Метро Франции

Метро Франции

Метро Парижа – один из старейших метрополитенов мира и старейший метрополитен Франции, открытый специально к Всемирной выставке в 1900 году. Парижский метрополитен занимает десятое место по загруженности и одиннадцатое по протяженности линий среди метрополитенов планеты.
Первая очередь метро Парижа включала две линии. Основная линия состояла из десяти станций и пересекала центр столицы Франции с запада на восток, соединив коммуны Нёйи-сюр-Сен и Венсен. Вторая линия из трех станций связала Булонский лес с площадью Звезды. За более чем столетнюю историю парижский метрополитен вырос до четырнадцати основных линий и двух ответвлений, большая часть которых проходит под землей. Благодаря оригинальному названию парижской подземки «chemin de fer métropolitain», родились названия метро и метрополитен.
Метро Парижа – самый популярный, удобный и выгодный вид общественного транспорта французской столицы. Ежедневно услугами парижской подземки пользуется свыше четырех миллионов пассажиров. Линии парижского метрополитена пролегают от центра города до самых окраин, охватывая все его районы и некоторые пригороды: Монтрёй, Кретей, Сен-Дени и другие. На метро можно добраться до каждого из семи железнодорожных вокзалов Парижа, включая крупнейший Северный вокзал (Gare du Nord), от которого ходят пригородные поезда в парижский аэропорт Шарль-де-Голль (Paris Charles de Gaulle Airport). Станции метро расположены вблизи многих достопримечательностей Парижа, среди которых: Эйфелева башня, Лувр, Собор Парижской Богоматери, Музей Орсе, Базилика Сакре-Кёр.
Парижский метрополитен управляется компанией RATP и вместе с автобусами, трамваями, пригородными поездами и речным транспортом составляет единую сеть общественного транспорта столицы Франции, разделенную на несколько тарифных зон. Стоимость проезда зависит от количества пересекаемых зон. При проездке только на метро цена билета всегда будет равна 1,90 EUR, как для первой зоны, а при поездке с пересадкой на пригородные поезда RER, необходимо покупать билет, действующий в пределах соответствующей зоны. Билет нужно сохранять до конца поездки – на линиях и станциях работают контролеры. Штраф за безбилетный проезд в общественном транспорте Парижа – 45 EUR.
В зависимости от даты открытия, станции метро Парижа обозначены логотипом в виде буквы М или винтажными надписями «metropolitain» и «metro». На самых старых линиях вход в метро можно узнать по кованым павильонам и аркам. На многих станциях из-за неглубокого заложения нет лифтов и эскалаторов. Интерьер парижского метрополитена не отличается богатым оформлением, упор в котором сделан на удобство. Классический дизайн парижской подземки – отделка из белой керамической плитки, но некоторые станции заслуживают особого внимания. Louvre – Rivoli украшена копиями произведений искусства, представленных в Лувре, а Arts et Métiers оформлена в виде подводного корабля Наутилус из романов Жуля Верна.
Платформы парижского метрополитена берегового типа, а многие станции обслуживают сразу несколько линий. Поэтому чтобы не терять время и не возвращаться, нужно внимательно выбирать направление поезда. На линиях 1 и 14 курсируют автоматизированные поезда, а платформы отделены от путей специальной перегородкой, двери которой открываются одновременно с дверями поезда. На других линиях парижской подземки курсируют обычные поезда, часть из которых на шинном ходу. Двери в них открываются путем нажатия кнопки или с помощью рычага, расположенные с двух сторон у каждой двери.

Парижский метрополитен состоит из 16 линий, которые имеют свои числовые и цветовые обозначения: 1 (желтая), 2 (синяя), 3 (оливковая), 3bis (голубая), 4 (сиреневая), 5 (оранжевая), 6 (салатная), 7 (розовая), 7bis (бирюзовая), 8 (лиловая), 9 (золотистая), 10 (светло-коричневая), 11 (коричневая), 12 (зеленая), 13 (голубая), 14 (фиолетовая). Всего работают 303 станции. Общая протяженность маршрутов составляет 220 км. Время работы: с 5.30 до 00:30 в будние дни и с 5.30 до 02:00 в выходные и праздники. На некоторых станциях метро можно осуществить пересадку на трамвай или поезд скоростной железной дороги.

Стоимость билетов зависит от зоны, в Париже их пять. Стоимость единоразового билета составляет 1.90 EUR. Билет действует на всех видах общественного транспорта, но для пересадки на/с автобус(а) нужно покупать новый билет. Также можно приобрести: 10 билетов за 14.90 EUR, билет на 1 день за 7.50 EUR, билет на 1 день в выходной или праздник за 4 EUR. Кроме того, существует проездные карты Navigo. Для оформления карты понадобятся две фотографии и 5 EUR (стоимость самой карты). Цена Navigo варьируется от срока и зон действия. Карта в зоне 1-2 на неделю стоит 22.80 EUR, на месяц – 75.2 EUR. Карты Navigo действуют не с момента покупки, а в период календарной недели или месяца. Для туристов есть карта Paris Visite, дающая возможность неограниченного проезда на общественном транспорте и скидки на посещение основных достопримечательностей. Стоимость такой карты для 1-3 и 1-5 зон соответственно: на 1 день – 12.00 и 25.25 EUR, на 2 дня – 19.50 и 38.35 EUR, на 3 дня – 26.65 и 53.75 EUR, на 5 дней – 38.35 и 65.80 EUR.

Билеты можно приобрести в билетных автоматах, расположенных на станциях метро, трамвайных остановках, станциях скоростной железной дороги, в киосках на больших станциях и в табачных киосках (TABAC). К оплате в терминалах в основном принимаются пластиковые карты и монеты, и только в некоторых местах купюры. При проходе на станцию билет нужно вставить любой стороной в специальное отверстие в турникете и забрать с другой стороны. Его следует сохранять до конца поездки, так как на линиях работают контролеры. Используя карту, ее необходимо приложить к считывающему устройству и подержать над ним 1-2 секунды.

Французское метро. Что нужно знать про парижский метрополитен.

Если речь заходит о достопримечательностях Парижа – метро является одной из них. Парижский метрополитен считается одним из самых старых в Европе. Его основная часть построена до 1920 года, она пролегает неглубоко под землей, поэтому здесь отсутствуют лифты и эскалаторы: чтобы спуститься в метро достаточно лестниц. Именно поэтому центральные линии построены строго под дорогой, так как в противном случае можно было разрушить подвал какого-нибудь здания.

Условно парижское метро можно разделить на два уровня: собственно, метрополитен, находящийся недалеко от поверхности, и поезда RER, которые обслуживают пригородные маршруты и ходят глубоко под землей. В пригороде поезда RER выезжают на поверхность и функционируют как обычные электрички.

Всего в метро Парижа 16 веток – 14 длинных и 2 коротких, обозначенных «bis». Каждая из них для удобства поиска на карте имеет собственный цвет. Пригородные поезда RER имеют 4 основные линии, каждая из которых впоследствии разветвляется еще на четыре. Пересадку на другую линию или на поезд RER можно сделать на определенных станциях, которые есть на каждой ветке.

Время работы

Режим работы Парижа зависит от дня недели. Открывается метрополитен каждый день в 5.30 утра. С понедельника по четверг и в воскресенье метро работает до 00.40. В предпраздничные дни, пятницу и субботу – до 1.40.

Максимальный интервал между поездами – десять минут. Однако, такой большой промежуток бывает лишь поздним вечером или в праздничные дни, когда загруженность метро минимальна. В час-пик поезда ходят каждые две минуты. Время до прибытия следующего состава отслеживается на электронном табло.

Оплата проезда

Для оплаты проезда карта метро Парижа условно зонирована. Всего выделено пять зон – две в Париже и три в пригороде.

  • Для одноразовой поездки достаточно приобрести билет tiket+. Он дает право на проезд в метро в пределах одной зоны, но действует только в течение 90 минут. Стоит tiket+ 2 евро.
  • Более выгодный вариант – это покупка единовременно десяти таких билетов, в этом случае выгода составляет 5,5 евро или 27%. Набор cournet, в который входит десять tiket+, продается за 14,5 евро. Для детей до 10 лет цена cournet 6,35 евро.
  • Tiket jeune – билет для поездок в выходные, он предназначен для молодых людей до 26 лет. Его цена начинается от 3,5 евро.
  • Для ежедневного пользования метро лучше приобрести проездной длительного действия. Билет mobilis стоит 7,30 евро и действует в течение суток.
  • Paris Visite также действует в течение суток, но дополнительно он дает право на скидку посещений достопримечательностей Парижа у метро. вход в музеи по такому билету будет дешевле. Цена его начинается от 8,35 евро.
  • За 29,75 евро можно купить проездной Navigo на неделю.

В метро Парижа часто можно встретить контролеров, поэтому билеты всегда должны быть под рукой. За проезд без билета полагается штраф 1го, 2го или 3го уровня. Сумма штрафа зависит не только от нарушения, но и от времени, в течение которого вы его оплатите. Лучше всего заплатить штраф сразу же, отдав необходимую сумму контролеру. Если вы отложите оплату на потом, то за 60 дней сумма штрафа может вырасти более чем в 6 раз.

Как купить билет

Проще всего купить билет в кассе на любой большой станции. Для этого желательно владеть французским или хотя бы знать обозначение нужного вам билета. Если нужен билет на одну поездку, достаточно произнести слово «carnet» или «carnetfant» для ребенка. Билет на поезда RER называется «allez», а если туда и обратно, то «allez-retour».

Если кассы на станции нет, то обязательно есть билетный автомат. Он принимает монеты или кредитки, меню в автоматах есть и на английском. В таких автоматах можно приобрести разовый билет либо пополнить лимит на проездном билете.

Интересные факты о парижском метро

В парижском метро функционирует множество поездов старого типа, то есть таких, где двери нужно открывать вручную. В зависимости от конструкции для этого предусмотрен металлический рычаг или же специальная кнопка. Хотя на некоторых ветках ходят и вполне современные составы. Они представляют собой один длинный вагон и функционируют полностью автоматически, без машиниста. На таких станциях стоят прозрачные ограждения, которые препятствуют выходу на рельсы. Створки барьера открываются только перед дверью вагона.

На некоторых линиях парижского метро ходят поезда с шинами.

Станции призраки

В парижском метрополитене есть станции-призраки, которые закрыты для посещения. Часть из них никогда не открывались и даже не имеют выхода на поверхность. Другие были закрыты во время Второй мировой войны.

Построенные, но никогда не эксплуатировавшиеся станции метро Парижа – это Porte Molitor и Haxo. Станция «Порт Молитор» используется сегодня в качестве депо для поездов. Увидеть заброшенные станции можно на специальных рейсах, иногда совершаемых специально для интересующихся пассажиров.

Во время Второй Мировой войны были закрыты несколько станций метро Парижа. Ввиду низкой рентабельности и малой посещаемости так и не открылись станции Porte des Lilas – Cinema, Saint-Martin, Croix-Rouge, Arsenal, Champ-de-Mars.

Связь московского и парижского метро

Две столицы в свое время обменялись подарками, которые можно увидеть в метро. На станции «Мадлен» в Париже висит витраж с изображением Курочки Рябы. А в вестибюле метро «Киевская» московского метрополитена можно посмотреть лестничный сход, оформленный парижскими дизайнерами.

Также среди станций метро Парижа есть названные в честь событий, происходивших в России. Это станции «Севастополь», «Криме», «Сталинград», которые символизируют соответственно осаду Севастополя, Крымскую войну и Сталинградскую битву.

Полезные советы

Следует знать, что в поездах метро, особенно старого образца, станции не объявляются. Пассажиры самостоятельно отслеживают свое местоположение по специальной интерактивной полосе внутри вагона или же просто по карте. В некоторых автоматических современных поездах станции объявляет диктор.

Для нормальной ориентации в парижском метро важно знать принятую здесь систему обозначений. Голубые указатели с надписью Sortie показывает на выход из метро. Оранжевые таблички Correspondance указывают направление перехода на другую линию или поезд RER.

Мобильный интернет в роуминге

В путешествии по Европе важно не забывать, что всегда существует возможность сохранить в кармане несколько дополнительных евро. Одним из способов сэкономить является покупка туристической сим-карты. Существует множество предложений. Это и Глобалсим, и Оранж, и Ортэл Мобайл. Одно из самых выгодных предложений – это, несомненно мобильный Интернет и международная связь от Оранж. С картами отечественных операторов Оранж и вовсе не идет ни в какое сравнение. Только представьте – всего евро за 100 МБ и столько же за связь по стране. О таком понятии как роуминг от наших операторов можно просто забыть. Интернет в роуминге можно будет раздавать, а это означает, что несколько членов семьи или дружная компании смогут использовать ресурсы сим-карты по полной. Туристические сим-карты вы можете купить на нашем сайте в разделе Магазин.

Метро Парижа: романтика и прагматика в одном вагоне

Парижское метро — наиболее простой и удобный способ перемещения по городу для туриста, и к тому же самый выгодный, который позволит без проблем увидеть достопримечательности Франции расположенные непосредственно в столице. Метро в Париже состоит из порядка трехсот станций. Парижский метрополитен включает в себя 16 веток, имеющих номера от 1 до 14, а также 2 линии, являющиеся ответвлениями от маршрутов № 3 и № 7 (№ 3-бис и № 7-бис соответственно). У каждой ветки — отдельный цвет. Многие станции имеют переходы на другие линии — об этом имеется информация на специальных табло в метрополитене и на картах RATP. Время перемещения от одной станции метро до другой рассчитывается следующим образом: 2 минуты (время в пути между двумя станциями) плюс 5 минут на каждую пересадку. Если вас интересует весь транспорт столицы Франции, то рекомендуем к прочтению статью «Транспорт в Париже».

Линии метро Парижа

Доступ к платформам в метро чаще всего ограничен за счет турникетов или барьеров по типу ворот. Чтобы пройти через барьер с билетом, необходимо вставить его магнитной стороной вниз в турникет, не помеченный красным крестиком (не работает) или кругом (выход). Турникет должен находиться справа от вас, когда вы будете вставлять билет, после чего он появится в верхней части турникета и его необходимо будет сразу же забрать, иначе турникет не сработает. После этого следует пройти через турникет, приблизившись к барьеру-воротам и дождаться их открытия. Некоторые открываются очень медленно, особенно те, что имеют двойные ворота. Если ваш билет был принят, а ворота не открываются, убедитесь, что вы подошли достаточно близко, чтобы вызвать реакцию сенсорной панели. Максимум вам придется подождать 5 секунд. Если ваш билет не принят, то турникет издаст низкий, более длинный и неприятный звук, иногда сопровождающийся красной надписью о том, что ваш билет недействителен. Найдите сотрудника станции в окошечке с билетами или за информационной стойкой и обратитесь к нему за помощью. Скорее всего, вам откроют ворота вручную и вы сможете пройти.

Карту-проездзной Navigo Découverte необходимо просто поднести к считывающему устройству. Барьеры, работающие с бесконтактными картами, устроены следующим образом: карта проводится над пурпурной зоной для считывания над турникетом или над барьером. Устройству нужно одну-две секунды для того, чтобы распознать карту, поэтому держите карту над ридером до тех пор, пока не раздастся звонок, извещающий о том, что можно пройти. Не забывайте, что если у вашей карточки скоро заканчивается срок действия, то звук будет другим, менее приятным, а на дисплее появится сообщение с датой окончания срока действия карточки. Через турникет проходить следует точно так же, как и при использовании одноразового билета.

Ориентация внутри метрополитена

Прибыв на нужную станцию, вы можете выйти наружу, следуя по голубым указателям с надписью «Выход» (по-французски «Sortie»). Часто эти указатели перемешаны с другими, например, на смежные станции других линий метро.

Личный опыт путешественников

Отзывы и истории поездок

Хочу рассказать вам об организационных моментах поездки на чемпионат Европы по футболу: маршруты, перелёты, переезды, проживание и прочее. Читать дальше →

as_elvis | лето 2016

Существует расхожий миф, что в Европе настолько хороша и спокойна жизнь, что все строится на доверии и в общественном транспорте не бывает контролеров. Читать дальше →

think_head | зима 2015

Свою поездку я начал со станции Porte de Versailles. Спускаемся по ступенькам вниз и оказываемся в лабиринте уютных проходов и пешеходных тоннелей. Читать дальше →

Слова “метрополитен” и “метро” получили всемирное распространение именно благодаря парижскому метро. Парижское метро насчитывает 16 линий. 1 и 14 линии полностью автоматические и работают без машинистов. Читать дальше →

my_journal_omsk | лето 2013

Хочется сказать пару слов про Лионское метро. Музыка! Долго не могла избавиться от ощущения, что где-то что-то играет. В потолке и стенах динамики, стоишь, поезд ждёшь, классиков слушаешь Читать дальше →

Парижский метрополитен

Парижский метрополитен

Парижское метро часто ругают. Там грязно, воняет, тесные поезда, узкие переходы и низкие скорости. Возможно, с точки зрения пассажира, так оно и есть. Но если рассматривать метрополитен Парижа как транспортную систему, то все становится не так и плохо.

