Лувр. Память пяти тысячелетий

Лувр. Память пяти тысячелетий

Лувр вернет росписи в Египет

Руководство Лувра заявило о своей готовности вернуть Египту пять фрагментов росписи, украденных из гробницы вельможи Тетики, в течение недели.

Фрагмент стены гробницы. 1975 год.

Вырезанный фрагмент в Лувре.

Гробница Тетики (ТТ15), расположена в Луксоре, на западном берегу, в некрополе Дра Абу эль-Нега; владелец был современником царей XVIII династии. В гробнице Тетики сохранились замечательные росписи, иллюстрирующие эпизоды погребального ритуала. Впервые гробница была описана в 1925 Дэвисом. В 2008 году группа из Хайдельбергского университета начала проект по исследованию и консервации гробницы. Неожиданно обнаружилось, что часть росписей попросту вырезана из стен гробницы. На кадрах съемки, сделанной в 1975 году, видно, что все росписи в то время все еще были полностью целы. Видимо, где-то в 1980-х вандалы вырезали росписи и перепродали их в частные коллекции Европы. Лувр купил четыре фрагмента из коллекции Марианн Масперо в 2000 году и пятый фрагмент – в 2003 году, из неупомянутой коллекции.

В мае 2008 года д-р Эва Хоффманн из Хайдельбергского университета поставила в известность Высший совет по древностям АРЕ о том, что украденные фрагменты хранятся в Лувре. В январе 2009 года Египет направил в Лувр официальный запрос, содержащий информацию, удостоверяющую нелегальность приобретения музеем памятников из изуродованной гробницы. Представители Лувра заявили, что музей хотел бы вернуть памятники, однако для подобного действия требуется решение ученого совета Министерства культуры Франции. На деле процесс затянулся на месяцы, а решение так и не было принято. В итоге, когда Лувр подал заявку на продолжение работ в некрополе Саккара, французские раскопки были приостановлены, несмотря на все уверения Лувра, что музей не знал, что памятники нелегально покинули страну.

На прошлой неделе, как сообщает официальный блог д-ра Захи Хавасса, специальный комитет из 35 экспертов рекомендовал Лувру вернуть росписи. Президент Франции Саркози в звонке президенту Египта Мубаркук заверил, что памятники прибудут в Египет в течение шести дней. Египетскяа сторона планирует провести тщательное расследование проишествия и выяснить, можно ли будет вернуть росписи на их прежнее место в гробнице. Впрочем, целостность росписей восстановить будет уже невозможно: в процессе вырубки фрагментов грабители попросту уничтожили значительную часть декорировки гробницы. После возвращения росписей археологическое сотрудничество между Лувром и Египтом продолжится.

6 фальшивых достопримечательностей, на которые ведутся миллионы туристов

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Самыми популярными в инстаграме достопримечательностями мира в 2017 году стали сразу несколько Диснейлендов. Люди с удовольствием погружаются в волшебный мир, прекрасно понимая, что он полностью вымышлен. Но зачастую туристы, напротив, стремятся прикоснуться к реальной истории, а вместо этого, сами того не подозревая, получают симпатично упакованную сказку.

AdMe.ru нашел 6 популярных среди туристов мест, которые при ближайшем рассмотрении оказались фейком.

Любителям каменной древности лучше обратить внимание на Калланиш — культовое сооружение, расположенное на островах северо-запада Шотландии. Это крупнейший по площади мегалит Великобритании. И хотя его камни меньше, чем у Стоунхенджа, зато их никто не перестраивал, да и толпа туристов не помешает рассмотреть все в деталях.

1. Замок Дракулы

Вампир Дракула стал главным туристическим брендом Румынии. Для многочисленных гостей организуют даже экскурсии и проживание в замке легендарного кровопийцы. В качестве резиденции Дракулы выбрали замок Бран в 30 км от городка Брашов. Здание, конечно, живописное, но вот к самому Владу отношения оно не имеет. В лучшем случае он пару раз ночевал там во время своей охоты.

Фанатам Дракулы советуем посетить румынский город Сигишоара: именно там родился князь Валахии и Трансильвании. В доме, где Влад появился на свет, сейчас расположен ресторан. Правда, хотим предупредить фанатов вампиров: Дракула стал кровопийцей лишь в XIX веке с легкой руки писателя Брэма Стокера. До появления знаменитого романа князь если и снискал мрачную славу, то только среди турок, с которыми яростно сражался за освобождение Балкан. В родной Румынии он причислен к лику святых.

Развалины древнего города Троя — одна из главных туристических гордостей Турции. Гостям страны показывают древние развалины на холме Гиссарлык, где проводил раскопки Генрих Шлиман. Но при этом умалчивают о том, что Шлиман не был профессиональным археологом и подвергался нещадной критике со стороны антиковедов-современников. Он так и не смог доказать научному сообществу, что отыскал именно город-государство, воспетый Гомером.

Уже позже ученые выяснили, что слой, найденный Шлиманом, древнее Трои на тысячу лет. Так что если археолог-любитель и угадал с месторасположением города, то просто-напросто уничтожил его своими работами.

3. Великие боснийские пирамиды

В 2005 году боснийский археолог-самоучка Семир Османагич завил, что обнаружил в родной стране пирамиды. Более того, по его словам, они гораздо старше египетских и выполнены куда более искусно: с помощью вещества, напоминающего бетон. Босниец объявил о начале раскопок, в которых приняли участие такие же любители, как он. Через год команда Османагича заявила, что в основании горы Височица, действительно чем-то напоминающей пирамиду, обнаружены рукотворные блоки.

Местные власти поспешили поддержать сенсацию ради увеличения турпотока. Версию Османагича подтвердили в том числе Строительный институт Сараева и Институт геодезии Боснии. Однако мировое научное сообщество, изучив Височицу, пришло к выводу, что гора — это естественное геологическое образованиие, а человеческое вмешательство в тех местах ограничивается работой самого Османагича. Впрочем, многие верят, что ученые замалчивают величайшее открытие древнейшего рукотворного сооружения в мире, и с удольствием едут посмотреть на «чудо света».

4. Архитектурный комплекс Биби-Ханым — сердце Самарканда

Грандиозная мечеть Биби-Ханым в Самарканде была построена по приказу легендарного воителя Тамерлана на рубеже XIV–XV веков в честь успешного похода в Индию. Культовое сооружение, названное в честь любимой жены правителя, богато украшено изразцами и мрамором и является одним из главных туристических брендов Узбекистана.

Начиная с XIX века Биби-Ханым стал разрушаться, виной чему послужили землетрясения. В советские годы от архитектурного комплекса остались уже одни развалины. Восстановление памятника началось в конце XX века, и сейчас он встречает туристов во всеоружии. Правда, многие гости Узбекистана уезжают разочарованными, считая, что вместо восточных древностей им подсунули попросту новострой. А французский архитектор Жан Рота вообще назвал работу реконструкторов, трудившихся над восстановлением мечети, варварством, сопоставимым с действиями талибов по отношению к буддийским памятникам.

5. Мумия алтайской принцессы

Одна из главных достопримечательностей Алтая — мумия принцессы, найденной на плато Укок. Местные шаманы считают ее прародительницей всего алтайского народа по имени Кыдын и настаивают на том, чтобы тело девушки было возвращено из музея в могилу. А пока ученые будут осквернять тело, Алтай будут преследовать беды.

Ученые в свою очередь успокаивают мистически настроеных алтайцев: найденная девушка никак не могла быть их прародительницей, так как принадлежала к европеоидной расе и, вероятнее всего, относилась к среднему слою общества, то есть называть ее принцессой, по сути, не совсем корректно.

6. Статуи Афинского акрополя

Афинский акрополь — один из самых известных античных памятников, история которого начинается за полтора тысячелетия до нашей эры. Сначала это был просто холм, укрепленный камнем, позже там возник храмовый комплекс со статуями древнегреческих богов. Сейчас от многих храмов остались живописные развалины, а вот статуи сохранились очень даже неплохо.

Но именно они и являются фейком. Дело в том, что вместо древних изваяний в Афинах туристам показывают копии. Подлинники еще в XIX веке вывез посол Британии в Османской империи (в состав которой тогда входила Греция). Сделано это было в целях сохранения памятников античного искусства. Сейчас им ничего не угрожает на родине, но они все еще хранятся в Британском музее, и возвращать их никто не спешит.

«Спаситель Мира» Леонардо так и не выставлен в Лувре. Но там есть вторая версия

По словам кураторов , Лувр готов принять « Спасителя Мира» даже в середине срока работы выставки. Музей подготовил два каталога для показа — один с репродукцией панели , другой без.

«Спасителя Мира», который поразил воображение миллионов не столько своим мрачным видом , сколько ценой и международной интригой , в последний раз публика видела в конце 2017 года. Это было на аукционе Christie’s в Нью-Йорке , где он был продан за колоссальные 450,3 миллиона долларов.

После того , как картину приобрёл в 2017 году анонимный покупатель — по слухам , наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман — было объявлено , что она будет выставлена в Лувре Абу-Даби. Интрига усилилась , когда панель не появилась в экспозиции в сентябре 2018 года , как планировалось. Все следы ведут к яхте бен Салмана.

Несмотря на отсутствие самой дорогой в мире картины , посетители останавливаются , чтобы поломать голову над похожей работой , которую Лувр атрибутирует « мастерской Леонардо да Винчи». Это менее известный « двоюродный брат» «Спасителя Мира» — так называемая « версия де Гане» ( раньше картина входила в коллекцию маркиза де Гане в Париже.) Ранее её приписывали ученику Леонардо Марко д’Оджо или — что более спорно — самому Леонардо. По крайней мере , на последнем настаивала искусствовед Джоан Сноу-Смит , которая в 1978 году написала в статье , что изображение было создано « между 1507-м и 1513 годами , когда художник находился на службе у Людовика XII».

Картина почти того же размера , что и пропавшая , и обе они написаны на панелях из ореха. Однако на «версии де Гане» борода Христа гораздо более заметна , чем на «исчезнувшей» картине , и прописана более тонко. Лувр считает , что менее известная работа датируется 1505 — 1515 годами. На выставке её окружают два наброска Леонардо красным мелом с изображением рукава одеяния Спасителя. Они предоставлены для выставки Королевской коллекцией Великобритании.

Как пишет The Art Newspaper , для « неуловимой» панели отведено место в последнем экспозиционном зале выставки напротив « версии де Гане».

Искусство Месопотамии. Культура Шумера. Статуэтка молящегося из Эшнунны

Статуэтка молящегося из Эшнунны, 2750-2600 г. до н.э.

Группа мраморных статуэток из Тель-Асмара (первая половина III тысячелетия до н. э. Багдад, Иракский музей). Высота самой большой — тридцать сантиметров. Это изображения богов, жрецов и молящихся. Все они стоят выпрямившись во весь рост, со сложенными на груди руками. Тела их и длинные облачения поданы схематично, как бы лишь намечены, но на них и не обращаешь внимания, которое целиком сосредоточивается на лицах. Какие лица! Точнее, лики или даже маски!

Группа статуй и статуэток из Эшнунны из храма Аб-у – при разнице в размерах и деталях костюма видно, что они все принадлежат к одному типу.
2900-2600 гг. до н.э. Алебастр, известняк, гипс.

Да, именно маски — так нереальны, фантастичны, и островыразительны эти образы. Вот наголо выбритая голова, а вот причудливые, как бы в несколько этажей завитками расчесанные бороды. Но главное — глаза: огромные, словно застывшие в изумлении, либо в невозмутимо-лукавом созерцании чего-то, что видят они, но не видим мы, быть может. в созерцании нас с вами, глядящих на них, но не понимающих их до конца. Нам ясно одно: каждая фигурка геометрично построена так, чтобы зрителя разил сразу же взгляд ее огромных глаз из цветных камней, столь крепко всаженных, что их не расшатало время. Все то загадочное, все то, мнится нам, насмешливо-мудрое, что таит в себе культура древней Вавилонии, пристально взирает на нас из этих чудовищных глазниц.

Статуя сановника Эбих-иля из Мари (Париж, Лувр). Стандартный тип статуи «молящегося» различается в разных центрах Двуречья костюмом и прической. У статуи Эбих-иля хорошо сохранились инкрустированные из цветного камня глаза, укрепленные в глазницах природным асфальтом

Статуя сановника Эбих-иля из мари. Стандартный тип статуи «молящегося» различается в разных центрах Двуречья костюмом и прической. У статуи Эбих-иля хорошо сохранились инкрустрированные из цветного камня глаза, укрепленные в глазницах природным асфальтом. Середина 3 тыс. до н.э.

И также поражает нас огромными инкрустированными глазами, улыбкой не то самодовольно-блаженной, не то хитро-насмешливой алебастровая статуэтка из города Мари, изображающая некоего «управляющего» по имени Эбих-ил — в широкой традиционной юбке, полуобнаженного, бородатого, с бритой головой и руками, тоже сложенными на груди.

Любимов Л.Д. Искусство древнего мира- М.: ‘Просвещение’, 1971 г.- с.319

Стафеев, Томилин: Пять тысячелетий оптики. Средневековье. Том 3. Учебное пособие

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей подборкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Аннотация к книге «Пять тысячелетий оптики. Средневековье. Том 3. Учебное пособие»

Книга посвящена истории становления и развития оптики в период с V по XV в. Она является продолжением книг авторов «Пять тысячелетий оптики: предыстория» (2006) и «Пять тысячелетий оптики: Античность» (2010).В третьей книге на фоне панорамы жизни европейского и арабского сообществ и развития научного знания в периоды Средневековья рассматриваются новые представления ученых о природе света и механизме зрения, достижения оптической науки и ее связи с религией, философией и изобразительным искусством. В этот период греческая Оптика трансформируется сначала в арабскую аль-Маназир, а затем в латинскую Перспективу, основанную на схоластических методах познания мира.
Оптические достижения Средневековья остаются предметом увлекательных исследований вплоть до наших дней. Книга снабжена богатым иллюстративным материалом и обширным списком литературы. Она предназначена в первую очередь для молодежи: студентам, изучающим физику и естествознание, аспирантам оптических специальностей, научным.

Книга посвящена истории становления и развития оптики в период с V по XV в. Она является продолжением книг авторов «Пять тысячелетий оптики: предыстория» (2006) и «Пять тысячелетий оптики: Античность» (2010).В третьей книге на фоне панорамы жизни европейского и арабского сообществ и развития научного знания в периоды Средневековья рассматриваются новые представления ученых о природе света и механизме зрения, достижения оптической науки и ее связи с религией, философией и изобразительным искусством. В этот период греческая Оптика трансформируется сначала в арабскую аль-Маназир, а затем в латинскую Перспективу, основанную на схоластических методах познания мира.
Оптические достижения Средневековья остаются предметом увлекательных исследований вплоть до наших дней. Книга снабжена богатым иллюстративным материалом и обширным списком литературы. Она предназначена в первую очередь для молодежи: студентам, изучающим физику и естествознание, аспирантам оптических специальностей, научным сотрудникам, всем изучающим историю и философию науки.

Лувр – основа историческо-культурной части Франции

Одно из величайших достопримечательностей Франции — Лувр. Имеющий статус одного из известнейшего старинного музея мира, он обладает грандиозными коллекциями как исторических, так и художественных реликвий. Королевский дворец Palais du Louvre является зданием музея, строительство которого длилось около тысячелетия.

Король Франции Филипп-Август, решивший в преддверии Крестового похода максимально защитить столицу от вторжений, которые могли произойти в его отсутствие, построил первую крепость. Воздвижение продолжилось в 1190 году. Воздвижение новой стены длилось порядка 20 лет, а башня, что упиралась в Сену, была названа Луврской. На противоположном берегу расположилась ее башня-двойник – Нельская. Карл V решил сделать Лувр своей резиденцией, в связи с этим пришлось переделывать и расширять замок. Уже при Франциске I в 1527 году началась глобальная перестройка здания как внутри, так и снаружи. Разобранные средневековые башни придали дворцу вид ренессанса.

Леонардо Да Винчи в Лувр привез Франциск I после своего очередного похода, а Пьер Леско построил дворец в стиле возрождения. Длинную галерею, которая располагалась вдоль берега, построили при Генрихе IV, недоступная взгляду посетителей в настоящие дни. Центральный Павильон воздвигали при правлении Людовика XIII, а восточный фасад Лувра, считающийся шедевром классицизма, был сформирован при Людовике XIV. Создание двора окончилось в XIX веке. Архитекторы следовали стилю павильонов Леско. Основанная в XX веке стеклянная пирамида, расположенная во дворе Наполеона, вызывает множество споров о своем интересе для туристов и необходимости как таковой. В 1793 году был выпущен декрет о создании музея, основой которого послужили коллекции Франциска I, а также древние реликвии, скопленные Генрихом IV.

Лувр имеет в своем распоряжении коллекции, взятые аристократов, а также конфискованные Наполеоном Бонапартом военные трофеи. Египетский отдел Лувра курировал Ж. Ф. Шампольон, а раскопки, проводимые в 1843 году раскопки Поля Эмиля Ботта стали основой для ассирийской экспозиции. Мария Медичи, заказавшая Рубенсу цикл из 21 картины, которые содержали события ее жизни, также добавила их в число экспонатов. Министры в то время также имели огромные коллекции и являлись любителями искусства. Людовик XIV унаследовал от министров Ришелье и Мозарини их коллекции, а также выкупил все содержимое мастерской Рембрандта после его смерти в 1669 году. Лувр имеет несколько своих самых популярных экспонатов:

  • Мона Лиза
  • Венера Милосская
  • Плот “Медузы”
  • Амур и Психея
  • Статуя сидящего Рамзеса II

«Мона Лиза» – главный экспонат Лувра. Написанная в 1503 году Леонардо Да Винчи, она стала достоянием мировой культуры. Большая часть указателей ведет к ней, а основная масса посетителей приходит только ради того, чтобы посмотреть на эту картину. Ее популярность родилась после 1911 года, когда один из сотрудников музея похитил, а после пытался продать картину. Через 2 года она была возвращена и приобрела статус одного из основных экспонатов.


Статуя богини любви – Венера Милосская является вторым по значимости экспонатом Лувра. Создана за 120 лет до н.э. Легенда гласит, что свои руки она потеряла во время конфликта между французами и турками. Первые хотели увезти ее в свою страну, а вторые наоборот удержать.

Плот «Медузы», автор которой является Теодор Жерико, имеет довольно интересную биографию. После того как была написана картина, начался конфликт из-за формата, не принятого для подобно сюжета, а когда Жерико в 1824 году умер, Лувр оказался не готов заплатить столько огромную цену за картину на аукционе, уступив в цене другу Теодора.

«Амур и Психея» является чуть ли не классикой итальянских скульптур. Она имеет две версии, одна из которых находится в Эрмитаже. Стоит уточнить, что более поздняя версия скульптуры расположена в Эрмитаже. Скульптор Антонио Канова изобразил Психею, пробужденную поцелуем Амура. Он также вдохновлялся древнегреческими мифами при ее создании.

Пожалуй, одной из самых древних реликвий является статуя фараона Рамзеса II, которая находится в зале египетских древностей. Она, как и «Мона Лиза», входит в перечень обязательных к просмотру экспонатов.

Лувр вполне заслуженно имеет статус одного из величайших музеев мира. Богатая история его строительства и не менее богатое количество редчайших экспонатов полностью оправдывает его статус.

Музей Лувр в Париже

Кто только не слышал об этом известном парижском музее! Даже тот человек, который никогда не был во Франции и не интересовался ею, уверенно назовет вам наиболее популярный музей в мире, а также добавит, что именно здесь находится «Мона Лиза» Леонардо да Винчи.

Богатейшая коллекция и фото музея Лувра ежегодно привлекают внимание миллионов туристов, которые хотят своими глазами увидеть шедевры мировой живописи, скульптуры и архитектуры. Залы этого величественного музея никогда не пустуют, ведь сюда едут люди со всего мира. И так как за один день все посмотреть точно не получится, то многие приходят неоднократно: ведь коллекция Лувра уникальна по своему содержанию.

Лувр: с чего всё начиналось?

Не менее уникальной, чем коллекция шедевров, является и история самого музея. Изначально это здание играло роль крепости при короле Филиппе-Августе, который приказал построить его в 1190 году. А в 15 столетии Лувр был превращен в резиденцию короля. В 16 веке для его «доработки» были приглашены именитые скульпторы и архитекторы того времени.

Но свой нынешний облик Лувр обрел при двух Людовиках — 13 и 14, которые значительно расшили его площадь, добавив восточный фасад, а также завершив работу над Квадратным двором. Ранее в Лувре находился королевский двор, но в 1627 году он переехал в Версаль – еще одну жемчужину архитектуры Франции. Именно в этот момент в Лувре и было решено поместить картины и превратить его в галерею. Первая экспозиция была открыта в 1750 году.

Коллекцию музея пополнила Великая французская революция, а позже свой вклад внёс Наполеон, завоевавший новые земли и пополнивший количество экспонатов новыми шедеврами. Коллекция успешно пережила несколько войн, в том числе Вторую Мировую, когда экспонаты пришлось спешно вывозить и прятать в замке Шамбор.

Последним изменением в архитектурном облике Лувра стало возведение стеклянной пирамиды в 1989 году. Это позволило создать просторный вход в музей, не меняя исторического облика самого здания. Для тех, кто не может поехать, но хочет увидеть Лувр, виртуальная экскурсия поможет познакомиться с этой жемчужиной Франции.

Если не обладаете большими финансами, можете обратить внимание на бюджетный отдых на юге России в Домбае.

Экскурсия по Лувру: увидеть всё — миссия невыполнима

Лувр – богатейший музей, собрание которого рассказывает не только об исторических моментах самой Франции, но также охватывает культурное наследие и других государств. Всего на данный момент в музее собрано 400 тысяч экспонатов, цифра просто поражает. Все шедевры нереально посмотреть своими глазами за один день, поэтому придется выбирать, что именно вы хотите посмотреть. Для этого лучше воспользоваться планом самого музея, составив примерный маршрут.

Наибольшей популярностью, конечно, пользуется «Мона Лиза»: возле нее всегда наблюдается ажиотаж. И у многих туристов Лувр ассоциируется только с этим шедевром Леонардо да Винчи. Однако богатство и разнообразие собрания Лувра предлагает уйму других вариантов. Здесь находятся статуи Древнего Египта, коллекция декоративно-прикладного искусства исламских народов и другие не менее захватывающие экспонаты.

По сути, «сердцем» коллекции Лувра является европейская живопись и скульптура, представленная здесь, начиная с эпохи Средних веков. При этом значимость коллекции заключается не только в богатстве самого собрания, но и в той культурной ценности, которую несут экспонаты.

Мало кто знает, но музей Лувр в Париже предлагает гостям посетить экспозиции, посвященные французской моде, рекламным тенденциям и декоративному искусству. Лувр — это по сути три отдельных музея, только ехать или идти никуда не надо – все это находится в непосредственной близости.

Рекомендуем прочесть эту статью о том, как сделать красивое селфи. Эти знания вам определенно пригодятся в путешествии.

Они сдавались за Лувр

Александр Сокуров — режиссер экспортный, если не сказать «экспатный».

Как правило, он снимает для европейских и американских кинокритиков. Хотя в большинстве случаев дело ограничивается номинациями (лишь однажды ему вручили «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля — в 2011 году за «Фауста»), это дает режиссеру достаточный статус, чтобы требовать от России вернуть острова, принадлежащие японскому народу, и призывать не вмешиваться в дела Украины. Однако в «Франкофонии» Сокуров зачем-то решил показать Европе ее саму, да еще и напомнить о старых грехах. А потому в той же Венеции получил второстепенные награды и слабую прессу.

От Сокурова ожидался оригинальный фильм-экскурсия по Лувру, наподобие действительно удачного «Русского ковчега», посвященного Эрмитажу. Вместо этого на зрителя обрушиваются без малого полтора часа какофонии: обрывочные и перепутанные сведения по истории великого музея переплетаются с рассказом о катастрофе голландского сухогруза, везущего коллекции Лувра за океан. По музейным залам бегают, выкрикивая бессвязные фразы, символ Французской Республики Марианна и император Наполеон — выглядит все это как малобюджетная пародия на голливудскую «Ночь в музее».

Монолог самого Сокурова построен так, что режиссер кажется плавающим у доски двоечником. Он непрерывно нагнетает экспрессию, подобно людям, не знающим, что сказать: «Боже, боже. Что? Что? Лувр! Лувр!» Дальше следует какая-нибудь банальность, историческая ошибка или паясничанье, вроде обращения к фото мертвого Льва Толстого: «Спит. Просыпайтесь!» Весь фильм русского зрителя будет съедать чувство неудобства за соотечественника.

Единственной связной линией «Франкофонии» является история Лувра в оккупированном Париже, когда французский бюрократ (но отнюдь не искусствовед) Жак Жожар и немецкий граф, профессиональный музейный хранитель Франц Вольф-Меттерних защищали от разграбления ценнейшие экспонаты. Однако история эта изложена настолько путано, что ее смысл от зрителя, скорее всего, ускользнет.

Суть была проста. Навидавшись в годы Первой мировой войны вандализма на оккупированной немцами территории Франции и Бельгии (расстрелянный собор в Реймсе, сожженная Лувенская библиотека, взорванный донжон замка Шато де Куси), Меттерних твердо решил впредь такого не допустить и поэтому истово делал карьеру в нацистской партии, чтобы добиться крупных музейных постов.

В годы Второй мировой возглавляемая им организация следила за выполнением немцами соглашений об охране памятников, и главным смелым поступком Меттерниха стало то, что он, вопреки прямому распоряжению Гитлера, не допустил возвращения в Лувр коллекции, укрытой в начале войны в замках долины Луары на территории формально независимого коллаборационистского «Французского государства» маршала Петена со столицей в Виши. Тем самым к сокровищам Лувра не допустили ни нацистского идеолога Розенберга с его идеей «Музея фюрера», ни «коллекционера» Геринга, желавшего полакомиться трофеями. До конца войны шедевры так и остались вдали от политических бурь и боевых действий, за что французы немецкому графу, безусловно, обязаны.

Сокуров превращает сюжет о человеческой порядочности и долге искусствоведа в какой-то странный гимн капитулянтству и коллаборационизму. Не поймешь, всерьез утверждается или с сарказмом, но выходит, что незачем было французам сопротивляться. В конечном счете, спрашивает режиссер, что такое Франция без Лувра, — Лувр важнее Франции, а значит, следовало сдать Париж немцам, чтобы его красоты не пострадали.

Этот аргумент в годы Второй мировой звучал не раз и не два. Потерпев унизительное поражение в результате блицкрига на фронте, драться за столицу французы и в самом деле не собирались, боясь разрушений. Галльский дух, надломленный тяжелейшей борьбой 1914–1918 годов, оказался не готов к новым испытаниям, в отличие от духа тевтонского, обуреваемого жаждой реванша. Тем более, с немцами удалось несложно договориться — Гитлер желал лишь почетного покорения Франции, а не ее уничтожения.

Сокуров справедливо напоминает, что так повезло не всем народам. Войну в России гитлеровцы вели под лозунгом: «Никакие культурные ценности на востоке не имеют значения». Однако с трагедии русских музеев и усадеб — взорванных, разграбленных, сожженных, режиссер переводит разговор на ужасы осажденного Ленинграда. И настойчиво демонстрируемое фото Сталина способно навести на заезженную нашими либералами мысль, что надо было сдать город, а в жертвах блокады виноват кремлевский диктатор.

Вместо этого стоило бы показать разрушенный Петергоф, расстрелянные фрески церкви Спаса на Нередице, подожженную «Ясную Поляну». Одна судьба величественного археологического музея в Керчи на развалинах древнего Пантикапея заслуживает целого фильма. Это своеобразный символ отношения Запада к культурным ценностям России. Первый раз он был разграблен в годы Крымской войны, а его экспонаты вывезены в Британский музей. Во время Великой Отечественной здание музея оказалось уничтожено, бесценные памятники греческой, скифской, сарматской культуры практически полностью утрачены.

И вот — новая беда. В дни воссоединения часть крымских сокровищ, будучи на выставке в Голландии, так там и осталась, ибо Киев требует передачи их себе, ссылаясь на мнимый «национальный суверенитет». Директор заповедника Татьяна Умрихина чуть не плачет, показывая фото страшной утраты — греческой скульптуры «Змееногая богиня», одного из немногих сохранившихся старых экспонатов. О трагедии ограбленных крымских музеев Александр Сокуров, конечно, рассказывать не станет.

Что же имеем в сухом остатке? Прежде всего преломившуюся в мозгу российского экспортного режиссера популярную на континенте идею: мы неприкосновенны, мы особенные, потому что Европа есть средоточие мировой культуры. Это вашу Горловку можно расстреливать артиллерией, поскольку там бетонные коробки. Это по Эрмитажу разрешается бить из гаубиц, ведь ваша культура вторична по сравнению с европейской (на чем настаивал маркиз в сокуровском «Русском ковчеге»). А нас не тронь, у нас едва ли не каждый сантиметр почвы — памятник.

На русских такие аргументы производят впечатление. Не случайно в Потсдаме бережно хранят и с намеком показывают посетителям одно-единственное граффити нашего офицера, выцарапанное на подоконнике дворца Сан-Суси, «прусского Версаля»: вот, мол, какие в России варвары — мы им Петергоф взорвали, а они нам за это на стене расписались.

Только в Европу уже пришли другие. Те, кого памятниками тысячелетий не прошибешь. Долго и с чувством показывая ассирийских крылатых быков в Лувре, Сокуров ни словом не упомянул о том, что случилось с их родичами в Ираке, на территории, контролируемой ИГИЛ. Новые варвары безжалостны и неумолимы, и если они однажды возьмут в свои руки Париж — никакого Лувра не станет. Поэтому капитулянтство ради культуры, проповедуемое Сокуровым, сущая глупость.

Коли европейцы хотят сохранить свою цивилизацию, ее музеи и библиотеки, придется, отбросив всякую толерантность, сражаться до последнего. И отнюдь не против русских.

Музей Лувр в Париже, Франция

Невозможно побывать во Франции и не посетить Лувр. Смело можно сказать, что это известнейший музей мира. Он занимает первое место не только по популярности, но и количеству, ценности экспонатов и размерам выставочной площади, которая составляет около 60 тыс. кв. м.

Лувр расположен в здании дворца, возвышающегося на правом берегу Сены в первом парижском округе. Истоки истории этого величественного архитектурного памятника восходят еще к концу XII столетия, когда Филипп II Август приказал соорудить крепость, защищавшую город от викингов. Спустя четыре века Франциск I воздвиг на ее месте ренессансный дворец, который постепенно, на протяжении нескольких столетий, расширялся и достраивался власть имущими.

Близкий к своему современному состоянию облик дворец приобрел в 1871 году и долгое время оставался неизменным. И только в 1981 году началась масштабная реставрация здания. Именно тогда появилась новая и до сих пор вызывающая споры стеклянная пирамида – современный вход в музей. Это, пожалуй, единственная достопримечательность, которую экскурсанты могут осмотреть без спешки и суеты, во всех подробностях, – в сезон очереди в Лувр достигают невероятных размеров.

Официально дворец стал считаться музеем еще в 1793 году. 10 августа произошло его торжественное открытие для широких масс – их вниманию представлялись 537 картин. Однако посетители сюда пускались и раньше, еще при Франциске I, правда, в несколько ограниченном количестве.

За долгие годы существования музея его фонды неизменно увеличивались за счет многочисленных пожертвований и даров. На данный момент в Лувре выставляется более 380 тыс. экспонатов, самые древние из которых датируются 6 тысячелетием до н. э. Попав в знаменитый музей невозможно не растеряться, поэтому нужно заранее продумать, что именно хотелось бы осмотреть в первую очередь. Охватить все залы за один день нереально.

Прогулка по Лувру. Une visite au musée du Louvre

Музей Лувр на карте. Координаты: 48°51′45″ сш 2°20′11″ вд

Что нужно посмотреть в Лувре: картины и другие шедевры

Какие великие шедевры хранятся в Лувре? Как их найти в огромном дворце? И что нужно увидеть, если вы посещаете музей впервые. Чтобы ваш визит в Лувр был максимально познавательным, скачивайте наш аудиогид по Лувру. Билеты в Лувр вы можете приобрести заранее по этой ссылке.

Лувр находится на станции метро: Palais Royal — Musée du Louvre
Адрес: Musée du Louvre, 75058 Paris – France
Время работы: с 9 утра до 18:00, до 21:45 в среду и пятницу, закрыт во вторник.

Неоспоримо, главный экспонат Лувра – Джоконда или Мона Лиза кисти Леонардо да Винчи. Все указатели музея ведут именно к этой картине. Под этот шедевр в бывшем дворце японским телевиденьем куплен целый зал, сама Мона Лиза покрыта толстым слоем брони, возле нее всегда два охранника и толпы туристов. И помните, Мону Лизу нельзя увидеть нигде кроме Лувра. Руководство музея приняло решение больше никогда не вывозить шедевр за пределы дворца. Находится Мона Лиза в части Лувра под названием Денон (Denon) в 7-ом зале итальянской живописи.

Венера Милосская

Афродита или Венера Милосская не менее знаменита, чем предыдущая барышня. Ее автором считается Агесандр Антиохийский. Рост богини – 164 см, пропорции – 86х69х93. Знаменитые руки Венера утратила уже после ее современной находки в 1820 году. Тогда возник спор между французами, которые обнаружили скульптуру, и турками, которым принадлежал остров, на котором французы её и обнаружили. Вот так Афродита осталась без рук. Находится Венера Милосская в части Сюлли (Sully) в 16-ом зале греческих, этрусских и римских древностей.

Еще одна известная женщина – Виктория Самофракийская или, как принято называть её в России, Ника. В отличие от предыдущей героини, богиня войны утратила не только руки, но и голову. Зато сохранился уверенный шаг и крылья, а главное ощущение полета. Расположена скульптура на втором этаже Лувра в части Денон (Denon) на лестнице перед входом в галерею итальянской живописи и Зал Апполона.

Еще одна статую, но уже эпохи Возрождения – Пленник или умирающий раб, рук Микеланджело. Это вам не Давид, конечно. Но внимания заслуживает не меньше. Первый этаж, часть Денон (Denon), 4-ый зал итальянской скульптуры. Там же вы найдете и Амура и Психеей Кановы.

На этом древности в Лувре не заканчиваются. Следующий шедевр – статуя сидящего Рамзеса II. Находится египетский фараон на первом этаже в части Сюлли (Sully), египетские древности, зал № 12. В целом, Лувр обладает одной из богатейших в мире коллекций египетских древностей. Например, знаменитая статуя сидящего писца находится на втором этаже в части Сюлли (Sully), египетские древности, зал № 12

Стела Хаммурапи

Помимо Египта, в Лувре замечательная коллекция памятников Месопотамии. Самый известным среди них можно признать Стелу Хаммурапи, с первой в мире письменной записью кодекса законов. Она находится на первом этаже крыла Ришелье, в 3-ем зале. В соседних залах вы найдете знаменитый Двор Хорасабад.

Французское искусство

Из картин, одна из самых известных «Посвящение императора Наполеона I» французского художника Жака Луи Давида. Как бы вы к Наполеону не относились, уделите внимание этой работе. Картина находится в 75-м зале французской живописи на 1-м этаже галереи Денон (Denon). Там же вы найдете и другие известные монументальные картины уже другого известного французского художника Эжена Делакруа, например, «Свобода, ведущая народ» и «Смерть Марата».

Читайте далее: