искусствовед, специалист в области итальянской живописи
Место работы
Главный научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Альма-матер
Исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова
Учёная степень
доктор искусствоведения
Учёное звание
профессор
Научный руководитель
В. Н. Лазарев
Известна как
один из крупнейших специалистов в области итальянской живописи XIV—XVIII вв.
Награды и премии
Виктория Эммануиловна Маркова (род. 21 сентября 1942, Москва) — российский искусствовед (доктор искусствоведения, профессор), главный научный сотрудник Пушкинского музея. Специализируется в области итальянской живописи.
Содержание
Биография
В 1967 году окончила исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова (кафедра истории и теории искусства). Защитила диплом по теме «История и развитие итальянского натюрморта XVII века». Ученица профессора В. Н. Лазарева.
В 1986 году защитила кандидатскую диссертацию, в 1991 году — докторскую. В 1991—1992 годах получала стипендию Гарвардского университета для научной стажировки в Фонде Бернсона (Villa i Tatti) в Сеттиньяно (Флоренция). В 2009 году получила стипендию Института Макса Планка для научной стажировки в Институте истории искусства (Библиотека Хертциана) в Риме.
Виктория Маркова разработала для Пушкинского музея (ГМИИ) проект современной экспозиции итальянской живописи VIII—XVIII веков. Входит в составы редколлегий журнала Rivista d’Arte (издательство Leo S. Olschki) и серии монографий Le voci del museo (издательство Edifir).
Член Учёного совета ГМИИ и Учёного совета Отделения истории и теории искусства Исторического факультета МГУ. Внештатный эксперт Министерства культуры РФ по ввозу и вывозу предметов искусства.
Круг научных интересов
В. Э. Маркова занимается исследованием проблем развития итальянской живописи XIV-XVIII веков, истории коллекционирования в России и вопросами атрибуции картин итальянских мастеров.
Предмет её особого внимания и научного интереса составляет живопись Италии XVII века, особенно творчество Караваджо и мастеров его круга. Её заслугой является определение и публикация картин ранее неизвестных картин Бартоломео Манфреди, Франческо Рустичи, Массимо Станционе, Симона Вуэ, Клода Виньона. Сделав ряд принципиально важных открытий, она внесла весомый вклад в изучение творчества Томмазо Салини, зарекомендовав себя наиболее авторитетным в мире специалистом в данной области. В качестве члена научного комитета принимала активное участие в организации и подготовке, как самой выставки, так и каталога, выставки Roma al tempo di Caravaggio (Рим во времена Караваджо), прошедшей в римском Палаццо Венеция в 2010—2011 годах в (Roma al tempo di Caravaggio, Roma, Palazzo Venezia, 2011—2012). Признана опытным экспертом в области итальянской живописи XIV-XVIII веков. Благодаря её усилиям многие сотни произведений мастеров этого периода, находящихся как в России, так и за рубежом, были атрибутированы. Среди них картины Тициана, Джулио Романо, Джорджо Вазари, Кавалера д’Арпино, Гвидо Рени, Бернардо Строцци, Бартоломео Манфреди, Томмазо Салини, Массимо Станционе, Валерио Кастелло, Луки Джордано, Карло Маджини и многих других мастеров.
На протяжении всех лет работы в ГМИИ им. А. С. Пушкина активно содействовала пополнению собрания итальянской живописи в музее. При её непосредственном участии музей приобрел в общей сложности около 150 произведений.
Преподавательская деятельность
С середины 1980-х годов по приглашению В. Н. Гращенкова преподавала на искусствоведческом отделении МГУ, где читала спецкурс и вела семинар по методике атрибуционной работы, а также читала курс «Музееведение и история собирательства».
С конца 1980-х годов неоднократно приглашалась для чтения лекций и проведения семинарских занятий в учебные заведения Италии, такие как Scuola Normale в Пизе, Болонский университет (в качестве профессора по контракту), Урбинский университет, Флорентийский университет, Католический университет в Милане, а также в Фонд Роберто Лонги во Флоренции, где проводила семинары по методике атрибуционной работы.
С 1998 по 2004 годы преподавала в Академии живописи, ваяния и зодчества, где читала курсы «История западноевропейского искусства XIV—XVIII веков» и «История собирательства». С 2004 по 2007 год преподавала в РГГУ.
В. Э. Маркова неоднократно принимала участие в различных научных конференциях и симпозиумах, как в России, так и за рубежом.
Семья
Супруг В. Э. Марковой — Иван Борисович Порто (1939—2009, Москва), известный искусствовед, коллекционер и фотохудожник. За свою жизнь собрал обширную коллекцию произведений искусства, которая насчитывает 390 произведений живописи, графики и скульптуры русских и советских художников с 1930-х годов до начала XXI века, а также за годы жизни им было собрано свыше 1700 книг.
В 2012 году В. Э. Маркова передала в дар Краснодарскому краевому художественному музею им. Ф. А. Коваленко коллекцию художественных произведений своего мужа по искусству.
Награды
Российские
Орден Дружбы (30 мая 2012) [1] .
Заслуженный деятель искусств РФ (9 июля 1998) [2] .
Премия Правительства РФ в области культуры (23 января 2008) [3] .
Иностранные
Орден Звезды Италии степени кавалера (2 мая 2012) [4] .
Кураторские проекты
1984 год — Автор и куратор знаменитой выставки «Картины итальянских мастеров XIV—XVIII веков из музеев СССР в ГМИИ им. А. С. Пушкина». На выставке было показано 96 произведений из 30 музеев Советского союза. Получила весьма высокие отзывы в итальянской прессе (Каталог: «Картины итальянских мастеров XIV—XVIII веков из музеев СССР». М.: Советский художник, 1986).
2004—2005 годы — Куратор и научный редактор каталога совместной итало-российской выставки «От Джотто до Малевича» (Рим, Москва).
2007 год — Куратор и автор каталога выставки «Итальянская живопись XVI—XX веков из собрания ГМИИ», прошедшей в Италии в городе Верона.
2011 год — Специальный кураторский проект — выставка «Живопись Италии XIV—XVIII веков из частных собраний Москвы», экспонировавшаяся в Москве в рамках ежегодного Антикварного салона (Каталог: «Живопись Италии XIV—XVIII веков из частных собраний Москвы». М.: 2011 — на русском и итальянском языках).
2011—2012 гг. — Куратор совместной итало-российской выставки и каталога Караваджо (премия The Art News Paper. Russia за лучший выставочный проект 2012 года) и других выставочных проектов, приуроченных к Году итальянской культуры в России.
2012 год — Куратор итальянского раздела выставки «Западноевропейская живопись из музеев Украины» (ГМИИ).
2013 год — Куратор выставки и каталога «Тициан» (ГМИИ).
2017 год — Куратор выставки «Джорджо Моранди. 1890–1964» (ГМИИ) [5]
Избранные публикации
В. Э. Маркова является автором свыше 200 печатных трудов и статей на русском и иностранных языках, в числе которых фундаментальный научный каталог собрания итальянской живописи в ГМИИ (Каталог итальянской живописи VIII—XX веков из собрания ГМИИ. В 2 томах (Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Собрание живописи). М.: Галарт, 2002).
Новые атрибуции произведений западноевропейской живописи в музеях СССР. — Музей-1. М., 1980. С. 37—53.
Мастер и мастерская. К анализу творческой практики итальянских живописцев XVII—XVIII веков. — Советское искусствознание-81. М., 1982. С. 148—174.
Караваджо и классическая традиция итальянского искусства. — Советское искусствознание-83. Вып. 1, М., 1984. С. 75—84.
Тема «Sacra Conversazione» в творчестве Лоренцо Лотто. — В сб.: Искусство Венеции и Венеция в искусстве. Материалы научной конференции «Випперовские чтения — 1986». М., 1988. С. 42—53.
О двух манерах мастера барокко — Советское искусствознание, Вып. 22, М., 1987. С. 226—237.
Итальянская живопись XII—XVIII веков. М.: Изобразительное искусство,1992.
Пьетро Перуджино. Голицынский триптих. М., 2004.
Антонелло да Мессина. Святой Себастьян. М., 2006.
Тициан. Портрет неизвестного с серыми глазами. М., 2009.
Свыше 50 статей В. Э. Марковой опубликованы в зарубежных периодических изданиях, посвященных вопросам истории искусства. Среди них Antichità viva, Arte documento, Arte Veneta, Bollettino d’Arte, The Burlington Magazine, Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz, Paragone, Quadri & Sculture, Rivista d’Arte, Venezia Cinquecento, а также различные научные сборники.
Un cofanetto della collezione del Museo di Kiev e alcuni aspetti dell’attività del «Maestro del dittico Poldi-Pezzoli» — Paragone, 1983, n. 397, pp. 3—12.
Un «Baccanale» ritrovato di Giorgio Vasari, proveniente dalla Galleria Gerini — Kunst des Cinquecento in der Toscana. München, 1992, S. 237—241
Qualche nota sul Seicento senese: Rutilio Manetti e Francesco Rustici — Studi di storia dell’arte in onore di Mina Gregori. Milano, 1994, pp. 245—249.
Su Tommaso Salini pittore di nature morte — Paragone, 1999, n. 23 (587), pp. 97—104.
Il Cavalier d’Arpino e la pala d’altare per San Pietro — Rivista d’Arte, Vol. I, 2011, pp. 97—110.
Маркова, Виктория Эммануиловна
Маркова Виктория Эммануиловна
Дата рождения
21 сентября 1942 ( 1942-09-21 ) (77 лет)
Место рождения
Москва
Страна
СССР → Россия
Научная сфера
искусствовед, специалист в области итальянской живописи
Место работы
Главный научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Альма-матер
Исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова
Учёная степень
доктор искусствоведения
Учёное звание
профессор
Научный руководитель
В.Н. Лазарев
Известна как
один из крупнейших специалистов в области итальянской живописи XIV-XVIII вв.
Награды и премии
Виктория Эммануиловна Маркова (род. 21 сентября 1942 года в Москве) — советский и российский искусствовед, специалист в области итальянской живописи. Доктор искусствоведения, профессор, Заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Премии Правительства РФ. Является главным научным сотрудником Государственного Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ), автор проекта современной экспозиции итальянской живописи VIII—XVIII веков ГМИИ. Член Ученого совета ГМИИ и Ученого совета Отделения истории и теории искусства Исторического факультета МГУ. Внештатный эксперт Министерства культуры РФ по ввозу и вывозу предметов искусства. В.Э. Маркова входит в составы редколлегий журнала Rivista d’Arte (издательство Leo S. Olschki) и серии монографий Le voci del museo (издательство Edifir).
Родилась в Москве в 1942 году.
Образование
В 1967 году — закончила МГУ им. М.В. Ломоносова, исторический факультет, кафедра истории и теории искусства. Защитила диплом по теме «История и развитие итальянского натюрморта XVII века». Ученица профессора В.Н. Лазарева.
В 1986 году — защитила кандидатскую диссертацию, в 1991 — докторскую.
В 1991-1992 годах — получила стипендию Гарвардского университета для научной стажировки в Фонде Бернсона (Villa i Tatti) в Сеттиньяно (Флоренция).
В 2009 году — получила стипендию Института Макса Планка для научной стажировки в Институте истории искусства (Библиотека Хертциана) в Риме.
Семья
Супруг В.Э. Марковой — Иван Борисович Порто (1939-2009, Москва), известный искусствовед, коллекционер и фотохудожник. За свою жизнь собрал обширную коллекцию произведений искусства, которая насчитывает 390 произведений живописи, графики и скульптуры русских и советских художников с 1930-х годов до начала XXI века, а также за годы жизни им было собрано свыше 1700 книг.
В 2012 году В.Э. Маркова передала в дар Краснодарскому краевому художественному музею им. Ф.А. Коваленко коллекцию художественных произведений своего мужа по искусству.
В.Э. Маркова занимается исследованием проблем развития итальянской живописи XIV-XVIII веков, истории коллекционирования в России и вопросами атрибуции картин итальянских мастеров.
Предмет её особого внимания и научного интереса составляет живопись Италии XVII века, особенно творчество Караваджо и мастеров его круга. Её заслугой является определение и публикация картин ранее неизвестных картин Бартоломео Манфреди, Франческо Рустичи, Массимо Станционе, Симона Вуэ, Клода Виньона. Сделав ряд принципиально важных открытий, она внесла весомый вклад в изучение творчества Томмазо Салини, зарекомендовав себя наиболее авторитетным в мире специалистом в данной области. В качестве члена научного комитета принимала активное участие в организации и подготовке, как самой выставки, так и каталога, выставки Roma al tempo di Caravaggio (Рим во времена Караваджо), прошедшей в римском Палаццо Венеция в 2010-2011 годах в (Roma al tempo di Caravaggio, Roma, Palazzo Venezia, 2011-2012). Признана опытным экспертом в области итальянской живописи XIV-XVIII веков. Благодаря её усилиям многие сотни произведений мастеров этого периода, находящихся как в России, так и за рубежом, были атрибутированы. Среди них картины Тициана, Джулио Романо, Джорджо Вазари, Кавалера д’Арпино, Гвидо Рени, Бернардо Строцци, Бартоломео Манфреди, Томмазо Салини, Массимо Станционе, Валерио Кастелло, Луки Джордано, Карло Маджини и многих других мастеров.
На протяжении всех лет работы в ГМИИ им. А.С. Пушкина активно содействовала пополнению собрания итальянской живописи в музее. При её непосредственном участии музей приобрел в общей сложности около 150 произведений.
С середины 1980-х годов по приглашению В.Н. Гращенкова преподавала на искусствоведческом отделении МГУ, где читала спецкурс и вела семинар по методике атрибуционной работы, а также читала курс «Музееведение и история собирательства».
С конца 1980-х годов неоднократно приглашалась для чтения лекций и проведения семинарских занятий в учебные заведения Италии, такие как Scuola Normale в Пизе, Болонский университет (в качестве профессора по контракту), Урбинский университет, Флорентийский университет, Католический университет в Милане, а также в Фонд Роберто Лонги во Флоренции, где проводила семинары по методике атрибуционной работы.
С 1998 по 2004 годы преподавала в Академии живописи, ваяния и зодчества, где читала курсы «История западноевропейского искусства XIV—XVIII веков» и «История собирательства».
С 2004 по 2007 годы преподавала в РГГУ.
В.Э. Маркова неоднократно принимала участие в различных научных конференциях и симпозиумах, как в России, так и за рубежом.
1984 год — Автор и куратор знаменитой выставки «Картины итальянских мастеров XIV—XVIII веков из музеев СССР в ГМИИ им. А.С. Пушкина.» На выставке было показано 96 произведений из 30 музеев Советского союза. Получила весьма высокие отзывы в итальянской прессе (Каталог: «Картины итальянских мастеров XIV—XVIII веков из музеев СССР». М.: Советский художник, 1986).
2004—2005 годы — Куратор и научный редактор каталога совместной итало-российской выставки «От Джотто до Малевича» (Рим, Москва).
2007 год — Куратор и автор каталога выставки «Итальянская живопись XVI—XX веков из собрания ГМИИ», прошедшей в Италии в городе Верона.
2011 год — Специальный кураторский проект — выставка «Живопись Италии XIV—XVIII веков из частных собраний Москвы», экспонировавшаяся в Москве в рамках ежегодного Антикварного салона (Каталог: «Живопись Италии XIV—XVIII веков из частных собраний Москвы». М.: 2011 — на русском и итальянском языках).
2011—2012 гг. — Куратор совместной итало-российской выставки и каталога Караваджо (премия The Art News Paper. Russia за лучший выставочный проект 2012 года) и других выставочных проектов, приуроченных к Году итальянской культуры в России.
2012 год — Куратор итальянского раздела выставки «Западноевропейская живопись из музеев Украины» (ГМИИ).
2013 год — Куратор выставки и каталога «Тициан» (ГМИИ).
В.Э. Маркова является автором свыше 200 печатных трудов и статей на русском и иностранных языках, в числе которых фундаментальный научный каталог собрания итальянской живописи в ГМИИ (Каталог итальянской живописи VIII-XX веков из собрания ГМИИ. В 2-х томах (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Собрание живописи). М.: Галарт, 2002).
Новые атрибуции произведений западноевропейской живописи в музеях СССР. – Музей-1. М., 1980. С. 37-53.
Мастер и мастерская. К анализу творческой практики итальянских живописцев XVII-XVIII веков. – Советское искусствознание-81. М., 1982. С. 148-174.
Караваджо и классическая традиция итальянского искусства. – Советское искусствознание-83. Вып. 1, М., 1984. С. 75-84.
Тема «Sacra Conversazione» в творчестве Лоренцо Лотто. – В сб.: Искусство Венеции и Венеция в искусстве. Материалы научной конференции «Випперовские чтения — 1986». М., 1988. С. 42-53.
О двух манерах мастера барокко – Советское искусствознание, Вып. 22, М., 1987. С. 226-237.
Итальянская живопись XII-XVIII веков. М.: Изобразительное искусство,1992.
Пьетро Перуджино. Голицынский триптих. М., 2004
Антонелло да Мессина. Святой Себастьян. М., 2006
Тициан. Портрет неизвестного с серыми глазами. М., 2009
Свыше 50 статей В.Э. Марковой опубликованы в зарубежных периодических изданиях, посвященных вопросам истории искусства. Среди них Antichità viva, Arte documento, Arte Veneta, Bollettino d’Arte, The Burlington Magazine, Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz, Paragone, Quadri & Sculture, Rivista d’Arte, Venezia Cinquecento, а также различные научные сборники.
Un cofanetto della collezione del Museo di Kiev e alcuni aspetti dell’attività del “Maestro del dittico Poldi-Pezzoli” – Paragone, 1983, n. 397, pp. 3-12
Un “Baccanale” ritrovato di Giorgio Vasari, proveniente dalla Galleria Gerini – Kunst des Cinquecento in der Toscana. München, 1992, S. 237 – 241
Qualche nota sul Seicento senese: Rutilio Manetti e Francesco Rustici – Studi di storia dell’arte in onore di Mina Gregori. Milano, 1994, pp. 245-249
Su Tommaso Salini pittore di nature morte – Paragone, 1999, n. 23 (587), pp. 97 – 104
Il Cavalier d’Arpino e la pala d’altare per San Pietro – Rivista d’Arte, Vol. I, 2011, pp. 97 – 110
Маркова, Виктория Эммануиловна: биография
Семья
Супруг В. Э. Марковой — Иван Борисович Порто (1939—2009, Москва), известный искусствовед, коллекционер и фотохудожник. За свою жизнь собрал обширную коллекцию произведений искусства, которая насчитывает 390 произведений живописи, графики и скульптуры русских и советских художников с 1930-х годов до начала XXI века, а также за годы жизни им было собрано свыше 1700 книг.
В 2012 году В. Э. Маркова передала в дар Краснодарскому краевому художественному музею им. Ф. А. Коваленко коллекцию художественных произведений своего мужа по искусству.
Признание
Кавалер Ордена Звезды Италии, Ордена Дружбы.
Заслуженный деятель искусств РФ.
Лауреат Премии Правительства РФ.
Кураторские проекты
1984 год — Автор и куратор знаменитой выставки «Картины итальянских мастеров XIV—XVIII веков из музеев СССР в ГМИИ им. А. С. Пушкина.» На выставке было показано 96 произведений из 30 музеев Советского союза. Получила весьма высокие отзывы в итальянской прессе (Каталог: «Картины итальянских мастеров XIV—XVIII веков из музеев СССР». М.: Советский художник, 1986).
2004—2005 годы — Куратор и научный редактор каталога совместной итало-российской выставки «От Джотто до Малевича» (Рим, Москва).
2007 год — Куратор и автор каталога выставки «Итальянская живопись XVI—XX веков из собрания ГМИИ», прошедшей в Италии в городе Верона.
2011 год — Специальный кураторский проект — выставка «Живопись Италии XIV—XVIII веков из частных собраний Москвы», экспонировавшаяся в Москве в рамках ежегодного Антикварного салона (Каталог: «Живопись Италии XIV—XVIII веков из частных собраний Москвы». М.: 2011 — на русском и итальянском языках).
2011—2012 гг. — Куратор совместной итало-российской выставки и каталога Караваджо (премия The Art News Paper. Russia за лучший выставочный проект 2012 года) и других выставочных проектов, приуроченных к Году итальянской культуры в России.
2012 год — Куратор итальянского раздела выставки «Западноевропейская живопись из музеев Украины» (ГМИИ).
2013 год — Куратор выставки и каталога «Тициан» (ГМИИ).
Избранные публикации
В. Э. Маркова является автором свыше 200 печатных трудов и статей на русском и иностранных языках, в числе которых фундаментальный научный каталог собрания итальянской живописи в ГМИИ (Каталог итальянской живописи VIII—XX веков из собрания ГМИИ. В 2-х томах (Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Собрание живописи). М.: Галарт, 2002).
Новые атрибуции произведений западноевропейской живописи в музеях СССР. — Музей-1. М., 1980. С. 37-53.
Мастер и мастерская. К анализу творческой практики итальянских живописцев XVII—XVIII веков. — Советское искусствознание-81. М., 1982. С. 148—174.
Караваджо и классическая традиция итальянского искусства. — Советское искусствознание-83. Вып. 1, М., 1984. С. 75-84.
Тема «Sacra Conversazione» в творчестве Лоренцо Лотто. — В сб.: Искусство Венеции и Венеция в искусстве. Материалы научной конференции «Випперовские чтения — 1986». М., 1988. С. 42-53.
О двух манерах мастера барокко — Советское искусствознание, Вып. 22, М., 1987. С. 226—237.
Итальянская живопись XII—XVIII веков. М.: Изобразительное искусство,1992.
Пьетро Перуджино. Голицынский триптих. М., 2004
Антонелло да Мессина. Святой Себастьян. М., 2006
Тициан. Портрет неизвестного с серыми глазами. М., 2009
Свыше 50 статей В. Э. Марковой опубликованы в зарубежных периодических изданиях, посвященных вопросам истории искусства. Среди них Antichit viva, Arte documento, Arte Veneta, Bollettino d’Arte, The Burlington Magazine, Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz, Paragone, Quadri & Scultre, Rivista d’Arte, Venezia Cinquecento, а также различные научные сборники.
Un cofanetto della collezione del Museo di Kiev e alcuni aspetti dell’attivit del «Maestro del dittico Poldi-Pezzoli» — Paragone, 1983, n. 397, pp. 3-12
Un «Baccanale» ritrovato di Giorgio Vasari, proveniente dalla Galleria Gerini — Kunst des Cinquecento in der Toscana. Mnchen, 1992, S. 237—241
Qualche nota sul Seicento senese: Rutilio Manetti e Francesco Rustici — Studi di storia dell’arte in onore di Mina Gregori. Milano, 1994, pp. 245—249
Su Tommaso Salini pittore di nature morte — Paragone, 1999, n. 23 (587), pp. 97 — 104
Il Cavalier d’Arpino e la pala d’altare per San Pietro — Rivista d’Arte, Vol. I, 2011, pp. 97 — 110
«Венера и Адонис» Виктории Марковой
Четыре получасовых серии на канале КУЛЬТУРА посвящены сенсации в мире искусства: искусствовед Виктория Эммануиловна Маркова нашла подлинник картины Тициана «Венера и Адонис».
Бесспорно, это первоклассная находка. Но уверена, что находка эта тем более ценна, что, благодаря ей, мы увидели эту женщину с большими, карими, то ли удивленными, то ли испуганными глазами — Викторию Маркову.
В сущности она, а не картина, подлинная героиня фильма. Согласитесь, не так часто мы видим на экране искусствоведа, к тому же, такого высокого полета, искусствоведа, способного делать атрибуцию.
Стоп. Нужно пояснить, что такое атрибуция. Посещая музеи, мы порой сталкиваемся с работами «неизвестных мастеров». Бывает и так, что авторство картины подвергается сомнению. Рембрандт это или нет? Вроде бы, похоже, но что-то говорит, что работы мастера здесь не так много, тогда картину понижают в ранге, пишут «Школа Рембрандта».
А иногда просто отбрасывают как «фальшак». Кто определяет отсутствующее или перепутанное авторство, кто делает картину из беспризорной, лишенной корней и родственных связей, счастливой носительницей имени своего автора?
Виктория Маркова и такие, как она, люди, много знающие, ставшие своими в музеях мира, следящие за каталогами, но главное, вжившиеся в стиль художника, в то как он кладет краску, как направляет мазок.
Salini_cmyk_25h_farb.corr_S8_642x800.jpg
Т.Салини. Ваза с цветами
Пример с голландцем Рембрандтом я взяла с потолка. Виктория Маркова Рембрандтом не занимается. Ее любовь с юности – итальянская живопись. Почему – было бы неловко спрашивать, ведь действительно богаче и прекрасней той нескончаемой галереи полотен, что создали итальянцы на протяжении веков, вряд ли найдется в мире.
Скажу о том, что показалось удивительным.
Мы все понимаем, что картины написаны для человеческого восприятия. Они не нужны никому, кроме человека. Но Виктория Эммануиловна идет в своих умозаключениях дальше.
Вот ее слова: «Живопись не любит темноты. Произведения искусства требуют общения. В запасники надо приходить и беседовать с произведениями искусства».
Такое чувство, что для Виктории Марковой картины – что больные для хорошего врача (таким был для нас в Италии доктор Тотти). Она приходит их проведать, зная, что они ее ждут и что их «самочувствие» зависит от этого ее визита.
Еще удивительное. Искусствовед Маркова с юности и по сию пору интересуется итальянским натюрмортом. У своего учителя Виктора Лазарева писала на эту тему диплом. Разве не странно?
Мы привыкли, что итальянцы писали портреты, многофигрурные картины на темы истории и мифологии, в конце концов, изображали мадонн и святых, что до натюрморта. на этом поприще скорее, прославились голландцы.
800px-Michelangelo_Caravaggio_062.jpg
Микеланджело Караваджо. Юноша с корзиной фруктов
Но вот вижу, какой потрясающий натюрморт атрибутировала Виктория Маркова – цветы словно драгоценности, так изящно очерчены, так красочны, что какие там голландцы! До того, как Маркова взялась за это маленькое чудо, натюрморт висел в галерее итальянского городка Форли, под ним значилось «Неизвестный мастер».
И вот этот «неизвестный» обрел имя, а картина, по выражению Виктории Эммануиловны, «заговорила своим голосом». Автором этой работы оказался уроженец Рима Томмазо Салини. И с этим именем связано еще одно удивление.
Виктория Маркова признается с экрана в своей любви. к Риму. Да, вы не ослышались, не к Флоренции, не к Венеции, где, казалось бы, творили, великие флорентинцы — Леонардо, Боттичелли, Мазаччо, Микельанджело, великие венецианцы – Тициан, Тинторетто, Джорджоне, Беллини, Веронезе.
Но Виктория Маркова стоит на своем – любит «вечный город» и двух римских художников – Караваджо и Салини.
Салини? Кто это? Уверена, что многие не знают этого имени. Но вот что с экрана говорит итальянский профессор-искусствовед: «Я люблю этого художника во многом благодаря ей». Согласитесь, искусствовед, который сумел влюбить в своего любимого итальянского художника его соотечественника-искусствоведа, дорогого стоит.
Как много за эти годы, проведенные в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, было сделано этой женщиной! Музей приобрел с ее подачи 150 произведений (sic!) итальянских мастеров. А сколько было неожиданных находок и атрибуций. Вот в Смоленском музее увидела «типичного Строцци», висевшего под именем другого художника. Кстати, была она на тот момент третьекурсницей. Рано начала.
А однажды ученица Виктора Лазарева оспорила атрибуцию самого мэтра. Но в этом деле дороже всего истина.
Мне понравился такой случай. В руки Марковой попал набросок картины 17 века. Было неизвестно, кто его автор. Виктория Эммануиловна рассказывает историю, как Римский папа заказал Кавалеру д’Арпино картину для Папской капеллы в Ватикане. Но заказ выполнен не был.
И вот мы с Викторией Марковой в Ватикане, в Папской капелле. Камера показывает мраморный барельеф на стене – и мы поражаемся, как точно совпадает эта композиция с наброском Кавалера д’ Арпино. Другой художник скопировал его задумку, а первоначальный автор остался в тени. Но Виктория Маркова вытащила его на свет.
В принципе картина Тициана стала для героини сериала, как говорится, «вишенкой на торте». И без нее Виктория Маркова была признана высокопрофессиональным сообществом искусствоведов одним из немногих истинных знатоков итальянской живописи.
rim-Fontana_di_Trevi.jpg
Фонтан Ди Треви. Рим
Но именно ей случилось увидеть подлинник «Венеры и Адониса» в картине, которая покупалась собирателем на парижском аукционе как «копия». Понадобился один взгляд на работу (один взгляд плюс вся жизнь!), чтобы сказать себе: это не копия, это он сам, Тициан Вечеллио.
Но чтобы сие доказать, нужно было увериться, что в Прадо находится копия картины.
Честь и хвала испанским галерейщикам! Они, сделав рентген своего варианта «Венеры и Адониса» 1 , убедились, что это копия, написанная на основе «русского» оригинала. Они уступили свой приоритет. Вы уверены, что русские сделали бы то же самое? Говорю здесь не о племени искусствоведов и даже не о музейном начальстве, как правило, людях высокообразованных и честных, а о тех, кто сидит на министерских постах и рулит российской культурой.
Четыре серии промелькнули как одна. В этот раз в сериале «звездила» не слишком молодая красивая женщина, умеющая разговаривать с картинами, но первый раз попавшая на экран. И знаете, я не против повторения.
1 Лет десять назад, живя в Бостоне, мы посетили в Бостонском музее изящных искусств потрясающую выставку трех венецианских мастеров – Тициана, Тинторетто и Веронезе. На ней была представлена и картина «Венера и Адонис» Тициана, как я понимаю, из музея Прадо. И нужно сказать, «копия» была превосходна и не родила во мне сомнений в своей подлинности.
«Тициан и другие» Часть 1
Маркова, Виктория Эммануиловна
Виктория Эммануиловна Маркова (род. 21 сентября 1942, Москва) — российский искусствовед (доктор искусствоведения, профессор), главный научный сотрудник Пушкинского музея. Специализируется в области итальянской живописи. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1998).
Виктория Эммануиловна Маркова
Дата рождения
21 сентября 1942 ( 1942-09-21 ) (77 лет)
Место рождения
Москва
Страна
СССР → Россия
Научная сфера
искусствовед, специалист в области итальянской живописи
Место работы
Главный научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Альма-матер
Исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова
Учёная степень
доктор искусствоведения
Учёное звание
профессор
Научный руководитель
В. Н. Лазарев
Известна как
один из крупнейших специалистов в области итальянской живописи XIV—XVIII вв.
Награды и премии
Содержание
В 1967 году окончила исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова (кафедра истории и теории искусства). Защитила диплом по теме «История и развитие итальянского натюрморта XVII века». Ученица профессора В. Н. Лазарева.
В 1986 году защитила кандидатскую диссертацию, в 1991 году — докторскую. В 1991—1992 годах получала стипендию Гарвардского университета для научной стажировки в Фонде Бернсона (Villa i Tatti) в Сеттиньяно (Флоренция). В 2009 году получила стипендию Института Макса Планка для научной стажировки в Институте истории искусства (Библиотека Хертциана) в Риме.
Виктория Маркова разработала для Пушкинского музея (ГМИИ) проект современной экспозиции итальянской живописи VIII—XVIII веков. Входит в составы редколлегий журнала Rivista d’Arte (издательство Leo S. Olschki) и серии монографий Le voci del museo (издательство Edifir).
Член Учёного совета ГМИИ и Учёного совета Отделения истории и теории искусства Исторического факультета МГУ. Внештатный эксперт Министерства культуры РФ по ввозу и вывозу предметов искусства.
В. Э. Маркова занимается исследованием проблем развития итальянской живописи XIV-XVIII веков, истории коллекционирования в России и вопросами атрибуции картин итальянских мастеров.
Предмет её особого внимания и научного интереса составляет живопись Италии XVII века, особенно творчество Караваджо и мастеров его круга. Её заслугой является определение и публикация картин ранее неизвестных картин Бартоломео Манфреди, Франческо Рустичи, Массимо Станционе, Симона Вуэ, Клода Виньона. Сделав ряд принципиально важных открытий, она внесла весомый вклад в изучение творчества Томмазо Салини, зарекомендовав себя наиболее авторитетным в мире специалистом в данной области. В качестве члена научного комитета принимала активное участие в организации и подготовке, как самой выставки, так и каталога, выставки Roma al tempo di Caravaggio (Рим во времена Караваджо), прошедшей в римском Палаццо Венеция в 2010—2011 годах в (Roma al tempo di Caravaggio, Roma, Palazzo Venezia, 2011—2012). Признана опытным экспертом в области итальянской живописи XIV-XVIII веков. Благодаря её усилиям многие сотни произведений мастеров этого периода, находящихся как в России, так и за рубежом, были атрибутированы. Среди них картины Тициана, Джулио Романо, Джорджо Вазари, Кавалера д’Арпино, Гвидо Рени, Бернардо Строцци, Бартоломео Манфреди, Томмазо Салини, Массимо Станционе, Валерио Кастелло, Луки Джордано, Карло Маджини и многих других мастеров.
На протяжении всех лет работы в ГМИИ им. А. С. Пушкина активно содействовала пополнению собрания итальянской живописи в музее. При её непосредственном участии музей приобрел в общей сложности около 150 произведений.
С середины 1980-х годов по приглашению В. Н. Гращенкова преподавала на искусствоведческом отделении МГУ, где читала спецкурс и вела семинар по методике атрибуционной работы, а также читала курс «Музееведение и история собирательства».
С конца 1980-х годов неоднократно приглашалась для чтения лекций и проведения семинарских занятий в учебные заведения Италии, такие как Scuola Normale в Пизе, Болонский университет (в качестве профессора по контракту), Урбинский университет, Флорентийский университет, Католический университет в Милане, а также в Фонд Роберто Лонги во Флоренции, где проводила семинары по методике атрибуционной работы.
С 1998 по 2004 годы преподавала в Академии живописи, ваяния и зодчества, где читала курсы «История западноевропейского искусства XIV—XVIII веков» и «История собирательства». С 2004 по 2007 год преподавала в РГГУ.
В. Э. Маркова неоднократно принимала участие в различных научных конференциях и симпозиумах, как в России, так и за рубежом.
Супруг В. Э. Марковой — Иван Борисович Порто (1939—2009, Москва), известный искусствовед, коллекционер и фотохудожник. За свою жизнь собрал обширную коллекцию произведений искусства, которая насчитывает 390 произведений живописи, графики и скульптуры русских и советских художников с 1930-х годов до начала XXI века, а также за годы жизни им было собрано свыше 1700 книг.
В 2012 году В. Э. Маркова передала в дар Краснодарскому краевому художественному музею им. Ф. А. Коваленко коллекцию художественных произведений своего мужа по искусству.
Российские
Орден Дружбы (30 мая 2012) [1] .
Заслуженный деятель искусств РФ (9 июля 1998) [2] .
Премия Правительства РФ в области культуры (23 января 2008) [3] .
Почётная грамота Президента Российской Федерации (29 июня 2018) [4]
Иностранные
Орден Звезды Италии степени кавалера (2 мая 2012) [5] .
1984 год — Автор и куратор знаменитой выставки «Картины итальянских мастеров XIV—XVIII веков из музеев СССР в ГМИИ им. А. С. Пушкина». На выставке было показано 96 произведений из 30 музеев Советского союза. Получила весьма высокие отзывы в итальянской прессе (Каталог: «Картины итальянских мастеров XIV—XVIII веков из музеев СССР». М.: Советский художник, 1986).
2004—2005 годы — Куратор и научный редактор каталога совместной итало-российской выставки «От Джотто до Малевича» (Рим, Москва).
2007 год — Куратор и автор каталога выставки «Итальянская живопись XVI—XX веков из собрания ГМИИ», прошедшей в Италии в городе Верона.
2011 год — Специальный кураторский проект — выставка «Живопись Италии XIV—XVIII веков из частных собраний Москвы», экспонировавшаяся в Москве в рамках ежегодного Антикварного салона (Каталог: «Живопись Италии XIV—XVIII веков из частных собраний Москвы». М.: 2011 — на русском и итальянском языках).
2011—2012 гг. — Куратор совместной итало-российской выставки и каталога Караваджо (премия The Art News Paper. Russia за лучший выставочный проект 2012 года) и других выставочных проектов, приуроченных к Году итальянской культуры в России.
2012 год — Куратор итальянского раздела выставки «Западноевропейская живопись из музеев Украины» (ГМИИ).
2013 год — Куратор выставки и каталога «Тициан» (ГМИИ).
2017 год — Куратор выставки «Джорджо Моранди. 1890–1964» (ГМИИ) [6]
В. Э. Маркова является автором свыше 200 печатных трудов и статей на русском и иностранных языках, в числе которых фундаментальный научный каталог собрания итальянской живописи в ГМИИ (Каталог итальянской живописи VIII—XX веков из собрания ГМИИ. В 2 томах (Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Собрание живописи). М.: Галарт, 2002).
Новые атрибуции произведений западноевропейской живописи в музеях СССР. — Музей-1. М., 1980. С. 37—53.
Мастер и мастерская. К анализу творческой практики итальянских живописцев XVII—XVIII веков. — Советское искусствознание-81. М., 1982. С. 148—174.
Караваджо и классическая традиция итальянского искусства. — Советское искусствознание-83. Вып. 1, М., 1984. С. 75—84.
Тема «Sacra Conversazione» в творчестве Лоренцо Лотто. — В сб.: Искусство Венеции и Венеция в искусстве. Материалы научной конференции «Випперовские чтения — 1986». М., 1988. С. 42—53.
О двух манерах мастера барокко — Советское искусствознание, Вып. 22, М., 1987. С. 226—237.
Итальянская живопись XIII—XVIII веков. М.: Изобразительное искусство,1992.
Пьетро Перуджино. Голицынский триптих. М., 2004.
Антонелло да Мессина. Святой Себастьян. М., 2006.
Тициан. Портрет неизвестного с серыми глазами. М., 2009.
Свыше 50 статей В. Э. Марковой опубликованы в зарубежных периодических изданиях, посвященных вопросам истории искусства. Среди них Antichità viva, Arte documento, Arte Veneta, Bollettino d’Arte, The Burlington Magazine, Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz, Paragone, Quadri & Sculture, Rivista d’Arte, Venezia Cinquecento, а также различные научные сборники.
Un cofanetto della collezione del Museo di Kiev e alcuni aspetti dell’attività del «Maestro del dittico Poldi-Pezzoli» — Paragone, 1983, n. 397, pp. 3—12.
Un «Baccanale» ritrovato di Giorgio Vasari, proveniente dalla Galleria Gerini — Kunst des Cinquecento in der Toscana. München, 1992, S. 237—241
Qualche nota sul Seicento senese: Rutilio Manetti e Francesco Rustici — Studi di storia dell’arte in onore di Mina Gregori. Milano, 1994, pp. 245—249.
Su Tommaso Salini pittore di nature morte — Paragone, 1999, n. 23 (587), pp. 97—104.
Il Cavalier d’Arpino e la pala d’altare per San Pietro — Rivista d’Arte, Vol. I, 2011, pp. 97—110.