поэтому крепости, бастионы, оборонительные сооружения строились в Страсбурге во все эпохи. Но сохранилось ли хоть что-то до наших дней?
Вроде бы сегодня Страсбург мало ассоциируется с военной темой, наоборот – это место символизирует единение наций. Кроме того, сюда едут за юридической помощью те, кто пострадал от действий, несовместимых с Европейской конвенцией по правам человека. Сюда стекаются толпы туристов насладиться красотой и романтикой Маленькой Франции, посетить величественный Страсбургский собор, дворцы, музеи, погулять среди сказочных фахверковых домов… И все же внимательный турист обязательно вспомнит о военном прошлом Страсбурга, и задастся вопросом, остались ли здесь хоть части укреплений, которые были в этом городе с незапамятных времен.
Да, остались, но сохранилось таких памятников очень мало, большинство из них превратились в воспоминания и руины. Однако те немногие, что дожили до наших дней, безусловно, заслуживают внимания, так как они смогли донести до нас всю свою красоту, строгость, силу и гордый дух противостояния.
Пожалуй, самым известным военным укреплением Страсбурга является дамба Вобана, расположенная на реке Иль. Она была спроектирована инженером, маршалом – маркизом Себастьяном де Вобаном примерно в 1690 году – неудивительно, что дамба унаследовала его имя. По хитрому замыслу архитектора-стра тега в случае нападения врага, реку можно было перекрыть и таким образом затопить всю южную часть города и, соответственно, войска противника.
Строительство дамбы длилось более десяти лет под руководством инженера Жака Тарада, его завершили только в 1700 году. Когда прекрасный и грандиозный замысел Вобана наконец обрел свое воплощение, плотина более походила на стену средневекового замка, чем на военное сооружение. Это заметили и страсбуржцы, после чего дамба получила второе название: «Большой замок». Наверное, немного в мире найдется мостов, которые называют «замками»! А ведь по сути архитектурное произведение полководца и есть крытый двухэтажный мост со сложной системой шлюзов, которые должны были перекрывать реку в случае нападения неприятеля.
Впрочем, свое военное назначение дамба выполнила лишь однажды, может быть, такое редкое использование и позволило ей дожить до наших дней? Это случилось во время Франко-Прусской войны в 1870-1871 гг., но, к сожалению, даже после полной реализации плана с затоплением, спасти город от немецких солдат так и не удалось. Впоследствии дамбу модернизировали, арки расширили и создали наверху знаменитую смотровую площадку. Сюда стекаются каждый день толпы туристов, да оно и неудивительно: с моста открываются восхитительные виды на самый красивый район города – «Птит Франс», Страсбургский собор и еще одно важное уцелевшее военное сооружение Страсбурга – Крытые мосты.
«Ну а что же находится внутри этого приземистого здания-моста?» – полюбопытствует каждый, кому уже посчастливилось прогуляться по его «крыше». Сегодня там выставлены интересные экспонаты и современные инсталляции. В этой же галерее хранятся статуи, которые были сброшены с кафедрального собора во время Французской революции. Хотя многие из них серьезно пострадали, но продолжают очаровывать остатками былого достоинства и красоты.
Крытые мосты были построены намного раньше дамбы Вобана. Их первое упоминание относится еще к XIII веку. Уже тогда мосты обладали крышами, в те времена – еще деревянными – отсюда мосты и получили свое название. Однако крыши много раз переделывали, а в XIX веке полностью разобрали и перестроили сами мосты – они стали каменными.
Мосты изначально имели военное значение: в них укрывались от вражеских стрел и сушили порох. На мосту находятся высокие сторожевые башни, которые, кстати, в отличие от мостов, первое время крыш не имели. На них располагались смотровые площадки, в Средние века там выставляли дозоры. Позднее башни были укреплены тем же самым инженером-полков одцем Вобаном, но до того времени они уже имели у себя «за спиной» долгую историю, ведь на какое-то время башни потеряли свое стратегическое значение.
Например, в Башне Генриха была мужская тюрьма, а в Башне Цепей – женская. Во Французской башне – и вовсе был бордель для солдат, который просуществовал там до XVIII века. Самой печальной по своей функции являлась Башня Палача – по названию несложно догадаться, что в ней происходило. В 1869 году Башня Цепей сгорела, восстанавливать ее не стали. Всего башен было пять, однако Башня Палача на мосту никогда не стояла, она находится в некотором отдалении, таким образом, она и сегодня не вписывается в общую панораму.
Между Дамбой Вобана и Крытыми мостами находится еще один интересный объект. Он не является военным сооружением, но упомянуть его стоит. Это Командорство госпитальеров – комплекс зданий, которые когда-то принадлежали рыцарям этого ордена. Здание тоже обладает своей богатой историей: в нем была и больница, и тюрьма, а сейчас оно имеет статус серьезного учебного заведения: тут обучаются будущие политики и администраторы высокого ранга.
Сегодня Крытые мосты, так же, как дамба Вобана открыты для туристов, и, что особенно приятно, прогуляться по ним можно совершенно бесплатно!
Читайте далее: