Метопы храма зевса в олимпии | Vasque-Russia.ru

Метопы храма зевса в олимпии

Храм Зевса в Олимпии – духовный центр Эллады

Древняя Греция, которая является родиной современной демократии, страной, давшей миру множество философских учений, фундаментальных научных открытий и величайших произведений искусства, была не блистательным царством истины, а конгломератом больших и маленьких городов-государств и племён, беспрестанно воевавших между собой.

Самые ничтожные поводы могли вызвать многолетнюю кровавую вражду. Однако раз в четыре года происходило событие, заставлявшее утихнуть этот кипящий котёл. Это были общегреческие спортивные состязания, знаменитые Олимпийские игры, названные по имени города Олимпия в области Элида (Пелопоннес), в котором они проходили.

Олимпия

На время Игр в Элладе прекращались все войны. Здесь собирались лучшие атлеты Греции, тысячи болельщиков, сюда же съезжались цари, дипломаты и другие государственные деятели, чтобы обсудить вопросы мира и войны. Они могли не опасаться за свою безопасность, поскольку все, прибывшие на Игры, считались «гостями Зевса». В первую очередь все они посещали главное и самое знаменитое святилище Эллады – храм Зевса Олимпийского.

Олимпия издревле была местом почитания Зевса. Священная роща, Альтис, была огорожена стеной ещё в микенскую эпоху. В пределах ограды располагался целый ряд святилищ, из которых храм Зевса был наиболее почитаемым. Сюда приезжали паломники из всех земель, населённых греками, в том числе из Италии, Причерноморья, Африки и персидских владений. В Альтисе были установлены многочисленные статуи богов и победителей Олимпийских игр, а также, по греческому преданию, арка, точно соответствовавшая по высоте росту основателя Олимпийских игр Геракла.

История постройки

Первый алтарь Зевса был воздвигнут здесь в X-IX вв. до н. э., а строительство ставшего легендарным грандиозного храма Зевса в Олимпии началось около 472 г. до н. э. Работами руководил местный зодчий Либон. В строительстве участвовали лучшие мастера Греции. Недавняя победа над персами объединила все города Эллады в патриотическом порыве, и денежные пожертвования на строительство прибывали со всех концов страны.

Средств при постройке не жалели. В Олимпию свозились лучшие породы камня и дерева всего эллинского мира. Даже кровельная черепица, которая всегда изготавливалась из глины, была мраморной. Основным материалом при постройке послужил местный твёрдый ракушечник, который был покрыт мраморной штукатуркой. Лучшие скульпторы Греции присылали свои творения для украшения храма.

Работы были закончены в 456 году до н. э. После завершения строительства храм Зевса в Олимпии предстал поистине величественным сооружением. Главным украшением храма стала гигантская статуя Зевса Олимпийского работы знаменитого афинского скульптора Фидия. Масштабы изваяния были столь грандиозны, что ради него пришлось менять первоначальный план здания.

Архитектура храма

От храма остались лишь руины, однако свидетельства очевидцев и сохранившиеся в большом количестве обломки каменных блоков и статуй позволяют реконструировать его внешний вид.

Храм Зевса в Олимпии представлял собой классический периптер – тип четырёхугольного здания, окружённого со всех сторон колоннами. В землю был заглублён мощный четырёхметровый фундамент, на котором покоилось трёхступенчатое основание. Размер верхней платформы основания, стилобата, составлял 64 на 28 метров.

Колоннада храма насчитывала 38 стройных дорических колонн с 20 каннелюрами (продольными углублениями-желобками). На торцах здания располагалось по 6 колонн, на боковых сторонах – по 13, высота их составляла 10,43 метра. Некоторые колонны полностью воссозданы, и их внешний вид позволяет считать храм Зевса в Олимпии одним из самых ранних зданий классического стиля. В предшествующие эпохи колонны делались несколько утолщёнными в середине, словно им тяжело нести крышу и фриз с изображениями богов и героев. Колонны храма Зевса имеют совершенно ровные, прямые силуэты, они не поддаются под тяжестью кровли, но возносят её в небо. Это придало зданию невиданную ранее стройность.

Над торцевыми колоннами располагался ряд метоп – мраморных плит с изображениями богов и героев. Выше, на фронтонах, были представлены сцены из греческих мифов. На восточном фронтоне находилась скульптурная группа, изображавшая состязание мифических Эномая и Пелопса, за которым наблюдает Зевс, а на западном – битву лапифов с кентаврами в присутствии Аполлона. Многочисленные скульптуры фронтонов разной степени сохранности дошли до наших дней и поражают своей экспрессией и искусством исполнения.

Венчала всё строение позолоченная фигура Победы, установленная по центру фронтона, а по краям стояли позолоченные чаши. На боковых сторонах крыши были укреплены мраморные львиные головы, служившие оберегами храма.

Внутреннее помещение

В интерьере здание имело размеры 28 х 13 метров. Поднимались в храм не по ступеням, а по пологому пандусу. Войдя в наос, внутренний зал, посетитель оказывался перед одним из самых замечательных произведений греческой скульптуры, колоссальной статуей Зевса Олимпийского, которую считали одним из семи чудес света.

Зевс был изображён сидящим на троне, установленном на массивном ступенчатом пьедестале. Пьедестал символизировал Олимп, поэтому на его ступенях располагались позолоченные статуи богов. Сам Громовержец держал в одной руке скипетр, увенчанный орлом, на ладони другой руки стояла золотая статуя Ники. Высота изваяния Зевса составляла около 10 метров. Казалось, что, если бог встанет, то он окажется выше самого храма.

Трон был сделан из чёрного дерева, украшенного драгоценными камнями и накладками из золота и слоновой кости. Сама статуя была исполнена в так называемой хрисоэлефантинной технике. Каркас изготавливался из дерева, на котором крепились пластины из золота и слоновой кости. При этом золотые части изображали одежду, а слоновая кость – открытые части тела.

По боковым сторонам зала располагались галереи, с которых можно было лицезреть Громовержца, находясь буквально на уровне его головы. Чтобы удержать мощную кровлю, в помещении были установлены ещё 4 ряда по 7 колонн, между которыми размещались статуи богов и героев.

Слава о новом храме быстро разнеслась по всему античному миру. Сюда стекались дары как от эллинских городов и колоний, так и от варварских владык. Поэты представляли перед храмом свои стихи, скульпторы выставляли свои творения. Именно здесь «отец истории» Геродот впервые зачитал публично отрывки из своего труда.

Дальнейшая судьба храма

Много веков поток паломников в храм не иссякал. Завоевавшие Грецию римляне высоко чтили святилище, отождествляя Зевса со своим верховным богом Юпитером. Все императоры, побывавшие в Греции, считали своим долгом посетить Олимпию. В римскую эпоху фронтоны храма были украшены позолоченными щитами.

Конец существованию святилища Зевса, как и многих других, положило распространение христианства. Ревностный христианин император Феодосий в 406 году приказал разрушить все сооружения Олимпии, как языческие, а в VI веке мощные землетрясения довершили начатое Феодосием. Статуя Зевса была вывезена в Константинополь, где погибла при одном из частых в те времена пожаров.

Сейчас на месте храма лишь развалины. Однако многочисленные скульптуры, хранящиеся в музее Олимпии, и достаточно точные реконструкции позволяют представить, насколько грандиозным и величественным сооружением был храм Зевса в Олимпии.

Храм Зевса в Олимпии — чудо света и хранитель священной рощи

Путешествуем сами! traveltu.ru

Привет, друзья. Храм Зевса в Олимпии даже в наше время привлекает тысячи туристов. Сейчас, когда от древнего города остался только археологический сайт — то, что нашли учёные-историки при раскопках. Представляете, что было, когда Олимпия переживала свой расцвет? Храм Зевса был главной святыней на Пелопоннесе, а Статую Зевса в Олимпии — называли чудом света. Но статуи нет и храм разрушен. Что же мы сегодня хотим увидеть? Что ищем в этом святилище, столь великом когда-то?

Греция. Полуостров Пелопоннес. Ном Элида. Город Олимпия.

Обратите внимание: в Афинах есть храм Зевса Олимпийского, а этот рассказ о храме Зевса в Олимпии.

Кроме того, в Греции есть гора Олимп и город Олимп Дион рядом с ней. Там тоже есть археологический сайт, но совсем другой.

Древняя Олимпия и храм Зевса в ней — это только часть истории, связанной с этим местом. Хотя бы потому, что на склонах горы Кронос найдены следы жизни людей времён палеолита — стоянки древнего человека.

Для археологов Олимпия — бесценный клад. Её историю делят на 4 периода:

  • архаический
  • классический
  • эллинистический
  • римский

Археологи обнаружили целый комплекс, в котором найдены следы всех этих периодов.

Прочитать о нём и узнать, как выглядит город Олимпия сегодня можно здесь .

Сегодня же рассказ только о части культового комплекса — Храме Зевса, статуе Зевса в Олимпии, мастерской Фидия.

Олимпия в древней Греции

До того, как на склоне холма вырос храм, место уже было культовым. Только храмы были посвящены более древним богам. Храм Гекате — один из древнейших образцов дорийской архитектуры. Саму Гекату связывают с греческой Реей — матерью богов и Богиней-землёй.

Кроме того, священная роща, вокруг которой вырос комплекс тоже уже существовала.

Легенда относит нас к векам, когда на горе Кронос жил, если о древнем боге можно так сказать, Кронос — повелитель времени. Он пожирал своих детей. Его жена — Рея-земля спасла одного из юных богов, подсунув вместо сына камень. До поры спрятав ребёнка в пещере на острове Крит. Ребёнок вырос и лишил отца власти, освободив детей из чрева отца.

В легенде читается история смены религии. Ребёнком был Зевс, его братья — Аид и Посейдон, разделившие власть над миром, поделили пространство на 3 царства: Подземное, Водное и Наземно-надземное. Вместо древних богов, появился знакомый нам пантеон во главе с Зевсом.

Место силы

Само столь важное событие в истории развития культуры и религии на земле произошло, как раз здесь, в Олимпии, в священной роще на склоне горы Кронос.

Таких мест на нашей планете не так уж и много. Называют их местами силы.

В самом сердце рощи, на месте, где Зевс вспорол чрево отца, и находился храм Зевса. А в нём гигантская, мастерски выполненная статуя Зевса, которую и называли чудом света.

В Греции известны и другие места силы:

Храм Зевса в Олимпии

Массивный храм Зевса — главная и центральная постройка священной рощи Алтис (Altis).

  • Размер — самый большой храм на Пелопоннесе.
  • Архитектурный стиль — дорийский. Отличается мужественность, суровостью, лаконичностью (в отличие от ионийского — более женственного и мягкого).
  • Построен элийцами (жителями этой местности) из трофеев и посвящён Зевсу.
  • Строительство началось с 470 и было завершено до 456 г. до н.э., когда на восточном фронтоне храма был помещён золотой щит, посвященный победе спартанцев на Танагре.
  • Архитектор Либон (Libon) из Элиды
  • Скульптор, создавший фронтоны неизвестен.
  • Ориентация на восток-запад.

Храм Зевса в Олимпии. Реконструкция

  • Храм шестиколонный (по ширине) с тринадцатью колоннами по бокам.
  • Высота колонн 10,43 м, диаметр у основания 2,25 м. Выполнены из местного известняка-ракушечника и покрыты белой штукатуркой.
  • Только скульптуры фронтона, крыша и голова льва были из мрамора.
  • Кроме основной части, в храме были пронаос (преддверье) с востока и опистодом — задняя (внутренняя) часть храма на западе.
  • На полу пронаоса сохранились фрагменты мозаики с изображениями тритонов.
  • Передняя часть пронаоса представляет собой небольших размеров прямоугольное пространство, вымощенное гексагональными мраморными плитами.
  • В прнаосе происходило награждение — коронование победителей.
  • Ещё одна важная часть древних храмов целла — внутренняя часть святилища, в которой находились изображения богов. В эту часть могли заходить только служители культа.
    Целла храма Зевса была разделена на три нефа двумя двойными рядами семи колонн.

Фронтоны и декор храма Зевса

Пышный скульптурный декор храма — пример дорийского стиля.

На нём изображены гонки колесниц — поединок между Пелопсом и Эномаем. Главный судья этих легендарных гонок — Зевс. Скульптур сделал фигуру Зевса центральной в композиции.

Вершину восточного фронтона украшала позолоченная Ника — богиня победы.

Пелопс — герой, в честь которого назван весь полуостров Пелопоннес. Курган Пелопса находится на склоне горы Кронос.

Греки собрали фронтон по фрагментам. Был период, когда для «лучшего представления» все недостающие части были изготовлены, фронтон отлили из гипса и выставили «целым». Потом от такого новодела истории отказались. Сейчас вы видите только то, что сохранилось

На нём изображена битва Лапифов и Кентавров (Кентавромахия). Здесь, центральной фигурой скульптор сделал Аполлона.
Лапифы — народ в Фессалийской долине, произошли от Лапифа — родного брата Кентавра.

Кентавромахия — битва между лапифами и кентаврами, использовавшими в качестве оружия каменные глыбы и стволы деревьев. Кентавромахия — излюбленный сюжет произведений греческого искусства с 7 в. до н. э. Миф отражает столкновение между племенами, находившимися на разных ступенях культурного развития. К числу наиболее знаменитых изображений Кентавромахии относится изображение на западном фронтоне храма Зевса в Олимпии и изображение на южных метопах Парфенона. Влияние этого сюжета сказывается и за пределами античности, например у Микеланджело (рельеф), в полотнах Рубенса, Бёклина, в скульптурах Родена.

Тот же фронтон, но реконструированный

Метопы

12 метоп (плиты вверху храма, украшенные барельефами) изображают подвиги Геракла (сына Зевса).

Метопа Геракл очищает Авгиевы конюшни

Метопа Геракл и Критский бык

В римский период, на не декорированные метопы были «прибиты» двадцать один позолоченный бронзовый щит в честь победы над греками в 146 г. до н.э.

Храм был сожжен по приказу Феодосия II в 426. Жертвенник Зевсу — место, где горел священный огонь, был полностью разрушен. Землетрясение 551 и 552 г. н.э. довершило полное разрушение храма.

Раскопки в храме начала французская экспедиция в 1829 году, а закончила немецкая Школа. Части скульптурного декора были восстановлены и теперь выставлены в Археологическом музее Олимпии . Метопы, снятые французской археологической экспедицией 1829 года находятся в Лувре.

Статуя Зевса

Статуя Зевса располагалась в дальнем (западном) конце храма с. 430 г. до н. э.

  • Высота: более 12 метров.
  • Статую Зевса для храма в Олимпии создал скульптор Фидий из Афин.
  • Техника: Хрисоэлефантинная скульптура.
  • На одежду бога ушло 200 килограммов чистого золота.

Статуя Зевса закрывалась тяжелым занавесом падающим сверху. Когда её демонстрировали, занавес с помощью лебёдок закручивался и понимался вверх.

Скульптура представляла собой сидящего на троне бога. Золотой трон, украшенный барельефами мифологических сцен, стоял на пьедестале площадью 9,5 на 6,5 метров. Голову бога украшал венок. В правой руке — богиня Ника на шаре (держава), в левой — скипетр, увенчанный изображением орла (священная птица Зевса). Ноги Зевса покоились на скамейке.

Чтобы «оживить» бога скульптор использовал специальную технику, когда на первичный деревянный каркас в местах, где обнаженное тело, накладывались пластины слоновой кости, а части скульптуры в одежде покрывались золотом.

Обычно эта техника применялась для монументальных скульптур. Носит название Хрисоэлефантинная скульптура.

Перед скульптурой Фидий сделал сапфировый бассейн для масла. У него три функции:

  • Во-первых, это — красиво.
  • Чтобы пластины слоновой кости не разбухали от влажного воздуха, жрецы смазывали их маслом, которое стекало в бассейн.
  • Свет, проникая в храм, отражался от поверхности бассейна и создавал особую мягкую подсветку, делающую лицо и тело Зевса живыми.

В Афинах, пластины статуи Афины тоже смазывались, но водой, чтобы они не рассыхались.

Известно, что статуя Зевса несколько раз подвергалась реставрации, что ей хотели владеть многие цари, а римский император Калигула даже планировал перевезти её в Рим.

По этому поводу существует легенда: когда римляне прибыли в Олимпию и вошли в храм Зевса, то Зевс начал страшно хохотать. Римляне испугались и убрались из храма.

Последние упоминания о статуе относится к 363 году нашей эры.

После отмены Олимпийских игр, статуя была перенесен в Константинополь, где впоследствии погибла при пожаре.

Если скульптура сгорела, то как же мы узнали, как она выглядела? К счастью, до нас дошло описание историка Павсания, сохранились древние монеты с изображением Зевса в Олимпии, наконец, главная находка — слепки и заготовки для статуи, найденные в мастерской Фидия.

Мастерская Фидия

Размеры скульптуры огромны, поэтому учёные ломали голову, как такую махину Фидий смог внести в храм. Во время раскопок рядом с храмом было обнаружено здание мастерской Фидия. Размеры её соответствовали размерам части храма, в которой находилась статуя Зевса. Рядом же была найдена яма, в которую Фидий складывал заготовки.

Это не решило до конца вопрос, как же внесли статую в храм. Логика говорит, что проще всего было сначала сделать деревянную основу (каркас), а потом отливать и вытачивать детали в мастерской.

Говорят, что Фидий присутствовал на открытии и лично наблюдал, какой эффект произвело его творение. И я его понимаю)

Слава Фидия росла. Храм стал общегреческим. Статую Зевса назвали чудом света.

Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ,
Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел?

Сокрушались и жалели тех, кто не видел этого чуда.

Сам Фидий, несмотря на всеобщее восхищение его работой, переживал, как Зевс отнёсся к творению рук человеческих. Однажды вечером он пришел в храм и прямо «в лоб» спросил бога, нравится ли ему работа.

Раздался гром, здание слегка закачалось и от трона прямо к распластанному на мраморе Фидию прошла трещина. Скульптор ликовал — Зевс доволен!

Так выглядела мастерская

Мы привыкли видеть греческие скульптуры белыми — цвета мрамора. Так же представлялись мне и храмы. Главной неожиданностью Олимпии стало для меня то, что и храм, и статуя были цветными.

Где остановиться в Олимпии

Сейчас много вариантов жилья появилось на сервисе AirBnb . Как пользоваться этим сервисом у нас написано здесь . Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.

Рядом с археологическим сайтом находится посёлок. Мы бронировали отель Hercules . Рекомендуем его.

Предлагаем еще неплохие варианты отелей в Олимпии

Время работы комплекса

  • С мая по октябрь: с 8:00 до 19:00
  • С ноября по апрель: с 8.00 до 17.00

В выходные – с 8.30 до 15.00.

Сколько стоит

Отдельные билеты в музей и на сайт больше не продаются. Есть один общий.

  • Стоимость билета 12 евро.
  • Льготный билет 6 евро.

Есть бесплатные дни. Об этом писали в статье Древняя Олимпия .

На осмотр сайта и музея вам понадобится примерно часа 3-4

Храм Зевса в Олимпии на карте

Спасибо, что читаете нас. Делитесь полезными статьями с друзьями и в соц сетях.
До встречи.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

Вам также может быть интересно

Комментарии (0)

Получать на почту уведомления о новых комментариях в этой теме

Оставить свой комментарий Отменить ответ

Copyright © 2012-2019 Все секреты бюджетных путешествий от Галины Субботиной и Аллы Сутягиной

Все права защищены, копирование материалов, без указания открытой индексируемой ссылки на блог запрещено!

Храм Зевса в Олимпии и его метопы

Мы отправимся в настоящее путешествие и увидим удивительные вещи. Узнаем что-то новое, совершим открытия. Впереди нас ждут приключения и чудеса, созданные руками человека. Глядя на некоторые, трудно представить, что такое вообще возможно. Например, храм Зевса в Олимпии. Это удивительное сооружение хранит в себе не только архитектурное, но и культурное наследие древней Греции. Здесь мифы оживают, а их герои предстают перед гостями храма. Но самое интересное, что старинные камни хранят память и о тех легендах, которые известны далеко не всем.

Чудеса прошлого и настоящего

В каждой религии и вере есть магические числа, которым приписывают различные свойства. К ним можно отнести тройку, шестерку, девятку, тринадцать и семь. Именно последнее было выбрано для определения лучших сооружений древности. Наверное, нет человека, который бы не слышал про семь чудес света. Это невероятные архитектурные сооружения прошлого, потрясающие воображение своей величественностью и помпезностью. В списке были сады Семирамиды, храм Артемиды, мавзолей и даже маяк.

Время шло, прогресс позволил людям создавать все новые необыкновенные сооружения. Сегодня такие рукотворные чудеса можно найти во многих странах. Возможно, даже сейчас где-то возводят новое сооружение, которое будет поражать воображение людей.

Боги древности

Трудно сказать, что позволяло одному народу становиться более процветающим, образованным и культурным. Возможно, их вера придавала им сил, двигала к вершинам совершенства.

В древней Греции существовало несколько богов, которым люди поклонялись в попытках достичь своих целей. Практически любому природному явлению приписывали их влияние. Бог северного ветра Борей, владыка солнечного света Аполлон, повелитель морских глубин Посейдон. Это были десятки вымышленных созданий мужского и женского пола.

Люди верили, что от их настроений зависит жизнь на земле. Они старались умилостивить богов, чтобы не навлечь на себя их гнев. Создавались места поклонений, куда стекались тысячи верян. Со временем возводились целые святилища, например, храм Зевса в Афинах.

Величественное сооружение

В 471–456 годах до н. э. было возведено необыкновенное по своей архитектуре и величию здание. Это храм Зевса в Олимпии, спроектированный Либоном, архитектором древней Греции. Сюда стекались тысячи паломников, чтобы преклонить свои колени перед богом и помолиться о прощении грехов.

Фронтоны

Если бы мы могли взглянуть на сооружение в те далекие времена, когда оно блистало своим величием, невозможно было бы отвести взгляд. Чего стоят одни его фронтоны. Это завершение фасада здания, которое ограничено сводами крыши и карнизом, образующими треугольную форму.

С запада храм Зевса в Греции украшали картины битвы между кентаврами и лапифами. Согласно мифу, жители Фессалии пригласили на свадебный пир своих соседей. Но подвыпивший кентавр решил украсть невесту, чем навлек на свое племя гнев. Завязалась борьба, в ходе которой победу одержали лапифы. Этот фрагмент выбран неслучайно. Для древних греков он был олицетворением победы цивилизации над безграмотностью и дикостью.

Восточная часть оформлена в несколько ином стиле. Здесь изображен миф о Полепосе и погибшем от его руки царе Эномае. Фигуры выглядят более статично и расположены вдали друг от друга. Историки склоняются к версии, что эти две части были выполнены разными мастерами.

Метопы

Очень часто верхнюю часть зданий украшали чередой каменных плит и триглифов. Первые нередко были покрыты рельефными изображениями. Такие плиты называются метопами. Сегодня некоторую часть можно увидеть в музее Греции, но большинство их хранится в Лувре.

Все метопы храма Зевса в Олимпии объединены одним сюжетом – двенадцать подвигов Геракла. Этот персонаж был выбран не случайно. Для древних греков его подвиги означали победу разумного человека над непонятными и необъяснимыми силами зла. Располагались изображения таким образом, чтобы паломники начинали обзор с первого и заканчивали последним. Все эти необыкновенные архитектурные изыски были лишь подготовкой к лицезрению главной достопримечательности.

Если посмотреть храм Зевса в Олимпии (фото или рисунки), можно заметить, что его метопы несколько вытянуты вертикально. Скорее всего, это была задумка архитектора. Он хотел придать зданию максимальное величие, некое стремление вверх.

Чудо света

Несмотря на все великолепие сооружения, его оценили не так достойно, как статую, которая располагалась внутри него. Храм Зевса в Афинах не удостоился чести стать чудом света. Хотя стал обителью такового.

В центре сооружения на огромном троне восседал Зевс. Это была статуя размером около 15 метров. Только представьте высоту дома с четырьмя этажами.

Зевс выглядел поразительно: огромный, сияющий, с огненными глазами. Всего этого архитектору удалось добиться с помощью света, который преломлялся в нужных местах и освещал лицо статуи. Все тело бога было выполнено из золота, а трон из кедра и черного дерева. Голова бога практически касалась потолка здания.

Посмотреть на него приезжали со всего мира. Простые люди и великие правители. Это зрелище никого не оставляло равнодушным. И было прекрасной демонстрацией научных достижений, развития древних греков.

Непростая история

Автором этого грандиозного сооружения стал Фидий – скульптор из Афин. Чтобы не ошибиться с размерами, было создано огромное здание. По параметрам такое же, как храм Зевса в Олимпии. Работал автор вместе со своим братом и учеником.

Позже статуя подвергалась нескольким реставрациям. Чего только она не пережила: землетрясения, молнии. Не один раз воровали золотую отделку.

Римский император вознамерился перевезти Зевса вместе с другими достопримечательностями, которые свидетельствовали о его завоеваниях. Но как гласят легенды, когда работники пришли в храм, статуя начала громко смеяться. Жутко испугавшись, они разбежались кто куда. Естественно, после такого никто не решался сделать еще одну попытку.

Когда христианскую веру стали популяризировать, и она достигла определенного подъема, языческие храмы начали закрываться. Из некоторых записей тех времен известно, что статую перевезли в Константинополь. И там она была уничтожена пожаром, потому что весь ее каркас состоял из дерева.

Другие храмы

Не только храм Зевса Олимпийского был драгоценностью тех мест. В садах города расположились святилище Геры Гипподамии. Был там сделанный из пепла жертвенных животных алтарь Зевса.

Окружали рощу места проведения олимпийских игр: стадий, ипподром, гимнасий и театр. Эти постройки располагались полукругом. Их украшали статуи богов и героев того времени. Сразу за ними был возведен еще один полукруг. Это были места для зрителей. Здесь пировали и вели торги. Во время проведения игр Олимпия превращалась в огромный рынок. Тысячи людей съезжались в одно место – это был отличный бизнес.

Археологические находки

Долгие годы было мало известно об этом замечательном городе. Все, что открывалось взору людей, – несколько колонн и стен. Проходя мимо, можно было увидеть разве что животных, которые гуляли по руинам когда-то великого места. Раскопки провели только в XIX веке. Для французских археологов храм Зевса в Олимпии открыл несколько своих метоп и основание.

Позже власти Греции решили заняться раскопками всерьез. На поиски приключений и новых открытий отправились немецкие археологи. Был подписан договор: все, что они находили, по закону принадлежало Греции. Можно было обнародовать немного. Поэтому мало кто тогда увидел вживую храм Зевса Олимпийского – фото и рисунки его только.

Фронтоны храма Зевса, статуя Победы, «Гермес с младенцем Дионисом», работы Праксителя – все это невероятные скульптурные творения.

Такие открытия не только позволили изучить развитие архитектуры и творчества. Многие записи, найденные при раскопках, проливают свет на политические отношения в Древней Греции.

Лучше один раз увидеть

Сколько бы мы ни описывали величие и непревзойденность архитектуры того времени, вообразить, что это такое в действительности, невозможно. Никакие рисунки или фотографии не смогут заменить ощущения, когда ты все видишь в реальности.

Чтобы окунуться в эту атмосферу, почувствовать вековое «дыхание» стен, отправляйтесь в Афины. Храм Зевса Олимпийского представлен пятнадцатью колоннами и фундаментом. В археологическом парке можно увидеть также римские купальни, базилики V века.

Метопы храма зевса в олимпии

Войти

Фронтоны храма Зевса в Олимпии

Храм Зевса в Олимпии построен 470-456 до н.э. Тогда же появились его знаменитые фронтоны, которые теперь скурпулезно собраны по кусочкам и выставлены в археологическом музее Олимпии. В 6 веке нашей эры храм был разрушен до основания то ли землетрясением, то ли цунами, и погребен под многометровым слоем песка. Заново обнаружен археологами только в 19 веке.

Фронтоны принято относить к стилю, прозванному Суровым. Это короткая промежуточная стадия между лучезарной Архаикой и уравновешенной Классикой. Восточный и западный фронтоны храма Зевса в Олимрии – ярчайшие представители этого стиля.


западный фронтон

Обе композиции так хороши, что захватывает дух. Тут нет неземной радости архаики и нет ошеломляющей анатомической точности классики, хотя герои не бесчуственны и не статичны. Фигуры изображают скорее движение внутренне, чем внешнее. Если задуматься – на что это похоже – то почему-то на ум приходит фламенко, где страсть проявляет себя спокойным лицом и гордой осанкой. Неужели у испанцев это от эллинов :))?

К стыду, эти великие скульптуры были для меня полной неожиданностью. Я сначала онемела от восторга, а потом начало снимать. Кое что, мне кажется, получилось. Но показать фотографии сразу на волне чистого восхищения не хватило времени. А чем дальше, тем больше захотелось что-то вразумительное понять про эти фронтоны. Что вообще они означают? Почему именно эти сюжеты и герои? Почитав кое что, обнаружила, что на эти казалось бы простые вопросы нет простых ответов. Существует несчетное число реконструкций фронтонов и лишь немногоим меньшее число толкований «основной идеи авторов» (скорее всего, это все-таки 2 разных скульптора).

Когда-то фронтоны восстановили допридумовав все недостающие части. К счастью, весь новодел был из гипса. Сейчас от этого оказались. Мы видим только подлинные кусочки, которые как мозаику, сложили максимально правдоподобным образом. Так намного лучше.

Начать с того, что даже кто есть кто на фронтонах вызывает споры. И это при том, что во второй половине второго века до нашей эты Олимпию посетил историк Павсаний и оставил ее описание, в котором есть и фронтоны храма Зевса. Павсаний сообщает, что восточный фронтон запечатлел момент подготовки к состязанию на колесницах Пелопа и Эномая, рядом с которыми стоят женщины – Гипподамия (дочь) и Стеропа (жена Эномая). В цетре композиции Зевс. А на западном фронтоне Кентавромахия – битва лапифов и кентавров. Правда, центральную фигуру этой композиции Павсаний назвал очевидно неправильно (по Павсанию – это герой Кеней). Сейчас наиболее общепринятое толкование, что это Аполлон (вестник Зевса). Некоторые считает, что это сам Зевс в юном облике. В любом случае центральная фигура находится на месте бога. Но ко 2 веку, когда на это смотрел Павсаний, это уже забылось.

Не претендуя на академизм, попробую изложить и проиллюстировать то, что показалось мне осмысленным и интересным.

1. Восточный фронтон. Сватовство праотца Пелопа (от него Пелопоннес) к Гипподамии, дочери царя Писы Эномая. Эномаю было предсказано, что его убьет зять. От папы бога войны Ареса у него были волшебные кони, поэтому всем претендентам на дочкину руку царь предлагал посостязаться с ним на скачках. Аресовы кони догоняли всех нормальных коней, а Эномай со спокойной душой убивал неудачников. Тринадцать уже погибло, и тут явился четырнадцатый. Был он сыном Тантала из Лидии и, к несчастью для Эномая, оказался юноша не простой. Уже понятно, что он победил, но вот как – здесь версии разнятся.

Более извесная, но, видимо, более поздняя версия гласит, что он понравился Гипподамии (или на поняла, что иначе оснанется в девках навсегда). Они вместе подкупили возницу Эномая Миртила. Миртил заменил ось в колеснице царя на восковую. Нагревшись, восковая ось сломалась, Эномай погиб. Пелоп получил девушку и царство. После этого дело осталось за малым – избывиться от предателя Миртила. Его скинули в море. Падая, он проклял весь Пелопов род, что и исполнилось потом.

Если начать разобраться, то история победы путем подкупа получилась не слишком красивая. Почему же она «на флаге»? Некоторые исследователи считают, что Пелоп на фронтоне храма Зевса символизирует укор нечестному поведению в состязании.

Есть другая версия истории. Пелоп в несколько более юном возрасте был возлюбленным бога Посейдона. И от Посейдона у него тоже были «специальные» крылатые кони. Вот эти посейдоновы кони и обогнали аресовых коней в честном бою. В этом варианте легенды один набор коней должен иметь крылья. К сожалению, по сохранившимся остаткам лошадей на фронтоне наличие или отсутствие крыльев установить невозможно.

Как погиб Эномай не очень ясно, но он, конечно, погиб. Девушка и царство достались герою. Если не считать пропоганды гомосексуализма (греки, что с них взять. :)), это более пристойный вариант легенды.

Пелоп считается основателем Олимпийских игр по одной из версий (по другой, это Геракл, подвигам которого посвящены метопы храма). Логичнее видеть его в качестве положительного примера. Кроме того, и Гипподамия тоже имеет отношение к играм. Она основала женские игры в честь Геры. Это обьясняет ее «личное» значение в композиции. Храм Геры в Олимпии находится рядом и есть свидетельства того, что эти Герины игры действительно существавали. Девушки соревновались одетыми, но с одной обнаженной грудью. Мужчины видимо могли наблюдать за происходящим, так же как и девственницы возможно допускались на соревнования мужчин. Победительницы получали право выйти замуж. Возможно, что женихи находились как раз среди зрителей.

Фигура Миртила на фронтоне не очевидна, если она вообще есть. Это тоже свидетельствует в пользу второй версии событий. Зато за колесницами с двух сторон сидят два пророка (некоторые думают, что это портреты конкретных жрецов храма), которые провидят в исход состязания.

В центе Зевс, единственный господин будущего. По бокам от него веселый Эномай, не чующий своего близкого конца, и мрачный, сосредоточенный Пелоп, поражающий звериной мощью. Рядом с Пелопом Гипподамия, отодвигающая покрывала с лица (традиционный жест невесты). Как замечают многие – не красавица, да и не слишком юна. Но, может, не в этом сила, когда на кону царство и такова воля богов.
По краям фронтона две лежащие мужские фигуры. Как мы знаем из Павсанию , это персрнифицирванные изображения двух рек Олимпии – Алфея и Кладея. Они определяют место действия.

2. На западном фронтоне представлена Кентавромахия – битва фессалийцев лапифов с кентаврами. Эпизод как бы незначительный. Кентавры были приглашены на свадьбу царя Перифоя (сына Зевса) с царицей Диадамией (или тоже Гипподамией, по другим источникам). Будучи существами неотесанными, они перепились и стали приставать к женщинам, за что и получили по полной программе от Перифоя, его друга афинянина Тесея и прочих лапифов.
Интересный момент: исследователи отмечают, что фронтон храма Зевса в Олимпии – это первый извесный случай, когда Кентавромахия представлена такой большой «программной» композицией и одновременно, где такую активную роль играют женщины. Кроме того, это единственный случай , когда в событиях участвует (пусть и невидимо) бог – Аполлон или Зевс в юном обличье.

Мне показалась интересной мысль о том, что обьяснение этому тоже можно найти в женских играх, посвященных Гере. Многие из лапифянок сражаются с одной обнаженной грудью, как на состязаниях. А главную героиню тоже зовут Гипподамия (укротительница коней). Интересное совпадение, внятного обьяснения которому нет, за исключением наблюдения, что скачки и кони в Олимпии как-то особенно важны.

А скажаются лапифянки без шуток. У кентавров бороды трещат от их нежных дамских ручек. Особенно привлекает внимание фигура царицы Гипподамии. Она прекрасно сохранилась, как и вцепившийся в нее чудовищный кентавр. Именно она заставляет вспомнить фламенко. В ее лице ни страха, ни злости – одна спокойная решимость. Локтем она вмазала кентавру по морде, но взгляд ее сосредоточен на чем-то невидимов впереди нее. Так и хочется сказать про этот взгляд, что он мерцает из под опущенных ресниц. Хотя какие ресницы на мраморе.

В центре композиции прекрасный молодой бог с героями по правую и левую руку (Перифой и Тесей, как пишет Павсаний). Но взгляд бога остановился на лице царицы и на губах его играет улыбка (не архаическая, а просно нежная).Его рука тоже вытянута в сторону сражающейся Гипподамии. Кажется, что именно это локальное сражение занимает его более всего во всем происходящем. Многие считают, что эта аллегория Греции, которая выстояла против диких варваров (Персов). Может быть и так.

Храм Зевса в Олимпии, Греция

Греческий полуостров Пелопоннес напрямую связан с историей Олимпийских игр и почитанием Бога Зевса. Именно на нем сегодня находятся руины знаменитого храма, где была установлена огромная статуя Зевса. Конечно, с течением времени от культового сооружения остались одни камни, но даже в таком состоянии это место вызывает во многих посетивших его священный трепет.

Комплекс у подножия Кроноса

Храм располагается в 300 км от Афин у основания горы Кронос. Он был отстроен греками в период между 471 и 456 годами до нашей эры. Проект дорического храма в то время разрабатывал архитектор Либон.

В 884 году до нашей эры на Пелопоннесе начали проводить первые спортивные игры, посвящая каждую значимую победу Зевсу. Когда в Греции объявляли начало игр, все междоусобные конфликты и войны на время стихали. Цари и вожди могли беспрепятственно находится возле арен, так как их безопасность гарантировалась укладом и правилами Древней Греции. После окончания состязаний все возвращалось на свои места, и враги снова начинали враждовать между собой.

В 5 веке до нашей эры Олимпия стала религиозным центром всей Греции. Олимпийские игры проводились на регулярной основе, прочно войдя в греческую культуру, как важная ее часть.

Храм Зевса: описание

Ученые и археологи смогли точно восстановить параметры храма в Олимпии. Архитектура храма представляла собой следующее:

  • 6 колонн растянуты по ширине периметра;
  • 13 проходят по длине у основания;
  • Крыши и стены из мрамора;
  • Фундамент из ракушечника;
  • Метопы с подвигами Геракла;
  • Фронтоны со скульптурами и композициями;
  • Фигура Зевса за занавесом в центре.

Статуя Зевса в храме простиралась в высоту на 15 метров. Скульптура выглядела, как Бог, восседающий на внушительном троне. Такая композиция вызывала восхищение и трепет. Поэтому была включена в пресловутые 7 чудес света.

На территории туристического комплекса в наши дни работает археологический музей, часть экспозиций которого составлена из сохранившихся в храме скульптур и фрагментов. Благодаря скрупулезной работе историков прошлый облик храма и статуи Зевса реконструирован с большим количеством подробностей и деталей.

Археологам удалось выяснить, что основа статуи Зевса была сделана из деревянных щитов, которые закрывали пластины из слоновой кости. Одежда Бога была инкрустирована золотом, а его глазами служили драгоценные камни.

Трон Зевса был обильно украшен золотым теснением, драгоценностями и фигурами из камня. Правая рука Бога была занята миниатюрной скульптурой Ники, а в левой у него находился скипетр с орлом из золота.

Есть мнение, что для возведения статуи Зевса было потрачено 200 килограмм золота. Материалы, из которых была сделана величественная статуя, требовали особых условий и ухода. Поэтому храмовые жрецы регулярно мазали слоновую кость оливковым маслом, а также полировали другие детали статуи.

В Греции бытовала традиция, согласно которой каждый эллин был просто обязан узреть великую статую лично хоть раз в жизни. Так его жизнь считалась прожитой не напрасно.

Судьба статуи Зевса доподлинно не известна. Существует две версии ее дальнейшей участи:

  • Исходя из одной исторической версии можно сделать вывод, что храм и статуя были разрушены по эдикту Теодориха, предписывающему уничтожить на этой земле все языческие проявления;
  • Другая версия указывает на 475 год до нашей эры. Именно тогда статую якобы выставили в Константинополе, но затем она сгорела во время пожара во дворце.

Автором знаменитой скульптуры Зевса на троне считают художника и скульптора Фидия. Благодаря оставшейся после него картине ученые смогли точно восстановить облик статуи, а также узнали множество других данных, которые сопровождали историю достопримечательности.

Условия посещения Олимпии

Вход в туристическую часть Пелопоннеса Олимпию для туристов платный. Главное туристическое приключение начинается в археологическом музее. Затем красивая дорога среди кипарисов ведет к подножию горы, где и расположены руины храма.

Стоимость входа в Олимпию приравнивается примерно к 6 евро. Эту же сумму придется отдать за посещение музея. Цена комплексного билета равняется 9 евро.

В выходные дни комплекс работает с 8.30 утра и до 15 часов дня. Летний сезон длится с мая по октябрь. В этот период комплекс открыт с 8 и до 19 вечера. Зимой работа комплекса продолжается до 17 часов вечера.

У входа в Олимпию расположены фонтанчики с водой для питья. Осмотр достопримечательности может длиться до 4-х часов, поэтому необходимо взять с собой солнцезащитные средства. Иначе никто не сможет гарантировать безопасное пребывание на солнце в течение дня.

На территории комплекса работает кафе, где можно вкусно пообедать местной едой. Ежегодно эта достопримечательность принимает огромное количество туристов.

Храм Зевса в Олимпии – это совмещение архитектуры и скульптурного творчества. Его облик и стиль возвели в ранг классики. До сих пор, никому не удавалось повторить или превзойти его в изяществе или внешней гармонии. ЮНЕСКО внесло этот храм в свой известный список наследия за его величие и историческую значимость. Поездка к руинам и поход в местный музей помогут любому ощутить всю прелесть и важность данного места.

Как добраться до храма Зевса?

На улице Кифису в Афинах находится стоянка автобусов, откуда они отправляются в Пиргос. Эти автобусы ездят по своим маршрутам с 7 утра и до 22 вечера. В Пиргосе придется сделать пересадку до Олимпии.

Еще до Олимпии можно добраться через Патры. Там также ездят автобусы с раннего утра и до позднего вечера. Те путешественники, которые планируют посетить Олимпию, сойдя с круизного лайнера, могут сделать это в порту Катаколон.

Легче всего доехать до храма Зевса на машине или экскурсионном автобусе. Так можно обойтись без лишних пересадок. Если выбор все же пал на общественный транспорт, то стоить помнить, что в праздники и выходные эти автобусы ходят намного реже.

Адрес: Archea Olimpia 270 65, Греция

Телефон: +30 2624 022517

Время работы: 8-20 (без выходных)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector