Монастыри Ресифе

Македония, окрестности Прилепа: Тиквешское озеро, монастыри Зрзе и Трескавец

На обратном пути заскочили на несколько минут в деревню Дреново, где на сельском кладбище стоит трехнефная церковь Богородицы, вероятно, XI в, а от нее открываются прекрасные виды на виноградники провинции Кавадарцы.

Виноградники района Тиквешского озера – лучшие в стране.

Путешествовали по озеру мы вот на этом стареньком катере.

Пейзажи тут просто чудесные. Горные озера всегда красивы.


Тиквешское озеро – вытянутый на несколько км искусственный водоем, образованный путем запруживания реки Црна.

Вдали показался Полошки монастир, возникший в XIV в рядом с ныне затопленным селом Полошко.

Монастырь сохранил старый храм св. Георгия, но рядом сейчас строятся какие-то грандиозные монастырские сооружения.

Полошки монастри. Церковь св. Георгия (1340 г).

И его чудесный плинфовый декор.


Купол также красиво украшен плинфой.

Интерьер храма сохранил фрески XIV-XVII вв. Расписной портал цекви.

Фрески XIV в внутри – Успение Богородицы.

Фрески на библейские сюжеты XIV в: поцелуй Иуды, Благовещение, явление Христа апостолам.

Еще библейские сюжеты (в т.ч. самоубийство Иуды) и жутковатого вида святой-анахорет.


Ктиторский портрет основательницы монастыря Марины Смилец с внуком и портрет ее сына деспота Ивана Драгушина – вероятно, это поновления нач. XVII в.

Вид на озеро от монастыря. Цапель на озере много.

Церковь Богородицы в Дреново (XI в).

Фреска XIX в на фасаде.

Вид на виноградники провинции Кавадарци.

Едем дальше: поля с тюльпанами – типичный пейзаж для Македонии.

Еще один известный монастырь в окрестностях Прилепа – Зрзе, расположенный в горах неподалеку от одноименного села. Село само по себе любопытно – оно полузаброшено, а потому сохранило множество традиционных домов и хозяйственных построек, сложенных из глиняных кирпичей.
До монастыря проложена прекрасная асфальтовая дорога, но стоянка для гостей находится сильно ниже входа. Отсюда прекрасно смотрится монастырь, как будто вырастающий из горы. Идти от стоянки до входа где-то с километр в крутую горку: все бы ничего, но здесь нас застал дождь – и довольно сильный. Но делать нечего – не терять же время даром. Зато в самом монастыре по такой погоде никого не было. Церковь Спаса Преображения построена в 1331-1335 гг и отличается наличием большого количества наружных росписей 1368-1369 гг на фасаде. Сейчас над ними есть навес, защищающий живопись от осадков. Внутри церкви было очень темно, а выключатель мы не нашли – потому фотографировать фрески XIV-XVI вв нам пришлось варварски со вспышкой – благо, никого здесь не было, кто бы мог нам помешать. Зато все, что не удалось увидеть на месте, потом можно было рассмотреть на фотографиях.

Деревня Зрзе состоит, в основном, из традиционных глиняных домов.

Многие дома, к сожалению, заброшены и разрушаются.

Монастырь Спаса Преображения в Зрзе – типичная скальная обитель Македонии XIV в. Такая картина потом представала перед нами не раз. Но Зрзе – все-таки, одна из самых древних и известных.

Фасад храма Спаса Преображения сохранил древние фрески (Преображение XIVв, частично XVI в) – довольно редкое явление ля Македонии.


Из жития св. Николая.

И еще оттуда же – спасение от бури.

Успение св. Николая.

В притворе сохранились фреск XIV в – Евхаристия и Троица.

Фрески притвора (1368-1369 гг).

Интерьер церкви Спаса Преображения.

Фрески основного объема храма XVI в выполнены мастером Онуфрием (1535-1545 гг).

Константин и Елена.

Фрески апсиды и алтарной стены (1535-1545 гг, мастер Онуфрий).

Благновещение (XVI в).

Святые воины-мученики – фреска монастыря Зрзе (1535-1545 гг, мастер Онуфрий).

Закончили день посещением Трескавецкого монастыря, что совсем близко от Прилепа. Расположен он довольно высоко в горах – в живописной местности, называемой Маркови кули. И правда, здесь огромное количество больших отдельно лежащих камней округлой формы, образующих причудливые группы и фигуры.
Сам центральный храм обители (Успения Богородицы, XIV в) весьма необычной архитектуры – крестово-купольный храм с многочисленными пристройками. К сожалению, рассмотреть все это подробно мне помешали строительные леса. Здесь также сохранились как росписи XIV в, так и поновления XIXв.
Вокруг храма есть конак (кельи) и ограда XIX в – несколько лет назад в них случился пожар. Центральный храм, к счастью, не пострадал, но бедствие способствовало началу реставрации монастыря. Ну а первым делом сюда проложили прекрасную асфальтовую дорогу, которой ранее не было – туристам приходилось ходить сюда несколько км пешком по горам.

Подъезжаем к Марковым кулям – когда-то еще в XIV в на вершине этой горы была крепость королевича Марко.


На горе виден монастырь Успения Богородицы Трескавец (XIV в),

Камни имеют самые причудливые формы.

Ограда и кельи монастыря (XIX в).


Собор Успения Богородицы (XIV в).

Собор с другого фасада.

Колокольня и кельи XIXв.

Святой воин и Взятие Христа под стражу.


Святые воины и купол храма.


Цари и святые.

Впрочем, эти лики не менее чудесно написаны.

Росписи купола притвора (1847 г).

Дорога от Прилепа до монастыря Трескавец.

Некреси — древний атмосферный монастырь на горе над Алазанской долиной

На склонах Кавказского хребта над Алазанской долиной расположился небольшой, но очень атмосферный монастырь Некреси. Раньше здесь был целый древний город с одноименным названием, но до наших дней сохранились только его руины. А вот монастырь на горе до сих пор радует посетителей своей красотой.

История храма

В VI веке в Алазанскую долину пришел один из ассирийских отцов Авив (Або) Некресский и основал на горе монастырь. Это место долгое время было культурным и религиозным центром Кахетии. Когда Авив Некресский стал епископом, в монастыре находилась его резиденция.

Позже монастырь неоднократно страдал от вражеских вторжений.

О храме существует интересная легенда. Однажды во время очередной атаки монастыря мусульманами монахи выпустили за ворота стадо свиней. Увидев животных, нападающие воины отступили. С тех пор свиней в монастыре считают священными животными.

Монастырь Некреси сегодня

Комплекс Некреси включает несколько храмовых построек.

Одно из строений — древнейшая базилика IV века из неотесанного камня. Базилика является самой первой христианской церковью Грузии. Она была построена задолго до того, как Авив Некресский основал здесь монастырь.

Внутри древней базилики очень аскетичная обстановка. В своеобразных гробницах лежат кости и черепа грузинских князей.

Храм Пресвятой Девы VIII века также построен в форме базилики и считается главным храмом монастыря Некреси. Построение украшает галерея с невероятно красивыми росписями. Внутри сохранились древние фрески и надписи на стенах XVI века. Рядом с храмом возвышается башня XV века.

Чуть в стороне расположен еще один храм, который из-за его формы называют «квадратная церковь».

Особого внимания заслуживает винохранилище (марани) на территории монастыря. Это открытое сооружение с круглыми углублениями в полу, в которые устанавливают кувшины с вином — квеври.

С территории монастыря открываются невероятно живописные виды на Алазанскую долину. Здесь расположено много скамеек, на которых можно посидеть и отдохнуть в тишине, любуясь видами. На смотровой площадке установлен бинокль, через который детально можно рассмотреть все красоты раскинувшихся внизу виноградников. Незабываемое зрелище!

Как добраться

Монастырь Некреси расположен в 7 км от Кварели. Чтобы добраться до монастыря, нужно на маршрутке Кварели — Телави доехать до поворота на монастырь, а оттуда 3 км пройти пешком.

Можно добраться из Кварели на арендованном транспорте. GPS координаты: 41.972322, 45.760102.

Хотите сэкономить в путешествии? Напишите нам! Проект Viva-Georgia создан для того, чтобы делать отдых в Грузии популярным и доступным, поэтому мы предоставляем скидки от 5 до 25% на проживание в отелях и помогаем взять напрокат лучшие авто.

У подножия горы, на которой расположен храм, находится администрация. Дальше ехать на транспорте нельзя. Есть два варианта — идти 1,5 км наверх пешком или подождать специально организованный автобус, который доставляет путешественников в монастырь и спускает обратно (стоимость проезда в обе стороны — 1 лари, курсирует каждые полчаса).

Удобно совместить посещение монастыря Некреси и замка Греми.

Хотите приехать сюда? Команда Viva-Georgia организует для вас экскурсию или тур, составит оптимальный маршрут путешествия и окажет любую другую помощь в поездке.

Монастыри Сан-Мильян в Юсо и в Сусо

Ярчайшие образцы романских церквей, процветающие и поныне, в стенах которых когда-то были созданы первые литературные тексты на кастильском языке.

Страна: Испания
Категория: архитектура

Прекрасные монастыри Сан-Мильян-де-Сусо и Сан-Мильян-де-Юсо, расположенные на левом побережье реки Карденас в испанской провинции Риоха, в 1997 году за свою историческую и архитектурную значимости были внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Принято считать, что монахи монастыря в местечке Сусо, возведенного на заре XII века в лучших традициях романской архитектуры, своими трудами положили начало всей испанской письменности. А более поздний монастырь в Юсо, построенный уже в XVI веке, примечателен своей богатейшей библиотекой, в которой и сегодня хранится множество древних манускриптов. Кроме того, церковь монастыря является отличным примером гармоничного сочетания архитектуры барокко и рококо.

Древний монастырь Сан-Мильян в Сусо был построен на месте пещеры, где в VI веке уединился монах-отшельник Эмилиан, позднее причисленный к лику святых. В комплексе монастыря, отчетливо прослеживаются традиции романской архитектуры, которые удачно сочетаются с элементами мосарабского стиля. В его библиотечных фондах находится большое число различных свитков на кастильском диалекте и это неудивительно, ведь именно здесь в X веке зародилась данная письменность, на базе которой, позже, сформировался испанский язык. Само название церкви переводится с кастильского, как Верхний монастырь Святого Эмилиана, в противовес так называемому Нижнему монастырю в местечке Юсо.

Сан-Мильян-де-Юсо, расположенный чуть ниже по течению Карденас, интересен своим архивом древних копий религиозных книг, на страницах которых сделаны первые пометки на все том же кастильском диалекте. Сами оригиналы находятся в стенах Национальной мадридской библиотеки. Кроме этого, монастырь располагает бесценным книгохранилищем, в котором возраст некоторых томов превышает девять сотен лет, а их размер достигает метра в высоту и веса в полтонны. Занимательна и сама технология, по которой местные монахи смогли уберечь эти старинные рукописи. Все книги они хранили в каменных нишах, куда ежедневно запускали кошек, таким образом удалось решить проблему с губительной влагой и прожорливыми грызунами. Помимо библиотеки, здесь же находится монастырская ризница XVI столетия с потрясающей росписью, признанной одной из красивейших во всей Испании.

Монастырь Русану

Монастырь Святой Варвары или Русану можно увидеть на вершине вертикальной монолитной скалы, достигающей высоты 484 метра над уровнем моря, если двигаться по дороге, ведущей из Кастраки к святым Метеорам, сразу после монастыря святого Николая Анапавса. На карте Метеор видно, что Русану находится в самом центре каменного леса, в центре заповедной зоны.

Часы работы монастыря Русану.
Летнее расписание: открыт с 9.00 до 17.00.
В зимний период открыт с 9.00 до 14.00.
Всегда по средам монастырь закрыт.

Подъём к монастырю от парковки относительно не тяжёлый. Я бы сравнила его с подъёмом примерно на шестой-седьмой этаж. К одежде предъявляются аналогичные требования, что и в других монастырях Метеор. Запахивающиеся юбки можно взять на входе.

В монастыре Русану очень мало помещений открыты для паломников и туристов, поэтому за час здесь можно осмотреть всё наиподробнейшим образом. Скорее всего, вы пробудете здесь меньше времени.

Из истории монастыря Русану.
О происхождении названия “Русану” уже давно никто ничего точно не знает. Может быть, так звали первого обитателя этой скалы. Основателями монастыря Русану считаются два родных брата, преподобные Иоасаф и Максим. Они получили в своё распоряжение скалу “старого Русану” с сохранившимися на ней руинами древнего храма Преображения Господня. В 1527-1529 гг. братья построили здесь на свои средства новый одноименный храм. Преподобные устроили монашескую общину по суровому уставу, аскетические положения которого остались в их завещании.

Ограниченность пространства на вершине скалы обусловила вертикальный характер застройки монастыря. Спустившись по нескольким лестницам, посетитель оказывается перед небольшим храмом святой Варвары. Затем попадает в достаточно широкий портик, где выставлены для поклонения некоторые реликвии монастыря.

В левой части портика находится храм, посвящённый Преображению Господню. В 1560 году его расписал фресками знаменитый иконописец Джорджи, роспись представляет собой выдающийся образец критской иконописной школы.

В 1565-1566 годах в монастыре действовала рукописная мастерская под руководством иеромонаха Парфения.

В 1988 году монастырь Русану стал женской обителью . За несколько лет весь архитектурный ансамбль монастыря был отреставрирован, приведён в порядок, а также пополнился новыми постройками. В последние годы были возведены часовни святой Варвары и Рождества Богородицы, которые расписывает Власий Тсотсонис.

Обилие цветов придаёт очарование и гармонию всему монастырскому комплексу.

Ещё несколько фото монастыря Русану

Возможно, вам также будет интересно:

Другие действующие монастыри святых Метеор:

artemspec › Блог › Путешествие в Рдейский монастырь

Спрятанный посреди бескрайних болот, Рдейский монастырь — одно из самых загадочных мест Новгородской области. Попасть сюда на колесной технике большую часть года практически невозможно, но нам все же удалось сделать это на стандартном Mitsubishi L200.

Посреди самого большого в Европе болота — Рдейского — есть огромное озеро. Формой своей оно похоже на неправильную восьмерку (знак бесконечности?). Перешеек образует два полуострова, на одном из которых и находится Рдейский монастырь, своим масштабом поражающий даже на спутниковых снимках.

Попасть сюда непросто. До ближайшей дороги — 12 километров болотной топи, большую часть времени преодолимой лишь на гусеничном вездеходе или болотоходе. Еще один вариант — идти пешком. Одна надежда — на суровый мороз, сковавший топь ледяными оковами.

450 километров по Новой Риге от Москвы до Торопца — это пять часов. Ледяная трасса Торопец-Холм — чуть больше сотни километров, но этот участок занимает еще почти три часа.

Узкая заснеженная дорога, лед, ямы — все это вытрясает душу и вынуждает быть особенно осторожным.

По сторонам проплывают черными истлевшими островками брошенные избы. Единственная жизнь здесь — в оазисах живых еще деревень и на лесопилках, которые примечаешь по тут и там сваленным в груды бревнам.

Указатель, знаменующий о переезде из Тверской области в Новгородскую — еще один из немногих признаков цивилизации.

От Холма до Наволока, последней “асфальтовой” точки маршрута — всего два десятка километров. Нужно принять решение — стучаться ли в дверь к местному жителю Владимиру, владельцу гусеничного вездехода, или пытаться преодолеть маршрут самостоятельно.

Нам повезло дважды — вездеходчика дома не оказалось, а мороз оказался настолько крепок, что дорога до монастыря стала практически каменной. Доехать можно было хоть на легковушке! Только расположенные повсюду в хаотичном порядке колеи от ГТС-ки, развороченные и покрытые колотым льдом, намекали, насколько нам повезло с погодой.

А вот и он, тот самый Рдейский монастырь.

Песчаный, поросший высокими соснами полуостров, на котором находится монастырь — единственный твердый участок суши на километры вокруг.

Начиная с конца 17 века, на этом месте существовала скромная обитель, основанная монахами-отшельниками. В конце 19 века при финансовой поддержке купца А.Н. Мамонтова, бывшего попечителем приходской церкви в Наволоке, на месте старой каменной церкви начали строить гигантский 50-ти метровый каменный храм, который вмещал бы 750 человек.

Первый вопрос, возникающий в голове – зачем строить такой большой храм посреди болот? Но это сегодня население всего Холмского района составляет менее 5800 человек, а 1897 году, согласно переписи, в Холмском уезде было учтено 88 000 душ населения.
Постройка храма была закончена в 1902 году и обошлась во внушительные 350 000 рублей. В те годы существовал золотой стандарт, и каждый рубль содержал в себе 17,424 доли чистого золота, то есть 0,774235 г в пересчёте на метрические меры. Таким образом, при средней цене покупки грамма золота в 2425,2 рублей, по нынешним временам строительство храма обошлось примерно в 657 186 153 рублей.

При строительстве использовались передовые инженерные решения, например, паровое отопление. Грандиозный иконостас был высечен в Венеции из мрамора, а пол был отделан польской кафельной плиткой.

Как доставляли стройматериалы? В старые времена к монастырю вела неплохая дорога. Использование дренажных каналов позволяло ездить по гати в любое время года.

Строительство было завершено в 1902 году. На территории монастыря были возведены полукаменные жилые корпуса, хозяйственные постройки, погреба, конюшни, склады для провизии, сараи для дров, хлебный амбар, баня, прачечная, а также каретный двор. Со стороны суши храм защищала мощная каменная ограда. К сожалению, она не могла защитить от неумолимого колеса истории.

“Разрыв со святыми или, вернее, уничтожение святого может стать всеобщим. Близится не новая революция, а могучее, беспощадное, бесстыдное, безоглядное, надменное преступление. Разве ты его еще не слышишь в раскатах отдаленных громов, не видишь, как небо, тяжелое от предчувствий, молчит и хмурится?”
— Штирнер

Потом случилась революция. Развернутая советской властью компания антирелигиозная компания набирала обороты. Если 1914 году в Российской империи насчитывалось 54 174 православных храма, 25 593 часовни, 1025 монастырей, то к моменту заката СССР в стране оставалось 6893 православных храма и 15 монастырей, все остальные сооружения были уничтожены, заброшены, переоборудованы под хозяйственные постройки.

“Мы отрицаем Бога, мы отрицаем ответственность Бога; только так мы освободим мир” — Ницше

Благодаря удаленному расположению, службы в Рдейском монастыре продолжались до конца 1937 года, пока не был арестован и расстрелян последний его настоятель.

“Изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть проведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь, и в самый кратчайший срок.

Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать.”
— Ленин

После расстрела настоятеля, Рдейский монастырь был разграблен и заброшен. Во времена ВОВ, в нем прятались партизаны. Затем позиция была занята немецкими войсками, которые помимо прочего взорвали колокольню, но не тронули сам храм. Но уцелев в войну, храм оказался бессильным перед потомками своих прихожан.

«Вечная радость становления заключает в себе также и радость уничтожения» — Ницше

Непроходимые болота не стали препятствием для местных жителей, окончательно разграбивших храм и “украсивших” его своими “автографами”.

«Возложим наше упование на вечный дух, разрушающий и уничтожающий, потому что он есть скрытый и вечно творящий источник всякой жизни. Страсть к разрушению есть страсть творческая!» — Бакунин

Некоторые из них требовали применения альпинистского снаряжения — но ведь всецело вдохновленного идеей разрушения человека не могут остановить никакие трудности!

Мраморный иконостас был разбит.

Кафельная плитка с пола собора отлично подходила для бани, а листовое железо куполов — для кровли сараев.

Черные копатели на славу потрудились на монастырском кладбище.

“Наша цель – ужасное, полное, неумолимое и всеобщее разрушение!” — Бакунин

В тренде разрушения оказались и рыбаки, засыпающие озеро пустыми водочными бутылками и прочим мусором, и даже добропорядочные туристы: джиперы и вездеходчики распахали все окрестности монастыря, нанеся непоправимый вред экосистеме болота.

“Чтобы воздвигнуть новый храм, храм должен быть разрушен — таков закон” — Ницше.

Сегодня в холодных стенах снова горят свечи.

При храме живут несколько отшельников, срубивших небольшую часовенку, и занимающихся консервационными работами.

Скромный ручеек пожертвований — капля в море необходимых средств, так что до серьезной реставрации этого уникального храма пока еще очень далеко.

Да и кому он нужен, этот храм, спрятанный посреди болот — кроме туристов-экстремалов, которых и развалины вполне устраивают? На этот вопрос я получил неожиданный ответ, встретив шагающую по замерзшей гати семью паломников.

Хочется верить, что когда-нибудь Рдейский монастырь будет восстановлен. А до той поры – это еще один памятник двум силам, живущим внутри человека – силе веры и силе разрушения.

Скорбящая Румынская (из монастыря Сихастрия и ее списки)

Оригинальное название иконы – Tanguirea Maicii Domnului. Название “Скорбящая Румынская” дано условно, так как перевести название иконы с Румынского языка однозначно не удается. Слово Tanguire можно перевести как траур, как скорбь, как плач сострадания/сожаления и т.п. Maicii Domnului – дева Мария. Часто под этим же названием можно обнаружить румынские иконы, очень похожие на классическую православную икону “Скорбящая”, поэтому, данный перевод кажется наиболее уместным.

В рунете эту икону часто называют “Сихастрия”, что не совсем верно, так как Сихастрия – это название православного Румынского монастыря, в котором находится наиболее известная икона данного иконографического типа. Сами же румыны Сихастрией эту икону не называют.

Мужской монастырь Сихастрия основан епископом Хусским Гедеоном в 1740 г. Престольный праздник – Рождество Богородицы.

Сихастрия – от греческого “исихия” – “безмолвие, тишина”.

Название монастыря полностью соответствует его сущности. Этот поистине неописуемой красоты монастырь вот уже не один век является прибежищем для ищущих душевного покоя.
Его история начинается в XVII веке. Сначала на этом месте жили исихасты, а в 1655 году был основан монастырь.
В этой обители подвизался монах Иларион Ионика (1854-1934), в миру Иоанн, из селения Ракова Бакау. До прихода в монастырь он был простым плотником и строил корабли на реке Быстрица. Там с ним произошло следующее удивительное событие, которое и предопределило его монашеский путь.

Была зима, ночь. Иоанн закончил свою обычную работу на верфи и возвращался домой. Проходя через лес, он внезапно услышал раздирающие душу завывания. Это были волки. Они напали на него, и он на протяжении двух часов боролся с ними. Его силы иссякли. Иоанн понял, что с волками ему не совладать, и решил прибегнуть к заступничеству Пресвятой Богородицы, к Которой с детства испытывал особое благоговение. Он опустился на колени и что было сил возопил:
– Пресвятая Богородица, если Ты даруешь мне жизнь, я все брошу и стану монахом!
В тот же миг послышались голоса и раздался звон. Это были быстро приближавшиеся сани. Испуганные волки убежали, а он, спасенный, вернулся домой.

Прошло немного времени, и Иоанн оставил мир, поселившись в монастыре “Сихастрия”.

Спустя год, уже в монастыре, с ним приключилось другое происшествие. Молодого послушника одолевало уныние, и он начал задумываться над переходом в другой монастырь. Однажды ночью, боримый отчаянием, которому не было сил противостоять, Иоанн покинул келью и направился для молитвы в храм. В какой-то момент Иоанн поднял глаза и видит, как из иконы Божией Матери выходит облеченная в монашеское одеяние Жена. Это была Сама Богородица! Пресвятая Дева подошла к нему и спросила:
– Почему ты плачешь, брат Мой Иоанн? Чем ты смущен?
– Вот, я устал здесь жить и хочу покинуть этот монастырь.
– Почему ты разочаровался в доме Моем? Успокойся. Все, что ты делаешь, делай с любовью, и никогда не впадешь уныние.
Затем Богородица опять вошла в икону и исчезла. Искушение сразу же отступило. С тех пор Иоанн стал примером смирения и любви для других монахов и вскоре был пострижен в иноки с именем Иларион.

СТУДИЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Студийский монастырь. Константинополь (ХХ в.).
Студийский монастырь. Константинополь (Византийская миниатюра).
Студийский монастырь. Константинополь (XIX в.).

Студийский монастырь во имя пророка Иоанна Предтечи в Константинополе (Μονή του Αγίου Ιωάννη του Προδρόμου εν τοις Στουδίου, Μονή του Στουδίου), известнейшая обитель Константинополя, ныне руины Имрахор Джами (“Мечеть Имрахор” [1])

  • Адрес: Турция, Константинополь, р-н Саматья
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Монастырь стоял на седьмом константинопольском (т.н. Сухом – Ξηρόλοφος) холме, на берегу Мраморного моря, справа от Зототых ворот стены Феодосия, в городском районе Псамафья (Ψαμαθιά, ныне Саматья).

    Храм, впоследствии ставший монастырским собором во имя пророка Иоанна Предтечи, был возведен в IV веке равноапостольным императором Константином Великим. Монастырь был основан Студием – римским патрикием и сенатором, впоследствии консулом Константинополя – в 454 году [2]. Первоначально соборный храм был выстроен для размещения вновь обретенной главы Иоанна Крестителя. Однако, священная реликвия так и не была передана храм, а монастырь поступил общине монахов-“неусыпающих”, которые служили в монастыре вплоть до VIII века. Владения монастыря простирались на несколько гектаров, включая виноградник и сады, располагавшиеся между главной улицей Месой, шедшей от Золотых Ворот в центр города, и морскими стенами.

    В период иконоборчества, особенно после 765 года, монастырь сильно пострадал, так как его братия являлась защитниками иконопочитания. Обитель пришла в совершенное запустение.

    После восстановления иконопочитания императрица Ирина пригласила в столицу преподобного Феодора Студита, ставшего главой монашеской общины монастыря. Вместе с ним в 798 году туда переселилась братия Олимпийского монастыря Саккудион (αδελφότητα των Σακκουδιτών). В эту пору монастырь достиг наибольшего своего расцвета. В VIII-IX веках в обители собрался целый сонм преподобных – кроме святого Феодора, это были святые настоятели Навкратий, Николай и Климент Песнописец, а также святые Еварест, Платон, Фаддей, Тит Чудотворец, Иаков Катанский и Иосиф Солунский. После того, как в 826 году преподобный Феодор Студит скончался в изгнании, его мощи были в 845 году перенесены в Студийский монастырь. После 850 года часть честной главы Иоанна Предтечи была положена в Студийской обители.

    В последующее время обитель стала крупнейшим монастырем в Константинополе и духовным центром всей Восточной Римской империи. На рубеже X-XI веков в обители подвизались преподобные Никита Стифат, Симеон Благоговейный и Симеон Новый Богослов. Монахами монастыря стали три императора (Михаил V Калафат (1015-1042) [3], Михаил VII Дука (1050-1090) и Исаак I Комнин (1155-1196)), трое студитов стали Константинопольскими патриархами (Антоний III Студит (974-980), Алексий I Студит (1025-1043), Досифей Иерусалимский (1189-1191)).

    Монастырь обустраивался с использованием передовых инженерных технологий, в нём имелся водопровод. В монастыре образовалась богатейшая библиотека религиозных и юридических документов, действовали школы церковного пения, гимнографии, миниатюры и каллиграфии, рукописи монастыря пользовались большим спросом во всем христианском мире. В Студийской мастерской был выработан новый почерк – минускул, в котором буквы связаны между собой, а не стоят раздельно как в унциале, что повысило скорость и снизило площадь письма.

    Устав монастыря стал основной для уставов большинства монастырей в Восточной Римской империи, Западоной Европе, и на Руси. Так, Евфимий Студит составил первый типикон для Афонской горы при Иоанне Цимисхие.

    После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году монастырь был закрыт, поскольку братия отказалась принимать выставленные латинянами условия служения. Большинство хранившихся в монастыре драгоценных святынь, включая главу Иоанна Крестителя, было или похищено франками и увезено в Западную Европу, или утрачено в период их господства в Константинополе. Среди оставшихся в обители реликвий известен мизинец Иоанна Крестителя. Монастырские владения в этот период стали местом выпаса скота.

    После изгнания латинян благодаря помощи Константина Палеолога, брата императора Андроника II, в 1294 году монастырь был восстановлен и действовал вплоть до падения Константинополя в 1453 году.

    С приходом турок соборный храм Иоанна Предтечи был превращен в место мусульманского культа – мечеть Имрахор Джами. В 1782 году обращенный в мечеть храм сгорел, в 1894 году был разрушен землетрясением, а в 1920 году сгорел еще раз. В то же время сохранявшиеся постройки монастыря были разобраны окрестными турками для строительства и ремонта своих домов.

    Статистика

    • ну рубеже VIII-IX вв., после вселения Сакудионских монахов – ок. 700 монахов

    Монастырь Богородицы Сиссии

    Старейший монастырь на острове Кефалония

    • Рейтинг
    • Исторический период XVI век
    • Бюджет бесплатно
    • Религия греческая православная церковь

    Монастырь Богородици Сиссии расположен в провинции Ливатос, между деревнями Симотата и Платис. Монастырь стоит на горе у дороги, которая ведет к пляжам Лурдас и Парадайз.

    Указатель Елена Савицкая, Green Copyright

    По преданию, монастырь был основан в XIII веке католическим святым Франциском Ассизским, покровителем животных и птиц. Эта версия поддерживается названием «Сиссион», схожим с именем святого — «Ассизский».

    Монастырь Богородицы Сиссии Елена Савицкая, CC BY-SA 4.0

    Постепенно в католическом монастыре стала появляться православная паства, службы стали смешанными, а в XVI веке монастырь уже упоминается как только православный, освященный во имя Богородицы Сиссии.

    Когда-то монастырь был очень богат, в его храме был необычный иконостас, а на стенах были фрески, написанные известными иконописцами. В монастыре подвязались знаменитые монахи-насельники, среди них Герасим Коккинос.

    Руины старого монастыря Елена Савицкая, CC BY-SA 4.0

    Монастырь был полностью разрушен сильным землятресение в 1956 году, и сегодня же можно увидеть только его руины и часть фасада среди деревьев, напоминающих о былом величии. Новый монастырь был построен на горе в 250 м севернее места, где располагался старый монастырь.

    Из древних монастырских реликвий сохранились иконы XVII в., написанные критским художником и священником Стефаносом Цанкароласом (Stefanos Tzankarolas), которые хранятся в Музее монастыря св. Андрея в Ператате.

    Икона Богородица Акафистная Елена Савицкая, CC BY-SA 4.0

    Наибольший интерес представляет икона «Богородица Акафистная», на которой изображена Пресвятая Дева Мария с Младенцем, а по краям 24 клейма на стихи акафиста Богородице.

    В монастыре каждый год совершается литания — одна из старейших служб Кефалонии, которая своими корнями уходит в Средние века, когда столицей острова была крепость св. Георгия.

    Крестный ход с иконой Богородица Акафистная Елена Савицкая, CC BY-SA 4.0

    Согласно религиозной традиции, ежегодно, в воскресенье после Пасхи (Неделя апостола Фомы), чтимую икону монастыря Сиссион переносят в храм Евангелистов замка.

    Крестный ход с иконой Богородица Акафистная к монастырю Елена Савицкая, CC BY-SA 4.0

    Икона остается там до 5-ого воскресенья по Пасхе О Самаряныни, когда икону с молитвами переносят обратно в монастырь. В этот день в монастыре проходит торжественная встреча иконы и большая ярмарка. После Божественной литургии братья монастыря угощают верующих вкусной едой.

    Статья подготовлена по материалам: Путеводитель по острову Кефалония, CC BY-SA 4.0.
    Фото: Елена Савицкая, CC BY-SA 4.0.

    Фотогалерея

    Полезная информация

    Монастырь Богородицы Сиссион
    или Сисии, как её называют на Кефалонии
    англ. Monastery of the Virgin Sission или Monastery of Theotokos of Sission
    также Virgin of Sissia

    Стоимость посещения

    Часы работы

    • 24/7, внешний осмотр

    Адрес и контакты

    Греция, Кефалония, между деревнями Симотата и Платис

    Обратите внимание

    От монастыря открывается величественный вид на залив Лурдас.

    МОНАСТЫРЬ ЦИСТЕРЦИАНЦЕВ В СОРЁ

    МОНАСТЫРЬ ЦИСТЕРЦИАНЦЕВ В СОРЁ

    Бенедиктинские монастыри быстро распространялись по Европе. Но вот в небольшом датском городке Сорё, который расположен на острове Зеландия и в истории страны упоминается с 1140 г., такой монастырь не прижился. И тогда Абсалон (сын знатного зеландца Ассера, которому принадлежал город), ставший в 1158 г. епископом в городе Роскилле, пригласил в 1161 г. из города Эсрум монахов Ордена цистерцианцев — одного из ответвлений Ордена бенедиктинцев. Они и создали в Сорё монастырь, просуществовавший 400 лет.

    Название Ордена происходит от Cistercium — латинизированного названия села Сито близ Дижона, а основателями его считаются аббат Роберт и приор Альберих, вместе с братией покинувшие в 1098 г. монастырь Молезм, а также продолживший их начинание английский монах Стефан Гардинг. Он создал для цистерцианских монастырей модель свода законов «Charta cаritatis», которая развивала положения Устава Бенедикта Нурсийского.

    Монастыри цистерцианцев, как правило, устраивались в укромных лесных долинах, воплощавших идеал бегства от мирской суеты, и монастырь в Сорё тоже расположился в красивом месте на берегу озера. Эти обители строились прочно и функционально — без башенок, украшений и ярких цветов; исключалось все, что могло отвлечь от служения Богу. Каждое аббатство было самостоятельным и одновременно строго подчинялось общему орденскому союзу.

    Жизнь монахов-цистерцианцев жестко регламентировалась. День разделялся на две равные части, предназначенные для молитвы, работы и отдыха. Начиная с двух часов ночи (и еще 6 раз в день) монахи собирались для совместной молитвы в церкви; вершиной литургической жизни монастыря являлась ежегодная месса.

    В трапезной два раза в день монахи принимали горячую пищу (зимой один раз), один раз в день имели право погреться в единственном отапливаемом помещении — калефактории. Вечерней молитве предшествовало чтение священных книг. Монастырский устав предписывал ежедневно заниматься от 5 до 8 часов физической работой, т. к. она тоже вела к познанию Бога.

    В XII–XIII вв. монастыри цистерцианцев были многочисленными и влиятельными, к тому же Абсалон и его потомки — представители одного из наиболее заметных родов в Дании — покупали земли, передавали их в собственность монастыря, отчего тот становился все богаче.

    Около 1180 г. в монастыре Сорё начали возводить церковь, которая стала одной из первых кирпичных церквей в стране. Кирпич, как строительный материл, был в XII в. в Дании новинкой, завезенной из Северной Италии. Первоначально церковь была соединена с жилым корпусом обители, который до настоящего времени не сохранился. Но аналогичные постройки средневековых монастырей Франции позволяют представить, как выглядел монастырь цистерцианцев в Сорё. Монастырская церковь до сих пор производит прекрасное впечатление на всех, кто видел ее интерьер. Ее прекрасный орган начала XVII в. высоко оценивается специалистами, и используется он не только во время богослужений, но и на концертах (например, во время ежегодного музыкального фестиваля).

    В монастырской церкви похоронено много известных датчан. Так, рядом с алтарем храма погребли умершего в 1201 г. епископа Абсалона. За 800 лет могила его три раза вскрывалась, и некоторые из найденных предметов сейчас выставлены в витринах крохотного музея, разместившегося в одном из помещений церкви. На территорию монастыря входили через двухэтажные каменные ворота, возведенные одновременно с церковью и существующие до настоящего времени. Они известны еще и как старейший в Дании жилой дом, потому что второй этаж их использовался именно в этих целях.

    В 1536 г. в Дании прошла Реформация, одним из последствий которой стало повсеместное закрытие монастырей. Монастырские постройки Сорё перешли в собственность датской короны, но монахам король разрешил пребывать здесь на прежних условиях всю оставшуюся жизнь. Когда в 1580 г. умер последний из них, встал вопрос об использовании монастырской территории. В 1586 г. король Фредерик II решил, что монастырь «со всеми владениями и окрестностями, рыбной ловлей, лесами и другими великолепиями» должен отойти школе, в которой будут получать образование 30 юношей благородного происхождения и еще 30 неблагородного.

    Устав новой школы определял, что молодые люди, получив здесь образование, будут служить впоследствии в двух направлениях: церковном (т. к. церковь после Реформации находилась под властью короля) или в королевской администрации.

    В начале XII в. школа получила название «Академия в Сорё», хотя не во все годы своего существования она имела характер, соответствующий названию. В 1737 г. она вообще закрылась, т. к. начинались большие работы по перестройке и приспособлению к учебным целям обветшавших монастырских помещений. Процесс этот затянулся на долгие годы, но когда все было закончено, оказалось, что нет концепции нового учебного заведения, которое должно было называться «Благородная Академия Сорё». Денег для развития ее деятельности тоже не было… С Академией тесно связано имя скандинавского писателя, драматурга, философа, просветителя и педагога Людвига Хольберга, которого в 1746 г. попросили написать проект устава и программы нового учебного заведения. В разработанном им уставе говорилось, что целью новой школы будет подготовка будущих дипломатов и министров. Рассчитана она была на юношей благородного происхождения, которые должны будут проучиться три года, а затем отправятся для усовершенствования образования за границу.

    Через год Л. Хольбер завещал Академии все свое огромное состояние и все свои земельные угодья, за что король пожаловал ему титул барона. После смерти писателя (1754) Академия полностью существовала на завещанные им средства, и только два века спустя государство взяло на себя расходы на учебные цели. Владельцем же всех сооружений сейчас, как и раньше, выступает «Фонд Академии Сорё».

    Пожар, случившийся в 1813 г., уничтожил старый монастырский корпус, и тогда по проекту архитектора Маллинга было построено новое главное здание. Потом постепенно появились и другие сооружения, а в 1985 г. был возведен спортивный зал. Сейчас «Школа Академии Сорё» является гимназией с тремя классами, в которой обучаются юноши и девушки 17–19 лет. Часть из них — жители самого Сорё, другие приезжают и живут в интернате, как это было всегда. Одно из интернатских зданий носит имя Людвига Хольберга. Способные, но неимущие учащиеся, живут и учатся бесплатно.

    Мужской монастырь “Крестовая Пустынь”, поселок Солох-Аул

    Официальный сайт монастыря

    О монастыре

    Монастырь «Крестовая Пустынь» был задуман по подобию афонских, с Афонским уставом , и как монастырь сербско-русского духовного единения и дружбы, о чем свидетельствуют надписи на русском и сербском языках на мраморных плитках, заложенных в колонны монастырского храма. В 1997 г. по благословению духовника Святейшего Патриарха и Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова) иеросхимонах Рафаил (Берестов) с братией организовали на Русском Кавказе скит от Валаамского монастыря.

    На Афоне такой монастырь называется «келией» , в котором объединены храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня , братские келии и трапезная. На втором этаже расположена домовая церковь в честь св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

    Проект монастырского комплекса разработал сочинский архитектор Борис Бабаков. Строители из сербской строительной фирмы «Путеви» не только строили монастырь, но и жертвовали на него, с любовью украшая монастырский храм — имена выполнявших мозаику и убранство храма написаны на мраморных досках — Лубиш, Предраг, Ненад, Милош и другие. Хорос храма выполнен в традиции афонских монастырей в форме многогранника, стремящегося к кругу, на каждой грани которого установлена небольшая икона в обрамлении свечей.

    Среди икон храма — чудотворная икона Божией Матери «Троеручица» в ризе, украшенной драгоценными камнями — список главной иконы Хиландарского сербского монастыря на Афоне. А по дороге в монастырь, в том месте, где дорога ответвляется на пос. Нижний Солох-Аул, возведена часовня во имя Хиландарской иконы Божией Матери «Троеручица». В июне 1999 года часовню освятил епископ Майкопский и Армавирский Филарет в сослужении духовенства Сочинского благочиния.

    Все требы в нашем монастыре (крещение, освящение и т.д.) совершаются исключительно на добровольные пожертвования.

    Монастырь расположен в поселке Солохаул в живописнейших предгорьях Кавказа, в верховьях реки Шахе. По рассказам старожилов, здесь до кровавого октябрьского переворота 1917 г. подвизались монахи-отшельники, а еще раньше это место рассматривалось как одно из наиболее подходящих для строительства Ново-Афонского монастыря, который располагается в Абхазии и ныне, к сожалению, попал в руки раскольников.

    Понятно, почему место в Солохауле привлекало монахов — своей удаленностью и труднодоступностью, оно напоминает святую гору Афон и способствует уединенной молитве. Нынешний монастырь построен уже после, в конце 1990-х годов, благословением Святейшего Патриарха и решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 марта 2000 года.

    Сейчас в монастыре служат и трудятся три священноинока и монах, а также послушники и иноки, возглавляет обитель наместник игумен Лев (Грызун).

    Святыни доступные в обители:

    — Частица Животворящего Креста Господня

    — Икона прп. Симеона Мироточивого с частицей целебной виноградной лозы, растущей из его гробницы
    — Икона Божьей Матери «Ченстоховская»
    Икона Божьей Матери «Троеручица»
    — Икона свт. Саввы I Сербского

    Вскоре как ожидаем от милости Господней появится большой мощевик с мощами многих святых подвижников, данная работа ведется по Вашим молитвам надеемся ее положительным завершением.

    Читайте далее:

    Добавить комментарий

    Adblock
    detector