Сен-Мишель (Saint-Michel) — типичная станция парижского метрополитена. 4 линия, открыта 9 января 1910 года.

Важно понимать, что парижское метро было открыто в 1900 году. Тогда не было типовых решений для подземки и все приходилось изобретать с нуля и проверять на живых людях.

Конечно, уже активно развивался лондонский метрополитен и было построено по одной ветке в Глазго и Будапеште. Но то были не времена глобализации.

В Будапеште первую ветку метро построили в 1896 году. Это раньше чем в Париже на 4 года. Только, в отличии от Парижа, вторую ветку будапештского метрополитена построили на базе советских проектов только в 1970 году. В Глазго ветка построенная в 1896 году так и осталась единственной (вот так она выглядит, почти комедийно). Так что, заимствовать идеи, кроме как у лондонского метро, было не у кого. Да и те только-только отказались от паровой тяги и стали использовать проходческие щиты при строительстве тоннелей.

Однообразные станции это не всегда плохо. Станции четвертой ветки.

Такое ранее развитие и относительная самобытность не могла не отразится на парижской подземке. Само название подземки «метрополитен» родилось именно в Париже.

Парижане с большим энтузиазмом встретили новый вид транспорта. К концу 1900 г. было перевезено 4 млн пассажиров. А какой у них был выбор? Ford T выйдет только через восемь лет, а до этого извольте пользоваться конными повозками или трамваями.

Ну да ладно. Наши люди попадая в парижский метрополитен отмечают прежде всего узкие переходы, небольшие поезда, низкие скорости и частые остановки. Все это отголоски того самого «стандарта», который заложили в самом начале, еще в 1898-1900 годах.

Уже в первоначальном проекте было запланировано 9 веток. Метро должно было стать подземным видом транспорта на электрической тяге, со стандартной шириной колеи (1435 мм) и габаритами подвижных составов, не превышающими 2.4 метра (что исключало использование обычных железнодорожных подвижных составов), максимальным наклоном путей 40 мм/м и радиусом искривления 75 м. Длина станций составляла 75 м.

Короткие станции и маленькие составы сразу бросаются в глаза. Станция Трокадеро (Trocadéro), открыта 2 октября 1900 года, как ответвление от станции Étoile первой линии метро.

Накануне Первой мировой войны в Париже действовало уже 10 линий, общая длина путей составляла 91 км. В 1913 г. было перевезено 467 млн пассажиров. План развития парижского метрополитена предусматривал создание такой густой сети, чтобы в любой точке города в радиусе ближайших 400 м можно было найти станцию метро.

По меркам современных систем метро парижское больше похоже на подземную линию скоростного трамвая (такую как в Порту или Севилье). Сегодня парижский метрополитен плотной сеткой покрывает Париж и ближайшие пригороды, что по Московским меркам похоже на территорю внутри ТТК.

Салон вагона метро (в кадре почти весь вагон). Обратите внимание на откидывающиеся сиденья. Ими можно пользоваться, пока вагон не набивается битком.

Где бы вы не находились в Париже, до ближайшей станции метро врядли будет больше пяти минут пешком. Правило 400 метров работает до сих пор. Более того, зачастую в пяти минутах ходьбы вам может быть доступно несколько станции на нескольких линиях метро.

За такую плотность приходится платить скоростью, но тут на помощь приходит система пригородных электричек RER. В отличии от Москвы и Санк-Петербурга они не упираются в тупиковые вокзалы, а ныряя в тоннель пронизывают Париж насквозь.

Станции системы пригородных поездов RER расположены на гораздо большем расстоянии друг от друга, скорости поездов выше, да и сами поезда намного больше. Если вы, как и большая часть парижан, живете в пригороде, там вам нужно дойти до ближайшей станции метро, потом доехать до нужной ветки RER и уже там пересесть на свою электричку.

Такой подход позволяет практически полностью отказаться от использования личного автомобиля для поездок по Парижу.

На некоторых линиях используются резиновые шины. Это тоже изобретение французов. 11 линия, маршрутом Châtelet — Mairie des Lilas была перестроена первой на шинный ход в 1956 году. Электропоезд Alstom MP 89 CC 25.

На некоторых ветках шины используются вместе с традиционным колесами. Шины используют чтобы снизить уровень шума и позволить поездам преодолевать более крутые подъемы. Из-за высокой стоимости переоборудования шины используются только на 4, 6 и 11 ветках. Вообще, вопрос шума спорный, шины скрипят так, что друг друга не слышно. По ощущениям, вибрация меньше.

Самые распространенные электропоезда метро MF67 (MF67-012 и MF67-023) на станции Gallieni (конечная). Это уже не Париж, вторая тарифная зона.

Сервисная зона у станции Gallieni. Париж — тесный город с дорогой землёй. Наземные депо небольшие и, по большей части, там осуществляется только обслуживание и ремонт электропоездов. Для отстоя используются многочисленные служебные пути, тупики, бывшие кольца, вторые-третьи-четвёртые пути на станциях и т.п.

Вход на станцию метро иногда можно и не заметить. Это может быть вход под землю практически без опознавательных знаков.

Вход станции Лувр — Риволи (Louvre – Rivoli).

Станция Лувр — Риволи (Louvre – Rivoli) была открыта 13 августа 1900 года. Мы ее застали вот в таком виде. Обратите внимание на барьер, о нем ниже.

Переходы между станциями. На полу что-то типа наплавляемого линолеума, на стенах керамическая плитка. Углубления для рекламных плакатов предусмотрены заранее и декорированы плиткой.

Плитка на станциях парижского метрополитена заслуживает особого внимания. Дело в том, что на станциях и в переходах используется всего несколько типов плитки и она давно стала одним из символов парижской подземки.

На большей части веток нет объявления станций. Пассажиры ориентируются по табличкам на стенах станции. Таблички многократно повторяются и их всегда видно из вагонов поезда. Станция Гар-дю-Нор (Gare du Nord), линия 4. Электропоезд Alstom MP 89 CC №25.

Автоматическое управление поездами

Отдельного внимания заслуживают линии 1 и 14. Дело в том, что эти линии полностью автоматизированны. В поездах нет ни машинистов, ни даже кабин для них. Ветка 14 была построена в 1998. Ветку 1 перевели на автоматическое управление в 2011-2012 годах.

Автоматизированные ветки предполагают наличие дополнительного барьера между платформами и поездами. Такие барьеры теперь не редкость и их можно встретить во многих метрополитенах, например Бангкоке.

А вот так выглядят станции автоматизированной 14 ветки метро. Станция Сен-Лазар (Saint-Lazare).

Метро Франции

Парижский метрополитен — один из старейших метрополитенов на континенте (третий после лондонского и будапештского) [источник не указан 553 дня] . Первые линии метрополитена прокладывались строго под проезжей частью улиц; отклонение от оси улиц грозило попаданием в подвалы и погреба домов. Некоторые станции имеют искривлённую платформу из-за недостаточной ширины улиц. По этой же причине боковые платформы на некоторых станциях не находятся точно друг против друга.

Открыт 19 июля 1900 года к всемирной выставке; билет на первой ветке «Венсенский замок — Порт-Майо» стоил 15 сантимов старыми франками для второго класса и 25 сантимов для первого. Большинство линий в центре построено к 1920 году. Особенностями являются короткие перегоны между станциями, большая плотность сети метрополитена в центре города и оформление первых станций в стиле модерн (ар нуво) дизайнером Эктором Гимаром.

Метрополитен строился с разной интенсивностью на протяжении всего XX века, продлевая свои линии в пригороды. С 1969 года связан с системой городских поездов RER (фр. Réseau express régional d’Île-de-France ).

Парижский метрополитен имеет 14 пронумерованных «больших» линий, плюс 2 короткие (3-бис и 7-бис) — бывшие ответвления 3-й и 7-й линий.

Длина путей 214 км, 300 станций (в том числе 62 пересадочные). Поскольку пересадочные станции принадлежат более чем одной линии, то общее число остановок на всех линиях метро составляет 384. Среднее расстояние между станциями 562 м. Практически все линии подземные, надземных станций только 21 (из них бо́льшая часть на линии 6).

Пассажирооборот примерно 4,5 млн пассажиров в день (второе место по загруженности среди метрополитенов Европы после Московского метрополитена и 6-ое место в мире после Токио, Москвы, Нью-Йорка, Сеула и Мехико).

Двери в вагонах большинства линий открываются не автоматически, а лишь после нажатия пассажиром на зеленую кнопку в двери или после поднятия вверх закрепленного на двери металлического рычага.

Названия станций в некоторых вагонах объявляют дважды с интервалом около 2 секунд. В таких вагонах также имеется световой индикатор, показывающий текущую и следующую станции. В вагонах старого образца ни объявлений, ни индикатора нет, поэтому пассажирам приходится следить за названиями станций, написанных на стенах станций крупными буквами на синем фоне. План линии с названиями следующих станций можно прочесть над выходными дверями вагонов. Каждый состав курсирует, как правило, по одной линии, поэтому во время поездки можно смело ориентироваться по этому плану. Перед выходом из метрополитена наружу на платформе всегда можно найти подробный план городского квартала, куда ведёт выход.

Стоимость проезда и способы оплаты

Стоимость разового билета для проезда в парижском метро такая же, как и на других видах городского транспорта, и в 2011 году составляла €1,70. При покупке так называемого карне (10 билетов за 12,50 евро) стоимость билета соответственно составляет 1,25 евро. Билеты, в основном, продаются в автоматах (где есть возможность выбрать английский, немецкий, французский, итальянский языки). Билеты также можно приобрести у кассиров в киосках на входах на станции. Проездная бесконтактная пополняемая карта NaviGo действует на всех видах общественного транспорта. В настоящее время стоимость одной поездки по карте NaviGo составляет €1,40.

План — схема парижского метро

Чтобы найти определенную станцию метро на карте, воспользуйтесь сайтом Парижского метро : введите название станции в окошке и нажмите кнопку поиска (Rechercher).

Линии парижского метро

Парижское метро состоит из 16 линий. Самые «туристические» линии:

1 — проходит через квартал Марэ, Шатле-ле-Аль, Лувр , Елисейские поля , Триумфальную арку ;

6 — выходы к Эйфелевой башне и башне Монпарнас ;

4 — это Шатле-ле-Аль, остров Ситэ с Нотр-Дам и Святой часовней , квартал Сен-Жермен-де-Пре;

12 — проходит через Монмартр и музей Орсэ .

Парижский регион поделен на 5 транспортных зон . Если Вы в центре Парижа, то это 1-я зона. А вот Диснейленд или аэропорт Шарль де Голль, например, уже находятся в 5-й зоне.

Схема парижского метро и RER

(Увеличивается при нажатии.)

Полезная информация

Парижское метро состоит из 16 линий, поезда ходят с интервалом в несколько минут. Метро открывается в 5.30 утра и закрывается в 1 ч. 15 мин в воскресенье -четверг, в 2 ч. 15 мин. в пятницу-субботу и в праздничные дни.

С сентября 2019 г. по март 2020 г. на парижском метрополитене запускается эксперимент: метро будет открыто по ночам. Но это нововведение будет касаться нескольких линий метро и лишь в одну субботу месяца (14 сентября, 12 октября, 9 ноября, 31 декабря, 11 января, 8 февраля и 7 марта). Какие именно станции будут функционировать по ночам, пока остается вопросом обсуждения. Линии метро и трамваев, попадающих под эксперимент:

Наряду с метро в Париже существует еще система электричек — RER . Если метро обслуживает Париж и ближние пригороды, то поезда RER едут намного дальше. Если Вы передвигаетесь на RER в Париже в 1-й зоне, то проезд будет стоить столько же, как и в метро. Но если Вы выезжаете за пределы 1-й зоны, необходимо покупать специальный билет или пользоваться транспортным проездным на нужные зоны. Расчет стоимости билета.

RER начинает работу в 5.15 — 5.30 утра, заканчивает в 0.30. Точное расписание можно узнать на сайте транспортной компании: Расписание RER (официальный сайт).

Поезда RER в Париже едут от одной точки в другую быстрее, т.к. останавливаются не на всех станциях.

На плане линии метро обозначены цифрами, а RER — буквами.

Маршрут по Парижу Вы можете составить на Сайте парижского метро или через специальные приложения .

На сайте Вы сможете составить маршрут из одной точки Парижа и его пригородов в другую. Достаточно ввести адрес или названия станций, чтобы найти необходимую информацию, как добраться до нужного места.

Например, при поиске маршрута от аэропорта Шарль де Голль до Опера Бастий, получаем следующую картину:

Справа открывается карта Парижа с дорогой, которую нам предстоит проехать.

Слева указана очередность транспорта: сначала нам нужно ехать на RER B, затем сделать пересадку на 5 линию метро. В дороге мы проведем примерно 54 минуты, из них 9 — пеший переход с одной станции на другую. Чтобы получить более подробную информацию, необходимо нажать на ссылку «Voir le détail du trajet» слева внизу (см.картинку).

При переходе по этой ссылке получаем следующее:

Слева теперь получаем все подробности: где сделать пересадку, сколько остановок проехать, сколько времени уйдет на дорогу, время прибытия транспорта на станцию и даже объем загрязнения от поезда в сравнении с автомобилем.

Парижское метро

Парижское метро было открыто 19 июля 1900 года к всемирной выставке, на которой ожидалось такое количество посетителей, которое не в состоянии был перевозить весь существовавший до тех пор городской транспорт. Это обстоятельство было решающим аргументом в спорах отцов города: “делать/не делать”. В Москве, примерно в те же годы, велись такие же дебаты, которые кончились ничем, возможно потому что выставка не планировалась.

Первые линии метрополитена прокладывались на небольшой глубине и строго под проезжей частью улиц; отклонение от оси улиц грозило попаданием в подвалы и погреба домов. Вообще, все метро в Париже неглубокое, поэтому эскалаторов там мало, в основном лестницы. А которые эскалаторы есть, то не длинные, примерно как в супермаркетах. Это отнюдь не является достоинтвом, так как при переходах невозможно миновать пути поверху или понизу и приходится очень долго петлять. А если учесть то обстоятельство, что в отличии от московского, в парижском метро платформы обычно расположены не в центре, а по бокам сдвоенных путей, то проезд нужной станции приведет к долгому петлянию в подземном лабиринте.

К настоящему времени, сеть метро охватывает весь Париж и его ближайшие пригороды. Конечно, надо иметь в виду, что Париж сравнительно небольшой, компактный город. Метро Парижа это 300 станций (в том числе 62 пересадочные), 16 линий и 214 км путей. Каждый день парижское метро в среднем перевозит 4 миллиона человек, что в два раза превышает население города. По количеству станций метро Парижа занимает 2 место в мире уступая только нью-йоркскому, которое имеет 422 станции.
Всего в Париже 14 линий метро RATP (время работы с 5:30 до 0:30) и 4 линии RER — скоростного пригородного метрополитена, имеющего станции пересадок с городского метро и поездов SNSF. RER работает с 5:30 до 24:00.

Anvers – типичная станция парижского метро, видны сдвоенные пути в разных направлениях
Все познается в сравнении, поэтому интересно сравнить парижское метро с московским. Сразу оговорюсь, по интерьеру и внешнему оформлению их сравнивать нельзя, все равно что сравнивать общагу с дворцом. Удивляет, что французы, признанные мастера интерьеров, здесь даже и не думают хоть как-то украсить станции. Наверно считают излишним, а может это шарм такой. Однако у них есть один существенный плюс – названия станций расположены часто, так что при остановке с любого место его видно. А вот у нас приходится крутить головой, да и то в большинстве случаев бесполезно. И здесь опять приходится удивляться, неужели так трудно добавить названия, или это тоже шарм.
Сравнивать по удобству – сложно. Некий мудрец сказал: самый короткий путь, это тот который ты знаешь. По аналогии: удобнее то, к чему привык.
Тем не менее,можно сравнить некоторые аспекты этих двух подземок.
Расстояние между станциями метро Парижа в среднем составляет около 500 метров, поезд даже не успевает разогнаться. По крайней мере в центре, каждая точка города находится в шаговой доступности от станции метро. Поэтому, передвигаться между достопримечательностями Парижа удобнее всего на метро, попасть к желаемому объекту можно, буквально пройдя пару шагов от выхода из подземки.
Если вы вошли в вагон и увидели, что все места заняты, не огорчайтесь, на следующей остановке некоторые из них освободятся. “Решетчатая” схема парижского метро, в отличии от радиальной московского, позволяет избежать ситуации “утром все в центр, вечером все из центра”. Возможно здесь также сказывается иная инфраструктура Парижа. Там не нужно “утром всем в центр”.
Зато, как я уже писал выше, переходы в лабиринте парижского метро, да еще без знания языка, это целая проблема. И если бы не вездесущий указатель “sortie” – выход, была бы опасность так и остаться там навечно.

Стоимость разового билета для проезда в парижском метро такая же, как и на других видах городского транспорта, и в 2012 году составляла €1,70. При покупке так называемого карне (10 билетов за 12,50 евро) стоимость билета соответственно составляет 1,25 евро – экономия. Этот билет действует не только в метро, но и в наземном транспорте в пределах города и даже на фуникулере на Монмартре. Билет действует 2 часа после компостирования и дает право делать пересадки в метро и на станциях RER в пределах города.

Две стороны билета парижского метро

Для прохода к поездам следует опустить билет в специальное устройство магнитной стороной внутрь, забрать его и затем уже пройти через турникет. Турникеты резко отличаются от московских. Мало того, что нужно повернуть вертушку (как в автобусах), но еще вверху есть металлическая полоса, которая не всегда поворачивается. Я как-то застрял между этими сооружениями, но ничего, прорвался. Вообще, эти турникеты как на вход, так и на выход (слева) напоминают какие-то средневековые защитные сооружения. Не исключено, что так и есть. Это явно антивандальное и “антизайцевое” исполнение. Думаю, на окраинах Парижа, где селятся эмигранты с Ближнего Востока и Африки, это не лишнее.

Кассы и турникеты парижского метро
В парижском метро двери вагонов автоматически не открываются, вернее открываются не всегда. Для того, чтобы они открылись надо нажать специальную зеленую кнопку на двери, или повернуть вверх металлический рычажок. Кнопки или рычажки есть как с внутренней, так и с наружной стороны дверей. Так что, если вы стоите на платформе, и около вас остановился вагон, иногда приходится нажать кнопку или повернуть вверх ручку.

Вагоны внутри не походят на наши. Там сидения расположены поперек вагона (как в автобусе), имеются и откидные сидения. Конечно, это связано с тем, что в парижском метро нет такой плотности пассажирпотока по вышеописанным причинам, да и сам Париж гораздо меньше Москвы.
Удивила меня одна странность в поведении пассажиров. У нас считается верхом неприличия стоять посередине двери во время входа и выхода. В парижском метро это можно наблюдать довольно часто. И никто не возмущается, проходят бочком. Правда, и народу там меньше и двери пошире, но самое главное – люди не скандальные.

Фотографии станций парижского метро

Подземная станция метро Бастилия

Надземная станция метро Бастилия – здесь все-таки наблюдается попытка украсить станцию. Сюжет – революционный, соответствующий названию.

Как видите, все достаточно однообразно, различие только в количестве и качестве рекламы

Метро Парижа

Итак, вы собрались в замечательный город Франции — Париж. Чтобы осмотреть самые восхитительные достопримечательности вам потребуется воспользоваться общественным транспортом. Не теряя времени, познакомимся с парижским метрополитеном.

Приятный бонус только для наших читателей — купон на скидку при оплате туров на сайте travelata.ru до 30 ноября:

  • AF500guruturizma — промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru – промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000KGuruturizma – промокод на 2 000 руб. для туров на Кубу от 100 000 руб.

На сайте onlinetours.ru вы можете купить ЛЮБОЙ тур со скидкой до 3%!

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте level.travel. Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Станции и режим работы метрополитена

Основная часть станций метро Парижа расположена под землей, и только некоторые из них являются наземными. Вход в метрополитен может быть отмечен как табличкой Metropolitain, так и литерой M.

Некоторые старинные станции до сих пор украшены входными группами в стиле ар-деко. Однако тех, кто хотя бы однажды побывал в московском метро, парижское, скорее всего, не удивит. Ничего похожего на дворцы в оформлении станций нет, у него довольно скромная архитектура.

Всего в распоряжении метрополитена 300 станций. Каждая из них оснащена несколькими входами, но похвастаться безбарьерностью для людей с ограниченными возможностями могут лишь 50 из них. Парижское метро включает в себя 15 зон, тем не менее, туристические маршруты проложены лишь в 1 и 2 зонах.

Кроме того, метрополитен, с помощью некоторых станций, соединен с сетью загородных линий RER. Навигация между платформами выполняется с помощью указателей и баннеров, расположенных на стенах переходных туннелей.

Парижский метрополитен в будни функционирует с 5:30 до 00:40, в выходные и праздничные дни — до 01:40. Как правило, промежуток между поездами составляет до 2 минут, но в выходные и праздничные дни может увеличиваться до 10.

Какие бывают билеты и цены на них

Решение прокатиться в метро «зайцем» — плохая идея. В этом случае вы рискуете заработать штраф в размере 80 €. Или того хуже: застрянете на одной из станций. На некоторых из них турникеты стоят не только на входе, но и на выходе.

Метрополитен Парижа предлагает различные варианты оплаты проезда, ориентируясь на нужды своих соотечественников и туристов, прибывающих с различными целями и на разные сроки.

Виды билетов и их стоимость (дети до 3 лет — свободный проезд):

  • Ticket t+ — одноразовый, действует в течение часа по всем линиям метро, включая пересадки и скоростную линию RER (зона №1). Цена: 1,80 €.
  • Carnet — одноразовый, тоже что и «тикет», но включает в себя 10 билетов. Цена: 14,10 €.
  • Carnet enfant — действие как у «карне», но предназначен для ребенка до 10 лет (поштучного варианта нет). Цена: 7,05 €.
  • Jeunes weeke-end — предназначен для молодежи до 26 лет. Работает в выходные и праздничные дни. Цена варьируется от выбранных зон метро: от 3,85 € до 4,90 €.
  • Mobilis — дает свободу перемещения по метрополитену, RER и на других видах транспорта в течение суток. Цена находится в зависимости от выбранных зон: от 7,00 € до 16,60 €.

Paris Visite — безлимитный проезд на период от 1 до 3 или 5 дней. Зоны на выбор: 1–3 либо 1–5. При посещении музеев дает право на скидку. Цена: от 11,15 € до 61,25 € (на детей 4–10 лет скидка 50%).

Pass Navigo Decouverte — абонемент на неделю либо на месяц. Существенный момент: независимо от дня покупки недельный — работает строго с понедельника по воскресенье, месячный — в течение текущего месяца. Цена варьируется в зависимости от зон: недельный — от 18,45 € до 21,25 €, месячный — от 60,70 € до 70 €.

Обратите внимание: на некоторых билетах присутствуют поля для заполнения. Данные вносятся от руки, как правило, нужно указать: дату первой поездки и фамилию с именем того, кто будет пользоваться билетом.

Как купить и использовать билет

Проездные билеты можно купить через кассы RATP или автоматы, доступные на всех станциях метро и RER. При этом абонементы приобретаются строго в кассах. Будьте внимательны: в автоматах предусмотрен прием лишь монет и банковских карт с чипом. Кроме того, карты с магнитной лентой не принимают даже в кассах.

Вход на платформу реализуется через турникеты либо распахивающиеся ворота с помощью считывания автоматом билета. Для прохода необходимо поднести билет к нижнему разъему магнитной полосой от себя, после этого забрать его из верхнего разъема. Услышав непродолжительный звуковой сигнал (также на табло турникета загорится «Reprenez votre ticket»), подойдите ближе к дверцам. Это необходимо сделать для того, чтобы сработал датчик, и двери распахнулись.

Если вы владелец бесконтактной карты Pass Navigo Decouverte, то вместо слота для билета поднесите карту на 1–2 секунды к фиолетовому датчику (верхняя часть турникета). Он считает информацию с вашей карты и далее действуйте в точности, как описано выше.

Помимо всего прочего, стоит помнить о том, что билет необходимо беречь до конца поездки. На ряде станций, как оговаривалось ранее, он может потребоваться для выхода.

Выход из метро

Не отыскать выход со станции довольно сложно, все они отмечены соответствующей табличкой Sortie. Выбрать тот, который будет являться наиболее удачным для вас, можно воспользовавшись картой метрополитена. Такие ориентиры обычно размещают в фойе каждой станции.

Желаете встретить Новый год в Париже? — Наша статья для Вас.

Воспользуйтесь услугами kiwitaxi и в аэропорту, в указанное время, вас будет ждать водитель, поможет с багажом и оперативно доставит вас в отель. Доступны несколько классов авто — от эконом до Minibus на 19 мест. Цена фиксированная и не зависит от количества пассажиров и адреса в пределах Парижа. Такси из/до аэропорта — удобный и комфортный способ добраться до нужного места.

Парижский вход на станцию метро “Киевская”

Станция метро “Киевская” – одна из станций столичной подземки, причём сразу на 3 линиях: Филёвской, Арбатско-Покровской и Кольцевой. Станция расположена у Киевского вокзала и выполняет важную транспортную функцию.

В 2006 году один из входов на станцию был оформлен в духе входных групп парижского метро, типовой проект которых был выполнен в 1900 году французским архитектором Эктором Гимаром. Входная группа в характерном для Парижа стиле Ар-Нуво заимствует природные мотивы и украшена витыми чугунными решётками, напоминающими лианы, светильниками в виде гигантских стеблей и нарядным парапетом. Над входом красуется аутентичная табличка “Metropolitain”, а позади неё размещено стилизованное название станции – “Киевская”. За исключением таблички с названием станции, этот вход в метро является точной копией парижской станции метро “Пер-Лашез” (Pere Lachaise).

Парижский метрополитен и Эктор Гимар

Парижский метрополитен был открыт в 1900 году, и в тот же год в городе задумались об оформлении входных павильонов станций. В Париже был объявлен архитектурный конкурс на разработку типового архитектурного проекта, фаворитом которого стал архитектор и дизайнер Эктор Гимар, мастер модерна.

В 1900-1910 годах по проекту Гимара оформляются входы на первые станции парижского метро: всего было создано 88 таких композиций, но большинство из них за прошедшее столетие, к сожалению, были демонтированы.

Тем не менее, постепенно они стали одной из визитных карточек Парижа, и сейчас во французской столице стараются восстановить утраченное наследие – и одновременно популяризируют его в других странах, делая объектом культурного обмена.

Необычное оформление входного павильона “Киевской” – результат культурного обмена между французской и российской столицами, дар Московскому метрополитену от Парижской компании городского общественного транспорта (RATP). Все отделочные материалы, ограда и даже бордюрный камень были доставлены из Парижа. Москва же ответным жестом подарила парижской подземке витраж “Курочка Ряба” (Ryaba la Poule), который украсил станцию “Мадлен” (Madeleine).

Помимо Москвы, подобные “парижские павильоны” в разные годы появились в Чикаго, Монреале, Лиссабоне и Мехико.

Входной павильон станции “Киевская”, декорированный во французском стиле, находится на площади Киевского Вокзала (выход № 3).

Читайте далее: