Монастырь святого стефана монастыри метеоры
МЕТЕОРСКИЙ СТЕФАНОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
![]() |
Монастырь Св.Стефана (Метеоры) |
Женский монастырь во имя первомученика Стефана на Метеоре Стагской митрополии Элладской Православной Церкви
- Тел.: +30 2432-022279
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Расположен на огромной скале возвышающейся над городом Каламбака, имеет площадь в 7500 кв. м.
Становление обители
Ранняя история монастыря почти неизвестна. На каменной арке над входом в монастырь до 1927 года сохранялась замурованной плита с надписью «6700 год. Иеремия«, которая означала, что некий отшельник по имени Иеремия жил на этой скале уже в 6700 году от сотворения мира — т. е. в 1192 году от Рождества Христова. Предположительно, этот отшельник и другие монахи соорудили здесь несколько келий, цистерну для сбора дождевой воды и построили маленькую часовню во имя первомученика Стефана.
В XIV веке на месте первых скитов несколько схимников во главе с Антонием Кантакузином основали монастырь и в 1350 году построили собор святого Стефана.
Монастырь был тесно связан с правящими домами Дунайских княжеств, которые с XIV по XVI век щедро благотворили ему. В 1398 году правитель Валахии Иоанн Владислав почтил монастырь частицей Честного Креста Господня, мощами Иоанна Крестителя и владениями в валашских землях. Его племянник Ворник Драгумарис преподнес в дар монастырю мощи священномученика Харалампия.
Мужская обитель при турках
В XVI веке святой Филофей отреставрировал храм святого Стефана, выстроил для братии кельи и основал общежительную общину. Святого Филофея стали почитать вторым основателем монастыря. В 1545 году патриарх Константинопольский Иеремия I сделал монастырь ставропигиальным, каковым он оставался в течении 200 лет.
По сравнению с другими метеорскими обителями, сюда было проще подниматься благодаря подъемному мосту, соединявшему монастырскую скалу с соседней скалой Кукула. По свидетельству шведского путешественника Ионаса Бёрнсталя монастырь святого Стефана, возможно, когда-то был женской обителью.
Во времена турецкого ига монастырь святого Стефана был известен своей просветительской деятельностью.
В 1850 году монастырь построил на свои средства государственную «Константиновскую школу» в Каламбаке и пожаловал 80 тыс. золотых драхм на сооружение гимназии в Трикале.
Испытания XX века
В 1943 году во время Второй Мировой войны монастырь подвергался разрушительным бомбардировкам. Впоследствии множество фресок были испорчены коммунистическими повстанцами во время Греческой гражданской войны. Позже роспись в церкви была восстановлена художником Власи Тсотсони. Некоторое время монастырь стоял на деле заброшенным.
Женская обитель
В 1961 года обитель стал женской и стал быстро возрождаться. Уже в 1970 году у сестер была маленькая школа для сирот.
В 1988 году монастырь святого Стефана вместе с другими Метеорскими обителями был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
На рубеже XXI века обитель вела большую просветительскую работу в области возрождения византийской музыки и иконографии. В монастыре была собрана хорошо организованная библиотека; открылись мастерские иконописи, каллиграфии, оформления рукописей и лицевого шитья; в бывшей монастырской трапезной устроили богатое собрание раритетов. Монастырь cвятого Стефана являлся самой богатой, наиболее светлой и просторной, а также наиболее доступной из всех метеорских обителей — только сюда была проложена современная подъездная дорога и сооружен каменный мост длиной 8 м.
Статистика
Храмы, архитектура
Собор святого Стефана — Старый собор
Собор во имя первомученика Стефана построен в восточной части монастыря. В XVI веке этот храм был отреставрирован святым Филофеем. Это однонефная базилика с деревянной крышей 12 х 5 м. Ее центральная часть отделена от придела трехарочным проемом, все поверхности собора покрыты фресками с великолепными изображениями, часть которых находится в хорошем состоянии, другие же, в особенности, находящиеся в южной части собора, имеют утраты и повреждения, полученные от разрушений.
Некоторые первоначальные росписи были вновь покрыты фресками в 1501 году, другие были выполнены в 1545 году священником Иоанном из Стаги. На начало XXI века иконописное убранство собора можно разделить на два временных этапа. Живописные сюжеты из Библии были исполнены игуменом монастыря Митрофаном и иеромонахом Григорием в антиклассическом стиле поствизантийской живописи в середине XVII столетия, украсив стены и своды основного храма, большую часть нефа и алтарь. Настенные фрески второго этапа, отличающиеся особой пластичностью и декоративностью изображений, расположены на западной стороне нефа и нижних колоннах от нефа до основного храма. Эта иконопись датируется последним десятилетием XVII века и приписывается кисти Николаю Кастрисио – высокообразованного священника из Стаги.
В очень хорошем состоянии находятся иконописные изображения в полный рост различных святых и Богоматери. Слева от двери придела изображен Архангел Гавриил, а рядом с ним основатель монастыря — Антоний Кантакузин, справа — Архангел Михаил и второй основатель монастыря — святой Филофей.
Иконостас выполнен в технике резьбы по дереву с высокохудожественными изображениями растений и животных, датируется XVII веком и завершается вверху крестом. Иконостас украшен тремя рядами маленьких икон пророков, апостолов и двунадесятых праздников (деисисный чин). Митрополичий трон и аналой украшены инкрустацией из перламутра, а наверху трона имеется надпись: «Этот трон первомученика святого Стефана был изготовлен при участии и на средства. » (далее часть надписи утрачена).
Собор святого Харалампия — Новый собор
Кафоликон монастыря св.Стефана (схема с сайта www.gometeora.gr) В 1798 году в обители был воздвингут новый собор во имя второго покровителя монастыря — святого Харалампия. На начало XXI века он служил соборным храмом обители. Храм имеет в плане вписанный крест, один центральный купол и два купола меньших размеров. По площади довольно просторный — длина достигает 20 метров — он является самым поздним по времени сооружения из всех соборов метеорских монастырей.
В этом соборе мало фресок, большей частью он не расписан. В центральном куполе изображен Вседержитель и четыре Евангелиста. В алтаре находится ковчег, выполненный с большим художеством — он покрывает святой алтарь, сверху его расположен лик первомученика Стефана.
Иконостас, отделяющий алтарь от центральной части собора, выполнен в технике резьбы по дереву и в верхней части завершается позолоченным крестом. Иконостас украшен растительным и животным орнаментом, а также композициями, посвященными Тайной Вечере, святому Димитрию, первомученнику Стефану и другим. Над иконой святого Харалампия имеется вырезанная по дереву надпись, которая сообщает: «Иконостас собора святого Харалампия был изготовлен на средства Гавриила, священника Стаги, в период игумена иеромонаха Феофана из Сулатены, Трикки, мастерами Костасом и Димитрисом из деревни Мецони в 1814 году«. Некоторые поврежденные иконы иконостаса были заменены высокохудожественными иконами современных греческих иконописцев, например, икона Христа и Богоматери кисти К. Ксинопулоса (1960), а также икона Иоанна Предтечи и святого Харалампия (1965) кисти И. Каруссоса.
Резной деревянный трон митрополита украшен перламутровой инкрустацией. Четыре молельных места также выполнены в технике резьбы по дереву в 1836 году. Два из них слева и справа, находящиеся на двух хорах, украшены слоновой костью и жемчугом, а пол собора украшает двуглавый орел, вырезанный в кругу, что указывает на то, что монастырь находился под покровительством Востчно-Римских императоров.
Четыре колонны поддерживают простой потолок притвора. Три прохода ведут в центральную часть собора, где находятся два деревянных резных молельных места с иконами Христа и Богоматери.
В связи с тем, что Новый собор является основным храмом монастыря, посетители в него не допускаются.
Прочие постройки
Монастырская трапезная, построенная в 1857 году, используется для экспозиции монастырских реликвий: искусно украшенных рукописей , икон поствизантийских времен, шитого золотом облачения и плащаницы, деревянной церковной утвари, украшенной великолепной резьбой и изделиями из серебра. К наиболее ценным относятся: дискос с потиром 1631 года; иконы XVII-XVIII веков, в т. ч. работы критского художника Еммануила Цаниса (Εμμανουήλ Τζάνες); рукопись Божественной литургии 1404 года написанная Антонием Кантакузином.
Среди прочих монастырских построек имеются: кухня, гостиница (в южной части) — довольно просторные по территории, а также приемная зала и Митрополичьи палаты — небольшая комната, где останавливается митрополит, посещая монастырь.
Настоятели
- св. Филофей (ок. сер. XVI в.)
- .
- Митрофан (упом. 1545)
- .
- Амвросий (упом. 1798)
- .
- Феофан из Сулатены (упом. 1814) иером.
- .
- Константин из Каламбаки (упом. в сер. XIX в.)
- .
- Агафия (Антониу) (упом. ок. 2000-х)
- Христонимфа (Бантека) (упом. 16 мая 2011 [2])
Святыни
- частица мощей первомученика Стефана[3]
- частица мощей сщмч. Харалампия[4]
- частица мощей вмч. Марины[5]
- частица мощей свт. Григория Чудотворца
Видео
Монастыри Метеоры
Многие едут в Грецию ради теплого моря и пляжей, но на деле самое красивое место страны находится далеко от побережья. Это «парящие в воздухе» монастыри Метеоры (Μετέωρα) — шесть монастырских комплексов на вершинах скал вблизи города Каламбака. Они не только красивы, но также отличаются долгой историей, ведь это один из древнейших центров православия в Греции. И в этом качестве монастыри известны не меньше, чем знаменитый Афон.
Монастыри Метеоры (Μετέωρα)
История
Высокие скалы Фессалийской равнины образовались около 60 миллионов лет назад, когда на этой территории еще плескалось древнее море. Долгое время они были необитаемы, точнее — не имели каких-либо постоянных поселений, и уединенность этих мест стала привлекать монахов-отшельников.
Фессалийская равнина образовалась около 60 миллионов лет назад
Первым известным отшельником, положившим начало монастырской общине, стал Варнава. В 950 году он построил в скалах небольшой скит Святого духа, к которому позже подтянулись другие монахи. В результате здесь появилось еще два скита: Преображенский и Стаги. Именно с них и начинались «парящие» монастыри Метеоры.
Первыми скитами (место жительства монахов-отшельников) стали: Преображенский, стаги и Святого духа
Около трех столетий в монастырском поселении царил мир и покой, но в 13-м веке Грецию начало лихорадить — участились набеги сербов, турок, шли крестовые походы. Из-за военных действий часть монахов ушла с Афона в сторону Фессалийской долины, и среди них был впоследствии канонизированный отец Афанасий. Деятельный настоятель решил устроить на новом месте подобие Афона, энергично взявшись за дело. Под его руководством в начале 14-го века и был построен первый монастырский комплекс — Великий Метеор. В 1371 году посмотреть на новую общину и познакомиться с Афанасием прибыл сам правитель Фессалии Иоанн Уреш Палиолог. Он был настолько впечатлен увиденным, что принял постриг и остался здесь, заняв место настоятеля после смерти Афанасия.
Великий Метеор (начало 14-го века) — первый монастырский комплекс
Интересно: считается, что именно с легкой руки святого Афанасия мы называем скалы Фессалии и расположенные на них монастыри красивым словом Метеоры (в переводе — «парящие в воздухе»).
Изначально было построено 24 скальных комплекса, но с течением времени многие из них прекратили свое существование. До наших дней дошло 6 монастырских общин: 4 из них мужские и 2 женские. В период 1940-1945 гг. они были разграблены и частично разрушены налетам итальянских и немецких войск, но после войны здания отстроили и монастырская жизнь начала новый виток.
Как добраться до монастырей Метеоры
Знаменитые скальные монастыри расположены практически в центре Греции, ближе к северной части страны. У подножья скал находятся два небольших города: Каламбака и Кастраки (первый из них крупнее). Именно здесь останавливаются путешественники, которые хотят провести в горах хотя бы 2-3 дня.
Из Каламбаки в Метеоры летом ходят автобусы, хотя последние сотни метров все равно придется идти пешком. Также можно воспользоваться обзорной экскурсией или самостоятельно доехать на авто — в горы ведет вполне благоустроенная дорога-серпантин.
Точный адрес: Kalabaka 422 00, Греция.
Как добраться от Афин:
Поезд:из аэропорта Элефтериос Венизелос на пригородном поезде доехать до станции Ларисса (ΛΑΡΙΣΗΣ) — это центральный ж/д вокзал Афин; в пути 45 минут.
Поезд:от ж/д вокзала поездом в направлении Thessaloniki ехать до станции Palaeofarsalos около 4 часов.
Поезд:на станции Palaeofarsalos пересесть на поезд в направлении Kalambaka и ехать около 1 часа.
Автомобиль:от вокзала Каламбаки до монастыря Святого Стефана около 5,6 км.
Автобус:из аэропорта Элефтериос Венизелос доехать маршрутом Х93 до автовокзала KTEL Bus Station (ΣΤ.ΥΠΕΑΡ/ΚΩΝ ΛΙΟΣΙΩΝ), в пути 46 минут.
Автобус:пересесть на маршрут перевозчика KTEL Trikala SA и ехать до автовокзала Каламбаки около 5 часов.
Автомобиль:от автовокзала Каламбаки до ближайшего монастыря Святого Стефана расстояние 6,4 км.
Как добраться от острова Крит:
Паром:из порта Ираклион паромом плыть до порта Пирей, в пути 9-11 часов.
Метро:от расположенной у порта станции метро Пирей (Πειραιάς) по зеленой ветке М1 ехать до Омонии (Ομόνοια), в пути 18 минут.
Метро:на станции Омония пересесть на красную линию М2 и ехать до станции Ларисса (Στ.Λαρίσης) 2 минуты.
Поезд:от ж/д вокзала у станции Ларисса поездом в направлении Thessaloniki добраться до Palaeofarsalos, в пути 4 часа.
Поезд:на станции Palaeofarsalos пересесть на поезд в Kalambaka и ехать 1 час.
Автомобиль:от вокзала Каламбаки до скал Метеоры расстояние 5,6 км.
Кроме того, с острова Крит можно добраться до Афин, а после и до Каламбаки самолетом, воспользовавшись одним из трех аэропортов: Ираклиона, Ситии или Ханьи.
Монастыри Метеоры на карте
Что посмотреть
В настоящее время все шесть монастырей Метеоры являются действующими — здесь по-прежнему живут монахи, регулярно проводятся службы, а к местным святыням стекаются сотни паломников. Но в то же время это популярный туристический объект, и каждый монастырский комплекс открыт для экскурсий.
К святым местам Метеор стекаются сотни паломников
Осмотр всех шести обителей можно поместить в один день, если начать с самого утра. Рекомендуется первыми посетить крупнейшие монастыри Преображения и Варлаама, потому что большая часть исторических артефактов хранится именно в них.
Это самая древняя, известная и крупная монашеская обитель Фессалийской долины. Ее основателем был сам Афанасий, и здесь до сих пор можно увидеть развалины скита, где жил святой, а также его могилу. В монастырской церкви хранится несколько ценных икон, из них старейшие относятся к 14-му веку. Кроме того, важной реликвией считается рукопись 861 года.
Эта обитель появилась на месте скита монаха-отшельника Варлаама, который в середине 14-го века в одиночку построил церковь Трех святителей. После смерти отшельника храм некоторое время оставался заброшенным, но в 1518 году братья-монахи из Великого Метеора решили его отреставрировать и основать новую общину. Сегодня здесь работает музей с редкими рукописями, церковной утварью, иконами поствизантийского периода.
Монастырь Святой Троицы
Из всех монастырских комплексов этот считают самым фотогеничным. Он чаще других попадает в объективы фотографов, появляется на открытках и в путеводителях. Для посетителей же будет интересен храм святой Троицы, где сохранились фрески 17-го и 18-го века. Среди исторических святынь можно выделить Евангелие 1539 года и старинные иконы.
Монастырь Николая Анапавсаса
Скромная крошечная обитель, которая была построена на столь маленькой площадке, что все кельи не поместились на одном уровне. В результате этот комплекс, растянувшийся по склону горы, внутри напоминает лабиринт. При этом он включает несколько церквей, в самой маленькой из них помещается только один священник и алтарь.
Это женская обитель, которая часто попадает на фото ввиду своего удачного расположения. Внутри же представляет интерес древняя церковь Преображения — она была расписана в 1560 году, причем фрески сохранились в первоначальном виде до наших дней.
Монастырь Святого Стефана
Агиос-Стефанос — вторая женская обитель в горах Метеоры. Она отличается самым простым доступом за счет пешеходного моста. Если к другим поселениям на скалах приходится идти по крутым лестницам, вырубленным прямо в камне, то сюда добраться намного легче. Постоянные здания здесь появились в 14-м столетии, но за 200 лет до этого в скалах жил отшельник Иеремия, он оставил после себя плиту с надписью «6 770 год от основания мира» (т.е. 1 192 год по новому летоисчислению).
Горы Метеоры хранят и еще один интересный объект, но чтобы его увидеть, нужна хорошая физическая подготовка. Речь о так называемой монастырской тюрьме — гроте с деревянными перегородками, который находится довольно высоко на одной из скал. Есть версия, что он служил местом покаяния для провинившихся монахов. Однако в 19-м веке в войне с турками грот использовался именно в качестве тюрьмы, возможно, поэтому на многих картах он обозначен как «Monks prison».
Monks prison — в прошлом, место покаяния для провинившихся монахов
Интересно: лучше всего Метеоры выглядят на закате, поэтому в такие места стоит приехать с ночевкой.
Часы работы и стоимость билетов
Каждый монастырь работает по своему графику:
- Мегала Метеора — с 09:00 до 16:00 (кроме вторника);
- Святого Варлаама — с 09:00 до 16:00 (кроме пятницы);
- Святой Троицы — с 09:00 до 17:00 (кроме четверга);
- Николая Анапавсаса — с 09:00 до 16:00 (кроме пятницы);
- Святого Стефана — с 09:00 до 17:30 (кроме понедельника);
- Святой Варвары (Русану) — с 09:00 до 16:00 (кроме среды).
Зимой график работы сокращен, многие обители работают до 14:00.
Стоимость билетов: 3 € (
208 руб. ) в каждый монастырь.
Правила посещения
- Посетителям нужно придерживаться тех же правил, что и при визите в любой христианский храм. Женщинам желательно быть одетыми в юбки длиной ниже колена, мужчинам — в брюки (не шорты). Также одежда должна прикрывать плечи.
- На территории монастырских комплексов разрешено делать фото, но внутри церквей и других зданий фотографировать или снимать видео нельзя. Об этом рассказывают соответствующие таблички.
Дорога к скалам и обзорным площадкам
Интересные факты
- Вплоть до начала 20-го века в любую обитель на скалах можно было попасть только с помощью своеобразных лифтов — клетей, поднимаемых на цепи или веревке. Это был опасный способ, поскольку веревки время от времени обрывались. Лишь в 1920-х годах прорубили каменные ступени.
- На самой большой скале высотой 613 метров находится Мегала Метеора. Остальные монастырские горы составляют в высоту от 400 до 600 метров.
Метеоры в утреннем тумане
Полезные советы
- Если предполагается ночевка в городе Каламбака, закупить продукты лучше заранее — в супермаркете Lidl, что расположен на въезде со стороны Трикалы. В самом городке цены будут выше.
- С точки зрения цен на жилье выгоднее остановиться в Кастраки — номер в отеле или аренда квартиры здесь обойдутся дешевле. Но Каламбака отличается более живой и динамичной атмосферой (есть ночные клубы, кафе и другие развлечения).
- Монастыри Метеоры лучше всего фотографировать на рассвете и на закате, используя телеобъектив. В летнее время лучи солнца первой осветят обитель Святой Троицы.
- По пути к монастырским комплексам на серпантине есть несколько смотровых площадок, где можно остановить авто и сделать красивые фото. Но в теплый сезон на любую из них стоит приезжать ранее — утром и в закатные часы может быть много людей.
Панорама монастырей Метеоры
Монастыри Метеоры на видео
Лучшим временем для посещения монастырей Метеоры считается конец весны и начало осени. Все дело в том, что зимой долгие прогулки в горах могут быть некомфортны, да и темнеет слишком рано, а летом в Греции очень жарко (до +40 °C). Но по большому счету в это живописное место можно приехать в любое время года. Кроме христианских святынь здесь очень красивая природа и есть несколько интересных музеев, например, Музей естественной истории в Каламбаке. Также можно за 2-3 часа доехать до ближайшего пляжа на побережье Эгейского моря или в богатый достопримечательностями город Салоники.
Визитная карточка
Адрес
Kalabaka 422 00, Греция
Стоимость билетов
208 руб. ) в каждый монастырь
Время работы
Мегала Метеора — с 09:00 до 16:00 (кроме вторника);
Святого Варлаама — с 09:00 до 16:00 (кроме пятницы);
Святой Троицы — с 09:00 до 17:00 (кроме четверга);
Николая Анапавсаса — с 09:00 до 16:00 (кроме пятницы);
Святого Стефана — с 09:00 до 17:30 (кроме понедельника);
Святой Варвары (Русану) — с 09:00 до 16:00 (кроме среды)Монастырь Святого Стефана
Утёс, на котором построен монастырь святого архидьякона Стефана, был заселён в первой половине XIV-го века. Первым ктитором обители считается Антоний Кантакузин, сын царской четы, взявший фамилию матери. В обители он пребывал игуменом (1358-1404) годы.Игуменствовавший с 1545 года Филофей почитается вторым ктитором.
Ставропигиальный монастырь святого архидьякона Стефана, Метеоры в XIX веке
Близ ворот, где находится монастырь святого Стефана в Метеора, высечено слово Иеремия. Монахи читали и думали, что некий Иеремия из сонма первых пустынников Метеоры подвизался на этой горе в Греции в 6001 году от создания мира, или в 493г. от Рождества Христова. Паломник, посетивший монастыри, посчитал их мнение ошибочным. Не Иеремия, а некий грек Ермись, быть может, начальник стагонской стражи начертил тут своё имя. В дееписаниях всех Святых монастырей Метеоров нет ни малейшего намёка на метеорское пустынножительство в пятом веке.
Ставропигиальным скитом называют тот, в котором под святою трапезою в алтаре поставлен деревянный крест, присланный Патриархом. Такой монастырь зависит уже от патриарха, а не от епархиального архиерея.
Первый ктитор монастыря Первомученика Святого Стефана
Стефановский утёс горы в первой половине XIV-го века был необитаем. Первый монах, который водворился на нём немного ранее 1367г. был Антоний Кантакузин (1358-1404) годы игуменства.
О рождении и воспитании, образовании и житии его нет никаких письменных сведений. В библиотеке этой обители Метеоры сохранилась только собственноручная рукопись его. Он написал её в 1404 году. В бесценной рукописи этой Антоний Кантакузин назван ктитором, то есть строителем монастыря святого Стефана (греч. Πρωτομάρτυρας Στέφανος) Метеоры, и объясняется родовое происхождение этого сподвижника, когда и почему водворился он на скале.
В царствование государя Греции Андроника Старшего (1283-1328), Этолийской областью в Эпире управлял деспот Иоан, дочь Фомаиду и сына имел, которого упомянутый государь взял в Константинополь и женил там на дочери Кантакузина. От этой четы и произошёл на свет ктитор монастыря, посвящённого первому христианскому мученику Стефану в Меторах, Антоний Кантакузин.
Симеон Уреш Палеолог
Сербский царь Стефан скончался в 1356году. А брат его Симеон Уреш Палеолог, провозглашённый царём в Кастории в 1352-м году, присоединил к своим владениям Трикку, Стагон, Арту и Янину. Этот Симеон был покровителем и благодетелем подвижников монастырей, знакомых нам как Метеоры Греции, он же поддерживал протат в Дупиановском скиту и власти прота подчинил все тамошние кельи, кои тогда ещё не назывались монастырями.
При этом царе, между 1358-1367г. и водворился на столпе племянник его Антоний Кантакузин, унаследовавший фамилию матери, как и Симеон удержал прозвание матери своей Палеолог.
Что же привело его туда? Внутреннее призвание к монашеству? Слава подвижников из обителей и их безмятежность под покровительством царственного родственника его? Или неизбежная необходимость уступить родовую Этолийскую область албанцам и отречься от мира сего?
Как бы то ни было, а начало пустынножития на утесе Стефана в Метеорах положено было Антонием. Вероятно, не без помощи Симеона и Фомаиды, построил монастырь во имя святого архидьякона и первомученика Стефана, как предстателя перед Господом всего рода сербских царей, поставив смело алтарь почти на самом краю обрыва и срезав вершины для уравнивания пола, как в самой церкви, так и в смежной с ней братской трапезе.
Основатель Стефановскго монастыря был краснописцем. В 1404 году он своею рукою написал по-гречески три литургии. О том, долго ли после этого жил сей знаменитый родом монах и где скончался, неизвестно. Ни гробницы, ни костей его монахи не указывают на скалах Метеоры.
второй ктитор обители Стефана
Ближайшим преемником его был иеромонах Митрофан (1444-1445). Унгро-влахский воевода Иоан Владислав при игуменстве Митрофана пожертвовал в монастырь Стефана благочестивых Метеоров перст святого Иоанна Предтечи, а ворник его Драгомир – главу священномученика Харалампия. Эти пожертвования подтверждены грамотой угровлахийского митрополита Ефтимия в 1488 году.
После Митрофана известен иеромонах Георгий (1503-1545).
Непосредственным преемником Георгия с 1545г. был второй ктитор монастыря и первый игумен Филофей, уроженец Стагона. Движимый божественной ревностью, он при помощи братии украсил пречестный храм архидьякона Стефана и вокруг его построил кельи для братии и прихожих людей, а храм снабдил церковными сосудами, ризами и книгами. Братия пожертвовала свои имения Метеорам, виноградники и пахотную землю, снабдив монастырь всем необходимым. Согласившись жить по правилам киновии, эти подвижники письменно просили вселенского патриарха Иеремию признать монастырь первомученика Стефана независимым от епископа, игумена Преображенского монастыря Большой Метеоры и от прочих скитов. Патриарх, приняв прошение, пожаловал обители грамоту с предоставлением самостоятельности, однако с допущением духовно иерархического влияния стагонского епископа.
Здания монастыря Стефана XIX -го века
Эта обитель положением своим на неровном темени утёса образует треугольник, расширенный к востоку и суженый к западу. Восточную сторону её составляет церковь святого Стефана с братскою трапезой и примыкающие к этой церкви новые кельи, северную – старые кельи, южную – собор святого Харалампия и голый утёс, а на западной стороне, самой узкой, находится только калитка, за которою расстилается ровная маленькая площадка.
Ближайшая обитель расположена к западу на величественной скале — это монастырь святой Троицы.
Церковь построена на самом краю обрыва так, что за алтарём нет совсем места, а вместо южной стены её, снизу и до половины служит сам утёс. Она мала, узка, купола не имеет, и снаружи походит больше на келью. Стены внутри расписаны стараниями игумена Митрофана гораздо ранее 1503 года, в котором было обновлено изображение Успения Богородицы.
На западной стене изображены в рост строители монастыря Стефана в Святых Метеорах: Антоний Кантакузин и Филофей. Лицо Антония славяно-сербское. Волосы на голове и бороде его светло-русые. В руках своих он держит хартию, на которой написано: «ежели хотите называть меня отцом, то подражайте делам моим и житию».
Подобную хартию держит Филофей со словами: «в сердцах мужей кротких почивает Господь, а душа мятежная есть седалище дьявола».
В иконостасе местный образ святого архидьякона Стефана писан в 1659г. кистью Николая Пелопоннесца.
икона Богоматери Портаритисы
У правого клироса [1], в киоте [2], стоит досточтимая икона Богоматери Портаритисы (вратарницы). Она покрыта серебряннозлащенною ризою, на которой поставлен 389 г. По мнению путешественника, монахи ошибаются, считая этот образ древнейшей в мире святыней. Поскольку год поставлен не на иконе, а на серебряной ризе, и поставлен по обычаю сказанного века, в который писали только сотни и десятки годов, подразумевая тысячу. Заказчик ризы для этой иконы велел мастеру поставить 1389 год, когда был основан монастырь, а мастер опустил подразумеваемую тысячу по обычаю своего времени. Эта икона, по словам монахов, постоянно находилась в храме Святого Стефана, в котором молился Антоний Кантакузин.
Соборный храм во имя священномученика Харалампия построен в 1798г. старанием игумена Амвросия. Он стоит отдельно от всех зданий. В нем сумрачно, стенной живописи нет, иконы внутри него писаны в Москве. Досточтимая святыня его и насельников всей общины есть глава святого Харалампия. Она покоится в серебряном ковчеге, вычеканенном весьма искусно в 1799г.
библиотека
Из литейного притвора этого храма потаённая лестница ведёт наверх в библиотеку. Всех рукописей тут не более 60-и. Самая замечательная содержит три Божественные литургии Иоанна Златоуста, Василия великого и Преосвященных даров, писанные рукой Антония Кантакузина в 1404году.
Монахи обители Святого Первомученика Стефана и не ведали, что у них есть такое драгоценное наследие от сего знаменитого роду подвижника и строителя обители их.
Напротив Харалампиевского собора и смежной с ним колокольни, в длинном здании, рядом помещены 18 братских келий с общим для них крытым ходом, а под ними складочные клети. Это не очень старое здание, оно прочно и опрятно, но сумрачно от того, что окна в нем очень малы и узки.
С ним соединены новые кельи, примыкающие к церкви Стефана, с северной стороны её. Они хороши, но двери в них так низки, что без привычки и без внимания можно разбить себе лоб о верхние косяки их. Тут отделана большая горница с сенями для почетных богомольцев и путешественников.
Братская трапеза соединена с храмом Стефана. На то время не было в ней ни столов, ни скамеек. Знать столпники обедали и ужинали в своих кельях.
Братство
монастырь святого Стефана
В монстыре святого Стефана никогда не было многолюдно. Паломник в середине XIX века застал в нем только четырёх монахов и игумена. Все они иеромонахи, родом из Стагона, без учености, но с даром веры, любви и надежды. Один из них – скопец. Вид его неприятен, голос пронзителен. Он духовник.
Благоразумный и домостроительный игумен Константий воспитывал в обители 5 малолетних сирот из Стагона, и держал для них учителя (обитель знаменита своей просветительской деятельностью), который получил образование в гимназии Янины.
Сироты носят разноцветные полосатые подрясники с шёлковыми кушаками, и сверх их – суконные распашные кафтанчики валахского покроя, без рукавов, кои заменены коротенькими наплечниками в виде крылышек. Мальчик в таком кафтане кажется летучкою, особенно когда на быстром ходу поворачивается задом.
Хозяйство
Не очень богато, но и не скудно. Монастырю принадлежат свои стада овец, коров и коз, свои пашни и виноградники, которые дают хорошее красное вино.
И кроме этого ежегодно получает со своего Бутойского имения во Влахии 1500 голландских червонцев, из которых 600 высылается Метеорам, а 900 отделяются для тамошней Преображенской обители, управляемой двумя стефановскими монахами.
Монастырь святого стефана монастыри метеоры
Войти
Женский монастырь Метеоры
П ервый из монастырей в Метеорах.
Женский монастырь «Святого Стефана». Самый богатый из метеорских монастырей.Он расположен на огромной скале, возвышающейся над городом Каламбака. Вход в монастырь наиболее доступен и осуществляется по единственному пешеходному мосту длиной 8 метров.
В 1927 году, на каменной арке над входом обнаружили замурованную плиту с надписью 6770 год. Иеремия», которая означает, что некий отшельник по имении Иеремия жил на этой скале уже в 6770 году от сотворения мира, то есть в 1192 году от рождества Христова.
Предположительно, этот отшельник и другие монахи соорудили здесь несколько келий, цистерну для сбора дождевой воды и построили маленькую часовню святого Стефана.
Основание самого монастыря относится к концу XIV века. Он был построен Антонием Катакузиносом (племянником Симеона Уроша, сыном котороого был один из основателей Великого Метерора Иоасаф) и Филофеем Сиатинским, чьи образы запечатлены в маленькой церкви на территории монастыря.
В 1545 году константинопольский патриарх Иеремия I провозгласил монастырь ставропигальным и вывел его из-под юрисдикции епархии Стаги. Долгие годы монастырю щедро благотворили правящие дома Румынии. Во время турецкого владычества обитель вела просветительскую деятельность; на монастырские средства была построена школа в близлежащем городе Каламбака.
В 1798 году была сооружена церковь святого Харлампия — кафоликон монастыря. Церковь большей частью не расписана, иконостас выполнен в технике резьбы по дереву и украшен позолоченным крестом.
В конце XIX века в обители проживал 31 монах, но к 1960 году монастырь почти опустел и в 1961 году был преобразован в женский, и сегодня процветает.
Мужчины ушли когда в монастырь стали пускать женщин. Женщины, монашеская жэизнь и служение Богк вещи несовмеастимые ))) так считают монахи.
Монастырская трапезная, построенная в 1857 году, используется для экспозиции монастырских реликвий, к наиболее ценным из которых относятся: дискос с потиром (1631 год); множество переносных икон XVII—XVIII веков; рукопись Божественной литургии 1404 года, написанная одним из основателей монастыря. там снимать было нельзя. увы.
Наш экскурсовод Наташа рассказывает историю монастыря.
Турки колокола запрещали, поэтому в монастырях били по доске привязанной на веревках или в такие платины. Ими можно было даже мелодии играть, но звук был не очень сильным.
Смотровая площадка. Многое в монастыре заточено под туристов.
Высота около 630м над уровнем моря. Скала отвесная иногда даже с отрицательным наклоном.
Это я немного приближал.
В храме находятся мощи святого. Фотографировать там запрещено. внутри красивые стринные резные деревянные рамы у икон и мебель. Еще понравилась старинная фреска на которой изображен ад. Хотел найти в интернете ее изображение, но что-то не нашел. Там изображен дракон, из глотки которого вырывается пламя и поднимается под купол храма. Слева рай, а справа ад. Там разные дикие фантастические звери с кусками человеческой плоти в зубах. Львы с крыльями и т.п. И еще нормальный, не вымышленный белый медведь с человечекой рукой в пасти ))) видимо, белый медведь для греков был, аки лев с крыльями, такое же неведомое и удивительное животное.
В часовню, что я загородил своим могучим корпусом, туристов не пускают. Она только для молитв монахинь. Ниже она уже без меня.
Кошки там худющие словно их кормят только туристы. Кот захотел пить и мы ему включили воду )))) просил он оригинально. Сел под краном и стал одной лапкой показывать на кран. Все было понятно от и до. включили и не пожалели )))
Пил кот спокойно и гордо, хоть и вся морда забрызгана была водой.
Женский монастырь, сразу видно — цветов и зелени море. в мужском (который будет позже) цветов на порядок меньше.
Немного в Святом стефане услышанное от экскурсовода. Согласно преданию, он был евреем и приходился дальним родственником апостолу Павлу. О том как его судили за проповеди и чудеса описано в книге Деяний святых Апостолов. Стефана забили камнями.
А еще в храме лежат мощи святого священномученика Харалампия. Этот великий Святой II века был епископом провинции Магнезия и принял мученическую кончину за Христа в возрасте 113 лет!
Во времена правления императора Септима Севера (193-211 гг. от Р.Х.) прокатилась волна сильных гонений на Церковь. Харлампий убегать не стал и сдался властям. Его стали пытать что бы он отрекся, а он исцелял и творил чудеса. С него заживо сдирали кожу, но она быстро восстанавливалась и он не умирал. Присутствовавшие при этих пытках свидетели рассказывали, что он переносил страдания так, словно был вне тела и меняли веру на христианскую, что не нравилось палачам и они его истязали еще сильнее.
Палачи, имена которых были Порфирий и Баптус, в конце концов устали его истязать и стали жаловаться: «Его тело, даже обструганное железными когтями, сильнее железа, и сам он остается невредим». Перед лицом явного чуда они сами стали христианами и за это были обезглавлены по приказу Луциана.
Военачальник Луций пришел в такую ярость от их обращения и от бодрого и даже радостного вида мученика, что сам схватил скребок, чтобы продолжить страшную пытку. Но как только он прикоснулся к телу Святого, его руки отделились от локтей, будто отсеченные мечом, и повисли, словно привязанные к телу святого Харалампия. Луций упал на землю с воплем: «Этот человек — колдун!», и стал умолять правителя о помощи. Взбешенный правитель, подскочив к Святому, плюнул ему в лицо; в то же мгновение голова правителя повернулась на шее в противоположную сторону.Свидетели начали в ужасе просить Харалампия снять с этих двоих свое проклятие, но Харалампий ответил, что это не его проклятие, а наказание от Христа. Многие из присутствующих, видя такое проявление Божественной справедливости, обратились в Христианскую веру.
Свидетели начали в ужасе просить Харалампия снять с этих двоих свое проклятие, но Харалампий ответил, что это не его проклятие, а наказание от Христа. Многие из присутствующих, видя такое проявление Божественной справедливости, обратились в Христианскую веру.
Тем временем Луциан и Луций тоже стали просить пощады, обещая, что если Харалампий умолит о них Бога, они тоже уверуют. Харалампий помолился об исцелении своих преследователей и себя самого, и Господь тотчас же даровал Святому просимое. Луций упал к ногам Святого, желая немедленно креститься, а правитель приостановил казнь до того момента, когда сможет сообщить о происшедшем императору.
Император, узнав о том, что не только Луциан и Луций, но почти вся та провинция перешла на сторону престарелого Епископа, послал три сотни солдат с приказом схватить Харалампия и привести на суд в Антиохию. Солдаты жестоко мучили Святого, вгоняя в тело острый шип, скручивая бороду в веревку, и тащили его таким образом по дороге.
Когда святой Харалампий предстал пред императором, Септим Север велел вбить ему в грудь три острых гвоздя, потом принести дрова и сжечь его заживо. Несколько часов пролежал мученик в огне, а те, кто стояли рядом, засыпали его лицо горячими углями. Но вот огонь, прогорев, погас, а Харалампий так и остался невредим. Ошеломленный император начал расспрашивать Святого, желая узнать его возраст, из какой он семьи и почему не признает римских богов. Мученик ответил, что верит во Христа как в единого истинного Бога. Севера озадачил этот ответ, и он захотел лично убедиться в том, что Харалампий может творить чудеса. Он приказал привести человека, уже тридцать пять лет страдавшего одержимостью после того, как убил соседа, рассчитывая завладеть его имуществом. Когда бесноватого положили у ног святого Харалампия, бес вдруг закричал, как от боли, и начал рассказывать долгую историю одержимости этого человека. По слову Харалампия бес вышел, и человек получил свободу.
Спустя три дня умер один юноша из числа придворных императора, и Север приказал принести его тело. Он спросил Харалампия, может ли он воскресить умершего, на что тот ответил: «Человекам это невозможно, но исполнимо силой Христовой». Он начал молиться, и юноша воскрес.
Сначала император, казалось, убедился в невиновности Харалампия, но потом один из придворных, имя которого было Крисп, опять восстановил его против Святого, называя Харалампия колдуном. Император приказал солдатам опалять лицо мученика горящими факелами, но когда они начали выполнять приказ, из факелов вырвалось огромное пламя и охатило семьдесят человек, стоявших рядом. Пока Крисп ожесточенно спорил о природе Христа с христианином по имени Аристарх, также оказавшимся свидетелем этого происшествия, император в ярости богохульствовал, с безумной ненавистью бросая вызов Господу: «Смотри, я готовлюсь к войне, я направлю против Тебя свою великую армию. Спускайся, или я стащу небеса на землю, погашу солнце и схвачу Тебя вот этими руками!»
В то же мгновение земля задрожала, небо раскололось от ударов грома и блеска молнии. Все присутствующие онемели от страха. Император и Крисп оказались повисшими в воздухе, будто поддерживаемые невидимой силой. Император стал кричать, обращаясь к святому Мученику, умоляя спасти его и обещая, что в случае своего спасения будет во всеуслышание славить истинного Бога.
Тогда заговорила дочь императора Галина (она была тайной христианкой), прося отца уверовать во Христа ради избавления от невидимых уз. Она упала на колени перед Епископом-Мучеником с просьбой помолиться Христу об освобождении отца. Харалампий помолился, и император с Криспом получили свободу. Септим и его придворные, потрясенные этим наказанием свыше, удалились во дворец, после чего в течение трех дней не решались показаться людям.
К несчастью, даже такой урок не пошел императору на пользу. Вскоре он снова поверил в то, что Харалампий — колдун. Его дочь, христианка Галина, прямая и бесстрашная девушка, пришла в императорский храм и повергла на землю каменные идолы. Статуи рассыпались в прах. Жрецы сообщили об этом императору, и Север велел им срочно собрать пятьдесят скульпторов, способных в ту же ночь сделать идолов заново. К утру идолы уже стояли на своих местах, а император объявил, что они возродились сами, своей собственной силой. Когда об этом объявили Галине, она ответила: «Я также легко разрушу новые идолы, как разбила старые», и, повернувшись к статуе Зевса, сказала: «О Зевс, воскресший из мертвых, повелеваю тебе вернуться в царство мертвых» и снова начала громить каменные изваяния.
Император в ярости приказал ей принести жертву богам, но она ответила: «Я уже принесла вашим богам жертву. Если хотите, я то же сделаю и с остальными вашими божествами». Испуганный дерзновением собственной дочери, император передал Святого в руки некоей скандально известной вдовы с тем, чтобы тот навлек на себя насмешки и бесчестие. Но и эта грешная женщина, увидев Священномученика и его чудеса, также исповедала свою веру во Христа.
Наконец, Крисп посоветовал императору отрубить Харалампию голову. Император, опасаясь, что скоро все жители его провинции обратятся в Христианство и восстанут против него, согласился и вынес Святому смертный приговор.
На пути к месту казни святой Мученик благодарил Бога за то, что Господь считает его достойным умереть за Него, и умолял помянуть его в Небесном Царствии. В это мгновение небеса отверзлись, и Сам Господь в окружении сонма ангелов явился со словами: «Вот, Харалампий, ты много пострадал за Меня. Проси, что хочешь, и Я исполню твою молитву». Мученик ответил: «Господи, пусть в том месте, где будут почивать мои мощи, никогда не будет голода, чумы, сильных ветров, губящих урожай, но только мир, процветание и изобилие вина и зерна. Господи, Ты знаешь, что люди — это всего лишь плоть и кровь, прости им грехи их и даруй изобилие плодов Твоих земных, чтобы они, в радости, славили Тебя, Подателя всех благ. И пусть роса, сходящая с неба, служит им во исцеление. Господи, Боже мой, излей на них потоки благости Твоея!»
Окончив молитву, Святой преклонил колена и предал дух Господу в ту минуту, когда палач только собирался отсечь ему голову мечом. Это произошло 10 февраля 202 года. После его кончины Галина взяла его тело и похоронила в украшенном золотом гробе. Император боялся неустрашимой Веры дочери и опасался возможных последствий преследования этой Веры, поэтому он позволил ей беспрепятственно исповедовать Христа. (С) http://www.solun.gr/holy-places-greece/29-meteori
Простите что длинно, зато истинная правда. аллилуйя!
С одной скалы на другую перекинут мост. Раньше он был подъемным, теперь такой надобности уже нет.
Автобусы в ожидании туристов и паломников.
Для тех кому интересно подробно и на видео, тут об этом монастыре кино.
Метеоры
Парящие над облаками
Маршруты / Греция 14. Новый год
Метеоры — Парящие над облакамиЕсли с Новоюлианским календарем нам не повезло, то с тем видом, который предстал перед нами после полуторачасового переезда из Янины, повезло точно! Парящие в дословном переводе «над землей», Метеоры встретили нас еще и окутанными туманом — это стало самым незабываемым впечатлением всей поездки!
Если верить расписанию, которое нам удалось найти в интернете еще во время планирования маршрута, наилучшими днями для посещения монастырей являются суббота и воскресенье, когда все они открыты. У нас же на календаре был понедельник, поэтому за день нам предстояло объехать пять из шести монастырей — Святого Стефана пришлось оставить на утро следующего дня.
Итак, в начале десятого утра мы въехали в Каламбаку и, совершив небольшой «круг почета» по городу, устремились к монастырям Метеоры. Самую наглядную схему расположения и порядка объезда монастырей мы подглядели в гостинице только вечером: она представлена на рисунке, — нам же приходилось пользоваться дорожными указателями.
Монастырь Святого Николая Анапафсаса
Происхождение названия монастыря остаётся до сих пор невыясненным. По одной из версий это было имя одного из его основателей в XIV веке, по другой, название связано с греческим глаголом «anapavomai», означающим «отдыхать, покоиться», или, другими словами, с местом для духовного отдыха и обновления.
Преодолев около сотни ступенек по небольшому парку у подножия скалы, еще примерно столько же, но уже выдолбленных в скале, отделяло нас от входа в сам монастырь, который обошелся нам в 3 евро на человека. Святой Николай оказался единственным, где было можно фотографировать везде, в том числе и в монастырской церкви.
Монастырь Святой Варвары (Русану)
Один из двух женских монастырей Метеор, с происхождением названия которого всё также до конца не определено. Несмотря на то, что монастырский храм был основан в честь Преображения Христа, сегодня в нем почитают и Святую Варвару, отсюда и второе название, запомнить которое, впрочем, гораздо проще, чем «Русану». Фотографировать внутри уже было можно не везде, но самым запоминающимся стал мост, перекинутый через ущелье, построенный только в 1868 году вместо веревочного.
От Монастыря Святой Варвары была проложена пешеходная тропа до первой смотровой площадки, откуда открывался вид как на нее, так и на еще четыре монастыря (все кроме Св.Стефана). До площадки нас провожал рыжий кот, обратно — черно-белый.
Великий Метеор (Мегала Метеора)
Самый старший, главный и большой из всех монастырей. Для того, чтобы попасть внутрь, необходимо вначале спуститься ступенек на тридцать, а затем, минуя туннель, вырубленный прямо в скале, подняться еще на полторы сотни. Кроме Собора Преображения Христа, в монастыре действуют музеи, повествующие не только об истории создания и развития монастырей Метеоры, но и иллюстрирующие быт монахов.
Как я уже писал в своем рассказе о поездке в Грецию в 2004 году, монастырь Преображения Господня (Мегала Метеора, Великий Метеор) был основан на горе Платилитос («широкая гора») около 1340 года Афанасием Метеорским. Со смотровой площадки и лестницы нам открылись потрясающие виды, в первую очередь, на соседний с Великим Метеором монастырь Варлаама.
Монастырь Варлаама
Согласно легенде, монастырь получил своё название в честь монаха Варлаама, который в начале XIV веке был одним из первых поселенцев в этих местах. Основателями же самого монастыря гораздо позже, в середине XVI века, являлись два брата: Феофаний и Нектарий Апсарские из Янины.
Заехав на парковку Варлаама сразу после посещения Святой Варвары, мы обнаружили там целых четыре туристических автобуса, поэтому развернулись и решили вернуться сюда после посещения Великого Метеора. Как выяснилось позже, в этом решении был, если не смысл, то небольшая доля везения — сделанная оттуда фотография, пожалуй, стала лучшей за всю поездку. Вернувшись обратно, мы обнаружили монастырь Варлаама сплошь окутанным облаком тумана.
Монастырь Святой Троицы
В отличие от предыдущих четырех монастырей, а уж тем более, от Великого Метеора и Варлаама, монастырь Святой Троицы очень редко посещается туристами и на это есть весьма веская причина. Для того, чтобы попасть в монастырь, нам пришлось преодолеть весьма длинный путь, вначале спустившись в долину, а затем преодолев полторы сотни ступеней, выдолбленных в скале. В общей сложности, чтобы добраться от парковки на дороге, где мы оставили свою машину, до входа в монастырь у нас ушло около получаса.
Как и с доступностью монастыря Святой Троицы, а вплоть до 1925 года попасть в него можно было только по веревочной лестнице, с датой его основания у историков до сих пор много проблем. Существуют письменные источники, из которых создание монастыря приписывается монаху Дометию в 1438 году, однако среди рукописей Иоанна Уресиса Палеолога, сподвижника Афанасия Метеорского, — также было найдено упоминание «Метеора и Святой Троицы» (1362 год). Официальной же датой основания монастыря считается 1476 год — дата 6984 (от сотворения мира) указана на одной из его стен.
Из Святой Троицы открывается вид не только на остальные монастыри Метеоры, но и на город Каламбаку, а если, посмотреть наверх из Каламбаки, то огромный белый крест, стоящий на вершине одной из год, расположен как раз на территории монастыря Святой Троицы. А еще, если во всех остальных монастырях, кроме Варлаама, с нас брали деньги за вход, то здесь с нас не только не взяли ни цента, но и угостили печеньем — было очень приятно.
Монастырь Святого Стефана
Как я уже писал в самом начале этого повествования, последний, шестой из действующих монастырей в понедельник 6 января был закрыт, поэтому мы заехали в него утром следующего дня. В противоположность Святой Троице, в Святой Стефан очень легко попасть — нужно лишь пройти по мосту, отделяющему парковку от входа в монастырь. Святой Стефан также является вторым, наряду со Святой Варварой, женским монастырем в Метеорах.
История создания Святого Стефана, как и у практически всех остальных монастырей, окутана загадками и легендами. Согласно одному из источников, к сожалению, в настоящее время утерянному, первое упоминание о монашеском поселении здесь относятся к 1192 году. Известно и имя монаха: Еремия, однако, установить, было ли им начато строительство, или же он просто жил в одной из пещер на будущем месте основания монастыря, — теперь практически невозможно.
В Святом Стефане мы купили книжку (ISBN: 978-960-7449-18-4), рассказывающую о всех шести монастырях, информация из которой во многом послужила для написания этого текста.
Каламбака
Проведя весь световой день в Метеорах, мы спустились «из облаков на землю», когда уже начинало темнеть. Нам оставалось найти забронированную гостиницу и ресторан, где можно было поужинать. Чтобы не перебивать впечатление от посещения монастырей, об этом можно почитать в соответствующих разделах сайта.
Не побоюсь утверждать, что Метеоры стали не только «номер один» нашей поездки, но и главной достопримечательность всей Греции.
Читайте далее:
detector