Монастыри Бургундии | Vasque-Russia.ru

Монастыри Бургундии

Монастырь Клюни

Город Клюни расположен на востоке центральной части Франции, к северо-западу от Лиона, в Верхней Бургундии. Он вырос вокруг бенедиктинского монастыря Клюни, которое было основано в 910 г. н.э. и было центром влиятельного религиозного ордена. В начале это была только деревня, владение герцога Гильом, когда монастырь был только основан, но постепенно Клюни увеличило свою важность по мере развития религиозного братства, образовавшегося после крестовых походов на Восток.

В 1474 году город был взят войсками Людовика XI. В 1529 аббатство было передано “на веру” в семью Гиз, которая занимала должность настоятеля в течение следующих ста лет. Примерно в 16 веке город и монастырь пострадали во время религиозных войн и аббатство было закрыто в 1790 году. Из аббатства вышло 12 кардиналов и несколько пап в том числе и Григорий VII инициатор Григорианской реформы.

В средние века, библиотека Клюни была одной из самых богатых не только во Франции, но и во всей Европе. В 1562 году многие ценные рукописи были уничтожены или похищены, так как монастырь был разграблен гугенотами.

В настоящее время осталось всего 10% построек, остальное было разрушено и растащено на строительные материалы, как впрочем всегда и везде, если почитать историю. В 20 веке остатки были реставрированы и на сегодняшний день аббатство Клюни является популярным местом посещения туристов.Чтобы лучше представить архитектуру Клюни, необходимо посетить бургундские церкви, большие и малые монастыри Франции. Монастырскую церковь в Турнусе, в 30 км на северо-восток, она построена чуть раньше и отличается мощью и основательностью конструкции. Базилика XІ в. в Пареле-Мониаль показывает, правда в меньшем масштабе, как изначально выглядел Клюни.

Средневековый замок фото

В настоящее время вокруг аббатства расположились отель “Бургундия”, где можете посетить подвалы 18-го века и попробовать разные вина, в уютных магазинчиках купить сувениры и попробовать шоколад Жермен. Посидеть в маленьких ресторанчиках с террасами и окунутся в атмосферу того времени.

Клюни стал региональный центром конного спорта с Национальным конным заводом, где разводят чистокровных жеребцов для скачек. Арабских и французских скакунов можно посмотреть. Кроме того в этом маленьком городке есть престижная Высшая школа искусств и ремесел

План-схема монастыря Клюни на старой гравюре

Так что легко понять, почему художников, ремесленников, поэтов и писателей привлекают окрестности города, в котором находится романские церкви, живописные деревни и речные долины.

Средневековая архитектура включает и знаменитый монастырь и готическую церковь Нотр-Дам, которая заложила начало возникновения готической архитектуры во Франции и церковь Св. Марселя с его прекрасными романскими шпилями. А также ряд живописных домов романского, готического стиля и периода ренессанса.

Гуляя по улицам городка можно совершить путешествие в прошлое и представить себе во времена, когда Клюни было “светом западного мира” и одним из чудес света.

КЛЮНИ (АББАТСТВО)

КЛЮНИ – бе­не­дик­тин­ское аб­бат­ст­во свя­тых Пет­ра и Пав­ла в Бур­гун­дии (Фран­ция), важ­ней­ший центр дви­же­ния за ду­хов­ное об­нов­ление западной Церк­ви в X – начале XII веков.

Основано 11.09.909 года (или 910 год) герцогом Аквитании Гильомом I Благочестивым (умер в 918 году). По учредительной хартии монастырь ставился в прямое подчинени па­пе Рим­ско­му, получал независимость от местных светских и духовных властей и право самостоятельного избрания аббата. Возвышение Клюни связано с именем его второго аббата Одона Клюнийского, одного из инициаторов Клю­ний­ской ре­фор­мы.

В уставе и обычаях Клюни особое внимание уделялось совершению полного круга богослужений, молитве, аскезе, созерцательной жизни, чтению духовной литературы. При Одоне началось создание монашеской конгрегации Клюни – обширной сети подчинённых обителей (приоратов) по всей Европе; аббатство превратилось в крупного землевладельца. Расцвет Клюни пришёлся на время настоятельства Одилона Клюнийского, второго главного идеолога Клюнийской реформы. Особую роль приобрело литургическое поминовение усопших, что обеспечило обители приток поминальных вкладов, поддержку светской знати. Клюнийская конгрегация превратилась во влиятельную силу Римско-католической церкви. В 998 году папа Григорий V (996-999 годы) дал Клюни полный иммунитет, который в 1024 году был распространён на все клюнийские общины. При аббатах Гуго де Семюре (1049-1109 годы) и Петре Достопочтенном (1122-1156 годы) Клюнийская реформа распространилась почти по всей Западной Европе, росло влияние и богатство аббатства, в нём велось масштабное строительство. Однако в это же время начали проявляться первые симптомы кризиса: разногласия и обмирщение внутри монашеской общины.

В XII веке Клюни, несмотря на появление новых влиятельных духовных центров – монастырей Сито и Клерво (смотрите в статье Цистерцианцы), продолжал играть важную роль в Римско-католической церкви, поддерживая Гри­го­ри­ан­скую ре­фор­му и крестовые походы. Однако духовный упадок привёл к постепенной потере былого могущества, привилегий и влияния. По конкордату 1516 года с Францией французский король получил право назначения аббатов. К концу XVI века все клюнийские монастыри за пределами Франции были закрыты или отделились от конгрегации. Аббатство Клюни было ликвидировано в 1790 году в ходе Французской революции XVIII века.

Архитектурный комплекс Клюни складывался в 3 основных этапа. 1-я церковь (так называемый Клюни-1) была построена в 910-927 годы. Базилика Клюни-II (948-981 годы) имела атриум перед западным фасадом, три 7-пролётных нефа в основной части и деамбулаторий с венцом капелл вокруг хора. Базилика Клюни-III (около 1088-1130 годов) была возведена при поддержке короля Кастилии и Леона Альфонсо VI: этот величественный храм длиной 187 м оставался самым большим в мире до времени перестройки Святого Петра собора в Риме (XVI век). Базилику предварял 3-нефный нар­текс, фланкированный двумя башнями западного фасада. Из него в 5-нефный храм вёл входной портал, в тимпане которого располагался рельеф с изображением Страшного суда. Высота центрального 11-пролётного нефа с полуциркульным сводом достигала 30 м.

Наружные стены храма были укреплены контрфорсами, что необычно для церкви романского стиля. Базилику пересекали 2 трансепта (единственный случай во французской архитектуре); над средокрестием большого трансепта, над его северными и южными рукавами и над средокрестием малого трансепта располагались башни. К трансептам и алтарной части с главной апсидой примыкало не менее 16 апсидных приделов-часовен с деамбулаторием, украшенным изысканными колоннами со скульптурными капителями (Музей Ошье, Клюни). Кроме того, на месте Клюни-II был отстроен богато декорированный клуатр (1115-1122 годs).

Ком­плекс аб­бат­ст­ва Клюни был почти полностью разобран в начале XIX века. На начало XXI века сохранились лишь южные рукава обоих трансептов Клюни-III с одной 8-угольной башней и капеллой аббата К. Жана III де Бурбона (XV век). Облик Клюни-III воспроизводят в общих чертах многие романские церкви во Франции (например, базилика в Паре-ле-Моньяль).

Иллюстрация:

Ба­зи­ли­ка Клю­ни-III (ок. 1088–1130). Ре­кон­ст­рук­ция. Архив БРЭ.

Достопримечательности Франции

Топ достопримечательностей (1332)

Могила Наполеона Бонапарта находится под золочёным куполом собора Святого Людовика Дома инвалидов. Как известно, Наполеон скончался на острове св. Елены 5 мая 1821 года. В 1840 году король Луи-Филипп получил согласие Великобритании на возвращение праха изгнанника во Францию.

Лувр был и крепостью, и королевским дворцом, а сейчас он – один из крупнейших музеев мира, принимающий в год до 10 миллионов посетителей. Построенный в 1190 году при Филиппе-Августе как крепость, Лувр потерял свои оборонительные функции в XIV столетии, и архитектор Карла V Раймон дю Тампль начал превращать его в королевскую резиденцию.

Парижский Диснейленд – одна из самых популярных достопримечательностей не только Франции, но и всей Европы. Люди часто предпочитают этот парк аттракционов Лувру или Эйфелевой башне. А ведь парк мог оказаться в другой стране.

Эйфелева башня – символ Парижа, её силуэт виден здесь почти отовсюду. Каждый день сюда стремятся тысячи туристов. Но так было не всегда. Стальная башня на Марсовом поле – памятник дерзаниям XIX века. Во второй половине столетия Франция, демонстрируя своё технологическое лидерство, провела ряд всемирных выставок.

Крепость Бастилия, расположенная в Гренобле на правом берегу реки Изер, была построена в середине XIX столетия. Однако еще в конце XVI века на этом месте была построена крепость для защиты Гренобля от нападений.

Памятников Жанне д’Арк в Париже несколько, самый известный из них установлен на небольшой площади Пирамид, что на Риволи. Площадь, расположенная напротив входа в сад Тюильри, названа так в память об экспедиции Наполеона в Египет.

Необыкновенно красивая площадь Массена по масштабам не уступает парижским. Это настоящий центр города, по которому хочется ходить и ходить. Площади почти два века: она зарождалась в период интенсивного развития города в 1820-1830 годах.

Старый город – древняя часть Ниццы, в которой легко заблудиться. Беспорядочный лабиринт улочек, старинные дома, кругом – ресторанчики, лавки, галереи художников. Бродить по Старому городу лучше пешком: по многим узким улочкам автомобиль не проедет, а велосипед придётся таскать по каменным лестницам.

Кафедральный собор Отёна был освящен именем Лазаря – того самого, которого воскресил Иисус Христос. Лазарь был воскрешен на четвертый день после своей смерти, после этого прожил еще целых тридцать лет, за которые успел даже стать епископом.

Собор Парижской Богоматери – один из самых известных храмов мира, выдающийся памятник архитектуры, воспетый поэтами, писателями, художниками. Стройная масса собора на острове Сите видна издалека. Когда римский император Константин в начале IV века признал христианство, здесь на месте бывшего языческого храма появилась церковь святого Стефана.

Площадь Гарибальди – одна из старейших в городе. Это символическое для Ниццы место, связанное с именем самого знаменитого её сына. Такое название она носила не всегда: ансамбль неподалёку от городской гавани начал формироваться ещё в XVIII веке.

Версаль – самая известная в мире королевская резиденция. Окружённая знаменитым парком, она находится в шестнадцати километрах к юго-западу от Парижа. История Версаля Первое упоминание о замке на этом месте восходит к XII веку.

Название одной из самых больших площадей Франции произошло от названия виноградника, который принадлежал епископу в XII веке. Он назывался «красивый сад» или «bellа curtis». Площадь Белькур в Лионе признана третьей по величине площадью в стране – ее размеры 312 на 200 метров, больше нее во Франции только парижская площадь Согласия и Шахматная площадь в Бордо.

Аллея Звёзд около Дворца фестивалей и конгрессов в Каннах может стать одним из самых больших разочарований для туриста. Прежде всего, это никакая не аллея. Воображение рисует два ряда пальм, а между ними – вмурованные в тротуар отпечатки рук кумиров.

Базилика Сен-Сернен – один из старейших храмов в Тулузе и единственное сохранившееся от аббатства Святого Сатурнина здание. Базилика также была освящена именем этого святого, который жил здесь в III столетии, был первым епископом в городе и, отказавшись участвовать в языческих жертвоприношениях, принял мученическую смерть – был привязан к быку, которого погнали по городской площади.

Кафедральный собор Нарбонна входит в число самых высоких храмов Франции – высота его сводов составляет около 40 метров. Собор был освящен именами Юста и Пастора, двух малолетних братьев, которые в начале IV столетия были подвергнуты мучениям и казни за свою христианскую веру.

Елисейские поля – самая известная и де-факто главная улица Парижа. Здесь – самые дорогие и шикарные рестораны, здесь проходят военные парады в дни национальных праздников Франции, сюда устремляются миллионы туристов со всего мира.

Наверное, нигде в мире больше нет площади, на которой стоят сразу три памятника близким родственникам. А в Париже такая есть. Она носит имя генерала Катру, но могла бы называться площадью трёх Дюма – на ней стоят памятники писателям Дюма-отцу и Дюма-сыну, а также самому старшему – отцу отца – генералу Дюма.

Античное наследие древнего города Араузиона в Оранже представлено двумя сооружениями – триумфальной аркой и театром. Оба строения охраняются ЮНЕСКО как объекты Всемирного наследия. Активное строительство в Араузионе было развернуто после того, как земли поселения и вокруг него были подарены императором Октавианом Августом воинам второго легиона.

Монмартр – бывшее предместье Парижа, лежащее примерно в 4,5 километрах к северу от Сите. В черту города бывшая деревня вошла только в 1859 году. Сегодня это одно из самых привлекательных для туристов мест – здесь находится великолепная базилика Сакре-Кёр, отсюда открывается невероятный вид на Париж.

Аббатство Клюни

Аббатство Клюни (Cluny) — основная туристическая достопримечательность Бургундии. Глас его аббата некогда повергал в трепет монархов, поскольку его власть в христианском мире уступала лишь власти Папы Римского.

Монастырь был основан в 910 году, в ответ на коррупцию внутри существовавшей церкви, и для того, чтобы поставить Клюни во главу самой настоящей империи, хватило всего пары энергичных аббатов.

Постепенно духовное влияние монастыря угасло, и Клюни превратился в королевскую награду. Как Ришелье, так и Мазарини определенное время служили в монастыре в качестве аббатов.

Сегодня, хотя репутация местечка по-прежнему привлекает сюда множество туристов, не сохранилось практически ничего, кроме очень красивого селения. Во время Французской революции монастырь закрыли, а огромная, мощная церковь Гуго де Семюра XI века — остававшаяся самым большим зданием в христианском мире вплоть до строительства собора Святого Петра в Риме в 1810 году была разобрана.

История аббатства

Строительство монастырского комплекса разделяют на три этапа:

1. Аббат Бернон – первый аббат Клюни – инициировал строительство церкви в 910 году, которое завершилось уже после его смерти в 927 году.

2. К 981 году было построено новое здание, заменившее предыдущее по причине его малых размеров. Это здание имело сложную апсидную часть с несколькими малыми апсидами и притвор в западной части. Его архитектура отразила развитие паломничества и усложнение литургических практик. В трансепте была возведена высокая колокольня. Такое расположение колокольни стало правилом почти для всех романских построек в этом регионе.

3. Развитие ордена и увеличение численности монахов требовали дальнейшего расширения аббатства. Третий этап строительства, начавшийся к концу 11 века при аббате Гуго (впоследствии канонизированного), продолжался больше века. В 1130 году был построен неф, и примерно в это же время началось строительство северного рукава трансепта и башен притвора. Во второй половине 12 века строительство было приостановлено и возобновлено только в начале 13 века. В 1220 году был завершен притвор, построенный уже в готическом стиле. С этого момента и на протяжении почти трех веков церковь аббатства считалась самым крупным храмом на Западе (187 метров в длину и 30 метров в высоту) до возведения базиликисвятого Петра в Риме в 1506 году.

К концу Средних Веков и с началом Возрождения с его религиозными войнами политическое и экономическое положение аббатства ослабло. А в период Французской Революции монастырский комплекс сделался источником строительных материалов для близлежащих домов буржуа. Знаменитая на весь мир библиотека была сожжена, а внутреннее убранство помещений разорено.

Сейчас на территории аббатства сохранились лишь постройки 17 и 18 веков и ничтожная часть здания третьего этапа строительства (сохранность менее 10 процентов), детали которого известны нам по средневековым схемам.

В плане здание имеет форму архиепископского креста: у него два трансепта. Большой трансепт, от которого сохранилось только три четверти крыла, был настолько велик, что его помещение можно было сравнить с небольшим собором. Этот трансепт венчали три колокольни. Колокольня Святой воды все еще высится на южном крыле (восьмиугольная в плане романская башня высотой 31 метр), в то время как две другие разрушены. Восточнее, между хоров находится так называемый «утренний трансепт», от которого тоже сохранилась только часть. Область перекрестия венчала башня (назначение которой не ясно), включавшая в себя глухой восьмигранный барабан со шпилем. Основной неф был окружен четырьмя боковыми, а высота свода достигала 33 метров.

Еще можно увидеть останки барабанных башен, которые окружали портал и нижние части притвора.

Помимо остатков церкви на территории аббатства расположены следующие здания:

* Дворец Жана Бурбонского (15 век), в котором содержатся некоторые элементы внутреннего убранства старой церкви (11-12 века) и скульптуры из близлежащих средневековых домов. Здесь же представлен макет монастырской церкви времен его расцвета.

* Монастырские здания 18 века, отличающиеся строгостью и величием и свидетельствующие о реформе Мавристов, повлиявших на эстетические предпочтения монахов.

* Сарай 13 века, под дубовым покрытием которого выставлены восемь капителей –шедевры романской скульптуры.

Сейчас в бывшем аббатстве (ежедневно:май-август 9.30-18.30; сентябрь-апрель 9.30-12.00 и 13.30-17.00; 6,50 € вместе с билетом в музей) можно увидеть лишь восьмиугольную колоколню, южный трансепт и, во впечатляющем амбаре, сохранившиеся капители некогда великолепных колонн. Проход к колокольне ведет через Высшую инженерную школу — одно из элитарных высших учебных заведений Франции, где нередко можно увидеть студентов в факультетских мантиях с кабалистическими знаками. С вершины Башни Фромаж (Tour des Fromages; вход через турбюро; 1,25 €) можно представить себе, как выглядел монастырь.

Mузей искусства и археологии (Мusee d’Art et d’Archaeologie; те же часы работы № билет, что и в аббатстве), разместившийся во дворце XV века, принадлежавшем последнему свободно избранному аббату, поможет вам наглядно вообразить всю картину с помощью реконструкций и фрагментов скульптур, а восьмиугольная романская колокольня приходской церкви Сен-Марсель (St-Marcel) также напоминает о колокольнях, которые некогда украшали аббатство.

Несколько интересных особняков ждут вас на улице Мерсьер, на улице Ламартин (Lamartine) и, в особенности, на улице Республики ( la Republique) и улице Авриль (d’Avril) ) — дома № 25 и № 6 на последней почти такие же старые, как и само аббатство. За монастырем находится одни из государственных конных заводов Франции — Haras National ( июль-август; вторник-воскресенье в 14.00, 15.30 и 17.00; о времени посещения в сентябре- июне следует узнавать по телефону;вход- 5 €), который также можно посетить.

Если говорить о гостиницах, броский Hotel de Bourgogne (Place de l’Abbфaye; закрыто: декабрь и январь) может похвастаться тем, что размещается в бывшем северном приделе церкви, а в Le Potin Gourmand (4 place du Champ de Foire, закрыто: январь и февраль) имеется семь удивительно привлекательных, непохожих друг на друга комнат, вокруг простого сельского дворика с садом.

Лучший из недорогих отелей — простой, но paсположенный близко к центру Hotel du Commerce (8 place du Commerci). В городе есть муниципальный хостел — Cluny Sejour (22 rue Porte-de-Paris; закрыто: декабрь — середина, января) и муниципальный кемпинг — St-Vital (закрыто: май — середина сентября), по другую сторону моста Пон-де-ла-Леве (Pont de la Levee), по направлению к Турню.

Если вы проголодаетесь, хорошие сельские блюда ждут вас в Le Potin Gourmand (закрыто: воскресенье; набор блюд 23-30 €), а в Brasserie du Nord, в самом центре города, на площади Аббе (place de Abbaуе), вам предложат простое, классическое меню.

Монастырь Клюни находится в 90 км на север от Лиона, недалеко от бургундского города Макон.

Все, кто интересуется историей Средних веков, знают какое влияние и значение имел монастырь Клюни в Х-ХII веках. Без преувеличения можно сказать, что здесь началось духовное возрождение Европы. После развала империи Карла Великого в Западной Европе наступило время междуусобных феодальных войн, продажи церковных должностей, пьянства и разврата. Но всегда находились люди, которых не устраивало такое положение вещей и которые хотели служить Богу.

В 909 году герцог Аквитании Гильом I Благочестивый передал аббату Бернону часть своих владений в Бургундии для основания нового монастыря Клюни, освященного в честь апостолов Петра и Павла. Изначально монастырь Клюни должен был стать образцом для духовного возрождения на Западе.

Монастырь Клюни выводился из какой либо светской или духовной власти и подчинялся исключительно Папе Римскому. В монастыре вводился древний устав Св. Бенедикта. В 931 году началось создание Клюнийской конгрегации – первого на Западе монашеского ордена. Монастырь Клюни получил право принимать в ряды своей братии монахов из других монастырей, недовольных положением дел в их обителях. Вскоре влияние Клюнийской конгрегации распространилось на всю Францию, Италию, Испанию, Польшу и часть Англии. К 1150 г количество монастырей, находящихся под влиянием Клюни достигло 2000.

Монастырь Клюни стал кузницей кадров для Римской церкви. 12 кардиналов и несколько пап, в том числе и Григорий VII были клюнийцами. Пятеро из девяти первых настоятелей монастыря Клюни причислены к лику святых. Монастырь Клюни сразу же стал важным центром образования и паломничества. Школа для детей, библиотека монастыря были крупнейшими в Европе.
Паломники, отправляющиеся в Сантьяго де Компостелла, останавливались помолиться у мощей Св. апостола Петра, находившихся в то время в монастыре Клюни.

Здания монастыря Клюни поражали своим великолепием и размерами. Базилика Клюни III, выстроенная в 1088-1022 гг. оказала огромное влияние на романский стиль. Базилика Клюни III являлась самой большой в мире до 1550 г., вплоть до реконструкции собора Св. Павла в Риме. Длина базилики составляла 187 м, а высота более 30 м.
Но уже к XII веку влияние монастыря Клюни стало уменьшаться, и другие монастырские ордена стали приходить ему на смену — прежде всего орден цистерианцев.

В эпоху религиозных войн в XVI веке монастырь был разграблен гугенотами. Но самый страшный удар нанесла Клюни французская революция. Революционеры сразу же в 1790 году закрыли монастырь, выгнали монахов и разграбили, а затем в 1793 году продали здание главной базилики по частям, на камень и взорвали. А чтобы не было возможности восстановить церковь революционные власти проложили посредине остатков здания базилики улицу. Таким образом, более чем за 100 лет до Октябрьского переворота в России французские революционеры применяли на практике то, что впоследствии с еще большим размахом повторится в России.

Сегодня сохранилось не более 10 % строений от базилики Клюни. Это Башня и Капелла, но и этого достаточно что бы представить, каким грандиозным был замысел средневековых мастеров, и что только с помощью Господа в XII веке можно было возводить такие величественные сооружения.

Монастыри Бургундии

Забыл в свое время добавить еще один отчет о моем зимнем путешествии по Франции. Из Осера мы поехали в известное цистерцианское аббатство Понтиньи, которое находится недалеко от города.

Цистерцианское аббатство Понтиньи – один из пяти старейших и важнейших монастырей ордена (вместе с Сито, Клерво, Моримон и Ла-Ферте). Несмотря на то, что окружавшие монастырь дома монахов разрушены, главное здание монастырского комплекса находится в отличном состоянии.

«Цистерцианский храм есть выражение мечты о нравственном совершенстве».

Режин Перну однажды сказала, что «средневековое искусство – это изобретательность» . Тщетно пытались найти в нем более или менее ловкое стремление подражать римскому или восточному прошлому. Средневековье не собиралось слепо копировать быт древних, разве только мимолетно. Нет, эпоха Средних веков выражала в искусстве то, что она ощущала в самой глубине своей души, и так появлялись шедевры искусства.

Осмелимся даже сказать, что «на протяжении всей эпохи Средневековья… искусство не отрывалось от своих истоков… оно выражало Святое… Горнее в этом вторичном языке, которым является Искусство во всех его проявлениях» (Р. Перну). Только одно это присутствие может объяснить невыразимую красоту, какую источают даже самые скромные монастырские строения: кухня в Алькобаса в Португалии или в Фонтевро, трапезная в Фоссанова, теплая комната в Сенанке или Сильвакане, умывальная комната в Маульбронне, больница в Мач-Уэнлок в Англии, зал капитулов в Эвербахе в Германии или в Лакоке в Англии. Оставим в стороне такие сооружения, как храмы, крипты (подземные церкви), монастырские галереи, где естественно во всем своем великолепии проявляется вера, творящая такую красоту. Это она заставляет нас испытывать горечь при взгляде на трагические развалины Клюни, Риево или Вилле-ла-Виль. Именно отсутствие веры столь неумолимо обнаруживается в большинстве современных построек, даже если они церковные. На протяжении столетий монахи возводили храмы во Славу Божию и строили жилища для людей, до конца преданных Ему, благодаря чему в изобилии творилась красота. С тем или иным успехом земная религиозность проникала во все, и не только в архитектуру.

Монастырское искусство (которое не полностью совпадает с религиозным искусством в понимании светских людей или мирян) – это читаемое искусство. Или, лучше сказать, оно – книга и чтение, доступное зрелище, моральный и церковный урок, символ и образец. Ни храм, ни монастырь не являются эзотерическими творениями. Монастырь совершенно наглядно демонстрирует, каким именно потребностям он отвечает, что он есть для всех, приходящих в него, чего он ожидает от них на протяжении одного дня и многих лет.

Любуйтесь не ценной доскою портала,
Но красотою работы немалой —

эту надпись велел сделать Сугерий, аббат Сен-Дени, отец готического искусства, на двери в свою базилику. Действительно, подобное произведение «не блистает, полнясь тщеславием, эта красота светит только для того, чтобы позволить слепой, греховной, погибающей душе человека достичь подлинного великолепия, истинного света», ибо XII век понимал Красоту как чистоту и свет, а произведение искусства – как плод избавления от тьмы, победы человека над мраком.

Во всяком случае, достоверно одно: искусство и пышное, и строгое признавалось всеми как один из прямых путей, ведущих к Богу. Но словом «искусство» называлось множество различных проявлений творчества, менявшихся в различных обществах и в разные века в соответствии с тем духом, который вдохновлял ту или иную группу людей или отдельного мастера.Как выразить торжество веры? Архитектурным великолепием? Взлетом колонн? Чудесными витражами? Или же бедностью, строгостью, неподвижностью линий? Клюни или Сито? Об этом можно спорить до бесконечности.Как и о строгом, очень строгом и строжайшем соблюдении устава.

Мы понимаем, что цистерцианцев, картезианцев, премонстрантов, валломброзанцев или гранмонтанцев вдохновляла крайняя строгость в архитектуре (и мы охотно разделяем их вкусы, потому что, именно за это больше всего любим XII век).Но повод ли это для неприятия готических соборов, этих «проповедей в камне», этой «эстетики света».

Когда мы приехали в аббатство, то оно и ближайшие поля были окутаны туманом:

Понтиньи – древнейшее место, основано в 1114 году Гуго Маконским, сподвижником аббата Сито Стефана Хардинга. Поэтому испытываешь необыкновенные ощущения, когда входишь на территорию монастырского комплекса через старинные ворота с посаженными вокруг многовековыми деревьями и ступаешь по кладке, которой на вид 1000 лет и по которой столько столетий ездили монахи, королевские и знатные особы, желавшие посетить аббатство.

Напомню, что орден цистерцианцев был основан святым Робертом Молемским в 1098 году, как орден строгого соблюдения устава святого Бенедикта. До 1113 года единственным монастырём цистерцианцев оставался Сито, давший ордену название. Двумя событиями, способствовавшими стремительному росту ордена, стали назначение на пост настоятеля Сито деятельного Стефана Хардинга и вступление в ряды цистерцианцев святого Бернара в 1112 году.

В 1113 году был основан Ла-Ферте, который стал первым дочерним монастырём ордена. Годом позже осерский каноник Хильдеберт попросил Стефана Хардинга основать новый монастырь рядом с Осером. Настоятель Сито послал для этого 12 монахов во главе с Гуго Маконским, которые и основали новую обитель, получившую имя Понтиньи. Гуго стал первым аббатом нового монастыря, а позднее в 1151 году — епископом Осера. Ветвь Понтиньи быстро росла, на протяжении последующих десятилетий монахи Понтиньи основали 22 новые обители. Написанная Стефаном Хардингом конституция ордена «Carta Caritatis» определяла особую роль пяти старейших цистерцианских монастырей (Сито, Ла-Ферте, Понтиньи, Клерво и Моримон), их настоятели составляли коллегию, управлявшую делами ордена.

В XIII веке был построен основной массив монастырских зданий, который впоследствии неоднократно перестраивались. Начиная с XV века начался постепенный упадок Понтиньи. В 1569 году во время религиозных войн во Франции аббатство было осаждено, а потом штурмом взято гугенотскими войсками. В огне погибла большая часть монастырских строений. Бежавшие из монастыря монахи успели спасти только мощи св. Эдмунда. Аббатство было восстановлено лишь частично, но тем не менее продолжало существование вплоть до Великой французской революции, когда монастырь был закрыт и продан с аукциона. Большая часть монастырских построек была уничтожена, но церковь сохранилась. В начале XIX века бывшая монастырская церковь стала обычной приходской. Эту функцию она исполняет по сей день.

Рядом с церковью аббатство расположено кладбище.

БЮССИ-АН-ОТСКИЙ ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Храм Бюсси-ан-Отского монастыря, июль 2003. Фото с сайта silouane.info

Православный женский монастырь Покрова Пресвятой Богородицы в Бюсси-ан-От (фр. Monastère Orthodoxe Notre Dame de Toute Protection; Западноевропейская архиепископия русских церквей Константинопольского Патриархата)

  • Адрес: Франция, Бургундия, ком. Бюсси-ан-От. 11, rue de la Forêt, Bussy-en-Othe, Yonne, Bourgogne, 89400, FRANCE
  • Язык богослужения: ежедневные службы совершаются на церковнославянском языке, отдельные части — на французском и английском.
  • Официальный сайт: http://www.monastere-bussy.org
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Покровский женский монастырь находится в Бургундии, в деревне Бюсси, в 160 км восточнее Парижа.

    Летом 1946 года эмигрант проф. В. Б. Ельяшевич по совету архимандрита Киприана (Керна) и просьбе покойной жены подарил монахиням Казанского скита в Муазенэ-ле-Гран своё имение «Вишнёвый сад» с домовой церковью. В этом имении в Бюсси-ан-От до войны часто собирались для отдыха и собеседований русские эмигранты: богословы, писатели и ученые. 2 июля 1946 года туда прибыли монахини Евдокия, Бландина и Глафира и основали там женский монастырь.

    Поначалу сёстры молились во временной часовне, разместившейся в сарае около их дома, но вскоре инженер И. Значковский выстроил на территории обители небольшую церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, которую 25 ноября 1948 освятил митрополит Западноевропейский Владимир (Тихоницкий). Двухъярусный иконостас, аналои и все деревянные украшения исполнил В. В. Оболенский, брат монахини Бландины, образа написали иконописицы: монахиня Иоанна (Рейтлингер) и М. А. Струве-Ельчанинова. В 1953 в саду появилась часовня преподобного Серафима Саровского, созданная руками монахини Иларии (Бернацкой).

    В 1948 году в Париже было создано «Общество друзей монастыря», которому юридически принадлежали все монастырские владения. Оно поддерживало монастырь в финансовом отношении и осуществляло его связь с миром.

    В 1950 году в монастырь поступили пять новых монахинь, вскоре к ним присоединились ещё две. Так как монастырские поля пришлось продать, то сёстры стали работать только в огороде и саду. Матушка Феодосия ухаживала за больными и престарелыми, прибывшая из Женевы матушка Мария руководила хором, монахиня Анна (Грюнвальд) с 1977 занималась отправкой в Россию религиозной литературы.

    В 1969 году в монастыре открылась своя типография, которая печатала главным образом английские переводы православных богослужебных книг. Переводы делала монахиня Мария (Гамбург), англичанка, владевшая церковнославянским и греческими языками. В этой работе участвовала инокиня Елизавета (в миру герцогиня Елена Дмитриевна Лейхтенбергская), приехавшая в 1964 году из Канады. Этими переводами в наши дни пользуются многие англоязычные приходы.

    С 1970-х вокруг монастыря стали селиться верующие русские семьи.

    В 1989 году обитель получила статус юридического лица и, в связи с этим, право принимать пожертвования, не облагаемые налогами.

    В начале 2001 года в монастырь из России были привезены частицы св. мощей дивеевских сестер: Марфы, Александры и Елены. 29 апреля того же года епископ Сергий заложил по проекту архитектора Сюбаса новый каменный однопридельный храм, который к концу года был вчерне готов. 14 октября 2003 тот же епископ Сергий освятил его в честь Преображения Господня. Здание, выдержанное в византийском стиле, в плане представляет греческий крест; оно оштукатурено и покрыто красной черепицей. Стены прорезаны узкими полуциркульными окнами и декорированы глухими аркадами. Массивный купол поставлен на четверик и увенчан золоченым крестом. Большая апсида украшена аркатурным фризом.

    В 2004 году начата роспись интерьера, повешено кованное паникадило-хорос и установлен двухъярусный иконостас с иконами, написанными монахинями под руководством иконописицы Марии Струве.

    12 марта 2004 года из Успенского храма на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа были торжественно перенесены нетленные мощи новопрославленного праведного Алексия Медведкова.

    В наши дни монастырь в Бюсси, наряду с Леснинским в Провемоне, является центром русского женского монашества во Франции, хотя между этими монастырями существуют большие отличия в отношении к экуменизму.

    Настоятельницы

    Литература

    • Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005.
    • Евлогий (Георгиевский) митр. Путь моей жизни. М., 1994. С. 517–518.
    • Струве Н. А. Православие и культура. Париж, 1992. С. 148–150.
    • Басова И. Покровская обитель. Париж, 1996.
    • Русская мысль. 2002. № 4414.
    • Черкасов-Георгиевский В. Русский храм на чужбине. М., 2003. С. 137–141.

    Использованные материалы

    • Антонов В. В., “Женский монастырь Покрова Пресвятой Богородицы. Бюсси-ан-От, Франция,” проект Искусство и архитектура русского зарубежья:
      • http://www.artrz.ru/menu/1804649234/1804863241.html
    • Статья биобиблиографического справочника Религиозная деятельность русского зарубежья:
      • http://zarubezhje.narod.ru/org/bussy.htm

    [1] По др. данным, с 14 октября 1986 года – Нивьер Антуан. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920-1995: Биографический справочник./ Москва: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2007 – с. 513-514.

    • Тип курорта: Загородный курорт
    • Местность: Долина, Лиственный лес, Равнина, Речное побережье, Холмы
    • Чем заняться: Велосипедные прогулки, Гастрономический туризм, Гольф, Охота, Пешие походы и прогулки, Рыбалка и подводная охота, Фестивали и карнавалы, Религиозное паломничество
    • Разделы: Когда ехатьДостопримечательностиШопинг и развлечения

    Бургундия (Burgundy) — историческая область во Франции (France), расположенная на востоке страны в 265 км от Парижа (Paris). Столицей региона является город Дижон (Dijon).

    Бургундия разделена на четыре департамента: Ньевр (Nievre department), Кот-д’Ор (Cote dOr department), Йонна (Yonne department) и Сона-и-Луара (SaoneetLoire department). Через регион протекают три крупные реки: Сена (Seine river), Сона (Saone river) и Луара (Loire river).

    У туристов, решивших отправиться во время отпуска в Бургундию, особенно популярны винные и гастрономические туры. Любой ресторан региона предложит своим посетителям изысканные блюда французской кухни.

    Богатая история, а также обилие исторических и архитектурных достопримечательностей привлекают на курорт поклонников экскурсий и образовательных программ.

    Любители активного отдыха выбирают пешие или велосипедные прогулки по живописным местам, пикники на природе, рыбалку, речной туризм и игру в гольф. Для путешественников разработаны различные маршруты прогулок на небольших речных кораблях.

    Многие монастыри и храмы стали этого региона объектами паломничества.

    Когда ехать

    Лучшее время для поездки в Бургундию — период с мая по октябрь, когда в регионе тепло и сухо. Летом воздух в среднем прогревается до +25 ℃.

    Ежегодно во второй половине января в регионе проходит празднование дня святого Винсента (Saint Vincent Day), который являлся покровителем виноделов. Начинается праздник с грандиозного шествия со статуей святого, а в завершение каждый желающий сможет продегустировать лучшие сорта вин, производимые в Бургундии.

    В мае в городе Осер (Auxerre) гости курорта побывают на винном фестивале Fleurs de vigne, а в городе Солье (Saulieu) они посетят гастрономический фестиваль под названием Saulieu en Cote-d’Or.

    Отпуск в городке Шалон-сюр-Сон (Chalon-sur-Saone) запомнится путешественникам посещением фестиваля уличной культуры Chalon dans la Rue, который проходит в конце июля.

    Приехав в ноябре, отдыхающие смогут попасть на джазовый фестиваль D’Jazz, который проводят в Невере (Nevers).

    Город Бон (Beaune) приглашает посетить Международный фестиваль оперы (Beaune International Baroque Music Festival).

    Достопримечательности

    Путешествие в Дижон познакомит отдыхающих с церквями Нотр-Дам (Church of Notre-Dame of Dijon) и Сен-Мишель (Saint Michel Church), Дворцом герцогов (Palace of the Dukes), площадью Свободы (Freedom square), собором Богоматери (Our Lady of Dijon), с домами купца Мильера (House Merchant Miller) и Майяра (Maillard house). Отдыхающие сфотографируют знаменитый фонтан «Виноградарь» (Husbandman fountain). Гости курорта посетят особняк Воуг (Private Mansion of Vogye), собор Сен-Бенин (Saint Benin cathedral), Конгресс-центр (Congress centre) и Аудиториум де Дижон (Auditorium de Dijon), прогуляются по улицам Верье (Veyrier street) и Свободы (Freedom street) или по площадям Франсуа Рюда (Francois Rude square) и Дарси (Darcy square).

    Поездка в Бон запомнится отпускникам экскурсией к колокольне и воротам святого Николая (Saint Nicholas gate). Заинтересует отдыхающих поход по музеям Бургундских вин (Burgundy wines museum), Сальвадора Дали (Salvador Dali museum) и Изящных искусств (Museum of Fine Arts).

    В Сансе (Sens) путешественникам покажут собор святого Этьена (Saint Etienne cathedral) и Епископский дворец (Episcopal palace).

    Среди достопримечательностей города Невер выделяется Кафедральный собор (Cathedral of Nevers), церковь святого Стефана (Saint Stephens church), Герцогский дворец (Ducal palace) и городские укрепления (Fortifications of Nevers). Каждому желающему предложат осмотреть аббатство Богоматери (Our Lady abbey), Дворец юстиции (Justice palace), капеллы Богоматери (Our Lady chapel) и святого Сильвина (Saint Silvina chapel), монастырь святой Бернадетты (Saint Bernadette monastery) и Триумфальную арку (Triumphal arch).

    В городе Авалон (Avalon) туристы и их попутчики смогут увидеть церковь Сен-Лазар (Saint Lazare church), экспозицию Музея истории края (Avalon local history museum), руины городской стены, остатки средневековых укреплений и аббатство святого Мартина (Saint Martin abbey).

    Отправившись во время отпуска в Сона-и-Луара, путешественники побывают в монастыре Клюни (Cluny monastery), замках Brancion и Brandon. А в Отене (Autun) их ждет экскурсия в собор святого Лазаря (Saint Lazarus cathedral).

    Деревня Везеле (Wesel village) и холм, на котором она построена, внесен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Шопинг и развлечения

    Во время поездки в Бургундию нельзя упустить возможность купить хорошие вина, смородиновый ликер, дижонскую горчицу и сувениры. Приобрести свежие продукты можно на фермерских рынках, которые работают в каждом городе региона.

    В Боне туристам следует обратить внимание на кондитерский магазин Palais des Gourmets, ассортимент которого поразит даже искушенных сладкоежек, и винную лавку LAthenaeum de la Vigne et du Vin.

    В Дижоне каждое воскресенье работает ярмарка антиквариата (Dijon Antiques Fair), на которой можно найти уникальные старинные вещи.

    В департаменте Невере продают изящные фаянсовые изделия. Самый известный магазин городка Нюи-сен-Жорж (NuitsStGeorge) называется Casissium. В этом удивительном магазинчике продают лучший смородиновый ликер во всем Невере.

    Те, кто планирует посетить город Шабли (Chablis), смогут сходить на дегустацию вин в William Fevre и купить лучшие вина региона в магазине «Ля Шаблизьен» (La Chablisienne).

    В теплое время года путешественников привлекают чистые воды рек, которые прекрасно подойдут для пляжного отдыха. Очень популярны круизы по рекам и каналам Бургундии. Туристы, предпочитающие проводить время активно, смогут порыбачить или отправиться на охоту. В городе Шенов (Chenove) действует дайвинг-клуб «Моби Дик» (Moby Dick — Diving Club). Полюбоваться удивительными пейзажами Бургундии туристам позволит полет на воздушном шаре, а для поклонников гольфа на территории региона открыты 20 современных гольф-центров.

    Во второй половине лета гостям Бургундии предложат отправиться на поиски трюфелей в сопровождении проводника и специально обученной свиньи.

    Особой популярностью у отпускников пользуются гастрономические и винные туры по Бургундии. Во время путешествия туристы побывают на лучших виноградниках региона, узнают секреты местных виноделов и даже научатся готовить изысканные блюда французской кухни.

    Аббатство Клюни

    Фотографии

    Аббатство Клюни, расположено в департаменте Сона и Луара, в 17 километрах на северо-запад от Макона и представляет собой уникальный по своему историческому значению монастырский комплекс, игравший значительную роль в религиозных, политических и общекультурных преобразованиях средневекового общества.

    К 10 веку Францией правила каролингская династия, но под нарастающим давлением викингов и сарацин авторитет королевской власти сильно ослаб, в результате чего местные власти получили большую независимость. Это явление было особенно выражено на юге и в регионе Макона, где было основано аббатство Клюни. Церковь в то время погрязла в феодальных распрях и в спорах между белым и черным духовенством в отношении десятины. Религиозный кризис затронул в особенности монашествующий клир. Многие монастыри стали жертвами скандинавских набегов или были захвачены знатью. Кризис был усугублен тем, что бенедиктинский устав, регулировавший жизнь в монастырях, соблюдался не везде.

    В этой ситуации в 909 или в 910 году герцогом Аквитании и графом Оверни Гийомом I было основано аббатство Клюни, которое подчинялось непосредственно Папе Римскому и обладало политической независимостью. Совсем скоро Клюни сделалось символом религиозного обновления, став очагом преобразований бенедиктинского устава и интеллектуальным центром начала периода зрелого Средневековья.

    Сейчас на территории аббатства сохранились лишь постройки 17 и 18 веков и ничтожная часть здания третьего этапа строительства (сохранность менее 10 процентов), детали которого известны нам по средневековым схемам.

    Аббатство Клюни в Клюнившем – описание, координаты, фотографии, отзывы и возможность найти это место в Бургундии (Франция). Узнайте где находится, как добраться, посмотрите что интересного вокруг. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.

    frenchhistorian

    Прогулки по Франции

    “У каждого человека две родины-его собственная и Франция” (с) Анри де Борнье

    Мне очень хочется продолжить отчет о моем недавнем зимнем путешествии по Франции. Из Осера мы поехали в известное цистерцианское аббатство Понтиньи, которое находится недалеко от города.

    Цистерцианское аббатство Понтиньи – один из пяти старейших и важнейших монастырей ордена (вместе с Сито, Клерво, Моримон и Ла-Ферте). Несмотря на то, что окружавшие монастырь дома монахов разрушены, главное здание монастырского комплекса находится в отличном состоянии.

    «Цистерцианский храм есть выражение мечты о нравственном совершенстве».

    Режин Перну однажды сказала, что «средневековое искусство – это изобретательность» . Тщетно пытались найти в нем более или менее ловкое стремление подражать римскому или восточному прошлому. Средневековье не собиралось слепо копировать быт древних, разве только мимолетно. Нет, эпоха Средних веков выражала в искусстве то, что она ощущала в самой глубине своей души, и так появлялись шедевры искусства.

    Осмелимся даже сказать, что «на протяжении всей эпохи Средневековья… искусство не отрывалось от своих истоков… оно выражало Святое… Горнее в этом вторичном языке, которым является Искусство во всех его проявлениях» (Р. Перну). Только одно это присутствие может объяснить невыразимую красоту, какую источают даже самые скромные монастырские строения: кухня в Алькобаса в Португалии или в Фонтевро, трапезная в Фоссанова, теплая комната в Сенанке или Сильвакане, умывальная комната в Маульбронне, больница в Мач-Уэнлок в Англии, зал капитулов в Эвербахе в Германии или в Лакоке в Англии. Оставим в стороне такие сооружения, как храмы, крипты (подземные церкви), монастырские галереи, где естественно во всем своем великолепии проявляется вера, творящая такую красоту. Это она заставляет нас испытывать горечь при взгляде на трагические развалины Клюни, Риево или Вилле-ла-Виль. Именно отсутствие веры столь неумолимо обнаруживается в большинстве современных построек, даже если они церковные. На протяжении столетий монахи возводили храмы во Славу Божию и строили жилища для людей, до конца преданных Ему, благодаря чему в изобилии творилась красота. С тем или иным успехом земная религиозность проникала во все, и не только в архитектуру.

    Монастырское искусство (которое не полностью совпадает с религиозным искусством в понимании светских людей или мирян) – это читаемое искусство. Или, лучше сказать, оно – книга и чтение, доступное зрелище, моральный и церковный урок, символ и образец. Ни храм, ни монастырь не являются эзотерическими творениями. Монастырь совершенно наглядно демонстрирует, каким именно потребностям он отвечает, что он есть для всех, приходящих в него, чего он ожидает от них на протяжении одного дня и многих лет.

    Любуйтесь не ценной доскою портала,
    Но красотою работы немалой —

    эту надпись велел сделать Сугерий, аббат Сен-Дени, отец готического искусства, на двери в свою базилику. Действительно, подобное произведение «не блистает, полнясь тщеславием, эта красота светит только для того, чтобы позволить слепой, греховной, погибающей душе человека достичь подлинного великолепия, истинного света», ибо XII век понимал Красоту как чистоту и свет, а произведение искусства – как плод избавления от тьмы, победы человека над мраком.

    Во всяком случае, достоверно одно: искусство и пышное, и строгое признавалось всеми как один из прямых путей, ведущих к Богу. Но словом «искусство» называлось множество различных проявлений творчества, менявшихся в различных обществах и в разные века в соответствии с тем духом, который вдохновлял ту или иную группу людей или отдельного мастера.Как выразить торжество веры? Архитектурным великолепием? Взлетом колонн? Чудесными витражами? Или же бедностью, строгостью, неподвижностью линий? Клюни или Сито? Об этом можно спорить до бесконечности.Как и о строгом, очень строгом и строжайшем соблюдении устава.

    Мы понимаем, что цистерцианцев, картезианцев, премонстрантов, валломброзанцев или гранмонтанцев вдохновляла крайняя строгость в архитектуре (и мы охотно разделяем их вкусы, потому что, именно за это больше всего любим XII век).Но повод ли это для неприятия готических соборов, этих «проповедей в камне», этой «эстетики света».

    Когда мы приехали в аббатство, то оно и ближайшие поля были окутаны туманом:

    Понтиньи – древнейшее место, основано в 1114 году Гуго Маконским, сподвижником аббата Сито Стефана Хардинга. Поэтому испытываешь необыкновенные ощущения, когда входишь на территорию монастырского комплекса через старинные ворота с посаженными вокруг многовековыми деревьями и ступаешь по кладке, которой на вид 1000 лет и по которой столько столетий ездили монахи, королевские и знатные особы, желавшие посетить аббатство.

    Напомню, что орден цистерцианцев был основан святым Робертом Молемским в 1098 году, как орден строгого соблюдения устава святого Бенедикта. До 1113 года единственным монастырём цистерцианцев оставался Сито, давший ордену название. Двумя событиями, способствовавшими стремительному росту ордена, стали назначение на пост настоятеля Сито деятельного Стефана Хардинга и вступление в ряды цистерцианцев святого Бернара в 1112 году.

    В 1113 году был основан Ла-Ферте, который стал первым дочерним монастырём ордена. Годом позже осерский каноник Хильдеберт попросил Стефана Хардинга основать новый монастырь рядом с Осером. Настоятель Сито послал для этого 12 монахов во главе с Гуго Маконским, которые и основали новую обитель, получившую имя Понтиньи. Гуго стал первым аббатом нового монастыря, а позднее в 1151 году — епископом Осера. Ветвь Понтиньи быстро росла, на протяжении последующих десятилетий монахи Понтиньи основали 22 новые обители. Написанная Стефаном Хардингом конституция ордена «Carta Caritatis» определяла особую роль пяти старейших цистерцианских монастырей (Сито, Ла-Ферте, Понтиньи, Клерво и Моримон), их настоятели составляли коллегию, управлявшую делами ордена.

    В XIII веке был построен основной массив монастырских зданий, который впоследствии неоднократно перестраивались. Начиная с XV века начался постепенный упадок Понтиньи. В 1569 году во время религиозных войн во Франции аббатство было осаждено, а потом штурмом взято гугенотскими войсками. В огне погибла большая часть монастырских строений. Бежавшие из монастыря монахи успели спасти только мощи св. Эдмунда. Аббатство было восстановлено лишь частично, но тем не менее продолжало существование вплоть до Великой французской революции, когда монастырь был закрыт и продан с аукциона. Большая часть монастырских построек была уничтожена, но церковь сохранилась. В начале XIX века бывшая монастырская церковь стала обычной приходской. Эту функцию она исполняет по сей день.

    Рядом с церковью аббатство расположено кладбище.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector