Мифы древней греции о музыке

Мифы Древней Греции в классических музыкальных произведениях

Абонемент нотных изданий в Год Греческой Республики в России представляет выставку, посвященную Международному дню музыки, традиционно отмечаемому 1 октября. Читатели смогут познакомиться с нотами и звукозаписями произведений, созданных на основе мифологических сюжетов Древней Эллады.

Абонемент нотных изданий в Год Греческой Республики в России представляет выставку, посвященную Международному дню музыки, традиционно отмечаемому 1 октября. Читатели смогут познакомиться с нотами и звукозаписями произведений, созданных на основе мифологических сюжетов Древней Эллады.

Религия и мифология Древней Греции оказали огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положили начало бесчисленному множеству религиозных представлений о человеке, героях и богах. Вклад греческой мифологии в современную культуру невозможно переоценить. Язык, бизнес и искусство – всё демонстрирует влияние греческого наследия в сегодняшнем мире. Из мифов выросло искусство: изобразительное, музыкальное, драматическое, словесное. Из греческого языка произошло само слово «музыка».

Ценности и понятия, олицетворенные мифологическими персонажами Древней Эллады, усваивались культурами западной цивилизации. Греческие мифы были восприняты римлянами, их интерпретировали средневековые ученые и творцы еще до того, как интерес к Античности оживился в европейской культуре благодаря идеям гуманизма и Возрождению. Предания эллинов переосмысливали в эпоху неоклассики и романтизма, а также в современном искусстве, мастера которого взяли на вооружение метафизическую составляющую древних мифов. Сейчас, пожалуй, не найдется края, где бы имя Одиссея (Улисса) не вызывало целую гамму чувств: его хитрость вошла в поговорку; не менее знаменита его ностальгия, тоска по семье, дому. Всем известны такие понятия, как сила Геракла, верность Пенелопы, воинственность Марса, дружба Ахилла и Патрокла, красота Афродиты, страсть Эроса, спокойствие Зевса Олимпийского.

И в музыкальном искусстве мифологические сюжеты Древней Греции занимают большое место. Композиторов разных стран и столетий вдохновляли не только боги и герои, среди которых было много творцов и покровителей искусства, но и то, как широко музыка представлена в звуковой картине мифов и какую огромную роль она играла в воспитании, образовании и общественной жизни того времени.

На выставке читатели смогут познакомиться с нотами и звукозаписями произведений, написанных в XVI–ХХ вв. Особенно широко представлены античные персонажи в операх, балетах, ораториях и кантатах XVII–XVII веков. Реже встречаются они в музыке ХIХ столетия. И опять заметно возрастает их число в музыке ХХ века.

Самыми интересными и важными для композиторов были и остаются мифы о Прометее, Аполлоне и Орфее. Знакомясь с материалами выставки, можно увидеть, как переосмысливались мифические сюжеты в разные столетия. Так, например, трагическая история Орфея не оставила равнодушными музыкантов, внесших определенные новации в классический сюжет. Итальянский композитор Клаудио Монтеверди (1567–1643) создал оперу «Орфей». Немецкий композитор Кристоф Виллибальд Глюк (1714–1787) – автор многих опер на мифологические сюжеты («Альцеста», «Парис и Елена», «Ифигения в Авлиде», «Ифигения в Тавриде») – сочинил в 1762 г. свой вариант «Орфея и Эвридики» со счастливым концом, где появляется Амур и возвращает Эвридику к жизни. Русский композитор Евстигней Ипатович Фомин (1761–1800) создал трагическую мелодраму «Орфей» в 1792 г.

Во Франции свою трактовку «Орфея в аду» предложил Жак Оффенбах. В 1948 г. Игорем Стравинским был написан балет «Орфей». Наш современник Александр Журбин создал зонг-оперу «Орфей и Эвридика».

Для более подробного знакомства с темой на выставке представлен список «Мифы Древней Греции в классических музыкальных произведениях», охватывающий музыку четырех столетий. Работа выставки продлится до начала ноября.

Из материалов, представленных на выставке:

85.313

Б 899

К–427675

К–422326

Брянцева, В. Н. Мифы Древней Греции и музыка [Текст] / В. Н. Брянцева. – М. : Музыка, 1988. – 43 с.

Щ 971

Г 557

131249

Глюк, К. В. Альцеста [Ноты] = Alceste : лирическая драма в 3 актах : переложение для пения с фп. : премьера: Вена, Театр di corte, 26 декабря 1767 / Кристоф Глюк ; [либр.] Раньери де Кальцабиджи ; нем. сцен. ритм. версия А. Зандини. – Милан : Ricordi, 2013. – 179 с. – Текст на итал. яз.

ЭИ–1199

Монтеверди, К. Орфей [Видеозапись] : опера / К. Монтеверди ; дир. Й. Савалл ; реж. Ж. Дефло. –

1 электрон. опт. диск (DVD–ROM). – (Музыкальная видеохрестоматия ; Вып. 1 ; диск 16). – Recorded at Gran Teatre de Liceu, Barcelona, 2002. – Le Concert des Nations – La Capella Reial de Catalunya Jordi Savall.

Щ 971

Г 557

Н–131250

Глюк, К. Орфей и Эвридика [Ноты] = Orfeo ed Euridice : опера в 3 актах : для пения с фп. : премьера состоялась в Вене : опера сокращена автором для франц. театра в 1774 году : издание соответствует требованиям представления в Милане в 1889 году / Кристоф Глюк ; [либр.] Раньери де Кальцабиджи ; перелож. Марио Паренти ; сокращение К. Киусури. – Милан : Ricordi, 2014. – 170 с. – Текст на итал. яз.

Щ 951.0

Л 636

А–9213

17281

22015

Лист, Ф. Орфей [Ноты] : симф. поэма / Ф. Лист. – Партитура. – Москва : Музгиз, 1959. – 66 с.

Щ 972

С 83

61424

61532

Стравинский, И. Ф. Орфей [Ноты] ; Агон : одноакт. балеты / И. Ф. Стравинский, либр. авт. – Партитура. – Москва : Музыка, 1972. – 132 с. – Изд. на рус. и англ. яз.

Щ 971

Ж 914

87417

87419

87853

122052

Журбин, А. Б. Когда поет Орфей [Ноты] : фрагм. из зонг-оперы «Орфей и Эвридика» : для пения [соло, хор] и фп. / А. Б. Журбин ; сл. Ю. Димитрина. – Ленинград : Советский композитор, 1980. – 58 с. – (КР : Концертный репертуар : эстрада).

Мифы древней Греции в классических музыкальных произведениях: [Электронный ресурс] // Мифы древней Греции XIV–XVI века [сайт]. – Режим доступа: http:// mify.org/music/music.shtml, свободный – Загл. с экрана.

ведущий библиотекарь абонемента нотных изданий

Мифы Древней Греции о музыке и музыкантах
Надо 5 мифов(напишите только названия)
К одному(любому)из мифов написать текст какой то(про сам миф)
Сделайте ещё текст
Очень нужно.
Пожалуйста

Что ты хочешь узнать?

Ответ

Невозможно поспорить или опровергнуть тот факт, что Древняя Греция является колыбелью европейской культуры. Искусство этой уникальной цивилизации оказало большое влияние на развитие литературы, театра и музыки. Основы музыкальной теории зарождались в народных празднествах, театральных постановках, получали развитие в трудах Пифагора.

Важным источником по изучению развития музыкальной культуры Древней Греции являются мифы. Среди всех мифов, в которых упоминается о музыке (будь-то об инструменте, характере звучания и т.д.), я отобрала мифы самого раннего периода. В них отражаются особенности ритмической стороны, появление некоторых инструментов (лира, авлос), и в связи с ними два начала музыки – «Аполлоновское» (уравновешенное, «классическое») и «Дионисийское» (стихийное, динамичное). Так же любопытные сведения приводятся по поводу возникновения Муз и определения их рода деятельности. Но, что более интересно, в некоторых мифах можно проследить попытку объяснения звуков окружающей среды (миф об Эхо, Тритонах и т.д.). А за ними следует и своеобразная гармония – звуки воды, земли, неба (воздуха).

Итак, миф первый.

Миф, в котором мы встречаем первых звуконосителей (мифических) связан с появлением на свет самого главного бога – Зевса.

После вычленения из Хаоса Неба, Земли и Тартара миром правил Уран-небо. Ему были во всем послушны его дети-гиганты. Один из гигантов – Кронос восстал против Урана, и ему удалось одолеть его. Однако гигант, который сверг своего отца с престола, понимал, что его может ожидать аналогичная судьба. Поэтому он всячески пытался оградить себя от подобной ситуации. Своих детей он проглатывал. Но однажды, его жена Рея, которой надоело такое обращение со своим потомством, решила спасти хоть одного своего ребенка. Им оказался Зевс. Вместо ребенка Рея поднесла Кроносу камень, а новорожденного Зевса поручила спрятать своим жрецам-куретам. Они же его перенесли на остров Крит.

Но младенец, как и все новорожденные, кричал и плакал. Чтобы эти звуки не достигли слуха Кроноса, куреты постоянно исполняли воинскую пляску, гремя щитами и оружием. Все это сопровождалось экстатическими криками и плясками.

Пляска куретов является отражением реальной жизни Древней Греции, где танец, особенно воинский, занимал важное место в воспитании граждан. И Зевс, естественно, получает воспитание, типичное для многих эллинов. Следовательно, звуковое оформление танца куретов – не что иное, как передающаяся в мифе особенность древнегреческого танца.

Конечно, это еще не танцевальная музыка, а скорее воплощение ритмического сопровождения, характеризующегося серией звуков, лишенных интонационно точной высоты, но организованных в определенную ритмическую систему.

В греческой мифологии куреты часто отождествляются с загадочными идейскими дактилями. Дактилос – означает «палец». Пальцы руки являются первыми символами исчисления, и посредством тех же пальцев рук создаются все вещи. Поэтому идейские дактили рассматривались как изобретатели счета и музыкального ритма.

Миф второй. О звуковом пространстве.

Феномен эхо (от греческого – отзвук) возникал достаточно часто. Ему придумали объяснение в красивом мифе о нимфе Эхо.

Существовали горные нимфы – ореады, лесные – дриады, океанические – океаниды, нимфы рек и озер – наяды. Нимфа Эхо – божество звукового мира.

Зевс был знаменит своей необузданной страстью к прекрасному полу. Нередко он в горах любезничал и с нимфами. Чтобы отвлечь внимание Геры (супруги Зевса) нимфа Эхо занимала богиню длительными беседами. Когда же Гера спохватилась, и поняла причину болтливости нимфы она решила наказать Эхо. Гера сделала так, что нимфа лишилась дара речи и лишь могла повторять окончания слов, сказанных другими. А от неразделенной любви к Нарциссу, Эхо стала худеть, ее покидали жизненные силы. Сохранился лишь голос, он пережил нимфу и остался в реальном мире без нее.

Как пишет Овидий, «звук, который жил в ней, слышится теперь всем». А римский поэт Авсоний (310-395гг.) говорит о ней как о «дочери воздуха и речи». Всякое эхо – это отраженный воздух .

Презентация по МХК: «Мифы о музыке». Работа ученицы 9б класса Кристины Бойковой

Описание презентации по отдельным слайдам:

Мифы о музыке. Античные герои, которые связаны с музыкой Презентация подготовлена Кристиной Бойковой, ученицей 9б класса гимназии № 405 Учитель: Н.В.Дудкина Санкт-Петербург, 2015

Античные персонажи, которые связаны с музыкой: Аполлон Пан Музы Орфей Гермес

Аполлон Аполлон, бог света, был также покровителем музыки и других искусств; от звуков его кифары во всей природе разливалась гармония. Симон Вуэ «Аполлон и музы» Фрагмент

Пан Музыкальные способности проявлял и Пан, бог пастухов и стад, которого всегда изображали с козлиными ногами и маленькими рожками; его любимым развлечением было играть на свирели и ухаживать за нимфами.

Музы На горе Олимп, величественном обиталище бессмертных богов, жили также и девять муз, которые все свое время посвящали пению, танцам и игре на различных инструментах; услышав их, люди забывали о своих бедах и горестях.

Миф об Орфее и Эвридике Орфей, ученик музыканта Лина, достиг совершенства в игре на лире. Он женился на красавице Эвридике, которую любил даже больше, чем музыку. Но в день свадьбы на глазах у него она умерла от укуса ядовитой змеи. Несчастный Орфей изливал свое горе в печальных песнях, аккомпанируя себе на лире. Боги услышали дивную музыку Орфея и прониклись к нему жалостью. Они разрешили ему спуститься в загробный мир и вернуть Эвридику на землю. Но при одном условии: когда он поведет жену за собой к свету, он не должен оглядываться назад. Увы! Орфей нарушил запрет: он на мгновение обернулся, чтобы взглянуть на любимую. И Эвридика вновь исчезла в загробном мире, теперь уже навсегда. А у Орфея осталась лишь его волшебная музыка.

Пойнтер Эдвард Джон, «Орфей и Эвридика»

Коро Камиль, «Орфей, ведущий Эвридику из царства теней», 1861. Фрагмент

Миф об Аполлоне и Гермесе Гермес, бог изобретательства и прогресса, в детстве нашел огромную черепаху, убил ее, взял панцирь и, натянув на него струны из овечьих кишок, сделал музыкальный инструмент – лиру. С тех пор сладкозвучная лира всегда сопровождала Гермеса в его странствиях. Однажды, оказавшись в Греции, он встретил Аполлона, который пас стадо коров, принадлежавшее богам Олимпа. Озорной Гермес решил подшутить над Аполлоном и украл пятьдесят коров. Но вскоре Аполлон обнаружил пропажу и потребовал, чтобы Гермес в уплату отдал ему лиру. Впоследствии Аполлон научился так виртуозно играть на этом инструменте, так полюбил его чудесные трели и чарующие мелодии, что стал богом музыки и поэзии.

Миф об Аполлоне и Марсии Марсий – это сатир, то есть наполовину козел, наполовину человек. При своей мало располагающей внешности Марсий, однако, замечательно умел играть на авлосе – двойной флейте; но он так зазнался, что посмел бросить вызов самому Аполлону, заявив, будто может сыграть гораздо лучше! Аполлон принял вызов, вступил в состязание с Марсием и, разумеется, победил. Недаром же он бог музыки! Аполлон был так оскорблен и так разгневан, что жестоко наказал Марсия. Тот хоть и был талантливым музыкантом, все же не смог сравняться с божеством. Как мы видим, с древнейших времен не существует искусства, которое было бы ближе к человеческому сердцу, чем музыка, могло бы больше рассказать о его потаенных чувствах и страстях.

Йорданс, «Состязание Пана с Аполлоном»

Миф о Пане и его флейте Однажды козлоногий бог лесов и полей Пан повстречал прекрасную наяду Сирингу и полюбил её. Но дева была не в восторге от ухаживаний весёлого нравом, но страшного ликом лесного бога – и убежала от него прочь. Пан побежал следом, и ему почти удалось её настичь, но Сиринга взмолилась к реке, чтобы та её спрятала. Так прекрасная дева превратилась в тростник, а опечаленный Пан срезал стебель этого растения и сделал из него многоствольную флейту, которую в Греции называют именем наяды – Сирингой, а у нас этот музыкальный инструмент известен как флейта Пана или свирель. И сейчас в лесах Греции вы можете услышать печальный звук тростниковой флейты, который иногда похож на ветер, иногда на плач ребенка, иногда на напев женского голоса.

Источники Сайты: http://musicabout.beon.ru/25796-912-mify-o-muzyke.zhtml http://music-education.ru/mify-i-legendy-o-muzyke/ http://sschool8.narod.ru/91_Orpheus/Kart.htm?page=&template= http://sschool8.narod.ru/76_Gods/04_Apollon6.htm

  • Дудкина Наталия ВсеволодовнаНаписать 3697 28.08.2016

Номер материала: ДБ-167726

    28.08.2016 1087
    28.08.2016 399
    28.08.2016 516
    28.08.2016 742
    27.08.2016 705
    27.08.2016 314
    27.08.2016 778

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Мифы Древней Греции

Музыка

Музыка и мифология

Музыка нашла свое отражение в древнегреческой мифологии. Древнейшая эпоха музыкального развития связывалась в греческих преданиях с именем мифического силена Mарсия, который вступил в музыкальное состязание с Аполлоном, победил его, и тем самым вызвал его гнев. Фригийское происхождение Марсия указывает на влияние музыкальной культуры Малой Азии на Грецию.
Самым известным мифом, отсылающим к давней эпохе, является миф о певце Орфее, сыне фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы, игра которого на золотой арфе очаровывала не только людей, но и зверей, деревья, скалы. По преданию, Орфей отправился в ад, чтобы спасти погибшую от укуса гадюки жену — нимфу Эвридику. Игра на флейте позволила ему очаровать Харона, который согласился перевезти Орфея через Стикс, однако нарушив запрет не смотреть на жену до возвращения домой, Орфей навсегда потерял Эвридику и впоследствии погиб сам. Этот сюжет использовали древнегреческие драматурги (Эсхил, Еврипид), а в новое время — ряд оперных композиторов ( К. Монтеверди, Глюк и другие).
Законодателем древнейших правил игры на авлосе и законов гармонии считался Олимп. Музыкальные законы понимались как совершенство, согласованность, благозвучие. Его учеником, по преданию, был Талет с Крита, который принес в Спарту обычай музыкального сопровождения (на флейте) гимнов Aполлону, a также xopовое пение. О принесении хорового пения с Крита упоминается также в «Илиаде» Гомера.

В музыкальной практике греки использовали разнообразные инструменты. Обширна группа струнных щипковых инструментов (за редчайшими исключениями греки не использовали смычковых):

  • Форминга — древнейший струнный инструмент греческих певцов типа лиры или кифары; нередко эти три наименования употребляются безразлично одно вместо другого. Во время игры формингу держали с помощью перевязи, которая перекидывалась через плечо. Форминга передавала ясные, простые, возвышенные настроения и, не отличаясь разнообразием, звучностью и живостью, подходила к эпическому складу песни; оттого она считалась инструментом аэдов и была посвящена Аполлону. Со времени Терпандра форминги, по преданию, делались с семью струнами. Форминга снабжалась разнообразными украшениями.


    Кифара состояла из корпуса — узкой прямолинейной (трапециевидной) деревянной коробки (иногда округлой снизу), 2 ручек (прикреплённых к корпусу в продольном

    направлении) и перекладины (ига), соединяющей ручки. Струны одинаковой длины, но разной толщины и натяжения прикреплялись снизу к передней части корпуса и сверху к перекладине параллельно плоскости корпуса и ручек. В первой половине 7 века до н.э. с семью струн, позже 12.

  • Самбика (или самбука) — ближневосточного происхождения типа угловой арфы (другое название тригон).
  • Псалтерий имел треугольный или четырехугольный, чаще трапециевидный корпус. Струны защипывали пальцами или плектром.

Среди духовых инструментов встречаются как язычковые, так и флейтовые:

  • Авлос — язычковый инструмент, пара отдельных цилиндрических или конических трубок из тростника, дерева, кости, позже из металла. Каждая из трубок имела с 3-5 (позднее более) пальцевых отверстий. Существовало несколько разновидностей авлосов, из которым известны такие названия как бомбикс, борим, калам, гингр, ниглар, элим. Авлос широко использовался для сопровождения сольного и хорового пения, танцев, во время погребальных и свадебных обрядов, культовых, военных и других ритуалов, а также в театре.
  • Флейта Пана, известная также под названием сиринга — многоствольная флейта, что представляла собой от 5 до 13 скрепленных между собой трубок. Согласно мифу ее создал страстно влюбленный в Сирингу бог лесов Пан. Убегая от Пана, Сиринга просила сестер превратить ее в трость, Пан же сделал из этой трости свирель, которая стала его любимым инструментом.

Предшественником современных медных духовых можно считать длинный рог, прямой или закрученный спиралью, с расширяемым раструбом в конце. Звучал во время ритуальных церемоний и на поле боя.

Из многочисленных древнегреческих ударных инструментов наиболее известны тимпан (предшественник литавр), кимвалы (предшественник тарелок) и кроталы.

В 3-2 веках до н.э. в Греции появился предшественник современного органа — гидравлос, сконструированный александрийским механиком Ктесибием. Инструмент имел от 4 до 18 труб, а давление воздуха, поступавшего в трубы, поддерживалось столбом воды. Гидравлос был распространен в Римской империи, затем в Византии.

10 мифических историй о возникновении музыки

Админчег Muz4in.Net 02.11.2017, 14:12 Тэги

Музыка является неотъемлемой частью человеческой истории и, возможно, даже появилась раньше языка. Хотя голос, вероятно, был первым музыкальным инструментом доисторического человека, некоторые музыкальные инструменты появились более 35000 лет назад.

Мифология была аналогичным образом широко распространена в истории человечества. Как таковые, мифы создавались для объяснения разных сторон музыки, в том числе самого её создания. Вот десять таких мифов.

1. Тескатлипока и Кетцалькоатль: ацтеки

Тескатлипока (правый сверху) и Кетцалькоатль (левый сверху), бог неба и бог ветра, соответственно, являются двумя из наиболее широко известных божеств ацтеков. Кетцалькоатль, в народе именуемый как «пернатый змей», был также богом мудрости, и у него были непростые отношения с Тескатлипокой. Однажды, в то время как Кетцалькоатль был занят созданием ураганов, Тескатлипока заметил явную нехватку пения и музыки у людей. Расстроенный мыслью о мире тишины, он придумал план, который мог бы решить эту проблему: он попросил своего брата взять музыку у Солнца.

После трудного путешествия Кетцалькоатль, наконец, добрался до Дома Солнца, куда его привели разносившиеся по воздуху звуки прекрасной музыки. Оказавшись лицом к лицу с богом ветра, Солнце приказало певцам и музыкантам замолчать, опасаясь, чтобы их не забрали на Землю. Однако Кетцалькоатль, продемонстрировав страшное величие своих сил, убедил их пойти с ним. Когда он приблизился к Земле, фрукты начали созревать, цветы начали цвести, и казалось, что вся планета пробудилась от глубокого сна. Довольные тем, что они совершили, Тескатлипока и Кетцалькоатль грелись в гармоничном сиянии принесённой ими музыки.

2. Разные мифологические персонажи: греки

Лучше известный как вестник другим олимпийским богам, Гермес был также богом воров, купцов и литературы. Будучи младенцем, он выбрался из своих пелёнок и побежал туда, где его брат Аполлон пас свой скот. Съев несколько животных, Гермес поймал черепаху, убил её и выскоблил её панцирь. С помощью внутренностей одной из коров Аполлона он создал первую лиру. Потом, во время допроса по поводу кражи скота, он сыграл на лире так красиво, что Аполлон обменял на неё скот. Гермесу также приписывают изобретение флейты и свирели Пана.

В греческой мифологии другим персонажем, тесно связанным с созданием музыки, является Орфей (показан на изображении выше). Орфея, который был сыном музы, возможно Каллиопы, и покровителем эпической поэзии, называли «отцом песен». Говорили, что Орфей, который получил свою первую лиру от самого Аполлона, играл так красиво, что вокруг него танцевали животные, деревья и скалы. После смерти Орфея его лира была размещена на небе в виде созвездия, где она продолжила играть свою сладкую музыку.

3. Небесные ангелы: христианство

Святой Игнатий был вторым епископом Антиохии и относительно плодовитым автором в области ранней христианской теологии. Говорили, что когда он был моложе, его обнял сам Иисус Христос. Этот случай запечатлён в Евангелии от Матфея (18:3). В 107 году, после того как римский император Траян приказал, чтобы все приносили благодарности римским богам, Игнатий отказался почитать идолов. Его тогда отправили в Рим, где из него сделали мученика, бросив на съедение диким животным.

Что касается его вклада в музыку, говорят, что когда он был епископом Антиохийским, у него было видение. Игнатий был перенесён в Рай, где он видел два хора ангелов, которые по очереди пели, восхваляя Бога. После этого видения он немедленно реформировал свой собственный церковный хор, рассказав певчим, что надо делать. Сократ (не тот, который греческий) приписывал Игнатию создание антифонального пения.

4. Аполлон: римляне

Единственный греческий бог, чьё имя осталось неизменным (наряду со многими историями о нём) после его принятия римлянами, Аполлон почитался как бог Солнца, истины, лечения и музыки. Когда он был более молодым, ему ещеёпредстояло заработать звание бога музыки; он его получил от Зевса только после сражения (когда ему было четыре года) с питоном, который жил на горе Парнас. Убив из лука этого могучего зверя, Аполлон решил сыграть победную песню на своей лире. Его игра была такой совершенной, что он сразу был сделан богом музыки.

Кроме того, Аполлону приходилось время от времени защищать свой музыкальный талант. Сатир по имени Марсий вызвал Аполлона на музыкальное состязание, используя двойную флейту. Он проиграл, и за высокомерие его повесили на дерево и живьём содрали с него кожу. Потом бог Пан подумал, что он может победить Аполлона с помощью двойной флейты. После игры перед легендарным королём Мидасом Пана признали победителем. Разозлившись на Мидаса за то, что тот выбрал Пана и его двойную флейту, Аполлон превратил уши короля в уши осла.

5. Удзумэ: Япония

Также известная как Амэ-но удзумэ-но микото, Удзумэ является японской синтоистской богиней радости и счастья. С прозвищем «решительная небесная женщина» неудивительно, что её также считают воплощением совершенной женщины. (Другой бог, Сарудахико, является воплощением мужчины, и оба божества часто представляются как муж и жена.)

Что касается музыкальной стороны натуры Удзумэ, она выразила её красивее всего в истории с участием Аматерасу, богини Солнца. Аматерасу спряталась в пещере, разгневавшись на бога шторма Сусаноо. К сожалению, из-за этого мир погрузился в темноту, и там больше ничего не могло расти. Все боги напрасно старались убедить Аматерасу выйти из пещеры, пока Удзумэ, наконец, не придумала, как заставить её это сделать. Она покрыла себя мхом и листьями и начала энергично петь и танцевать. Когда она случайно обнажилась, другие боги хрипло рассмеялись, и Аматерасу выглянула из пещеры из любопытства.

Кроме того, говорят, что синтоистская музыка и танцы, известные как кагура, были созданы по образцу пения и танцев Удзумэ.

6. Джубал: иудаизм

В еврейской традиции и Книге Бытия (4:21) Джубал рассматривается как «отец всех, кто играет на арфе и флейте». Известно, что Джубал, сын Ламеха и древнейший поэт до Потопа, изобрёл разные струнные и духовые музыкальные инструменты, в том числе упоминавшуюся выше арфу.

В более поздних раввинских писаниях, особенно в Midrash HaGadol или The Great Midrash («Великий Мидраш»), Джубалу приписывается изобретение всех остальных музыкальных инструментов, а также самого пения. В других же раввинских писаниях отмечается, что Джубал является потомком Каина и что музыка, данная им миру, может иметь вредное влияние, часто при использовании в акте искушения. Более поздние христианские и мусульманские авторы ассоциировали музыку с самим Сатаной, считая, что она имеет псевдомагическое влияние на людей.

7. Сарасвати: индуизм

Индуистская богиня знания и искусств Сарасвати впервые появилась в литературе в качестве воплощения одноимённой священной реки в Индии. В число многочисленных подвигов, которые ей приписывают, входит изобретение санскритского языка. В качестве супруги, дочери или внучки Брахмы, бога-творца, Сарасвати также довольно популярна в мифологии джайнизма и буддизма.

Её создание приписывают Брахме, который создал её после обнаружения мелодии мантр в хаосе несформированной вселенной. Позднее, после того как гандхарвы украли ритуальное растение, известное как сома, которое им поручили стеречь, Сарасвати отправилась к ним от имени других богов. Покорив их своей красивой игрой на вине, струнном инструменте, она предложила им научить их на нём играть при условии, что они вернут сому. Гандхарвы согласились на её предложение, и так родился музыкальный жанр, известный как рага.

8. Один или Браги: викинги

В мифологии викингов был легендарный напиток, известный как мёд поэзии, который был создан карликами. В зависимости от версии мифа, он или превращал человека в поэта, или наделял его способностью говорить мудрые речи. На протяжении многих веков он хранился в тайном месте, пока великан Гуттунг не украл его и не спрятал в горной пещере, находившейся под защитой его дочери. Главный скандинавский бог Один считал, что быть хорошим поэтом так же важно, как быть хорошим воином, поэтому, проделав трудное путешествие, он смог уговорить дочь Гуттунга позволить ему выпить мёда поэзии. Потом он сбежал, превратившись в орла, и вылил этот мёд на весь мир.

Другая возможная причина связывается с Браги (изображён на фото выше), богом поэзии и красноречия и (иногда) сыном Одина. На его языке были выгравированы руны, что позволяло ему говорить мудрые вещи, когда он открывал рот. В некоторых мифах Браги, который описывается как самый совершенный из всех поэтов, приписывают изобретение поэзии.

Являясь богом знания, Луны и письма, среди прочих многих вещей, Тот занимает важное место в мифологии Древнего Египта. Тота, которому приписывают изобретение самих иероглифов, также считают покровителем писцов и тайного знания. Греки ассоциировали с ним своего бога Гермеса, поэтому неудивительно, что музыкальный миф о Тоте связан с аналогичным мифом о Гермесе.

Древнегреческий историк Диодор Сицилийский, живший в первом веке до нашей эры, приписывал Тоту изобретение лиры. Говорили, что египетская лира имела три струны: высокая, низкая и средняя; по сообщениям, они имитировали три времени года. (По-видимому, в Египте не было осени.) В традиционной древнегреческой лире было семь струн. В версии мифа, связанной с Египтом, панцирь высушенной черепахи лежал на берегу Нила. Тот ударил панцирь ногой, и ему понравился произведённый им звук. Тогда он подобрал его и сделал из него лиру, с помощью некоторых внутренностей животных.

10. Линг Лун: Китай

Хотя в некоторых мифах создание музыки приписывается культурному герою по имени Куй, в большом количестве источников легендарным создателем музыки в древнем Китае называется Линг Лун. Говорят, что Желтый император, божество в китайской религии, приказал Линг Луну создать музыку. Первым инструментом Луна была флейта из бамбука, которая издавала неприятные звуки. Фактически, когда Жёлтый император проезжал мимо на коне, звуки этой флейты испугали животное, и оно сбросило императора на землю.

Когда император поднялся, Линг Лун упал на колени, смущённый и готовый принять смерть. Однако Жёлтый император был поражён тем, что флейта вообще может издавать звуки, и сказал ему, чтобы он продолжал свои попытки. В конце концов, Линг Лун отправился на гору Феникс, названной по имени мифических птиц, которые часто там бывали. Самки и самцы пели разными голосами, и он вырезал свою флейту так, чтобы её звучание было похоже на их голоса.

Читайте далее: