Маска мельпомены фото

Маска мельпомены фото

Пантеон Древней Эллады объемен и, помимо богов, предлагает знакомство с другими возвышенными существами. Биографии небожителей послужили мотивами для сложения мифов и легенд, которыми знаменита древнегреческая история. Каждому направлению деятельности соответствовал покровитель, наделенный магическими способностями и силами. Среди них – Мельпомена, муза трагедии, а впоследствии театра. Она благословляла на творческую реализацию в искусстве.

История происхождения

Мельпомену считали богиней, но на самом деле она была одной из девяти муз, дочерей Зевса и Мнемосины. Как и сестры, девушка изображалась красавицей в лавровом венке. Ее сопровождали соответствующие атрибуты: длинная театральная мантия, трагическая маска и меч, иногда заменяемый палицей. С течением времени образ персонажа модифицировался, но внешность музы не менялась. Ее биография пополнялась новыми подробностями и событиями. Культ богини формировался на протяжении продолжительного периода времени. Поэтому ее статус музы изменился на божественный.

Зевс и Мнемосина

По легенде, музы проживали на горе Парнас вблизи Кастальского ключа и на горе Геликон рядом с источниками Иппокрены. Людей, стремившихся к творчеству и вдохновению, музы сопровождали, даруя благодать. Они предлагали испить из волшебных источников, наделявших талантом. Тех же, кто пытался состязаться с божественными существами, ждала неминуемая кара. Красавицы, дарующие способность к танцу, пению, музыке и другим направлениям в искусстве, не переносили тщеславия и жестоко наказывали за него. Искусство и творчество, по их заветам, должны очищать душу, сопровождаясь благими мыслями и целями.

Первые упоминания о музах появились в литературных произведениях Гесиода и Гомера. Поначалу их имена не озвучивались, и образ представлялся в едином обличии. Затем речь шла о трех богинях, чей функционал постоянно корректировался. Сегодня известно, что древние греки поклонялись девяти музам: Терпсихоре, Талии, Эвтерпе, Эрато, Клио, Каллиопе, Урании, Полигимнии и Мельпомене. По словам Гесиода, восхитительные юные красавицы воспевали Зевса и других богов, даруя людям таланты и способности. Любопытно, что Талию противопоставляли Мельпомене, изображая с комической маской в руках.

Мельпомена

В «Иллиаде», принадлежавшей перу Гомера, музы были подчинены Аполлону, богу искусства и гармонии. Помимо творческих мотивов, они вдохновляли на занятия наукой и несли в мир моральные ценности. Геродот назвал в честь музы Мельпомены четвертую книгу сборника «История», увековечив ее имя в своем творчестве.

Муз также связывают с Дионисом, на мероприятиях которого они появлялись. Им свойственны вдохновение и мистика, упорство на пути к своей мечте и творческий азарт. Божественные существа широко почитались и воспевались в Древней Греции. Им посвящали храмы, называвшиеся Мусейонами. Обстановку и нужную атмосферу в них поддерживали служители, жрецы. По некоторым данным, такой храм располагался в школе, основанной Пифагором. Там находились скульптуры всех девяти муз.

Мифы и легенды

Греческая мифология открывает хитросплетения взаимоотношений между богами и простыми смертными. Она повествует о том, как складывались жизни возвышенных существ. Согласно легендам, Мельпомена была дочерью Зевса и Мнемосины. Восемь ее сестер, как и она, стали покровительницами науки и искусства.

Скульптура Мельпомены

Первоначально Мельпомену считали музой песен и драматических произведений, но со временем ее начали олицетворять со сценическими постановками и мероприятиями. В итоге музу ассоциируют с театром, обобщая сферу ответственности персонажа в одно направление.

На первый взгляд, облик Мельпомены вызывает мысли об агрессии, ведь в руки девушки вложен меч. Но она не являлась карательницей. При этом муза ограничивала пределы театральности, напоминая, что примерка масок должна происходить только на театральном поприще, но не в жизни.

Муза трагедии стала матерью знаменитых сирен, которые появились на свет в ее союзе с Ахелоем. По преданию, две ее дочери решили состязаться с музами в способности к пению и проиграли соревнование. За это девушки были казнены. Мельпомена вечно оплакивала своих детей, как оплакивала и людей, пошедших против воли богов.

Как и другие музы, Мельпомена была постоянной спутницей Аполлона. Ей принадлежит идея создания варвитоса – музыкального инструмента, напоминающего лиру.

Экранизации

Сегодня имя Мельпомены упоминается в качестве эпитета и в переносном смысле. Выражение «жрец Мельпомены» можно услышать в высокопарных откликах об актерах театра. Те, кто ценят многовековую историю этой области искусства, нередко вспоминают имя музы. Ее биография мало освещается в мифологии, поэтому полноценных спектаклей или фильмов богине не посвящают. Но само имя нередко фигурирует в монологах театральных постановок и в описательных моралите.

Кадр из телеспектакля телеспектакля «О, Мельпомена!»

В 1987 году на советские экраны вышел телеспектакль под названием «О, Мельпомена!» режиссера Дины Луковой. Этот проект объединил в себе три чеховских сюжета, повествующих об актерах, а название стало тонкой иронией автора над представителями драматического направления в искусстве.

В поисках вдохновения: о чем просить греческих муз

Помните всех дочерей Зевса и Мнемозины по именам и за что отвечала каждая из них? Если нет — не беда: рассказываем о девяти покровительницах искусств и наук, живущих на Парнасе.


Эвтерпа

Эвтерпа — покровительница лирической поэзии и музыки. Обычно ее изображают в цветочном венке с флейтой, лирой или авлосом. Античные поэты называли Эвтерпу «дарящей удовольствие» и считали ее самой грациозной из муз. К ней также обращались музыканты, когда им не хватало вдохновения для написания произведений.

Интересно, что в Приморском районе Санкт-Петербурга есть муниципальный округ Черная речка, на гербе которого изображена Эвтерпа. Это имеет отношение к истории округа: здесь жил и работал Александр Пушкин, а также произошла дуэль между Николаем Гумилевым и Максимилианом Волошиным.

Клио — муза истории, поэтому ее непременными атрибутами являются свиток пергамента или доска с письменами, а иногда к ним добавляются грифель или лавровый венок. Ее имя восходит к греческому корню, означающему «дарующая славу». Любопытно, что так зовут и одну из злодеек в мультсериале «Бэтмен». Помимо этого, имя музы присвоено американской премии Clio Awards, которая ежегодно присуждается профессионалам за выдающиеся достижения в области дизайна, рекламы и коммуникации.

Талия

Талия покровительствует комедии, легкой поэзии и развлечениям. Эту музу можно узнать по комической маске, которую она держит в руке, венку из плюща, тимпанону (гуслям) и пастушьему посоху. Последний намекает на связь музы с буколической поэзией, а маска и музыкальные инструменты использовались во время представлений в античном театре.

В прошлом Талия считалась покровительницей театров во многих немецких городах, среди которых Дрезден, Гамбург и Ганновер. В честь нее назывался и издававшийся Фридрихом Шиллером в XVIII веке журнал, в котором публиковались статьи на исторические, философские, литературные и театроведческие темы.

Полигимния

Полигимния — муза торжественных гимнов. Обычно ее изображают в виде женщины в задумчивой или призывающей к молчанию позе. Именно Полигимния могла даровать вечную славу тем поэтам, чьи произведения ей понравились. Ее также просили о даре красноречия, поскольку она могла вдохновить оратора и придать ему уверенность.

Кстати, американская писательница Мадлен Л’Энгл назвала в честь этой музы героиню серии детских книг «Квинтет времени» Полигимнию, или Полли О’Киф.

Урания

Урания — покровительница астрономии, которая держит в руках глобус и циркуль. Ее имя связано с Ураном, древним богом, олицетворяющим небо. Эта музу часто называют воплощением гармонии Вселенной. Неудивительно, что ее имя присутствует в названии множества обсерваторий по всему миру. А в Московском планетарии даже существует «Музей Урании», в котором можно познакомиться с методами и инструментами познания Вселенной.

Несмотря на то что Урания отвечает за точные науки, она не раз служила источником творческого вдохновения художникам и поэтам. Например, у Иосифа Бродского есть сборник стихотворений названный именем этой музы, а у американского поп-исполнителя Эндрю Голда — песня с таким названием.

Каллиопа

Эта муза покровительствует в первую очередь эпической поэзии, но также науке и философии. Она считается самой старшей и мудрой из всех сестер, поэтому иногда ее изображают с короной на голове. Также к ее атрибутам относятся восковая табличка со стилусом или свиток пергамента. Именно Каллиопа разрешила спор Афродиты и Персефоны, которые влюбились в Адониса и не могли поделить его. Этот эпизод впоследствии лег в основу интермеццо оперы немецкого композитора Ханса Вернера Хенце «Бассариды».

Мельпомена

Мельпомена — это муза трагедии. Ее изображают в венке из виноградных листьев, с трагической маской в одной руке и оружием в другой. Со своей сестрой Талией Мельпомена оказывала покровительство театральному искусству. Театр нередко называли «храмом Мельпомены», а актеров — служителями музы. Меч или палица в ее руке символизируют неизбежность наказания, которое постигнет тех, у кого хватило дерзости ослушаться богов.

Эрато

Эрато — муза, отвечающая за любовную поэзию. Она вдохновляет на создание песен и поэзии, которая способна пробуждать любовь в сердцах слушающих. Непременный атрибут Эрато — лира или тамбурин. Также ее украшениями нередко становятся розы и мирт. По одной из легенд, однажды ее игра на музыкальных инструментах привела к возникновению музыки для свадебных торжеств.

Терпсихора

Еще одна муза, которую могут изображать с лирой, — Терпсихора. В отличие от своих сестер она покровительствует танцам и хоровому пению. Обычно ее изображают молодой женщиной, которая играет на музыкальном инструменте или танцует. Терпсихора является одной из самых популярных муз, а ее образ довольно часто используется при создании музыкальных, кинематографических и литературных произведений. Например, в фильме 1947 года «С небес за землю» Александра Холла Терпсихору сыграла звезда Голливуда 1940-х годов Рита Хейворт. Помимо этого, в историческом районе Нового Орлеана есть несколько улиц, названных в честь Терпсихоры и ее сестер.

Фото: Getty Images, Wikimedia Commons

ПОД МАСКОЙ МЕЛЬПОМЕНЫ

2019-й год, объявленный в России Годом театра, подходит к концу, но работа на театральных подмостках районного Дома культуры не останавливается ни на минуту. Ежедневно в руках умелого мастера, художественного руководителя Колосовского Дома культуры и режиссёра-постановщика по профессии Александра Петровича Чернухи рождаются новые театральные образы, которые проживут свою пусть маленькую, но яркую жизнь под светом рамп и софитов.

Каждый концертный номер проходит множество трансформаций, прежде чем будет представлен на суд зрителя. Каждый взгляд, мимика, проходка по сцене и подача образа отточены до нужного уровня, потому что за всеми этими, казалось бы, мелочами стоит неимоверная работа художественного руководителя Колосовского Дома культуры Александра Петровича Чернухи.

— Режиссёр, как правило, всегда остаётся в тени. Лично я не особо люблю рассказывать о своей работе, так как считаю, что дело, которым я занимаюсь вместе со своими коллегами, может оценить только зритель. А лучшая награда для любого артиста, не важно: солиста, хореографа или руководителя ансамбля – это громкие аплодисменты. Каждый из работников Дома культуры делает то, что должен делать, главное, чтобы концерт нравился сидящим в зале колосовцам, — рассказал о своей работе художественный руководитель Колосовского Дома культуры Александр Петрович Чернуха.

По нотам до ВСГИКа

Самым ярким событием для человека искусства Александра Чернухи стало время с 1963 по 1973 год. Будучи мальчишкой, Саша стал находить в себе артистические задатки и чувствовал тягу к искусству. Он стал вокалистом в народном ансамбле «Метелица».

Дальше армия. Разлука с творчеством только пробуждала в простом пареньке всё больший интерес к музыке. Вернувшись домой, Александр Чернуха поступил в Омское культпросветучилище на дирижёрско-хоровое отделение, в котором попутно занимался конферансом. Стало понятно, что сцена – это его жизнь! Преданность творческому делу помогали Александру профессионально расти. Но среди песенного искусства педагоги училища разглядели в пареньке большее.

— Ко мне подошла мой педагог Ирина Константиновна Спирина и сказала: «Чернуха, тебе надо учиться на режиссёра! Если не поступишь, вернёшься, и я тебя возьму обратно, чтобы ты мог учиться дальше», — рассказывает Александр Петрович. — Я всегда считал, что режиссёры – это очень умные люди, которые учатся исключительно в институтах, и считал эту профессию не в зоне моей творческой досягаемости. Но педагог настояла на своём и лично забрала документы из училища, считая, что я могу добиться большего на творческом поприще.

Первые дни пребывания во ВСГИКе в городе Улан-Удэ стали для молодого человека совершенно новым и неизведанным миром.

— Когда я приехал туда, был немного шокирован, думал: куда я попал? – продолжил Александр Петрович, — все говорили о Станиславском, о Мирхольде, о сверхзадаче. Казалось, что я попал из деревни в какую-то параллельную реальность.

Отбросив свое смущение, будущий студент режиссёрского отделения прочитал подготовленное стихотворение и рассказал басню пред взором строгой комиссии. После чего Александра Чернуху попросили блеснуть вокалом и показать хореографические данные. Запыхавшись и волнуясь, парень продемонстрировал свои творческие способности и в итоге был зачислен в ряды будущих режиссёров.

Увлечение учёбой и самоотдача помогли Александру Петровичу на третьем курсе заняться преподавательской деятельностью в Усть-Каменогорском культпросветучилище, где студент уже сам обучал ребят режиссёрскому ремеслу.

В 1987 году, получив долгожданный диплом режиссёра-постановщика театральных представлений, Александр Чернуха переехал жить в село Бабеш Шербакульского района.

Создание агиттеатра под названием «Тюбик» стало основой будущих свершений на театральных подмостках. В маленький театральный коллектив в основном входили дети. Вместе с юными артистами дипломированный режиссёр в течение всего двух недель подготовил театральную зарисовку к одному из широкомасштабных мероприятий. Каково было удивление ребят, когда постановка, в которой они приняли участие, заняла первое место на районном уровне. Уже тогда стало понятным, что юный творческий коллектив ждёт великое будущее.

«Тюбик» завоёвывал всё больше зрительских сердец во множестве городов, привозя с собой новые награды.

Таким образом, детский коллектив стал лауреатом Всероссийских и Всесоюзных конкурсов и дипломантами ВДНХ. А ведь за этим маленьким театром стояли неиссякаемый профессионализм и широкая душа режиссёра-постановщика Александра Чернухи.

От роли до гастролей

В 1990-х годах Александр Петрович переехал жить в Омский район, в с. Дружино. Работал в Омском театре «Галёрка», после трудился на театральных подмостках Государственного театра народного творчества. Многочасовые репетиции, десятки страниц сценариев, образы и маски – работы на творческом поприще всегда хватает с лихвой.

Ни один праздник: «Королева спорта» или «Праздник Севера» не обходились без тщательно продуманного сценария и режиссерской работы. На пару со своим соратником по профессии и лучшим другом Валерием Конаковым Александр Чернуха готовил праздничные мероприятия, которые становились культовыми.

— В нашей профессии работы всегда более чем достаточно. Всегда в подобных мероприятиях задействована масса людей. Всё необходимо выстроить, каждому показать, рассказать — на это уходило много времени. Проводить большие праздники приходилось не только в Омске, но и во многих районах области. Эта работа меня научила одной важной вещи — ты должен очень быстро соображать и быстро находить выход из любой ситуации, когда некогда стоять и три часа репетировать одно действие, нужно мгновенно ориентироваться, — продолжил свой рассказ Александр Петрович.

Работа режиссёра – это другой мир, в котором свои правила, своя жизнь. Приходится общаться со многими интересными личностями: как с самодеятельными артистами, так и со знаменитостями.

— В своё время приходилось работать с Алёной Свиридовой, когда мы проводили концерт в ТЮЗе. Особенно запомнилась встреча с народной артисткой России Надеждой Бабкиной, которая работала на одной сцене с самодеятельными коллективами Омского региона на празднике «Душа России». Тогда в праздничном мероприятии принимал участие и Колосовский район. Надежда Георгиевна простая русская женщина с открытой душой и добрым сердцем, — поделился своими впечатлениями Александр Петрович.

Александр Чернуха работает художественным руководителем в Колосовском Доме культуры на протяжении трёх лет. К своей работе подходит с особой тщательностью.

— В противном случае концертная программа может пойти не по сценарию, и зритель это чувствует, — повествует Александр Петрович, — безусловно, заминки бывают, но наша задача свести их к минимуму. Я не считаю свою работу отличающейся от профессиональной деятельности своих коллег. Мы – одно целое. Невозможно сделать спектакль или любое другое мероприятие без звукового и светового сопровождения. Не построить полноценный концерт без хореографии и вокальных коллективов. Моя задача – свести всё воедино, «отшлифовать» всё до мелочей и представить концертную программу нашим дорогим зрителям!

Как шутит художественный руководитель Александр Петрович, режиссура – это умение делать дело чужими руками. А в действительности задача режиссёра — помочь актёрам примерить на себя образ героя театральной постановки.

Совсем скоро во всех окнах засияют разноцветные огни гирлянд, а в домах колосовцев поселится аромат свежей хвои. Каждый житель села будет ждать от праздника маленького чуда. Люди начнут готовиться к приходу 2020-го.

А в Колосовском Доме культуры уже сейчас идёт подготовка к встрече Новогодних праздников. Актёры, хореографы, солисты и певческие коллективы репетируют концертные номера, чтобы в новогоднюю ночь порадовать односельчан праздничным представлением.

На данный момент актёры Дома культуры отрабатывают новые роли небольшого спектакля, сценарий к которому был придуман и написан рукой режиссёра Александра Чернухи. Снова многочасовые репетиции и неимоверная работа над образами. Поэтому совсем скоро колосовские зрители смогут лицезреть новую театральную постановку в тандеме с яркими номерами.

И вновь прозвучат громкие аплодисменты артистам. А режиссёр перевернёт последний лист сценария и спокойно скажет: «Занавес!», как и прежде, оставаясь под маской Мельпомены.

В поисках вдохновения: о чем просить греческих муз

Помните всех дочерей Зевса и Мнемозины по именам и за что отвечала каждая из них? Если нет — не беда: рассказываем о девяти покровительницах искусств и наук, живущих на Парнасе.


Эвтерпа

Эвтерпа — покровительница лирической поэзии и музыки. Обычно ее изображают в цветочном венке с флейтой, лирой или авлосом. Античные поэты называли Эвтерпу «дарящей удовольствие» и считали ее самой грациозной из муз. К ней также обращались музыканты, когда им не хватало вдохновения для написания произведений.

Интересно, что в Приморском районе Санкт-Петербурга есть муниципальный округ Черная речка, на гербе которого изображена Эвтерпа. Это имеет отношение к истории округа: здесь жил и работал Александр Пушкин, а также произошла дуэль между Николаем Гумилевым и Максимилианом Волошиным.

Клио — муза истории, поэтому ее непременными атрибутами являются свиток пергамента или доска с письменами, а иногда к ним добавляются грифель или лавровый венок. Ее имя восходит к греческому корню, означающему «дарующая славу». Любопытно, что так зовут и одну из злодеек в мультсериале «Бэтмен». Помимо этого, имя музы присвоено американской премии Clio Awards, которая ежегодно присуждается профессионалам за выдающиеся достижения в области дизайна, рекламы и коммуникации.

Талия

Талия покровительствует комедии, легкой поэзии и развлечениям. Эту музу можно узнать по комической маске, которую она держит в руке, венку из плюща, тимпанону (гуслям) и пастушьему посоху. Последний намекает на связь музы с буколической поэзией, а маска и музыкальные инструменты использовались во время представлений в античном театре.

В прошлом Талия считалась покровительницей театров во многих немецких городах, среди которых Дрезден, Гамбург и Ганновер. В честь нее назывался и издававшийся Фридрихом Шиллером в XVIII веке журнал, в котором публиковались статьи на исторические, философские, литературные и театроведческие темы.

Полигимния

Полигимния — муза торжественных гимнов. Обычно ее изображают в виде женщины в задумчивой или призывающей к молчанию позе. Именно Полигимния могла даровать вечную славу тем поэтам, чьи произведения ей понравились. Ее также просили о даре красноречия, поскольку она могла вдохновить оратора и придать ему уверенность.

Кстати, американская писательница Мадлен Л’Энгл назвала в честь этой музы героиню серии детских книг «Квинтет времени» Полигимнию, или Полли О’Киф.

Урания

Урания — покровительница астрономии, которая держит в руках глобус и циркуль. Ее имя связано с Ураном, древним богом, олицетворяющим небо. Эта музу часто называют воплощением гармонии Вселенной. Неудивительно, что ее имя присутствует в названии множества обсерваторий по всему миру. А в Московском планетарии даже существует «Музей Урании», в котором можно познакомиться с методами и инструментами познания Вселенной.

Несмотря на то что Урания отвечает за точные науки, она не раз служила источником творческого вдохновения художникам и поэтам. Например, у Иосифа Бродского есть сборник стихотворений названный именем этой музы, а у американского поп-исполнителя Эндрю Голда — песня с таким названием.

Каллиопа

Эта муза покровительствует в первую очередь эпической поэзии, но также науке и философии. Она считается самой старшей и мудрой из всех сестер, поэтому иногда ее изображают с короной на голове. Также к ее атрибутам относятся восковая табличка со стилусом или свиток пергамента. Именно Каллиопа разрешила спор Афродиты и Персефоны, которые влюбились в Адониса и не могли поделить его. Этот эпизод впоследствии лег в основу интермеццо оперы немецкого композитора Ханса Вернера Хенце «Бассариды».

Мельпомена

Мельпомена — это муза трагедии. Ее изображают в венке из виноградных листьев, с трагической маской в одной руке и оружием в другой. Со своей сестрой Талией Мельпомена оказывала покровительство театральному искусству. Театр нередко называли «храмом Мельпомены», а актеров — служителями музы. Меч или палица в ее руке символизируют неизбежность наказания, которое постигнет тех, у кого хватило дерзости ослушаться богов.

Эрато

Эрато — муза, отвечающая за любовную поэзию. Она вдохновляет на создание песен и поэзии, которая способна пробуждать любовь в сердцах слушающих. Непременный атрибут Эрато — лира или тамбурин. Также ее украшениями нередко становятся розы и мирт. По одной из легенд, однажды ее игра на музыкальных инструментах привела к возникновению музыки для свадебных торжеств.

Терпсихора

Еще одна муза, которую могут изображать с лирой, — Терпсихора. В отличие от своих сестер она покровительствует танцам и хоровому пению. Обычно ее изображают молодой женщиной, которая играет на музыкальном инструменте или танцует. Терпсихора является одной из самых популярных муз, а ее образ довольно часто используется при создании музыкальных, кинематографических и литературных произведений. Например, в фильме 1947 года «С небес за землю» Александра Холла Терпсихору сыграла звезда Голливуда 1940-х годов Рита Хейворт. Помимо этого, в историческом районе Нового Орлеана есть несколько улиц, названных в честь Терпсихоры и ее сестер.

Фото: Getty Images, Wikimedia Commons

Маска мельпомены фото

Клио прошлых времен дела вещает потомству,
Мельпомена трагический вопль исторгает печали,
Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой,
Сладкую песню поет с тростниковою флейтой Эвтерпа,

Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея,
С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом,
Песни времен героических в книге хранит Каллиопа,
Звезды небес изучает Урания, неба вращенье,
Жестами все выражая, Полимния славит героев.

С Древне-греческого слово «муза» переводятся как «мыслящие». Классическими музами считаются 9 дочерей бога Зевса и титаниды, богини памяти Мнемосины – покровительницы наук, искусства и поэзии. Родились музы у подножия Олимпа. Их сердца чисты и девственны. Музы – это источник всего чистого и возвышенного в состоянии человека, поэтому внимание к ним было так велико на протяжении всей истории человечества.

Музы неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира. Их предводителем был Аполлон, как покровитель искусств, бог гармонии и божественного порядка.

На многих античных памятниках искусства Аполлон изображается в сопровождении 9 муз. У художников Возрождения этот сюжет был один из любимых. Изображение хоровода из 9 муз встречается и на саркофагах, поскольку считалось, что музы сопровождали души умерших на небесный остров Счастливых.

Музы отмечали своим священным присутствием все важные события в жизни – рождение, любовь, брак, выбор пути и предназначения, творчество и рождение всего нового.

Муз называли также спутницами Диониса. Они всегда участвовали в его празднествах. Они воплощали в себе силу энтузиазма, вдохновения, мечты и внутреннего огня, которые ведут человека по пути просветления.

Современный мир может видеть сюжет с музами на картинах Рафаэля и Мантеньи, на сохранившихся римских саркофагах, в Лувре и в Ватикане.

По одной из версий древнегреческий мифологический Македонский царь Пиер, прибывший на гору Парнас из своих владений, определил число муз, установил культ их почитания, дал им имена и первым сочинил о них поэтические стихи. Мифы о Пиере объясняют второе название муз – пиериды, живущие около Кастальского источника. По легенде того, кто выпьет воды из этого источника, музы наделяли вдохновением.

Музы считались достаточно жестокими и мстительными, и они сурово наказывали каждого, кто осмеливался с ними соперничать и состязаться, не терпели обман и оскорбления, не прощали тщеславия. Главными соперницами муз являлись 9 дочерей-нимф царя Македонского Пиера. Музы превратили нимф в болтливых птиц сорок за то, что посмели претендовать на право владеть источниками вдохновения на Геликоне. Другими соперницами стали женщины-птицы Сирены (музы смерти) с удивительными голосами, пленяющими всех мужчин. За невиданную смелость Сирен состязаться с талантом муз, они были ощипаны и опозорены.

Однако в большей степени они помогали, утешали и наставляли людей, относились ласково и доброжелательно к своим любимцам (поэтам, музыкантам, драматургам и актёрам), которые осознавали, что только благодаря музам они талантливы. Музы вдохновляли поэтов и влагали песни в их души, являясь своеобразной опорой для поэта, помогали им в словах выразить божественные образы. Музы предназначены для очищения души и являются своеобразной связующей нитью между человеческим и божественным. До сих пор мы часто восклицаем «Муза меня покинула», когда наше вдохновение пропадает.

У муз красивые голоса — они веселили богов своими песнями и танцами. Музы воспевали законы и славили добрые нравы богов.

Считалось, что они также обладали даром предсказания, что им было ведомо прошлое, настоящее и будущее.

Одним из первых упоминаний муз в литературе является их участие в сюжете «Илиады» и «Одиссеи».

Муз изображали молодыми прекрасными девушками с одухотворёнными лицами и определёнными атрибутами, соответствующими искусству, которое каждая из них представляла. У каждой музы был свой храм, который назывался Мусейон (от этого слова образовалось понятие «музей» — как здание, в котором хранятся предметы исторической важности разных направлений искусства). Музам всегда воздавались большие почести, их культ был распространён повсеместно. Греки любили и преклонялись музам даже больше, чем богам и богиням, которые были более жестоки и несправедливы.

Например, в Афинах к юго-западу от Акрополя находился холм Мусейон с храмом, в котором Платон воздвиг алтарь музам. А на острове Лесбос, посвящённому Аполлону и Дионису известная древнегреческая поэтесса Сафо открыла школу, где девушки получали особое образование – учились играть на лире, писать стихи, танцевать и петь песни.

Изначально их почитание связывали только с поэзией, а в дальнейшем их влияние распространили на все области искусства, в том числе на астрологию и на историю.

В дальнейшем муз стали представлять в виде определённого символического образа.

На протяжении всей истории Древней Греции, Древнего Рима, в эпоху Средневековья и особенно Возрождения, в последующие века люди постоянно снова и снова обращались к силе и великим принципам девяти муз.

Каллиопа – муза эпической поэзии и знания, с восковыми табличками, со свитком в руках и заострённой палочкой для письма;

Эрато – муза лирической поэзии с кифарой в руках;

Эвтерпа – сопровождала лирическую песню с флейтой в руках;

Клио – муза истории со свитком из папируса;

Мельпомена – муза трагедии с трагической маской и венком из плюща (иногда венком из виноградных листьев);

Полигимния – муза торжественных гимнов и пантомимы;

Терпсихора – муза танца с лирой и плектром в руках, обычно в позе танцовщицы;

Талия – муза комедии с комедийной маской и венком из плюща;

Урания – муза астрономии с глобусом и циркулем.

Музы Йоханна Йоахима Кендлера восседают, а точнее словно воспаряют над пьедесталами в форме причудливых раковин. Скульптор сотворил из фарфора только 6 из 9 возможных муз – это муза танца (Терпсихора), музы театра трагедии и комедии (Мельпомена и Талия), муза лирической песни (Эрато), муза поэтического искусства (Каллиопа) и муза гимнов (Полигимния). А также к этой серии фигур принадлежит изображение предводителя муз Аполлона.

Кендлер изобразил муз в своих скульптурах по-своему, иногда с большими несоответствиями их классическому древнегреческому образу. Однако можно в полной мере заявить, что он мастерски сумел отразить стиль эпохи своего времени – рококо.

Изначально все эти 7 фигур украшали в качестве фрагментов фарфоровую рамку к зеркалу, которое скульптор Йоханн Йоахим Кендлер выполнил в начале 1750-ого года на заказ курфюрста Фридриха Августа II в качестве свадебного подарка своей дочери Марии Юзефа, которая в январе 1749 года вышла замуж за дофина Франции. Это зеркало сейчас висит в пансионате Назарьево в Одинцовском районе Подмосковья. Второй раз такое зеркало было изготовлено по тем же формам в 1900 году для Парижской выставки.

В дальнейшим фигуры, изображающие муз, стали уже представлять отдельные самостоятельные произведения искусства. Скульптор Эммерих Андресен в 1901 году решил изготавливать муз на отдельных постаментах.

Скульптуры Муз являются важнейшими во всём богатстве произведений, созданных великим скульптором мануфактуры Meissen Кендлером. Ведь сам он ни раз повторял, что всё его творчество постоянно было вдохновлено невидимым присутствием силы муз и имело место быть только благодаря им.

Искусство одного из самых выдающихся художников на мануфактуре Meissen в данных скульптурах достигло своего апогея. Выражение одухотворённых лиц муз, детальность их аттрибутики, роспись – всё говорит о непревзойдённом таланте скульптора.

ПОЛИГИМНИЯ

Полигимния (в переводе с древне-греческого слова ¨Πολυυμνια¨) — одна из 9 муз в греческой мифологии. Она является покровительницей поэтов-писателей торжественных гимнов. Эта муза славилась своей помощью «запоминать схваченное». Считается, что она хранит в памяти все гимны, песни и ритуальные танцы, которые славят и восхваляют олимпийских богов и героев.

Этой музе приписывают создание музыкального инструмента лиры. Именно с ней изобразил Полигимнию скульптор Йоханн Йоахим Кендлер. Часто эта муза изображается закутанной в покрывало, со свитком в руках, как правило в задумчивой позе, с мечтательным лицом.

Помимо своего основного предназначения Полигимния считается музой пантомимы.

Интересным фактом является то, что в честь музы Полигимнии был назван астероид , открытый в 1854 году.

КАЛЛИОПА

Каллиопа (в переводе с греческого «прекрасноголосая») – одна из 9 муз в древне-греческой мифологии. Среди своих сестёр она была старшей. Каллиопа считается покровительницей эпической поэзии, науки и философии.

Она обычно изображается в виде прекрасной девушки с вощёной табличкой или свитком заострённой палочкой для письма, которая в Древней Греции называлась стилос. По одному из мифов Лин и Орфей – знаменитые певцы – были детьми союза Каллиопы и Аполлона.

Песни-гимны Орфея стали гимнами не религиозного, а скорее философского содержания. Считается, что именно Аполлон подарил своему сыну лиру и научил его играть на ней. Мастерство Орфея приобрело магический характер: его музыка завораживала, подчиняла себе людей, зверей, богов и животных, бушующие волны могла успокоить, а деревья заставляла танцевать.

В честь Каллиопы был назван оригинальный и редкий инструмент 1855 года выпуска – паровой орган, который построен на воспроизведении гудков локомотивов и пароходов. Звук такого инструмента очень пронзительный и громкий, а регулировать в нём возможно только высоту и длительность. Многие каллиопы работали по принципу механического пианино или органа без участия исполнителя с автоматическим звукоизвлечением.

Эта муза вызывала в человеке чувство жертвенности, побуждала его преодолеть свой эгоизм, страх перед судьбой и вдохновляла воинов на подвиги.

Греки выделяли Каллиопу среди других муз – она для них стала первой. На её голове красуется золотая корона в знак старшенства перед другими музами.

К Каллиопе обращается Вергилий в своей поэзии. Дионисий в своих элегиях считал поэзию прекрасным «криком Каллиопы».

ТЕРПСИХОРА

Терпсихора (от древнегреческого «Τερψιχορη») — одна из 9 муз в древне-греческой мифологии, которая покровительствовала танцам и хоровому пению. Эта муза изображалась в виде танцующей молодой женщины с улыбкой на лице. Её голову венчал венок, в одной руке она, как правило, держала лиру, а в другой – плектр.

Считалось, что она открывала людям связь между душой и телом, между внутренним и внешним миром, учила душу правильно сочетаться с телом. В Древней Греции танцы были обязательным предметом в гимназиях. Античный танец отличался строгим соблюдением ритма, красивыми и гармоничными движениями. Он строился на сочетании шагов и движений рук. Танец должен был отражать мысли, настроение и чувства. Танец воспринимался своеобразным отражением постоянных движений природы, где всё течёт и меняется согласно неписаным законам.

По одному из мифов её называют матерью сирен, которых она родила от бога реки Ахелоя.

У Кендлера Терпсихора изображена вместе с ребёнком одетым в костюм с рисунком из цветных ромбов, характерных для Арлекино.

ЭРАТО

Эрато (от древнегреческого «Ερατω») — одна из 9 муз в древне-греческой мифологии, которая покровительствовала лирическим любовным песням. Её атрибутом считается кифара. Очень часто с ней рядом изображали маленького Эрота (амура). Данная муза стала за всю историю очень популярным образом и символом в искусстве. К ней очень часто обращаются в поэмах многие поэты. Она обладала способностью вдохнуть в душу любовь всему живому, преобразить всё в красоту любовного чувства.

Интересным фактом является то, что в честь Эрато назван астероид, открытый в 1860 году.

У скульптора Кендлера фигура музы Эрато изображена держащей колёсную лиру в руке.

ТАЛИЯ

Талия (от древнегреческого «Θαλεια») — одна из 9 муз в древне-греческой мифологии, которая покровительствовала комедии и лёгкой поэзии. Она даёт возможность посмотреть на себя со стороны, посмеяться над своими ошибками, поскольку комедия – это своеобразная школа жизни, которая учит не унывать, извлекать уроки из содеянного, которые постепенно приведут нас к скрытой глубинной душевной сути. Талия помогает оценить силу улыбки.

Как правило, Талия должна изображаться держащей маску комедии в руке и с венком плюща на голове. Кроме этого она узнавалась по специальной обуви, которую античные актёры использовали в своих постановках.

По мифам Зевс, превратившийся в коршуна, взял Талию себе в жёны. Она пряталась в недрах земли от гнева Геры и родила там демонических существ.

По другому мифу от Аполлона и Талии были рождены корибанты — боговдохновенные и пораженные вакхическим безумием существа.

У Кендлера образ музы Талии был представлен читающей с листа бумаги.

В 1852 году был открыт астероид, который был назван в честь музы Талии.

МЕЛЬПОМЕНА

Мельпомена (от древнегреческого «Μελπομενη») — одна из 9 муз в древне-греческой мифологии, которая покровительствовала театру трагедии. Она вдохновляла художников на всём протяжении истории.

Мельпомена изображалась с бесстрастным строгим лицом. На голове её была повязка из листьев винограда или плюща. Одета она была в театральную мантию, в одной руке держала меч или палицу, как символ неизбежного наказания того, кто нарушает волю Богов, а в другой – трагическую маску.

В 1852 году был открыт астероид названный в честь музы Мельпомена.

Читайте далее: