Монастыри Парижа | Vasque-Russia.ru

Монастыри Парижа

Монастыри Парижа

Монастырь Валь-де-Грас

Монастырь был построен в 1667 году. Валь-де-Грас появился по настоянию Королевы Анны Австрийской, жены Людовика XIII. Она долго не могла родить наследника престола. Королева дала обет, в случае чуда она выстроит церковь в честь Девы Марии. Через 23 года на свет появился Людовик XIV. Анна Автрийская сдержала слово и в 1645 году заложила камень в предместье Парижа, на территории бывшего бенедиктинского аббатства.

До наших дней прекрасно сохранилась церковь и помещение бывшего монастыря. Многие туристы считают, что Валь-де-Грас очень похож на Собор св. Петра в Риме. Схожесть прослеживается в оформлении купола, и использовании итальянских традиции в украшении стен.

В 1793 году, во время французской революции, в здание монастыря был организован госпиталь. Пристроились современные корпусы. Чуть позже лазарет сменила военная-медицинская школа. На сегодняшний день, это место считается самым авторитетным медицинский заведением. Здесь оказывают первую помощь известным персонам Франции.

В здании работает военно-медицинский музей. По соседству с Валь-де-Грас расположились учреждения государственной важности. Поэтому экскурсии по всему историческому комплексу проходят в строго определенные дни.

Монастырь Clo&#238 tre des Billettes

Монастырь Clo&#238 tre des Billettes является одной из старейших религиозных построек Парижа, он был основан в средневековые времена.

Монастырь является уникальным памятником архитектуры редкой красоты, настоящим шедевром и украшением Парижа.

На сегодняшний день монастырь не является действующим культовым религиозным заведением. Сегодня это излюбленное место «паломничества» парижан и туристов. Так, здесь регулярно проводятся разнообразные выставки, в том числе современного искусства, шоу и концерты. К счастью, до наших дней монастырь сохранился практически в первозданном виде.

Православные храмы и монастыри Франции

Собор святого Александра Невского. Париж. Франция

Православная жизнь во Франции фактически берет начало в 1816 году, когда после победы над Наполеоном, указом императора Александра I была учреждена церковь греко-российского исповедания при миссии в Париже.

В 1861 году в Париже был построен великолепный храм Святого Благоверного князя Александра Невского. Он и сейчас является настоящим украшением столицы Франции, но до самой революции это был единственный православный храм в Париже.

С середины XIX века во Франции возводятся русские православные храмы в местах, где традиционно в то время отдыхает российская аристократия. Церковь св. Николая и муч. Александры в Ницце, Архангело- Михайловский собор в Каннах, церковь Покрова Богородицы и св. Александра Невского в Биаррице, церковь Пресвятой Богородицы и Николая чудотворца в Ментоне. В 1912 году в Ницце был освящен Свято-Николаевский собор, являющийся и на сегодняшний день самым большим православным храмом в Западной Европе.

В XX веке, с его войнами, революциями и социальными потрясениями, русское православие стало путеводной нитью для многих тысяч эмигрантов, лишившихся Родины. Революционные события и гражданская война в России вынудили покинуть родину около двух миллионов русских людей.

В 1921 г патриарх Тихон назначил архиепископа Евлогия (Георгиевского) управляющим русскими православными приходами в Западной Европе. Париж стал духовным и культурным центром русской эмиграции. Сразу же встал вопрос о строительстве церквей, русское население потянулось в церковь, не хватало храмов, не хватало и священников.

В 1925 году вторым приходом в эмигрантском Париже стал Храм преподобного Сергия Радонежского – знаменитое Сергиевское подворье и Свято- Сергиевский Богословский институт . Митрополит Евлогий считал, что нужен не только приход, но нужна богословская школа.

Церковь Трех Святителей была основана в 1931 году в помещении бывшего гаража, оставшимися верными Московской Патриархии священниками и небольшой группой прихожан. Еще один православный приход Московского патриархата иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и святой Генофефы Парижской, существующий и по настоящее время связан с чудом, проявленным св. Женевьевой — Покровительницей Парижа. Приход был создан в 1936 году трудами священника Михаила Бельского, прихожан Владимира и Магдалины Лосских, Евграфа Ковалевского, врача Андрея Блума- будущего митрополита Антония Сурожского.

Первые попытки создать в эмиграции монашескую обитель предпринимались уже с 1926 года, когда под Парижем в Гарган–Ливри возникла община » Нечаянная Радость». Осенью 1932 г. возникло «Православное Дело» м. Марии Скобцовой. В 1933 г. Екатерина Любимовна Лихачева основала в г. Аньер (Франция) близ Парижа при храме Христа Спасителя дом призрения для пожилых русских эмигранток. В 1934 г. была пострижена в мантию с именем Мелания. А в 1935 г. основала монашескую обитель Воскресения Христова в селении Розэ-ан-Бри в 50 км от Парижа. Но это было скорее монашество в форме «монашества в миру», осуществляющего «социальное христианство», миссионерское по своей цели, — поставившее себе задачей христианизацию мирской жизни.

1933 году возник Свято-духов скит в Ле Мениль Сен-Дени. Приблизительно в тоже самое время возникает скит Всех святых в Земле российской просиявших в Мурмелон Ле Гранд, это был первый скит основанный по афонскому уставу о. Алексием (Киреевским). В 1938 году митрополит Евлогий благославляет основние скита Казанской иконы Божией Матери в Муазене в 70 км от Парижа.

И тем не менее в своих воспоминаниях относящихся к 1938 году владыка Евлогий с горечью писал, что «монашество в эмиграции не расцвело». Буквально накануне своей кончины летом 1946 года митрополит Евлогий благословил создание Покровского монастыря в местечке Бюсси-ан-От, куда переехали монахини Евдокия, Бландина, Феодосия и Глафира. Первой игуменией стала монахиня Евдокия ( Куртен-Мещерякова).

Афонские подворья во Франции основали три французских насельника монастыря Симонопетра: иеромонахи Плакида (Дезей), Серафим (Пиотт) и Илия (Раго). Эти небольшие обители расположились в южной Франции: мужской монастырь св Антония Великого в горном массиве Веркор со скитом св. Марии Египетской на острове Поркероль, Покровский женский монастырь в Солане ( департамент Гар) и Преображенский женский монастырь у города Террасон в Аквитании.

Монастырь святого Силуана Афонского смешанный православный монастырь, расположенный в местечке Сен-Марс-де-Локене примерно в 200 км на юго-запад от Парижа, основан 1 августа 1990 года иеромонахом Симеоном (Коссеком) духовным сыном архимандрита Софрония (Сахарова), ученика Силуана Афонского.

Православные храмы и монастыри Франции.

Франция страна католическая, и чаще всего мы ее воспринимаем как страну с интересной историей и культурой, но мало интересную для православного паломника и путешественника. Фактически до начала XVIII века контакты России и Франции были сильно ограничены, и только посещение Франции Петром Великим дало толчок возникновению дипломатических связей между обеими державами. Дочь Петра I императрица Елизавета Петровна ввела при своем дворе моду на все французское, а спустя время, уже во времена Екатерины II французский язык стал практически родным для русского дворянства.

Собор св. Александра Невского в Париже.

Православная жизнь во Франции фактически берет начало в 1816 году, когда после победы над Наполеоном, указом императора Александра I была учреждена церковь греко-российского исповедания при миссии в Париже.
В 1861 году в Париже был построен великолепный храм Святого Благоверного князя Александра Невского. Он и сейчас является настоящим украшением столицы Франции, но до самой революции это был единственный православный храм в Париже.
С середины XIX века во Франции возводятся русские православные храмы в местах, где традиционно в то время отдыхает российская аристократия.

Архангело-Михайловский храм в Каннах

Церковь св. Николая и муч. Александры в Ницце, Архангело- Михайловский собор в Каннах, церковь Покрова Богородицы и св. Александра Невского в Биаррице, церковь Пресвятой Богородицы и Николая чудотворца в Ментоне. В 1912 году в Ницце был освящен Свято-Николаевский собор, являющийся и на сегодняшний день самым большим православным храмом в Западной Европе.
В XX веке, с его войнами, революциями и социальными потрясениями, русское православие стало путеводной нитью для многих тысяч эмигрантов, лишившихся Родины. Революционные события и гражданская война в России вынудили покинуть родину около двух миллионов русских людей.
В 1921 г патриархом Тихоном назначил архиепископа Евлогия ( Георгиевский) управляющим русскими православными приходами в Западной Европе. Париж стал духовным и культурным центром русской эмиграции. Сразу же встал вопрос о строительстве церквей, русское население потянулось в церковь, не хватало храмов, не хватало и священников.
В 1925 году вторым приходом в эмигрантском Париже стал Храм преподобного Сергия Радонежского – знаменитое Сергиевское подворье и Свято- Сергиевский Богословский институт . Митрополит Евлогий считал, что нужен не только приход, но нужна богословская школа. В то время в Советской России богословские школы были уже закрыты. С самого начала Сергиевский Институт стал академическим заведением, в котором богословская мысль и наука процветали и развивались свободно, вне всякого государственного или политического давления.
К концу 30-х годов ХХ века в Западной Европе начитывалось более 100 православных приходов. В 1928 году в Париже был основан приход Введенской церкви при Русском Студенческом Христианском Движении.
Но русская эмигрантская церковь была неоднородна, как и была неоднородна была эмиграция. 1931 год является переломным в истории Русской Церкви на западе. После того как митрополит Евлогий отказался признать утверждение, исходившее от местоблюстителя Московского Патриарха митрополита Сергия, что в СССР нет гонений на церковь, он был запрещен в служении. Вместе со всей паствой владыка Евлогий перешел под омофор Константинопольского Патриарха. Православная община в Париже разделилась на три лагеря, три юрисдикции, между которыми сразу же возникло большое противостояние.
Церковь Трех Святителей была основана в 1931 году в помещении бывшего гаража, оставшимися верными Московской Патриархии епископом Вениамином ( Федченковым) и небольшой группой прихожан. Еще один православный приход Московского патриархата иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и святой Генофефы Парижской, существующий и по настоящее время связан с чудом , проявленным св. Женевьевой — Покровительницей Парижа. Приход был создан в 1936 году трудами священника Михаила Бельского, прихожан Владимира и Магдалины Лосских, Евграфа Ковалевского, врача Андрея Блума- будущего митрополита Антония Сурожского.

Изысканный Сен Жермен

Квинтэссенция парижского шика

Время звучания: 1 час
Маршрут: 3,5 км
Продолжительность: 2 часа
Стоимость: бесплатно!

Прослушать фрагмент

Загрузить аудиогид по Парижу в App Store

Сен Жермен де Пре – один из самых изысканных районов Парижа. Он полон неповторимого очарования, средневекового колорита, аристократического флера и особого интеллектуального шика. Здесь по-парижски элегантно переплетаются самые разные исторические эпохи, стили и символы. Узкие, вымощенные булыжником, улочки и дворы, старейшие в Париже церкви переносят зачарованных посетителей в эпоху Средневековья. Нарядные старинные особняки 18-19 веков напоминают о временах, когда скромное предместье Парижа превратилось в аристократический квартал. Изысканные кафе и рестораны горделиво хвастаются множеством знаменитых посетителей, которые в конце 19 – начале 20 вв. сделали этот квартал богемным и интеллектуальным центром. А антикварные лавки, художественные галереи, колоритные магазинчики и, конечно, сами элегантные парижане и сегодня создают здесь атмосферу непринужденного шика.

Гуляя по улочкам Сен-Жермен-де-Пре, мы:

  • заглянем в старинные колоритные дворики, сохранившиеся с 13 века;
  • пройдемся по стопам мушкетеров, вспоминая знаменитый роман Александра Дюма, и выясним, где жил д’Артаньян и его друзья-мушкетеры;
  • узнаем о богатой истории старинного средневекового аббатства;
  • увидим первый парижский ресторан;
  • вспомним, где зарождались и обсуждались идеи эпохи Просвещения, где планировалась Французская революция, а позже проводили досуг парижские интеллектуалы и художники.

А также выясним:

  • В каком кафе Наполеон расплатился своей двууголкой;
  • где поклонники романа Дэна Брауна ищут «краеугольный камень»;
  • какое здание в районе Сен-Жермен называют «одним из уникальных строений XX века»;
  • где Экзюпери праздновал свое спасение в авиакатастрофе;
  • какой фонтан вызвал бурю возмущения у Вольтера…

…и многое другое. Загружайте экскурсию (ведь это совершенно бесплатно), и идём гулять!

Церковь Сен-Жермен-Де-Пре

Ближайшие отели: в 120 метрах Hotel Au Manoir Saint Germain от 165 € *
в 120 метрах Hotel Saint Germain Des Pres от 179 € *
в 320 метрах Hotel de Saint-Germain от 109 € *
* минимальная стоимость номера для двоих в низкий сезон
Ближайшее метро: в 60 метрах Saint-Germain-des-Prés (Сен-Жермен-де-Пре) линия

Здесь нам придется погрузиться в историю не только глубже эпох Бурбонов и Валуа, а даже глубже Каролингов (. ) и Пипина Короткого 🙂

Итак, середина V века, Францией правят Меровинги. Сын Хлодвига I (то есть самого первого Людовика) Хильдеберт – король Франков, воюет с вестготами и среди очередных трофеев привозит в Париж тунику Святого Викентия, которую жители Сарагосы подарили ему за снятие осады. Для хранения реликвии епископ Герман Парижский основывает в стороне от города бенедиктинский монастырь, который после его смерти и называют Abbaye de Saint-Germain-des-Pres, то есть аббатство св. Германа в полях. Монастырь, неоднократно в IX веке разрушавшийся дикими норманнами, сразу восстанавливался.

Главная церковь аббатства Сен-Жермен-де-Пре достраивалась всю свою историю начиная с XI века. Она считается самой древней из парижских церквей и хотя бы округлые арки – явный элемент романского стиля, стоят за эту версию. Когда-то кроме нынешней колокольни у церкви было ещё 2, едва уступавшие существующей по высоте, теперь от них остались лишь мощные основания по обеим сторонам старой части главного нефа.

В церкви похоронен математик, физик и философ XVII века великий Рене Декарт и были похоронены, собственно Сен-Жермен, а также множество Меровингов и даже один польский король.

Бенедиктинский монастырь всю свою историю был чрезвычайно богат и имел множество активов: земель, крестьян… Но к XVII веку усилия аббатства на ниве просвещения также дали всходы и оно стало одним из центров европейского просвещения. Было организовано издательство, собрана богатейшая библиотека, писались и издавались труды по теологии, истории и другим наукам.

Во время Великой французской революции, монахи не отреклись от Папы и заработали визит революционного ЧК на дом. За церковью на бывшем кладбище, теперь ставшем сквером, две сотни монахов были казнены, а огромная обитель, занимавшая пару кварталов, подожжена вместе с библиотекой.

После того как за революционерами тут поработал барон Осман, от всего аббатства остались только церковь и дворец аббата. Чтоб представить как выглядел монастырь в эпоху рассвета, можно пройти по Rue de l’Abbaye до дома номер 3, этот добротный дом из камня и кирпича, собственно Дворец аббата, был построен… вдумайтесь… в 1586 году, т.е. 450 лет назад. Фасад дворца смотрит на небольшой дворик, уютнее которого Вы немного найдете мест в Париже, это площадь Фюрстемберг. Здесь в доме 6 расположился музей Эжена Делакруа, это он, будучи молодым человеком, написал так называемую «Свободу на баррикадах» – даму с флагом и обнаженной грудью из учебников истории, в более же зрелом возрасте он предпочитал расписывать стены церквей.

Паломничество в Лурд – величайшую святыню Франции

Чудодейственное действие “святого санатория” в предгорье Пиренеев

Лурд – один из самых посещаемых городов не только во Франции, но и во всей Европе. Однако не простые туристы любят прогуливаться по уютным улочкам Лурда. Каждый год в Лурд приезжают до 5 миллионов паломников с надеждой на чудесное исцеление.

  • Паломничество Лурд – история

История этого чудотворного места берет свое начало с 1858 года, когда 11 февраля с одной 14-летней французской христианкой произошло чудо. По преданию, дочь мельника Бернадетт Субиру гуляла в тот день на окраине Лурда. Здесь ей навстречу вышла женщинами с четками в руках и представилась: “Я – Непорочное Зачатие”. С тех пор Дева Мария являлась простой девушке 18 раз, последний раз – 16 июня.

Кроме Бернадетт, женщину в белом никто не видел. Однако в пещере, где Дева Мария являлась девушке, вдруг появился подземный источник, и начали происходить чудеса: люди излечивались от различных болезней.

Конечно, церковь сначала очень настороженно отнеслась к таким заявкам 14-летней Бернадетт. Однако после тщательной проверки всех изложенных девушкой фактов, в 1933 году ее канонизировали под именем святой Бернадетты, а Лурд стал городом чудес. Католическая церковь утверждает, что за первые 50 лет паломничества более 4 тыс. человек излечились от различных болезней.

  • Паломничество Лурд – что посмотреть

На том месте, где Бернадетт впервые увидела Деву Марию, построен санктуарий, храм Нотр-Дам де Лурд. К нему ведет мост Сен-Мишель. Далее ты можешь увидеть подземную базилику Сутерен Сен-Пи Х, в ней одновременно может находиться до 20 тыс. человек. На территории храмового комплекса также находится красивая статуя Девы Марии, окруженная аллеей цветов.

Конечно, в санктуарии так же много людей, однако в этом святом месте не ощущается суеты и спешки, все здесь подчиняется размеренному ритму, в котором “многочисленные группы паломников сменяют друг друга”.

Основу санктуария составляют две базилики: неовизантийский Розер и неоготическая Сюперьер. После базилик путь паломников ведет в грот Чудес, грот Массабьель, грот Явлений.

Кроме санктуария, в городе интересно увидеть Музей восковых фигур с экспозицией на христианские темы и крепость XIV века, с ее стен открываются невероятные виды на санктуарий.

  • Паломничество Лурд – что происходит в течение дня

С раннего утра в санктуарий начинают приходить первые паломники. Больше всего ты можешь увидеть здесь итальянцев и французов, однако есть и верующие из совершенно разных стран.

Сначала паломники проходят в тот грот, где когда-то появился целебный источник. Из этого источника вода по специально отведенным трубам поступает к фонтанам. В храмах проходят богослужения для различных групп паломников.

С апреля по октябрь в послеобеденное время в лурдском санктуарии каждый день проходит Евхаристическая Процессия (Евхаристия – Святое Причастие. – примечание редакции), в которой принимают участие тысячи верующих со всего мира.

С праздничными гимнами и яркими хоругвями процессия идет в подземную базилику Святого Пи Х. Этот храм построен в середине прошлого века, его считают самым большим в Европе.

Интерьер храма поражает своим величием. Некоторые паломники видят своеобразный символизм в этой святыни: серые стены, как символ мира, полного страданий, а маленькие витражи, расположенные по всему периметру базилики, как будто “окна” в мир духовный.

Здесь начинается молитва, которую читают на разных языках мира, а дальше тишина, и каждый из паломников молится индивидуально. Больше всего впечатлений производит ночная процессия. С наступлением темноты паломники со свечами в руках поют Ave Maria и молятся.

  • Паломничество Лурд – что сделать

Набрать Святой воды в гроте, где когда-то Бернадетт явилась Дева Мария, а впоследствии здесь обнаружили источник с чудодейственной водой. Побывать на богослужении и принять участие в церковной процессии, почувствовать духовное очищение в Лурде. Окунуться в одну из шести женских или соответственно одну из одиннадцати мужских купелей, расположенных неподалеку от гротов.

Пройти по Крестному пути. Он начинается к югу от базилики Сюперьер и имеет 14 остановок – столько же, сколько остановок делал Иисус Христос, идя на Голгофу. Неподалеку от санктуария следует посетить дом, где родилась святая Бернадетт, и увидеть школу, где она училась.

  • Паломничество Лурд – как доехать

Расстояние от Парижа до французской Швейцарии (так еще называют Лурд) – 800 километров. Из Парижа можешь долететь на самолете до ближайших городов По (Pau) и Тарб (Tarbes), а оттуда в Лурд (Lourdes) за час доедешь на поезде. Из Парижа (gare Montparnasse) в Лурд можно доехать также на прямом поезде. В пути – около 6 часов.

Все самые яркие и интересные новости смотри на главной странице женского онлайн-ресурса tochka.net.

Подписывайся на наш telegram и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

Другой Париж

История Парижа кратко

Базилика Сакре Кёр / Basilique Sacre-Cœur

Несмотря на то что сама базилика построена относительно недавно, всего 100 лет назад, история места уходит глубоко в века и глубоко вглубь самой горы. Начнем с того, что гора Монмартр это самое высокое место в городе – 126 метров. Сама гора сложена из знаменитого парижского гипса, который добывался издавна, она изрыта изнутри как швейцарский сыр. Еще до прихода римлян возвышенность использовалась для культовых действий, в ней найдены захоронения. Чтобы добраться до белоснежной базилики, украшающей самую высокую точку города, нужно разобраться, каким образом это место заслужило такое внимание.

Базилика Сакре Кёр / Basilique Sacre-Cœur

Что касается названия горы, есть три версии. Две относятся к римскому времени. «Monte Mercore», от храма, посвященного культу Меркурия и «Mons Martis» для культа Марса. Третья версия относится уже к христианскому периоду. Рим послал трех миссионеров в 250 году, чтобы обратить в веру народы, живущие в Галлии. Но в Лютеции, так Париж тогда назывался, их схватили, хотели заставить отречься от новой на тот момент веры, но ничего не добились. Казнь должна была произойти на языческом святилище, то есть на «Monte Mercore». У Дионисия была отрублена голова. Он встал, взял свою голову, отмыл ее от крови в источнике и пошел далее на север. Там, где он упал, впоследствии поставили базилику Сан-Дени (усыпальница французских королей) и вокруг вырос одноименный город. А на месте казни возникло аббатство. Сама гора названа «Mons Martyrum», упрощенно Монмартр. Вот такая легенда, а что было на самом деле, кто его знает? Были найдены захоронения времен меровингов, первой королевской династии, которые церковь признала могилами святых, чтобы поднять популярность и посещаемость.

В VI веке на вершине горы появился хутор с часовней и кладбищем. В 1096 году гора стала зависимой от городского монастыря св. Мартина, а через сорок лет отделилась в самостоятельное аббатство при поддержке королевы Аделаиды Савойской. Оно страдало и во время столетней войны и во время Лиги. Генрих IV любил это место. Как любая возвышенность, открытая всем ветрам, гора была покрыта ветряными мельницами, одна из них до сих пор стоит (moulin de le Galette). На самой верхушке стояла церковь святого Петра. Она стоит там до сих пор, но современная базилика Сакре Кëр затмевает ее своим великолепием. В этой церкви стоят колонны, взятые из упомянутых ранее римских храмов, что делает ее самой старой из всех церквей. Церковь святого Петра была освящена 21 апреля 1147 года в присутствии очень значимых персон – королевы Аделаиды и ее сына Людовика VI (прозванного Толстым), Папы Евгения III, святого Бернара (основателя одноименного монашеского ордена) и аббата Клюни. За время столетней войны количество монашек уменьшилось до 6. Говорят, что Жанна д’Арк во время осады Парижа часто приходила молиться в монастырь. В 1429 году ее войска стояли в местечке Ля Шапель, долина между горой Монмартр и горой Шомон (Лысая гора, где сейчас разбит парк Buttes Chaumont). В 1439 году, когда зимой голодные волки заполонили все окрестности в поисках еды, монастырь полностью опустел. Несмотря на существование в следующие века, монастырь никогда больше не имел какого-либо веса в религиозной жизни. Революция и запрет на религию положили всему конец.

В 1814 году русские войска вошли в Париж именно со стороны Монмартра. В то время город заканчивался там, где проходит наземная линия метро № 2 у самого подножия горы. На площади Клиши стоит памятник защитникам города. Но это уже другая история. Через год уже английские войска были расквартированы на горе. Но самые кровавые воспоминания связаны с революцией 1848 и комунной 1871 года. В карьерах, которыми изрыта гора под современной базиликой скрывались восставшие в 1848 году и здесь были настоящие бои.

Вот и подошло время строительства базилики. Республика, военное поражение, Коммуна, казнь парижского епископа, осада Ватикана итальянскими революционерами, все это полностью подавило народ, в душе глубоко католический. Возродились паломничества и мольбы спасти Рим и Францию во имя Святого Сердца (Sacrе Cœur). Лион первым дал обет построить храм, Париж последовал примеру Лиона. Весной 1871 года, когда Коммуна была потоплена в крови, движение вылилось в «Национальный обет Святого Сердца Исуса». Новый епископ Парижа монсеньор Гиберт выбрал вершину Монмартра, место, на котором зародилось христианство в Париже, место, где пролилась кровь первого галльского апостола. В 1873 году Ассамблея приняла закон о строительстве памятника жертвам франко-прусской войны и кровавой недели Парижской коммуны. Первый камень был заложен 16 июня 1875 года. Первую службу провели в 1891 году, как только интерьер был закончен. Купол был закончен в 1899, а полностью работы завершились только в 1919 году (страна была, как и вся Европа, втянута в первую мировую войну). Финансировалось строительство на пожертвования, без ограничения сумм – давали, кто сколько мог. За полвека было собрано 46 миллионов франков.

Церковь, конечно великолепна, но не зная, что находится под ней, трудно оценить весь масштаб усилий. Я уже упоминала, что гора была изрыта карьерами, она не могла выдержать такую конструкцию. Рабочим пришлось пробивать всю гору насквозь до плотных и крепких каменных слоев, до уровня основания горы. В общей сложности было пробито множество колодцев согласно планам здания глубиной 38 метров. Колодцы были заполнены цементом и на них уже поставлены несущие конструкции собственно храма. Само здание можно отнести к нео-римско-византийскому стилю. Для Парижа это необычно, но эффект поразительный. Белый камень, который использовался при строительстве обладает удивительным свойством самоочищения при дожде. Все бы ничего, но катастрофичесий уровень загазованности не мог быть учтен в конце XIX века, и сейчас фасады приходится периодически чистить. Первый архитектор Поль Абади не увидел свое творение законченным. После него работы возглавил Оноре Доме, а затем Шарль Лэне. Внутри, опять-таки непривычно для француза, все стены и купол выстланы мозаикой на евангельские темы. Как и подобает византийскому стилю, в плане прочитывается греческий равный крест. Сама церковь поднимается на высоту 83 метра и еще несколько метров башенка в зените.

Колокольня находится отдельно от основного здания и на ней находится еще один шедевр – колокол Савоярд. Это самый большой колокол, когда-либо отлитый во Франции. В то время он был самым большим в мире. Его отлили в городе Аннеси (столица департамента От-Савуа, ну или Верхняя Савойя, если перевести) в 1895 году. Его диаметр 3 метра, а вес без малого 19 тонн. Только язык этого колокола весит 1200 кг. Его появление в Париже вызвало целую процессию, каждый хотел посмотреть на него до того, как его поднимут на недосягаемую высоту. Еще бы, каждый житель отдал часть заработка, чтобы появилось это чудо.

Слева от церкви можно спуститься в крипты или подняться наверх, и увидеть Париж с еще большей высоты.

У подножия церкви вниз по склону расстилается сквер, названный именем Луизы Мишель, бунтарки и коммунарки, с оружием в руках отстаивавшей Парижскую Комунну наравне с мужчинами. Сквер разбили гораздо позже, чем построили церковь, в 1927 году. Автором проекта 1880 года был Альфанд, который фигурирует еще в Османовскую эпоху. Но его проект был сильно изменен, так как склон был нестабилен и всегда где-то что-то проваливалось. Заканчивал работы Формиже (еще одно знаменитое имя). Его таланту принадлежат теплицы у булонского леса, являющиеся памятником архитектуры и истории. Хожу туда каждый год и всем, кого интересуют растения, рекомендую. Говорят, что центральная лестница сквера насчитывает 222 ступени и нужно подумать, хватит ли вам здоровья, прежде чем атаковать склон. Можно подняться по тропинкам, которые, извиваясь, медленно, но уверенно приведут вас наверх. Для самых ленивых есть с левой стороны забавный подъемник – фуникулёр, у него всегда очередь, так что искать и спрашивать не придется. Здесь можно увидесь мощные деревья со всех стран света – индийский каштан 3,5 метра в обхвате, кавказский орех еще толще, американскую акацию с длиннющими, закрученными бобами, магнолию, араукарию, гранат, а также фиги и гингко. Есть также два примечательных дерева, так называемые маклюры оранжевые. На стволе выделяется яркого цвета сок, которым индейцы сиу раскрашивали себе лица. Кроме этого у него смешные плоды , похожие на зеленые апельсины, но все в бугорках. Наверху вас ожидает фонтан, выполненный в 1932 году, посвященный морским божествам. С открытия и до закрытия сквер полон туристов и местных жителей, ведь есть, чем полюбоваться, погреться на солнышке или потренировать свои легкие. Кроме этого нарисоваться у художника, оплести запястье браслетиком, послушать музыку, поесть мороженного и много еще чего…

(Линия метро № 2 остановка Anvers и прямо вверх; Линия метро № 12 остановка Abbesses, вдоль по улице налево от выхода из метро)

На карте: Базилика Сакре Кёр / Basilique Sacre-Cœur

Монастыри Парижа

Аббатства, пара городов и парки разлечений для детей и взрослых.
Названия городов кликабельны!

2. Города, которые стоит посетить близ Парижа

Всего в 80 километрах к юго-востоку от Парижа находится один из красивейших готических соборов Франции, украшенным изумительными средневековыми синими витражами. Кроме собора, в городе есть и фахверковые дома, вызывающие умиление, и здания, стоящие здесь с римских времен, и живописные виды на канал. Тихая очаровательная провинция. Собор внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Самостоятельно добраться можно от вокзала Монпарнас (как вариант, можно совместить поездку в Шартр с осмотром башни Монпарнас и мемориального кладбища, где похоронены чемпион мира по шахматам Алехин, Семен Петлюра, бард Серж Генсбур, Ги де Мопассан…)

Милейший средневековый городок в часе езды от Парижа, окруженный неплохо сохранившейся крепостной стеной. Внесен в список объектов, охраняемых ЮНЕСКО. В Нижнем городе – обилие фахверковых домиков. По городку ездит туристический паровозик, турбюро расположено у главных городских ворот. Летом здесь проводят костюмированные праздники и даже рыцарские турниры.
http://www.provins.net/anglais/default.htm
Расписание средневековых шоу
http://www.provins.net/anglais/_private/F_acces.htm
Как добраться из Парижа
http://www.provins.net/anglais/_private/F_acces.htm
Маршрут по городу, картинки кликабельны
http://www.world-heritage-tour.org/europe/france/provins/map.html
Фотографии города
http://www.streamphoto.ru/users/Lora/34741/
http://nat-ka.livejournal.com/168314.html#cutid1

Как добраться: на поезде от парижского вокзала Аустерлиц около часа.
От станции до Старого города – 2 минуты пешком.

вид от станции на Старый город

Не стоит ехать сюда вечером – в городе проживает много эмигрантов.

Мы приехали сюда вскоре после этапа Тур де Франс (мой муж вычислил Этамп как приятный городок, именно благодаря трансляциям гонок), и весь город был еще увешан приветственными флажками.

Условно городок сосредоточен вокруг 3 точек с интересностями:

1. церковь Église Saint-Basile (через дорогу от станции), Отель де Виль и донжон замка (поднять голову и посмотреть над станцией)

2. церковь Église Notre-Dame-du-Fort – действительно напоминающая крепость

неподалеку расположен интересный домище

и пленительный уголок канала

3. церковь Église Saint-Gilles, возле которой имеется квартал средневековых домиков и местная “Венеция”

См. также Амьен, Реймс, Руан, Лан, Суассон, Компьень, замок Пьерфон и многие другие в статье Однодневные поездки из Парижа

Главный собор средневековой Франции, основанный в 625 г. Самый первый готический собор в мире (1140). Усыпальница французских королей, начиная с Дагоберта (638). Здесь погребены 25 королей, 10 королев и 84 принцев и принцесс.
http://saint-denis.monuments-nationaux.fr/
http://www.saint-denis.culture.fr/en/index.html
http://architecture.relig.free.fr/denis.htm
http://en.wikipedia.org/wiki/Basilique_Saint-Denis

По сути, это пригород Парижа, куда ходит метро – линия 13, остановка Basilique St Denis. Можно добраться и на RER, по линии D, до остановки Saint Denis. Район заселен эмигрантами и слывет небезопасным, поэтому не стоит ехать сюда на ночь глядя.

Выходите из метро прямо за Отель ле Виль, обходите его с правого бока – и перед вами во всей красе – собор. Собор можно посмотреть бесплатно, но только до приалтарной части, где на гробницы королей придется смотреть из-за загородки. Кассы и вход в некрополь – с правой стороны собора, перед кассой стоят буклеты со схемами захоронений, в т.ч. и на русском языке.

3.2. Аббатство Руайомон (Abbaye Cistercienne de Royaumont)

Цистерианское аббатство расположено неподалеку от Овер-сюр-Уаз, в 30 км от Парижа. Построено в 1235 г., здесь были погребены несколько членов королевской семьи – трое детей и двое внуков Людовика IX. После Великой французской революции аббатство частично разобрали на стройматериалы для постройки фабрики, чудом сохранились только сакристия и внутренний дворик. В начале XX в. остатки аббатства были куплены дворянской семьей Goüin, а в 1964 г. они открыли здесь первый во Франции частный культурный фонд. Монастырь доступен для осмотра.

Аббатство расположено в 5 км от станции Viarmes, до которой можно доехать от парижского вокзала Gare du Nord, ехать в направлении Luzarches.

4. Парки развлечений

Прежде всего, конечно, французский

На данный момент в Диснейленде работают два парка: классический Диснейленд и Дисней Студио. Цены на билеты, расписания дневных спектаклей и пр. информация доступна здесь
http://www.disneylandparis.com
http://www.disneylandparis.ru
http://www.disneyland-guide.com/ – здесь можно почитать про основные аттракционы парка

Взрослые, которые не наигрались в детстве, советуют выделить для посещения парка пару дней – и из-за очередей, и из-за мини-спектаклей в Дисней Студио, которые проходят здесь не регулярно, а по расписанию (которое доступно на сайте). Если решили выделить для Диснейленда 2 дня, логично заранее забронировать отель прямо у парка (таких немало). Почему заранее? Да потому, что в этих отелях все чаще проводятся различные конференции и корпоративы, и мест в сезон может не оказаться, а во-вторых, тогда вы сможете не бронировать на эту ночь отель в Париже, и не платить за ночевку дважды.

Добираться до Диснейленда следует на RER, по линии А.
Остановка, на которой необходимо выходить, называется Marne-la-Vallee (Марн ля Валле).

Обратите внимание на карту – линия A разветвляется. Будьте внимательны при выборе направления, когда садитесь в поезд. Время в пути – 35-40 минут. Далее пешком – заблудиться там сложно.

Кроме того, в Диснейленд прямо из аэропортов Шарль де Голль и Орли ходят специальные автобусы:
http://visit.disneylandparis.co.uk/how-to-get-there/index.xhtml
Информацию с расписанием движения автобусов можно уточнить на сайте http://www.vea.fr

В парке имеется билет FastPass, дающий право посещения аттракционов в фиксированное время без очереди. Это удобно, т.к. у многих популярных аттракционов большие очереди, и их не видно с улицы, и если уж встал, то до победного конца, т.к. проход построен в форме лабиринта. Суть в том, что нужно предъявить билетик для прохода по FastPath. Билетик этот бесплатный, взять его можно у каждого из аттракционов – автомат, засовываешь туда входной билет Диснейленда – он выплевывает его назад + еще FastPath-билетик на этот аттракцион. Билет действителен в течение часа, пригоден к использованию спустя полчаса после его получения – на нем время указано. В течение этого времени можно без очереди посетить выбранный аттракцион. Сделано это для распределения потока визитеров. Нельзя взять сразу несколько билетов FastPath – только один в час!

4.2. Франция в миниатюре

Честно говоря, мы относились к подобным паркам скептически, предпочитая смотреть все то же самое, но в натуральную величину, но вот после посещения такого парка в Астане (http://nat-ka.livejournal.com/178124.html ), где на территории парка очерчены контуры государства, и на ней размещены основные достопримечательности страны, как природные, так и созданные человеком, стало ясно, что от них есть толк – сразу есть наглядное представление, в каком направлении еще работать в плане поездок. То же самое имеется в любой европейской стране, и Франция не стала исключением.
http://www.franceminiature.fr/discover

Добираться сюда нужно от вокзала Монпарнас на поезде в направлении Рамбуйе (Rambouillet) до остановки La Verrière. Альтернативный вариант – на RER по линии C до Saint-Quentin en Yvelines, где сделать пересадку в направлении Рамбуйе (Rambouillet) и выйти на Saint-Quentin en Yvelines. От станции ходит автобус «Sqybus» за нумерами 411a, 411b и 412, ваша остановка – Élancourt France Miniature.

Чтобы не стоять в очереди и немного сэкономить, можно купить билет проезд+входной билет, подробности здесь
http://www.transilien.com/web/site/accueil/citylien/forfaits-loisirs/France_Miniature
Внимание! Парк не работает зимой.

4.3. Парк Астерикс

Это тематический парк аттракционов на тему племени галлов, героем которого является Астерикс – из мультика про римлян и галлов. Парк открыл свои двери в мае 1989 года.
Что смотреть – http://www.parcasterix.fr/

Добираться сюда можно на RER, по линии В. Сначала покупаете в кассах этой линии В (в кассах метро и других линий RER есть не везде) билет в парк, который включает проезд на RER и автобусе до парка и вход в парк. На билете написано, как нужно ехать, в случае чего туда можно подсматривать. Едете до остановки Roissy CDG 1 (по сути, доезжаете до аэропорта), далее по указателям ищете автобусную станцию (20 м от выхода, в случае чего покажете служащему билет, он вас проводит), где садитесь на автобус до самого парка, куда ехать 15 минут. На мой взгляд, гораздо удобнее (но не факт, что быстрее, учитывая оживленное движение в Париже) ехать на автобусе от Лувра, который отправляется в 8.45 утра и обратно из парка идет в 18.30.

Паломнический центр Корсунской епархии

сайт создан по благословению Преосвященнейшего Нестора, епископа Корсунского

Archives de Tag: Покровский монастырь Бюсси-ан-От

Игумения Ника: «На Россию смотрят с любовью и надеждой»

05 mercredi Fév 2014

Étiquettes

В середине января настоятельница Сретенского женского монастыря игумения Ника по благословению епископа Савватия посетила французский Покровский женский монастырь Бюсси-ан-От и другие святые места Франции. По просьбе сестер и паломников матушка игумения поделилась мыслями и впечатлениями о поездке.

– Матушка с чего началось Ваше знакомство с Францией?
– В Париже нас сразу встретил иерей Николай Никишин. В конце 70-х он вынужден был уехать из России за так называемую антисоветскую деятельность. Сейчас отец Николай возглавляет Паломнический центр при Корсунской епархии и является настоятелем двух православных подворий во Франции. Священник открывает нам, православным, великие христианские святыни, которые находятся в католических храмах. (Их называют раннехристианскими, т.к. они появились еще до разделения церквей на православную и католическую). Когда наши русские эмигранты приезжали во Францию, их мысли и чувства были устремлены к России. Они просто не заметили ни Терновый венец Спасителя, ни Плат Богородицы, ни Главу Иоанна Предтечи. Отцу Николаю Господь дал увидеть и осознать, что это за святыни. Во французской деревне Сен-Николя-де-Пор есть даже часть мощей святителя Николая (в Бари тоже только часть мощей). Сейчас отец Николай служит у святынь, там, где только предоставляется возможность.

– В католических храмах?
– Да. Приезжает, часто с паломниками, и совершает православную литургию. Например, в Амьенском соборе, прямо у главы Пророка и Предтечи Господня Иоанна. Или в центре Парижа (собор Нотр Дам), где находится Терновый венец Спасителя. Можно сказать, что католическая вера во Франции сейчас переживает определенный упадок, храмы пустуют. Например, в местечке Везеле есть женское католическое сестричество, рядом католический храм, но богослужения там не совершаются. Сестры стали приезжать на службу в православный Покровский монастырь. Ездили, ездили, одна из них (сейчас мать Иоанна) приняла православие и решила остаться в обители. Остальные сестры перестали приезжать. Зато отец Николай теперь сам совершает богослужения в Везеле. И другим священникам подсказывает, куда можно съездить послужить, помолиться. Его хорошо знают и уважают в среде католического духовенства. Священник родом из Сарова. Он – организатор ежегодного крестного хода из Дивеево в Саров. С какой радостью его встречают дивеевские бабушки – прихожанки! Отец Николай говорит, что сейчас ему уже ничего не препятствует вернуться на Родину и тут же задает вопрос: «А здесь кто будет вам все показывать?».

– Основной целью Вашего визита все-таки была поездка в Покровский монастырь Бюсси-ан-От? Когда он появился?
– Монастырь основали четыре русские монахини вскоре после второй мировой войны. Русский эмигрант подарил им усадьбу, где раньше располагалась ферма. Сестры переоборудовали фермерские постройки под храм и кельи. Эта первая церковь, простая и уютная, сохранилась в обители до сих пор. Сестры оставили даже настоящие ясли для скота, подобные тем, где появился Богомладенец Христос. При игумении Ольге (Слезкиной) выстроен новый Преображенский храм. В монастыре подвизаются сестры из России, Франции, Румынии, Польши, Канады, Англии, Шотландии и даже из Японии – всего около двадцати монахинь. В обители нет сельскохозяйственного подворья – скотного двора и огородов, как в наших монастырях. Есть небольшая типография, иконописная и вышивальная мастерские, свечной цех.

– Матушка, Вы рассказывали, что подарили сестрам Покровской обители икону преп. Варлаама Чикойского с частицей его мощей, а какую святыню из Франции Вы привезли в Батурино?
– Мы дарили икону настоятельнице Покровского монастыря игумении Коломбе в храме после богослужения. Многие сестры плакали от радости и умиления. Они приготовили для нашей обители икону св. праведного Алексия Южинского с частицей его мощей.

– В России почти не известно об этом святом. Расскажите о нем.
– Протоиерей Алексий Медведков в начале 19 в. служил в Петербургской губернии. После революции его арестовали, в тюрьме издевались и пытали так, что он чудом остался жив. Священнику удалось эмигрировать в Париж. Здесь он стал настоятелем Никольского храма города Южина, где и был похоронен. Спустя двадцать лет старое кладбище закрывалось. Оповестили всех, кто может, чтобы забрали и перезахоронили останки своих родных. Когда рабочие вскрыли могилу священника, оказалось, что тело нетленное и мягкое, как у живого, хотя гроб и даже его металлические части уже почти рассыпались в сырой земле. Гробокопатели дошли до мощей и только тогда с изумлением заметили, что почему-то разгребают землю руками, без кирок и лопат. Мощи сначала перезахоронили, а потом, когда начались чудеса по молитвам к Южинскому подвижнику, их подняли для всеобщего поклонения.

– На каком языке совершается богослужение в монастыре?
– На церковнославянском. Евангелие, Апостол обязательно повторяют на французском. Но поют исключительно на церковнославянском. В монастыре бывает много паломников и гостей разных национальностей и разных конфессий. Внешне в Покровской обители все немного не так, как у нас, но нас объединяет любовь к Богу и желание спастись. Покровский монастырь – это маленький островок России по Франции. Сестры каждому русскому так рады! У игумении Ольги (Слезкиной) в книге описывается, как они со схимонахиней Серафимой прилетели в Москву. Я, например, там просто задыхаюсь. А мать Серафима, выходя из самолета, говорит: «Здесь даже воздух такой свежий!». В России ей дорого все, и наш загазованный городской воздух. Схимонахиня Серафима англичанка, но она изучает русский язык с двадцати лет. Сейчас, в свои 78 лет, она каждый день читает Евангелие на русском. В Покровском монастыре все сестры знают русский язык. Они понимают, что настоящая наша Родина – Отечество не земное, а небесное, но стараются сохранить традицию именно русского монашества. Во время паломничества по Греции, я тоже увидела трепетное отношение к России. После мне говорили, что это не совсем так, но по милости Божией, все, с кем я встречалась, относятся к России с любовью и смотрят на нее с надеждой. Для нас это – большая ответственность. Мы должны передать православную веру последующим поколениям.

16 ноября 2019 – Божественная Литургия у мощей свт. Николая (в Сен-Николя де Пор)

Кармелиты в Париже: Сен-Жозеф-де-Карм — «монастырь Дешо»

Уже не одно поколение зачитывается “Тремя мушкетерами” Александра Дюма, смотрит снятые по роману фильмы и с волнением ждет первой дуэли главного героя сразу с тремя своими будущими друзьями. Помните?

“. д’Артаньян не шел, а летел по направлению к монастырю Дешо. Это было заброшенное здание с выбитыми стеклами, окруженное бесплодными пустырями, в случае надобности служившими тому же назначению, что и Пре-о-Клер; там обыкновенно дрались люди, которым нельзя было терять время.”

Место не слишком привлекательное. Вот только описанная дальше дуэль весной 1625 года (по Дюма) там состояться никак не могла бы: бравых мушкетеров просто не пустили бы в большой монастырский сад, разбитый вокруг только что отстроенной обители босоногих кармелитов: название “Дешо” — это французское “дешоссе”, то есть “босой, разутый”. Причем, монастырь имел самое непосредственное отношение к секретам “кармелитской воды”.

На старинных планах Парижа монастырь и сады вокруг него легко находятся рядом с Люксембургским дворцом (некогда пригородной королевской резиденцией) и его знаменитым парком. Такое соседство не случайно: именно в этом дворце в начале XVII века проживала королева Мария Медичи, ревностная католичка, по просьбе Папы Римского давшая место для обители двум монахам-кармелитам из Генуи. В 1611 году монастырь помещался в обычном доме, а 7 июля 1613 года был заложен первый камень нового комплекса из храма и пристроек для братии. Строительство шло быстро, в целом монастырь был готов уже через три года, а первая служба в нем состоялась в 1620 году. Современное же название — Сен-Жозеф-де-Карм, церковь Святого Иосифа Кармельского – храм получил после освящения как раз в 1625 году, когда должна была состояться первая дуэль д’Артаньяна.

Расположение за пределами городских стен и щедро выделенная королевой земля дали возможность кармелитам заняться одним из своих любимых дел — садоводством и разведением лекарственных растений. Сохранившиеся чертежи и планы показывают нам обширные, хорошо спланированные сады и огороды вокруг монастыря. Однако уже при Людовике XIII, как раз во времена мушкетеров, город начинает отвоевывать у кармелитов жизненное пространство — часть земли присоединяется к Люксембургскому саду, остальное теснит застройка разрастающегося Парижа. Но на оставшейся земле все равно указаны правильные квадраты грядок.

Что же там выращивали? Преимущественно лекарственные растения, входившие в состав “кармелитской воды” — как раз в 1611 году парижский врач-священник отец Дамьен довел до совершенства ее рецепт, впервые составленный еще в 1379 году монашками из французской же обители Сен-Жюст. Монастырь Сен-Жозеф-де-Карм становится главным центром производства этого чудесного и по тем временам весьма дорогого лекарства — позволить его себе мог даже не всякий придворный!

К концу XVII века производство лекарств приносит парижской обители кармелитов баснословный доход — одни источники говорят о 20.000 ливров в год, другие — о 3.000 ливров в месяц, т.е. 36.000 в год. Двор Людовика XIV потребляет “кармелитскую воду” в огромных количествах, его примеру следует и остальная французская знать, лекарство успешно раскупается по всей Европе. Монастырь процветает, строятся и украшаются новые здания — но при этом сами монахи соблюдают предписанную уставом ордена скромность жизни.

Впрочем, бедность не спасает их от ужасных последствий Великой Французской революции, вписавшей в историю Сен-Жозеф-де-Карм мрачную и кровавую страницу. Новые власти превращают монастырь в тюрьму, а затем 2 сентября 1792 года казнят в монастырском дворе 114 священников и монахов. Теперь жертвы этой расправы известны как Martyrs de Septembre — “сентябрьские мученики”, или же Martyrs des Carmes — “мученики монастыря кармелитов”.

В 1797 году дочь одной из жертв революционного террора выкупает опустевшую к тому времени тюрьму и пытается возродить монастырь как женскую обитель — но денег не ее содержание не хватает, и в 1841 году кармелитки продают монастырь архиепископу Парижа. Бывшие аптекарские огороды к тому времени находились как раз в том состоянии, которое описал в своем романе (вышедшем в 1844 году) Дюма — пустыри вокруг заброшенного здания.

А с 1845 года начинается строительство нынешнего комплекса Парижского католического университета, заключающего бывший квартал садов в каменное многоэтажное кольцо.

Но и сегодня в этом комплексе есть храм Сен-Жозеф-де-Карм, построенный во времена мушкетеров, кармелитская семинария, скрытый от глаз случайных прохожих монастырский двор с садом. Из-за высоких деревьев, закрывающих окружающие здания, он может показаться вошедшему большим парком — хотя его размеры не так уж велики, примерно 90 на 65 метров. Но на этих метрах опытный глаз сразу же может узнать классическую планировку, уходящую корнями в персидский парадиз и арабский чор-бак. Площадка с фонтаном находится на том же самом месте, что и на первых планах монастыря — хотя из-за новых построек теперь это и не самый центр сада. Так же расходятся от нее на 4 стороны света дорожки, так же пересекаются под прямым углом аллеи, делящие сад на квадраты.

И, разумеется, среди растений в этом саду, за которым ухаживают кармелиты, обязательно можно найти те, которые принесли некогда заслуженную славу “кармелитской воде” — мелиссу, лаванду, чабрец, мяту, шалфей и многие другие. Всего же в рецептуру парижской обители (точный состав “воды” в разных монастырях мог отличаться) входило 14 трав и 9 специй. А что же сама “вода”?

Увы, на развалинах “монастыря Дешо” и среди пустырей ее производство не удалось возродить — и в 1832 году рецепт вместе с лицензией на производство был продан предпринимателю мсье Бойеру и его наследникам. С тех пор и до наших дней во Франции продается Eau de Mélisse des Carmes de Boyer — “Мелиссовая кармелитская вода Бойера”, самая ближайшая “сестра” препаратов Кармолис, с той же самой родословной, прослеживающейся с 1611 года.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector