Мегала метеора монастыри метеоры

Мегала Метеора

Мегала Метеора – так называют знаменитый монастырь Большого или Великого Метеора в честь Преображения Господня (он же Метаморфози). Монастырь Великого Метеора построен в западной части Святых Метеор Греции, на самой высокой и большой по площади скале. Скала, на которой воздвигнут монастырь, “Широкий камень”, превосходит по размерам все остальные скалы Метеор, достигая высоты 613 метров над уровнем моря.

Мегала Метеора – самый крупный монастырь Метеор, здесь больше всего помещений открыто для посещения туристов, они находятся на трёх уровнях. Помимо храмов здесь есть несколько музеев, экспонаты которых интересно посмотреть. В этом монастыре мы провели около двух часов.

Чтобы попасть в монастырь Великого Метеора, от парковки придётся преодолеть очень немаленький подъём по лестнице, но всё же я бы сказала, что это не самый труднодоступный монастырь Метеор.
Лестница, вполне удобная и безопасная, прорублена прямо в скале, местами здесь встречаются закрытые участки – туннели – где гнездятся ласточки.

Монастырь Преображения в Метеорах открыт для посещения:
в летний сезон с 9.00 до 17.00, кроме вторников,
в зимний сезон с 9.00 до 15.00, кроме вторников и сред.
Требования к одежде здесь те же, что и в других монастырях. Короткие шорты запрещены, плечи желательно не оставлять голыми. Женщины могут воспользоваться запахивающимися юбками, которые висят на входе. Стоимость посещения – 3 евро с человека, дети бесплатно. Вход в музеи и осмотр экспозиций монастыря дополнительно не оплачивается.

В самом центре монастырского комплекса возвышается древняя подъёмная башня высотой 106 метров (на фото выше её хорошо видно по центру), имеющая нависающий деревянный балкон с подъёмным устройством, к которому крепится старинная сеть. Именно через эту башню, в сетке, раньше сюда и поднимались монахи и гости обители.

Из истории монастыря Мегала Метеора. Первым насельником и основателем Мегала Метеора был преподобный Афанасий Метеорский (1302-1380 гг.), один из величайших отшельников и духовных подвижников XIV века, учредивший устав всего метеорского монашества. Жил он в крохотной келье рядом с миниатюрным храмом Пресвятой Богородицы, который сохранился до нашего времени. Его можно увидеть сегодня слева от центрального входа в монастырь.
Послушником и сподвижником преподобного Афанасия стал преподобный Иоанн Урош Палеолог (1350-1422 гг.), он же Йован Урош Неманич, который был сыном Эпирского царя и его наследником на престоле. (Эпир – регион в юго-восточной Европе, ныне поделён между Грецией и Албанией.) Правил Иоанн всего один год, а после знакомства со святым Афанасием Метеорским отказался от царской мантии и стал монахом, приняв постриг под именем Иоасаф. После смерти преподобного Афанасия Иоасаф Метеорит стал игуменом Преображенского монастыря.

Ныне здесь можно поклониться святым главам преподобных Афанасия и Иоасафа. Эти реликвии хранятся в ковчеге, который находится в приделе соборного храма. Рядом с ковчегом вы увидите изображение, на котором оба святых держат в руках небольшое подобие монастыря.

Соборный храм Великого Метеора, посвящённый Преображению Господню, начал строиться ещё преподобным Афанасием, а завершён был при игумене Иоасафе в 1387-1388 годах. В 1545 году при игумене иеромонахе Симеоне возвели большой Преображенский собор, переделав существующий ранее храм в алтарь и пристроив к нему новое помещение храма и притвор. В 1551 году новый храм был расписан.

Метеорский храм Преображения Господня считается одним из величественнейших и прекраснейших храмов Греции (как повествует книга, купленная в Метеорах). Вся алтарная часть в 1483 году была расписана фресками по сырой штукатурке, которые являются редкими образцами т.н. “македонского стиля живописи”. Остальной храм и притвор в 1552 году расписал прекрасными фресками “критского стиля” знаменитый иконописец Джорджи. Искусный резной деревянный иконостас собора покрыт позолотой.

К северо-востоку от соборного храма расположено здание монашеской трапезной, сооружённое в 1557 году. На южном фасаде трапезной можно увидеть необычную фреску “Иисус Христос, Царь славы” работы Власия Тсотсониса (2008 г.). На ней Христос изображён в окружении ветхозаветных пророков и праведников, а ниже, во втором ярусе композиции, следует целая плеяда древнегреческих мудрецов (философов, риторов, поэтов).

К северо-востоку от трапезной находится также старинное здание дома престарелых (1572 г.), которое служило одновременно и больницей. После реставрации 1998 года здесь разместился Музей церковных реликвий и священных сосудов византийской и поствизантийской эпох, располагающий ценной коллекцией. На первом, цокольном этаже выставлены редкие старинные иконы XIV-XVI веков, вышитые золотом плащаницы, богатые церковные облачения. На верхнем этаже хранятся деревянные резные кресты XVI века, а также редкие древние книги: обратите внимание на рукописи, датируемые IX, X, XI веками.

На нижнем этаже трапезной монастыря Мегало Метеора находится Музей истории Греции. В обители есть ещё и Этнографический музей. В числе прочего здесь вы увидите оружие и костюмы участников борьбы за независимость Греции (мужчины в Греции, оказывается, тоже носили юбки!). В длинном портике, ведущем в Этнографический музей, располагается “Зал народной военной иконографии”, в котором экспонируются оригинальные цветные литографии времён Балканских войн и греко-итальянской войны 1940-1941 гг.

Внутренние дворики очаровательны.

В Мегала Метеоре можно посетить также старинную пекарню с хозяйственной утварью и другими предметами монастырского быта.

Увидеть старинную столярно-плотницкую мастерскую и зайти в отреставрированную кладовую.

Костница: в небольшой кладовке хранятся черепа и кости монахов. Очень мило. Аккуратненько всё так уложено.

Как и во всех метеорских монастырях, в монастыре Великого Метеора есть обзорная площадка с захватывающим видом, где просто грех не сфотографироваться.

На протяжении веков монастырь Мегала Метеора осуществлял широкую благотворительную деятельность и принимал активное участие в национально-освободительной борьбе греческого народа. В последние годы были отреставрированы все здания в монастыре и его подворьях, на скале “Широкий Камень” появилось ещё несколько часовен и храмов.

Мегала Метеора

Мегала Метеора — самый большой и древний православный монастырь среди метеорских, основанный в начале XIV века монахом Афанасием на одной из скал Фессалии недалеко городка Кастраки в номе Трикала, Греция. В 1988 году Преображенский монастырь в числе других метеорских монастырей был включён в список объектов всемирного наследия. Греческое название — Μεγάλο Μετέωρο. Другие известные названия — Великий Мете́ор, Преображенский монастырь.

К вершине скалы ведут 154 ступеньки. Первые постройки, которые встречаются на пути — это замок с балконом и бывший монастырский состав. Недавно в помещении склада открыли фольклорный музей, где собраны древние орудия и посуда обителей. Немного выше фольклорного музея находится Собор. Также поблизости находится алтарь и больница, расположенная напротив него. По правую сторону от Собора находятся две часовни.

Мегало Метеора представляет собой комплекс зданий поствизантийского периода, поныне оставшиеся неповрежденными, создавая полноценную картину быта древнего монастыря.

Содержание

История монастыря

Монастырь был основан святым Афанасием Метеорским (1302—1383). Афанасий Метеорский был человеком чрезвычайно образованным — свое образование он получил в Салониках и Константинополе — виднейших центрах Византийской империи. В молодом возрасте Афанасий пришёл на Афон и поселился в ските монастыря Ивирон, но частые нападения разбойников заставили его покинуть монастырь с духовным отцом, старцем Григорием. Оба монаха послушали совет сербского епископа Иакова и скрылись на Метеоре около 1340 года. Сначала они поселились в жилищах метеорских отшельников, которые до сих пор находятся перед входом в монастырь (слева от ступенек).

Слухи о монахе Афанасии быстро распространились — за первые 10 лет многие молодых людей поднялось на скалу, стремясь к уединению. Тогда братья решили вместе основать первое метеорское братство — киновию — по образцу монашества на Святом Афоне. Ученик и преемник Афанасия святой Иоасаф считается вторым основателем монастыря. Иоанн (так его звали в миру) был сыном правителя Эпира и Фессалии Симеона Синиша Палеолога, позднее архиепископа Фессалии, потомка сербской династии Неманичей. Иоанн стал преемником отца в 1370 году. Однако к тому времени он уже был учеником Афанасия Метеорского, а через год оставил престол и в 1373 году поселился в монастыре «Большой Метеор» где принял постриг с именем Иоасаф. Будучи вторым основателем монастыря, он сделал большой вклад в создание архитектурной программы. Также он собрал много даров, среди которых и дары сестры Иоасафа (жены епископа Эпира). Образ Марии Палеолог воплощен в иконе Богоматери, которая и сейчас хранится в музее монастыря.

В середине XVI века монастырь стал независимым благодаря интересу, который проявил патриарх Еремий I. С этого времени начинается новый выдающийся период, который связывают с монахом Симеоном, расширившим Собор монастыря, алтарь и построивший ряд малых зданий монастыря. Мегало Метеора — результат последовательной работы трех значительных фигур: святого Афанасия, Иоасафа и игумена Симеона.

Большой Метеор на протяжении 600 лет своей истории подвергался многочисленным нападениям и грабежам, а в 1633 году пожар почти полностью уничтожил обитель.

Преображенский собор

Архитектура

Собор монастыря Мегало Метеора — это итог сочетания трех различных этапов строительства:

  • древний храм святого Афанасия;
  • храм, который построил его преемник Иоасаф;
  • храм, отстроенный 1545 года игуменом Эпира Симеоном.

Восточная стена храма выглядит так: византийская кладка и своды с двумя куполами, арками и наклонными крышами. Внешними особенностями храма являются кладка стен квадратными камнями, окруженными кирпичами через ряд. Эти тонкие кирпичи также окружают арки над окнами, заканчивающиеся зубцами и керамически-пластическими украшениями.

На мраморной плите на месте маленькой колонны арки окна есть надпись о реставрации храма, выполненная игуменом Иоасафом: «В 1388 году храм Господа Бога Иисуса Христа отреставрирован монахом Иоасафом . »

На северной стене сохранилась единственная полная сцена Второго Пришествия, принадлежащая к периоду первого оформления Собора во времена святого Афанасия. Слева от входа высечена надпись о строительстве храма в 1544—1545 гг. под руководством игумена Симеона.

Живописное убранство

Живописное убранство Собора также выполнялось в три этапа, правда, с большими перерывами друг от друга. В первый этап создана роспись храма (это было примерно в 1388 году). Единственной сценой, сохранившейся с тех времен, является Второе Пришествие на внешней стороне северной стены старого собора. Основу композиции составляет Христос Пантократор под сводами, окруженный двумя ангелами. Слева и справа под сводом Богоматерь и Иоанн Предтеча, умоляющие Христа о спасении человечества. В центре — фигуры апостолов, сидящих на прямоугольной скамье. На двух нижних поясах композиции изображен Рай и Ад с праведниками и грешниками соответственно. В дверях, которые были построены в 16 веке, изображены прародители.

Во втором этапе отделки храма в 1483 году появились настенные фрески старого Собора, который после расширения представляет собой алтарь нового храма Преображения. Все фрески, кроме фресок на куполе и арке, относятся к 3-му этапу (1552 г.). Надпись на северной стене храма указывает: «Заложен фундамент и построен этот божественный и уважаемый храм Господа Бога Иисуса Христа усилиями и на средства Его Преосвященства Отца Святого Афанасия и Святого Иоасафа в 1387/8 году, которые являются также его учредителями, убранство храма было осуществлено усилиями и на средства меньшего брата в месяца ноябре 1438 году.»

В центре купола Всевышний, окруженный ангельскими силами, пророками и евангелистами. Под аркой святилища изображена Богоматерь с Младенцем. Четыре сцены из жизни Христа изображены на стенах храма: Вознесение, Пятидесятница, Удивительный улов рыбы и Сретение. В помещениях и под сводами основного храма представлено 12 сцен: Рождество Христово, Тайная вечеря — в южном помещении, Распятие Христово и Воскресение Христово — в северном. Преображение находится во внутреннем куполе входа. Сретение и Камень — в южном и северном куполе. На следующем поясе старого Собора изображено Благовещение, на западной стороне колонн святилища — сцены мученичества Христа: Моление о чаше, Предательство Иуды, Отречение Петра, Встреча Христа с самаритянкой, Оплакивание Христа и др.

На низком поясе изображены фигуры святых исключительно мужского пола, кроме святой Елены в композиции, посвященной ей и святому Константину (справа и слева от Христа соответственно). Отсутствие женских образов большинство исследователей связывают с тем, что Преображенский собор монастыря Мегало Метеора, основанного по образцу афонских, действовал как храм, который разрешено было посещать только мужчинам.

Композиция «Царь царем» помещена на западной стене, отделяющей помещение диаконов от основного храма. На ней изображён Христос в царских одеждах, сидящий на троне, к нему в молитве припадает Богородица со свитком в руках. На южной стороне помещено изображение Иоанна Предтечи. Рядом с ним изображены святые-воины Феодор Тирон и Феодор Стратилат, Георгий Каппадокийский, Димитрий Великий и Нестор в ценных одеждах принцев и экзотических головных уборах. Считается, что эта роспись создана под влиянием работ Феофана Стрелитзаса в монастыре Святого Николая.

Настенные фрески старого собора Великого Метеора создавались на протяжении 30-ти лет мастерами одной художественной мастерской, работавших над иконописью храмов в Фессалии, Западной Македонии, Сербии, Болгарии. Особые черты и качество живописи свидетельствуют о том, что они получили хорошую художественную подготовку. Соседство «мастерской Кастории» с прибрежной местностью Далматии, которая находилась под игом венецианцев, откуда мастера имели возможность общаться с западными коллегами.

После реставрации храма Преображения в 1545 году, новый храм и неф украсились новыми фресками в 1552 году. Значительные площади, возникшие в конце 1545 г., позволили расцвести богатой иконописной программе. Центр оформления основного храма представляет собой купол с изображением Вседержителя. В четырех углах — евангелисты. Основу иконописной программы составляют 4 сцены: Преображение, Распятие и Снятие Иисуса с креста, Воскресение. Вокруг этих грандиозных сцен расположены многочисленные миниатюрные сцены из жизни Христа.

Композиции нового Собора изображены свободно на поверхностях — с одной стороны, а с другой — они подражают традиции тонкого, даже обостренного, изображения живописных образов. Несмотря на многоплановость сцен и большие поверхности, они очень гармоничны и вполне понятные, хорошо спланированы, даже изящны.

Художники нефа и нового храма неизвестны. Однако, в рукописных чертах и иконописном выборе ощущается заметная схожесть с «Критской школой», а именно с кругом Феофана Стрелитзаса. В 1552 году мастер был на закате своей жизни, уже зрелый, достойный художник, учитель, под руководством которого работала объединенная художественная мастерская. Примечание на куполе нового собора с указанием, как должна выглядеть фигура пророка Даниила и правка на руке пророка — нарисованная вторично, а также маленькие эскизы, что и по сей день сохранились на своде купола, указывают на присутствие определенного учителя, который направлял работы, советовал и исправлял. Этим учителем мог быть Феофан Стрелитзас Бафа.

По другой версии, настенные фрески нового Собора Великого Метеора выполнил не менее известный критский художник Джордже, ученик Феофана Стрелитзаса, создавший иконопись Собора монастыря Дионисия на Святом Афоне (1547 г.).

Украшением нового храма также служит иконостас с чрезвычайным багатсвом тем. Старая его часть, которая датируется 1634—1635 гг, выполнена «рукой Иоанна», о чем свидетельствует надпись. Все же большая его часть реставрировалась, дополнялась многократно и закончена лишь в 1791 году, как говорят две других надписи. Новый иконостас реставрировали художники с материка: Константин из Линотопи и Костас с Мецово.

Здания на территории монастыря

Часовни

На территории монастыря также находятся 2 меньшие часовни:

  • Часовня Иоанна Крестителя — достроена до южного святилища и соединенная с ним. Часовня небольшого размера, имеет купол. Не реставрировалась еще с 18 века. На самом деле, время создания первоначального здания был гораздо более древним.
  • Часовня Святого Константина и Святой Елены — отдалена на несколько метров от Собора, расположена на юго-западе. Помещения также небольшого размера, построенные по типу поствизантийского простого королевского с куполом, без настенного иконописи. Купол опирается на четыре имитационные арки и извне многоугольным.

Надпись на стене у входа сообщает, что часовня построена в 1789 году, когда игуменом был Парфений Орфидис, за счет монаха Дионисия и его сына — иеромонаха Захария, которые происходили из одного из поселков Конице.

Алтарь

Алтарь построен в северной части храма и является работой игумена Симеона. Надпись справа, над входом, указывает, что алтарь построен в августе 1557 года: «Возведен с фундамента этот алтарь усилиями и на взносы всех братьев обители и на средства игумена отца Симеона – иеромонаха – в месяце августе 1557 года.»

Алтарь представляет собой купольное удлиненное помещение длиной в 35 метров, которое на восточной стороне переходит в свод. Внутри алтарь разделен на 2 свода, опирающиеся на 5 колонн. Шесть видоизмененных частей покрыты «лодочными» куполами, кроме четвертого, который покрывают два крестообразные купола, и пятого — его покрывает два полукупола. Внешне архитектура алтаря имеет следующие особенности: многоугольный купол, украшенный имитационными апсидами и керамико-пластическими элементами. В нише алтаря изображена Богоматерь на престоле с малышом среди архангелов.

Сегодня алтарь превращен в музей, где экспонируются ценные реликвии монастыря: переносные иконы, среди которых исключительное место занимают Скорбящая Богоматерь и Христос во гробе, датируемые концом 14 века. Также выставлены серебряная церковная утварь, священные ризы, вышитые золотом плащаницы и священные Евангелия.

Кухня монастыря и очаг построены в северной стороне алтаря. Это прямоугольное помещение большой площади, покрытое полностью куполом, имеет форму полукруга с малым куполом; через окошко которого выходил дым. Сейчас это действующий музей, где представлены древние деревянные и глиняные сосуды монастыря.

Больница

Больница находится перед алтарем Собора. Величественное купольное здание некогда было даже двухэтажным. Купол опирается на 4 колонны, как и больница монастыря Варлаама. В больнице построено 9 помещений, 8 из них покрыто крестообразными куполами. Под крышей порога сохранилась надпись, свидетельствующая о том, что больница и дом построен престарелых в Великом Метеоре построены на взносы, усилиями и на средства монахов в июле 1572 года.

Монастыри Метеоры

Многие едут в Грецию ради теплого моря и пляжей, но на деле самое красивое место страны находится далеко от побережья. Это «парящие в воздухе» монастыри Метеоры (Μετέωρα) — шесть монастырских комплексов на вершинах скал вблизи города Каламбака. Они не только красивы, но также отличаются долгой историей, ведь это один из древнейших центров православия в Греции. И в этом качестве монастыри известны не меньше, чем знаменитый Афон.

Монастыри Метеоры (Μετέωρα)

История

Высокие скалы Фессалийской равнины образовались около 60 миллионов лет назад, когда на этой территории еще плескалось древнее море. Долгое время они были необитаемы, точнее — не имели каких-либо постоянных поселений, и уединенность этих мест стала привлекать монахов-отшельников.

Фессалийская равнина образовалась около 60 миллионов лет назад

Первым известным отшельником, положившим начало монастырской общине, стал Варнава. В 950 году он построил в скалах небольшой скит Святого духа, к которому позже подтянулись другие монахи. В результате здесь появилось еще два скита: Преображенский и Стаги. Именно с них и начинались «парящие» монастыри Метеоры.

Первыми скитами (место жительства монахов-отшельников) стали: Преображенский, стаги и Святого духа

Около трех столетий в монастырском поселении царил мир и покой, но в 13-м веке Грецию начало лихорадить — участились набеги сербов, турок, шли крестовые походы. Из-за военных действий часть монахов ушла с Афона в сторону Фессалийской долины, и среди них был впоследствии канонизированный отец Афанасий. Деятельный настоятель решил устроить на новом месте подобие Афона, энергично взявшись за дело. Под его руководством в начале 14-го века и был построен первый монастырский комплекс — Великий Метеор. В 1371 году посмотреть на новую общину и познакомиться с Афанасием прибыл сам правитель Фессалии Иоанн Уреш Палиолог. Он был настолько впечатлен увиденным, что принял постриг и остался здесь, заняв место настоятеля после смерти Афанасия.

Великий Метеор (начало 14-го века) — первый монастырский комплекс

Интересно: считается, что именно с легкой руки святого Афанасия мы называем скалы Фессалии и расположенные на них монастыри красивым словом Метеоры (в переводе — «парящие в воздухе»).

Изначально было построено 24 скальных комплекса, но с течением времени многие из них прекратили свое существование. До наших дней дошло 6 монастырских общин: 4 из них мужские и 2 женские. В период 1940-1945 гг. они были разграблены и частично разрушены налетам итальянских и немецких войск, но после войны здания отстроили и монастырская жизнь начала новый виток.

Как добраться до монастырей Метеоры

Знаменитые скальные монастыри расположены практически в центре Греции, ближе к северной части страны. У подножья скал находятся два небольших города: Каламбака и Кастраки (первый из них крупнее). Именно здесь останавливаются путешественники, которые хотят провести в горах хотя бы 2-3 дня.

Из Каламбаки в Метеоры летом ходят автобусы, хотя последние сотни метров все равно придется идти пешком. Также можно воспользоваться обзорной экскурсией или самостоятельно доехать на авто — в горы ведет вполне благоустроенная дорога-серпантин.

Точный адрес: Kalabaka 422 00, Греция.

Как добраться от Афин:

Поезд:из аэропорта Элефтериос Венизелос на пригородном поезде доехать до станции Ларисса (ΛΑΡΙΣΗΣ) — это центральный ж/д вокзал Афин; в пути 45 минут.

Поезд:от ж/д вокзала поездом в направлении Thessaloniki ехать до станции Palaeofarsalos около 4 часов.

Поезд:на станции Palaeofarsalos пересесть на поезд в направлении Kalambaka и ехать около 1 часа.

Автомобиль:от вокзала Каламбаки до монастыря Святого Стефана около 5,6 км.

Автобус:из аэропорта Элефтериос Венизелос доехать маршрутом Х93 до автовокзала KTEL Bus Station (ΣΤ.ΥΠΕΑΡ/ΚΩΝ ΛΙΟΣΙΩΝ), в пути 46 минут.

Автобус:пересесть на маршрут перевозчика KTEL Trikala SA и ехать до автовокзала Каламбаки около 5 часов.

Автомобиль:от автовокзала Каламбаки до ближайшего монастыря Святого Стефана расстояние 6,4 км.

Как добраться от острова Крит:

Паром:из порта Ираклион паромом плыть до порта Пирей, в пути 9-11 часов.

Метро:от расположенной у порта станции метро Пирей (Πειραιάς) по зеленой ветке М1 ехать до Омонии (Ομόνοια), в пути 18 минут.

Метро:на станции Омония пересесть на красную линию М2 и ехать до станции Ларисса (Στ.Λαρίσης) 2 минуты.

Поезд:от ж/д вокзала у станции Ларисса поездом в направлении Thessaloniki добраться до Palaeofarsalos, в пути 4 часа.

Поезд:на станции Palaeofarsalos пересесть на поезд в Kalambaka и ехать 1 час.

Автомобиль:от вокзала Каламбаки до скал Метеоры расстояние 5,6 км.

Кроме того, с острова Крит можно добраться до Афин, а после и до Каламбаки самолетом, воспользовавшись одним из трех аэропортов: Ираклиона, Ситии или Ханьи.

Монастыри Метеоры на карте

Что посмотреть

В настоящее время все шесть монастырей Метеоры являются действующими — здесь по-прежнему живут монахи, регулярно проводятся службы, а к местным святыням стекаются сотни паломников. Но в то же время это популярный туристический объект, и каждый монастырский комплекс открыт для экскурсий.

К святым местам Метеор стекаются сотни паломников

Осмотр всех шести обителей можно поместить в один день, если начать с самого утра. Рекомендуется первыми посетить крупнейшие монастыри Преображения и Варлаама, потому что большая часть исторических артефактов хранится именно в них.

Это самая древняя, известная и крупная монашеская обитель Фессалийской долины. Ее основателем был сам Афанасий, и здесь до сих пор можно увидеть развалины скита, где жил святой, а также его могилу. В монастырской церкви хранится несколько ценных икон, из них старейшие относятся к 14-му веку. Кроме того, важной реликвией считается рукопись 861 года.

Эта обитель появилась на месте скита монаха-отшельника Варлаама, который в середине 14-го века в одиночку построил церковь Трех святителей. После смерти отшельника храм некоторое время оставался заброшенным, но в 1518 году братья-монахи из Великого Метеора решили его отреставрировать и основать новую общину. Сегодня здесь работает музей с редкими рукописями, церковной утварью, иконами поствизантийского периода.

Монастырь Святой Троицы

Из всех монастырских комплексов этот считают самым фотогеничным. Он чаще других попадает в объективы фотографов, появляется на открытках и в путеводителях. Для посетителей же будет интересен храм святой Троицы, где сохранились фрески 17-го и 18-го века. Среди исторических святынь можно выделить Евангелие 1539 года и старинные иконы.

Монастырь Николая Анапавсаса

Скромная крошечная обитель, которая была построена на столь маленькой площадке, что все кельи не поместились на одном уровне. В результате этот комплекс, растянувшийся по склону горы, внутри напоминает лабиринт. При этом он включает несколько церквей, в самой маленькой из них помещается только один священник и алтарь.

Это женская обитель, которая часто попадает на фото ввиду своего удачного расположения. Внутри же представляет интерес древняя церковь Преображения — она была расписана в 1560 году, причем фрески сохранились в первоначальном виде до наших дней.

Монастырь Святого Стефана

Агиос-Стефанос — вторая женская обитель в горах Метеоры. Она отличается самым простым доступом за счет пешеходного моста. Если к другим поселениям на скалах приходится идти по крутым лестницам, вырубленным прямо в камне, то сюда добраться намного легче. Постоянные здания здесь появились в 14-м столетии, но за 200 лет до этого в скалах жил отшельник Иеремия, он оставил после себя плиту с надписью «6 770 год от основания мира» (т.е. 1 192 год по новому летоисчислению).

Горы Метеоры хранят и еще один интересный объект, но чтобы его увидеть, нужна хорошая физическая подготовка. Речь о так называемой монастырской тюрьме — гроте с деревянными перегородками, который находится довольно высоко на одной из скал. Есть версия, что он служил местом покаяния для провинившихся монахов. Однако в 19-м веке в войне с турками грот использовался именно в качестве тюрьмы, возможно, поэтому на многих картах он обозначен как «Monks prison».

Monks prison — в прошлом, место покаяния для провинившихся монахов

Интересно: лучше всего Метеоры выглядят на закате, поэтому в такие места стоит приехать с ночевкой.

Часы работы и стоимость билетов

Каждый монастырь работает по своему графику:

  • Мегала Метеора — с 09:00 до 16:00 (кроме вторника);
  • Святого Варлаама — с 09:00 до 16:00 (кроме пятницы);
  • Святой Троицы — с 09:00 до 17:00 (кроме четверга);
  • Николая Анапавсаса — с 09:00 до 16:00 (кроме пятницы);
  • Святого Стефана — с 09:00 до 17:30 (кроме понедельника);
  • Святой Варвары (Русану) — с 09:00 до 16:00 (кроме среды).

Зимой график работы сокращен, многие обители работают до 14:00.

Стоимость билетов: 3 € (

208 руб. ) в каждый монастырь.

Правила посещения

  • Посетителям нужно придерживаться тех же правил, что и при визите в любой христианский храм. Женщинам желательно быть одетыми в юбки длиной ниже колена, мужчинам — в брюки (не шорты). Также одежда должна прикрывать плечи.
  • На территории монастырских комплексов разрешено делать фото, но внутри церквей и других зданий фотографировать или снимать видео нельзя. Об этом рассказывают соответствующие таблички.

Дорога к скалам и обзорным площадкам

Интересные факты

  • Вплоть до начала 20-го века в любую обитель на скалах можно было попасть только с помощью своеобразных лифтов — клетей, поднимаемых на цепи или веревке. Это был опасный способ, поскольку веревки время от времени обрывались. Лишь в 1920-х годах прорубили каменные ступени.
  • На самой большой скале высотой 613 метров находится Мегала Метеора. Остальные монастырские горы составляют в высоту от 400 до 600 метров.

Метеоры в утреннем тумане

Полезные советы

  • Если предполагается ночевка в городе Каламбака, закупить продукты лучше заранее — в супермаркете Lidl, что расположен на въезде со стороны Трикалы. В самом городке цены будут выше.
  • С точки зрения цен на жилье выгоднее остановиться в Кастраки — номер в отеле или аренда квартиры здесь обойдутся дешевле. Но Каламбака отличается более живой и динамичной атмосферой (есть ночные клубы, кафе и другие развлечения).
  • Монастыри Метеоры лучше всего фотографировать на рассвете и на закате, используя телеобъектив. В летнее время лучи солнца первой осветят обитель Святой Троицы.
  • По пути к монастырским комплексам на серпантине есть несколько смотровых площадок, где можно остановить авто и сделать красивые фото. Но в теплый сезон на любую из них стоит приезжать ранее — утром и в закатные часы может быть много людей.
Панорама монастырей Метеоры
Монастыри Метеоры на видео

Лучшим временем для посещения монастырей Метеоры считается конец весны и начало осени. Все дело в том, что зимой долгие прогулки в горах могут быть некомфортны, да и темнеет слишком рано, а летом в Греции очень жарко (до +40 °C). Но по большому счету в это живописное место можно приехать в любое время года. Кроме христианских святынь здесь очень красивая природа и есть несколько интересных музеев, например, Музей естественной истории в Каламбаке. Также можно за 2-3 часа доехать до ближайшего пляжа на побережье Эгейского моря или в богатый достопримечательностями город Салоники.

Визитная карточка

Адрес

Kalabaka 422 00, Греция

Стоимость билетов

208 руб. ) в каждый монастырь

Время работы

Мегала Метеора — с 09:00 до 16:00 (кроме вторника);
Святого Варлаама — с 09:00 до 16:00 (кроме пятницы);
Святой Троицы — с 09:00 до 17:00 (кроме четверга);
Николая Анапавсаса — с 09:00 до 16:00 (кроме пятницы);
Святого Стефана — с 09:00 до 17:30 (кроме понедельника);
Святой Варвары (Русану) — с 09:00 до 16:00 (кроме среды)

Греческие монастыри Метеоры: подняться до каждого?

Туристы, посетившие парящие в небесах монастыри, сходятся в одном: это рукотворное чудо лучше увидеть своими глазами – любой самый искусный рассказ меркнет перед дивной красотой этих мест.

Первое впечатление

На подъезде к городу Каламбака перед вами словно вырастает таинственный каменный лес из скал причудливой формы, на вершинах которых примостились монастыри.

Вид на городок Каламбака из Монастыря Святого Стефана

В Средние века, спасаясь от преследования турок, сюда, в местность, называемую Метеоры, бежали монахи. Это они построили убежище на неприступных скалах. Еще в начале прошлого столетия попасть в обители можно было только в сетках с помощью ручной лебедки или по приставным лестницам. Сейчас по Метеорам проложена дорога, а к каждому монастырю ведут вырубленные в скалах ступеньки.

Как добраться в Метеоры

Парящие в воздухе монастыри находятся на севере области Фессалия у подножия горного массива Пинд. Их шесть: четыре мужских и два женских. Они открыты в разные дни в разное время, но в субботу и воскресенье доступны для посещения все. Вход – от 3 до 6 евро.

Если вы приехали с экскурсией или индивидуально, то успеете посетить их за один день, но это будет путешествие «галопом по Европам». Осмотр желательно разделить на два дня. Удобнее всего купить тур в туристических компаниях: однодневный – от 55 евро, двухдневный – от 140 евро на человека.

В Метеоры добираются из Афин или Салоник – время в пути 3-4 часа. Подняться к монастырям можно на транспорте из городка Каламбака или близлежащей деревни Кастраки, но если вы любитель пеших восхождений, мы расскажем вам об уникальном маршруте. Те, кто им воспользуются, оценят не только величие и красоту метеорских монастырей, но и почувствуют, что ощущали монахи, прокладывающие первые тропы среди неприступных скал.

Пешком к небесам

Маршрут начинается от центральной площади деревни Кастраки. Тропа проходит возле пещеры-часовни Айос Иерос Мандилас, расположенной у подножия скалы – пещеру легко распознать по цветным лоскуткам, привязанным у входа туристами. Через 20 минут неспешной ходьбы вы подойдете к каменной лестнице. Это вход в монастырь Святого Николая Анапавсаса. Подъем по лестнице, насчитывающей 185 ступенек, займет 10-15 минут. В 25 от начала лестницы находятся развалины монастыря святого Мони и автостоянка. Оттуда начинается выложенная брусчаткой тропа. Через 15 минут вы подойдете к Т-образной развилке. Если поверните направо, через 15 минут будете у монастыря Святого Варлаама, если налево – то за 15 минут подойдете к монастырю Великий Метеор.

Монастырь Святого Николая Анапавсаса

Монастырь очень маленький. Скала, на которой он построен невысокая, но очень узкая, что не позволяло строителям развернуться. Поэтому он устроен в трех уровнях. Туристов привлекают росписи стен, выполненные знаменитым художником Феофаном Критским. Летом и зимой монастырь открыт ежедневно, кроме пятницы. Летом с 9.00 до 15.30, зимой до 14.00. Сюда ходит рейсовый автобус из Каламбаки (отправление в 9.00 и 13.00).

Монастырь Мегала Метеора

Этот самый большой монастырь находится на отметке 615 м, к нему ведут 154 ступеньки. В монастыре хранится большое количество реликвий, в том числе мощи святого Афанасия Метеорского, основавшего в 14 веке первые монашеские поселения в Метеорах.

Летом монастырь открыт ежедневно, кроме вторника, с 9.00 до 17.00. Выходные дни – вторник, среда. Это конечная остановка рейсового автобуса из Каламбаки. Желающие могут попасть в монастырь в подвесной люльке, так, как раньше это делали монахи.

Монастырь святого Варлаама

Многие туристы считают вид этого монастыря самым впечатляющим в Метеорах. Он известен уникальными настенными росписями. Добираться сюда ближе всего из деревни Кастраки. Летом открыт ежедневно, кроме пятницы, с 9.00 до 16.00. Также можно доехать рейсовым автобусом из Каламбаки.

Монастырь Святой Варвары

Монастырь расположен ниже других обителей, но подняться к нему пешком практически невозможно. Он построен так, что его стены являются продолжением невысокой скалы, на которой он находится. В монастыре есть фруктовый сад, пасека и теплица, работает иконописная мастерская. К монастырю ведет длинная лестница, после которой нужно перейти ко входу по узкому мостику, перекинутому через пропасть. Сюда удобнее всего добираться на машине от деревни Кастраки. Также ходит рейсовый автобус из Каламбаки (9.00 и 13.00). Монастырь открыт ежедневно кроме среды с 9.00 до 18.00.

Женский монастырь Святого Стефана

Он самый удобный для посещения, так как соединяется с дорогой восьмиметровым мостом, благодаря чему посетители избавлены от необходимости подниматься по крутым ступеням, как к другим обителям. При монастыре создан центр возрождения византийской музыки и иконописная мастерская. Монастырь открыт со вторника по воскресенье и зимой и летом. Время 9.00 – 17.00. К нему удобнее добираться из города Каламбака на индивидуальном транспорте или туристическом автобусе. Рейсовый автобус сюда не ходит.

Монастырь Святой Троицы

Находится недалеко от обители Святого Стефана, из которой открывается отличный вид на фуникулер, на котором в монастырь Святой Троицы доставляются продукты и туристы, не желающие подниматься по ступенькам.

Фуникулер к монастырю Св. Троицы

Во дворе вдоль стен расставлены зеленые деревца в горшках и скамейки, на которых сидят разноцветные коты. Храм монастыря расписан фресками 17 и 18 веков, здесь хранится Евангелие, отпечатанное в 1539 году в Венеции. В монастыре снимался эпизод фильма об агенте 007 Джеймсе Бонде «Только для твоих глаз». Сюда лучше всего добираться на индивидуальном транспорте из города Каламбака. К монастырю ведут 140 ступеней, прорубленных в скале. Летом открыт ежедневно, кроме четверга с 9.00 до 18.00. Выходные среда, четверг.

Киевский путник

В 1745 году по дороге домой, возвращаясь из почти двадцатилетнего путешествия, Метеору посетил сын киевского купца Василий Григорович-Барский. За это время он прошел пешком Венгрию, Австрию, Италию, побывал в Каире, Дамаске и на Святой Земле. Четыре раза был на Кипре, дважды на Афоне, несколько лет прожил в Ливане. О своих путешествиях Василий оставил внушительные по объему путевые записки, в которых о Метеоре рассказано с помощью рисунков. Доподлинно известно, что побывав в монастыре Валаам, куда его подняли, как и других, в сетке, он задал вопрос настоятелю: «Как часто вы меняете веревки»? На что получил ответ, который сразил даже его, видавшего виды путешественника: «Когда лопнет веревка». Путешественник застал в Метеорах 12 действующих монастырей.

Метеоры

Парящие над облаками

Маршруты / Греция 14. Новый год
Метеоры — Парящие над облаками

Если с Новоюлианским календарем нам не повезло, то с тем видом, который предстал перед нами после полуторачасового переезда из Янины, повезло точно! Парящие в дословном переводе “над землей”, Метеоры встретили нас еще и окутанными туманом – это стало самым незабываемым впечатлением всей поездки!

Если верить расписанию, которое нам удалось найти в интернете еще во время планирования маршрута, наилучшими днями для посещения монастырей являются суббота и воскресенье, когда все они открыты. У нас же на календаре был понедельник, поэтому за день нам предстояло объехать пять из шести монастырей – Святого Стефана пришлось оставить на утро следующего дня.

Итак, в начале десятого утра мы въехали в Каламбаку и, совершив небольшой “круг почета” по городу, устремились к монастырям Метеоры. Самую наглядную схему расположения и порядка объезда монастырей мы подглядели в гостинице только вечером: она представлена на рисунке, – нам же приходилось пользоваться дорожными указателями.

Монастырь Святого Николая Анапафсаса

Происхождение названия монастыря остаётся до сих пор невыясненным. По одной из версий это было имя одного из его основателей в XIV веке, по другой, название связано с греческим глаголом “anapavomai”, означающим “отдыхать, покоиться”, или, другими словами, с местом для духовного отдыха и обновления.

Преодолев около сотни ступенек по небольшому парку у подножия скалы, еще примерно столько же, но уже выдолбленных в скале, отделяло нас от входа в сам монастырь, который обошелся нам в 3 евро на человека. Святой Николай оказался единственным, где было можно фотографировать везде, в том числе и в монастырской церкви.

Монастырь Святой Варвары (Русану)

Один из двух женских монастырей Метеор, с происхождением названия которого всё также до конца не определено. Несмотря на то, что монастырский храм был основан в честь Преображения Христа, сегодня в нем почитают и Святую Варвару, отсюда и второе название, запомнить которое, впрочем, гораздо проще, чем “Русану”. Фотографировать внутри уже было можно не везде, но самым запоминающимся стал мост, перекинутый через ущелье, построенный только в 1868 году вместо веревочного.

От Монастыря Святой Варвары была проложена пешеходная тропа до первой смотровой площадки, откуда открывался вид как на нее, так и на еще четыре монастыря (все кроме Св.Стефана). До площадки нас провожал рыжий кот, обратно – черно-белый.

Великий Метеор (Мегала Метеора)

Самый старший, главный и большой из всех монастырей. Для того, чтобы попасть внутрь, необходимо вначале спуститься ступенек на тридцать, а затем, минуя туннель, вырубленный прямо в скале, подняться еще на полторы сотни. Кроме Собора Преображения Христа, в монастыре действуют музеи, повествующие не только об истории создания и развития монастырей Метеоры, но и иллюстрирующие быт монахов.

Как я уже писал в своем рассказе о поездке в Грецию в 2004 году, монастырь Преображения Господня (Мегала Метеора, Великий Метеор) был основан на горе Платилитос (“широкая гора”) около 1340 года Афанасием Метеорским. Со смотровой площадки и лестницы нам открылись потрясающие виды, в первую очередь, на соседний с Великим Метеором монастырь Варлаама.

Монастырь Варлаама

Согласно легенде, монастырь получил своё название в честь монаха Варлаама, который в начале XIV веке был одним из первых поселенцев в этих местах. Основателями же самого монастыря гораздо позже, в середине XVI века, являлись два брата: Феофаний и Нектарий Апсарские из Янины.

Заехав на парковку Варлаама сразу после посещения Святой Варвары, мы обнаружили там целых четыре туристических автобуса, поэтому развернулись и решили вернуться сюда после посещения Великого Метеора. Как выяснилось позже, в этом решении был, если не смысл, то небольшая доля везения – сделанная оттуда фотография, пожалуй, стала лучшей за всю поездку. Вернувшись обратно, мы обнаружили монастырь Варлаама сплошь окутанным облаком тумана.

Монастырь Святой Троицы

В отличие от предыдущих четырех монастырей, а уж тем более, от Великого Метеора и Варлаама, монастырь Святой Троицы очень редко посещается туристами и на это есть весьма веская причина. Для того, чтобы попасть в монастырь, нам пришлось преодолеть весьма длинный путь, вначале спустившись в долину, а затем преодолев полторы сотни ступеней, выдолбленных в скале. В общей сложности, чтобы добраться от парковки на дороге, где мы оставили свою машину, до входа в монастырь у нас ушло около получаса.

Как и с доступностью монастыря Святой Троицы, а вплоть до 1925 года попасть в него можно было только по веревочной лестнице, с датой его основания у историков до сих пор много проблем. Существуют письменные источники, из которых создание монастыря приписывается монаху Дометию в 1438 году, однако среди рукописей Иоанна Уресиса Палеолога, сподвижника Афанасия Метеорского, – также было найдено упоминание “Метеора и Святой Троицы” (1362 год). Официальной же датой основания монастыря считается 1476 год – дата 6984 (от сотворения мира) указана на одной из его стен.

Из Святой Троицы открывается вид не только на остальные монастыри Метеоры, но и на город Каламбаку, а если, посмотреть наверх из Каламбаки, то огромный белый крест, стоящий на вершине одной из год, расположен как раз на территории монастыря Святой Троицы. А еще, если во всех остальных монастырях, кроме Варлаама, с нас брали деньги за вход, то здесь с нас не только не взяли ни цента, но и угостили печеньем – было очень приятно.

Монастырь Святого Стефана

Как я уже писал в самом начале этого повествования, последний, шестой из действующих монастырей в понедельник 6 января был закрыт, поэтому мы заехали в него утром следующего дня. В противоположность Святой Троице, в Святой Стефан очень легко попасть – нужно лишь пройти по мосту, отделяющему парковку от входа в монастырь. Святой Стефан также является вторым, наряду со Святой Варварой, женским монастырем в Метеорах.

История создания Святого Стефана, как и у практически всех остальных монастырей, окутана загадками и легендами. Согласно одному из источников, к сожалению, в настоящее время утерянному, первое упоминание о монашеском поселении здесь относятся к 1192 году. Известно и имя монаха: Еремия, однако, установить, было ли им начато строительство, или же он просто жил в одной из пещер на будущем месте основания монастыря, – теперь практически невозможно.

В Святом Стефане мы купили книжку (ISBN: 978-960-7449-18-4), рассказывающую о всех шести монастырях, информация из которой во многом послужила для написания этого текста.

Каламбака

Проведя весь световой день в Метеорах, мы спустились “из облаков на землю”, когда уже начинало темнеть. Нам оставалось найти забронированную гостиницу и ресторан, где можно было поужинать. Чтобы не перебивать впечатление от посещения монастырей, об этом можно почитать в соответствующих разделах сайта.

Не побоюсь утверждать, что Метеоры стали не только “номер один” нашей поездки, но и главной достопримечательность всей Греции.

Читайте далее: