Мельпомена это в древнегреческой мифологии муза | Vasque-Russia.ru

Мельпомена это в древнегреческой мифологии муза

Мельпомена это в древнегреческой мифологии муза

Пантеон Древней Эллады объемен и, помимо богов, предлагает знакомство с другими возвышенными существами. Биографии небожителей послужили мотивами для сложения мифов и легенд, которыми знаменита древнегреческая история. Каждому направлению деятельности соответствовал покровитель, наделенный магическими способностями и силами. Среди них – Мельпомена, муза трагедии, а впоследствии театра. Она благословляла на творческую реализацию в искусстве.

История происхождения

Мельпомену считали богиней, но на самом деле она была одной из девяти муз, дочерей Зевса и Мнемосины. Как и сестры, девушка изображалась красавицей в лавровом венке. Ее сопровождали соответствующие атрибуты: длинная театральная мантия, трагическая маска и меч, иногда заменяемый палицей. С течением времени образ персонажа модифицировался, но внешность музы не менялась. Ее биография пополнялась новыми подробностями и событиями. Культ богини формировался на протяжении продолжительного периода времени. Поэтому ее статус музы изменился на божественный.

Зевс и Мнемосина

По легенде, музы проживали на горе Парнас вблизи Кастальского ключа и на горе Геликон рядом с источниками Иппокрены. Людей, стремившихся к творчеству и вдохновению, музы сопровождали, даруя благодать. Они предлагали испить из волшебных источников, наделявших талантом. Тех же, кто пытался состязаться с божественными существами, ждала неминуемая кара. Красавицы, дарующие способность к танцу, пению, музыке и другим направлениям в искусстве, не переносили тщеславия и жестоко наказывали за него. Искусство и творчество, по их заветам, должны очищать душу, сопровождаясь благими мыслями и целями.

Первые упоминания о музах появились в литературных произведениях Гесиода и Гомера. Поначалу их имена не озвучивались, и образ представлялся в едином обличии. Затем речь шла о трех богинях, чей функционал постоянно корректировался. Сегодня известно, что древние греки поклонялись девяти музам: Терпсихоре, Талии, Эвтерпе, Эрато, Клио, Каллиопе, Урании, Полигимнии и Мельпомене. По словам Гесиода, восхитительные юные красавицы воспевали Зевса и других богов, даруя людям таланты и способности. Любопытно, что Талию противопоставляли Мельпомене, изображая с комической маской в руках.

Мельпомена

В «Иллиаде», принадлежавшей перу Гомера, музы были подчинены Аполлону, богу искусства и гармонии. Помимо творческих мотивов, они вдохновляли на занятия наукой и несли в мир моральные ценности. Геродот назвал в честь музы Мельпомены четвертую книгу сборника «История», увековечив ее имя в своем творчестве.

Муз также связывают с Дионисом, на мероприятиях которого они появлялись. Им свойственны вдохновение и мистика, упорство на пути к своей мечте и творческий азарт. Божественные существа широко почитались и воспевались в Древней Греции. Им посвящали храмы, называвшиеся Мусейонами. Обстановку и нужную атмосферу в них поддерживали служители, жрецы. По некоторым данным, такой храм располагался в школе, основанной Пифагором. Там находились скульптуры всех девяти муз.

Мифы и легенды

Греческая мифология открывает хитросплетения взаимоотношений между богами и простыми смертными. Она повествует о том, как складывались жизни возвышенных существ. Согласно легендам, Мельпомена была дочерью Зевса и Мнемосины. Восемь ее сестер, как и она, стали покровительницами науки и искусства.

Скульптура Мельпомены

Первоначально Мельпомену считали музой песен и драматических произведений, но со временем ее начали олицетворять со сценическими постановками и мероприятиями. В итоге музу ассоциируют с театром, обобщая сферу ответственности персонажа в одно направление.

На первый взгляд, облик Мельпомены вызывает мысли об агрессии, ведь в руки девушки вложен меч. Но она не являлась карательницей. При этом муза ограничивала пределы театральности, напоминая, что примерка масок должна происходить только на театральном поприще, но не в жизни.

Муза трагедии стала матерью знаменитых сирен, которые появились на свет в ее союзе с Ахелоем. По преданию, две ее дочери решили состязаться с музами в способности к пению и проиграли соревнование. За это девушки были казнены. Мельпомена вечно оплакивала своих детей, как оплакивала и людей, пошедших против воли богов.

Как и другие музы, Мельпомена была постоянной спутницей Аполлона. Ей принадлежит идея создания варвитоса – музыкального инструмента, напоминающего лиру.

Экранизации

Сегодня имя Мельпомены упоминается в качестве эпитета и в переносном смысле. Выражение «жрец Мельпомены» можно услышать в высокопарных откликах об актерах театра. Те, кто ценят многовековую историю этой области искусства, нередко вспоминают имя музы. Ее биография мало освещается в мифологии, поэтому полноценных спектаклей или фильмов богине не посвящают. Но само имя нередко фигурирует в монологах театральных постановок и в описательных моралите.

Кадр из телеспектакля телеспектакля «О, Мельпомена!»

В 1987 году на советские экраны вышел телеспектакль под названием «О, Мельпомена!» режиссера Дины Луковой. Этот проект объединил в себе три чеховских сюжета, повествующих об актерах, а название стало тонкой иронией автора над представителями драматического направления в искусстве.

Значение слова мельпомена

мельпомена в словаре кроссвордиста

мельпомена

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

(М прописное), Мельпомены, ж. (книжн. ритор.). Символ сценического искусства. Французская Мельпомена. (По имени музы трагедии в греч. мифологии.).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

в греческой мифологии одна из 9 муз, покровительница трагедии. Изображалась в венке из плюща с трагической маской и палицей в руке. В переносном смысле “жрецы Мельпомены” – актеры.

Мифологический словарь

(греч.) — «поющая» — муза трагедии, одна из дочерей Зевса и Мнемосины (вначале считалась музой песен, затем — печальных песен). М. изображалась высокой женщиной, украшенной виноградными листьями, в венке из плюща, с трагической театральной маской водной руке и с мечом или палицей в другой. От бога реки Ахелоя М. родила сирен, прославившихся своим пением.

Большая Советская Энциклопедия

в древнегреческой мифологии одна из девяти муз, покровительница трагедии. Изображалась в венке из виноградных листьев, с трагической маской и палицей в руке. В переносном смысле М. ≈ искусство трагедии, трагедия, иногда ≈ вообще театр.

Википедия

Мельпоме́на — в древнегреческой мифологии муза трагедии. Одна из девяти дочерей Зевса и Мнемосины , мать сирен (от Ахелоя ).

Изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой .

Согласно Диодору, получила имя от мелодии (мелодиа), радующей слушателей.

В честь Мельпомены назван астероид (18) Мельпомена , открытый в 1852 году.

В честь Мельпомены Геродот назвал IV книгу своей « Истории », в которой рассказывается о войне и победе скифов над вторгнувшимся в их пределы 600-тысячным войском персидского царя Дария I за 30 лет до Фермопильского сражения .

время реконструкции театра в 2000-х годах было решено установить скульптуру на фронтоне. Так как в проектных документах не сохранились сведения о том, какая фигура планировалась к установке был выбран новый образ. Им стала муза трагедии Мельпомена из древнегреческой мифологии.

Классический образ музы Мельпомены изображается в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической театральной маской в одной руке и палицей или мечом в другой руке. Но изображение Мельпомены донецкого драмтеатра не содержит ни одного из традиционных атрибутов. Она изображена с пальмовой ветвью в руках.

Мельпоме́на:

  • Мельпомена — муза трагедии в древнегреческой мифологии.
  • Мельпомена — фигура на фронтоне Донецкого областного музыкально-драматического театра.
  • (18) Мельпомена — астероид.
  • « Мельпомена » — парусный фрегат Российского Императорского флота.
  • « Мельпомена » — парусный корвет Балтийского флота России. Участник англо-русской и Отечественной войн.

«Мельпомена» — парусный корвет Балтийского флота России . Участник англо-русской и Отечественной войн.

Мельпоме́на — парусный фрегат Российского Императорского флота , тип «Спешный» . Относился к рангу 44-пушечных фрегатов, хотя имел 52 орудия . Заложен на Соломбальской верфи 22 сентября 1834 года . Строитель В. А. Ершов . Спущен на воду 29 апреля 1836 года , вошел в состав Балтийского флота .

Примеры употребления слова мельпомена в литературе.

Клио, Евтерпа, Талия, Мельпомена, Эрато, Терпсихора, Полигимния, Урания и Каллиопа.

Фредерик – возвышенный шут, его дикие клоунады заставляют Талию бледнеть от ужаса, а Мельпомену смеяться от радости.

И ты, шутник бесценный, Который Мельпомены Котурны и кинжал Игривой Талье дал!

Эрато — муза любовной поэзии, Эвтерпа — лирической песни, Каллиопа — эпической поэзии, Клио — истории, Полигимния — гимнической поэзии, Терпсихора — танца, Мельпомена — драмы, Талия — комедии, Урания — астрономии.

Музы – девять божеств, олицетворение искусств и наук: Каллиопа, Клио, Мельпомена, Полигимния, Талия, Терпсихора, Урания, Эвтерпа, Эрато.

Когда мы приближались к Мельпомене, ты сказал, что радиоактивность может оказаться другой стороной медали.

Лорд Сом с удовлетворением осознал, что где-то когда-то он уже видел нечто подобное этому лицу, и, перебрав ряд воспоминаний, остановился наконец на статуе Мельпомены.

Сумароков в сумасбродство впал: русская Мельпомена, как девка крепостная, в черной избе сидя, ревмя-ревет, какой уж тут Расин, какие Лекены!

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: mel’pomena
Задом наперед читается как: анемопьлем
Мельпомена состоит из 10 букв

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Метки

Рубрики

  • Афоризмы,мысли (434)
  • С миру по нитке (1)
  • Библиотеки (97)
  • Бисер.Украшения. (83)
  • Видео (41)
  • Возраст не помеха (2)
  • Вокруг света (202)
  • Вокруг света – Абхазия (49)
  • Вокруг света – Англия,Ирландия,Шотландия (166)
  • Вокруг света – Германия (45)
  • Вокруг света – Греция,Кипр (62)
  • Вокруг света – Европа (154)
  • Вокруг света – Египет,Израиль,Турция (146)
  • Вокруг света – Индия,Китай,Япония,Тайланд (91)
  • Вокруг света – Италия (233)
  • Вокруг света – Прибалтика,Скандинавия (7)
  • Вокруг света – Россия (528)
  • Вокруг света – Россия.Москва и Подмосковье. (1550)
  • Вокруг света – Россия.Питер и пригороды (411)
  • Вокруг света – США,Канада.Американский континент (58)
  • Вокруг света – Украина (108)
  • Вокруг света – Франция (229)
  • Выпечка – не сладкая (352)
  • Выпечка – без выпечки (37)
  • Выпечка – бисквит,пудинг (51)
  • Выпечка – булочки,слойки,плюшки,вафли (169)
  • Выпечка – в лаваше (97)
  • Выпечка – кексы,маффины,капкейки (340)
  • Выпечка – корзиночки,тарталетки (87)
  • Выпечка – лепёшки,хачапури,чебуреки,беляши (140)
  • Выпечка – манник (47)
  • Выпечка – печенье,бублики,рогалики (331)
  • Выпечка – пироги (115)
  • Выпечка – пироги с абрикосами,персиками,бананами (53)
  • Выпечка – пироги с ананасом,апельсином,лимоном (28)
  • Выпечка – пироги с виноградом,сливой,смородиной (34)
  • Выпечка – пироги с вишней,черешней. (96)
  • Выпечка – пироги с клубникой (21)
  • Выпечка – пироги с яблоками,грушами (307)
  • Выпечка – пирожки (52)
  • Выпечка – пирожное (43)
  • Выпечка – пицца (108)
  • Выпечка – пляцок. (6)
  • Выпечка – пончики,хворост (107)
  • Выпечка – профитроли,эклеры (40)
  • Выпечка – рулеты сладкие (24)
  • Выпечка – с творогом (48)
  • Выпечка – с шоколадом,сгущёнкой,вареньем (51)
  • Выпечка – тесто,глазурь,крем,секреты выпечки (161)
  • Выпечка – торты (149)
  • Выпечка – штрудель,медовик,наполеон (76)
  • Вышивка (340)
  • Вышивка – алфавит,часы (42)
  • Вышивка – бискорню,маятники,игольницы (65)
  • Вышивка – мережки,хардангер.барджелло (71)
  • Вязание для не модельных (34)
  • Вязание и ткань (55)
  • Вязание крючком – филейное – занавески,подушки,по (22)
  • Вязание крючком – филейное – кайма (60)
  • Вязание крючком – филейное вязание (130)
  • Вязание крючком – абажуры,чехлы (17)
  • Вязание крючком – ананасы (35)
  • Вязание крючком – ангелы,бабочки,сердечки (91)
  • Вязание крючком – безотрывное вязание (32)
  • Вязание крючком – болеро,топы,блузы,жилеты (250)
  • Вязание крючком – броши,бусы,украшения (47)
  • Вязание крючком – брюгское кружево (78)
  • Вязание крючком – веера,зонтики,пакетницы,чехлы дл (96)
  • Вязание крючком – вытачки,воротники,карманы,кокетк (49)
  • Вязание крючком – жакеты,кардиганы,пальто (110)
  • Вязание крючком – игольницы,корзиночки,шкатулочки (55)
  • Вязание крючком – игрушки,шарики,снежинки,яйца (54)
  • Вязание крючком – кайма,кружево,углы (191)
  • Вязание крючком – косметички,органайзеры,сумочки (51)
  • Вязание крючком – костюмы, платья,сарафаны (89)
  • Вязание крючком – ленточное кружево (19)
  • Вязание крючком – мотивы,узоры (453)
  • Вязание крючком – накидки,пончо,шали (77)
  • Вязание крючком – покрывало,подушки,коврики,сидушк (63)
  • Вязание крючком – прихватки,подстаканники,цветы (126)
  • Вязание крючком – пуловеры,туники (259)
  • Вязание крючком – салфетки,скатерти (159)
  • Вязание крючком – сарафаны,платья,костюмы (93)
  • Вязание крючком – секреты вязания,соединение,схемы (178)
  • Вязание крючком – тунисское вязание (37)
  • Вязание крючком – филейное – салфетки,скатерти (56)
  • Вязание крючком – филейное – топы,туники,костюмы,с (70)
  • Вязание крючком – шляпы,шапки,шарфы,митенки,варежк (121)
  • Вязание крючком – юбки (88)
  • Вязание спицами – болеро,пуловеры,топы,туники (53)
  • Вязание спицами – жакеты,кардиганы,пальто (76)
  • Вязание спицами – платья,сарафаны,юбки (12)
  • Вязание спицами – пончо,палантины,накидки,шарфы,ша (53)
  • Вязание спицами-узоры,секреты вязания (255)
  • Декор предметов,подарков (82)
  • Декупаж (67)
  • Дети.Вязание – варежки,шапки,шарфы (24)
  • Дети.Вязание – комплекты (11)
  • Дети.Вязание – кофточки,юбочки (18)
  • Дети.Вязание – пинетки (19)
  • Дети.Вязание – платья,сарафаны (73)
  • Дети.Вязание – пледы,конверты (27)
  • Дети.Вязание. (16)
  • Дети.Питание. (23)
  • Дети.Развитие. (69)
  • Для дневника,для компа (163)
  • Женщины в истории (367)
  • ЖЗЛ (88)
  • Журнал – Burda,Вязание крючком (170)
  • Журнал – Дуплет (106)
  • Журнал – Сабрина,Сандра,Диана (94)
  • Журнал – Салфетки,Ondori,Crochet (58)
  • Журнал – Формула рукоделия,Валя-Валентина (28)
  • Журнал – Чудесный крючок (89)
  • Журнал-вышиваю крестиком (35)
  • Журнал-Золушка,Лена (11)
  • Журналы и книги (82)
  • Журналы и книги по кулинарии.Школа гастронома. (276)
  • Здоровье – гимнастика для суставов (167)
  • Здоровье – гимнастика для фигуры (88)
  • Здоровье – рецепты (65)
  • Здоровье.Питание (19)
  • Здоровье.Травы (2)
  • Здоровье.Уход за собой.Волосы. (48)
  • Игрушки (105)
  • Игрушки – зайцы (57)
  • Игрушки – кошки и собаки (54)
  • Игрушки – куклы,тильды (88)
  • Игрушки – мишки и мышки (62)
  • Игрушки – секреты производства (24)
  • Игрушки – символ года (39)
  • Игры,флешки (62)
  • Интерьер.Ремонт.Дизайн (153)
  • Искусство.Антиквариат (58)
  • Искусство.Балет и опера. (195)
  • Искусство.Есенин Сергей,Дункан Айседора. (73)
  • Искусство.Живопись.Скульптура (215)
  • Искусство.Литература.Биографии. (164)
  • Искусство.Мода. (115)
  • Искусство.Музыка (346)
  • Искусство.Музыка. Михайлов.Домогаров.Пелагея. (66)
  • Искусство.Музыка.Гитара.Джаз.Саксофон. (142)
  • Искусство.Музыка.Елена Ваенга (40)
  • Искусство.Музыка.Романс.Блюз.Танго. (475)
  • Искусство.Мультики. (3)
  • Искусство.Поэзия (335)
  • Искусство.Пушкин А.С. (247)
  • Искусство.Ремёсла и народные промыслы. (110)
  • Искусство.Стекло,фарфор (100)
  • Искусство.Театр и кино (186)
  • Искусство.Чтобы помнили (263)
  • Искусство.Ювелирное – Фаберже (92)
  • Искусство.Ювелирное,камни,минералы (306)
  • История (19)
  • История вещей,названий,выражений (287)
  • История России (864)
  • История России – династии (166)
  • История России – Декабристы и их жёны (239)
  • История России – Романовы (398)
  • История России до Романовых (287)
  • История России.Славой предков горжусь (305)
  • Календарь (425)
  • Коробочки и шкатулочки (72)
  • декорированые (23)
  • шитые (17)
  • Кулинария. Вареники,пельмени,манты. (70)
  • Кулинария.Блины.Оладьи.Панкейки. (195)
  • Кулинария.Блюда в горшочках. (105)
  • Кулинария.Грибы. (79)
  • Кулинария.Десерты (335)
  • Кулинария.Десерты – мороженое,сорбет,гранита (298)
  • Кулинария.Десерты – тирамису и панна котта (69)
  • Кулинария.Детям. (2)
  • Кулинария.Дж Оливер,Гор Рамзи (45)
  • Кулинария.Заготовки (209)
  • Кулинария.Закуски – канапе,бутерброды (192)
  • Кулинария.Капуста. (65)
  • Кулинария.Картофель (576)
  • Кулинария.Кофе и чай. (220)
  • Кулинария.Курица.Индейка.Гусь. (637)
  • Кулинария.Масло,молочные продукты,яйца (185)
  • Кулинария.Мясо,котлеты,тефтели. (271)
  • Кулинария.Напитки (159)
  • Кулинария.Овощи. (478)
  • Кулинария.Паста. (130)
  • Кулинария.Первые блюда – супы-пюре (63)
  • Кулинария.Первые блюда холодные (37)
  • Кулинария.Первые блюда. (207)
  • Кулинария.Пикник.Барбекю.Шашлык. (54)
  • Кулинария.Пряности и травы,специи (170)
  • Кулинария.Рис.Крупы. (68)
  • Кулинария.Рыба и морепродукты. (311)
  • Кулинария.Салаты (622)
  • Кулинария.Секреты,замена продуктов (110)
  • Кулинария.Смузи (182)
  • Кулинария.Соусы,заправки,кляр,уксус. (634)
  • Кулинария.Сталик Ханкишиев. (41)
  • Кулинария.Сыр и вино. (86)
  • Кулинария.Фрукты.Ягоды. (117)
  • Кулинарный словарь (28)
  • Легенды и мифы.Библия.Древние Греция и Рим (292)
  • Магия.Приметы (246)
  • Монастыри,соборы,церкви мира (59)
  • Монастыри,соборы,церкви Москвы и Подмосковья (203)
  • Монастыри,соборы,церкви России (121)
  • О кошках (107)
  • Огород на балконе.Цветы (94)
  • Пасха (81)
  • куличи,пасха,яйца (45)
  • Рукоделие,украшения (36)
  • Православие (286)
  • иконы (77)
  • молитвы (19)
  • праздники (34)
  • святые,святители,мученики (74)
  • Православие – посты,постная кухня (44)
  • второе (2)
  • выпечка (13)
  • салаты (3)
  • супы (2)
  • Приборы.Аэрогриль (41)
  • Приборы.Блендер. (21)
  • Приборы.Микроволновка.Мультиварка (180)
  • Приборы.Пароварка (26)
  • Приборы.Хлебопечка.Хлеб (153)
  • Пригодится (46)
  • Притчи (137)
  • Секреты (12)
  • Секреты – ношения платков,хранения (108)
  • Секреты – уборка,стирка,пятна (161)
  • Секреты сервировки и этикета. (100)
  • Учим математику (29)
  • Учим язык английский (267)
  • Учим язык итальянский (18)
  • Учим язык русский (130)
  • Фоны и схемы (23)
  • Фото (52)
  • Фото – архитектура (28)
  • Фото – еда,продукты (33)
  • Фото – заброшенные города (12)
  • Фото – зверьё моё (447)
  • Фото – пейзажи (36)
  • Фото -цветы (85)
  • Фотошоп (27)
  • Хочу (14)
  • Шитьё (184)
  • сарафаны,туники,платья,юбки (42)
  • чехлы,для хранения (35)
  • швы,секреты,пуговицы (58)
  • шторы (17)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Музы.Часть 4. Мельпомена .

Воскресенье, 16 Декабря 2012 г. 15:22 + в цитатник

Музы.Часть 4. Мельпомена .

Мельпомена (др.-греч. Μελπομένη) — в древнегреческой мифологии муза трагедии. Дочь Зевса и Мнемосины, мать сирен (от Ахелоя).

Изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов).

Согласно Диодору, получила имя от мелодии (мелодиа), радующей слушателей.


Melpomene, Roman statue at the Hermitage, Russia

Сегодня я увидела Мельпомену, сопровождающую Трагедию, вдохновляющую художников на всем протяжении Истории, ту, кого как прокурора этой Жизни, всегда боялись и любили.
Я увидела ее такой, как ее всегда изображают: ниспадающая до пят туника, строгое и бесстрастное лицо, палица, меч и трагическая маска в руках. Скипетр делал из нее абсолютную самодержицу бытия, повелительницу судеб, так или иначе олицетворяющую собой все жизненные события.

Маска с ее ужасным оскалом напоминала смертным о том, сколько раз на их лицах отражается гримаса боли. Эта маска странным образом вобрала в себя все возможные взгляды, все выражения человеческого лица. И в результате на ней отразилось страдание. Кинжал же. по меньшей мере, он сулил возможность покончить с ложью, мраком и страданием, и в руках Мельпомены кинжал обещал больше милости, нежели маска и скипетр самодержавной трагичности.
Но ныне видения появляются лишь на миг, а потом тускнеют, как плохие зеркала. Сама жизнь, а она-то и есть душа Мельпомены, стирает образы из нашей памяти. И Образ моей Музы тоже постепенно менялся, пока не сконцентрировался полностью в чудесной маске, что была в ее руке.


Элизабетта Сирани.Мельпомена

Древние в таких случаях говорили о магии, я говорю лишь о том, что видела. На моих глазах маска ожила и сделалась уже не просто пустой оболочкой, что вобрала в себя выражение всех человеческих лиц. Она стала лицом, но не тем, что мелькают бесконечным потоком на улицах города. Лицо было вдохновенным.
Его выражение было испытующим. Глаза по-прежнему казались пустыми и глубокими, и из это глубины они безмолвно спрашивали: зачем? И все отводили взгляд, а встречные сворачивали в сторону, лишь бы не столкнуться с этим немым вопросом, потому что никто из смертных не был в силах ответить на него. Маска трагически улыбалась, да и как могло быть иначе? Это была насмешка каждого над самим собой, над своей ничтожностью, никчемностью, своими неосуществимыми мечтами, страхами и сомнениями. И каждый отворачивался, стараясь скрыть эту улыбку, но уже не мог избежать ее, потому что с этого момента каждый смеялся над собой уже в глубине души.
Я ждала, что мое видение как всегда будет удаляться среди чудных звуков былого. И в самом деле было так. Мельпомена растаяла в густом тумане ее небесной обители, но оставила мне образ, который уже не сотрется. Она оставила мне живую маску Трагедии Жизни. Сегодня я видела Музу Трагедии, и отныне трагедия нашего бытия всегда будет стоять перед моим взором. Образ Мельпомены вобрал в себя все превратности, что выпадают нам на долю.
Сегодня я узнала, что ее маска не есть просто атрибут или украшение, но зеркало, в котором отражаются искаженные болью лица. Эта маска произносит обвинительный приговор нам, показывая, что мы есть на самом деле. И есть единственный способ изменить выражение лица у человечества: постигнуть таинства жизненной трагедии и заменить сомнения убежденностью Веры, а боль невежества улыбкой Мудрости.

Музы Древней Греции – вдохновительницы подвигов

В древней Греции почитали не только богов, составивших сонм, но и их детей, божеств третьего поколения олимпийцев. Греция была просвещенной страной: мудрецы, ученые, философы древности оставили глубокий след в истории всего мира. Примечательно, что музы в Греции не всегда означали символ вдохновения к прекрасному: музыке, любви, поэзии.

9 муз древней Греции

Девять дочерей отца богов Зевса четко демонстрируют триаду: символ абсолютной гармонии. В них соединились три вида : наука, ремесленность и настоящее искусство. Триада символична для Греции, где поэзия ценилась также высоко, как умение читать по звездам.

Мудрецы и философы справедливо считали, что каждая из муз необходима для процветания.

Каллиопа, муза жертвенности и патриотизма

Каллиопа была матерью Орфея, от нее сын унаследовал способность чувствовать музыку. Мать учила сына тому, что каждое слово в поэзии должно возвращать к жизни душу павшего героя, вселять веру и воспитывать благородство. Свиток и грифель в ее руках были не просто символикой. Молодые воины, уходившие на бой, могли присягнуть, что слышать как Каллиопа пишет новое произведение.

Греки считали Каллиопу королевой всех муз, недаром у нее на голове венценосная корона или лавровый венок. Сам Аполлон не смел перебить королеву муз, когда она говорила пламенные речи о чести, благородстве, отваге и чистоте души истинного воина. Музу можно считать символом любви к своей Родине, своей земле. Поэтому в одно время греки заказывали миниатюрные изображения Каллиопы перед дальними странствиями. Говорят, сама Паллада подарила такую миниатюрку любимцу Одиссею, чтобы его сердце всегда было наполнено чистотой помыслов и стремлением вернуться к родным берегам.

Клио, муза истории

О ней писал древнегреческий историк и хранитель мифологии Диодор: “Величайшая из муз внушает любовь к минувшему”. История бесценна для любого народа, а для жителей Греции особенно. Клио, как считалось, записывала на своих свитках каждое, даже малозначительное событие, дабы никто из потомков не забыл свое прошлое.

В мифологии описывается конфликт между музой и прекрасной Афродитой. Муза истории обладала строгими нравами, но никогда не ведала любви. Афродита же, будучи женой бога Гефеста, питала нежные чувства к молодому Дионису. Неумолимая муза осудила богиню за любовь к смертному. Афродита велела маленькому сыну Эроту пустить две стрелы: одну, разжигающую любовь, в Клио, а вторую, убивающую чувства, в Пиерона. Страдания от безответной любви вразумили музу, больше Клио не смела никого судить за чувства.

Занимаясь изучением истории, мы составили список богов древней Греции, в котором постарались учесть все особенности каждого из богов.

Также в другой статье можно узнать о богах и богинях древней Греции.

Согласно мифам, Клио была дружна с Каллиопой, что понятно: муза патриотизма неотделима от музы истории. Изображались они практически одинаково, часто греки заказывали бюсты этих муз только у одного мастера.

Мельпомена, муза трагедий

Мельпомена не только муза трагедий, о чем символизирует скорбная маска в правой руке. Муза мать роковых сирен, которые едва не погубили аргонавтов. Хотя по иной версии матерью сирен была Терпсихора.

Интересно, что происхождение сирен описано крайне скудно, будто они появились из воздухи. Две дочери Мельпомены от рождения обладали дивными голосами, но их погубила гордыня: в отсутствие матери они бросили вызов музам и проиграли. За это были наказаны: по одной версии их превратил в сирен сам громовержец, по другой обращение в птиц было делом рук Посейдона.

Мельпомена поклялась вечно скорбеть об участи дочерей и тех, кто смеет идти против воли небес. Изображается всегда в мантии театралов, с неизменной маской в руках. А вот во второй руке может быть либо меч как символ кары за ослушание и дерзость, либо свиток из пергамента. Мантия на ней в точности отражает дух Греции той эпохи: люди – игрушки в руках богов и лишь принимают участие в театре богов.

Талия, муза комедии

Талия ближе всех была к музе трагедий Мельпомене, но никогда не понимала ее безоговорочной веры в неизбежность наказания. Согласно Цицерону, из-за этого музы часто ссорились.

В противовес своей сестре, Талия изображалась с комедийной маской в руках и в венке из простого плюща. Муза никогда не претендовала на особое внимание, но обладала веселым нравом, отличалась оптимизмом. По мифологии считалось, что комедийная маска в ее руках – символ смеха, однако по другой версии маска означала примерно тоже самое, что и маска в руках Мельпомены: жизнь людей лишь лицедейство для богов.

Талия была женой Аполлона, но, по версии мифа, ее похитил громовержец, чтобы сделать женой. Но муза знала Геру, супругу Зевса и понимала, что ее ждет. Ужас заставил ее просить убежища у владыки мертвого мира Аида. Мрачный бог спрятал музу глубоко под землей.

Эвтерпа, муза поэзии и лирики

Эвтерпа выделялась среди других муз особой утонченностью в восприятии поэзии. Ее стихи мог часами слушать весь сонм олимпийцев, под тихое сопровождение арфы Орфея. Ее атрибут – двойная флейта и венок из живых цветов. Могла изображаться в окружении лесных нимф, согласно записям, стала утешительницей души несчастного Орфея после того, как тот дважды потерял свою Эвридику.
Считалась самой прекрасной из муз, обладающей особой чувственностью и женственностью.

Эрато, муза любовной поэзии и свадебной

Эрато изображается всегда с каким-либо веселым и задорным музыкальным инструментом: лира, тамбурин. Ее прославляли поэты-песенники, призывая внушить вдохновение. Голову музы украшают прекрасные розы как символ вечности любви.

Эрато стала символом борьбы настоящей любви за свои права. Муза пела о том, что даже темное царство Аида не сможет разлучить любящие сердца, они навсегда связаны крепкой нитью. Муза стала создателем нового направления в музыке Греции – свадебной. Легенда гласит, что очаровательной Эрато стало скучно на одной из свадеб. Она протянула свою лиру слепому музыканту и что-то ему шепнула.

В огромном зале зазвучала волшебная музыка, все присутствующие влюбленные почувствовали неодолимое желание быть вместе до и после смерти. Дивная музыка разносилась все дальше и вот уже муза Терпсихора прислушивается к музыке, а ее точеные ножки отбивают новый ритм танца.

Терпсихора, муза танца

Терпсихора не просто муза танцев, в том числе свадебных. Танец должен выражать не просто эмоции, а особую связь с природой, показывать единение с культурой своей родины. Танец Терпсихоры – это абсолютное совершенство движений души и тела. Издавна греки, обучаясь танцам, учились слушать музыку и танцевать под ритм ударов сердца. Каждому танцору хотелось научиться совершенным движениям музы, но давалось это не всем.

Терпсихора, согласно преданию, всюду сопровождала бога Диониса. Сам бог отличался простотой изображения, поэтому его окружение также не выделялось помпезностью и вычурностью. Муза предстает в простой тунике с лирой в руках, на голове венок из плюща.

Полигимния, муза гимнов

Полигимния была покровительницей ораторов, именно в ее воле было сделать речь пламенной и животворящей, либо люди не услышать голос оратора вовсе. Считалось, что стоит произнести имя музы перед важным выступлением, Полигимния спустится к просящему и проведет всю ночь, наставляя и внушая дар голоса. Без покровительства музы ораторства невозможно достучаться до сердец, в этом ничуть не сомневался ни один из греков.

Также можно ознакомиться с перечнем богинь древней Греции, их происхождением и описаниями.

Например, полная информацию про богиню Геру можно почитать здесь.

Муза гимнов богам. Это следует понимать как музу молитв, которые люди ежедневно шлют высшим силам и горячность их тоже зависит от воли дочери Зевса.

Урания, муза астрономии

Девятая и мудрейшая из всех дочерей громовержца, не считая Афины. Считается, что ее имя было дано ей отцом в честь Урана, бога небес задолго до появления Зевса.

Муза всегда держит в руках глобус и циркуль. Последний помогает ей определять расстояния между звездами. Именно она стояла возле Пиацци, внушая ему открытие первого астероида. Римлянин не сразу услышал музу, но дочь Зевса всегда добивалась своего от своих подопечных ученых. Греки считали ее покровительницей даже тех наук, которые были далеки от небесной.
Эту музу почитают и по сей день, причем всюду. Даже в России есть музей Урании и в некоторых городах стоят полноценные статуи.

Религия древней Греции удивительна. Она разительно отличается от остальных вероисповеданий, вызывая к себе растущий интерес. Путешествие в их мир всегда оставляет след в памяти человека и неважно, грек ли он по происхождению.

Мельпомена это в древнегреческой мифологии муза

Клио прошлых времен дела вещает потомству,
Мельпомена трагический вопль исторгает печали,
Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой,
Сладкую песню поет с тростниковою флейтой Эвтерпа,

Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея,
С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом,
Песни времен героических в книге хранит Каллиопа,
Звезды небес изучает Урания, неба вращенье,
Жестами все выражая, Полимния славит героев.

С Древне-греческого слово «муза» переводятся как «мыслящие». Классическими музами считаются 9 дочерей бога Зевса и титаниды, богини памяти Мнемосины – покровительницы наук, искусства и поэзии. Родились музы у подножия Олимпа. Их сердца чисты и девственны. Музы – это источник всего чистого и возвышенного в состоянии человека, поэтому внимание к ним было так велико на протяжении всей истории человечества.

Музы неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира. Их предводителем был Аполлон, как покровитель искусств, бог гармонии и божественного порядка.

На многих античных памятниках искусства Аполлон изображается в сопровождении 9 муз. У художников Возрождения этот сюжет был один из любимых. Изображение хоровода из 9 муз встречается и на саркофагах, поскольку считалось, что музы сопровождали души умерших на небесный остров Счастливых.

Музы отмечали своим священным присутствием все важные события в жизни – рождение, любовь, брак, выбор пути и предназначения, творчество и рождение всего нового.

Муз называли также спутницами Диониса. Они всегда участвовали в его празднествах. Они воплощали в себе силу энтузиазма, вдохновения, мечты и внутреннего огня, которые ведут человека по пути просветления.

Современный мир может видеть сюжет с музами на картинах Рафаэля и Мантеньи, на сохранившихся римских саркофагах, в Лувре и в Ватикане.

По одной из версий древнегреческий мифологический Македонский царь Пиер, прибывший на гору Парнас из своих владений, определил число муз, установил культ их почитания, дал им имена и первым сочинил о них поэтические стихи. Мифы о Пиере объясняют второе название муз – пиериды, живущие около Кастальского источника. По легенде того, кто выпьет воды из этого источника, музы наделяли вдохновением.

Музы считались достаточно жестокими и мстительными, и они сурово наказывали каждого, кто осмеливался с ними соперничать и состязаться, не терпели обман и оскорбления, не прощали тщеславия. Главными соперницами муз являлись 9 дочерей-нимф царя Македонского Пиера. Музы превратили нимф в болтливых птиц сорок за то, что посмели претендовать на право владеть источниками вдохновения на Геликоне. Другими соперницами стали женщины-птицы Сирены (музы смерти) с удивительными голосами, пленяющими всех мужчин. За невиданную смелость Сирен состязаться с талантом муз, они были ощипаны и опозорены.

Однако в большей степени они помогали, утешали и наставляли людей, относились ласково и доброжелательно к своим любимцам (поэтам, музыкантам, драматургам и актёрам), которые осознавали, что только благодаря музам они талантливы. Музы вдохновляли поэтов и влагали песни в их души, являясь своеобразной опорой для поэта, помогали им в словах выразить божественные образы. Музы предназначены для очищения души и являются своеобразной связующей нитью между человеческим и божественным. До сих пор мы часто восклицаем «Муза меня покинула», когда наше вдохновение пропадает.

У муз красивые голоса – они веселили богов своими песнями и танцами. Музы воспевали законы и славили добрые нравы богов.

Считалось, что они также обладали даром предсказания, что им было ведомо прошлое, настоящее и будущее.

Одним из первых упоминаний муз в литературе является их участие в сюжете «Илиады» и «Одиссеи».

Муз изображали молодыми прекрасными девушками с одухотворёнными лицами и определёнными атрибутами, соответствующими искусству, которое каждая из них представляла. У каждой музы был свой храм, который назывался Мусейон (от этого слова образовалось понятие «музей» – как здание, в котором хранятся предметы исторической важности разных направлений искусства). Музам всегда воздавались большие почести, их культ был распространён повсеместно. Греки любили и преклонялись музам даже больше, чем богам и богиням, которые были более жестоки и несправедливы.

Например, в Афинах к юго-западу от Акрополя находился холм Мусейон с храмом, в котором Платон воздвиг алтарь музам. А на острове Лесбос, посвящённому Аполлону и Дионису известная древнегреческая поэтесса Сафо открыла школу, где девушки получали особое образование – учились играть на лире, писать стихи, танцевать и петь песни.

Изначально их почитание связывали только с поэзией, а в дальнейшем их влияние распространили на все области искусства, в том числе на астрологию и на историю.

В дальнейшем муз стали представлять в виде определённого символического образа.

На протяжении всей истории Древней Греции, Древнего Рима, в эпоху Средневековья и особенно Возрождения, в последующие века люди постоянно снова и снова обращались к силе и великим принципам девяти муз.

Каллиопа – муза эпической поэзии и знания, с восковыми табличками, со свитком в руках и заострённой палочкой для письма;

Эрато – муза лирической поэзии с кифарой в руках;

Эвтерпа – сопровождала лирическую песню с флейтой в руках;

Клио – муза истории со свитком из папируса;

Мельпомена – муза трагедии с трагической маской и венком из плюща (иногда венком из виноградных листьев);

Полигимния – муза торжественных гимнов и пантомимы;

Терпсихора – муза танца с лирой и плектром в руках, обычно в позе танцовщицы;

Талия – муза комедии с комедийной маской и венком из плюща;

Урания – муза астрономии с глобусом и циркулем.

Музы Йоханна Йоахима Кендлера восседают, а точнее словно воспаряют над пьедесталами в форме причудливых раковин. Скульптор сотворил из фарфора только 6 из 9 возможных муз – это муза танца (Терпсихора), музы театра трагедии и комедии (Мельпомена и Талия), муза лирической песни (Эрато), муза поэтического искусства (Каллиопа) и муза гимнов (Полигимния). А также к этой серии фигур принадлежит изображение предводителя муз Аполлона.

Кендлер изобразил муз в своих скульптурах по-своему, иногда с большими несоответствиями их классическому древнегреческому образу. Однако можно в полной мере заявить, что он мастерски сумел отразить стиль эпохи своего времени – рококо.

Изначально все эти 7 фигур украшали в качестве фрагментов фарфоровую рамку к зеркалу, которое скульптор Йоханн Йоахим Кендлер выполнил в начале 1750-ого года на заказ курфюрста Фридриха Августа II в качестве свадебного подарка своей дочери Марии Юзефа, которая в январе 1749 года вышла замуж за дофина Франции. Это зеркало сейчас висит в пансионате Назарьево в Одинцовском районе Подмосковья. Второй раз такое зеркало было изготовлено по тем же формам в 1900 году для Парижской выставки.

В дальнейшим фигуры, изображающие муз, стали уже представлять отдельные самостоятельные произведения искусства. Скульптор Эммерих Андресен в 1901 году решил изготавливать муз на отдельных постаментах.

Скульптуры Муз являются важнейшими во всём богатстве произведений, созданных великим скульптором мануфактуры Meissen Кендлером. Ведь сам он ни раз повторял, что всё его творчество постоянно было вдохновлено невидимым присутствием силы муз и имело место быть только благодаря им.

Искусство одного из самых выдающихся художников на мануфактуре Meissen в данных скульптурах достигло своего апогея. Выражение одухотворённых лиц муз, детальность их аттрибутики, роспись – всё говорит о непревзойдённом таланте скульптора.

ПОЛИГИМНИЯ

Полигимния (в переводе с древне-греческого слова ¨Πολυυμνια¨) – одна из 9 муз в греческой мифологии. Она является покровительницей поэтов-писателей торжественных гимнов. Эта муза славилась своей помощью «запоминать схваченное». Считается, что она хранит в памяти все гимны, песни и ритуальные танцы, которые славят и восхваляют олимпийских богов и героев.

Этой музе приписывают создание музыкального инструмента лиры. Именно с ней изобразил Полигимнию скульптор Йоханн Йоахим Кендлер. Часто эта муза изображается закутанной в покрывало, со свитком в руках, как правило в задумчивой позе, с мечтательным лицом.

Помимо своего основного предназначения Полигимния считается музой пантомимы.

Интересным фактом является то, что в честь музы Полигимнии был назван астероид , открытый в 1854 году.

КАЛЛИОПА

Каллиопа (в переводе с греческого «прекрасноголосая») – одна из 9 муз в древне-греческой мифологии. Среди своих сестёр она была старшей. Каллиопа считается покровительницей эпической поэзии, науки и философии.

Она обычно изображается в виде прекрасной девушки с вощёной табличкой или свитком заострённой палочкой для письма, которая в Древней Греции называлась стилос. По одному из мифов Лин и Орфей – знаменитые певцы – были детьми союза Каллиопы и Аполлона.

Песни-гимны Орфея стали гимнами не религиозного, а скорее философского содержания. Считается, что именно Аполлон подарил своему сыну лиру и научил его играть на ней. Мастерство Орфея приобрело магический характер: его музыка завораживала, подчиняла себе людей, зверей, богов и животных, бушующие волны могла успокоить, а деревья заставляла танцевать.

В честь Каллиопы был назван оригинальный и редкий инструмент 1855 года выпуска – паровой орган, который построен на воспроизведении гудков локомотивов и пароходов. Звук такого инструмента очень пронзительный и громкий, а регулировать в нём возможно только высоту и длительность. Многие каллиопы работали по принципу механического пианино или органа без участия исполнителя с автоматическим звукоизвлечением.

Эта муза вызывала в человеке чувство жертвенности, побуждала его преодолеть свой эгоизм, страх перед судьбой и вдохновляла воинов на подвиги.

Греки выделяли Каллиопу среди других муз – она для них стала первой. На её голове красуется золотая корона в знак старшенства перед другими музами.

К Каллиопе обращается Вергилий в своей поэзии. Дионисий в своих элегиях считал поэзию прекрасным «криком Каллиопы».

ТЕРПСИХОРА

Терпсихора (от древнегреческого «Τερψιχορη») – одна из 9 муз в древне-греческой мифологии, которая покровительствовала танцам и хоровому пению. Эта муза изображалась в виде танцующей молодой женщины с улыбкой на лице. Её голову венчал венок, в одной руке она, как правило, держала лиру, а в другой – плектр.

Считалось, что она открывала людям связь между душой и телом, между внутренним и внешним миром, учила душу правильно сочетаться с телом. В Древней Греции танцы были обязательным предметом в гимназиях. Античный танец отличался строгим соблюдением ритма, красивыми и гармоничными движениями. Он строился на сочетании шагов и движений рук. Танец должен был отражать мысли, настроение и чувства. Танец воспринимался своеобразным отражением постоянных движений природы, где всё течёт и меняется согласно неписаным законам.

По одному из мифов её называют матерью сирен, которых она родила от бога реки Ахелоя.

У Кендлера Терпсихора изображена вместе с ребёнком одетым в костюм с рисунком из цветных ромбов, характерных для Арлекино.

ЭРАТО

Эрато (от древнегреческого «Ερατω») – одна из 9 муз в древне-греческой мифологии, которая покровительствовала лирическим любовным песням. Её атрибутом считается кифара. Очень часто с ней рядом изображали маленького Эрота (амура). Данная муза стала за всю историю очень популярным образом и символом в искусстве. К ней очень часто обращаются в поэмах многие поэты. Она обладала способностью вдохнуть в душу любовь всему живому, преобразить всё в красоту любовного чувства.

Интересным фактом является то, что в честь Эрато назван астероид, открытый в 1860 году.

У скульптора Кендлера фигура музы Эрато изображена держащей колёсную лиру в руке.

ТАЛИЯ

Талия (от древнегреческого «Θαλεια») – одна из 9 муз в древне-греческой мифологии, которая покровительствовала комедии и лёгкой поэзии. Она даёт возможность посмотреть на себя со стороны, посмеяться над своими ошибками, поскольку комедия – это своеобразная школа жизни, которая учит не унывать, извлекать уроки из содеянного, которые постепенно приведут нас к скрытой глубинной душевной сути. Талия помогает оценить силу улыбки.

Как правило, Талия должна изображаться держащей маску комедии в руке и с венком плюща на голове. Кроме этого она узнавалась по специальной обуви, которую античные актёры использовали в своих постановках.

По мифам Зевс, превратившийся в коршуна, взял Талию себе в жёны. Она пряталась в недрах земли от гнева Геры и родила там демонических существ.

По другому мифу от Аполлона и Талии были рождены корибанты – боговдохновенные и пораженные вакхическим безумием существа.

У Кендлера образ музы Талии был представлен читающей с листа бумаги.

В 1852 году был открыт астероид, который был назван в честь музы Талии.

МЕЛЬПОМЕНА

Мельпомена (от древнегреческого «Μελπομενη») – одна из 9 муз в древне-греческой мифологии, которая покровительствовала театру трагедии. Она вдохновляла художников на всём протяжении истории.

Мельпомена изображалась с бесстрастным строгим лицом. На голове её была повязка из листьев винограда или плюща. Одета она была в театральную мантию, в одной руке держала меч или палицу, как символ неизбежного наказания того, кто нарушает волю Богов, а в другой – трагическую маску.

В 1852 году был открыт астероид названный в честь музы Мельпомена.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector